Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности деятельности и общения в контексте информационного общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Современный период развития человеческой культуры и цивилизации характеризуется новым этапом в эволюции характера основных социальных процессов и отличается стремлением развитого индустриального общества к совершенствованию своих социальных структур и институтов. Изучение этих процессов заставляет и ученых, и политиков делать выводы о том, что человечество, учитывая последние… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Социально-философский анализ современного информационного общества
    • 1. Условия возникновения и предпосылки развития современного информационного общества
    • 2. Информатизация как движущая сила социально-экономических изменений современного общества
    • 3. Развитие информационной культуры как критерий формирования информационного общества
  • Глава 2. Основные характеристики деятельности на современном этапе развития общества
    • 1. Характер влияния информационных технологий на развитие системы деятельности в обществе
    • 2. Специфика и социальные функции информационной деетельносш
    • 3. Предпринимательская деятельность в свете социотехнических возможностей информационных технологий
  • Глава 3. Коммуникация как основа отношений и связей информационного общества
    • 1. Теоретические и исторические представления о коммуникации и предпосылках ее развития в информационном обществе
    • 2. Основные формы развития социальной коммуникации в информационном обществе
    • 3. Телекоммуникации как интерактивная форма развития социальных связей и отношений

Особенности деятельности и общения в контексте информационного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный период развития человеческой культуры и цивилизации характеризуется новым этапом в эволюции характера основных социальных процессов и отличается стремлением развитого индустриального общества к совершенствованию своих социальных структур и институтов. Изучение этих процессов заставляет и ученых, и политиков делать выводы о том, что человечество, учитывая последние достижения научно-технического прогресса и новейшей информационной революции, имеет дело с факторами постиндустриального социально-экономического развития в рамках современной цивилизации. Ключевыми социотехническими условиями, формирующими и направляющими процессы постиндустриального развития, являются сознательное и целенаправленное использование в экономике и социальной практике систем искусственного интеллекта, и, в частности, компьютерных информационно-коммуникативных технологий, телекоммуникаций и сети Интернет, модемной и факсимильной связи, электронной почты, новых технологий телевизионного вещания. Ведущей и во многом знаковой особенностью современного мира становится формирование глобальной информационной индустрии, развитие которой трансформирует роль информации и знаний в социально-экономическом развитии. Расширение сфер применения технических и технологических инноваций порождает неоднозначные и нетривиальные формы государственного, политического и социокультурного развития.

С нашей точки зрения социокультурные проблемы являются узловыми для развития информационного общества, поскольку оно сопровождается кардинальными изменениями в интеллектуальной и практической деятельности человека. Информация и знания становятся «активаторами» развития системы деятельностей современного общества, а характер и уровень освоения информационно-вычислительной техники влияет на способы приспособления общества к результатам научно-технической революции. Важной проблемой остается также понимание характера и особенностей влияния информационно-коммуникативных технологий на изменение традиционной системы деятельностей и основных форм социальной и межличностной коммуникации, что связано с необходимостью поиска оснований для развития информационной культуры, составляющей ядро развития современного типа социальной культуры и образа жизни. Развитие информационно-вычислительной техники локализует и специализирует в обществе новые виды профессиональной занятости, что выражается, в частности, в стремительном развитии информационной деятельности как самостоятельного вида интеллектуального труда. Однако до сих пор информационная деятельность рассматривалась в основном в прикладном аспекте.

Степень разработанности проблемы. Анализу и изучению основных характеристик феноменов современного цивилизационного развития было посвящено немало исследований, среди которых необходимо выделить работы Д. Белла, М. Кастельса, Д. Лайона, Дж. Мартина, И. Масуды, А. Тоффлера, Ф. Фукуямы, Ф.Хайека. Во многом именно им принадлежат заслуги в привлечении внимания к характеристикам социального движения информации и знаний и в утверждении представления о том, что конкретной формой постиндустриального социально-экономического развития выступает информационное общество.

В рамках предложенных ими концепций информационное общество в целом рассматривается как модель развития социальных связей и отношений, формирование которой происходит за счет достижений «электронной революции», а также благодаря быстрому развитию вычислительной техники и информационно-коммуникативных технологий. Понимание основных моментов социального движения информации и знаний становится также важным условием формирования государственной политики наиболее развитых стран мира в области информатизации и компьютеризации основных сфер жизнедеятельности, во многом предопределяя направленность и содержание основных процессов глобализации мировой экономики. В связи с этим становление информационного общества рассматривается в качестве социотехнической проблемы, требующей для своего решения последовательного и приоритетного развития технических инноваций, внедрения их в социальную практику, а также активного освоения всего комплекса социально-политических возможностей и экономических выгод, вытекающих из их технического потенциала.

Комплексность подхода российских ученых к проблемам информатизации различных систем жизнедеятельности современного общества обеспечивается за счет разнообразия исследовательских задач и целей, неизбежно возникающих при осознании глубинной философской основы научных исследований и практических приложений теории информации. Академические исследования российских физиков и экономистов, биологов, физиологов и медиков демонстрируют тенденции к познанию информационных процессов в природе, социуме и живых организмах, что в значительной степени определяется основополагающими идеями В. И. Вернадского о ноосфере, генерирующей в себе информацию о совокупной деятельности человека. К числу ученых, анализирующих данные проблемы, правомерно отнести исследования А. Д. Урсула, Б. А. Глинского Г. Б.Жданова, Н. Н. Моисеева, Л. Г. Ионина, Ю. А. Шрейдера, В. Н. Костюка, В. Н. Лексина, А. Н. Швецова, Н. Г. Черешкина, В. Г. Зилова, К. В. Судакова, О. И. Эпштейна и многих других авторов.

Тесное соприкосновение проблем модернизации и развития образования с инструментальными возможностями современных информационно-коммуникативных технологий стимулирует активный интерес профессорско-преподавательского сообщества к социокультурным аспектам и формам информационной революции, а также ее влиянию на менталитет и молодежную культуру современного студенчества. Сборники научных трудов преподавателей различных вузов страны, такие как «Инновации в обучении» (1997), «Информационные технологии в образовании» (1998), «Саморазвитие человека» (1999) актуализируют не только прикладные проблемы информатизации. В значительной степени они фиксируют и проблемные сферы в части неоднозначности ее влияния на сознание и самосознание современных студентов, развитие их интеллектуальной культуры, выбор ориентиров и ценностей профессионального развития.

Не меньший интерес к потенциалу информатизации проявляется и со стороны социологов и политологов, которые в своих исследованиях формируют новое видение характера и форм социально-политических взаимодействий в обществе в связи с развитием информационно-коммуникативных принципов в организации социальной и политической жизни. Отметим здесь работу А. В. Дмитриева «Технологии консенсуса и компромисса», а также работы Г. В. Почепцова «Коммуникативные технологии XX века» (2000) и «Паблик рилейшнз для профессионалов» (2000).

В целом можно сказать, что в работах российских авторов фиксируется внимание на потенциале внутренних факторов развития информационного общества, на предпосылке, что технократизм является важным, но не столько определяющим, сколько определяемым традициями и социально-психологическими установками фактором. Их работы, признавая фундаментальную роль информации и знания в становлении современных форм экономической и социальной жизни, в то же время критикуют свойственное технологическому детерминизму отрицание возможностей реализации этических и гуманистических перспектив в развитии социотехнического начала информационного общества.

Объект исследования — деятельность и общение в социуме.

Предмет исследования — влияние информационного общества на деятельность и общение.

Цель исследования — анализ содержательных и функциональных особенностей деятельности и общения в современном информационном обществе.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

— проанализировать условия возникновения и развития информационного общества, выявить его качественные характеристики;

— рассмотреть совокупность информационных технологий, их виды, назначение и функции;

— рассмотреть систему социальной деятельности в условиях информационного общества;

— проанализировать основные подходы к выяснению специфики общения в различных экономических, технико-технологических, культурных и прочих условиях в современном обществе;

— выявить значение телекоммуникации для развития социальных связей и отношений.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили основные категории и принципы социальной философии, ее положения о закономерностях развития обществатруды отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов. В своем исследовании автор опирается на общенаучные принципы социального познания: детерминизма, системности, конкретно-исторического и цивилизационного подходов, синергетики, нелинейности и др.

Научная новизна результатов, полученных автором.

1. На основе анализа условий возникновения, функционирования и развития информационного общества уточнены его качественные характеристики. В их числе отмечены наиболее значимые: формирование самостоятельной информационной сферы развития социальных связей и взаимодействий, ускорение информационных обменов, самоопределение информационной деятельности в качестве важнейшей составляющей системы деятельностей, а также укоренение информационной индустрии в качестве рынка труда и капитала, активы которого имеют тенденцию к возрастанию.

2. Осуществлен анализ основных направлений влияния информационных технологий на различные виды деятельностидеятельность, как выражение способа воспроизводства социальных процессов и самореализации человека, анализируется в контексте социотехнических характеристик, присущих становлению и развитию информационного общества.

3. Выявлена специфика информациооной деятельности, показано, что информационная деятельность представляет собой процесс формирования, передачи информации, трансформации совокупности человеческих представлений, ощущений и восприятий в общезначимые и доступные пониманию смыслы и значения, посредством символов и артефактов стабилизирует коммуникативные процессы.

4. Рассмотрено влияние информационного общества на процесс общенияопределены основные содержание и формы социальной коммуникации: переход от разрозненных связей, опосредованных различными техническими средствами и устройствами хранения, обработки и передачи информации к централизованной иерархической структуре, основанной на целостной модели управления деловой, хозяйственной и социальной активности субъектов деятельности, формирование сетевой структуры социальных связей.

5. Раскрыто, что в условиях информационного общества средства телекоммуникации призваны технически поддерживать, воспроизводить и развивать социальные связи и взаимодействия в целях организации и гармонизации среды жизнедеятельности людей, формирования соответствующего образа жизни.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В исследовании информационного общества раскрытию его основных характеристик должен предшествовать анализ этапов его становления.

Проделанный анализ позволил представить, что ценность информации первоначально обозначена пределами ее практической пользы для целей и задач управления в контексте ее пригодности к организации информационного взаимодействия. В дальнейшем изобретение компьютера и осознание возможностей его программного обеспечения по обработке информации, автоматизации и оптимизации процессов управления в самых различных сферах социально-экономической жизни обеспечило быстрое развитие информационных обменов и взаимодействий. Кроме того, развитие и совершенствование информационных технологий на базе вычислительной и микропроцессорной техники значительно расширило пределы использования информации, поставив их во главу угла социотехнического развития современного общества. Развитие компьютерной техники, активный процесс компьютеризации самых разных сфер жизнедеятельности общества вылилось в масштабный процесс информатизации общества, имеющий, прежде всего, социотехническое измерение и активно влияющий на важнейшие характеристики и параметры социальной среды современной цивилизации.

2. Информационные технологии оказывают существенное влияние на различные виды деятельности. Их влияние осуществляется через обеспечение интенсивности информационных обменов и взаимодействий в отдельной сфере деятельности и между нимиоптимизацию методов и средств взаимодействия человека с техническими средствамимоделирование человеческой деятельности в контексте новых типов социальных отношений и связей, новых форм ее осуществленияразработку психологических факторов развития человеческой деятельности в условиях технологизацииоптимизацию средств деловой коммуникации и организации информационных потоковподготовку кадров нового поколения, способных работать в условиях информационного пространства, владеть технико-технологической культурой.

3. Информационная деятельность играет ключевую роль в функционировании любой социальной системы как единого целого, являясь всеобщей и универсальной функцией, опосредующей собой любой акт коммуникации. Исторические формы информационной деятельности допустимо рассматривать как способы трансформации совокупности человеческих представлений, ощущений и восприятий в общезначимые и доступные пониманию смыслы и значения. Средства информационной деятельности, в свою очередь, можно понимать как символические средства или артефакты, которые стабилизируют в обществе коммуникативные процессы. Они являются условием сохранения приемлемых на определенной стадии развития социальных форм организации материальных систем или условием их трансформации в другие формы организации. Социальное обособление информационной деятельности в качестве экономически определенной и актуальной сферы происходит в связи с потребностями институтов власти и управления в обслуживании, сохранении и поддержании своих основных функций. Специфика информационной деятельности состоит в том, что в результате своего социального обособления она становится основным средством обратной связи между властью и культурой, определяющим в обществе характер целеполагания, уровень, условия и формы развития его социокультурных, политических и экономических взаимодействий.

4. В условиях информационного общества происходит переход от частичного применения коммуникационных услуг и разнообразных средств передачи информации к формированию централизованной иерархии структуры социальной коммуникации и построение сетевой структуры социальных связей как ядра информационного общества. Ее формирование и расширение опосредовано особыми техническими средствами, развитие которых предопределено последними научными достижениями в области электроники. Они находят свое выражение в активном использовании разнообразных видов Интернет-технологий и состоят из средств оперативного обмена и распространения текстовой, звуковой, видеоинформации, включают в себя электронную почту и основанные на ней групповые дискуссионные форумы, а также веб-страницы как средства создания и поддержки информационных ресурсов в сети Интернет.

5. Телекоммуникации выступают в качестве важнейшего средства реализации социальных связей и взаимодействий, их расширения и развития в профессиональной сфере и других видах жизнедеятельности. Они позволяют реализовать в единстве момент самоопределения человека и его включенности в социокультурный контекст. С точки зрения философского анализа осуществление коммуникации суть атрибут и актуальное свойство компьютера. Коммуникативность олицетворяет собой, во-первых, социотехнический потенциал его устройства, во-вторых, является значимым активом его использования, а в-третьих, создает для информации специальную среду существования, имеющую технический смысл, актуально выражаемый в создании средствами телекоммуникаций сетевого (виртуального) пространства. Компьютер является важнейшим средством труда или деятельности, основной функцией которого является обеспечение доступа к информационным потокам и телекоммуникационным сетям.

Теоретическая и практическая значимость. Полученные в процессе исследования теоретические результаты, сформулированные в диссертации положения и выводы могут быть использованы в разработке отдельных направлений и проблем социальной философии, философии науки и техники. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке и чтении лекций, проведении семинаров по курсам социальная философия, философия, философия техники, политология и др.

Апробация работы. Основные идеи диссертации представлены в публикациях автора, в выступлениях на трех научных конференциях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии МГТУ «Станкин» и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, библиографии.

Заключение

.

Проведенное социально-философское исследование дало возможность выявить специфику деятельности и общения в условиях информационного общества. Мы показали, что условия возникновения информационного общества складываются по мере наращивания темпов научно-технической революции и качественных изменений технологически формирующейся социальной среды современного общества. Данное положение мы рассматриваем в качестве исходного и во многом определяющего направленность нашего исследования и формулировки ее основных проблем и положений, рассматриваемых в первом разделе данной работы. Наращивание темпов научно-технической революции сопровождается организационно-психологическими изменениями в характере деятельности. Увеличивается значение информатизации и интеллектуализации различных форм трудовой деятельности, возрастает роль знаний и информации, которые становятся важнейшими факторами социального прогресса. Эти процессы формируют собственно постиндустриальный этап развития современного общества, активно участвуют в процессах технологизации системы деятельности и порождают новые свойства, качества и состояния в развитии социальных процессов. С другой стороны, актуальные возможности современной вычислительной техники и информационно-коммуникативных технологий сделали информатизацию не только техническим феноменом, но и движущей силой социально-экономических изменений современного общества. Информатизация становится объективным процессом, характер которого стимулирует сознательный поиск новых критериев развития социального прогресса и активно влияет на изменения менталитета и образа жизни людей, ориентируя жизнедеятельность социума на активное взаимодействие с развивающимися системами искусственного интеллекта. Формирование потребностей в развитии техники в области управления, развитие кибернетики и осознание управленческих смыслов, присутствующих в природе информационных взаимодействий, сделало информацию важнейшим ресурсом социально-экономического развития и породило изменения в общей структуре системы деятельностей современного общества. В связи с этим стремительно нарастает значимость и социальная ценность информационной деятельности, которая становится одной из ведущих отраслей современного производства и порождает информацию в качестве своего собственного специфического продукта.

Двоякое следствие актуализации в современном обществе социального движения информации и знаний, одинаково важное для основных структур жизнеобеспечения перспектив развития общества, требует более глубокого анализа информационной деятельности, специфицирующей процесс всеобщего информационного обмена на различных стадиях развития общества. В данной работе мы остановились на анализе процесса самоопределения, специфике и социальных функциях информационной деятельности, а также особенностях ее функционирования в рамках рыночной модели экономики, сочтя необходимым подчеркнуть их отличие от функциональной модели информационной деятельности в рамках жестко ориентированной плановой экономики советского типа.

Учитывая сложность и неразработанность философского определения информационной деятельности, мы сочли целесообразным подчеркнуть и обосновать следующие моменты ее специфики. Информационная деятельность играет ключевую роль в функционировании любой социальной системы как единого целого, являясь всеобщей и универсальной функцией, опосредующей собой любой акт коммуникации. Исторические формы информационной деятельности допустимо рассматривать как способы трансформации совокупности человеческих представлений, ощущений и восприятий в общезначимые и доступные пониманию смыслы и значения. Средства информационной деятельности, в свою очередь, допустимо рассматривать как символические средства или артефакты, которые стабилизируют в обществе коммуникативные процессы. Они являются условием сохранения приемлемых на определенной стадии развития социальных форм организации материальных систем или условием их трансформации в другие формы организации. Социальное обособление информационной деятельности в качестве экономически определенной и актуальной сферы происходит в связи с потребностями институтов власти и управления в обслуживании, сохранении и поддержании своих основных функций.

Важнейшими особенностями становления современного информационного общества является формирование самостоятельной информационной сферы развития социальных связей и взаимодействий, ускорение информационных обменов, самоопределение информационной деятельности в качестве важнейшей составляющей системы деятельностей, а также укоренение информационной индустрии в качестве рынка труда и капитала, активы которого имеют тенденцию к возрастанию.

Другой стороной этих процессов, является расширение социального и культурного диапазона использования информации и изменение представлений о ее значимости и ценности для формирования разнообразия и устойчивости социальных связей и отношений. Это имеет двоякое следствие. Во-первых, это ставит научное сообщество перед фактом актуализации социального движения информации и необходимостью более глубокого познания природы информации. Во-вторых, управленческие структуры сталкиваются с возникновением нового типа самоорганизации системы деятельности на основе активного и относительно свободного функционирования в социуме информации и знаний и изменением качественных характеристик труда. Это ставит их перед необходимостью поиска новой парадигмы для целенаправленной и эффективной организации управленческой деятельности в условиях трансформации индустриального общества в общество постиндустриального типа.

Наш анализ показал, что актуальность рассмотрения соотношения информации и знания в качестве социально-философской проблемы, связана с решением целого ряда социально-практических проблем сохранения в обществе потенциала познавательных и интеллектуальных видов деятельности, а также социокультурных и аксиологических основ их дальнейшего развития. Не претендуя на полноту и исчерпываемость ответов на возникающие в данном контексте вопросы, мы сочли необходимым продемонстрировать различные системы социальных координат, в которых проблема соотношения информации и знания приобретает свою социокультурную значимость. Во-первых, она имеет отношение к характеру оценок значимого соотношения традиций и перспектив развития в обществе интеллектуальных видов деятельности и порождаемых ими систем ценностей. Свою конкретизацию она находит, в частности, в контексте познания и сознательного выбора путей развития в социуме нового знания. Во-вторых, проблема соотношения информации и знания актуальна в контексте социальной эволюции и развития интеллектуальных видов деятельности и выбора социально приемлемых принципов их организации и кооперации. С нашей точки зрения, наиболее значимым, но и наиболее трудным контекстом ее обсуждения является осознание диалектики социального движения информации не только в качестве технически организованного научного знания, но и в качестве прогностической основы его творческого развития. Обсуждение различных подходов к решению проблемы соотношения информации и знаний заставляет сделать вывод, что интенсификация информационных взаимодействий приобретает значимый социокультурный диапазон при формировании в различных социальных средах информационных потребностей и интересов, доминант этической ответственности и определений социальной эффективности в ситуациях обращения со знанием. С нашей точки зрения, такое видение во многом дополняет наши представления об основах проектов единства науки и техники и характере их приложений в социальной действительности. В такой перспективе можно заключить, что проблема соотношения информации и знания, рассматриваемая формально-логическими средствами философии, перерастает свою собственно философскую интерпретацию и становится проблемой социально-исторической, включающей в себя весь спектр политических, психологических и этических проблем становления информационного общества.

Многоаспектность проблемы соотношения информации и знания, а также поиск социокультурных оснований для их соизмеримости в конкретных ситуациях развития деятельностных процессов, указывает на потребность в формировании информационной культуры как конечного основания сохранения и развития преемственности культурных традиций и ценностей в условиях ускорения темпов развития научно-технического знания и интенсификации информационных обменов. При этом предпосылкой анализа процессов ее развития является понимание того, что действие технического начала, вокруг которого организуется информационное общество неизбежно обнаруживает свою противоречивость, если контекст познания сущности человека и оценки целесообразности его социоприродной активности не признавать значимыми с этических и социокультурных позиций. Информационная культура, таким образом, ориентирована на поддержку норм и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом, в котором общество воспроизводит себя не как стационарная система, опирающаяся только на тотальность контроля всех сторон жизнедеятельности, но как система, динамично развивающаяся за счет кумулируемого, обрабатываемого и транслируемого в его рамках знания. Характер и содержание социальных связей, образующих в информационном обществе целостность социальной жизни, с нашей точки зрения, эволюционируют благодаря признанию социальной значимости непосредственных форм коммуникации в организации процессов обращения со знанием, но поддерживаются в обществе за счет развитой в организационном отношении структуры информационной деятельности и социально приемлемых норм информационного обмена. В заключении в диссертации подчеркивается, что технические инновации, вокруг которых формируется развитие собственно социальной и экономической жизнедеятельности в информационном обществе являются в настоящее время проводниками информационного образа жизни. Компьютеризация, как определяющая социотехническая форма развития взаимодействий в информационном обществе, обретает свои социальные корни в расширении диапазона практического применения научных знаний. В конечном итоге, развитие технических средств связи и коммуникаций, включая СМИ и ТМТИ-сектор, а также их финансовая независимость, социальная ответственность и выбор критериев профессиональной культуры их корпоративного сообщества оказываются для информационного общества моментами, центрирующими его социокультурную природу, политическую стабильность и информационную безопасность.

В заключении подчеркнем, что анализ социокультурных аспектов формирования информационного общества свидетельствует о том, что его возникновение не является исторически случайным процессом. С нашей точки зрения, прообразы его существования и функционирования можно наблюдать в истории в виде концентрации локально и территориально распределенных форм социализации интеллектуальных видов деятельности. На современном этапе существуют тенденции глобализации социальной формы информационного общества. Наше исследование показало, что определение исторического места глобального информационного общества связано с тенденциями развития мировых социально-экономических процессов после окончания холодной войны. В такой перспективе развитие и функционирование информационного общества определено социальными формами и процессом снятия противоречий и проблем, возникших вследствие длительного идеологического противостояния двух мировых систем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Влияние высоких технологий на социальный прогресс. Высокие технологии и современная цивилизация. Материалы научной конференции
  2. И.Ю. Социальная роль научного знания в контексте постиндустриальной идеологии, http://www.iis.ru
  3. О.И., Иноземцев B.JI. Постэкономическая революция и глобальные проблемы // ОНС. 1998. № 4.
  4. Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации. Психологический журнал, 1998, № 1.
  5. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. М.: Academia, 1999.
  6. Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. М., 1988,
  7. Г., Даале В., Крон В. Сциентификация техники // Философия техники в ФРГ. Пер. с нем. М., Прогресс, 1989, с. 104−130
  8. B.C. От науковедения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991.
  9. B.C. Диалог, сознание, культура (идея культуры в работах М.М.Бахтина)
  10. Будущее России — создание информационного общества XXI века. Всероссийская конференция, http://www.iis.ru/events
  11. П. Отношение между наукой и техникой: социологическое объяснение // Философия техники в ФРГ. Пер. с нем. М., Прогресс, 1989, с. 131−161.
  12. Ю.А. Отношения и права собственности в эпоху НТР: масштабы перемен // Полис, 1991, № 2
  13. Н.П., Мунтян М. А., Урсул А.Д. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие
  14. О.Н. Адаптация общества к новым информационным технологиям: новые возможности и новое социальное неравенство. //Технологии информационного общества-98 — Россия. Распределенная конференция, http://www.iis/ru
  15. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Наука. 1983.
  16. А.Е. Метафоры Интернета. Вопросы философии, 2001, № 11.
  17. Е.К. Семантика релевантной логики и вопрос и природе логических законов. В кн. «Разум и культура». Труды международного франко-советского коллоквиума. Изд-воМГУ. 1983 с.69−75
  18. Высокие технологии и современная цивилизация. Материалы научной конференции
  19. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Пер. с нем. Б. Н. Бессонова. М.,
  20. О.И. Упражнения в сути дела. М., 1993.
  21. О.И. Фигуры идентичности методолога. // Генисаретский О. И. Навигатор: методологические расширения и продолжения. М., «Путь», 2001
  22. Г. Игра в бисер. Роман. М., 1967
  23. .А. Философские и социальные проблемы информатики. М.: Наука, 1990.
  24. А.Г. Капитализм, социализм, индустриальное общество — к вопросу о соотношении понятий. «Вопросы философии», 2001, № 9, с.36−53
  25. Дж. Пустыня в цвету. Роман // Голсуорси Дж. Собрание сочинений в 16 томах, т. 10. М.: Библиотека «Огонек», 1962.
  26. В.Г. Знать, чтобы делать М. Знание, 1987.
  27. JI.H. Апокриф: диалог с читателями вместо послесловия // Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. JI. «Наука». 1990. С. 241.
  28. А.И. Порядок как политическая ценность. Политические исследования. 1992, № 3. С. 145−147
  29. Дифференцировка — «Философская энциклопедия», М. «Советская энциклопедия» т.2, «Дизъюнкция — Комическое» с. 24
  30. К.М. Техногенная цивилизация и культура человека // Высокие технологии и современная цивилизация. Материалы научной конференции
  31. О.А. Понятие языка и ценность знания // Наука и ценности. Новосибирск. Наука, 1987, с. 171−176.
  32. Э. Критический рационализм и его возражения против позитивизма. Замечания о методе Карла Поппера, его значении и границах. // Разум и культура. Труды международного франко-советского коллоквиума. Изд-воМГУ. 1983 с. 102−107
  33. А.С. Информационная экономика: методологические принципы // http://www.e-govemment.ru/pub/e-business/98 542 333 8. html
  34. Г. Б. Информация и сознание. «Вопросы философии» 2000, № 11
  35. Г. Б. Плюсы и минусы тотальной компьютеризации // Высокие технологии и современная цивилизация. Материалы научной конференции. М., 1996.
  36. М.Ф. Наука и технология в концепции устойчивого развития// На пути к постиндустриальной цивилизации. Материалы II Международной конференции «Идеи Н. Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже III тысячелетия». М., 1996.
  37. В.Г., Судаков К. В., Эпштейн О. И. Элементы информационной биологии и медицины. М., 2000.
  38. А.Ф. Наука, технология, культура. К вопросу о принципах методологического анализа. // Разум и культура. Труды международного франко-советского коллоквиума. Изд-во МГУ. 1983 с.61−68
  39. Д. В. Постиндустриализм и виртуализация экономики.
  40. Е.Ю. Информация в экономике: теоретический аспект. Автореферат на соискание ученой степени канд. эконом.наук. Новосибирск, 2000.
  41. Н.Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже III тысячелетия. Материалы II Международной конференции. М., 1996.
  42. B.JI. Иллюзии постиндустриальной эпохи. «Независимая газета», 20 июня 2002 г.
  43. B.JI. Расколотая цивилизация. Бостон, Houghton Mifflin — Москва, Academia, 1999.
  44. История науки и техники: проблемы и перспективы. М., 1995.
  45. Кастельс М, Киселева Э. Россия в информационную эпоху
  46. .И. Современная техника: в поисках оснований постиндустриального развития человека //Высокие технологии и современная цивилизация. Материалы научной конференции
  47. А. От мира «приблизительности» к универсуму прецизионности // Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., «Прогресс», 1985.
  48. В.Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М., УРСС.2001.
  49. Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000
  50. Н.И. Наука в ее истории. М."Наука", 1982
  51. Д. Информационное общество. Проблемы и иллюзии.
  52. А.Н. Оптико-кинетическая форма в дизайне // Высокие технологии и современная цивилизация. Материалы научной конференции
  53. В. Н. Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития М., УРСС. 1999
  54. В.А. Вещь как знак: концепция эвокативности предметных форм культуры // Шпетовские чтения в Томске. 1991. Герменевтика. Этнопсихология. История философии. Семиотика. Томск, Изд-во Томского университета, 1992, с.72−74.
  55. Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., Республика, 1995.
  56. И.А. Этический фактор как обязательный компонент современных технологий в биоинженерии // Высокие технологии и современная цивилизация. Материалы научной конференции
  57. В.В. Китай в XVI—XVII вв.еках. Традиция и культура. М., «Искусство», 1995.
  58. М. Необходимость себя. Введение в философию. Доклады, статьи, философские заметки. М., «Лабиринт», 1996.
  59. У. Дж. Информационное общество
  60. А.С. Новая модель видеоконференции.// Технологии информационного общества-98 — Россия. Распределенная конференция. http://www.iis/ru
  61. Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. д.э.н., проф.З. П. Румянцевой, д.э.н., проф. Н. А. Саломатина. М., Инфра, М., 1997.
  62. И. С. Понятие «информационное общество», автореферат на соискание ученой степени канд. философ, наук, Москва, 2000
  63. Наука и ценности. Новосибирск, «Наука», 1987.
  64. И.А. Интеллигенция: превратности свободы. «Октябрь», 1997, № 12.
  65. И.А. Новые подходы к анализу понятия интеллигенции. Тезисы докладов научно-технической конференции «165 лет МГТУ им. Н.Э.Баумана», ч. И, М., 1995, с. 168.
  66. Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. М., 1988
  67. Нормы пользования Сетью http://www.ofisp.org/documents/ofisp-005.html
  68. Н.А. Виртуальные компьютерные технологии и культура // Высокие технологии и современная цивилизация. Материалы научной конференции
  69. Окинавская Хартия глобального информационного общества, http/ www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html
  70. Орлов Философско-исторические основания информационного общества
  71. А.П. Социальные проблемы коммуникативного порядка // http://arctogaia.krasu.ru/laboratory/pavlov/soc.shtm
  72. С.И. Сетевая экономика XXI века на базе Интернет-технологий. // Технологии информационного общества-98 Россия. Распределенная конференция, http://www.iis/ru
  73. Перспективы информатизации общества.
  74. В.Ф. Психосемантика сознания. М., Изд-во МГУ, 1988.
  75. А. Дополнительности принцип. «Философская энциклопедия», М. «Советская энциклопедия» т.2, «Дизъюнкция — Комическое» с. 52−53.
  76. С. Информационное общество и проблемы социального развития. Компьютерра, 2001, № 37.
  77. П. Герольд постиндустриального общества. «Новый компаньон"2000, № 44.
  78. В.М. К различению техники и технологии // Высокие технологии и современная цивилизация. Материалы научной конференции
  79. Свободное слово. Интеллектуальная хроника десятилетия: 1985−1990 гг. М., 1996
  80. Современная западная социология. Словарь. М., Политиздат, 1990.
  81. О.Д. От технологии к технософии. // История науки и техники: проблемы и перспективы. М., 1995, с. 113−114.
  82. B.C. Высокие технологии и проблема ценностей // Высокие технологии и современная цивилизация. Материалы научной конференции
  83. С.А. Сети связей как элемент общественных отношений, http ://www.ou-l ink.ru/654/bu11 etin654/i .htm
  84. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987
  85. Технологии информационного общества-98 Россия. Распределенная конференция, http://www.iis/ru
  86. А.Дж. Постижение истории. Сборник. Пер. с англ. М., «Прогресс», 1991.
  87. Тоффлер Э, Тоффлер X. Создание новой цивилизации. Политика Третьей Волны. //http://www.net.kg/jornal/n5/JRNAL51 l. htm
  88. Уайтхед. Избранные работы по философии. Пер. с англ. Москва, «Прогресс». 1990.
  89. А. Д., Информатизация общества. М., 1990
  90. В.Г. Культура сервиса. Учебно-практическое пособие. М., 2000
  91. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)
  92. В. Постиндустриальный мир надежды и опасения. (К постановке проблемы) // Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 12.
  93. С.П. «Вина» интеллигенции и ее «покаяние» как факторы социальных реформ в России, «Вопросы философии» 2001, № 7, с. 149−157.
  94. В.В. Техническое знание как объект методологического анализа. Томск, 1981. I
  95. В.А. Историческая психология. Москва, «Смысл», 1997.
  96. Г. Г. Философские этюды. М. Изд. группа «Прогресс», 1994.
  97. Ю.А. Социокультурные и технико-экономические аспекты развития информационной среды. Памяти Л. С. Козачкова // Информатика и культура. Сб.научн.трудов. Новосибирск, Наука, 1990, с.50−82
  98. Н.С. Ценность и стоимость (опыт системного анализа) М., Издательство стандартов, 1994.
  99. Энциклопедический словарь юного техника. М., Педагогика, 1988.
  100. И.И. Информациология. М.: Радио и связь, 1996.
  101. P.M., Заболотский В. И. Научно-методические основы информатизации. СПБ. «Наука», 2000.
  102. . Дихотомия. «Философская энциклопедия», М. «Советская энциклопедия» т.2, «Дизъюнкция — Комическое» с. 24−25.
  103. Judy R.W., D’Amico С. Workforce 2000. Work and Workers in the 21-st Century. Indianapolis (In.), 1997.
  104. Lutz B. Kann man Technik-Folgen abchatzen? Gewerkchaft. Monatsh. 1986, № 9.
  105. Martin W.J. The Information Society. L., 1988.
  106. Ong W.I. Orality and Literacy. The Technologiziing of the Word. N.Y., 1982.
  107. Work and Workers in the 21-st Century. Indianopolis (In.), 1997/
Заполнить форму текущей работой