Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Как выглядит естественно-научная антропологическая концепция?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подводя итоги естественно-научной концепции в антропологии, необходимо отметить, что, являясь органическим продолжением диалектической картины мира, она не только утверждает реальность материального мира, всех вещей и явлений, но и доказывает его субстанциональное единство. Здесь человек и его сознание остаются высшей формой существования материального мира, развитие которого самым общим образом… Читать ещё >

Как выглядит естественно-научная антропологическая концепция? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В естественно-научной концепции субстанцией выступает материальная основа мира. Принципом или механизмом возникновения человека из материи становится эволюция. Эволюционным процессом можно назвать такое изменение системы, при котором часть, приспосабливаясь к внешней агрессивной среде, обретет более совершенные формы своего существования по сравнению с целым. Здесь под целым подразумевается, например, материальная природа, а под частью — психическая организация человека. Сторонниками подобного подхода были Дарвин, Маркс, Энгельс, Спенсер, Ленин и др. Образ человека представляет высшую форму существования материи (Спенсер, Маркс) или усовершенствовавшую себя в процессе жизнедеятельности обезьяну (Дарвин). Следовательно, природа человека зла, ибо субстанцией его выступает либо агрессивная по форме своего проявления материя, либо животные импульсы — инстинкты, повинные в непрекращающейся борьбе животного мира за «место под солнцем».

Естественно-научная антропологическая концепция неразрывно связана с именами Дарвина и Энгельса. Дарвин, его ученики и последователи обосновали генетическое родство человека с животными, его происхождение от высших обезьян. Наиболее вероятными предками считаются высшие обезьяны третичного периода — дриопитеки, скелетные останки которых найдены в различных местах Южной Азии и Европы. Однако, оставаясь на позициях эволюционного трансформизма, Дарвин не смог вскрыть качественное своеобразие перехода от животного предка к древнейшему человеку. Энгельс развил положения Дарвина. И на основе историко-материалистического учения раскрыл качественные особенности процесса становления человека, выдвинув общественно-трудовую теорию антропогенеза. Движущей силой антропогенеза являлась общественно-трудовая деятельность древних людей с помощью искусственно изготовленных орудий. Именно осмысленный труд, с точки зрения Энгельса, оказал формирующее влияние на морфологическое строение человека, становясь причиной образования и укрепления человеческого общества, возникновения и развития сознания, речи, культуры.

Другое авторитетное учение, связанное с естественной эволюцией материи, принадлежит одному из родоначальников позитивизма Герберту Спенсеру (1820−1903). Он развил теорию всеобщей эволюции, которая определяется как «интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения, переводящая материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную, связную однородность, и производящая параллельно тому преобразование сохраняемого материей движения» (Спенсер Г. Основные начала. — СПб, 1897. — С. 331). Эта «формула эволюции» конкретизируется в законах, которые описывают непрерывное перераспределение материальных частиц, протекающих в направлении к соединению (интеграции) их самих и рассеянию (дезинтеграции) движения, что приводит, в конечном счете, к равновесию. Под это механистическое понимание эволюции Спенсер подводил все явления — от неорганических до нравственных и социальных. Так, биологическую эволюцию Спенсер понимал как приспособление внутренних отношений к внешним с целью сохранения существования. Поэтому психическая эволюция становилась определенным этапом биологической и представляла форму реакции на воздействие внешней среды. Психические ощущения раскладывались Спенсером на отдельные элементы — атомы душевной жизни, представляющие «однородные нервные толчки», ассоциативно связанные между собой. Однако тело человека, его психическая организация и общество в целом, достигнув определенной степени интеграции — наивысшей для них «точки равновесия», затем претерпевают обратный процесс — дезинтеграции, пока вновь не возвратятся в неопределенную и бессвязную материальную однородность.

Остроумную критику естественно-научной антропологии мы находим в размышлениях замечательного российского философа Льва Шестова, который согласился с тем, что есть две одинаково сильных конкурирующих между собой концепции происхождения человека: первая — библейская, вторая — дарвиновская. Однако продолжительные наблюдения за жизнью людей и глубокие размышления над увиденным заставляют признать парадоксальный факт: с точки зрения эмпирического опыта обе концепции оказываются абсолютно правы. Одни люди в течение своей жизни испытывают необъяснимую экзистенциональную тоску по тому утраченному миру, из которого был изгнан их предок. Поэтому, не принимая это мир, они с грустью смотрят на него, вымаливая своим поведением прощения у Бога. Зато другие великолепно, комфортно себя чувствуют именно здесь, ибо, по-обезьяньи приспособившись к миру, они получают от него все, о чем только может помечтать животное. Из этого следует только одно: Библия и Дарвин в равной мере правы. Часть людей произошли от Бога, ибо созданы по образу его и подобию, другая часть — от усовершенствовавших себя обезьян.

Подводя итоги естественно-научной концепции в антропологии, необходимо отметить, что, являясь органическим продолжением диалектической картины мира, она не только утверждает реальность материального мира, всех вещей и явлений, но и доказывает его субстанциональное единство. Здесь человек и его сознание остаются высшей формой существования материального мира, развитие которого самым общим образом описано диалектическими законами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой