Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философско-мировоззренческие проблемы молодежной субкультуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тарасов А. Есть ли будущее у молодежи. // «Свободная мысль», 1996, № 7. теории. В связи с этим представляется целесообразным использование методологии, ориентированной на плюрализм смыслов и оценок. Этот эффект достигается благодаря использованию нескольких методологических оснований, ведущими из которых являются постмодернистские принципы. Фрагментарность постиндустриального общества проявляется… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Формирование феномена культура в истории развития философской мысли
    • 1. 2. Философский смысл понятия «молодежная субкультура»
    • 1. 3. Формирование статуса молодежной субкультуры
    • 1. 4. Онтологический «симбиоз» молодежной субкультуры и контркультуры
  • ГЛАВА II. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК СПОСОБ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ МОЛОДЕЖИ
    • 2. 1. Специфика и сущность молодежной субкультуры
    • 2. 2. Молодежная субкультура и «культура для молодых»
    • 2. 3. Онтологический смысл молодежной субкультуры
  • ГЛАВА III. ДИНАМИКА, ЧАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
    • 3. 1. Особенности современного философского анализа молодежной субкультуры
    • 3. 2. Влияние политики и экономики на динамику молодежной субкультуры
    • 3. 3. Влияние техники на формирование динамики молодежной субкультуры
    • 3. 4. Особенности и общие признаки молодежной субкультуры

Философско-мировоззренческие проблемы молодежной субкультуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Попытки осмысления феномена молодежной субкультуры в мировоззренческом плане предпринимаются сравнительно недавно. Долгое время проблема молодежной субкультуры в отечественно философской науке рассматривалась как не укладывающееся в привычные культурные нормы, как девиантное поведение, характеризующееся стремлением к гедонизму. Такие взгляды позволяли сделать выводы о значении ценностей, присущих молодежной субкультуре: то, что это, во-первых, скорее культура досуга, а не работыво-вторых, в ее рамках социальные отношения организованы не вокруг семьи или отдельных друзей, а вокруг равных групп.

В то же время на Западе исследования сначала молодежи, а затем и собственно феномена молодежной субкультуры начались еще в первой половине XX столетия, хотя отдельные положения, подготавливающие изучение молодежи и молодежной субкультуры, можно обнаружить и в более ранних работах. Молодежь в известном смысле представляет будущее страны, а потому и настроения молодежи, ее поведение, самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий нравственный, идеологический, политический климат в данном обществе. Жизнеспособность любого общества зависит именно от молодежи. Сегодня феномен молодежной субкультуры остается серьезным «белым пятном» в нашем понимании общества, несмотря на то, что реальность сегодняшнего дня характеризуется активизацией и интенсификацией формирования молодежных субкультур. Отношение к молодежной субкультуре как к чему-то несерьезному, что «пройдет с возрастом», чрезвычайно опасно и в миро воззренческом плане, и в плане неадекватности реальному положению дел, что чрезвычайно актуализирует данное исследование.

Исходя из этого, анализ молодежной субкультуры приобретает не только теоретическую, но и мировоззренческую актуальность, которая диктуется необходимостью выработки адекватной политики в отношении субкультуры молодежи и учета ее как фактора современного развития общества.

Предмет исследования. Предметом исследования являются тенденции возникновения и развития феномена молодежной субкультуры как элемента современного социума.

Объектом исследования служит процесс формирования молодежной субкультуры как неотъемленной части бытия современного общества.

Цель исследования. Целью исследования является философский анализ молодежной субкультуры, рассматриваемой как целостный феномен в единстве его экзистенциальных характеристик.

Задачи исследования. В связи с этим ставятся следующие задачи: выявление философского смысла понятия «молодежная субкультура" — определение специфики молодежной субкультуры, ее места и роли в современной реальности;

• сравнение с «культурой для молодых» и контркультуройисследование экзистенциальных смыслов молодежной субкультуры;

• исследование динамики развития молодежной субкультуры;

Основные положения, выносимые на защиту:

Молодежная субкультура возникает в период перехода индустриально-развитых социальных систем к постиндустриализму.

Причинами возникновения молодежной субкультуры как феномена следует считать увеличение периода профессионального обучения, порождающий феномен «социального детства» и продлевающий период взросления, что само по себе является следствием объективных процессов индустриализации. В связи с этим реально существующее определенное несоответствие во взглядах, вкусах, предпочтениях, ценностях и т. д. различных поколений не является действительной причиной возникновения молодежной субкультуры, а также ухода молодых людей в неформальные молодежные объединения.

К субъектам молодежной субкультуры следует причислять лишь часть молодежи, поэтому понятие «молодежная субкультура» нельзя рассматривать как общее явление. Возможными каналами продуцирования субкультурной молодежи служат: семья, учебное заведение, формальная группа, безработица или частичная занятость молодых людей, а также статусное несоответствие желаемого действительному.

Молодежная субкультура — это переходная стадия становления личности, утрачивающая свое значение по мере адаптации юноши к миру взрослых.

Между понятиями «молодежная субкультура», «культура для молодых» и контркультура имеют место следующие различия: молодежная субкультура — феномен урбанистический, характерный для крупных городов и имеет внутренний источник (молодые для себя). Культура для молодыхрассчитана на молодых людей вне зависимости от того, где они живут, является элементом массовой культуры и имеет внешний источник (старшие для молодых). Молодежная субкультура замкнута, «эзотерична», отделена от базовой культуры, но необязательно оппозиционна ейконтркультураэто всегда бунт, протест.

Научная новизна исследования. В ходе исследования получены результаты, которые можно охарактеризовать как новое знание о молодежной субкультуре: обосновано положение, что молодежная субкультура возникает на начальной стадии перехода индустриально-разцитых общественных систем к постиндустриализмувыявлены причины возникновения молодежной субкультуры: резкое ускорение темпов социокультурных изменений, удлинение периода обучения и профессиональной подготовки, потребность у молодых людей компенсировать невозможность самореализации иным путемопределено, что приобщение к молодежной субкультуре есть переходная стадия становления личности, утрачивающая свое значение по мере адаптации к миру взрослыхпрослежено различие между молодежной субкультурой, «культурой для молодых» и контркультурой, выявлено, что все три вида культуры существуют либо параллельно, либо пересекаясь, либо сливаясьпрослежена зависимость динамики молодежных субкультур от политики, и экономики и техники;

Степень теоретической разработанности проблемы. Специфика предмета исследования определяет и характер теоретической проработки, так как теоретическое освоение его началось лишь во второй половине XX века. Все источники можно условно поделить на несколько групп:

Первая, это философские исследования, непосредственно посвященные проблемам молодежи и молодежных субкультур. К ним следует отнести работы К. Манхейма1, который один из первых обратил особое внимание на роль молодежи в обществе, заложив тем самым основы изучения молодежи и, соответственно, молодежной субкультуры. А также работы А. Алексеева2, Э.Я. Баталова3, В.Н. Боряз4, М. Мид5, Г. М. Пономарева6, Э.А.

7 8 9 10.

Романаускайте, А. Тоффлера, П. Ханигана, Т. Б. Щепанской и др. Очевидно, что зарубежные источники в силу объективных причин значительно превышают по числу отечественные. Кроме того, именно зарубежными ав.

1 Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М., Юрист, 1994. Алексеева А. Неформальное движение. — М., Политиздат, 1992. 1.

3 Баталов Э. Я. Философия фунта. (Критика идеологии левого радикализма). — М., Политиздат, 1973.

4 Боряз В. Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. — Л., Наука, 1973.

5 Мид M. Культура и мир детства. — М., 1988. Пономарев Г. М. Молодежные субкультуры. — В кн.: Основы культурологи. — М., ACT. 1998.

7 Романаускайте Э. А. Молодежная субкультура как эстетический феномен. — М., 1991.

8 Тоффлер А. Футурошок. — СПб, Лань, 1997.

9 Ханиган П. Молодежь, испытывающая трудности. Понять, чтобы помочь. — M., 1999.

10 Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. — СПб., 1993, торами были выработаны основные концептуальные подходы к анализу феномена молодежной субкультуры.

Отечественные работы, касающиеся молодежной субкультуры или проблем молодежи, можно разделить на три части. Первая, наиболее крупная часть работ, была написана в 70−80-е гг. В основном в них анализировалось положение молодежи на Западе и молодежные движения протеста. В числе таких работ можно назвать следующие: A.M. Байчорова", Б. Бан-нова12, В. Большакова13, А.Р. Брычкова14, А.С. Грачева15, Ю.М. Климова16. Но в это же время появлялись работы, в которых авторы все же обращались к различным граням молодежной субкультуры, будь то анализ философских взглядов идеологов протестной молодежной субкультуры, или рассмотрение эстетики молодежной субкультуры (Давыдов Ю.Н.)17.

В этот период появились работы, предметом которых была собственно молодежная субкультура. Среди таких работ можно отметить следующие: Л. Н. Вдовиченко, А. Загорский18, А.П. Герасименко19, С.Н. Иконникова20, О.В. Никулина21, В.И. Оборонко22 и др.

Вторая часть работ по молодежной субкультуре по большей мере сосредотачивалась на описании внешних проявлений: активности, манер, обличий и т. п. представителей той или иной молодежной субкультуры, или «неформалов». К таким работам, например, относятся следующие: В. Н. Байчоров A.M. От «разбитого поколения» к контркультуре. Парадоксы молодежного протеста В США. -Минск, Б ГУ, 1982.

12 Баннов Б. Мятеж возмущенного разума. Студенчество Запада против империализма. — М., Молодая гвардия, 1970.

13 Большаков В. Бунт в тупике? (Очерки с идеологического фронта). — М., Молодая гвардия, 1973.

14 Брычков А. Р. Молодежь США: от нигилизма к политике. — М., 1974.

15 Грачев А. С. Поражение или урок? Об опыте и последствиях молодежных и студенческих выступлений 60−70 гг. на Западе. — М., 1978.

16 Климов Ю. М. Поколение кризиса или кризис поколения? — М., 1988.

17 Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма. (Искусство и «новые левые»). — М., Искусство, 1975.

Х Вдовиченко Л. Н., Загорский А. «Альтернативные» движения молодежи в современном буржуазном обществе. — М., 1984. Герасименко А. П. Критика теорий молодежной культуры. — М., 1979.

211 Иконникова С. Н. Критика буржуазных концепций «молодежной культуры». — М., Знание, 1976.

Никулина О. В. Молодежная субкультура: за и против. — М., 1985.

22 Оборонко В. И. Западные молодежные субкультуры 80-х годов. — М., ИНИОН АН СССР, 1990.

Березовский, Н.И. Кротов23, А. В. Громов, О.С. Кузин24, А. Запесоцкий, А. Файнь, В.Ф. Левичева26, А. Марков27, Д.В. Ольшанский28, М.Г. Писарев29, Т. Хойбнер30, В.Н. Шкурин31 и др. Вместе с тем предпринимались попытки уйти от описательности и заняться анализом феномена молодежной субкультуры, выявлением причин его возникновения, отрицательных и поло.

Х’У 3 3 жительных сторон. С. Н. Плаксий, З. В. Сенкевич .

В последние годы наметился поворот к осмыслению феномена молодежной субкультуры в различных его проявлениях. Д.В. Петров34 и др. При этом следует отметить, что в настоящее время преимущественно развиваются социология и психология молодежи, также большое внимание уделяется проблеме наркомании в молодежной среде, в то время как попытки философского осмысления молодежной субкультуры предпринимаются крайне редко. Все же мы не можем не упомянуть таких авторов как.

— If ^fL.

А. Запесоцкий, А. Файн, Н. А. Сосновский, А. Тарасов, и др., публикациям которых свойственно желание осмыслить феномен молодежной субкультуры.

Методологическая основа исследования. Стремление познать сложные явления действительности при помощи одного единственного инструмента противоречит логике самого «события» мира, описываемого в.

23 Березовский В. К., Кротов Н. И. Неформальная Россия. — М., 1990.

24 Громов А. В., Кузин О. С. Неформалы. Кто есть кто? — М., 1990.

25 Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. — М., Профиздат, 1990.

26 Левичева В. Ф. Молодежный Вавилон. — М., Молодая гвардия, 1989.

27 Марков А. Самодеятельные молодежные объединения. — Л., 1988.

28 Ольшанский Д. В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. — М., 1990.

Писарев М. Г. Неформальные движения молодежи В США и странах Запада в 60−70-е годы. — М., АН СССР, 1989.

30 Хойбнер Т. Вызов неприкаянных: Модные волны и молодежные течения — теды, хиппи, панки, рокеры в Западном мире. — М., 1990.

31 Шкурин В. Н. Неформальные молодежные объединения. — М., 1990.

32 Плаксий С. К. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. — М., Знание, 1988.

33 Сенкевич З. В. Молодежная культура: «за» и «против». — М., 1990.

34 Петров Д. В. Молодежные субкультуры. — Саратов, 1996.

35 Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. — М., Профиздат, 1990. Сосновский Н. А. Миф о люберецком «Гарлеме». // «Знаниесила», 1992, № 2432.

37 Тарасов А. Есть ли будущее у молодежи. // «Свободная мысль», 1996, № 7. теории. В связи с этим представляется целесообразным использование методологии, ориентированной на плюрализм смыслов и оценок. Этот эффект достигается благодаря использованию нескольких методологических оснований, ведущими из которых являются постмодернистские принципы. Фрагментарность постиндустриального общества проявляется в множественности социокультурного пространства, состоящего из культуры в свою очередь «сотканных» из множества различных подкультур, или субкультур, среди которых и молодежная. Постмодернистская методология деконструкции с последующей реконструкцией, позволяет не только лучше понять источники, сущностные основания, а также динамические процессы, характерные для молодежной субкультуры, но и показать, что молодежная субкультура является закономерным продуктом развития обществ на переходе от индустриально-развитой стадии к постиндустриализму.

Исследования молодежной субкультуры в настоящей работе опираются на теоретические и эмпирические источники: к первым относятся работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные изучаемой проблематикеко вторым — результаты социологических исследований, личные наблюдения, материалы публикаций средств массовой информации, в том числе Интернет.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Дан целостный теоретический образ молодежной субкультуры как экзистенциального феномена, полученные при этом результаты открывают эвристические и функциональные возможности для решения фундаментальных социально-философских и этических проблем, могут быть использованы при создании целостной концепции общества.

Положения и выводы, обоснованные в диссертации могут применяться при чтении основных и специальных курсов по различным философским дисциплинам студентам, аспирантам, слушателям институтов и факультетов повышения квалификации по всем гуманитарным и техническим специальностям, способствовать выработке мировоззренческих и нравственных ориентации личности, а также использоваться как информационный и методологический базис в организациях, учреждениях и других социальных институтах, нацеленных на работу с молодежью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог проведенного исследования, можно сказать, что молодежная субкультура — не отклонение от нормы, не вариант девиантного поведения, а один из частных случаев, вариантов нормы, характерной для постиндустриальных обществ.

Каждая конкретная общественная система и соответствующая ей культура включает в себя различные подсистемы, или субкультуры, которые характеризуется своими специфическими чертами, образом жизни, мировосприятием и т. д. Эти подсистемы отличаются от базовых тем, что они являются неполными, частичными. Субкультуры — это некие подкуль-туры, или культуры в культуре. Кроме того, они несут в себе все особенности своей базовой культуры. Все культурные системы на идентичной стадии развития обладают одним и тем же набором субкультур. Причем субкультуры предоставляют человеку право сознательно выбрать их. Молодежная субкультура — эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себяэто — «элитарная» культура, нацеленная на включение молодых людей в обществоэто — частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (т.е. мировосприятие, умонастроение) ее носителей.

Для феномена молодежной субкультуры характерно следующее: она представляет собой общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней, т. е. идентифицирует себя с ней. Члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения (например, ки-берпанки) — вхождение молодого человека молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре, какими являются прическа, одежда, жаргон, украшения и т. п. значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы:

• посредством нее молодые люди узнают «своих" — она отличает данных молодых людей и выделяет среди «чужих" — она работает на объединение и сплочение группыона позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию.

Появление феномена молодежной субкультуры по времени совпало с началом перехода общества к постиндустриализму, основными чертами которого являются плюрализм, множественность, неопределённость, фрагментарность, изменчивость, эклектизм. Эти черты характерны и для постмодернистского мировосприятия и философии, и для молодежной субкультуры.

Истоки развития феномена молодежной субкультуры следует искать в переходе общественных систем от статичности к динамичности и в соответствующем изменении положения молодых людей в общественных системах. В статичных обществах главную роль играло старшее поколение, в динамичных эту роль играет молодое поколение. Изобретение техники и внедрение ее в производство ознаменовало переход к динамичным обществам и породило новую демографическую группу — «молодежь». Так, проводившиеся в 70 — 90-х гг. XX столетия исследования показали, что проблема «конфликта поколений» во многом оказалась утрированной. Это приводит к выводу, что из реального несоответствия во взглядах, вкусах, предпочтениях, ценностях и т. д. поколений вовсе не следует «выводить» возникновение молодежной субкультуры, а также уход молодых людей в неформальные молодежные объединения. Такое понимание причин возникновения молодежной субкультуры излишне поверхностно.

В действительности индустриально-развитые и постиндустриальные общественные системы привносят в бытие новое явление: биологически и физиологически взрослых «социальных детей», нуждающихся, в самоутверждении, самовыражении. Невозможность для некоторых из них удовлетворения этой потребности, вызванная чрезвычайным удлинением периода обучения, приводит к возникновению молодежной субкультуры.

Внедрение техники в производство обернулось для человека индустриализацией, появлением «массового общества», превратившего людей в толпу, в массу, следствием чего стало возникновение массовой культуры, ориентированной на человека массы, малообразованного, малокультурного. К тому же времени на историческую арену вышла большая армия молодых людей, основным занятием которых была учеба, имевшая много свободного времени, которое можно было тратить на развлечения. А потому заработала индустрия производства культуры для молодых людей. Но эта создаваемая культура нивелировала их еще несформировавшиеся личности. Попыткой противостоять этому явилась молодежная субкультура. Правда, эскапизм молодых людей, их желание сохранить собственную индивидуальность на деле обернулись лишь иной формой ее потери, поскольку в молодежных субкультурах одним из основных требований к ее членам является принятие определенных общих норм, ценностей, стандартов, языка, манер и т. п. данной культуры.

Молодежная субкультура и культура для молодых сосуществуют, порой параллельно, порой пересекаясь, но никогда не сливаясь.

С 60-х гг. XX столетия понятие молодежной субкультуры начинают связывать с понятием «контркультура». Однако эти два различных типа культуры могут а) не иметь ничего общего один с другим, б) взаимопере-секаться и в) сливаться в одно целое, создавая некий «симбиоз».

Молодежная субкультура является своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества, попыткой внесения изменений в старую, а иногда и создания новой системы ценностей, морали и т. п. общества. Поэтому молодежная субкультура носит инновационный характер. Однако не все инновации «впитываются» базовой культурой, а лишь те, которые продуктивны и соответствуют изменившейся ситуации в современном молодежной субкультуре обществе.

Будучи субкультурой, исследуемый феномен не только зависит от базовой культуры, но и влияет на него. Наша сегодняшняя культура представляет некую цельность, включившую в себя и элементы молодежной субкультуры 60-х гг., и молодежной субкультуры 70-х и т. д. гг., и элементы криминальной субкультуры, и элементы богемной и других субкультур. Каждое молодежное поколение, вырастая, вносит в базовую культуру своего общества то, что было выработано им в период молодости. Однако чтобы одна реальность сменила другую, новые метафоры должны объединиться с властью, которая возьмет их на вооружение, ими вдохновится, попытается их осуществить. В жизни же возможно лишь вхождение элементов молодежной субкультуры в базовую культуру, а также частичное обновление последней наработками молодежной субкультуры, что отражает динамику взаимодействия этих двух культур.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Неформальное движение. — М., Политиздат, 1992.
  2. С.М. Отрицательный угол. М., Молодая гвардия. 1990.
  3. Аттическая философия: Платон: Апология Сократа. Философия от античности до современности. М., 2004. С. 1173
  4. A.M. От «разбитого поколения» к контркультуре. Парадоксы молодежного протеста в США. Минск, БГУ, 1982.
  5. . Мятеж возмущенного разума. Студенчество Запада против империализма. М., Молодая гвардия, 1970.
  6. Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989.
  7. Э.Я. Философия фунта. (Критика идеологии левого радикализма). М., Политиздат, 1973.
  8. Д. грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
  9. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
  10. В.К., Кротов Н. И. Неформальная Россия. М., 1990.
  11. Бестужев-Лада И.В. какая ты, молодежь? М., 1988.
  12. В. От наукоучения к логике культуры. (Два философских введения в двадцать первый век). — М., 1991.
  13. В. Бунт в тупике? (Очерки с идеологического фронта). -М., Молодая гвардия, 1973.
  14. Ф. Две культуры. М., Прогресс.
  15. В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. -Л., Наука, 1973.
  16. Д. Изгнание торжествующего зверя. О причине, начале и едином. Мн.: Харвест, 1999. Ст. 348
  17. А.Р. Молодая Америка. М., молодая гвардия, 1971.
  18. А.Р. Молодежь США: от нигилизма к политике. М. 1974.
  19. С.Н. Два Града. Исследование о природе общественных идеалов. В 2-х томах. СПб: Из-во РХГИ, 1997.
  20. Ш. Жизненный путь человека. М., 1972.
  21. Г. Без демаркационной линии. (Интеллигенция, «контркультура» и революция), пер. с болгарского. М.: Прогресс, 1976.
  22. Л.Н., Загорский А. «Альтернативные» движения молодежи в современном буржуазном обществе. М., 1984.
  23. М. Избранные произведения. М., 1990.
  24. В. Дух и история. М., 1995.
  25. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа С-Пб.: Наука, 1992.
  26. А.П. Критика теорий молодежной культуры. М., 1979.
  27. А.С. Поражение или урок? Об опыте и последствиях молодежных и студенческих выступлений 60−70 гг. на Западе. М., 1978.
  28. А.В., Кузин О. С. Неформалы. Кто есть кто? М., 1990
  29. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
  30. П.С. Судьбы юных. М., Знание. 1982.
  31. Ю.Н. Эстетика нигилизма. (Искусство и «новые левые»). -М., Искусство, 1975.
  32. Ю.Н., Роднянская К. Б. Социология контркультуры. (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М., 1980. С. 248.
  33. Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб., 1995.
  34. Дети, подростки и молодежь России. Ситуационный анализ. (Доклад Горбачев-фонда). М., 1998.
  35. Д. Избранные атеистические произведения, М., 1956.
  36. Д. Собрание соч., т. 10, М., 1997, с. 271.
  37. Э. О разделении общественного труда. М., 1996.
  38. Ю.В. Обострение социально-политических противоречий в США и молодежь. М., Наука. 1986.
  39. Ю.В. Миф о конфликте поколений. М., 1973.
  40. Западные молодежные субкультуры 80-х годов. М., АН СССР, 1990.
  41. А., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. М., Профиздат, 1990.
  42. Зарубежная фантастическая проза прошлых веков: М.: Правда, 1989.
  43. В.В. История русской философии. Харьков: Фолио- М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  44. С.П. Проблемы социализации современной молодежи. -Оренбург, 1999.
  45. В.И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. С.
  46. С.Н. Критика буржуазных концепций «молодежной культуры». М., Знание, 1976.
  47. И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., Интрада, 1998.
  48. И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М., Интрада. 1996.
  49. Ильин И.А.: Путь к очевидности, М.: Республика, 1992.
  50. И.М., Алещенок С. В., Володин Н. А. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. М.: Голос, 1999.
  51. Т.Г. Молодежные субкультуры. Казань, 1997.
  52. И. Сочинения. В 8-ми т. Т. 3, С. 526 М.: «ЧОРО», 1994.
  53. М.В. Молодежь Европы в поисках выхода. М., 1990.
  54. К. Юность, перемены и насилие. // «Америка», 1969, № 150.
  55. М.А. Философия призрачного существования. В кн.: Общество и молодежь. — М., Молодая гвардия, 1968.
  56. Ю.М. Поколение кризиса или кризис поколения? М., 1988.
  57. П. Культура постмодерна. М., Республика, 1997.
  58. Кон И. НТР и проблемы социализации молодежи. М., 1988.
  59. А. Содержание делинквентной субкультуры. М., 1986.
  60. С.Э. Социальная философия. -М., 1996.
  61. В.А. Молодежь на пути в XXI век. М., 1992.
  62. В.Ф. Молодежный Вавилон. М., Молодая гвардия, 1989.
  63. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. М., СПб., 1998.
  64. Н. О. Избранное. М.: «Правда», 1991.
  65. В.А., Меламуд В. Э. Компьютер и школа. Социокультурные последствия компьютеризации. М., 1998.
  66. А. Хиппи выход из этой игры. — М., Юрист, 1994.
  67. К. Диагноз нашего времени. М., Юрист, 1994.
  68. Э.С. О концепции локальных цивилизаций. Ер., 1962.
  69. А. Самодеятельные молодежные объединения. Л., 1988.
  70. Г. Одномерный человек. -М., 1989.
  71. А.Ю., Разлогов И. О. Контркультура и современное искусство. М., 1981.
  72. А.Ю., Разлогов К. Э. Контркультура и «новый» консерватизм. -М., Искусство, 1981.
  73. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  74. Л.А., Опенко М. Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997. С. 112.
  75. Молодежные движения и левый радикализм в современном американском обществе. Ред. Рековской Ю. А. М. 1989.
  76. Молодежь в системе общественных отношений. Ред. Долгов В. Ф. -Липецк, Липецкий гос. техн. ун-т. 1999.
  77. Молодой россиянин на пороге XXI века: социокультурное измерение. Межвузовский сборник научных трудов. Нижний Тагил, 1996.
  78. В.В. Массовая мистификация: контркультура и суеверия. -Л&bdquo- Лен-издат, 1987.
  79. К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.
  80. К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994. С. 217.
  81. К.Г. Время выбора: молодежь и общество в поисках альтернативы. М., Политиздат, 1991.
  82. К.Г. Под знаменем бунта. (Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950−1970 гг.). М., 1998.
  83. С.В., Пилатов С. Г. Дети андеграунда: Приглашение к разговору. Л., Лениздат. 1990.
  84. Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня. а завтра? (Сб. статей).-М., 1988.
  85. О.В. Молодежная субкультура: за и против. М., 1985.
  86. Ф. Соч. в 2-х т. М&bdquo- 1990.
  87. М.И. Студенческая революция в США и кризис буржуазных ценностей. // «Вопросы философии», 1972. № 12.
  88. М.И. Студенчество США. Социально-психологический очерк 60 -нач. 70-х гг. М., Наука. 1977.
  89. В.И. Западные молодежные субкультуры 80-х годов. -М., ИНИОН АН СССР, 1990.
  90. Общеевразийский национализм. Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей М.: Айрис-пресс, 2002.
  91. Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. -М., 1990.
  92. E.JI. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.
  93. Ортега-и-гассет X. Восстание масс. В кн.: Ортега-и-иГассет X. Эстетика. Философия культуры. — М., 1991.
  94. Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996.
  95. Писарев М. Г. Неформальные движения молодежи В США и странах Запада в 60−70-е годы. М., АН СССР, 1989.
  96. С.К. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. М., Знание, 1988.
  97. Г. М. и др. Молодежные субкультуры. В кн.: Основы культурологи. — ML, ACT, 1998.
  98. К., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
  99. Пути и перепутья «потерянного поколения». Молодежь Запада у развалин общества «всеобщего благоденствия». М., 1985.
  100. . История западноевропейской философии. М., 1959. Ю1. Решетов П. Н. Современная идеологическая борьба и молодежь.1. М., Просвещение. 1990.
  101. С.В. Молодежные «электронные» субкультуры как социокультурный феномен. Саратов. 2000.
  102. ЮЗ.Розенталь Э. В поисках идеала. -М., 1976. С. 58. Ю4. Романаускайте Э. А. Молодежная субкультура как эстетический феномен. -М., 1991.
  103. Н.А. Бизнес на мечте. М., Педагогика. 1997.
  104. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. СПб, 1913. Ю7. Ручкин Б. А. Российская молодежь: десять глобальных проблем.1. М., Социум, 1999.
  105. Ю8.Салычева J1.A. «Новые левые»: с кем и против кого. М., 1992. 109. Сенкевич З. В. Молодежная культура: «за» и «против». — М., 1990.
  106. В. Молодежь и прогресс: философские размышления о драме свободы, любви и измены в истории. М., 1980.
  107. B.C. Соч. в 2 т. М., Т. 1. 1998.
  108. И2.Сосновский Н. А. Миф о люберецком «Гарлеме». // «Знание- сила», 1992, № 2432.
  109. А. Есть ли будущее у молодежи. // «Свободная мысль», 1996, № 7.
  110. А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. М., 1988.
  111. А. Третья волна. -М., 1999.
  112. А. Футурошок. СПб, Лань, 1997.
  113. Трансформация российского общества и молодежь. (Сост. Гилязит-динов Д.М.) Уфа, Башкирский ун-т, 2000.
  114. Н.С. Русская церковь и русская культура: В кн. Пути Евразии. М.: Русская книга, 1992. С. 298.
  115. И9.Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1993.
  116. И.И. Критика контркультуры и ее взаимосвязи с культурой массовой. Киев, 1983.
  117. Философия в вопросах и ответах / Е. В. Зорина, Н. Ф. Рахманкулова и др. Под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
  118. Фихте И.-Г. Сочинения в 2 т. Т. 1, С. 437−438. СПб.: Мифрил, 1993.
  119. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  120. Э. Человек для себя. Иметь или быть? Минск, 1997.
  121. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: А-cad, 1994.
  122. П. Молодежь, испытывающая трудности. Понять, чтобы помочь. -М., 1999.
  123. Т. Вызов неприкаянных: Модные волны и молодежные течения -теды, хиппи, панки, рокеры в Западном мире. М., 1990.
  124. С.Б., Шариков А. В., Щеглова С. Н. Российские подростки в информационном мире. М., 1998.
  125. Т.А., Шубкин В. И. Молодежь вступает в жизнь. М., Мысль, 1985.
  126. М. Избр. произв. М., 1994.
  127. Г. Скептическое поколение. В кн.: Общество и молодежь. -М., Молодая гвардия, 1968.
  128. В.Н. Неформальные молодежные объединения. М., 1990.
  129. А.А. Молодежные культурные и социальные движения в России.//"Социс", 1998, № 8.
  130. В.И. Молодежные течения. М., 1994.
  131. О. Закат Европы. Новосибирск: ВО «Наука», 1993.
  132. Ю. По ком звонит колокольчик? // «Социс», 1987. № 1.
  133. Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993.
  134. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  135. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. М., Профиздат, 1990
  136. Д. Новая мораль американской молодежи. М., 1991.
  137. К. Смысл и назначение истории. -М., 1991.
Заполнить форму текущей работой