Духовный мир суфиев: социально-философский анализ
Диссертация
Суфийским учениям, начало формирования которых относится к середине VIII — началу IX века, изначально был присущ анализ мельчайших движений души человека, скрытых мотивов его поступков, повышенное внимание к личному переживанию и внутреннему сознанию религиозных доктрин. Суфизм как способ религиозной и духовной жизни в исламе, главный упор делает не на соблюдение внешнего ритуала, а на действие… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социально-философские истоки суфизма
- 1. 1. Социально-экономические предпосылки возникновения суфизма
- 1. 2. Культурные и духовные предпосылки суфизма
- 1. 3. Структура человеческой экзистенции в суфийской философии
- Глава 2. Смысловые формы философии суфизма: социально-философский аспект
- 2. 1. Смысловые формы суфийского слова
- 2. 2. Переживание любви и его социально-философская природа
- 2. 3. Социально-философский анализ смысла трансцендентной и трансцендентальной устремленности к Абсолюту
- Глава 3. Проблема человека и человек как проблема в философии суфизма
- 3. 1. Социальная этика суфиев
- 3. 2. Философские основания проблемы личности в суфизме
- 3. 3. Духовность человека с точки зрения суфийской концепции любви
- 3. 4. Измерения личности и ее свободы в суфийской философии
- Глава 4. Социально-эстетические, духовные и экзистенциальные проблемы философии суфизма
- 4. 1. Социально-эстетическая концепция суфизма
Список литературы
- Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. — СПб.: Алетейя, 1998 —310 с.
- Абдулатипов Р.Г. Авторитет разума. М.: Слав, диалог, 1999. — 319 с.
- Абдуллаева Ф.И. Персидская кораническая экзегетика. Петерб. востоковедение, 2000. — 192 с.
- Абу Наср ас-Саррадж ат-Туси. Самое блистательное в суфизме // Хрестоматия по исламу / Пер. с арабского. М.: Наука, 1994. — С.141−160.
- Абу Хамид ал-Газали. «Весы деяний» и другие сочинения / Пер. с арабского. -М.: издательский дом «Ансар», 2004. 216 с.
- Абу Хамид ал-Газали. «Наставление правителям» и другие сочинения / Пер. с арабского. М.: издательский дом «Ансар», 2004. — 320 с.
- Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. Избранные главы / Пер. с арабск., исследование и коммент. В. В. Наумкина. М.: Наука, 1980. -376 с.
- Абу Хамид ал-Газали. Нравственность мусульманина / Пер. с арабского А. И. Рустамова. К.: Ансар Фаундейшн- М.: УММА, 2005. -363 с.
- Абу Хамид ал-Газали. Исследование сокровенных тайн сердца / Пер. с арабского. М.: издательский дом «Ансар», 2006. — 472 с.
- Ю.Авиценна (Абу Али ибн Сина). Книга знания. Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 752 с.
- П.Агахи A.M. Из истории общественной и философской мысли в Иране (Вторая половина XVII первая четверть XIX вв.). — Баку: Элм, 1971.-216 с.
- Актуальные проблемы философии. Курс лекций / Изд-е Башкирск. ун-та. — Уфа, 1993.- 100 с.
- Алескерова Н.Э. Суфийское братство Гюльшанийа. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002 — 147с.
- Али-заде A.A. Хроники мусульманских государств I VII веков хиджры. — М.: УММА, 2004. — 445 с.
- Аналитическая философия: становление и развитие. Антология / Ред. А. Ф. Грязнова. — М.: Дом интеллектуальной книги- Прогресс-Традиция, 1998 .— 528 с.
- П.Андреев В. И. Становление культуры мышления как проблема. -Воронеж: изд-во Воронеж, ун-та, 1992. 175 с.
- Арберри А. Дж. Суфизм. Мистика Ислама / Пер. с англ. М. О. Авдейчик М.О., В. А. Литвиновская. М.: Сфера, 2002. — 266с.
- Аристотель. Сочинения в 4-х т. — М.: Мысль, 1976 1983.1. Т.1. 1976.-550 с. 1. Т.2. 1978.-687 с. 1. Т.З. 1981.-613с.1. Т.4. 1983.-830с.
- Асимов М.С. Ибн-Сина в истории мировой культуры // Вопросы философии. — 1980. № 7. С. 45 — 53.
- Асмус В.Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1998. -400 с.
- Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. — М.: Мысль, 1984. -318 с.
- Ас-Саби Хилал. Установления и обычаи дворов Халифов. — М.: Наука, 1983. 143 с.
- Ахманов А. С. Логическое учение Аристотеля. — М.: Едиториал УРСС, 2002 .— 313 с.
- Ахмедов Э.М. Арабо-мусульманская философия средневековья. — Баку: Маариф, 1980. 168 с.
- Ахундов М.Ф. Избранные философские произведения. — М.: Соцэкгиз, 1962.-360 с.
- Бади аз-Заман ал-Хамадани. Макамы / Пер. A.A. Долининой, З. М. Ауэзовой / Предисл. и коммент. A.A. Долининой. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999, — 240 с.
- Бадыков А. Ф. Проблема методологического дуализма в социальном познании. Уфа, 1999. — 157 с.
- Бартольд В.В. Сочинения в 9-ти томах. Т.6. — М.: Наука, 1966. -784 с.
- Барулин B.C. Социальная философия. — М.: Изд-во МГУ, 1994. -334 с. 31 .Батай Ж. Внутренний опыт / Пер. с фр. С. Л. Фокина. — СПб.: Аксиома- Мифрил, 1997 .— 336 с.
- Батай Ж. Теория религии. Минск: Сов. литератор, 2000. — 352 с.
- Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. — М.: Наука, 1965.-198 с.
- Бауман 3. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. / Под ред. В.Л. Иноземцева—М.: Логос, 2002 .— 325 с.
- Беков К. Муххамад Шахрастани — историк философии. — Душанбе: Донж, 1987. 120 с.
- Белый А. Символизм как миропонимание. -М.: Республика, 1994 .— 525 с.
- Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье. — М.: Наука, 1966. 280 с.
- Бердяев H. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека.— М.: ACT, 2002 .— 688 с.
- Бердяев Н. А. Философия свободного духа.— М.: Республика, 1994 .— 479 с.
- Бердяев Н. А. Философия свободы.— М.: ACT, 2002. — 736 с.
- Березников Е.Е. Святые ислама. Казань: Татарское кн. издательство, 1996.- 160 с.
- Берк М. Среди дервишей / Пер. с англ. C.B. Нилов. М.: Сампо, 2002. -235с.
- Бертельс А.Е. Введение в изучение текстов трактатов // Пять философских трактатов на тему «Афак ва Анфус». — М.: Наука, 1970.-С. 12−135 .
- Бикметов P.M. Открытое общество и свобода политических дискуссий: Проблемы формирования открытого общества в России. — М.: Магистр, 1997 .— 32 с.
- Билалов М.И. Суфизм и познавательная культура. Махачкала: Дагест. кн. изд-во, 2003.- 119 с.
- Бируни А. Избранные произведения. — Ташкент: Изд-во АН Уз. ССР, 1963.-727 с.
- Бируни, Абу Рейхан-Мухаммед ибн Ахмед. Индия. М.: Ладомир, 1995.— 727 с.
- Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. — М.: Эдиториал УРСС, 1997 .— 450 с.
- Бог человек — общество в традиционных культурах Востока / Сб. ст. 1. М.: Наука, 1993 .— 222 с.
- Богомолов A.C. Диалектический логос: становление античной диалектики. — М.: Мысль, 1982. 263 с.
- Богомолов A.C., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского прогресса. — М.: Наука, 1983. 286 с.
- Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. — Екатеринбург: изд-во Урал, ун-та, 2000 .— 96 с.
- Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. -287 с.
- Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. / Пер. с англ. и прим. И.М. Стеблин-Каменского. СПб.: Азбука-классика- Петербургское Востоковедение, 2003. — 352 с.
- Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма. Философия существования.— СПб.: Лань, 1999 .— 224 с .
- Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. — М.: Наука, 1980. 333 с.
- Боно Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. -316с.
- Брагинский И.С. От Авесты до Айни. — Душанбе: Ирфон, 1981. -256 с.
- Бруно Д. Изгнание торжествующего зверя. О причине, начале и едином. Минск: Харвест, 1999. — 480 с.
- Бурханов Р. А. Трансцендентальная антропология И. Канта и Ф.В. Й. Шеллинга. — Екатеринбург: изд-во Урал, ун-та. 1998. — 246 с.
- Вазиров 3. Социально-политическое учение калама. — Душанбе: Ирфон, 1993. —80 с.
- Валеев Д. Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. -Уфа: Китап, 1995.-222 с.
- Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов: изд-во Саратов, ун-та, 1981.- 168 с.
- Васильев Л.С. История религий Востока. — М.: Высшая школа, 1988.-416 с.
- Васильева Т. В. Путь к Платону. Любовь к мудрости, или мудрость любви. М.: Логос- Прогресс-Традиция, 1999 .— 208 с.
- Васильева Т.В. Афинская школа философии. — М.: Наука, 1985. -160 с.
- Вахид С.А. Икбал. Творчество и мировоззрение. — Душанбе: Дониш, 1978.-96 с.
- Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. — М.: Юрист, 1994. — 704 с.
- Великие мыслители Востока. — М.: Крон-Пресс, 1999 .— 656 с.
- Взаимодействие культур Востока и Запада. — М.: Наука, 1987. -200 с.
- Вивекананда С. Всемирный парламент религий. СПб.: Б.и., 1993. -23с.
- Виндельбанд В. Философия культуры. Избранное. М.: ИНИОН РАН, 1994 .— 349 с.
- Вино мистики. Духовный взгляд на «Рубайят» Омара Хайяма / Предисл. Д. Бурбы. М.: София, 2003. — 223 с.
- Витгенштейн JI. Философские исследования // Языки как образ мира. — М.: ACT- СПб.: Terra Fantastica, 2004. — С.220 546.
- Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. -М.: Республика, 1994.-368 с.
- Габидуллин Р. С. Нравственно-религиозная философия Льва Толстого и гуманистическая мысль Центральной Азии. — М.- Архангельск: Междунар. ин-т управления, 2002 .— 88 с.
- Газали. Избавляющий от заблуждений // Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII — XII вв. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 211 — 266.
- Гайсин Ф. А. Духовность сущность человека. — Уфа, 1995 .— 116 с.
- Галимов Б. С., Г.Х. Мусин. Биосоциосистема: опыт потребностного подхода. — Уфа: БГУ, 2000 .— 284 с.
- Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. — М.: Наука, 1972. 658 с.
- Гегель. Философия религии. В 2-х т. — М.: Мысль, 1976 1977. Т.1. 1976.-532 с. 1. Т.2. 1977.-573 с.
- Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. — М.: Мысль, 1974- 1977.
- Т.1. 1974.-452 с. Т.2. 1975.-695 с. Т.З. 1977.-471 с.
- Гете И. В. Западно-восточный диван. — М.: Наука, 1988. 895 с.
- Глаголев B.C. Религиозно-идеалистическая культурология: идейные тупики. М.: Мысль, 1985. — 220 с.
- Глаголев B.C. Религия караимов (теорет.- ист. анализ). М.: МГИМО, 1994.-141 с.
- Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. 218 с.
- Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. — М.: Мысль, 1977. 359 с.
- Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. — М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
- Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана (VII -XII вв.). М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 330 с.
- Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. — М.: Наука, 1966. 352 с.
- Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. — М.: Наука, 1986. 215 с.
- Губин В.Д. Философская антропология.— М.: Университетская книга- СПб.: ПЕР СЭ, 2000 .— 236 с.
- Губман Б.Л. Современная философия культуры. -М.: РОССПЭН, 2005. -536 с.
- Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972. 318 с.
- Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? М.: Политиздат, 1984. — 302 с.
- Гусейнов А. А. Великие моралисты. —М.: Республика, 1995 .— 351 с.
- Гусейнов A.A. Введение в этику. М.: изд-во Моск. унта, 1985.-208 с.
- Гуссерль Э. Избранная философская переписка.— М.: Феноменология-Герменевтика, 2004.
- Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию / Пер. с нем. Д. В. Скляднева. — СПб.: Владимир Даль- Университет, 2004 .— 400 с.
- Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальнаяфеноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука.— Минск: Харвест- М.: ACT, 2000 .— 752 с.
- Демидов С.М. Суфизм в Туркмениии. Ашхабад: Ылым, 1978. — 176 с.
- Демидчик В.П. Космология аль-Фараби и ее основные источники. // Аль-Фараби. Научное творчество. — М., 1975. С. 13 -30.
- Джалилов А. Согд накануне арабского нашествия и борьба согдийцев против арабских завоевателей в первой половине VIII в.
- Душанбе: изд-во АН Тадж. СССР, 1961. 167 с.
- Джами А. Весенний сад. — Душанбе: Ирфон, 1964. 249 с.
- Джеймс У. Воля к вере. -М.: Республика, 1997.-431 с.
- Диалог в философии: традиции и современность / Межвуз. сб. СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995 .— 192 с.
- Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас / Пер. с фр. А.Шестакова. СПб.: Наука, 2001. — 264 с.
- Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. — Душанбе: Дониш, 1985. -256 с.
- Доброхотов A.JI. Категория бытия в классической западноевропейской философии. — М.: изд-во Моск. ун-та, 1986. 248 с.
- Доддс Е.Р. Греки и иррациональное / Пер. с англ. M.JI. Хорькова.— М., 2000 .— 318 с.
- Додихудоев X. Очерки философии исмаилизма. — Душанбе: Дониш, 1976. 144 с.
- Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. — М.: Наука, 1982.- 133 с.
- Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. — М.: Наука, 1985. 213 с.
- Духовная трагедия Льва Толстого / Сборник. М.: Подворье Свято-Троиц. Сергеевской Лавры- Отчий дом, 1995 .— 319 с.
- Дьюи Д. Общество и его проблемы / Пер. с англ. И. И. Мюрберг, А. Б. Толстова, E.H. Косиловой. — М.: Идея-Пресс, 2002 .— 160 с.
- Дьюи Д. Реконструкция в философии / Пер. с англ., М.: «Логос», 2001.- 168 с.
- Жуковский В.А. Жизнь и речи старца Абу Сайда. — СПб., 1899.-50 с.
- Жуковский В.А. Человек и познание у персидских мистиков. — СПб., 1895.-69 с.
- Журовский А. Ислам. М.: Весь мир, 2004. 224 с.
- Жюльен Ф. Трактат об эффективности. М.: Моск. филос. Фонд, 1999.-236 с.
- Закуев А.К. Философия «Братьев чистоты». Баку: Изд-во АН Аз. ССР, 1961. — 122 с.
- Зеркало совершенства. Истории странствующих суфиев. М.: Эксмо, 2004. — 400 с.
- Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. Т.1. Философия культуры. — М., 1996.— 670 с.
- Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. Т.2. Созерцание жизни. — М., 1996 .— 607 с.
- Знание и традиция в истории мировой философии / Сб. ст. — М.: РОССПЭН, 2001 .— 544 с.
- Ибн Араби. Геммы мудрости // Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма. — М.: Наука, 1987. С. 90 — 118.
- Ибн Араби. Мекканские откровения / Пер. с араб., введ., прим. И библиогр. А. Д. Кныша. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1995. -288 с.
- Ибн Ата Аллах аль-Искандари. Книга мудростей (Китаб аль-хикам) / Пер. с арабского И. Р. Насырова / Под ред., с коммент. и прим. И. Р. Насырова. Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 2000. — 290 с.
- Ибн-Сина. Избранные философские произведения. — М., 1980.-551 с.
- Ибн-Сина. О душе (фрагмент из «Книги спасения») // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока XI — XIV вв. М., 1961. — С. 219−261.
- Ибрагим Т.К. Философские концепции суфизма // Классический ислам: традиционные науки и философия. — М., 1988. С. 91−115.
- Иванов В.Г. История этики средних веков. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. -279 с.
- Игнатенко A.A. В поисках счастья: общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. М.: Мысль, 1989. — 254 с.
- Игнатенко A.A. Ибн Халдун. М.: Мысль, 1980. — 160 с.
- Из истории суфизма: источники и социальная практика. Сб. ст. / Под ред. М. М. Хайруллаева. Ташкент: Фан, 1991. — 145с.
- Ильин В.В. Критерии научного знания. — М.: Наука, 1989. -127 с.
- Инайят-хан. Введение в суфизм. М.: Амрита-Русь, 2003. — 144 с.
- Инайят-хан. Пробуждение. Опыт суфиев / Пер. с англ. М.: Гелиос, 2001.-234с.
- Интеллигенция. Власть. Народ. Антология. — М.: Наука, 1993 .— 336с.
- Искусство стран Востока. — М.: Просвещение, 1986. 303 с.
- Ислам в истории народов Востока. — М.: Наука, 1981. -197с.
- Ислам и общественное развитие в начале XXI века. М.: Крафт +, 2005.-336 с.
- Ислам. Историографические очерки. М.: Наука, 1984. -232с.
- Исмаилов Ш. Философия Шабустари. — Баку: Элм, 1976. -169 с.
- История религии. Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. СПб, 1997. — 129 с.
- Иейтс Ф. Искусство памяти. СПб.: Университет, кн., 1997. -480с.
- Казанский К. Мистицизм в исламе. — Самарканд, 1905. -120 с.
- Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Пер. с фр. С. Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2003 .— 296 с.
- Кант И. Критика чистого разума. — М.: Мысль, 1994 .— 591 с.
- Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. Религия в пределах только разума. Логика. Пособие к лекциям.— СПб.: Наука, 1996. — 552 с.
- Кардави Ю. Дозволенное и запретное в исламе. М.: УММА, 2005.-352 с.
- Карлгрен Ф. Антропософский путь познания / Пер. с нем. — М. Алфавит, 1991.— 159 с.
- Касториадис К. Воображаемое установление общества. М.: Гнозис- Логос, 2003 .— 479 с.
- Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Аспект-экспресс, 1996. — 214 с.
- Керимов Г. М. Аль-Газали и суфизм. — Баку: Элм, 1969. -110с.
- Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978.-223 с.
- Кимелев Ю. А. Философия религии: Систематический очерк.— M.: Nota Вепе, 1998 .— 423 с.
- Кимелев Ю.А., Полякова H.A. Наука и религия: историко-культурный очерк. — М.: Наука, 1988. 176 с.
- Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. М.: изд-во Университет дружбы народов, 1987. 176 с.
- Кирилов В.И. Логика познания сущности. М.: Высшая школа, 1980.-175 с.
- Киселев Г. С. Трагедия общества и человека: Попытка осмысления опыта советской истории. — М.: Наука, 1992 .— 119с.
- Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1. — М.: Канон, 1996.-451с.
- Климович Л.И. Ислам. Очерки. М.: изд-во АН СССР, 1962.-288 с.
- Климович Л.И. Классический ислам. — М.: Наука, 1965. -334с.
- Кныш А.Д. Мировоззрение Ибн Араби // Религии мира. — М.: Наука, 1984.-С.81−94.
- Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм: краткая история / Пер. с англ. М. Г. Романов. СПб.: Диля, 2004. — 464 с.
- Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной / Пер. с англ. К. Голубович и др. М.: Логос, 2001. — 288 с.
- Козер Jl. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О. Назаровой / Под общ. ред. Л. Г. Ионина. — М.: Идея-Пресс- Дом интеллектуальной кн., 2000 .— 208 с.
- Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами. М.: Наука, 1982.-269 с.
- Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997.-500 с.
- Коран / Пер. и комм. Ю. И. Крачковского. -М.: Наука, 1986. -727с.
- Кочетов А.Н. Буддизм. — М.: Наука, 1965. 200 с.
- Крапивенский С.Э. Социальная философия. — Волгоград, 1996.-352 с.
- Кули-заде З. А. Закономерности развития восточной философии XIII—XIV вв. и проблема Запад — Восток. — Баку: Элм, 1983.-283 с.
- Кули-заде З. А. Теоретические проблемы истории культуры Востока и низамоведение. — Баку: Элм, 1987. 226 с.
- Кули-заде З. А. Хурувизм и его представители в Азербайджане. — Баку: Элм, 1970. 265 с.
- Кулматов Н. Этические взгляды Саади. — Душанбе: АН Тадж. ССР, 1968.- 129 с.
- Кунафин М.С. Эволюция принципа объективности. — Уфа: Изд-во БГУ, 1998.—316с.
- Курбанмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма. — Душанбе: Дониш, 1987. 108 с.
- Кучевский В.Б. Социальная философия: общество и сферы его жизнедеятельности.— М.: МЗ Пресс, 2003 .— 151 с.
- Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка / Пер. с нем. и англ. А. Л. Никифорова. М.: Дом интеллектуал, кн., 1999. — 240 с.
- Лабрюйер Ж. Познание человека. М.: Олма-Пресс, 2000. -448с.
- Лангер С. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства.— М.: Республика, 2000 .— 287 с.
- Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М.: Мысль, 1979. 622 с.
- Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. — СПб. Высш. рел.-филос. шк., 1999. 380 с.
- Левинас Э. Избранное: Трудная свобода.— М.: РОССПЭН, 2004.752 с.
- Леви-Строс К. Структурная антропология.— М.: ЭКСМО-Пресс, 2001 .— 512 с.
- Лей Г. Очерки истории средневекового материализма. — М.: Иностр. лит., 1962. 587 с.
- Литман А.Д. Традиции философского натурализма в Индии и мировоззрение Дев Атмы. — М.: Наука, 1982. 216 с.
- Личность в традиционном Китае / Сб. ст. М.: Наука- Вост. лит., 1992.-325с.
- Логико-гносеологические идеи мыслителей Средней Азии.1. Ташкент, 1986.-491 с.
- Лосев А. Ф. Личность и абсолют. — М.: Мысль, 1999 .— 719с.
- Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М.: Мысль, 1993 .— 959 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм.
- М.: Искусство, 1980. 766 с.
- Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. — М.: Мысль, 1982. -623с.
- Лосев А.Ф., Тахо-Годи A.A. Платон. — М.: Дет. лит-ра, 1977. -224 с.
- Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. — М.: Республика, 1995 .— 400 с.
- Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. — М. Прогресс, 1992 .— 208с.
- Лукьянов А. В. Основы истории и философии религий (Курс лекций). Т.1: Дохристианский период .— 1995 .— 121 с.
- Лукьянов А. В. Проблема духовного «Я» в философии И.Г. Фихте. — Уфа: БГУ, 1993 .— 190 с.
- Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М.: Инсан, 1992. — 207 с.
- Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. — М.: Мысль, 1979.-432 с.
- Малкольм М. Состояние сна. — М.: Прогресс: Культура, 1993 176с.
- Мамардашвили М. К. Философские чтения. СПб.: Азбука-классика, 2002. — 832с.
- Мамедов 3. Д. Шихабаддин Йахйа Сухраварди. Баку: Элм, 1991.-39с.
- Мамедов Ш. Ф. Мирза-Фатали Ахундов. — М.: Мысль, 1978. -166 с.
- Манхейм К. Диагноз нашего времени / Пер. с нем. и англ. М. Юрист, 1994.-700 с.
- Маритен Ж. Знание и мудрость. — М.: Научный мир, 1999 .— 244 с.
- Марков Б. В. Разум и сердце. История и теория менталитета. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1993 —229 с.
- Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы.— М.: Изд-во гуманит. лит., 1995 .— 215 с.
- Массе А. Ислам. — М.: Наука, 1982. 191 с.
- Мауламия Мушараф Хан. Жизнь суфия / Пер. с англ. М.: Сфера, 2002. — 202с.
- Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV —XV вв. — М.: Наука, 1976.-255 с.
- Мергаут Б. Учение индуизма. // Боги, брахманы, люди. — М.: Наука, 1969. С. 60 — 88.
- Мерло-Понти М. Око и дух. — М.: Искусство, 1992 .— 63с.
- Мерло-Понти М. В защиту философии. М.: Изд-во гуманит.лит., 1996. — 248 с.
- Методологические проблемы истории философии и общественной мысли. — М.: Наука, 1977. 360 с.
- Мец А. Мусульманский ренессанс. — М.: Наука, 1966. -448с.
- Милош Ч. Порабощенный разум / Пер. с пол. В. Британишского.- СПб.: Алетейя, 2003. 286 с.
- Мир России Евразия. Антология. — М.: Высшая школа, 1995.396 с.
- Мирза Талиб — великий поэт Востока. — М.: Наука, 1972. -291 с.
- Мирзоев А. Рудаки (жизнь и творчество). — М.: Наука, 1968. -318с.
- Митрохин JI. Н. Философия религии. — М.: Республика, 1993 .— 414с.
- Момджян К. X. Введение в социальную философию. М.: Высшая школа, 1998 .— 448 с.
- Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Гитаренко, Б. О. Николаевича. -М.: Изд. МГУ, 1994. 175 с.
- Море значений, установленных святыми. СПб.: Петерб. востоковедение, 1997. — 330 с.
- Морис Мерло-Понти. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента: Наука, 1999. — 606 с.
- Морохаева З.П. Личность в культурах Запада и Востока: к постановке проблемы. — Новосибирск: Наука Сиб. изд. фирма, 1994.- 198 с.
- Мотрошилова Н. В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М.: Феноменология-Герменевтика, 2003 .- 716 с.
- Мудрость суфиев / Пер. с персид. О. М. Ястребовой, Ю. А. Иоаннесяна, Б. М. Бабаджанова. СПб.: Азбука- Петербургское Востоковедение. 2001. — 448 с.
- Мустафаев Дж. Философские и этические воззрения Низами. — Баку: Изд-во АН Азерб. ССР, 1962. 156 с.
- Мухамадходжаев А. Мировоззрение Аттара. — Душанбе: Дониш, 1974.-117 с.
- Мухаммад Амин аль-Курди аль-Эрбили. Книга вечных даров / Пер. с арабского / Под ред. с коммент. и прим. И. Р. Насырова. Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 2000. — 380 с.
- Налчаджян A.A. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. — М.: Мысль, 1972.-272 с.
- Насыров И.Р. Вопросы гносеологии в западной классической и арабо-мусульманской философии. Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 2000.- 198 с.
- Негматов Н. Государство Саманидов. — Душанбе: Дониш, 1977.-279 с.
- Нерсесянц B.C. Сократ. — М.: Наука, 1984. 190 с.
- Низомов А. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии / Предисл. Н. Яновской. Душанбе: Ирфон, 2000. — 296 с.
- Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М.: Reil-Book, 1994. —416с.
- Новгородцев П.И. Об общественном идеале. -М.: Пресса, 1991 638 с.
- Нурбахш Д. Духовная нищета в суфизме. М.: Оптимус Лайт, 2000.-266 с.
- Нуриддинов Ш. Абдаллах Кабули и его «Тазкират ат-таварих». Душанбе: Дониш, 1988. 168 с.
- Одилов Н. Мировоззрение Джалалиддина Руми. — Душанбе: Ирфон, 1974.-112 с.
- Ойзерман Т.И. Теория познания Канта. М.: Наука, 1992. — 208
- Олимов К. Мировоззрение Санои. Душанбе: Дониш, 1973. -173 с.
- Ортега-и-Гассет X. Избранные труды / Пер. с исп. / Сост., предисл., и общ. ред. A.M. Руткевича. М.: Весь мир, 2000. — 704с.
- Очерки истории общественно-философской мысли в Узбекистане. — Ташкент: Фан, 1977. 383 с.
- Очерки истории философии и общественно-политической мысли в Туркменистане. — Ашхабад: Ылым, 1970. 606 с.
- Паскаль Б. Мысли. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995 .— 480 с.
- Петрушевский И.П. Ислам в Иране в УН-ХУ веках. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1966. 400 с.
- Пигулевская Н. Города Ирана в раннем средневековье. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 366 с.
- Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991. -217с.
- Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000.-448 с.
- Платон. Избранные диалоги. М.: Мысль, 1986. — 607 с.
- Платон. Сочинения. В 3-х. — М.: Мысль, 1968 1972.1. Т.1. 1968.-619 с. 1. Т.2. 1970.-606 с. 1. Т.3.1. 1971.-684 с. 1. Т.3.2. 1972.-675 с.
- Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. — М., 1982. 220 с.
- Поздяева С.М., Фролова И. В. Социальная утопия: тип сознания, идеал и эксперимент. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1997.- 150с.
- Позднев П. Дервиши в мусульманском мире. Оренбург, 1896.-380 с.
- Полонская J1.P. Мировоззрение Талиба // Мирза Талиб — великий поэт Востока. — М.: Наука, 1972. С. 63 — 80.
- Пригорина H.H. Поэзия Мухаммада Икбала. — М.: Наука, 1972. 195 с.
- Пылев А.И. Ходжа Ахмад Ясави. Суфийский поэт, его эпоха и творчество. Алматы: Атамура, 1997. — 96 с.
- Раджабов М.Р. Абдурахман Джами и таджикская философия XV века. — Душанбе: Ирфон, 1968. 318 с.
- Радьяр Д. Планетаризация сознания: От индивидуального к целому. — М.: Refl-Book- Киев: Ваклер, 1995. — 304 с.
- Рассел Б. Исследование значения и истины.— М.: Идея-Пресс- Дом интеллектуал, кн., 1999 .— 400 с.
- Рассел Б. История Западной философии. — М.: Иностр. литра, 1959.-935 с.
- Рахматуллина 3. Я. Башкирская традиция: (социально-философский анализ).— Уфа, 2000 .— 304 с.
- Редер Д.Г. Древний Восток // История древнего мира 4.1. — М.: Просвещение, 1979. С. 99 -282.
- Религия и общественная мысль народов Востока. — М.: Наука, 1971. -264 с.
- Религия и общественная мысль стран Востока. М.: Наука, 1974.-336 с.
- Рено А. Эра индивида: К истории субъективности / Пер. с фр. С. Б. Рындина / Под ред. Е. А. Самарской. — СПб.: Владимир Даль, 2002.-474 с.
- Рзакулизаде С.Д. Мировоззрение Баба Кухи Бакуви. — Баку: Элм, 1978.-95 с.
- Ригведа. Избранные гимны. М.: Наука, 1972. — 418 с.
- Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера / Пер. с фр. — М.: Искусство, 1996 270 с.
- Рикер П. История и истина. СПб.: Алетейя, 2002. — 400 с.
- Розанов В. В. Собрание сочинений. В мире неясного и нерешенного. Из восточных мотивов. -М.: Республика, 1995. 462 с.
- Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. М.: Захаров, 2001. -253 с.
- Роттердамский Эразм. Философские произведения. — М.: Наука, 1986.-703 с.
- Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. —М.: Наука, 1978.-372 с.
- Рэнд А. Концепция эгоизма. СПб.: Макет, 1995. — 127 с.
- Сагадеев A.B. Ибн-Сина (Авиценна). — М.: Мысль, 1980. -239 с.
- Сагадеев A.B. Свободомыслия мусульманского средневековья // Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху возрождения. — М.: Мысль, 1986. — С. 152 211.
- Саидбаев Т.С. Ислам и общество. — М.: Наука, 1984. 302 с.
- Санаи. Путешествие рабов божьих к месту возврата / Пер. с перс., вступ. ст. и коммент. К. В. Сергеева. М.: ФАЗИС, 2002. — 111 с.
- Сартр Ж.- П. Бытие и ничто. М.: Республика, 2000. — 639 с.
- Сен А. Развитие как свобода / Пер. с англ. Е. Полецкая / Под ред. Р. Нуреева. — М.: Новое изд-во, 2004. — 432 с.
- Серкова В.А. Феноменологическая дескрипция. СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 320 с.
- Сере Ф. Тоталитаризм и авангард: В преддверии запредельного. -М.: Прогресс-Традиция, 2004. 336 с.
- Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности / Сост. и отв. ред. О. Н. Астафьева. М.: Прогресс-Традиция, 2003 .— 583 с.
- Сиоран. Искушение существованием. — М.: Республика- Палимпсест, 2003 .— 431 с.
- Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. Опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби. М.: Наука- Вост. лит., 1993 .— 326с.
- Смирнов A.B. Великий шейх суфизма. М.: Наука, 1993. -362с.
- Соколов В.В. Средневековая философия. — М.: Высшая школа, 1979.-448 с.
- Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. — М.: Мысль, 1957.
- Т.1. 1957.-631с. ' Т.2. 1957.-727 с.
- Степанянц М.Т. Исторические судьбы суфизма // Вопросы философии. — 1980. № 6. —С. 101−112.
- Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. — М.: Наука, 1987. 190 с.
- Степин В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избранная социально-философская публицистика. — М., 1996. — 176 с.
- Субхан Д.А. Суфизм. Его святые и святыни / Пер. с англ. СПб. Диля, 2005.-256 с.
- Судаков А. К. Абсолютная нравственность: этика автономии и безусловный закон.— М.: Эдиториал УРСС, 1998 .— 240 с.
- Суфизм в контексте мусульманской культуры. — М.: Наука, 1989.-341 с.
- Суфийская мудрость / Сост. В. В. Лавский. — Минск, 1998. -391с.
- Суфийские тексты. M.: Издательство «Эннеагон», 2005. -183 с.
- Таджикова К.Х. Идейные предпосылки и особенности развития суфизма в средневековом Казахстане. Алма-Ата: Наука, 1983. — 151 с.
- Тажуризина З.А. Идеи свободомыслия в истории культуры.
- М.: изд-во Моск. ун-та, 1987. 224с.
- Тазкират ал-аулийа или Рассказы о святых. Фарид ад-дин Аттар / Пер. О. Васильевой. М.: САМПО, 2005. — 237с.
- Тишнер Ю. Избранное / Пер. с польс. Е. С. Твердислова. Т. 1. Мышление в категориях ценности. — М.: РОССПЭН, 2005. — 432 с.
- Тишнер Ю. Избранное / Пер. с польс. Е. С. Твердислова. Т.2. Философия драмы. Спор о существовании человека. — М.: РОССПЭН, 2005. —488 с.
- Тор А. Исламские мистики / Пер. с нем. В. Г. Ноткиной. СПб.: Евразия, 2003.-240 с.
- Topo Г. Д. Высшие законы. — М.: Республика, 2001. — 412 с.
- Трименгэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989. -326 с.
- Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. — М.: Наука, 1979. 216 с.
- Тузов Н. В. Философия теории Единой идеи.— М.: Мысль, 1994.252 с.
- Туровский М.Б. Предыстория интеллекта. М.: РОССПЭН, 2000.575 с.
- Угринович Д.М. Искусство и религия. М.: Политиздат, 1982.-287 с.
- Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М.: ИФ РАН, 1997.-253 с.
- Фейербах Л. История философии. Собр. произв. В 3-х т. Т.1. — М.: Мысль, 1974. 544 с.
- Фейербах Л. Основы философии будущего. — М.: Соцэкгиз, 1936.- 192с.
- Фейлд Р. Последний барьер. Путешествие суфия / Пер. с англ. А. Мурыгина. М.: Сампо, 2001. — 189с.
- Философия, культура и нравственность на рубеже тысячелетий. 10 лет фихтевскому обществу / Сб. ст. — Уфа: БГУ, 2001 .— 336 с.
- Философские тексты «Махабхараты» Ашхабад: Ылым, 1977.-335 с.
- Философское наследие народов Востока и современность. — М.: Наука, 1983.-247 с.
- Филынтинский И.М., Шидфар Б. С. Очерк арабо-мусульманской культуры (УП-ХП вв.). — М.: Наука, 1971. 259 с.
- Фиш Р. Джалалидин Руми. — М.: Молод, гвард., 1972. -286с.
- Фишер И. От брахманизма к индуизму // Боги, Брахманы, люди. — М.: Наука, 1969. — С. 43−86.
- Фрай Р. Наследие Ирана. — М.: Наука, 1972. 468 с.
- Франк И. М. Ритм истории. М.: Технотрон, 1995 .— 160 с.
- Франк С. Л. Предмет знания об основах и пределах отвлеченного знания. — СПб.: Наука, 1995. 655 с.
- Франк С. Л. Реальность и человек / Сост. П. В. Алексеев. -М.: Республика, 1997. 479 с.
- Франкфорт Г. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. — М.: Наука, 1984. 236 с.
- Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. — М.: Наука, 1983.- 168 с.
- Фромм Э. Человек для себя / Э. Фромм. М.: ACT- Мн.: Харвест, 2006. — 352 с.
- Фромм Э. здоровое общество. М.: ACT, 2002. — 539 с.
- Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2003.-415 с.
- Хайдеггер М. Пролегомоны к истории понятия времени. Томск: Водолей, 1998.-384 с.
- Хазиев В. С. Философские эссе. Уфа: Виртуал, 2003 .- 148 с.
- Хазраткулов М. Суфизм. Душанбе: Маориф, 1988. — 124с.
- Хайруллаев М.М. Культурное наследие и история философской мысли. — Ташкент, 1985. 262 с.
- Хайруллаев М.М. Фараби: Эпоха и учение. — Ташкент: Узбекистан, 1975. 352 с.
- Ханин Д.М. Искусство как деятельность в эстетике Аристотеля. — М.:Наука, 1986. 175 с.
- Хафиз. Вино вечности. Газели. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 336с.
- Хисматулин А. А. Классическое суфийское сочинение «Кимийа-йи са’адат» («Эликсир счастья») Абу Хамида Мухаммада ал-Газали ат-Туси (1058−1111).— СПб.: Петерб. востоковедение, 2001 .— 221 с.
- Хисматуллин A.A. Суфизм. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003.-224 с.
- Хорев Н.В. Философия как фактор развития науки. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 264 с.
- Хюбнер К. Критика научного разума / Пер. с нем. — М., 1994 .— 326 с.
- Цицерон М. Т. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков.— М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000 .— 474 с.
- Чалоян В.К. Восток — Запад. — М.: Наука, 1968. 223 с.
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. — М.: Высшая школа, 1991. -274 с.
- Черкасский В. Б. Опрокинутые в пустоту.— М.: Наследие, 1999. — 232 с.
- Чернов Г. Ю. Социально-массовые явления: исследовательские подходы. — Дубна: Феникс+, 2002 .— 208 с.
- Читтик У.К. В поисках скрытого смысла. Суфийский путь любви. Духовное учение Руми / Пер. с англ. и перс. / Сост. и авт. предисл. М. Т. Степанянц. -М.: «Ладомир», 1995. 542с.
- Шаймухамбетова Г. Б. Гегель и Восток: Принципы подхода. — М.: Вост. лит. РАН, 1995 .— 288 с.
- Шаймухамбетова Г. Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. — М.: Наука, 1979. 152с.
- Шах И. Мудрость идиотов / Пер. с англ. М.: Сампо, 2001. -144с.
- Шах И. Суфии. М.: Локид-Пресс, 2001. — 448 с.
- Шелер М. Избранные произведения. — М.: Гнозис, 1994 .— 413с.
- Шеллинг Ф. В. Философия искусства.— М.: Мысль, 1999 .— 608с.
- Шиммель А. Мир исламского мистицизма / Пер. с англ. Н. И. Пригариной, A.C. Раппопорт. М.: Алатей, 2000. — 416 с.
- Шишкин А.Ф. Из истории этических учений. — М.: Госполитиздат, 1959. 344 с.
- Шлейермахер Ф. Д. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи. СПб.: Алетейя, 1994. — 333 с.
- Шпет Г. Г. Мысль и слово. Избранные труды.— М.: РОССПЭН, 2005. —688 с.
- Шпет Г. Г. Философские этюды. М.: Прогресс, 1994. — 376 с.
- Штекль А. История средневековой философии. — СПб.: Алатейя, 1996.-307с.
- Шулындин Б. П. Философия и современное общество. О диалогизации философии и современных концепций общественного развития. — Н. Новгород: Нижегород. ун-т, 1993 .— 196 с.
- Шуман А. Н. Трансцендентальная философия. Минск: Экономпресс, 2002 .— 415 с.
- Шюц А. Избранное. Мир светящийся смыслом.— М.: РОССПЭН, 2004.—1056 с.
- Эйнштейн А. Собрание ученых трудов. В 4-х т. — М.: Мысль, 1965−1967.1. Т.1. 1965.-700 с. 1. Т.2. 1966.-878 с. 1. Т.З. 1966.-632 с. 1. Т.4. 1967.-599 с.
- Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. — Политиздат, 1991.— 190 с.
- Экхарт М. Об отрешенности. — М. СПб.: Унив. кн., 2001. — 432с.
- Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуализации. М.: Наука, 1996. —267 с.
- Юсуф Муххамад. Энциклопедия суфизма. М.: издательский дом «Ансар», 2005. — 480 с.
- Яковенко Б.В. Мощь философии. СПб.: Наука, 2000. — 974 с.
- Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. — М.: Высшая школа, 1985. -287 с.
- Ясперс К. Всемирная история философии / Пер. с нем. К. В. Лощевский. — СПб.: Наука, 1999 .— 272 с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. — 527 с.
- Arberry AJ. Sufism: An Account of the Mystics of Islam. London, 1950.
- Arberry A J. The Mystical Poems of Ibn al-Farid. Dublin, 1956.
- Arberry A J. Revelation and Reason in Islam. London N.Y., 1957.
- Bennigsen A., Wimbush E. Mystics and Commissars: Sufism in the Soviet Union. California, Berkeley Los Angeles, 1985.
- O’Brien D. The Mourides of Senegal: The Political and Economic Organization Brotherhood. Oxford, 1971.
- Burckhard T. Vom Sufitum. Einfuhrung in der Mystics des Islams. Munchenu Planegg, 1953.
- Ibn Arabi. La niche des lumieres / Trad. Muhammad Valsan. P., 1983.
- Gilsenan M. Saint and Sufi in Modern Egypt: An Essay in the Sociology of Religion. Oxford, 1973.
- Gilsenan M. Recognizing Islam: An Anthropologist’s Introduction. London Canberra, 1983.
- Zaehner R. Hindi and Muslim Mysticism. London, 1960.
- Izutsu T. Comparative Study of the Key Philosophical Concepts in Sufism and Taosism. Tokyo, 1966.
- Izutsu T. The Concept and Reality of Existence. Tokyo, 1971.
- Eaton R.M. The Sufis of Bijapur 1300−1700: Social Roles of Sufis in Medieval India. Princeton, 1978.
- Corbin H. Histoire de la philosophie islamique. P., 1964.
- Corbin H. The Man of Light in Iranian Siifism / Transi. From the French by Nansy Pearson. London, 1978.
- Corbin H. Temple et contemplation: Essais sur l’Islam iranien. P., 1980.
- Landau R. The Philosophy of Ibn 'Arabi. N.Y., 1959.
- Lings M. What is Sufism? London, 1975.
- Milson M. A Sufi Rule for Novices. Cambridge, 1975.
- Rice C. The Persian Sufis. London, 1964.
- Rahman F. Islam. London, 1966.
- Rizvi S. A. A Shah Wali Allah and His Times. Canberra, 1980.