Аксиология руководства: ценности и цели руководства современным социумом
То же касается, в частности, и руководителя производственного коллектива. Если он организует производство, скажем, того или иного оружия массового поражения, то в процессе своего управления он создает, конечно, прежде всего, это оружие, которое было конкретной целью его деятельности. Но действительным результатом деятельности руководителя, является нечто такое, чего он вовсе не хотел, не ожидал… Читать ещё >
Содержание
- Актуальность темы исследования
Проблема ценностей и целей руководства оказывается для современной России, как, впрочем, и для всего современного (или — «постсовременного») мира одной из наиважнейших. Дело в том, что с опережающим ростом сложности современной цивилизации общество в целом и в своих отдельных подразделениях становится все менее управляемым. Значит и руководство парадоксальным образом обнаруживает тенденцию не совершенствоваться, а, напротив, — деградировать. Сложность мира растет быстрее, чем совершенство системы управления и руководства.
Что касается нашей страны, то фиксируется системное противоречие между потребностями национальной безопасности и растущего спроса со стороны предпринимательского сектора на передовые технологии, с одной стороны, и темпами развития и структуры руководства в национальном масштабе, в частности, российского сектора исследований и разработок, с другой.1 Те задачи, которые мы ставим перед собой и которые вытекают из наших ценностей, как выясняется, достигать все более сложно и дорого. Нарастает драматизм рассогласования во всей цепочке между ценностями и результатами. Кроме того, мы вынуждены признать все увеличивающийся разрыв между ценностями и результатами руководства.
Наиболее трагичен этот разрыв в военно-политической обла сти: люди Земли в подавляющем большинстве сегодня согласны, что война является абсолютной отрицательной ценностью. Но войны продолжаются и в 21 веке, как шли они в веке двадцатом, как шли они всю историю цивилизованного человечества. Более того, войны становятся все более жестокими, они все в большей мере задевают мирное население, именно которое в основном гибнет сегодня в результате войн и вооруженных конфликтов.
1 См.: Фурсенко А. Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 г. // Интеллектуальная собственность. 2006. № 2. С. 2−9.
Ценности определяют глобальные смыслы бытия. «Если в двух словах подвести итог эволюции человечества, он уложится в одну-единственную фразу: человечество как целое утратило смысл самого своего социального бытия. Оно убило сам фактор своего понимания», писал A.A. Зиновьев.2
Наши ценности туманны, расплывчаты и не могут быть, как правило, ясным образом эксплицированы в цели руководства. В частности, поэтому в реализации задач, которые общество ставит перед собой, и которые так или иначе формулируют руководители, возникают катастрофические сбои. Не случайно, особенно в условиях глобализации, роль ошибок в руководстве возрастает настолько, что возникает вопрос о возможности такой «ошибки», которая приведет к гибели всего человечества, HanpHMep, в результате атомной войны, авантюрной террористической атаки, экологической катастрофы, пандемии, связанной с лавинообразным распространением какого-нибудь неизученного или мутировавшего патогенного микроорганизма, и т. п.
Все это и делает проблему аксиологии руководства весьма актуальной как теоретически, так и практически.
Степень разработанности проблемы
В социальных и гуманитарных науках накоплен значительный массив материалов в плане, во-первых, понятий руководства, управления, фигуры руководителя, и, во-вторых, категории Ценностей, целей, задач, средств и результатов. Довольно много сказано о феномене «радикального неисполнения целей», -рассогласования, разрыва между ценностями и их реализацией. В настоящее время проблема руководства сводится к проблеме управления и редуцированным образом рассматривается в рамках по преимуществу социологии и психологии (психологически изучается,' например, проблема инициативы, личных интересов, самопознания и т. п.), а также конкретной теории маркетинга. Руководство в связи с этим мыслится по преимуществу чаще всего в сугубо прагматическом ключе управления. Говоря о руководстве, авторы часто имеют в виду управление и обычно склонны обращаться к рецептурному знанию, в духе тех
Зиновьев А. Фактор понимания. М.: Эксмо, Алгоритм, 2006. С. 521. о нических наук. Сюжет собственно руководства вообще по большей части выпадает из орбиты исследовательских интересов. Тем не менее в философском исследовании руководства уже накоплены значительные результаты.
Можно отметить, по крайней мере, три традиции исследования аксиологии руководства. Во-первых, это традиция в рамках реалистического дискурса. Ценности руководства имеют трансцендентную, божественную природу. Цели руководителя, в конечном счете, состоят в том, чтобы организовать народ на строительство храмов и научить его молиться.
Во-вторых, тесно связанная с первой традицией, ценностная установка на утверждение национального (этнического, культурного, народного) приоритета. Ценности руководства здесь принимают форму утверждения своей этнокультурной общности, где центральным моментом является своя истинная религия, которую исповедует та или иная социокультурная общность. Цели руководителя соответственно предстают как имперское утверждение своего народа и его религии по отношению к другим народам и государствам, обращение их в «свою веру», по существу, стремление к мировому господству.
Эта традиция может принимать как мифологические (по существу, внере-лигиозные) формы, как, скажем, в немецком нацизме или секулярные формы, ставящие на первое место приобщение всего человечества к определенной идеологии (например, коммунистической).
В-третьих, в качестве основы’ценностной системы руководства могут утверждаться благо каждого отдельного человека, «наибольшее счастье наибольшего количества людей». Именно такая идеология и написана на знамени Новоевропейской цивилизации, «американского образа жизни», «социального государства» и т. п. 1
С последней ценностной системой связана установка, редуцирующая руководство к управлению, а ценности — к целям. Начало широкому как общенаучному, так и философскому осмыслению управления (но не руководства!) по
3 Такое заключение основывается на контент-анализе предметного указателя издания: Новая
литература по социальным и гуманитарным наукам. Философия и социология: Библиографический указатель / РАН ИНИОН, ИНИОН. М., 2001−2008. ложила кибернетика, придав проблеме «техноморфный» характер. Работы Н. Винера, У. Р. Эшби, К. Шеннона, JL Бриллюэна, С. Т. Вира, и др. совершили здесь прорыв, который привел не только к революции в технических средствах управления, но и к новому уровню практического использования идей теории управления. Были заложены основы современной философии управления. Последняя выступила в качестве законной наследницы того направления в западной философии, которая идет от Ф. Бэкона и Р. Декарта через «первый позитивизм» Огюста Конта к современности. Таким образом был заложен серьезный фундамент в возможности исследований руководства во вполне определенной ценностной системе, где «Бог мёртв», где ценности сводятся к потребностям. Естественно, что важнейшие моменты, характеризующие именно руководство и его отличие от управления остались этим направлением в значительной мере не проработанными. Они здесь предстают просто «не интересными».
В эпоху модерна (вторая половина 19 в., начало 20 в.) значительный вклад в теорию управления был сделан на основании позитивистских и сциентистских идей (О. Конт, Дж.Ст. Милль, Г. Спенсер, A.A. Богданов и др.). На этой базе развивалась и развивается идеология научной организации труда и управления (тейлоризм, мэйоизм и т. п.). Неявным образом именно этой философской традиции следовали и советские исследования научного управления обществом (В.Г. Афанасьев, Д. М. Гвишиани, К. И. Варламов, и др.), подменяя чаще всего проблемы руководства проблемами управления, хотя и принимая (формально!) основные тезисы марксисткой идеологии, не сводимой, вообще говоря, только к такому «техницизму».
Вполне естественно, что особое внимание в социальном управлении уделялось управлению научно-техническим прогрессом. Таким образом, наука и техника становились ключевым пунктом социального управления, и соответственно аксиологические и философские вопросы руководства подменялись технологиями управления. В своем подавляющем большинстве эти исследования, в конечном счете, оказались, практически бесплодными и теоретически бесперспективными, поскольку редуцировали серьезный философский поиск подлипных ценностей руководства сиюминутными конкретными задачами управления. К сожалению, до сих пор не проделан действительный анализ этого направления в философии управления, а потому иногда получается, что новое поколение постсоветских исследователей совершает те же ошибки, что и их предшественники в советский период. В связи с этим в диссертацию включены материалы советских исследований 60−80-х гг. XX в., что позволяет выделить в них рациональные зерна и/или подвергнуть критике несостоятельность их отдельных положений, показанную временем.
Проблема руководства специально в аспекте аксиологии разработана значительно слабее. Конечно, в истории философии представлены разные стороны ценностей, на которые ориентируется руководитель, лидер, менеджер, чиновник, управленец. Но, говоря о ценностях в данном случае, авторы чаще всего это понятие не используют терминологически, на уровне современной гумани-таристики, а в обыденном просторечном смысле. В результате возможности современной аксиологии в таком анализе не используются.4 Вопрос о ценностях подменяется вопросом о целях и задачах. Такое сползание от ценностно-рационального дискурса к дискурсу целерациональному вполне объяснимо, как уже было отмечено, в культурной атмосфере новоевропейской техногенной цивилизации.
В плане феноменологии имеются некоторые работы, которые можно интерпретировать как аксиологические исследования, однако здесь сделано еще очень немного (А. Шютц, В. У. Бабушкин и др.). В частности, особенно интересен оказывается интенциональный анализ. Эти работы для нас были весьма существенным ориентиром в исследовании.
Для аксиологии руководства существенную роль играет исследование фигуры руководителя. Ведь именно экзистенциальное измерение руководителя как целостной индивидуальности, своеобразного микрокосма, делает категорию ценности в ее подлинном философском смысле актуальной и конструктивной.
4 См., напр.: Долан С., Гарсия С. Управление на основе ценностей. Корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в XXI веке. М.: Протекст, 2008.
Говорить об аксиологии руководства — это значит говорить об индивидуальности руководителя, которому «внятен голос трансцендентного».
Идея персоны руководителя привлекала внимание уже мыслителей средиземноморской античности (Гомер, Платон, Аристотель, Цицерон, Светоний, Тацит, Плутарх) — эту проблему ставила древнекитайская философия (концепции благородного правителя, совершенномудрого вана, просвещенного государя, человеколюбивого царя, и т. п.) и древнеиндийская философия. Тема руководства и персоны руководителя, особенно в его сакральном измерении, является одной из центральных в текстах Ригведы, Авесты, Библии, Евангелия, Корана.
Новоевропейская философия, синтезировав античные и библейские идеи, выдвинула во многом иное понимание персоны руководителя. Руководитель предстал не только как государственный лидер и полководец, но и как хозяйственный деятель, предприниматель, капиталист, инженер. Существенные и для сегодняшнего дня концепции руководителя предложили Н. Макиавелли, Дж. Вико, Г. В. Ф. Гегель, Д. Дьюи, М. Вебер, К. Маркс, Ф. Ницше, Г. Форд, и др.
В классических и в постклассических философских концепциях проблема руководства, как и проблема руководителя представали в первую очередь как вопросы власти. Власть рассматривалась, по сути, как гипостазированный процесс руководства, как такое социальное отношение, в котором субъект может осуществлять свою волю, противостоя воле других. Во власти, уже начиная с античности, выявлялся сакральный и светский моменты. В ней раскрывалась диалектика рационального и эмоционального, легитимного и нелегитимного. В Новейшее время особенно большой вклад в исследование власти внес М. Вебер, который выделил легальный, традиционный и харизматический виды власти, а также — её личностный и формально-рациональный типы. Руководство на этой основе рассматривается как один из видов власти (наряду с господством, организацией, контролем и др.). Особый интерес представляет динамический и спонтанный аспект власти, где подчеркивается момент темпоральное&trade- и субъективности. В господствующих сегодня концепциях руководство представляет как раз такой динамический и спонтанный аспекты власти.
Теоретические системы, изучающие руководство, где в основе лежит безличная сила «воли к власти» (Ф. Ницше), а система «руководитель — подчиненный» оказывается всего лишь не самой существенной персонификацией этой безличной воли, представляют собой постклассическое развитие идеи руководства. Отношения персонификации отходят на второй план уже в учении К. Маркса о революции. На первое место у теоретиков социальных преобразований эпохи модерна (вторая половина XIX в.) чаще всего выдвигаются народные массы, которые определяют историческое творчество, а руководитель выполняет лишь функции его оформления. У Ф. Ницше вслед за А. Шопенгауэром также можно увидеть такую тенденцию деперсонификации. В соответствии с идеями Ф. Ницше и М. Фуко (в частности, понятие «знание-власть») тенденция исследования властных отношений ведет к подчеркиванию радикальной децен-трации власти и к тому, что фигура руководителя («суверена») объявляется излишней. Хотя эта схема позволяет объяснить многие формы замаскированное&trade- власти в постсовременном обществе, однако по сути она радикально деформирует реальную ситуацию руководства и, в конечном счете, бросает теоретиков в объятия неотрефлексированного фатализма.
Радикальные движения, организуемые идеями анархизма и/или фундаментализма, являют собой современные вариации волюнтаризма, выражающего себя в стратегии и тактике терроризма. Этот последний есть также парадоксальная форма «руководства» большими массами людей в постсовременном социуме, где на первый план выходит момент спонтанности, с использованием электронных средств массовой информации. Эта форма «руководства» противопоставляет себя традиционной форме государственного и хозяйственного руководства и вступает с ней в смертный бой. Нынешняя государственная элита во всех странах, даже находясь в постоянных конфликтах между собой, тем не менее осмысляет широко понятый таким образом «терроризм» в качестве своего главного врага, мешающего осуществлять господствующую парадигму руководства.
Значительный вклад в исследование руководства внесла лингвистика, -особенно Р. Барт, подчеркнувший роль языка во властных отношениях. Его идеи могут быть весьма полезны для исследования процесса руководства через тексты, через процедуры речи, слушания, чтения и письма.
В современной отечественной социальной философии, наследующей в основном идеи советского периода, управлению уделяется довольно много внимания (Новик И.Б., Абдуллаев А. Ш., Василенко И. А. и др.). Риторика советского периода, посвященная руководящей роли коммунистической партии, не только не нашла по понятным причинам развития в постсоветский период, но и не исследуется сегодня философски. Отчасти и поэтому проблема руководства как и фигура руководителя как социально-философские понятия практически не тематизированы. Тем не менее имеется целый ряд как отечественных так и зарубежных исследований, которые существенны в освещении отдельных аспектов проблемы и были использованы диссертантом. H.A. Бердяев, Л. Витгенштейн, Э. Гуссерль, П. Слотердайк, К. Поппер, Дж. Ролз, Ж.-П. Сартр, Э. Ю. Соловьев, 3. Фрейд, М. Хайдеггер, А. Шютц, К. Юнг, К. Ясперс, Х. Р. Яусс представляют общеметодологические принципы исследования руководства и руководителя. 1
В социальной философии так или иначе проблемы руководства и управления затрагивались в работах X. Арендт, В. Г. Афанасьева, Д. Белла, Ж. Бод-рийяра, Г. М. Бирюковой, Р. ДарендЬрфа, Г. Зиммеля, Н. Лумана, К. С. Пигрова, В. Райха, Ю. М. Резника, Е. А. Смирнова, А. Тоффлера, М. Фуко, Ф. Фукуямы, Ю. Хабермаса, М. Хоркхаймера, Н.:Элиаса, Р. Г. Яновского, и др., а также в работах Р. Альбрехта, Ц, Аударда, Б. Баско, В. Каспарта, В. Феркисса, П. Розена, У. Ростоу, X. Шельски, В. Шлухтера, Дж. Серли, в. Софски (R.Albrecht, С. Аи-dard, B. Baczko, W. Caspart, V.C.Ferkiss, P. Roasen, W.W. Rostow, H. Schelsky, W. Schluchter, J. R. Searle, W. Sofsky), и др. Особо следует отметить активно развивающуюся ивановскую школу исследования руководства в рамках интегратив-ной социальной теории (Е.А. Смирнов, A.A. Алексеев, Ю. М. Резник, и др.), в рамках которой выполнятся и настоящая диссертационная работа. Но и в данном «незримом колледже» в этом направлении на диссертационном уровне по существу сделаны только первые шаги (Е.А. Смирнов, Ю. М. Резник, A.A. Алексеев).
Проблема фигуры руководителя, управленца, менеджера в различных аспектах исследовалась социологами и политологами (А. Авторханов, Т. А. Алексеева, А. П. Альгин, Б. А. Аникин, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, М. Мосс, Т. Парсонс, O.A. Полобок, А. Яковлев, и др. Она в социологическом ключе так или иначе обсуждалась в западных работах Ж.-Л. Дениса, М. Федеровича, Г. Флудерского, Д. Франсиса, Т. Герпотта, К. Ясецки, А. Ленгли, И. Пана, М. Пи-но, В. Зандберга, Ж.Ж. Шмидта-Вилка, В. Весоловски, Д. Цоло (J.-L.Denis, M. Federowicz, G. Fluderska, D. H. Francis, Т. J. Gerpott, K. Jasiecki, A. Langley, I. Pan, M. Pineault, W. R. Sandberg, J.J. Schmidt-Wilk, W. Wesolowski, D. Zolo, и др.
Существенен и тот аспект исследования проблемы руководителя, который принимает литературно-художественную форму. Здесь особо следует отметить произведения М. Алданова, А. Белого, И.-В. Гёте, Д. Гранина, В. Ду-динцева, Р. Музиля, А. Платонова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, У. Шекспира, Т. Уайлдера, Э. Юнгера, и др.
Что касается специального социально-философского исследования проблемы результатов руководства, то в методологическом плане руководство может быть осмыслено на базе изучения целе-средственных отношений человеческой деятельности. Успешный результат предстает как достижение цели при использовании подходящих средств. Эта первая линия анализа успеха руководства, то есть соответствия результатов тем ценностям, которые побудили к деятельности, предполагает обязательную соотнесенность целей с более или менее четко эксплицированными ценностями. Триада категорий «цель — средство — результат» изучалась в философии в связи с проблематикой детерминизма. Телеологические отношения в их сопоставлении с отношениями причинности подробно анализировались уже в античности у Аристотеля. Новоевропейская философия, базируясь на протестантской этике, — на переоценке роли труда в социальной жизни, подвергла проблему «цель — средство — результат» классическому анализу в учениях, главным образом, И. Канта и Ф.В. Г. Гегеля.
К. Маркс, Л. Фейербах, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Д. Дьюи, В. Дильтей дали постклассическую, модернистскую концепцию целесообразной деятельности человека. Особенно следует отметить марксистскую концепцию практики и идеи прагматизма, стремившегося обобщить новые типы практик эпохи индустриализма.
Наконец, постмодернистская позиция по данному вопросу была выражена в учениях Ж. Лакана, Ж. Делеза и Ф. Гватари, X. Арендт, М. Фуко, М. Хорк-хаймера и Т. Адорно, Ю. Хабермаса, и др. В современной отечественной литературе отчетливо вырисовывается концепт руководства как механизма консти-туирования и конструирования социальной реальности.
Вторая линия анализа опиралась на феноменологию историографии и жизнеописаний, где руководство представало, прежде всего, как деятельность военачальника, политика, общественного деятеля, хозяйственного руководителя. Особое место в ряду таких модификаций деятельности руководства занимает деятельность духовного лидера, который может актуализировать себя или в религиозной или в светской формах. В целом эта феноменология руководства опиралась на мифолого-фольклорный базис (Ригведа, Авеста, Гомер, Библия и др.). Здесь особенно следует отметить работы Т. Карлейля, М. Мюллера, а сегодня — представителей неоконсерватизма в социогуманитаристике (Э. Юнгер, М. Элиаде, А. Дугин и др.).
В условиях современного развития социальных и гуманитарных наук, на основе прогресса лингвистики, фольклористики, этнографии и др. появились возможности синтеза первой и второй линий анализа идеи руководства. Необходимо в связи с этим отметить работы Р. Барта, М. М. Бахтина, М. Вебера, Р. Жирара, Л. П. Липовой, С. Московичи, Дж. Фрэзера, М. Фуко и др. Особо следует выделить тенденцию к секуляризации проблемы руководства, где последнее представало уже не как трансцендентно санкционированный путь спасения, а именно как деятельность, редуцируемая к управлению в рамках не ценностно-рациональной, а целерациональной деятельности.
Однако в целом проблема руководства, синтезирующая существующие аналитические традиции, при всей своей важности до сих пор остается разработанной недостаточно, особенно, что касается аксиологических аспектов, то есть вопроса не только о конкретных тактических целях и задачах, которые ставит себе руководитель, а о тех ценностях, которые этот руководитель (а уж тем более, управленец или менеджер) даже, может быть, не всегда отчетливо осознает и не может артикулировано выразить.
Часто формулируется тезис о том, что «нравственное развитие общества отстает от его научно-технического развития». Этот тезис стал по существу уже общим местом. Однако представляется, что такая постановка проблемы об «отставании нравственности от научно-технического развития» не помогает объяснению, почему же происходит такое «забвение», почему не акцентируются аксиологические моменты в руковЬдстве. Указанный взгляд на современную ситуацию недостаточно конструктивен, поскольку он пытается сфере ценностей навязать те же законы бытийствования, которые налицо в материальном мире. Отсюда и стремление выработать более конструктивную позицию в данном вопросе.
Цель и задачи исследования
В данном исследовании мы попытаемся подойти к вопросу с той точки зрения, как соотносятся между собой фундаментальные человеческие ценности, с одной стороны, и руководство обществом, а также те цели и задачи, которые в этом обществе так или иначе живут, укорены в сознании руководителей того или иного уровня, с другой. Поэтому данная диссертационная работа ставит основной целью социально-философское осмысление ценностей и целей руководства.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
— дать социально-философское осмысление понятия руководства в перспективе возможности аксиологической аналитики-
— выявить социально-философский смысл ценностей в плане их «перехода», «превращения» в цели и задачи, как стратегические, так и тактические, а также соотношение ценностей, с одной стороны, и целей, средств и результатов руководства, с другой-
— провести анализ главных проблем, связанных с распадением ценностей, целей, средств и результатов управления в реальной деятельности руководителей, а также, управленцев, менеджеров.
Методологические основы и теоретические источники исследования Диссертационное исследование осуществлялось с учетом фундаментальных положений, выработанных социально-философской мыслью применительно к аксиологическим проблемам руководства. В диссертации, прежде всего, использовались приемы современной аксиологии. Особое внимание было уделено интенциональному анализу в феноменологической перспективе. Интен-циональный анализ понимается в диссертации как исследование ценностной ориентации сознания с целью реконструкции структуры тех актов сознания, в которых конституируются духовные феномены- интенциональный анализ оказывается в состоянии реконструировать ту или иную установку сознания, что необходимо для аксиологического подхода.
Сложность, многоаспектность предмета исследования потребовала обращения к данным не только философии, но также и культурологии, этнографии, социологии, психологии, других дисциплин. Поэтому принципиальной особенностью методологии исследования является комплексный междисциплинарный синтез, включающий как философские так и конкретно-научные социальные дисциплины, такие, в частности, как «организация управления», «управление персоналом», «теория менеджмента^), и др.
Многосторонний характер предмета исследования и разнородность вовлеченного в орбиту исследования1 теоретического и исторического материала обусловили также необходимость использования метода сравнительно-исторического анализа. Особое внимание было уделено приемам нарратива и аналитике биографических повествований.
Междисциплинарность, активно используемая в исследовании, в то же время не означает методологического синкретизма. Методы других дисциплин использовались лишь как вспомогательные. Особая трудность настоящего исследования, состояла в том, чтобы, отправившись по уже накатанным методологическим колеям, не «сползти» в социологию или теорию менеджмента, сохранить специфику аксиологической и социально-философской аналитики по преимуществу.
Научная новизна результатов исследования и п оложения, выносимые на защиту
Новизна и своеобразие работы основываются на постановке проблемы о социально-философском исследовании внутреннего единства и противоречий между ценностями и процессом руководства и заключаются в следующем:
— Тематизированы и проблематизированы ценности, из которых исходит руководитель, а также менеджер того или иного уровня управления, в процессе принятия решения. Обычно эти ценности существуют как нечто «бессознательное», «само собой разумеющееся», и действуют как бы «по умолчанию" —
— Проведен анализ ценностей, действующих в процессах руководства, в контексте четырех исторически взаимодействующих дискурсов социально-философского анализа: реалистического, натуралистического, деятельностного и феноменологического.
— Раскрыт философский смысл уровней социального (по Т. Парсонсу), которые обычно трактуются лишь социологически. Четыре уровня социального (первичный /технический/, менеджериальный /управленческий/, институциональный и социетальный) раскрываются как генезис условий возможности как руководства, так и его ценностей. Собственно, понятие руководства как таковое может быть эксплицировано лишь на институциональном уровне, не сводимом к менеджериальному управлению. Полностью оно развертывается на социе-тальном уровне необходимым образом предполагающем инстанцию ценностей-
— Открыты общие принципы зависимости исторических модификаций руководства и управления от господствующих в обществе форм слова, а именно — от речи, письма, печати и машинно-компютерной формы слова. Такой подход позволяет подойти к объяснению того, почему галилеева наука гак настойчиво претендует на первое место в руководстве социумом, и почему техногенная цивилизация стремится редуцировать руководство к управлению и поставить вопросы организации социума исключительно в технологическую плоскость, что и приводит к фундаментальному забвению ценностей-
— Осмыслены механизмы «взаимных инверсий» ценностей и потребностей в антиномии материалистического (деятельностного) и идеалистического (реалистического) дискурсов руководителя. Ценности могут представать (рационализоваться в многообразных формах «расколдования мира») как потребности, а потребности — маскироваться, «мимикрировать» под ценности. В дискурсе руководителя процедуре цинической рационализации ценностей противостоит процедура морализированкя по поводу естественных потребностей. Философский анализ, предлагаемый в диссертации, открывает перспективу преодоления означенных здесь отчужденных форм бытийствования ценностей-
— Показаны методологические предпосылки контент-анализа текстов руководителей. Такого рода контент-анализ позволяет обнаружить латентные ценности, даже в том случае если они и не эксплицированы непосредственно-
— Проанализированы такие чрезвычайно эффективные формы стратегического руководства обществом, которые обычно не попадают в поле зрения социально-философского анализа. Речь идет о руководстве с помощью использования праздничного цикла, понятого в широком смысле, в соотнесении с циклом «революция — повседневный порядок». Праздник и революция, чрезвычайно нагруженные в эмоциональном отношении, не только ориентируются на ценности, но и творят их-
— Осмыслена ситуация ответственности руководителя, которая обычно представляется лишь в этическом плане: руководитель в ответе за все результаты деятельности коллектива, но в связи с тем, что он онтологически не в состоянии в полной мере проконтролировать его, он оказывается фигурой принципиально трагической-
— Систематизированы методологические основания выстраивания типологии ценностей руководителя, с помощью которой создается возможность эксплицировать реально действующие ценности в процессах и эксцессах руководства.
Практическая и теоретическая значимость работы
Теоретические положения и
выводы, изложенные в диссертации, могут быть использованы в исследований широкого спектра проблем социальной философии, философии истории, аксиологии и философии руководства и управления. Они могут составить также методологическую основу для решения ряда актуальных проблем социологии, историографии, этики, философской антропологии, ряда других философских, социальных и гуманитарных дисциплин. Результаты исследования могут найти применение при разработке и чтении курсов по социальной философии, социологии, политологии, спецкурсов по отдельным философским вопросам. '
Проведенное диссертационное исследование позволяет выработать принципы научной разработки системы консультирования руководителей, менеджеров, управленцев разного ранга, а также — их общего образования, повышения квалификации и специальной целенаправленной подготовки (тренингов и деловых игр). Исследование, в конечном счете, направлено на то, чтобы научиться и научить эксплицировать и рефлексировать ценности и цели разного уровня в повседневной работе руководства.
Положения, содержащиеся в диссертации, могут стать основой для разработки программы формирования ценностей масс- такого рода программы предполагается использовать в организации стратегии и тактики средств массовой информации.
Апробация работы
Основные положения диссертационного исследования изложены в ряде статей, опубликованных автором в период с 2006 по 2008 г. Одна из последних работ вышла в 2008 году в журнале «Личность. Культура. Общество» под названием «Ценности и руководитель (к аналитике трагического мироощущения „правящего меньшинства“)».
С докладами автор выступал на международных, российских и регио
18 нальных научных и научно-практических конференциях, среди которых можно назвать: «Корпоративная культура государственной и муниципальной службы: опыт и проблемы формирования» (Иваново, 2006), «Телесность российского пространства» (Санкт-Петербург, 2008), XV Международная научно-техническая конференция «Информационная среда вуза» (Иваново, 2008) и др.
Структура диссертации
Работа состоит из Введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 336 наименований, в том числе 42 на иностранных языках.