Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Натурфилософия. 
Философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если многие натуралисты толковали, скажем, любовь в духе неоплатонизма, то постепенно в возрожденческом сознании рождается гуманистическое, очеловеченное осмысление природы. Юный Франческо Петрарка (1304- 1374), как утверждает притча, пришел в храм. Неподалеку от него, захваченная молитвой, стояла девушка, лица которой не было видно. На бархате покоилась только очаровательная белоснежная ручка… Читать ещё >

Натурфилософия. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Известным представителем натурфилософии эпохи Возрождения был Бернардино Телезио (1509−1588). В его эпоху усилилось стремление к более достоверному познанию природы, которое противостояло абстрактной умозрительности схоластики. Результаты своих наблюдений и размышлений Телезио сформулировал в своем главном труде «О природе вещей в составе с ее собственными началами» (1565). Воссоздавая полную картину природы, Телезио исходил из ее качественно-органистической интерпретации, восходящей к Античности. Однако если многие натурфилософы той эпохи испытали влияние неоплатонических принципов, то Телезио в трактовке природы стоял ближе к стоикам. Он испытал влияние физики Стратона, который возглавлял перипатетическую школу в начале III в. до н.э. (перипатетики — ученики и последователи греческой школы Аристотеля). В их толковании природы постепенно устранялась идея Бога (Стратон занимался теоретической и практической физикой). Вот как представлял он строение Вселенной. Материя, наполняющая пространство, совершенно пассивна. Принцип активности олицетворяет Бог, который, используя материю, создает два бестелесных начала — тепло и холод. Земля находится в центре мироздания и воплощает собой средоточие холода. Однако противостоящее ей Солнце кристаллизует предельное тепло. Холод и тепло находятся в состоянии противостояния, которое не задано раз и навсегда. Идет бесконечная состязательность. Все многообразие вещей, их качественное отличие определяется различным соотношением расширяющегося тепла и сжимающегося холода. Телезио принадлежат и некоторые антропологические идеи. Человек в принципе — одно из природных звеньев, поэтому он и трактуется натуралистически. Жизненный дух присущ как животному, так и человеческому организму. Даже разумная душа в своих действиях, определяемых чувствами, связана с телом. Но в человеке существует еще более высокая душа — носительница его моральных совершенств. Она выступает уже как «сверхдобавочная форма» и происходит непосредственно от Бога. Последователи Телезио особенно ценили его попытку создания опытно-сенсуалистической методологии (сенсуализм — от лат. sensus — чувство, ощущение, смысл — теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которой являются внутренние или внешние раздражители). Высокую оценку философии Телезио дал впоследствии английский философ Ф. Бэкон.

Переход от неоплатонических познавательных программ к гуманистическим

Если многие натуралисты толковали, скажем, любовь в духе неоплатонизма, то постепенно в возрожденческом сознании рождается гуманистическое, очеловеченное осмысление природы. Юный Франческо Петрарка (1304- 1374), как утверждает притча, пришел в храм. Неподалеку от него, захваченная молитвой, стояла девушка, лица которой не было видно. На бархате покоилась только очаровательная белоснежная ручка. Юноша невольно залюбовался ею, пытаясь в то же время разглядеть силуэт молодой католички. И вдруг в поэтическом воображении юноши эта ручка покрылась морщинами, высохла, стала старческой. Его сердце наполнилось острой болью за юное совершенство, которому природа нанесет отвратительные метки увядания. В поэзии Петрарки любовь становится космической силой, основой мироустройства, универсальной связью всех уровней бытия.

Так постепенно происходит утверждение натурфилософской ориентации в познании. Это относится к творчеству итальянского живописца, скульптора, архитектора, ученого, инженера Леонардо да Винчи (1452−1519). Ему принадлежат многочисленные открытия, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Он отстаивал решающее значение опыта в познании. Огромное открытие в области научной картины мира принадлежит Николаю Копернику (1473−1543). Он окончательно заменил геоцентрическую модель картину мира, согласно которой Земля находится в центре Вселенной. Это воззрение принадлежало древнегреческому астроному Клавдию Птолемею. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной земли, позволяющую предвычислять их положение на небе. В своем труде «Об обращениях небесных сфер» Н. Коперник показал, что на самом деле Земля вращается вокруг Солнца. По имени Коперника гелиоцентрическая картина мира называется коперниковской. Немецкий поэт и философ И. В. Гете назвал открытие Коперника «величайшим, самым выдающимся, плодотворным открытием, которое когда-либо делал человек, открытием более важным, чем вся Библия» .

Таким образом постепенно складывалась новая картина мира. Итальянский математик Галилео Галилей (1564−1642) считал, что истинной книгой для философии является книга природы, которая только написана другими буквами, отличными от букв алфавита, а именно треугольниками, квадратами, кругами, шарами. Для чтения их нужна не философия, а скорее математика. Для научного исследования Галилей требовал отбросить авторитет в вопросах науки, сомневаться, основать всеобщие положения на наблюдении и эксперименте. Галилей был приверженцем рационализма. Он считал, что мир можно постигнуть чисто механическим способом, с помощью математики, механики и разума. Галилей отверг требование, чтобы научная теория взывала к здравому смыслу.

Так в трудах философов эпохи Возрождения сформировалась новая картина мира, которая соединила проблемы космоса, человека, природы, религии и социума.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой