Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх (от античности до Нового времени). Историко-философский аспект
Диссертация
Для Блеза Паскаля феноменологическая топология пространства, описываемая при помощи метафоры сферы, была сопряжена с экзистенциалистской трактовкой сферы как головокружительной бездны и запутанного лабиринта, бросающих в одиночество и страх. От констатации ужасающего неведения человека о собственной участи (более всего важной для него), и фиксации страха перед окружающей вселенной Паскаль… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- 1. 1. Философские интерпретации экзистенциальных проблем
- 1. 2. Одиночество: ипостаси и интерпретации
- 1. 3. Смерть как экзистенциал человеческого бытия: феноменологическая топика смерти
- 1. 4. Страх как экзистенциал человеческого бытия
- Глава 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
- 2. 1. Античные представления о феноменологической топике
- 2. 1. (а). Архаичные основания античной картины мира и топика античного общества
- 2. 2. Проблема одиночества в античной философии
- 2. 3. Смерть в эпоху античности
- 2. 3. (а). Экзистенциал смерти в зеркале античной философии
- 2. 4. Страх в античной философии
- Глава 3. СРЕДНИЕ ВЕКА. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ В ЗЕРКАЛЕ ФИЛОСОФИИ И ТЕОЛОГИИ
- 3. 1. Феноменологическая топология в философии Средневековья
- 3. 2. Интерпретации одиночества в средневековой философии
- 3. 3. Средние века — ментальное и топологическое бытие экзистенциала смерти
- 3. 3. (а). Философско- теологическая христианская концепция смерти европейского Средневековья
- 3. 3. (б). Экзистенциал смерти в патристике
- 3. 3. (в). Топология смерти в Средние века
- 3. 4. Средние века: модели экзистенциала страха теолого-философская и мирская-повседневная модели)
- Глава 4. ВОЗРОЖДЕНИЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТОПИКА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
- 4. 1. Возрождение и Новое время: Экзистенциальная топика
- 4. 1. Возрождение и Новое время: экзистенциальная топика
- 4. 2. Экзистенциал одиночества в эпоху Возрождения и Нового времени
- 4. 2. (а). Одиночество и проблема индивидуализации в эпоху Возрождения
- 4. 2. (б). Одиночество в Новое время: между «величием и ничтожеством»
- 4. 3. Возрождение, Реформация, Новое время: эволюция индивидуалистической модели смерти
- 4. 3. (а). Возрождение: гуманистическая модель смерти (Петрарка, Альберти, Монтень)
- 4. 3. (б). Интерпретация смерти в период Реформации
- 4. 3. (в). Новое время: смерть как «наименьшее из зол»
- 4. 3. (г). Блез Паскаль: «Я умираю каждый день»
- 4. 4. Страх в эпоху Возрождения и Нового времени в философии и теологии
- 4. 4. (а). Страхи эпохи Возрождения
- 4. 4. (б). Страх в протестантизме
- 4. 4. (в). Новое время: страх как страсть (Р. Декарт) и страх как экзистенциал (Б. Паскаль)
Список литературы
- Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенцию. Позитивный экзистенциализм и другие работы. СПб., 1998. 507 С.
- Абеляр П. История моих бедствий // Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1992. С.259−295.
- Августин Аврелий. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1992. С.8−223.
- Августин Аврелий. О христианская вере // Ант. мир. философии. Т.1. 4.2. С.142−143.
- Аврелий, Марк Антонин. Размышления. М., 1993. 248 С.
- Адо П. Плотин, Или простота взгляда. М., 1991. 141 С.
- Адо П. Что такое античная философия? М., 1999. 320 С.
- Андрусенко В.А. Социальный страх. Свердловск. 1991.-172 С.
- Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье. СПб., 2001 604 С.
- Антология кинизма. Фрагменты соч. кинических философов. М., 1984. -335 С.
- Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. 4.1. -576 С.
- Антоний Сурожский. Оживший из мертвых // Человек. 1997. № 1. С. 94.
- Арендт X. Vita Activa, или О деятельной жизни. М. 2000. 437 С.
- Аристотель. Сочинения в 4 т. М., 1983−1984.
- Арсеньев В.Р. Звери=боги=люди. М., 1991. 158 С.
- Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. 528 С.
- Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956. 372 С.
- Афоризмы. Древний мир. Античность. М., 1999. 512 С.
- Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997. 336 С.
- Батай Ж. Гегель, смерть и жертвоприношение // Танатография Эроса: Жорж Батай и фр. мысль XX века. СПб., 1994. С.245−268.
- Баткин Л.И. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М., 2000. -1005 С.
- Баткин JI.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.-270 С.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. 543 С.
- Бейль П. Исторический и критический словарь. В 2-х т. М., 1968. Т.1. -391 С., Т.2.- 510 С.
- Бердяев H.A. Древо жизни и древо познания // Путь. № 18. 1928.
- Бердяев H.A. О самоубийстве. М., 1992. С. 16.
- Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. 608 С.
- Берти Э. Древнегреческая диалектика как выражение свободы мысли и слова // Цит. по: Культурология. Ростов-на-Дону. 1995. С.551−561.
- Беседы Эпиктета. М., 1997. 312 С.
- Бессмертный Ю.Л. Жизнь смерть в средние века. Очерки демографической истории Франции. М., 1991.-235 С.
- Библия. Комм. Ч. И. Скоуфильфа // Библия. С англ. изд. 1909 г. М., 1989.1510 С.
- Бинсвангер Л. Бытие в мире: Введение в экзистенциальную психиатрию. М., СПб., 1999.-300 С.
- Блаженный Августин. Творения. В 4 т. Т.1: Об истинной религии. СПб., 2000.-742 С.
- Блаженный Августин. Творения. В 4 т. Т.2: Теологические трактаты. СПб., 2000.-751 С.
- Блаженный Августин. Творения. В 4 т. Т. 3−4: О граде Божьем. СПб., 2000. Т.3.- 596 С- Т.4.-586 С.
- Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992. 384 С.
- Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000. 320 С.
- Бланшо М. Ожидание забвение. М., 2000. 175 С.
- Блох Э. Тюбингенское ведение в философию. Екатеринбург, 1997. 400 С.
- Больнов О. фон. Философия экзистенциализма. СПб., 1999. 324 С.
- Боргош Ю. Фома Аквинский. Изд.2-е. М., 1975. 183 С.
- Борхес Х.К. Проза разных лет. М., 1989. 318 С.
- Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв.. М., 1986−1992. Т. 1−3.
- Бруно Д. Изгнание торжествующего зверя. СПб., С. 1914. 224 С.
- Бруно Д. О героическом энтузиазме. Киев, 1996. 288 С.
- Бруно Д. Трактат «Светильник тридцати статуй» // Филос. науки. 1976. № 3. С.45−51.
- Брянчанинов И. Слово о смерти. М., 1 905. 318 С.
- Бубер М. Два образа веры. М., 1995. 464 С.
- Бубер М. Я и Ты. М., 1993. 175 С.
- Будущая загробная жизнь на основании Священного Писания и учения Св. отцов. М., репринт 1897. Донской монастырь. 1991. 176 С.
- Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. 1−2. СПб., 1904, 1906.
- Бурханов P.A. Практическая философия Иммануила Канта. Екатеринбург Нижневартовск, 1998. — 191 С.
- Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т.М., Т.1. 567 С.
- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 808 С.
- Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. 221 С.
- Визгин В.П. Герметический импульс формирования новоевропейской науки: историографический контекст // Одиссей. Человек и общество: проблемы самоидентификации. 1998. М., 1999. С.162−187.
- Вишев И.С. Проблема личного бессмертия. Новосибирск, 1990. 246 С. Вундт В. Введение в философию. М., 1998. — 354 С.
- Вышеславцев Б.П. Бессмертие, перевоплощение и воскресение // Человек. 1993. № 2. С.80−96.
- Вэленс А. Де. Заметки о понятии страха в современной философии // Феномен человека. М., 1993. С.297−306.
- Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М., 1997.-495 С.
- Гарнцев М.А. Бегство единственного к единственному// Логос. .№ 3. 1992 (1). С.208−212.
- Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. 392 С.
- Гачев Г. Д. Образы Индии (Опыт экзистенциальной культурологии). М., 1993.-389 С.
- Гвардини Р. Конец Нового времени // Феномен человека. М., 1993. С.240−296.
- Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2 т. Т.2. М., 1976. 573 С.
- Гегель Г.-В.-Ф. Философия истории. М., 1993. 480 С.
- Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика. В 4-х т. М., 1968−1973.
- Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. Спб., 2000. 320 С.
- Геродот. История. В 9 т. М., 1999.- 740 С.
- Геффдинг Г. Философия религии. СПб., Б.г. 403 С.
- Голубчик В.М., Тверская Н. М. Человек и смерть: поиски смысла (этические аспекты явления). М., 1994. 303 С.
- Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск, 1990 -330 С.
- Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1991. 619 С.
- Гуревич А .Я. Культура и общество в средневек. Европе глазами современников. М., 1989.-366 С.
- Гуревич А.Я. О новых проблемах изучения средневековой культуры // Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1971. С.11−12.
- Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии // Одиссей. Человек в истории. Исследования по социальной истории и истории культуры. 1989. М., 1989. С. 114 135.
- Гуревич А.Я. Филипп Арьес: Смерть как проблема исторической антропологии // Предисл. к кн. Ф. Арьеса. Человек перед лицом смерти. М., 1992. С.5−32.
- Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. Деррида Ж. Оставь это имя (Пост-скриптум), Как избежать разговора: дегенерации. Минск, 2001. -320 С.
- Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998. 316 С.
- Данте А. Малые произведения. М., 1968. 652 С.
- Декарт Р. Избр. произв. М., 1950. 712 С.
- Декарт. Соч.: В 2 т. М., 1989.
- Делез Ж. Логика смысла- Фуко М. Theatrum philosophicum. Екатеринбург.1998.- 480 С.
- Делез Ж. Тайна Ариадны // Вопросы философии. 1993. № 3. С.48−53.
- Делюмо Ж. Ужасы на Западе. М., 1994, — 416 С.
- Деррида Ж. Голос и феномен. СП б, 1999. 208 С.
- Деррида Ж. О грамматологии.М., 2000. 512 С.
- Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Мн., 1999.-832 С.
- Деррида Ж. Письмо и различие. М., 2000. 430 С.
- Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М. Иерусалим, 2000. — 464 С.
- Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Мн., 1997. 192 С.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов М., 1986. -570 С.
- Дзен-буддизм: Э.Фромм. Психоанализ и дзен-буддизм- Д.Судзуки. Лекции о дзен-буддизме- Р. де Мартино. Человеческая ситуация дзен-буддизма. М., 1995. 210 С.
- Добротолюбие. Избранное для мирян. Издание Сретенского монастыря. 1998. 448 С.
- Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. М., 1990. 207 С.
- Долгов K.M. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. М., 1990. 399 С.
- Донских O.A., Кочергин А. Н. Антич. философия. Мифология в зеркале рефлексии. М., 1993. 239 С.
- Досократики. Мн., 1999. 784 С.
- Дроздов A.M. Древнехристианский писатель Арнобий и его апология христианства. Киев, 1917.
- Дугин А. Метафизика Благой Вести // Дугин А. Абсолютная Родина. М.,
- Дуглас М. Чистота и опасность. М., 2000. 288 С.
- Дюркгейм Э. Самоубийство. Социол. этюд. СПб., 1998. -496 С.
- Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. В 2 Ч. Саранск. 1997. 4.1. 160 С.- 4.2 — 220 С.
- Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000. 400 С.
- Зайцев Е. А. Монастырская геометрия и библейская экзегеза. // Интернет, www. philoophy. ru/ library/ catalog, html.
- Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов, как практическое руководство к духовной жизни. М., 2000. 704 С.
- Зеньковский В.В. Основы хритсианскоцй философии. М., 1997. 560 С.
- Зиммель Г. К вопросу о метафизике смерти // Логос. Кн.2. М., 1910. -С.34−49.
- Идея смерти в российском менталитете. СПб., 1999. 304 С.
- Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М., 1996. 288 С.
- Ильин И. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т. М., 1993. 448 С.
- Иоанн Дамаскин. Философские главы (Диалектика). Глава 66. О соединении по ипостаси // М., Логос. 1991. № 1. С.86−87.
- Исаев С.А. Теология смерти. Очерки протестантского модернизма. М., 1991.-236 С.
- История философии: Запад Восток — Россия. Кн. 1: Философия древности и средневековья. Под ред. Н. В. Мотрошиловой. М., 1996. — 448 С.
- Калиновский П. Переход: Последняя болезнь, смерть и после. Екатеринбург, 1994. -192 С.
- Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. 415 С.
- Карсавин Л.П. Религиозно-философские произведения. Т.1. М., 1992.
- Кассирер Э. Избранное: Индтивод и космос. М., 2000. 654 С.
- Кафка Ф. Из дневников: Письмо отцу. М., 1988. 254 С.
- Кессиди Ф.Х. К. проблеме «греческого чуда» // Культурология. Ростов-на-Дону. 1995.-С.562−573.
- Кессиди Ф.Х. Сократ. 2-е изд. 1988. М., 220 С.
- Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М., 1998. 208 С.
- Кураев Андрей. Куда идет душа. Раннее христианство и переселение душ. М., 2001.-576 С.
- Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. 383 С.
- Лабиринты одиночества. М., 1989. 624 С.
- Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М., 1987, — 137 С.
- Лакан Ж. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. М., 1997. 184 С.
- Лакан Ж. Семинары. Кн.1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/ 54). М., 1998. 432 С.
- Лакан Ж. Семинары. Кн.2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). М., 1999. 520 С.
- Ланц Г. Вопросы и проблемы бессмертия. // Логос. Кн.3−4. М., 1913. С.249−267.
- Ле Гофф Ж. С небес на землю (Перемены в системе ценностных ориентации на христианском Западе XII—XIII вв.) // Одиссей. Человек в истории. 1991. М., 1991. 192 С.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. 376 С.
- Левек П. Эллинистический мир. М., 1989. 251 С.
- Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб., 1998. -265 С.
- Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. М. СПб., 2000. 416 С.
- Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994. 382 С.
- Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2 т. М.- СПб., 2000. -424 С.
- Лоренцер А. Археология психоанализа: Интимность и социальное страдание. М., 1996.-304 С.
- Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989. С.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.-880 С.
- Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. 959 С.
- Лосев А.Ф. Форма Стиль — Выражение. М., 1995. — 820 С.
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982. 623 С.
- Лосский И.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992. 207 С.
- Лукиан. Избранное. М., 1987. 622 С.
- Лукреций, Тит Кар. О природе вещей. М., 1958. 260 С.
- Лурье С. Я. История Древней Греции. 4.1. Л., 1940. 210 С.
- Любутин К.Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха до Фромма. Псков, 1994. 134 С.
- Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 611−654.
- Ляпустина Е.В. Римские зрелища, или кое-что о самосознании личности и общества // Одиссей. Человек в истории. 1998. М., 1999. С.8−25.
- Мандзолли П.А. Философская поэма Пьера-Анджело Мандзолли «Зодиак жизни» // Филос. науки. 1977. № 3. С.67−78.
- Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). М., 1979.-431 С.
- Микеланджело. Жизнь. Творчество. М., 1964. 417 С.
- Макиавелли Н. Государь. Сочинения. Харьков, 1998. 656 С.
- Малинов A.B. Образ смерти в русской сказке // Вече. Вып.З. СПб. 1995. С.163−178.
- Малышев М.А. Человек и мир его переживаний. Екатеринбург, 2000. -280 С.
- Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М., 1993. 352 С.
- Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. М., 1997. 320 С.
- Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен. М., 2000. 400 С.
- Мамардашвили М.К., Соловьев Э. В., Швырев B.C. Классическая и современная буржуазная философия. Опыт эпистемологического сопоставления//Вопр. Философии. М., 1970, № 12, 1971. № 4.
- Мамардашвили M. K, Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1999. 216 С.
- Мамлеев Ю.В. Судьба бытия путь к философии (интервью) // Вопросы философии. 1992. № 9. С.75−84.
- Мамлеев Ю.В. Судьба бытия // Вопросы философии. 1993. № 11. С.71−100.
- Маритен Ж. Философия в мире.М., 1994. 192 С.
- Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 3-е изд. Т.1. М., 699 С.
- Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.- 368 С.
- Марсель Г. Иметь или Быть. Новочеркасск, 1994. 160 С.
- Материалисты Древней Греции. М., 1955. 239 С.
- Меннингер К. Война с самим собой. М., 2000. 480 С.
- Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992. 63 С.
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. 607 С.
- Микеланджело Буонарроти. Стихотворения. Письма. М., 1999. 250 С.
- Мистическое богословие. Киев, 1991. 392 С.
- Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества. М., 1989. С.52−87.
- Монтень М. Опыты. В 3 кн. М., 1991. Кн. 1. 512 С.- Кн.2. — 715 С.- Кн. З — 864 С.
- Мосс М. Социальные функции священного. Избр. произведения. СПб., 2000.-448 С.
- Мысли мудрых людей на каждый день. Собр. Л. Н. Толстым. М., Репринт 1903 г., 1990.-384 С.
- Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII века. М., 1974. -379 С.
- Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка. М., 1994. 208 С.
- Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М., 1994.-208 С.
- Никонов К.И. Современная христианская антропология. М., 1983. 184 С.
- Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1990. Т.1. 832 С.
- Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху Греции // Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М., 1994. 416 С.
- О человеческом в человеке // М., 1991. 384 С.
- Ортега-и-Гассет X. Лекции по метафизике. Екатеринбург, 2000. 152 С.
- Ошо (Бхагаван Шри Раджниш). Горчичное зерно. Беседы об изречениях Иуды из апокрифического Евангелия от Фомы. Челябинск. 1995. 397 С.
- Пас О. Освящение мига. СПб., 2000.-411 С.
- Паскаль Б. Мысли. М., 1999. 480 С.
- Паскаль Б. Опыты // Суждения и афоризмы / Ф. Ларошфуко, Б. Паскаль, Ж.Лабрюйер. М., 1990. 384 С.
- Петрарка Ф. Лирика. Автобиограф, проза. М., 1989. 478 С.
- Петрарка Ф. Избранное. Автобиогр. Проза. Сонеты. М., 1974. 444 С.
- Пифагорейские Золотые стихи с комментариями философа Гиерокла. М., 1995.- 121 С.
- Платон. Собрание сочинений. В 4 т. М., 1990−1994.
- Плотин. О благе или едином // Логос. М., (1) 1992. №.3. С.213−227.
- Плотин. О сущности души // Логос. М., 1994. №.6. С.278−282.
- Плутарх. Моралии: Сочинения. М. Харьков, 1999. — 1120 С.
- Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995.-340 С.
- Поньон Э. Повседневная жизнь Европы в 1000 году. М., 1999. 382 С.
- Попов И.В. Идея обожения в древне-вост. церкви // Вопр. филос. и психологии. Kh.II. 1909. С. 160.
- Проблема иммортологии. Кн.2. Проблема бессмертия человека в русской философии: история и современность. Челябинск. 1994.- 342 С.
- Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. М., 1989. 256 С.
- Проблема человека в западной философии. М., 1988. 552 С.
- Рассел Б. История западной философии. В 3 кн. СПб., 2001. 960 С.
- Рассел Дж. Б. Дьявол. Восприятие зла с древнейших времен до раннего христианства. СПб., 2001. 408 С.
- Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. З. Новое время. СПб., 1996. 736 С.
- Религия и община в античном Риме. М., 1995. 345 С.
- Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995. -416 С.
- Риман Ф. Основные формы страха. М., 1998. 336 С.
- Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995. 463 С.
- Роуз С. Душа после смерти. Современные посмертные опыты в свете учения Православной Церкви. С.-Пб. 2000. 272 С.
- Рязанцев С. Танатология (учение о смерти). СПб., 1994. 380 С.
- Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М., 2000.- 639 С.
- Сартр Ж.-П. Избранные произведения. М., 1992. 480 С.
- Семушкин A.B. Эмпедокл. М., 1994. -251 С.
- Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. М., 1986.-541 С.
- Смерти нет. Мн., 1994. 80 С.
- Смирнова Е.Д. и др. Средневековый мир.в терминах, именах и названиях: Словарь-справ. Мн., 1999. 383 С.
- Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. 448 С.
- Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991. -432 С.
- Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера. СПб., 2000. 192 С.
- Стрельцова Г. Я. Блез Паскаль. М., 1979. 237 С.
- Суицидология. Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотератевпов и в художественных текстах. М., 2001.-569 С.
- Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.-346 С.
- Тертуллиан. Избранные произведения. М., 1994. 443 С.
- Тертуллиан. Труды Киевской Духовной Академии. 1913−1914.
- Тиллих П. Избранное: теология культуры. М., 1995. 479 С.
- Токарчик А. Мифы о бессмертии. М., 1992. 240 С.
- Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2001. 560 С.
- Трегубов Л. 3., Вагин Ю. Р. Эстетика самоубийства. Пермь. 1993.- 268 С.
- Смысл жизни: Антология. М., 1994. 591 С.
- Фанти С. Практический словарь по психоанализу и микропсихоанализу. М., 1997.-224 С.
- Фауст и Заратустра. СПб., 2001. 320 С.
- Февр Л. Бои за историю. М., 1991. 629 С.
- Федорова М.М. Образ смерти в западноевропейской культуре // Человек. 1991. № 5. С.24−37.
- Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.2. М., 1955.- 943 С.
- Феномен человека: Антология. Сост. П. С. Гуревич. М., 1993. 349 С.
- Филиппов М.М. Паскаль, его жизнь и научн.-филос. деятельность. СПб., 1891.-78 С.
- Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в худ.-изобр. произведениях. М., 1993. 324 С.
- Фрагменты ранних греческих философов. 4.1.0т эпических космогоний до возникновения атомистики. М., 1989. 575 С.
- Франк С. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология. М., 1994. С.489−583.
- Фрейд 3. Мы и смерть // В кн.: Рязанцев С. Танатология (учение о смерти). СПб., 1994. С. 13−26.
- Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. М., 1998. -448 С.
- Фрер Ж.-К. Сообщества зла, или Дьявол вчера и сегодня. М., 2000. 272 С.
- Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.- 448 С.
- Фуко М. История сексуальности -III: Забота о себе. М., 1998. 288 С.
- Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999. 480 С.
- Фуко М. Рождение клиники. М., 1998. 310 С.
- Фуко М. Слова и вещи. М., 1994. 407 С.
- Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. 452 С.
- Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. 447 С.
- Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб., 1998. 304 С.
- Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. 464 С.
- Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Сборник. М., 1991. 192 С.
- Хайдеггер М. Цолликонеровские семинары о ОазетапаПйк’е. // Логос. М., (1) 1992. № 3. С. 82−97.
- Хамитов Н. Пределы мужского и женского. Киев, 1997. 176 С.
- Хамитов Н. Философия одиночества. Одиночество женское и мужское. Киев, 1995.-172 С.
- Хейзинга И. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М., 1995.-416 С.
- Херрманн Фр.-В. фон. Фундаментальное онтология языка. // Мн., 2001. -168 С.
- Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской герменевтической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск. 1993. 654 С.
- Хоружий С.С. Диптих безмолвия. М., 1991.- 416 С.
- Христианская мудрость. М., 1999. 296 С.
- Циммерман В. История крестовой войны в Германии. М., 1937. Т. 1−2.
- Цицерон, Марк Туллий. Философские трактаты. М., 1985. 382 С.
- Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. / Сост. П. С. Гуревич. М.1991.-464 С.
- Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. М., 2000. 576 С. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. — 490 С.
- Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966. С. 402.
- Шеллинг Ф.В. Й. Философия откровения. Т.1. СПб., 2000. 699 С.
- Шестов Л. На весах Иова // Шестов Л. Соч. Т.1. М., 1993. 560 С.
- Шестов Л. Potestas clarium // Шестов Л. Соч. в 2 т. Т.1. М., 1993. С. 17 316.
- Шестов Л. Сочинения. М., 1995.-431 С.
- Шкуратов В.А. Историческая психология. 2-е изд. М., 1997. 505 С.
- Шопенгауэр A. Parerga и Paralipomena. В 2 т. Т.2. // Шопенгауэр А. Собр. Соч. В 6 т. Т.5. М., 2001.- 528 С.
- Шопенгауэр А. Новые Paralipomena // Шопенгауэр А. Собр. Соч. В 6 т. Т.6. М., 2001.- С.3−212.
- Шопенгауэр А. О смерти и ее отношении к неразрушимости нашей внутренней сущности // Шопенгауэр А. Собр. Соч. В 6 т. Т.5. М., 2001. С.385−424.
- Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Гештальт и действительность. М., 1993. 663 С.
- Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.2.Всемирно-исторические перспективы. М., 1998. 606 С.
- Штирнер М. Единственный и его собственность. М., 2001. 448 С.
- ЭкхартМ. Духовные проповеди и рассуждения. Репринт 1912 г. М., 1991.192 С.
- Экхарт М. Азиатская алхимия. Сборник эссе. М., 1998. 604 С.
- Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995. 240 С.
- Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996. 285 С.
- Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999. 488 С.
- Элиаде М. Священные тексты народов мира. М., 1998. 624 С.
- Энциклопедия афоризмов. Античность. Древняя Индия. Древний Китай. Библия. Мн., 1999.-832 С.
- Энциклопедия афоризмов. Средние века. Эпоха Возрождения. Эпоха научной революции. Эпоха Просвещения. Русская афористика от средневековья до Просвещения. Мн., 1999. 992 С.
- Это человек: Антология // Сост П. С. Гуревич. М., 1995. 320 С.
- Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. М., 1969. 703 С.
- Юнг К. Душа и миф: шесть архетипов. М., 1997. 384 С.
- Юнг К. Проблема души современного человека // Филос. науки. 1989. № 8. С. 114.
- Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 2000. 576 С.
- Ямпольский М. Демон и лабиринт. М., 1996. 336 С.
- Ямпольский М. Смерть в кино // Искусство кино. 1991. .№ 9. С.53−62.
- Янкелевич В. Смерть. М., 1999. 448 С.
- Ясперс К. Введение в философию. Мн., 2000. 192 С.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. 527 С.
- Adorno Th. The Autoritarian Personality. N. Y, 1950. 502 P.
- Alberti L.B. De commodis litterrum atque incommodis. Dedunctus. Milano. 1971.- 646 P.
- Aries Ph. L’Histoire de l’andela dans la chrestienite latine // Enface la Mort. P., 1983. P.24−87.
- Barth K. Der Romerbrief. Munchen, 1922. 504 S.
- Batailee G. Theorie de la religion. P., 1989. 406 P.
- Blum C. la folie de la mort dans T’imaginaire collectif du Moyen Age // Death in the Middle Ages / Ed. H. Bract, W. Verbeke // Mediaevale Lovaniesia. Leuven, 1983. P. 110−125.
- Calvin J. Works. Philadelfia.1936. 654 P.
- Chastel A. L’Art et le sentiment de la mort an XVII siecle // Revue du XVII siecle. 1957. № 36−37.
- Chiffoleau J. Ce qui fait chander la mort dans la region d’Avignon a la fin du Moyen Age // Death in the Middle Ages. P. 120−146.
- Choron J. Modem Man and Morality. N.Y. 1964.- 432 P.
- Delumeau J. La Peur en Occident (XIV-XVIII siecles). Une cite assiegee. P., 1978.- 346 P.
- Derrida J. Aporias. P. 1993. 457 P.
- Derrida J. Donner la morte. P.1992. 364 P.
- Dream & Existence // Foucault & Binswanger / Ed. by К. Hoeller. 1986. -468 P.
- Duby G. Temps des cathedrales. L’art et la societe.980−1420. P., 1980. 562 P.
- Foucault M. Folie et de’raison: Histoire de la folie a l’age classique. P., 1961. 465 P.
- Garland R. The Greek way of death. Cornell univ. press. Ithaca. N.Y.I 98 5. -348 P.
- Gilson E. History of Christian Philosophy in the Middle Ages. L., 1972. -424 P.
- Huizinga H. Erasmus and the Age of Reformation. N.Y., 1957.- 546 P.
- Hutten. Muntzer. Luther. Werke: In zwei Banden. Berlin-Weimer, 1978. Bd.I. -438 S.
- Jankelevitch V. La mort. P. 1996.- 474 P.
- Jaspers K. Pnilosophie. 1956. F. a. M. Bd. 2.-467 S.
- Kastenbaum R., Alsenberg R. Psychology of Death. N.Y. 1972 452 P.
- Le Goff J. La Civilisation de L’Occident medieval. P., 1964. 506 P/
- Le Goff J. La naissance du Purgatoire. P., 1981. 509 P.
- Luther. Works. Philadelphia, 1955. Vol. 48. 406 P.
- May R. The Meaning of Anxiety. N.Y. 1977.-478 P.
- Riesman D. The Lonely Crowd. (With N. Galser, R. Danney). N.Y., 1950. -456 P.
- Male E. L’Art religieux en France. P., 1950. 432 P.
- Panofsky E. Studies in Iconology. Humanistic Themes in the Art of the Renaissance. N.Y. Evanston. 1962. 568 P.
- Panofsky E. Tomb Sculpture. L., 1954. 457 P.
- Sainte-Beuve Ch. A. Port-Royal P. V.l. 1953. 378 P.
- Schmitt J.-C. Les revenants dans la societe feodale // In: Le temps de la reflection. 1982. P., P.285−306.
- Tausk V. On the Origin of the «Influencing Machine» in Schizophrenia (1919) // In: Fliess R. Ed. The Psychoanalytic Reader. L., 1950. P. 234−256.
- Tenenti A. Il senso delia morte e l’amore della vita nel Rinascimento. Torino, 1957. 348 P.
- Tenenti A. La Vie et la Mort a travers l’art du XV siecle. P., 1952. 457 P.
- Tornay Ch. De. Michelangelo. III. The Medici Chapel. Princeton. 1948. 508 P.
- Trinkaus Ch. In Our Image and Likeness, Humanity and Divinity in Italian Humanistic thougt. Vol. 1−2. Chicago- London, 1970. 486 P.
- Varagnac A. Civilisation traditionelle et genres de vie. Paris. 1948. 475 P.
- Ville G. La gladiature en Occident des origines a la mort de Domitien. Rome. P., 1981.- 502 P.
- Vovelle V. La mort et L’Occident de L’An 1300 a nos jours. P. 1983.- 608 P.
- Vovelle M. La Redecouverte de la Mort // La Pensee. 1976. № 189. P. 3−19.
- Vovelle M. Piete baroque et dechristianisation en Provence an XVIII siecle. P., 1973.- 506 P.
- Westphal M. God, Guilt and Death. Fn existential phenomenology of religion. Bloomington, 1984. 305 P.