Актуальность дипломного исследования обусловлена тем, что любая национальная налоговая система, в том числе и налоговая системы России и Франции, есть сложное социально-политическое и экономико-правовое явление, состоящее из множества взаимосвязанных подсистем, взаимообусловленных элементов, взаимозависимых институтов. Посредством ее перманентного и комплексного действия реализуется главное, сущностное предназначение налогов в обществе: государство получает в свое владение, пользование и распоряжение денежно-финансовые ресурсы, позволяющие ему решать публичные и общесоциальные задачи.
Отношения и социальные связи, складывающиеся между соответствующими участниками в процессе функционирования всех составляющих налоговой системы государства в обобщенном виде можно обозначить как налоговые отношения (отношения в сфере налогообложения). Эти отношения после их нормативно-правового закрепления и регламентации со стороны государства становятся налоговыми правоотношениями.
Однако качественное единство российской налоговой системы отнюдь не означает, что налоговые отношения являются каким-то однородным образованием. Данные отношения носят многоаспектный и многоуровневый характер.
В этой связи необходимо отметить, что предпосылкой для формирования и развития именно российского налогового права, как и правовой основой для создания и функционирования российской налоговой системы в целом, является часть 1 ст. 57 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Совокупность налогов и сборов, подлежащих взиманию на территории РФ, на территории соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований, образует систему налогов и сборов.
Однако законодатель не может ограничиться установлением некоего абстрактного перечня платежей бюджетно-фискальной направленности — законодатель должен определить порядок их исчисления и уплаты, т. е. правила по их взиманию, что реализуется через установление соответствующих норм, содержащихся в части II НК РФ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для полноценного и эффективного создания и включения в действие налоговой системы государства необходимо:
— установить налоговые платежи — налоги и сборы (т.е. дать их перечень);
— ввести налоговые платежи (т.е. определить обязанность по их уплате обязанными лицами на соответствующей территории, дать своеобразную законодательно-волевую команду на уплату налоговых платежей обязанными лицами);
— определить правила их взимания (т.е. определить порядок исчисления и уплаты налогов и сборов).
Налоговая система Франции является объектом нашего анализа в силу того обстоятельства, что она имеет много общего с российской несмотря на то, что это государство не является ни законодательно, ни фактически федеративным и с точки зрения организации государственных финансов представляет собой жестко централизованную систему, построенную на государственном и местном уровнях.
Теоретическая основа исследования. Необходимо отметить, что сравнительно-правовой анализ налоговых систем России и Франции вызывал и вызывает пристальный интерес ученых и практикующих юристов. Отдельные вопросы анализа налоговых систем России и Франции освещены в работах Беккера Е. Г., Глухова В. В., Дольде И. В., Кадье Л., Караваевой И. В., Князева Г., Черник Д. Г., Лыкова Л. Н., Мартинез Ж.-К., Мещеряковой О., Милякова Н. В., Роббез-Массон Ш., Соколова А. А., Юткиной Т. Ф. и др. Все эти ученые, несомненно, внесли серьезный вклад в системный анализ налоговых систем различных стран.
Нормативную базу сравнительно-правового анализа налоговых систем России и Франции составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, ГНУ Франции.
Между тем в настоящее время в связи с постановкой национальных приоритетов на построение практичной и современной налоговой системы и курса России на вступление в ВТО особую остроту приобретает необходимость сравнительно-правового анализа налоговых систем России и Франции.
Попытка именно такого рода исследования и предпринята в данной работе.
Объект дипломного исследования — правовое регулирование в сфере сравнения налоговых систем различных стран.
Предмет работы — сравнительно-правовой анализ налоговых систем России и Франции.
Цель исследования — комплексный сравнительно-правовой анализ налоговых систем России и Франции.
В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:
• провести общий анализ налоговых систем Франции и России;
• исследовать роль Государственного совета Франции в налоговой области;
• рассмотреть общий подход к налоговому контролю во Франции и России;
• проанализировать налоговые проверки во Франции и России;
• рассмотреть разграничение налогового планирования от избежания налогообложения: опыт Франции;
• проанализировать проблемы разграничения налогового планирования и действий, направленных на уклонение от налогообложения в России;
Практическая значимость работы заключается в необходимости разработать программу мероприятий предшествующего налоговому контроля, пересмотреть подходы к текущему налоговому контролю, в частности к камеральным проверкам, оценить возможность выделения отдельных управлений в структуре налоговых органов, ориентированных исключительно на налоговый контроль.
Методологическую базу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и связанные с ним специальные методы, адекватные специфике юридической науки: анализ и синтез, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный, статистический и другие методы.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из реферата, введения, трех глав, заключения, списка используемых источников. В введении обоснована актуальность темы исследования, обозначены цель, объект, предмет, задачи работы. В первой главе изучается общий анализ налоговых систем Франции и России, рассматривается роль Государственного совета Франции в налоговой области. Во второй главе исследуется общий подход к налоговому контролю во Франции и России, изучаются налоговые проверки во Франции и России. В третьей главе рассматривается разграничение налогового планирования от избежания налогообложения: опыт Франции, анализируются проблемы разграничения налогового планирования и действий, направленных на уклонение от налогообложения в России. В заключении подведены итоги исследования. Список использованных при исследовании источников содержит нормативно-правовые акты, материалы судебной и иной юридической практики и других официальных материалов, научную и учебную литературу.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И ФРАНЦИИ
1.1 Налоговая система России
Налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию становления, что существенно затрудняет ее анализ. На практике заметно очевидное несоответствие между высоким качеством нормативно — законодательного обеспечения системы налогообложения на его высшем уровне (Налоговый кодекс Российской Федерации, НК РФ), более низким уровнем руководящих методических материалов (особенно в части определения налогооблагаемой базы основных налогов) и критически низкой налоговой дисциплиной, которая фактически дезавуирует всю систему в целом. В этой ситуации следует точно определить, что должно являться объектом анализа: реальное положение дел или формальная сторона функционирования налоговой системы. По нашему мнению, именно первый объект позволяет наиболее адекватно оценить действующую налоговую систему как важнейший элемент национальной экономики, но вместе с тем это ставит под сомнение абсолютную корректность использования в ходе анализа количественных характеристик, поскольку уровень налоговых ставок не определяет в полной мере фискальную и экономическую значимость того или иного вида налога, а размер и доля налоговых платежей в структуре налоговых доходов обусловлены не только начисленными суммами. Ниже предлагаются следующие краткие результаты анализа российской налоговой системы, в процессе которого были использованы отчетные данные за 1999 г.
Экономическая (регулирующая) функция налоговой системы России в целом реализуется весьма слабо, механизм налогового регулирования экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для этого, несомненно, имеются.
Инвестиционный потенциал налоговой системы России включает такие элементы, как ускоренная амортизация, льготы по налогу на прибыль, идущую на