Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принцип права на развитие в современном международном праве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование вопроса реализации принципа права на развитие позволило прийти еще к нескольким выводам, в частности о том, что государства являются не единственными акторами этого процесса. В настоящее время в международных отношениях в области развития действует около 80 институций. Они различны между собой по правовому статусу, компетенции, направлениям деятельности, но при этом имеют единые… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Становление принципа права на развитие в современном международном праве
    • 1. Основные принципы международного права и современные международные отношения
    • 2. Концепция права на развитие в доктрине международного права
    • 3. Научные теории и практика процесса развития
    • 4. Формирование принципа права на развитие в международной практике
  • Глава II. Реализация принципа права на развитие
    • 1. Формы, способы и средства реализации принципа права на развитие
    • 2. Международный институционный механизм в целях развития
  • Глава III. Международно-правовая характеристика принципа права на развитие
    • 1. Определение и основные правовые свойства принципа права на развитие
    • 2. Принцип права на развитие в системе международного права
    • 3. Эффективность принципа права на развитие и возможные пути ее повышения

Принцип права на развитие в современном международном праве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Развитиеодна из наиболее важных и актуальных проблем, стоящих сегодня перед международным сообществом. От ее разрешения во многом зависит дальнейшее существование человечества и не только его будущих, но уже и настоящего поколений. Международное сообщество пришло к осознанию того, что нет разумной альтернативы всеобщему и всестороннему прогрессивному развитию человечества, а также, что достижение и поддержание такого развития, учитывая, что мир неделим, возможно лишь при условии совместных целенаправленных действий всех государств путем создания благоприятных условий для этого процесса.

Эти и ряд других оснований выдвинули множество вопросов теоретического и практического характера, центральное место среди которых принадлежит вопросу об основе, платформе, на которой мог бы осуществляться этот процесс. К сожалению, он до настоящего времени остается открытым. Между тем, вряд ли возможным станет правильное и эффективное решение проблемы развития без определения для него такой основы. Решение данного вопроса поэтому является одной из первоочередных задач всех прогрессивных сил человечества, в том числе и международного права.

На первый взгляд взаимосвязь проблемы развития и международного права может выглядеть несколько иллюзорной, но это только кажущаяся разобщенность. Необходимость воздействия на процесс развития и решение вопроса о его основе со стороны международного права вполне объяснима и заключается в следующем. Развитие как свойство любой материи есть объективная реальность, независящая от субъективных факторов. По этой причине в функцию международного права действительно не может входить решение вопроса о возможности или недопустимости процесса развития, ведь наличие последнего обусловлено уже категорией «существование» (если государство, народ, человек существуют, то процесс их развития, как и любого другого живого организма, неизбежен, поскольку является следствием самого их существования). Другое дело, что процесс развития, как известно, имеет два направления: прогресс и регресс. Прогресс выступает в качестве постоянного улучшения исходного состояния, позитивных в нем изменений, регрессивное же развитие ведет к ухудшению и сводит существование того или иного объекта на нет, когда исчезают факторы, обеспечивающие существование такого объекта. И чтобы человечество, мировое сообщество имело возможность двигаться по пути прогрессивного развития, необходимо направлять этот процесс. Для этого требуется. и политическое, и экономическое, и правовое и т. п. регулирование, воздействие на него. Правовое регулирование осуществляется посредством норм права, устанавливающих юридически обязательные правила поведения для своих субъектов. В силу этого международное право имеет возможность и должно обеспечивать нормативную координацию деятельности его субъектов, направленной на обеспечение прогрессивного развития. Но располагает ли международное право в настоящее время регулятором, ориентированным на выполнение именно этой задачи? Имеет ли оно необходимую правовую основу, которая обеспечила бы требуемое прогрессивное состояние развития?

Нельзя сказать, что проблеме развития уделено мало внимания в международном праве. Напротив, вопросы обеспечения развития рассматриваются почти на всех представительных международных форумах, цели достижения прогрессивного развития легли в основу создания многих межгосударственных и негосударственных международных организаций и иных образований в международном праве, процесс развития является объектом различных международно-правовых актов. Но, к сожалению, в них так и не сформулирован ответ на поставленный вопрос. Доктрина международного права содержит несколько исследований в этой области, но и здесь нет искомого решения, поскольку вопрос о правовой основе для прогрессивного развития в них или не ставился вовсе, или рассматривался фрагментарно, лишь в контексте с другими, связанными с ним проблемами.

Между тем анализ международно-правовой практики и нормативного материала свидетельствует о наличии такой правовой основы. Ею, по нашему мнению, является новый основной принцип современного международного права — принцип права на развитие, ориентированный на создание благоприятных условий для прогрессивного развития, то есть на установление таких юридических форм отношений субъектов международного права, которые обеспечили бы требуемое прогрессивное состояние процесса развития.

Все вышеизложенное делает актуальным выбранную для диссертационного исследования тему и убеждает в необходимости ее специальной разработки.

Основные цели и задачи диссертационного исследования. Основной целью диссертационного исследования является постановка и решение научной проблемы, касающейся возникновения и действия в современном международном праве нового основного принципа этого права — принципа права на развитие.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

— разработать четкую и адекватную его существу научную концепцию принципа права на развитие;

— рассмотреть комплекс вопросов, связанных с определением понятия «процесс развития», и предложить соответствующие рекомендации;

— на основе анализа широкого круга норм международного права и международной практики сформулировать научное определение принципа права на развитие и раскрыть его содержание и нормативное требование;

— исследовать процесс становления принципа права на развитие и установить правовую основу последнего;

— осуществить всесторонний анализ юридических свойств и функций принципа права на развитие и дать его международно-правовую характеристику;

— определить место и роль принципа права на развитие в системе международного права, выявить, и если они имеют место, указать те отношения и связи с другими элементами системы международного права, которые характеризовали бы его как основной принцип этого права;

— исследовать процесс реализации принципа права на развитие и выявить его особенности;

— установить правовые результаты действия принципа права на развитие в современных международных отношениях и определить его эффективность;

— разработать на основе исследованных материалов проект статей о праве на развитие.

Научная новизна диссертационного исследования определена актуальностью и характером поставленной для исследования проблемы, а также отсутствием фундаментальных научных работ такого рода в отечественной юридической литературе. Настоящая диссертация представляет собой первое в российской науке международного права специальное исследование, в котором обосновывается концепция принципа права на развитие как одного из основных принципов современного международного права, обобщаются и разрешаются вопросы, связанные с его юридической сущностью, действием и применением в современных международных отношениях. Вместе с тем, следует заметить, что диссертант не претендует на исчерпывающе полный анализ поставленной проблемы, некоторые из аспектов которой остались за рамками настоящего исследования и требуют дальнейшей разработки.

В соответствии с полученными результатами, автор выносит на защиту следующие положения:

1. В современном международном праве сформировался и действует новый основной принцип — принцип права на развитие, получивший договорное и обычно-правовое закрепление.

2. Принцип права на развитие — это общепризнанное нормативное требование современного международного права, закрепляющее всеобщую обязанность субъектов международного права создавать благоприятные условия для прогрессивного экономического, социального, политического, культурного и экологически устойчивого развития народов, индивидов и их государств, а также обязанность воздерживаться от любых действий, которые могут препятствовать такому развитию.

3. Императивными элементами нормативного содержания данного принципа являются:

— участие в международном сотрудничестве в целях развития,.

— предоставление помощи в целях развития,.

— содействие процессу развития на международном, региональном и национальном уровнях,.

— признание за каждым человеком, народом и государством права на развитие, обеспечение его осуществления,.

— соблюдение права каждого государства самостоятельно определять пути, формы и цели собственного развития,.

— запрет любых действий, препятствующих всеобщему прогрессивному развитию.

4. Принцип права на развитие обладает высшей юридической силой, универсально применим ко всем сферам международных отношений и признан большинством государств международного сообщества.

5. Принцип права на развитие является регулятивным элементом системы международного права и действует в системе общих принципов международного права в совокупности с ними и основными целями международного права. Процесс его взаимодействия с этими и другими элементами системы характеризуется согласованностью и наличием различного рода отношений и связей (взаимопроникновения, взаимодополнения, подчинения и подчиненности и др.).

6. Практика применения данного принципа характеризуется всеобщностью, обязательностью, продолжительностью и непрерывностью, что свидетельствует о существовании международно-правовой обычной нормы.

7. Государства являются не единственными участниками процесса реализации принципа права на развитие. В настоящее время в области развития имеется около 80 различных международных образований, которые действуют не как разобщенное множество, а как целостный международный институционный механизм в целях развития.

8. Эффективность принципа права на развитие требует принятия мер по ее повышению, и автором даются соответствующие рекомендации и предложения.

9. На основе полученных выводов и выработанных предложений автором разработан проект статей о праве на развитие.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют общенаучные и специальные юридические методы познавательной деятельности: историко-правовой, системного анализа и синтеза, сравнительный и описательный.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили положения и выводы, сформулированные в работах таких выдающихся юристов-международников, как JI.A. Алексидзе, P.JI. Бобров, В. А. Василенко, JI.H. Галенская, А .Я. Капустин, В. А. Карташкин, Ю. М. Колосов, И. И. Лукашук, С. А. Малинин, В. И. Менжинский, Н. М. Минасян, Р. А. Тузмухамедов, Г. И. Тункин, С. В. Черниченко, M.JI. Энтин и др.

Значительную помощь в исследовании оказали труды специалистов других отраслей отечественной юридической науки: С. С. Алексеева, A.M. Васильева, JI.C. Явича и др.

Существенный вклад в разработку проблемы внесли труды зарубежных юристов-международников: Кеба М’Байе, М. Беджауи, К. Васака, Х. Лаутуерпахта, О. Риверо, М. Яссена и др.

Нормативную основу диссертационного исследования составляют международные конвенции, учредительные акты, резолюции, рекомендации межгосударственных и негосударственных международных организаций и конференций, а также национальное законодательство ряда государств, относящееся к теме исследования.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что на основе проведенного исследования автором сформулированы предложения и рекомендации практического характера. Содержащиеся в ней теоретические выводы и научные положения могут быть применены и учтены в процессе осуществления дальнейшей кодификации принципов современного международного права, а также при разработке проектов международных договоров по вопросам обеспечения и поддержания развития, в работе международных и национальных институтов по вопросам развития и др.

Апробация результатов исследования. Настоящая работа обсуждена на кафедре международного права Санкт-Петербургского государственного университета. Основные теоретические положения и полученные выводы исследования нашли свое отражение в докладах диссертанта на Ежегодных конференциях аспирантов и соискателей кафедры международного права СПбГУ в 2002 г. и 2003 г., где они были уточнены и подтверждены в результате дискуссий, в научных статьях, а также в подготовленном и направленном КМП ООН проекте статей о праве на развитие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Совокупность основных принципов современного международного права представляет собой вполне устоявшуюся систему, но в силу новых процессов международной жизни и возникших потребностей международного сообщества, на современном этапе международных отношений кодифицированный перечень этих принципов должен быть дополнен еще одним, новым принципом международного права — принципом права на развитие.

Принцип права на развитие — это основанное на ряде международно-правовых норм общепризнанное требование современного международного права, закрепляющее всеобщую обязанность субъектов международного права создавать благоприятные условия для всеобщего и всестороннего прогрессивного развития народов, индивидов и их государств путем международного сотрудничества в целях развития, предоставления помощи в целях развития, содействия процессу развития на международном, региональном и национальном уровнях, признания за каждым человеком и народом права на развитие и обеспечения его осуществления, соблюдения права каждого государства самостоятельно определять пути, формы и цели собственного развития, а также обязанность воздерживаться от любых действий, которые могут препятствовать такому развитию229.

Нормативное содержание и регулирующая функция принципа права на развитие проявляется через определенную совокупность норм международного права, охватывая следующие процессы международно-правового регулирования: а) нормативное определение процесса развития, его направленности, характера, измерений и целей развития, б) нормативное определение и закрепление права на развитие в качестве.

229 Приведенный перечень императивных элементов нормативного содержания принципа права на развитие не является исчерпывающим и отражает только существующую на сегодняшний день ситуацию. Ближайшая перспектива принципа права на развитие видится нам в дальнейшем расширении его нормативного содержания. универсального и неотъемлемого права каждого человека, всех народов и государств, в) регламентация порядка взаимоотношений субъектов международного права в отношении обеспечения и поддержания прогрессивного развития и осуществления права на развитие.

В соответствии с данным принципом прогрессивное развитие понимается как всесторонний экономический, социальный, культурный и политический процесс, направленный на постоянное повышение благосостояния всего населения и всех лиц на основе их активного, свободного и конструктивного участия в развитии и в справедливом распределении создаваемых в ходе его благ.

Развитие интегрально. Развитие эндогенно. Развитие глобально.

В самом общем виде комплексная формула подтверждает, что развитие охватывает все сферы жизнедеятельности и включает в себя экономическую, социальную, политическую, экологическую и другие составляющие. Экономическое развитие предполагает индустриализацию, модернизацию с/х, установление соответствия между производством и потреблением, диверсификацию внешней торговли, установление взаимовыгодных, справедливых и демократичных международных экономических отношений и т. д. В области социального развития выдвигаются задачи повышения и улучшения уровня жизни всех людей, создания демократических институтов, обеспечения более широких и равных возможностей достижения большей справедливости в распределении доходов, доступе к благам культуры, образования, здравоохранения, труда и отдыха, сокращения масштабов социального и экономического неравенства и изоляции и т. д. Экологическое развитие, в свою очередь, есть согласование экономических и социальных целей с требованиями разумного управления отношениями с окружающей средой, оно направлено на определение экологических потребностей и задач прогрессивного развития на протяжении жизни многих поколений.

Основным бенефнциарнем и. участником процесса развития является каждый человек и каждый народ.

Право на развитие — это право каждого человека, всех народов и их государств, в силу которого они имеют право участвовать в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы, а также содействовать ему и пользоваться его благами.

Принцип права на развитие сформировался путем международного обычая. Длительный и достаточно сложный процесс его становления происходил в несколько этапов. Первоначально он возник как политическая идея в начале 60-х годов XX века. Социальным толчком к этому послужил распад колониальной системы и проблема слабого развития новых независимых государств. Идея развития стала фиксироваться в политических актах государств и в решениях международных организаций, например, в резолюции ГА ООН «Международная торговля как важнейший инструмент экономического развития» 1961 года, резолюции ЮНКТАД «Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию» 1964 года, Декларации социального прогресса и развития 1969 года, Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года, Декларации и Программе действий по установлению нового международного экономического порядка 1974 года и др. С тех пор вопрос о перестройке международных экономических отношений и необходимости содействия развитию и прогрессу стал одним из центральных в международной практике230.

На следующем этапе, посредством правовых форм реализации идеи развития, он становится принципом нормотворческой деятельности субъектов международного права. Цели достижения прогрессивного.

230 Например, в 1970 году по предложению Генерального секретаря ООН в перечень тем для последующей деятельности Комиссии международного права на 3-е место (после тем «Статус государств развития легли в основу создания многих межгосударственных и негосударственных международных организаций. Вопросы развития включаются в повестки работы многих международных конференций различного уровня. Начиная с 1960 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила четыре последовательно сменявших друг друга десятилетия Десятилетиями развития ООН, для того чтобы сосредоточить международные действия на конкретных программах развития. Ассамблея приняла также значительное число деклараций, программ действий и стратегий развития, направленных на укрепление международного сотрудничества в целях развития. Государства в процессе своего межгосударственного сотрудничества согласовали и закрепили в большом количестве (около 70) международных договоров цели, направленность, характер и измерения процесса развития, провозгласили право на развитие в качестве неотъемлемого права каждого человека и всех народов, регламентировали порядок взаимоотношений между собой в отношении обеспечения прогрессивного развития и т. д. Итогом этого процесса стало возникновение на современном этапе принципа права на развитие как синтезированного выражения определенной совокупности международно-правовых норм, результатов вышеуказанной нормотворческой деятельности субъектов международного права в области процесса развития.

В настоящее время основной формой существования принципа права на развитие является международный обычай.

Практика применения принципа права на развитие характеризуется всеобщностью, обязательностью, продолжительностью и непрерывностью. Он находит свое применение в системе международно-правовых норм, где получает прямое отражение в преамбулах и общих статьях международных договоров, развивается и конкретизируется в определенных правилах поведения. Он применяется и в международной в международном праве" и «Право международного мира и международной безопасности») была практике, где выступает в качестве отправного начала, исходного положения в целеполагающей деятельности субъектов международного права при формировании с помощью международно-правовых норм необходимого международного правопорядка в области развития.

Исследование вопросов, связанных с процессом реализации принципа права на развитие, осуществлялось с учетом составляющих (экономической, социальной и др.) процесса развития. В качестве основы была взята теоретическая модель правомерного поведения субъектов международного права по реализации нормативного требования принципа права на развитие, разработанная • автором на основе анализа правореализации в доктринах общей теории права и международного права.

Так, предпринятый анализ международно-правовой практики в области экологической составляющей процесса развития указывает на широкое применение принципа права на развитие, достаточно высокую упорядоченность правоотношений субъектов международного права в этой области и соответствие их действий, мероприятий принципу права на развитие. Императивные требования принципа права на развитие, касающиеся экологической составляющей процесса развития, получили соответствующую реализацию в Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 года, Конвенции по биологическому разнообразию 1992 года, Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 года и более 20-ти др. Анализ положений указанных документов однозначно свидетельствует о правовой регламентации на основе принципа права на развитие действий и мер государств по рациональному использованию возобновляемых ресурсов и недопущению чрезмерного потребления невозобновляемых ресурсов, выбора ими таких продуктов и технологических процессов, которые оказывают наименьшее негативное воздействие на окружающую поставлена тема «Право экономического развития». среду в целях удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений человечества и всеобщего прогрессивного развития.

В целях осуществления требований принципа права на развитие государства осуществляют и действия организационного характера, например, учреждают образования, содействующие процессу развития в экологическом его измерении, такие как ЮНЕП, Комиссия ООН по устойчивому развитию или специальные органы в рамках международных конвенций в качестве средств функционирования и контроля за исполнением этих договоров (например, Конференция сторон и Вспомогательный орган по осуществлению Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 года и др.). Координационная, информационная и непосредственная оперативная деятельность указанных международных образований имеет существенной значение в процессе реализации принципа права на развитие.

Реализация экологической составляющей принципа права на развитие осуществляется и на национальном уровне. Государства имплементируют соответствующие международно-правовые нормы во внутреннее законодательство, организуют деятельность государственных органов для их исполнения, в некоторых случаях создают в этих целях и специальные механизмы, вводят новые технические стандарты, ведут мониторинг компонентов окружающей среды, осуществляют экологическую экспертизу хозяйственной деятельности и др., то есть создают благоприятные условия для экологически устойчивого развития в пределах своей юрисдикции. Для получения этих результатов и соответствующего вывода в работе была рассмотрена практика и законодательство Российской Федерации,.

РФ является участницей практически всех международных конвенций в области обеспечения устойчивого развития и добросовестно исполняет, возникшие в соответствии с ними, международные обязательства.

Принцип устойчивого развития, как определяет его российский законодатель, закреплен в качестве основы природоохранной государственной деятельности и природопользования в ряде федеральных законов: Водном кодексе РФ, «О животном мире», «Об экологической экспертизе», «Об участии в международной информатизированном обмене» и др. Правовые и организационные меры его реализации предусмотрены в многочисленных указах Президента РФ, например, «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» 1994 г., «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» 1996 г., и Правительства РФ, напритмер, «О мерах по выполнению Конвенции о биологическом разнообразии» 1995 г., «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой» 1997 г. и др. С 1985 года в РФ запрещена разработка и реализация народнохозяйственных проектов, связанных с нарушением или разрушением высокопродуктивных естественных экологических систем и природного равновесия. С 1993 года в РФ действует Единая государственная система экологического мониторинга. В рамках совместных проектов по обеспечению устойчивого развития в Восточной Европе при содействии Финляндии Российской Федерацией было предоставлено 1,45 млн. экю на реализацию проекта по удалению двуокиси серы и улавливанию пыли на комбинате в Костамукше (Карелия) и поставлено оборудование для борьбы с загрязнением нефтью в Санкт-Петербурге на 1,36 млн. экю.

Аналогичным образом в диссертации исследована реализация принципа права на развитие в его экономическом, социальном измерениях процесса развития.

Общим итогом рассмотренного аспекта проблемы являются выводы о том, что, во-первых, широкая деятельность субъектов международного права, осуществляемая в соответствии с этим принципом, дает соответствующие социальные результаты — на международном и социальном уровнях создаются благоприятные условия для всеобщего и всестороннего прогрессивного развития, то есть устанавливаются те юридические формы международных отношений, при которых оно может быть таковым, во-вторых, состояние правоотношений в области экономического, социального, политического, культурного и экологического развития соответствуют в целом тому правовому идеалу, который был заложен в принцип права на развитие при его создании.

Исследование вопроса реализации принципа права на развитие позволило прийти еще к нескольким выводам, в частности о том, что государства являются не единственными акторами этого процесса. В настоящее время в международных отношениях в области развития действует около 80 институций. Они различны между собой по правовому статусу, компетенции, направлениям деятельности, но при этом имеют единые цели — содействие процессу всеобщего и всестороннего прогрессивного развития. Это обстоятельство послужило основой для постановки и исследования вопроса совместной деятельности этих образований. Проведенный под этим углом анализ показал, что указанные? образования действуют не как разобщенное множество, а как целостный международный институционный механизм в целях развития. Получение этого научного вывода стало возможным в результате выявления у данной совокупности образований следующих признаков: а) совместная деятельность, б) наличие внутренней структуры, в) взаимосвязанность организационных звеньев, г) регулирующая способность, д) интегративные свойства механизма, обеспечивающие ему относительную самостоятельность.

По результатам этой части исследования автором сформулирован общий вывод о том, что, действуя системно, действуя как совокупность, они: а) имеют возможность направлять процесс развития по прогрессивному его пути, б) предотвращать диструктивные явления в этом процессе, в) ликвидировать возможные негативные последствия, то есть обладают регулирующей способностью.

Таким образом, принимая во внимание широкую, охватывающую все измерения процесса развития структуру, разнообразную по своему характеру деятельность организационных звеньев, не будут, на наш взгляд, преувеличениями следующие заключения:

1. международные образования, действующие в целях развития и образующие посредством взаимосвязанной деятельности целостный механизм, являются одной из форм реализации принципа права на развитие, так как государства именно в соответствии с ним предприняли меры организационного характера — создали такое большое количество институций для содействия прогрессивному развитию и наделили их соответствующей компетенцией;

2. международный институционный механизм в лице составляющих его образований, с другой стороны, сам является активным участником применения, реализации принципа права на развитие. Ведь наиболее общей правовой основой, которой руководствуются в своей деятельности эти образования, является именно принцип права на развитие. Посредством разнообразной (координационной, оперативной и финансовой) деятельности международный институционный механизм в целях развития создает благоприятные условия для всеобщего и всестороннего прогрессивного развития.

Достаточно плодотворным, с точки зрения правовой аргументации в пользу нашего утверждения о действии нового принципа — принципа права на развитие, стал анализ его международно-правовых свойств. На основе полученных в ходе него результатов была обоснована международно-правовая характеристикапринципа права на развитие как общепризнанного, универсального и императивного.

Как показало исследование вопроса о месте и роли принципа права на развитие в системе международного права, он является ее регулятивным элементом и действует в системе общих принципов международного права в совокупности с ними и основными целями международного права. Полученный вывод стал возможен благодаря установлению и исследованию генетической, функциональной и структурной связей между принципом права на развитие и другими основными принципами международного права, а также соотношения между их нормативными элементами. Процесс его взаимодействия с этими и другими элементами сиётемы характеризуется полной согласованностью и наличием различного рода отношений и связей (взаимопроникновения, взаимодополненйя, подчинения и подчиненности и.

ДР-).

На основании предпринятого всестороннего анализа исследуемого явления, мы полагаем, что имеются все основания утверждать, что, являясь особой формой нормативного воплощения идеи всеобщего и всестороннего прогрессивного развития и выражая суть этого процесса, обладая общепризнанностью, универсальностью, общезначимостью и императивностью, выступая нормативным требованием, определяющим и обобщающим определенный круг юридических правил поведения субъектов международного права в области развития, он является не отраслью или целью международного права, не моральной концепцией или элементом идеологии международного права, а выступает в качестве одного из основных принципов современного международного права.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Устав Организации Объединенных Наций и статут Международного суда. ООН. Нью-Йорк, 1982.
  2. Устав Совета Европы 1949 года// СЗ РФ. 1997. № 12.Ст. 1390.
  3. Маастрихтский Договор о Европейском Союзе 1992 года// Consolidated Version of the Treaty on European Union and the Treaty Establishing European Community. Luxembourg, 1997.
  4. Устав Содружества Независимых Государств 1993 года//Бюллетень международных договоров. М. 1994, № 1.
  5. Устав Организации Американских Государств 1948 года // «Carta de la Organizacion de los Estados Americanos», Wash., 1956.
  6. Устав Африканского Союза// 36th Ordinary Session of the Assembly of Heads of State and Governments of the Organization African Unity. Lome. Togo. 1012 July 2000.
  7. Договор о создании Экономического союза 1993 года// Бюллетень международных договоров. М., 1995. № 1. С. 3−11.
  8. Африканская хартия прав человека и народов 1981 года// Doc. OAU CAB/LEG/67/3/Rev.5 (1981).
  9. Арабская хартия прав человека 1994 года// Вестник Моск. ун-та. Cep.ll. Право. 1997. № 5.
  10. Международное соглашение по натуральному каучуку 1987 года// Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 319−348.
  11. Международное соглашение по натуральному каучуку 1994 года// Treaty Series. Volume1964.-N.-Y.: United Nation, 1997. P. 3−35.
  12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о безвозмездном предоставлении сельскохозяйственных товаров от 23.12.1998// Бюллетень международных договоров. М., 2000. № 7. Стр. 70−73.
  13. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствамитчленами, с другой стороны, 24.06.1994//СЗ РФ. 20.04.1998. № 16. Ст. 1802.
  14. Договор между республикой Беллоруссия, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях 1996 года// Российская газета, 1996,2 апреля.
  15. Рамочная Конвенция ООН об изменении климата 1992 года// СЗ РФ. 1996. № 46. Ст.
  16. Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года// Бюллетень международных договоров. М., 1996. № 6.
  17. Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 года// United Nations. -Treaty Series Russian text., 1988. Volume 1513,1−26 164. P. 355−370.
  18. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 года// Сборник действующих международных договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII. М., 1978.
  19. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных грузов 1989 года//Бюллетень международных договоров. 1996. № 7.С. 3−24.
  20. The Fourth ACP-EEC Convention signed in Lome on 15 December 1989// Complete text. The Courier No. 120. — Brussels, March — April 1990. Yellow pages.
  21. Резолюция ГА ООН 2029 «Объединение Специального фонда и Расширенной программы технической помощи в Программу Развития Организации Объединенных Наций"// «Резолюции, принятые ГА на 20 сессии. 20 октября 22 декабря 1965 г.» ООН. Нью-Йорк, 1966. С. 26−28.
  22. Резолюция ГА ООН 2997 «Организационные и финансовые мероприятия по международному сотрудничеству в области окружающей среды"// «Резолюции, принятые ГА на 27 сессии. 19 сентября 19 декабря 1972 г.» ООН. Нью-Йорк, 1973. С. 55−59.
  23. Резолюция ГА ООН 57 (I) «Учреждение международного чрезвычайного фонда помощи детям ЮНИСЕФ» // «Резолюции, принятые ГА на второй части I сессии. 23 октября — 15 декабря 1946 г.» ООН. Нью-Йорк — Лейк-Саксюс, 1947. С. 79−81.
  24. Декларация о праве на развитие 1986 года// Док. ООН. A/RES/41/128. 04.12.1986.
  25. Декларация социального прогресса и развития 1969 года// Док. ООН. А/ RES/2542 (XXIV) 11.12.1969.
  26. Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 года// «Резолюции, принятые ГА на двадцать девятой сессии. 17 сентября-18 декабря 1974 г.» ООН, Нью-Йорк. С. 64−71.
  27. Декларация об установлении нового 'международного экономического порядка и Программа действий 1974 года// «Резолюции, принятые ГА на шестой специальной сессии. 6 апреля-2 мая 1974 г.» ООН, Нью-Йорк. С. 3−5.
  28. Лимская декларация и Программа действий по промышленному развитию и сотрудничеству// Doc. UNIDO. A/CONF.II.1975.
  29. Делийская декларация и Программа действий по промышленному развитию и сотрудничеству// Doc. UNIDO. A/CONF.IH.1975.
  30. Декларация об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества 1975 года// Док ООН. А/ RES/3384 (XXX) 10.11.1975.
  31. Венская Декларация и Программа действий 1993 года. ООН: Нью-Йорк, 1995.
  32. Копенгагенская декларация социального развития и Программа действий// Док ООН. A/RES/S-24/2.
  33. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 года// Док. ООН. A/CONF.151/26. Vol.1 12 Aug. 1992.
  34. Всемирная Хартия природы 1982 года//Res. ГА. 37/7 от 29.10.1982.
  35. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию 2002 года// World Summit on Sustainable Development Plan of implementation Johannesbourg, 2002. A/CONF. 199/20.
  36. Cocoyoc Declaration. UNEP/UNCTAD, 1974.
  37. Nairobi Declaration on the Role and Mandate of the United Nations
  38. Environment Programs. UNEP/GC. 19/34.Annex.
  39. Рез. ГА ООН 1707 «Международная торговля как важнейший инструмент экономического развития» 1961 года// «Резолюции, принятые на ГА на 16 сессии. 20 октября 22 декабря 1961 г.» ООН, Нью-Йорк, 1962. С. 36−38.
  40. Рез. Конференции ЮНКТАД «Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию» 1964 года//A/CONF. 1/54. 7.1964.
  41. Рез. ГА ООН 3362 (S-VII) «Развитие и международное экономическое сотрудничество"// «Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на седьмой специальной сессии. 1−16 сентября 1975 года». ООН, Нью-Йорк, 1975.
  42. Таможенный кодекс РФ// СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2397.
  43. Закон РФ «О животном мире» 1996 года//СЗ РФ.1995.№ 17.Ст. 1462.
  44. Водный кодекс РФ 1995 года//СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.
  45. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» 1991 года// СЗ РФ. 14.01.1992. № 2. Ст. 133.
  46. Закон РФ «Об экологической экспертизе"//СЗ РФ.1995.№ 48. Ст. 4556. 49. Закон РФ «Об участии в международном информатизационном обмене"// СЗ РФ.1996.№ 28. Ст. 3347.
  47. Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 04.02.1994// САПП РФ.1994.№ 6. Ст. 436.
  48. Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996// СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1572.
  49. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о санитарно-гигиеническом мониторинге» от 01.06.2000// СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2436.
  50. Постановление Правительства РФ «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга» от 24.11.1993. // СЗ РФ. 1993. № 48. Ст. 4661.
  51. Постановление Правительства РФ «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного9экологического мониторинга)» от 31.03.2003 № 177// СЗ РФ. 2003. Ст. 1277.
  52. Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 № 669 «О мерах по выполнению Конвенции о биологическом разнообразии"// СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2690.58. «Положение о проведении государственного экологического контроля"// СЗ РФ. 1996.№ 40.Ст. 4648.
  53. Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой"// СЗ РФ. 1997. № 21. Ст. 2490.
  54. С.С. Общая теория права. T.l. М., 1981.
  55. JI.A. Некоторые вопросы теории международного права. Императивные нормы. Тбилиси, 1982.
  56. И.П. Права народов и права человека в контексте проблем развития//Бюллетень Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО, 1985.
  57. И. Современное международное право цивилизованных народов, изложенное в виде кодекса. М., 1876.
  58. P.JI. Современное международное право. JL, 1962.
  59. Бобров P. J1. Основные проблемы теории международного права. М., 1968.
  60. P.JI. О понятии основных принципов международного права// СЕМП, 1958. М., 1959.
  61. М.М., Воробьева О. В., Светланов А. Г. Международная передача технологии. Правовое регулирование. М., 1985.
  62. В.А. Основы теории международного права. Киев, 1988.
  63. A.M. О правовых идеях-принципах// Советское государство и право, № 3,1975. М., 1975.
  64. Э. Право народов или принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов. М., 1960.
  65. Н.Н. Сущность, принципы и функции права. Волгоград, 1998.
  66. JI.H., Козлов В. А. К вопросу о принципах международного права// Вестник Ленинградского университета, 1976, № 17. JI., 1976.
  67. Л.Н., Козлов В. А. Об эффективности международно-правового регулирования борьбы с преступностью//Правоведение, 1974. № 3.
  68. И.Н. Международные экономические организации. М., 2001.
  69. Деятельность Организации Объединенных Наций в области правUчеловека. Нью-Йорк: ООН, 1974.
  70. А.И. Понятие о субъективном публичном праве. М., 1913.
  71. Г. В., Малинин С. А. Новые тенденции в международном нормотворчестве // Советский ежегодник международного права, 1986 М., 1987.
  72. А .Я. Право развития понятие и особенности (на примере Латиноамериканской международно-правовой доктрины)// Международное право в практике освободившихся государств. Сборник научных трудов. М., 1988.
  73. И.Н. Императивные нормы (jus cogens) и их воплощение в международных договорах//СЕМП, 1970. М., 1972.
  74. В.А. Всеобщая декларация и права человека в современном мире (К 40-й годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека)// Советский ежегодник международного права, 1988. М., 1989.
  75. К.Ф. Международные банки развития. Проблемы и перспективы. М., 1974.
  76. А.А. Проблема «коллективных» прав народов в международном праве//Советский ежегодник международного права, 1986. М., 1987.
  77. М.Н. Международный экологический суд// Государство и право. 1996. № 5.
  78. Курс международного права: в семи томах. Т.2. М., 1989.
  79. JI. Новые концепции экономического развития и международного сотрудничества стран третьего мира// Вопросы экономики, 1978, № 11.
  80. Е.А. Права человека как фактор устойчивого развития М., 2000.
  81. И.И. Международно-правовое регулирование международных отношений М., 1975.
  82. И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. М., 1997.
  83. Энциклопедия международных организаций. Т.1 Международные межправительственные организации /Под ред. Галенской Л. Н., Малинина С. А. СПб, 2003.
  84. В.И., Даниленко Г. М. Процесс образования и действия международного обычного права// Международное право и международный правопорядок. М., 1981.
  85. Методология исследования проблем теории международного права. Казань, 1986.
  86. Н.М. Сущность современного международного права. Ростов-на-Дону, 1962.
  87. Л.Х. Эффективность норм международного права (теоретические проблемы). Казань, 1999.
  88. Мир. Развитие. Справедливость (материалы дискуссии на 49 сессии ГА ООН). Тематический сборник. АН Белоруси. Минск, 1995.
  89. А.П. Права человека и международные отношения. М., 1982.
  90. А.П. Современный международный правопорядок: понятие и характерные черты// Общ. Науки, 1987, № 3.
  91. А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 1974.
  92. Р. Экологические программы ООН для Центральной Азии// Мировая экономика и международные отношения, 2001, № 5.
  93. Новые перспективы// Журнал Национального совета по реализации Комплексной основы развития, 2003, № 1. Бишкек, март 2003.
  94. Э.Е., Лавров С. В. Новый глобальный консенсус//Международная жизнь. 1990, № 7.
  95. Общая теория государства и права: Учебник/ под ред. В. В. Лазарева. М., 1994.
  96. Освободившиеся страны и международное право. М., 1987.
  97. ИЗ. Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа РФ на период до 2015 года (научно-методическое пособие). СПб, 2002.
  98. Основные сведения об Организации Объединенных Наций. М., 1995.
  99. Организация Объединенных Наций и права человека. ООН, 1995.
  100. А.С. Общая теория права. М., 1995.
  101. С.М. Цель в международном праве. Афтореф. дис. .канд. юрид. наук. Л., 1986.
  102. Ю.С. Некоторые подходы к определению условий формирования общепризнанных норм международного права//СЕМП, 1998−1999. СПб, 1999.
  103. В.А. Международный обмен технологическими знаниями. М., 1981.
  104. В.И., Зобов Р. А. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений. М., 19.
  105. А. Н. Юридическая природа международного договора. М., 1963.
  106. Р.А. «Третье поколение прав человека» и права народов// Советское государство и право. М., 1986. № 11.
  107. Г. И. Теория международного права. М., 2000.
  108. Н.Н. Общие многосторонние договоры в современных международных отношениях. Киев, 1981.
  109. Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1967.
  110. Философская энциклопедия. Т. 2. М., 1962.
  111. О.Н., Родионов Ю. А. ЮНИДО: Организация Объединенных Наций по промышленному развитию. М., 1990.
  112. А.Ф. Системность норм права// Сборник учебных трудов СЮИ, Свердловск, 1970, № 12.
  113. С.В. Теория международного права. М., 1993.
  114. Л.Д. Природа и значение цели в советском праве. Казань, 1984.
  115. Л.Н. Императивные нормы в системе современного международного права. М., 1981.
  116. Л.С. Формы экономической помощи развивающимся странам: классификация и механизмы реализации// Внешнеэкономический бюллетень, 1999, № 7.
  117. Л.С. Безвозмездная помощь развивающимся странам как фактор международного сотрудничества// Внешнеэкономический бюллетень, 1999, № 5.
  118. Шреплер Х.-А. Международные экономические организации. М., 1999.
  119. В.М. Международное экономическое право. Учебно-методическое пособие. М., 1999.
  120. А.И. Категория «цель» в советском праве: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Л., 1970.
  121. М.Л. Международное право развития: проблемы формирования и реализации// Советское государство и право, 1985, № 2. М., 1985.
  122. Эффективность гражданского законодательства. М., 1984. С. 14.
  123. Л.С. Общая теория права Л., 1976.
  124. Jl.С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М., 1978.
  125. Ясир Омар Абдалла Эль-Hyp. Соотношение прав народов и прав индивида в Африканской Хартии прав человека и народов. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. СПб, 2001.
  126. An agenda for development, UN. N.-Y., 1995.
  127. Bedjaoui M. New challenges to international law: Towards a new international economic order. N.- Y., 1979.
  128. Buirette-Maurau P. La participation du Tiers-monde a l’elaboration du droit international. Essai de qualification. Paris, 1983.
  129. Bulajic M. Legal aspects of new international economic order: Principles of international development law. Beograd, 1986.
  130. Espiell H.G. Derecho internacional del desarrollo. Valladodid, 1975.
  131. Flory M. Droit international du developpment. P., 1977.
  132. Gonidec P., Tran Van Mihn. Politique comparee du tiers monde. Paris, 1980. 147. Ismail-Sabri Abdalla. What Development? A Third World View-point. IFDA, 1979.
  133. Keba M’Baye. Le droit au developpement comme un droit de l’homme// Revue des droit de l’homme. 1972.
  134. Kelsen H. Principles of International law. N.-Y., 1952.
  135. Lauterpacht H. International law and human rights. L., 1968-
  136. Mestdagh Karel de Vey. The Right to Development. Netherlands International Law Review. 1981, № 1.152."Partners in Tomorrow». N. Y., 1984.
  137. Rich Countiy Interests and Third World Development. Ed. by R. Cassen, R. Jolly, J. Seewell, R. Wood. London, Canberra, 1982.
  138. Rivero O. Nuevo orden economico у derecho internacional para del desarrollo. Mexico, 1978.
  139. Roy M. Les regimes politiques du tiers monde. Paris, 1977.
  140. Sanson H. Le droit au developpement comme norme metajuridique en droit du developpement// La formation des normes en droit international du developpement. Alger, 1984.
  141. Sidmen A. Comparative Development Strategies in East Africa. Nairobi, 1972.
  142. The International Dimensions of Human Rights. P., UNESCO. 1982. Vol. II.
  143. K. A. 30-year Struggle: The Sustained Efforts to Give Force of Law to the Universal Declaration of Human Rights// UNESCO Courier. November 1977.
  144. Yassen M. Reflexions sur la determination du «jus cogens"// L’Elaboration du droit international. Paris, 1975.1. Информационные материалы:
  145. Доклад Генерального секретаря ООН о международных аспектах права на развитие в качестве прав человека// Док. ООН E/CN. 4/1334.
  146. Доклад Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3−14 июня 1992 г. (F/CONF.151/26, Согт. I, III).
  147. Доклад группы по анализу крупных мировых проблем и вклада ЮНЕСКО в их решение/"Мир в становлении». ЮНЕСКО. Париж, 1976.
  148. Доклад международной конференции по финансированию развития, Монтерей, Мексика. 18−22 марта 2002 года. ООН, Нью-Йорк, 2002.
  149. Комментарий Комиссии международного права ООН к Проекту статей о праве договоров// «Объединенные Нации. Генеральная Ассамблея.
  150. Официальные отчеты. Двадцать первая сессия. Дополнения (А/6309/Rev. 1). Нью-Йорк, 1966.170."А Study of the Capacity of the United Nations Development System», vol. II, Appendix 6, table 10.
  151. UNESCO. Medium-term Plan (1977−1982). Doc. 19 C/4, 1977.
  152. Report of General Secretary on Work of the Organization from the Fifteenth to the Fifty-first session of the General Assembly. United Nations. N.-Y., 1995.
  153. Материалы парламентских слушаний Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по проблемам устойчивого развития. М., 2002.
Заполнить форму текущей работой