Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование труда в Европейском сообществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В четвертых, построению общего экономического пространства России и ЕС, предусмотренному подписанной 10 мая 2005 г. «Дорожной картой» по общему экономическому пространству, должно сопутствовать создание общего социального пространства России и ЕС. Появление общих условий и регуляторов функционирования такого пространства в социально-трудовой сфере способствовало бы ускорению экономического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА И ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО
    • 1. Роль и место Европейскогообщества в международно-правовом регулировании труда
    • 2. Европейскоеобщество как международная региональная организация, осуществляющая деятельность в области регулирования труда
    • 3. Принципы реализации компетенции и функционирования институтов и других органов ЕС вере регулирования труда. Этапы эволюции трудового права ЕС
  • ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕС ТРУДОВЫХ И ТЕСНО СВЯЗАННЫХ С НИМИ ОТНОШЕНИЙ
    • 1. Закрепление основных трудовых прав в законодательстве ЕС90 1.1. Источники и порядок закрепления основных трудовых прав работников в праве ЕС
      • 1. 2. Запрет дискриминации в трудовых правах в праве Европейскогообщества
    • 2. Законодательство ЕС по регулированию трудовых и тесно связанных с ними отношений с
      • 2. 1. Рабочее время и время отдыха
      • 2. 2. Охрана труда
      • 2. 3. Защита работников вучаекращения штата, при банкротстве иене работодателя
      • 2. 4. Регулирование процессов производственной демократии
  • ГЛАВА 1. П. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И ЕС ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
    • 1. Социальные положения Соглашения о партнёрстве итрудничестве между Россией и Европейскимиобществами 1994 г
    • 2. Гармонизация законодательства России со стандартами ЕС в сфере регулирования труда
    • 3. Регулирование труда в аспекте «стратегического партнерства» и необходимость разработкиглашения об Общемциальном пространстве между РФ и ЕС

Правовое регулирование труда в Европейском сообществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Интенсивное развитие международного права в XX столетии охватило все сферы международной жизни, международно-правового сотрудничества. Это в полной мере касается и международно-правового регулирования труда, развитие которого в XX столетии привело к становлению целой отрасли международного публичного права — международного трудового права.

На начало XXI века развернутое регулирование труда на международной арене сложилось как на универсальном, так и на региональном уровне. Важной особенностью глобализации норм и стандартов труда является то, что ключевая роль в их формулировании в международном праве принадлежит международным организациям.

На универсальном уровне прогрессивному развитию регулирования труда всецело способствует деятельность Международной организации труда (МОТ). На региональном уровне в этом процессе задействовано несколько организаций. В частности,. на европейском уровне одной из таких организаций является Европейское сообщество (ЕС).

Европейское сообщество, как региональная организации интеграционного характера, являясь составной частью Европейского Союза, обладает широкой компетенции в различных сферах сотрудничества и интеграции государств-членов. Одним из приоритетных направлений деятельности ЕС является регулирование труда и проведение общей социальной политики.

Важнейшие нормы и принципы регулирования труда закрепляются в учредительном договоре ЕС — Договоре, учреждающем Европейское сообщество, подписанном в Риме 25 марта 1957 г., вступившем в силу 1 января 1958 г. и действующем по настоящий момент с многочисленными изменениями и дополнениями. Все главные органы ЕС (институты), так или иначе, задействованы в регулировании труда на европейском уровне. В ЕС создана целая система специальных органов для проведения политики в рассматриваемой сфере. Европейское сообщество, реализуя свои нормотворческие полномочия, закрепляет основные трудовые права, определяет их материальные гарантии, формулирует значительное количество норм по труду в своем текущем законодательстве. t.

Эти достижения права Европейского сообщества и Европейского Союза, а также проекты будущих документов в сфере труда, представляют несомненный интерес для отечественной юридической науки и практики. Это обусловлено, в частности, возможностью использования полезного опыта ЕС для совершенствования отечественного трудового законодательства, а также для развития отечественной правовой доктрины.

Эти достижения права Европейского сообщества и Европейского Союза, а также проекты будущих документов в сфере труда, представляют несомненный интерес для отечественной юридической науки и практики. Это обусловлено, в частности, возможностью использования полезного опыта ЕС для совершенствования отечественного трудового законодательства и развития правовой доктрины.

Исследование правового регулирования труда на уровне Европейского сообщества представляется важным для России и в практическом плане, поскольку:

Во-первых, Европейский Союз является важнейшим стратегическим партнёром России на европейском континенте и международной арене в целом. Приоритетными задачами России в отношениях с этим объединением государств Европы сегодня является укрепление экономических связей, что неотделимо от развития социальной составляющей таких связей.

Во-вторых, Россия, являясь членом МОТ, и не будучи членом Европейского Союза, осуществляет сотрудничество с ним в вопросах регулирования трудовых отношений. Это четко отражается в социально-трудовых положениях Соглашения о партнерстве и. сотрудничестве 1994 г.

СПС) между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой.'.

В третьих, Россия, реализуя программное требование статьи 55 СПС, стремится «к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества», гармонизирует собственное законодательство в сфере охраны труда и норм, регулирующих трудовую деятельность.

В четвертых, построению общего экономического пространства России и ЕС, предусмотренному подписанной 10 мая 2005 г. «Дорожной картой» по общему экономическому пространству, должно сопутствовать создание общего социального пространства России и ЕС. Появление общих условий и регуляторов функционирования такого пространства в социально-трудовой сфере способствовало бы ускорению экономического сближения России и других европейских стран и выглядело бы вполне логичным на фоне переоформления взаимоотношений России и ЕС на основе планирующегося Договора о стратегическом партнерстве и секторных соглашений между Россией и Европейским Союзом.

В пятых, соответствующий опыт ЕС мог бы оказаться весьма полезным для интеграционных образований, которые могут быть сформированы с участием России на постсоветском пространстве.

В то же время, процессы регулирования труда в Европейском сообществе и Европейском Союзе практически не получили отражения в текущих научных исследованиях, осуществляемых в российской правовой науке.

Отсюда представляется необходимым подготовить в рамках отечественной науки международного и европейского права комплексное исследование правового регулирования труда в Европейском сообществе. Результаты такого исследования с точки зрения международного права могли бы сыграть значительную роль в определении международно-правовой позиции России в отношениях с Европейским Союзом по проблеме защиты трудовых прав российских граждан на территории государств-членов ЕС.

Именно на решение этих взаимосвязанных задач направленно настоящее диссертационное исследование.

Цель, задачи, предмет и объект исследования. С учетом сказанного выше целью настоящей диссертации является комплексное исследование регулирования труда в праве Европейского Союза на современном этапе его развития, а также тенденции и перспективы его развития.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих основных задач:

— проведение анализа международно-правовых норм, определяющих статус Европейского сообщества как международной организации, осуществляющей деятельность в области регулирования труда;

— наряду с исследованием правового статуса и через его призму, осуществить рассмотрение фактической деятельность организации в области регулирования труда, исследовать её результаты, дать их анализ и оценку- - изучение порядка и особенностей закрепления основных трудовых прав личности на европейском уровне, развития системы их гарантий и защиты в ЕС;

— исследование нормативных и фактических условий, обуславливающих порядок осуществления возложенных полномочий и механизм взаимодействия государств-членов в рамках Европейского сообщества по регулированию труда и гарантированию основных трудовых прав;

— осуществление анализа полномочий органов Европейского Союза в сфере правового регулирования труда, организационных механизмов и процедур издания соответствующего законодательства;

— выявление сущности, тенденций и основных этапов, характеризующих процесс интеграции в области л регулирования отношений по труду и обеспечения основных трудовых прав в Европейском сообществе;

— формулирование практических предложений, которые могут оказаться полезными для развития правового регулирования взаимоотношений в социально-трудовой сфере, которые могут возникнуть между Европейским сообществом и Россией в ходе строительства общего социального пространства.

Исходя из поставленных задач, предметом настоящего исследования выступает законодательство, доктрина, судебная практика, а также законопроектные работы Европейского Союза в отношении регулирования труда и иных отношений по труду с тем, чтобы сформулировать общие выводы о характере их регулирования в нормах данной правовой системы.

Объектом исследования является роль и место Европейского сообщества в правовом регулировании труда, сущность и тенденции его развития на современном этапе.

Поскольку анализ международно-правовых норм и отношений, в рамках которых осуществляется деятельность Европейского сообщества в области регулирования труда невозможно провести без использования положений не только науки международного права, но и концепций и достижений других «юридических наук, и, прежде всего, науки европейского права (права Европейского Союза) и трудового права, настоящее исследование носит междисциплинарный характер.

Теоретическая, нормативная и методологическая основа исследования. Теоретическую основу диссертационного исследования составили, прежде всего, труды российских юристов-международников: Бекяшева К. А., Бекяшева Д. К., Бирюкова М. М., Гликман О. В., Григоряна С. А., Дмитриевой Г. К., Карташкина В. А., Колодкина Р. А. Лабина Д.К., Лукашука И. И., Мелкова Г. М., Тункина Г. И., Шумилова В. М. и др.

Поскольку правовые аспекты деятельности Европейского сообщества в сфере регулирования труда широко исследуются в рамках европейского права, огромную помощь автору в уяснении исследуемых проблем оказало изучение трудов европейских правоведов, работающих в области права.

Европейского Союза: Алстона Ф., Барнард К., Бланпайна Р., Вудс Л., де Бурки Г., де Витте Б., Келлерманна А., Крейга П., Стайнер Дж., Твигг-Флеснер К., Хартли Т. К. и др.

Не меньший интерес представляли работы в области изучения Европейского сообщества и правовых проблем, возникающих в процессе европейской интеграции, представителей отечественной юридической науки: Безбаха В. В., Капустина А. Я., Кашкина С. Ю., Калиниченко П. А., Кондратьева А. В., Толстопятенко Г. П., Толстухина А. Э., Топорнина Б. Н., Четверикова А. О., Энтина Л. М., Энтина М. Л., Юмашева Ю. М. и др.

Несомненную помощь в разработке избранной темы оказало ознакомление с работами представителей общей теории государства и права и отраслевых юридических наук, в первую очередь, науки трудового права и науки конституционного права: Алексеева Н. А., Алексеева С. С., Баренбойма П. Д., Венгерова А. Б., Гусова К. Н., Давида Р., Киселева И. Я., Кутафина О. Е., Лафитского В. И., Маклакова В. В., Созонтовой А. В., Страшуна Б. А., Сыроватской Л. А., Чегринца Е. А., и др.

Нормативную основу исследования составили, в первую очередь, положения действующего учредительного документа Европейского сообщества (Договор, учреждающий Европейское сообщество 1957 г.), регламентов, директив и других нормативных актов, изданных институтами Европейского сообщества, судебной практики Суда Европейских сообществ (решения Суда Европейских сообществ и Трибунала первой инстанции), а также международных договоров Европейского сообщества.

В процессе подготовки и написания диссертационного исследования автор использовал широкий круг источников права и иных документов, относящихся к сфере международного права (международные конвенции, решения международных организаций и международных конференций), Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и зарубежных государств, посвященное правовому регулированию труда и гарантиям трудовых прав граждан, информационные, справочные, периодические и иные издания органов Европейского сообщества и др.

В качестве методологической основы исследования использовались как общенаучные методы познания объективной реальности, так и специальные способы и приемы, характерные для юридических наук: диалектический, исторический методы, метод логической дедукции и индукции, системный подход и др.

Возникновение и развитие форм и содержания интеграции в Европе является результатом взаимодействия целого ряда противоречий: между классами и социальными слоями, между сохранением национального суверенитета и объективным процессом интеграции, ростом международных экономических, культурных и других взаимосвязей граждан и народов разных стран, глобализацией экономики, развитием мирового рынка и укреплением транснациональных монополий, между отдельными органами Европейского сообщества, между Европейским Союзом в целом и отдельными государствами-членами и др. Процесс развития деятельности Европейского сообщества в сфере регулирования труда не является исключением из этого правила1.

Принимая во внимание особенности предмета, успешное выполнение целей исследования преимущественно потребовало использования специальных юридических методов познания, в числе которых следует выделить: сравнительно-правовой и структурно-юридический. В рамках сравнительно-правового метода хотелось бы отметить возможность и целесообразность сопоставления деятельности Европейского сообщества по регулированию труда в контексте международных мероприятий в этой сфере. Структурно-юридический даёт возможность понять уровень развития деятельности Европейского сообщества в сфере регулирования труда,.

1 М.Харт., А. Негри Империя. Праксис. М.: 2004. «.целью массовых забасттовк в Париже и во всей Франции в конце 1995 года были специфические локальные и национальные проблемы трудовых отношений (такие как пенсионное обеспечение, вопросы заработной платы и безработица), но сразу было понятно, что выступление одновременно направлено против нового социального и экономического устройства Европы.». определить соответствующие тенденции на основании анализа правовых норм и их источников.

Новизна исследования. Предлагаемое исследование во многом является новым в отечественной науке международного и европейского права.

1. Новизна работы определяется, во-первых, ее предметом, включающим комплексное исследование правовых аспектов деятельности Европейского сообщества в сфере регулирования труда и анализ правового регулирования Европейским сообществом данной сферы. Представленное исследование является первым в России комплексным междисциплинарным диссертационным исследованием, специально посвященным анализу правовых аспектов деятельности Европейского сообщества в области регулирования труда.

2. Во-вторых, в России впервые предпринимается попытка в диссертационном исследовании рассмотреть деятельность Европейского сообщества по регулированию труда на основе теоретических достижений науки международного права и европейского права и их понятийного аппарата, что отражено и в структуре работы.

В отличие от большинства отечественных работ на эту тему, которые, как правило, ограничиваются кратким упоминанием о проведении деятельности организацией в рассматриваемой области, автор уделяет особое внимание выявлению основных элементов юридического закрепления компетенции в сфере регулирования труда, порядка закрепления основных трудовых прав в ЕС, важнейших направлений правового регулирования рассматриваемой сферы.

Новым является и то, что диссертант впервые в отечественной науке рассматривает правовое регулирование труда в ЕС с использованием анализа подписанного в декабре 2007 г. Лиссабонского договора (Договора о реформе) и новейшей судебной практики.

3. Новизна работы проявляется также в попытке автора выявить пути укрепления правовой базы практического сотрудничества между Россией и и.

Европейским сообществом в области регулирования труда. В частности, автором рассматривается возможность заключения специального соглашения между Россией и Европейским сообществом в социально-трудовой сфере, как основы для построения в будущем общего социального пространства России и ЕС и вносятся конкретные предложения.

Автором введен в научный оборот обширный новый нормативный, теоретический и прикладной материал, представляющий интерес как для науки международного и европейского права, так и для других юридических наук.

Положения, выносимые на защиту. В соответствии с результатами проведенного научного исследования и сделанными из него выводами автор выносит на защиту следующие основные положения, содержащие элементы научной новизны:

1. Современному этапу развития международных отношений, характеризуемому все более тесным взаимодействием и интеграцией государств, прежде всего, в экономической сфере, присуща тенденция к возрастанию роли международно-правового регулирования труда как на универсальном, так и на региональном уровне.

На территории Европы наиболее сильно эта тенденция проявляется в деятельности Европейского сообщества (ЕС) — региональной организация интеграции. Обладая неформальным статусом наблюдателя при МОТ, ЕС наделено его государствами-членами широкой нормотворческой компетенцией по регулированию трудовых и связанных с ними отношений.

2. Европейское сообщество осуществляет правовое регулирование труда во взаимодействии с другими универсальными и региональными организациями и под влиянием разработанных в их рамках международно-правовых актов.

Наибольшее воздействие на нормотворческую деятельность ЕС в сфере трудового права оказывают конвенции, подготовленные в рамках Международной организации труда (МОТ), с одной стороны, и положения.

Европейской социальной хартии, принятой в рамках Совета Европы, с другой стороны.

Положения Хартии Сообщества об основных социальных правах работников 1989 г. и Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г. по вопросам труда и социального обеспечения являются в значительной степени рецепцией (творческим заимствованием) соответствующих норм Европейской социальной хартии 1961 г. и Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1996 г.

Изменения, которые могут произойти в случае ратификации в 2009 г. Лиссабонского договора в сфере правового регулирования трудовых отношений, должны усилить позитивную социальную ориентацию первичного права Европейского Союза.

3. Главной особенностью компетенции Европейского сообщества, отличающей ее от компетенции других международных организаций в сфере регулирования труда, является наличие у руководящих органов (институтов) ЕС полномочий издавать нормативные акты, которые обладают юридически обязательной силой для всех государств-членов и не требуют ратификации на национальном уровне.

4. Преобладающую роль в развитии отрасли трудового права на уровне Европейского сообщества получил метод гармонизации, предполагающий издание его институтами основ законодательства в форме директив, в соответствии с которыми государства-члены приводят свои национальные правовые акты.

Меньшее значение в регулировании трудовых и связанных с ними отношений на уровне ЕС имеет метод унификации посредством регламентов. Он используется, главным образом, в целях регулирования процессов трудовой миграции внутри Европейского сообщества.

Относительно небольшую роль в системе источников трудового права ЕС играют рекомендации. Их подготовка, как правило, служит предпосылкой к изданию «полноценного» законодательства ЕС, обладающего юридически обязательной силой (директив или регламентов).

5. Компетенция Европейского сообщества в сфере регулирования труда неоднородна. Ее источниками выступают прежде всего нормативные положения, содержащиеся в Договоре об учреждении Европейского сообщества 1957 г.

ЕС осуществляет регулирование трудовых и связанных с ними отношений в рамках следующих основных направлений его деятельности:

— принятие мер, направленных на борьбу с дискриминацией по признакам пола, расы, этнического происхождения, религии, убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации (ст. 13 Договора о ЕС);

— гарантирование и регулирование порядка осуществления принципа свободного передвижения работников в контексте создания единого внутреннего рынка ЕС (глава 1 «Работники» раздела III «Свободное передвижение лиц, услуг и капиталов» части третьей Договора о ЕС);

— осуществление собственной социальной политики (глава 1 «Социальные положения» раздела XI «Социальная политика, образование, профессиональное обучение и молодежь»);

— сближение законодательств государств-членов в сферах, необходимых для нормального функционирования единого внутреннего рынка ЕС (ст. 94 Договора о ЕС).

Кроме того, нормы трудового права и связанные с ними положения разрабатываются ЕС в рамках других сфер его компетенции: регулирование свободы передвижения услуг на едином внутреннем рынке ЕСиммиграционная политика и политика убежища (применительно к трудовым правам граждан третьих стран) — политика занятости, направленная на координацию мероприятий государств-членов по сокращению уровня безработицы.

6. В зависимости от целей и предмета правового регулирования нормативные акты ЕС в области трудового права принимаются посредством разных правотворческих процедур: консультативной процедуре, в рамках которой решение принимает межправительственный институт ЕС — Совет — после консультации с представительным органом — Европейским парламентомпроцедуры совместного принятия решений, в рамках которой акт трудового законодательства должен быть одобрен в идентичной редакции обоими упомянутыми выше институтами.

Существующий дуализм правотворческих процедур должен сохраниться и после проведения реформы учредительного договора ЕС, запланированной Лиссабонским договором 2007 г. Однако вследствие того, что основной законодательной процедурой (после 2014 г.) должна стать процедура совместного принятия решений, роль европарламента в законодательном процессе возрастет. Это может существенно облегчить осуществление планируемых реформ в области трудового права ЕС.

7. Основополагающим принципом правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений на уровне ЕС выступает принцип равенства (недискриминации) в трудовых правах. В учредительном договоре, законодательстве и судебной практике ЕС этот принцип выражается в нескольких блоках нормативных положений: запрет дискриминации по признакам расового и этнического происхождениязапрет дискриминации по признакам религии или убеждений, инвалидности, возраста и сексуальной ориентациизапрет дискриминации по признаку национального гражданствазапрет дискриминации по признакам пола в профессиональной жизни.

Дискуссионный характер имеет признание в качестве отдельного и самостоятельного принципа права ЕС «принципа недискриминации в зависимости от возраста», провозглашенного в этом качестве новейшей судебной практикой Суда Европейских сообществ.

8. С момента создания ЕС в его рамках была произведена гармонизация многих институтов трудового права государств-членов. В то же время, предмет законодательства ЕС о труде в настоящее время охватывает далеко не все институты трудового права, существующие на национальном уровне.

Основной акцент законодательство ЕС делает на гармонизации следующих институтов и субинститутов трудового права: трудовой договоррабочее время и время отдыхазащита прав работников при реструктуризации предприятия (в случае сокращения штатов или смены собственника) — участие работников в управлении предприятием.

9. Наиболее динамичным направлением развития трудового права ЕС в последнее десятилетие стали нормы, способствующие обеспечению «производственной демократии» на предприятиях и в производственных объединениях. Под действие этих норм подпадают как юридические лица и иные предприятия, функционирующие на национальном уровне, так и новые организационно-правовые формы европейских юридических. лиц (европейское акционерное общество и европейское кооперативное общество). Реализация Лиссабонского договора 2007 г., который должен придать Хартии 2000 г. силу закона, должна укрепить положения о «производственной демократии» в ЕС.

10. Автором разработана и обоснована концепция подготовки соглашения между Россией и ЕС об общем социальном пространстве, включая положения по взаимной гармонизации трудового права. Предлагаемый документ может быть подписан сторонами в качестве самостоятельного международного договора либо инкорпорирован в текст будущего соглашения о стратегическом партнерстве между Россией и Европейским Союзом.

Практическая применимость исследования. Информация, выводы и предложения, содержащиеся в настоящем исследовании, могут использоваться при проведении дальнейших научных исследований разных аспектов правового регулирования трудовых отношений и тесно связанных с ними отношений по труду в рамках Европейского Союза.

Они могут быть полезны для органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации при реализации программы сближения отечественного законодательства с законодательством ЕС, предусмотренной Соглашением о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. и Дорожными картами 2005 г.

Практическая значимость диссертации, кроме того, обусловлена возможностью использования ее положений в процессе совершенствования внутреннего российского трудового законодательства, а также для гармонизации правового регулирования в сфере труда в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС), Союзного государства России и Беларуси, Единого экономического пространства и других интеграционных образований на пространстве бывшего СССР. Автор предложил заключить принципиально новое Соглашение между Россией и ЕС в социально-трудовой сфере и сформулировал основные возможные компоненты его содержания.

Нормативный, теоретический и прикладной материал, проанализированный и систематизированный в диссертации, сформулированные в ней выводы и положения могут использоваться в процессе преподавания нескольких юридических дисциплин: европейского права (права Европейского Союза), международного публичного права, конституционного права, трудового права и др., а также спецкурсов по сравнительному, корпоративному, международному трудовому праву и др.

Апробация исследования. Выводы и положения диссертационного исследования были опубликованы автором в разделах учебных пособий по праву Европейского Союза и в научных статьях:

— Концептуальные основы и принципы организационного строения Европейского Союза. В соавторстве с Кашкиным С. Ю. // Право и государство № 2, 2007 — 1 п. л;

— Принцип равенства в трудовом праве Европейского Союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения № 4, 2006 — 0,7 п.л.;

— Наднациональность в праве Европейского Союза // Право и государство № 5, 2006 — 0,8 п.л.

— Основные принципы и тенденции развития охраны труда в Европейском Союзе // Международная научно-практическая конференция, посвященная 75-летию МГЮА «Традиции и новации в Российском праве». Сборник статей студентов и аспирантов МГЮА. М.: МГЮА, 2005 — 0,3 п.л.

— Реформа юридического образования — важная составляющая правовой реформы в России. В соавторстве с Баренбоймом П.Д.- Меркуловой Н. и Кашкиным С. Ю. // Экономика и жизнь № 10, 2004 — 0,85 п.л.

— Использование методов унификации в праве ЕС, тенденции развития // Международная межвузовская конференция аспирантов и студентов «Формирование российской правовой культуры в период становления рыночной экономики». Сборник статей. М.: МГЮА, 2003 — 0,3 п.л.

— Особенности директив, регламентов и судебных прецедентов как источников права ЕС // Сборник статей и тезисов межвузовской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного Российского государства и права». М.: МГЮА, 2003 — 0,25 п.л.

— Некоторые вопросы развития права интеллектуальной собственности в ЕС // Межвузовская конференция аспирантов и студентов. Сборник докладов и научных сообщений. М.: МГЮА, 2002 — 0,25 п.л.

— Право Европейского Союза. Учебник /под ред. Кашкина С. Ю. М.: Юрист, 2008 — 1054 с. // Раздел XIV «Трудовое право Европейского Союза». В соавторстве с Калиниченко П. А. — 1,5 пл.;

— Этапы развития трудового права Европейского Союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, № 1, 2008 -0,4 п.л.

По предмету исследования автор выступал с научными докладами на международных межвузовских конференциях аспирантов и студентов, организованных в Москве Московской государственной юридической академией в апреле 2005 и 2006 г. г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог проведенному диссертационному исследованию, хотелось бы заострить внимание на ряде моментов, определяющих правовое регулирование труда в рамках Европейского Союза, как оно сложилось в настоящее время и в аспекте его дальнейшего развития.

С возникновением Европейского сообщества в 1957 г. европейская социальная практика и законодательство приобрели и укрепили отраслевое измерение, которое впоследствии было расширено до любой сферы экономики.

Это связано не только с тем местом, которые Европейский Союз и Европейское сообщество занимают в международном регулировании труда, являясь неформальным наблюдателем при МОТ — главным правотворцем в сфере международной регламентации трудовых отношений и тесно связанных с ними отношений по труду.

Сегодня Европейское сообщество, включенное в Европейский Союз, является полноценной организацией в сфере регулирования труда. Кроме того, компетенция Сообщества и его организационная структура постоянно развивались. Оно продолжает бурно развиваться и в настоящее время.

Как отмечает известный российский адвокат и ученый Баренбойм П. Д.: «Европейский Союз, история создания которого началась в 1951 г., казалось, с чисто экономического союза угля и стали, в 2004 г. пришел к Конституции Европы"199.

И хотя проект Конституции для Европы не был ратифицирован, на смену ему разработан более жизнеспособный документ, который воплотил, как представляется, все принципиальные задачи и начинания Конституции в своем тексте — Договор об изменении Договора о Европейском Союзе и Договора, учреждающего Европейское сообщество (Лиссабонский договор 2007 г.).

Лиссабонский договор 2007 г. планирует придать обязательную силу Хартии Европейского Союза об основных правах 2000, ставя ее на один уровень с положениями учредительных договоров. Соответственно, основные трудовые права, которые закрепляет Хартия, получат более прочное оформление в первичном праве Европейского Союза, что будет значительным шагом в процессе их закрепления в европейском законодательстве.

Договор о реформе 2007 г. объединяет положения учредительного договора Сообщества (переименовывая его в Договор о функционировании Союза) о недискриминации и гражданстве в единую рубрику, тем самым еще раз подчеркивая важность принципа недискриминации для положений относительно реализации прав. Это касается и основных трудовых прав.

199 Баренбойм П. Д. Преамбула Конституции России и се значение для отношений с СНГ и Европой // СНГ, Россия и Европа / Сост. Захаров A.B. С. 148. граждан. Важность запрета дискриминации в трудовых правах была нами продемонстрирована также в главе II настоящей работы.

Новый договор институализирует на европейском уровне систему трипартизма, вводя на европейском уровне особый орган — Трехсторонний саммит по росту и занятости, в который будут входить представители работодателей на европейском уровне, представители работников на европейском уровне и представители Европейской комиссии.

Когда возник Европейский Союз, реалии жизни потребовали изъятия из названия Сообщества определения «экономическое», а социальное измерение приобрело на континенте подлинно общеевропейское значение. Это стало особенно справедливым сегодня, когда уже 27 стран Европы вступили в Союз, а еще девять государств имеют с Европейским Союзом различные договоры, в соответствии с которыми они обязаны приводить свое законодательство в соответствие с общеевропейским, в т. ч. и по вопросам социального и трудового права. Те же страны, которые делать это не обязаны, нередко заимствуют европейское социально-правовое законодательство или приспосабливают свое правовое поле к нему исходя из практического удобства, необходимости или признания достоинств тех или иных правовых достижений Союза в социальной и трудовой сфере.

В этом аспекте представляется уместным и необходимым расширение связей России и Европейского Союза по социальным и трудовым вопросам. Сегодня правовой базой для этого является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Однако, оно устарело и основной срок его действия истек 1 декабря 2007 г., после чего Соглашение было автоматически продлено.

По нашему мнению, России и Европейскому Союзу необходимо заключить специальное соглашение по социально-трудовым вопросам, которое поставило бы главной целью создание общего социального пространства между Россией и ЕС, которое бы органично дополняло усилия обеих сторон по созданию общего экономического пространства и стало бы одной из задач стратегического экономического партнерства.

Европейская социальная идея показала себя гибкой и изменчивой понятийной категорией, стремящейся адекватно соответствовать национальным, наднациональным (общеевропейским) и международным условиям функционирования. Она весьма успешно воплощена в обширном перечне первичных и вторичных источников социального и трудового права Европейского Союза, а особенно в его обширном прецедентном праве.

Можно предположить, что на новом, уже почти начавшемся этапе, связанным с подписанием 13 декабря 2007 г. Договора о реформе, произойдет дальнейшее оформление институтов европейского трудового права, а также формирование в нем новых черт, отражающих потребности и пути решения противоречий современной эпохи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Собрание законодательства (СЗ).1. Дипломатический вестник.1. Вестник МИД СССР.
  2. Официальный журнал Европейских сообществ/Официальный журнал Европейского Союза — Official Journal of the European Communities / Official Journal of the European Union (OJ).
  3. Сборник судебной практики Суда Европейских сообществ и Трибунала первой инстанции / European Court Report (ECR).
  4. Документы Европейской комиссии / European Commission Publications (COM).
  5. Азербайджано-российский журнал международного и сравнительного права / Azerbaijani-Russian Journal of International and Comparative Law.
  6. Вестник европейского права прав человека / European Human Rights Law Review.
  7. Вестник права общего рынка / Common Market Law Review.
  8. Европейский журнал международного права / European Journal of International Law.
  9. Журнал европейского права / European Law Journal.
  10. Журнал европейской социальной политики / Journal of European Social Policy.
  11. Международный журнал сравнительного трудового права и производственных отношений / International Journal of Comparative Labour Law and Industrial Relations.
  12. Законодательство и экономика.
  13. Московский журнал международного права (МЖМП).
  14. Право и государство: теория и практика.1. Политика и право.
  15. Документы Европейского Союза. Т. I-V. М., 1994 1999.
  16. Европейская социальная хартия: справочник. М.: Международные отношения, 2000.
  17. Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. М.: 2008.
  18. С.Ю., Четвериков А. О. Конституция Европейского Союза: Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (с комментарием). М.: Инфра-М., 2005.
  19. Ниццский договор и Хартия основных прав Европейского Союза / под ред. Энтина Л. М. М.: Норма, 2003.
  20. Право Европейского Союза: документы и комментарии / под ред. Кашкина С. Ю. М.: Терра, 1999.
  21. Хартия Европейского Союза об основных правах: комментарий / под ред. Кашкина С. Ю. М.: Юриспруденция, 2001.
  22. European Union. Consolidated version of the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community. Luxembourg. 2006.
  23. Code de Droit Social Europeenne 2006. Paris. 2006.
  24. Charte des droits fondamentaux de l’Union europeenne. Temoignage et commentaires de Guy Braibant. Paris: Ed. du Seuil, 2001.
  25. H.A. Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств. М.: 2002.
  26. Н.А. Гей-брак: Семейный статус однополых пар в международном, национальном и местном праве. М.: 2006.
  27. С.С. (отв. ред.) Основы теории государства и права. М.: 1969.
  28. Э.М. Международное право и труд. Факторы имплементации международных норм о труде. М.: 1982.
  29. П. Д. Преамбула Конституции России и ее значение для отношений с СНГ и Европой // СНГ, Россия и Европа / Сост. Захаров А. В. М.: 2006.
  30. Д.К. Международно-правовое регулирование труда моряков.// Диссертация на соиск. уч. степени к.ю.н. М.: 2001.
  31. К.А. К вопросу о «наднациональности» межправительственных организаций // Lex Russica, 2006, № 6 (декабрь).
  32. М.М. Европейский Союз, Евроконституция и международное право. М.: 2006.
  33. М.М. Европейское право : курс лекций / М. М. Бирюков. М.: Омега-Л, 2006.
  34. М.М. Новый учредительный договор Европейского Союза -«Конституция для Европы» и последние изменения в составе и статусе Европейского парламента // Журнал российского права. 2005. — № 5.
  35. М.М. Европейское право / М. М. Бирюков. М.: Омега-Л, 2006.
  36. М.М. Основы европейского права / М. М. Бирюков. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2004. 141 с.
  37. М.М. Реформирование Европейского совета и совета Европейского союза на основе принятой в 2004 г. Европейской Конституции // Государство и право. М.: Наука, 2005, № 12.
  38. Ю. Европейскому Союзу и России необходимо Соглашение о стратегическом партнерстве. М.: 2004.
  39. Введение в право Европейского Союза / под ред. Кашкина С. Ю. М.: ЭКСМО, 2006.
  40. Введение в право Европейского Союза / под ред. Кашкина С. Ю. 2-е издание. М.: ЭКСМО, 2008.
  41. Г. М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004.
  42. А.Б. (отв. ред.) Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. М.: 1995.
  43. О.В. Проблема эффективности механизма контроля МОТ // МЖМП2005, № 3.
  44. О.В. Защита прав человека в сфере труда в деятельности МОТ на современном этапе // Диссертация на соиск. уч. канд. юрид. наук. М.: 2004.
  45. О.В. Нормотворческая деятельность МОТ// МЖМП 2003, № 4.
  46. Глобалистика: международный междисциплинарныйэнциклопедический словарь / Гл. ред. Мазур И. И., Чумаков А. Н. М.- СПб.-Н.-Й. 2006.
  47. Д., Харрис Д., Зваак JI. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М.: Издательство международного независимого института международного права, 1998.
  48. С.А. Международно-правовая система Всемирной торговой организации и интересы России // Диссертация на соиск. уч. Степени д.ю.н. М.: 2000.
  49. К.Н. Международная организация труда // Глобалистика: международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред. Мазур И. И., Чумаков А. Н. М.- СПб.- Н.-Й. 2006.
  50. К.Н., Курилин М. Н. Международно-правовое регулирование труда. М.: 1992.
  51. Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 1998.
  52. Европейская интеграция: правовые проблемы. Книга первая М.: 1992.
  53. Европейское право / под ред. Энтина JI.M. М.: Норма, 2000.
  54. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека. 2-е издание / под ред. Энтина JI.M. М.: Норма, 2005, 2007.
  55. М.С. Международные двусторонние инвестиционные отношения. М.: 2002.
  56. Ю.В. Экономическая безопасность государств и проблемы ее международно-правового обеспечения в современных условиях // Автореферат дисс. на соиск. уч. степени к.ю.н. М.: 2005.
  57. А.Я. Понятие, предмет, источники и субъекты права международных организаций // Лекции по актуальным проблемам международного и европейского права / Спб.: 2004.
  58. А.Я. Европейский Союз: интеграция и право. М.: 2000.
  59. А.Я. Правовая природа Европейского Союза // Материалы международного семинара Преподавание права Европейского Союза в российских вузах. М.: 2000.
  60. М.В. От социальной идеи к социальной интеграции. М.: Интердиалект, 1999.
  61. С.Ю., Калиниченко П. А., Четвериков А. О. Введение в право Европейского Союза. Учебник /под ред. Кашкина С. Ю. 2-е издание. М.: 2008.
  62. С.Ю., Калиниченко П. А. Экономико-правовой аспект «проблемы 2007» в отношениях между Россией и Европейским Союзом и ее192решение путем модернизации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве // Законодательство и экономика. 2006. № 1
  63. А. Последствия расширения ЕС для Российской Федерации II Политика и право, № 1(61), 2005.
  64. Ким Док Чжу. Концепция «мягкого» права и практика межправительственных организаций системы ООН // Автореферат дисс. на соиск. уч. степени к.ю.н. М.: 1995.
  65. И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. М.: 2006.
  66. А.В. Европейское право и Германия: баланс национального и наднационального / Казань. 2004.
  67. Я.С. Проблемы международной правосубъектности индивида // Диссертация на соиск. уч. степени канд. юрид. наук. М.: 2001.
  68. Р.С. Основные права и обязанности государств как субъектов международного права // Диссертация на соиск. уч. степени канд. юрид. наук. М.: 2002.
  69. Р.А. Критика концепции «мягкого права» // Советское государство и право. 1985. № 12.
  70. С.В. Правовой статус интеграционных объединений государств-участников СНГ // Диссертация на соиск. уч. степени канд. юрид. наук. М.: 2003.
  71. А.В. Организационно-правовые формы юридических лиц в праве Европейского Союза // Диссертация на соиск. уч. степени к.ю.н. М.: 2006.
  72. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / под ред. СтрашунаБ.А. М.: Норма, 2005.
  73. Конституция Европейского Союза: Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (с комментарием) / Пер. Четверикова А. О. М.: 2005.
  74. Костенко M. JL, Лаврова Н. В. К вопросу о наднациональности и особенностях права ЕС. // Европейская интеграция: правовые проблемы. Книга первая М.: 1992.
  75. А.В. Международно-правовые проблемы обеспечения информационной безопасности государства // Диссертация на соиск. уч. степени канд. юрид. наук. М.: 2002.
  76. Д.К. Международно-правовое обеспечение мирового экономического порядка. М.: 2004.
  77. И.Н. Международное право // Глобалистика: международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред. Мазур И. И., Чумаков А. Н. М.- СПб.- Н.-Й. 2006.
  78. Лекции по актуальным проблемам международного и европейского права/Спб.: 2004.
  79. Международное публичное право / под ред. Бекяшева К. А. М.: Проспект, 2005.
  80. , И. И. Международное «мягкое» право // Государство и право. 1994. № 8−9.
  81. В.В. Европейский парламент. М.: 2001.
  82. Материалы международного семинара Преподавание права Европейского Союза в российских вузах. М.: 2000.
  83. May В. Гармонизация законодательств России и ЕС: экономический аспект // Перспективы сближения российского и европейского законодательств: что не устраивает Россию? М.: 2005.
  84. Основы права Европейского Союза / под ред. Кашкина С. Ю. М.: Белые альвы, 1997.
  85. Перспективы сближения российского и европейского законодательств: что не устраивает Россию? М.: 2005.
  86. Право Европейского Союза / под ред. Кашкина С. Ю. М.: Юристъ, 2004.
  87. Право Европейского Союза / под ред. Кашкина С. Ю. 2-е издание. М.: Юристъ, 2008.
  88. Право Европейского Союза в вопросах и ответах / под ред. Кашкина С. Ю. М.: Проспект, 2005.
  89. Право Европейского Союза / под ред. Кашкина С. Ю. М.: Проспект, 2008.
  90. Право Европейского Союза: правовое регулирование торгового оборота / под ред. Безбаха В. В., Капустина А. Я., Пучинского В. К. М.: Зерцало, 2000.
  91. А.В. Европейское трудовое право: понятие, основополагающие источники и их значение для трудового права России // Диссертация на соиск. уч. степени к.ю.н. Пермь. 2006.
  92. Сыроватская J1.A. Трудовое право. М.: 1995.
  93. Г. П. Европейское налоговое право. М.: 2001.
  94. А.Э. Правовая природа Европейского Союза. // Автореферат диссертации на соиск. к.ю.н. М.: 1997.
  95. .Н. Европейское право. М.: Юристъ, 1998.
  96. Трудовое и социальное право Европейского Союза: документы и материалы. М.: 2005.
  97. Г. И. Теория международного права. М.: 1970.
  98. К., Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т. 1−2. М.: Международные отношения, 1998.
  99. Е.А. Конституционно-правовой статус центральных банков Европейского Союза (на примере Европейской системы центральных банков). Диссертация к.ю.н. М.: 2001.
  100. Е.А. Независимость центральных банков: Европейский Центральный банк и Центральный банк Российской Федерации // Банк России в XXI веке. Сборник статей. М.: Юстицинформ, 2003.
  101. Е.А., Степашин С.В., В.А. Двуреченских, Ю. А. Чернавин. Власть — демократия — контроль. Издательский дом «Финансовый контроль». М., 2005.
  102. А.О. Наднациональность // Глобалистика: международный междисциплинарный энциклопедический словарь, / Гл. ред. Мазур И. И., Чумаков А. Н. М.- СПб.- Н.-Й. 2006.
  103. А.О. Европейское социальное пространство и гармонизация (сближение) трудового права России и Европейского Союза // Право и государство: теория и практика 2005. № 5.
  104. А.О. Основные органы Европейского Союза. // Диссертация на соиск. степени к.ю.н. М.: 1999.
  105. А.О. Основные органы Европейского Союза. Автореферат диссертации на соиск. степени к.ю.н. М.: 1999.
  106. А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М.: 2005.
  107. Н.Н. Международно-правовые стандарты по защите прав женщин и их имплементация в европейских странах // Диссертация на соиск. степени канд. юрид. наук. М.: 2003.
  108. Н.Б. Современные правовые проблемы европейской интеграции // Автореферат дисс. на соиск. уч. степени д.ю.н. М.: 2005.
  109. В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. М.: 2003.
  110. В.М. Международное публичное экономическое право. М.: 2001.
  111. Ю.М. О правовой природе Европейского Сообщества. // Европейская интеграция: правовые проблемы. Книга первая / М.: 1992.
  112. Alston Ph. Facing Up to the Complexities of the ILO’s Core Labour Standards Agenda // European Journal of International Law. 2005. Vol. 16. № 3.
  113. Alston Ph. The EU and Human Rights. Oxford: Univ. Press. 1999.
  114. Barnard C. The Substantive Law of the EU. Oxford. 2004.
  115. Barnard C. EC Employment Law. Manchester. 2000.
  116. Beenen N. Citizenship, Nationality and Access to Public Service Employment. Groningen: Europa Law Publishing. 2004.
  117. Blanpain R., Engels Ch. European Labour Law. The Hague. 1997. Borchardt K.-D. The ABC of Community Law. Luxembourg, 2000. Burrows N., Mair-J. European Social Law. N.Y. 1996.
  118. Caraciollo Di Torella E., Masselot A. The Future of Sex Equality // European union Law For the Twenty-First Century: rethinking the New Legal Order. Vol. 2. Internal Market and Free Movement Community Policies. / Ed. Tridimas Т., Nebbia P. London. 2004.
  119. Chalmers D. European Union Law. Vol. I. Law and EU Government. Dartmouth, 1998.
  120. Chalmers D., Azyzszczak E. European Union Law. Vol II. Dartmouth. 1998. Colaianni T. European Work Council Directive. London: Sweet & Maxwell. 1996.
  121. Entin M. Strengthening legal grounds for developing Russian relations with the European Union // Azerbaijani-Russian Journal of International and Comparative Law, No 1(2) 2005.
  122. Fabre С. Social Rights in European Constitutions I I Social Rights in Europe / Ed. De Burca G., de Witte B. Florence. 2005. Foster N. EU Law. London. 2006.
  123. M., Sciarra S. (eds.). Public Services and Citizenship in European Law. Public and Labour Law Perspectives. Oxford: Univ. Press. 1998.
  124. Frid R. The Relations between the EC and International Organizations. Legal Theory and Practice. The Hague. 1995.
  125. Hailbronner K., Jochum G. Europarecht II. Binnenmarkt und Grundfreiheiten. Stuttgart. 2006.
  126. Hartley T.C. The Foundations of European Community Law: An Introduction to the Constitutional and Administrative Law of the European Community. London. 2004.
  127. Hartley T.C. European Union Law in a Global Context: Texts, Cases and Materials. Cambridge, 2004.
  128. Hanlon J. European Community Law. London. 1998.
  129. Kapteyn P., VerLoren van Themaat P. Introduction to the Law of the European Communities / Ed. by Gormley W. The Hague. 1998.
  130. Kent P. European Union Law. London: Sweet & Maxwell. 2003. Langille B. What is International Labour Law for? Geneva. 2005. Lenaerts K., Van Nuffel P., Bray R., de Smijter E. Constitutional Law of the European Union. London: Sweet & Maxwell. 1999.
  131. Mathijsen P. Guide to European Union Law. London: Sweet & Maxwell. 2004.
  132. Monnet J., Memories. Paris, 1976.
  133. Mour E. Enhancing the Effects of the EC Law on National Labour Markets in Mangold Case. //Research paper in law 4/2006. College of Europe. Bruges.
  134. Moussis N. Access to European Union: law, economics, policies. Geneva. 1997.
  135. Neal A. European Labour Law and Social Policy: Cases and Materials. Vol. 1, 2. The Hague: Kluwer. 2002.
  136. Pennings F. Introduction in European Social Security Law. The Hague: Kluwer. 2001.
  137. Petrov R. The External Dimension of the Acquis Communautare // EUI Working Paper MWP No 2007/02.
  138. Pieters D. European Social Security and Global Politics. The Hague: Kluwer. 2002.
  139. Prechal S. Equality of Treatment, non-discrimination and social policy: achievements in thee themes. // Common Market Law Review (2004) No 41.
  140. Prechal S. Directives in European Community Law. A Study of directives and their enforcement in national courts. Oxford. 1995.
  141. Ravors Ph. Introduction to the Legal System of the European Union. London, 2001.
  142. Rawlinson W., Cornwell-Kelly M. European Community Law. A Practical Guide. London. 1994.
  143. N. (ed.). Understanding EU Law: Objectives, Principles and Methods of Community Law. Antwerpen. 2003.
  144. S., Davies P., Freedland M. (eds.). Employment Policy and the Regulation of Part-time Work in the European Union. A Comparative Analysis. Cambridge: Univ. Press. 2004.
  145. Servais J.-M. International Labour Law. The Hague. 2005. Schiek D. A new framework on equal treatment of person in EC Law? // European Law Journal. 2002, No 8.
  146. Show J. Law of the European Union. London. 2000.
  147. Social Rights in Europe / Ed. De Вйгса G., de Witte B. Florence. 2005.
  148. Steiner J., Woods L., Twigg-Flesner Ch. EU Law. London. 2005. Steiner J, Woods L., Twig-Flesner C. Textbook on EC Law. London. 2003. The Oxford Encyclopedia of Community Law. Ed. by Toth A. Vol. 1, 2. Oxford: Univ. Press. 2005.
  149. Vincenzi Ch. Law of the European Community. — London, Pitman Publishing. 2000.
  150. Weatherill S., Beaumont P. EU Law. London. 1999.
  151. Weatherill S. Law and Integration in the European Union. London. 1996.
  152. Weiler J.H.H. The Constitution of Europe. Cambrige. 2002.
Заполнить форму текущей работой