Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сельскохозяйственный производственный кооператив как юридическое лицо

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение обширных исторических и социально-правовых материалов1 показывает сколь важно в целях возрождения страны обращаться к сложившемся в ней веками национальным традициям коллективизма, общинности и соборности, психологии и культуре. (Чрезмерная же прозападная ориентация аграрных реформ порождает заниженную оценку отечественного потенциала и тем самым перекрывает пути к национальным истокам… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПРАВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА СОЗДАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ
    • 1. Понятие сельскохозяйственного производственного кооператива. Особенности образования кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций
    • 2. Порядок образования кооператива
    • 3. Государственная регистрация кооператива и ее правовое значение
  • Глава II. ИМУЩЕСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КООПЕРАТИВА
    • 1. Источники формирования имущества кооператива
    • 2. Фонды кооператива
    • 3. Имущественная ответственность кооператива. Субсидиарная ответственность членов кооператива по обязательствам кооператива
  • Глава III. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ КООПЕРАТИВОМ

§ 1. Управление деятельностью кооператива на демократических началах. Структура органов управления кооперативом. Исключительная компетенция общего собрания членов кооператива в области гражданско-имущественных отношений

§ 2. Правление кооператива как орган управления, представляющий кооператив в хозяйственных и других правоотношениях. Наблюдательный совет кооператива.

§ 3. Председатель кооператива, его полномочия и обязанности. Члены правления, наделенные генеральными полномочиями. Практика применения судами уставных норм

Сельскохозяйственный производственный кооператив как юридическое лицо (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В недавнем прошлом российский Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности и законодательство о приватизации незаслуженно отвергли кооператив как форму коллективного труда, хозяйствования и предпринимательства. Крупные товарные сельскохозяйственные производственные кооперативы оказались «вне закона». В правовом аспекте в аграрной сфере воцарилась полная путаница, дезорганизующая трудовые коллективы.

Декооперирование сельского хозяйства уже повлекло за собой поистине устрашающие последствия: оно резко ухудшило условия функционирования АПК, привело к разрушению его производственного и социального потенциалов, разорению российских сельхозтоваропроизводителей, ухудшению снабжения населения продуктами питания и росту зависимости отечественного рынка от импорта продовольствия. По оценкам специалистов, сегодня мы уже вползаем в продовольственную зависимость. Плачевное состояние сельского хозяйства становится фактором, ограничивающим социально-экономическое развитие страны.

Нужна сельскохозяйственная кооперация, чтобы сохранить то, что дает крупное товарное производство, но в новых условиях хозяйствования. Полный отказ от кооперативной формы ведения сельского хозяйства был бы смертелен для нашей страны, которая неспособна себя прокормить без высокотоварного земледелия. Это тревожное предостережение подтверждается итогами минувшего года, когда был подведена к грани распада существовавшая система самообеспечения страны продовольствием и весь сложившийся уклад отношений на селе.

Указанные обстоятельства обуславливают актуальность настоящей работы.

До последнего времени исследованию проблемы правового статуса сельскохозяйственного производственного кооператива как юридического лица были посвящены лишь отдельные главы, параграфы либо только немногие страницы в трудах ученых цивилистов (например, в книге проф. С. Н. Братуся «Субъекты гражданского права» /М., 1950/, коллективных монографиях «Субъекты гражданского права» /М., 1984/, «Советское и иностранное гражданское право /проблемы взаимодействия и развития/» /М., 1989/). В работах же ученых-аграрников освещались по преимуществу внутрикооперативные правоотношения, а также отношения по государственному руководству коллективными хозяйствами.

И те и другие упомянутые исследования теперь имеют главным образом историческое значение, так как в них речь шла о так называемых классических советских («огосударствленных») колхозах, приноровленных к плановым государственным поставкам (закупкам) сельскохозяйственной продукции, льготным кредитам, материально-техническому снабжению и обслуживанию, гарантированной оплате сельскохозяйственного труда и т. п. Теперь правовое положение сельскохозяйственных производственных кооперативов изменилось, они отныне выступают в гражданском обороте в качестве коммерческой организации (ст. 107 ГК РФ, ст. 3 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г.). Исследование этого крайне важного в научном и практическом отношении правового феномена только начинается с появлением первых журнальных статей и методических пособий.

Целью работы является исследование проблемы правового обеспечения плодотворной производственной и социальной деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов как юридических лиц.

Достижению поставленной цели служит, в частности: выявление исторических и современных российских истоков (корней) кооператива как традиционной для России формы трудового объединения гражданобобщение опыта правового определения специфических признаков сельскохозяйственных производственных кооперативов как коллективных субъектов права в Примерном Уставе колхоза 1988 г., Примерном Уставе колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) 1992 г. и Примерном Уставе сельскохозяйственного производственного кооператива 1994 г.- изучение опыта реализации (претворения в жизнь) Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» и выработка предложений (рекомендаций) по преодолению возникающих при этом противоречийобобщение судебной практики по гражданским делам с участием сельскохозяйственных производственных кооперативов.

Объектом исследования являются правовые проблемы возрождения в РФ сельскохозяйственной кооперации и полноправной деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов как коллективных субъектов права.

Предметом исследования выступает состояние правового обеспечения функционирования сельскохозяйственных производственных кооперативов как юридических лиц.

Теоретическую и методологическую базу составляют основополагающие подходы, выработанные наукой при исследовании государственно-правовых явлений, монографические исследования и труды крупных ученых в области гражданского и аграрного права Аскназия С И., Белых B.C., Братуся С. Н., Бенедиктова А. В.,.

Генкина Д.М., Грибанова В. П, Иоффе О. С., Ландкофа С. Н., Мозолина В. П., Садико-ва О.Н., Сергеева А. П., Суханова Е. А., Тархова В. А., Толстого Ю. К., Цыбуленко З. И., Черепахина Б. Б., Беляевой З. И., Быстрова Г. И., Демьяненко В. Н., Казанцева Д. Н., Каландадзе A.M., Козыря М. И., Осокина Н. Н., Павлова И. В., Палладиной М. И., Панкратова И. Ф., Петрова В. В., Сторожева Н. В., Страутманиса Я. Я., Турубинера A.M., Чубукова Г. В. и др., а также современные концепции продовольственной безопасности. В диссертации использованы обширные материалы и источники из разных сфер правоведения с помощью сравнительно-правового, конкретно-социологического, формально-исторического и других методов исследования.

Нормативную основу составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «О сельскохозяйственной кооперации», «О производственных кооперативах», указы Президента и постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты субъектов РФ, уставные и другие нормативно-правовые акты кооперативного самоуправления.

Научная новизна диссертации определяется тем, что она представляет собой первое самостоятельное комплексное монографическое исследование правовых проблем создания и деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов как признанных государством субъектов российского права — юридических лиц в новых рыночных отношениях на основе Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» 1995 г., а также соответствующих указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ за 1995;1997 гг. Ее направленность и содержание отвечают требованиям доктрины развития российской науки, одобренной главой государства в июне 1996 года и включающей в себя, наряду с другими, следующее основное положение: ориентация отечественного научного потенциала на решение важнейших социально-экономических задач и обеспечение безопасности страны. Основной же угрозой национальной безопасности остается самая тяжелая продовольственная зависимость от Запада и других стран мира, наступившая в результате разрушения отечественного крупного товарного производства посредством «приватизации» совхозов и «реорганизации» колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов).

В диссертации исследованы социально-правовые условия возрождения сельскохозяйственной кооперации в современной России, их обоснования даны с учетом отечественного опыта и существующей ситуации в сельском хозяйстве, а не абстрактных идей, не имеющих ни исторических, ни современных российских корней.

Кооператив (артель) в отличие от акционерного общества и других структур, заимствованных у Запада, является традиционной для России формой свободного трудового объединения граждан, решающей не только экономические, но и самые насущные социальные задачи. Этот аспект проблемы, исследованный в диссертации, важен и для того, чтобы государство, и в целом общество повернулись лицом к кооперативному движению в деревне, а не только для выработки правовой модели эффективного функционирования сельскохозяйственного производственного кооператива как нового субъекта права.

В диссертации исследованы новые по содержанию (в условиях рыночных отношений) признаки сельскохозяйственного производственного кооператива как юридического лица: его организационное единствообособленное имуществосамостоятельная гражданско-правовая ответственностьвыступление в гражданском обороте от собственного имени, возможность приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде.

Гражданский кодекс РФ, Вводный закон от 21 октября 1994 г., Федеральные законы «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 февраля 1995 г., «О производственных кооперативах» возрождают кооператив как форму коллективного труда, хозяйствования и предпринимательства. Глава 4 нового ГК РФ («Юридические лица») содержит специальный параграф под названием «Производственные кооперативы», в котором сосредоточены основополагающие гражданско-правовые нормы: понятие производственного кооператива (ст. 107), образование производственных кооперативов (ст. 108), имущество производственного кооператива (ст. 109), управление в производственном кооперативе (ст. 110), прекращение членства в производственном кооперативе и переход пая (ст. 111), реорганизация и ликвидация производственных кооперативов (ст. 112).

По словам директора Института философии права юридического факультета Падуанского университета проф. Ф. Джентиле, дефицит философии у юристов, служащей преградой на пути надлежащего юридического образования и воспитания, есть не что иное, как недостаточная постановка проблем. «Иначе говоря, — пишет он, — мало обращают внимания на вопрос: почему в заданной системе все имеет свое место и вне этой системы ничто располагаться не может"1.

Всестороннее познание права, включая институт производственного кооператива, углубленное проникновение в его сложные явления и процессы невозможно в рамках юридического догматизма.

Лишь в единстве и органической связи с закономерностями и тенденциями общественного развития в целом могут быть поняты и объяснены, развиты и преобразованы правовые системы, институты и отношения, отвечающие современным потребностям социального прогресса. Это означает не только их узкоюридическое, но и значительно более широкое видение, прежде всего философское и психологическое, этическое и аксеологическое.

1 Джентиле Ф. О роли философии права в изучении юриспруденции в Италии // Государство и право -1995. -№ 1.-С. 137.

Изучение обширных исторических и социально-правовых материалов1 показывает сколь важно в целях возрождения страны обращаться к сложившемся в ней веками национальным традициям коллективизма, общинности и соборности, психологии и культуре. (Чрезмерная же прозападная ориентация аграрных реформ порождает заниженную оценку отечественного потенциала и тем самым перекрывает пути к национальным истокам). Коллективизация (как бы ни оценивать ее методы) в рамках колхозно-кооперативной собственности, в принципе соответствовала тенденциям мирового экономического развития, была продиктована исторически сложившейся в 1927;1928 гг. реальностью, хотя в целях идеологической мобилизации пропагандировали тогда прежде всего и главным образом тезис о необходимости превращения сельского хозяйства (как и промышленности) в социалистическое, то есть колхозное и совхозное. В беспримерной в мировой историографии книге «История Советского Союза» итальянский историк Дж. Боффа пишет: «Надежда на решение зерновой проблемы была решающим фактором, побудившим пойти на ударную коллективизацию. Сама форма артели была выбрана не в силу особых мотивов социальной инженерии, а. потому, что артель была наиболее целесообразной формой разрешения проблемы обеспечения государства необходимым количеством хлеба"2.

1 Вукчевич Драган К. Социологическо-правовая мысль в России. — Новый Сад: 1994. — С. 230- Давид Р. Основные правовые системы современности — М. — 1967. — С. 164- Папа Иоанн Павел II: в марксизме есть «зерно истины» // За рубежом — 1993. — № 46−47- Кургинян С. Думать о главном // Правда-5 — 1995. — № 21- Карамзин Н. М. История государства российского. Т. U-UI. — М. — 1993. — С. 271 и др.- Ключевский В. О. Сочинения: в 9 т. — М. — 1990. — Т. IX. — С. 99- Иванов С. А. Трудовое право переходного периода: проблемы использования зарубежного опыта // Государство и право — 1995. — № 3. -С. 39- Зиновьев А. Коммунизм как реальность. — М. — 1994. — С. 351- Моисеев Н. Как далеко до завтрашнего дня // Наш современник — 1994. — № 3. — С. 127- Кара-Мурза С. Западня // Сельская Жизнь — 1995. -4 ноябряГэлбрайт Дж. Новое индустриальное общество — М. — 1969. — С. 152−153- Грей Я. Сталин. Личность в истории — М. — 1995. — С. 90−91- Кожинов В. Загадочные страницы истории XX века. Кн. вторая: Сталин, Хрущев и госбезопасность // Наш современник — 1995. — № 9. — С. 170- Бухарин Н. И. Путь к социализму. Избранные произведения. — Новосибирск. — 1990. — С. 281- Бухарин Н. И. Речь на Втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников // Второй Всесоюзный съезд колхозников-ударников. Стенографический отчет. — Огиз-Сельхозгиз. — 1935. — С. 147.

2 Боффа Дж. История Советского Союза. — М. — 1990. — Т. I. — С. 363.

В целом колхозы обеспечили советскому государству важное преимущество: оно могло заготовлять большее количество зерна, отменить (введенные в 1928 году) карточки на хлеб, разрешить свободную торговлю на колхозных рынках, функционировавших и в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны. В 1990 г. страна занимала седьмое место в мире по обеспечению населения полноценными и дешевыми продуктами питания, хотя не менее 40% урожая не доходило до потребителя ввиду потерь при сборе, острой нехватки хранилищ и перерабатывающих мощностей, а также в процессе перевозки, то есть факторов, вообще лежащих вне сферы сельского хозяйства и никак не связанных с формами собственности и хозяйствования.

Аграрная система, возникшая в результате коллективизации, не была чужда традиционному хозяйственному укладу России1, создавшей самое северное в мире земледелие в очень неустойчивых климатических условиях (зона вечной мерзлоты занимает 58% площади всей страны2). Это можно было сделать только сообща, на принципах взаимопощи и товарищеского сотрудничества. Стремление к коллективизму, связанное с особо суровыми природно-климатическими факторами, получило потом культурное и даже священное обоснование в православии. Поэтому русское крестьянство «переварило» колхозы и сделало их (несмотря на все присущие им недостатки) пригодными для работы и жизни. Уровень материального и духовного благосостояния в дореформенной деревне приблизился (впервые в российской истории) к городскому.

1 Колхоз как форма кооперации, по словам большого знатока русской деревни писателя Ф. Абрамова, идет еще от дореволюционной общины, от производственных и промысловых артелей, от кооперативов, товариществ по совместной обработке земли, по совместному приобретению, владению и пользованию сельскохозяйственной техникой // Литературная Россия — 1995. — № 8. — С. 15.

2 См.: Федеральная целевая программа «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий», утвержденная постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. // Российская газета -1996. — 30 октября.

Вот почему тактика одномоментного (в течении одного года) разрушения коллективных хозяйств, избранная Президентом (указ «О неотложным мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г.) и Правительством РФ (постановление «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 г.), никак не объясненная и не отвечающая реальным социально-экономическим условиям современной деревни, могла вызвать у подавляющего большинства крестьянства только отторжение.

Экономические исследования, как и имеющаяся практика, подтверждают, что среди форм коммерческих организаций «наиболее органичной для сельского хозяйства является именно кооперативная"1. Тем не менее авторы Комментария полагают, что «коллективы некоторых колхозов при обсуждении необходимых изменений в устав придут к выводу о целесообразности смены организационно-правовой формы на хозяйственное общество или товарищество"2. Более взвешенной, на наш взгляд, является позиция профессора Е. А. Суханова, который, комментируя ст. 104 ГК РФ, отмечает, что она «открывает дорогу возможному преобразованию (в производственные кооперативы — В.Д.) бывших колхозов и совхозов, не всегда удачно преобразованных в акционерные общества"3.

Сейчас можно с полным основанием говорить о возрождении сельскохозяйственной кооперации в целях успешного разрешения не только экономических, но и важных социальных задач. Наиболее актуальным (в научном и практическом плане) является выработка правильного представления о сельскохозяйственном производственном кооперативе как юридическом лице — особой организации сельскохозяйст.

1 См.: Федеральный Закон «О сельскохозяйственной кооперации». Комментарий (журнальный вариант) / Минкина Е. Л., Панкратов И. Ф., Галиновская Е. А. II Законодательство и экономика -1996. — № 13−14. — С. 6.

2 Там же. С. 29.

3 Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей / Под рук. М. И. Брагинского. — М. — 1995. — С. 131. венных товаропроизводителей, обладающей рядом специфических признаков, создаваемой и прекращающей свою деятельность в установленном законом порядке.

В работе выделены и исследованы актуальные для юридической науки и практической деятельности новые (по сравнению с прежним колхозно-кооперативным опытом) правовые формы регулирования сельскохозяйственно-кооперативных отношений, предложены правовые решения, связанные с определением размера паевого фонда кооператива, субсидиарной ответственности его членов, формирования органов управления кооперативом, учреждения должности председателя кооператива и др.

Теоретические и практические выводы и предложения (рекомендации) могут быть использованы органами кооперативного самоуправления в их повседневной практической деятельности, а также органами исполнительной власти и правосудия, призванными проводить в жизнь Закон о сельскохозяйственной кооперации.

Результаты исследования используются Поволжским НИИ экономики и организации АПК для выработки оптимальной модели функционирования сельскохозяйственного производственного кооператива.

Основные положения диссертации обсуждены и одобрены на кафедре международного частного права. Они нашли отражение в публикациях по теме диссертации, в том числе в коллективной монографии «Возрождение сельскохозяйственной кооперации в современной России (вопросы теории, законодательства, практики)» /Саратов, 1997, 10,6 п.л./, а также в учебном пособии «Сельскохозяйственно-кооперативное право» /Саратов, 1996, 12 п.л./.

Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Доктрина развития российской науки, утвержденная указом Президента РФ от 13 июня 1996 года, включает в себя, наряду с другими, следующее основное положение: «ориентация отечественного научного потенциала на решение важнейших социально-экономических задач и обеспечение безопасности страны"1.

Основной угрозой национальной безопасности остается отсутствие экономической стратегии, рациональной системы государственного регулирования экономики2. В связи с этим напомним об указе Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 года, которым колхозам и совхозам (без какого-либо объяснения) предписывалось в самые жесткие сроки провести реорганизацию. Это было начало массовой атаки против коллективных форм хозяйствования, организованного разукрупнения крупнотоварного производства. После этой акции только в 1995 году с принятием Закона «О сельскохозяйственной кооперации» был возвращен в правовое поле статус колхозовдо этого они признавались как бы незаконными.

Сейчас, наверное, найдется мало охотников защищать правомерность акции конца 1991 — начала 1992 года, наоборот, трезвые люди оценивают её как.

1 Российская газета -1996. — 20 июня.

2 См.: До чего же мы довели Россию.// Российская газета — 1996. — 5 июляПалладина М.И. О дальнейшем развитии аграрной реформы и некоторых аспектах правового статуса сельскохозяйственных предприятий и организаций // Государство и право — 1997. — № 1- Никифоров Л. В., Кузнецова Т. Е. Проблемы формирования кооперативного сектора в России // В сб.: Аграрная экономика и политика: история и современность — М. -1996. ошибочную, разрушительные последствия которой мы вынуодены сегодня наблюдать (один лишь спад производства достиг катастрофического уровня — 34% к 1991 году, не говоря о плачевном состоянии социальной сферы села).

На начальном этапе реформ были допущены и другие крупные «ошибки»: агропромышленному комплексу не создали надлежащие экономические условия для мягкого вхождения в рынок. Новая власть по сути дела бросила эту отрасль в свободное плавание, полагая, что сельское хозяйство может прогрессировать без государственной поддержки. Не позаботились и о том, чтобы создать на селе рыночную инфраструктуру, как и проигнорировали возможность кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. С огромными ошибками была проведена приватизация перерабатывающих и обслуживающих село отраслей1.

Теперь, опять таки без необходимых объяснений (как стало неписаным правилом в пору углубления демократизации общественной жизни), установлено, что органы государственного управления в центре и на местах обязаны обеспечить, кроме всего прочего, развитие кооперативных отношений в агропромышленном комплексе как наиболее приоритетное направление аграрной реформы, поддержку создания сельскохозяйственными товаропроизводителями производственных, перерабатывающих, снабженческо-сбытовых, кредитных, страховых и других видов кооперативов (п. 1 указа Президента РФ «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию аграрной реформы в агропромышленном комплексе» от 16 апреля 1996 г. 2 и п. 1 аналогичного постановления Правительства РФ от 21 июня 1996 года3). Постановлением Правительства РФ «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации.

1 Фролов В. И. Принципы функционирования различных типов сельскохозяйственных кооперативов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий -1996. — № 12.

2 СЗ РФ -1996. — № 17. — ст. 1956.

3 СЗ РФ — 1996. — N8 27. — ст. 3264. в 1996 году" на компетентные государственные органы возложена обязанность оказывать поддержку в создании (с участием государства) кооперативных машинно-технологических станций по обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также в развитии межфермерской кооперации (п. 26, 36)1. Указом Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 года предусмотрен комплекс землеустроительных мероприятий по компактному размещению земельных участков крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в целях создания условий для их добровольного кооперирования в области производства, переработки, реализации сельскохозяйственной продукции, сервисного обслуживания, инженерного обустройства территории и улучшения социально-бытового обслуживания населения2. Указом Президента РФ от 18 июня 1996 года утверждена Федеральная программа стабилизации и развитию агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996;2000 годы, согласно которой кооперирование сельских товаропроизводителей получит ускорение и «начнут реально проявляться преимущества вертикальной и горизонтальной кооперации — основе будущего агропромышленного производства"3. А ведь, кажется, еще вчера (в 1995 г.) главой государства дважды отклонялся Закон «О сельскохозяйственной кооперации», в том числе и в согласованной с ним редакции.

Необходимые пояснения (на президентском или правительственном уровне) требуются и для того, чтобы на этот раз «свет в окошке» не заслонила межфермерская обслуживающая кооперация, а все формы производственной кооперации (тем более в крупных масштабах) рассматривались (с оглядкой на мировой опыт) как нечто «переходное» и, следовательно, недолгое. Между тем при.

1 СЗ РФ — 1996. — № 7. — ст. 682.

2 СЗ РФ -1996. — № 11. — ст. 1026.

3 Российская газета — 1996. -18 июля. знание долговременности кооперативной формы производства и её государственная поддержка стабилизирует (как показывает исторический опыт) положение крестьянства, стимулирует рост инициативы и заинтересованности членов сельскохозяйственных производственных кооперативов в повышении производительности труда, в увеличении объема производства и улучшения качества продукции. Кооператив может и должен рассматриваться в качестве основной социально-экономической ячейки на селе, призванной сохранять и развивать такие традиционные крестьянские черты, как трудолюбие, бережливость, привязанность к земле, к домашним животным.

Поэтому развитие кооперативных отношений в АПК — наиболее приоритетное направление аграрной реформы. И этот факт должен быть закреплен в специальном федеральном законе о государственном регулировании агропромышленного производства в целях: обеспечения продовольственной безопасности странысодействия развитию и стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствияулучшения продовольственного обеспеченияподдержания паритетных экономических отношений сельского хозяйства с другими отраслями народного хозяйствапреодоления разрыва между уровнями жизни населения в городах и сельской местностизащиты отечественных товаропроизводителей АПК от неравных условий конкуренции со стороны внешнего рынка1.

Производительное сельское хозяйство является главной опорой самостоятельности государства. Ибо страна, покупающая продовольствие у иностранцев, за.

1 В силу особо суровых природно-климатических факторов (только зона вечной мерзлоты занимает 58% площади всей страны) на условную единицу производимой в России продукции тратится примерно вдвое-втрое больше усилий, чем на Западе. При включенности в мировую систему цен наше сельское хозяйство, даже будучи оснащенным по последнему слову техники и переведенным на фермерские рельсы, будет нерентабельным и разорится // См.: Стариков Е. «Схватка бульдогов под ковром» / Наш современник — 1996. — № 9. — С. 102, 109 и др.- Моисеев Н. Есть ли будущее у России? / Наш современник — 1996. — № 10. — С. 174 и др. висит от них, от их желания или возможности его продать. Недаром бывший министр сельского хозяйства США Эрль Батц обмолвился: «тот, кто обладает продовольствием, обладает оружием сильнее атомной бомбы. Будем разговаривать с миром силой продовольствия"1. С этой точки зрения сельское хозяйство имеет для государства то же стратегическое значение, что и хорошо оснащенная и обученное армия. Оно заслуживает самого пристального внимания и бережной заботы всего общества, а также всемерной поддержки правительства, в том числе в форме финансовых дотаций (как это делают во всех преуспевающих странах мира, включая США), льготных налогов, кредитов, надежной защиты в судах и других правоохранительных органах. Надо неукоснительно претворять в жизнь Закон «О зерне», в первой статье которого четко записано, что хлеб — национальное достояние государства, один из основных факторов устойчивости его экономики и гарант продовольственной безопасности страны. Продовольственную же безопасность в мировой практике определяют как состояние экономики, при котором гарантируется обеспечение доступа всех жителей страны в любое время к продовольствию в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни. К сожалению, глава государства не только повторно (без каких-либо объяснений) отклонил принятый Федеральным Собранием Закон «О государственном регулировании агропромышленного комплекса», но также отменил фактически постановление Правительства РФ «О мерах по стабилизации агропромышленного комплекса в 1996 году», где намечалось хоть как-то облегчить тяжелейшее положение сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Вместе с тем до последнего времени сельскому населению предлагалось выбирать только одно из двух: или традиционный («привычный») наемный труд или.

1 Сельская жизнь -1994. — 7 марта. свободное («индивидуальное») предпринимательство (фермерство). В результате оставалось в тени и как бы игнорировалась кооперативная форма собственности и соответствующая ей форма организации сельскохозяйственного труда и производства. Оставалось в забвении завещание видного экономиста-аграрника А. В. Чаянова: «В твоих собственных руках лежит твое будущее, русский крестьянин! Для тебя к светлому счастью трудовой жизни нет иного пути, кроме пути кооперативного. Знай, что этот путь — единственный! Сбиться с него — значит погибнуть"1.

Крестьянская кооперация формирует свое понимание экономических и социальных проблем. Она создает систему защиты интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей путем образования самоуправляемых форм хозяйствования, отличных и от государственно-коллективных, и от частнокапиталистических хозяйств как по своим целям, так и по средствам их достижения. А поэтому в массе своей кооперация признается и поддерживается во всем мире.

Теперь и у нас есть законная основа для создания и деятельности сельскохозяйственной кооперации как системы различных сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, образуемых в целях координации своей деятельности, представления и защиты имущественных интересов. С 16 декабря 1995 г. вступил в силу Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации». Он возложил на государство обязанность стимулировать создание и поддерживать деятельность сельскохозяйственных кооперативов и их союзов. Законом предусмотрены как производственные, так и потребительские кооперативы. Видами же производственных кооперативов являются не только сельскохозяйственная (рыболовецкая) артель, но также кооперативное хозяйство (коопхоз), создаваемое главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства.

1 Чаянов А. В. Курс кооперации — М. — 1926. — С. 45.

По оценкам сведущих лиц, многочисленные кооперативы наполовину обеспечивают успех западному, скажем французскому, фермеру1. В одиночку не выживет и наш.

Понимание этого нашло свое отражение в Рекомендациях научно-практической конференции «Перестройка и постперестроечный период: экономика, политика, социальная сфера (Саратовская область в 1985;1995 годах)» (февраль 1996 г.), предусмотревших разработку и принятие областной Думой Закона «О сельскохозяйственной кооперации в Саратовской области"2. Автор настоящего исследования получил предложение принять участие в подготовке соответствующего законопроекта, в котором могут быть использованы материалы диссертации и выправлены (применительно к местным условиям и практике) те деформации, которым подверглись многие кооперативно-правовые нормы и принципы в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» под влиянием политико-идеологических факторов и длительной (и весьма болезненной) процедуры (закон четырежды принимался Государственной Думой, дважды Советом Федерации, дважды отклонялся президентом, в том числе в согласованной с президентской стороной редакции).

В диссертации исследованы новые по содержанию (в условиях рыночных отношений) признаки сельскохозяйственного производственного кооператива как юридического лица социально-правовые условия возрождения сельскохозяйственной кооперации в современной России, их обоснования даны с учетом отечественного опыта и существующей ситуации в сельском хозяйстве, а не абстрактных идей, не имеющих ни исторических, ни современных российских корней.

Кооператив (артель) в отличие от акционерных обществ и других структур, заимствованных у Запада, является традиционной для России формой свободного трудового объединения граждан, решающей не только экономические, но и самые.

1 См.: Крестьянская Россия — 1995. — № 10.

2 См.: «Десять лет перестройки: результаты и перспективы» — Саратов. -1996. — С. 283. насущные социальные задачи. Этот аспект проблемы, исследованный в диссертации важен для того, чтобы государство и в целом общество повернулись лицом к кооперативному движению в деревне, а не только для выработки правовой модели эффективного функционирования сельскохозяйственного производственного кооператива как нового субъекта права.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета — 1993. — 25 декабря.
  2. Основы гражданского законодательства Союза СССР и республик // Ведомости ВС СССР -1991. № 26. — ст. 733.
  3. Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР // Ведомости ВС РСФСР -1964. № 24. — ст. 407.
  4. Гражданский кодекс РФ (часть первая) // СЗ РФ 1994. — № 32. — ст. 3301.
  5. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) // СЗ РФ 1996. — № 5. — ст. 410.
  6. Земельный кодекс РСФСР // СУ РСФСР -1922. № 68. — ст. 901.
  7. О кооперации в СССР Закон СССР от 26 мая 1988 г. // Ведомости ВС СССР — 1988. — № 22. — ст. 355.
  8. О предприятиях и предпринимательской деятельности Закон РСФСР // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР — 1990. — № 30. — ст. 418.
  9. О товарных биржах и биржевой торговле Закон РФ от 20 февраля 1992 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ — 1992. — № 18. — ст. 961.
  10. О зерне Закон РФ от 14 мая 1993 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ -1993.-№ 22.110 введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральный закон // СЗ РФ — 1994. — № 32. — ст. 3302.
  11. О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральный закон // СЗ РФ -1996. — № 5. — ст. 411.
  12. О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд Федеральный закон // Российская газета1994. 15 декабря.
  13. О сельскохозяйственной кооперации Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. // Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов1995. Вып. 18. — С. 9.
  14. О производственных кооперативах Федеральный закон от 8 мая 1996 г. // СЗ РФ -1996. — № 20. — ст. 2321.
  15. О федеральном бюджете на 1997 год Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. // Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов — 1997. — Вып. 4. — С. 39.
  16. О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд Закон Саратовской области от 23 мая 1995 г. // Саратовская областная Дума. Информационный бюллетень № 5 — Саратов. — 1995. -С. 12−20.
  17. О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР -1990. — № 28. — ст. 368.
  18. О продовольственном налоге на 1991 год Постановление Верховного Совета РСФСР от 23 ноября 1990 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР — 1990. -№ 26. — ст. 329.
  19. О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР -Указ Президента РСФСР от 27 декабря 1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР 1992. -№ 1.-ст. 53.
  20. О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. // СЗ РФ — 1996. — № 17. — ст. 1956.
  21. О формировании государственных фондов на 1992 год Указ Президента РСФСР от 4 января 1992 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР — 1992. — № 3. — ст. 104.
  22. О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ — 1996. — № 4. — с. 6−12.
  23. О реализации конституционных прав граждан на землю Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. // СЗ РФ — 1996. — № 11. — ст. 1026.
  24. Положение о взыскании налогов и неналоговых платежей от 17 сентября 1932 г. Постановление ЦИК и СНК СССР от 17 сентября 1932 г. // СЗ СССР — 1932. -№ 69. — ст. 4106.
  25. Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности утверждено Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. // СЗ РФ — 1994. — № 11. — ст. 1194.
  26. Временное положение о порядке обращения взыскания на имущество организаций утверждено Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ — 1996. — № 4. — С. 6−12.
  27. Об ответственности за убытки, причиненные незаконным вмешательством органов власти в деятельность кооперативных организаций Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 16 января 1928 г. // СУ РСФСР — 1928. — № 11. — ст. 101.
  28. О воспрещении произвольного распоряжения имуществом колхозов, их продукцией и денежными средствами Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 ноября 1932 г. // СУ РСФСР — 1932. — № 85. — ст. 373.
  29. О порядке реорганизации колхозов и совхозов Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. // СП РФ -1992. — № 1−2. — ст. 9.
  30. О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ -1992. — № 12. — ст. 931.
  31. О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 6 марта 1992 г. II Российская газета — 1992. — 14 марта.
  32. О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 году Постановление Правительства РФ от 7 февраля 1996 г. // СЗ РФ — 1996. — № 7. — ст. 682.
  33. О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе Постановление Правительства РФ от 21 июня 1996 г. // СЗ РФ — 1996. — № 27. — ст. 3264.
  34. О продовольственном обеспечении военных и приравненных к ним потребителей Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 19 октября 1996 г. // Российская газета — 1996. — 29 октября.
  35. Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов утверждены Министерством сельского хозяйства РФ от 14 января 1992 г. // Земельно-аграрная реформа в России. Законодательство. — М. -1994. — С. 74.
  36. Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ — 1992. -№ 12. — ст. 931.
  37. О мерах по реализации Указа Президента и Постановления Правительства России по реорганизации колхозов постановление Съезда колхозников России от 13 февраля 1992 г. II Сельская жизнь — 1992. — 26 февраля.
  38. Примерный Устав сельскохозяйственной артели принят Вторым Всесоюзным съездом колхозников-ударников и утвержден постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 17 февраля 1935 г. // СЗ СССР — 1935. — № 11. — ст. 82.
  39. Примерный Устав колхоза 1988 г. принят Четвертым Всесоюзным съездом колхозников 25 марта 1988 г. // Примерный Устав колхоза — М. — 1988.
  40. Примерный Устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) 1992 г. утвержден Съездом колхозников Российской Федерации 13 февраля 1992 г. // Нива России — 1992. — № 10.
  41. Примерный Устав сельскохозяйственного производственного кооператива 1994 г. одобрен Постановлением Правительства РФ 27 июля 1994 г. // Крестьянская Россия — 1994. — № 42. — 24−30 сентября.
  42. Доктрина развития российской науки утверждена Указом Президента РФ от 13 июня 1996 г. // Российская газета — 1996. — 20 июня.
  43. Федеральная программа стабилизации и развитию агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996−2000 годы утверждена Указом Президента РФ от 18 июня 1996 г. // Российская газета -1996. -18 июля.
  44. Федеральная миграционная программа утверждена Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. // Российская газета — 1996. — 20 августа.
  45. О судебной практике по гражданским колхозным делам Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 мая 1950 г. // Сборник действующих Постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924−1957 гг. — М. — 1958. — С. 180.
  46. О применении судами законодательства при разрешении споров, одной из сторон в которых является колхоз постановление Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г. // БВС СССР — 1970. — № 6. — С. 13−19.
  47. О практике применения судами законодательства при разрешении споров, одной из сторон в которых является колхоз или межколхозная организация постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 июня 1979 г. // БВС СССР -1979.-№ 4.
  48. О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда СССР постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1992 г. Н БВС РФ — 1992. — № 7.
  49. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 // ВВС РФ -1996. — № 9.
  50. С.И. Об основаниях правовых отношений между государственными социалистическими организациями. Ученые записки Ленинградского юридического института. Вып. IY. Л. — 1947.
  51. В.И. Кооперация и интеграция в АПК России // В сб.: Аграрная экономика и политика: история и современность. М. — 1996.
  52. В. Догорающий Феникс // Степные просторы. 1995. — № 2. — С. 3.
  53. B.C. Теория хозяйственного права в условиях становления и развития рыночных отношений в России // Государство и право 1995. — № 11. — С. 58.
  54. З.С., Козырь М. И. Сельскохозяйственная кооперация и право // Государство и право 1992. — № 6. — С. 67−68.
  55. Л.В. Тенденции, стратегические цели и ресурсы социального развития российского села // В сб.: Аграрная экономика и политика: история и современность. М. — 1996.
  56. Ю. Слова, живущие во времени. М. — 1988. — С. 262−264.
  57. Ю. В поисках выхода И Наш современник. 1995. — № 10. — С. 163 164.
  58. Дж. История Советского Союза. В 2 томах — Т. 1. — М. — 1990. — С.363.
  59. Дж. История Советского Союза. В 2 томах — Т. 2. — М. — 1990. — С. 258−260, 317.
  60. С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве М.1947.
  61. С.Н. Субъекты гражданского права М. -1950. — С. 92, 319, 325.
  62. Быть или не быть сельскохозяйственной кооперации в России (материалы «круглого стола») // Государство и право -1995. № 6. — С. 125−126, 129.
  63. Н.И. Путь к социализму. Избранные произведения. Новосибирск. — 1990. — С. 281.
  64. Н.И. Речь на Втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников // Второй Всесоюзный съезд колхозников-ударников. Стенографический отчет. -Огиз-Сельхозгиз. 1935. — С. 147.
  65. Бюджет разрушения // Сельская жизнь -1995. 28 декабря.
  66. А.В. Государственная социалистическая собственность. М.-Л. — 1948.
  67. Н. История Советского государства М. — 1995. — С. 215−216.
  68. Ф. Учебник гражданского права. М. — 1930.
  69. Вукчевич Драган К. Социологическо-правовая мысль в России. Новый Сад. -1994. — С. 230.
  70. Т.А. Аграрная реформа: уроки, выводы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 1996. — № 12.
  71. Д.М. Значение применения института юридической личности во внутреннем и внешнем товарообороте СССР. Сб. научных трудов Института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. Вып. IX. -1955.
  72. Д.М. Краткий курс кооперативного права. М. -1929. — С. 8.
  73. Гражданское право. Учебник. / Под редакцией проф. Ю. К. Толстого, проф. А. П. Сергеева. Санкт-Петербург. -1996. — С. 112.
  74. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О. М. Козырь, А. Л. Маковского, С. А. Хохлова. М. — 1996.
  75. Я. Сталин. Личность в истории. М. -1995. — С. 90−91.
  76. В. П. Юридические лица. М. -1961.
  77. Дж. Новое индустриальное общество. М. -1969. — С. 152−153.
  78. Дж. Экономический прогресс в изменяющемся мире. // Коммунист-1989. -№ 1. С. 114.
  79. Р. Основные правовые системы современности. М. — 1967. — С.164.
  80. В.Н. Правовые проблемы «разгосударствления» колхозов // Государство и право 1992. — № 12.
  81. В.Н. Практика фермеризации сельского хозяйства (социально-правовой аспект) // Государство и право 1994. — № 2.
  82. Ф. О роли философии права в изучении юриспруденции в Италии // Государство и право 1995. — № 1. — С. 137.34. «Десять лет перестройки: результаты и перспективы» Саратов. — 1996. 1. С. 283.
  83. До чего же мы довели Россию.// Российская газета- 1996.-5 июля.
  84. Дума наносит сокрушительный удар по аграрной реформе II Известия -1995. 11 февраля.
  85. Думы Терентия Мальцева: перед людьми, землей и Богом // Советская Россия -1991. -10 декабря.
  86. Земной поклон тебе, крестьянин // Сельская жизнь 1995. -18 ноября.
  87. А.А. Коммунизм как реальность. М. -1994. — С. 351.
  88. А.А. Запад. Феномен западнизма. М. — 1995. — С. 160−161.
  89. С.А. Трудовое право переходного периода: проблемы использования зарубежного опыта // Государство и право 1995. — № 3. — С. 39.
  90. Индустриализация в СССР (1929−1932 гг.). Документы и материалы. М.1970.
  91. О.С. Советское гражданское право. М. — 1967.
  92. История советского крестьянства в пяти томах. М. — 1987. — Т. 3. — С. 303 306.
  93. Н.М. История государства российского. Т. U-UI. М. — 1993. — С. 271 и др.
  94. Кара-Мурза С. Западня // Сельская жизнь -1995. 4 ноября.
  95. В.О. Сочинения: в 9 т. М. -1990. — Т. IX. — С. 99.
  96. В. Загадочные страницы истории XX века. Кн. вторая: Сталин, Хрущев и госбезопасность // Наш современник -1995. № 9. — С. 170.
  97. М.И. Сельскохозяйственная кооперация: правовые основы организации и деятельности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 1993. — № 5. — С. 10.
  98. М.И. Закон о сельскохозяйственной кооперации: содержание и основные направления функционирования II Государство и право. 1996. — № 4. — С. 79, 86.
  99. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу. М. -1995.
  100. Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под редакцией С. Н. Братуся, О Н. Садикова. М. — 1982. — С. 53.
  101. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей / Под рук. М. И. Брагинского. М. -1995. — С. 82−83, 131, 136.
  102. Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей / Под рук. М. И. Брагинского. М. -1996. — С. 38−41.
  103. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. проф. О. Н. Садиков. М. -1995.
  104. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Отв. ред. проф. О. Н. Садиков. М. — 1996.
  105. Комментарий к Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации» / Под ред. Е. Л. Мининой. М. — 1997.
  106. Н.И., Башмаков Г. С., Симончик О. А. Правовые проблемы рационального использования земли в сельском хозяйстве // Государство и право 1997. -№ 2.
  107. А.И. Международный кооперативный альянс. М. -1980.1. С. 190.
  108. Э.Н. Роль экономических и социальных наук в развитии сельского хозяйства в России и бывшем СССР // В сб.: Аграрная экономика и политика: история и современность. М. — 1996.
  109. В.В. Закон 20 марта 1917 г. о кооперации и его место в истории кооперативного права в России // Советское государство и право 1990. — № 10. — С. 123−129.
  110. С. Думать о главном // Правда-5 1995. — № 21.
  111. С.Н. Субъекты прав (лица). Вып. Ill Научного комментария к ГК. М. -1928.
  112. Л.Ф. Обращение взыскания в процессе исполнительного производства на имущество товарищества с ограниченной ответственностью // Комментарий судебной практики. Вып. 3 М. — 1997.
  113. В.Д. перспективы развития сельскохозяйственной кооперации в России // В сб.: Аграрная экономика и политика: история и современность. М. -1996. — С. 157.
  114. Е.Л. О некоторых проблемах развития земельного законодательства на современном этапе // Государство и право -1997. № 3.
  115. Н. Есть ли будущее у России? // Наш современник 1996. — № 10. — С. 174 и др.
  116. Н. Как далеко до завтрашнего дня // Наш современник 1994. -№ 3. — С. 127.
  117. В. Аграрная реформа: кто ее тормозит? // Сельская жизнь 1995. -16 декабря
  118. Л.В., Кузнецова Т. Е. проблемы формирования кооперативного сектора в России // В сб.: Аграрная экономика и политика: история и современность. М. — 1996.
  119. С.А. Проблема реформирования сельского хозяйства // Полис. Политические исследования 1995. — № 3. — С. 120, 122−123.
  120. А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XYIII-XX вв.) М. — 1995.
  121. Новое законодательство РФ о кооперативах. Проблемы и перспективы кооперативного движения в России // Государство и право 1996. — № 5. — С. 26, 3334.
  122. Обращение народных депутатов России в Конституционный Суд // Советская Россия 1992. — 18 февраля.
  123. Организация и основы деятельности сельскохозяйственных кооперативов (рекомендации). Тюмень. -1996. — С. 6, 40 и др.
  124. Основные направления деятельности Совета Безопасности Российской Федерации в настоящий период // Российская газета 1996. — 5 июля.
  125. И.В. Правовые формы управления делами в колхозах. М. -1955. -С. 166, 223 и др.
  126. М.И. Закон о сельскохозяйственной кооперации значительное ли правовое достижение? // Государство и право -1996. — № 6. — С. 96.
  127. М.И. О дальнейшем развитии аграрной реформы и некоторых аспектах правового статуса сельскохозяйственных предприятий и организаций // Государство и право 1997. — № 1.
  128. Папа Иоанн Павел II: в марксизме есть «зерно истины» // За рубежом -1993. № 46−47.
  129. С.А. Опыт развития сельскохозяйственной кооперации в Тюменской области // В сб.: Аграрная экономика и политика: история и современность. -М. 1996.
  130. А.В. Специфика сельского хозяйства и современные агарные преобразования в России М. — 1995.
  131. А.В. Социально-экономические аспекты кооперативного движения в агарном секторе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий -1996. № 12.
  132. А.В. Основные направления и итоги научной деятельности Аграрного института (1991−1995) // В сб.: Аграрная экономика и политика: история и современность. М. — 1996.
  133. Правовые проблемы реформирования сельскохозяйственных предприятий (материалы «круглого стола») // Государство и право 1996. — № 3. — С. 53.
  134. Практика Верховного Суда РФ по гражданским делам. М. — 1996. — С. 262, 268 и др.
  135. Производственный сельскохозяйственный кооператив «Лопазинский» Сладковского района Тюменской области. Новосибирск. — 1996. — С. 8 и др.
  136. Российское законодательство X XX веков в 9-ти томах. Том 7: Документы крестьянской реформы. — М. — 1989. — С. 72.
  137. В.В., Воскресенский С. Г., Митрофанов А. Ю., Уставщикова С. В. Формирование рынка труда в сельской местности Саратовской области // В сб.: Аграрная экономика и политика: история и современность. М. -1996. — С. 171.
  138. А.А. Организационно-экономические основы кооперации промышленных и сельскохозяйственных предприятий // В сб.: Аграрная экономика и политика: история и современность. М. — 1996.
  139. Советское и иностранное гражданское право (проблемы взаимодействия и развития). / Под редакцией В. П. Мозолина М. — 1989. — С. 23, 26, 107.
  140. Социально-экономические проблемы развития сельскохозяйственных кооперативов в России (теория, рекомендации по созданию, проекты уставов). М. -1996. — С. 5, 8−9, 22, 65 и др.
  141. Е. «Схватка бульдогов под ковром» // Наш современник 1996. — № 9. — С. 102, 109 и др.
  142. Н.В. Правовое положение колхоза на современном этапе. -Минск. 1975. — С. 16, 214.
  143. Н.В., Чечуха Н. И. Проблемы правового регулирования трудовых отношений членов колхозов в республике Беларусь в условиях перехода к рынку // Государство и право 1994. — № 11. — С. 62.
  144. Субъекты гражданского права. / Под редакцией С. Н. Братуся. М. — 1984. — С. 26, 52, 54, 91−92, 206−207, 215.
  145. А. Зачем нам фьючерс // Сельская жизнь -1995. 26 декабря.
  146. В.А. Гражданское право и ответственность Уфа. — 1996. — С. 77 и1. ДР
  147. Ю.К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР. Л. — 1955.
  148. В. Из председателей в предприниматели, или о том, какими принципами руководствоваться современному хозяину предприятия // Сельская жизнь -1996. — 5 октября.
  149. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации». Комментарий (журнальный вариант) / Минкина Е. Л., Панкратов И. Ф., Галиновская Е. А. // Законодательство и экономика 1996. — № 13−14. — С. 6, 28, 29, 56.
  150. В.И. Принципы функционирования различных типов сельскохозяйственных кооперативов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 1996. № 12.
  151. И.М. О некоторых научных проблемах формирования и функционирования сельскохозяйственных кооперативов // В сб.: Аграрная экономика и политика: история и современность. М. -1996. — С. 174.
  152. А.В. Курс кооперации М. — 1926. — С. 45.
  153. Через возрождение деревни к процветанию России // Наш современник 1995. — № 12. — С. 168−176.
  154. . Б. Волеобразование и волеизъявление юридических лиц // Правоведение 1959. — № 2.
  155. А.А. Использование земельных ресурсов в период реформирования АПК // В сб.: Аграрная экономика и политика: история и современность. М. -1996.
  156. В.Л. Фермерские хозяйства Саратовской области. Тенденции развития в 1991—1995 годах // В сб. «Десять лет перестройки: результаты и перспективы» Саратов. -1996. — С. 131.
  157. А. Пятилетка развала. Можно ли преодолеть ее последствия // Сельская жизнь -1996. 26 декабря.
  158. Р.Г. Сельскохозяйственный кредит на кооперативной основе: международный опыт и текущее состояние в России // В сб.: Аграрная экономика и политика: история и современность. М. -1996.
Заполнить форму текущей работой