Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль гражданско-правовых норм в регулировании общественных отношений по клинической трансплантации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аргументируется вывод о том, что право на тело умершего человека не имеет вещнош природы. Действия по отношению к телу человека после смерти должны осуществляться в установленном Законом о погребении порядке и в соответствии с прижизненно выраженной волей самого умершего, а, при отсутствии таковой — в соответствии с волей родственников, наследников или иных указанных умершим лиц. При этом общим… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Клиническая трансплантация в предмете гражданско-правового регулирования: история и современность
    • 1. Общественные отношения, связанные с клинической трансплантацией, в предмете гражданско-правового регулирования
    • 2. История гражданско-правового регулирования клинической трансплантации
  • Глава II. Органы и ткани человека в системе объектов гражданского права
    • 1. Понятие вещи в гражданском праве и возможность отнесения к вещам органов и тканей человека
    • 2. Органы и ткани человека как вещи особого рода и объекты вещного права
  • Глава III. Участие органов и тканей человека в гражданском обороте
    • 1. Опыт зарубежного гражданско-правового регулирования включения органов и тканей человека в гражданский оборот
    • 2. Действующее отечественное гражданское законодательство об участии органов и тканей человека в гражданском обороте и перспективы его развития

Роль гражданско-правовых норм в регулировании общественных отношений по клинической трансплантации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для современной отечественной трансплантологии как науки о пересадке органов и тканей человека одной из наиболее острых и наименее решенных проблем является правовое регулирование трансплантации, то есть осуществления хирургических операций пересадки (замещения) органов и тканей, отсутствующих или поврежденных патологическим процессом, собственными тканями или органами либо взятыми из другого организма, либо изготовленными искусственным путем1. Доказательством реальной потребности обществав операциях по трансплантации органов и тканей могут быть данные статистики, свидетельствующие о том, что каждый год в мире умирают сотни тысяч людей, которых можно было бы спасти путем замены больного, нефункционирующего органа на здоровый, взятый у живого или умершего донора. В частности, ежегодно в мире требуется не менее 1 миллиона донорских органов2, в то время, л как эта потребность удовлетворяется не более, чем на 5−6%. В США ежегодно производится 15 000 операций по пересадке почки, в Германии — 5000, в Испании — 2125, в Португалии — 1500, в России же всего 150−160 операций. Такая сложная операция, как трансплантация печени, в США производится ежегодно 5000 раз, в Испании — 800, в Португалии — 140, а в России 3 раза. В целом у нас с 1990 года выполнено всего 5000 трансплантаций почки, 108 — сердца и 148.

1 Большая медицинская энциклопедия. М., 2009. С. 593- Краткая медицинская энциклопедия. М., 1989. Т. 2. С. 214- Ожегов С. И., Н. Ю. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996. С. 796.

2 Сальников В. П., Стеценко С. Г. Трансплантация органов и тканей человека: проблемы правового регулирования. Санкт-Петербургский университет МВД России. Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности. СПб.: Фонд «Университет», 2000. С. 5.

3 Шумаков В. И., Тоневицкий А. Г. Иммунологические и физиологические проблемы се-нотрансплантации. М.: Наука, 2000. С. 5. печени1. По расчетам ВОЗ, во всем мире в 2005 г. было осуществлено около 66 000 пересадок почки, 21 000 — печени и 6000 трансплантаций сердца2.

Медицинские аспекты пересадки органов и тканей человека уже достаточно изучены и описаны, в то время как правовое регулирование трансплантации, являющейся одной из самых высокотехнологичных отраслей современной медицины, представляет собой сложную и нерешенную проблему. Соответствующие нормативно-правовые акты детально не проработаны, а отдельные группы отношений, складывающиеся при клинической трансплантации, в принципе, не имеют какой-либо правовой регламентации.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена следующим.

Во-первых, в России смертность среди трудоспособного населения в 7−8 раз выше аналогичного показателя в экономически^ развитых странах, а число преждевременно умирающих в трудоспособном возрасте в результате только предотвратимой части преждевременной смертности оценивается в 400−450 тысяч мужчин и 55−60 тысяч женщин ежегодно. В связи с этим правовое регулирование отношений в сфере клинической трансплантации требует скорейшего развития и совершенствования, поскольку трансплантология как ни одна другая отрасль медицины просто не может существовать без детальной правовой регламентации.

Во-вторых, правовая наука и законодательная практика в области регулирования использования передовых методов лечения отстают от медицинской науки. До настоящего времени многие общественные отношения, фактически складывающиеся в процессе клинической трансплантации, продолжают оста.

1 Горбунова Н. А. Юридические модели изъятия органов и тканей" человека с целью трансплантации: характеристика, достоинства, недостатки // Право и политика. 2006. № 2. С. 19- Краснопольская И. Дело врачей. // Рос. газ. 2005. 2 марта.

Shimazonoa Y. The state of the international organ trade: a provisional picture based on integration of available information // Bulletin of the World Health Organization. 2007. № 85. P. 955.

3 Тишук E.A. Состояние и динамика потребления медицинских услуг населением Российской Федерации // Здравоохранение. 2002. 9 янв. С. 19. ваться вне правового поля, отсутствуют специальные нормативные акты, необходимые для принятия конкретных решений в особо сложных, нестандартных ситуациях.

Настоятельную необходимость надлежащего правового регулирования трансплантации органов и тканей человека обуславливает также бурный рост криминальной активности в этой сфере.

1 2.

Необходимо отметить, что на национальном и на международном уровне купля-продажа органов и тканей человека прямо запрещена. Однако законодательный запрет практически не препятствует осуществлению купли-продажи органов и тканей человека на незаконной основе. Например, по данным периодических изданий3, один из районов индийского города Мадрас негласно назван «почечным», поскольку большое число его жителей рассталось с соответствующим органом, компенсация за который составляла около 600 долларов, при этом заказчику он передавался уже по цене 2−3 десятка тысяч долларов.

Таким образом, возможность осуществления подобных операций, наличие определенных успехов в данном направлении усиливают мотивы совершения преступления в целях использования органов или тканей потерпевшего4. Это еще раз доказывает, что отношения, складывающиеся при трансплантации, нуждаются в усовершенствованной регламентации.

1 Ст. 1 закона «О трансплантации органов и тканей человека» от 22.12.1992 г. № 4180−1 (в ред. Федерального закона от 20.06.2000 г. № 91-ФЗ). л.

Ст. 22 дополнительного протокола к конвенции по правам человека и биомедицине относительно трансплантации органов и тканей человеческого происхождения (ETS № 186) от 24.01.2002 г.

3 Тяжелая поступь капитализма: [сайт]. [2004]. URL: http://www.transplantology.com/?option=comcontent&task=view&id=l 93&Itemid=95 (дата обращения: 20.03.2011).

4 Шхагапсоев 3. JL Проблемы уголовной ответственности за трансплантацию. // Общество и право, 2009. № 2. С. 34.

В-третьих, в сфере здравоохранения защита основных прав и свобод человека приобретает особую актуальность, поскольку любое медицинское вмешательство имеет непосредственным объектом своего воздействия такие личные неимущественные блага, как жизнь, здоровье, физическая неприкосновенность. При современном уровне развития медицинской науки и практики Задача гражданского правасостоит в том, чтобы обеспечить использование медицинских научных знаний только во благо человека, исключить опасность злоупотребления медицинским-вмешательством, закрепить и обеспечить-гарантии свободного распоряжения гражданами своими неотъемлемыми правами1. Анализ современного законодательства, регулирующего отношения, складывающиеся в сфере клинической трансплантации, и практики его применения свидетельствуют о том, что личность человека как таковая оказывается в достаточной степени незащищенной. Однако для того, чтобы личные неимущественные и неотъемлемые от человека права приобрели реальное значение и содержание, необходимо определить их на уровне конкретных субъективных прав и корреспондирующих им обязанностей. Иными словами, они требуют правовой конкретизации, то есть развернутой юридической регламентации.

Анализ отечественных нормативно-правовых актов дает основание, утверждать, что в России правовая база, регламентирующая отношения по трансплантации, до настоящего времени достаточно далека от совершенства.

В частности, действующими законами не дано легальной дефиниции органов и тканей человека, не закреплено право на свободное распоряжение собственным телом в установленных законом пределах, не определён правовой режим в отношении тела умершего.

Наряду с приведёнными проблемами в законодательстве до сих пор однозначно не решены имеющие существенное значение для развития соответствующих отраслей медицинской и юридической наук следующие вопросы:

1 Законы по весне и осени считают. О правах пациентов // Медицинская газета. 1999. № 52. С. 23.

— о возможности существования вещных прав как на тело человека в целом, так и на отделенные от него органы и ткани;

— о возможности вовлечения органов и тканей как живого, так и умершего человека в гражданский оборот Российской Федерации;

— о наличии или отсутствии коллизии между законом Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», принятым на 3 года позже изводящим, по существу, вместо «презумпции согласия» «презумпцию несогласия» на изъятие органов и тканей умершего.

Все вышеизложенное обусловливает актуальность проблемы гражданско-правового регулирования трансплантации органов и тканей человека, что и предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования.

Все научные труды в области правового регулирования трансплантации органов и тканей человека в России можно условно разделить на две большие группы. Первая включает в себя работы, выполненные до 1993 года, то есть до принятия Конституции Российской Федерации, а также введения в действие Закона о трансплантации и «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», ознаменовавших начало современного периода развития права в данной сфере здравоохранения.

Вторую группу составляют работы, выполненные в последние два десятилетия.

Работы указанных периодов, в свою очередь, могут быть дифференцированы в зависимости от конкретной области научных интересов автора соответствующей работы.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили:

— работы специалистов в области трансплантологии, проводивших исследования до 1993 года (В.И. Алисевич, П. И. Андросов, H.A. Богораз, С. С. Брюхоненко, В. Ф. Гудов, В. В. Кованов, М. Б. Мирский, В. А. Опель, Б. В. Петровский, Н. И. Пирогов, Г. П. Сахаров, С.И. Чечулин), а также поеле 1993 года (В.И. Покровский, Г. А. Гритш, Д. Т. Розенталь, Г. М. Данович, Б. А. Константинов, Е. А. Тишук, В. И. Шумаков, А.Г. Тоневицкий);

— работы цивилистов, проводивших исследования до 1993 года (М.И. Авдееев, М. И. Авербах, Л. Г. Богомолова, O.K. Гаврилов, М. И. Глушков, И. И. Горелик, А. П. Громов, Л. О. Красавчикова, В. А. Красиков, В. Л. Суховерхий, Ю. Д. Сергеев, Ю.К. Шимановский), а также после 1993 года (Н.В. Аполинская, Л. А. Бокерия, A.A. Выдренкова, О. В. Галибин, H.A. Горбунова, А. Г. Долбин, В. Н. Зорин, Д. Н. Иванов, М. И. Ковалев, М. Н. Комашко, Л. О. Красавчикова, Г. Н. Красновский, А. Б. Лисаченко, М. Н. Малеина,.

A.B. Майфат, Е. В. Муравьева Н.И. Неволин, С. И. Поспелова, С. С. Похабова,.

B.П. Сальников, Ю. Д. Сергеев, В. Н. Соловьев, С. Г. Стеценко, П. Д. Тищенко,.

C.С. Шевчук, Л. В. Щенникова, Б. Г. Юдин и др.).

Методологическую основу настоящей работы составили, во-первых, общенаучные методы, в том числе диалектический метод познания, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения, аналогии и моделирования, во-вторых, частнонаучные методы исследования: описательный, исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, лингвистический’и другие методы познания.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, зарубежные правовые акты в области трансплантологии, Гражданский кодекс Российской Федерации, законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие трансплантацию органов и тканей человека.

Не умаляя степень значимости результатов проведенных ранее исследований, отметим, что до настоящего времени отсутствует ясность в следующих принципиально важных правовых вопросах:

— возможности отнесениям категории вещей органов и тканей человека;

— возможности возникновения вещных прав на тело живого человека или тело человека умершего;

— возможности возникновения вещных прав на органы и ткани живого и умершего человека;

— разрешения коллизии Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и Федерального закона «О погребении и похоронном деле» в части, регулирующей посмертное донорство;

— вовлечения в гражданский оборот органов и тканей человека;

— выбора общего направления развития законодательства, регламентирующего отношения, складывающиеся при клинической трансплантации органов и тканей человека.

Необходимость решения. указанных и ряда. других не менее важных вопросов поставили, перед юридической наукой задачу изучения и обобщения опыта применения действующего законодательства, его дальнейшего, совершенствования в сфере трансплантации органов и тканей человека.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при трансплантации органов и тканей человекаа также осуществлении действий, направленных на фактическое распоряжение телом живого и умершего человека.

Предметом исследования — теоретические воззрения, нормы позитивного права, судебная практика относительно деятельности, направленной на удовлетворение потребностей граждан в здоровье посредством осуществления мероприятий по клинической трансплантации.

Целью данного исследования является разработка конкретных рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование законодательства, регламентирующего клиническую трансплантацию.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

— описать общественные отношения, складывающиеся при осуществлении клинической трансплантации, а также ином использовании тела живого или умершего человека;

— проследить историю развития правового регулирования отношений, связанных с клинической трансплантацией, и установить на её основе необходимость дальнейшего совершенствования соответствующих нормативно-правовых актов;

— определить пробелы в российском законодательстве, регулирующем отношения по клинической трансплантации, в том числе путем проведения сравнительного анализа зарубежного и отечественного опыта правового регулирования данных отношений;

— проанализировать возможность отнесения органов и тканей человека, а также тела человека в целом к категории вещей и определить в их системе место подобных объектов;

— выработать структуру правоотношений, возникающих при изъятии и последующей трансплантации органов человека, а также ином использовании тела живого или умершего человека;

— разработать конкретные предложения по совершенствованию’ряда законодательных актов Российской Федерации, регулирующих пересадку органов и тканей человека и иное использование тела живого или умершего человека.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Общественными отношениями в сфере клинической трансплантации, требующими специального гражданско-правового регулирования, являются обусловленные необходимостью сохранения жизни или восстановления здоровья граждан отношения, возникающие при изъятии и (или) трансплантации органов и (или) тканей живого или умершего человека, а также при ином воздействии на тело живого или умершего человека с указанной целью, и складывающиеся либо, во-первых, между, донором, реципиентом и учреждением здравоохранения, осуществляющим забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека, либо, во-вторых, между родственниками или исполнителями волеизъявления умершего и учреждением здравоохранения, осуществляющим забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека, либо, в-третьих, между реципиентом и учреждением здравоохранения, осуществляющим забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека.

2. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений, связанных с клинической трансплантацией, должно исходить из следующих принципов, базирующихся на установленных Конституцией Российской Федерации первостепенных правах гражданина на жизнь, личную неприкосновенность и получение квалифицированной медицинской помощи:

— принцип оптимальной заботы об интересах донора и реципиента;

— принцип коллегиальности;

— принцип дифференцированной очереди.

3. Аргументируетсявывод о том, что тело живого! человекане является объектомвещного праваи обосновывается необходимость включения" в перечень нематериальных благ, закрепленных в пункте 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской5 Федерации, физической неприкосновенности, гражданина;

4. Обосновывается возможность существования вещных правшаорганы и ткани живого человека с момента их изъятия из организма человека и до момента вживления в другой организм, (либо до момента иного использования).

5. Изъятые из тела человека органы и ткани предлагается определить как самостоятельные объектьг гражданского праваявляющиеся ограниченными в обороте вещами, к которым применяются правила, предусмотренные для оборота вещей в части, не противоречащей законодательным актам и существу объекта.

6. Обосновывается необходимость включения изъятыхиз тела! человека органов и тканей в установленный статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень объектов гражданских прав.

7. Аргументируется вывод о том, что право на тело умершего человека не имеет вещнош природы. Действия по отношению к телу человека после смерти должны осуществляться в установленном Законом о погребении порядке и в соответствии с прижизненно выраженной волей самого умершего, а, при отсутствии таковой — в соответствии с волей родственников, наследников или иных указанных умершим лиц. При этом общим условием совершения указанных действий должно являться уважение к памяти умершего.

8. Обосновывается возможность существования вещных прав на органы и ткани умершего человека, распоряжение которыми должно осуществляться в соответствии с общими нормами гражданского кодекса Российской Федерации о приобретении права собственности на новые вещи с соблюдением условий, предусмотренных Федеральным законом «О погребении и похоронном деле».

9. Обосновывается необходимость дополнения Гражданского кодекса Российской Федерации специальной статьей, дающей понятие физической неприкосновенности лица, а также регламентирующей вопросы возникновения вещных прав на органы и ткани человека.

10. Аргументируется необходимость закрепления в гражданском, законодательстве двух особых договоров:

— договора трансплантации органов и (или) тканей (если участником договора является непосредственно реципиент);

— договора изъятия органов и (или) тканей для государственных нужд (если одной из сторон договора является государственное медицинское учреждение).

11. Обосновывается необходимость замены действующей в России* при изъятии органов и тканей умершего человека «презумпции согласия"* на «презумпцию несогласия» посредством внесения соответствующих изменений в отечественное законодательство.

Практическая значимость результатов проведенного диссертационного исследования определяется возможностью их использования в законодательной практике, в частности, для совершенствования отдельных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и законов «О трансплантации органов и (или) тканей человека», «О погребении и похоронном деле».

Апробация результатов работы.

Диссертация подготовлена на кафедре гражданского права юридического факультета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет», где проведено ее рецензирование и обсуждение.

Основные положения и выводы исследования нашли отражение в опубликованных статьях, в том числе в журналах, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий и журналов, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации основных результатов исследований на соискание ученой степени кандидата, а также выступлениях автора на научных конференциях в городе Краснодаре и Уфе.

Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами исследования и отражают его логику. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой