Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль форума АТЭС в политико-интеграционных процессах Азиатско-Тихоокеанского региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С точки зрения понимания политической и экономической ситуации в АТР были также изучены работы П. А. Минакира, В. П. Федотова, В. Бойцова, Д. В. Мосякова, А. А. Абалкиной. В них исследуются последствия экономического бума и современные тенденции в политических и экономических отношениях в Юго-Восточной Азии, в том числе в формате «АСЕАН плюс», а также политическая роль и место АТЭС… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. Обоснование темы. Анализ источников и научной литературы
  • Глава I.
  • ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ФОРУМА АТЭС
    • 1. 1. Политико-интеграционные факторы в АТР
    • 1. 2. Инициативы 60−70-х годов
    • 1. 3. Формирование условий развития интеграционных процессов в АТР
    • 1. 4. Политическое маневрирование по созданию АТЭС
  • Глава II.
  • ЭВОЛЮЦИЯ ФОРУМА АТЭС
    • 2. 1. Организационное становление
    • 2. 2. Анализ «богорских целей» и программных положений Форума
    • 2. 3. Причины кризиса в АТЭС
    • 2. 4. Шанхайское согласие. Начало политического «дрейфа»
  • Глава III.
  • РЕФОРМИРОВАНИЕ ФОРУМА АТЭС
    • 3. 1. Инициатива зоны свободной торговли в АТР
    • 3. 2. Адаптация повестки дня АТЭС
    • 3. 3. Промежуточный обзор и реформирование АТЭС. И
  • Глава IV.
  • ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИКО-ИНТЕГРАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ФОРУМА АТЭС И АТР
    • 4. 1. Пути реализации «дорожной карты» Пусана
    • 4. 2. Реализация «богорских целей» и политико-интеграционные процессы в АТР
  • Глава V.
  • УЧАСТИЕ РОССИИ В ФОРУМЕ АТЭС. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
    • 5. 1. Вступление и концепция участия России в АТЭС
    • 5. 2. Основные направления и преимущества сотрудничества с экономиками АТЭС
    • 5. 3. Основные проблемы участия в АТЭС

Роль форума АТЭС в политико-интеграционных процессах Азиатско-Тихоокеанского региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мировая система политических и экономических отношений переживает процесс определенного ослабления глобального влияния Евро-Антлантики в пользу Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Он сопровождается усилением взаимосвязи экономик региона с мировой экономикой и увеличением внтурирегиональной торговли. По данным Международного валютного фонда за последнее десятилетие она выросла только для стран — членов АТЭС с 1.4 трлн. долл. США в 1994 году до 3.3 трлн. в 2005 году. Отмечается рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ). По информации Австралийского бюро по статистике, опирающегося на данные ЮНКТАД, доля ПИИ в ВВП Гонконга (Китай) увеличилась с 1994 по 2005 год на 300%, в ВВП Сингапура более чем на 150%.

Этот системный сдвиг характеризуется подъемом Китая, который выступает в качестве основного вызова политическому и экономическому доминированию США, а также высокими темпами развития Индии и устойчивым ростом многих стран АТР. С другой стороны, в этом процессе находят отражение субрегиональные, региональные и межрегиональные инициативы, направленные на развитие диалога и сотрудничества в АТР.

Примечательно, что генерирование этих инициатив происходит на фоне роста взаимозависимости и дополняемости экономик региона, проявления стремлений учитывать национальные и региональные интересы. Их реализация вызывает соперничество мировых экономических лидеров за влияние в этом районе мира.

В условиях нарастающей борьбы за лидерство, политико-экономического и социально-культурного разнообразия АТР, происходящие здесь интеграционные процессы становятся не только императивом международных отношений, но и фактором устойчивого развития.

В этом контексте, начавшиеся формироваться в АТР единые ценности и общность интересов, а также правила поведения, опирающиеся на отличные от европейских принципы взаимодействия, представляют практический и научный интерес. Этот интерес в немалой степени связан с тем, что форум «Азиатско4.

Тихоокеанское экономическое сотрудничество", или АТЭС, берет на себя «коллективную ответственность» в разработке общих подходов и ориентиров интеграции, модальностей будущей архитектуры международного экономического сотрудничества в регионе.

Актуальность исследуемой темы объясняется тем, что:

Во-первых, масштабность и динамизм происходящих в регионе процессов оказывают непосредственное влияние на позиции России в АТР и в силу этого ставят перед российской внешней политикой конкретные задачи, от успешного решения которых во многом будет зависеть будущее развитие не только российского Дальнего Востока, но и страны в целом. Диверсификация торгово-экономических связей, принятый курс развития на ослабление зависимости экономики от сырьевого экспорта и коммерциализацию достижений наукоемкого и технологического производства, все в большей степени востребуемых в странах АТР, требуют отхода от односторонней ориентации на рынки Евросоюза и Северной Америки;

Во-вторых, форум АТЭС {далее — АТЭС), участником которого с 1998 года является Российская Федерация, стал первым опытом многостороннего межправительственного взаимодействия в АТР. Россия получила возможность влиять на процесс формирования новых взаимоотношений в регионе;

В-третьих, в условиях торможения многосторонних переговоров в рамках Всемирной торговой организации («Доха раунд») происходит усиление тенденций регионализма, в том числе в АТР;

В-четвертых, угроза протекционизма со стороны Европейского союза и НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли), а также формирующейся Всеамериканской зоны свободной торговли, ставит перед странами региона вопрос о необходимости консолидации и создания единого экономического пространства;

В-пятых, процесс распространения соглашений о свободной торговле (ССТ), как альтернативный путь многосторонней торгово-экономической либерализации, фактически принят «на вооружение» в странах АТР. При этом возникновение новых форматов регионального диалога, подкрепляемых такими соглашениями, зачастую окрашивается в политические тона.

Выводы дискуссий, состоявшихся в декабре 2005 года в ходе ситуационного анализа на тему «Политико-экономическое развитие Азиатско-Тихоокеанского региона и интересы России», проведенного СВОПом (Советом по внешней и оборонной политике России), и журналом «Россия в глобальной политике», свидетельствуют, что «стабильный экономический рост большинства стран региона стимулирует поиск форм объединения. Однако существенное различие экономических, политических и военных потенциалов остается препятствием на пути азиатской интеграции. Через 7−10 лет углубляющиеся экономические отношения и взаимозависимость могут привести к заключению формальных соглашений о свободной торговле. Вместе с тем интеграционное взаимодействие будет идти по разным векторам и уровням, различными темпами и с разной степенью институционализации». Это взаимодействие — особенность развития А’ГР, которое сохранится в обозримой перспективе и будет определять подвижность развития региональной обстановки.

До настоящего времени цели, задачи, принципы, формы и методы работы АТЭС в российской научной литературе не были предметом специального изучения. В то же время рассматриваемая проблема имеет не только теоретическое, но и практическое значение для отечественной дипломатии в плане выявления перспектив взаимодействия с этим интеграционным объединением.

Особая актуальность исследования заключается и в том, что в 2012 году Российская Федерация будет проводить на своей территории основные мероприятия АТЭС, включая встречу на высшем уровне. Россия на время фактически возглавит интеграционные процессы в АТР, станет их лидером. Это потребует от нее не только организационного, но и интеллектуального вклада в концепцию единого регионального экономического пространства. Представляемая диссертационная работа имеет важное значение для понимания конкретных вопросов и задач, которые обсуждают и решают в рамках Форума его участники.

Степень научной разработанности темы. Тематика форума АТЭС является предметом внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Иностранные ученые более интенсивно разрабатывают проблему форума АТЭС. Она является предметом исследования таких западных и региональных авторов, как Джон Равенхилл, Риана Миранти и Денис Хью, Роберт СколлейАвстралияДжон Маккей, Мануэль Кастельс, Ричард Файнберг, Фред БергстенСШАСок Ёнг Чой и Ёун Хёнг Ким — Республика КореяХади Соесастро и Юсуф Вананди — ИндонезияСаймон Тэй — Сингапур и Иппей Ямазава — Япония. В научных трудах этих ученых рассматриваются этапы межправительственного взаимодействия в контексте создания АТЭС, проанализированы основные принципы, методы и формы его деятельности.

В целом, работы зарубежных ученых характеризуются достаточно полной и объективной информацией, анализом происходящих в АТР интеграционных процессов. Однако в них доминирует западная оценка и выводы, которые не всегда учитывают внутренние социальные и политико-экономические процессы в развивающихся странах региона. В большинстве своем, опираясь на эффект глобализации, они предполагают, что ускоренная торгово-экономическая либерализация может сыграть положительную роль в развитии, позволит активно участвовать в мировом разделении труда. При этом вопросы экономического и технического содействия, в чем сильно заинтересованы азиатские страны, остаются «за скобками» и обставляются условиями, которые не всегда адекватны интересам этих государств. Ведущие участники АТЭС в этих исследованиях предстают как инициативные и прогрессивные генераторы новых региональных инициатив, в то время как развивающиеся страны, исходя из своих «корыстных» интересов, либо следуют им, либо торпедируют их. Западные исследователи ставят во главу угла необходимость развития сотрудничества в контексте многосторонней торговой либерализации, скептически относясь к распространению двусторонних и региональных соглашений о свободной торговле. Представители развивающихся стран, соглашаясь, в целом, с такой постановкой вопроса, считают, что либерализация возможна при условии предоставления определенных торговых уступок, технической и экономической помощи со стороны развитых государств.

В России изучение АТЭС, его роли и места в политико-интеграционных процессах проводилось через призму общего анализа международной и региональной ситуации.

При разработке темы диссертации были учтены обобщающие труды ученых.

Дипломатической академии МИД России, Е. П. Бажанова, В. Ф. Ли, Г. А. Рудова,.

Г. С.Яскиной. Ценными для исследования стали работы российских специалистов по теоретическим вопросам международных и межгосударственных отношений в.

АТР. К ним относятся работы Е. Ф. Авдокушина, А. А. Абалкиной, В. П. Бойцова,.

Н.В.Веремеева, М. Г. Гостюниной, С. И. Долгова, Б. Н. Кузыка, И. С. Лыкова,.

Е.Ю.Лицаревой, В. В. Михеева, П. А. Минакира, А. В. Меликсетова, Д. В. Мосякова,.

А.Г.Николаева, И. С. Пушкарева, М. Л. Титаренко, И. С. Троекурова, Н. П. Шмелева,.

Н.Л.Шлыка, В. П. Федотова, Ю. А. Щербанина, Ю. В. Яковеца.

Анализ литературы показал, что отечественные востоковеды полно и широко показывают узловые вопросы современного этапа развития международных отношений и интеграции в АТР. Говоря об изученности этой проблемы, следует признать, что, несмотря на наличие монографий и научных статей по отдельным аспектам деятельности Форума, все еще нет работы, которая давала бы целостную картину его роли и места в политико-интеграционных процессах в АТР. Эту тематику, в целом, представляют в контексте с другими проблемными разработками, касающихся международно-правовых аспектов деятельности АТЭС, торгово-экономических вопросов взаимодействия России со странами региона и международными интеграционными группировками.

В качестве объекта диссертации выступают политико-интеграционные процессы и их влияние на сотрудничество в АТР, в том числе в рамках АТЭС, а также основные принципы и узловые вопросы повестки дня Форума на протяжении ряда лет вплоть до настоящего времени.

Предмет исследования охватывает многоплановый спектр работы АТЭС по улучшению взаимодействия правительственных структур стран региона, выработке коллективных подходов к вопросам устойчивого развития и 8 противодействию современным мировым вызовам, а также становление, этапы развития Форума, основные проблемы, с которыми сталкиваются его участники.

Цель исследования заключается в проведении комплексного политологического анализа динамики развития и изменений стратегических задач АТЭС, получение наиболее полной характеристики современного состояния политико-интеграционных процессов в АТР, чтобы с новых позиций оценить работу по реализации российского внешнеэкономического курса, смоделировать отношения государственных, деловых и научных кругов с азиатскими партнерами, определить степень востребованности дальневосточных и сибирских регионов и перспективы их вовлеченности в интеграционные процессы.

Исходя из поставленной цели, автор диссертации предполагает решить в своем политологическом исследовании следующие научные задачи:

• выявить основные факторы, влияющие на интеграционные процессы в АТР, на основе их исторического анализа;

• оценить современные тенденции политико-интеграционных процессов в АТР;

• систематизировать основные этапы эволюции АТЭС;

• рассмотреть причины и дать оценку формального разделения работы Форума на экономический и политический блоки, отхода от активной фазы торговой либерализации к упрощению торговых процедур;

• проанализировать современные цели, задачи и принципы работы Форума;

• определить роль и значение рекомендаций форума АТЭС для экономического развития его участников;

• выявить основные проблемы, влияющие на развитие Форума;

• составить общий прогноз и перспективы развития АТЭС;

• проанализировать участие России в политико-интеграционных процессах АТР, и в частности, в АТЭС.

Общая методология исследования. Важным методологическим принципом в раскрытии темы диссертации является принцип историзма, который позволяет рассматривать процессы и явления, как в развитии, так и во взаимосвязи с долговременными факторами.

Автор исходит из признания принципа многополярности в международных отношениях, т. е. системы «баланса сил», отличающейся взаимодействием нескольких или множества центров силы. Это позволяет рассматривать налаживание интеграционного сотрудничества, например в рамках АТЭС, через призму решения узловых проблем АТР, а также новых вызовов и угроз.

С учетом политического разнообразия и различий в уровне экономического развития стран АТР наличие «баланса сил» обеспечивает здесь относительную политическую стабильность. Это, однако, не исключает соперничества между отдельными лидерами. Оно проявляется не только в военно-политической активности, но и подкрепляется действиями в экономической сфере, например в рамках форума АТЭС.

Вместе с тем процессы глобализации и рост взаимозависимости экономик оказывают существенное воздействие на методы и средства реализации политического и экономического влияния. Возникновение таких глобальных угроз как терроризм, транснациональная преступность, распространение оружия массового уничтожения, опасность возникновения эпидемий инфекционных заболеваний нового поколения, финансовые и другие кризисы затрудняют лидерам, несмотря на имеющиеся политические и экономические инструменты, проводить курс без учета интересов своих союзников или партнеров. Поэтому в современном мире все с большей очевидностью утверждается тенденция поиска путей к процветанию через налаживание совместных действий, которые способствуют преодолению возникающих вызовов и рисков.

Диссертант считает, что в эпоху пост холодной войны и утверждения в международных отношениях принципа многополярности усиливается многовекторность политических и экономических процессов. При этом действие одних векторов ослабевает, других переходит в активную фазу. Так, после распада.

СССР в АТР повышается политическое и экономическое влияние Китая, и напротив, роль США и Японии снижается. В то же время страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), используя соперничество региональных лидеров, успешно выстраивают свои отношения с ведущими государствами через созданную систему диалогового партнерства. Эта система.

10 позволяет им проводить гибкий и сбалансированный курс, направленный на недопущение усиления одного из векторов влияния.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что диссертант впервые показано целостное видение деятельности АТЭС, проанализированы и систематизированы этапы эволюции Форума, осуществлен всесторонний анализ роли и места этого интеграционного объединения в политико-интеграционных процессах АТР, вскрыты движущие силы АТЭС и связанные с ними тенденции развития этих процессов в рассматриваемом регионе, изучены основные векторы регионального политико-интеграционпого взаимодействия, их влияние на формирование единого экономического пространства в АТР. В частности, рассмотрены перспективы поэтапного создания сообщества АТЭС через формирование сообщества АСЕАН и Восточноазиатского сообщества. Высказаны рекомендации относительно оптимальной линии отечественной дипломатии и работы российских государственных структур в форуме АТЭС.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что диссертация помогает восполнить очевидные пробелы в исследовании политико-интеграционных процессов в АТР, роли и места АТЭС в формирующейся архитектуре региональных отношений. Выводы вносят существенные коррективы в традиционные представления о ценности работы Форума, его воздействии на сохранение политической стабильности и поддержание безопасного и устойчивого развития в регионе.

Возможные сценарии развития политико-интеграционной ситуации в АТР па среднесрочную перспективу, а также предлагаемые рекомендации по активизации практической деятельности внешнеполитических и экономических структур России, могли бы быть полезными для выработки нашего политического курса в отношении этого многостороннего объединения и участия в региональной интеграции.

Результаты исследования могут быть полезными и для ряда международных организаций.

Источниковая база.

Основным и главным источником настоящего исследования послужили.

11 декларации лидеров АТЭС (1993;2007 гг.), заявления министров иностранных дел и торговли членов Форума (1989;2007 гг.), документы по итогам встреч старших должностных лиц (СДЛ) и заседаний рабочих органов, например, Комитета по торговли и инвестиций, Руководящего комитета СДЛ по техническому и экономическому сотрудничеству и Экономического комитета, а также материалы конференций и семинаров по вопросам торговой либерализации и распространения соглашений о свободной торговле. В них, как правило, дается общая характеристика международных отношений, оценка текущего и прогнозируемого состояния дел в мировой и региональной экономике, ставятся задачи по реализации решений лидеров АТЭС, а также министерских встреч. Изучение текстов этих документов позволило сделать выводы о стратегии АТЭС, о направлениях и перспективах его работы.

При изучении политики России в АТР ключевое значение имели официальные документы, такие как Концепция внешней политики РФ, Концепция участия России в АТЭС, выступления и интервью Президента В. В. Путина в связи с региональной политикой в АТР, а также документы и материалы МИД России.

Были также привлечены официальные экспертные ежегодные обзоры таких крупных зарубежных научных организаций, как Институт исследований стран Юго-Восточной Азии (Сингапур), Центр стратегических и международных исследований (Индонезия), Центр исследований Австралия-Япония, Восточноазиатское бюро экономических исследований (Австралия), Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству — СТЭС (Сингапур), Секретариат АСЕАН (Индонезия), а также Международный валютный фонд. Ряд данных был почерпнут из собственного опыта и наблюдений автора, который в 2001;2005 гг. являлся сотрудником Секретариата АТЭС и участвовал во многих мероприятиях Форума.

При подготовке материалов диссертации были востребованы и изучены доклады Группы видных деятелей АТЭС 1993;1995 гг., материалы 16-й конференции СТЭС, состоявшейся в сентябре 2005 года в Сеуле (Республика.

Корея), семинара старших должностных лиц АТЭС по вопросам двусторонних и региональных соглашений, который был проведен в Таиланде в мае 2003 года.

SOM Policy Dialogue on RTAs/FTAs, 27 May 2003, Khon Kaen, Thailand), а также заявление Тихоокеанской конференции по торговле и развитию (ПАФТАД) — The Pacific Trade and Development Conference (PAFTAD) от 21 февраля 2005 года и совместное заявление министров иностранных дел стран-членов АСЕАН, принятое в Малайзии (г. Кучинг) в феврале 1990 года, другие документы и первоисточники.

Теоретической и методологической основой для диссертационного исследования послужили результаты российских и зарубежных исследований и анализа политических и интеграционных процессов в АТР.

Экономическая проблематика АТР более активно стала разрабатываться в нашей стране после известной речи советского лидера М. С. Горбачева во Владивостоке в 1986 году. Вступление России в АТЭС в 1998 году сыграло в этом плане также позитивную роль. В российской экономической литературе начали появляться исследования, статистические обзоры, аналитические статьи, предметом которых является изучение различных аспектов политического и экономического развития стран региона, азиатского направления внешней политики России, проблем двусторонних отношений со странами региона, подключения дальневосточных и сибирских субъектов Федерации к интеграционным процессам АТР.

Тематика Форума, однако, в России пока исследована не достаточно полно. Как представляется, это вызвано невостребованностью данной тематики со стороны российских государственных структур. Видимо следует признать, что вступление России в это интеграционное объединение в 1998 году преследовало, в первую очередь, цель укрепления политических, а не экономических, позиций Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

До настоящего времени наиболее предметно атэсовская проблематика рассмотрена в монографиях известных российских ученых М. Г. Гостюниной, Е.Ф.

Авдокушина, С. И. Долгова, В. В. Михеева, Н. П. Шмелева. В них отражены основные направления деятельности АТЭС, проблемы и перспективы формирования зон свободной торговли товарами, услугами и движения капитала.

Монографии сфокусированы на торгово-экономических аспектах и имеют целью.

13 обозначить ориентиры востребованности Форума с точки зрения внешнеэкономических приоритетов России и ее роли в АТР как экономического игрока.

В целях написания диссертации были востребованы труды и других известных российских ученых и экспертов, в том числе монументальная монография Б. Н. Кузыка и Ю. В. Яковеца «Цивилизации: теория, история, диалог, будущее», посвященная анализу теорий цивилизаций, процесса смены мировых и локальных цивилизаций. В ней утверждается, что в условиях трансформации индустриальной в постиндустриальную цивилизацию глобальное лидерство сохранится за североамериканской цивилизацией, имеющей наиболее мощный научно-технический и экономический потенциал. «Однако превышение ее показателей над среднемировым уровнем несколько сократится, так как китайская и индийская цивилизации ускорят свое развитие. Вплотную к североамериканской приблизятся западноевропейская, японская и океаническая цивилизации».1.

С точки зрения понимания политической и экономической ситуации в АТР были также изучены работы П. А. Минакира, В. П. Федотова, В. Бойцова, Д. В. Мосякова, А. А. Абалкиной. В них исследуются последствия экономического бума и современные тенденции в политических и экономических отношениях в Юго-Восточной Азии, в том числе в формате «АСЕАН плюс», а также политическая роль и место АТЭС в интеграционных процессах АТР. Так, П. А. Минакир делает вывод, что «растущие противоречия между двумя географическими блоками {имеется в виду АТЭС и НАФТАавтор) могут повлечь за собой усиление тенденций к формированию некоей экономической интеграционной группировки в Восточной Азии». А. А. Абалкина разбирая взаимозависимость роста внутрирегиональной торговли и тенденций к региональному объединению, утверждает, что активизация интеграционных процессов в Азии связана с общемировой тенденцией регионализации, когда, с одной стороны, крупные экономики стараются образовать торговый блок с различными по уровню развития государствами для установления преференциальных условий экспорта своих товаров, а с другой — развивающиеся страны-партнеры формируют между собой льготные условия торговли. Во-вторых, необходимость интеграции вызвана кризисом многосторонних торговых переговоров. Поэтому развитие регионализации и регионализма, в том числе соглашения о свободной торговле (ССТ), выступают альтернативным источником торговой и инвестиционной либерализации. В третьих, -заключение ССТ вызывает цепную реакцию, т.к. страны, не задействованные в интеграционных группировках, начинают проигрывать в торговле, что вынуждает либо присоединяться к ним, либо инициировать создание других.

Источником для исследования послужили также материалы научно-практической конференции «Россия в форуме „Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество“ и в Азиатско-Тихоокеанском регионе», которая состоялась 24 апреля 2001 года в Москве, а также дискуссии, состоявшейся в декабре 2005 года, в ходе ситуационного анализа на тему «Политико-экономическое развитие Азиатско-Тихоокеанского региона и интересы России». На них была дана оценка перспектив развития интеграционных процессов в рамках АТЭС и участия в них Российской Федерации.

Иностранная база диссертации несколько шире и включает: Работу Д. Равенхилла «АТЭС и возникновение регионализма в районе Тихоокеанского кольца», в которой исследуются перспективы торгово-экономической либерализации, политические и экономические факторы, которые способствовали или препятствовали развитию интеграционных процессов в регионе, в том числе становлению Форумамонографии Джона Маккея «Пересмотренная концепция АТЭС: Навстречу новым вызовам и понимание новых возможностей» и Иппей Ямазавы «Достижения АТЭС и задачи Шанхая 2001 года». В них дается оценка достижениям Форума с момента образования, анализируется его повестка дня, вклад в достижение устойчивого развития в регионе. С учетом новых тенденций и вызовов, порожденных глобализацией, Д. Маккей рассматривает возможности достижения «богорских целей» АТЭС, его роль в решении вопросов развития интеграционных процессов в АТР, в том числе перспектив создания сообщества АТЭС. В сборнике статей под редакцией Ричарда Файнберга «АТЭС как институт» анализируются возможности трансформации Форума в институализованную структуру в формате Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), исследуется повестка дня торговой и инвестиционной либерализации, экономического и технического сотрудничества. В работе разбирается состояние дел и предлагается комплекс рекомендаций по перестройке Форума, затрагивающих, в том числе вопросы региональной безопасности.

Интерес для исследования представляла монография Сок Ёнг Чойя, бывшего Исполнительного директора Секретариата АТЭС, «Возвращение к „открытому регионализму“ АТЭС. Оценка и новые вызовы». В ней автор утверждает, что участникам АТЭС следует переоценить термин «открытый регионализм». Он считает, что это связано с распространением субрегиональных соглашений о свободной торговле и расширением неторговых барьеров, а также вопросами обеспечения безопасности. Сок Ёнг Чой полагает что, по сути, эти вызовы относятся к дискриминационным элементам экономической политики, которые, при создании Форума в 1989 году, не могли приниматься в расчет. Автор утверждает, что термин «открытый регионализм» следует «упаковать» в современную трактовку и заключает, что в целях «сохранения буквы и духа этого принципа АТЭС должен следовать, в первую очередь, примату многосторонней либерализации и интерпретировать «открытый регионализм» в широком контексте.

С точки зрения понимания задач торговой и инвестиционной либерализации в регионе интерес для диссертанта представлял сборник научных статей под редакцией Рианы Миранти и Дениса Хью «АТЭС в 21 веке». В нем представлены исследования таких ученых как Иппей Ямазава, Чен С. Хо, Меди.

Кронгкаева, Фернандо Гонсалеса и других. Авторы рассматривают задачи.

Форума под углом влияния двусторонних соглашений о свободной торговле на интеграционные процессы в АТР. Тематике этих соглашений посвящено также исследование Роберта Сколлея «Первоначальная оценка предложения о зоне свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Р. Сколлей утверждает, что, в целом, в настоящее время распространение ССТ, как форма.

16 интеграции, положительно влияет на торгово-инвестиционную либерализацию. С другой стороны, такие соглашения могут негативно сказаться на позициях третьих стран, особенно «не регионалов», путем перераспределения торговых потоков, а также возникновения эффекта так называемой «чаши спагетти» при применении правил происхождения товаров.

При изучении темы диссертации был востребован сборник научных статей «Будущее АТЭС и регионализм в Азиатско-Тихоокеанском регионе» под редакцией Хади Соесастро. В нем представлены исследования о возможностях преобразования АТЭС — от форума с добровольной реализацией решений к организации, где их выполнение будет иметь обязательный характер (от V-АРЕС — voluntary к В-АРЕС — binding), рассмотрена роль Форума в улучшении системы государственного регулирования, возможность трансформации АТЭС в азиатскую модель ОЭСР. В работе исследуется также принцип «открытого регионализма», его применение в условиях распространения соглашений о свободной торговле.

В целях изучения разнообразных точек зрения в отношении интеграционного развития в АТР диссертант изучил сборник монографий под редакцией Ёун Хёнг Кима с общим заглавием «Укрепление экономического сотрудничества в Северо-Восточной Азии — Северо-Восточное соглашение о свободной торговле, а также работу Юсуфа Вананди «Стратегические тенденции в Восточной Азии». В них представлены соображения о традиционных и новых формах регионального политико-экономического сотрудничества, исследуются целесообразность расширения экономического взаимодействия в СевероВосточной Азии, включая заключение двусторонних соглашений о свободной торговле, определяется влияние сотрудничества в Северо-Восточном субрегионе Азии на интеграционные процессы в АТР.

Кроме того, изучен доклад Мануэля Кастельса, профессора отделения планирования и социологии Калифорнийского университета в Беркли, США, представленный па московской конференции 1999 года «Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия». В работе дан анализ процесса глобализации, его основных признаков, а также рассмотрена проблема взаимосвязи регионализации и.

17 регионализма. Кастельс представляет свое видение структуры глобальной экономики, неравномерности сосредоточения в мире производств, передовых научных и технологических учреждений, неравенства в распределении материальных ценностей и доходов.

В сборнике монографий под редакцией Саймона Тэя и Хади Соесастро «Новый АСЕАН в новом тысячелетии» и исследовании Дениса Хью «Дорожная карта к экономическому сообществу АСЕАН» рассмотрены вопросы будущего развития Ассоциации, проблемы взаимодействия с многосторонними региональными структурами в контексте формирования Экономического сообщества АСЕАН.

Апробация диссертационного исследования. Основные выводы диссертации были апробированы автором в научных публикациях, публичных выступлениях и дискуссиях в Секретариате АТЭС, в Центре АТР Дипломатической академии МИД РФ, а также документах подготовленных в рамках Департамента АСЕАН и общеазиатских проблем МИД России.

Структура работы отражает ее цель и включает введение, пять глав, заключение и приложения.

Во введении дается обоснование актуальности темы исследования, его целей и задач. Дается краткий обзор и комментарий использованным при изучении темы документам и научной литературе.

В первой главе дается характеристика негативных и позитивных факторов, оказывавших влияние на формирование условий развития интеграции в АТР, краткий исторический обзор, включающий анализ политико-экономической ситуации в регионе и дипломатического маневрирования, способствовавшего продвижению интеграционных инициатив. Отмечается, что движение к единому региональному экономическому пространству было и остается непростым в силу следующих обстоятельств:

— сохранения груза тлеющих военно-политических конфликтных ситуаций;

— противоборства интересов и взаимопроникновения нескольких локальных цивилизаций — китайской, японской, азиатской (страны Юго-Восточной Азии) и западной, что накладывает определенный отпечаток на временное «оформление» единого пространства в АТР;

— соперничества нескольких концепций развития, способных усиливать либо блокировать одну из них;

— различий в историческом прошлом, уровнях экономического развития и политических амбиций аран АТР;

— других, отличных от западноевропейских приницов азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества.

Во второй главе исследуется процесс становления АТЭС, дается оценка основным принципам работы, целям и задачам Форума, его программным положениям и критериям членства в этом интеграционном объединении. В пей рассматриваются причины неудачи инициативы АТЭС в области ранней добровольной секторальной либерализации, дается анализ азиатскому финансовому кризису 1997;1998 годов, а также представлены соображения в связи с началом политического «дрейфа» Форума. Подробно автор исследует принятый в 2001 г. в Китае документ «Шанхайское согласие», который был призван активизировать деятельность АТЭС в области упрощения торговых процедур, а также первую политическую декларацию по борьбе с терроризмом. Констатируется, что с 2001 года повестка дня Форума оказалась разделенной на два блока — торгово-экономический и политико-экономический, связанный с обеспечением безопасности. Завершается вторая глава кратким обзором и анализом выполнения принятых в Шанхае договоренностей (мексиканский и таиландский саммиты АТЭС 2002 и 2003 годов).

Третья глава посвящена аналитическому обзору саммитов 2004;2007 годов, причинам перехода Форума к реформированию, теме многосторонней либерализации и двусторонних и региональных соглашений о свободной торговле, а также среднесрочному обзору достижений по реализации «богорских целей».

В ней утверждается, что преобразования в АТЭС были вызваны:

• не соответствием организационной структуры Форума современным требованиям;

• необходимостью пересмотреть некоторые нормы и принципы работы АТЭС и его рабочих органов;

• «разбуханием» повестки дня, что препятствовало эффективному управлению атэсовским механизмом.

Реформы предлагалось провести на пяти направлениях: управление процессами АТЭС, реализация принимаемых решений, изменение принципа консенсуса, улучшение взаимодействия с заинтересованными сторонами, финансовая реформа.

В этой главе автор утверждает, что в 2004;2005 годах стал очевидным отказ участников Форума от многосторонней тарифной либерализации. Он стал свершившимся фактом и означал, что только переговоры в рамках ВТО могут стать механизмом либерализации в регионе. Однако их пробуксовка и усиление регионализма способствовали распространению ССТ, признанию за этими соглашениями позитивной роли в достижении «богорских целей».

В четвертой главе делается попытка спрогнозировать перспективы развития АТЭС. Рассматривается несколько возможных сценариев эволюции Форума и ситуации в АТР, в основе которых — создание трех «сообществ» — АСЕАН, Восточноазиатского и АТЭС. Особое внимание придается трем направлениям регионального интеграционного взаимодействия, их влиянию на формирование единого экономического пространства в АТР.

В пятой главе дается краткий обзор участия России в АТЭС с 1998 года, рассматриваются основные направления и сравнительные преимущества сотрудничества со странами АТР, анализируются организационные и другие проблемы, с которыми сталкиваются российские государственные структуры при взаимодействии с Форумом.

В заключении даются основные оценки политико-интеграционным процессам в АТР, представляется временная систематизация эволюции Форума, выводы о его роли и месте в создающейся системе интеграционных координат, а также рекомендации относительно участия России в АТЭС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) является третьим по значимости центром мировой экономической интеграции, в котором сосредоточены масштабные экономические, финансовые, научно-технологические и людские ресурсы, по своей важности сопоставимые с его политическим, военно-стратегическим значением.

2. Благодаря достигнутым успехам в экономическом развитии в 80−90-е годы XX века, в условиях угрозы раскола мира на несколько региональных блоков, обострения конкуренции на мировых рынках в странах региона, возрос интерес к взаимной экономической интеграции. Это было вызвано растущей интенсификацией политических и торгово-экономических связей в АТР, сопровождаемой переплетением интегрирующих и дезинтегрирующих факторов. Это определило специфику тихоокеанской интеграции. Она опирается на принципы «открытого регионализма», односторонней либерализации, консенсуса и добровольности, что способствует эволюционному и постепенному развитию отношений взаимозависимости и дополняемости.

3. Развивающийся в регионе диалог предполагает перелом сложившихся ранее форм неравноправных отношений, формирование нового типа сотрудничества, который будет способствовать сближению уровней экономического развития стран региона. «Отличительная черта нынешней Азиибурный характер интеграционных процессов, как в субрегиональном, так и в общеазиатском форматах, процессов, которые порой накладываются друг на друга, а порой являются взаимодополняющими. Рост активности действующих в регионе многосторонних объединений — яркое отражение общей тенденции к.

76 многосторонности и коллективной выработке решений".

4. Вместе с тем нельзя не заметить признаки начавшегося размежевания этих процессов, попыток сколачивания закрытых интеграционных блоков по территориальному или географическому признаку. Используя риторику «отрытого.

76 С. В. Лавров, Подъем Азии и восточный вектор внешней политики России", журнал «Россия в глобальной политике», том 4, № 2, март-апрель 2006 г. регионализма", навязываются «некие критерии» участия в этих объединениях, которые зачастую имеют политический подтекст, не сообразующийся с экономической логикой регионального развития.

5. Интеграционные инициативы 60−70-х годов воплотились в жизнь в 1989 г. в первом региональном межправительственном экономическом объединении — форуме АТЭС, объединившим к настоящему времени 21 страну-«экономику».

Рождение АТЭС — это результат политических и экономических процессов, вызванных глобализацией и усилением взаимозависимости экономик, ответ на начавшиеся «дрейф» регионов к созданию зон свободной торговли, осознание необходимости развивать коллективное сотрудничество в целях обеспечения устойчивого развития и противодействия новым вызовам и рискам.

АТЭС стал первой межгосударственной экономической организацией в АТР. Ее основу составляют механизм консультаций и принципы открытого регионализма, не дискриминации, транспарентности, консенсуса при принятии решений, взаимного уважения и равенства.

6. Созданная изначально как структура обеспечения условий беспрепятственной торговли, АТЭС сегодня превратился в многопрофильный форум, способный разработать и предложить странам АТР рецепты по осуществлению структурных реформ и упрощению торговых процедур, меры по обеспечению экономической безопасности.

Не являясь механизмом торговых переговоров, Форум обеспечивает разработку общих подходов к торговой и инвестиционной либерализации, способствуя постепенному формированию единых правил игры на региональном «экономическом поле». Содействуя развитию экономического сотрудничества на основе реализации совместных проектов, АТЭС предоставляет свои наработки и рекомендации правительствам стран региона. Эвентуальным итогом такой работы становится постепенное выравнивание уровней социально — экономического развития, повышение качества системы управляемости экономик-членов и создание благоприятных условий для ведения бизнеса.

7. Регулярные саммиты и министерские встречи, проходящие в разных странах Азиатско-Тихоокеанского региона, свидетельствуют о росте взаимного.

156 доверия. Они создают политические условия для регионального экономического взаимодействия. Эти встречи позволяют «хозяину» встреч на высшем уровне демонстрировать в течение года свои достижения и преимущества в национальном экономическом развитии и оказывает определенное влияние на происходящие в регионе процессы.

Саммиты АТЭС — это не только коллективные встречи лидеров. Их неотъемлемой частью являются двусторонние переговоры, во время которых лидеры обсуждают, не ограничиваясь региональной проблематикой, как экономические, так и политические вопросы.

8. В своей эволюции Форум прошел четыре этапа.

1989;1994 гг. обеспечили его организационное и целевое становление. Были созданы основные рабочие органы, включая бюджетный комитет и Секретариат АТЭС, запущены механизмы совещаний министров иностранных дел и торговли, заседаний старших должностных лиц и экспертных встреч. С 1993 года в рамках Форума стали проводиться встречи на высшем уровне, которые определяли основные пути интеграции в регионе. Участниками были приняты девять принципов азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, а также сформулированы главные задачи этого объединения. 1994 году провозглашены известные «богорские цели» — достижение к 2020 году условий свободной торговли и инвестиций.

1995;1997 гг. посвящены разработке программных положений Форума. В 1995 году была одобрена Осакская программа действий (ОПД), определившая три основных направления деятельности АТЭС. В ней были сформулированы девять основных принципов работы Форума. Положения ОПД нацеливали участников на индивидуальные действия в сфере либерализации, активность в рабочих органах и взаимодействие с международными организациями. В 1996 году был принят Манильский план действий, в основе которых лежат коллективные и индивидуальные планы участников Форума в области либерализации.

Первые положительные результаты работы позволили участникам попробовать свои силы в проекте Ранней Добровольной Секторальной.

Либерализации (РДСЛ). Однако его реализация натолкнулась на политические.

157 препятствия, имевшие внутринациональный характер и связанные с приближающимися выборами в ряде стран. Провал инициативы РДСЛ, начало азиатского финансового кризиса, появление признаков экономического спада в США и Японии и замедление темпов роста в Западной Европе, проблемы с запуском переговоров в рамках ВТО ослабили вектор торгово-экономической либерализации.

1998;2000 гг. можно рассматривать как переходный период. В Малайзии, Новой Зеландии и Брунее были предприняты усилия по преодолению последствий азиатского финансового кризиса и сделан поворот от торговой либерализации в сторону повышения эффективности управления процессами экономического развития, в частности малым и средним предпринимательством. В центр внимания поставлен человеческий фактор.

Впервые участники Форума обратились к вопросам двусторонних и региональных соглашений о свободной торговле.

С середины 90-х годов все более явственно начинают проявляться другие тенденции развития политико-интеграционных процессов. Асеановский вектор все увереннее заявляет о себе как важная доминанта сотрудничества в регионе.

В 2001;2005 гг. АТЭС получает новое направление — антитеррористическое, которое с появлением новых рисков и вызовов, подается в «упаковке» безопасности личности. Повестка дня Форума оказывается разделенной на две части — политико-экономическую и торгово-экономическую. Шанхайское согласие и антитеррористическое заявление лидеров 2001 года определили дальнейшие шаги по продвижению «экономик» к богорским целям. Оно стало ответом на критические замечания в отношении результативности АТЭС. «Согласие» было призвано активизировать торгово-экономический сегмент деятельности Форума. В 2002 году в Лос-Кабосе был принят План по упрощению торговых процедур (или условий торговли), главными элементами которого стали сокращение транзакционных издержек и разработка стандартов транспарентности.

Все большее значение в работе приобретают вопросы, связанные с распространением двусторонних и региональных ССТ в регионе, косвенно ставя под сомнение положительные результаты многосторонней либерализации.

Начиная с 2001 года в АТР все больше просматривается соперничество нескольких моделей развития — тихоокеанской, китаецентричной и паназиатской, за которыми стоят США, Китай и Япония.

2005 г. Форум подвел первые итоги своего существования. Было констатировано выполнение основных положений «шанхайского согласия» и реализация, в целом, задачи сокращения транзакционных издержек на 5%. Вместе с тем стало окончательно очевидным, что не следует ждать активных действий в области тарифной либерализации. Доклад экспертов о промежуточных итогах достижения «богорских целей» поставил успех в этой области в прямую зависимость от женевского переговорного процесса ВТО.

Знаковым событием в развитии интеграции в АТР стало создание Восточноазиатского саммита, конечной целью которого является формирование Восточноазиатского сообщества на базе соглашений о свободной торговле.

Следующий этап только начался. Итоги ханойского и австралийского саммитов АТЭС свидетельствуют о постепенной институализации Форума, усилении роли Секретариата АТЭС и повышении исполнительной дисциплины по реализации решений.

9. В целом, АТР находится на пути создания единого экономического пространства и самой крупной в мире зоны свободной торговли. Этот процесс отличается чрезвычайной сложностью и большими противоречиями. В фокусе сегодняшнего дня — создание трех сообществ — АСЕАН, Восточноазиатского и АТЭС. Это — долгосрочные инициативы. По мнению индонезийского исследователя Юсуфа Вананди, фокус направленности действий в АТР будет сделан не на правилах и институтах, хотя, по необходимости, некоторые их них возможно и будут востребованы в будущем (как, например, известная Чиангмайская инициатива по предотвращению финансовых кризисов). С учетом признаваемого всеми факта дифференциации в уровнях развития, работа правительств будет сконцентрирована на улучшении понимания друг друга и развитии сотрудничества в экономической области. Поэтому «этот проект имеется в виду Восточноазиатское сообществоавтор) является долгосрочным, основанным на прагматическом подходе».77.

Формирование трех сообществ подкрепляется соответствующими интеграционными механизмами. Один из них — «АСЕАН плюс» или диалоговое партнерство, другой — АТЭС (21 экономика), и формируется третийВосточноазиатский саммит (АСЕАН+6). Отношения между ними флюидные и не отличаются признаками консолидации. Непременным условием создания сообществ ВС и АТЭС является политическое и экономическое сближение трех восточноазиатских экономик — Китая, Республики Корея и Японии.

Вместе с тем все три «С» объединяет один общий политический факторфактор АСЕАН. Страны Ассоциации стремятся проводить сбалансированный и независимый курс, не позволяющий усиления ни одной из ведущих региональных сил. Дальнейший вектор политического и экономического развития АТР во многом зависит от стран АСЕАН.

10. При всей сложности «интеграционной интриги» в АТР АТЭС сохранит роль регионального координатора и консультативного механизма сближения курсов национальной экономической политики членов этого объединения.

11. Принимая во внимание многопрофильный характер объединения можно предположить, что Форум может в долгосрочной перспективе обеспечить основу для некоего «единого органа» стран АТР.

12. Учитывая эти обстоятельства, а также быстро прогрессирующие темпы интеграции, российская внешнеполитическая линия в АТР должна быть направлена на использование уникального геополитического положения России и наращивание присутствия в АТР. Она должна иметь прагматический, гибкий и дифференцированный характер. Иная политика неизбежно приведет к экономической «маргинализации» и, как следствие, выдавливанию России с региональной политической арены со всеми негативными последствиями для внутреннего развития.

77 Jusuf Wanandi, Strategic Trends in East Asia, Regional Outlook Forum 2007,1SEAS, Singapore.

13. Как представляется, перед Россией стоит важнейшая задача выбора между различными путями интеграционного развития, между поддержкой восточноазиатекого регионализма и восточноазиатской зоны свободной торговли, что означало бы, по-видимому, неизбежность переговоров о ССТ в формате Россия+АСЕАН и эвентуального подключения к формату АСЕАН+3, или содействие тихоокеанскому регионализму и зоне свободной торговли в АТР в рамках АТЭС. При этом речь идет не о подыгрывании Токио, Пекину или Вашингтону, а об использовании их соперничества в интересах России, усиления ее позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Россия пока не участвует в системе соглашений о свободной торговле в АТР, однако уже сейчаспараллельно с переговорами о вступлении России в ВТО — следовало бы вплотную заняться и этим вопросом.

14. В целях активизации российского участия в региональных интеграционных процессах, в частности в АТЭС, следует:

— в политическом плане продолжать использовать членство в Форуме для упрочения российских позиций в АТР, отстаивания и развития там принципов многостороннего взаимодействия. Наша вовлеченность в работу Форума призвана, прежде всего, влиять на процессы укрепления стабильности в непосредственно примыкающих к восточным российским рубежам районах Северо-Восточной Азии, создания новой конфигурации безопасности в АТР в целом;

— противодействовать протаскиванию через АТЭС неприемлемых для нас политических и экономических идей, включая создание замкнутых региональных схем интеграции;

— способствовать дальнейшей концентрации внимания Форума на активном и эффективном противодействии международному терроризму с упором на финансовые и экономические методы;

— содействовать разработке общей и секторальной внешнеэкономической стратегии в АТР и тактики действий по развитию сотрудничества как на многостороннем, включая интеграционные группировки, так и двустороннем уровне;

— в свете политических и экономических изменений последних лет на азиатско-тихоокеанском пространстве разработать и принять новую редакцию Концепции участия России в АТЭС, которая была одобрена Президентом В. В. Путиным в 2001 году.

— с учетом того, что в 2011 году «хозяином» мероприятий АТЭС будут США, активно вести работу в ключевых рабочих органах Форума с тем, чтобы обеспечить плавный и выгодный для России переход председательства в 2012 году;

— обратить внимание на создаваемый Отдел стратегического планирования при Секретариате АТЭС, работа которого будет финансироваться за счет добровольных взносов и призвана обеспечивать аналитическую поддержку, стратегическое планирование, а также координацию работы в интересах реализации повестки дня АТЭС по осуществлению реформ в торгово-экономической и инвестиционной сферах;

— обеспечить регулярность участия представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей сибирских и дальневосточных регионов в рабочих группах Форума;

— в преддверии российского саммита АТЭС формировать экспертные профильные группы по выработке приоритетных направлений и первоочередных задач российского участия в Форуме, а также об интеллектуальном и материальном вкладе России в год ее председательства в АТЭС в 2012 году, в котором отражались бы российские региональные интересы;

— восстановить в полном масштабе российское участие в Совете по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС), членом которого Россия является с 1986 года. Совет является главным генератором идей международной интеграции в регионе. Имея статус наблюдателя в Форуме, он оказывает серьезное влияние на его развитие, разработку рекомендаций, в том числе в контексте исследования возможности заключения соглашения о свободной торговле в АТР.

Участие в заседаниях, конференциях, научных симпозиумах СТЭС предоставит российским ученым-востоковедам и политологам возможность получать своевременную информацию о тенденциях политического и экономического.

162 развития региона и, в свою очередь, позволит доводить до наших партнеров российское видение интеграции в АТР.

— предпринять меры к созданию российского центра исследований АТЭС.

Такие действия, как представляется, будут соответствовать главному приоритету внешней политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений — содействию развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей. Они будут способствовать обеспечению благоприятных внешних условий для формирования в стране экономики рыночного типа и для становления обновленной внешнеэкономической специализации Российской Федерации, гарантирующей максимальный экономический эффект от ее участия в международном разделении труда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Концепция внешней политики Российской Федерации от 28 июня 2000 г., www.mid.ru
  2. Концепция участия Российской Федерации в форуме АТЭС, 10 ноября 2000 г., сборник «Россия в форуме „Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество“ и в Азиатско-Тихоокеанском регионе», Москва, Институт Дальнего Востока, 2001 г.
  3. Декларации лидеров экономик форума АТЭС (1993−2007 гг.), www.apec.org.
  4. Заявления министров иностранных дел и торговли государств, правительств экономик АТЭС (1989−2007 гг.), www.apec.org
  5. Заявление по Дохийской повестке дня ВТО в области развития, 18 ноября 2006 года, Ханой, Вьетнам, www.apec.org
  6. Документы заседаний старших должностных лиц (СДЛ) и рабочих органов форума АТЭС (1993−2007 гг.), www.apec.org
  7. Сборники документов Комитета торговли и инвестиций форума АТЭС за1991−2007 гг., www.apec.org
  8. Сборники документов Комитета СДЛ по техническому и экономическому сотрудничеству и Экономического комитета форума АТЭС, за 1998−2007 гг., www.apec.org
  9. Доклады Группы видных деятелей АТЭС 1993—1995 гг., Секретариат АТЭС, Сингапур.
  10. Ю.Материалы 16-й конференции Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС), 5−7 сентября 2005 года, Сеул (Республика Корея), www.pecc.org
  11. Материалы семинара старших должностных лиц форума АТЭС по вопросам двусторонних и региональных соглашений, Кон Каен, Таиланд, 27 мая, 2003 года (SOM Policy Dialogue on RTAs/FTAs, 27 May 2003, Khon Kaen, Thailand), Секретариат АТЭС, 2003 г.
  12. Заявление Тихоокеанской конференции по торговле и развитию
  13. ПАФТАД) Pacific Trade and Development Conference (PAFTAD) — Гаваи, 16 421 февраля 2005 года, www.eaber.org
  14. Совместное заявление министров иностранных дел стран-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), г. Кучинг (Малайзия), февраль 1990 год, www.aseansec.org-
  15. Joint Statement of ASEAN-CHINA Commemorative Summit, October 30, 2006, Nanning, China, p. l, www.aseansec.org
  16. Joint Media Statement of the Thirteenth Consultations between the ASEAN Economic Ministers and the Minister of Economy, Trade and Industry of Japan (AEM-METI) p. l, Kuala Lumpur 23 August 2006, www.aseansec.org
  17. Федеральная таможенная служба России, www.customs.ru1. Монографии и научные статьи на русском языке
  18. В.В. Путин «Россия-АТЭС: широкие горизонты сотрудничества», газета «Кореан Геральд», 17 ноября 2005 г.
  19. С.В.Лавров «Подъем Азии и восточный вектор внешней политики России», журнал «Россия в глобальной политике», том 4, № 2, март-апрель 2006 г.
  20. Е.Ф.Авдокушин «Международные экономические отношения», изд. «Юрист», 2003 г.
  21. А.А.Абалкина «Азиатские страны в поиске оптимальной интеграционной модели», Проблемы Дальнего Востока № 2, 2007 г., Москва.
  22. Е.П.Бажанов «Актуальные проблемы международных отношений.» М.: «Известия», 2001-
  23. Е.П.Бажанов «Современный мир.» М.: «Известия», 2004-
  24. Т.В. Бордачев, «Будущее Азии и политика России», журнал «Россия в глобальной политике», том 4, № 2, март-апрель 2006 г.
  25. Н.В.Веремеев «Международно-правовой статус форума «Азиатско-Тихоокеансоке экономическое сотрудничество», Моск. журнал международного права, М. 2004 г.-
  26. Г. М.Костюнина «Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция», изд. «Росспэн», 2002 г.
  27. Б.Н Кузык, Ю. В. Яковец «Цивилизации: теория, история, диалог, будущее», Институт стратегических исследований, М. 2006 г.
  28. П.А.Минакир «Интеграция российского Дальнего Востока в АТР и СВА: возможности и реальности» Опубликована на интернет-сайте Московского центра Карнеги.
  29. И.С.Пушкарев «Международно-правовые вопросы деятельности форума «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Юридические науки, М. 2000г-
  30. Н.Л.Шлык «Дальний Восток России: Проблемы включения в интеграционные процессы в рамках АТЭС» Хабар, гос. акад. экономики и права, Владивосток, 2005 г.
  31. Ю.А.Щербанин «АТЭС: большое экономическое будущее», Внешнеэкон. бюл., М. 1998 г.- И. С. Троекурова «Новая стадия в «догоняющем» развитии (на примере стран АТЭС)», Экон. журн.,№ 7, М., 2004 г.-
  32. В.П., «Становление и развитие Восточноазиатского сообщества как интеграционного объединения в АТР», Аналитические обзоры РИСИ № 1 (10), июнь 2006 г.
  33. Тематический сборник статей «Тихоокеанское обозрение 2004−2005», Москва, 2006 г.,
  34. Материалы дискуссии, состоявшейся в декабре 2005 года в ходе ситуационного анализа на тему «Политико-экономическое развитие Азиатско-Тихоокеанского региона и интересы России», журнал «Россия в глобальной политике», том 4, № 2, март-апрель 2006 г.
  35. Материалы научно-практической конференции «Россия в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» и в Азиатско-Тихоокеанском регионе», Москва, Институт Дальнего Востока, 2001 г.
  36. I. Монографии и труды иностранных ученых
  37. Монография Джона Равенхилла «АТЭС и возникновение регионализма в районе Тихоокеанского кольца» (John Ravenhill, «АРЕС and the construction of Pacific Rim regionalism», Cambridge University press, 2001).
  38. Сборник статей под редакцией Ричарда Файнберга «АТЭС как институт» (Richard E. Feinberg «APEC as an institution», Institute of Southeast Asian Studies», Singapore 2003).
  39. Сборник статей под редакцией Рианы Миранти и Дениса Хью «АТЭС в 21 веке» (Riyana Miranti and Denis Hew «APEC in the 21st century», Institute of Southeast Asian Studies, 2004).
  40. Сборник статей «Будущее АТЭС и регионализм в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (Hadi Soesastro «The future of APEC and Regionalism in Asia Pacific», Center for Strategic and International Studies, Indonesia, 2005) под редакцией Хади Соесастро
  41. Монография «Новый АСЕАН в новом тысячелетии» под редакцией Саймона Тэя и Хади Соесастро (Simon Тау and Hadi Soesastro «A new ASEAN in a new Millennium», Center for Strategic and International Studies, Indonesia, 2000).
  42. Исследование Роберта Сколлея «Preliminary Assessment of the Proposal for a Free Trade Area of the Asia-Pacific (FTAAP)» by Robert Scollay. An Issues Paper for the APEC Business Advisory Council (ABAC) APEC Study Center
  43. Consortium Conference, PECC Trade Forum, 22−25 May, 2005, Korea.
  44. Монография Дениса Хью «Дорожная карта к экономическому сообществу АСЕАН» (Denis Hew, Roadmap to an ASEAN Economic Community, ISEAS, Singapore 2005)
  45. Ежегодные обзоры Института исследований стран Юго-Восточной Азии за 2002−2005 годы (Southeast Asia Affairs 2002−2005, Institute of Southeast Asian Studies, Singapore, 2002−2005).
Заполнить форму текущей работой