Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нация как продукт «социального инжениринга»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ской культуры, своего жизненного пространства, стремлением к консолидации и т. д., что не обязательно несет в себе дух национализма. По мнению Э. Хобсбаума, это можно объяснить как минимум тремя причинами. Во-первых, официальные идеологии государств и движений не являются для их национального самосознания обязательными императивами. Во-вторых, национальная идентификация для большинства людей… Читать ещё >

Нация как продукт «социального инжениринга» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Акцентируя внимание на роли социальной инженерии в формировании современных наций как политических сообществ, Э. Хобсбаум подчеркивает, что это не означает возможности конструирования наций буквально из ничего. «Элемент искусственности, изобретательности и социальной инженерии» всегда присутствует в процессе формирования наций. Э. Хобсбаум в работе «Изобретение традиций» (1983)' характеризует нацию и связанные с ней феномены национализма, национального государства, национальных символов, историй и т. д. как относительно недавнее историческое изобретение, характерное исключительно для определенного, исторически близкого периода. Эти феномены являются продуктом политики, социальных технологий и социальных трансформаций и могут стать объектом манипуляций со стороны правящих элит, желающих «сохранения послушания и лояльности». В качестве примера он называет израильскую и палестинскую нации продуктами использования социальной инженерии, несмотря на древность религиозных традиций. Э. Хобсбаум предлагает выделять два уровня конструирования наций — сверху и снизу. Сверху нация конструируется посредством политики идентичности со стороны государства, усилиями правительств или активистами националистических (или ненационалистических) движений. Снизу — потребностями людей в реализации своих политических прав, сохранении своей этниче-[1]

ской культуры, своего жизненного пространства, стремлением к консолидации и т. д., что не обязательно несет в себе дух национализма. По мнению Э. Хобсбаума, это можно объяснить как минимум тремя причинами. Во-первых, официальные идеологии государств и движений не являются для их национального самосознания обязательными императивами. Во-вторых, национальная идентификация для большинства людей нисколько не исключает существование других форм идентичности. И, в-третьих, национальная идентификация может существенно меняться и сдвигаться во времени и даже на протяжении относительно недолгого периода. В то же время Хобсбаум выделяет три критерия, которые позволяют на практике классифицировать народ как нацию:

1) относительно продолжительная в прошлом времени связь с государством; 2) существование долговременной и стабильной группы культурной элиты, владеющей письменным национальным литературным и административным языком; 3) способность внедрить в сознание населения идею о необходимости его коллективного существования.

  • [1] Хобсбаун Э. Изобретение традиций. М., 1983.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой