Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Природа и предназначение государства: концептуальный аспект

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и групп граждан в политической системе, то государство представляет все общество в совокупности, им и от его имени принимаются все без исключения властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения всеми ими. Борьба между различными социально-политическими силами разворачивается… Читать ещё >

Природа и предназначение государства: концептуальный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Любое жизнеспособное человеческое сообщество — это не просто некая арифметическая сумма разнородных, случайно объединившихся людей для реализации своих целей и интересов, а особая форма их самоорганизации, характеризующаяся в своих бытийных основах сложностью и многогранностью. В нем единство в значительной степени определяется самой природой общественных отношений.

Однако, как показывает исторический опыт, единство и жизнеспособность общества невозможно обеспечить одними лишь увещеваниями, апелляциями к совести, морально-этическими или иными аргументами. Ключевую роль в формировании из хаотического множества людей, групп, коллективов единого жизнеспособного сообщества, имеющего свои особые интересы и волю к совместной жизни, играет государство.

Любое национальное государство характеризуется специфическими особенностями, обусловленными историческими, социокультурными, социально-психологическим, конфессиональными, политико-культурными и иными факторами. С системной точки зрения государство, независимо от формы правления, характеризуется комплексом общих основополагающих принципов организации и функционирования.

Что есть государство?

Государство представляет собой исторический феномен, возникший на этапе перехода человечества от первобытно-общинного строя к новым формам политической самоорганизации, призванным обеспечить функционирование производящей экономики и новые формы трудовой деятельности. Причины образования государства, вопросы, связанные с его сущностью, предназначением, целями и функциями, являются предметом острых споров и дискуссий с древнейших времен до наших дней. Было бы преждевременно говорить, что на эти вопросы современная политическая наука имеет однозначные, приемлемые для всех участников споров и дискуссий ответы.

Само понятие «государство» в современном его понимании возникло на рубеже Средних веков и Нового времени. Для обозначения политической самоорганизации общества древние греки использовали слово polis, а римляне — термины res publica, civitates. Римское выражение " status rei publicae" и подобные ему, например " status rei romanae" , которые были в хождении в Античности, в конечном счете на смену которым пришли понятия stato, staat, etat, state.

Однако вплоть до Н. Макиавелли они использовались для обозначения разного рода правового положения и состояния правителей, например состояния величия, высокого положения, достоинства короля, князя и т. д. Окончательное оформление латинского термина status и его национальных вариантов stato, staat, state, etat и др., означающих на соответствующих языках «государство», как считают, связано с именем Н. Макиавелли.

В силу целого комплекса факторов государство стало организацией, которая объединила людей в упорядоченное общество. Тем самым был положен конец знаменитому положению «война всех против всех», который, как считается, был характерен для догосударственных, или так называемых естественных, сообществ людей. Раз возникнув, государство приобретало самостоятельность по отношению к обществу и, более того, поднималось над ним.

Государство — сложное и многомерное образование, которое в сознании и жизни людей отражается разными гранями и аспектами в зависимости от той роли, которую оно играет в жизни тех или иных слоев, сословий, классов, народов и т. д. Поэтому подлинную природу государства, как и власти, невозможно определить какой бы то ни было единой формулой, одинаково верной для всех времен и народов.

Это вполне естественно, если учесть, что каждая историческая эпоха, каждое поколение, как правило, имеет собственное видение и понимание как государства, так и власти. Государство можно характеризовать как форму политической самоорганизации общества, сущность которой в каждом конкретном случае определяется духом народа, его традициями, историей, культурой и т. д. Поэтому его характеристики и функции изменяются по мере изменения социально-экономических и политических реальностей.

Понятие «государство» используется в двух значениях. Так, когда говорят, например, о вмешательстве государства в экономическую и социальную сферы общественной жизни или о том, что за определенный политический курс оно подвергается критике, речь идет об институтах и должностных лицах, составляющих в совокупности систему управления.

А когда говорят, что Франция, Великобритания, Россия являются государствами, то имеется в виду, что они составляют человеческие сообщества особого типа, особым образом организованные нации, обладающие суверенитетом. Очевидно, что эти два значения тесно связаны между собой: государство в первом смысле управляет государством во втором смысле.

Государство становится тем, что оно есть, благодаря целому комплексу признаков и характеристик, которые качественно отличают его от всех других форм общественной самоорганизации людей. Суть вопроса состоит прежде всего в том, что оно немыслимо без власти и политики. Государство существует там, где есть политика, но политика сама по себе может существовать и вне государства. Наглядный пример этого — политика разного рода международных организаций, в которых не всегда государство, по крайней мере, официально, играет определяющую роль.

Тем не менее здесь нельзя не согласиться с К. Шмиттом, который писал: «Понятие государства предполагает понятие политического. Согласно сегодняшнему словоупотреблению, государство есть политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости… Государство, по смыслу самого слова и по своей исторической явленности есть особого рода состояние народа, и именно такое состояние, которое в решающем случае оказывается главенствующим… Оба признака, входящие в это представление: статус и народ, — получают смысл лишь благодаря более широкому признаку, то есть политическому»[1].

Государства представляют собой конкретные политические образования — в отличие от цивилизации, мирового сообщества, международнополитической системы. Эти последние не имеют собственных границ, пределов юрисдикции, институтов и руководителей, полномочных принимать решения и реализовывать их, не обладают контролем над материальными, человеческими и иными ресурсами и т. д.

Отличие государства от всех других форм социальной организации состоит в том, что оно выступает в качестве главного субъекта политической власти. Его юрисдикция распространяется на всех граждан и на всю суверенную территорию. Эти характеристики проявляются в централизации и концентрации власти в руках высшего руководства государства. Оно вправе принимать и реализовывать властные решения, обязательные для всех сфер общественной жизни.

В этом смысле можно согласиться с П. Козловски, который писал: «Господство как функциональная характеристика государства по отношению ко всем остальным подсистемам общества позволяет не только выделять государство из всех составляющих социальной системы, но и соотнести его доминантное положение с иерархией взаимосвязей и взаимодействий остальных подсистем»[2].

В русской государственно-правоведческой литературе многие исследователи рассматривали государство как единую духовную общину. Как писал, например, И. А. Ильин, «государство, в его духовной сущности, есть не что иное, как Родина, оформленная и объединенная публичным правом, или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы, и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания»[3]. Перефразируя это определение, нельзя утверждать, что государство представляет собой единое органическое целое, из которого произвольно можно вычленить какое-либо важное отдельно взятое звено, например институт парламента, систему государственного управления, административное устройство и т. д.

Государство воплощает всеобщую волю всех своих подданных и с этой точки зрения призвано выражать, защищать и реализовывать интересы всего общества. Им и от его имени принимаются все без исключения властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения всеми ими. Поэтому внутри государства, вокруг государства и между государствами развертывается большая часть политических процессов.

Значение и роль государства в мире политического помимо всего прочего проявляется в том, что именно вокруг него, как выразителя интересов всего общества, группируются все остальные политические институты, такие как политические партии, избирательная система, механизмы выборов и представительства и т. д. Иначе говоря, оно призвано поддерживать целостность и единство множества институтов, выполняющих разнообразные функции управления общественной жизнью.

Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и групп граждан в политической системе, то государство представляет все общество в совокупности, им и от его имени принимаются все без исключения властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения всеми ими. Борьба между различными социально-политическими силами разворачивается прежде всего за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления.

Если гражданское общество — это арена столкновения и взаимодействия множества частных, противоречащих друг другу и конфликтующих интересов, то государство заключает в себе объединяющее всех членов общества начало. Оно преследует цель воспрепятствовать тому, чтобы конфликты различных интересов не достигли взрывоопасной точки, обеспечить условия для достижения консенсуса по основополагающим вопросам общественно-политического устройства.

Государство представляет собой основную форму политической самоорганизации общества на строго ограниченной географической территории, подчиненной определенному виду политического господства.

Со времени Вестфальского мира 1648 г., которым завершилась Тридцатилетняя война, территориальные границы государств считаются священными и неприкосновенными.

С данной точки зрения отличительной особенностью государства является то, что оно представляет собой коллективность, жестко привязанную к определенной территории. Здесь можно согласиться с Л. Дюги, по мнению которого «характер государства может и должен признаваться только за коллективностью, располагающей политической властью и обитающей на определенной территории»[4].

Вопрос о государстве — это с самого начала и в первую очередь вопрос о границах, отделяющих территорию одних государств от территорий других. Политическая организация современного мира базируется прежде всего и главным образом на разделении стран и народов по территориальному принципу. Хорошо охраняемые национальные границы указывают пределы, на которые распространяются территориальный контроль и принудительная система государства. В рамках самого национального государства внутригосударственные территориальные границы определяют пределы административного контроля.

Поэтому неудивительно, что понятие политической власти с самого начала отождествлялось с отправлением власти на определенной территории и с самой этой территорией.

  • [1] Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. Т. 1. 1992. № 1. С. 37.
  • [2] Козловски 11. Общество и государство. Неизбежный дуализм. М.: Республика, 1998. С. 14.
  • [3] Ильин И. А. Путь духовного обновления. Собрание сочинений: в 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 1. С. 234.
  • [4] Дюги. Л. Конституциональное право. Общая теория государства. М.: Типография т-ва И. Д. Сытина, 1908. С. 129.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой