Актуальность темы
исследования. Политическая деятельность исследуется практически во всех видах социально-гуманитарного знания, что подчеркивает множественность ее измерений, поскольку она выступает в качестве одного из важнейших регуляторов социальных отношений. Законы коэволюции и трансформации современных цивилизаций детерминировали тесную связь политологического научного пространства с фундаментальным знанием экономической науки. Социально-ориентированное свойство политики, ее мультифункциональность в рамках экономической детерминированности являются неотъемлемым атрибутом развития общемировых цивилизаций, а также способствуют примирению как гражданских, так и государственных интересов в дискурсе анализа политики как важнейшей процессуальной стороны сложно дифференцированных социальных систем .
Несмотря на популярность экономических практик в рамках анализа политического поля на протяжении последних десятилетий, исключительно экономические схемы анализа политики не являются достаточными с теоретико-методологической точки зрения. Рыночно ориентированные концепции в политической науке (state capacity, новый государственный менеджмент и т. д.), в которых доказывается мысль о тотальной детерминированности политического пространства исключительно экономическими закономерностями развития, и постулируется универсальность применения статистических процедур для анализа политической сферы, рассматривают в политической деятельности стратегические сценарии, чреватые неприемлемым ущербом, как стратегически актуальные даже при весьма малой вероятности их развития. В свою очередь, образы желаемого будущего сегодня построены прежде всего на гарантированном исключении неприемлемых вариантов, что ведет к созданию иммунной социально-политической системы, способной к саморазвитию и противодействию привнесенным негативным явлениям. Таким образом, современная политическая наука оказалась в ситуации пересмотра классического экономического подхода к анализу политического пространства для обеспечения легитимности политической власти, поддержания стабильности политических систем, а также повышения индексов эффективности управления. Необходимы поиск актуальных теоретико-философских комбинаций, внедряемых в дискурс политологических исследований, а также анализ новых смыслов и категорий в пространстве политики с учетом быстроменяющихся условий внешней среды. Это подразумевает комплексный анализ политических процессов, основанный на имплементации инновационных технологических методик построения стратегических моделей, существенно дополняемый прогрессивными наработками экономической теории, фундаментальным знанием военного искусства, истории, философии и политической науки, а также синтезом современных маркетингово-менеджериальных теорий.
Политические стратегии, тесно связанные в рамках данного исследования с понятием моделей, уже давно стали привычным феноменом как зарубежной, так и российской политической жизни. Однако, практика использования политических стратегических моделей сегодня заметно опережает становление научного знания о них. Этим, во многом, обусловлена необходимость исследования сущности, особенностей, а также форм и видов последних. Несмотря на формальное развитие представительных демократий в современных государствах, очевидна необходимость назревших преобразований в политике с учетом все большей интенсивности информационного развития дифференцированного общества, нуждающегося в обеспечении должного уровня интерактивности и прозрачности публичного политического процесса. Именно в подобных случаях особое внимание привлекают стратегические модели, представляющие собой проекцию эффективного паттерна оптимального политического поведения, отвечающего в равной степени государственным и общественным интересам. Политические стратегические модели являются рациональной попыткой понять, каким образом можно избежать привычных политических потрясений, форсировать темпы развития политической структуры государства во всем ее многообразии, а главноеустановить стратегическое согласие в социуме, добиться ценностного консенсуса власти и населения и, как следствие, имплементации общегосударственного вектора политической, экономической и культурной модернизации.
В реалиях современного общества изучение стратегического моделирования в качестве интеллектуального продукта призвано проанализировать значимость социокультурных, политических, экономических, исторических факторов поведения субъектов политической деятельности для конструирования универсальных паттернов воспроизводства и позитивной трансформации институционального и коммуникативного поля политики. Подобная задача является необходимым условием поддержания социального порядка, выступает качественным индикатором уровня цивилизованности практик политического целедостижения, а также способствует благоприятным интеракциям сложноорганизованного социума с государством.
Принципиально значимым в этой связи является теоретическое конструирование адекватного понятийного аппарата и содержательное наполнение теорий построения стратегических моделей в политике, как на базе социально-философских концепций, так и в русле многоуровневых концепций модернизации, привносящих в анализ инновационные коммуникативные, экономические и технологические практики.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование природы стратегического моделирования опирается на многовековую традицию, базирующуюся на интеллектуальных практиках военного искусства, а также философской рефлексии относительно нормативного поля политики. В данном контексте кажется правомерным апеллировать к работам авторов Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима, а также представителей европейской и американской философии политики 17−19 вв. как к важнейшим источникам, отражающим процесс становления стратегического дискурса. Классическими с точки зрения анализа военного потенциала стратегий по праву считаются произведения.
1 2 древнекитайских авторов Сунь-Цзы, а также Гунсунь Яна, в которых военные стратегии существуют в определенном синтезе с анализом феноменов государственного управления, а также социальной жизни, что было сформулировано в учении «у-син», основной целью которого являлось достижение гармонии в системе военных, социальных и политических взаимодействий в качестве глобальной цели стратегии. Исследование военных стратегий находит также свое отражение в работах Ксенофонта, уделившего особенное внимание анализу стратегического плана, а также личности стратега. В 18 веке военные стратегии были освещены в графом Жубером,.
1 Сунь-Цзы, У-Цзы. Трактаты о военном искусстве. М.: «ACT», 2002.
2 Гунсунь Ян. Книга Правителя области Шан. Пер. Л. С. Переломова, НИЦ «Ладомир», М., 1993.
3 Ксенофонт. Анабасис, [электронный ресурс] режим доступа: http://www.vehi.net/istoriya/grecia/ksenofont/anabazis/05.html 'i проанализировавшим военные кампании Фридриха Великого. Написанная в 19 веке книга «О войне» Клаузевицем1 снискала репутацию классического сочинения о содержании, принципах, ценностях и видах военных стратегий.
Война как особенное состояние общества изучалась огромным количеством политических философов на протяжении веков, однако, весь комплекс подобных трудов указывал на органическую неразрывность пространств войны, политики и социума, но не предлагал непосредственных стратегий для организации взаимодействия в данных пространствах. (Гоббс Т., Монтескье Ш., Локк Дж., Гегель Г. Ф.)2. Данная особенность характерна также и для анализа непосредственно политических стратегий. Начиная с эпохи античности, вопросы организации социального и политического порядка были основополагающими в трудах философов, однако, большинство источников предлагают исследователю скорее общий взгляд на социально-политическое устройство с применением исторического и социологического подходов в своей основе без четко структурированных паттернов построения политических стратегий в государстве. (Платон, Аристотель, Макиавелли Н., Гроций Г., Лютер М., Руссо Ж.-Ж., Гегель Г. Ф., Токвиль А., Мангейм К., Вебер М. и др-)3.
1 Клаузевиц К. О войне. (Москва, Госвоениздат, 1934) — переиздание 2007 года: М.:Эксмо, СПб: Мидгард.
2 Гоббс Т. Избранные произведения. М.: Мысль, 1965. Т.2- Монтескье Ш. Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999; Локк Дж. Два трактата о правлении" // Локк Дж. Сочинения: В 3 т. — Т. 3. — М.: Мысль, 1988; Гегель Г. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.
3 Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»), М.: Мысль. 1990—1994; Аристотель. Сочинения. В 4 т. (Серия «Философское наследие»). М.: Мысль, 1975—1983. Т.4- Макиавелли Н. Государь. Пер. Г. Муравьевой, М.: «Художественная литература», 1982; Гроций Г. О праве войны и мира, пер. с лат., кн. 1—3, М., 1956; Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1997; Русо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. — М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998; Гегель Г. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990; Токвиль А. Демократия в Америке: Пер. с франц. / Предисл. Гарольда Дж. Ласки. — М.: Издательство «Весь Мир», 2000; Мангейм К. Идеология и утопия. электронный ресурс] режим доступа: Ьйр://?уу.?гато1еу.сот/?орепШе=1 269 044 490;
Терминологический инструментарий исследований стратегического моделирования складывается преимущественно в 20 столетии. Сам феномен стратегического моделирования с академической точки зрения представляет собой изучение природы и содержания стратегий, а также анализ специфики моделирования как процесса в их квинтэссенции.
Изначально целостные научные концептуализации феномена стратегий разворачивались в рамках экономического научного дискурса. Первые попытки теоретически осмыслить процесс построения стратегий относятся к периоду интенсивной индустриализации на рубеже 19- 20 вв. В это время в научном пространстве появляются работы таких ученых-экономистов, как Слоун А., Файоль А., Тейлор Ф. У1. и т. д., основная задача которых заключалась в описательном анализе сферы управления на предприятии с целью поиска универсальных схем его организации. Начиная с середины 20 века концептуализация феномена стратегий начинает развиваться крайне стремительно, о чем говорит появление в науке таких концептов, как долгосрочное прогнозирование, а затем, начиная с 1970 гг., и стратегическое планирование, что нашло свое отражение в трудах Минцберга Г., Ансоффа И., Друкера П., Куна Т., Чандлера А., Куинна Дж., Рамелта Р., Портера М., Пфеффера Дж. и.
Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.- сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдовапредисл. П. П. Гайденкокоммент. А. Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1990.
1 Sloan А. P., Sparkes В. Adventures of a WhiteCollar Man. N. Y., 1941; Файоль А. Общее и промышленное управление./Пер. на рус. Б.В. Банина-Кореня, 1923; Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991.
2 Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Пер. с англ. Спб.: Питер, 2000, Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. Пер. с англ. Спб. ЛитерАнсофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.:Экономика, 1989, Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Спб.:Питер, 2000 — Друкер П. Задачи менеджмента в 21 веке. Пер. с англ. М.: Издат. дом Вильяме, 2000, Друкер П. Эффективный руководитель. Спб, 2006; Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1983; Chandler A.D. Strategy and Structure: Chapters in the history of American Enterprise. MIT Press: Cambridge, MA, 1962; Rumelt R.P., Schendel D.E., Teece D.J. Fundamental Issues in Strategy: A research agenda. Harvard Business School Press: Boston, MA, 1994; Портер M.E. Конкурентное преимуществом.: Альпина Бизнес Букс, 2005; Пфеффер Дж. Власть и влияние. Политика и управление в организациях. Пер. с англ. M.: Издат. дом Вильяме, 2007 др. Благодаря работам указанных авторов стратегии становятся полноправным концептом научного дискурса, имеющим свой понятийно-категориальный аппарат, а также начинающим проникновение в иные сферы, кроме экономической, а именнов социальное и политическое пространства.
На современном этапе стратегии в экономике анализируются в категориях стратегического менеджмента, использованного для анализа стратегического моделирования в этой работе. Данной проблематике посвящены работы таких исследователей, как Аакер Д., Эйзенхардт К., Тис Д., Монтгомери С., а также перечисленных ранее Друкера П., Минцберга Г., Ансоффа И1, и т. д.
В России концептуализацией феномена стратегий изначально занимались в рамках государственного планирования в советский период, но это мало относилось к академическому дискурсу (например, планы электрификации Кржижановского Г. М. и «пятилеток» и т. д.). Значительное количество современных российских исследований посвящено построению экономических стратегий, содержание которых существенно детерминирует разработку теоретико-методологической базы имплементации стратегий и в политическое пространство. В данном ключе назовем таких авторов, как Полтерович В. М., Клейнер Г. Б., Катькало В. С, Бухвалов A.B., Виханский О. С"Гурков И.Б., Зуб А. Т., Кукура С. П., Попов С. А., Третьяк O.A. 2 и и т. д.
1 Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. Пер. с англ., 2007; Eisenhardt K.M. Has strategy changed? MIT Sloan Management Review 43(2), 2002. P.88−91- Тис Д.Дж. Получение экономической выгоды от знаний как активов: «новая» экономика, рынки ноу-хау и нематериальные активы. Российский журнал менеджмента 2(1): 95−120,2004; Montgomery С.А., Wernerfeit В., Balakrishnan S. Strategy content and the research process: A critique and commentary. SMJ 10(2) :189−197,1989.
2 Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. Издательский дом СПБГУ.Спб., 2007; Бухвалов A.B., Катькало B.C. В поисках «замыкания» фирмы: новые подходы к анализу стратегий. Рецензия на книгу: Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008 // Российский журнал менеджмента. 2009. Т. 7. № 2. С. 139−146- Гурков И. Б. Стратегия и структура корпорации .Учеб. пособие. М.: Дело, 2006; Зуб A.T. Стратегический менеджмент. Теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2002; Кукура С. П. Теория корпоративного управления. Экономика,.
Анализ литературы, посвященной непосредственно политическим стратегиям, позволил выделить несколько специфических блоков, отражающих общий теоретико-методологический спектр изучения политических стратегий.
Во-первых, труды, описывающие стратегии международных отношений, в частности, геополитические стратегии, а также стратегии обеспечения национальной безопасности, являющиеся крайне востребованными с практической точки зрения в последние десятилетия (Челлен Р., Маккиндер X., Спайкмен Н., Ратцель Ф., Хаусхофер К., Шмитт К., Хантингтон С, Фукуяма Ф., Бжезинский 3., Стойкерс Р1., в отечественной традиции Данилевский Н. Я., Леонтьев К. Н., Савицкий П. Н., 2 в современной отечественной традиции Косолапов H.A., Гаджиев К. С., Косов Ю. В., Панарин A.C., Баранов H.A., Ачкасов В. А., Цыганков А. П., Радиков И. В., Иноземцев B. JL, о.
Сорокин К.Э. и др.).
2004; Мешалкин В. П., Земляков Ю. Д., Вент Д. П., Попов С. А., Пашина Н. Б. Концепция стратегического антикризисного управления ресурсообменными процессами. Российское предпринимательство^ 9 (33), 2002 с. 103−110- Третьяк O.A. — Маркетинг: новые ориентиры модели управления, М: ИНФРА-М, 2005.
1 Челлен Р. Политические проблемы Мировой войны. Лейпциг, 1916; Mackinder, H.J. Democratic Ideals and Reality. New York: Holt, 1919;Spykman N. America’s in Strategy in World Politics. -Hamdem, 1942; Ratzel Fr. Politische Geographie. Munchen-Leipzig, 1897- Хаусхофер К. О геополитике: Работы разных лет. М.: Мысль, 2001; Шмитт К. Государство и политическая форма. М.: Издательский дом Государственного университета Высшей школы экономики, 2010; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT, 2003; Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек, Перевод с английского М. Б. Левина. ООО «Издательство ACT», 2004; Бжезинский, 3. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы. Пер. с англ. О. Ю. Уральской. М.: Международные отношения, 1998; Стойкерс Р. Теоретическая панорама геополитики // Элементы., 1992,1.
2 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. M. Эксмо, Алгоритм. 2003; Леонтьев K.H. Восток, Россия и славянство. M., 1996; Савицкий П. Н. Континент Евразия. М., 1997.
3 Косолапов Н. А. Социальная психология и международные отношения. M., 1983; Гаджиев К. С.
Введение
в геополитику. M., Логос. 2000; Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование. М., Алгоритм. 2000; Ачкасов В. А., Еремеев С. Г. Глобализация и основные тенденции в развитии современного мира. СПб., 2009; Цыганков П. А. Теория международных отношений. Учеб, пособие. М.: Гардарики, 2003; Радиков И. В. Политика и национальная безопасность. СПб.: Астерион, 2004; Косов Ю. В. Политическая регионалистика. Питер, 2009; Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация: Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции .М.: Academia: Наука, 1999; Сорокин К. Э. Геополитика современности и геостратегия России. M, 1996; Баранов H.A. Потенциал государства и политико-административные отношения в контексте инновационного развития // Политико-административные отношения: концепты, практика и качество управления. Сборник статей / Под ред. Л. Б. Сморгунова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. С.21−35.
Во-вторых, исследования стратегий электорального поведения (Лазарсфельд П. Л, .Кэмпбел А., Конверс Ф. Э, Миллер У. Э, Липссет С. М., Роккан С., Ки В. О. в отечественной современной традиции Артемов Г. П., Гельман В. Я., Голосов Г. В., Мелешкина С. М., Попова О. В., Римский В. Л. 2и др).
В-третьих, работы, посвященные стратегиям партийного строительства (Дюверже М., Сартори Дж., Шугарт М. С., Таагепера Р.,.
— у.
Острогорский М.Я., Адаме Дж., Грофман Б., в отечественной современной традиции Исаев Б. А. Голосов Г. В., Любин В. П., Гаман-Голутвина О.В., Перегудов С. П4. и др.).
В-четвертых, издания, освещающие информационно-коммуникационные стратегии организации избирательных кампаний (Диксон П., Кастельс М. Швертель М.5, в современной отечественной традиции Ковлер А. И., Пригожин А. И., Поцепцов Г. Г., Жмыриков А. Н., Малкин Е. Б., Сучков Е. Б., Фаер С. А6. и др.),.
1 L&zarsfeld P.F., Berelson B.R., Gaudet Н. The people’s choice: New York: Columbia University Press, 1944; Campell A., Converse Ph.E., Miller W.E., Stokes D.E. The American VoterNew York: John White and Sons, 1960; Lipset S.M., Rokkan S. Party Systems and Voter Aligments: Cross-National Perspectives. London: Macmillan, 1967; Key V.O. The responsible electorate: Rationality in presidential voting 19 361 960. New York: Vintage, 1966.
2 Артемов Г. П. Политическая социология. Учебное пособие. М: Логос, 2002; Первый электоральный цикл в России (1993;1996). / Общ. ред.: В. Я. Гельман, Г. В. Голосов, Е. Ю. Мелешкина. М.: Издательство «Весь Мир», 2000; Артемов Г. П., Авдиенко Д. А., Попова О. В., Чазов А. В. Электорат политических объединений России: опыт проведения Exit-Poll в Санкт-Петербурге. Полис, 2000 № 2- Римский В. Л. Универсальные и коррупционные нормы взаимодействий в российской политике // Полис. 2011. № 4. С. 104—116.
3 Дюверже M. Политические партии. M.: Академический проект, 2001; Сартори Дж. Партии и партийные системы. Буржуазная демократия: Теория и практика. М., 1978; Таагепера Р., Шугарт М. С. Описание избирательных систем // Политические исследования. 1997. № 3. С. 114−137- Острогорский М. Я. Демократия и политические партии. М.: РОССПЭН, 1997; Adams J.F., Merrill III, S., Grofman, В. A Unified Theory of Party Competition: A Cross-National Analysis Integrating Spatial and Behavioral Factors / J.F. Adams, S. Merrill III, B. Grofman. Cambridge, New York, 2005.
4 Голосов Г. В. Сравнительная политология. М., 1998; Гаман-Голутвина O.B. Политические элиты России. М.: Интеллект, 1998; Перегудов С., Лапина Н., Семененко И. Группы интересов и российское государство. М.: Эдиториал УРСС, 1999; Любин В. П. Партийная система России накануне выборов и партийное развитие в странах Восточной, Центральной и Западной Европы. // Политические партии в России и на Западе: функционирование партийных систем. М.: ИНИОН РАН, 1995; Исаев Б. А. Теория партий и партийных систем. Аспект-пресс, 2008.
5 Диксон П. Фабрика мысли. М.: ACT, 2004 — Кастельс М., Химанен П. Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель. М.: Логос, 2002.;
Швертель М. Я выигрываю выборы ¡-.Москва: Европа, 2006.
6 Ковлер А. И., Зотова 3.M. Стратегия избирательной кампании и ее планирование. М.: РЦОИТ, 1999; Пригожин А. И. Современная социология организаций. М., 1995; Почепцов Г. Г. Создание.
В-пятых, литературу, в которой анализируются стратегии построения имиджа политиков (Макиавелли Н., Лукман Т., Бергер П., Барт Р., 1 в современной отечественной традиции Егорова-Гантман Е. В, Плешаков К. В., Лисовский С. Ф., Ачкасова В. А., С.Ф., Гринберг Т. Э., Ольшанский Д. В., Зазыкин В. Г., Шестопал Е.Б.2) а также целое направление стратегической психологии, разработанное Юрьевым А. И3.
В-шестых, источники, рассматривающие стратегии эффективного управления (классические работы Платона, Аристотеля, Макиавелли Н., Бодена Ж., Гоббса Т.,. Руссо Ж.-Ж, Локка Дж, Канта И., Гегеля Г., Вебера М., а также Шумпетера Дж, Даля Р., Малгана Дж и др4., в современной отечественной традиции представляют интерес работы Василенко И. А., Атаманчука Г. В., Глазуновой Н. И., Сморгунова Л. В., Дегтярева A.A., Соловьева А. И. и др.5). виртуальных объектов и использование их в предвыборной борьбе// Русский журнал «Политика», 2002; Жмыриков А. Н. Психология политического лидерства в современной России. Нижний Новгород, 1996; Грибанова Г. И. Деструктивные технологии в избирательных кампаниях и пути борьбы с ними // Гуманитарные технологии и политический процесс в России. СПб.: Изд-во СПбУ, 2001; Малкин Е. Б., Сучков Е. Б. Основы избирательных технологий и партийного строительства. М.: Русская панорама, 2006; Фаер С. А. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы. PR — секреты общественных отношений. «Ловушки» в конкурентной борьбе. Механизмы политической карьеры, 2001.
1 Макиавелли Н. Государь. Пер. Г. Муравьевой, М.: «Художественная литература», 1982; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии зна-ния. — М.: «Медиум», 1995; Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: ПрогрессУниверс, 1994.
2 Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. M.: Центр политического консультирования «Никколо M», 1999; Лисофский С. Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000; Гринберг Т. Э. Политические технологии: ПР и реклама. M.: Аспект Пресс, 2005; Ольшанский Д. В. Политическая психология. СПб.: Питер, 2002; Зазыкин В. Г. Психологические основы гуманистической рекламы. М.: РАГС, 2000; Шестопал Е. Б. Политическая психология. Инфра-M, M., 2002.
3 Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала/Под науч. ред. А. И. Юрьева. СПБ.: Logos, 2006.
4 Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия: пер. с англ. / Предисл. и общ. ред. В. С. Автономова. М.: Экономика, 1995; Даль Р. Полиархия: участие и оппозиция / Пер. с англ. под ред. С. Деникиной, В. Барановой. M.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2010; Малган Дж. Искусство государственной стратегии. Мобилизация власти и знания во имя всеобщего блага. Издательство Гайдара.
5 Василенко И. А. Административная реформа: цели и инструменты. М., 2005; Дегтярев А. А. Принятие политических решений. М., 2005; Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 2006; Глазунова Н. И. Государственное и муниципальное управление, учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006; Государственная политика и управление. В 2-х ч. Ч. 1: Концепции и проблемы.
И, наконец, в-седьмых, произведения, посвященные анализу феномена стратегического планирования в политике (Кокошин A.A., Харченко К. В., Магданов П. В. и др1.).
Все вышеперечисленные аспекты изучения политических стратегий существуют в неразрывном синтезе с наработками прикладной социологии и политического анализа (Дюргейм Э., Вебер М., Гидденс Э., Бурдье П., Мертон Р., Парето В., Доган М., Пеласси Д., Шварценберг Р.-Ж., Сорокин П. 2 в современной отечественной традиции Ядов В. А., Заславская Т. И., Сморгунов JI.B., Попова О. В., Боришполец К. П., Мансуров В. А., Горшков М. К., Симонов К. В. и ДР-3).
Отметим, что классически вопросы моделирования находятся в дискурсе прикладных математических практик, а также кибернетической науки. На данном этапе существует огромное количество формул моделирования явлений и процессов, основанных на знании структуры объекта моделирования и на гипотезе о предсказуемости внешней среды, используемых для верификации государственной политики и управления / Под ред Л. В. Сморгунова .M.: РОССПЭН, 2006; Государственная политика и управление. В 2 ч. 4.II. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л. В. Сморгунова. M.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007; Соловьев А. И. Принятие государственных решений. М., 2006.
1 Кокошин A.A. О стратегическом планировании в политике, 2007; Харченко К. В. Социология управления: от теории к практике, 2008, Харченко К. В. Муниципальное стратегическое планирование. От теории к технологии., 2009; Магданов П. В. Современный подход к стратегическому планированию// http://ars-administrandi.com/article/Magdanov201 ll.pdf.
2 Дюргейм Э. Социология и теория познания//Новые идеи в социологии. СПб., 1914;. Вебер М. Основные социологические понятия / Теоретическая социология. Антология T.I. М., 1995; Гидденс Э. Социология. М., 1999; Бурдье П. Структуры, Habitus, Практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995; Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 1957; Парето В. О применении социологических теорий: (Из наследия итальянского социолога) // Социологические исследования. 1995. № 10- 1996. №№ 1,2,7,10- Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология, 1994; Шварценберг Р. Ж. Политическая социология. М., 1992.
3 Ядов В. А Размышления о предмете социологии // Социс. 1991. № 2. С. 14- Заславская Т. И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации, М.: Дело, 2004; Сморгунов Л. В. Современная сравнительная политология — М.: РОССПЭН, 2002; Попова О. В. Политический анализ и прогнозирование. Издательство: Аспект-Пресс, 2011; Боришполец К. П. Методы политических исследований. Аспект-пресс, 2004; Социальные факторы консолидации Российского общества: социологическое измерение / Под ред. чл.-корр. РАН М. К. Горшкова. М., Новый хронограф, 2010; Симонов К. В. Политический анализ: Учебное пособие. М.: Логос, 2002 законов биологии, физики, химии и т. д. (Вейль Г., Канторович Л. В., Нейман Дж., и др.)1.
Безусловно, математические схемы моделирования по праву считаются перспективными в научном дискурсе сегодня, особенно в категориях построения искусственного интеллекта, однако, сфера политических исследований все же нуждается во внедрении более тонких качественных методов моделирования, учитывая высокую степень неопределенности и нестабильности внутри социальных и политических систем. Наиболее близко к решению данного вопроса подошло имитационное моделирование, используемое в экономике Оно основывается на математической статистике и теории вероятности в качестве инструментария и исходит из посылки, что система есть черный ящик, который подлежит исследованию за счет анализа влияющих на него факторов как внутри, так и снаружи (Шеннон Р., Форрестер Дж., Слоун П., Шрайбер Т. Дж., в современной отечественной традиции Строгалев В. П., Толкачева 3.
И.О., Ожиганов Э. Н. и др .).
Несмотря на популярность исследования стратегий и моделей, как в их разобщенности, так и синтезе, анализ диссертационных исследований по данной проблематике указал на достаточно слабую разработанность этих тем в дискурсе социально-политического поля. Выполненные в этом направлении диссертационные исследования преимущественно посвящены анализу стратегического планирования.
1 Вейль Г. Избранные труды. М.: Наука, 1984; Канторович Л. В. Математические методы организации и планирования производства, 1939; Нейман Дж. Теория самовоспроизводящихся автоматов. Пер. с англ. Изд.2,2010.
2 Шеннон Р. Имитационное моделирование систем — искусство и наука .М.: Мир, 1978; Форрестер. Основы кибернетики предприятия (Индустриальная динамика), 1971; Шрайбер Т. Дж Моделирование на СР^Б, 2004.
3 Строгалев В. П., Толкачева И. О. Имитационное моделирование. МГТУ им. Баумана, 2008; Ожиганов Э. Н. Политика инновационного развития: Глобальная конкуренция и стратегическая перспектива России, 2012; Ожиганов Э. Н. Стратегический анализ политики: Теоретические основания и методы. Учебное пособие. — М.: Аспект пресс, 2006 в экономической сфере (Дергачева Е.А., Крымов В. Б., Пинягина Н. Б. и т. д.)1, а также вопросам исследования стратегического управления (Катькало B.C., Алейников A.B., Погостинский Ю. А., Байдаков C.JI. и т. д.). Существующие отдельные работы, посвященные стратегическим исследованиям в политологическом научном пространстве, на данном этапе единичны и отражают лишь узкий спектр проблем стратегического моделирования. Это диссертационные исследования, освещающие моделирование политических процессов (Покосовская М.Ю., Баскакова Ю. М.,.
•5.
Звонарев Н.И. и т. д.), моделирование политических рисков (Бордовских А.Н. 4 и т. д.) стратегии эффективного управления политическими процессами (Яловая М.А., Овчаренко А. Н., 5 и т. д.), стратегии международных отношений (Шумилин А.И., Юрченко И.В.6 и т. д.).
Дергачева Е. А. Стратегическое планирование социально ориентированного развития города:: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Спб., 2003; Крымов В. Б. Стратегическое планирование в системе управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации: Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 2010; Пинягина Н. Б. Методологические основы стратегического планирования в лесном секторе Российской Федерации: Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 2009.
2 Катькало B.C. Эволюция теории стратегического управления: Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Спб., 2007; Алейников A.B. Бизнес и власть в современном российском обществе: социально-философский анализ: Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Спб, 2010; Погостинский Ю. А. Формирование и развитие системы функций стратегического управления предприятием: теория и методология: Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Спб., 2007; Байдаков СЛ. Теория и методология стратегического управления мегаполисом и его территориальными единицами: Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 2010.
3 Покосовская М. Ю. Российский федерализм: теоретико-прикладные аспекты моделирования Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Москва, 2007; Баскакова Ю. М. Моделирование политической реальности: количественные аспекты: Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Саратов, 2006; Звонарев Н. И. Моделирование динамики политических процессов: формальный подход: Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Саратов, 2007.
4 Бордовских А. Н. Политические риски: современные проблемы оценки и теоретического моделирования: Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2009.
5 Яловая M.A. Организация эффективного управления политическими процессами в условиях социально-экономической нестабильности: Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Ростов-на-Дону, 2009; Овчаренко А. Н. Стратегическое управление в политической деятельности: теоретико-методологические основы: Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук. М., 2007.
6 Шумилин А. И. Взаимодействие стратегий России и США на Большом Ближнем Востоке: Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук. М., 2009; Юрченко И.В.
Таким образом, вышеприведенный анализ литературы указывает на тот факт, что современной наукой накоплен определенный опыт изучения процесса стратегического моделирования и сопряженных феноменов. В то же время крайне очевидной кажется потребность в эвристической методологии и необходимости ее формирования применительно к этой предметной области исследования для комплексного анализа феномена стратегического моделирования, значимость которого сложно переоценить в условиях все усложняющейся динамики социально-политических процессов, а также возрастания неопределенности в границах политического пространства. Необходимость разработки новых подходов к методологическим основаниям стратегического моделирования политической деятельности, наличие не решенных и дискуссионных вопросов определяют актуальность темы, структуру исследования, его цель и задачи.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области анализа стратегий. Исследование основано на единстве системно-исторических, логико-гносеологических, социально-философских и собственно политологических методов научного анализа. Автор опирается на принципы объективности и конкретности исследования общественных явлений, связанные с управлением политической деятельностью в условиях современного социума.
Непосредственным теоретико-методологическим фундаментом данного исследования выступают наработки стратегического менеджмента, прежде всего работы Друкера П., Ансоффа И., Малгана.
Национальная и региональная безопасность как политическая стратегия современной России: Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук. Ростов-на-Дону, 2009; Мединский В.Р.
Дж., Робертса Дж, Минцберга Г1., основные положения структурного функционализма, неоинституализма, в частности теории институциональных изменений Норта Д., 2 теории социального о пространства Бурдье П., фиксирующих динамическое взаимодействие экономического, социального и политического пространств с учетом их формальных и неформальных свойств, социального конструктивизма, дополняемые обзором специфики политического инкрементализма и теории сетей.
Эмпирическая база исследования. Эмпирическим материалом для когнитивных оценок, обобщений, а также концептуальных выводов в данной работе послужили материалы социологических исследований «ВЦИОМ», «Росстат», «Левада-центр», «ФОМ», «1ЮМ111-тот1:оп炙 и других исследовательских организаций в российском научном пространстве, наработки ведущих стратегических центров. В представленном исследовании также были проанализированы результаты работы современных 1Т-корпораций в границах формирования государственно-ориентированных информационных программ.
Цель исследованиякомплексный анализ феномена стратегического моделирования, границ его применения, выявление и определение направлений его оптимизации, а также артикуляция когнитивных оценочно-дескриптивных методик и стратегических моделей в поле политической конкуренции и пространстве управления в качестве теоретических оснований формирования комплементарных методологических подходов к анализу политической сферы. Достижение поставленной в данном.
1 См. указ. соч.
2 Норт Д. Институты, институциональные изминения и функционирование экономики. М., 1997.
3 Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с фр.- общ. ред. и послесл.
Н. А. Шматко. — Москва: Институт экспериментальной социологииСПб.: Алетейя, 2005. В 2-х т.
З1 исследовании цели открывает обширные перспективы комплексного анализа стратегических практик в политике, существенно детерминирующих уровень институционализации и легитимности политического процесса в современных государствах.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи теоретического и прикладного характера, определившие логическую структуру и последовательность исследования:
1) проанализировать теоретико-методологические параметры политико-философского, а также экономического и военного подходов к анализу феномена стратегического искусства, как в исторической перспективе, так и контексте современных эпистемологических интерпретаций;
2) раскрыть сущность, содержание и специфику политических стратегий, исследовать их функции, свойства и особенности;
3) обосновать необходимость академического синтеза понятий «стратегия» и «модель», проанализировать концептуальное содержание процесса стратегического моделирования;
4) исследовать этапы процесса стратегического моделирования;
5) описать пространство политической конкуренции в категориях стратегического моделирования, выдвинуть объективные стратегические модели в соревновательной сфере политики на базе квинтэссенции методологии стратегического менеджмента, политико-философских течений, а также метиса военного мастерства.
6) очертить границы имплементации стратегических моделей в пространстве политического управления, а также сформулировать управленческие стратегические модели в политике с учетом знания классического менеджериального дискурса, а также инновационных коммуникационно-информационных технологий;
7) рассмотреть перспективы развития фундаментальных знаний в области стратегического моделирования.
Объект исследования — моделирование в политике в качестве структурообразующего феномена организации политического порядка.
Предмет исследованияконцептуализация стратегических аспектов моделирования в пространстве политической конкуренции и в сфере политического управления.
Научная новизна исследования состоит в решении важной научной и прикладной задачи по постановке, теоретическом обосновании и решении комплекса вопросов, касающихся методологических оснований комплексного подхода к анализу процесса стратегического моделирования в политике.
Основные новые научные положения, выносимые на защиту и отражающие личный вклад автора в конкретное приращение политологического знания:
1. выявлены и раскрыты эвристические возможности методологических принципов структурного функционализма, неоинституционализма, социального конструктивизма в сочетании с применением теории стратегического менеджмента, а также политико-философского и исторического анализа, что позволяет артикулировать новое понимание стратегической деятельности в политике;
2. представлены концептуальные маршруты соединения понятий «стратегия» и «модель» для наиболее корректной методологической рефлексии относительно организации политического пространства;
3. обоснована необходимость внедрения в политологический дискурс понятия «стратегическое моделирование» в дополнение к классическому стратегическому планированию, а также использования концепта «метис» для наиболее актуализированного анализа ценностной, процессуальной и нормативной стороны процесса построения стратегических моделей в политике;
4. разработаны актуальные стратегические модели, имплементируемые в поле политической конкуренции, основанные на метисе военного искусства в синтезе с передовыми проективными методиками, формами экономического анализа, а также принципами современных коммуникативных практик, что позволило, во-первых, описать маршруты построения специфического дискурса обретения конкурентного преимущества в сфере политики в категориях повышения индексов результативности в ее рамках, а, во-вторых, сфокусироваться на паттернах повышения уровня прозрачности публичной политики;
5. концептуализированы стратегические модели в пространстве политического управления, базирующиеся на применении знания метиса классической управленческой деятельности в комбинации с технологиями 1Т-комплекса, менеджериальными инновациями, а также социально-ориентированными практиками, что в комплексе указывает на объективные пути формирования структур сопряженности частных и государственных интересов, повышает эффективность процесса принятия политических решений, а следовательно, -детерминирует уровень легитимности политической системы.
Положения, выносимые на защиту.
1) Политические пространства современности, испытывающие на себе всепроникающее влияние процессов глобализации, индустриализации, кибернетизации и т. д., нуждаются в разработке инновационного методологического маршрута для актуальной рефлексии относительно организации политического порядка, а именнокомплекса стратегического моделирования в качестве экзистенциального основания формирования стратегий в политике;
2) Понятие стратегического моделирования аккумулируется в терминах экономической науки в сочетании с изучением метиса социально-политического развития цивилизаций, а также анализом историко-философского дискурса;
3) Изучение пространства политики требует наибольшей концентрации на двух макросферах: области политической конкуренции, а также комплексе политического управления, являющихся системообразующими полями формирования политического порядка как такового, специфика которого, рассматривающаяся в подобных категориях, подлежит наибольшему нормативному воздействию с теоретико-методологической точки зрения;
4) Стратегические модели в поле политической конкуренции раскрывают свой наивысший потенциал при влиянии на их формирование метиса военного искусства, что обусловливает деление конкурентных моделей в данной работе на 4 блока: наступательную, оборонительную, фланговую и партизанскую. Концептуальное содержание моделей рассматривается в дискурсе экономических практик, исторического и социально-философского знания;
5) Стратегические модели в сфере политического управления нуждаются в упорядочивании и сведении всего разрабатываемого ранее спектра классических стратегий к типичным блокам, работа с которыми способна не только приблизить исследователя к основной ценностно-процессуальной сути управления, но и существенно повысить адаптивное свойство и, как следствие, эффективность менеджериального процесса. Данные блоки представляют собой сферы, находящиеся в прямой зависимости с процессом политического управления и основанные на классическом представлении феномена управления в категориях схемы «субъект-деятельность-объект». Стратегические модели в сфере политического управления, учитывая необходимость развития их инновационного потенциала, видится необходимым анализировать в рамках исследования 4 специфических областей, работа с каждой из которых по отдельности, а также в их совокупности, способна гармонировать управленческий процесс в целом: человеческие ресурсы, проектная деятельность, информация и коммуникация, общественное мнение;
6) Политико-философское исследование феномена стратегического моделирования, обеспечивающего плотные взаимодействия публичной власти и социальных групп, позволяет заключить, что политическое пространство и гражданское общество способны сформировать адекватные структуры взаимодействия на нормативно-правовой основе, Эти взаимодействия обеспечиваются работой с ресурсом информационно-комуникационных стратегий, обращением к экономическому знанию для удовлетворения социально значимых потребностей, а также познанием социально-политических интеракций на базе общемирового опыта поколений;
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в комплексном освещении феномена стратегического моделирования, а также анализе его влияния на организацию конкурентного поля политики и сферу политического управления. Материалы данной работы, проанализированные в ней специфические методологические подходы к изучению концепта стратегического моделирования и полученные в ходе исследования научные результаты, в существенной степени формируют академическую базу для последующего исследования данной проблематики в ракурсе политико-философского и социологического дискурса. В работе используется ряд категорий, концепций и методов анализа, применяемых при изучении экономического пространства, которые являются актуальными для приращения политологического знания сегодня. Проведенное исследование позволяет также выделить наиболее оптимальные тренды в эволюции стратегической деятельности, что указывает на громадный потенциал изучения выбранной в данной работе проблематики в рамках анализа политики.
Практическая значимость работы. Основополагающие результаты данного исследования могут быть имплементированы в практическую деятельность органов государственного управления, политических партий, бизнес-корпораций, а также некоммерческих организаций. Основные сформулированные диссертантом стратегические модели могут применяться в процессе оптимизации практик управления политическими институтами на бае современных технологий, организации предвыборных кампаний и формирования имиджей, а также в рамках построения благоприятных схем взаимодействия гражданского общества и публичной власти.
Апробация и внедрение результатов исследования. Работа была подготовлена и прошла обсуждение на кафедре теории и философии политики факультета политологии СПБГУ. Положения диссертационного исследования использованы при разработке и преподавании соискателем спецсеминара «Стратегическое моделирование в политическом пространстве» для студентов-специалистов 5 курса факультета политологии СПБГУ, в организации практических семинаров при изучении курса «Теоретическая политология», а также в докладах на конференциях: «Российская политика в условиях избирательного цикла 2011;2012 гг». (Москва, 2−3 декабря 2011 г.), «Политическое образование в современном мире: традиции и перспективы"(Санкт-Петербург, 15−17 октября 2009 г.), «Актуальные вопросы истории парламентаризма"(Санкт-Петербург 11 декабря 2007 г.).
Заключение
.
Подводя итоги данной диссертационной работы, подчеркнем концептуальную значимость, которую несут в себе стратегические модели в политике, являющиеся центральным объектом произведенного анализа. Стратегический менеджмент, методология которого выступила одной из основоформирующих в рамках представленного исследования стратегического моделирования в политике, в сущности сконструированный тесным переплетением классических маркетинговых и менеджериальных теорий, является одновременно областью науки и практики управления, основным предназначением которой является обеспечение эффективности позиционирования и развития политических акторов и институтов в условиях перманентной трансформации политического пространства и сопредельных с ним сфер социума, экономики и культуры. В более же узком смысле, стратегический менеджмент определяется как комплекс стратегических решений, оказывающих влияние на перспективное свойство развития стратегических моделей, а также спектр оперативных действий в рамках конкретного темпорального промежутка, которые путем синтеза обеспечивают ускоренное реагирование на внешние коллизии, что подразумевает возможность стратегических маневров, корректировки целей и даже пересмотра общего вектора развития той или иной стратегической модели. Признавая позитивную сущность методологии стратегического менеджмента в ее квинтэссенции с использованием структурно-функционального, системно-исторического, неоинституционального подходов, а также допущений социального конструктивизма, специфика формирования содержательного аппарата категории стратегического моделирования требует обращения к фундаментальным концепциям, заимствованным из политико-философского и военного дискурсов, очерчивающих границы применения экономического знания для исследования политического поля. Апеллируя в данном контексте к сути древнегреческого понятия метис, проанализированного в работе Скотта Дж. «Благими намерениями государства», становится очевидным, что указанный концепт призван качественным образом преобразовать методики, привнесенные экономической наукой в епархию создания стратегических моделей в политике, путем обращения исследователя к анализу фундаментальных закономерностей развития политико-социальных систем в исторической перспективе. Будучи противопоставленным классическому дедуктивному, эпистемологическому знанию метис формирует некую концептуальную целостность фундаментальных историко-философских аспектов человеческого бытия, без детального анализа которых стратегические модели не способны оказать всецело позитивного воздействия. Только учитывая данные предпосылки, видится реальным органически находиться в рамках какой-либо государственности, приспосабливаться к его трансформирующейся среде, а также анализировать окружающую действительность, оценивать противников, принимать на себя плоды управленческих стратегических моделей и, что несравнимо более важно, имплементировать стратегические менеджериальные сценарии, способные формировать пространства для общественного размышления, обучения и критики. Таким образом, метис призван преодолеть тенденцию упрощения стратегических моделей как в сфере политической конкуренции, так и в поле управления, а значит, -упразднить практику искусственного навязывания стандартизованных государственных схем развития.
Введение
в данной работе в употребление термина «стратегическое моделирование» относительно пространства политики не является случайным семантическим ходом. Создание стратегических моделей, которое представляет собой процесс разработки наиболее эффективных способов реализации политической власти, направленной на удовлетворение потребностей политических акторов, институтов и населения, в равной степени может считаться как виртуозным искусством, философией мышления, так и сугубо теоретической формой знания, потому как их сущность то тяготеет к преобладанию в ней уникальных свойств, продиктованных реалиями политических трансформаций, то жестко законсервирована в рамках последовательного воспроизводства накопленного теоретико-философского бекграунда, что исключительно в квинтэссенции формирует базу для построения грамотных и эффективных стратегических моделей в политическом пространстве. Проанализировав историческую перспективу, концептуализацию понятия стратегия, очертив границы применения и рассмотрев ее внутреннее содержание, а также обратившись к обзору внутренней специфики процесса моделирования, в парадигме данного исследования постулируется принципиальная необходимость академического синтеза этих двух феноменов в едином подходе к анализу политической сферы. Конец 20 века поставил крайне остро вопрос об актуальности процесса создания и имплементации стратегий в качестве необходимой составляющей экономического и политического пространств, обвиняя стратегии в непоследовательности, склонности к иррациональности, прикладной неуниверсальности и т. д. Поэтому видится необходимым существенно упорядочить понятие стратегий, дисциплинировать их сущность и структуру путем концептуального слияния с контентным наполнением моделей как научного феномена, к основным свойствам которых относятся сверхупрощенность, типичность, формализованность, что в результате синтеза с креативным потенциалом классических стратегий детерминирует абилитарное свойство стратегических моделей отвечать вызовам, продиктованным современным политическим пространством, а именно — требованиям формирования общеприменимых паттернов стратегического действия как в сфере политической конкуренции, так и в поле государственногоуправления, направленных на совершенствование всего политического дискурса как системы и повышение эффективности процессов, происходящих в его границах.
Рассмотрев феномен стратегических моделей в современном политическом пространстве, существенно трансформированном процессами глобализации, высокой индустриализации, а также поврежденном депрессивными кризисными явлениями, очевиден тот факт, что именно в подобном свете ценность комплексного теоретико-методологического анализа стратегического моделирования существенно возрастает. Реалии сегодняшнего дня указали на то, что исключительно монетарные методики работы, как в конкурентном политическом поле, так и в сфере политического управления не способны обеспечить фундаментальные основания для поддержки стабильности и процветания политических систем. Недостаточными с методологической точки зрения признаются данной работой и ситуационные концепции организации политического поля, что детерминирует неизбежность превалирования стратегического мышления над статистическим.
Учитывая вариативность разрабатываемых политических стратегий в современном научном дискурсе, видится принципиально важным обращение к инновационному потенциалу стратегических моделей в политике. Инновационная активность политической сферы современности по праву считается центральным ее приоритетом, существенно детерминирующим все области политической практики. Как известно, еще несколько десятилетий назад наиболее эффективными, с точки зрения анализа уровня индексов инновационного свойства, признавались разработки в технологическом секторе политике, базирующиеся на количественных методах анализа. Однако, в современной политической действительности подобный технократический детерминизм ослабляет свои позиции под воздействием неспособности мультивариантных разработок, концентрирующих особенное внимание на достижении программной статистической точности в измерениях, но не когнитивном полтико-социальном анализе, проявлять высокую работоспособность в условиях быстроменяющейся среды. Таким образом, необходимо сделать акцент на примате интеллектуально-ориентированных инноваций, безусловно, синтезированных с технологическим полем, стратегический потенциал которых сложно переоценить. Рассматривая поле политической конкуренции, интеллектуальные ресурсы призваны преодолеть кризис доверия, сформированный всенарастающими тенденциями понижения уровня компетентности. Принимая во внимание необходимость разработки стратегических моделей, способных отвечать вызовам соревновательного пространства политики сегодня, актуальным видится обращение к анализу классического военного искусства. Однако, современный политический дискурс указывает на то, что низкие индексы доверия в сочетании с превалированием исключительно агрессивных методик, неминуемо приводят к тенденции отказа социальных групп передавать свои материальные и символические ресурсы в поддержку правительствам, что в итоге дестабилизирует не только процессы политической конкуренции, но и снижает эффективность государственного управления. Подобная коллизия может быть преодолена стратегическим воздействием на поле политической конкуренции путем внедрения современных интеллектуальных методик маркетингового анализа в процесс построения конкурентных моделей, призванных формировать эмпатию к социальным группам, а также обращать политиков к анализу микромиров повседневного социального порядка, в противоположность рассматривать население через призму абстрактных категорий, что свойственно статистике. Обращаясь к анализу пространства политического управления, результаты внедрения инновационных интеллектуальных методик построения стратегий кажутся не менее важными. Их основная роль заключается в информационном насыщении государственного сектора, а также в формировании разветвленных механизмов обратной связи. По сути, стратегические модели в пространстве управления в первую очередь призваны конструировать специфический тип ментальности, направленный на внедрение стимулов к повышению результатов деятельности, что достигается посредством имплементации комплекса инновационных методик по работе с человеческими ресурсами в процесс построения стратегических моделей. Затем, процесс моделирования находит существенным организовать саму управленческую деятельность в категориях повышения ее продуктивности, что наиболее эффективно, в парадигме данного исследования, формируется на базе внедрения методик проектного менеджмента в стратегические модели. И, наконец, наиболее глобальное свойство интеллектуальных инноваций раскрывается в коммуникативном поле политического управления, где зарождаются информационные дискурсы, требующие дальнейшего хранения, переформатирования и трансляции в сопредельные с политическим пространства в ожидании получения импульса обратной связи. Подобная схема привносит в стратегические модели управления неизбежность анализа комплекса инновационных информационных технологий, а также поиска современных взаимодействий с общественным мнением. Внедрение указанных технологий в процесс построения моделей призвано гармонизировать сферу политического управления, на базе сочетания ее этического свойства с повышением рейтингов эффективности.
В данном исследовании не ставится задача доказать исключительно позитивную роль стратегических моделей. Признается, что процесс моделирования неоднократно подвергается серьезной критике. Основные критические аргументы касаются слишком быстрого темпа трансформаций среды, которые не может полностью учитывать ни одна стратегическая модельневозможности получения адекватной и своевременной информациисложности поиска грамотных топ-менеджеров, которые понесут ответственность за разработку и реализацию стратегического планакрайне негативных последствий ошибок стратегического характера в их сравнении с оперативными и т. д. Однако, в данном контексте, перефразируя Жан-Жака Ламбена, стоит отметить, что, безусловно, в идеале аналитик или топ-менеджер должны располагать всеми возможными информационными данными касательно той или иной ситуации, высоко профессиональными кадрами для работы со стратегическим планом, а также неограниченным ресурсным потенциалом и т. д., что в реальности любого экономического или политического процесса, как сегодня, так и в исторической перспективе может быть отнесено исключительно к классу высококачественных утопических теорий. Однако, углубленное рассмотрение практических аспектов моделирования стратегий в современном мире довольно часто обнаруживает, что основные проблемы разработки и имплементации стратегий связаны скорее с избытком информации и кадров, работа с которыми выполняется крайне поверхностно, что и детерминирует субъективное отношение к стратегическому моделированию как процессу в целом.
Становление общей теории стратегического моделирования как социально-политического феномена в российском научном пространстве находится на начальной стадии развития. Однако, принимая во внимание повышающийся уровень политической нестабильности, понижающийся уровень политического доверия, специфику политико-административного режима взаимодействия официальной власти с политической оппозицией и общественным мнением, коррупционный характер политико-управленческой деятельности институтов государственной и муниципальной власти, а также крайне низкий уровень нормативно-правового обеспечения политической деятельности, очевидно, что российский политологический дискурс нуждается в детальном исследовании феномена стратегического моделирования в политике, способного переформатировать сложившуюся систему государственной власти.