Грамматическая категория пространственно-временного континуума в художественном тексте (на материале английского языка)
При восприятии описываемых событий читательское сознание всегда ищет опору в реальном пространственно-временном континууме, что лишний раз свидетельствует о предметности человеческого мышления. Именно поэтому читатель легко воспринимает последовательную смену событий, логически связанных друг с другом, и наоборот, ему требуется напряжённая работа мозга, чтобы разобраться в беспорядочном изложении… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ВРЕМЕННОЙ КОНТИНУУМ
- Раздел I. Способы опосредованного выражения временного континуума
- 1. Выражение временного континуума через описание
- 2. Выражение временного континуума через размышление
- 3. Выражение временного континуума через диалог
4. Выражение временного континуума в повествовании а) Передача временного континуума через дистантное описание процесса движения б) Передача временного континуума через изменение пространственных параметров в) Передача временного континуума с помощью неустановленных единиц времени
Раздел П. Способы отражения реального времени в художественных произведениях
1. Достоверная передача реального времени
2. Сжатие реального времени
3. Растяжение реального времени
Раздел Ш. Зависимость характера временного континуума от характера описываемых действий и событий
Глава II. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ВРЕМЕННОГО КОНТИНУУМА Раздел I. Сюжетный дисконтинуум
Раздел П. Проспективно-ретроспективный дисконтинуум
Раздел Ш. Дисконтинуум описаний и размышлений
Глава III. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КОНТИНУУМ.
Раздел I. Виды пространственного континуума
1, Объёмно-статический пространственный континуум.
2, Объёмно-динамический пространственный континуум.
3. Пунктирный пространственный континуум
4. Необозначенный пространственный континуум
Раздел П. Роль пространственной организации в создании четкого пространственно-временного континуума.
ЗАКЛШЕНЙЕ.
Список литературы
- Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. — К. Маркс, Ф. Энгельс.Соч., 2-е изд., т. 20, с. 1−338.
- Ленин В.И. Конспект книги Гегеля «Лекции по истории философии». Полн. собр. соч., т. 29, с. 219−278.
- Андреева Т.А. Структура сюжетного времени (на материале рассказов Э. Хемингуэя):Автореф. дис. канд. филолог, наук. -Л., 1976. 19 с.
- Анохин П.К. Химический континуум мозга как механизм отражения действительности. Вопросы философии, 1970, № 6, с. 107−109.
- Аристотель. Об искусстве поэзии. И.: Гослитиздат, 1957. — 183 с.
- Аронов Р.А. Взаимоотношение пространства и времени и пространства-времени. Философские науки, 1972, с. 35−44.
- Арутюнова Н.Д. К проблеме связности прозаического текста. -В кн.: Памяти академика В. В. Виноградова. М.: Изд-во МГУ, 1971, с. 22−30.
- Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. -М.: Наука, 1982, 192 с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. 2-ое изд. М.: Советская энциклопедия, 1969. 607 с.
- Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, ~J эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982. — 222 с.
- Ахундов М.Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени . М.- Наука, 1974. — 252 е.
- Бабушкин С.А. Пространство и время художественного образа:/ Автореф. дис.. канд. филолог, наук.-Л., 1971. 20 с.
- Бакланова А.Г. Лексико-грамматические средства выражения континуума в драме ГДР: Сб. научн. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза, вып. 159. М., 1980, с. 129−137.
- Борботько В.Г. Элементы теории дискурса. Грозный, 1981.113 с.
- Брандес М.П. Стилистический анализ. М.: Высшая школа, 1971. — 190 с.
- Брускова Н.В. Категории ретроспекции и проспекции в художественном тексте /на материале немецкого языка/: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1983. — 22 с.
- Булыгина Т.В. Грамматические и семантические категории и их связи. В кн.: Аспекты семантических исследований. — М.: Наука, 1980, с. 320−356.
- Бунге М. Пространство и время в современной науке. Вопросы философии, 1970, К 7, с. 81−92.
- Васильева А.Н. Художественная речь. Курс лекций по стилистике для филологов. М.: Русский язык, 1983. ^ 256 с.
- Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. I. Пространство и время в неживой и живой природе. М.: Наука, 1975. — 173 с.
- Ветрова Е.И. Категория времени и пространства в творчестве Уолта Уитмена. Филологические науки, 1982, К 5, с. 74−77.
- Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. — 239 с.
- Виноградов В.В. О языке художественной прозы. Иа^-бр.труды. М.: Наука, 1980. — 360 с.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. Ы., АН СССР, 1963. — 255 с.
- Виноградова Т.А. Синтаксические средства выражения темпоральных отношений в современном английском языке: Автореф. дис.канд. филолог, наук. М., 1982. — 23 с.
- Володин Э.ф. Специфика художественного времени. Вопросы философии, 1978, К 8, с. 132−142.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 576 с.
- Гальперин И.Р. О принципах семантического анализа стилистически маркированных отрезков текста. В кн.: Принципы и методы семантических исследований. — М.: Наука, 1976, с. 267−290.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования . М.: Наука, 1981. — 138 с.
- Гальперин И.Р. Сменность контекстно-вариативных форм членения текста. Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. Виноградовские чтения. XI. — М.: Наука, 1982, с. 18−19.
- Гиндин С.И. Что такое текст и лингвистика текста:
- Сб. научн. тр. УДН им. П. Лумумбы: Аспекты изучения текста. М.* 1981, с. 25−32.
- Гришина О.Н. Соотношение повествования, описания и рассуждения в художественном тексте / на материале английской и американской прозы XX века/: Автореф. дис.. канд. филолог, наук,-М.: ИГПИИЯ, 1982j-I9 с.
- Дешериева Т.И. Лингвистический аспект категории времени в его отношении к физическому и философскому аспектам. Вопросы языкознания, 1975, К 2, с. III-II7.
- Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л.: Советский писатель, 1980. — 598 с.
- Закарян А.А. Семантика пространственных и временных предложений- в современном английском языке: Автореф. дис.. канд. филолог, наук. М., 1982. — 25 с.
- Зарубина Н.Д. Категория последовательности и анализ текста. Русский язык за рубежом, 1980, ft 6, с. 55−61.
- Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982, — 367 с.
- Каган М.С. Время как философская проблема. Вопросы философии, 1982, }': 10, с. II7-I25.
- Караулов Ю.Н. Языковое время и пространство /о понятии хроноглоссы/. Вестник МГУ, серия филология, 1970, № I, с. 61−74.
- Карцева З.И. Манера повествования в современном болгарском романе. Филологические науки, 1969, J& 5, с. 3-II.
- Коваленко В.И. Современная новелла ГДР как тип текста в лингвостилистическом аспекте: Дис.. канд. филолог, наук. -М., 1981. 156 с.
- Ковсан М.Л. Художественное время в романе Ф.М. Достоевского «Бесы». Филологические науки, Г 5, 1982, с. 24−29.
- Ковтунова И.И. Структура художественного текста и новая информация. В кн.: Синтаксис текста. — М.: Наука, 1979, с. 262 276.
- Кожин А.Н. О предмете стилистики. Вопросы языкознания, 1982, К 2, с. 68−74.
- Колкер Я.Н. Анализ текста путём выделения коммуникативных блоков как один из приёмов проверки его большей или меньшей доступности для восприятия. В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения. — М., 1976, с. 73−77.
- Колшанский Г. В. Прагматика текста: Сб.научн.тр.МГПИИЯ им. М. Тореза, вып. 151. -М., 1979, с. 3−8.
- Колшанский Г. В. Текст как единица коммуникации. В кн.: Проблемы общего и германского языкознания. — М.: Изд-во МГУ, 1978, с. 26−38.
- Котоянц С.В. Обстоятельства места и времени в локально-временной детерминированности художественного текста /жанр рассказа/: Автореф. дис.. канд. филолог, наук. М., 1983, — 24 с.
- Кухаренко В.А. Интерпретация текста. JI.: Просвещение, 1979, — 327 с.
- Левковская^Н.А. Проблема континуума в тексте художественной прозы: Сб. научн. тр. НГПИИЯ им. М. Тореза вып. 135. М.: 1978, с. 91−112.
- Левченко Ы.Н. Темпоральная структура художественного текста: Автореф. дис.. канд. филолог, наук. М., 1981. — 23 с.
- Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1979. — 309 с.
- Лингвистика текста и методика преподавания иностранных языков. %ев: Вища школа, 1981. — 174 с.
- Лой А.Н. Социально-историческое содержание категорий «Время» и «Пространство». Киев: Наук. думка, 1978. — 135 с.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. -М.: Изд-во МГУ, 1982. -480 с.
- Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя. Уч. записки Тартусского ун-та, вып. 209. — Тарту, 1968, с. 5−51.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. — 383 с.
- Мануйлов В.Т. О взаимосвязи категории пространства и качества в свете ленинской теории отражения. Уч. записки Курского пед. ин-та, т. 76. — Курск, 1971, с. 202−224.
- Марова Н.Д. Некоторые вопросы лингвостилистической интерпретации художественного текста: Автореф. дис.. канд. филолог, наук. М., 1968. — 19 с.
- Михайлова Е.М. Художественное время как категория текстаи способы его реализации: Автореф. дис.. канд. филол. наук Л., 1983. — 18 с.
- Мороховский А.Н. Некоторые основные понятия стилистики и лингвистики текста. В кн.: Лингвистика текста и методика препода? вания иностранных языков. — Киев: Вища школа, 1981, с. 6−18.
- Москальская О.И. Текст как лингвистическое понятие. Иностранные языки в школе, 1978, К 3, с. 9−17.
- Мостепаненко A.M. Проблема универсальности основных свойств- 173 пространства и времени. Л.: Наука, 1969. — 229 с.
- Налимов В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. В кн.: Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Т.З. — Тбилиси: Мецниероба, 1978, с. 286−292.
- Неклюдов С. 10. К вопросу о связи пространственно-временных ! отношений с сюжетной стороной в русской былине. 2-ая летняя школа по вторичным моделирующим системам, Тарту, 1966, с. 41−45.
- Николаева Т.М. Категория связности текста как многокомпонентное иерархическое образование. В кн.: Текст и аспекты его рассмотрения. — М.: 1977, с. 48−49.
- Николаева Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы. В кн. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. УШ. Лингвистика текста. -М.: Прогресс, 1978, с. 5−43.
- Новиков А.Г. Категория непрерывного и прерывного и их методологическая роль в научном познании: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1982. — 22 с.
- Общение: структура и процесс. М.: Наука, 1982 — 156 с.
- Общение. Текст. Высказывание. М.: Изд-во АН СССР, Ин-т языкознания, 1981. 189 с.
- Павлов В.Т. Логические функции категорий пространства и времени. Киев: Изд. Киевского ун-та, 1966. — 235 с.
- Першина Л.Р. Организующая роль темпоральных определителей в художественном повествовательном тексте. В сб.: Художественная речь. Организация языкового материала. /Межвуз. сб. научн. тр./- Куйбышев, 1981, с. III-II9.
- Петровский Ф.А. Аристотель о поэтическом искусстве. — В- 174 кн.:.- Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Госиздат, 1951, с. 7−35.
- Плотникова С.Н. Описание как единица контекстно-вариативного членения художественного текста (на материале английских и американских романов ХУШ-Х1Х веков): Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1981. — 22 с.
- Потаенко Н.А. Категория времени и её выражение в лексико-семантической системе языка: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1981. — 25 с.
- Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Т. 1У. Вып. 2. М., 1977. — 405 с.
- Принцип относительности. Сборник под редакцией Фредерикса В. К., Иваненко Д. Д. Л. — М.: Гостехиздат, 1935. — 386 с.
- Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев: Вища школа, 1979. — 248 с.
- Пфютце М. Грамматика и лингвистика текста. В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. УШ. — М.: Прогресс, 1978, с. 218−243.
- Ржевская Н.Ф. Концепция художественного времени в современном романе / функция ретроспекций в романе/. Филологические науки, 1970, К 4, с. 28−41.
- Сапаров М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения. Там же, с. 85−104.
- Сердобинцев М.Я. Текст и стиль. Филологические науки, 1977, % 6, с. 42−50.
- Свидерский В.И. Пространство и время. Философский очерк, — М.: Госполитиздат, 1958. 200 с.
- Сивохина Н.Г. Морфолого-семантические средства выражения категорий времени и пространства и их стилистическая значимость в тексте: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1982. j- 25 с.
- Сильман Т.Н. Структура абзаца и принципы его развёртывания в художественном тексте. В кн.: Теоретические проблемы синтаксиса современных индоевропейских языков.-Л.: Наука, 1975, с. л 199−204.
- ПО. Синтаксис и стилистика. М.: Наука, 1976. — 316 с.
- Синтаксис текста. М.: Наука, 1979. — 362 с.
- Слюсарева Н.А. Язык и речь пространство и время. — В кн.:Теория языка. Англистика. Кельтология. -М.: Наука, 1976, с. I06-II4.
- ИЗ. Соколянский М. Г. Творчество Г. Фильдинга и проблема типологии просветительского романа: Автореф. дис.. докт.филол. наук.- М., 1982. 39 с.
- Спивак В.Л. Языковая характеристика художественного времени в романах У.Фолкнера: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Львов, 1979. — 20 с.
- Сычков В.В. Языково-стилистическое выражение категории времени в творчестве Шарля Бодлера: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1977. — 19 с.
- Теория языка, методы его исследования и преподавания.1. Л.: Наука, 1981. 290 с.
- Троицкий Предвосхищение в коммуникации: Время текста. ВИНИТИ, 1982, 1 6, с. 1−7.
- Трубников Н.Н. Проблема времени в свете философского мировоззрения. Вопросы философии, 1978, № 2, с. III-I2I.
- Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. М.: Высшая школа, 1979. — 216 с.
- Тураева З.Я. Художественный текст и пространственно-временные отношения. В кн.: Семантико-стилистические исследова- 1 ния текста и предложения. /Межвуз. сб. научн.тр./ -Л., изд-во ЛГПИ, 1980, с. 3-II.
- Урманцев Ю.А., Трусов Ю.П., 0 свойствах времени. Вопросы философии, 1961, К 5, с. 58−70.
- Усвяцова Р.И. Роль времени и пространства в романе Жана Кейроля «Инородные тела». Филологические науки, 1978, К 6, с. 28−35.
- Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. — 223 с.
- Фаворский В. Время в искусстве. Декоративное искусство, 1965, Е 2, с. 2−8.
- Фёдорова Л.Н. Категория ретроспекциив художественном тексте /на материале английского языка/: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1982. — 21 с.
- Фильдинг Г. История Тома Джонса, найдёныша. М.: Гослитиздат, 1955. — 826 с.
- Хаманн X. Способы представления времени в английском языке. В кн.: Методика преподавания иностранных языков за рубежом.-М.: Прогресс, 1967, с. 381−400.
- Хасанов Й.А. Две концепции пространства и времени. -Вопросы философии. 1966, К 2, с. 59−64.
- Храпченко М.Б. Художественное творчество- действительность, человек. М.: Советский писатель, 1978. — 365 с.
- Художественная речь. Организация языкового материала. Межвуз. сб. научн. тр. Куйбышев, 1981. — 126 с.
- Шичалина Е.Ф. Поэтика эпического пространства и времени в «Одиссее» Гомера: Автореф. дис.. канд. филол. наук.- М.: МГУ, 1983. 26 с.
- Шкловский В. Художественная проза. Размышления и разборы. М., 1959. — 628 с.
- Эйнштейн А. Сущность теории относительности . М., 1955. — 159 с.
- Ярская В.Н. Научное предвидение. Саратов: изд-во саратовского ун-та, 1980. — 180 с.
- Werner Bahner. Kontinuitat und Diskontinuitat in der Geschichte der Sprachwissenschaft. In: Linguistische Studien.-Berlin, 1981, p. I-I9.
- Bloomfield M.W. Episodic Juxtaposition or the Syntax of the Episodes in Narration. In: Studies in English Linguistics. -L.-N.Y., 1980, p. 210−220.
- Bluestone, G. Time in Film and Fiction. Ins Journal of Aesthetics and Art Criticism, 19 (1961), p. 3H-3I5.
- Bonheim, H. Theory of Narrative Modes. In: Semiotica, 1975, v. 14, N 4, p. 329−345.
- Bronzwaer W.Y.M. Tense in the Novel. Groningen, 1970. -160 p.
- Bull W.E. Time, Tense and the Verb. A. Study in Theoretical and Applied Linguistics with Particular Attention to Spanisji, v. 19, Barkley and Los Angeles: Univ. of California Press, I960. — 120 p.
- Cassirer P. On the place of Stylistics. In: Style and Text. — Stockholm, 1975, P- 27−48.
- Celis R. Temps de la Langue et Temps du Recit. In: La Narrativite. — Paris, I98O, p. I25-I4I.
- Champigny R. Ontology of the' Narrative. The Ha?&.e, 1972. — 114 p.148. .Chatman, S., S.R., Levin. Essays on the Language of Literature. Boston, 1967. — 450 p.
- Ching M.L. Linguistic Perspectives on Literature, 1980.322 p.
- Clayborough A. Tomorrow was Christmas. A Pragmatic Examination of the Logic of Literature. In: Orbis Litterarum, 1982, v. 37. Nol', p. I-I2.
- John E.Clifford. Tense and Tense Logic. Mouton, The Hague-Paris, 1975. — 173 P"
- Cluysenaar A. Introduction to Literary Stylistics. L., 1973. — 160 p.
- Colette J. Discourse narratif et Jeu avec le Temps, -En: La Narrativite'. Paris, 1980, p. 71−85.
- Current Trends in Textlinguistics. /Ed. by W.V. Dressler/.-Berlin-N.Y., Walter de Gruyter, 1978.- 308 p.
- Teun A. van Dijk. Macrostructures. An Interdisciplinary Study of Global Structures in Discourse, Interaction and Cognition. N.Y., 1980. — 326 p.
- Eaton T. Essays in Literary Semantics. Heidelberg, 1978. — 180 p.
- Enkvist, N.E. Linguistic Stylistics. The Hague-Paris, Mouton, 1973. — 179 P"
- Fowler R. Linguistics and the Novel. London: Methuen, 1977. -145 p.
- Freeman D.C. Essays in Modern Stylistics. London, 1981. — 416 p.
- Gish, Nancy. Time in the Poetry of T.S. Elliot. L., 1981. — 150 p.
- Giacchetti C. La Structure des Nouvelles de Maupassant. -In: Neophilologus, 198I, v. 65, N. II, p. 15−21.
- Gordon A.J. Time, Space and Eros. Univ. of Texas, Dep. of English, 1962, p. 6−21.
- Graustein G., Thiele W. Principles of Text Analysis. -In: Linguistische Arbeitsberichte, N.3I. Leipz., 1981, p.3−30.
- Heine T. Shifting Perspectives. The Narrative Strategy in Hartmann’s «Erec». In: Orbis Litterarum, 'Copenhagen, 1981, p. 95-И6.
- Hendrics, W.O. Methodology of Narrative Structural Analy-^sis. In: Semiotica, 1973, v. 7 No. I, p. 163−184-.
- Higdon D.L. Time and English Fiction. L., 1977. -168p.
- Hirst G. Anaphora in Narrative Language Understanding: A. Survey. Berlin, 1981. — 128 p.
- Johnson M. Fielding’s Art of Fiction. Philadelphia, 1961.- 182 p.
- Klaus P. Description and Event in Narrative. Ins Or-bis Litterarum, 1982, No. 37, p. 201−216.
- Kupetz R. Temporal Elements and Relations. Ins Lin-guistische Arbetsberichte, 31. — Leipz., 1981, p. 30−35.
- Leech G.H., Short M. Style in Fiction. L., 1981.
- Linguistic Perspectives on Literature. XVI. -L., I980.- 332 p.
- Literary Styles A Symposium. Ed. by S. Chatman. L.-N.Y., 1971. — 427 p.
- Lynch J. Structural Techniques in Tom Jones. Ins Zeit-schrift fur Anglistik und Amerikanistik, No 7. — Jahrgang, 1959, v. I, p. 5−57.
- Lyons, J. Language and Linguistics. L., 1981. — 37 P.
- Mendilow A.A. The Position of the Present in Fiction. -Ins The Theory of the Novel by P. Stevic. N.Y., 1967, p. 255−280.
- Mendilow A.A. Time and The Novel. N.Y., 1972. — 245 p.
- Meyerhoff H. Time in Literature. Los Angeles, I960.- 160 p.
- Morris Robert K. Continuance and Changes The Contemporal British Novel Sequence. Southern Illinois Univ. Press, I96O.-160 p.- 181т
- O. La Narrativite. Paris, 198O. — 271 p.
- William T. Noon. Modern Literature and the Sense of Time. In: Ph. Stevic. The Theory of the Novel. — N.Y., 1967, p. 280−313.
- Omanson R.C. The relation between Central ity and Story Category Variation. In: Journal of Verbal Learning and Verbal Behaviour. — N.Y.-L., 1983, v. 21, No 3, p. 326−337.
- Parret E. Discussing Language.- Mouton, The Hague-Paris, 1974, 428 p.
- Patrides C.A. Aspects of Time. Toronto and Manchester, 1976. — 270 p.
- Petofi J.S. Meaning, Text Interpretation, Pragmatic-Semantic Text Classes. In: Poetics, 1982, v. II, No 4−6, p.453−492.
- Polanyi L. On meaning and Coherence Relations in Text, ё In: Semiotica, 1979, v. 23, No 2/3, p. 343−358.
- Piatt M. The Short Story: The Long and The Short of It. -In: Poetics, 1982, v. 10, No. 2/3, p. 175−194.
- Schneider M. Le Temps du Conte. In: La Narrativite. -Paris, 1980, p. 85−135.
- Stevic P. The Theory of the Novel. N.Y., 1967, — 440 p.
- Suleiman S.R. The Place of Linguistics in Contemporary Literary Theory. In: New Literary History, 1981, v. 12, No 3, p. 571−585.
- Todorov C. La Hierarchie des Liens dans le Recit. -En: Semiotica, 1971, v.3, No.2, p. I2I-I39.
- Ian Watt. The Rise of the Novel.- L., I957. 319 p.
- Wienold, G. Textlinguistic approaches to written works ofart. -In: Current Trends in Textlinguistics. Ed. by W.Dressier. V.2.- N.I. -Berlin, 1978, p. 130−150.-182
- Н.Е. Bates. Now Vainly Men Themselves Amaze. In: Making It All right. Modern English Short Stories. Moscow Progress Publishers, 1978, p. 55−79.
- Edna O’Brien. The Country Girls. M. s Высшая школа, 1982.175 стр.
- E.Caldwell. Gretta. William Heinemann LTD, Windmill Press Kingswood, Surrey, 1956. — 244 p.
- J.Cheever. Clementina. In: J.Cheever. Selected Short Stories. — Moscow Progress Publishers, 1980, p.221−248.
- J.Collier. Back for Christmas. In: Making it All right. Modern English Short Stories. — Moscow Progress Publishers, 1978, p. 137−143.
- H.Fielding. The History of Tom Jones, a Foundling. M. s Cooperative Publishing Society of Foreign Workers in the USSR, 1936. — 926 p.
- W.Golding. Lord of the Flies. The Pyramid. Envoy Extraordinary. -M.: Progress Publishers, 1982. 496 p.
- G.Greene. The End of the Affair. Published by Pocket Books, N.I., 1975. — 238 p.
- A.Hailey. Wh6els. Pan Books, London and Sydney, 1979. -415 P.
- L.P. Hartley, W.S. In: Making it All right. Modern English Short Stories. — Moscow Progress Publishers, 1978, p. I8I-I94.
- E.Hemingway. Cat in the Rain. In: Selected Short Stories by Ernest Hemingway. — M.: Progress Publishers, 1978″ P* 159−163″
- E. Hemingway. A Clean, Well-lighted Place. Ibid., p. I50 -159.
- E. Hemingway A Very Short Story. Ibid., p. 80−83.
- E. Hemingway. The Killers. Ibid., p. 63−79.
- E. Hemingway. Out of Season. Ibid., p. 159−163.
- D. Lessing. England versus England. In: Making it All right. Modern English Short Stories. — Moscow Progress Publishers, 1978, p. 227−250.
- S. Maugham. The Consul.- In: W.S. Maugham. Collected Short Stories. V. 2. L.: Pan Books iffiD, 1975″ p. 315−320.
- S. Maugham. The Dream. Ibid., p. 227−231.
- W.S. Maugham. Escape. Ibid., v. I, p. 334−338.
- W.S. Maugham. The Happy Couple. Ibid., p. 254−268.
- W.S. Maugham. Home. Ibid., p. II3-II7.
- W.S. Maugham. Jane. Ibid., v. 2, p. 188−414.
- W.S. Maugham. Theatre. Pan Books LTD, L., 1978. — 232 p.
- W.S. Maugham. Up at the Villa. Pan Books, LTD., 1978. -95 P.
- W.S. Maugham. Virtue. In: W.S. Maugham. Collected Short Stories. V. 2. — L.: Pan Books LTD, 1975, P- 171−208.
- M. Mitchel. Gone with the Wind. Pan Books LTD, L., 1974. IOII p.
- B. Shaw. Pygmalion. M.: Higher School Publishing House, 1972. — 139 P.
- I. Shaw. Kich Man, Poor Man. Glasgow: William Collins Sons & Co LTD, 1979. — 636 p.
- E. Suckow. A Start in Life. In: Eleven American Stories. — M.: Международные отношения, 1978, стр. 96−112.
- W. Trevor. The Day We Got Drunk on Cake. In: Making it Allright. Modern English Short Stories. — Moscow Progress Publishers, 1978, p. 336−353.
- J. Updike. Tomorrow and Tomorrow and so forth. In: Tomorrow and Tomorrow and so forth. Сборник рассказов для чтения на английском языке. — М.: Просвещение, стр. 6−16,
- I. Wallace. The Man. N.Y.: A Pawcett Crest Book, 1964. -768 p.
- W.S. Williams. The Use of Force. In: 20-th Century American Short Stories. m. s Высшая школа, 1979, стр. 8−18.34. ч. Айтматов. И дольше века длится день. Новый мир, К II, 1980, стр. 5−185.
- Б.Пастернак. Апеллесова черта. В кн.: Б.Пастернак. Воздушные пути. — М.: Советский писатель, 1982, стр. 19−40.