Педагогические условия развития творческих способностей студентов педагогического вуза
Диссертация
С другой стороны, осуществляются дальнейшие исследования проблемы развития творческих способностей. Разрабатываются теоретические основы процесса развития творческих способностей личности в учебной деятельности, в том числе и студентов педагогических вузов: педагогические факторы (В.В.Богословский, Н. А. Малинникова, Н. Ю. Посталюк, И. Г. Пчелинцева, А.А. Степанов), закономерности и принципы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-педагогический анализ проблемы развития творческих способностей студентов педагогического вуза
- 1. 1. Проблема творческих способностей личности в 16 современной теории и практике
- 1. 2. Формирование творческих способностей как необходимое 39 условие качественной профессиональной подготовки будущего учителя
- 1. 3. Теоретические основы развития творческих способностей 50 студентов педагогического вуза в учебной деятельности
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития творческих способностей студентов физико-математического факультета педагогического вуза при изучении курса «Программирование»
- 2. 1. Организация исследования и диагностика сформированности творческих способностей студентов
- 2. 2. Программа опытно-экспериментальной работы по теме исследования
- 2. 3. Педагогические условия развития творческих способностей студентов педагогического вуза в учебной деятельности
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. Спец. Высш. Учеб. Заведений. -М.: Просвещение, 1990. 141 с.
- Абрамов С.А., Гнездилова Г. Г., Капустина Е. Н., Селюн М. И. Задачи по программированию. М.: Наука, 1988. — 224 с.
- Абрамов С.А., Зима Е. В. Начала информатики. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989.-256 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.:Наука, 1980.-335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1995. — 160 с.
- Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Франция. 1959 г. Пер. с франц. М.: Изд-во «Советское радио», 1970.-152 с.
- Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986. — 209 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1982. — 318 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988 — 238 с.
- Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-160 с.
- З.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.
- Ахо A.B., Хопкрофт Д., Ульма Д. Д. Структуры данных и алгоритмы.: Пер. с англ.: М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. 384 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. — М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М.: Знание, 1979. -176 с.
- Баластаева Е.Н. Развитие творческого потенциала будущего педагога в учебной деятельности (на занятиях по практике устной и письменной речи на иностранном языке)/ Дис. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2001. — 240 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. — 183 с.
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. 416 с.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
- Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личнеоти: В 2-х т. Т.1 /Спб. гос. ун-т- Фыак-т психологии- Отв. ред. Г. С. Никифоров, JI.A. Коростылева. Спб.: Алетейя, 1999. — 256 с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. Т. 16 — № 5 — С.49−58
- Большой энциклопедический словарь: В 2-х т./ Гл. ред. A.M. Прохоров. -Сов. энциклопедия, 1991. Т.2. 768 с.
- Брудно A. JL, Каплан Л. И. Московские олимпиады по программированию/ Под ред. акад. Б. Н. Наумова. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. — 208 с.
- Брунер Дж. Процесс обучения. М.: Издательство АПН РСФСР, 1962. -83 с.
- Брушлинский А. В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал 2000. — № 6 — С.5−12
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. -230 с.
- Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
- Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ М. А. Акимова, Е. М. Борисова, Е. И. Горбачёва и др.- Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 192 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: «Высшая школа», 1991. — 204 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./ Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. М.:Прогресс, 1987. — 336 с.
- Викторова Л.Г. О педагогических системах. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. — 100 е.
- Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Серия «Магия интеллекта». М.: Изд-во ИМПЭТО, 1995.-96 с.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М.: Педагогика, 1997. -146 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 534 с.
- Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребёнка// Психология личности в трудах отечественных психологов/ сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. — С.151−157
- Гальперин П.Я. Психология развития учеников и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии: Сб. научных тр. М., 1966. — С. 236−277
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М: Издательство «Прогресс», 1976. — 494 с.
- Глотова Г. А. Творчески одаренная личность: Проблемы и методы исследования: Учеб. Пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1992. — 128 с.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для втузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. М., «Высшая школа», 1977. -479 с.
- Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М.: ИП РАН, 1994.-132 с.
- Гоноболин Ф.И. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
- Григорьева Т.П., Иванова Т. А., Кузнецова Л. И., Перевощикова Е. Н. Основы технологии развивающего обучения математике: Учебное пособие. Н. Новгород: НГПУ, 1997.-134 с.
- Грузенберг С.О. Психология творчества (введение в психологию и теорию творчества).-Минск, 1923.
- Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1976. — 327 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. — 423 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований / АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
- Денисов А.Е., Казанский В. М. Дидактические принципы применения средств обучения. Киев: Вища школа. Изд-во при Киев, ун-те, 1982. -52с.
- Дерябина М.Ю. Подготовка студентов педагогического колледжа к профессионально-творческой деятельности/ Дис. канд. пед. наук. -Йошкар-Ола, 2000. 189 с.
- Деятельностный подход в обучении и формирование творческой личности. Тезисы докладов и выступлений на Всесоюзной научно-практической конференции. Отв. Ред. В. В. Давыдов. М., 1990. — 171 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения (руководство для немецких учителей). -М., 1956. 374 с.
- Доманова С.Р. Методы компьютерного обучения/ Автореф. Дис канд. пед. наук. М., 1992.- 16 с.
- Дроздикова J1.H. Творческая самореализация старшеклассников в условиях системно-целевой дифференциации обучения// Дисс. канд пед. наук. Казань, 1998. — 194 с.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М.: Издательства «Латерна», «Вита», 1995. — 149 с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М., 1972. Вып. 1.-72 с.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М., 1992. -140 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом мышлении: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
- Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Капица П.Л. Физические задачи. Физика, математика, астрономия. М., «Знание», 1966.-16 с.
- Каташев В.Г., Соломко Л. И., Матушанский Г.У, Захарова О. В., Татарина Л. И. Педагогика высшей школы: Учебное пособие/ По. общ. ред. проф. В. Г. Каташева. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2002. — 395 с.
- Келасьев В.Н. Некоторые подходы к развитию гибкости мышления // Практическое мышление: функции и развитие, М., 1990. С. 24−30.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М.'.Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с
- Коваленко Б.Б. Развитие исследовательских умений школьников при решении нестандартных задач // Информатика. Образование. Экология и здоровье человека. Сб. научн. трудов V Междунар. конфер. Астрахань: Изд-во Астрах, гос. пед. ун-та, 2001. — С.36−38
- Козырева А.Ю. Педагогические аспекты творческого развития личности/ Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1995. 20 с.
- Колягин Ю.М., Оганесян В. А. Учись решать задачи: Пособие для учащихся VII VII кл. — М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
- Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р. Алгоритмы: Построение и анализ. -М.: МЦНМО, 2001. 960 с.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творческий: Кн. Для учителя: Из опыта работы. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
- Косогова А.С. Педагогические основы творческого самовыражения как фактора профессионального становления будущего учителя/ Докт. дисс. -Хабаровск, 2000. 310 с.
- Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся (Пособие по спец. Курсу). Рязань, 1977. — 99 с.
- Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя // Дидактика ср. шк. Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М.: Проев., 1975.-289 с.
- Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики, М.: Знание, 1977. 64 с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-255 с.
- Кузнецов А.А., Кариев С. А. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах//Информатика и образование, 1997. № 6. — С. 13−20
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. ЛГУ, 1967. -183 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/ ВНИМ проф.-техн. образования. М.: Высш. шк., 1990.-117 с.
- Кузьмина Н.В. Социально-психологические аспекты креативности подростков //Психология: итоги и перспективы: Тезисы науч.-практич. конфер. 28−31 октября 1996/ Под общ. ред. А. А. Крылова. С.-Пб, 1996. -С.178−180
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя// Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 21−30
- Кулюткин Ю.Н. Эвристичесике методы в структуре решений. М., «Педагогика», 1970. 231 с.
- Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1989. 127 с.
- Леви В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980. -208 с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1964.-478 с.
- Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю. Б. Гиппенрмейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. — С. 304−312
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. — 391 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
- Лернер И.Я., Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 413 с.
- Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М.: «Знание», 1975. — 64 с.
- Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Уч. пособие для студ. пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
- Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
- Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.: Изд-во «Республика», 1996. — 398 с. 103 .Ломов Б. Ф. Направленность личности // Психология личности в трудах отечественных психологов/ сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001.-С. 105−110
- Лузина Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент: Изд-во ФАИ, 1986. — 95 с.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
- Лук А. Н. Творчество. Творческие способности. Творческий климат. Диагностика творческих способностей. // Популярная психология, хрестоматия- сост. В. В. Мироненко. -М.: Просвещение. 1990. — С. 175 190.
- Лыскова В. Ю, Ракитина Е. А. Применение логических схем понятий в курсе информатики // Информатика и образование. 2000. — № 1 — С. 3239
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1992. — 220 с.
- Малинникова Н.А. Подготовка будущих учителей к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения/ Дисс. канд. пед. наук. -Брянск, 2000. 196 с.
- Ю.Маркова А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика, 1990. № 8. — С. 82−88 111 .Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
- ПЗ.Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.-425 с.
- Матюшкин A.M. Загадки одарённости: Проблемы практической диагностики. М.:Школа-Пресс, 1993. — 127с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Пб.Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Таткнигиздат, 1972. — 551 с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1988. 191 с.
- Медянцев Н.И. Вопросы методологии и методики физики. Казань, 1932
- Меерович М.И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 432 с.
- Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные псих, труды/ М.: Пед., 1989. — 219 с.
- Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978. -45с.
- Муляр О.И. От Гилфорда к Торренсу, или как измерить креативность, природа которой не вполне ясна теоретикам // Психологическая газета. -1998.- № 10/37 С.18−19
- Мусийчук М.В. Педагогические условия эффективного развития творческих способностей будущих учителей/ Дисс. канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2000. 206 с.
- Немов Р.С. Психология, кн. I М.: Просвещение, Владос, 1994. — 576 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы/ Аванесов B.C. и др. под ред. А. В. Петровского. -М.: Изд-во Моск. Унив., 1986. 303 с.
- Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
- Педагогика и психология высшей школы/ под ред. С. И. Самыгина. -Ростов н/Д, 1998. 544 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластёнин, И. Ф Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
- Педагогическая энциклопедия т.4 М., 1968. 912 с. 13 6. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебн. пособие/ Под ред. JI.K. Гребенкиной, JI.A. Байковой. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Пед. общ-во Россини, 2001. — 256 с.
- Пехлецкий И.Д. Общая теория систем и анализ процесса обучения: Учеб. пособие по специальному курсу для студентов физико-математических факультетов пединститутов. Пермь, 1976. — 120 с.
- Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1992. — 332 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.:ИНФРА-М, 1998. 528 с.
- Петухов В.В. Образ мира и психологическое исследование познания // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. 1984. № 4. — С. 13−21
- Пидкасистый П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1998. -184с.
- Пойа Джордж. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. М., 1976. — 448 с.
- Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. — 96 с.
- Пономарёв Я. А. Психология творения. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1999. -480 с.
- Пономарёв Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М. Наука, 1988. С.21−25
- Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект.- Казань: Изд-во Казанского университета, 1989. 200 с.
- Поташник М.М., Загвязинский В. И. Оптимизация или творчество? // Народное образование. 1990. — № 3. — С. 54—59
- Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987. -80 с.
- Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова.- М.: ПЕР СЭ, 2000. 80 с.
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967.-271 с.
- Пчелинцева И.Г. Способы взаимодействия интеллектуальных и практических умений в процессе развития творческого мышления учащихся/ Дисс. канд. пед. наук. Тобольск, 2000. — 196 с.
- Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., 1975. — 183 с.
- Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников/ Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1993. — 31 с.
- Раченко И.П. Проблемы развития педагогического творчества учителей./ Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1966. — 24 с.
- Решетников П.Е. Нетрадиционная система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. Для преп. Высш. И средн. Пед. Учеб. Заведений. -М.: ВЛАДОС, 2000. 304 с.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М., 1982.-218 с. 163 .Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2 М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения. -М.: Педагогика, 1971. 206 с.
- Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.:ИЧТ «Изд-во Магистр», 1997. — 224 с.
- Сластёнин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976. 160с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-Пресс, 1995. 271 с.
- Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1995. — 225 с.
- Соловьёв B.C. Соч. в 2-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1988. — 892 с.
- Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления// Советская педагогика. 1967. — № 1. -С.28−33
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1983.-344 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. — 535 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 270 с.
- Толлингерова Д.С. Применение ЭВМ с графическим дисплеем для определения когнитивности учебных задач// Актуальные проблемы современной психологии. М., 1983. — С. 57−65.
- Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 188 с. .
- Усова А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла. — Челябинск, 1997.-178 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М., 1946. — 499 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
- Фридман JI.M., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи: Пособие для учащихся. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1984. — 175 с.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-320 с.
- Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования// Педагогика. 1999 — № 7 — С. 15−23
- Шадриков В. Д. О содержании понятий «способность» и «одарённость'У/Психологический журнал. 1983. -№ 5. С. 3−10
- Шадриков В.Д. Способности человека./ Акад. пед. и соц. наук- Моск. психолого-соц. ин-т: М. — Воронеж, 1997. — 288 с.
- Шаршов И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента/ Дисс. канд. пед. наук. Белгород, 2000. -214с.
- Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности: сущность и технология: Учебное пособие. М.- Тамбов: Изд-во Тамб. унта, 2003. — 146 с.
- Шварман З.О. Профессионально-педагогическая подготовка учителя в университете/ Под ред. Н.Н. Круликовского- Том. гос. ун-т им. В. В. Куйбышева. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. — 126 с.
- Шрагина J1. И. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности// Психологический журнал. 1983. — № 4 — с.73−79
- Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся // Сер. Педагогика и психология. М.: Знание, 1988 — № 8 — 80 с.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории. J1.C. Выготского). М.:Тривола, 1994. — 168 с.
- Энгельмейер П.К. Теория творчества Спб., 1910. 35 с.
- Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов: Научно-метод. пособие. -М.:Высш. школа, 1982. 223 с.
- Юдаков С.Г. Формирование информационных умений и развитие творческих способностей учащихся/ Информатика и образование. 2000. -№ 6.-с. 70−73
- Юркин А.Г. Задачник по программированию. Спб.: Питер, 2002. — 192с.
- Якобсон П.М. Процесс творческой работы изобретателя. М. Л., 1934
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 144 с.
- Guilford Y.P. The nature of Human intelligence. N. Y.: Mc-Gaw Hill, 1967.
- Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning, 1965. P. 663−679.
- Mednich S.A. The associative basis of the creative process// Psychol. Rewiew. 1969. № 2. P. 220−2321. Тест „Параллельные линии“
- Тест является тестом на диагностику невербальной креативности (один из 12 субтестов Торренса). Требуется дорисовать до осмысленного изображения двенадцать пар параллельных линий.
- Обработка результатов. 1) Предварительная обработка.
- Все названия рисунков с указанием частоты сводятся в общую таблицу. Затем определяются основные категории рисунков.
- Оформляется итоговая таблица с результатами тестирования для каждого испытуемого. Таблица содержит: гибкость- индекс оригинальности- уникальность-
- Гибкость» подразумевает количество различных категорий изображений.
- Оригинальность" непохожесть созданных испытуемым изображений на изображения других испытуемых. Индекс оригинальности подсчитывается как средняя оригинальность по всем картинкам.
- Уникальность" определяется как количество уникальных картинок для данного испытуемого.