Педагогические условия совершенствования умений текстообразования у учащихся 4-5 классов с общим недоразвитием речи
![Диссертация: Педагогические условия совершенствования умений текстообразования у учащихся 4-5 классов с общим недоразвитием речи](https://westud.ru/work/3190831/cover.png)
Диссертация
Определяя перспективу исследования, мы отмечаем, что выполненная работа не претендует на исчерпывающую полноту исследования проблемы совершенствования умений текстообразования у учащихся с нарушениями речи. Так, актуальным представляется более подробное исследование совершенствования УТ не только в содержательном плане, но и их физического (артикуляци-онно-интонационного) компонентаважной для… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭТАПА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УМЕНИЙ ТЕКСТООБРАЗОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
- 1. 1. Совершенствование умений текстообразования у школьников с общим- не
- -доразвитием—речи—каккомплекснаяпсихологогпедагогическая проблема
- 1. 2. Теоретические основы моделирования этапа совершенствования умений текстообразования у школьников с общим недоразвитием речи
- 1. 3. Педагогические условия совершенствования умений к текстообразованию в системе коррекционного обучения
- Выводы по первой главе
- Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УМЕНИЙ ТЕКСТООБРАЗОВАНИЯ У
- ШКОЛЬНИКОВ 4−5 КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
- 2. 1. Методика реализации комплекса педагогических условий совершенствования умений текстообразования
- 2. 2. Организация экспериментальной работы по совершенствованию умений текстообразования
- 2. 3. Оценка, анализ и обсуждение результатов экспериментальной работы по совершенствованию умений текстообразования у школьников
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л. И. Айдарова. — М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
- Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррек-ционной) школе: учебник для студ. дефектол. фак. педвузов /
- A. К. Аксенова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 320 с.
- Алексеева, И. А. Русский язык. Методика и практика преподавания- /— И. А. Алексеева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 320 с. (Сер. «Книга для учителя»).
- Амирова, Т. А. История языкознания : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. А. Амирова, Б. А. Ольховиков, Ю. В. Рождественский- под ред. С. Ф. Гончаренко. — М.: Издательский центр Академия, 2003. — 672 с.
- Антонова, Е. С. Тайна текста / Е. С. Антонова // Русский язык в школе. — 2000.-№ 5.-С. 3−11.
- Андреева, Н. Г. Формирование связной речи у младших школьников с нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи / Н. Г. Андреева // Практическая психология и логопедия. 2005. — № 3. -С. 37−47.
- Арефьева, Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4−8 лет : метод, пособие / Л. Н. Арефьева. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 118 с.
- Ахутина, Т. В. Исследование речевого мышления в психолингвистике / Т. В. Ахутина. -М.: Наука, 1985. 185 с.
- Ю.Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление /
- B. Г. Афанасьев. Иркутск: Политиздат, 1981. — 432 с. 11 .Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы) / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бабайцев, А. Ю. Коммуникация / А. Ю. Бабайцев // Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. Минск: Изд-во В. М. Скакун, 1998. -С. 322−323.
- Баранник, А. С. Методика формирования коммуникативных и рефлексивных умений подростков на основе сказкотерапии на уроках русского языка : дис. .канд. пед. наук/ А. С. Баранник. — Новосибирск, 2002. — 248 с.
- Н.Батурина, И. Развитие умения строить логически связный рассказ на уроках / И. Батурина // Учитель. 2001. — № 1. — С. 21−24.
- Бахарева, JI. В. Опыт совместной работы учителя, логопеда и психолога на — уроках риторики / JI. В. Бахарева // Начальная школа: плюс-минус. — 200k — № 8.-С. 46−49.
- Беликов, В. А. Теоретические основы решения педагогических проблем : пособие для аспирантов и соискателей / В. А. Беликов, О. Г. Хлоповских, С. В. Щеблева. Магнитогорск: МГПИ, 1999. — 40 с.
- Белобрыкина, О. А. Речь и общение : популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина- художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. — Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998. — 240 с.
- Белянин, В. П. Психолингвистика : учебник / В. П. Белянин. 3-е изд., испр. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 232 с.
- Бирюков, Б. В. Моделирование / Б. В. Бирюков // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: JI. Ф. Ильичев, П. Н: Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — С. 381−382.
- Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 269 с.
- Бовыкин, Г. П. Новый менеджмент / Г. П. Бовыкин. — М.: Экономика, 1997. -366 с.
- Богуславская, Н. Е. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. Екатеринбург: АРГО, 1997.-192 с.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психол. исследование / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Валгина, Н. С. Теория текста : учеб. пособие / Н. С. Валгина. — М.: Логос, — -2003.-280 с.
- Вижанкова, Т. М. Развитие устной монологической речи на уроках чтения / Т. М. Вижанкова // Начальная школа. 1991. — № 2. — С. 35−38.
- Воробьева, В. К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией / В. К. Воробьева // Дефектология. -1989.-№ 4.-С.'40−46.
- Воробьева, В. К. Обучение детей с ТНР первоначальному навыку описательно-повествовательной речи / В. К. Воробьева // Дефектология. 1990. — № 4. — С. 40−47.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь : собр. соч.: 6 т. / Л. С. Выготский- гл. ред. А.В.Запорожец- под ред. В. В. Давыдова- авт. послесл.
- A. Р. Лурия- коммент. Л. А. Радзиховского. / Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
- B. Ф. Габдулхаков // Начальная школа. 1987. — № 5. — С. 22−25.
- Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. -М.: Наука, 1981. 139 с.
- Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2007. — 472 с.
- Гневэк, О. В. Научные основы формирования профессионально-орфографической компетенции студентов-филологов педагогических вузов : дис. .д-ра пед. наук / О. В. Гневэк. -М., 2000. 503 с.
- Гневэк, О. В. Основы психолингвистики : учеб.-метод. пособие для студентов / О. В. Гневэк. Магнитогорск: МГПИ, 1998. — 76 с.
- Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004.-168 с.
- Голуб, И. Б. Секреты хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. — М.: Междунар. отношения, 1993. 280 с.
- Гончарова, JI. О. Нетрадиционные приемы развития связной речи / JI. О. Гончарова // Начальная школа. 1998. — № 7. — С. 28−30.
- Горелов, И. Н. Избранные труды по психолингвистике / И. Н. Горелов. — М.: Лабиринт, 2003. 320 с.
- Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным направлениям). М.: изд-во ИКП РАО, 1999 — С. 284−301. (Проект).
- Гребенченко, JI. В. Виды заданий по формированию связной речи / Л. В. Гребенченко // Начальная школа. 200 Г. — № 9. — С. 100−102.
- Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 135 с.
- Грибова, О. Е. Коррекционная работа с учащимися старших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (на уроках). Сообщ. 1 / О. Е. Грибова // Дефектология. 1989. — № 5. — С. 57−62.
- Грибова, О. Е. Коррекционная работа с учащимися старших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Сообщ. 2 / О. Е. Грибова // Дефектология. 1990. —№ 5. — С. 11−18.
- Грибова, О. Е. Об итогах Всероссийской научно-практической конференции «Современные подходы к коррекции» / О. Е. Грибова // Дефектология. — 1999.-№ 5.-С. 76−80.
- Грибова, О. Е. Прием научного моделирования как средство изучения речевых нарушений / 0. Е. Грибова // Дефектология. — 2001. № 1. — С. 3−10.
- Грибова, О. Е. Проблемы реализации коммуникативного подхода в обучении детей с тяжелой речевой патологией / О. Е. Грибова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002. № 2. — С. 12−18.
- Грибова, О. Е. Психолингвистика и логопедия / О. Е. Грибова // Дефектология. 1999.-№ 3. — С. 3−11.
- Грибова, О. Е. Становление механизма компрессии- текста у учащихся специальной (коррекционной) школы V вида: начальные классы / О. Е. Грибова // Школьный логопед. 2007. — № 3(18). — С. 5−14.
- Гриншпун, Б. М. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / Б. М. Гриншпун,
- B. И. Селиверстов // Дефектология. 1988. — № 3. — С.81−84.
- Давыдов, В. В. Виды обобщений в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В. В. Давыдов 2-е изд. — М.: Пед. о-во России, 2000. — 479 с.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.- 544 с.
- Дефектология: словарь-справочник / авт.-сост. С. С. Степанов- под ред. БЛТ Пузанова. М.: Новая школа, 1996. — 80 с.
- Дигмай, В. II. Абзац, сложное синтаксическое целое, композиция текста, общее и различное / В. Н. Дигмай // Филологические науки. — 2002. № 2. —1. C. 56−66.
- Долбаев, JI. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы ее понимания / Л. П. Долбаев. М., 1982.
- Дридзе, Т. М. Текст как иерархия коммуникативных программ (информативно-целевой подход) / Т. М. Дридзе // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). — М.: Наука, 1976. -263 с.
- Дудьев, В. П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Дудьев // Логопедия. -2006. -№ 2(12). -С.22−27.
- Евсеева, Е. Ю. Исправление недостатков детской речи (на уроках русского языка) / Е. Ю. Евсеева // Начальная школа. 2001. — № 6. — С. 23−24.
- Ейгер, Г. В. Механизмы контроля языковой правильности высказывания / Г. В. Ейгер. Харьков: Основа, 1990. — 184 с.
- Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 192 с.
- Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова. — М.: Просвещение, 1991.-224 с.
- Ефремова, О. А. Индивидуализация обучения как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка : дис. .канд. пед. наук / О. А. Ефремова. Новосибирск, 2002. — 253 с.
- Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин- предисл. Р. Г. Котова, А. И. Новикова. М.: Наука, 1982. — 159 с.
- Жинкин, Н. И. Исследование речевого мышления в психолингвистике / Н. И. Жинкин. М.: Наука, 1985. — 211 с.
- Жинкин, Н: И. Язык речь — творчество / Н. И. Жинкин // Избр. тр. / сост. С. И. Гиндин- ред. Г. Н. Шелогурова. — М.: Лабиринт, 1998. — 364 с.
- Зарубина, Н. Д."Текст: лингвистический и методический аспекты / Н. Д. Зарубина.-М., 1981.
- Иванова, Р. А. Преемственность в формировании навыков связной речи / Р. А. Иванова // Начальная школа. 1977. — № 12. — С. 29−32.
- Игнатьева, Е. А. Оценка особенностей коммуникативно-речевого развития старшеклассников с ТНР / Е. А. Игнатьева // Практическая психология и логопедия. 2004. — № 2. — С. 42−47.
- Игнатьева, С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. А. Игнатьева- Ю. А. Блинков. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 304 с.
- Ильина, С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников пятых — девятых классов: Теоретико-экспериментальное исследование / С. Ю. Ильина. СПб.: КАРО, 2005. — 240 с.
- Каляева, Ю. А. Формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната*: дис. .канд. пед. наук / Ю. А. Каляева. -Магнитогорск, 2002. 144 с.
- Кармадонова, О. Ф. Развитие коммуникативных умений учащихся и коррекция общения подростков на уроках русского языка : дис. .канд. пед. наук / О. Ф. Кармадонова. — Новосибирск, 1999. -223 с.
- Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер. Коммуникабельность: популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. -Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.
- Козина, Г. П. Интегрированный урок по теме «текст» / Г. П. Козина, Н. В. Левенец // Начальная школа: плюс До и После. 2003. — 12. -С. 30−32.
- Комаров, К. В.- Методика обучения русскому языку в школе для-детей с тяжелыми нарушениями речи / К. В. Комаров. — М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
- Коноваленко, В. В. Формирование связной речи и развитие логического< мышления / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. М:: ГНОМ1 — ПРЕСС, 2001.-86 с.
- Концепция государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными-возможностями здоровья (проект). — М.: изд-во ИКП РАО, 1997. — 35 с.
- Колшанский, Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Г. В. Колшанский — под ред. Т. В. Булыгиной. М.: Высш. шк. 2005. — 175 с.
- Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с.
- Крайнюк, В. М. Речевое развитие младших школьников / В. М. Крайнюк,
- B. А. Кустарева // Начальная школа. 1984. — № 3. — С. 36−39.
- Красюк, О. В. Формирование устной и устно-кодированной речи у учащихся- с сочетанным нарушением моторной, интеллектуальной и речевой сфер- в* начальных классах / О. В. Красюк // Школьный логопед. 2006. — № 3. —1. C. 54−57.
- Крылова, Е. В. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с ЗПР / Е. В. Крылова, Е. А. Колодовская // Логопедия. 2004. — № 1. — С. 41−48.
- Крючкова, Л. Ю. Речь — канал развития интеллекта (о методике развития речи) / Л. Ю. Крючкова // Начальная школа. 1997. — № 2. — С. 68−70.
- Кукушкина, О. И. События жизни : Комплект рабочих тетрадей по развитию речи для учащихся 1−4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II, IV, V, VI, VII, VIII видов / О. И. Кукушкина. — М.: Просвещение, 2003. 48 с.
- Кыверялг, А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
- Ладыженская, Т. А. Анализ устной речи учащихся V-VII классов / Т. А. Ладыженская // Труды института общего и политехнического образования. М.: Издательство АПН РСФСР, 1963. — 135 с.
- Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. — М.: Педагогика, 1974. — 256 с.
- Ладыженская, Т. А. Текстовые умения. Как им учить? (Тема номера) / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская // Начальная школа: плюс До и После.-2005. -№ 5.-С. 3−8.
- ЮЗ.Ланина, Т. Н. Психологические аспекты исследования' связной речи / Т. Н. Ланина // Практическая психология и логопедия. 2005. — № 5−6. — С. 94−97.
- Ларионова, И. А. Формирование у младших школьников представлений о тексте как типе связного высказывания / И. А. Ларионова, Т. А. Осипова // Логопед. 2005. — № 2. — С. 104−114.
- Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей / Р. Е. Левина // Избр. тр. / ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. -М.: АРКТИ, 2005. 224 с.
- Лекторский, В. А. Субъект, объект, познание / В. А. Лекторский. — М.: Наука, 1980.-356 с.
- Леонова, С. В. Развитие речи младших школьников на логопедических занятиях / С. В. Леонова // Логопед. 2004. — № 1. — С. 95−100.
- Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. — 4-е изд., испр. М.: Смысл: Академия, 2005. — 287 с.
- Леонтьев, А. А. Фазовая структура речевого акта и/ природа планов / А. А. Леонтьев, Т. В. Рябова // Планы и модели будущего в речи (материалы к обсуждению). Тбилиси: Мецниереба, 1970. — С.27−32.
- Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1969. — 307 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл: Академия, 2004. — 346 с.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — 4-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.
- Леонтьев, А. Н. Психологическое исследование речи / А. Н. Леонтьев // Избр. психол. произведения: в 2 т.- под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Пе- -дагогика, 1983.
- Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Hi Ярцева. — 2-е изд., доп. — М: Большая Рос. энциклопедия, 2000. 709 с.
- Линелл, П. Язык и человек. Проблемы языка, мышления и коммуникации: пособие по шведскому языку / предисл. Е. М. Чекалиной- коммент. Л. И. Кравцовой. М.: Высш. школа, 1983. — 251 с. (на швед. яз.).
- Лихачев, Д. С. Текстология / Д. С. Лихачев. М.: Наука, 1964. — 100 с.
- Логопедическое обследование ребенка / авт.-сост. С. Е. Большакова. — М.: А.П.О., 1995.-30 с.
- Логопедия в школе: практический опыт / под ред. В. С. Кукушина. — М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр МарТ, 2004. 368 с.
- Логопедия: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Л. С. Волкова и др.- под ред. Л. С. Волковой. М.: Просвещение, 1989.-528 с.
- Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия- под ред. Е. Д. Хомской. — 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1998. — 336 с.
- Львов, М. Р. Методика развитияречи младших школьников / М. Р. Львов — 3-е изд., перераб. и доп. Тула: ООО Издательство Родничок- М.: ООО Издательство Астрель: ООО Издательство ACT, 2003. — 238 с.
- Львова, М. Е. Обучение младших школьников связному устному высказыванию / М. Е. Львова // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / под ред. Н. С. Рождественского, Р. А. Фомичевой. -М.: Педагогика, 1977. С. 118−130.
- Люблинская, А. А. Учителю о- психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
- Малетина, Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Н. Мале-тина, Л. Пономарева // Дошкольное воспитание. 2004. — № 6. — С.64−68.
- Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения* / А. К. Маркова. М.: Педагогика, 1974. — 240 с.
- Манакова, Л. М. Заголовок учебного текста / Л. М. Манакова // Русский язык в школе. 2006. — № 1. — С. 90−95.
- Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ- 2003.-240 с.
- Мещерякова, Л. В1 Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций : дис.. канд. пед. наук / Л. В. Мещерякова. Челябинск, 1998. — 260с:
- Микляева, Н. В. Развитие языковой способности у детей с ОНР / Н. В. Микляева // Дефектология. 2001. — № 2. — С. 56−64.
- Михалкина, Е. Е. Формирование языковых обобщений в процессе развития вербально-логического мышления у старших дошкольников с ОНР / Е. Е. Михалкина // Практическая психология и логопедия. — 2003. — № 1−2. — С. 86−90.
- Мосина, М. А. Формирование коммуникативной компетенции при обучении' родному и иностранному, языку / М. А. Мосина // Начальная1 школа плюс До и После. 2004. — № 5. — С. 29−31.
- Мурзин, JI. Н. Текст и его восприятие / JI. Н. Мурзин. — Свердловск: Изд-во УрГУ, 1991.-171 с.
- Национальная, доктрина образования в Российской Федерации // Директор школы.-2001.-№ 1.-С. 97−105.
- Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. — Минск: Изд. В. М: Скакун, 1998. 896 с.
- Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. — М.: Просвещение, 1990. — 301 с.
- Неуймин, А. Г. Модели в науке и технике: история, теория, практика /.. А. Г. Неуймин Л.: Наука, 1984. — 188 с.
- Никитина, Е. И. Уроки развития речи: к учебнику «Русская речь. Развитие речи». 5 кл. / Е. И. Никитина. М.: Дрофа, 2002. — 224 с.
- Павлова, О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : дис.. канд. пед. наук / О. С. Павлова. М., 1998. — 238 с.
- Педагогическое речеведение: словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской-. сост. А. А. Князьков:.- 2-е: изд., испр: и. доп.— М.: Флинта, Наука, 1998. -312 с.
- Песняева, Н. А. Эффективность развития речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге / Н. А. Песняева // Начальная школа. — 2005. -№ 5.-С. 54−63.
- Петрова, Н. В. Текст и дискурс / Н. В. Петрова // Вопросы языкознания. — 2003. № 6. — С.123−131.147: Плитинь, Н. Н. Использование дидактических тестов для итогового контроля по русскому языку / Н. Н. Плитинь // Начальная школа. 1994. — № 2. -С. 26−28.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с.
- Г. Порядок проведения аттестации общеобразовательных учреждений Челябинской области: инструктивные материалы / С. Г. Молчанов и др. — Челябинск: Изд-во ИДПОПР, 2001. 50 с.
- Привалова, С. Е. Технологическая модель реализации коммуникативного подхода в работе по развитию речи детей дошкольного возраста : дис.. .канд. пед. наук / М. Е. Привалова. — Екатеринбург, 2002. 176 с.
- Приступа, F. Н- Совершенствование учебного процесса на уроках русского языка / Г. Н. Приступа // Начальная школа. 1986. — № 10. — С. 41−44.
- Прищепова, И. В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи : учеб.-метод. пособие / И. В. Прищепова. СПб.: КАРО, 2005.-144 с.
- Программы специальных общеобразовательных школ для детей с. ТНР подготовительного, 1−5 классов I отделения. — М.: Просвещение, 1987. — 260 с.
- Проняева, С. В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста : дис. .канд. пед. наук / С. В. Проняева. — Екатеринбург, 1999. — 231* с.
- Психологический словарь / А. Т. Айрапетян и др.- редкол.: В. В. Давыдов-[и др.]. М.: Педагогика, 1983. — 447 с.
- Психология: словарь / сост. JI. А. Карпенко. — М.: Политиздат, 1990. -194 с.
- Психолого-медико-педагогическая консультация: метод, рекомендации / науч. ред. Л. М. Шипицина. 2-е изд., доп. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — 352 с.
- Речь. Речь. Речь: книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под ред. Т. А. Ладыженской. — М.: Педагогика, 1983. 144 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. Т. 1. — 488 с.
- Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская и др.- под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1997.— 351 с.
- Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская и др.- под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1998. 240 с.
- Руссу, Н. Э. Моделирование речи для совершенствования речевой деятельности школьников / Н. Э. Руссу // Начальная школа. 1990. — № 10. -С. 84−86.
- Саганенко, Г. И. Надежность результатов социологического исследования / Г. И. Саганенко. Л.: Наука, 1983. — 214 с.
- Садовский, В. Н. Основания общей теории систем / В. Н. Садовский— М.: Наука, 1976.-211 с.
- Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Сазонова. — 2-е изд., испр. -М.: Издательский центр Академия, 2005. — 144 с.
- Саломатина, JI. С. Развитие речи младших школьников в ходе изучения факультативного интегрированного курса «Комплексный анализ текста» (4 класс) / JI. С. Саломатина // Образование в современной школе. — 2005. — № 4.-С. 14−20.
- Санина, Л. Д. Работа над связностью текста: III класс / Л. Д. Санина // Начальная школа. 1986. — № 10. — С. 47−51.
- Седов, К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. — 320 с.
- Семенюк, Э. П. Общенаучные категории и подходы к познанию / Э. П. Семенюк. Львов: Вища шк., 1978. — 175 с.
- Сергеева, Н. В. Формирование умений познавательной деятельности учащихся в работе по развитию речи / Н. В. Сергеева // Начальная школа. — 1981. -№ 12.-С. 63−66.
- Сидоренков, В. А. Создание условий для формирования у школьников общеучебных умений текстообразования / В. А. Сидоренков // Русский язык в школе. 1997. — № 2. С.8−14.
- Словарь иностранных слов: в 2 т. / под ред. Т. Н. Гурьевой. М.: ТЕРРА — Кн. клуб, 2002. — Т. 1.: А-Л, — 429 с.
- Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные- материалы- по коррекционной педагогике)?: учеб. пособие / сост. Н: В. Новоторцева. З-е изд., перераб. шдоп. — Ярославль: Академияфазвит тия, Академия, К?, 1999- -144 с.
- Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е. Ф. Соботович. М.: Классик Стиль, 2003. — 160 с.
- Солганик, Г. Я: Стилистика текста: учеб. пособие / F. Я. Солганик. 3-е изд. — М:: Флинта: Наука- 2001. — 253 с.
- Соловейчик, М- С. Текст./ М. С. Соловейчик // Начальная школа: прил. к газ: «Первое сент.». — 1995. №:21v— июль. — С. 6.,
- Соловейчик, М. С. Формирование умений связной речи у младших школьников/ Ml.С. Соловейчик // 11ачальная школа. 1982. — № 7. — С. 25−30.
- Соловьева, JI. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с ОНР / JI. Г. Соловьева// Дефектология. 1996.-№ 1. — С. 62−66.
- Сорокина, Г. И. Обучение первоначальному сравнению и сравнительному описанию / Г. И. Сорокина // Начальная школа. — 1979. № 6. — С. 41−47.
- Спирова, JI. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи : кн. для учителя / JI. Ф. Спирова, А. В! Ястребова. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1985.-144 с.
- Стенин, В. С. Методы? научного познания / В. С. Степин, А. Н. Елсуков. -Минск: Вышэйш. шк., 1974. — 152 с.
- Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно: Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: пособие для* воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. М.: ГНОМ и Д, 2004. — 141 с.
- Уемов, А. И. Логические основы метода моделирования / А. И. Уемов. — М.: Мысль, 1971.-311 с.
- Узорова, О. В: Как научить ребенка писать сочинения по картинкам: учеб. пособие для детей младшего школьного возраста / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. М.: Издательство Астрель, 2002. — 255 с.
- Узорова, О. В. Практическое пособие по развитию речи / О: В. Узорова, Е. А. Нефедова. Киев: ГИППВ Аквариум, 1998. — 272 с.
- Уроки развития речи: метод, пособие для учителей-словесников по прогр... «Речь»: 5 кл. / Г. И. Канакина и др. — М.: ВЛАДОС, 2003*. — 159 с.
- Ушакова, Т. Н. Речь человека в общении / Т. Н. Ушакова, Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова- отв. ред. В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1989. — 193 с.
- Федосеева, Е. Г. Формирование коммуникативных умений^ детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. Г. Федосеева: дис.. канд. пед. наук. — М., 1999. 191 с.
- Федосеева, Т. А. Методика создания и использования коммуникативных игр для формирования устно-речевых умений- / Т. А. Федосеева: дис. .канд. пед. наук. Новокузнецк, 2000. — 286 с.
- Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника : метод, пособие с иллюстрациями / Т. Б. Филичева, А. В. Соболева. Екатеринбург: Изд-во. ЛИТУР, 2000. — 80 с.
- Филичева, Т. Б. Психолого-педагогическая характеристика детей.с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова // Логопедия: 2006. — № 2(12).-С. 57−68.
- Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов : пособие для логопедов и психологов / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. М.: АРКТИ, 2002. — 136 с.
- Фридман, JI. М. Психологический справочник учителя / JI. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М:: Просвещение, 1991. — 188 с.
- Функционирование системы языка в речи / под ред. Н. К. Гарбовского:. — М.: Изд-во МГУ, 1989. 159 с.
- Худенко, Е. Д. Как научить ребенка думать и говорить / Е. Д. Худенко, Т. С. Мельникова, О. Н. Шаховская. М.: НПФ Унисерв, 1993. — 172 с.
- Цейтлин, С. Н. Язык. Речь. Коммуникация: междисциплинарный словарь: Лингвистам, преподавателям иностранных языков, методистам по развитию речи- учителям-словесникам, логопедам и студентам / С. Н. Цейтлин,
- B. А. Погосян- М. Ai Еливанова, Е. И. Шапиро. СПб.: КАРО- 2006. — 128 с:
- Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Н. Цейтлин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-240 с.
- Чаладзе, Е .А. Особенности нарушения текстообразования у дошкольников, с экспрессивной алалией / Е. А. Чаладзе // Практическая психология и логопедия. 2007. — № 4(27) — С. 24−45.
- Черкасова, Е. Л. Речевое поведение учащихся с нарушениями: речи, обучающихся в школе 5 вида / Е. Л. Черкасова // Логопедия. 2006. — № 2(12).1. C. 28−37.
- Чутко, Н. Я. Педагогические условия формирования учебной деятельности младших школьников / Н. Я. Чутко // Практическая психология и логопедия. 2005. — № 2 (13). — С. 68−70.
- Шахнарович, А. М. Онтогенез мыслеречедеятельности: семантика и текст /
- A. М. Шахнарович // Филологические науки. 1998. — № 1. — С. 56−64.- - -
- Шварцкопф, Б.С. Оценки говорящим фактов речи : автореф. дис.. канд. филол. наук/Б. С. Шварцкопф. М., 1972. — 10 с.
- Швырев, В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании /
- B. С. Швырев-М.: Наука, 1978.
- Штоф, В. А. Моделирование и философия / В. А. Штоф. М.: Наука, 1966. -301 с.
- Шадриков, В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994.-320 с.
- Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. — Л.: Наука, 1974.-428 с.
- Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д. Б. Эльконин. М.: ИНТОР, 1998. — 112 с.
- Этимологический словарь русского языка / под ред. А. Ф. Журавлева, Н. М. Шанского. М.: Изд-во МГУ, 1999. Вып. 9. — 239 с.
- Юдин, Э. Г. Развитие / Э. Г. Юдин // Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. -М.: Сов. Энциклопедия, 1983. С. 561−562.
- Юртаев, С. В. Принципы и методы развития речи / С. В. Юртаев // Начальная школа. 2004. — № 9. — С.37−42.
- Якубова, Н. Б. Развитиеречи учащихся коррекционного класса / Н- Б. Якубова // Начальная школа. 1994. — № 2. — С.45−48:
- Ямбург, Е. А. Школа для.всех: Адаптивная модель: (Теоретические-основы и практическая реализация) / Е. А. Ямбург. — М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
- Ястребова, А. В. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе / А. В. Ястребова,' Т. П. Бессонова. М.: Кошто-Центр, 1996. — 47 с.
- Ястребова, А. В. Коррекция- нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы : кн. для учителя-логопеда. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1984.-160 с.
- Ястребова, А. В. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет рече— мыслительной деятельности и культуры устной речи / А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. -М.: АРКТИ, 2001. 144 с.
- Ястребова, А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся- начальных классов общеобразовательных учреждений / А. В. Ястребова. — М., 1999.-138 с.
- Donaldson, М. Мыслительная деятельность детей / пер. с англ. В. И. Голода- науч. ред., предисл. и коммент. В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1985. -191с.
- Morton, Ed. John. Biological and* Social Factors in Psycholinguistics / Ed. John Morton. London, 1971.
- Peuser, G. Patholinguistik / G. Peuser. Hamburg: Campe Verlag, 1977. -321 s.
- Skalicka, V. Text, Kontext, Subtext / V. Skalicka // Slavica Pragensia III, Phi-lologica. Praha, 1961. — no 3. — S. 56−68.
- Carroll, D. Psychology of Language / D. Carroll. Monterey, 1986.