Стилистика контраста в автобиографической прозе М. Горького и И. Бунина
Диссертация
Итак, контраст — это один из способов восприятия художником действительности. Такое восприятие характерно для словесного творчества XX в. Оно не только выражает мироощущение автора, но и отражает специфику сознания писателей XX в. В художественном сознании соединение полярностей, столкновение двух противоположных смыслов в форме контраста отражает динамику самопознания. Темы противопоставления… Читать ещё >
Содержание
- Контраст как принцип художественного мировосприятия и стилистическое средство
- Цель и задачи исследования- материал и принципы его анализа
- Глава I. Контраст и его типология
- A. Контраст
- 1. Определение понятия «контраст «- типы и виды контраста
- 2. Лингвистическая основа контраста
- 3. Стилистические функции контраста
- Б. Антитеза
- 1. Понятие антитезы
- 2. Семантическая структура антитезы
- 3. Синтаксическая структура антитезы
- 4. Сила и сложность антитезы
- B. Оксюморон
- 1. Понятие оксюморона
- 2. Семантическая структура оксюморона
- 3. Грамматическая структура оксюморона
- 4. Сила и сложность оксюморона
- Выводы
- Глава. //. Контраст в автобиографической трилогии М. Горького
- Детство», «В людях», «Мои университеты»
- А. Антитеза
- I, Структурно-семантическое своеобразие антитезы
- 1. Семантическая характеристика антитезы
- 1. Явная антитеза а) Семантическая основа явной антитезы. б) Структурно-семантическое осложнение явной антитезы
- 2. Размытая антитеза а) Семантическая основа размытой антитезы. б) Структурно-семантическое осложнение размытой антитезы
- 3. Потенциальная антитеза
- 2. Синтаксическая структура антитезы а) Антитеза со структурой простого предложения. б) Антитеза со структурой сложного предложения. в) Антитеза со структурой сложного синтаксического целого
- 2. Стилистическая функция антитезы
- 1. Антитеза в авторском повествовании а) Антитеза с идеологической направленностью. б) Антитеза с изобразительной направленностью
- 2. Антитеза в речи персонажей
- 3. Антитеза при пересечении авторской и чужой речи
- Б. Оксюморон
- 1. Грамматическая структура оксюморона
- 2. Семантическое своеобразие оксюморона
- Выводы
- Глава III. Контраст в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» И. Бунина А. Оксюморон
- 1. Семантическое своеобразие оксюморона
- 2. Грамматическая структура оксюморона
- 3. Стилистическая функция оксюморона
- Б. Антитеза
- 1. Семантическое своеобразие антитезы
- 2. Синтаксическая структура антитезы
- 3. Стилистическая функция антитезы
- Выводы
Список литературы
- Азнаурова Э. С. Стилистическая функция как второстепенная функция языка// Проблемы лингвистической стилистики. М., 1969.
- Акимова В. И. Контекстуальные антонимы в публицистике Н. П. Огарева// Вопросы русской филологии. Алма-Алта, 1978.
- Андреева Г. В. Контрастная организации языковых единиц// Вопросы романо-германского языкознания. Саратов, 1988. Вып. 9.
- Арнольд И. В., Андреева Г. В. Лексическое варьирование в контексте контраста // Значение и его варьирование в тексте. Волгоград, 1987.
- Атаева Е. А. К проблеме исследования оксюморонных сочетаний. Лингвистическая природа оксюморонных сочетаний // Вопросы лингвистики и методики преподавания ин. яз. Ашхабад, 1973.
- Атаева Е. А. Лингвистическая природа и стилистическая функция оксюморона. Автореф. дисс. .канд. филолог, наук. М., 1975. Афанасьев В. И. А. Бунин. М., 1966.
- Ахманова О. С. Антитеза. Контраст // Словарь лингвистических терминов. М., 1969.
- Ахматова Р. М., Немер В. И. Социально активизированная антонимия в пьесах М. Горького // Вопросы стилистики. Саратов, 1982.
- Ачатова А. А. Концепция личности художника в романе И. Бунина «Жизнь Арсеньева"// Труды Томского государственного университета. 1974. №. 252.
- Бабаханова Л. Т. Структурно-семантичекие особенности стилистического приема антитезы// Вопросы фразеологии и грамматического строя языков. Самарканд, 1967.
- Бабаханова Л. Т. Структурно-семантические особенности антитезы как стилистического приема (на материале английского языка)//Автореф. дисс. .канд. филолог, наук. М., 1967.
- Балахонская Л. В. Языковые антонимы и контекстно противопоставляемые слова как средство создания контраста в произведениях А. Вознесенского. Автореф. дисс. .канд. филолог, наук. Л., 1987.
- Бекова С. В. К проблеме идеологического словаря писателя: (Семантико-стилистический анализ слов со значением цвета у М. Горького): Автореф. канд. дисс. .канд. филолог, наук. Л., 1973.
- Белкина Ю. М. Антонимы как средство художественной выразительности в романе Л. Толстого «Анна Каренина"// Вопросы истории и филологии. Ростов на Дону, 1974.
- Белова Г. М. Лингвистические средства выражения антитезы. Автореф. дисс. .канд. филолог, наук. М., 1970.
- Белова Г. М. К семантическим особенностям// Ученые записки МГПИИЯ им. м. Тореза. 1971, т. 39.
- Борисова М. Б. Стилистические контрасты в драматургии М. Горького (по материалам ранних пьес об интеллигенции)// Словоупотребление и стиль М. Горького. Л., 1968.
- Борисова М. Б. Слово в драматургии М. Горького. Саратов, 1970.
- Бочина Т. Г. Некоторые средства создания антитезы в пословицах и поговорках// Словообразование и стилистика современного русского языка. Казань, 1991.
- Бочина Т. Г. К вопросу об однокоренных словах как средстве создания антитезы в пословицах и поговорках// История русского языка. Казань, 1992.
- Бочина Т. Г. Лингвистические средства создания антитезы в языке фольклора: (Деривац. аспект). Автореф. дисс. .канд. филолог, наук. Казан, 1992.
- Булгак Е. И. Некоторые наблюдения над употреблением лексических единиц с противоположным значением в художественном тексте//Прагматико-функциональное исследование. Кишинев, 1987.
- Булгак Е. И. К синтагматике контраста// Дериватология и динамика в романских и германских языках. Кишинев, 1989.
- Бунджулова Б. «Жизнь Арсеньева» как энциклопедия бунинского стиля //' Болгарская русистика. София, 1993. №. 4.
- Введенская Л. А. Введение: Антонимы русского языка// Словарь антонимов русского языка. Ростов-на-Дону, 1982.
- Введенская Л. А. Антонимы как художественно-изобразительное средство в публицистике Л. Н. Толстого// Словарь антонимов русского языка, Ростов-на-Дону, 1995.
- Введенская Л. А. Понятие лексической антонимии. Стилистические фигуры, основанные на антонимах// Словарь антонимов русского языка, Ростов-на-Дону, 1995.
- Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М., 1941.
- Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
- Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. М., 1981.
- Волков А. А. Проза Ивана Бунина. М., 1969.
- Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка. М., 1958.
- Гей Н. К. Многоголосие жизни и художественный метод М. Горького// Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., 1997. Т. 36. №. 5.
- Глухих В. М. Заметки об оксюмороне как о функционально-языковой единице// Функционирование языковых единиц современного русского языка. Межвузовский сборник научных трудов. Магнитогорск. 1995.
- Головин Б. Н. Введение в языкознание. М., 1973. Голуб И. Б. Стилистика современного русского языка. Лексика. Фонетика. М., 1976.
- Горелов Анат. Звезда одинокая. (И. Бунин)// Горелов Анат. Избранное. Л., 1988.
- Горнфельд Л. Фигура в поэтике и риторике// Вопросы теории и психологии творчество. Харьков, 1911. №. 14.
- Гусарова Н. П. Белый цвет в произведениях И. Бунина// Вопросы теории и истории языка. Санкт-Петербург, 1993.
- Гуцу А. П. К структурно-семантическому аспекту антитезы// Структурно-семантические и прикладные исследования. Кишинев, 1990.
- Еремина Л. И. Поэтика контраста. (Лингвистический анализ текста стихотворения А. Блока «На железной дороге»)// Русский язык в школе. 1972, №. 5.
- Золина Н. Н. Полуотмеченные структуры в составе антитезы иронического и сатирического характера// Интерпретация художественного текста в языковом вузе. Л., 1983.
- Зубова Л. В. Поэзия Марины Цветаевой. Л., 1989.
- Иванова В. А. Антонимия в системе языка. Кишинев, 1982.
- Ивлева Г. Г. Антитеза как одна из закономерностей организации художественного текста// Язык — система. Язык — текст. Язык — способность. М., 1995.
- Ильина Н. О. Эмотивные смыслы в художественном тексте /на материале произведений И. А. Бунина// Автореф. дис. .кандидата филолог, наук. Санкт-Петербург, 1988.
- Каплан М. С. Объективные свойства антонимов в стилистическом употреблении и функции антитезы// Уч. зап. Казанского гос. пед. ин-та. Вопросы теории и методики преподавания ин. яз. Казань, 1966. Вып. 1.
- Карпенко Г. Ю. К вопросу о становлении «ветхозаветного» типа мышления в творчестве И. А. Бунина // Библия и возрождениедуховной культуры русского и других славянских народов. Санкт-Петербург, 1995.
- Карпенко М. А. М. Горький и русский художественный язык советской эпохи. Киев, 1972.
- Кацнельсон С. Д. Общее и типологическое языкознание. М., 1986.
- Ковтун Л. С. Соотношение эстетического и логического компонентов в лексической номинации// Языковая номинация: (Общие вопросы). М., 1977.
- Ковтунова И. И. Некоторые направления эволюции поэтического языка в XX в. // Очерки истории языка русской поэзии XX в. М., 1990.
- Кожевникова Н. А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М., 1986.
- Козлова В. Ю. Антонимия в поэзии И. Бунина. Автореф. дисс. .канд. филолог, наук. М., 1992.
- Комиссаров В. Н. Проблема определения антонима // Вопросы языкознания. 1957, №. 2.
- Кондаков Г. В. Гармония контраста. Антонимические эпитеты Блока//Русская речь. 1971, №. 1.
- Корольков В. И. К теории фигур// Уч. зап. МГПИИЯ имени Мориса Тореза. 1974. Вып. 78.
- Краснянский В. В. О принципах построения словаря прилагательных и наречий И. Бунина // Филологические науки. 1983. №.5.
- Ларин Б. А. О разновидностях художественной речи// Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.
- Лилич Г. А. О слове серый в творчестве М. Горького// Словоупотребление и стиль М. Горького. Л., 1962.
- Лилич Г. А. Развитие обобщенно-символического значения у слов грязь, грязный в произведениях М. Горького// Словоупотребление и стиль М. Горького. Л., 1968.
- Лотман Ю. М. Риторика// Уч. зап. Тартуского университета. Труды по знаковым системам XII. Тарту, 1981. Вып. 515.
- Лукьянова Н. А. Экспрессивная лексика разговорного употребления. Новосибирск, 1986.
- Мальцев Ю. В. И. Бунин. Посев, 1994.
- Марченко Е. В. Контраст в семантико-стилистической системе циклов М. Горького «По Руси» и «Ералаш"// Русское языкознание. 1988. Вып. 17.
- Марченко Е. В. Контрасты у М. Горького// Словоупотребление и стиль писателя. М., 1995.
- Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1997.
- Матвиевская Л. А. О стилистическом использовании антонимов в лирике и поэмах М. Лермонтова// Русский язык в школе. 1977. N2. 2.
- Матвиевская Л. А. Стилистические функции антонимов// Русский язык в национальной школе. 1978, №. 6.
- Матвиевская Л. А. Контраст и антитеза (на материале произведений М. Ю. Лермонтова// Русский язык в школе. 1978, №. 5.
- Матвиевская Л. А. Стилистическое использование антонимов (на материале произведений М. Ю. Лермонтова). Автореф. дисс. .канд. филолог, наук. М., 1978.
- Матвиевская Л. А. Оксюморон в творчестве М. Ю. Лермонтова// Русский язык в школе. 1979, №. 4.
- Матвеев Б. И. Антонимы в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя// Русская речь. 1977, №. 2.
- Мишина Е. Ф. О некоторых антонимических противопоставлениях в раннем творчестве М. Горького// Горьковский сборник (к 100-летию со дня рождения М. Горького). Ученые записки. Серия филолог, наук. 1968, Вып. 110.
- Мишина Е. Ф. Использование антонимов в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина"// Ученые записки Горьковского университета. Серия лингвистики. Горький, 1970. Вып. 114.
- Мишина Е. Ф. Контекстуальные антонимы в речи М. Горького (Горение — гниение)// Лексика. Терминология. Стили. Межвузовский сборник. Горький, 1973. Вып. 1.
- Никитин М. В. Лексическое значение в слове и словосочетании. Владимир, 1974.
- Новиков Л. А. Логическая противоположность и лексическая антонимия// Русский язык в школе. 1966, №. 4.
- Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1973.
- Новиков Л. А. А. П. Чехов. Толстый и Тонкий// Лингвистическое толкование художественного текста. М., 1979.
- Новиков Л. А. Русская антонимия и ее лексикографическое описание // Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1984.
- Новиков Л. А. Контраст// Энциклопедия. Русский язык. Гл. ред. Ю. Н. Караулов. М., 1998.
- Нурметов Ш. С. Типы контекстуальной антонимии в русском языке// Русский язык в СССР. 1991. №. 5.
- Одинцов В. В. Антитеза. Контраст// Русский язык Энциклопедия. Под. ред. Ф. П. Филина. М., 1979.
- Павлович Н. В. Семантика оксюморона// Лингвистика и поэтика. М., 1979.
- Павлович Н. В. Языковые способы выражения семантического противоречия в оксюморонных словосочетаниях// Проблемы вычислительной лингвистики и автоматической обработки текста. М., 1980.
- Павлович Н. В. Сила и сложность семантического противоречия в оксюмороне// Структурная и прикладная лингвистика. М., 1981.
- Павлович Н. В. Семантика оксюморона// Автореф. дисс. .канд. филолог, наук. М., 1982.
- Пастухова В. Я. Грамматическая структура оксюморонных сочетаний// Изв. Сев. Кавк. науч. центра. Ростов, 1980, №. 2.
- Постоловская Н. А. Использование контраста в авторских отступлениях в романах Т. Уайлдера// Интерпретация художественного текста в языковом вузе. Л., 1981.
- Поцепня Д. М. Синонимия горя и скорби в автобиографической трилогии М. Горького (тоска, уныние, печаль и др.)// Словоупотребление и стиль М. Горького. Л. 1968.
- Поцепня Д. М. Об идеологическом аспекте художественной семантики (слово скука в произведениях М. Горького)// Словоупотребление и стиль М. Горького. Саратов, 1982.
- Поцепня Д. М. Эстетическое значение слова как семантико-стилистическая категория// Словоупотребление и стиль писателя. Санкт-Петербург, 1995.
- Поцепня Д. М. Образ мира в слове писателя. Санкт-Петербург, 1997.
- Поцепня Д. М. О семантико-стилистической системе писателя и ее динамике// Материалы XXVII межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. Вып. 12. Секция стилистики русского языка. Ч. 1. Санкт-Петербург, 1998.
- Розенталь Д. Э. Теленкова М. А. Антитеза// Справочник лингвистических терминов. М., 1976.
- Русская грамматика. В 2. т. М. 1980.
- Саакянц А. «Жизнь Арсеньева»// Бунин И. А. Сочинения: В 3 т. М., 1982. Т. 3.
- Селина Р. В. Контекстуальные антонимы. (На материале военной публицистики И. Эренбурга)// Вопросы грамматики, стилистики, методики преподавания русского языка. Иркутск, 1969.
- Семенова О. Н. О межцикловом композиционном единстве у М. Горького: Статья I// Вопросы стилистики. Саратов, 1980.
- Семенова О. Н. О межцикловом композиционном единстве у М. Горького: Статья II// Вопросы стилистики. Саратов, 1982.
- Семенова О. Н. Новелла «Страсти — Мордаста» в цикле «По Руси». Статьи I и II // Вопросы стилистики. Саратов, 1985.
- Семенова О. Н. Преображение материального мира в новелле И. А. Бунина «Темные аллеи» (К проблеме изучения семантической композиции художественного текста)// Проблемы изображения материального мира в художественной прозе. Сыктывкар, 1989.
- Семенова О. Н. О значимости цветосветовой палитры в поэтике И. Бунина // Цвет и свет в художественном произведении. Сыктывкар, 1990.
- Семенова О. Н. О двоичности семантической композиции у И. А.
- Бунина (стихотворение «Петух на церковном кресте») //
- Словоупотребление и стиль писателя. Санкт-Петербург, 1995.
- Сергеева Е. Н. Абсолютивная степень интенсивности качества иего выражение в английском языке// Проблемы лингвистическогоанализа. М., 1966.
- Синюк В. Б. К вопросу о фразеологизмах оксюморонах// Русскийязык в школе. 1976. №. 4.
- Скафтымов А. П. К вопросу о принципах построения пьес А. П.
- Чехова//Уч. зап. Саратовск. ун-та. 1948, т. 20.
- Скляревская Г. Н. К вопросу о прагматической информации втолковом словаре: возможны ли прагматические пометы//
- Лингвистическая прагматика в словаре. Виды реализации и способыописания. Санкт-Петербург, 1997.
- Скребнев Ю. М. Фигура речи// Энциклопедия. Русский язык. Гл.ред. Ю. Н. Караулов. М., 1998.
- Соколов А. Автобиографическая трилогия Горького// М.
- Горький. Собрание сочинений: В 18 т. М., 1962. Т. 9.
- Спивак Р. С. Русская деревня в изображении Бунина и Толстого
- Вестник МГУ. Филология. 1969. №. 3,
- Степанова М. Д. Вопросы компонентного анализа в лексике// ?
- Иностранные языгЪ школе. 1961, №. 5.
- Тагер Е. Б. Избранные работы. М., 1988.
- Тарланов 3. К. Методы и принципы лингвистического анализа. Петрозаводск, 1995.
- Тарсуева И. Г. Контекст// Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
- Топоров В. Н. Риторика. Фигуры речи// Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
- Федоров А. С. Словарь языка писателя как отражение индивидуального стиля. — Вестник ЛГУ, 1969. №. 20.
- Фомина М. И. Современный русский язык: Лексикология. М., 1978.
- Фонякова О. И. Семантико-стилистический анализ слов свой — чужой (по автобиографической трилогии М. Горького)// Вопросы семантики. Межвузовский сборник. Л., 1976.
- Холодов Е. Г. Мастерство Островского. М., 1963.
- Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. М., 1972.
- Шевякова В. Е. Сверхфразовое единство// Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
- Щерба Л. В. Опыт общей теории лексикографии // Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
- Язикова Ю. С. Семантическое своеобразие лексики М. Горького // Словоупотребление и стиль М. Горького. Л., 1968.
- Язикова Ю. С. Семантика слова в художественном контексте// Studia rossica posnamicnsia zeszyt VI. Poznan, 1975.
- I. Словари, справочники и их условные сокращения
- Даль — Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1955.
- MAC — Словарь русского языка: В 4 т. 2-е изд. М., 1981−1984. РАС — Русский ассоциативный словарь: В кн. 1−4. М., 1994−1996. САТГ — Словарь автобиографической трилогии М. Горького: В 6 вып. с приложением Словаря имен собственных. Л., 1974−1990.
- Сл. В. — Введенская Л. А. Словарь антонимов русского языка. Ростов-на-Дону, 1995.
- Сл. Л. — Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1996.
- Сл. Пушкина — Словарь языка Пушкина: В 4 т. М., 1956−1961. Сл. XI— XVII вв. — Словарь русского языка XI—XVII вв.: В вып. 1−20. М., 1975−1995.
- ТСУ — Толковый словарь русского языка: В 4 т. Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935−1940.