Табу в фольклорных поэмах М. Цветаевой: лингвистический аспект
Диссертация
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обоснованы актуальность и научная новизна выбранной темы, описаны методы исследования, сформулированы его цели и задачи, определены положения, выносимые на защиту. В первой главе излагаются проблемы теории табу и языкового табу в частности, описывается современное состояние вопроса и степень его разработанности… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблемы теории языкового табу (вопрос о табу в этнологии и лингвистике)
- 1. 1. Табу в этнологическом освещении
- 1. 2. Лингвистические аспекты изучения табу
- 1. 2. 1. Источники изучения языкового табу в традиции славян
- 1. 2. 2. Вопрос о языковом табу в современной научной литературе
- 1. 2. 3. Проблемы выделения и типологии языковых табу
- 1. 2. 4. Табу и эвфемизмы на фоне теории семантического поля
- 1. 2. 5. Способы табуирования слов
- 1. 2. 6. Характеристика табу и эвфемизмов в сопоставлении с тропами и фигурами речи
- 1. 2. 6. 1. Табу-умолчание и эллипсис
- 1. 2. 6. 2. Эвфемизм, метафора и перифраза
- 2. 1. Табу в поэтическом идиолекте М. Цветаевой
- 2. 2. Фольклорная основа поэм М. Цветаевой «Царь-Девица, «Молодец», «Переулочки», «Егорушка»
- 2. 2. 1. Фольклоризм М. Цветаевой
- 2. 2. 2. Народные сюжеты как основной источник фольклорных поэм М. Цветаевой
- 2. 3. Классификация языковых табу в фольклорных поэмах
- 2. 3. 1. Табу, замещенные эвфемизмами
- 2. 3. 2. Табу-умолчания
- 2. 3. 2. 1. Табу-неназывания
- 2. 3. 2. 2. Табу-недоговаривания
- 2. 4. Лексико-семантическая классификация слов-табу в фольклорных поэмах М. Цветаевой. Особенности тематических групп
- 2. 4. 1. Тематическая группа «смерть»
- 2. 4. 2. Тематическая группа «нечисть»
- 2. 4. 3. Тематическая группа «имена»
- 2. 4. 4. Тематическая группа «люди»
- 2. 4. 5. Тематическая группа «части тела»
- 2. 4. 6. Тематическая группа «действия» кроме действий, связанных со смертью)
- 2. 4. 7. Тематическая группа «небеса»
- 2. 4. 8. Тематическая группа «одежда, украшения»
- 2. 4. 9. Тематическая группа «пища / напитки»
- 2. 4. 10. Тематическая группа «болезнь»
- 2. 4. 11. Тематическая группа «любовь»
- 2. 5. Этикетные табу и их особенности в фольклорных поэмах
- 2. 6. Функции языковых табу в фольклорных поэмах М. Цветаевой
Список литературы
- СС 1−7 Цветаева М. Собрание сочинений в семи томах. — М.: Эллис Лак, 1993−1995.-Т. 1−7.
- НЗК 1−2 Цветаева М. Неизданное. Записные книжки. — В 2 т. — М.: Эллис Лак 2000,2000−2001. — 560 с. (т. 1) — 544 с. (т. 2).
- НСТ Цветаева М. Неизданное. Сводные тетради. — М.: Эллис Лак, 1997.-640 с.
- ПНГ Цветаева М. Письма к Наталье Гайдукевич. — М.: Русский путь, 2003.
- Ахманова 2004 Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. -Изд-е 2-е. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 576 с.
- Вейсман 1882 -Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1882.
- Даль 1−4 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. -В 4 т. — Т. l^i. — М.: Русский язык, 1989−1991.
- MAC 1−4 Словарь русского языка / Под общ. ред. А. П. Евгеньевой. -В 4 т. — Т. 1−4. — М.: Русский язык- Полиграфресурсы, 1999.
- Розенталь 1985 Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. — М.: Просвещение, 1985. — 399 с.
- СлРЯ XI—XVII вв. 1−26 Словарь русского языка XI—XVII вв. — Вып. 1−26. -М.: Наука, 1975−2002.
- СРНГ 5−35 Словарь русских народных говоров / Под общ. ред. Ф. П. Филина. — Вып. 5−35. — Л. — СПб.: Наука, 1970−2001.
- СтСл 1999 Старославянский словарь (по рукописям X—XI вв.еков) / Под ред. P.M. Цейтлин, Р. Вечерки и Э. Благовой. — 2-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1999.-842 с.
- Фасмер 1−4 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в четырех томах. — Т. 1−4. — М.: Прогресс, 1964−1975.
- ФСРЯ 1987 Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. — Изд-е 4. — М.: Русский язык, 1987. — 543 с.
- Хазагеров, Ширина 1994 Словарь тропов и фигур // Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. — Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1994. — 192 с.
- Абаев В.И. Из истории слов // Вопросы языкознания. 1958. — № 2. -С.112.
- Агапкина Т.И. Имя // Славянская мифология: Энциклопедии, словарь. -М.: Эллис Лак, 1995.-С. 210−213.
- Агапкина Т.И. Молчание // Славянская мифология: Энциклопедии, словарь. М.: Эллис Лак, 1995. — С. 265−267.
- Агапкина Т.А., Невская Л. Г. Гость // Славянские древности: Этнолин-гвистии. словарь. Т. 1. — М.: Междунар. отношения, 1995. — С. 531−533.
- Агапкина Т.А., Усачева В. В. Болезнь человека // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 1. — М.: Междунар. отношения, 1995. -С.225−227.
- Айзенштейн Е.О. Сны Марины Цветаевой. СПб.: Академический проект, 2003.-464 с.
- Александров В. Ю. Фольклоризм М. Цветаевой (стихотворная поэтика, жанровое своеобразие): Автореф. дисканд. филол. наук. М., 1989. — 16 с.
- Александров В.Ю. Загадка в поэтической структуре поэмы М. Цветаевой «Молодец» // Анализ художественного произведения. Киров, 1993. -С.144−152.
- Александров В.Ю. Евангелие от Марины // Марина Цветаева в XXI веке. XIII и XIV Цветаевские чтения в Болшеве: Сб. докладов. М.: Возвращение- Музей М. И. Цветаевой в Болшеве, 2003. — С. 139−143.
- Алешковский Ю. Мат слова священные // Аргументы и факты. -1999.-№ 38.-С. 19.
- Андреев Н.П. Фольклор и его история // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике. М.: Высшая школа, 1986.-С. 64−77.
- Арапова Н.С. Эвфемизм // Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия- Дрофа, 1998. — С. 636.
- Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые: Антропология болезни в средние века. СПб.: Алетейя, 2004. — 398 с.
- Арутюнова Н.Д. Молчание: контексты употребления // Логический анализ языка. Язык речевых действий. М., 1994. — С. 106−117.
- Архипенко H.A. Лексика мифологической системы донских казаков как части духовной культуры: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Ростов н/Д., 2000.-28 с.
- Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Изд. группа «Прогресс" — Прогресс-Академия, 1992. — 528 с.
- Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М.: Современник, 1982.-464 с.
- Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М.: Советская Россия, 1988.-508 с.
- Афанасьева Н.Е., Плотникова A.A. Гроб // Славянские древности: Эт-нолингвистич. словарь. Т. 1. — М.: Междунар. отношения, 1995. — С. 553−558.
- Афанасьева H.A., Шишкина О. Ю. Мифологема и архетип в языковой модели мира М. Цветаевой // На путях к постижению М. Цветаевой: Сб. докладов IX Цветаевской междунар. науч.-тематич. конференции. М.: Дом-музей М. Цветаевой, 2002. — С. 378−385.
- Ахметов А.К. Табу и эвфемизмы в казахском языке: Автореф. дис. канд. филол. наук. Алма-Ата, 1986. — 24 с.
- Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян.-Л., 1983.
- Байбурин А.К. Ритуал: между биологическим и социальным // Фольклор и этнографическая действительность. СПб., 1992. — С. 18−28.
- Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.
- Байбурин А.К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. М.: Наука, 1990.-С. 64−99.
- Байбурин А.К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Л.: Наука, 1990. -168 с.
- Бакастова Т.В. Имя собственное в художественном тексте // Русская ономастика: Сб. науч. трудов. Одесса: Изд-во ОГУ, 1984. — С. 157−160.
- Бгажноков Б.Х. Прием почетного гостя в традиционной культуре адыгских (черкесских) народов // Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985.-С. 179.
- Белова О.В. Бес // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. -Т. 1. -М.: Междунар. отношения, 1995. С. 164−166.
- Белова О.В. Инородец // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 2. — М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 414−418.
- Белова О.В. Красный цвет // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 2. — М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 647−651.
- Белова О.В. Крест // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 2. — М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 651−658.
- Белякова И.Ю. О концептах души, судьбы и тоски в поэтическом универсуме М. Цветаевой // Формула круга. М.: Дом-музей М. Цветаевой, 1999.-С. 91−98.
- Бертагаев Т.А. Об основных типах аппозитивных сочетаний в русском языке // Ученые записки МОПИ. Т. 32. — Вып. 2. — 1955. — С. 37−52.
- Блок А. Поэзия заговоров и заклинаний // Блок А. А. Собр. соч. в 8 т. -М.-Л., 1960−1963. Т. 5. — 1962. — С. 36−65.
- Богданов К.А. Очерки по антропологии молчания. Homo Tacens. -СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного ун-та, 1998. 352 с.
- Богославская Л.М. Работа Марины Цветаевой с ономастическим материалом // Русская ономастика: Сб. науч. трудов. Одесса: Изд-во ОГУ, 1984.-С. 136−140.
- Бородай Ю.М. Эротика — смерть — табу: трагедия человеческого сознания. М.: Гнозис- Русское феноменолог, общ-во, 1996. — 416 с.
- Булгаков С.Н. Философия имени. СПб., 1999.
- Вагурина Л.М. Славянская мифология: Словарь-справочник. М.: Линор & Совершенство, 1998. — 320 с.
- Валеева Н. „Мое из меня любимое“ // Марина Цветаева в XXI веке. XIII и XIV Цветаевские чтения в Болшеве: Сб. докладов. М.: Возвращение- Музей М. И. Цветаевой в Болшеве, 2003. — С. 150−153.
- Варбот Ж.Ж. Табу // Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия- Дрофа, 1998. — С. 552.
- Введенская Л.А. Этюды о мастерстве М. Стуруа. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1988.- 138 с.
- Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: София, 2003. — Изд-е 2-е, испр. и доп. — 240 с.
- Видлак С. Проблема эвфемизма на фоне теории языкового поля // Этимология. 1965: Материалы и исследования по индоевропейским языкам. -М.: Наука, 1967. С. 267−285.
- Виноградов В.А. Идиолект // Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия- Дрофа, 1998. — С. 144−145.
- Виноградов С.М. Вам сквернословие не к лицу // Наука и жизнь. -1993.-№ 4.-С. 32−33.
- Виноградова Л.Н. Заговорные формулы от детской бессонницы как тексты коммуникативного типа // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. М.: Наука, 1993. — С. 153−164.
- Виноградова Л.Н., Толстая С. М. Мотив „уничтожения проводов нечистой силы“ в восточнославянском купальском обряде // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. — М.: Наука, 1990.-С. 99−118.
- Виноградова Л.Н., Толстая С. М. К проблеме идентификации и сравнения персонажей славянской мифологии // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. М.: Наука, 1994. — С. 16−44.
- Виноградова Л.Н., Толстая С. М. Ведьма // Славянские древности: Эт-нолингвистич. словарь. Т. 1. — М.: Междунар. отношения, 1995. — С. 297−301.
- Волошина Т.А., Астапов С. Н. Языческая мифология славян. Ростов н/Д: Феникс, 1996.-448 с.
- Генерозов Я.Г. Русские народные представления о загробной жизни. -Саратов, 1983.
- Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.-216 с.
- Головко В.М. Факторы эволюции идиостиля Марины Цветаевой в интерпретации А.С. Эфрон П На путях к постижению М. Цветаевой: Сб. докладов IX Цветаевской междунар. науч.-тематич. конференции. М.: Дом-музей М. Цветаевой, 2002. — С. 375−377.
- Горбаневский М.В. „Мне имя — Марина.“: Заметки об именах собственных в поэзии М. Цветаевой П Русская речь. 1985. -№ 4. — С. 56−64.
- Горькова Т. ».Вряд ли удастся умереть совсем.": К метафизике поэтического сознания // Марина Цветаева в XXI веке. XIII и XIV цветаевские чтения в Болшеве: Сб. докладов. М.: Возвращение- Музей М. И. Цветаевой в Болшеве, 2003. — С. 25−32.
- Григорьев В.П. Грамматика идиостиля. В. Хлебников. М., 1983.
- Громов Д. Иная гуманность (к вопросу о психологии смерти в архаичных и современных культурах) // Велецкая H.H. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: София, 2003. — С. 208−237.
- Гура A.B. Волк // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. -Т. 1. -М.: Междунар. отношения, 1995. С. 411−418.
- Гура A.B. Жених // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. -Т. 2. М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 202−205.
- Гура A.B. Коршун // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь.-Т. 2.-М.: Междунар. отношения, 1999.-С. 613−615.
- Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
- Гуревич А.Я. Филипп Арьес: Смерть как проблема исторической антропологии // Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Изд. группа «Прогресс" — Прогресс-Академия, 1992. — С. 5−32.
- Гусев В.Е. Фольклоризм // Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии. Минск: Наука и техника, 1993. — С. 406−407.
- Гусев В.Е., Штробах X. Фольклоризм // Свод этнографических понятий и терминов. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Вып. 4. -М.: Наука, 1991.-С. 150−151.
- Даль В.И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа в двух томах. Т. 2. — СПб.: Литера, ВИАН, 1997. — 416 с.
- Де Кастро Ж. Физиология табу // Вопросы философии. 1956. — № 3. -С. 192−201.
- Дуглас М. Чистота и опасность: Анализ представлений об осквернении и табу. -М.: КАНОН-пресс-Ц- Кучково поле, 2000. 288 с.
- Елеонская E.H. Сказка, заговор и колдовство в России: Сб. трудов. -М.: Индрик, 1994.-272 с.
- Ельницкая С.И. Статьи о Марине Цветаевой. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2004. — 304 с.
- Ерёмина В.И. К вопросу об исторической общности представлений свадебной и погребальной обрядности // Русский фольклор. Вып. 24. — Л.: Наука, 1987.-222 с.
- Ерёмина В.И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991. — 208 с.
- Ерёмина В.И. Заговорные колыбельные песни // Фольклор и этнографическая действительность. СПб., 1992. — С. 29.
- Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. М.: Изд-во МГУ, 1961.-520 с.
- Жельвис В.И. Поле брани: Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. Изд. 2, перераб. и доп. — М.: НИЦ «Ладомир», 2001.-349 с.
- Жогина К.Б. Имя собственное как средство гармонической организации поэтического текста: на материале лирических стихотворений М. И. Цветаевой: Дис. канд. филол. наук. Ставрополь, 1997. — 265 с.
- Жогина К.Б. «Поэтика имени» М. Цветаевой // М. Цветаева: Личные и творческие встречи, переводы ее сочинений: Сб. докладов VIII Цветаевской междунар. науч.-тематич. конференции. М.: Дом-музей М. Цветаевой, 2001. -С. 276−290.
- Жогина К.Б. К вопросу о безымянности в поэтическом идиостиле М.И. Цветаевой // Лики Марины Цветаевой: Сб. докладов XIII Междунар. на-уч.-тематич. конференции. М.: Дом-музей М. Цветаевой, 2006. — С. 111−115.
- Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Книга Принтшоп, 1989. — 607 с.
- Зеленин Д.К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии. Ч. 1−2 // Сб. музея антропологии и этнографии. — Т. 8−9. — Л., 1929−1930.
- Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991. — 512 с.
- Зеленин Д.К. К вопросу о русалках (Культ покойников, умерших неестественною смертью, у русских и у финнов) // Избранные труды. Т. 1. -Статьи по духовной культуре, 1901−1913. -М.: Индрик, 1994. — С. 230−300.
- Зеленин Д.К. Древнерусский языческий культ «заложных» покойников // Избранные труды. Т. 2. — Статьи по духовной культуре, 1917−1934. -М.: Индрик, 1999. — С. 17−34.
- Зеленин Д.К. Имущественные запреты как пережитки первобытного коммунизма // Избранные труды. Т. 2. — Статьи по духовной культуре, 1917−1934.-М.: Индрик, 1999.-С. 181−261.
- Зубова Л.В. Модель народно-поэтических аппозитивных сочетаний в поэзии М. Цветаевой // Язык жанров русского фольклора. Петрозаводск: Изд-во ПТУ, 1983. — С. 49−58.
- Зубова Л.В. Потенциальные свойства языка в поэзии М. Цветаевой: Семантический аспект. Л., 1987.
- Зубова JI.B. «Черный, черный оку — зелен.» // Русская речь. -1988,-№ 4.-С. 31−36.
- Зубова JI.B. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 264 с.
- Зубова Л.В. Лингвистика поэтического микроконтекста (фрагмент из поэмы М. Цветаевой «Молодец») // Вестник СПбГУ. Сер. 2. — Вып. 1. -1992.-С. 19−22.
- Зубова Л.В. Фонетическая динамика в поэзии М. Цветаевой // Вопросы стилистики: Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 24. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992. — С. 47−57.
- Зубова Л.В. Язык поэзии М. Цветаевой. СПб., 1999.
- Иванов В.В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М.: Наука, 1974. — 342 с.
- Иванов C.B. Древние представления некоторых народов Сибири о слове, мысли, образе // Страны и народы Востока. Вып. 17. — Кн. 3. — М., 1975.
- Иванова (Рутер) O.A. Модель народно-поэтических аппозитивных сочетаний в поэме-сказке М. Цветаевой «Молодец» // Материалы XXVIII научной студенческой конференции 2000 года. Ростов н/Д., 2000. — С. 10−12.
- Итс Р. Ф. Шепот земли и молчание неба: Этнографические этюды о традиционных народных верованиях. М.: Политиздат, 1990. — 317 с.
- Кабакова Г. И. Девушка // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 2. — М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 36−39.
- ИЗ. Кабакова Г. И. Дети некрещеные // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 2. — М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 86−88.
- Кагаров Е.Г. Словесные элементы обряда // Из истории русской советской фольклористики. Л., 1981.
- Калашникова Т.В. Роль метафоры в становлении языковых значений (на примере сакральной лексики в германских языках): Дис.. канд. фи-лол. наук. М., 1995. — 227 с.
- Капанадзе Л.А. Семейный диалог и семейные номинации // Язык и личность. М.: Наука, 1989. — С. 100−104.
- Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. М.: Флинта- Наука, 2001. — 216 с.
- Катаева-Лыткина Н. Поэт Марина Цветаева и семья композитора Скрябина // Октябрь. 1992. — № 10. — С. 174−179.
- Козакова A.A. Особенности употребления грамматических категорий числа и степеней сравнения в идиостиле М. Цветаевой: Дис. канд. фи-лол. наук. Ростов н/Д., 2000. — 241 с.
- Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. -СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2000. 326 с.
- Коркина Е.Б. Поэмы Марины Цветаевой (Единство лирического сюжета): Дис. канд. филол. наук. Л., 1990.
- Коркина Е.Б. Лирическая трилогия Цветаевой // Марина Цветаева. Симпозиум, посвященный 100-летию со дня рождения. Норфилд, Вермонт: Русская школа Норвичского университета, 1992. — С. 110−117.
- Крицкая Н.В. Специфика языковых средств в поэме М. Цветаевой «Молодец» // Марина Цветаева: Эпоха, культура, судьба: Сб. докладов X Цветаевской междунар. науч.-тематич. конференции. М.: Дом-музей М. Цветаевой, 2003. — С. 358−364.
- Крицкая Н.В. Сравнение в «русских» поэмах М. Цветаевой // Разноуровневые характеристики лексических единиц: Сб. науч. статей по материалам докладов и сообщений конференции. Ч. 2. — Смоленск, 2004. — С. 19−22.
- Крысин Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи // Русский язык конца XX столетия (1985−1995). М.: Языки русской культуры, 1996. -С. 384−408.
- Кудрова И. Лирическая проза М. Цветаевой // Звезда. 1982. — № 10. -С. 172−183.
- Кудрова И. «Загадка злодеяния и чистого сердца»: О мотивах в творчестве М. И. Цветаевой. // Звезда. 1992. -№ 10. — С. 144−150.
- Кукушкина Е.Ю. «Домашний язык» в семье // Язык и личность. -М.: Наука, 1989.-С. 96−100.
- Курланд Р., Матус Л. Символическое значение слова в поэзии (на материале слов «черный» и «белый» у М. Цветаевой и слова «зима» у А. Тарковского) // Современные проблемы русской филологии. Саратов, 1985. -С. 91−94.
- Лавров H.H. Беременность и 4 группы крови. Ростов н/Д.: Феникс, 2002.-С. 86−99.
- Лаврова С.Ю. Художественно-лингвистическая парадигма идиостиля М. Цветаевой: Дис. доктора филол. наук. М., 2000. — 428 с. + Прил.
- Ларин Б.А. Об эвфемизмах // Проблемы языкознания: Сборник в честь академика И. И. Мещанинова. Л.: Издательство ЛГУ, 1961. — С. 110−124.
- Левкиевская Е.Е. Вампир // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 1. — М.: Междунар. отношения, 1995. — С. 283−286.
- Левкиевская Е.Е. Демонология народная // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 2. -М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 51−56.
- Левкиевская Е.Е. Дорога // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 2. — М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 124−129.
- Левкиевская Е.Е. Замок // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 2. — М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 263−266.
- Левкиевская Е.Е. Змей летающий // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 2. — М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 330−332.
- Левкиевская Е.Е. Змей огненный // Славянские древности: Этно-лингвистич. словарь. Т. 2. — М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 332−333.
- Левкиевская Е.Е. Знахарь // Славянские древности: Этнолингви-стич. словарь. Т. 2. — М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 347−350.
- Левкиевская Е.Е. Игры при покойнике // Славянские древности: Эт-нолингвистич. словарь. Т. 2. — М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 386−388.
- Левкиевская Е.Е. Колдун // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 2. — М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 528−534.
- Ли Янг Ий. Поэма-сказка Марины Цветаевой «Царь-Девица» (Фольклорные контексты поэта): Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1996.-23 с.
- Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: Антология. -М., 1997. С. 280−287.
- Лотман Ю.М., Успенский Б. А. Миф — имя — культура // Ученые записки Тартуского госуниверситета. Вып. 308. Труды по знаковым системам. — T. VI. — Тарту, 1973. — С. 282−303.
- Лютова С.Н. Максимилиан Волошин и Марина Цветаева: Эстетика смыслообразования. М.: Дом-музей М. Цветаевой, 2004. — 192 с.
- Лютова С.Н. Метафоры оборотничества в поэме «Молодец»: образы и образа Марины Цветаевой // Лики Марины Цветаевой: Сб. докладов XIII Междунар. науч.-тематич. конференции. М.: Дом-музей М. Цветаевой, 2006.-С. 391−403.
- Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений: Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике. М.: Высшая школа, 1989. — 199 с.
- Маковский М.М. «Картина мира» и миры образов (Лингвокульту-рологические этюды) // Вопросы языкознания. 1992. — № 6. — С. 36−53.
- Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М.: Гум. центр «ВЛАДОС», 1996.
- Маковский М.М. Феномен табу в традициях и языке индоевропейцев: Сущность — формы — развитие. М.: Азбуковник, 2000. — 268 с.
- Малкова Ю.В. Своеобразие мифологизма в творчестве М.И. Цветаевой 20-х гг. («После России» — «Молодец» — «Федра»): Дис.. канд. филол. наук. СПб., 2000. — 197 с.
- Маслова В.А. Концепт 'морок' как отражение мировосприятия поэта // На путях к постижению М. Цветаевой: Сб. докладов IX Цветаевской ме-ждунар. науч.-тематич. конференции. М.: Дом-музей М. Цветаевой, 2002. -С.386−393.
- Маслова В.А. М. Цветаева как поэт культуры: Концепт кружения в поэзии и культуре // Марина Цветаева: Эпоха, культура, судьба: Сб. докладов X Цветаевской междунар. науч.-тематич. конференции. М.: Дом-музей М. Цветаевой, 2003. — С. 493−503.
- Маслова В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой: Уч. пособие. М.: Флинта- Наука, 2004. — 256 с.
- Мейкин М. Марина Цветаева: поэтика усвоения. М.: Дом-музей М. Цветаевой, 1997.-312 с.
- Меркулова В.А. Народные названия болезней (на материале русского языка) // Этимология. 1967. М.: Наука, 1969. — С. 158−172.
- Михайлов В.Н. Роль ономастической лексики в структурно-семантической организации художественного текста // Русская ономастика: Сб. науч. трудов. Одесса: Изд-во ОГУ, 1984. — С. 101−109.
- Михайлова Т.А., Николаева H.A. Номинация смерти в гойдельских языках: к проблеме реконструкции кельтской эсхатологии // Вопросы языкознания. 1998. — № 1. — С. 121−139.
- Монич Ю.В. Проблемы этимологии и семантика ритуализованных действий // Вопросы языкознания. 1998. — № 1. — С. 97−139.
- Муратова Е.Ю. Марина Цветаева как интуитивный лингвист // Лики Марины Цветаевой: Сб. докладов XIII Междунар. науч.-тематич. конференции. М.: Дом-музей М. Цветаевой, 2006. — С. 116−122.
- Нарынская М.Ю. Структурно-семантические особенности лексико-синтаксических окказионализмов в идиолекте М.И. Цветаевой: Дис.. канд. филол. наук. Ростов н/Д., 2004. — 216 с. + Прил.
- Науменко Г. М. Народная мудрость и знания о ребенке. Этнография детства: Сб. фольклорных и этнографич. материалов. М.: Центрполиграф, 2001.-431 с.
- Невзорова И. М. Цветаева и читатели: «Романтизм всерьез» // Марина Цветаева в XXI веке. XIII и XIV Цветаевские чтения в Болшеве: Сб. докладов. М.: Возвращение- Музей М. И. Цветаевой в Болшеве, 2003. -С. 89−101.
- Невская JI.P. Семантика дома и смежных представлений в погребальном фольклоре // Балто-славянские исследования 1981. М., 1982. -С. 106−121.
- Никитина С.Е. О многозначности, диффузии значений и синонимии в тезаурусе языка фольклора // Облик слова: Сб. статей памяти Д. Н. Шмелёва. М.: ИРЯ РАН, 1997. — С. 360−373.
- Носова Г. А. Язычество в православии. М.: Наука, 1975.
- Осипова Н.О. Художественный мифологизм творчества М.И. Цветаевой в историко-культурном контексте первой трети XX века.: Дис. д-ра филол. наук. М., 1998. — 380 с.
- Осипова Н.О. Архетип пляски в поэме М. Цветаевой «Молодец» // Борисоглебье М. Цветаевой: Сб. докладов VI Цветаевской междунар. науч.-тематич. конференции. -М.: Дом-музей М. Цветаевой, 1999. С. 210−217.
- Осипова Н.О. «Танцевальная» поэтика М.И. Цветаевой в художественном контексте Серебряного века // Марина Цветаева в XXI веке: XV и XVI Цветаевские чтения в Болшеве: Сб. докладов. М.: ИД Стратегия- Музей М. И. Цветаевой в Болшеве, 2005. — С. 236−247.
- Очерки истории языка русской поэзии XX века: Поэтический язык и идиостиль. Общие вопросы. Звуковая организация текста. М.: Наука, 1990.
- Очерки истории языка русской поэзии XX века: Грамматические категории. Синтаксис текста. -М.: Наука, 1993.-240 с.
- Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. -М.: Наследие, 1995.
- Павловская ГЛ. Проблемы психологии творчества в художественном мире М.И. Цветаевой. Минск: Пропилеи, 2003. — 108 с.
- Павловская Г. Ч. «Пасхальный архетип» в мироощущении М. Цветаевой // Лики Марины Цветаевой: Сб. докладов XIII Междунар. науч.-тематич. конференции. -М.: Дом-музей М. Цветаевой, 2006. С. 373−378.
- Переславцева P.C. Поэтика трагического в творческой эволюции М. Цветаевой: Автореф. дис. канд. филол. наук. Воронеж, 1998. — 23 с.
- Петрухин В.Я. Черт // Славянская мифология: Энциклопедич. словарь. М.: Эллис Лак, 1995. — С. 391−392.
- Петрухин В.Я. Конь // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 2. — М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 590−594.
- Плотникова A.A. Кладбище // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 2. — М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 503−507.
- Плотникова A.A., Усачева В. В. Дом // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 2. — М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 116−120.
- Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975.- 192 с.
- Попович М.В. Мировоззрение древних славян. Киев: Наукова думка, 1985.- 168 с.
- Потебня A.A. Из записок по теории словесности // Потебня A.A. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990. — 344 с.
- Потебня A.A. Символ и миф в народной культуре. М.: Лабиринт, 2000.-480 с.
- Причитания. Л.: Советский писатель, 1960.-436 с.
- Проценко Б.Н. Духовная культура донских казаков: Заговоры, обереги, народная медицина, поверья, приметы. Ростов н/Д, 1998. — 322 с.
- Пухначев Ю.С. Число и мысль. Вып. 4. Четыре измерения искусства. — М.: Знание, 1981.- 176 с.
- Пчелинцева К.Ф. Фольклорная и мифо-ритуальная традиции в «Городских столбцах» Н. Заболоцкого: Автореф. дис.. канд. филол. наук. -Волгоград, 1996. 17 с.
- Разова И.И. Фольклорные мотивы в поэме М.И. Цветаевой «Переулочки» // Культурно-исторический диалог: Традиция и текст. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993.-С. 121−137.
- Ревзина О.Г. Некоторые особенности синтаксиса поэтического языка М. Цветаевой // Лингвистическая семантика и семиотика: Уч. записки Тартуского ун-та. Вып. 481, 2. — Тарту, 1979. — С. 89−106.
- Ревзина О.Г. Из лингвистической поэтики (Деепричастия в поэтическом языке М. Цветаевой) // Проблемы структурной лингвистики. 1981. -М.: Наука, 1983. С. 220−233.
- Ревзина О.Г. От стихотворной речи к поэтическому идиолекту // Очерки истории языка русской поэзии XX в.: Поэтический язык и идиостиль. Общие вопросы. Звуковая организация текста. М.: Наука, 1990. — С. 27−46.
- Ревзина О.Г. Собственные имена в поэтическом идиолекте М. Цветаевой//Поэтика и стилистика. 1988−1990.-М., 1991.-С. 172−192.
- Ревзина О.Г. Марина Цветаева // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. М.: Наследие, 1995. — С. 305−362.
- Ревуненкова Е.В. Представления о волосах (опыт сравнительно-типологического анализа) // Фольклор и этнографическая действительность. -СПб., 1992.-С. 108−113.
- Романенко Н. Имена собственные в системе национальных представлений // Материалы конференции аспирантов факультета филологии и журналистики. Ростов н/Д, 1996. — С. 25.
- Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. — 782 с.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. -М.: Наука, 1988. 782 с.
- Саакянц A.A. Марина Цветаева // Цветаева М. Стихотворения и поэмы. М.: Рипол-Классик, 1997. — С. 5−36.
- Саакянц А.А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. М.: Эллис Лак, 1997.-816 с.
- Саакянц А., Мнухин Л. Поэмы и театр Марины Цветаевой // Цветаева М. Собрание сочинений в 7-ми тт. Т. 3. — М.: Эллис Лак, 1994. -С. 768−774.
- Санникова О.В. Брань // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 1. — М.: Междунар. отношения, 1995. — С. 250−253.
- Седакова И.А. Дед // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 2. — М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 41−43.
- Семашко Л.А. Лексико-семантическая группа древнеанглийских существительных со значением «дом, жилище»: Дис.. канд. филол. наук. -Л., 1987.-218 с.
- Семенова Е.А. Поэзия: магия и совесть (Александр Блок и Марина Цветаева) // На путях к постижению М. Цветаевой: Сб. докладов IX Цветаевской междунар. науч.-тематич. конференции. М.: Дом-музей М. Цветаевой, 2002.-С. 232−238.
- Синельникова Л.Н. К вопросу о сущности перифразы как функционально-семантической единицы речи // Вопросы грамматического строя современного русского языка. М., 1972. — С. 255−261.
- Славянская мифология / Автор-составитель Е. Ф. Конев. Мн.: ООО «Харвест», 2003. — 256 с.
- Слащев В.В. Змей // Славянская мифология: Энциклопедич. словарь. М.: Эллис Лак, 1995. — С. 196−197.
- Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997.
- Страхов А.Б. О пространственном аспекте славянской концепции бытия // Этнолингвистика текста. М.: Наука, 1988.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. — 572 с.
- Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск: Русич, 2000. — 624 с.
- Телетова Н.К. Поэма Марины Цветаевой «Молодец» // Звезда. -1988.-№ 6.-С. 106−110.
- Титова Е.В. Жанровая типология поэм М. Цветаевой: Автореф. дис. канд. филол. наук. Вологда, 1997. — 16 с.
- Токарев С.А. Сущность и происхождение магии // Исследования и материалы по вопросам первобытных верований. Т. 51. — М., 1959.
- Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Наука, 1990.
- Толстая С.М. Вербальные ритуалы в славянской народной культуре // Логический анализ языка. Язык речевых действий. М.: Наука, 1994. -С. 172−177.
- Толстая С.М. Нечистая сила // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. — С. 271−274.
- Толстая С.М. Душа // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 2. — М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 162−167.
- Толстая С.М. Заговоры // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 2. — М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 239−244.
- Толстая С.М. Имя // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 2. — М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 408−413.
- Толстая С.М. Славянские народные представления о смерти в зеркале фразеологии // Фразеология в контексте культуры. М.: Языки русской культуры, 1999. — С. 229−234.
- Толстой Н.И. Из «грамматики» славянских обрядов // Ученые записки Тартуского госуниверситета. Труды по знаковым системам. Тарту: Изд-во Тартуского госуниверситета, 1982. — Вып. 15. — С. 57−71.
- Толстой Н.И. О природе связей бинарных противоположностей типа правый левый, мужской — женский // Язык культуры и проблемы пере-водимости. — М., 1987.-С. 169−184.
- Толстой Н.И. Аминь // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 1. — М.: Между нар. отношения, 1995. — С. 105.
- Толстой Н.И. Белый цвет // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь.-Т. 1.-М.: Междунар. отношения, 1995.-С. 151−154.
- Толстой Н.И. Бог // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 1. — М.: Междунар. отношения, 1995. — С. 202−203.
- Толстой Н.И. Богородица // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь.-Т. 1. -М.: Междунар. отношения, 1995. С. 217−219.
- Толстой Н.И. Вино // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 1. — М.: Междунар. отношения, 1995. — С. 373−374.
- Толстой Н.И. Славянская мифология // Славянская мифология: Эн-циклопедич. словарь. М.: Эллис Лак, 1995. — С. 5−26.
- Толстой Н.И., Усачева В. В. Волосы // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 1. — М.: Междунар. отношения, 1995. — С. 420−424.
- Топоров В.Н. Заметка о двух индоевропейских глаголах умирания // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. М., 1990.
- Трубачев О.Н. Из истории табуистических названий // Вопросы славянского языкознания. Вып. 3. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. — С. 120−126.
- Усачева В.В. Коса // Славянские древности: Этнолингвистич. словарь. Т. 2. — М.: Междунар. отношения, 1999. — С. 615−618.
- Фарыно Е. Мифологизм и теологизм Цветаевой («Магдалина» — «Царь-Девица» — «Переулочки») // Wiener slawistischer Almanach. S.-Bd. 18. -Wien, 1985.
- Флоренский П. Имена. М.: ACT- Харьков: Фолио, 2001. — 336 с.
- Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. -М.: Политиздат, 1986. 703 с.
- Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. СПб.: Алетейя, 1997. — 224 с.
- Фуксман М.А. Об анализе музыкально-тематических процессов в поэтическом тексте: проблемы теории (на примере «Крысолова» М. Цветаевой) // Филологический вестник РГУ. 2000. — № 1. — С. 60−69.
- Хаушильд К. Нарратив и взрыв. Поэма-сказка М. Цветаевой «Царь-Девица» // Лики Марины Цветаевой: Сб. докладов XIII Междунар. науч.-тематич. конференции. М.: Дом-музей М. Цветаевой, 2006. — С. 281−292.
- Цивьян Т.В. Мифологическое программирование повседневной жизни // Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985. — С. 154−178.
- Цивьян Т.В. Защита от дурного глаза: пример из албанской традиции // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. -М.: Наука, 1993. С. 164−169.
- Цивьян Т.В. Отгадка в загадке: разгадка загадки? // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Загадка как текст. Ч. 1. — М., 1994.-С. 182−194.
- Червинский П.П. Семантический язык фольклорной традиции. -Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1989. 224 с.
- Черепанова O.A. Мифологическая лексика русского Севера. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.-170 с.
- Черепанова O.A. Роль имени собственного в мифологической лексике // Язык жанров русского фольклора. Петрозаводск, 1983. — С. 74−84.
- Черных Н.В. Семантическая емкость слова в рамках теории семантического поля (на материале поэзии М.И. Цветаевой): Дис.. канд. филол. наук. Ростов н/Д., 2003.-216 с. + Прил.
- Чистов К.В. Причитания у славянских и финно-угорских народов // Обряды и обрядовый фольклор. М.: Наука, 1982. — С. 101−114.
- Чистяков В.А. Представления о дороге в загробный мир в русских похоронных причитаниях XIX—XX вв.. // Обряды и обрядовый фольклор. -М.: Наука, 1982.-С. 114−126.
- Northcote W. Thomas 1957 Northcote W. Thomas. Taboo // Encyclopaedia Britannica. — Toronto — London — Chicago. 1957 (reprint of 1768). — Vol. 21.-Pp. 732−733.