Ислам у степных ногайцев в ХХ веке: Историко-этнографическое исследование
Отечественное этнографическое исламоведе-ние имеет давнюю историю и накопило солидный багаж знаний. Достаточно сильные исламоведческие школы сложились не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в различных регионах бывшего СССР — Таджикистане, Туркмении, Казахстане, на Северном Кавказе. В то же время сегодня, когда в исламских районах страны идет бурное возрождение исповедуемой религии, остро… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Ислам у степных ногайцев: проникновение, укрепление, развитие до 1917 г.)
- Часть 1. Исламизация ногайских племен и формы бытования ислама у ногайцев (до 1917 г.)
- Часть 2. Доисламские верования ногайцев в системе исламских воззрений
- 1. Космогонические и космологические представления ногайцев
- 2. Демонологические представления ногайцев. а. Представления о духах-демонах
- Духйин
- Демон албаелы
- Духи аздаа, дэюв, пари
- Прочие демонические существа. б. Обрядовая практика, связанная с демонологическими представлениями. Знахарство, реликты шаманства
- 3. Сельскохозяйственные культы и обряды. а. Культ Эмире. б. Навруз. в. Культ громовника в обряде вызывания дождя
- 4. Верования и ритуалы в похоронно-поминальной обрядности. а. Представления о душе. б. Смерть. Похороны. в. Поминальная обрядность
- Глава II. Религия в жизни ногайцев в советский период: ислам и доисламские верования
- Часть 1. Ислам в Ногайской степи в годы советской власти (до конца 1980-х гг.)
- 1. Религия и государство в первые годы советской власти (19 171 930-е гг.)
§ 2. Проявления исламской религиозности в Ногайской степи. а. Муллы в ногайском обществе в советский период. Феномен йинли молла в духовной культуре ногайцев. б. Состояние народной религиозности. в. Праздники и памятные даты. Мавлид.
Часть 2. Трансформация доисламских верований. а. Демонология. б. Культ святых. в. Обряды вызывания дождя. г. Похоронно-поминальная обрядность.
Глава III. Ислам в Ногайской степи на пороге XXI века.
§ 1. Общая характеристика религиозной ситуации в Ногайской степи (конец 1980-х — 1990-е гг.).
§ 2. Современные проблемы религиозного развития у степных ногайцев. а. Проблема мазхабов. б. Фундаменталистская альтернатива в контексте общей ситуации на Северном Кавказе. в. Проблема разделенности народа.
Список литературы
- Источники1. Архивные материалыа. Неопубликованные исследования
- Капельгородский 1928 — Капелъгородский Ф. О. Караногай — страна кочевников и патриархального быта. Окончено 2 декабря 1928 г. на 217 листах. // РФ ИАЭ. Фонд 5. Опись 1. Дело 68, ед.хр.1566.
- Мутенин 1930 —Мутенин И. Т. Ачикулакские ногайцы Окончено 1 января 1930 г. на 92 листах. // РФ ИАЭ. Фонд 5. Опись 1. Дело 67, ед.хр.1567.б. Материалы Государственного архива Ногайского района Республики Дагестан
- Фонд 1 (170). Опись 1. Ед.хр.1. «Протоколы заседаний президиума Караногайского кантонного и районного исполнительных комитетов Даг. АССР (5.04.29 — 23.09.29)».
- Фонд 1 (170). Опись 1. Ед.хр.2. «Протоколы и отчеты Караногайского Районного Исполнительного Комитета (5.10.29 — 18.12.30)».
- Фонд 1 (170). Опись 1. Ед.хр.4. «Протоколы заседаний Президиума Караногайского районного исполнительного комитета Даг. АССР (28.08.30 — 13.11.31)»
- Фонд 1 (170). Опись 1. Ед.хр.7. «Протоколы заседаний Президиума, статистические отчеты и информационные письма о работе Караногайского районного исполнительного комитета (10.01.1933 — 27.10.1933 г.)».
- Фонд 1 (170). Опись 1. Ед.хр.9. «Примерная схема отчета и докладные записки о перестройке работы советов и подготовки к перевыборной кампании по Караногайскому району. (7.10.1934 — 11.12.1934)».
- Фонд 1 (170). Опись 1. Ед.хр.13. «Протоколы заседаний президиума Караногайского районного исполнительного комитета (9.12.1936 — 5.01.1938)».в. Материалы Центрального Государственного архива Республики Дагестан
- Фонд р-37. Опись 20. Ед.хр.73. «Постановление Президиума Дагестанского Центрального Исполнительного Комитета «Об избирательных правах духовных лиц и арабистов».
- Фонд р-1234. Опись 1. Ед.хр.78. «Информационный отчет о состоянии и деятельности религиозных культов на территории Дагестанской АССР в 1969 году».
- Фонд п-3133. Опись 1. Дело 643. «Информация Ногайского РК КПСС по выполнению постановления бюро Дагестанского обкома КПСС от 22 октября 1986 г. «Постановление ЦК КПСС от 18.08.1986 г. «Об усилении борьбы с влиянием ислама».
- Фонд п-3133. Опись 1. Дело 651. «Протоколы заседаний бюро Ногайского РК КПСС Дагестанской АССР».1. Публикации
- Авеста 1998 —Авеста в русских переводах (1861−1996). СПб., 1998.
- Айданак 1990 — Ай, А йданак. Махачкала, 1990.
- Айт десенъиз 1971 —Айт десенъиз, айтайым.: Ногайские народные песни. Черкесск, 1971.
- Коран — Коран. Перевод на русский язык И. Ю. Крачковского.
- Маьнели соьз 1991 — Маьнели соъз малдан артык (айтувлар эм так-паклар). Махачкала, 1991.
- Ногайдынъ 1991 —Ногайдынъ кырк баьтири. Махачкала, 1991.
- Османов 1883 — Османов М.-Э. Ногайские и кумыкские тексты. Спб., 1883. (арабская графика).
- Сказки 1979 — Ногайские народные сказки. М., 1979.
- Абрамзон 1949 — Абрамзон С. М. Рождение и детство киргизского ребенка (Из обычаев и обрядов тяньшаньских киргизов) // Сборник МАЭ. ТЛ2. М.-Л.Д949,-с.78−138.
- Абрамян 1994 — Абрамян Л. А. Змей у источника (к символике универсального ритуально-мифологического образа) // Историко-этнографические исследования по фольклору. М., 1994, — с.20−34.
- Авксентьев 1979 — Авксентьев Ä-.В. О характере проявления религиозных пережитков в Карачаево-Черкесии // Проблемы атеистического воспитания в условиях Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1979.- с. 15−40.
- Адуева 1995 —Адуева П. А. К вопросу о сокрытом смысле в суфийской мусульманской поэзии вайнахов // Тезисы докладов. Региональной научной конференции молодых ученых, посвященной гуманитарным исследованиям. Махачакала, 1995.- с.181−182.
- А.К. 1873 —А. К. Предания адаевцев о святых, секты ханафие, живших и умерших на Мангышлаке // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.7. Приложения. Тифлис, 1873.- с.5−17.
- Акимушкин-ИЭС 1991 —Акимушкин О. Ф. Дарвйш // Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.- с. 56.
- Алейников 1893 — Алейников М. Н. Поверья ногайцев. — Заведующего Мансуровским нормальным сельским училищем М. Алейникова // СМОМПК. Вып. 17. Отд.2. Тифлис, 1893.
- Алекперов, Вартапетов 1932 — Алекперов А., Вартапетов А. Задачи этнографии в Азербайджане // СЭ. 1932. № 5−6.- с. 187−195.
- Алекперов 1960 — Алекперов А. К. Исследования по археологии и этнографии Азербайджана. Баку, 1960.
- Алексеев 1966 — Алексеев H.A. Материалы о религиозных верованиях якутов как историко-этнографический источник // СЭ. 1966. № 2, — с.22−33.
- Алов, Владимиров 1996 — Алов A.A., Владимиров Н. Г. Ислам в России. М., 1996.
- Амиров 1873 — Амиров М. Среди горцев Северного Дагестана (из дневника гимназиста) // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.7. Отд.З. Тифлис, 1873.- с. 1−80.
- Амирьянц, Шидфар 1998 — Амиръянц И. А., Шидфар Р. К. Арабы // Календарные обычаи и обряды народов Передней Азии. Годовой цикл. М., 1998.-с. 194−228.
- Ан 1940 —Ан Б. О пережитках родовой религии шапсугов // Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. М. Д940.- с.11−18.
- Андреев 1927 —Андреев М. С. Чильтаны (??'J|?) в средне-азиатских верованиях // В. В. Бартольду — туркестанские друзья, ученики и почитатели. Ташкент, 1927.- с.334−348.
- Андреев 1953 —Андреев М. С. Таджики долины Хуф (верховья Аму-Дарьи). Вып.1. Сталинабад, 1953.
- Анохин 1929 — Анохин A.B. Душа и ее свойства по представлению телеутов // Сборник МАЭ. Т.8. Л., 1929, — с.253−269.
- Антонова, Чвырь 1983 — Антонова Е. В., Чвыръ Л. А. Таджикские весенние игры и обряды и индо-иранская мифология // Фольклор и историческая этнография. М., 1983, — с.22−42.
- Аравия 1980 — Саудовская Аравия (справочник). М., 1980.
- Архипов 1848 —Архипов А. П. Обряд слез //Кавказ. 1848. № 10.
- Архипов 1858 — Архипов А. П. Этнографический очерк ногайцев и туркмен//Кавказский календарь. 1859. Тифлис, 1858.-с.347−355.
- Аширов 1976 — Auiupoe Н. Особенности идеологической и культовой деятельности мусульманских религиозных организаций в современных условиях // Актуальные вопросы атеистического воспитания. Алма-Ата, 1976,-с.110−131.
- Бабаева 1993 — Бабаева B.C. Древние верования горных таджиков Южного Таджикистана в похоронно-поминальной обрядности (конец XIX — начало XX в.). Душанбе, 1993.
- Багдасаров 1996 — Багдасаров С. Угрожает ли нам фундаментализм // Независимая газета. 18.10.1996.
- Балтанова 1991 — Балтанова Г. Р. Ислам в СССР. Анализ зарубежных концепций. Казань, 1991.
- Бартольд 1971 — Бартолъд В. В. К истории крестьянских движений в Персии // Академик В. В. Бартольд. Сочинения. Т.7. Работы по исторической географии и истории Ирана. М., 1971.- с.438−449.
- Бартольд 1992 — Бартольд В. В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992.
- Басилов 1970 — Басилов В. Н. Культ святых в исламе. М.: Мысль, 1970.
- Басилов 1971 — Басилов В. Н. Пережитки колдовства у ингушей // Итоги полевых работ Института этнографии в 1970 г. М., 1971.- с. 122−129.
- Басилов 1973 — Басилов В. Н. Хозяйство западных туркмен-ёмудов в дореволюционный период и связанные с ним обряды и верования // Очерки по истории хозяйства народов Средней Азии и Казахстана Л., 1973.- с. 172−206.
- Басилов 1984 — Басилов В. Н. Избранники духов. М., 1984.
- Басилов 1986 — Басилов В. Н. Заключение // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. М., 1986, — с. 196−206.
- Басилов-МНМ 1988 — Басилов В. Н. Суткъатын // Мифы народов мира. Т.2. М., 1988.- с.478−479.
- Басилов-МНМ 1988 — Басилов В. Н. Тюркоязычных народов мифология (Мифология тюркоязычных народов Малой и Средней Азии, Казахстана, Кавказа, Крыма и Западной Сибири) // Мифы народов мира. Т.2. М., 1988,-с.537−538.
- Басилов-МС 1991 — Басилов В. Н. Аждарха // Мифологический словарь. М., 1991.- с. 24.
- Басилов-МС 1991 — Басилов В. Н. Жалмауыз кемпир // Мифологический словарь. М., 1991, — с. 214.
- Басилов-МС 1991 — Басипов В. Н. Ой иясе // Мифологический словарь. М., 1991, — с. 413.
- Басилов-МС 1991 — Басилов В. Н. Су иясе // Мифологический словарь. М., 1991,-с.515.
- Басилов 1992 — Басилов В. Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1992.
- Басилов 1994 — Басилов В. Н. Албасты // Историко-этнографические исследования по фольклору. М., 1994, — с.48−76.
- Басилов 1998 — Басилов В. Н. Народная культура в исламе и задачи ее исследования //Ислам и народная культура. М., 1998, — с.7−16.
- Басилов, Кармышева 1997 — Басилов В. Н., Кармышева Дж.Х. Ислам у казахов (до 1917 г.). М., 1997.
- Басилов, Литвинский-МС — Басилов В. Н., Литвинский Б. А. Пари // Мифологический словарь. М., 1991, — с.428−429.
- Баскаков 1973 — Баскаков НА. Душа в древних верованиях тюрков Алтая (термины, их значение и этимология) // СЭ. 1973. № 5, — с. 108−113.
- Баялиева 1972 — Баялиева Т. Д. Доисламские верования и их пережитки у киргизов. Фрунзе: Илим, 1972.
- Бельский, Рашковский 1997 — Вельский А., Рашковский Е. Россия и Индия: сопоставление фундаменталистских вызовов // Россия и мусульманский мир. Бюллетень реферативно-аналитической информации. М., 1997. № 1 (55).- с.35−47- № 2 (56).- с.62−71.
- Бентковский 1883 — Бентковский И. Историко-статистическое обозрение инородцев-магометан, кочующих в Ставропольской губернии. Ногайцы. Часть 1. Ставрополь, 1883.
- Бларамберг 1992 — Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь: Кн. изд-во, 1992.
- Бобровников 1997 — Бобровников В. О. Ислам и советское наследие в колхозах Северо-Западного Дагестана // ЭО. 1997. № 5, — с. 132−142.
- Бобровников 1997а — Бобровников В. Этнические миграции и проблемы безопасности в Республике Дагестан // Кавказские региональные исследования. 1997. Вып. 1. Т.2.- с.52−64.
- Боголюбов-ИЭС 1991 — Боголюбов A.C. Кади // Ислам. Энциклопе•дический словарь. М., 1991.- с. 125.
- Боголюбов-ИЭС 1991а — Боголюбов A.C. Муфтй // Ислам. Энциклопедический словарь. М. Д991.- с. 177.
- Боголюбов-ИЭС 19 916 — Боголюбов A.C. ас-Салат // Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.- с. 204.
- Боголюбов-ИЭС 1991 в — Боголюбов A.C. ал-Ханафййа // Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.- с, 273.
- Большаков 1991 — Большаков О. Г. Мухтасиб // Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.- с. 183.
- Брагинский-МС 1991 — Брагинский И. С. Дэвы // Мифологический словарь. М., 1991, — с.202−203.
- БСЭ 1974 — Большая Советская энциклопедия. Третье издание. Т. 18. М., 1974.
- Булатов 1990 — Булатов А. О. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX — начале XX в. Махачкала, 1990.
- Булатова 1987 — Булатова А. Г. Праздники летнего календарного цикла у даргинцев (XIX нач. XX в.) // Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала, 1987, — с.47−63.
- Булатова 1988 — Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX — начале XX века. Л., 1988. аль-Бухари — Имам Исмаил аль-Бухари. Изречения и деяния (Хади-сы) пророка Мухаммада. М., 1998.
- Вагабов 1988 — Вагабов М. В. Ислам и проблемы формирования атеистического мировоззрения молодежи. Махачкала, 1988.
- Валеев, Томилов 1996 — Валеев Ф. Т., Томилов H.A. Татары Западной Сибири: история и культура / Культура народов России. Т.2. Новосибирск, 1996.
- Валиханов 1986 — Валшанов Ч. Избранные произведения. М., 1986.
- Васильев 1967 — Васильев А. М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии (1744/45 — 1818). М., 1967.
- Васильева 1969 — Васильева Г. П. Преобразование быта и этнические процессы в Северном Туркменистане. М., 1969.
- Васильева 1986 — Васильева Г. П. Магические функции детских украшений у туркмен // Древние обряды, верования и культы у народов Средней Азии. М., 1986, — с. 182−195.
- Вербицкий 1884 — Вербицкий В. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка. Казань, 1884.
- Викторин 1993 — Викторин В. М. Аулья и мужавират (Следы доисламских верований у ногайцев окрестностей Астрахани) // ПЛ. 1993. № 3/7, — с.85−92.
- Власов 1993 — Власов В. Г. Формирование календаря славян. Ранний период // Календарь в культуре народов мира. М., 1993.- с. 102−144.
- Волкова 1974 — Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М.: Наука, 1974.
- Волошинов 1993 — Волошинов A.B. Пифагор. Союз истины, добра и красоты. М., 1993.
- Вс.М. 1894 — Вс.М. Индрик // Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Т. ХШ, пТ.25. Спб., 1894.- с. 170.
- Гаджиев 1991 — Гаджиев Г. А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М.: Наука, 1991.
- Гаджиева 1961 — Гаджиева С. Ш. Кумыки. Историко-этногра-фическое исследование. М., 1961.
- Гаджиева 1979 — Гаджиева С. Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев, XIX — начало XX в. М.: Наука, 1979.
- Гаджиева 1985 —Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX начале XX в. М., 1985.
- Гамкрелидзе, Иванов 1984 — Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. 4.1−2. Тбилиси, 1984.
- Гафуров 1987 — Гафуров А. Имя и история. Об именах арабов, персов, таджиков и тюрков. Словарь. М., 1987.
- Гафферберг 1975 — Гафферберг Э. Г. Пережитки религиозных представлений у белуджей // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975.- с.224−247.
- Гольдциэр 1938 — Гольдциэр И. Культ святых в исламе (Мухамме-данские эскизы). М., 1938.
- Гордлевский 1914 — Гордлевский В. А. Из османской демонологии // ЭО. 1914. № 1−2.-с. 1−45.
- Гордлевский 1962 — Гордлевский В. А. Каракоюнлу (Из поездки в Макинское ханство) // Гордлевский В. А. Избранные сочинения. Т. З. История и культура. М., 1962.
- Гостиева, Сергеева 1996 — Гостиева Л. К., Сергеева Г. А. Поминальные обряды у мусульманских народов Северного Кавказа и Дагестана // Северный Кавказ: бытовые традиции в XX в. М., 1996, — с. 194−203.
- Грейвс 1992 —Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.
- Гритчин 1998 — Гритчин Н. Кавказ все больше тлеет джихадом // Известия. 21.04.1998.
- Грязневич 1984 — Грязневич П. А. Формирование арабской народности раннего средневековья (к постановке проблемы) // Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984, — с. 132−143.
- Гурвич 1940 — Гурвич И. Религия сельской общины у черкесов-шапсугов // Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. М., 1940.- с.37−46.
- Гусейнов 1997 — Гусейнов ММ. Мусульманская ритуальная поэзия аварцев Ункратля в ХГХ — начале XX в. // Лавровские (Среднеазиатско-кавказские) чтения. 1994−1995 гг. Краткое содержание докладов. Спб., 1997.- с.66−68.
- Давлетшин 1899 — Щавлетшин. Отчет штабс-капитана Давлетшина о командировке в X и джаз. Спб., 1899.
- Демидов 1987 —Демидов С. М. Обряды и обычаи туркмен, связанные с земледелием и скотоводством // Материалы по исторической этнографии туркмен. Ашхабад, 1987, — с.4−30.
- Джумаев 1997 —Джумаев А. Центральная Азия: религия и общество — тема очередного семинара Фонда «Сорос — Кыргызстан» // Центральная Азия. 1997. № 6(12).-с.7−19.
- Джуртубаев 1991 —Джуртубаев М Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев: Краткий очерк. Нальчик, 1991.
- Дзуцев, Першиц 1998 —ДзуцевХ.В., Першиц А. И. Ваххабиты на Северном Кавказе — религия, политика, социальная практика // Вестник Российской Академии наук. 1998. Т.68. № 12, — с.1113−1116.
- Домбровский 1853 —Домбровский Фр. Кара-Кади (Ногайский мас-сал) // Москвитянин. 1853. № 5. Кн.1. Отд.8, — с. 1−7.
- Дубровин 1871 —Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.1. Очерк Кавказа и народов его населяющих. Кн.1. Кавказ. Спб., 1871.
- Духовные стихи 1991 — Духовные стихи из сборника Бессонова «Калики перехожие». 1. Стих о Голубиной Книге (№ 77) // Федотов Г. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991.- с. 125−128.
- Еремеев 1990 — Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.
- Еремина 1984 — Еремина В. И. Историко-этнографические истоки мотива «вода — горе» // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Д., 1984.- с. 195−204.
- Ермаков-ИЭС 1991 —Ермаков Д. В. ал-Ханабила//Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991, — с.271−272.
- Жигалина 1998 — Жигалина О. И. Курды // Календарные обычаи и обряды народов Передней Азии. Годовой цикл. М., 1998, — с. 112−144.
- Жирмунский 1973 —Жирмунский В. М. П. М. Мелиоранский и изучение эпоса «Едигей» // Тюркологический сборник. 1972. М., 1973.- с. 141−185.
- Жирмунский 1974 —Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Л., 1974.
- Жмудь 1990 — Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа (ок.530 — ок.430 гг. до н.э.). Л., 1990.
- Жуковская 1986 — Жуковская Н. «Что такое хорошо и что такое плохо» // Знание — сила. 1986. № 9, — с.22−23.
- Жуковская 1994 — Жуковская И. Я. Цветочисловые композиции в монгольской культуре // Историко-этнографические исследования по фольклору. М., 1994, — с.77−85.
- Зину 1992 — Зину, Мухаммед Ибн Джамиль. Столпы ислама и веры. М., 1992.
- Зину 1999 — Зину, Мухаммад бин Джамилъ. Достоинства Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. О высоких нравственных и этических нормах ислама. М., 1999.
- Золотарев 1964 — Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.
- Ибрагим, Сагадеев-ИЭС 1991 — Тауфик Комель Ибрагим, Сагадеев A.C. ас-Салафййа//Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.- с. 204.
- Иванов-МНМ 1988 — Иванов В. В. Солярные мифы // Мифы народов мира. Т.2. М., 1988.- с.461−462.
- Иванов, Топоров-МНМ 1987 — Иванов В. В., Топоров В. Н. Додола // Мифы народов мира. Т.1. М., 1987.- с. 391.
- Иванов, Топоров-МНМ 1987 — Иванов В. В., Топоров В. Н. Индоевропейская мифология // Мифы народов мира. Т.1. М., 1987, — с.527−533.
- Измаил 1829 — Без автора. Измаил Алиев, князь мангатовских на-гайцов. (Отрывок письма из Прочно-Окопской крепости) // Московский телеграф. 1829. 4.27. № 12.- с.431−448.
- Индрик б.г. — Индрик П Энциклопедический словарь издательства Товарищества «Братья А. и И. Гранат и Ко». М., б.г. Т.22, — с. 17.
- Исраелян 1978 — Исраелян А. Р. Бусы-обереги от «сглаза» у армян // Всесоюзная сессия, посвященная итогам полевых этнографических и антропологических исследований. 1976−1977 гг. Тезисы докладов. Ере-ван, 1978, — с. 172.
- Исхаков 1997 — Исхаков Д. Сеиды в позднезолотоордынских татарских государствах // Tatarica. Казань, 1997. № 1.- с.42−95.
- Кавказская линия 1881 — IX. Кавказская линия1. В. Ногайцы, трухме-ны и киргизы // Акты, собранные Кавказскою археографическою комисси-ею. Архив Главного управления Наместника кавказского. Т.8. Тифлис, 1881,-с.769−786.
- Кадыраджиев 1988 — Кадыраджиев КС. Историческая структура корневой морфемики тюркских языков // Морфемный строй дагестанских языков. Махачкала, 1988.- с.55−72.
- Кадыров 1964 — Кадыров Р. К. Обрядовый фольклор таджиков Южного Узбекистана (долина реки Кашка-Дарьи). М., 1964.
- Калмыков 1985 — Калмыков И. Х. Из истории ногайцев Дагестана, Терека и Ставропольской губернии в XIX и начале XX века // Проблемы археологии и исторической этнографии Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1985.-с.78−111.
- Калмыков и др. 1988 — Калмыков И. Х., Керейтов Р. Х., Сикалиев А. И. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1988.
- Камалов 1959 — Качалов С. Пережитки ислама и традиции старого быта у каракалпаков // Материалы Второго совещания археологов и этнографов Средней Азии. 29 октября — 4 ноября 1956 года. Сталинабад. М.-Л., 1959,-с.122−127.
- Калельгородский 1914 — Капелъгородскш Ф. И. Караногай // Записки Терского общества любителей казачьей старины. № 10. Владикавказ, 1914,-с.43−53.
- Каракетов 1995 — Каракетов М. Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М., 1995.
- Кармышева 1986 — Кармышева Б. Х. Архаическая символика в погребально-поминальной обрядности узбеков Ферганы // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. М., 1986, — с. 139−181.
- Кашежев 1980 — Кашежев Т. П. Ханцегуаше // Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980, — с.232−234.
- Кашуба 1978 — Кашуба М. С. Народы Югославии // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы (конец XIX начало XX в.): Летне-осенние праздники. М., 1978.- с.200−222.
- К вопросу 1910 — К вопросу об опахивании // ЭО. 1910. № 3−4.-с. 175−178.
- КГЭ 1962 — Краткая географическая энциклопедия. Т.З. М., 1962.
- Керейтов 1973 — Керейтов Р. Х. Семья и брак у ку банских ногайцев в прошлом и настоящем. Диссертация. канд. ист. наук. М., 1973.
- Керейтов 1978 — Керейтов Р. Х. Традиционные и новые элементы в современной свадебной обрядности степных ногайцев // Всесоюзная сессия, посвященная итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1976−1977 г. Ереван, 1978, — с.93−94.
- Керейтов 1979 — Керейтов Р. Х. Некоторые реликты доисламских верований у ногайцев // Проблемы атеистического воспитания в условиях Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1979.- с. 104−110.
- Керейтов 1979а — Керейтов Р. Х. Родильные обряды и воспитание детей у кубанских ногайцев в прошлом // Археология и этнография Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1979, — с. 111−121.
- Керейтов 1980 — Керейтов Р. Х. Мифологические персонажи традиционных верований ногайцев // СЭ. 1980. № 2, — с. 117−127.
- Керейтов 1980а — Керейтов Р. Х. О некоторых современных традициях и обрядах у ногайцев // Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1980.- с.95−111.
- Керейтов 19 806 — Керейтов Р. Х. Пережитки обрядов вызывания дождя у ногайцев // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований. 1978−1979 гг. Тезисы докладов. Уфа, 1980.- с.158−159.
- Керейтов 1982 — Керейтов Р. Х. Терминология родства у ногайцев // Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкесии: материальная и духовная культура. Черкесск, 1982, — с. 191−212.
- Керейтов 1983 — Керейтов Р. Х. Современная семейная обрядность у ногайцев // Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии. Вып. 1. Черкесск, 1983, — с.161−188.
- Керейтов 1985 — Керейтов Р. Х. Нормы, условия и формы заключения браков у ногайцев в прошлом // Проблемы археологии и исторической этнографии Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1985.- с. 112−132.
- Керейтов 1988 — Керейтов Р. Х. Ногайская свадьба // Свадебная обрядность у народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1988.- с.104−134.
- Керейтов 1989 — Керейтов Р. Х. Народный календарь и календарная обрядность ногайцев // Календарь и календарная обрядность народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1989.- с.91−142.
- Керейтов 1991 — Керейтов Р. Х. Система личных имен у ногайцев и их параллели у народов Средней Азии и Казахстана // Из этнографии народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1991.- с.93−102.
- Керимов 1978 — Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.
- Кисриев 1997 — Кисриев Э. Столкновение в селении Чабанмахи // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Бюллетень. 1997. № 2(13), май.- с.28−31.
- Климшпин 1985 — Климишш И. А. Календарь и хронология. М., 1985.
- Кляшторный-МНМ 1988 — Кпяшторный С. Г. Тюркоязычных народов мифология (Древних (орхонских) тюрок мифология) // Мифы народов мира. Т.2. М., 1988, — с.536−537.
- Кондараки 1883 — Кондараки В. Х. В память столетия Тавриды. Этнография Тавриды. Т.2. М., 1883.
- Кореняко 1993 — Кореняко В. А. Ногайцы: седьмой век истории // Восточный экспресс. 1993. № 1.-С.11−14.
- Кореняко 1996 — Кореняко В. А. Ногайцы. Степь и народ // Евразия. Народы. Культуры. Религии. 1996. № 1(4).- с, 29−36.
- Корнис 1836 — Корнис. Краткий обзор положения ногайских татар, водворенных в Мелитопольском уезде Таврической губернии // Телескоп. 1836. 4.33. № 9, — с.3−24- № ю, — с.210−230- № 11, — с.269−297.
- Королева 1973 — Королева Э. А. О генезисе круговых танцев // Известия Академии наук Молдавской ССР. Серия общественных наук. 1973. № 2, — с.75−87.
- Кочекаев 1973 — Кочекаев Б. Б. Социально-экономическое и политическое развитие ногайского общества в XIX — начале XX века. Алма-Ата, 1973.
- Кочекаев 1988 — Кочекаев Б.-А.Б. Ногайско-русские отношения в XV—XVIII вв. Алма-Ата, 1988.
- Климович 1936 — Климович Л. Ислам в царской России. Очерки. М., 1936.
- Климович 1958 — Климович Л. И. Обряды, праздники и культ святых в исламе. Грозный, 1958.
- Кудрявцев 1994 — Кудрявцев A.B. Ислам и государство в Чеченской республике // Восток=Опеш. 1994. № 3.- с.64−71.
- Кужелева 1960 — Кужелева Л. Н. Ногайцы // Народы Кавказа. Т. I. М., 1960.- с.391−402.
- Курмансеитова 1990 — Курмансеитова А. Х. Бытование арабопись-менной книги среди ногайцев // Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии. Вып.З. Черкесск, 1990.- с. 161−180.
- Курмансеитова 1991 — Курмансеитова А. Х. Библия на ногайском языке //ПЛ. 1991. № 1, — с.98−100.
- Кушев-ИЭС 1991 Кушев В. В. 'Ашура' // Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.- с.ЗЗ.
- Лавров 1959 — Лавров Л. И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований Труды Ин-та этнографии. Т.51. М., 1959.- с. 193−236.
- Лавров 1966 — Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Часть 1. Надписи X XVII вв. Тексты, переводы, комментарии, введение и приложения Л. И. Лаврова. М., 1966.
- Ланда 1993 —Ланда Р. Г. Исламский фундаментализм // Вопросы истории. 1993. № 1, — с.32−41.
- Ланда 1995 —Лайда Р. Г. Ислам в истории России. М., 1995.
- Левенстрим 1897 — Левенстргш A.A. Суеверие в его отношении к уголовному праву // Журнал министерства юстиции. 1897. № 1, — с. 157−219.
- Лелеков-МС — Лелеков Л. А. Ажи-Дахака // Мифологический словарь. М., 1991, — с.24−25.
- Лещенко 1991 — Лещенко В. Ю. Проблема реконструкции древних верований в традиционной культуре финно-угров // Реконструкция древних верований: источники, метод, цель. СПб.: ГМИР, 1991.- с.139−146.
- Максаков, Сергеев 1998 — Максаков И., Сергеев Д. Соотношение исламских движений Дагестана // НГ-Религии. № 3 (14). Март 1998 г.
- Максимов 1994 — Максимов C.B. Нечистая, неведомая и крестная сила. Спб., 1994.
- Малкондуев 1988 — Малкондуев Х. Х. Мифология балкарцев и карачаевцев // Фольклор народов Карачаево-Черкесии. Жанр и образ. Черкесск, 1988, — с.24−40.
- Малов 1929 — Малое С. Е. Несколько замечаний к статье А. В. Анохина «Душа и ее свойства по представлению телеутов» // Сборник МАЭ. Т.8. Л., 1929.- с.330−333.
- Малявкин 1893 — Малявкин Г. Караногайцы // Терский сборник. Вып. З, кн.2. Владикавказ, 1893.- с. 133−173.
- Манасра 1998 — Манасра У. Джинны в верованиях арабов // Ислам и народная культура. М., 1998, — с.203−212.
- Маркова 1978 — Маркова Л. В. Болгары // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы (конец XIX начало XX в.): Летне-осенние праздники. М., 1978.- с.223−243.
- Марр 1970 — Марр С. М. Мохаррам (Шиитские мистерии как пережиток древних переднеазиатских культов) // Традиционная культура народов Передней и Средней Азии / Сборник Музея антропологии и этнографии. Т.26. Л., 1970, — с.313−366.
- Массэ 1982 — МассэА. Ислам. Очерк истории. М. Д982.
- Максуда б.г. — АхмадИади Максуды. Гыйбадэте исламия. Казань, б.г.
- Маулт 1992 —Маулт. Б.м., 1992.
- Меховский 1963 — Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. М.-Л., 1963.
- Мец 1996 — Мец А. Мусульманский Ренессанс. Переиздание второго издания. М.: Издательство «ВиМ», 1996.
- Миллер 1888 — Миллер Вс.Ф. Терская область. Археологические экскурсии / Материалы по археологии Кавказа. Вып. 1. М., 1888.
- Милославский-ИЭС 1991 — Мшославский Г. В. ал-Ваххабййа // Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.- с. 51.
- Михалъчук 1979 — Михальчук A.A. Наср С. Х. Наука и цивилизация в странах ислама // Современная наука и религия. 4.1. Реферативный сборник. М., 1979,-с.88−108.
- Муминов 1990 — Муминов А. К. К вопросу о распространении хана-фитского мазхаба в Средней Азии // Краткое содержание докладов Средне-азиатско-кавказских чтений. Май 1989 г. М., 1990. с.55−56.
- Муродов 1973 — Муродов О. Представления о дэвах у таджиков средней части долины Зеравшана // СЭ. 1973. № 1, — с. 148−155.
- Муродов 1975 — Муродов О. Традиционные представления таджиков об аджина // СЭ. 1975. № 5, — с.96−105.
- Муродов 1979 — Муродов О. Древние образы мифологии у таджиков долины Зеравшана. Душанбе, 1979.
- Мусаева 1987 — Мусаева М. К. Обряды вызывания дождя и солнца у хваршин в XIX нач. XX в. // Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала, 1987, — с.99−104.
- Мустафина 1992 — Мустафина P.M. Представления, культы, обряды у казахов (в контексте бытового ислама в Южном Казахстане в конце XIX -XX вв.). Алма-Ата, 1992.
- Наджип, Благова 1997 — Наджип Э. Н., Благова Г. Ф. Тюркй язык // Языки мира. Тюркские языки. М., 1997, — с. 126−138.
- Народы Кавказа 1960 — Народы Кавказа. Т. 1. М., 1960.
- Наумкин 1982 — Наумкин В. В. Предисловие // Массэ А. Ислам. Очерк истории. М., 1982.- с.3−15.
- Небольсин 1851 — Небольсин П. И. Инородцы Астраханской губернии. Заметки о кундровских татарах // Вестник имп. Русского географического общества. 4.2. Кн.4. Спб., 1851.- 30 с.
- О секте 1805 — О секте ваабиев, отпадших от магометанства // Журнал различных предметов словесности. 1805. Т.2. № 1.- с. 18−34- № 2.- с.24−44.
- Обрядности 1855 — Новый год в Ставропольской губернии. Обрядности, соблюдаемые в день Нового года ногайцами, кабардинцами, калмыками, осетинами, грузинами и армянами // Кавказ. 1855. № 7,8- Ставроп. губ. ведомости. 1855. № 1−2.
- Оразаев 1987 — Оразаев Г. М.-Р. «Северокавказский тюркй» в системе тюркских региональных письменных языков XVI — XIX вв. // Советская тюркология. 1987. № 3.- с.47−52.
- Павлов 1842 — Павлов, Андрей. О ногайцах, кочующих по Кизляр-ской степи. Спб., 1842.
- Пашин 1912 — Пашин П. Из поездки к ногайцам с антропологической целью //Русский антропологический журнал. 1912. № 1. Кн.29, — с.36−42.
- Перетяткович 1877 — Перетяткович Г. Поволжье в XV и XVI веках. (Очерки истории края и его колонизации). М., 1877.
- Петрухин-МС 1991 —Петрухин В. Я. Упырь // Мифологический словарь. М., 1991.-с.
- Петрушевский 1966 — Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII — XV веках. М., 1966.
- Пиотровский 1984 — Пиотровский М. Б. Светское и духовное в теории и практике средневекового ислама // Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984, — с. 175−188.
- Пиотровский 1991 — Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991.
- Пиотровский-ИЭС 1991 — Пиотровский М. Б. ал-^Садир // Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991, — с. 262.
- Погоеян 1978 — Погосян A.A. Пережитки обрядов вызывания дождя у амшенских армян // Всесоюзная сессия, посвященная итогам полевых этнографических и антропологических исследований. 1976−1977 гг. Тезисы докладов. Ереван, 1978.- с. 172.
- Покровская 1983 — Покровская Л. В. Земледельческая обрядность // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983.- с.67−90.
- Поляков 1989 — Поляков С. П. Традиционализм в современном среднеазиатском обществе. М., 1989.
- Поляков 1999 — Поляков К. Король Фахд между капитализмом и улемами // НГ-религии (дайджест). 03.02.1999.
- Поноженко 1976 — Поноженко Е. А. Маслагатный суд и судебный процесс у ногайцев в XVIII — XIX вв. // Вестник Московского университета. Сер. 12. Право. 1976. № 3, — с.70−77.
- Поноженко 1988 — Поноженко Е. А. Нормы, относящиеся к гражданскому праву ногайцев XIX в. // Известия АН ТССР. Серия общественных наук. 1988. № 3, — с.37−44.
- Посольские книги 1995 — Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой. 1489−1549 гг. Махачкала, 1995.
- Потапов 1973 — Потапов Л. П. Умай — божество древних тюрков в свете этнографических данных // Тюркологический сборник. 1972. М., 1973, — с.265−286.
- Потапов-МНМ — Потапов Л. П. Тюркоязычных народов мифология (Мифология саяно-алтайских тюркоязычных народов) // Мифы народов мира. Т.2. М., 1988.- с.538−540.
- Праздники 1990 — Ниязи А. Мусульманские праздники. М, 1990.
- Прозоров-ИЭС 1991 — Прозоров С. Ы. ал-Джа'фарййа // Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991, — с.61−63.
- Пропп 1986 — Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
- Прошлое Казахстана 1935 — Прошлое Казакстана в источниках и материалах. Сборник 1. (V в. до н.э. — XVIII в. н.э.). Алма-Ата М., 1935.
- Пчелинцева, Соловьева 1996 — Пчелинцева Н. Д., Соловьева Л. Т. Традиции социализации детей и подростков у народов Северного Кавказа // Северный Кавказ: бытовые традиции в XX в. М., 1996, — с.91−132.
- Пчелинцева, Соловьева 1996а — Пчелинцева Н. Д., Соловьева Л. Т. Ислам и обряды детского цикла у народов Кавказа // Северный Кавказ: бытовые традиции в XX в. М., 1996.- с. 133−142.
- Пчелинцева, Соловьева 1997 — Пчелинцева Н. Д., Соловьева Л. Т. Традиции сорокадневья в родильной обрядности народов Кавказа // Лавровские (Среднеазиатско-кавказские) чтения. 1994−1995 гг. Краткое содержание докладов. Спб., 1997, — с.58−59.
- Пятницкий 1930 — Пятницкий Вл. Карагачи (По материалам поездки в 1927 г.) // Землеведение. 1930. Т.32. Вып.¾.- с. 155−170.
- Радлов 1893 — Радлов В. В. Опыт словаря тюркских наречий. Т.1. СПб., 1893.
- Рак 1993 —Рак И. В, Мифы Древнего Египта. Спб., 1993.
- Рамазанов, Бобровников 1995 — Рамазанов Р., Бобровников В. Святые-чудотворцы в народном исламе Южного Дагестана (на материалах аула Шиназ) // Дагестан: село Хуштада. М., 1995.- с.132−144.
- Рашид 1992 — Рашад Сабри Рашид. «Люди истины» (ахл-и хакк) // Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии. М., 1992, — с. 111−132.
- Резван 1984 — Резван Е. А. Коран и доисламская культура (проблема методики изучения) // Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984.-с.44−58.
- Резван-ИЭС 1991 — Резван Е. А. Саййид // Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991, — с.203−204.
- Резван-ИЭС 1991а — Резван Е. А. Маулид // Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.- с. 163.
- Резван-ИЭС 19 916 — Резван Е. А. ат-Тахаджжуд // Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991, — с. 235.
- Рикман 1984 — Рикман Э. А. Обряд вызывания дождя на севере Молдавии и в Буковине // Полевые исследования института этнографии: 19 801 981. М, 1984.- с.29−36.
- Родник жемчужин 1986 — Родник жемчужин. Персидско-таджикская классическая поэзия. Душанбе, 1986.
- Ротарь 1998 — Ротарь И. Независимый Дагестан жизненно важен для Чечни. Роль экспортера «исламской революции» отведена салафитам // Независимая газета. № 23 (1594). 12.02.1998.
- Рудановский 1862−63 — Рудановский А. О. О Караногайской степи и кочующих на ней племенах // Кавказ. 1862. №№ 37,39- 1863. №№ 48−52.
- Рузнаме 1910 Юз йыллыкынчы руз нама. Хыйлы затлар къошулгъ-ан ва алышдырылган. Темир-Хан-Шура, 1910. (арабская графика).
- Руновский 1860 — Руновский А. Шамиль // Кавказский календарь на 1861 год. Тифлис, 1860, — Отд.4, — с.3−75.
- Сагитов 1985 — Сагитов М. М. Культ воды в башкирском народном творчестве // Вопросы советской тюркологии. Тезисы докладов и сообщений. Ашхабад, 1985, — с.262−264.
- С ал мин 1994 — Салмин А. К. Народная обрядность чувашей. Чебоксары, 1994.
- Самойлов 1881 — Самойлов. Сведения об инородцах-магометанах Ставропольской губернии Главного Пристава, подполковника Самойлова. Ставрополь, 1881.
- Сатвалдыев 1995 — Сатвалдыев А. Н. Ислам в жизни узбеков Ферганской долины. 1980−1990-е гг. Диссертация. канд. ист. наук. М., 1995.
- Сафаргалиев 1960 — Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960.
- Семенов 1895 — Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. (Рассказы, очерки, исследования, заметки о чеченцах, кумыках и ногайцах и образцы поэзии этих народцев). Спб., 1895.
- Сергеева 1993 — Сергеева Г. А. Похоронные обряды народов Дагестана: традиции и современность // Похоронно-поминальные обычаи и обряды. М. Д993, — с.229−255.
- Серебрякова 1980 — Серебрякова М. Н. О некоторых представлениях, связанных с семейно-обрядовой практикой сельских турок // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М., 1980, — с. 165−177.
- Серебрякова 1993 — Серебрякова М. Н. Вера в сглаз и обереги у турок //Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып.2−3. Спб., 1993.- с.43−50.
- Сефербеков 1995 — Сефербеков Р. И. Аграрные культы табасаранцев. Махачкала, 1995.
- Сикалиев 1989 — Сикалиев А.И.-М. Магическая поэзия ногайцев // Магическая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1989, — с.66−75.
- Сикалиев 1994 — Сикалиев А. И. Ногайский героический эпос. Черкесск, 1994.
- Симонова-Гудзенко 1988 — Симонова-Гудзенко Е.К. О появлении богини Аматэрасу в японском пантеоне // СЭ. 1988. № 1, — с.98−109.
- Снесарев 1969 — Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М.: Наука, 1969.
- Снесарев 1973 — СнесаревГ.П. Три хорезмские легенды в свете демонологических представлений // СЭ. 1973. № 1, — с.48−59.
- Соколов 1998 — Соколов С. Н. Зороастризм. // Авеста в русских переводах (1861−1996). Спб., 1998.- с.7−21.
- Сургуладзе 1978 — Сургуладзе И. К. Культ христианских святых в ритуалах «изменения» погоды // Всесоюзная сессия, посвященная итогам полевых этнографических и антропологических исследований. 1976−1977 гг. Тезисы докладов. Ереван, 1978.- с. 174.
- Сухарева 1960 — Сухарева O.A. Ислам в Узбекистане. Ташкент, 1960.
- Сухарева 1975 — Сухарева O.A. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975,-с.5−93.
- Тайжанов, Исмаилов 1986 — Тайжанов К, Исмашое X. Особенности доисламских верований у узбеков-карамуртов // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. М., 1986, — с. 110−138.
- Тайлор 1989 — Ташор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.
- Тенишева 1998 — Те нише ва А. Э. Турецкий праздник Хыдреллез // Ислам и народная культура. М., 1998.- с. 183−189.
- Тенишева 1998а — Тенишева А. Э. Турки // Календарные обычаи и обряды народов Передней Азии. Годовой цикл. М., 1998.- с. 145−193.
- Тизенгаузен 1884— Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.1. Извлечения из сочинений арабских. Спб., 1884.
- Токарев 1957 — Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX в. M.-JI., 1957.
- Токарев 1964 — Токарев СЛ. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.
- Токарев, Филимонова 1983 — Токарев СЛ., Филимонова Т. Д. Обряды и обычаи, связанные с растительностью // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983.- с.145−160.
- Толеубаев 1989 — Толеубаев А. Т. Синкретизм казахской демонологии (На примере демона албасты) // Маргулановские чтения (Сборник материалов конференции). Алма-Ата, 1989, — с.283−287.
- Толеубаев 1991 — Толеубаев А. Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (XIX — нач. XX в.). Алма-Ата, 1991.
- Толстой 1995 — Толстой И. И. Вызывание дождя // Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995, — с.78−90.
- Толстой, Толстая 1978 — Толстой H.H., Толстая С. М. Заметки по славянскому язычеству. 2. Вызывание дождя в Полесье // Славянский и балканский фольклор. Генезис. Архаика. Традиции. М., 1978.- с.95−130.
- Топоров-МНМ 1987 — Топоров В.H. Индра // Мифы народов мира. Т.1. М., 1987, — с.533−535.
- Традиционное мировоззрение 1989 — Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. Новосибирск, 1989.
- Тримингэм 1989 — Тримингэм Дж. С. Суфийский ордены в исламе. М., 1989.
- Тунманн 1991 — Тунманн. Крымское ханство. Симферополь, 1991.
- Узденов 1998 — Узденов Т. А. Карачай // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып.1. М., 1998, — с.42−44.
- Усманов 1985 — Усманов MA. Этапы исламизации Джучиева улуса и мусульманское духовенство в татарских ханствах XIII — XVI веков // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985.- с. 177−185.
- Утемиш-хаджи 1992 — Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. Алма-Ата, 1992.
- Фарфоровский 1909 — Фарфоровский C.B. Народное образование среди ногайцев Северного Кавказа в связи с современным их бытом // Журнал министерства народного просвещения. № 12. 4.24. СПб., 1909.-с. 179−212.
- Фарфоровский 1909а — Фарфоровский С. В. Ногайцы Ставропольской губернии. Историко-этнографический очерк /' Записки Кавказского отдела ИРГО. Кн.26, вып.7. Тифлис, 1909.
- Фарфоровский 1914 — Фарфоровский С. Ногайцы в русской истории //'Русский архив. 1914. Кн.5, — с.76−82.
- Фельштинский 1992 — Красный террор в годы гражданской войны. По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков. Редактор-составитель Ю. Г. Фельштинский. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992.
- Ферран 1842 — Ферран. Путешествие из Крыма в Черкесию через земли ногайских татар в 1709 г. // Русский вестник. 1842. Т.6. Кн.2. Отд.2.
- Фильштинский 1989 — Фшьштинский И. М. Концепция единства религиозного опыта у арабских суфиев // Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989.- с.28−34.
- Французов 1992 — Франг{узов С. А. Суеверия и колдовские обряды в Южной Аравии XIII XV вв. (Абйан, Хадрамаут, аш-Шихр, Зофар) // Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии. М., 1992, — с.7−19.
- Фрэзер 1985 — Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985.
- Фрэзер 1986 — Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1986.
- Халидов-ИЭС 1991 —Халидов А. Б. Мулла//Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.- с. 170.
- Халипаева 1994 — Халипаева И. А. Мифологическая проза кумыков. Исследование и тексты. Махачкала, 1994.
- Харатян 1978 —Харатян З. В. Магический характер обрядов вызывания дождя у армян // Проблемы этнографии и этнической антропологии. М., 1978, — с.62−72.
- Хисматулин, Крюкова 1997 — Хисматулин А. А., Крюкова В. Ю. Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме. Спб., 1997.
- Хрестоматия 1994 —Хрестоматия по исламу. М., 1994.
- Худяков 1990 —Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1990.
- Чанышев 1997 — Чанышев А. Н. Фундаментализм // Советская историческая энциклопедия. Т. 15. М., 1974, — стлб.462.
- Чибиров 1976 — Чибиров Л. А. Народный земледельческий календарь осетин. Цхинвали, 1976.
- Чурсин 1913 — Чурсин Г. Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913.
- Чурсин 1956 — Чурсин Г. Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1956.
- Шихалиев 1879 — Шихалиев (Шейх-Али). Народные юридические обычаи у кочевников мусульман Ставропольской губернии // Ставропольские губернские ведомости. 1879. № 10−14.
- Шихсаидов 1969 — Шихсаидов А. Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII — XV вв.). Махачкала, 1969.
- Шишло 1975 — Шишло Б. П. Среднеазиатский тул и его сибирские параллели // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975.- с.248−260.
- Щеглов 1910−11 — Щеглов И. Л. Трухмены и ногайцы Ставропольской гу бернии. В 4-х тт. Ставрополь, 1910−1911.
- Юдин 1992 — Юдин В. П. Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая. // Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. Алма-Ата, 1992, — с. 14−56.
- Язькова 1998 — Язькова А. Потеряет ли Россия южные рубежи? На Северном Кавказе меняется расстановка политических сил // Известия. 22.01.1998.
- Akiner 1986 —Akiner, Shir in. Islamic Peoples of the Soviet Union: An Historical and Statistical Handbook. 2nd ed. London: KPL1986.
- Asow б.г. — Ueber die am Asowsehen Meere angesiedelten Nogayenlataren. Вырезка, с.75−216, илл., б.м., б.г.
- Bennigsen, Wimbush 1986 — Bennigsen A., S. Enders Wimbush. Muslims of the Soviet Empire: A Guide. Bloomington: Indiana University Press, 1986.
- Cingoz 1993 — Cingoz M. Eski§ ehir'de TEPRE§ Kutlamalari // Turk dunyasi. 1993. Cut 1, sayi 4, — s.49−52.
- Ku^ukcan 1997 — Kuqukcan Т. Some Reflections on the Wahhabiya and the Sanusiya Movements 11 Turk Tarih Kurumu. Belleten. Ankara, 1997. T. LXI. № 231, — s.321−337.
- Moses 1984 — Larry W.Moses. Nogai // Muslim Peoples. A World Ethnographic Survey. Second Edition, Revised and Expanded. Edited by Richard V. Weekes. Vol.2: Maba-Yoruk. Westport: Greenwood Press, 1984, — p.553−554.
- Schamiloglu 1994 — Schamiloglu, Uli. Nogays // Encyclopedia of World Cultures. Vol. 6. Russia and Eurasia/China Boston: G.K.Hall & Co., 1994, — p.286−290.
- Waardenburg 1978 — Waardenburg J. Official and Popular Religion in Islam 11 Islam and Socimey — Special Issue of «Social Compass». Vol.25. № 34. The Hague, 1978.
- Wulff 1983 — Wulff I. Islamic and Non-Islamic Elements in Yakan Death Rituals//Folk. 1983. Vol.25.
- Zwemmer 1939 — Zwemmer S.M. Studies in Popular Islam. London, 1939.