Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Бангладешцы в Великобритании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время за пределами Индийского субконтинента проживают более 20 миллионов индийцев, пакистанцев и бангладешцев, которые сохраняют связи с родиной. В Великобритании, согласно предварительным оценкам, проведенным исследователями Бюро Национальной Статистики Великобритании (Office for National Statistics) в 2011 г., проживает более 400 тыс. бангладешцев. При этом многие из них как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МИГРАЦИЯ ИЗ ВОСТОЧНОЙ БЕНГАЛИИ И ФОРМИРОВАНИЕ БАНГЛАДЕШСКОЙ ОБЩИНЫ В ВЕЛИКОБРИ ГАНИИ
    • 1. 1 Ислам в Бенгалии как фактор разделения бенгальского общества и выделения бенгальцев-мусульман Восточной Бенгалии в качестве самостоятельной этнической группы
    • 1. 1 2 Раздел Бенгалии и образование Пакистана в
    • 1. 1 3 Смена признаков идентичности восточных бенгальцев
    • 1. 2 Война за Независимость 1971 г и отделение Бангладеш от Пакистана
    • 1. 3 Особенности миграции бангладешцев в Великобританию
    • 1. 3 1 Силхетский контекст исторические предпосылки и пути миграции 34 1 3 2 Формирование бангладешской общины в Великобритании Связь с «индийской миграцией» до 1971 г
    • 1. 4 Современное состояние бангладешской общины в Великобритании
    • 1. 4 1 Анализ роста бангладешской общины в Великобритании в 1961—2011 гг.
    • 1. 4 2 Особенности расселения и демографические тенденции в баш ладешской общине
  • Глава 2. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ И ИХ ПОТОМКОВ В
  • ИНОКУЛБТУРНОЙ СРЕДЕ
    • 2. 1 Проблемы самоидентификации бангладешцев в Великобритании
    • 2. 1 1 Соотношение национального и конфессионального в самоидентификации мигрантов и их потомков
    • 2. 2 Роль общественных организаций как агентов социализации бангладешцев
    • 2. 2 1 Социальные и научно-образовательные центры бангладешской общины в
  • Великобритании
    • 2. 2 2 Общественные организации британских бангладешцев и Война за
  • Независимость Бангладеш 1971 г
    • 2. 2 3 Молодежные общества и представитепьство бангладешцев в политических организациях и муниципальных учреждениях Великобритании
    • 2. 3 Создание Банглатауна в Лондоне
    • 2. 3 1 Предпринимательская деятельность британских банпадешцев и инвестиции в экономику Бангладеш
    • 2. 4 Интеграция бангладешцев в британское общество (по материалам анализа биографических справочников)
  • Глава 3. СЕМЕЙНО-РОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ БРИТАНСКИХ БАНГЛАДЕШЦЕВ

3 1 Традиционные семейные отношения, обряды жизненного цикпа 114 3 1 1 Обряды, связанные с рождением 115 3 1 2 Детское образование 121 3 1 3 Выбор брачных партнеров и свадебная обрядность 128 3 1 4 Погребение умерших 140 3 2 Семейные ценности и самоидентификация бангладешцев в условиях инокультурной среды

Бангладешцы в Великобритании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется ростом интенсивности миграционных процессов в современном мире. Миграция и способы ее регулирования стали темой острых политических дискуссий, что объясняет чрезвычайную актуальность данной проблемы. За последние годы в Великобритании возросло внимание к жизни мусульманских общин (в том числе бангладешцев) и влиянию ислама на территории государства. Несмотря на принимаемые британским правительством меры по стимулированию интеграции иммигрантов в британское общество, они практически не ассимилируются. Политика мультикультурализма, под которой понимают свободное параллельное развитие этнических культур иммигрантов и их потомков, в британских условиях оказалась неэффективной, что подтверждают беспорядки в британских городах в 19 902 000;х гг. Представители мусульманских общин в Великобритании продолжают сохранять свои культурные традиции и в значительно меньшей степени усваивают чужие, то есть проживают в британском социуме как автономная группа. Все большее значение приобретает изучение миграции людей как носителей религиозных представлений, культурных традиций, социальных идей и образа жизни. В настоящее время глобальная экономика и массовые миграции соседствуют со стремлением отдельных людей и сообществ сохранить свою идентичность. Нередко индивидуумы и отдельные группы идут по пути конструирования новой идентичности.

Данное диссертационное исследование посвящено анализу процесса миграции из Бангладеш в Великобританию и формированию там бангладешской общины. При этом важным вопросом становится изучение культурно-бытовой адаптации и специфики самоидентификации мигрантов-бангладешцев и их потомков, проживающих в условиях инокультурной среды. Значительное внимание в работе также уделяется изучению социальной и политической активности британских бангладешцев и проблемам их взаимоотношений с остальным населением Великобритании, в том числе с представителями ряда этнических и конфессиональных меньшинств страны.

В настоящее время за пределами Индийского субконтинента проживают более 20 миллионов индийцев, пакистанцев и бангладешцев, которые сохраняют связи с родиной. В Великобритании, согласно предварительным оценкам, проведенным исследователями Бюро Национальной Статистики Великобритании (Office for National Statistics) в 2011 г., проживает более 400 тыс. бангладешцев. При этом многие из них как поддерживают тесные контакты с оставшимися родственниками в Бангладеш, так и укрепляют связи внутри своей общины в Великобритании. Лидирующее место по количеству проживающих бангладешцев принадлежит лондонскому району Тауэр Хэмлетс (примерно 80 тыс. чел.).

Интерес исследователей к этой теме связан не только с постоянным ростом численности бангладешской общины в Великобритании, но и с возрастающим влиянием ее представителей на различные аспекты жизни страны. В том числе делаются попытки привнести в британское общество теократические идеи вплоть до «выдвижения требований о признании законами стран пребывания обычного права, присущего традиционной культуре данной группы». 1.

Бангладешская община — одно из беднейших этнических меньшинств Великобритании. Тем не менее многие бангладешцы достигли успехов в разных областях жизни британского общества, особенно в торгово-предпринимательской среде и в сфере услуг, связанных с жизнеобеспечением собственной общины. Ими созданы многочисленные социальные, культурные и религиозные организации, деятельность которых направлена.

1 Тишков В. А. Исторический феномен диаспоры // Этнографическое обозрение. М.: Наука, 2000. № 2. С. 61 на защиту прав бангладешцев в инокультурном обществе и поддержку членов общины, как в профессиональных сообществах, так и в бытовой сфере.

Важную функцию по сохранению наследия бангладешцев в Великобритании выполняют культурные и религиозные центры, оказывающие немаловажное влияние на самосознание потомков бывших мигрантов. В связи с этим становятся все более актуальными исследования, посвященные формированию, развитию и функционированию этнического самосознания мигрантов и их потомков в условиях инокультурной среды. Интенсивное развитие межкультурных контактов делает особо значимой проблему этнической самоидентификации.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является община бангладешцев в Великобритании. Предмет исследования составляют: история миграции из Бангладеш, процессы формирования бангладешской общины, особенности культурно-бытовой адаптации и самоидентификации мигрантов и их потомков в условиях инокультурной среды.

Цели и задачи исследования. Основной целью данного исследования является анализ этапов миграции из Бангладеш в Великобританию и социально-культурной адаптации иммигрантов и их потомков в принимающем обществе, а также изучение самоидентификации бангладешцев в условиях инокультурной среды. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

— рассмотрение миграции бангладешцев в Великобританию в историческом контексте;

— изучение взаимодействия мигрантов и их потомков с исторической родиной;

— анализ факторов, влияющих на социокультурную адаптацию мигрантов из Бангладеш и их потомков в Великобритании;

— анализ самоидентификации бангладешцев в принимающем обществе.

Географические и хронологические рамки работы. Географические рамки диссертационного исследования обусловлены заданной темой. Принимая во внимание тот факт, что независимое государство Бангладеш (до 1947 г. — Восточная Бенгалия, с 1947 г. — Восточный Пакистан) существует лишь с 1971 г., для комплексного анализа указанной темы в историческом контексте представляется необходимым начать рассмотрение вопроса со времени существования Бенгалии как единого региона Британской Индии. В 1947 г. Индия была провозглашена независимым государством, при этом ее территория была разделена по религиозному признаку: от многоконфессиональной Индии были отделены провинции с мусульманским большинством на северо-западе и востоке страны, а именно — Западный Пакистан и Восточный Пакистан (Восточная Бенгалия, позднееБангладеш), объединенные в единое государство Пакистан. Современное суверенное государство Бангладеш сформировалось как независимое административное образование 26 марта 1971 г., вследствие отделения Восточной Бенгалии от Пакистана в результате Войны за Независимость 1971 г. В географические рамки работы попадают также ряд британских городов, прежде всего — Лондон. В диссертации рассматривается община бангладешцев неравномерно расселенная на территории Великобритании. Бангладешцы проживают в наиболее бедных кварталах больших индустриальных городов. Значительное их число сконцентрировано в лондонском районе Ист Энд, где с середины 1990;х гг. сформировался этнический анклав, известный как «Банглатаун» («Бенгальский город»).

Хронологические рамки диссертационной работы охватывают период с начала XX столетия по первое десятилетие XXI в. Обращение к первой половине XX в. как к начальному этапу исследования обусловлено необходимостью анализа миграционных процессов в исторической перспективе. Второй хронологический этап (1940;е — 1970;е гг.) включает в себя такие ключевые события истории страны, как распад Британской колониальной империи, раздел Индии по конфессиональному признаку и последующее выделение независимых государств Пакистан (из состава Индии — 1947 г.) и Бангладеш (из состава Пакистана — 1971 г.). Завершающим этапом рассматриваемого периода становится последняя треть XX — первое десятилетие XXI в.

Степень разработанности проблемы. В отечественной историографии по комплексному исследованию мусульман Великобритании бангладешская община практически не рассматривалась как отдельная этноконфессиональная группа-2 главное внимание было уделено таким аспектам, как численность мигрантов, ареалы расселения, экономическая занятость и конфессиональная принадлежность. Для проведения данного исследования потребовалось изучение работ современных историков, этнографов, социологов и исламоведов, в которых затрагиваются проблемы трудовых миграций и этноконфессиональных меньшинств Великобритании.

Вплоть до 1981 г. труды западных исследователей рассматривали миграцию из Восточной Бенгалии как часть процесса передвижения населения Индийского субконтинента с исторической родины. При этом бангладешцы не рассматривались как отдельная группа, поскольку до 1971 г. независимое государство Бангладеш еще не существовало, соответствующие статистические данные появились в 1980;х гг.

Проблемы миграции населения с Индийского субконтинента привлекли внимание исследователей уже в начале XX в., им посвящен ряд зарубежных работ. В 1927 г. Р. Натаранджан издал сборник «Индийцы за рубежом», где были опубликованы результаты исследований о выходцах из Восточной Бенгалиив 1947 г. появилась книга Н. Гангули «Индийцы в Империи за.

2 Исключение — см. Котин И. Ю. Рождение Банглатауна в лондонском Ист Энде // Кунсткамера. Этнографические тетради. СПб: Петербургское востоковедение. 2003. Вып. 13. морями". 3 Своеобразным итогом колониальных исследований зарубежных индийцев стал труд Кондапи «Индийцы за морями. 1838−1946 гг.», вышедший уже в независимой Индии.4 В постколониальный период число публикаций по данной теме возрастает. В 1971 г. опубликован сборник под редакцией А. Гупта «Индийцы за рубежом. Азия и Африка». В 2004 г. был издан сборник под редакцией А. Пала и Т. Чакраборти «Теоретические и критические труды по индийской диаспоре». 3 Одним из обобщающих трудов по истории южноазиатской диаспоры стала книга X. Тинкера «Дерево баньяна: мигранты из Индии, Пакистана и Бангладеш за рубежом». 6.

Среди западных публикаций по бангладешской общине отметим доминирование британских публикаций, среди авторов которых немало исследователей южно-азиатского происхождения. Говоря о миграционных процессах и специфике адаптации бангладешцев в условиях принимающего общества, назовем следующих западных исследователей: Д. Ид, К. Пич, К. Гарднер, А. Шукур, Р. Баллард, М. Анвар, Н. Л. Файсон, Ш. Макдональд, Т. Н. Мадан, Д. Шуман.

Работы Д. Ида, К. Пича, Т. Вэмплю, К. Гарднера и А. Шукура7 в большей' степени посвящены именно изучению бангладешской общины и различным аспектам ее взаимодействия с британским обществом. В трудах Ш. Макдональда, Т. Мадана, Н. Л. Файсон находят отражение проблемы,.

J Gangulee N. Indians in the Empire Overseas. A Survey. L.: New IndiaPublishing House. 1947.

4 Kondapi C. Indians Overseas. 1838−1949. New Delhi: Indian Council of World Affairs, 1951.

5 Pal A., Chakraborty T. Theorizing and Critiquing Indian Diaspora. New Delhi: Creative Books, 2004 bTinker H. The banyan tree: overseas emigrants from India, Pakistan, and Bangladesh. New-York: Oxford University Press, 1977.

1 Eade J. The Politics of Community. The Bangladeshi Community in East London. England: Avebury, 1989; Eade J., Vamplew T., Peach C. The Bangladeshis: the encapsulated community // Ethnicity in the 1991 Census. Vol.2. The ethnic minority populations of Great Britain / (Ed.) C. Peach., L.: HMSO, 1996; Gardner K., Shukur A. I’m Bengali, I’m Asian, and I’m living here. The changing identity of British Bengalis // R. Ballard (ed.), Desh Pradesh. The South Asian Presence in Britain, L.: Hurst and Company, 1995 о связанные с этнической идентификацией мигрантов. Д. Эверслей, А. А Улла, О. Фарук рассматривают локальные бангладешские общины в Великобритании (в частности в районе лондонского Ист Энда), и проводят исследование деятельности британских бангладешцев в различных областях 9 Исследованием общих процессов миграции из Южной Азии активно занимались и отечественные специалисты. В 1978 г АД. Дридзо, В И Кочнев и И. М. Семашко опубликовали большой труд «Индийцы и пакистанцы за рубежом». С конца 1980;х гг. в связи с увеличением локальных конфликтов и ростом нелегальной иммиграции активизировалась дискуссия по проблеме беженцев и недопустимости дискриминации по этноконфессиональному признаку и сформировалась идея постепенной интеграции мусульман в принимающее общество через предоставление им ряда экономических и политических прав. Этот тезис привлек большое внимание к жизни мусульманских общин за рубежом и созданным ими пространствам внутри принимающих обществ. Наиболее подробными работами отечественной историографии по данной тематике считаются труды В. И. Козлова, В. А. Житомирского, Л. Л. Рыбаковского, ИЮ Котина, В Г. Соболева.10 В работах И. Ю. Котина подробно освещены различные аспекты исследования южноазиатской диаспоры в Великобритании и других странах, а также сделан акцент на религиозно-политических объединениях.

8 Macdonald Sh Identity Complexes in Western Euiope Social Anthiopological Perspectives // Inside European Identities Ethnography in Western Europe / Sh Macdonald (ed) Piovidence USA. 1993. Madan TN Coping with ethnicity in South Asia Bangladesh Punjub and Kashmir compared//Ethnic and Racial Studies Routledge Taylor & Fiancis Group. Sept 1998 Vol 21 № 5 Fyson N L Multi-Ethnic Britain L Batsford Academic and Educational Ltd 1984.

9 Evetsley J Ullah A A Bengalis in London’s East End L Swadhinata Trust. 2010 Fatuque О Bangladeshi Expatriates in Britain Dhaka-London Nihal Publications. 2006.

10 Козпов В И Иммиграция и этнорасовые пробпемы в Великобритании М Наука, 1987. Житомирский В, А Апартеид по-британски М Мысль. 1985. Рыбаковский /7/7 Миграция населения прогнозы, факторы, политика М Наука. 1987. Котин И Ю Исаам в Южной Азии и Великобритании СПб Азбука. 2008 представителей мусульманского мира." Функционирование мусульманских общин в европейском контексте, в более широком.

12 освещении, представлено в работе В. Г. Соболева.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной науке предпринята попытка комплексного рассмотрения бангладешской общины в Великобритании с позиции социокультурной адаптации и самоидентификации ее представителей в инокультурной среде. Исследование современного состояния межконфессиональных отношений между бывшими иммигрантами и принимающим обществом дает материал для проведения сравнительных исследований сталкивающихся с подобными проблемами социумов. Большинство из привлеченных к исследованию источников впервые вводятся в научный оборот.

Методология исследования. Основным методом исследования является исторический, предполагающий рассмотрение каждого из изучаемых феноменов в историческом контексте. Принципы изучения исторических явлений в их изменчивости и развитии требуют от нас применения комплексного метода исследования, основанного на анализе разнохарактерных источников, использовании разных подходов при их изучении и сопоставлении полученных данных.

Источниковая база по проблематике диссертации подразделяется на ряд групп:

Первую группу источников представляют официальные документы Великобритании, в том числе результаты переписей населения (Office for.

11 Котин ИЮ Побеги баньяна Миграция насепения из Индии и формирование «>зпов» южноазиатской диаспоры СПб: Петербургское востоковедение. 2003. Котин ИЮ Тюрбан и «Юнион Джек» Выходцы из Южной Азии в Великобритнии СПб Наука. 2009.

Собопев В Г Мусульманские общины в государствах Европейского Союза проблемы и перспективы СПб Изд-во СПбГУ. 2003.

National Statistics) и регулярно публикуемые отчеты британских статистических служб.13.

Ко второй группе источников можно отнести публикации британских печатных изданий, их электронных версий и информационные материалы различных бангладешских организаций Великобритании.14.

Третью группу источников составляют биографические данные проживающих в Великобритании бангладешцев. Частично эти сведения обработаны британскими исследователями13- значительная часть источников (British Bangladeshi Who is Who 2009, 2011) впервые проанализирована и введена в научный оборот в предлагаемой работе. На основе данных биографических справочников диссертантом была составлена аналитическая таблица по таким категориям, как пол, возраст, конфессиональная принадлежность, предпочтительный вид деятельности и др.

Четвертая группа источников — литературные произведения Моники Али «Брик Лейн» и Тарквина Холла «Салаам, Брик Лейн: год в Новом Ист Энде», позволившие диссертанту раскрыть, соблюдая принцип объективности в интерпретации материала, некоторые заявленные в теме исследования положения.

Пятую группу источников составляют полевые материалы диссертанта, собранные в Великобритании (2011), на основе которых подготовлена карта лондонского района Ист Энд («Банглатаун») с обозначением религиозных, культурных и земляческих центров общины.

Ij Office For National Statistics / ONS // Сайт Правительства Великобритании http://www.statistics.gov.uk/hub/index.htmlCentre for Social Markets // Сайт исследования социальных рынков http://www.csmworld.org.

14 London Evening Standard II www.standard.co.ukThe Daily Mail II www.dailymail.co.ukThe Daily Telegraph //www.telegraph.co.ukThe Guardian II www.guardian.co.uk: Bangladeshi London II http://www.cityultima.com/London/Bangladeshi.

13 Tales of three generations of Bengalis in Britain / Ed. J. Eade. A. A. Ullah. J. Iqbal. M. Hey.

L.: Nirmul Committee. 2006; Adams C. Across Seven Seas and Thirteen Rivers. L.: Tower Hamlets Arts Projects, 1987.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка цитированной литературы и приложения.

1. Пищевые предпочтения и запреты.

2. Районы проживания и экономические ниши.

3. Тишков В. А. Указ.соч. С.610j Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups. Cambridge, Mass.: Belknap Press of Harvard University, 1980.

4. Интерес к проблемам политики стран происхождения и принимающих стран.

5. Учреждения, служащие целям группы и поддерживающие ее сохранение.

6. Присущее членам группы чувство своей особенности.

7. Цит. по: Бро. тей Ю. В. Этнос и этнография. М.: Наука. 1973. С. 37.

8. Цит. по: Тишков В. А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. М.: Наука. 1997. № 3. С.3−21.

9. Gardner К. Shukur A. Op.cit. Р.163 117Котин И. Ю. Ислам в Южной Азии и Великобритании. СПб: Петербургское востоковедение, 2008. С. 154.

10. Тишков В. А. Исторический феномен диаспоры // Этнографическое обозрение. М. Наука, 2000. № 2. С. 61.

11. Faruque О. Bangladeshi Expatriates in Britain. Dhaka-London: Nihal Publications. 2006. P. 166.

12. Faruque O. Op. cit. P. 167.

13. British Bangladeshi Who is Who 2009. Электронный ресурс.:http://www.bbwhoswho.co.ukBritish Bangladeshi Who is Who 2011 / Ed. M.A. Karim. L.: Bangla Mirror Group, 2011/12.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой