Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Искусственные изменения тела в системе социо-культурных символов традиционных обществ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под деформацией подразумевается искусственное изменение формы органов человеческого тела. Наиболее часто этой модификации подвергаются череп, губы, мочки ушей. В связи с этим стоит еще раз обратиться к терминологии и пояснить отказ от довольно широко распространенного термина «членовредительство». Далеко не всегда в ходе соматических модификаций органам человеческого тела наносится реальный вред… Читать ещё >

Содержание

  • Проблемы терминологии
  • Цели и задачи исследования
  • Актуальность исследования
  • Методика исследования
  • Гпава 1. Источники и история изучения соматических модификаций
    • 1. 1. Источники
    • 1. 2. История изучения соматических модификаций
  • Глава 2. Соматические модификации головы
    • 2. 1. Мозговой отдел
    • 2. 1 1 Деформации черепа
    • 2. 1 2 Трепанации черепа
      • 2. 2. Лицевой отдел
    • 2. 2 1 Прободение и деформация губ
    • 2. 2 2 Прободение и деформация ушей
    • 2. 2 3 Деформация языка
    • 2. 2 4 Деформации носа
    • 2. 2 5 Деформации зубной системы
  • Глава 3. Соматические модификации корпуса
    • 3. 1. Растяжение шейных позвонков
    • 3. 2. Деформации груди
    • 3. 3. Соматические модификации половых органов
    • 3. 3 1 Обрезание мужское 68 3 3 2 Подрезание 84 3 3 3 Надрезание 91 3 3 4 Прободение. .92 3 3 5 Обрезание женское. 933 3 3 6 Оскопление
  • Гпава 4. Соматические модификации конечностей
    • 4. 1. Ампутация фаланг пальцев рук
    • 4. 2. Деформация ступней
  • Гпава 5. Соматические модификации кожных покровов
    • 5. 1. Скарификация
    • 5. 2. Татуировка
  • Глава 6. Соматические модификации: проблематика личностной и социальной мотивации
  • Результаты исследования
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Интерес к проблематике тела и телесности возник в этнографической науке давно: еще в начале XX века французский этнограф Марсель Мосс опубликовал ставшую классической работу «Техники тела"1, в которой довольно подробно рассмотрел тело и способы его использования, как инструмент передачи разнообразной, в том числе и социо-культурной, информации о его владельце.

Позднее идеи Мосса преобразовались сразу в несколько научных направлений: так работы Рея Бирдвистела положили начало кинесике — науке по изучению жестов. Появились такие научные направления как гаптика (наука о языке касаний и тактильной коммуникации), окулесика (наука о языке глаз) и другие. О языке тела и жестов появлялось все больше научных и научно-популярных работ. Таким образом, постепенно к концу прошлого века уже практически сформировалась невербальная семиотика -научное направление, основным объектом которого стало тело в системе коммуникаций2. Однако, несмотря на значительные успехи в данной области, из внимания ученых выпал один из самых значительных элементов невербальной коммуникации — речь идет об искусственных изменениях тела. Сложилась в целом парадоксальная ситуация, когда данное явление было настолько широко известно всем, что на первый взгляд не требовало дополнительного внимания и изучения. Однако при чуть более тщательном рассмотрении оказалось, что существует масса вопросов, на которые нет четких ответов.

В итоге по непонятным причинам это по-своему уникальное явление долгое время оставалось практически за границами научных интересов этнографии. В данной работе будет предпринята практически первая попытка рассмотреть феномен искусственных изменений человеческого тела, как отдельную онтологическую единицу в системе социо

1 Мосс М Техники тела//Общества Обмен Личность М 1996

2 Бутовская М Л Язык тела М 2004, Крейдлин Г Е Невербальная семиотика М 2002, Рейзвих Д, А Тело в традиционной культуре// Культурология традиционных обществ Омск 2002, Уэнрайт Г Язык тела М 2002 культурных символов, проанализировать насколько большую роль играют искусственные изменения тела в системе невербальной коммуникации, увидеть насколько обширно данное явление и придать ему определенную структуру.

Работа состоит из введения, основной части в которую входит пять глав, заключения списка литературы и

приложения.

Во введении ставятся основные цели и задачи исследования, идет обоснование актуальности выбранной темы, проводится анализ используемого термина «соматические модификации».

Первая глава основной части посвящена источникам и историографии. Главы со второй по пятую включительно посвящены анализу и классификации соматических модификаций. Во второй главе описаны соматические модификации черепа (деформации и трепанации) и лицевого отдела (прободения и деформации губ, ушей, носа, языка и зубной системы).

Третья

глава IIосвящена соматическим модификациям корпуса и половых органов (обрезание мужское и женское, подрезание, прободение).

В четвертой главе освещаются искусственные изменения конечностей (ампутации фаланг пальцев, деформации ступне).

В пятой главе рассматриваются модификации кожных покровов, а именно скарификации (шрамирования) и татуировки.

Последняя глава основной части отведена под резюме основных положений предыдущих глав и анализу функций соматических модификаций в культуре.

Проблемы терминологии

Проблемы терминологии являются одними из наиболее важных для любой науки и этнография, в данном случае, не является исключением. Известно, что многие научные противоречия возникали именно на почве терминологических ошибок и несовпадений, по этой причине, прежде чем анализировать явление необходимо окончательно определиться с его названием.

В этнографической и антропологической литературе явление, о котором пойдет речь, никогда не рассматривалось, как отдельная онтологическая единица, что повлекло за собой чрезвычайное разнообразие терминов и определений, к нему применявшихся.

Несмотря на недостаточную изученность, интерес к искусственным изменения человеческого тела возник практически одновременно со становлением этнографии как науки. Еще Эдвард Тайлор в конце XIX века, честно признаваясь в том, что смысл операций над человеческим телом не совсем ясен, выделил их в отдельную категорию «церемониальных уродований"3. Данный термин неприемлем сразу по нескольким причинам Во-первых, далеко не всегда подобные операции сопровождались церемониями. Во-вторых, само понятие «уродования» не корректно для этнографа, хотя бы потому, что представления об эстетике всегда и везде относительны.

Фридрих Ратцель предложил более корректное, а главное концептуальное определение — «телесные искажения"4, хотя вслед за Э. Тэйлором он периодически использует и термин «уродования». Однако Ф. Ратцель наиболее близко подошел к тому определению, которое будет использовано в дальнейшем. Единственный минус заключается в том, что слово «искажение» означает «неправильность, ошибку"5, в то время как, смысл подавляющего большинства подобного рода изменений состоит как раз в обратном — придать телу «совершенную» форму, а не испортить его.

3 Тэйлор Э Б Первобытная культура М 1989 С 480

4 Ратцель Ф Народоведение Спб 1902 С 101

5 Ожегов С И Словарь русского языка М 1972 С 232

Арнольд Ван Геннеп, который одним из первых обратил внимание на искусственные изменения тела, как отдельное этнографическое явление, применил по отношению к ним термин «членовредительство» (mutilation). Для материала, с которым он оперировал в своей работе, это определение было вполне достаточным и исчерпывающим. Так, в качестве примеров «членовредительства» он приводит обрезание, вырывание зуба, отрезание фаланги мизинца, прокалывание мочки уха, скарификации и т. д6. Однако в ряде случаев мы сталкиваемся с другими примерами, когда посредством искусственного воздействия органу не причиняется вред, а лишь изменяется его форма. Поэтому для антропологов, имеющих дело, в основном с искусственными деформациями черепа, этот термин не совсем удобен, а также не вполне корректен.

Само слово «членовредительство» определяется как — «нанесение увечья кому-нибудь или умышленное повреждение органа самому себе"1, поэтому к большинству соматических модификаций оно применимо с очень большими оговорками.

Несмотря на определенные недостатки термин, предложенный А. Ван Геннепом относительно универсален, в отличие от более поздних вариантов. Вклад А. Ван Геннепа в изучение данной проблематики заключается еще и в том, что он вынес интересующее нас явление за рамки ритуальных систем. Большинство других авторов, упомянутых ниже, наоборот, рассматривали его исключительно в контексте ритуала и ритуальной практики, что не могло не отразиться на терминологии.

В связи с тем, что в определенный момент искусственные изменения тела жестко привязывают к ритуалам перехода, основным и наиболее популярным термином становится «испытание» (М. Элиаде8, А. Элькин9, JL Леви-Брюль10). Некоторые авторы для усиления термина использовали различные определения, например «мучительные испытания». К сожалению, данный термин ни в коей мере не отражает всю сущность

6 Геннеп Ван, А Обряды перехода M 1999 С 70 7

Ожегов С И Словарь русского языка M 1972 С 814 о

Элиаде M КулианоИ Словарь религий, обрядов и верований Спб 1997 С 35 g

Элькин Р Аборигенное население Австралии M 1952 С 78

10 Леви-Брюль JI Первобытный менталитет Спб 2002 С 238 явления искусственных изменений тела, а касается только одного из его аспектов. Здесь необходимо провести четкое разграничение между разнообразными элементами, присутствующими в обрядах посвящения. Обычно под термином «испытания» подразумевается очень широкий круг действий: «.лишение сна, пищи, бичевание и сечение палками, удары дубиной по голове, выщипывание волос, соскабливание кожи, вырывание зубов, обрезание, кровопускание, укусы ядовитых муравьев, душение дымом,.испытание огнем» В данном случае искусственные изменения тела составляют лишь часть всех известных испытаний для неофитов, причем далеко не самую значительную.

Бронислав Малиновский подошел к определению более изящно, однако при этом еще больше его сузил. В его работах соматические модификации фигурируют под формулировкой «акт нанесения телесного увечья. поистине жестокий и опасный"12. В принципе, здесь он использовал более развернутый вариант определения «членовредительство», при этом опять термин опять рассматривался исключительно в рамках исследования ритуала перехода.

Во французской этнографической традиции, вслед за А. Ван Геннепом основным термином оставалось «членовредительство», правда, иногда использовались расширенное и дополненное определение, например «ритуальное членовредительство"13.

Довольно удачно нашел определение для данных явлений Д. Пирцио-Бироли, обозначив их просто как «необратимые изменения"14. К сожалению, несмотря на достаточную корректность этого определения, этот термин не полностью отражает своеобразие и самостоятельность феномена, хотя бы в силу своей абстрагированности от самого предмета исследования.

11 Леви-БрюльЛ У к Соч С 238

12 Малиновский Б Магия, Наука и религия М 1998 С 40

13МарсироЖ История сексуальных ритуалов М 1998 С 46

14 Пирцио-Бироли Д Культурная антропология тропической Африки М 2001 С 125

Некоторые, радикально настроенные исследователи, относили эти операция к пыткам, обосновывая свою точку зрения тем, что они «могли достигать такой степени жестокости, что значительная часть испытуемых их просто не переживает"15. Однако, данное утверждение является явным преувеличением: смертельные случаи во время инициаций, хотя и случаются, но крайне редки. К этому стоит добавить, что под термином «пытка» чаще всего подразумевается «физическое насилие, истязание при допросе"16, при этом далеко не всегда тело или отдельные органы подвергаются изменениям.

В отечественной историографии возобладал западный подход к проблеме: так термин «физические испытания» был использован Э.С. Львовой17. Что характерно, этот термин был применен только к искусственным изменениям тела в инициационном ряду, когда же речь заходила о соматических модификациях как средстве невербальной коммуникации, то отсутствовало вообще какое-либо четкое определение.

В более ранних работах, например в «Истории первобытного общества» В. И. Равдоникаса, употреблялся еще более неудачный термин «варварские операции и мучения"18.

Этот же классический вариант с небольшими изменениями использовали В. П. Алексеев и А. И. Першиц, упоминая «мучительные процедуры» при описании обрядов инициации19. И здесь они опять столкнулись с проблемой раздвоения термина: «нанесение ран» и «выбивание зубов» шли под определением «мучительных процедур», а аналогичные по семантике обрезание и подрезание, причем в том же культурном контексте, обозначались просто как «оптации"20.

15 Скотт Д История Пыток M 2002 С 60

16 Ожегов С И Словарь русского языка M 1972 С 585

17 Львова Э С Этнография Африки M 1984 С 126−127

18 Равдоникас В И История первобытного общества JI1947 Т2 С 90−91

19 Алексеев В П Першиц, А И История первобытного общества M 1990 С 188

20 Там же С 189

М.В. Тендрякова в своей диссертации, посвященной проблемам первобытных возрастных инициаций, так же использовала термин «телесные операции"21, который в принципе достаточно полно описывает, те соматические модификации, которые упомянуты в ее работе. Однако этот термин неприменим к некоторым из вариантов искусственных изменения тела.

В последних работах, так или иначе затрагивающих интересующее нас явление, по-прежнему используется этот термин. Так при описании юношеских инициаций, упоминаются «болезненные операции"22.

Подобные формулировки указывают, прежде всего, на то, что явление не подвергается глубокому самостоятельному анализу, а рассматривается лишь его внешняя сторона или отдельные составляющие. При этом зачастую из поля зрения выпадает собственно этнографическая сущность: культурная, символическая, эстетическая составляющие. Еще раз необходимо повторить, что к некоторым изменениям тела термин «операция» неприменим в принципе.

Отсутствие единого определения отразилось и в «Своде этнографических понятий и терминов», куда вообще не вошла ни одна из вышеперечисленных формулировок. Об этом явлении упоминается, однако в достаточно спорном контексте: «Специфической формой ухода за телом является его деформация вроде удаления резцов, отрезания

УХ пальцев.". Особым вариантом «ухода за телом» авторы «Свода.» считают и нанесение шрамов на кожу (скарификацию).

Подобная ситуация с отсутствием четкого термина свидетельствует о том, что в отечественной этнографической школе явление, о котором пойдет речь в работе, не рассматривалось как самостоятельное этнографическое явление.

21 Тендрякова М В Первобытные возрастные инициации и их психологический аспект Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук М 1992 С 11

22 Сапогова Е Е Культурный социогенез и мир детства М 2004 С 326

23 Свод этнографических понятий и терминов Материальная культура М 1989 С 204

Как было показано, существующие в настоящее время термины, использующиеся для обозначения искусственных изменений тела человека или его частей, не пригодны для этого по целому ряду причин. По большей части они были предложены еще в XIX в. и отражали соответствующий уровень знаний и уровень научного синтеза, присущий этнографической литературе того времени.

Для того чтобы выработать адекватный термин для обозначения изучаемого явления, мы обратились к той отрасли современной биологии, которая изучает морфологическую изменчивость живых организмов. Морфологическую изменчивость растений и животных биологи начали изучать в середине XIX в, что было связано с основополагающими работами Ч. Дарвина. Вскоре, среди различных вариантов биологической изменчивости, были описаны «преходящие ненаследственные изменения, возникающие обычно под влиянием внешних условий». Это явление в 1865 г. Карл Нэгели назвал «модификациями». Позднее Хуго де Фриз именовал его «флуктуациями», но термин в биологической литературе не прижился. Суть морфологических модификаций в том, что различные организмы, испытывая какие-либо воздействия среды, могут изменять размеры, форму или соотношение частей. Для конкретного организма эти изменения необратимы, но по наследству они не передаются. Более всего модификациями занимались ботаники (Г. Боннье, К. Гёбель, Г. Клебс и др.), в зоологии эта проблематика разработана слабее24. Нельзя не заметить прямых параллелей между модификациями в живой природе и искусственными изменениями тела и его частей в человеческих культурах. Здесь за «внешнюю среду» может быть принята собственно культурная среда, в рамках которой и осуществляются «членовредительства». Поэтому в данной работе предлагается именовать искусственные изменения тела человека модификациями. Для того, чтобы обозначить, что речь идет о теле (соме), и отделить этнографический термин

24 Филипченко Ю, А Изменчивость и методы ее изучения М, 1978 С 11,29 от принятого в биологии, представляется логичным использовать словосочетание «соматические модификации».

Соматические модификации — преднамеренные нарушения целостности или изменения формы органов человеческого тела, проводимые в рамках ритуальной практики или эстетических норм.

Термин «модификация» был выбран еще и потому, что модификация обозначает -«изменение, видоизменение, преобразование чего-либо, характеризующееся появлением новых свойств"25. Это весьма значительный нюанс, поскольку просто «изменение» не обязательно характеризуется новыми качественными характеристиками, а это немаловажно, учитывая семантическую составляющую явления. Причем речь идет не столько об анатомо-морфологических последствиях, сколько о социо-культурных. В подавляющем большинстве случаев соматические модификации отмечают обретение индивидом нового статуса, его выход на новый качественный уровень.

В англоязычной литературе довольно часто можно встретить термин «body modification», обозначающий искусственные изменения тела26, что вполне соответствует предложенному нами термину «соматические модификации», однако он по неясным причинам практически не используется для обозначения исследуемого явления в зарубежной этнографической литературе, хотя активно эксплуатируется в научно-популярных изданиях и СМИ.

На наш взгляд, термин «соматические модификации» наиболее полно отражает сущность и глубину явления, которое будет рассмотрено в данной работе, хотя не исключено, что при дальнейшем изучении феномена он потребует дополнительной корректировки.

25 Словарь иностранных слов и выражений М 1997 С 300

26 White TD Human osteology Academic Press, 1991

Теперь следует более подробно обозначить границы изучаемого явления. Прежде всего, необходимо сказать, что речь идет только о «преднамеренных» модификациях, соответственно сюда не включаются раны и увечья, получаемые в состоянии религиозного или наркотического транса.

Помимо вышеперечисленных случаев в соматические модификации не будут включены повреждения, наносимые человеческому организму в рамках юридических норм в качестве наказания, как-то вырывания ноздрей, удаление конечностей и т. п27. Хотя формально они и могут подпадать под определение соматических модификаций, но семантически они четко отграничены от последних, как минимум по двум ключевым моментам. Во-первых, соматические модификации всегда проводятся добровольно, или с согласия семьи или общества, что отсутствует при подобного рода наказаниях. Во-вторых, в большинстве случаев, они направлены на социализацию человека, в то время как модификации тела при наказании ставят своей целью, как раз обратное — десоциализацию индивида, «выведение» его из общества.

Вторым ключевым моментом является то, что под новое определение подпадают не только те модификации, которые по старой традиции называют «членовредительствами». Принципиальным отличием от старого термина является то, что он охватывает и те случаи, когда в ходе модификации органу не наносится реальный вред, а лишь изменяется его форма. Таким образом, сюда можно включать и такие модификации как деформация черепа или удлинение шейных позвонков, которые с очень большой натяжкой могли быть отнесены к категории «членовредительств».

Отказ от широко распространенного термина «операции», связан с несколькими причинами. Во-первых, само слово «операция» в русском языке истолковывается как «лечебная помощь, выражающаяся в непосредственном механическом воздействии на

Скотт Д История Пыток М 2002, ЕвреиновН История телесных наказаний в России Харьков, 1994 организм"28. Соответственно, использование данного термина в отношении интересующего нас этнографического явления некорректно, поскольку механическое воздействие на организм проводится или в ритуальных, или в эстетических целях, но не в медицинских. Во-вторых, некоторые модификации, например деформация черепа или ступней, не являются единовременной операцией, а длятся достаточно долгое время.

Таким образом, главным отличием нового термина от предыдущих вариантов является его относительная гибкость и широта, что собственно отражает характерные черты явления в целом. Основным заблуждением авторов при создании какого-либо термина, было стремление назвать не весь феномен, во всем его многообразии, а лишь ту его часть, с которой они непосредственно работали. Отсюда многочисленные и не всегда адекватные термины, которые далеко не всегда полностью отвечают обозначаемому ими явлению. Хочется надеяться, что предложенный вариант определения, так или иначе, включит в себя все возможные аспекты изучаемого этнографического феномена и в какой-то мере устранит терминологические разночтения, что, несомненно, должно положительно сказаться на изучении явления в целом.

28 Ожегов С И Словарь русского языка М 1972 С 413

Цели и задачи исследования

Основной целью исследования является определение места соматических модификаций в социо-культурном пространстве. Вряд ли будет большим преувеличением сказать, что до сих пор, в глазах большинства европейцев соматические модификации, а равно и их носители, имеют маргинальный статус, что, по меньшей мере, несправедливо.

Некоторые исследователи считали соматические модификации признаком низкой культуры и общей отсталости их носителей. Так известный немецкий этнограф Г. Шурц считал, что «только совершенно отсталые труппы человечества любят изменять свое тело и уродовать его"29.

Подобное неадекватное восприятие определенного элемента культуры может вызвать (и зачастую вызывает) целый ряд проблем, связанных со взаимопониманием и приятием других культур. Тщательное изучение соматических модификаций, несомненно, позволит воспринимать их не просто как членовредительство, а как важный самостоятельный элемент мировоззренческой и ритуальной систем.

Первичной или нулевой задачей данной работы следует назвать формулировку и введение в научный оборот самого термина «соматические модификации», который используется для обозначения предмета моего исследования. О проблеме отсутствия в этнографической литературе четкого термина для обозначения интересующего нас явления уже было сказано выше. Это задача представляется одной из самых важных, поскольку еще А.Р.Рэдклифф-Браун обращал особое внимание на то, что «термин полезен, постольку поскольку и настолько насколько он высвечивает для научного внимания ряд явлений, которые в действительности, а не только по внешнему впечатлению, тесно связаны между собой"30. Таким образом, именно формулировка единого термина для данного явления будет первым и самым важным шагом в его

29 Шурц Г История первобытной культуры Спб 1910 С 386

30 Рэдклифф-Браун, А Р Структура и функция в примитивном обществе М2001 С 138 изучении.

Введение единого и четкого термина способствует признанию соматических модификаций как самоценной онтологической единицы, что также является одной из целей данного исследования.

После решения терминологических проблем первая и важнейшая задача моего исследования — дать системное описание феномена Теоретически это является задачей любого гуманитарного исследования, и суть подобного системного подхода была сформулирована уже давно: «открыть глубокое, недоступное непосредственному восприятию единообразие, скрывающееся за поверхностными различиями» 1. В данном случае для решения данной задачи необходим сбор и классификация фактического материала по соматическим модификациям, с целью установления их смыслового единства Здесь возникает большое количество проблем, связанных, прежде всего, с источниковой базой, поскольку упоминания о соматических модификациях, даже в полевых исследованиях классиков этнографической науки, зачастую неполны и отрывочны. Однако обозрение большинства известных соматических модификаций является необходимым, по одной простой причине — «никогда не следует делать общих

Х’У заключений на основании отдельных фактов". Только имея перед собой достаточно представительную выборку можно судить о том, действительно ли соматические модификации представляют собой отдельное самодостаточное явление, или они только составная часть более сложных культурных конструкций? Понять, являются ли соматические модификации уникальными явлениями или обнаруживается смысловое и морфологическое сходство между ними? Ответы на все эти вопросы необходимы, для продолжения дальнейших исследований, и по этой причине должны быть найдены.

Вторая задача представляется наиболее сложной, поскольку интерпретация подобного рода сложных и многоуровневых явлений всегда связана с большими трудностями. Не претендуя, на полное и окончательное решение вопросов, связанных с

31 Эванс-Причард Э История антропологической мысли М 2003 С 166

32 Там же С 30 семантикой соматических модификаций, я счел необходимым предпринять попытку очертить основной круг функций искусственных изменений тела в системе социокультурных символов. Это необходимо для того, чтобы наметить дальнейшие шаги в изучении этого чрезвычайно интересного и проблемного явления.

Следующей и не менее важной задачей можно назвать понимание личностной и социальной мотивации искусственных изменений тела. Понимание причин, которые побуждают отдельного человека наносить своему телу повреждения, а социум сохранять подобные ритуалы представляет несомненный интерес для этнографической науки.

Актуальность исследования. значительная часть антропологических занятий кажется. отчужденными и поглощенными самими собой" (Клайд Клакхон).

Проблему актуальности данного, а, впрочем, и любого научного исследования необходимо рассматривать в двух плоскостях: теоретической и практической. Теоретическая, научная ценность работы заключается в рассмотрении хорошо известного и широко распространенного явления, до сих пор практически не включенного в сферу научных интересов этнологии. Существует острая необходимость в четком обобщающем термине, для его обозначения. Даже общее обозрение и первичная классификация данного феномена помогут снять многие вопросы. Помимо этого, анализ столь сложного и разностороннего явления даст дальнейшие направления для изучения многих проблем классической этнографии уже в рамках комплексного подхода. Это в свою очередь может послужить катализатором к появлению и разработке новых методологических подходов.

Не менее важна и практическая ценность исследования. Слова американского культурного антрополога Клайда Клакхона, вынесенные в качестве эпиграфа, вовсе не случайны. Почти 60 лет назад он указал на чрезмерную отвлеченность этнографических работ от реальной жизни, и подобное положение вещей, к сожалению, во многом сохранилось и до наших дней. Однако классическая этнография при адекватном подходе и постановке задач может быть использована для решения актуальных проблем современного общества. Даже изучение такого экзотического, на первый взгляд, явления, как соматические модификации, имеет практическое значение, о чем и будет сказано ниже.

Соматические модификации — явление универсальное, в той или иной форме они встречаются практически во всех культурах. Уже поэтому они заслуживают внимания этнографа, как некая общечеловеческая универсалия. Помимо этого изучение соматических модификаций в традиционных обществах, поможет понять и их место в современных социумах. Соматические модификации — не просто забавный этнографический факт. Это сложное многогранное явление, с которым можно столкнуться повсюду. Мало того, на сегодняшний день проблемы, связанные с соматическими модификациями в некоторых странах уже обсуждаются на правительственном уровне, что показывает их значимость для современного общества. Насколько многообразно явление, настолько же разнообразны проблемы, с ним связанные. Для их решения может потребоваться (и уже требовалась) квалифицированная экспертная оценка, невозможная при отсутствии прочной теоретической базы, которую только предстоит создать.

С явлением соматических модификаций европейцы столкнулись сразу же, как только началась эпоха Великих географических открытий, и чем больше европейская цивилизация открывала новых земель, тем богаче становились ее знания о «диких» народах, их культуре и внешнем облике. Накопление данных о разнообразии физических особенностей различных народов привело к тому, что уже в середине XVII в. появилась первая расовая классификация. В дальнейшем европейская наука продуцировала подобные классификации с некоторой периодичностью. Наиболее интересна для темы данного исследования классификация выдающегося шведского естествоиспытателя Карла Линнея (1707 — 1778). Именно он предложил описать современное человечество как биологический вид Homo sapiens и подразделил его на подвиды или расы. Наряду с «обычными» расами им были особо описаны люди с искусственно измененными частями тела. Факт существования соматических модификаций казался ему настолько важным, что он счел необходимым в рамках своей классификации выделить их в особый подвид вида Homo sapiens.

Человечество делится на пять видов: американцы, европейцы, азиаты и африканцы. Этот

список заканчивается чудовищами: природными или теми, чьи чудовищные черты — следствие искусственного вмешательства (намеренное калечение половых признаков и деформация черепа" .

К большому сожалению, подобная точка зрения сохранялась очень долго. Еще в начале XX века в Российской империи подвергались судебным преследованиям члены секты скопцов. На суде же их признали психически невменяемыми, так как «иначе и допустить нельзя, чтобы люди в здравом уме устраивали такие вещи над собою"34. Хотя после манифеста 1905 года ссыльным и осужденным скопцам разрешили вернуться в Европейскую часть России, но тем, кто прошел через операцию, ставили специальные отметки в паспорте. Таким образом, даже государство старалось подчеркнуть асоциальность «непохожих» людей.

Учитывая все вышесказанное, стоит подробнее рассмотреть практический аспект изучения соматических модификаций. К этому подталкивают и многочисленные конфликтные ситуации, так или иначе связанные с соматическими модификациями. Будет уместным привести наиболее характерные и известные примеры такого рода инцидентов.

Одной из самых распространенных и популярных соматических модификаций является обрезание. Видимо, по этой причине правительство Малайзии приняло решение, что обрезание должно стать неким символом в преодолении этнической и межконфессиональной напряженности. Вполне серьезно обсуждается возможность проведение межконфессиональных церемоний коллективного обрезания. Это еще одна попытка сгладить противоречия между мусульманской и китайской общинами Малайзии35, и не исключено, что она может иметь успех, учитывая рост популярности обрезания у немусульманского населения страны. На подобный шаг готовы пойти и власти Ботсваны36.

33 Линней К Система природы Царство животных Ч I СПб, 1804 С 105

34 Энгелыптейн Л Скопцы и царствие небесное М 2002 С 221

35 http //religio ru/news/7107 html

36 http //www mednovosti ru

Однако подобной точки зрения придерживаются далеко не все. Так, президент Уганды Йовери Мусевени заявил, что собирается законодательно запретить этот обычай, даже если это будет стоить ему голосов избирателей. Мотивы подобного политического хода, он озвучил в своем заявлении: «Меня не волнует потеря голосов. Я не могу искать популярности у людей, которые могут завтра умереть, заразившись при обрезании». Несмотря на заявления некоторых медиков, что обрезание снижает риск заражения СПИДом38, на африканском континенте очень часты случаи инфицирования непосредственно во время операции обрезания. Помимо этических и медицинских аспектов африканских политиков, в гораздо большей степени волнует то, что такие соматические модификации как обрезание являются одной из характерных черт трайбализма, и борьба с ними, это, во многом, борьба именно с трайбализмом и его проявлениями. Причем существуют исторические прецеденты: еще в середине XIX века зулусский царь Чака отменил обрезания в своих землях, руководствуясь теми же мотивами борьбы с трайбализмом39.

В вопросах, касающихся прав человека, происходит столкновение, основанное на полярности западного менталитета и традиционной культуры. Для европейцев соматические модификации являются открытым нарушением прав человека, а некоторые (например, женское обрезание) еще и одной из форм тендерной дискриминации. Помимо этого, европейское общество не может принять соматические модификации, из-за их прямой опасности для здоровья. Для народов-носителей подобных традиций запрет или ограничение соматических модификаций, входящих в часть ритуальной системы является грубым вмешательством в этническую культуру и также нарушением их прав на свободу вероисповедания и культовой практики.

37 http //news iof ru/mednovosti ru/2003/10/16/1

38 http //www aidsonline com/pt/re/aids/home htm

39 Маке Ж Цивилизация Африки южнее Сахары М 1974 С 98−99

Инциденты с юридическими и медицинскими аспектами обрезания возникли в Швеции. В октябре 2001 года там был принят закон, касающийся порядка проведения обрезания. Эта процедура может проводиться лишь под наркозом и в присутствии квалифицированного врача или медсестры. Этот закон вызвал бурю протеста со стороны мусульманской и иудейской общин, которые убеждены в том, что подобный законодательный акт нарушает их право на свободу отправления религиозных обрядов40.

Еще более решительно правозащитные и общественные организации настроены против традиции женского обрезания, все еще широко распространенного в Африке и странах арабского мира. В декабре 2002 года в Брюсселе прошла международная конференция, посвященная борьбе с женским обрезанием. Эта конференция организована по инициативе европейских и африканских правозащитных организаций. Для европейцев эта проблема стала актуальной в связи с большим количеством эмигрантов из стран «третьего мира». За последние 10 лет были зарегистрированы случаи женского обрезания в Великобритании, Франции, Германии, США и даже Финляндии. В Великобритании, несмотря на то, что женское обрезание было законодательно запрещено еще в 1985 году, обрезание грозит более чем 10 000 девочек и девушек, и эта цифра, по прогнозам социологов, будет расти. Британская Ассоциация Врачей (БАВ) призвала медиков бороться с религиозной практикой так называемого «женского» обрезания, зачастую приводящего к тяжелым увечьям половых органов41.

В США в ходе переписи, проведенной Центром по контролю и профилактике заболеваний, было установлено, что, по меньшей мере, 168 000 девочек и женщин в Соединенных Штатах были подвергнуты обрезанию на свой страх и риск. За последние несколько лет в США, конгрессы и правительства девяти штатов сочли эту практику преступной и были приняты соответствующие законы. Однако до сих пор ни один человек в США так и не был привлечен к ответственности по новому закону. До этого были прямо

40 http //www gazeta ru

Искусственные изменения тела в системе социо-культурных символов традиционных обществ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Результаты исследования.

Поскольку фактический материал, использованный в работе, слишком обширен и разнороден необходимо сделать небольшое резюме итогов исследования.

Во-первых, был введен и обоснован новый единый термин для обозначения искусственных изменений тела.

Во-вторых, анализируя все разнообразие описанных в работе соматических модификаций можно провести их классификацию по нескольким основным признакам. Морфологически, то есть по способу проведения, все соматические модификации можно разделить на два основных типа.

• Деформации.

• Дектомии.

Под деформацией подразумевается искусственное изменение формы органов человеческого тела. Наиболее часто этой модификации подвергаются череп, губы, мочки ушей. В связи с этим стоит еще раз обратиться к терминологии и пояснить отказ от довольно широко распространенного термина «членовредительство». Далеко не всегда в ходе соматических модификаций органам человеческого тела наносится реальный вред, иногда просто изменяется их форма или размер. Дектомия, в данном случае, — это полное удаление органа или его части.

Соматические модификации также можно классифицировать и по времени их проведения на.

• Прижизненные.

• Посмертные.

Очень часто прижизненные и посмертные соматические модификации практически не отличаются как по своей семантике, так и по морфологии. Причина этого в том, что большинство мировоззренческих концепций рассматривало и рассматривает смерть, лишь как еще один из этапов в жизни человека, в соответствии с этим соматические модификации, сопровождающие обряды перехода, переносились и на обряд перехода в иной мир. Причем связь могла быть и обратной: некоторые похоронные обряды или манипуляции с телом умершего могли полностью или символически повторяться в ритуалах инициации362.

Не исключено, что в связи с данной концепцией возникнут новые потенциальные пути для анализа погребального обряда. Изучение посмертных соматических модификаций представляет огромный научный интерес, однако в данной работе мы сконцентрируемся на прижизненных модификациях. К тому же, посмертные соматические модификации или «искусственные способы нарушения трупа», как их определяют археологи, уже были достаточно подробно описаны и систематизированы363.

• Снятие кожного покрова (экскориация).

• Удаление зубов (дедентация).

• Удаление половых органов (андротомия).

• Обезглавливание (декапитация).

• Выламывание нижней (демандибуляция) или верхней челюсти (демаксиляция).

• Рассечение корпуса (детрункация).

• Нарушение связи между отдельными костями конечностей (дезартикуляция).

• Снятие с костей мягких тканей (экскарнация или дефлешинг).

Здесь можно упомянуть еще и о таком довольно интересном явлении как псевдомодификации. В некоторых случаях реальное изменении тела в ритуальных или магических целях заменяют символическим. Можно привести несколько примеров подобных замен. Так в Юго-восточной Азии наряду с обычаем удаления и стачивания зубов существует и традиция их чернения, что можно рассматривать как символическое.

361 Леви-Брюль Л Первобытный менталитет Спб 2002 С 51−59.

362 Элькин, А Коренное население Австралии М 1952 С 161.

363 Смирнов Ю, А Лабиринт. Морфология преднамеренного погребения М 1997 С 60−61 удаление. Аналогичные примеры можно привести и в отношении татуировок, когда нанесение постоянного рисунка на кожные покровы заменяют временными рисунками, например из хны.

Также в результате исследования были выделены и описаны следующие основные функции соматических модификаций:

• маркирующая — обозначающая возраст, тендер, социальную или этническую принадлежность владельца.

• ритуально-социализирующая.

• эстетическая.

• апотрическая — функция оберега.

Заключение

.

В рамках данной работы невозможно подробно рассмотреть все нюансы соматических модификаций, и собственно данное исследование и не ставило это своей задачей. Тем не менее, на основе собранного материала четко видно, что по своей семантике, функции и морфологии искусственные изменения тела укладываются в рамки одного явления. Исходя из результатов исследования, можно с уверенностью говорить, что соматические модификации являются самостоятельным этнографическим феноменом, с огромными перспективами изучения.

Введение

нового единого термина, несомненно, позволит в дальнейшем избегать той терминологической путаницы, которая долгое время сопровождала изучение данного явления, что должно положительно сказаться на исследовании феномена.

Объединение большого количества ранее разнородных элементов в одну систему дает новые возможности для изучения искусственных изменений тела. Предложенная внутренняя классификация данного явления позволяет использовать новые возможности для сравнительного анализа и новых интерпретаций различных соматических модификаций, теперь не как отдельных явлений, а в контексте единого этнографического комплекса.

Несмотря на все это по итогам работы отчетливо видны ключевые проблемы в изучении соматических модификаций. Прежде всего, они связаны с функциональным анализом явления, поскольку определение роли соматических модификаций в системе культурных символов доказывает невозможность четкого разграничения функций не только у явления в целом, но порой даже у отдельных модификаций. Подобная ситуация дает почву для дальнейшего исследования функций искусственных изменений тела, их внутренней взаимосвязи и взаимопроникновения.

Еще больший интерес представляет комплексное изучение феномена соматических модификаций с точки зрения медицины и психологии. Несмотря на то, что в работе определенным образом раскрываются некоторые медицинские аспекты явления, тем не менее, влияние соматических модификаций на жизнедеятельность организма пока еще остается до конца неясным. Тоже самое относится и к психологическим аспектам феномена, безусловно, перспективным видится изучение соматических модификаций в контексте психосоматических исследований, анализ их комплексного влияния на организм человека.

Большое значение может иметь дальнейшее изучение соматических модификаций для анализа невербальной сферы общения. Практически теперь в невербальной семиотике появляется новый неисследованный комплекс, который по значимости и информативности вполне сопоставим с такими базовыми элементами как мимика и жесты.

Нельзя пройти и мимо потенциала изучения феномена искусственных изменений тела при анализе эстетических воззрений в различных культурных традициях. Анализ намеренных «уродований» может дать обширный материал для понимания особенностей эстетических воззрений у различных этнических групп.

Исходя из всего вышесказанного становится очевидно, что изучение соматических модификаций несомненно может стать перспективным направлением в этнографической науке.

1. Абрамян JI.A. Первобытный праздник и ритуал. Ереван. 1983.

2. Абрамян JI.A. Змей у источника (к символике универсального ритуальномифологического образа)// Историко-этнографические исследования по фольклору. М.1994.

3. Аверкиева Ю. П. Индейцы Северной Америки. М. 1974.

4. Азаров А. И. Основные этапы социализации детей у народов Северо-западной Меланезии// Этнография детства. М.1992.

5. Алексеев В. П. Першиц А.И. История первобытного общества. М. 1990.

6. Алекшин В. А. Археологические свидетельства о культе черепа в культурах каменного века Евразии// Реконструкции древних верований: Источники, метод, цель. JI.1990.

7. Альбедиль М. Ф. К вопросу о социализации детей у южноиндийских дравидов// Этнография детства. М.1988.

8. Ананьель Т. Христианство: догмы и ереси. Спб.1997.

9. Антропологический словарь. М.2004.

10. Анучин Д. Н. О древних искусственно деформированных черепах, найденных в пределах России// Известия ОЛЕАЭ, т. XIX, вып. 4. М., 1887;

11. Арнаутова Е. Ю. Колдуны и святые. Спб.2004.

12. Арсеньев В. Р. Звери-боги-люди. М.1991.

13. Артемова А. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М. 1987.

14. Африка глазами наших соотечественников. М.1974.

15. Бабошкин М. Л. Ритуал кровопускания у древних майя в классический период// Древние цивилизации старого и нового света: культурное своеобразие и диалог интерпретаций. М.2003.

16. Балабанова М. А. О древних макрокефалах Восточной Европы // OPUS: Междисциплинарные исследования в археологии. Вып. 3. М., 2004.

17. Бальзан Ф. Пешком по Северному Сомали. М.1972.

18. Бальзан Ф. Черный козерог. М. 1974.

19. Белков П. Л. Австралия и Новая Гвинея. Некоторые аспекты феномена этнической непрерывности // Проблемы этнографии и истории культуры народов АТР. Спб.2004.

20. Березкин Ю. Е. Голос дьявола среди снегов и джунглей. Л. 1987.

21. Березкин Ю. Е. Мифы южноамериканских индейцев на сюжет обряда инициации // Фольклор и этнография. Л. 1984.

22. Берндт P.M., Берндг К. Х. Мир первых австралийцев. М. 1981.

23. Бернштам Т. А. Молодость в символизме переходов. Спб.2000.

24. Бич И. К сердцу Африки. М.1977.

25. Богданов К. А. Чихание: явление, суеверие, этикет // Повседневность и мифология. СПБ.2001.

26. Боден Л. Инки: быт, культура, религия. М.2004.

27. Бодрийар Ж. О Соблазне // http://photounion.by/klinamen/.

28. Бородай Ю. М. Эротика смерть — табу. М. 1996.

29. Брайнт А. Т. Зулусский народ до прихода европейцев. М. 1953.

30. Брем А. Путешествие по Африке. 1847−1852. М.2002.

31. Брикнер М. Страдающий бог в религиях древнего мира. М. 1909.

32. Бринке И. Окно в каменный век. М.1975.

33. Булатович А. К. С войсками Менелика П. М.1979.

34. Бутинов H.A. Народы Папуа-Новой Гвинеи. Спб.2000.

35. Бутовская М. Л. Язык тела. М.2004.

36. Бьерре Й. Затерянный мир Калахари. М.1964.37.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой