Верховный пантеон тунгусо-маньчжурских народов Сибири и Дальнего Востока (XIX-XX вв.): типология и семантика образов
Диссертация
Европейский центр по изучению шаманства тунгусо-маньчжурских народов представлен работами исследователей из Германиия, Италии, Франции, Венгрии, Финляндии и Польши (К.Менгес, Ф. Альберт, М. Гимм, Й. Бэкер, Д. Стари, В. Диосеги, М. Хоппал, Ю. Пентикайнен, Е. Тулисов, А. Майевич). Крупная работа немецкого исследователя К. Менгеса посвящена лексико-семантическому анализу шаманских текстов енисейских… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ПАНТЕОНА И СТРУКТУРА ПАНТЕОНА ТУНГУСОВ
- 1. 1. Направления и методы изучения пантеона в этнологии
- 1. 2. Вопросы формирования верховного пантеона тунгусов: модель и образ вселенной
- 1. 3. Типы, структура и иерархия пантеонов
- ГЛАВА II. МОРФОЛОГИЯ ВЕРХОВНЫХ БОЖЕСТВ НЕБА. II. 1. Космические божества (неба и мировой горы)
- II. 2. Астральные божества (света и тепла, грома и грозы)
- ГЛАВА III. АСТРАЛЬНО-РАСТИТЕЛЬНЫЕ БОЖЕСТВА ПЛОДОРОДИЯ
- III. 1. Типы богинь прародительниц
- III. 2. Мужское божество плодородия и его ипостаси
- ГЛАВА I. Y. АСТРАЛЬНО-ХТОНИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ
- I. Y. 1. Великое божество судьбы
- I. Y. 2. Божества и демоны болота, воды, огня
Список литературы
- Арсеньев В.К. Архив ПФРГО, ф.1, оп.1, д. 5. Путевой дневник. По р. Кусун. Орочи и р. Бикин удэ.1907 г. 345 С.
- Арсеньев В.К. Архив ПФРГО, ф.1, оп.1, д. 10. Путевой дневник 1908−1909 гг. Орочи, удэ. 286 С.- д. 11. С.287−577.
- Арсеньев В.К. Архив ПФРГО, ф.1, оп.1, д. 27. Путевой дневник 1914−1925 гг. 903 С.
- Арсеньев В.К. Архив ПФРГО, ф.1, оп.1, д. 28. Путевой дневник 1914−1927 гг. С. 1 901 206.
- Бердников И.И. Архив РЭМ, ф. 6, оп. 4, д. 1. Доклад «Краткий опыт обследования тунгусов водораздела Подкаменной Тунгуски Енисейской губернии. 1910 г.». 43 л.
- Васильев Б.А. Архив РЭМ, ф.5, оп.2, д. 69. Описание шаманства у орочей. Рукопись статьи. 1927 г. С. 32.
- Воронов П.Т. Архив РЭМ, ф.6, оп 4, д. 4 или оп.1, д. 119, 123. Материалы по шаманству эвенков р. Катанга (Нижняя Тунгуска). 1908−1914. 143 л. гг. или 196 л.
- Каплан М.А. Архив РЭМ, ф. 2, on. 1, д. 1445. Религиозные верования народностей Амура. Материалы к лекции. 1962. С. 37.
- Каплан М.А. Архив РЭМ, ф. 2, оп. 5, д. 106. Дневниковые записи о жизни нанай и удэ, сделанные в Хабаровском крае, 1962 г. 72 л.
- Липская Н. А. Архив МАЭ РАН, ф.5, оп.5, д. 6. Фольклорные записи о загробном мире 1932 г. 34 л.
- Липский А.Н. Архив МАЭ РАН, ф. 5, оп.2, д. 62. Материалы экспедиции 1936−1937 гг. Полевые записи по теме: Большие поминки. 155 л.
- Логиновский К.Д. Архив РАН, ф.282 (Л.Я.Штернберга), оп.1, д. 8.
- Макаренко А.А. Архив РЭМ, ф. 1, оп. 2, д. 387. Переписка и отчеты члена РГО порусской и тунгусской этнографии в Восточной Сибири. 1908−1912 гг. 20 л.
- Макаренко А.А. Архив РЭМ, ф. 6, on. 1, д. 123. Материалы по теме «Посвящение в шаманы у эвенков, собранные в 1907 -1908 гг.». Разрозненные листы. 177 л.
- Макаренко А.А. Архив РЭМ, ф. 6, on. 1, д. 141−143. Дневники второй экспедиции на р. Катангу. 1908 г. 75 л, 110 л., 75 л.
- Макаренко А.А. Архив РЭМ, ф. 6, on. 1, д. 130. Материалы по похоронному обряду эвенков 1907—1908 гг. 22 л.
- Макаренко А.А. Архив РЭМ, ф. 6, on. 1, д. 125. Полевой дневник А. Макаренко периода экспедиции в Забайкальскую область 1913 г. часть 2., 40 л.
- Макаренко А.А. Архив РЭМ, ф. 6, on. 1, д. 126, 215, 217, 218. Материалы экспедиции в Забайкальскую область 1913 г. по теме «Камлания ороченского шамана». 53 л., 43 л.
- Макаренко А.А. Архив РЭМ, ф. 6, on. 1, д. 131. Введение к шаманству у северных тунгусов 1908 г. рукопись статьи. 22 л.
- Шнейдер Е.Р. 1933, Архив МАЭ РАН. K-II, оп.1, №. 250−257. Материалы из командировки к удэгейцам 1933 г.
- Шнейдер Е.Р. 1927, Архив РЭМ, ф. 2, on. 1, д. 449.
- Штернберг Л.Я. Архив РАН, ф.282, оп.1, д. 96. Материалы по этнографии малых народов Севера. Записи обрядов и преданий. 223 л.
- Березницкий С.В. Верования и обряды орочей. Диссертация на соискание ученой степени к.и.н. Рукопись. СПб, 1995.
- Кубанова Т.А. Нанайская ритуальная скульптура как выражение духовного опыта народов Амура. Диссертация на соискание ученой степени к.и.н. Рукопись. СПб., 1991.
- Лебедев В. Эвены Момского района Якутской АССР // Северник. Студенческий журнал. Рукопись. Л. 1957. С. 125−133.
- Пан Т. А. Маньчжурские письменные памятники как источник по истории и культуре империи Цин XVII—XVIII вв. Диссертация на соискание ученой степени к.и.н. Рукопись. СПб, 2004. С. 230.
- Сем Л.И. и Ю. А. Мифы, легенды, предания нанайцев, хэчжэ. Рукопись. СПб., 19 861 992.
- Ямпольская (Купина Ю.А.). Традиционная скульптура эвенков: вопросы происхождения и функционирования, (по материалам II пол. XIX I пол. XX в.). Л. Диссертация на соискание ученой степени к.и.н. Рукопись. 1989. С.281
- Яхонтов К.С. «Книга о шаманке Нишань» как этнографический источник. Диссертация на соискание ученой степени к.и.н. Рукопись. СПб. 1999 // А МАЭ, К Y, № 763.
- Аврорин В.А. Материалы по нанайскому языку и фольклору. Л: Наука, 1986. С. 256 Аврорин В. А., Козьминский И. И. Представления орочей о вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов, изображенные на «карте» // Сб. МАЭ, т. XI, M.-JI. 1949. С. 324 333.
- Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. С. 317
- Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного анализа). Новосибирск: Наука, 1984. С 233
- Алексеева С.А. Семья и брак у эвенов (конец XIX начало XX вв.): Автореферат дис. канд. ист. наук. СПБ, 2004. С. 22
- Алексеенко Е.А. Этнокультурные аспекты изучения шаманства у кетов // Этнокультурные контакты народов Сибири. Л.: Наука ЛО, 1984. С. 50−73.
- Арутюнов С.А., Сергеев Д. А. Проблемы этнической истории Берингоморья (Эквенский могильник). М. Наука, 1975. С. 240.
- Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982. С. 252.
- Афанасьева В.К. Думузи // Мифы народов мира. 1991. Т. 1. С. 409−410.
- Афанасьева В.К. Ламашту // Мифы народов мира. 1992. Т.2. С. 36.
- Афанасьева В.К. Син // Мифы народов мира. 1992. Т.2. С. 198.
- Бакаева Э.П. Добудцийские верования калмыков (Исследование опыт реконструкции) // Автореферат на соиск. д.и.н. М. 2006. С. 50.
- Баранов Д.А., Мадлевская Е. Л. Образ лягушки в вышивке и мифологических представлениях восточных славян // Женщина и вещный мир культуры у народов России и Европы // Сб. МАЭ. Т. XLVII, 1999. С. 111−130.
- Баранов Н. Серебряная сеть. Нанайские сказки. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1963. С. 55.
- Басилов В.Н. Хтонизм // Религиозные верования. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5. М.: Наука, 1993. С. 218.
- Басилов В.Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1992. С. 328. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. Учебное пособие. М., 1999. С. 241.
- Белобородова К.П. Скрипучая старушка. Ульчская сказка. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1979. С. 12
- Бельды О.А. Нанайский шаманизм в истории и культуре коренных народов Приамурья и Приморья (сер. XIX XX в.): Автореф. дис. канд. культурологии. СПб., 1999.С. 27 Белявский Л. В. Эвенкийские сказки. Новосибирск, 1971.С. 59−61.
- Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб.: Центр Петербургского востоковедения, 1999. С. 188
- Березницкий С.В. Верования, обряды, обычаи и праздники // История и культура орочей. Историко-этнографические очерки. СПб.: Наука, 2001. С.77−103.
- Брагинский И.С., Лелеков Л. А. Иранская мифология // Мифы народов мира. М., 1991. С.560−564.
- Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история, изд. второе. М.: Мысль, 1983. С. 206.
- Борко Т.И. Шаманизм: от архаических верований к религиозному культу. Монография.
- Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной информации», 2004. С. 152.
- Бодде Д. Мифы древнего Китая // Мифологии древнего мира. Пер. с англ. М., 1977. С. 455.
- Браиловский С.Н. Тазы, или УдиЬэ. (Опыт этнографического исследования) // Живая старина. Вып. 3−4. СПб. 1901. С. 223.
- Бродянский Д.Л. Антропоморфные мифологические образы в системе артефактов неолита и палеометалла Дальнего Востока // Антропоморфные изображения. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука СО, 1987. С. 58−72.
- Бродянский Д.Л. Люди и проблемы дальневосточной археологии (очерки, эссе, статьи, доклады). Новосибирск: Изд-во Инст-та археологии и этнографии СО РАН. 2004. С. 189.
- Болотин Д.П., Забияко А. П., Пан Т.А., Аниховский С. Э. Маньчжурский клин: история, народы, религии. Благовещенск: Изд-во Амурск. Гос. Ун-т. 2005. С. 245.
- Булатова Н.Я. Говоры эвенков Амурской области. Л.: Наука, 1987. С. 168
- Булатова Н.Я. Язык и фольклор сахалинских эвенков // Фольклор и этнография народов
- Севера. Якутск, Изд-во Северовед, 1998. С. 25−41.
- Булгакова Т.Д. Нанайские напевы. Хабаровск: Управление культуры Хабаровского крайисполкома, 1893. С. 64.
- Булгакова Т.Д. Шаманство в традиционной культуре: Системный анализ. Монография. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. С. 166.
- Булгакова Т.Д. Познание, ценностная ориентация и проектирование в шаманскойпрактике // Записки Гродековского музея. Вып.6. Хабаровск. 2003. С.5−17.
- Бурыкин А.А. Эвеиские орнаменты // Айвэрэттэ. Репертуарно-методический сборник.
- Вып. № 8. Анадырь, 1992. С. 45−63.
- Бурыкин А.А. Верования и обряды эвенов // История и культура эвенов. Историко-этнографические очерки. СПб.: РАН, 1997. С. 111−125.
- Бурыкин А.А. Малые жанры эвенского фольклора. Загадки, пословицы и поговорки, запреты-обереги, обычаи и предписания, приметы. (Исследование и тексты). СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. С. 288.
- Бурыкин А.А. Язык малочисленных народов в его письменной форме. Социолингвистические и собственно лингвистические аспекты (на материале эвенского языка). СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. С. 384.
- Бэкер И. Шаманские небеса (маньчжурская мифология и изучение звезд Амурского бассейна) // Записки Гродековского музея. Вып. 8. Хабаровск: Государственный музей Дальнего Востока им. Н. И. Гродекова, 2004. С.37−55.
- Василевич Г. М. Исторический фольклор эвенков. Сказания и предания. М.Л.: Наука, 1966. С. 399.
- Василевич Г. М. Ранние представления о мире у эвенков // ТИЭ. Т. 51.1959. С. 157−191. Василевич Г. М. Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л.: ИНС, 1936. С. 290.
- Василевич Г. М. Тунгусская мифология // Мифы народов мира. М. 1991. С. 188. Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XYIII начало XX в.). Д.: Наука, 1969. С. 304.
- Василевич Г. М. Этнонимы в фольклоре // Фольклор и этнография Д.: Наука ДО, 1970. С. 25−42
- Василевич Г. М. Эвенкийско русский словарь. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1958. С. 802
- Васильев Б.А. Старинные способы охоты у приморских орочей // СЭ, 1940, № 3. С. 161 171.
- Васильев Б.А. Основные черты этнографии ороков // Этнография. Вып.1.1929. С. 3−22. Варламова (Кэптукэ) Г. И. Новые фольклорные материалы по эвенкийскому шаманизму // Гуманитарные науки в Сибири, 1994. № 4. С.48−53.
- Варламова (Кэптукэ) Г. И. Эпические традиции в эвенкийском фольклоре. Якутск: Северовед, 1995. С. 168.
- Варламова (Кэптукэ) Г. И. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. Новосибирск: Наука, 2002. С. 376.
- Варламова (Кэптукэ) Г. И. Мировоззрение эвенков. Отражение в фольклоре. Новосибирск: Наука, 2004. С. 186.
- Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. М.: Наука, 1980. С. 224.
- Викторова Л.Л. Ранние формы религии киданей // Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск, Наука СО, 1974.С.261−265.
- Воробьев М.В. Древняя Япония. Историко-археологический очерк. М.: изд-во Вост. лит. 1958. С. 118.
- Воробьев М.В. Древняя Корея. Историко-археологический очерк. М.: изд-во Вост. лит. 1961. С. 146.
- Воскобойников М.Г. О космогонических преданиях эвенков // Языки и фольклор народов Севера. Новосибирск: Наука, 1981. С.221−229.
- Воскобойников М.Г. Фольклор эвенков Бурятии. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1958. С. 187.
- Воскобойников М.Г. Фольклор эвенков Прибайкалья. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство. 1967. С. 183.
- Воскобойников М.Г. Эвенкийский фольклор. Учебное пособие для педагогических училищ. Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСРО ЛО. 1960. С. 339.
- Гаер Е.А. Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIX начале XX в. М.: Мысль, 1992. С. 128.
- Гаер Е.А. Древние бытовые обряды нанайцев. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство. 1991. С. 143.
- Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука СО. 1987. С. 116. Гамкрелицзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984. 1ч. С.428- 2 ч. С. 1328.
- Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени. Историческое исследование поэтики. М.: Наука. 1989. С. 253.
- Гачев Г. Национальные образы мира. Космол-психо-логос. М.Изд. группа «Прогресс», «Культура». 1995. С. 480.
- Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов СПб.: Русская симфония, библиотека АН. 2005. С. 816.
- Герасимова К.М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма.
- Новосибирск: Наука СО. 1980. С. 319.
- Голан А. Миф и символ. М.: Русслит, 1993. С. 375.
- Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров Екатеринбург: УрО РАН, 1995. С. 606.
- Головнев А.В. Модель в культурологии // Модели в культурологии Сибири и Севера. Сб. науч. трудов. Екатеринбург: УрО РАН, 1992. С. 142−169.
- Гонтмахер П.Я. Нанайцы. Этюды о духовной культуре. Хабаровск: ХГПУ, 1996. С. 274. Гонтмахер П. Я. Ульчи. Человек. Время. Культура. Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н. И. Гродекова, 2003. С. 300.
- Грачева Г. Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (по материалам нганасан XIX начала XX в.) Л.: Наука ЛО, 1983. С. 174.
- Гринцер П.А. Индийская мифология // Мифы народов мира. М. 1992, Т.2. С. 642. Гринцер П. А. Умирающий и воскресающий бог // Мифы народов мира. М. 1992, Т.2. С.547−548.
- Гурвич И.С. Культура северных якутов оленеводов. К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа. М.: Наука, 1977. С. 247.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. М.: Искусство, 1984. С. 350. Гуревич П. С. Философская антропология: учебное пособие. М.: изд-во Вестник, 1997. С. 448.
- Гуревич П.С. Культурология. М: изд-во Гардарика, 1999. С. 278.
- Диосэги В. Тунгусо-маньчжурское зеркало шамана // Acta orientalia Academia Hungaricae I.Budapest. 1951. С. 359−383.
- Дэвлет M.A. Петроглифы на кочевой тропе. М.: Наука, 1982. С. 128.
- Джарылгасинова Р.Ш. Древние когуресцы (К этнической истории корейцев). М.: Наука.
- Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства на материалах обрядового фольклора бурят. М.: Наука, 1991. С. 298.
- Дьяконова В.П. Некоторые этнокультурные параллели в шаманстве тюркоязычных народов Саяно-Алтая // Этнокультурные контакты народов Сибири. Л.: Наука ЛО, 1984. С. 30−49.
- Ермолова Н.В. Олень в традиционных представлениях эвенков // Традиционные верования в современной культуре этносов. СПб. 1993. С. 152−166. Захаров И. И. Полный маньчжурско-русский словарь. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1875. С. 1138.
- Жуковская Н.Л. Пантеон // Религиозные верования. Свод этнографических понятий и терминов. М, 1991.С.151.
- Жукова Л.Н. Религия юкагиров. Языческий пантеон. Учебное пособие. Якутск.: изд-во ЯГУ, 1996. С. 89.
- Иванов В. В. Евразийские эпические мифологические мотивы // Евразийское пространство: звук, слово, образ. М.: Языки славянской культуры.2003.С.13−53.
- Иванов В.В., Топоров В. Н. Индоевропейская мифология // Мифы народов мира. 1991. Т.1.С. 527−533.
- Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири Х1Х-начала XX в. (Сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости) // ТИЭ, н.с., т. ХХЦ. М.: Л.: изд-во АН СССР, 1954. С. 838.
- Иванов С.В. О детских амулетах нанайцев // Памятники культуры народов Сибири и Севера / Сб. МАЭ. Т. XIII. С.80−89.
- Иванов С.В. Представления нанайцев о человеке и его жизненном цикле // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. JI.: Наука, 1976. С.161−188.
- Иванов С.В. Скульптура народов севера Сибири XIX первой половины XX. Л.Наука.1970. С. 296.
- История Дальнего Востока с древнейших времен до XYII в. М.: Наука, 1989. С. 376.
- История Северо-Восточного Китая XVII—XX вв. Книга 1. Владивосток 1987. С. 423.
- Иофан Н.А. Культура древней Японии. М.: Наука. Гл. ред. ВЛ. 1974. С. 261.
- Каган М.Д. Философия культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. С. 256.
- Каплан М.А. Нанайские сказки. Л.: М.: Государственное учебно-педагогическоеиздательство Министерства просвещения РСФСР, 1950. С. 172.
- Каруновская Л.Э. Представления алтайцев о вселенной (материалы к алтайскому шаманству) // СЭ, 1934. № 4−5. С. 160−186
- Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Т.2. Пер. с нем. Томск: Изд-во Томского университета, 1995. С. 284.
- Киле Н.Б. Лексика, связанная с религиозными представлениями нанайцев // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л.: Наука ЛО, 1976. С. 189−202.
- Киле Н.Б. Нанайский фольклор: нингманы, сиохор, тэлунгу. Новосибирск: Наука СИФРАН, 1996. С. 480.
- Киле Н.Б. Символика и семантика имен персонажей нанайского фольклора // Этнос икультура. Владивосток: Дальнаука, 1994. С.110−117.
- Киле П. Творческое наследие Комсомольск-на-Амуре: ТКААПО, 1993. С. 92.
- Кленгель-Брандт Эвелин. Путешествие в древний Вавилон. М.: Наука гл. ред. ВЛ1979.С.259.
- Коновалов А.В. Казахская мантика // Научно-атеистические исследования в музеях. Сб. науч. Трудов. Л.: ГМИРиА, 1988. С. 87−104.
- Коновалов А.В. Опыт реконструкции элементов традиционного мировоззрения казахов // Реконструкция древних верований: источники, метод, цель. Сб. науч. трудов. СПб.: ГМИР, 1991. С. 156- 162.
- Кондратенко А.П. К вопросу о функциональном назначении верхнепалеолитической пластины стоянки Мальта // Пластика и рисунки древних культур. Новосибирск: Наука СО, 1983. С.66−76.
- Концевич А. Ф. Поединок Бога Грозы со Змеем в корейской культуре // Петербургское Востоковедение. Вып.З. СПб.: 1993. С.255−270.
- Котвич В. Материалы для изучения тунгусского наречия (с приложением образцов языка сунгарийских гольдов) //Живая старина. СПб. Т. II-III, 1909.
- Кочешков Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-Востока СССР. Л.: Наука ЛО, 1989. С. 200.
- Крапоткин Д. От устья Тунгуски до сопки Каутырь // Записки ОИАК, отд. Приамурского ИРГО. Владивосток, 1896. Т.5, В. 1. С. 1−19.
- Ларичев В.Е. Скульптурное изображение женщины и лунно-солнечный календарь поселения Малая Сыя // Известия СО АН СССР. Серия история, филология и философия. 1984. № 3. Вып. 1.С. 20−31.
- Ларькин В.Г. Религиозные воззрения удэгейцев // Труды ДФ СО АН СССР, серия историческая. Т.2. Владивосток: 1961. С.227−240.
- Ларькин В.Г. Орочи. Историко-этнографический очерк с середины XIX в. до наших дней. М.: Наука, 1964. С. 176.
- Лебедева Е.П. О фольклоре нанайцев // В. А. Аврорин. Материалы по нанайскому языку и фольклору. Л.: Наука, 1986. С. 3−23.
- Лебедева Ж.К. Архаический эпос эвенов. Новосибирск: Наука СО, 1981. С. 158. Лебедева Ж. К. Мифологический генезис эвенского эпоса // Мифология народов Якутии. Якутск, 1980. С.33−41.
- Лебедева Ж.К. Эпические памятники народов Крайнего Севера. Новосибирск: Наука СО, 1982. С. 113.
- Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М: Ключ-С, 1999. С. 224.
- Липе Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества. Пер. с нем. М.: Ин. Лит. 1954. с. 487.
- Липская-Вальронд Н. А. Материалы к этнографии гольдов // Сибирская живая старина. Вып. 3−4. Иркутск, 1925. С.145−160.
- Липский А.Н. Элементы религиозно-психологических представлений гольдов (предварительный отчет) // Известия государственного института народного образования. Кн. 1. Чита, 1923. С. 58.
- Литвинский Б.А., Седов А. В. Культы и ритуалы Кушанской Бактрии. Погребальный обряд. М. Наука Гл. ред. Вое. Лит. 1984.С. 239.
- Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учебно-Педагогическое Издательство Министерства Просвещения РСФСР. 1957. С. 620.
- Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX начало XX века). Новосибирск: Наука СО, 1984. С. 200.
- Малиновский Б. Магия, наука, религия. Пер. с англ. М.: Рефл-бук, 1998. С. 304.
- Малов С.Е. Остатки шаманства у желтых уйгуров. // Живая старина. Год XXI. СПб.:
- Типография Императорской Академии наук, 1912. С.61−74.
- Малов С.Е. Шаманский камень «Яда» у тюрков Западного Китая // СЭ, 1947, № 1. С. 151 160.
- Малявин В.В. Китайцы // Календарные обычаи и обряды Восточной Азии. Годовой цикл.
- Малявин В.В. Китайцы // Календарные обычаи и обряды Восточной Азии. Новый год. М.:
- Манжигеев И.А. Бурятские шаманские и дошаманские термины. М.: Наука, 1978. С. 128.
- Маргаритов В.В. Об орочах Императорской Гавани. СПб., 1888. С. 56.
- Майногашева В.Е. Образ Хуу-иней в хакасском героическом эпосе // Исследования поязыку и фольклору Вып. 1. Новосибирск: Наука СО АН СССР. 1965. С. 202−222.
- Масон В.М., Сарианиди В. И. Каракумы: заря цивилизации. М.: Наука, 1972. С. 166.
- Миддендорф А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири. СПб.: ИАН, 4.1−2. 1860−1878.1. С. 833.
- Медведев В.Е. Неолитические культовые центры в долине Амура // Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2005, № 4 (24). С. 40 69.
- Миллер А.А. Элементы неба в вещественных памятниках // Из истории докапиталистических формаций. Сб. ст. к 45 летию научной деятельности Н. Я. Марра, М.-Л.: ОГИЗ Госуд. Соц.- эк. изд-во.1933.С.125−157.
- Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по ХУШ в.). Новосибирск: Наука, 1980. С. 320.
- Мухитдинов Х.Ю. Статуэтки женского божества с зеркалами из Саксонохура // СЭ, 1973, № 5. С. 99−107.
- Мюллер М. Религия как предмет сравнительного изучения. Лекции. Пер. с нем. Харьков: Типография А. Дарре, 1887. С. 138.
- Нагишкин Д. Амурские сказки. Хабаровск: Примиздат, 1949. С. 154. Напольских В. В. Древнейшие этапы происхождения народов уральской языковой семьи: данные мифологической реконструкции (прауральский космогонический миф). М. 1991. С. 188.
- Народы Восточной Азии. М.: изд-во АН, 1956. С. 671.
- Народы мира. Историко-этнографический справочник (под ред. Ю.В.Бромлея). М.:СЭ, 1988. С. 624.
- Народные мастера Приамурья. Каталог выставки. Л. 1981. С. 68.
- Невелева С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса (пантеон). М.: Наука. 1975. С. 118.
- Неклюдов С.Ю. Дзаячи // Мифы народов мира. T.l. М. 1991. С. 375.
- Неклюдов С.Ю. Тенгри // Мифы народов мира. Т. 2. М. 1992. С. 500−501.
- Неклюдов С.Ю. Хухедей мерген // Мифы народов мира. Т. 2. М. 1992. С. 609.
- Неклюдов С.Ю. Эдзен // Мифы народов мира. Т. 2. М. 1992. С. 657.
- Неклюдов С.Ю. Эрхий мерген // Мифы народов мира. Т. 2. М. 1992. С. 669.
- Неклюдов С.Ю. Монголоязычных народов мифология // Мифы народов мира. Т. 1. М.1991. С.170−174.
- Никитина М.И. Миф о Женщине-Солнце и ее родителях и его «спутники» в ритуальной традиции древней Кореи и соседних стран. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001 С. 547.
- Новикова К.А. Очерки диалектов эвенского языка. Ольский говор. Л.: Наука ЛО, 1980. С. 243.
- Новикова К.А. Эвенские сказки, предания и легенды. Магадан: Книжное издательство, 1987. С. 158.
- Новикова К.А. Эвенский фольклор. Сказки, предания и легенды, песни, загадки. Магадан: Магаданское книжное издательство, 1958. С. 120.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «АЗЪ».1992. С. 955. Окладников А. П. Лоси на Долгом пороге (периодизация Нижнеангарских наскальных изображений) // СЭ, 1974, № 3. С. 53−59.
- Окладников А.П. Миниатюрные изваяния Минусинской степи // Первобытная археология Сибири. Л. ЛО АН.1975. С. 58−63.
- Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. (Материалы и исследования поархеологии СССР. № 18). М.:Л.: Изд-во АН СССР, 1950.4.1−2. С. 412.
- Окладников А.П. Новые данные по истории Прибайкалья в тюркское время (согдийскаяколония на р. Унге) // Тюркологические исследования. М.-Л.: АН СССР. 1963.С. 273−281.
- Окладников А.П. Шишкинские писаницы. Иркутск: Кн. Изд-во, 1959. С. 210.
- Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура. Л.: Наука, 1971. С. 336.
- Окладников А.П. Петроглифы Ангары. М.: Наука, 1966. С. 322.
- Окладников А.П. Лики древнего Амура. Новосибирск: Западно-Сибирское изд-во, 1968. С. 238.
- Окладников А.П. Олень золотые рога. Л.: М.: Изд-во Искусство, 1964. С. 240. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Забайкалья. В 2-х частях. Л.: Наука, 4.1. 1969 С. 218. 4.2. 1970. С. 264.
- Окладников А.П., Мазин А. И. Писаницы реки Олекмы и Верхнего Приамурья. Новосибирск: Наука. 1976.С. 188.
- Окладников А.П., Мазин А. И. Писаницы бассейна реки Алдан. Новосибирск: Наука СО, 1979. С. 152.
- Окладникова Е.А. Модель Вселенной в системе образов наскального искусства Тихоокеанского побережья Северной Америки. Проблема этнокультурных контактов аборигенов Сибири и коренного населения Северной Америки. СПб.: МАЭ РАН, 1995. С. 320.
- Окладникова Е.А. Загадочные личины Азии и Америки. Новосибирск: Наука, 1979. С. 168.
- Окладникова Е.А. «Шаман и вселенная» истоки шаманских представлений (поматериалам наскального искусства Сибири) // Курьер Петровской Кунсткамеры (МАЭ им.
- Петра Великого) РАН. СПБ.1996.Вып.4−5.С.90−114.
- Оненко С.Н. Нанайско-русский словарь. М.: Русский язык, 1980. С. 552.
- Описание Маньчжурии (под ред. Д. Позднеева.). Т.1. СПб.: Изд-во Министерства1. Финансов. С. 620.
- Осокина Э.Н. Удэгейская скульптура (II пол. XIX нач. XX в.) // Вопросы источниковедения и историографии. Тематический сборник. Владивосток: изд-во ДВГУ, 1977. С. 83−121
- Островский А.Б. Мифология и верования нивхов. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997. С. 279.
- Островский А.Б. Парадигма мифологического мышления: Очерк вклада К. Леви-Строса. СПб.: Изд-во Кронос. 2004. С. 180.
- Пан Т. А. Маньчжурские письменные памятники как источник по истории и культуреимперии Цин XVII—XVIII вв.: Автореферат канд. ист. наук. СПб., 2004. С. 25.
- Пан Т. А, Концепция Неба у ранних маньчжур // Altaica УШ. М., 2003. С. 141−151.
- Пан Т. А. Представление о нижнем мире у маньчжуров // Третьи Торчиновские чтения.
- Религиоведение и востоковедение. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С.209−211.
- Пан Т. А. Маньчжурские письменные памятники по истории и культуре империи Цин
- XVII-XVIII вв. СПб.: ПВ, 2006. С. 228.
- Патканов С. Опыт географии и статистики тунгусских племен Сибири. // ЗРГО (по отд. этнограф.), Т. XXXI. В.1−2,1906. В. 1. С. 283- Т.2. С. 206.
- Петров А.А. Язык и духовная культура тунгусоязычных народов (Этнолингвистическиепроблемы). Монография. СПб.: Образование, 1998. С. 88.
- Петрова Т.И. Язык ороков (ульта). Л.: Наука, 1967. С. 76.
- Петрова Т.И. Ульчский диалект нанайского языка. М.Л.: Учпедгиз, 1936. С. 156.
- Пинус Е.С. Сусанно // Мифы народов мира. Т.2. 1992.С. 478.
- Пинус Е.С. Японская мифология. // Мифы народов мира. Т.2. 1992. С. 685−686.
- Пилсудский Б.О. Из поездки к орокам о. Сахалина в 1904. Южно-Сахалинск: Институт
- Морской Геологии и Геофизикик, 1989. С. 76.
- Подмаскин В. В, Традиционные народные знания удэгейцев о природе, человеке и обществе во 2 пол Х1Х-ХХ в. (опыт историко-этнографические исследования): Автореферат дис. канд. ист. наук. М.: Наука, 1984. С. 22.
- Попова У.Г. Эвены Камчатской области. Очерки истории, хозяйства и культуры эвенов Охотского Побережья (1917- 1977). М.: Наука, 1981. С. 304.
- Потанин Г. Н. Громовник по поверьям Южной Сибири и Северной Монголии. // Журнал
- Министерства народного просвещения. СПб., 1882. С. 219.
- Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб. 1883, в. 4. С. 204.
- Потанин Г. Н. Ерке. Культ неба в северной Азии. Материалы к тюрко-монгольскоймифологии. Томск, 1916. С. 100.
- Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука ЛО, 1991. С. 321.
- Протодьяконов П. Песни, былины и сказки Уссурийских гольдов // Записки ОИАИ ПО ИРГО. Т. 5. Вып.1. Владивосток, 1896. С.1−10.
- Раевский Д.С. Скифо-сарматская мифология // Мифы народов мира. М. 1992.С. 445−450. Рассадин В. И. Монголо-бурятские заимствования в сибирских тюркских языках. М., 1980.С.115.
- Решетов A.M. Расселение и классификация тунгусо-маньчжурских народов (состояние и проблемы изучения) // Культура народов Сибири. Материалы III Сибирских чтений. СПб. 1997.С. 47−56.
- Решетов A.M. Ценный источник для изучения маньчжурского шаманства в собрании МАЭ // «Избранники духов» «Избрание духов». Традиционное шаманство и неошаманизм. Памяти В. Н. Басилова. М.1999. С. 98−114.
- Рифтин Б.Л. Китайская мифология // Мифы народов мира. Т.1. 1991.С. 652−662. Рифтин Б. Л. Дун Ван Гунн // Мифы народов мира. Т.1, 1991.С. 41−411. Рифтин Б. Л. Чхумон // Мифы народов мира. Т.2.1992. С. 624.
- Роббек В.А. Изображение оленя в мифах эвенов // Фольклор и этнография народов Севера. Межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1986.С.78−84.
- Роббек В.А., Дуткин Х.И. Миф о происхождении Земли и человека в эвенском фольклоре
- Эпическое творчество народов Сибири и дальнего Востока. Якутск: 1978. С. 156−159.
- Романова А.В., Мыреева А. Н. Диалектологический словарь эвенкийского языка.
- Материалы говоров эвенков Якутии. Л.: Наука, 1968. С. 215.
- Романова А.В., Мыреева А. Н. Фольклор эвенков Якутии. Л.: Наука, 1971. С. 330.
- Романова Е.Н. Якутский праздник Ысыах. Истоки и представления. Новосибирск: Наука1. В0.1994.С.158.
- Росугбу А.В. Как лягушка земной стала. Ульчская сказка. Хабаровск, 1983. С. 12.
- Росугбу И.А. К вопросу о семантике ульчской игровой куклы // Фольклор и этнографиянародов Севера. Якутск: Северовед, 1998. С. 54−59.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. С. 608.
- Рычков К.М. Енисейские тунгусы // Землеведение. М., 1923. Кн. Ш-1У за 1922. С. 69−106.
- Руденко С.И. Искусство Алтая и Южной Сибири в скифское время // Искусствопервобытного общества и древнейших государств на территории СССР. В 9 томах. Т.1.
- М.: Искусство. 1971. С. 255−275.
- Савинов Д.Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. СПб.: изд-во СПбГУ, 1994. С. 208.
- Сагалаев A.M. Мифология и верования алтайцев. Центрально-Азиатские влияния. Новосибирск: Наука СО, 1984. С. 120.
- Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология. Символ и архетип. Новосибирск: Наука СО, 1991. С. 154.
- Садко С.А. Эвенкийские сказки. Новосибирск: Зап-сиб. изд-во. 1971 .С. 134.
- Самыгин С.И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология ипсихология религии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 672.
- Сем Л. И. Очерки диалектов нанайского языка. Бикинский (уссурийский) диалект. Л.: Наука, 1976. С. 212.
- Сем Л. И. Фольклор ороков // Северная энциклопедия. М.: Европейские издания. С. 990. Сем Л. И. Фольклор ульчей // Северная энциклопедия. М.: Европейские издания. С. 995 996.
- Сем Л.И. и Сем Ю. А. Волшебные чары. Нанайские сказки. Владивосток. 1975 .С. 22. Сем Т. Ю. Традиционный этнографический комплекс манегров // Субэтносы в СССР. Л. ГМЭ, 1986. С. 92−109.
- Сем Т. Ю. Амурский космогонический миф: модель и варианты // Системные исследования взаимосвязей древних культур Сибири и Северной Америки. Вып. 3. СПб.: Наука, 1996. С. 111−142.
- Сем Т. Ю. Образ лягушки-прародительницы в мифологии народов Амура // Животные и растения в мифо-ритуальных системах. Материалы научной конференции октябрь 1996. СПб.: ГМИР, 1996. С. 96−98.
- Сем Т. Ю. Шаманизм в ритуальной практике народов Сибири и Дальнего Востока // Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки. Духовная культура. Вып.5. СПб, 1997. С. 85−122.
- Сем Т. Ю. Герменевтика сакральных предметов у народов Сибири. Новые подходы в музейной атрибутике. К постановке проблемы // Музей на рубеже веков. Материалы научно-практической конференции. Якутск, 2002. С. 86−107.
- Сем Т. Ю. Шаманизм тунгусоязычных народов Сибири и Дальнего Востока по материалам РЭМ // Расы и народы. Современные этнические и расовые проблемы. Ежегодник. Вып. 28. М.: Наука, 2002. С. 226−242.
- Сем Т. Ю. Модели мира тунгусоязычных народов Нижнего Амура и проблемы ментальности (традиции и их современная интерпретация) // Сибирь. Проблемы сибирской идентичности. СПб.: Астерион, 2003. С. 134−151.
- Сем Т. Ю. Модели мира // История и культура нанайцев. Историко-этнографические очерки. СПб.: Наука. ДВНЦ, 2003. С. 162−167.
- Сем Т. Ю. Пантеон божеств и предков // История и культура нанайцев. Историко-этнографические очерки. СПб.: Наука. ДВНЦ, 2003.С. 167−174.
- Сем Т. Ю. Шаманизм в обрядах нанайцев // История и культура нанайцев. Историко-этнографические очерки. СПб.: Наука. ДВНЦ, 2003. С 181−194.
- Сем Т. Ю. Шаманизм народов Сибири. Хрестоматия. СПб.: изд-во филфак СПБГУ. 2006. С. 664.
- Сем Ю. А. Мифологические представления нанайцев о природе и человеке // Генезис и эволюция этнических культур Сибири. Сб. науч. тр. Новосибирск: АН СО, 1986. С.30−44.
- Сем Ю. А. Пережитки материнского рода у нанайцев // Труды ДВФСОАН СССР, серия ист. Т. 2. Владивосток: ДВФСО АН СССР, 1961. С. 203−220.
- Сем Ю. А. Родовая организация нанайцев и ее разложение. Владивосток: ДВФ СО АН СССР, 1959. С. 31.
- Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков. Хорезм. М.1969 С. 336.
- Снесарев Г. П. По следам Анахиты // СЭ, 1971, № 4. С. 153−165.
- Соболева М.Е. Философия символических форм Э.Кассирера. Генезис, основные понятия, контекст. СПБ.: Изд-во С-Петербурского университета, 2001. С. 152.
- Соломонова Н.А. Музыкальная культура народов Дальнего Востока России Х1Х-ХХ вв.этномузыкологические очерки): Автореферат докт. искусствоведения. М, 2000. С. 48.
- ССТМС Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы кэтимологическому словарю. Л.: Наука. Т.1.1975. С. 992- Т. 2.1977. 672.
- Спасский Г. Забайкальские тунгусы // Сибирский вестник. СПб. 1822. С.54−55.
- Старостин С.А. Алтайская проблема и происхождение японского языка. М.: Наука.
- Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л.: Наука ЛО, 1976. С. 104.
- Суник О.П. Ульчский язык. Исследования и материалы. Л.: Наука ЛО, 1985. С. 264.
- Суслов И.М. Шаманизм как тормоз социалистического строительства // Антирелигиозник, 1932, № 7−8, № 11−12. С. 24−29, № 14. С. 17−25, № 17−18. С. 19−23.
- Таксами Ч.М. Общие черты в духовной культуре народов Приамурья и Сахалина //
- Этнокультурные контакты народов Сибири. Л. Наука ЛО, 1984. С. 73−83.
- Таксами Ч.М. Шаман и Вселенная // Шаман и Вселенная в культуре народов мира. СПб.1. МАЭ РАН, 1997. С. 6−17.
- Тайлор Э.Б. Антропология (Сведения к изучению человека и цивилизации). Пер. с англ. Изд 3-е. СПб.: Издание И. И. Билибина, 1908. С. 436.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура. Пер. с англ. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1939. С. 567.
- Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир / Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалаев A.M., Усманова М. С. Новосибирск: Наука СО, 1988. С. 225.
- Третьяков П.Е. Туруханский край. Его природа и жители // ЗРГО по отд. Геогр.1869. отд. 1. СПб., 1871. С. 411−439
- Трусов Д. Отчет о состоянии Камчатской миссии за 1883 г. // Иркутские епархиальныеведомости. Иркутск: 1884. № 40. С. 12−13- 438−468.
- Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М.: Наука, 1964. С. 400.
- Токарев С.А. Религии в истории народов мира. Изд. третье. М.: Изд-во полит, лит-ра., 1976. С. 576.
- Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2- х томах. М.
- Советская энциклопедия. Т.2. 1992. С. 161−164.
- Топоров В.Н. Майя // Мифы народов мира. Т.2. М. 1992. С. 89.
- Топоров В.Н. Ведийская мифология // Мифы народов мира. Т.1. М. 1991. С. 146.
- Топоров В.Н. Митра // Мифы народов мира. Т.2. М. 1992. С.154−158.
- Топоров В.Н. Индра // Мифы народов мира. T.l. М. 1991. С. 533−535.
- Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния ипсихотехника. СПб.: ПВ. 1998.С.384.
- Хангалов М.Н. Собрание сочинений в 3-х томах. Улан Удэ: Бурятское кн. изд-во. Т.1. 1958. С. 554- Т.2.1959.С. 444- Т. З 1960 С. 420.
- Ханина Т.М. Модель мира в художественной культуре (неолит Приамурья): Автореферат дис. канд. культорол. наук. Хабаровск, 1995. С. 17.
- Харнер М.Д. Путь шамана или шаманская практика: руководство по обретению силы и целительству. М.: ИЧП Палантир, 1994. С. 104.
- Харитонова В.И. Народные магико-медицинские практики: традиция и современность. Опыт комплексного системно-феноменологического исследования. Диссертация в виде научного доклада док. ист. наук. М, 2000. С. 84.
- Хасанова М.М. Фольклорные материалы В.К.Арсеньева // Фольклор удэгейцев: ниманку, тэлунгу, ехэ / Сост. М. Д. Симонов, В. Т. Кялундзюга, М. М. Хасанова. Новосибирск: Наука. Сибирское предприятие РАН, 1998. С. 428−448,487−515.
- Хоппал М. Шаманизм в конце тысячелетия // Материалы международного конгресса.
- Шаманизм и иные традиционные верования и практики 1999. М. 2001.С. 324.
- Цинциус В.И. Негидальский язык. Исследования и материалы. JL: Наука JIO, 1982. С. 312.
- Цинциус В.И. Обрядовый фольклор негидальцев, связанный с промыслом // Фольклор иэтнография. Обряды и обрядовый фольклор. JL: Наука JIO, 1974. С.
- Цинциус В.И. Негидальский вариант сказаний восточных тунгусов // Фольклор иэтнография. Л.: Наука Л0.1970.С.51−58.
- Цинциус В.И. Воззрения негидальцев, связанные с охотничьим промыслом // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX- начале XX вв. / Сб. МАЭ.Т. XXYII. Л.:НаукаЛО. 1971.С. 170−200.
- Цинциус В.И., Летягина Н. И. К истории формирования множественности в алтайских языках // Очерки сравнительной морфологии алтайских языков. Л. Наука. 1978. С. 221 228.
- Чадаева А. Древний свет. Сказки, легенды, предания народов Хабаровского края. Очерки о фольклоре. Хабаровск: Книжное изд-во, 1990. С. 240.
- Человек и его символы (под ред. К.Г.Юнга). Пер. с англ. СПб.: Б.С.К., 1996. С. 454. Чернякова Н. С. Что изучает культурология? Учебно-методическое пособие. СПб.: изд-во РГПУ, 2002. С. 55.
- Шаныпина Е.В. Мифология первотворения у тунгусоязычных народов юга Дальнего Востока России (опыт мифологической реконструкции и общего анализа). Владивосток: Дальнаука, 2000 С. 156.
- Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Предистория философии. Л.: Наука ЛО, 1971. С. 240.
- Шимкевич П.П. Материалы для изучения шаманства у гольдов // Записки ПО ИРГО. Т. 2,. Вып.1. Хабаровск: Типография Канцелярии Приамурского Генерал-Губернаторства, 1896. С. 133.
- Шимкевич П.П. Некоторые моменты из жизни гольдов и связанные с жизнью суеверия // Этнографическое обозрение. № 3. Кн. 34, М., 1897. С. 20
- Шимкевич П.П. Обычаи, поверья и предания гольдов // Этнографическое обозрение, № 3. Год 9. Кн. XXXIУ М.: ЭО ИОЛЕАЭ, 1897. С.135−147.
- Широкова Н.С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПБ: Евразия, 2000. С. 352.
- Широкогоров С.М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов // Уч. Зап. Историко-филологического факультета ДГУ. Владивосток: Типография Областной Земской Управы, 1919. С. 62.
- Шишло Б.П. Тунгусский миф о творении и его культурное пространство // Реконструкциядревних верований. Источники, методы, цель. СПб, 1991.С. 192−204.
- Шнейдер Е.Р. Краткий удэгейско-русский словарь. М.Л., 1936. С. 148.
- Шнейдер Е.Р. Сэлэмэгэ. Сказки народа удэ. Л.: Детгиз. 1935. С. 28.
- Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края. В трех томах. СПб.: ИАН, Т.1, 1883. С. 323-
- Т.2., 1899. С. 314- Т. 3,1903. С. 145.
- Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л.:ИНС, 1936. С. 573. Штернберг Л. Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск: Дальгиз, 1933. С. 740.
- Эйитиро И. Мать Момотаро. Исследование некоторых аспектов истории культуры. Пер. сяпонского. СПб: Центр Петербургского востоковедения, 1998. С. 218.
- Элиаде М. Космос и история. Избранные работы. Пер. С фр. и англ. М.: прогресс, 1987. С. 312.
- Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Переводы с франц. М.: Ладомир, 2000. С. 415. Элиаде М. Священное и Мирское. Пер. с франц. М.: Изд-во. Московского университета, 1994. С. 144.
- Юнг К. Г. Подход к бессознательному// Человек и его символы. Пер. с англ. СПб.: Б.С.К., 1996. С.13−117.
- Юнг К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб. Т.1−2. 1994. С. 416.
- Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. М.: Гайдарика, 1998. С. 536.
- Яхонтов К.С. «Книга о шаманке Нишань» как этнографический источник: Автореферат дисс. канд. ист. наук. СПб, 1999. С. 17.
- Яхонтов К.С. Книга о шаманке Нисань. Фольклор народов Маньчжурии. Вып. 1., СПб.: Центр «Петербургского Востоковедения» и Издательско-Коммерческая Фирма «Водолей», 1992. С. 147.
- Atkinson T.W. Travels in the regions of the upper and lower Amoor and the Russian acquisitions. London. 1860. P. 229−499.
- Batchelor J. The ainu and their folklore. London. 1901. P. 684
- Boas F. Primitive art. New York: Dover Publications, ING, 2002. P.376.
- Bogan M.L.C. Manchu customs and superstitions. China LTD, Tientsin and Peking, 1928. P. 128.
- Dioszegi G. Le prinepe thrapeutique des golds // A Neprajzi meseum fiizetei 9 Szerkeszti: varqha laszlo. Budapest, 1947. P. 1−15.
- Guo Shuyun, Wang Honggang. Living shamans: Shamanism in China. Liaoning People’s Publishing House, 2001. C. 228.
- Hoppal M. Schamanen und Schamanismus. Augsburg: Pattloch, 1994. P. 185.
- Hoppal M. Shaman traditions in transition. Budapest. 2000. (International society for shamanistic research.). P. 110.
- Majewicz, A.F. The oroks. Past and present. Poznan: Adam Mickiewicz university institute of Lingvistics, 1991. P. 47.
- Munro N.G. Ainu creed and cult. N.Y.: Columbia University press, L.: Routledge and keganpaul, 1963. P. 171.
- Menges K.H. Drei schamanengesange der Ewenki-Tungusen Nord-Sibiriens aufgezeichen von K.M.Ryckov in den Jahren 1905−1909. Opladen: Westdeutscher Verlag. 1933. P.339.
- Nowgorodowa E. Alte Kunst der Mongolei. Leipzig: ТА Seemann Verlag, 1980. P. 280.
- Okladnikov A.P. Ancient art of the Amur region. Leningrad: Aurura art publishers, 1981. P. 159.
- Pan T. The worship of Fodo mama progenitor of the Manchus // Permanent International Altaistic Conference. 48. Meetimg. Abstracts. M.2005. P. 65.
- Pilsudski В. Materials for the study of the orok (uilta) language and folklore. Poznan.: Adam Mickewicz university poznan poland institute of linguistics, 1985. P. 56
- Poniatowski S. Dziennik wyprawy. (Do krasu Goldow I oroczonow w 1914 roku). II Lud. Wrozlaw, 1966. T.50. 1. C.7−223.
- Qi Cheshan. Contemporary shamans and the «Shaman's Handbook of the Sibe» II Shaman / Journal of the international society for shamanistic research. V. 5, № 1, Spring, 1997. Molnar.: Kelemen Oriental Publishers. P. 69−91.
- Qiu Pu. The Orogens China’s nomadic Hunters. China.: Beijing Foreign Language Press, 1983. P.
- Ravenstein E.G. The Russian on the Amur, its discovery, conquest and colonization. London, 1861. P.441.
- Sem T.Yu. Het wereldbeeld van de sjamaan // Wat bezielt de sjamaan? genezing. extase. kunst. Amsterdam. 1997. P. 33−57.
- Sem T.Yu. Schamanische symbole und rituale in Sibirien und dem Fernen Osten. // Schamanen zuischen mythos und moderne. Leipzig, 1999. P. 11−40.
- Sem T.Yu. The nanai national mentality and world model // Cultural identity of arctic peoples. Pro ethnologia 11. Arctic studies 5. Tarty.: Publications of Estonian national museum, 2001. P. 25−43.
- Shirokogoroff S.M. Psychomental complex of the tungus. Peking.: Catholic University Press, 1935. P. 469.
- Tulisow Jerzy. Legendy Ludow Mandzuriu. Warszawa: Wydawnictwo Akademickie Dialob, 1998. P. 180. T. 2.
- Wittfogel K.A. and Feng Chia-Sheng. History of Chinese society Liao (905−1125). Philadelphia.: The American Philosophical society, 1961. C. 752.
- Киндаити Кесуке, Сугияма Суэо. Искусство айну. Токио, 1942 (пер с яп.) // Там же, д. 73, с. 1−33
- Сукехаци Нагане. Быт туземцев на Карафуто (айнов, орочон и гиляков) пер. с яп. Нелькин. Токио, 1929, с. 1−115.
- Цю Пу Шу. Орочоны. Пекин: Книжное изд-во, 1956. (пер. с кит. Володина). С. 104.