Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Караимы: проблемы этнокультурной и этноязыковой идентификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди форм идентичности своеобразное место занимает территориальная идентичность. Она связана с определенными значимыми территориями, которые определят формы жизненных практик, картины мира, символические образы. Для караимов территориальная идентичность связана с главным образом, с Крымом. На территории входившей в состав Российской империи, караимы расселились в основном в Крыму, откуда с XIII… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Вопросы этносоциальной истории караимов
    • 1. 1. Этноисторическая характеристика караимов
    • 1. 2. Караимские общины во второй половине Х1Х-начале XXI вв
  • Глава 2. Этнокультурные параллели в гуманитарной и соционормативной культуре караимов и карачаево-балкарцев
    • 2. 1. Традиционные религиозные воззрения и духовная культура
    • 2. 2. Караимство: истоки и основные характеристики
  • Глава 3. Этноязыковая идентификация караимов
    • 3. 1. Проблемы общеязыковой идентификации
    • 3. 2. Караимо-карачаево-балкарские этноязыковые схождения

Караимы: проблемы этнокультурной и этноязыковой идентификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Этническое возрождение второй половины ХХ-начала XXI вв. рассматривается как одна из основных черт развития человечества на современном этапе. Оно характеризуется стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психического склада. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков «загадочной народной души» до стремления создать или восстановить национальную государственность1.

В современных условиях поиск этнической идентичности у различных народов России актуализируется рядом социальных и политических проблем и выступает ответом на поиск ориентиров стабильности. Радикальные социальные преобразования в постсоветской России предали этносам статус некоей группы поддержки, выполняющий ценностно-ориентированную и защитную функцию. Однако для того, чтобы этническая идентичность могла реализовать эти функции она должна выступать результатом когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, а точнее переживания своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Для многих национальных меньшинств это достаточно большая проблема. Для обозначения составных частей когнитивного компонента этнической идентичности требуется понимание этнических ориентаций, концепций, этнической осведомленности, которая включает всесторонние знания об этносе.

Одним из этносов, проблема этнической идентификации которого является не решенной и актуальной — караимы.

Караимы — немногочисленная тюркская народность, традиционными местами проживания которой являются Крым, некоторые города Западной Украины (Львов, Галич, Луцк) и район Тракай в Литве. В настоящее время караимы составляют небольшую этническую группу, весьма интересную для науки как в отношении этнографии, так и в языковом отношении. Многие вопросы истории караимов также остаются не разрешенными и спорными. Одним из таких вопросов является вопрос о происхождении и этнической идентичности караимов. Его изучение осложняется отсутствием письменной традиции и наложением исторических и психологических факторов, оказавших воздействие на самосознание самих караимов. Будучи по языку, фольклору, традициям и ряду иных признаков тюркским народам, караимы, в то же время, традиционно исповедовали караимизм — религию, родственную иудаизму, трактуемую как секту иудаизма или же представленную четвертой, самой малочисленной авраамической религией. Учеными рассматриваются две версии происхождения караимов: «тюркская» и «еврейская».

Тюркская" или иначе «хазарская» версия была впервые выдвинута в о.

1846 г. В. В. Григорьевым и получила достаточно широкую известность и поддержку ученого мира4.

Согласно этой теории, караимы являются потомками хазар, принявших иудаизм и ареал расселения которых включал кроме прочих территорий Крым. Данные антропологии также на стороне данной теории, поскольку доказаны генетические различия между караимами и евреями5. В советской историографии также доминирует данная теория6. Интересен и тот факт, что караимы, живущие в России, Крыму и Литве, сами всегда считали себя потомками хазар. Хазарский каганат не исчез бесследно, часть хазар переселилась в Крым, где раньше жили их соплеменники. Уже с III в. н.э. среди надгробий с надписями на древне-арамейском языке встречаются тюркские имена людей, исповедовавших библейскую религию (Тохтамыш, Айтолы, Ялпачик, Мамук и др.). Библеизм, базируется на ранних формах иудаизма, а именно на Ветхом Завете, был принят во времени правления кагана Булана. И с этого времени караимы-тюрки получают древне-библейские имена с наименованиями родов и семейств на тюркском языке7. В этом аспекте прослеживается этнокультурная параллель с киргизами, носившими библейские имена, и имевшие общие с караимскими фамилии, орнаменты, суеверия и пр. Среди отечественных ученых активно развивающих хазарскую теорию происхождения караимитов С. М. Шапшал.

В то же время эта теории не признана единственной неоспоримо верной. Наиболее известным ее критиком является Г. Киприсчи8. «Хазарский след», сколь заманчивым он бы ни был в конце Х1Х-начала XX века — не объясняет всего сложного комплекса этногенеза караимов, в особенности караимов Восточной Европы. Не поддерживает эта теория и проверка современной лингвистикой и генетикой, — пишет Г. Киприсчи. — Все тюркские языки и диалекты, которыми пользовались караимы. принадлежат к кыпчакской и огузской подгруппам тюркской группы языков, а не к хазарской, а с точки зрения ДНК — караимы Восточной Европы имеют не только тюркские, но и ближне-восточные гены"9. В связи с этим М. И. Артамонов считает, что возможно евреи-караимы смешались с остатками хазаро-бол-гарского населения Крыма, исповедовавшего иудейскую религию и распространили среди них свое учение.

Единственным доводом в пользу хазарского происхождения караимов, по мнению М. И. Артамонова, остается их язык «близкий к половецко-огузскому, из чего и заключают, что хазары-караимы, сохранив свою религию, смешались с половцами. следует признать, что в истории караимов много еще остается неясным"10.

К хазарской версии примыкает кумано-кипчакская теория, выдвинутая Д. Шапиро, Г. Голденом и Г. Ахиезером11.

На противоположном исследовательском полюсе находится «Еврейская» версия происхождения караимов. Согласно этой теории, караимы представляют собой крымскую группу евреев «ведут свое происхождение от последователей дотолмудического иудаизма саддукеев, отколовшихся в VII в. в Багдаде в отдельную секту этот взгляд на караимский этногенез разделялся самими караимами до конца XIX в. Впервые ее подверг критике М. Султанский в своей известной работе «Зехер Цадикким"12. В настоящее время относительно данной версии сложились два противоположных лагеря: караимские общественные лидеры резко критикуют «еврейскую» версию происхождения, в то время как израильские настаивают на ней13.

Определенная часть ученых придерживаются мнения о том, что в этногенезе караимов присутствуют два равноправных компонента: хазарский (тюркский) и еврейский. Основоположником этого подхода стал караимский просветитель И. И. Казас. В своих работах «Слово защиты» (1869) и «Евреи или караимы» (8169) он призывает с одинаковой долей значимости рассматривать как хазарскую, так и семитскую версии происхождения караимов, отвергая теорию «кровной чистоты». Его исследовательская позиция основывалась на утверждении, что любой этнос есть результат слияния и ассимиляции двух и более племен14.

Неразрешенность проблемы этногенеза караимов логически связана с проблемой самоопределения и самоидентификации. Эти вопросы впервые были поставлены летом 1917 г. на съезде караимского духовенства и на общенациональном караимском съезде, прошедшем в августе того же года. Духовенством было принято следующее определение: «караимами называются люди, принадлежащие караимской религии, безотносительно к происхождению. Караимами называются люди, проповедовавшие караимскую религию и составляющие особую, исторически сложившуюся народность (при этом под караимской народностью разумеются караимы, живущие в Крыму, и примыкавшее к ним издавна, еще до присоединения Крымского полуострова к России, вступившие с ними в браки и беспрерывно питавшие их караимы константинопольские, египетские, иерусалимские, багдадские, сирийские и литовские"15.

На Евпаторийском общенациональном съезде это определение было откорректировано и приняло несколько иную форму: «Караимы, являясь коренными обитателями Крыма, представляют собой объединенную общностью веры, крови, языка и обычаев особую народность, издревле сохраняющую неразрывную духовную связь со своими константинопольскими, иерусалимскими и египетскими единоверцами"16.

Наш исследовательский ракурс не предполагает однозначного ответа на вопрос происхождения караимского этноса и опирается на мнение акаде.

1 п мика А. Н. Новосельцева по данному вопросу. В самой постановке вопроса об органической связи всех исповедовавших иудаизм при разных конкретных аспектах подхода к проблеме истории хазар логично рассматривать суждение о едином еврейском народе, пронесшим свою религию через столетия испытаний. При этом часто игнорировались те сложные этнические и этнокультурные процессы, которые происходили в средние века как с самими евреями, так и с другими этническими группами (караимами, татами и др.), исповедовавшими иудаизм, но не являвшимися этническими евреями18. Вместе с тем разнообразие интерпретаций по поводу этногенеза караимов тесто связан с вопросом их этнической идентификации, а следовательно, является той базой, на которой строятся все исследования по истории и культуре караимского этноса.

Актуальность изучения историко-культурной и этноязыковой идентификации продиктована тем, что в последние десятилетия развернулась борьба с национализмом и этническим экстремизмом. В связи с этим вопросом идет рассмотрение вопросов о статусе «коренных» народов, и проблема маргинализации и полной этнической ассимиляции некоторых этнических групп.

Объектом диссетрационногоисследования выступает караимский этнос.

Предметом исследования является историко-культурная и этноязыковая идентификация караимов.

Целью диссертационного исследования является выявление, описание, характеристика и анализ тех черт, которые легли в основу историко-культурной и этноязыковой идентификации караимов. Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач.

Основными задачами диссертации являются следующие:

— дать этноисторическую характеристику караимов;

— рассмотреть традиционные религиозные воззрения в контексте духовной культуры караимов;

— дать анализ истоков и основных характеристик караимов;

— дать этноязыковую характеристику караимов;

— выявить караимо-карачаево-балкарские языковые схождения;

— проанализировать этнографическую лексику караимов на предмет схождения с тюркоязычными народами Кавказа.

Источниковая база диссертации. При работе над диссертацией были использованы источники нескольких видов: исторические, этнографические, фольклорные, а также данные языка. Основой диссертационной работы послужил и полевой этнографический материал, собранный автором в 2008;2010 гг. методами индивидуального интервьюирования респондентов разного пола, возраста и профессий, а также литературные источники, данные исторической науки, археологии и фольклора, что дало возможность реализовать поставленные цель и задачи в их возможной полноте. В процессе работы над диссертацией было проанализировано содержание как опубликованных, так и неопубликованных источников, включающих законодательные, правовые, этнографические, статистические материалы, истоико-географические описания, записки академических экспедиций и т. д.

Состояние изученности проблемы. Следует отметить, что много схождений по теме исследования имеется в дореволюционной литературе и периодической печати того времени.

Большой вклад в изучение истории караимов внес A.C. Фиркович (1787−1879). Археологические изыскания ученого значительно удревняли историю караимов Крыма, Фиркович посвятил свою научную жизнь исследованию надгробных плит на крымских караимских кладбищах, а также сбору древних рукописей и фрагментов19.

Теорию, построенную A.C. Фирковичем, критиковал А.Я. Гаркави20 и Д. А. Хвольсон — это также ученый, чьи труды обогатили наше представление об истории караимов. Он опроверг многие обвинения Гаркави А. Я. и внес существенный вклад в изучение караимской истории21.

Значителен также вклад Ю. Д. Кокизова, изучившего большое количество караимских эпитафий, составившего календарь, которым караимы пользуются по настоящее время и явившегося автором исторического очерка «Караимы"22.

Важным и ценным для нас послужил труд О. Синани, где на основе монографических очерков Анана-бен Давида, Саади Аль Пиоми, Соломона бен Ерухана и Мордехая Куматяно поэтапно представлен путь зарождения караимизма и исповедующего его этноса.

Не менее значимой является работа JIM. Шахрая «Еврейские секты», опубликованная в журнале «Наша старина» в 1895 г. 23.

Религиозные воззрения караимов широко представлены в трудах Прик С.А.24. Важным является и научно-популярное издание «Атеизм как следствие недоученности» Е. Саадия, предназначенное воспитателям и воспитанникам средних и высших заведений караимского вероисповедания25. Среди значительных фигур начала XX века необходимо отметить С. М. Шапшала и И. И. Казас, чьи труды по истории караимского народа сыграли большую роль в динамике изучения .

Следует отметить, что активация внимания к истории и культуре караимов произошла в 80−90 гг. XX века. Появились научные и популярные публикации, освещающие проблемы этногенеза, обрядов, обычаев, языка, особенностей вероисповедания караимов. В этом заслуга, прежде всего, ученых — носителей культуры караимского народа: С. Кишуль, Б. Леви, С. Мангери, Я. Бараш, Г. С. Ялпачик, А. Фуки, Ю. Полканов, М. Казас, М. Сарач, М. Чореф, B.C. Кропотов, М. Б. Кизилов и др.27.

Среди исследователей этнографии караимов в последние годы успешно работают Н. В. Камовская, М. Н. Макушкин, E.H. Мещерская.

Для темы нашего исследования важными являются труды по изучению караимского языка и его диалектов. Караимскому языку посвящены труды известных тюркологов В. Радлова, Я. Гжегоржвского, В. Горделевского,.

О Я.

Н. Баскакова, Б. Мункачи, А. Затанковского, А. Самойловича и др. .

Особого внимания заслуживают труды K.M. Мусаева по различным аспектам караимского языка29.

Таким образом, нашими предшественниками проделана большая работа по изучению отдельных аспектов истории, культуры и языка караимов. Однако проблема историко-культурной и этноязыковой идентификации ни в одном исследовании не стала предметом специального изучения. Нами впервые предпринимается такая попытка. Подобная попытка исследовательского поиска представляется нам перспективной.

Методологической основой диссертации являются принципы научного историзма и объективизма, предполагающие изучение любого явления в единстве прошлого, настоящего и будущего. Кроме того в работе использованы принципы исторического детерминизма, принцип хронологической последовательности, принцип взаимосвязи явлений материальной и духовной культуры, метод междисциплинарного исследования. Важным принципом, которым мы руководствовались при написании диссертации, является также принцип системного анализа, обеспечивающий изучение явлений и процессов в обществе всесторонне, в динамике, через совокупость взаимосвязей, взаимозависимостей и противоречий.

Научная значимость и новизна исследования: научная значимость диссертационной работы определяется спецификой подхода к исследуемой проблеме, акцентированными аспектами и полученными результатами. Диссертация является первым исследованием, в котором предпринята попытка провести параллели в соционормативной культуре двух тюркских народов — караимов и карачаевцев, дан комплексный анализ феномена караимства. В ряду сложных и спорных вопросов караимского этногенеза, затронут вопрос этноязыковой идентификации караимов, что может служить основой для дальнейших исследований этнической истории караимского народа. Данная диссертационная работа позволяет раскрыть специфические черты культурно-исторических процессов, затронувших каримский этнос и определить источники формирования национального самосознания караимов. Теоретическая значимость состоит во введении в научную разработку различных аспектов анализа процессов этнической идентификации караимов в прошлом и настоящем.

Практическая значимость. Выводы настоящей исследовательской работы могут быть применимы к разработке этнокультурных и образовательных программ, а также для написания обощающего труда по этнографии караимов, который отражал бы современные подходы к изучению этнической истории и культуры караимов. Кроме того, материалы диссертации могут способствовать делу сохранения изучаемого этноса и препятствовать процессу ассимиляции и исчезновения караимов как одного из уникальных тюркоязычных этносов.

Апробация работы. Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры истории России Карачаево-Черкесского государственного университета. Ее основные положения опубликованы в соответствующих научных изданиях и материалах россиских и международных научно-практических конференций.

Структура работы. Поставленные в диссертационной работе цели и задачи определили структуру научного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проанализировав значительный материал по истории, культуре и языку караимов мы пришли к выводу, что вопрос историко-культурной и этноязыковой идентификации представителей данного эпоса является достаточно серьезной проблемой в силу ряда особенностей развития караимского народа.

1. В современных исследованиях проблема этнической (национальной) идентификации рассматривается преимущественно в двух основных формах, а именно как этнонациональная идентичность, основу которого составляет тот или иной этнос и его культура, а также социально-политическая эдентичность.

Относительно караимского народа речь может идти исключительно об этнонациональной идентичности, хотя и здесь обнаруживаются большие препятствия. Социально-политическая идентичность караимов как теоретическое понятие вряд ли имеет место быть.

2. Среди форм идентичности своеобразное место занимает территориальная идентичность. Она связана с определенными значимыми территориями, которые определят формы жизненных практик, картины мира, символические образы. Для караимов территориальная идентичность связана с главным образом, с Крымом. На территории входившей в состав Российской империи, караимы расселились в основном в Крыму, откуда с XIII века началось их активное распространение и миграция на запад — в Галицию и Литву. В наше время большинство караимов живет в Крыму. Есть общины в Мелитополе, Харькове, Одессе, Евпатории. Караимская община в столице крымского ханства Солхат существовала в XIV в. Главным центром караимов Крыма был Чу фут-Кале. Расселение караимских семей из Крыма в Тракае, Луцк, Галич связанно с именем литовского князя Витовта. Считанные семьи остались в Галигине. Идентичность караимов как форма социальной сопричастности, включенности в гражданское сообщество является примером сочетания различных уровней идентичности — от локальной до общенациональной, — которые не противоречат друг другу. Они находятся в целостной сопряженности и объединяют преимущественно территориальную и культурно-историческую идентичность.

3. Несмотря на то, что на протяжении значительной части своей истории караимы не отделяли себя от еврейской культурной сферы, начиная с XIX века среди караимов возобладали тенденции противопоставления себя евреям. Основным критерием этого противопоставления является значительный (а вероятно даже главный) тюрксий пласт в этногенезе караимов. Говоря о сходных чертах караимской этнокультуры с культурами тюркских народов, отмечается мощное влияние на караимов со стороны крымских татар, как следствие этнической близости и многовекового проживания. Его проявления обнаруживаются во всех компонентах этнокультуры.

4. Главным основание включения караимов в селитскую этническую группу служит караимское вероисповедание. При этом игнорируется тот факт, что в средние века происходили сложные этнические и этнокультурные процессы как с караимами, так и с другими этническими группами, исповедовавшими иудаизм (хазары, таты), но не являющиеся этническими евреями. Принятие новой религии предполагало длительный процесс изменения народного сознания. При этом в традициях и обычаях продолжали сохраняться и проявляться черты верований периода зарождения народа, определяющие его этническую самобытность. Крымскокараимская этнокультура продолжает сохранять отдельные черты религии, распространенной в кочевьях Великой Сени (куль священных дубов, культ предков, поклонение солнцу и др.) У караимов Крыма сохранились и отдельные элементы шаманизма, который предстает составной частью тенгрианства.

Сменив тенгрианство на новую религию в обрядово-ритуальном обиходе сохранились черты раннего верования вплоть до начала XX века.

5. Окончательное утверждение караимизма произошло в XI—XII вв. и становление его проходило под влиянием массовой эмиграции в Крым.

Караизм — монотеическая религия со всеми догматами, духовной иерархией и традициями. Она восходит к первым векам нашей эры. Важную роль в его становлении сыграл Анан бен Давид. В основе учения лежит Ветхий Завет и принципы любви к Богу и к ближнему. В VII веке учение распространилось среди хазар и далее его проводниками становятся караимы, хотя этот процесс занял в их среде длительный период.

Синхронно с утверждением караизма происходило формирование религиозного сословия. В XIII в. было завершено строительство Большой кенасы в Чу-фут-Кале. Возникновение же самого караимского духовенства представляет собой сложный процесс перехода от древнетюркской религиозной традиции к новой вере. Мощным импульсом для него была миссионерская деятельность.

Новая караимская религия не сразу стала оказывать глубокое влияние на эт-нокультуры караимов. По свидетельствам религиозных деятелей и просветителей, вплоть до XVI в. религия не являлась господствующей идеологией караимов, а религиозные нормы и законы не были нравственными ориентирами. Так, в частности, крымские караимы были отсталы в религиозном отношении в силу изолированного от остального караимского мира. В этот период наметилась тенденция к растворению крымско-караимского этноса в крымскотатарских.

6. От ассимиляции караимов спасла активная деятельность миссионеров. В частности черты конфессиональной общины в Крыму приобретались под непосредственным влиянием Синана Чегеби, С. Бейма и др. При этом новое караимское духовенство активно пропогандировало идею происхождения караимов от сыновей Гураиля. В результате многовековых перипетий, к началу XX века в резолюции по самоопределению караимского народа (Евпатория, 1917) записано: «Караимами называются люди, исповедующие караимскую религию и составляющие особую исторически сложившуюся народность (при этом под караимской народностью разумеются караимы, живущие в Крыму и примыкавшие к ним издавна, еще до присоединения крымского полуострова к России, вступившие с ними в браки и беспрерывно духовно питавшие их караимы Константинополя, Египетские, Иерусалимские, Багдадские, Сирийские и Литовские».

7. Этноязыковая эдентичность караимов базируется на основе караимского языка, который представляет собой один из наиболее ярких исторических памятников истории языков тюркских народов. Фонетическая структура современного караимского языка, его лексика и грамматический строй сохраняют следы древнейшего состояния тюркских языков. Н. Баскаков считает караимов «хранителями норма и традиций кипчакского языка». Близкородственными караимскому языку являются булгарский, карачаево-балкарский, кумыкский и крымскотатарский языки.

Анализ этнографической лексики и карачаево-балкарцев позволил выделить значительные этноязыковые схождения, что свидетельствует в пользу гипотезы о наличии общих элементов в этногенезе и этнических корнях этих народов. Однако работа в этом направлении только началась и имеет научные перспективы.

Караимы как этнос исчезаюю, их численность постоянно сокращается. Единственный путь их сохранения лежит через определение термина «коренной народ», через привлечение внимания государства и научного общества к проблеме сохранения караимской самостоятельности. Безвозвратно ушли в прошлое многие элементы этнокультуры, присущие караимкой этно-конфиссиональной общине. Изначально присущие этносу этнодиффициру-ющие компоненты частично сохранились в обыденной жизни, либо имея латентную форму проявляются на определенных исторических этапах при изменении внешний условий существования.

Однако не стоит забывать, что именно коренные народы останутся носителями адаптационных систем жизнеобеспечения к местной природной среде, уникального народного знания, своеобразных духовных ценностей. Рассматривая дальнюю цель стратегии в отношении малочисленных народов как сохранение этнокультурного многообразия Евразии, ближние цели должны быть ориентированы на решение современных социально-экономических проблем и противостояния процессам ассимиляции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. СМ. Киргизы и их этнические и историко-культурныесвязи. Л.: Наука, 1971.
  2. В. В поисках предков. М.: Советская Россия, 1972.
  3. В.П. Очерк происхождения тюркских народов Восточной Европы в свете данных краниологии // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань, 1971.
  4. H.A. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1980.
  5. Альбом «Караимы Турции» / сост. В. И. Кефели Симферополь1. Слиппери Рок, 2005.
  6. H.A. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. СПб., 1897.
  7. A.A. Публикации о крымских караимых или история одного «верблюда» // Святыни и проблемы хранения этнокультуры крымских ка-раимов-караев. Симферополь, 2008.
  8. H.H. О нескольких еврейскоязычных караимских эпиграфических памятниках из Чуфут-Кале // Семитологические штудии.1. Тбилиси, 1987.-Вып. 3.
  9. И.А. Таврика в эпоху раннего средневековья. Киев: Наукова думка, 1990.
  10. И.А. Таврика в составе хазарского каганата: автореф. докт. дисс. Киев: HAH Украина, 1994.
  11. Я. Педагог, просветитель, поэт Илья Ильич Казас (18 331 912) // История в лицах. Симферополь: АНООНК, 1997.
  12. Н. А. Состояние и ближайшие перспективы изучения караимского языка // Вопросы языкознания. 1957. — № 6.
  13. Н. А. Введение в изучение тюркских языков. М.: Высшая школа, 1969.
  14. В. Н. Тэнгрианство религия тюрков и монголов.1. Набережные Челны, 2000.
  15. С. О свадьбе у караимов, как она совершалась за 100 лет томуназад // Память о Чуфут Кале. 1862.
  16. О.Б. Караимская национальная периодика в первой половине XX в. (Из истории изучения восточноевропейских караимов) // Проблемы истории и археологии Крыма. Симферополь: Таврия, 1994.
  17. Х.Х. Тюрки Северного Кавказа (Болгары, хазары, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы: вопросы истории и культуры). Черкесск, 1993.
  18. Н. В. Башкиры. Краткий этноисторический справочник. -Уфа, 1995.
  19. Г. Т. Не караимы, а карай // Известия Крымского республиканского краеведческого музея. Симферополь, 1994. — № 6.
  20. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1869.-Т. 81.
  21. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
  22. Н.В. Проблемы изучения фольклорных произведений крымскаих караимов // Святыни и проблемы.
  23. С. Караимы и крымчаки в антропологическом отношении // Русский антропологический журнал. 1912. — № 4.
  24. С. Фамилии караимов и крымчаков // Еврейская старина.-СПб., 1913.-№ 3.
  25. Г. Крым. Воспоминания // Новый журнал. Нью-Йорк, 1971.-Кн. 105.
  26. В. JI. Караим Авраам Фиркович. СПб., 1997.
  27. О.В. Знаки и символы в истории цивилизаций. М., 2005.
  28. В. В., Муканов М. С. Родоплеменной состав и расселениеказахов. Алма-Ата: Наука, 1968.
  29. С.Ш. Кумыки. Историко-этнографические исследование.1. М., 1961.
  30. А. Караимский молитвенник. М.: Лигалорбис- Алматы:1. Дешт-и-Кыпчак, 2006.
  31. А. Имя и история. Словарь. М.: Наука, 1987.
  32. А.Г. Археологический аспект истории иудейской общины Мангупа // Материалы Восьмой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. М., 2000.
  33. А.Г. Мангупская синагога-кенасса // Материалы седьмой ежегодной Международной междисциплинарной конференции по иудаике. -Ч. 1.-М., 2000.
  34. А.Г., Могаричев Ю. М. Крепость драгоценностей. Чуфут-Кале. Кырк-Ор. Симферополь: Таврия, 1993.
  35. А.Г., Могаричев Ю. М. Чуфут-Кале иудейская крепость // Евреи Крыма. — Симферополь-Иерусалим: Мосты, 1997.
  36. А.Г., Могаричев Ю. М. Этническая история Чуфут-Кале // Исторический опыт межнационального и межконфессионального согласия в Крыму. Симферополь, 1999.
  37. B.C. Философско-религиозные аспекты в изучении караимов // Религия и культура: Россия. Восток. Запад. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003.
  38. Л. Обряд вызова дождя в стране гуннов Прикаспия в VI в. н.э. по данным армянских и арабских источников // Древнетюркский мир: история и традиции. Казань, 2002.
  39. Г. Р. Семантика архаичных элементов свадьбы у тюрко-монголов // Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1992.
  40. П.Б. Достижения и перспективы хазарских исследований // Хазары. КЪагагБ. М.-Иерусалим, 2005.
  41. В.А. Лексика караимского перевода Библии // Доклады АН СССР. М., 1928.
  42. В.В. Еврейские религиозные секты в России // Журнал Министерства внутренних дел. Спб., 1846. — Ч. 15.
  43. В. В. Россия и Азия. СПб., 1876.
  44. Г. Некоторые сюжеты из области духовной культуры древних тюрков // Древнетюркский мир: история и традиции. Казань, 2002. С
  45. М.Ч. Къарачай-малкъар нарт сезле. Нальчик: Эльбрус, 2005.
  46. Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1969.
  47. А. Основы караимской религии // Боги Тавриды. История религий народов Крыма. Севастополь, 1997.
  48. С.Э. Я люблю Евпаторию: Слово и дело Городского головы. -Евпатория: Южногородские ведомости. 1996.
  49. Я. Катехизис, основы Караимского закона. Руководство по обучению Закону-Божию Караимского юношества. СПб., 1890.
  50. А. Н. Предисловие // Ксенофонтов Г. В. Шаманизм. Избранные труды (Публикации 1928−1929 гг.). Якутск, 1992.
  51. Евреи-караимы // Журнал Министерства внутренних дел. СПб., 1843.-Ч. 1.
  52. А.И. Элементы полового символизма в традиционной этнической культуре языков // ЭО. 1996. — № 4.
  53. Н. А. Заметки о монгольской антропонимии // Ономастика Востока. М.: Наука, 1980.
  54. С.С. Группы крови у караимов и крымчаков // Бюле-теш постшно1 ком. Вивчання кров’яних угруповань при мед. секци Харгавсь-кого наукового товариства. Харьюв, 1928. — Т. III.
  55. И.В. Двенадцатилетний животный цикл у народов Центральной Азии // Труда Института истории, археологии и этнографии АН Каз. ССР.- 1960.-Т. 8.
  56. Известия Таврического Университета. Кн. 1. Симферополь, 1919.
  57. История возникновения и развития караимизма / сост. И. О. Синани. -Симферополь: Спиро, 1888.
  58. И. История казахов Алтая (найманы и киреи) // Научный доклад. Алма-Ата: АН Респ. Казахстан, 1992.
  59. И.И. Русский букварь для татарских народных училищ. -Одесса. 1870.
  60. И.И. Краткий практический учебник русского языка составленный для начальных татарских школ Таврической губернии. Казань. 1900.
  61. М.Дж. Хазарско-иудейское наследие в традиционной культуре карачаевцев // Вестник Еврейского университета в Москве. М., 1997.
  62. И.З. Друг людей. Нравоучение караимскому юношеству с приведением текстов великих писателей священных книг. Одесса, 1886.
  63. Карай (крымские караимы). История, культура, святыни. Симферополь: Акъ-мэджид, 2000.
  64. Караимско-русско-польский словарь / под ред. Н. А. Баскакова, А. Зай-ончковского, С. М. Шапшала. М.: Русский язык, 1974.
  65. Караимская народная энциклопедия / под общ. ред. М. С. Сарач. -М.: Карайлар, 1995. Т. 1−2.
  66. Караимская народная энциклопедия. -М., 1998. Т. 3−5.
  67. Караимская народная энциклопедия. М: ООО «Тортуга-Клуб», 2000.-Т. 6.
  68. Караимы // Большая Советская энциклопедия. 2-е изд. — 1953. -Т. 20- 3-е изд., 1973.-Т. 11.
  69. Караимы // Народы Европейской части СССР. II. М.: Наука 1964.
  70. Караимы // Краткая еврейская энциклопедия. Т. 4. Иерусалим, 1988.
  71. Караимы и Москва / под общ. ред. М. С. Сарач. М.: Госатомнадзор России, 1997.
  72. Л.Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком // Сборник музея антропологии и этнографии. 1926. — Т. 6.
  73. А. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие. Спб: Евразия, 2001
  74. М.Б. Караимская община г. Гезлева (Евпатория) в ХУШ-ХЖ вв. по свидетельствам очевидцев // Тирош. Труды по иудаике. Вып. 5. М., 2001.
  75. М. К истории малоизвестных караимских общин Крымского полуострова // Тирош: Труды по иудаике. Вып. 6. М., 2003.
  76. М.Б. Караимские некрополи Чуфут-Кале и Мангупа по описаниям путешественников и ученых ХУШ-Х1Х вв. // Материалы восьмой ежегодной междисциплинарной конференции по иудаике. Ч. 1. — М., 2000.
  77. М.Б. Караимы // От Киммерийцев до крымчаков: Народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в. Симферополь, 2004.
  78. А.Ф., Полканов Ю. А., Шутов Ю. И. Подземная система у стен Чу фут Кале Джуфт Кале. раскрывает свои тайны // Крым: Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. М., 2004.
  79. В.Ф. Охрана исторических памятников в Крыму (1920−1941 гг.) // Художественное наследие: хранение, исследования, реставрация. М., 1994.
  80. В.Х. Универсальное описание Крыма. Ч. 16. СПб., 1875.
  81. Константин Багренародный. Об управлении империей. М., 1991.
  82. Е. краткий обзор истории караимской религии и ее распространения среди различных народов. Париж, 1948.
  83. B.C. Военные традиции крымских караимов Симферополь, 2004.
  84. С. Крымские легенды. Париж, 1925.
  85. Т.В. Шаманизм // Избранные труды (Публикации 1928−1929 гг). Якутск, 1992.
  86. Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история, расселение. Уфа, 1974.
  87. В.А. Очерки истории алан. Орджоникидзе, 1984.
  88. Ю. Аланы по сведениям классических византийских писателей. Киев, 1899.
  89. М.С. Динамика численности и расселение караимов и крымчаков за последние двести лет // География и культура этнографических групп татар в СССР. М.: Наука, 1983.
  90. А.В. Ставропольские туркмены. Историко-этнографи-ческие очерки. СПб: Изд. отд. Языкового центра СПб ГУ, 1995.
  91. М.Р., Курбанов Г. М. Религии в истории народов Дагестана. Махачкала: Изд. дом «Народы Дагестана», 2006.
  92. Р.Н. Календарные обряды крымских татар. Симферополь: Крымучпедгиз, 1996.
  93. Н.П. Различные обрядовые комплексы в свадебном церемониале народов Средней Азии и Казахстана // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М.: Наука, 1975.
  94. И.И. Основы этнического сознания карачаево-балкарского народа. Минск: Технопринт, 2000.
  95. А. Крымские татары (Историко-лингвистический очерк). Симферополь: Анаюрт. 1993.
  96. И.М., Текеев K.M. Этногенетические аспекты в традиционной культуре и идеологических воззрениях карачаевцев и балкарцев // Этногенез карачаевчев и балкарцев. Карачаевск, 1197
  97. А. Путешествие господина А. Де мА Мотрэ в Европу, Азию и Африку // Адыги, балкарцы и карачаевцы у известных европейских авторов XIII—XVIII вв. Нальчик, 1974.
  98. С. Мастер танцевального искусства //elbrusoid.org
  99. Р. Очерки фольклора тюрков: автореф. дисс. Баку: Мелекский гос.пед.ин-т, 1966.
  100. K.M. Грамматика караимского языка. Фонетика и морфология. М.: Наука, 1964.
  101. K.M. Краткий грамматический очерк караимского языка. -М.: Наука, 1947.
  102. K.M. Лексика тюркских языков в сравнительном освещении (западнокыпчакская группа). -М.: Наука, 1975.
  103. А. Почему крымчаки и караимы Крыма считают оскорблением, когда их называют евреями? // Шолем. 2003. — № 1.
  104. А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М.: Наука, 1990.
  105. Очирж, Голданова Г. Р. Свадебная обрядность баятов МНР // Тра-диционая обрядность монгольских народов. Новосибирск: Наука, 1992.
  106. Очерки истории Симферопольского государственного университета (1918−1939). Симферополь: Таврида, 1993.
  107. С.Ш. Дни минувшие. Из воспоминаний // Караимская жизнь.1912.-№ 8−9.
  108. Л.В. Антропологический состав туркменских племен и этногенез туркменского народа // Труды Южно-Туркменской археологич. комплексной экспедиции. Т. IX. Ашхабад: АН Туркм. ССР, 1959.
  109. А. Крымские караимы /карай коренной малочисленный тюркский народ Крыма. — Париж, 1995.
  110. Н.Полканов Ю. А. Караи-крымские караимы тюрки. Симферополь. 1997.
  111. Ю.А. Крымские караимы. Бахчисарай, 1994.
  112. Ю.А. Къырымкъарайларын аталар-созы. Пословицы и поговорки крымских караимов. Бахчисарай, 1995.
  113. Ю.А. Легенды и предания караев (крымских караимов-тюрков). Симферополь, 1995.
  114. Ю.А. Обряды и обычаи крымских караимов тюрков: женитьба рождение ребенка, похороны. — Бахчисарай, 1994.
  115. Ю.А., Полканова А. Ю., Богославская Т. А. Национальная кухня крымских караимов (караев) // Традиционная пища, как выражение этнического самосознания. М.: Наука, 2001.
  116. А., Полканова Т. Джуфт Кале в легендах и преданиях крымских караимов. Симферополь, 2002.
  117. Ю.А., Шутов Ю. И. Открытие подземного хода у стен древней крепости Чу фут Кале Джуфт Кале. // Крым: Историко-краевед-ческий альманах. Вып. 1. М., 2004.
  118. Л.П. Очерки по истории алтайцев. М.-Л.: АН СССР, 1953.
  119. Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Ис-торико-этнографический очерк. Л.: Наука, 1969.
  120. С.А. Беседы о караимстве. Одесса: «Центр» тип. X. Нахим-кина, 1902.
  121. Продолжатель Теофона. Жизнь Византийских царей. СПб., 1992.
  122. Д.А. Учивший заветам правды, добра и гуманности. Илья Ильич Казас. Биографический очерк (1832−1912). Симферополь: АнтиквА, 2008.
  123. В.В. Из Сибири. Страницы дневника. М.: Наука, 1989.
  124. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 1. -M.-JL: АН СССР, 1952.
  125. Я.Я. Антропологический тип татар из Ускюта // Вопросы антропологии. 1961. — № 8.
  126. В.А. Некоторые вопросы этнической истории Средней Азии в трудах В.В. Бартольда и после него // Бартольдовские чтения. Тезисы, доклады и сообщения. М.: Ин-т Востоковедения АН СССР, 1974.
  127. Садри Максуди Ареал. Тюркская история и право. Казань: ФЭН, 2002.
  128. А.Н. Избранные труды о Крыме. Симферополь, 2000.
  129. С. Описание пребывания императорской фамилии в Крымув сентябре 1837 года. Одесса, 1840.
  130. Сборник старинных грамот и указаний Российской империи касательно прав и состояние русско-поддаееых караимов. СПб., 1890.
  131. Л.Г. Крымское промышленное плодоводство. М., 1912.
  132. Сквозь века: народы Крыма. Вып. 1(2) / под ред. Н. Николаенко.
  133. Симферополь: Академия гуманитарных наук, 1995 (1996).
  134. В.В. Предисловие // Сборник старинных грамот и узако-ненений Российской империи касательно прав и состояния русско-подданныхкараимов. СПб., 1890.
  135. С. О крымских караимах // Православная жизнь: ежемесячное приложение к журн. «Православная Русь». 1966. — № 5.
  136. Стеб лева И. В. К реконструкции древнетюркских религиозно-мифологической системы // Тюркологический старшина. М., 1972.
  137. О. Славяне и восток // Изучение культур славянских народов: Советские этнографические исследования. М.: АН СССР, 1987.
  138. В.Х., Бесолова Е. Б., Гонобоблев E.H. Религиозные воззрения осетин (история религии в истории народа). Владикавказа: ВНК РАН, 1998.
  139. Толстой Н.И.О предмете этнолингвистики и ее роли в изучении языка этноса // ареальные исследования в языкознании и этнографии. Язык и этнос. Л.: Наука, 1983.
  140. Н.И. О природе князей бинарных противопоставлений типа правит левый, мужской — женский // Языки культуры и проблемы пере-водимости. — М.: Наука, 1987.
  141. В.П. Мировое дерево // Мифы народов мира. М., 1980. — Т. 1.
  142. Н.В. К происхождению некоторых поэтических символов // Ранние формы искусства. М., 1980.
  143. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1989.
  144. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1988.
  145. Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки. -М., Наука, 2003.
  146. С.П. Об эволюции культа гор у алтайцев // Шаманизм и ранние религиозные представления. М.: РАН, 1995.
  147. С.М. Крымскотатарские имена. Справочник. Симферополь, 1992.
  148. A.M. Полемика о происхождении караимов (в середине XIX-начале XX вв.) // Материалы Первой молодежной конференции СНГ поиудаике. -М., 1997.
  149. A.M. Новые данные о собирательской деятельности A.C. Фирковича // Материалы шестой ежегодной Международной междисциплинарной конференции по иудаике. Ч. 2: История еврейского народа. — М., 1999.
  150. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1939. — Т. 2.
  151. Фольклор крымских караимов. Къарайларнынъ улус бильгиси. -Симферополь, 2004.
  152. К., Ландау И., Коен Т., Гольдшмидт А. О некоторых генетических и полиморфных особенностях караимской общины // Журнал медицинских профсоюзов в Израиле. Иерусалим, 1968. — T. LXXV. — № 12.
  153. А. Караимы сыновья и дочери России. — М.: Интерпринт, 1995.
  154. Харун Яхья. Чудо Корана. М.: Культура Паблишинг, 2008.
  155. ГЛ. Дерматоглифика народов СССР. М.: Наука, 1983.
  156. Д.Л., Долинова H.A. Расовая дифференциация человечества. -М.: Наука, 1990.
  157. Г. Некоторые обычаи избегания у монголов // Советская этнография. 1991. — № 5.
  158. М.Я. Крымские караимы. М., 1993.
  159. М.Я. Крымские караимы: элементы язычества // Боги Тавриды. История религий народов Крыма. Севастополь, 1997.
  160. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата: Жазушы, 1990.
  161. И.М. Древнеисторическое божество Тенгри (Тейри) в Карачае и Балкарии. Черкессия, 1982.
  162. К.Ш. К этнической истории узбекского народа. Ташкент: ФАН, 1974.
  163. Д. «Песнь о Мангупе» 1793 года: неизвестный источник по истории караимов Крыма // Вестник Еврейского университета. 2002. — № 7 (25).
  164. С. Караимы и Чуфут Чуфт. Кале в Крыму. Краткийочерк.-СПб., 1886.
  165. С.М. Караимы и Чуфут-Кале в Крыму. Бахчисарай. 1993.
  166. С.М. О пребывании Богдана Хмельницкого и его сына Тимофея в Крыму // Вопросы истории. 1955. — № 8.
  167. С.М. Караимы СССР в отношении этническом. Караимы на службе у крымских ханов. Симферополь, 2004.
  168. Т. Караимы Крыма: история и современное состояниеобщины // Евреи Евразии. М., 2005. — № 1 (8).
  169. Т. Основные этнокультурные аспекты караимской публицистики и состояние крымской караимской общины в конце ХХ-начале XXI вв. // Тирош: Труды по иудаике. Вып.6. — М., 2003.
  170. A.M. Актуальные проблемы возрождения языка крымских караимов // Святыни и проблемы
  171. Ш. Реликтовые представления в родильных обрядах и ритуалах крымских татар // Къасевет. 1990. — № 2 (19).
  172. I., Кефел1 О., Юрченко Н., Береговський О. Карашське кладовище бшя Галича. Льв1в-Галич, 2000.
  173. Г. С. Русско-караимский разговорник. Симферополь, 1993.
  174. Г. С. 21 урок караимского языка (крымский диалект).1. Мелитополь, 2001.
  175. Ялпачик Г. С.Русско-караимский разговорник. Симферополь: Таврия, 1993.
  176. Г. С., Кефели Н. И. Караимы. Краткий этнографический очерк. Мелитополь, 1992.
  177. А.И. Краткий обзор археологического изучения турецких народностей СССР за 10 лет (1924−1934) // Антропологический журнал. М., 1936. -№> 1.
  178. Baschmakoff A. Cinguante siecles d’evolution etnigue autor de la Mer Noire. Paris, 1937.
  179. Czacki Tadeusz. Kazimierz Jozef Turowski. Rozprawa о Zydach i Karaitach Nakladem Wydawn. Biblioteka Polskiej, 1860.
  180. Czekanowski J. Z zagadnien antropologii Karaimow // Mysl Karaimska, Ser. Nowa. 1947. — T. II. — Rok. XXIV.
  181. Dubinski A. Caraimica. Prace karaimiznawche. Warszawa: Dialog, 1994.
  182. Dubinski A. Karaimska Wystawa Etnograficzna w Trokach // Muzealnictwo. Warczawa, 1990. — № 33.
  183. Dubinski A. Lokalizacja jezyka karaimskiego w swietle jego rozwojuhistorycznego // Caraimica. Warszawa, 1994.
  184. Qini C. Caraimi di Polonia e Lituania // Genus. Rorna. 1936. — № 2.
  185. Kowalski T. Jezyk karaimski // Mysl karaimska. 1926. — № 3.
  186. Kowalski T. Jezyk karaimski. Wilno, 1926.
  187. Kowalski T. Prsyczynki do etnografii i dialektologii karaimskiej //
  188. Rocznik. Grjentalistyczny. T. V.
  189. Mann J. Texts and Studies in Jewish History and Literature. Vol. 2:
  190. Karaitica. Philadelphia: Jewish Publication Society, 1935.
  191. Morelowski M. Tkaniny Ludowe Karaimskie a sprava pochodzenia Karaimow krymskih i polskich // Mysl karaimska. 1934. — № 10.
  192. Miller Ph. A Speculation on External Factors in the Formation of the Crimean Karaite (National) Identity // Judaism and Islam. Boundaries, Commuica-tion and Interaction. Leiden-Boston: Brill, 2000.
  193. Miller Ph. Karaite Separatism in Nineteenth-Century Russia: Joseph Solomon Lutski’s Epistle of Israel’s Deliverance. Cincinnatti: Hebrew Union College, 1993.
  194. Miller Ph. Spiritual and Political Leadership among Nineteenth-Century Crimean Karaites // Proceedings of the Eleventh World Congress of Jewish Studies. Jerusalem: World Union of Jewish Studies, 1994. — Div.B. — Vol. III.
  195. Freund R. Karaites and Dejudaization: A Historical Review of an Endogenous and Exogenous Paradigm. Stockholm, 1991.
  196. Pritsak O. Das Kiptschakische // Philologiae Turcicae Fundamentae. Edited by Jean Deny, K. Gronbech, H. Schneel, and Z. Velidi Togan. Wiesbaden: F. Steiner, 1959.-Vol. 1.
  197. Reicher M. Sur les groupes sanduins des Caraimes de Troki et de Wilno // Anthropologie. Prague. 1932. — № 9.
  198. Sapsal S. Kirim Karai Turkleri. Istanbul, — 1928.
  199. Schur N. The History of the Karaites. Wien: Peter Lang, 1992.
  200. Schur N. The Karaite Encyclopedia. Wien: Peter Lang, 1995.
  201. Shapira D. Miscellanea Judaeo-Turkica. Four Judaeo-Turkic Notes: Ju-daeo-Turkica IV // Jerusalem Studies in Arabic and Islam. 2002. — № 27.
  202. Shapira D. Some Notes on the History of the Crimean Jewry from the Ancient Times Until the End of the 19th Century, With Emphasis on the Qnm a Jews in the First Half of the 19th Century // The Jews and the Slavs. 2007.
  203. Shapira D. Tendencies and Agenda in Karaite and Karaite-related Studies in Eastern Europe in the 20th Century // Pinkas. 2006. — № 1.
  204. Steiniger F. Bieder von Karaimen und Tataren in Ostlande // Nature und Folk. Berlin: Senckenbergische Naturforschende Gesellschaft. — 1944. — № 10.
  205. Szyszman A. Osadnictwo karaimskie na ziemiach wielkiego Ksiestwa Litewskiego. Wilno, 1936.
  206. Talko-Hryncewicz J. Karaimi v. Karaici litewscy // Materialy anthropo-logiczno-archeologiczne i etnograficzne. T.VII. — Krakow. 1904.
  207. Zajaczkowski A. Khazarin Culture and its Jnheriors // Acta Orientalia Hunagria. -1961.
  208. Zajaczkowski A. Karaims in Poland. History. Language. Folklore. Science. Warszawa, 1961.
  209. Zajaczkowski A. Z poezji ludowei tatarsko-karaimskiey na Krymie // Roznik Orientalistychny. 1961. — T. 24. — № 2.
  210. Zand M. Notes on the Culture of the Non-Ashkenazi Jewish Communities Under Soviet Rule // Jewish Culture and Identity in the Soviet Union. -N.Y. -London, 1991.1. Информаторы:
  211. ЬАбкович Мариола Рафаловна, 1964 г. р., г. Врацлов, Польша
  212. Айваз Роман Арамович, 1947 г.р. г. Санкт-Петербург
  213. Бабаджан Тамара Саадьевна, 1917 г. р., г.- Москва
  214. Бабаджан Александр Азарьевич, 1939 г. р., г. Симферополь
  215. Габай Вячаслав Эдуардович, 1951 г. р., Евпатория, Украина
  216. Джигит Семен Ильич, 1947 г.р., Харьков, Украина
  217. Ельяшевич Вячеслав Маркович- 1979 года, Феодосия, Украина
  218. Ефетов Константин Александрович, 1958 г. р., Симферополь
  219. Ильченко Леонид Алексеевич, 1978 г. р., Феодосия, Украина Ю. Кирписчи Гершом Евгеньевич, 1970 г. р., Голландия
  220. Козырович Иосиф Борисович, 1946 г. р., Тракай, Литва
  221. Лавринович Марк Захарович, 1938 г. р., Тракай, Литва
  222. Лебедев (Сиказан) Вячеслав, 1954 г. р., Симферополь, Украина М. Майкапар Александр Евгеньевич, 1946 г. р. г. Москва
  223. Малышева Анна Ильинична (Культе), 1927 г. р., Евпатория, Украина
  224. Петров-Дубинский Олег Васильевич, 1939 г. р., г. Москва
  225. Пенбек Дмитрий Александрович, 1923 г. р., г. Ницца, Франция
  226. Синани Сергей Борисович, 1957 г. р., Евпатория, Украина
  227. Суров Юрий Николаевич, 1942 г. р. г. Харьков, Украина
  228. Таймаз Борис Семенович, 1941 г. р., г. Москва
  229. Тирияки Давид Захарович, 1955 г. р., Евпатория, Украина
  230. Топал Олимпиада Васильевна, 1946 г. р., Феодосия, Украина 23. Хаджи Анатолий Викторович, 1929 г.р., г. Евпатория, Украина
  231. Шайтан Игорь Александрович, 1955 г. р., г. Симферополь, Украина
  232. Юзефович Габриель Максимович, 1940 г. р., г. Вильнюс, Литва
  233. Юхневич Шымон Васильевич, 1926 г. р., г. Тракай, Литва
  234. Ялпачик София Гелиевна, 1935 г. р., г. Мелитополь, Украина
  235. Яшиш Владимир Федорович, 1946 г. р., Харьков, Украина
Заполнить форму текущей работой