Этнокультурные традиции Ирана в отражении национального кинематографа
Диссертация
Для понимания и интерпретации зрительного ряда и смыслового ядра иранских фильмов в контексте визуально-антропологического анализа и в рамках обозначенного в исследовании системного подхода, в предлагаемой диссертационной работе активно привлекается широкий круг изысканий смежных дисциплин востоковедческого, этнографического, антропологического, социологического и искусствоведческого содержания… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИРАНСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
- 1. 1. Направления и методы изучения кинематографа средствами визуальной антропологии
- 1. 2. Становление национальной иранской кинематографии: взаимодействие между этнокультурной традицией и исламской идеологией
- Глава 2. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ИРАНА В ОТРАЖЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНЕМАТОГРАФА (1979—2012 гг.)
- 2. 1. Ирано-иракская война и культ мученичества
- 2. 1. 1. Посещение святых мест и могил предков
- 2. 1. 2. Институт плакальщиц
- 2. 1. 3. Культ мученичества и тазийе
- 2. 2. Распределение тендерных ролей на экране и в жизни
- 2. 2. 1. Образ женщины на экранах кинотеатров шахского периода
- 2. 2. 2. Тендерная стратификация общества в республиканский период
- 2. 2. 3. Разграничение приватной и публичной сфер пространства
- 2. 3. Самоопределение этнических меньшинств Ирана
- 2. 3. 1. Гилянцы: лингвистическая палитра иранского общества
- 2. 3. 2. Кашкайцы: традиционный уклад и социальная мобильность
- 2. 3. 3. Курды: борьба за культурную и политическую автономию
- 2. 1. Ирано-иракская война и культ мученичества
- 3. 1. Трансляция этнокультурных традиций Ирана в странах Запада и стратегии национальной политики ИРИ в условиях системы международных кинофестивалей
- 3. 2. Кинематограф как инструмент культурной экспансии Ирана в странах Мусульманского Востока
Список литературы
- Авдеев Г. П. Идеологическая борьба в современном Иране // Ислам и общественное развитие в начале XXI века. М.: Крафт+, 2005. С. 432— 441.
- Агаев С.Л. Иран: рождение республики. М.: Политиздат, 1984. 336 с.
- Алиев С.М. К национальному вопросу в современном Иране // Афганистан, Иран, Турция: история и экономика (Краткие сообщения института народов Азии). М.: Наука, 1964. № 77. С. 45—60.
- Аллахи X. История иранского искусства. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. 352 с.
- Анашкин С. Маджид Маджиди: настигнуть газель, отыскать жемчужину // История кино, 2005. № 4. С. 62—67.
- Антропологический форум: Визуальная Антропология. СПб., 2007. № 7. С. 7—138.
- Аристова Т.Ф. Курды Ирана (историко-этнографический очерк) // Краткие сообщения Института этнографии им. Миклухо-Маклая. М.: Академия наук, 1954. Вып. 21. С. 98—104.
- Аристова Т.Ф. Курды Закавказья. Историко-этнографический очерк. М.: Наука, 1966. 210 с.
- Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М.: Мысль, 1970. 144 с.
- Бернштейн А. По ту сторону реализма: к проблеме раскрытия религиозного опыта в этнографическом кино //Аудиовизуальная антропология: история с продолжением. М.: Институт наследия, 2008. С. 153—160.
- Бертельс Е. Персидский театр. Л.: Акас1егта, 1924. 93 с.
- Богословская И.В. Традиционный костюм курдов Ирана и Ирака (опыт эстетической характеристики) // Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии. М.: Наука, 1992. С. 145—152.
- Бунюэль JI. Смутный объект желания. М.: АСТ-Зебра Е, 2009. 428 с.
- Васильева Д.О. Арабские мотивы в изобразительном искусстве Ирана XIX—XX вв.еков: Шиитская иконография // Культура Аравии в азиатском контексте. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. С. 269—289.
- Галунов P.A. Народный театр Ирана // Советская этнография, 1936. № 4—5. С. 55—83.
- Гасратян М.А. Курды Турции в новейшее время. Ереван: Айастан, 1990. 385 с.
- Гасратян М.А. Курдская проблема в Турции (1986—1995). М.: Институт Востоковедения РАН, 2001. 240 с.
- Гольдциер И. Культ святых в исламе. М.: ОГИЗ, 1938. 180 с.
- Гусейнов A.A. Турецкое кино: история и современные проблемы. М.: Наука, 1978. 205 с.
- Гусейнов А. Йылмаз Гюней. Жизнь — подвиг. М.: Наука, 1987. 87 с.
- Гусейнова Д.А. О феномене художественного в мистерии «Таз'ие» // Искусство Востока: художественная форма и традиция. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С. 158—183.
- Гусятинский Е. Джафар Панахи: реальность невидима // Искусство кино, 2007. № 9. С. 51—57.
- Джалил Дж. Курды Османской империи в первой половине XIX века. М.: Наука, 1973. 199 с.
- Дорошенко Е.А. Некоторые тенденции в развитии культуры Ирана в 20—30-х годах XX в. // Афганистан, Иран, Турция: история и экономика
- Краткие сообщения института народов Азии). М.: Наука, 1964. № 77. С. 81—92.
- Дорошенко Е.А. О некоторых религиозных институтах и деятельности шиитского духовенства в современном Иране // Религия и общественная мысль народов Востока. М.: Наука, 1971. С. 175—195.
- Дорошенко Е.А. Пути и формы воздействия шиитского духовенства на общественно-политическую жизнь // Ислам в истории народов Востока. М.: Наука, 1981. С. 72—85.
- Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. Историко-этнографический очерк. М.: Наука, 1982. 133 с.
- Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. М.: Наука, 1985. 227 с.
- Дроздова М. Под покровом небес // Искусство кино, 2001. № 10. С. 36— 38.
- Дунаева Е.В. Положение женщин в ИРИ // Ислам и общественное развитие в начале XXI века. М.: Крафт+, 2005. С. 281—289.
- Жехак Л., Грюнберг А. Л. Некоторые черты традиционного мировоззрения пуштунов // Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии. М.: Наука, 1992. С. 182—196.
- Жигалина О.И. Роль ислама в развитии идеологии курдского национального движения в Иране // Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1982. С. 111—130.
- Жигалина О.И. Национальное движение курдов в Иране (1918—1947 гг.). М.: Наука, 1988. 168 с.
- Жигалина О.И. Миссионерство и веротерпимость в Иране // Ислам и политика (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М.: Крафт + ИВ РАН, 2001. С. 295—305.
- Жигалина О.И. Ислам у курдов Западной Азии // Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция современное состояние, история и перспективы). М.: ИВРАН-Крафт+, 2002. С. 198— 209.
- Жигалина О.И. Проблемы этнокультурной конфликтности в современном Иране // Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. М.: МГИМО, 2005а. С. 336—352.
- Жигалина О.И. О деятельности радикально-исламских группировок в Юго-Восточном Курдистане // Ислам и общественное развитие в начале XXI века. М.: Крафт+, 20 056. С. 451—455.
- Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка // Психология самосознания. Самара: БахраХ-М. 2007. С. 641—655.
- Иран // Вся Азия: географический справочник (государственное устройство, природа, население, хозяйство, история, культура). М.: Муравей, 2003. С. 84—91.
- Ислам. Краткий справочник. М.: Наука, 1983. 159 с.
- Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. 315 с.
- История Ирана. М.: МГУ, 1977. 488 с.
- Казурова Н.В. Древнеиранское изобразительное искусство и современный иранский кинематограф // Радловский сборник. СПб.: МАЭ РАН, 2010. С. 21—24.
- Казурова Н.В. Пространство и время в кинематографе Аббаса Киаростами // Радловский сборник. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 280—284.
- Казурова Н.В. Пространство иранского фильма // Восточная коллекция. 2011. № 2 (45). С. 124—132.
- Казурова Н.В. Философское осмысление повседневности: иранские режиссеры и их фильмы // Аз1а11са: Труды по философии и культурам Востока. СПб.: СПбГУ, 2011. Вып. 5. С. 97—105.
- Казурова Н.В. Иранский режиссер Бахман Гобади: Игра не по правилам // Азия и Африка сегодня. 2011. № 9. С. 73—77.
- Казурова Н.В. Обрядово-праздничная культура как предмет изучения визуальной антропологии // Праздники и обряды как феномены этнической культуры: Материалы Десятых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб.: СПГУТД, 2011. С. 29—32.
- Казурова Н.В. Кинолетопись народных ремесел и промыслов: мастерство ковроткачества племени кашкаев // IX Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2011. С. 353.
- Казурова Н.В. Документальный и художественный кинематограф как этнографический источник: критерии и оценки // IX Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. Петрозаводск: КарНЦ РАН2011. С. 96.
- Казурова Н.В. Народная иранская драма тазийе: От сценических подмостков к Web-сайтам // Радловский сборник. СПб.: МАЭ РАН, 2012. С. 363—370.
- Казурова Н.В. Иранский режиссер Аббас Киаростами: фальсификатор вымысла // Вестник СПбГУ. Сер 15. Искусствоведение. СПб.: СПбГУ, 2012, № 2. С. 151—158.
- Казурова Н.В. Ислам и постреволюционный иранский кинематограф // Религиоведение: Научно-теоретический журнал. 2012. № 1. С. 164—171.
- Казурова Н.В. Роль ислама в формировании этнической и эстетической идентичности иранского кинематографа // Восток (Oriens). Афроазиатские общества: история и современность. 2012. № 2. С. 67—73.
- Казурова Н. «Самрук-Этно-Фест — 2012″: Первый международный кинофестиваль этнографических фильмов стран СНГ (искусствоведческо-антропологический экскурс) // Антропологический форум Online. 2012. № 17. С. 361—375.
- Казурова Н.В. Этнические меньшинства в национальном кинематографе Ирана // Визуальная антропология: Российское поле. VI Московский международный фестиваль и конференция визуальной антропологии „Камера-посредник“. М.: ИЭАРАН, 2012. С. 180—196.
- Кепель Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма. М.: Ладомир, 2004. 468 с.
- Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978. 223 с.
- Кино. Энциклопедический словарь. М., 1986. 640 с.
- Кисляков H.A. Персы (этнографический очерк) // Советская этнография, 1953. №З.С. 92—111.
- Кляшторина В.Б. Эволюция культурной доктрины Исламской республики Иран // Ислам и политика (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М.: Крафт + ИВ РАН, 2001. С. 306—318.
- Колпаков А.П. Курдское племя Джелалаванд // Советская этнография, 1951. № 3. С. 164—166.
- Коран / Пер. Г. С. Саблукова. СПб.: ACT, Северо-Запад Пресс, 2004. 485 с.
- Курдские сказки, легенды и предания. М.: Наука, 1989. 624 с.
- Курды в пламени войны. М.: Грифон, 2005. 312 с.
- Кутлаки С. Среди иранцев: путеводитель по нравам и обычаям. М.: Юнайтед Пресс, 2011. 257 с.
- Лазарев М.С. Курдский национализм в XX веке (особенности развития и современное состояние) // Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция современное состояние, история и перспективы). М.: ИВРАН-Крафт+, 2002. С. 79—95.
- Левашов В. „Узор ковра“ // Искусство кино, 1997. № 11. С. 56—59.
- Логашова Д. Б. Мифология и современное бытование праздника Ноуруз // Традиционные ритуалы и верования. М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1995. Ч. 2. С. 291—318.
- Лукоянов А.К. Иранский фундаментализм и Центральная Азия // Ислам и политика (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М.: Крафт + ИВ РАН, 2001. С. 276—285.
- Лукоянов А.К. Исламская революция. Иран опыт первый 1979—2009. М., 2010. 396 с.
- Малахов B.C. Государство в условиях глобализации: учебное пособие. М.: КДУ, 2007. 256 с.
- Малиновский Б. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана. М.: РОССПЭН, 2004. 551 с.
- Мамедова Н.М. Иран: от монархии к республике. Современное положение и перспективы // Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция современное состояние, история и перспективы). М.: ИВРАН-Крафт+, 2002. С. 46—60.
- Манучихри А. Политическая система Ирана. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. 240 с.
- Марков Б.В. Культура повседневности. СПб: Питер, 2008. 352 с.
- Марр С.М. Мохаррам: шиитские мистерии как пережиток древних переднеазиатских культов // Традиционная культура народов Передней и Средней Азии (Сборник МАЭ Т. XXVI), 1970. С. 313—366.
- Мгои Ш. Х. Курдский национальный вопрос в Ираке в новейшее время. М.: Наука, 1991. 164 с.
- Мгои Ш. Х. Исламизм и курдское национальное движение // Ислам и общественное развитие в начале XXI века. М.: Крафт+, 2005. С. 456— 464.
- Очерки новой истории Ирана (XIX начало XX в.). М.: Наука, 1978. 202 с.
- Пауэлс Л. Репрезентируя движущиеся культуры: проблемы и возможности антропологической и социологической киносъемки //
- Визуальная антропология: настройка оптики. М.: Вариант, 2009. С. 37— 63.
- Пелевин М.С. Народная драма тазийе в современном Иране // Кунсткамера: Этнографические тетради. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1995. № 8—9. С. 119—126.
- Петров Г. М. Некоторые данные для характеристики курдов Сенджаби в Иране// Советская этнография, 1952. № 1. С. 113—119.
- Плахов А. На холмах Персии жизнь и ничего больше // Искусство кино, 1997. № 11. С. 40—44.
- Плахов А. Мохсен Махмальбаф. Последний лев // Всего 33 звезды мировой кинематографии. М.: Винница „АКВИЛОН“, 1999. С. 369—381.
- Плахов А. Кино как футбол // Искусство кино, 2006. № 4. С. 29—31.
- Плахов А. Мохсен Махмальбаф. Последний лев // Режиссеры настоящего. Визионеры и мегаломаны. СПб.: Амфора, 2008. Т.1. С. 213— 231.
- Плахов А. Восточный мистицизм против западной дисциплины. Диалог М. Махмальбафа и В. Херцога // Режиссеры настоящего. Визионеры и мегаломаны». СПб.: Амфора, 2008. Т.1. С. 298—310.
- Прозоров С.М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти // Ислам: Религия, общество, государство. М.: Наука, 1984. С. 204—211.
- Разлогов К. Искусство экрана: от синематографа до Интернета. М.: РОССПЭН, 2010. 287 с.
- Семенов A.A. Как живут персы (очерк) // История Ирана. М.: Альтернатива: Евролинц, 2003. С. 255—283.
- Современный Иран. Справочник. М.: Наука, 1993. 429 с.
- Солдатова Г. У. Этническая идентичность // Психология самосознания. Самара: БахраХ-М, 2007. С. 656—667.
- Спутницкая H. Фольклор в кино // Кинограф (журнал прикладного киноведения). М., 2007. № 18. С. 232—284.
- Стефаненко Т.Г. Социальная и этническая идентичность // Идентичность: Хрестоматия. М.: МПСИ, 2003. С. 196—220.
- Тишунина Н.В. Современные глобализационные процессы: вызов, рефлексии, стратегии // Глобализация и культура: аналитический подход. СПб.: Янус, 2003. С. 5—24.
- Тренин Д. В. Интеграция и идентичность: Россия как «новый Запад». М.: Европа, 2006. 398 с.
- Фомин В.И. Правда сказки. Кино и традиции фольклора. М.: Материк, 2001. 280 с.
- Хисматулин A.A., Крюкова В. Ю. Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме. СПб.: Петербургское востоковедение, 1997. 266 с.
- Шахов А. Новое иранское кино в Москве // Персия, 2000. № 3. С. 30—33.
- Шахов А. Аббас Киаростами // Режиссерская энциклопедия. Кино Азии, Африки, Австралии и Латинской Америки. М.: Материк, 2001. С. 59—60.
- Шахов А. Мохсен Махмальбаф // Режиссерская энциклопедия. Кино Азии, Африки, Австралии и Латинской Америки". М.: Материк, 2001. С. 73.
- Шахов А. Кинематографический клан Мохсена Махмальбафа // Персия, 2002а. № 1. С. 16—22.
- Шахов А. Аббас Киаростами // Персия, 20 026. № 2. С. 19—21.
- Широкорад А. Персия Иран. Империя на Востоке. М.: Вече, 2010. 377 с.
- Шукуров Ш. М. Образ человека в искусстве ислама. М.: Едиториал УРСС, 2004. 160 с.
- Эммами X. Документальные фильмы на религиозные темы // Иран сегодня, 2003. № 2. С. 17—20.
- Эммами X. Заметки об иранских документальных фильмах на религиозные темы // Иран-Наме. Научный востоковедческий журнал, 2007. № 1. С. 94—99.
- Яковенко И.Г. Трансформация базовых идентичностей: факторы, тренды, сценарии // Современные трансформации российской культуры. М.: Наука, 2005. С. 119—134.
- Abdulla J. J. The Kurds: A Nation on the Way to Statehood. Bloomington, IN: AuthorHouse, 2012. 352 p.
- Adelkhah F., Olszewska Z. The Iranian Afghans // Iranian Studies, Apr 2007, Vol. 40, Issue 2. P. 137—165.
- Afary J. The Contentious Historiography of the Gilan Republic in Iran: A Critical Exploration // Iranian Studies, Winter/Spring 1995, Vol. 28, Issue Vi. P. 3—24.
- Aghaie K. S The Martyrs of Karbala: Shi’ite Symbols and Rituals in Modern Iran. Washington, DC: The University Press, 2004. 200 p.
- Ahmadzadeh H., Stansfield G. The Political, Cultural, and Military ReAwakening of the Kurdish Nationalist Movement in Iran // Middle East Journal, Winter 2010, Vol. 64, Issue 1, P. 12—27.
- Akin S. Language and Cultural Contact: Vive la mariee. et la liberation du Kurdistan // Polyglot Cinema: Migration and Transcultural Narration in France, Italy, Portugal and Spain. Piscataway, NJ: Transaction Publishers, 2010. P. 111—127.
- Andrew G. «Ten» (Abbas Kiarostami). London: BFI Publishing, 2005. 88 p.
- Askew K., Wilk R.R. The Anthropology of Media: A reader. Maiden: Blackwell Publishing, 2002. 416 p.
- Atabaki T. Ethnic Diversity and Territorial Integrity of Iran: Domestic Harmony and Regional Challenges // Iranian Studies, Mar 2005, Vol. 38, Issue l.P. 23—44.
- Aziz M. A. The Kurds of Iraq: Ethnonationalism and National Identity in Iraqi Kurdistan. London, New York: I.B. Tauris Publishers, 2011. 288 p.
- Banks M., Morphy H. (eds.) Rethinking Visual Anthropology. New Haven, London: Yale University Press, 1999. 336 p.
- Banks M., Ruby J. (eds.) Made to Be Seen: Perspectives on the History of Visual Anthropology. Chicago: University Press, 2011. 419 p.
- Bayat-Philipp M. Tradition and Change in Iranian Socio-Religious Thought // Modern Iran: The Dialectics of Continuity and Change. Albany: State University of New York Press, 1981. P. 37—57.
- Beck L., Nashat G. Women in Iran: From 1800 to the Islamic Republic. Springfield: University of Illinois Press, 2004. 288 p.
- Bergala A., Ballo J. Erice Kiarostami. Correspondences. Madrid: Actar and La Casa Encendida, 2006. 161 p.
- Between Art and Anthropology: Contemporary Ethnographic Practice. New York, Oxford: Berg Publishers, 2010. 224 p.
- Cardullo B. War Games: on Bahman Ghobadi’s Turtles Can Fly II Screen Writings: Views of a Total Art, Classic to Contemporary. London: Anthem Press, 2010. P. 31—36.
- Chaliand G. A People without a Country: the Kurds and Kurdistan. New York: Olive Branch Press, 1993. 259 p.
- Chaudhuri Sh. Iranian Cinema // Contemporary World Cinema: Europa, the Middle East, East Asia and South Asia. Edinburgh: University Press, 2005. P. 71—93.
- Chelkowski P. In Ritual and Revolution: The Image in the Transformation Culture // Views: The Journal of Photography of New England, Spring 1989, Vol. 10, Issue 3. P. 8—12.
- Chelkowski P. The Art of Revolution and War: the Role of the Graphic Arts in Iran // Picturing Iran: Art, Society and Revolution. London, New York: I.B. Tauris Publishers, 2002. P. 127—142.
- Chelkowsky P. Art for twenty-Four Hours // Islamic Art in the 19th century: Tradition, Innovation and Eclecticism. Leiden: Brill, 2006. P. 409— 433.
- Clayton S. On Screenwriting outside the West (Makhmalbaf film House) // Analyzing the Screenplay. London, New York: Routledge, 2011. P. 175— 198.
- Collier J., Collier M. Visual Anthropology: Photography as a Research Method. Albuquerque, NM: University of New Mexico Press, 1986. 248 p.
- Crabb C.V., Jr. The Impact of Islamic Thought upon Political Ideology and Behavior // Journal of Politics, Nov. 1986, Vol. 48, Issue 4. P. 1065— 1072.
- Crawford P.I., Turton D. (eds.) Film as Ethnography. Manchester: University Press, 1992. 332 p.
- Dabashi H. Close up. Iranian Cinema: Past, Present and Future. London, New York: Verso, 2001. 302 p.
- Dabashi H. Masters and Masterpieces of Iranian Cinema. Washington, DC: Mage Publishers, 2007. 451 p.
- Dabashi H. Conversations with Mohsen Makhmalbaf. London, New York, Calcutta: Seagull Books, 2010. 188 p.
- Daniel E.L. The History of Iran. Santa-Barbara, California: ABC-CLIO, 2012. 334 p.
- DeBano W.S. Enveloping Music in Gender, Nation, and Islam: Women’s Music Festivals in Post-Revolutionary Iran // Iranian Studies, Sept. 2005, Vol. 38, Issue 3. P. 441−462.
- Devereaux L., Hillman R. (eds.) Fields of Vision: Essays in Film Studies, Visual Anthropology, and Photography. Berkeley, Los Angeles: University of California Press, 1995. 362 p.
- Devictor A. Classic Tools, Original Goals: Cinema and Public Policy in the Islamic Republic of Iran (1979—97) // The New Iranian Cinema: Politics, Representation and Identity. London, New York: I.B. Tauris Publishers, 2002. P. 66—77.
- Donmez-Colin G. Women, Islam and Cinema. London: Reaktion Books, 2004. 206 p.
- Donmez-Colin G. Iran // Cinema of the Other: a Personal Journey with Film-makers from the Middle East and Central Asia. Portland, Oregon: Intellect Books, 2006. P. 19—96.
- Dorraj M. Symbolic and Utilitarian political Value of a Tradition: Martyrdom in the Iranian Political Culture // Review of Politics, Summer 97, Vol. 59, Issue 3. P. 489—521.
- Driver G.R. The Religion of the Kurds (BSOAS). London, 1922. Vol. 2. № 2. 197 p.
- Duhnkrack S. The Development of Iranian Cinema after the Revolution. Munich: Grin Verlag, 2009. 23 p.
- El Guindi F. Visual Anthropology: Essential Method and Theory. Walnut Creek, CA: AltaMira Press, 2004. 293 p.
- Elena A. The Cinema of Abbas Kiarostami. London: SAQI, 2005. 2971. P
- Falzon Ch. Philosophy goes to the Movies: an Introduction to Philosophy. London, New York: Routledge, 2007. 268 p.
- Farahmand A. Perspectives on recent (International Acclaim for) Iranian Cinema // The New Iranian Cinema: Politics, Representation and Identity. London, New York: I.B. Tauris Publishers, 2002. P. 86—109.
- Farahmand A. Disentangling the International Festival Circuit: Genre and Iranian Cinema // Global Art Cinema: New Theories and Histories. Oxford: University Press, 2010. P. 263—285.
- Farhi F. Crafting a National Identity amidst Contentious Politics in Contemporary Iran // Iranian Studies, Mar 2005, Vol. 38, Issue 1. P. 7—22.
- Farzanefar A. Kino des Orients: Stimmen aus einer Region. Marburg: Schuren Verlag, 2005. 270 s.
- Fischer M. Mute Dreams, Blind Owls, and Dispersed Knowledge (Persian poesis in the transnational circuitry). Durham, London: Duke University Press, 2004. 475 p.
- Flaskerud I. Visualizing Belief and Piety in Iranian Shiism. New York: Continuum, 2010. 320 p.
- Floor W.M. The History of Theatre in Iran. Washington, DC: Mage Publishers, 2005. 340 p.
- Ghamari-Tabrizi B. Memory, Mourning, Memorializing: On the Victims of Iran-Iraq War, 1980 Present // Radical History Review, Fall 2009, Issue 105. P. 106—121.
- Ghazian H. The Crisis in the Iranian Film Industry and the Role of Government // The New Iranian Cinema: Politics, Representation and Identity. London, New York: I.B. Tauris Publishers, 2002. P. 77—86.
- Gheytanchi E. Frauen in der islamischen Offentlichkeit des Iran // Islam in Sicht: der Auftritt von Muslimen im offentlichen Raum. Bielefeld: Transcript Verlag, 2004. S. 206—227.
- Ghorashi H., Boersma K. The 'Iranian Diaspora' and the New Media: From Political Action to Humanitarian Help // Development and Change, Jul2009, Vol. 40, Issue 4. P. 667—691.
- Ginsberg T., Lippard Ch. Iran—Persia // Historical Dictionary of Middle Eastern Cinema. Lanham, MD: Scarecrow Press, 2010. P. 193—197.
- Global Neorealism: the Transnational History of a Film Style. Jackson: University Press of Mississippi, 2011. 272 p.
- Gow Ch. From Iran to Hollywood and some Places in-between (Reframing Post-Revolutionary Iranian Cinema). London, New York: I.B. Tauris Publishers, 2011. 240 p.
- Graham M. Afghanistan in the Cinema. Carbondale: Southern University Press of Illinois, 2010. 196 p.
- Gray G. Cinema: A Visual Anthropology. Oxford: Berg Publishers, 2010. 167 p.
- Grimshaw A., Ravetz A. (eds.) Visualizing Theory. London, New York: Routledge, 1994. 167 p.
- Haeri Sh. Law of Desire: Temporary Marriage in Shi’i Iran. Syracuse, New York: Syracuse University Press, 1989. 256 p.
- Haeri Sh. Temporary Marriage and the State in Iran: An Islamic Discourse on Female Sexuality // Social Research, Spring 1992, Vol. 59, Issue l.P. 201—223.
- Haeri Sh. Sacred Canopy: Love and Sex under the Veil // Iranian Studies, Feb. 2009, Vol. 42, Issue 1. P. 113—126.
- Halliday F. The Iranian Revolution // Political Studies, Sept. 82, Vol. 30, Issue 3. P. 437—444.
- Halper L. Law and Women’s Agency in Post-Revolutionary Iran I I Harvard Journal of Law and Gender, 2005, Vol. 28, № 1. P. 85—142.
- Hamid R. Panning Out for a Wider View: Iranian Cinema Beyond Its Borders // Cineaste, Summer 2006, Vol. 31, Issue 3. P. 48—50.
- Hayward S. Third World Cinema: Iranian Cinema // Cinema Studies: The Key Concepts. London, New York: Routledge, 2000. P. 43739.
- Heider K.G. Indonesian Cinema: National Culture on Screen. Honolulu, HI: University of Hawaii Press, 1991. 154 p.
- Heider K.G. Ethnographic Film. Austin: University of Texas Press, 2006. 161 p.
- Hemmasi M., Prorok C.V. Demographic Changes in Iran’s Officially Recognized Religious Minority Population since the Islamic Revolution // African and Asian Studies, 2002, Vol. 1, Issue 2. P. 63—86.
- Henley P. The Adventure of the Real: Jean Rouch and the Craft of Ethnographic Cinema. Chicago: University Press, 2009. 507 p.
- Hughes-Warrington M. History goes to the Movies: Studying History on Film. London, New York: Routledge, 2007. 226 p.
- Iranians: Nationality (People of Iran) // Encyclopedia of the Peoples of Africa and Middle East: L to Z. New York: Infobase Publishing, 2009. P. 310—317.
- Jwaideh W. The Kurdish National Movement: its Origins and Development. Syracuse, New York: University Press, 2006. 419 p.
- Kalami P. Poetic Cinema: Trauma and Memory in Iranian Cinema. Davis: University of California, 2008. 166 p.
- Kalinak K. A History of Film Music (1960—present): Iran // Film Music: A Very Short Introduction. Oxford: University Press, 2010. P. 80—81.
- Keddie N.R. Religion, Society, and Revolution in Modern Iran // Modern Iran: The Dialectics of Continuity and Change. Albany: State University of New York Press, 1981. P. 21—36.
- Keddie N.R. Modern Iran: Roots and Results of Revolution. New Haven: Yale University Press, 2003. 400 p.
- Khosronejad P. War in Iranian Cinema: Religion, Martyrdom and National Identity. London: I. B. Tauris Publishers, 2012. 256 p.
- Kiri§ ci K., Winrow G.M. The Kurdish Question and Turkey: an Example of a Trans-state Ethnic Conflict. London: Frank Cass, 1997. 237 p.
- Lahiji Sh. Chaste Dolls and Unchaste Dolls: Women in Iranian Cinema since 1979 // The New Iranian Cinema: Politics, Representation and Identity. London, New York: I.B. Tauris Publishers, 2002. P. 215—227.
- Landau J.M. Taziya // Studies in the Arab Theater and Cinema. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1958. P. 45—63.
- Leweke A. Abbas Kiarostami: Dem Leben einfach zusehen // Filmpodium. Zurich, 2010. S. 17—25.
- Lotfalian M. Islamic Revolution and the Circulation of Visual Culture // Radical History Review, Fall 2009, Issue 105. P. 163—167.
- MacDougall D. Transcultural Cinema. Princeton, New Jersey: University Press, 1998. 318 p.
- Malekpour J. The Islamic Drama. London, New York: Routledge, 2004. 188p.
- Mameghanian-Prenzlow M. Zwischen Wort und Bild. Iranische Literatur und Kunst der Gegenwart im Austausch // Der Orient, die Fremde: Positionen zeitgenossischer Kunst und Literatur. Bielefeld: Transcript Verlag, 2006. S. 101—121.
- Mankekar P. Screening Culture, Viewing Politics: An Ethnography of Television, Womanhood, and Nation in Postcolonial India. Durham, London: Duke University Press, 1999. 429 p.
- Markert J. Post—9/11 Cinema: Through a Lens Darkly. Lanham: Scarecrow Press, 2011. 392 p.
- McDowall D. A Modern History of the Kurds. London, New York: I.B. Tauris Publishers, 2004. 515 p.
- Media, Culture and Society in Iran: Living with Globalization and the Islamic State. London, New York: Routledge, 2008. 277 p.
- Mehrabi M. A Bed and Several Dreams: A Short History of Iranian Cinema // Cineaste, Summer 2006, Vol. 31, Issue 3. P. 38—47.
- Milani M.M. Iran’s Policy Towards Afghanistan // Middle East Journal, Spring 2006, Vol. 60, Issue 2. P. 235—256.
- Milani A. Parviz Sayyad // Eminent Persians: the Men and Women who made Modern Iran 1941−1979. Syracuse, New York: University Press, 2008. Vol. 2. P. 1022—1028.
- Milani A. Zoroaster and the Ayatollahs // National Interest, Jan/Feb 2011, Issue 111. P. 64—72.
- Minahan J. Gilakis // Encyclopedia of the Stateless Nations: Ethnic and National Groups Around the World. Westport, CT: Greenwood Press, 2002. Vol. II: D-K. P. 666—671.
- Mir-Hosseini Z. Negotiatig the Politics Gender in Iran: An Ethnography of a Documentary // The New Iranian Cinema: Politics, Representation and Identity. London, New York: I.B. Tauris Publishers, 2002. P. 167—200.
- Mitha F. The Films of Abbas Kiarostami: Framing the Burdens of Contemporary Muslim Identity // Arab Studies Quarterly, 2009, Vol. 31, Issue i-iii. P. 141—148.
- Moghadam V.M. Revolution, Religion, and Gender Politics: Iran &Afghanistan Compared // Journal of Women’s History, Winter 1999, Vol. 10, № 4. P. 172—195.
- Moghissi H. Islamic Cultural Nationalism and Gender Politics in Iran // Third World Quarterly, Apr 2008, Vol. 29, Issue 3. P. 541 554.
- Morris P. The Ayatallah Khomeini // History Today, Jun 81, Vol. 31, Issue 6. P. 37—41.
- Moruzzi N.C. Women in Iran: Notes on Film and from the Field // Feminist Studies, Spring 2001, Vol. 27, Issue 1. P. 89—100.
- Mosley P. Mohsen Makhmalbafs Kandahar: Lifting a Veil on Afghanistan // Film and Television After 9/11. Carbondale: Southern University Press of Illinois, 2004. P. 178—184.
- Mottahedeh N. New Iranian Cinema // Traditions in World Cinema. Edinburg: University Press, 2006. P. 176—193.
- Mottahedeh N. Displaced Allegories: Post-Revolutionary Iranian Cinema. Durham, London: Duke University Press, 2008. 199 p.
- Mottahedeh N. Iranian Cinema in the Twentieth Century: A Sensory History // Iranian Studies, Sept. 2009, Vol. 42, Issue 4. P. 529—548.
- Naficy H.A. The Making of Exile Cultures: Iranian Television in Los Angeles. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1993. 283 p.
- Naficy H. Iranian Cinema // Life and Art: the New Iranian Cinema. London: National Film Theater, 1999. P. 12—25.
- Naficy H.A. An Accented Cinema: Exilic and Diasporic Filmmaking. Princeton, NJ: University Press, 2001. 374 p.
- Naficy H. Islamizing Film Culture in Iran: A Post-Khatami Update // The New Iranian Cinema: Politics, Representation and Identity. London, New York: I.B. Tauris Publishers, 2002. P. 26—66.
- Naficy H.A. Phobic Spaces and Liminal Panics: Independent Transnational Film Genre // Multiculturalism, Postcoloniality, and
- Transnational Media. Piscataway, NJ: Rutgers University Press, 2003. P. 203—226.
- Naficy H. A. Making Films with an Accent: Iranian Emigre Cinema // Cineaste, Summer 2006, Vol. 31, Issue 3. P. 42—44.
- Naficy H.A. Theorizing «Third-World» Film Spectatorship: The Case of Iran and Iranian Cinema // Genre, Gender, Race, and World Cinema: An Anthropology. Maiden: Blackwell Publishing, 2007. P. 369—388.
- Naficy H.A. A Social History of Iranian Cinema: The Artisanal Era, 1987—1941. Vol. 1. Durham, London: Duke University Press, 201 la. 456 p.
- Naficy H.A. A Social History of Iranian Cinema: The Industrializing Years, 1941—1978. Vol. 2. Durham, London: Duke University Press, 2011b. 552 p.
- Naficy H.A. A Social History of Iranian Cinema: The Islamicate Period, 1978—1984. Vol. 3. Durham, London: Duke University Press, 2012. 256 p.
- Najmabadi A. Verdicts of Science, Rulings of Faith: Transgender/Sexuality in Contemporary Iran // Social Research, Summer 2011, Vol. 78, Issue 2. P. 533—556.
- Nancy J.-L. The Evidence of Film: Abbas Kiarostami. Brussels: Yves Gevaert Editeur, 2001. 181 p.
- Natali D. The Kurds and the State: Evolving National Identity in Iraq, Turkey, and Iran. Syracuse, New York: Syracuse University Press, 2005. 238 P
- Nyang S.S. Continuities and Discontinuities in Islamic Perspectives on Cultural Diversity // Cultural Diversity and Islam. Lanham, New York, Oxford: University Press of America, 2003. P. 39—56.
- Olson R.W. the Kurdish Nationalist Movement in the 1990s: its Impact on Turkey and the Middle East. Lexington: University Press of Kentucky, 1996. 208p.
- Osanloo A. The Politics of Women’s Rights in Iran. New Jersey: Princeton University Press, 2009. 258 p.
- Paidar P. Women and the Political Process in Twentieth-Century Iran. Cambridge: University Press, 1997. 401 p.
- Pak-Shiraz N. Shi’i Islam in Iranian Cinema: Religion and Spirituality in Film. London: I.B. Tauris Publishers, 2011. 256 p.
- Pamela Karimi Z. Iranian Cinema: Text and Context // Art Journal, Summer 2006, Vol. 65. P. 136—137.
- Pardo E.J. Iranian Cinema Goes Universal // Middle Eastern Societies and the West: Accommodation or Clash of Civilizations? Tel Aviv: University Press, 2006. P. 289—315.
- Parlby F.P. The Muharram // Wanderings of a Pilgrim, in Search of the Picturesque. Manchester, 2001. P. 204—210.
- Partovi P. Martyrdom and the «Good life» in the Iranian Cinema of Sacred Defense // Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East, 2008, Vol. 28, Issue 3. P. 513—532.
- Pink S. The Future of Visual Anthropology: Engaging the Senses. London, New York: Routledge, 2006. 166 p.
- Pink S. Doing Visual Ethnography. London: Sage, 2007. 234 p.
- Pink S. (ed.) Visual Interventions: Applied Visual Anthropology (Studies in Applied Anthropology). New York, Oxford: Berghahn Books, 2009. Vol. 4. 336 p.
- Poudeh R.J., Reza Shirvani M. Issues and Paradoxes in the Development of Iranian National Cinema: An Overview // Iranian Studies, Jun 2008, Vol. 41, Issue 3. P. 323—341.
- Poudeh R. Women Make Movies: Documentary Films by Iranian Women (Review Essay) // Iranian Studies, Jun 2010, Vol. 43, Issue 3. P. 411— 417.
- Price M. Iran’s diverse Peoples: a Reference Sourcebook. Santa-Barbara, California: ABC-CLIO, 2005. 376 p.
- Rahimieh N. Making Gender and Difference in the Myth of the Nation: A Post-revolutionary Iranian Films // The New Iranian Cinema: Politics, Representation and Identity. London, New York: I.B. Tauris Publishers, 2002. P. 238—253.
- Rahimieh N. Divorce Seen through Women’s Cinematic Lens // Iranian Studies, Feb. 2009, Vol. 42, Issue 1. P. 97—112.
- Ram H. Mythology of Rage: Representations of the «Self' and the «Other» in Revolutionary Iran // History and Memory, Spring/Summer 1996, Vol. 8, Issue l.P. 67—87.
- Ray L. Globalization and Everyday Life. London, New York: Routledge, 2007. 238 p.
- Razavi Sh. Islamic Politics, Human Rights and Women’s Claims for Equality in Iran // Third World Quarterly, Oct. 2006, Vol. 27, Issue 7. P. 1223—1237.
- Reza-Haghighi A. Politics and Cinema in Post-revolutionary Iran: An Uneasy Relationship // The New Iranian Cinema. Politics, Representation and Identity. London, New York: I.B. Tauris Publishers, 2002. P. 109—116.
- Reza-Sadr H. Contemporary Iranian Cinema and its Major Themes // Life and Art: the New Iranian Cinema. London: National Film Theater, 1999. P. 26—43.
- Reza-Sadr H. Iranian Cinema: a Political History. London, New York: I.B. Tauris Publishers, 2006. 303 p.
- Reza Sheikholeslami A. The Transformation of Iranian Political Culture: from Collectivism to Individualism 11 Cultural Diversity and Islam. Lanham, New York, Oxford: University Press of America, 2003. P. 149—162.
- Rezai-Rashti G.M. Transcending the Limitations: Women and the Post-revolutionary Iranian Cinema // Critical Middle Eastern Studies, Summer 2007, Vol. 16, Issue 2. P. 191—206.
- Riaux G. The Formative Years of Azerbaijani Nationalism in Post-revolutionary Iran // Central Asian Survey, Mar 2008, Vol. 27, Issue 1. P. 45—58.
- Romano D. The Kurdish Nationalist Movement: Opportunity, Mobilization and Identity. Cambridge, New York: University Press, 2006. 277 P
- Rosenbaum J. Close-up (1990) // The A List: The National Society of Film Critics' (100 Essential Films). Boston: Da Capo Press, 2002. P. 76—79.
- Rosenbaum J. Radical Humanism and the Coexistence Film and Poetry in The House is Black II Goodbye Cinema, Hello Cinephilia: Film Culture in Transition. Chicago: University Press, 2010. P. 260—265.
- Rostami-Povey E. Afghan Refugees in Iran, Pakistan, the U.K., and the U.S. and Life after Return: A Comparative Gender Analysis // Iranian Studies, Apr 2007, Vol. 40, Issue 2. P. 241—261.
- Rouleau E. Khomeini’s Iran // Foreign Affairs, Fall 80. Vol. 59, Issue 1. P. 1—20.
- Ruby, Jay. Visual Anthropology // Encyclopedia of Cultural Anthropology. New York: Henry Holt and Company, 1996. Vol. 4. P. 1345— 1351.
- Ruthven M., Nanji A. Muslim Cinema // Historical Atlas of Islam. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 2004. P. 188—190.
- Saadi-Nejad M. Mythological Themes in Iranian Culture and Art: Traditional and Contemporary Perspectives // Iranian Studies, Apr. 2009, Vol. 42, Issue 2. P. 231—246.
- Sadough P. S. Film Farsi — Der Film und die Gesellschaft Irans. Munich: Grin Verlag, 2007. 56 s.
- Saeed-Vafa M. Location (Physical Space) and Cultural Identity in Iranian Films // The New Iranian Cinema. Politics, Representation and Identity. New York: I.B. Tauris Publishers, 2002. P. 200—214.
- Saeed-Vafa M., Rosenbaum J. Abbas Kiarostami. Urbana, Chicago: University of Illinois Press, 2003. 155 p.
- Sahay K.N. Visual Anthropology in India and its Development. New Delhi: Gyan Publishing House, 1993. 229 p.
- Sedghi H. Women And Politics in Iran: Veiling, Unveiling, And Reveiling. Cambridge: University Press, 2007. 341 p.
- Seret R. Osama // World Affairs in Foreign Films: Getting the Global Picture. Ada, Oklahoma: Chicksaw Press, 2011. P. 7—29.
- Shaery-Eisenlohr R. Imagining Shi’ite Iran: Transnationalism and Religious Authenticity in the Muslim World // Iranian Studies, Feb. 2007, Vol. 40, Issue l.P. 17—35.
- Shaffer B. The Formation of Azerbaijani Collective Identity in Iran // Nationalities Papers, Sept. 2000, Vol. 28, Issue 3. P. 449-^77.
- Shafik V. Arab Cinema: History and Cultural Identity. Cairo: American University in Cairo Press, 2007. 239 p.
- Shahidian H. International Trends: Islam, Politics, and Problems of Writing Women’s History in Iran // Journal of Women’s History, Jun 95, Vol. 7, Issue 2. P. 113—144.
- Shahidian H. Women in Iran: Emerging Voices in the Women’s Movement. Vol. 1. Westport, Connecticut: Greenwood Press, 2002a. 215 p.
- Shahidian H. Women in Iran: Gender Politics in the Islamic Republic. Vol. 2. Westport, Connecticut: Greenwood Press, 2002b. 303 p.
- Sheibani K. The Poetics of Iranian Cinema: Aesthetics, Modernity and Film after the Revolution. London, New York: I.B. Tauris Publishers, 2011. 222 p.
- Shoup J. A. Gilaki and Mazandari // Ethnic Groups of Africa and the Middle East: An Encyclopedia. Santa Barbara, California: ABC-CLIO, 2011. P. 108—110.
- Simpson P. Iranian Classics // Movie Lists: 397 ways to pick a DVD. London: Profile Books, 2009. P. 176—177.
- Sinema-ye kudak qessegu-st // Farabi film quarterly, Winter 1991, Vol.3, No.l. P. 138—143.
- Soila T. New Waves, Authorship, and the Politics of the Festival Circuit (Abbas Kiarostami and the New Iranian Cinema) // Fifty Contemporary Filmmakers. London, New York: Routledge, 2002. P. 204—211.
- Stansfield G.R. Iraqi Kurdistan: Political Development and Emergent Democracy. London, New York: Routledge, 2003. 256 p.
- Sullivan Z.T. Iranian Cinema and the Critique of Absolutism // Media, Culture and Society in Iran (Living with Globalization and the Islamic State). London, New York: Routledge, 2008. P. 193—203.
- Suthrell Ch. Sex, Cross-Dressing and Culture. New York, Oxford: Berg Publishers, 2004. 220 p.
- Takeyh R. The Iran-Iraq War: A Reassessment // Middle East Journal, Summer 2010, Vol. 64, Issue 3. P. 365—383.
- Tarock A. The Politics of the Pipeline: The Iran and Afghanistan Conflict // Third World Quarterly, Aug 1999, Vol. 20, Issue 4. P. 801—819.
- Tejel J. Syria’s Kurds: History, Politics and Society. London, New York: Routledge, 2009.189 p.
- The Women of Karbala: Ritual Performance and Symbolic Discourses in Modern Shi’i Islam. Austin: The University of Texas Press, 2005. 297 p.
- Vali A. Kurds and the State in Iran: The Making of Kurdish Identity. London, New York: I.B. Tauris Publishers, 2011. 244 p.
- Varzi R. Warring Souls: Youth, Media, and Martyrdom in Postrevolution Iran. Durham: Duke University Press, 2006. 290 p.
- Wawryniuk A. Vom Kinosaal in die Galerie (Formen der Verwandlung der Kinoasthetik in die Kunstasthetik in den Installationen von Shirin Neshat). Hamburg: Diplomica Verlag, 2011. 176 s.
- Weakland J.H. Feature Films as Cultural Documents // Principles of Visual Anthropology. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2009. P. 45—69.
- Weinberger S. Neorealism, Iranian Style // Iranian Studies, Feb. 2007, Vol. 40, Issue l.P. 5—16.
- Women and Islamic Cultures: A Bibliography of Books and Articles in European Languages since 1993 // Methodologies, Paradigms and Sources. 2003. Vol. l.P. 453—615.
- Wong C. Iranian Cinema, Cinematographers, and Debates in Global Public Spheres // Film Festivals: Culture, People, and Power on the Global Screen. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 2011. P. 168—179.
- Yildiz K., Fryer G. The Kurds: Culture and Language Rights. London: KHRP, 2004. 284 p.
- Youssefzadeh A. Iran’s Regional Musical Traditions in the Twentieth Century: A Historical Overview // Iranian Studies, Sept. 2005, Vol. 38, Issue 3. P. 417—439.
- Zan-e irani dar sinema-ye qabl wa ba’d az enqelab-e islami // Women and Cinema: the Article Series of Woman and Cinema Congress. Tehran: Cultural and Social Council of Women, 1999. P. 154—156.
- Zeydabadi-Nejad S. The Politics of Iranian Cinema: Films and Society in the Islamic Republic. London: Routledge, 2010. 190 p.
- Головнев A.B. Киноантропология (текст доклада на международной конференции «Искусство и наука в современном мире», М., 2009 г.). URL: http://valeiTtishkov.ru/cntnt/nauchnaya/horoshietl .html (дата обращения: 22.07.2012).
- Iran News (Тегеран, ИРНА, 05.08.2003). URL: http://www.iran.ru/rus/news iran. php?act=news by id&news id^l 1853 (дата обращения: 12.03.2012).