Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этническое самосознание современной молодежи Республики Коми

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертационное исследование основывается на общих методологических принципах (объективность, историзм, комплексность) и аналитических методах, широко применяемых в общественных науках: анализ и синтез, сравнение, обобщение. В рамках данной работы наиболее продуктивным является конструктивистский подход к этничности (Б. Андерсон, Э. Хобсбаум, В.А. Тишков). Положение о возможности использования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социокультурные ориентации современной студенческой молодежи Республики Коми
    • 1. 1. Постперестроечная студенческая молодежь Республики Коми: общая характеристика
    • 1. 2. Региональная идентичность современной студенческой молодежи г. Сыктывкара
  • Глава 2. Этничность в структуре самоидентификации современной студенческой молодежи г. Сыктывкара
    • 2. 1. Этническая идентичность в представлениях студентов
    • 2. 2. Соотношение этнической и гражданской идентичности
  • Глава 3. Функционирование этничности в молодежной среде Республики Коми
    • 3. 1. Этнические стереотипы
    • 3. 2. Некоторые практики репрезентации этничности

Этническое самосознание современной молодежи Республики Коми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Современная Россия находится в состоянии поиска идентичностей, своего пути развития и места в мире. Процессы нациестроительства, становящиеся все более значимой политической задачей властей, требуют адекватного понимания социальных перемен в российском обществе, меняющихся предпочтений россиян, относящихся к разным возрастным и социальным группам. Без изучения системы ценностей и предпочтений современной молодежи невозможно понять и оценить динамику культурных изменений в рамках того или иного сообщества. Для понимания того, как происходит формирование духовной культуры молодежи в настоящее время, необходимы исследования соотношения общегражданских и этнокультурных установок и возможностей их позитивной совместимости в современных условиях.

Помимо того, что интерес к молодежной тематике в этнологии вполне обоснован в общенаучном плане, не менее значим он и в прикладном отношении. Актуальными являются прикладные исследования, направленные на оптимизацию жизни полиэтнических регионов, каким является и Республика Коми, особенно в свете усилившихся проявлений ксенофобии, расизма и этнонационализма. Изучение молодежи, в том числе студенчества, позволяет прогнозировать состояние общественного сознания, поскольку современная молодежь будет в дальнейшем сама участвовать в формировании самосознания будущих поколений. Система ценностей и предпочтений молодежи, безусловно, должна учитываться при разработке культурной политики в целом, образовательной политики, а также в сфере федеральной и региональной этнонациональной политики.

Степень научной разработанности темы.

В последние годы в отечественной научной литературе наряду с понятием этнического самосознания все чаще встречается понятие «этническая идентичность». В широком междисциплинарном ракурсе эти понятия нередко рассматриваются как тождественные. Автор данного диссертационного исследования придерживается именно такого подхода, рассматривая этническую идентичность и этническое самосознание как комплекс представлений человека о своей этнической принадлежности, а также сумму чувств и намерений, связанных с этими представлениями.

Теория идентичности легла в основу исследований в целом ряде дисциплин, таких как, философия, психология, социология, этнология, антропология. Концепция идентичности зародилась в рамках психоаналитической традиции в работах 3. Фрейда, Э. Фромма и К.-Г. Юнга1 и уже окончательно оформилась в когнитивной психологии и связана с л именами Дж. Тернера, Г. Тэжфела, Э. Эриксона. Согласно принятому у данных авторов подходу идентичность определяется через сравнение своей группы с другими группами по ряду значимых параметров. Таким образом, идентичность проявляется, с одной стороны, во взаимодействии с другими людьми, а с другой, в саморефлексии личности. Подобное понимание сущности идентичности также представлено в работах X. Абельса, Дж. Мид .

В нарративном подходе к идентичности особое внимание уделяется контекстуальному процессу взаимодействия, образующим фактором которого является язык. Идентичность понимается как нарратив, история, рассказываемая о себе в процессе жизни. Человек заимствует бытующие в культуре повествовательные мотивы, ценности, нормативы, трансформируя их в свои жизненные истории, идентичность формируется из субъективно отобранных биографических фактов своей жизни4.

Большое внимание теме индивидуальности и личностной идентичности уделялось в постмодернистской философии. Так, в феноменологии и символическом интеракционизме проблема идентичности разрабатывалась П. Бергером, Т. Лукманом и А. Щюцем5, которые обращали внимание на механизмы формирования социальной идентичности в повседневной практике. Методологический анализ применения термина идентичность представлен в исследовании Р. Брубейкера6. В отечественной науке подобную проблему проанализировал В.А. Малахов7.

В отечественной науке впервые проблема взаимодействия личности и окружающей культурной* среды развивается в работах по социальной психологии в рамках культурно-исторической теории развития сознания JI.C. Выгодского и А. Н. Леонтьева, которые рассматривают сознание как динамическую смысловую систему аффективных волевых и g интеллектуальных процессов. Непосредственно теория социальной идентичности, ее социально-культурной и исторической обусловленности рассматривается в работах B.C. Агеева, В. А. Ядова, И.С. Кона9.

Как в зарубежной, так и в отечественной психологии разработка структуры идентичности проводилась на примере этнической идентичности. Первоначально, внимание исследователей было направлено на определение содержания автои гетеростереотипов и межэтническое взаимодействие в ходе миграций. Данная проблематика рассматривалась в работах Г. У. Солдатовой, Т. Г. Стефаненко, Н.М. Лебедевой10. Позднее с накоплением значительного эмпирического материала в этнопсихологии стало возможным выделение основных компонентов этнической идентичности. В структуре этнической идентичности выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков) и аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней). Л. М. Дробижева выделяет еще и поведенческий компонент, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы, «построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях"11. Структура этнической идентичности подробно представлена в работах Т. Г. Стефаненко и В.Ю. Хотинец12.

В отечественную этнографию термин идентичность перекочевал на рубеже 1980;1990;ых гг. из работ англоязычных культурных антропологов как этническая и национальная идентичность и связан с пересмотром «теории этноса». Согласно традиционному для советской этнографии подходу произошло слияние воедино теории этноса и теории нации: Влияние этого наследия ощутимо и сегодня, особенно это заметно в политическом и обыденном лексиконе, где в синонимичном смысле бытует этнос как национальность, национальный и т. д. Эквивалентом идентичности в отечественной этнографии выступает самосознание, как этническое и национальное самосознание.

В научной литературе термин национальное самосознание впервые появляется в трудах историков (Д.С. Лихачев, В.В. Мавродин) в середине 1940;ых гг. на волне стимулирования национальных чувств в период Второй мировой войны13. Вторым этапом в изучении этнического и национального самосознания стала широкая дискуссия 1960;1970 гг., развернувшаяся на страницах журналов «Вопросы истории», «Вопросы философии» и «Расы и народы». В рамках данной дискуссии предпринималась попытка пересмотра прежних теоретических построений, и предлагалось рассматривать этническое самосознание как наиболее значимый этнический признак14. Дальнейший анализ сущности самосознания в определении этноса осуществил Ю.В. Бромлей15. В свою очередь, Р. Ш. Джарылгасинова рассмотрела основные достижения советской этнографической науки в разработке вопросов этнического самосознания, обозначила основные аспекты данной проблемы16.

Начало перестройки в российской этнографии ознаменовала статья.

В.А. Тишкова «Отечественная этнография: преодоление кризиса», окончательное оформление позиция автора нашла в работе «Реквием по этносу"18. Активная дискуссия по теоретическим проблемам этничности завязалась на страницах журнала «Этнографическое обозрение» с середины 1990;ых гг.19, как ответ на статью C.B. Чешко «Человек и этничность"20.

После распада СССР начинается активное изучение динамики этнополитической ситуации в республиках Российской Федерации и бывших советских республиках. В начале 1990;х гг. в Институте этнологии и антропологии РАН было выполнено несколько крупных научно-исследовательских проектов, посвященных изучению этнической идентичности, этнонационализма и разрешению конфликтов в Российской Федерации, в ходе которых исследовались политические и идеологические аспекты этнической ситуации в регионах, теоретические и методические вопросы изучения ценностей и символов национального самосознания российских народов21. Коллективом ученых под руководством JI.M. Дробижевой на основе данных массовых этносоциологических опросов 1994 г. титульного и русского населения ряда российских республик было изучено массовое сознание этнических и социальных групп с точки зрения сочетания этнических и гражданских установок22. В ходе анализа элементов этнической идентификации, двойственной роли языка во внутриэтнической консолидации и межэтнической солидарности один из ведущих отечественных этнологов М. Н. Губогло осмысливает сущность этнической мобилизации, а также ее влияние на формирование этнополитической ситуации, предлагает типологию факторов и важнейших тенденций процессов этнической мобилизации в республиках Российской Федерации и некоторых странах ближнего зарубежья на институциональном и личностном уровне23.

В настоящее время специальные исследования, посвященные соотношению гражданской и этнической идентичностей, представлены в работах JI.M. Дробижевой, Ю. В. Арутюняна, C.B. Рыжовой, А. Г. Здравомыслова, М. Ф. Черныш, Е.М. Арутюновой24.

Оценивая степень изученности проблем этнической идентичности, можно констатировать, что отечественные ученые добились значительных результатов. Однако существуют некоторые аспекты этничности, которые пока еще недостаточно изучены. В частности, одной из исключительно важных зон в анализе этничности является пересечение этнической и молодежной проблематики.

В числе первых отечественных исследователей, обративших внимание на проблему этнического самосознания молодежи была И. А. Снежкова, которая выделила три этапа формирования этнического самосознания у детей и юношества: дошкольный, младший школьный возраст и подростковый.

ЛГ возраст. Проблеме формирования этнической идентичности в этнически смешанных семьях посвящены работы Е. М. Галкиной и H.A. Алексахиной. Среди важнейших признаков этнической идентичности у потомков из смешанных семей исследователями выделены ее вариативность и л/ изменчивость. Социологи В. И. Чупров и М. В. Савва занимались изучением уровня самоидентификации молодых людей с этническими общностями и выделили социальные факторы этнического статуса .

Итогом масштабных исследований различных форм идентичностей (этнической, семейной, религиозной, гражданской и др.), в том числе и среди молодежи, стала монография М. Н. Губогло «Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки"28.

Этническому самосознанию современной московской молодежи посвящено диссертационное исследование Е. А. Омельченко, в котором рассмотрено соотношение гражданских и этнокультурных установок молодых москвичей, отмечается важность идентифицирования молодежи с Москвой как местом жительства и родиной 29.

В 2007 г. коллективом сотрудников Института социологии РАН под руководством д.э.н., профессора В. Д. Шапиро изученаличностная этническая, гражданская и религиозная самоидентификация учащихся 8−11 классов средних общеобразовательных школ Москвы семи национальностей (русские, азербайджанцы, армяне, грузины, евреи, корейцы и татары). Значительное внимание в данном исследовании уделяется распространенным автои гетеростереотипам в молодежной среде, вопросам воспитания этнической, расовой и религиозной толерантности30. Исследование роли этнического фактора в жизни столичного мегаполиса — одно из приоритетных направлений работы Института этнологии и антропологии им.

H.H. Миклухо-Маклая РАН, которое не может не касаться анализа этничности в молодежной среде и молодежной субкультуры в целом. Результатом исследований московской молодежи стала монография «Молодые москвичи. Кросскультурное исследование» (2008). Авторы описывают этнокультурные процессы в московском мегаполисе, рассматривают сложности взаимной адаптации москвичей-старожилов и мигрантов, изучают этнические установки и стереотипы, распространенные в молодежной среде, разрабатывают методы утверждения общероссийской идентичности с учетом этнокультурного разнообразия народов России31.

На сегодняшний день существует большое количество литературы по современным этнодемографическим, этнополитическим, этноязыковым процессам, проблемам этнической идентичности, функционированию и развитию национальных школ у финно-угорских народов России в процессе модернизации32.

Изучение вопросов этнической идентичности населения Республики Коми опирается на результаты многолетних исследований историков и этнографов Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН. На сегодняшний день собран и изучен значительный материал по этнической истории Республики Коми и межэтническому взаимодействию33. Процесс формирования этнического состава населения Республики Коми рассмотрен в обобщающих трудах по истории, демографии и социально-экономическому развитию региона34. Одним из первых исследований по проблеме этнического самоопределения молодежи в Коми АССР является работа JI.H. Жеребцова «К вопросу об определении национальной принадлежности детей в национально-смешанных семьях (на примере.

Коми АССР)". В дальнейшем с середины 1980;х гг. этнические процессы в Коми рассматривались в рамках исследований межэтнической и внутриэтнической брачности36. В результате массового опроса городского и сельского населения республики в 1987;1988 гг. была получена информация о состоянии межэтнического взаимодействия, языковой ситуации, в том числе и некоторых аспектах этнической идентичности. Результаты данных исследований этнических процессов в Республике Коми и Коми-Пермяцком автономном округе обобщены в коллективной монографии «Современные коми"37. Также в 1990;е гг. отдельные аспекты этнической идентичности рассматривались, преимущественно, в анализе этнокультурной, этнополитической и лингвистической ситуации в регионе38. Непосредственно теме этнической самоидентификации народов коми посвящены работы Ю.П. Шабаева39.

Значительный интерес для анализа этнического самосознания современной молодежи Республики Коми представляют материалы опроса, проведенного в 1997 г. в рамках реализации российского исследовательского проекта «Этнополитические представления молодежи. Формирование и функционирование». Материалы данного опроса были проанализированы в работе В. М. Пешковой относительно этнической самоидентификации и социокультурных ориентаций городского русского населения Республики Коми40.

В исторических исследованиях молодежь в Республике Коми рассматривалась в рамках истории образования, оценки грамотности различных слоев населения41. Особую группу исследований по молодежной тематике составляют исследования комсомольского движения Республики Коми и молодежь на производстве42. Одними из первых социологических исследований молодежи республики были работы М. Б. Рогачева и О. В. Котова по атеистическому воспитанию и уровню религиозности молодежи в советское время43. В работах В. М. Бызовой и Л. И. Краевой по этнической психологии и этнопедагогике выявляются личностные и социально-психологические особенностей представителей коми и русской молодежи, а также лиц смешанного происхождения44.

В заключение историографического обзора по вопросам этнической идентичности современной молодежи следует отметить, что несмотря на достаточно широкий круг исследований, посвященных этнической и проблематике, на сегодняшний день недостаточно представлены исследования способов и инструментов культурных репрезентаций, их роли в структуре воспроизводства этничности и конструировании этнической идентичности в молодежной среде. Также существенным пробелом в региональных исследованиях остается проблема соотношения этнической и гражданской идентичности. Данные ' положения справедливы и для Республики Коми.

Объектом исследования является современная студенческая молодежь г. Сыктывкара.

Предметом настоящего исследования являются представления об этнической принадлежности, соотношение этнической и гражданской идентичности у студентов вузов г. Сыктывкара.

Цель и задачи исследования

В диссертационном исследовании основное внимание направлено на изучение субъективных этнических представлений на индивидуальном уровне. На основании данных представлений происходит отождествление личности с. одной или несколькими этническими общностями. Цель настоящей работы заключается в определении содержания представлений об этнической принадлежности, соотношения этнической и гражданской идентичности у современной студенческой молодежи г. Сыктывкара, а также в анализе некоторых практик репрезентации этничности. Поскольку достижение поставленной цели не предполагает полного и всестороннего раскрытия такой многоаспектной темы как этническое самосознание современной молодежи Республики Коми, то исследование ограничивается следующими задачами:

1) проанализировать основные социокультурные — ориентации современной студенческой молодежи Республики Коми;

2) выявить представления об этничности у студентов вузов г. Сыктывкара;

3) определить на основе эмпирического материала место этничности в структуре самоидентификации современной студенческой молодежи г. Сыктывкара;

4) рассмотреть варианты соотношения этнической и гражданской идентичности в исследуемой группе;

5) оценить содержание этнических стереотипов;

6) показать основные практики репрезентации этничности в молодежной среде Республики Коми (на примере СМИ).

Гипотезы исследования:

1) Этническая идентичность не занимает ведущих позиций в структуре самоидентификации современной студенческой молодежи г. Сыктывкара, имеет сложную структуру, которая обусловлена особенностями исторического и этнодемографического развития региона и проявляется в сложности однозначной идентификации с определенной этнической группой.

2) Этническая идентичность в сознании студенческой молодежи совмещается с гражданской идентичностью и не противостоит ей.

3) Основным конструктом в этническом дискурсе являются категории этнических Своих и Чужих, на основе которого воспроизводятся и поддерживаются символические границы этнических групп. Этнический Чужой представлен в этнических стереотипах и может иметь негативное содержание.

4) Этническая идентичность воспроизводится и реализуется в публичном пространстве на основе этнически-маркированных образов, в том числе и в молодежной среде. При этом этничность активно включается в современное потребительское общество, становится товаром и частью молодежного стиля.

Теоретико-методологические основания исследования.

Диссертационное исследование основывается на общих методологических принципах (объективность, историзм, комплексность) и аналитических методах, широко применяемых в общественных науках: анализ и синтез, сравнение, обобщение. В рамках данной работы наиболее продуктивным является конструктивистский подход к этничности (Б. Андерсон, Э. Хобсбаум, В.А. Тишков). Положение о возможности использования этничности как особого ресурса требует обращения к концепции инструментализма45. Феноменологический подход (П. Бергер, Т. Лукман) анализирует «человеческое создание человеческого мира», которое происходит благодаря деятельности индивидов, обладающих знаниями в виде субъективных значений и представлений. В исследовании использовалась концепция «границы» группы (Ф. Барт, П. Бурдье, Р. Брубейкер). Также принят тезис о символической природе этничности. Рассмотрение роли Чужого при конструировании символических границ предполагает обращение к семиотическому подходу и специфике репрезентативных практик этничности (Т.Б. Щепанская, Е. Омельченко). При рассмотрении идентификационных структур и характера межгруппового взаимодействия применялись социально-психологические теории социальной идентичности (Г. Тэжфел, Э. Эриксон, X. Абельс, В.А. Ядов).

Основными понятиями исследования являются этническая и гражданская идентичности. Этническая идентичность включает в себя самоотождествление с этнической группой, представления о своей группе, о языке, культуре, истории, а также общие интересы группы46. Гражданская идентичность предполагает лояльность государству, отождествление с гражданами страны, представления о сообществе и солидарность с ним.

Поскольку в рамках исследования анализируются, прежде всего, этнические представления современной молодежи, то не менее важным, чем идентичность, для данной темы имеет понятие поколение. Современная молодежь рассматривается в русле характеристик «постпереломного поколения» (В.В. Семенова).

В области методологии социологического и этносоциологического исследования использовались разработки В. А. Ядова, И. Ф. Девятко, JI.M. Дробижевой, В. В. Семеновой, Е. Р: Ярской-Смирновой, В. И. Ильина.

Сбор эмпирического материала осуществлялся при помощи анкетного опроса, полуструктурированного глубинного интервью, дискурс-анализа печатных и электронных СМИ, вторичного анализа данных республиканских социологических исследований. Данные анкетных опросов были оформлены в базы данных и статистически обработаны при помощи программного пакета Excel. При обработке данных вычислялись как простые одномерные распределения переменных, так и многомерные. В отдельных случаях обработка материалов осуществлялась методом контент-анализа.

Источниковая база исследования.

Источниковая база диссертационного исследования включает в себя следующие группы материалов и документов.

Первую группу источников составляют материалы переписей населения и текущей статистики. Прежде всего, это материалы Всероссийской переписи населения — 2002 г. Они позволяют проследить изменения в этническом составе населения республики, оценить языковую компетенцию населения республики, а также определить социально-демографические показатели современной молодежи республики (распределение по возрасту, полу, уровню образования, месту жительства и т. д.).

Второй группой источников являются данные республиканских этносоциологических исследований и мониторингов общественного мнения. Материалы республиканского социологического опроса «Я и мой народ -2004» позволяют сравнить этнокультурные процессы, происходящие среди взрослого населения республики, с аналогичными процессами в молодежной среде (выборка по учащейся молодежи составила (429 человек), уточнить характер межэтнических отношений в республике на современном этапе. Мониторинг ситуации в области межнациональных отношений в Республике.

Коми проводился Институтом социально-экономических и энергетических проблем Севера по заказу Министерства национальной политики Республики Коми в 2008 и 2009 гг. Всего за два года было опрошено 13 52 человека. За последние два года сотрудниками сектора этнографии ИЯЛИ Коми НЦ проведено несколько крупных исследований по проблемам формирования гражданской нации и региональной идентичности. Опрос населения г. Сыктывкара в июне 2008 г. по проекту «Этнокультурный потенциал регионов как фактор формирования российской нации» (опрошено 452 человека). Опрос в ноябре 2008 г. в рамках исследования «Изучение общественного мнения о развитии гражданского общества» (опрошено 500 человек). Опрос в марте 2010 г. «Север и северяне» (опрошено 900 человек). Представленные выборки — многоступенчатые, сбалансированы по возрасту, полу и этническому составу. Опросы проводились методом анкетирования.

Третью группу источников образуют полевые материалы автора. Территориальные рамки исследования охватывают Республику Коми. Однако отметим, что в диссертации молодежь рассматривается на примере г. Сыктывкара, поскольку в столице Республики Коми, как политическом, экономическом, образовательном и культурном центре, представлена как сельская, так и городская молодежь со всей республики, что дает возможность составить достаточно полную картину исследования. Этносоциологический опрос по вопросам этнической идентичности, уровня региональной идентичности и языковой компетенции современной студенческой молодежи г. Сыктывкара был проведен в марте-апреле 2007 г. (500 человек). В исследовании принимала участие молодежь, которая на момент проведения опроса проживала в г. Сыктывкаре и обучалась в вузах (студенты первого — третьего курсов вузов г. Сыктывкара). Генеральная совокупность — количество студентов дневной формы обучения в г.

1П.

Сыктывкаре на 2006;2007 учебный год — 15 100 человек, ошибка выборки составляет 5%. Выборка — многоступенчатая, сбалансирована по основным критериям: возраст 18−21 год, место жительства (город/село), пол (м/ж), этническая принадлежность (русский/коми/другой). Выборка в исследовании была недостаточной для решения поставленных задач для молодых людей разных национальностей. Русские и коми составили большинство, поэтому мы выделили для анализа эти две основные группы респондентов, а в группе «другие» объединили всех представителей других национальностей (украинцев, белорусов, татар, азербайджанцев и др.).

Кроме того, по методу глубинного полуструктурированного интервью было опрошено 35 студентов Сыктывкарского госуниверситета (СыктГУ) и Коми государственного пединститута (КГПИ).

Четвертую группу источников составляют материалы средств массовой информации и глобальной информационной сети (Интернет). На протяжении нескольких лет (2006;2009 гг.) проводился мониторинг ресцубликанского молодежного издания «Твоя параллель» на предмет изучения презентации этничности в молодежной среде. Значительно расширили источниковую базу данные Интернет-ресурсов: http://vvww.komionline.ru/, http://www.finugor.komiinform.ru/, http://www.komiinform.ru/ и др.

Научная новизна полученных результатов заключается в следующем: постперестроечная студенческая молодежь Республики Коми рассматривается как разноплановая и дифференцированная социокультурная общность с определенным комплексом социокультурных ориентаций;

— выделение представлений об этнической принадлежности в специфический предмет исследования позволило определить некоторые особенности формирования этнической идентичности современной студенческой молодежи г. Сыктывкара и место этнической компоненты в структуре самоидентификации молодых россиян;

— показано соотношение этнической и гражданской идентичности в сознании студентов вузов г. Сыктывкара;

— на примере исследуемой группы определен характер межэтнического взаимодействия в молодежной среде республики;

— представлены практики репрезентации и конструирования этничности в дискурсе СМИ.

Новизна заключается также в доказательстве следующих положений, выносимых на защиту:

1. Этническое самосознание современной студенческой молодежи г. Сыктывкара преимущественно не актуализировано и не занимает ведущих позиций в структуре самоидентификации.

2. Этническое самосознание исследуемой группы базируется на комплексе представлений об этнической принадлежности родителей, знании языка и культуры, может иметь множественный и ситуативный характер. При этом понимание категории «национальность» не как гражданского определителя, а как этнического остается доминирующим.

3. Этническая и гражданская идентичности совмещаются в сознании студентов вузов г. Сыктывкара и не конкурируют.

4. Межэтнические установки студентов по сравнению с общереспубликанскими отличаются более высоким уровнем мигрантофобии. Причинами негативных установок для части студентов является ощущение культурной дистанции и нарастающей тревожности при оценке межэтнического взаимодействия в российском обществе.

5. Для публичных практик репрезентации этничности в молодежной среде республики характерна архаизация, фольклоризация и конструирование образа Иного/Чужого.

Практическая значимость работы.

Изучение этнической идентичности современной молодежи Республики Коми имеет большую научно-практическую значимость. От содержания социокультурных ориентаций современной молодежи, осознания ею своих гражданских позиций и успешного выбора жизненной стратегии зависит развитие всего современного российского общества. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших научных обобщающих исследованиях по молодежной проблематике. Полученные данные могут применяться при разработке курсов в высших учебных заведениях («Этносоциология», «Социология молодежи», «Социология образования»). Некоторые материалы и выводы работы могут оказаться полезными в работе региональных государственных органов по делам молодежи, в частности в «Отделе молодежной политики Министерства образования и науки Республики Коми», а также в рамках реализации положений государственной национальной политики Республики Коми.

Апробация работы.

Основные положения и результаты исследования изложены в публикациях и докладах диссертанта, участвовавшего в ряде школ, научно-практических конференций и семинаров: курс «Этносоциология: теория и практика», Институте социологического образования (г. Москва, 2006) — летняя школа института св. апостола Андрея: «Религия и наука» (г. Москва, 2006) — республиканский научно-методический семинар «Анализ прогноза подготовки специалистов и развитие республиканской системы содействия, трудоустройству учащейся молодежи и выпускников» (Сыктывкар, 2006) — международная научно-практическая конференция «Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность» (г. Глазов, 2007) — всероссийская молодежная научная конференция «Молодежь и наука на Севере» (г. Сыктывкар, 2008) — международная научная конференция «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии» (г. Смоленск, 2008) — международная научная конференция «Проблемы формирования общероссийской идентичности: • русскость и российскость» (г. Иваново-Плес, 2008) — всероссийская научная конференция «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере» (г. Сыктывкар, 2010).- международная летняя школа для аспирантов «European Union Studies: Methodological Opportunities and Limits», ЦИГЕ Европейский университет (Санкт-Петербург, Стрельна, 2010) — курс «Миграционная политика и миграционные процессы в.

России и Европе", Институт социологического и политологического образования (г. Москва, 2010).

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, пяти приложений. В' приложение включен инструментарий-(анкета) и список информантов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой