Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Брак и семейно-бытовые обряды аварцев Андалала: Традиции и инновации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Коренное переустройство жизни горцев началось с Октябрьской революции. В первые годы Советской власти были приняты ряд декретов и постановлений, которые в конечном итоге трансформировали бытовой уклад их и духовную культуру. Октябрьская революция способствовала преобразованию форм собственности, хозяйства, вместе с тем началась и работа по ликвидации неграмотности, юридическому уравниванию прав… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. БРАК
  • ГЛАВА II. СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ
  • ГЛАВА III. ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА
  • ГЛАВА IV. ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ

Брак и семейно-бытовые обряды аварцев Андалала: Традиции и инновации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В нашем изменяющемся мире изучение проблем, связанных с семейно-брачными отношениями, бытовой культурой и вообще всего того, что составляет духовную культуру народа, его историческую память представляет особую актуальность, так как эпоха научно-технического прогресса внесла много нового не только в сферу материального быта, но и затронула семейно-брачные отношения, обрядность, отношение к ритуалу и церемониям.

Семейно-бытовые обряды — одно из проявлений образа жизни человека. Они сопровождают такие важнейшие события в жизни людей как создание семьи, рождение ребенка, воспитание детей в семье. Семейно-бытовые обряды способствуют созданию торжественной обстановки, праздничности, веселья, они же ритуально обставляют достойный уход из жизни, придавая такому печальному, но неизбежному событию как смерть, известную са-кральность и трепетное уважение.

Прошло время безверия и нигилизма, время борьбы с «отжившими» традициями и внедрения новых так называемых безрелигиозных обрядов. В настоящее время интерес к традициям, народным обычаям и обрядам в обществе заметно возрос. Характерная тенденция наших дней — не отрицание старых обрядов, а широкое использование положительного опыта и культурного наследия прошлого. В этой связи изучение обрядов, связанных с семейно-брачными отношениями, а также обрядов, связанных с рождением ребенка и похоронно-погребальные обряды представляют особую значимость и актуальность.

Семейно-бытовые обряды и вопросы, связанные с заключением брака являются значительным социальным явлением и от результатов их исследования во многом зависят возможности научного изучения не только собственно социальных институтов, но и вообще всестороннего исследования быта и культуры народов.

Поскольку от характера брачных отношений зависят количественный рост населения, плотность, формирование духовного облика и физического типа поколений, постольку общество с самых ранних времен было заинтересовано и сейчас заинтересовано в урегулировании этих отношений путём соблюдения как морально-обрядовых, так и законодательных норм.

Результаты исследования брачных и семейно-бытовых обрядов часто предопределяют дальнейшую научную разработку единого комплекса социальных взаимоотношений в обществе, поэтому проблему эту сегодня исследуют многие общественные науки: этнография, социология, социальная психология, психология, экономика, правоведение, демография и т. д. Каждая из них имеет свою цель, направление и методику. Подобное многостороннее исследование позволяет специалистам объяснить и проанализировать эту важную сторону социальной жизни, происхождение и развитие входящих в неё отдельных элементов и закономерность их функционирования.

Исследование брачных и семейно-бытовых обрядов в этнографии является частью крупной научной проблемы — этнической истории народов, конкретная же его цель — определение базиса происхождения каждого брачного и семейно-бытового обычая и сопутствующего ему ритуала, его сути и значения, места в общей системе семейно-бытовых отношений. Изучение содержания каждого ритуала, благодаря их устойчивости, позволяет определить — в какой социальной среде он осуществлялся. Комплексное изучение брачных и семейно-бытовых обычаев выявляет процессы в их историческом развитии. Поэтому отдельные их элементы должны рассматриваться на основании как исторических, так и современных данных. Все это убедительно свидетельствует о большом теоретическом и практическом значении всестороннего изучения брачных отношений.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является описание и исследование вопросов, связанных с браком и семейно-бытовые обряды аварцев Андалала как традиционных, так и новых. При этом основной упор предполагается сделать именно на традиционном материале. Представленный инновационный материал позволит выявить степень трансформации брачных норм и семейно-бытовых обрядов в современное время.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

— исследовать основные нормы брака у аварцев андалальского общества, формы и условия его заключения

— изучить и описать свадебные обряды аварцев-андалальцев

— рассмотреть и описать обряды, связанные с рождением ребенка

— исследовать похоронно-погребальные обряды

— определить степень инноваций в брачно-семейных отношениях и в семейно-бытовых обрядах.

Хронологические рамки в работе строго не определены, но поскольку речь в основном будет идти о традиционном обществе, то предполагается, что это будет период — конец Х1Х-нач. XX в. Что касается инновационных процессов, то они затрагивают весь XX век, но особый упор делается на последних 20−30 годах, т. е. с 70-х годов и до наших дней.

Методологической основой диссертации в рассматриваемом контексте является сравнительно-исторический метод. Методологической и теоретической базой при написании диссертации послужили труды российских и дагестанских этнографов: Г. Ф. Чурсина, Е. М. Шиллинга, М. О. Косвена, Ю. В. Бромлея, Н. А. Кислякова Н. П Лобачевой, С. Ш. Гаджиевой, М. А. Агларова, Я. С. Смирновой и др.

Новизна и практическая значимость диссертации. Работа является первым опытом комплексного изучения брачных и семейно-бытовых обрядов аварцев Андалала как традиционных, так и инновационных. В научный оборот включено значительное количество нового материала, главным образом полевого. Разрабатываемый в работе комплекс вопросов позволит по-новому взглянуть на ряд не изученных или малоизученных проблем и значительно расширить сведения по этнографии аварцев. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке лекций и спецкурсов, при публикации статей по этнографии народов Дагестана.

Состояние изученности проблемы. Состояние изученности вопросов, связанных с браком и семейно-бытовой обрядностью, несмотря на давний интерес этнографической науки к этим проблемам, оставляет еще много места для исследования. В таком уникальном регионе, каким является Дагестан, народные традиции, обычаи и обряды, несомненно, представляли собой богатейшую находку для исследователей. Тем не менее, сведения дореволюционных авторов о семейно-бытовых обрядах аварцев весьма скудны. Еще меньше этих сведений, относящихся к андалальским аварцам.

Выдающаяся роль в распространении этнографических знаний принадлежала газете «Кавказ», которая начала выходить в 1846 г. в Тифлисе. Более двадцати лет газета «Кавказ» была едва ли не единственным периодическим изданием, где регулярно печатались статьи различного содержания на этнографические темы1.

Среди работ, содержащих обширные этнографические сведения о горцах Дагестана, следует назвать статью Н. Абельдяева «Заметки о домашнем быте дагестанских горцев». Это — весьма содержательный очерк, который относится к населению Мехтулинского ханства, северной части Даргинского округа и части Казикумухского владения. Но, как отмечал сам автор, «все сказанное здесь о домашнем быте этих горцев может относиться и ко всем вообще дагестанским горцам». Наряду с разнообразными вопросами этнографического характера рассматриваются также вопросы, связанные с семейными отношениями.

Косвен М. О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // КЭС.- 1962, — Ч.З.- С. 321.

2 Абельдяев Н. Заметки о домашнем быте дагестанских горцев // К,-1857.-№ 50−51.

3 Там же.

Разносторонние и содержательные статьи о Дагестане принадлежат П.Г.Пржецлавскому1. Сведения, сообщаемые автором в одной из них, относятся к населению Мехтулинского ханства, а в другой — к жителям Гуниб-ского округа и другим аварским территориям, еще недавно находившимся в подчинении у мюридов Шамиля. В них содержатся интересные и при этом весьма подробные сведения о браке и семейно-бытовых обрядах: свадьбе, родильных и похоронных обрядах.

Свидетельством возросшего интереса к жизни и быту кавказских народов явилось возникновение первого серийного издания «Сборника сведений о кавказских горцах» (далее — ССКГ), издававшегося в Тифлисе. За время издания этого сборника (1868−1881 гг.) на его страницах появилось множество интересных статей и очерков, посвященных Дагестану и его народам. В них содержится ценный материал, отражающий различные стороны быта горцев2.

Особо следует сказать о Н. Львове, в работах которого содержаться ценные сведения о браке и семейно-бытовой обрядности аварцев. Волею судьбы он дважды побывал в плену у горцев-аварцев. Живя среди них, он изучил их язык и обычаи. Его перу принадлежат две довольно объемные ста

•5 тьи об аварцах, их быте и нравах .

1 Пржецлавский П. Г. Нравы и обычаи в Дагестане // ВС.- 1860. № 12- его же. Дагестан его нравы и обычаи // ВЕ.- 1867. Т.З.

Омаров А. Воспоминания муталима//ССКГ.- 1868.-Вып. 1- 1869.-Вып.2- его же. Как живут лаки // ССКГ.- 1870. Вып.3−4. Воронов Н. И. Из путешествия по Дагестану//ССКГ.- 1868.-Вып.1- 1870. Вып.ЗАмировГ.-М. Среди горцев Северного Дагестана (из дневника гимназиста) // ССКГ.- 1873.-Вып.7.

3 Львов Н. О нравах и обычаях дагестанских горцев // К.- 1867. № 70−73- его же. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени // ССКГ, — 1870. Вып.З.

Примерно в это же время появился труд Н. Дубровина «История войны и владычества русских на Кавказе» (Т. I.: Очерк Кавказа и народов его населяющих), где он подытожил и обобщил весь собранный к тому времени этнографический материал по всему Кавказу1. Особый интерес представляет первая книга этого тома, посвященная народам Кавказа Довольно обширный материал представлен в разделе о народах Дагестана. И хотя описания Дубровина основываются на опубликованных данных, они представляют большую ценность, так как в них широко использованы все имевшиеся источники и публикации. Это делает труд Дубровина важным средством для изучения этнографии Дагестана. Значительное место в описаниях Дубровина уделено браку и различным обрядам, в том числе семейным. В работе широко привлекается и аварский материал.

Важное значение для темы нашего исследования имеет опубликованная в ССКГ статья А. В. Комарова «Адаты и судопроизводство по ним"2. Она написана исключительно по материалам Дагестана с использованием большого числа источников и прежде всего адатов. Наряду с многочисленными рассмотренными вопросами, относящимся к судопроизводству, Комаров дал оценку и комментарии адатам по брачным делам.

С начала 80-х годов XIX в. появилось новое серийное издание -«Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (далееСМОМПК). Ряд публикаций в указанном сборнике посвящены дагестанским селениям. Особый интерес для нас представляет статья О. Каранаилова о селении Чох3. Это, пожалуй, единственная в дореволюционное время публикация, относящаяся к андалальским аварцам. В ней наряду с прочими вопро

Дубровин Н. Указ. соч.- Т.1: Очерк Кавказа и народов его населяющих.- Кн. 1: Кавказ.- СПб., 1871.

2 Комаров A.B. Адаты и судопроизводство по ним: (Материалы для статистики Дагестанской области) // ССКГ.- 1868. Вып.1.

3 Каранаилов О. Аул Чох // СМОМПК.- 1884. Вып.4. сами он описывает свадебные обряды, причем весьма подробно. Касается он также и других семейно-бытовых обрядов. Каранаилову принадлежит также неопубликованная работа о свадебных обрядах некоторых аварских селений, в которой особое внимание уделено зрелищно-развлекательной стороне свадьбы1.

Огромный вклад в изучение народов Дагестана внес М. М. Ковалевский. Юрист по образованию, Ковалевский имел весьма разнообразные научные интересы. Его знаменитый труд «Закон и обычай на Кавказе» не потерял своего значения и в настоящее время2. Значительная по объему часть его монографии посвящена горцам Дагестана. Особенно пристальное внимание он уделил обычному праву дагестанцев, тухумной орга

V/ I—' низации и внутритухумнои эндогамии, семейным обычаям, имущественному и наследственному праву, а также браку и свадебным обрядам.

Необходимо отметить ряд публикаций, появившихся в конце XIX-начале XX в. Здесь следует назвать статью А. Т. Васильева «Тавлинцы», в которой автор акцентировал внимание на таких сторонах жизни и быта горцев, 2 как похищение невесты, обрядах при рождении ребенка, гостеприимстве .

Ценные сведения об обрядах и обычаях, правда, у тюркских народов (кумыки, ногайцы), содержатся в монографии Н. Семенова «Туземцы северовосточного Кавказа"4. Однако некоторые его материалы представляют интерес и для темы нашего исследования.

Среди авторов, писавших о Дагестане, следует также отметить А. П. Андреева. Его заметки «По дебрям Дагестана» представляют собой главным образом его путевые впечатления, в которых ему удалось передать

Каранашов О. Бытовые адаты и песня аварцев // РФ ИЯЛИ.- Ф.9. Оп.1.-Д.99.

2 Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе.- М., 1890. Т.1−2.

3 Васильев АЛ. Тавлинцы//НО.- 1889.-№ 1919.

4 СеменовН. Туземцы северо-восточного Кавказа.- СПб., 1895. С. 262. колорит горской жизни конца XIX века1. Отдельные рассматриваемые им сюжеты касаются семейных обычаев и нравов горцев.

Интересны также путевые очерки К. Ф. Гана и прежде всего тем, что он широко привлекает аварский и даже андалальский материал, говоря об обычаях и обрядах горцев2.

Особо следует сказать об Алиханове-Аварском. Заметки этого дагестанского автора, аварца, в течение 1895 и 1896 гг. печатались в газете «Кавказ"3. В них приведен разнообразный этнографический материал, в том числе о свадебных обычаях и обрядах. Автор значительную часть материала в своих очерках посвящает аварцам.

К началу XX в. относится серия публикаций о Дагестане А. Золотухина в издававшейся в Ставрополе газете «Северный Кавказ». Среди очерков особо следует отметить очерк о Гунибском округе, в котором он касается быта и нравов аварцев4.

Интересные сведения о некоторых брачных обычаях содержатся в статье Д. Б. Бутаева «Ловля жениха"5. Среди других работ этого автора следует также отметить статью, посвященную свадьбе лакцев6.

Новый этап в изучении Дагестана наступил в советское время. Он ознаменовался оживлением интереса и к этнографии. Уже в начале 20-х годов в Дагестан была послана комплексная экспедиция, участники которой побы

1 Андреев А. П. По дебрям Дагестана // ИВ.- 1899. Т.78. С.678−679.

2 Ган К. Ф. Путешествие в Кахетию и Дагестан летом 1898 года // СМОМПК.-1902.-Вып.31.

АлихановАварский A.M. В горах Дагестана: путевые впечатления и рассказы горцев // К!-1895. № 1−339- 1896.-№ 55.-337.

4 Золотухин А. Гуниб Дагестанской области (Из жизни горцев дагестанцев). Переселение кочевников // CK.- 1901. № 72.

5 Бутаев Д. Б. Ловля жениха // Каспий.- 1906. № 38.

6 Бутаев Д. Б. Свадьба лаков // ЭО, — 1915. № 1−2. вали в разных частях Дагестана и собрали интересный этнографический материал1.

К Дагестану было привлечено также внимание известных этнографов. В их числе был Г. Ф. Чурсин, известный еще с дореволюционных времен этнограф-кавказовед. В своем этнографическом очерке «Авары», написанном по результатам поездки в Гунибский округ в 1927 г., он поднимает самые разнообразные вопросы, касавшиеся жизни и быта аварцев. Особенно ценные сведения относятся к семейно-бытовым обрядам — свадебным, родильным и похоронным.

Среди исследований, посвященных Дагестану, следует отметить неопубликованную работу Башира Далгата «Обычное право и родовой строй народов Дагестана». В ней он дает характеристику различным сторонам жизни и быта дагестанцев, их обычаям и обрядам, в том числе и семейноо бытовым. Особо хочется отметить ценнейшее собрание материалов по обычаям и обычному праву даргинцев4. Однако его материалы содержат самые разнообразные сведения, касающиеся форм брака, свадебной обрядности и целого ряда других сторон быта даргинцев. Значение этих материалов состоит не только в том, что они представляют ценность как этнографический

1 Буткевич Б. Запись об участии в Дагестанской этнографической экспедиции. 1925 г. // РФ ИИАЭ.- Ф.5. Оп.1. Д.49- Данилина Н. П. Этнографическое обследование дидоев // Там же.- Д.66- Попов Н. П. Рукопись путевых очерков участника этнографической экспедиции. 1925 года в Дагестане // Там же.- Д. 42.

— л

Рукопись хранилась в РФ ИИАЭ и в 1995 г. опубликована, см.: Чурсин Г. Ф. Авары. Этнографический очерк.- Махачкала, 1995.

3 Далгат Б. Обычное право и родовой строй народов Дагестана. 1934 г. // РФ ИИАЭ.- Ф.5. Оп.1. Д. 22. Л.41.

4 Далгат Б. Материалы по обычному праву даргинцев // Из истории права народов Дагестана.- Махачкала, 1968. источник, но и как исследование прошлого и не только даргинцев, но и вообще всех горцев Дагестана.

Большая заслуга в этнографическом изучении народов Дагестана принадлежит Е. М. Шиллингу. Им написаны яркие и выразительные очерки о народах Дагестана, в том числе и об аварских народностях. Они содержат самые разнообразные сведения об их жизни и быте. Не оставил он без внимания и семейно-бытовые обряды1.

Выдающийся вклад в изучение народов Кавказа и в становление кавказоведения, как направления в отечественной этнографии, внес М. О. Косвен. Большую известность ему принесла разработка теории семейной общины и патронимии3. При разработке этих проблем Косвен широко привлекал материал по народам Кавказа и Дагестана.

Свой вклад в изучение этнографии Дагестана внесли и другие советские и российские этнографы. Среди исследователей, занимавшихся изучением народов Дагестана, а именно аварцев, следует назвать З. А. Никольскую. В круг ее научных интересов входили прежде всего семейные отношения и семейно-бытовая обрядность4.

Из числа этнографов, занимавшихся изучением Дагестана, следует отметить Г. А. Сергееву. Ее исследования затрагивают самые разнообразные

1 Шиллинг Е. М. Малые народы Дагестана.- М., 1993; Панек Л. Б., Шиллинг Е. М. Сборник очерков по этнографии Дагестана.- Махачкала, 1996.

— у

Косвен М. О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // КЭС.- 1955. Вып.1- 1958. Вып.2. 1962. Вып. Зего же. Этнография и история Кавказа.- М., 1961. 3

Косвен М. О. Семейная община и патронимия.- М., 1963.

4 Никольская З. А. Свадебные и родильные обряды аварцев Кахибского района // СЭ.- 1946, — № 2. ее же. Из истории семейно-брачных отношений у аварцев в XIX в. // КСИЭ.- 1949. Вып.8- ее же. Аварцы // Народы Дагестана.- М., 1955. вопросы, в том числе о положении женщины, ее роли в семье, семейно-бытовым обрядам и др.1.

Говоря об этнографах, чьи исследовательские интересы связаны с Дагестаном, нельзя обойти вниманием Ю. Ю. Карпова. Его работы содержат ценные сведения о семейных обычаях и обрядах горцев Дагестана2.

Выдающийся вклад в развитие этнографии и в дело этнографического изучения народов Дагестана вносят дагестанские этнографы, среди которых прежде всего следует назвать крупнейшего дагестанского этнографа С. Ш. Гаджиеву, чьи исследовательские интересы весьма разнообразны. Однако наиболее ярко ею исследованы вопросы, связанные с семьей и браком, семейными обычаями и обрядами, как у отдельных народов, так и в целом по Дагестану3.

Столь же весомый вклад в исследование семьи, брака и семейно-бытовых обрядов народов Дагестана внесли и другие дагестанские этногра

1 Сергеева Г. А. Брак и свадьба у народов Дагестана // КСИЭ.- 1959. Вып.32- ее же. Положение женщины в дореволюционном и советском Дагестане // КЭС.- 1969. Вып.4. ее же. Арчинцы.- М., 1967; ее же. Похоронные обряды народов Дагестана: традиции и современность // Похоронно-поминальные обряды.- М., 1993. С.229−255;

Карпов Ю. Ю. Джигит и волк.- СПб., 1996; его же. Женское пространство в культуре народов Кавказа — СПб., 2001. л

Гаджиева С. Ш. Кумыки: Историко-этнографическое исследование.-М., 1961. ее же. Семья и семейный быт народов Дагестана.- Махачкала, 1967; ее же. Семья и семейный быт дореволюционного Дагестана // Современная культура и быт народов Дагестана.- М., 1971. С.153−166- ее же. Очерки по истории семьи и брака у ногайцев Х1Х-начало XX в. — М., 1979; ее же. Семья и брак у народов Дагестана в Х1Х-начале XX в.- М., 1985; ее же. Дагестанские терекеменцы Х1Х-начало XX в.- М., 1990; ее же. Дагестанские азербайджанцы Х1Х-начало XX в.- М., 1999 и др. фы, в их числе: С. С. Агаширинова., М. М. Ихилов, А. Г. Булатова, М.А. Агла-ров, Б.М. А. И. Исламмагомедов, Алимова, С. А. Лугуев, Б. Р. Рагимова, М. К. Мусаева М.К., М. Ш. Ризахаиова, и др. Ценные сведения о браке и семейно-бытовых обрядах содержатся в их монографиях, статьях1. Особо следует от

1 Алиев А. И. Брак и свадебные обряды даргинцев // СЭ.- 1953. № 4- Агаширинова С. С. Свадебные обряды лезгин (XIX-нач. XX в.) // УЗ ИИЯЛ.- 1964.-Вып.12- ее же. Патронимия у лезгин // УЗ ИИЯЛ.- 1965. Вып.14- ее же. Материальная культура лезгин XIX-начало XX в.- М., 1978; Ихилов М. М. Большая семья и патронимия у горских евреев // СЭ.- 1950. № 1- его же. Народности лезгинской группы, — Махачкала, 1967; Агларов М. А. Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности андийцев в XIX в. // СЭ.- 1964. № 6- его же. Сельская община в Нагорном Дагестане в

XVIII-начале XIX в.- М., 1988; Булатова А. Г. Лакцы (Х1Х-нач.ХХ в.): Исто-рико-этнографические очерки.- Махачкала, 1971; ее же. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX-начале XX века.-Л., 1988; ее же. Лакцы: Историко-этнографическое исследование (XIX-начало XX вв.).- Махачкала, 2000; Алимова Б. М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем: Равнинный Дагестан.- Махачкала, 1989; ее же. Табасаранцы (XIX-XX в.): Историко-этнографическое исследование. — Махачкала, 1992; ее же. Ботлихцы Х1Х-нач.ХХ в.: Историко-этнографическое исследование.- Махачкала, 1993 (совм. с Д.М.Магомедовым) — ее же. Годоберин-цы: историко-этнографическое исследование XIX—XX вв.- Махачкала, 1997 (совм. с С.А.Лугуевым)', ее же. Кайтаги Х1Х-нач.ХХ вв.: историко-этнографическое исследование.- Махачкала, 1998; Мусаева М. К. Хваршины

XIX-XX в.: историко-этнографическое исследование.- Махачкала, 1995; Лугуев С. А. Бежтинцы в XIX-нач. XX вв.: историко-этнографическое исследование.- Махачкала, 1994 (совм. с Д.М.Магомедовым) — его же. Духовная культура народов Дагестана в XVIII—XIX вв.еках (аварцы, даргинцы, лакцы).-Махачкала, 1999 (совм. с Б.Б.Булатовым)-, его же. Дидойцы (цезы) Махачметить историко-этнографическое исследование андалальцев, проведенное А.И. Исламмагомедовым1. К сожалению, работа не опубликована и хранится в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Специальный отдельный раздел в его исследовании посвящен семейным обрядам.

Источники. Источниковую базу исследования составили: 1) полевой этнографический материал- 2) обычное право — адаты- 3) литературные источники и исследования- 4) архивный материал и материалы Рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН- 5) фольклор.

Важнейшим источником для исследования данной проблемы является полевой этнографический материал. В диссертации привлекается полевой материал, собранный в районе проживания андалальцев: (сел. Бацада, Унты, Шулани, Кулла, Ругуджа, Салта, Кегер, Кудали, Обох, Согратль, Чох, Ме-геб, Гамсутль Гунибского района) в 1999;2001 гг. Материал собирался по кала, 2000 (совм. с Д.М.Магомедовым) Семейный быт народов Дагестана.-Махачкала, 1980; Быт сельского населения Дагестана (XIX-нач. XX в.). -Махачкала, 1981; Вопросы общественного быта народов Дагестана (XIX-нач.ХХ в.).- Махачкала, 1987; Брак и свадебные обряды у народов Дагестана в Х1Х-нач.ХХ в.- Махачкала, 1986; Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала, 1988; Рагимова Б. Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX — начала XX в. Махачкала, 2001; ее же. Семейная обрядность лезгин (вторая половина Х1Х-нач.ХХ в.).- Депон. в ИНИОН РАН, — М., 1991; Ризсосанова М. Ш. Гунзибцы XIX-начало XX в.: Историко-этнографическое исследование — Махачкала, 2001; Исламмагомедов А. И. Общественный быт народов Дагестана в XIX—XX вв. Рукопись. 1990 г. // РФ ИИАЭ.- Ф.З.-Оп.З.- Д. 717 и др.

1 Исламмагомедов А. И. Общественный быт андалальцев XIX — начало XX в.

Махачкала, 1993 // РФ ИИАЭ. — Ф. 3. — Оп. 3. — Д. 779. индивидуальной программе, охватывавшей широкий спектр вопросов по браку и семейно-бытовой обрядности.

Ценный материал по семейно-брачным отношениям содержат адаты. В Дагестане почти каждое сельское общество или союз сельских общин имели свои законы — адаты, решения, предписания — регулировавшие различные стороны их жизни, а также правовые взаимоотношения между членами общества. Имелись такие адаты и у андалальцев. Они опубликованы в специальных сборниках1.

В диссертации широко используются литературные источники: статьи и очерки, помещенные в различных периодических изданияхтруды ученых и исследователей. Они затрагивают практически все аспекты изучаемой проблемы. Большинство литературных источников помещены в периодических изданиях тех лет («Кавказ», «Военный сборник», «Вестник Европы», «Исторический вестник», «Сборник сведений о кавказских горцах», «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», «Кавказский сборник», «Северный Кавказ», «Каспий» и др.).

Безусловно, ценным материалом при исследовании семейно-бытовых обрядов является фольклор. В работе привлекаются фольклорные материалы, собранные автором и опубликованные фольклорные тексты.

В работе привлекаются некоторые архивные материалы (Ф.2. Канцелярия военного губернатора Дагестанской области, Ф. р-566), а также материалы Рукописного фонда Института ИАЭ ДНЦ РАН, главным образом неопубликованные труды этнографов.

Структура диссертации. Она состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения и сопоставления, имевшихся в нашем распоряжении этнографических материалов, архивных и письменных данных, установлено, что брак в Дагестане представлял и представляет собой сложный и многоступенчатый институт, характеризовавшийся как общими народными традициями, так и отдельными региональными специфическими особенностями.

Сравнение и анализ брачных обычаев населения разных уголков Дагестана убеждают в их единстве, схожести, в общности их происхождения и путей развития. Брак и брачные нормы андалальцев составляли единое целое с аварцами Нагорного Дагестана. В то же время имелись существенные различия в условиях заключения брака с народами Южного и Равнинного Дагестана (отсутствие калыма у андалальцев, обеспечение невесты землей в качестве приданого и при заключении магьара). Формы заключения брака также имели некоторые специфические особенности. Похищения и побеги у андалальцев встречались значительно реже, почти не практиковалось повторное замужество вдов, особенно с детьми.

Анализ семейно-бытовой обрядности андалальцев показал, что она в целом была единообразна. Более того, она имела много общего и с обрядностью других народов Дагестана, что, несомненно, свидетельствует об их единой основе. Выполняя важнейшую роль в жизни общества, семьи и каждого отдельного человека, семейные обряды — свадебные, родильные и похоронные — по своему характеру и содержанию достаточно отличались друг от друга. Объединяло их то, что все они одинаково были связаны с основными циклами жизнедеятельности человека: рождение, вступление в брак, смерть.

Для свадебной обрядности в исследуемое время в большей степени были характерны элементы зрелищно-развлекательного характера. Свадьбаэто праздник нередко для всего села, красочное и яркое событие, привлекавшее к себе почти всех его жителей (если село было небольшим). Неотъемлемой частью свадебного празднества являлись всевозможные театрализованные представления с участием шуточных персонажей и ряженых, с обилием танцев, скачек и других развлекательных действий. Ритуалы свадьбы были весьма разнообразны — от магических до символико-демонстративных. Среди магических обрядов превалировали те, которые должны были обеспечить молодой семье счастливую жизнь и здоровое потомство. Эти обряды были самыми многочисленными и сопровождали свадебную обрядность на протяжении всех ее циклов (осыпание невесты зерном и сладостями, раздавливание ложки или блюдца с маслом, обмазывание медом и т. п.). В них отчетливо проявляется магия плодородия. Другие магические действия имели более скрытый характер и были направлены на защиту молодых от всяческого воздействия сверхъестественных сил, злых духов, сглаза и т. п. (приемы апотропеической магии). Целая серия защитных мероприятий была предусмотрена во время церемонии мусульманского заключения брака — магъар и др. В конечном итоге и эти действия имели своей целью обеспечить молодых здоровым потомством. Остальные магические обряды в общей массе были незначительны.

Особенно многообразными были обряды символико-демонстративные. Ритуалы этой группы совершались открыто, принародно, как, например: шествие с подарками в дом к невесте, демонстрация приданого, поздравление невесты, вывод новобрачной и множество других обрядов и церемоний. В канву этих обрядов неизбежно вплетались и действия зрелищно-развлекательного характера.

Особую группу обрядов составляли те обряды, в основе которых лежали определенные правовые нормы, и подготовительные обряды социализирующего характера, которые обеспечивали переход молодых из одной группы в другую. Обряды этой группы пронизывали весь цикл свадебных обрядов — от первоначальных уговоров о материальных условиях брака (сватовство, обручение) до мусульманского обряда заключения брака. Социальный переход молодых в ритуализированной форме отчасти выражался в таких обрядах, как девичник, прощание жениха с холостой жизнью, церемония утверждения новой семьи в кругу родственников и в сельской общине и т. п.

Родильные обряды в отличие от свадебных были практически лишены развлекательности и зрелищности. Однако и этот обрядовый комплекс был весьма неоднороден и включал в себя как обряды магического, так и обряды социализирующего характера. Но если в свадебной обрядности в магических ритуалах преобладали обряды, направленные на обеспечение молодых потомством, то в родильной обрядности основными были обряды и действия, цель которых — защита роженицы и новорожденного от якобы возможного воздействия сверхъестественных сил, злых духов и т. п. С этими же обрядами была связана целая система запретов и ограничений. Обряды социализирующего характера или обряды приобщения, призванные приобщить ребенка к окружающей среде, к обществу (посещение роженицы с ребенком группой женщин, ритуальная трапеза), отражали вместе с тем и определенные возрастные этапы жизни ребенка (первая стрижка, обряды с появлением и выпадением зуба, первый шаг, обрезание и др.).

В сравнении со свадебными и родильными обрядами в похоронных или погребальных обрядах андалальцев существенный приоритет принадлежал мусульманскому духовенству, а потому этот обрядовый комплекс обнаруживал много общего с похоронной обрядностью других народов, испове-дывавших ислам. В основе большинства погребальных ритуалов лежали нормы и предписания шариата, которые способствовали тому, что многие из них продолжают на протяжении веков оставаться неизменными. Однако в этих ритуалах сохранялись и элементы домусульманских верований и обрядов. Они не были лишены и этнически специфических черт, особенно в части послепогребальной обрядности.

Безусловно, семейная обрядность в известной мере отражала существовавшие общественные отношения и в соответствии с ними происходила динамика ее основных форм. Изменения наметились еще до Октябрьской революции 1917 г., они были связаны с теми процессами, которые происходили в андалальском обществе: проникновение товарно-денежных отношений, рост отходничества, частичное разрушение традиционных родственных связей.

Коренное переустройство жизни горцев началось с Октябрьской революции. В первые годы Советской власти были приняты ряд декретов и постановлений, которые в конечном итоге трансформировали бытовой уклад их и духовную культуру. Октябрьская революция способствовала преобразованию форм собственности, хозяйства, вместе с тем началась и работа по ликвидации неграмотности, юридическому уравниванию прав женщины наравне с мужчиной. Провозгласив отделение церкви от государства, новая власть повела решительную борьбы на ликвидацию старых «отживших» ада-тов. В создании новой, безрелигиозной обрядности виделось важное средство коммунистического воспитания масс. В Дагестане внедрение и быт новых обрядов зачастую проводилось без учета специфики горской действительности. Искоренялся целый пласт народной культуры, традиций, обычаев, обрядов. И этот процесс был характерен не только для Дагестана. По всей стране утверждение новых форм общественной и семейной жизни привели к заметному отходу от традиционных форм обрядности.1 Происходило это, разумеется, не сразу, а постепенно. В Дагестане этому способствовали также индустриализация и усилившаяся урбанизация, вызвавшие отток сельских жителей в города, где влияние многонационального окружения и стандартизация быта трансформировали многие стороны традиционной обрядности. Среди факторов, повлекших изменение некоторых традиционных черт обрядности, явилось массовое переселение с гор на равнину.

В конце 50−60 гг. в целях развития культуры и атеистического воспитания началась вестись работа по созданию новой гражданской обрядности.

1 Лобачева Н. П. О формировании новой обрядности у народов СССР // СЭ.-1973.-№ 4.-С. 14−24.

В Дагестане при областном и районных комитетах КПСС были созданы комиссии по внедрению новых безрелигиозных обрядов. Было нарушено естественное, спонтанное развитие обрядов, что привело к утрате многих положительных сторон этих обрядов. Образовавшуюся брешь с поразительной быстротой заполнили различные негативные новшества.

О процессах, происходящих в семейно-бытовой обрядности андалальцев в настоящее время, нельзя сказать однозначно. Каждая из ее подсистем претерпела соответствующую трансформацию в той или иной мере.

Современные брачные нормы, условия и формы заключения брака у андалальцев, осуществляются в полном соответствии с нормами российского (ранее советского) законодательства.

Современная свадебная обрядность андалальцев представляет собой сложное переплетение традиционных и новых форм. На нее не могли не оказать влияния новый тип семейно-брачных отношений. Нельзя не отметить, что свадьба стала более демократичной. В структуре ее появилось новое звено — регистрация в ЗАГСе.

Вместе с тем, структура традиционной свадьбы по-прежнему составляет основу современной свадьбы, хотя некоторые ее звенья, особенно в предсвадебной и послесвадебной части, значительно сокращены и упрощены. Видоизменились и ритуалы свадьбы. Можно сказать, что она почти лишилась ритуалов магического содержания, а те оставшиеся, как, например, осыпание невесты сладостями и др. все больше выполняют символико-демонстративную функцию. К сожалению, приходится констатировать, что современная свадьба утратила многие свои положительные черты истинно народного празднества, яркую зрелищность и привлекательность. И напротив, в ней все больше стали проявляться негативные тенденции, чего раньше она была лишена: обильные алкогольные возлияния, возросшие материальные расходы на вынужденные подарки и свадебный стол. Интернационализация быта отчасти привела к проникновению в свадебную обрядность андалальцев элементов общесоветских гражданских ритуалов.

Родильная обрядность в современных условиях из всех видов семейных обрядов претерпела наиболее существенные изменения, можно сказать коренные. Изменилась прежде всего структура: отпала целая группа обрядов и действий магического характера, связанных с родами и первыми днями после родов. С появлением и ростом сети медицинских учреждений и родильных домов исчезли и другие магические обряды, связанные с рождением ребенка. Иным стало отношение к оберегам, прибегают к ним не повсеместно, зато усилилась та часть обрядности, которая касается празднования в честь появление ребенка на свет, наречения имени. В цикле детских обрядов появились такие в прошлом нетипичные для народов Дагестана, как празднование дня рождения и других возрастных этапов (получение паспорта, окончание средней школы, поступление в ВУЗ, получение диплома и т. п.).

Похоронная обрядность, как наиболее консервативная часть семейной обрядности, подверглась весьма незначительной трансформации. Современные похоронные обряды андалальцев, как и традиционные, в основном имеют общеисламский характер. Имеющиеся перемены касаются преимущественно послепогребальной части. Повсеместно стали отмечать годовщину со дня смерти, что прежде встречалось редко.

Итак, семейные обряды аварцев-андалальцев продолжают сохранять в своей массе традиционную основу, хотя и в различной степени. В последнее время интерес к традиционным народным обычаям и обрядам в обществе заметно возрос. Характерная тенденция наших дней — не отрицание старых обрядов, а широкое использование положительного опыта и культурного наследия прошлого.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Постановление Даг. ЦИК 7 марта 1926 г. «О правах трудящихся женщин-горянок // ЦГА РД. Ф.566-р. — Оп.2. — Д.1.б) Материалы Рукописного фонда ИИАЭ и ИЯЛИДНЦ РАН
  2. . Запись об участии в Дагестанской этнографической экспедиции. 1925 г. //РФ ИИАЭ.- Ф.5.- Оп.1.- Д. 49.- 29 л.
  3. Г. А. Багулалы в Х1Х-нач.ХХ вв. Историко-этнографическое исследование // РФ ИИАЭ.- Ф.З.- Оп.З.- Д. 787.- 230 л. Далгат Б. Обычное право и родовой строй народов Дагестана // РФ ИИАЭ.-Ф.5.- Оп.1.- Д. 22.-76 л.
  4. Н.П. Этнографическое обследование дидоев // РФ ИИАЭ.- Ф.5.-Оп.1.- Д. 66.-41 л.
  5. А.И. Общественный быт народов Дагестана в XIX—XX вв.. 1990 г. // РФ ИИАЭ.- Ф.З.- Оп.З.- Д. 717.- 360 л.
  6. А.И. Общественный быт андалальцев XIX начало XX в. Махачкала, 1993 // РФ ИИАЭ. — Ф.З. — Оп.З. — Д. 779.
  7. Исламмагомедов А. И, Дибиров М. А. Аварцы: Этнографическое исследование. Махачкала, 1998 // РФ ИИАЭ. Ф. 3. — Оп.З. — Д. 860. Ичалов Г. Х. Полевые записи по истории аулов // РФ ИИАЭ. — Ф.1. — Оп.1. -Д. 487.
  8. О. Бытовые адаты и песня аварцев // РФ ИЯЛИ.- Ф.5.- Оп.1 .-Д.65.- 17 л.
  9. М.К. Традиционные обычаи и обряды аварцев, связанные с рождением и воспитанием детей. Махачкала, 2000 // РФ ИИАЭ. Ф.З. — Оп.З. -Д.887. — 75 л.
  10. Н.П. Рукопись путевых очерков участника этнографической экспедиции в Дагестане // РФ ИИАЭ.- Ф.5.- Оп.1.- Д. 42.- 132 л. в) Опубликованные документы и материалы
  11. Адаты Гунибского округа // Адаты Дагестанской области и Закатальского округа. Тифлис, 1899.- С.267−430.
  12. Из истории права народов Дагестана: Материалы и документы / Сост. А. Омаров Махачкала: Изд. Дагфилиала АН СССР, 1968.-240 с. Памятники обычного права Дагестана ХУП-Х1Х века: Архивные материалы / Сост. X.О.Хашаев. — М.:Наука, 1965.- 268 с.
  13. Свод решений обязательных для жителей Андалальского округа // Памятники обычного права Дагестана ХУП-Х1Х века. М., 1965.- С.62−70.2. Книги
  14. Ф.З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании детей. Махачкала, 1989.
  15. Аварская народная лирика. Махачкала, 1975.
  16. С. С. Материальная культура лезгин Х1Х-начало XX в. М.: Наука, 1978.- 304 с.
  17. М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в ХУШ-начале XIX в.-М.: Наука, 1988.- 240 с.
  18. Адаты Дагестанской области и Закатальского округа: Судопроизводство в частях Кавказского края военно-народного управления / Под ред. И. Я. Сандрыгашо.- Тифлис: Тип.главнонач. гражд. частью на Кавказе, 1899.622 с.
  19. .М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем: Равнинный Дагестан.-Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989.- 112 с.
  20. А.Г. Традиционные праздник и обряды народов горного Дагестана в XIX-начале XX в.- Л.: Наука, 1988.- 200 с.
  21. А.Г. Лакцы. Историко-этнографическое исследование (Х1Х-начало XX вв.).- Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2000.- 387 с.
  22. Г. А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М.: Наука, 1991.- 182 с.
  23. Г. А. Амулеты и талисманы народов Дагестана. Махачкала, 1996. -184 с.
  24. С.Ш. Кумыки: Историко-этнографическое исследование. М.: Изд-во АН СССР, 1961.-387 с.
  25. С.Ш. Семья и семейный быт народов Дагестана. Махачкала: Дагкнигоидат, 1967.- 104 с.
  26. С.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX-начале XX в.- М.: Наука, 1976.-228 с.
  27. С.Ш. Очерки истории семьи и брака ногайцев. XIX-начало XX в. -М.: Наука, 1979.- 173 с.
  28. С.Ш. Одежда народов Дагестана XIX-начало XX в.- М.: Наука, 1981.- 150 с, илл.
  29. С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX-начале XX в. М.: Наука, 1985.- 360 с.
  30. .А. Осетины. (Историко-этнографическое исследование). М.: Наука, 1971,-357 с.
  31. Ю.Ю. Джигит и волк: Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб., 1996.- 312 с.
  32. Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб.: «Петербургское востоковедение», 2001. — 416 с.
  33. Керимов Г.-М. Шариат и его социальная сущность.- М.: Наука, 1978.- 223 с. Кисляков H.A. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л.: Наука, 1969.- 240 с. 410 с.
  34. М.М. Закон и обычай на Кавказе. М.: Б. и, 1890. — Т.1−2.-304 с. 1948.-329 с.
  35. М.О. Этнография и история Кавказа: Исследование и материалы. -М.: Изд-во восточ.лит., 1961.- 260 с.
  36. М.О. Семейная община и патронимия. М.: Изд-во АН СССР, 1963.219 с.
  37. А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978.-Лугуев С.А., Магомедов Д. М. Бежтинцы (капучинцы, хьванал) в Х1Х-нач.ХХ вв.): Историко-этнографическое исследование. — Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 1994.- 250 с.
  38. С.А., Магомедов Д.М Дидойцы (цезы). Махачкала: Изд. ДНЦ РАН 2000.- 189 с.
  39. А. Ислам. М.: Изд-во восточ. лит-ры, 1963. — 168 с. Материальная культура аварцев / Отв.ред. М. М. Ихилов. — Махачкала: Изд. Дагфилиала АН СССР, 1967, — 304 с.
  40. М.К. Хваршины XIX-начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 1995.- 251 с. Панек Л. Б., Шиллинг Е. М. Сборник очерков по этнографии Дагестана.-Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 1996.- 112 с.
  41. Песни народов Дагестана / Сост. Н.В.КапиевойЛ.: Сов. писатель, 1970.- 580 с.
  42. .Р. Семейная обрядность лезгин (2-я пол. Х1Х-начало XX в.). -М., 1991. Рук.деп. в ИНИОН АН СССР № 44 770 от 17.06.91.- 195 с.
  43. РагимоваБ.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX начала XX в. — Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 2001. — 158 с.
  44. Республика Дагестан: административное устройство, население, территория (60-е годы XIX в. 90-е годы XX в.) (статистический справочник) — Махачкала: Юпитер, 2001.- 192 с.
  45. М.Ш. Гунзибцы XIX-начало XX в.: Историко-этнографическое исследование Махачкала, 2001. — 190 с.
  46. Семейный быт народов Дагестана: Сб. статей / Отв. ред. М.-З.О.Османов -Махачкала: Изд. Дагфилиала АН СССР, 1980.- 120 с.
  47. Н.П. Туземцы северо-восточного Кавказа: (Рассказы, очерки, исследования, заметки о чеченцах, кумыках и ногайцах и образцы поэзии этих народцев). СПб.: Тип.А.Хомского и К., 1895.- 487 с. Сергеева Г. А. Арчинцы.-М.: Наука, 1967.- 192 с.
  48. Р.И. Брак и свадебные обряды даргинцев-цудахарцев селения Куппа-Махачкала, 1999.
  49. Сефербеков Р. К, Булатов Б. Б., Алимова Б. М. Из истории духовной культуры табасаранцев. Махачкала, 2000.
  50. Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина XIX—XX вв.). М.: Наука, 1983.- 264 с.
  51. Современная культура и «быт народов Дагестана / Отв. ред. С. Ш. Гаджиева. -М.: Наука, 1971.-240 с.
  52. П.И. Чох в блистательную эпоху Шамиля 1840−1850 гг. Махачкала: ДНЦ РАН, 1997.- 160 с.
  53. Тер-Саркисянц А. Е Армяне. История и этнокультурные традиции. М., 1998. Фрезер Дж. Золотая ветвь: Пер. с англ. М.: Изд-во политич. лит-ры, 1980.832 с.
  54. С.М. Аварская народная лирика.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973.- 112 с.
  55. Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана в XIX в. М.: Изд-во АН СССР, 1961.- 262 с.
  56. Г. Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис: Тип. К. П. Козловского, 1913.- 191 с.
  57. Г. Ф. Авары: этнографический очерк. 1928 г. Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 1995.- 92 с.
  58. Е.М. Кубачинцы и их культура: Историко-этнографические этюды. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949.- 223 с.
  59. Е.М. Малые народы Дагестана. М.: Изд. Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1993.- 227 с. 3. Статьи
  60. A.M. Ритуалы традиционной и современной свадьбы салатав-ских аварцев // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. -Махачкала, 1998.- С.81−104.
  61. Н. Заметки о домашнем быте дагестанских горцев // К.- 1857. № 50,51.
  62. С.С. Свадебные обряды лезгин XIX-начала XX века // УЗ ИИ-ЯЛ.- 1964, — Т.12.- С.133−154.
  63. С.С. Патронимия у лезгин // УЗ ИИЯЛ.- 1965.- Т. 14.- С.308−322.
  64. М.А. Формы заключения брака и некоторые особенности свадебнойобрядности у андийцев в XIX в. // СЭ.- 1964.- № 6, — С. 130−137.
  65. М. А. Сельская община как эндогамный круг в Дагестане // Брак исвадебные обычаи у народов Дагестана в XIX-нач. XX в. Махачкала, 1986.1. С.5−11.
  66. А.И. Брак и свадебные обряды даргинцев // СЭ.- 1953.- № 4.- С.120−124.
  67. .М. Обряды и обычаи, связанные с рождением ребенка у кайтаг-ских кумыков (конец Х1Х-нач.ХХ в.) // Быт сельского населения Дагестана (Х1Х-нач.ХХ в.). Махачкала, 1981. — С.55−72.
  68. Амиров Г.-М. Среди горцев Северного Дагестана: (из дневника гимназиста) // ССКГ.- 1873.- Вып.7, — С.1−80.
  69. А.П. По дебрям Дагестана // ИВ.- 1899.- Октябрь-декабрь.- С.207−230, 653−688, 1081−1116.
  70. С.А. Материальная культура: Пища и жилище // Народы Кавказа, Книга 4.-М, 1995.-С. 13−16.
  71. С.А. Свод этнографических понятий и терминов.- М, 1989.- С. 137, 138.
  72. В.Н. Албасты // Мифы народов мира.- М., 1980.- Т.1.- С. 58. Бромлей Ю. В. Этнические функции культуры и этнография.// Этнознаковые функции культуры. -М, 1991.-С. 10,18.
  73. Ю.В., Кашуба М. С. Брак и семья у народов Югославии. М, 1982. -с. 174, 175, 188, 189, 193, 195, 196, 197, 198.
  74. Ю.В. Современные проблемы этнографии // Очерки теории и истории.- М: Наука. С.215
  75. Ю.В. Народы мира: Историко-этнографический справочник. М, 1988 — С. 36,37
  76. А.Г. Смеховой компонент в традиционной свадьбе народов горного Дагестана // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX нач. XX в. — Махачкала, 1986. — С.79−95.
  77. Д.Б. Ловля жениха: (из быта казикумухцев) // Каспий.- 1906.- № 38. БутаевД.Б.Свадьба лаков // ЭО. 1915. — № 1−2. Васильев А. Т. Тавлинцы//НО. — 1889. -№ 1919.
  78. K.M. Очерки Дагестана. Эскизы пером. «Той» // ВС. 1990, № 6. Воронов H.H. Из путешествия по Дагестану // ССКГ.- 1868.- Вып.1, — С. 1−36- 1870.- Вып.З.- С. 1−40.
  79. Ган К. Ф. Путешествие в Кахетию и Дагестан (летом 1998 г.) // СМОМПК,-1902.- Вып.31.- С.49−96.
  80. . Материалы по обычному праву даргинцев // Из истории права народов Дагестана.- Махачкала, 1968, — С.77−144.
  81. А. Гуниб Дагестанской области (Из жизни горцев-дагестанцев). Переселение кочевников // CK. 1901. — № 72.
  82. А.И. Формы общественного досуга у горцев Дагестана // Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX-нач. XX в. Махачкала, 1987. — С.45−62.
  83. М.М. Большая семья и патронимия у горских евреев // СЭ.- 1950, — № 1. С.188−192.
  84. Е.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности // СМАЭ. -1929. Т.8. — С.152−193.
  85. О. Аул Чох // СМОМПК.- 1884.- Вып.4.- С. 1−24.
  86. A.B. Адаты и судопроизводство по ним: (материалы для статистики
  87. Дагестанской области) // ССКГ.- 1868.- Вып.1.- С. 1−64.
  88. М.О. Очерки по этнографии Кавказа // СЭ, — 1946.- № 2.- С. 109 -144.
  89. М.О. Авункулат//СЭ.- 1948. № 1. — С.36−48.
  90. М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // КЭС, — 1955.- Ч.1.- С.265−374- 1958, — Ч.2.- С.139−274- 1962.-Ч.З.- С.158−288.
  91. М.К. Украшения свадебной одежды аварцев (на примере с. Ругуд-жа) // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX нач. XX в. -Махачкала, 1986. — С.112−118.
  92. Н. О нравах и обычаях дагестанских горцев // К, — 1867. № 70−72. Львов Н. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени // ССКГ. — 1870. — Вып.З. — С.1−32.
  93. Н.П. О формировании новой обрядности у народов СССР // СЭ.-1973.- № 4. С. 14−24.
  94. З.А. Свадебные и родильные обряды аварцев Кахибского района: (полевые этнографические заметки) // СЭ.- 1946. № 2. — С.193−197. Никольская З. А. Из истории семейно-брачных отношений у аварцев в XIX в. //КСИЭ. — 1949. — Вып.8. — С.53−59.
  95. З.А. Аварцы. // Народы Дагестана. М., 1955.- С. Омаров А. Воспоминания муталима // ССКГ. — 1868. — Вып.1. — С.13−64- 1869. — Вып.2. — С. 1−70.
  96. А. Как живут лаки (из воспоминаний детства) // ССКГ. 1870. -Вып.З. — С. 1−46- Вып.4. — С. 1−24.
  97. П.Г. Нравы и обычаи в Дагестане // ВС. 1860. — № 12. -С.269−318.
  98. П.Г. Дагестан, его нравы и обычаи // ВЕ. 1867. — Т.З. — С. 141 192.
  99. А. Нечистая сила в судьбах женщины-матери // ЭО. 1899. — № 1−2. -С.54−131.
  100. Г. А. Брак и свадьба у народов Дагестана // КСИЭ. 1959. — Вып.32. -С.30−36.
  101. Г. А. Положение женщины в дореволюционном и советском Дагестане//КЭС. 1969. — Вып.4. — С.120−146.
  102. Л.Г. Обычаи и обряды детского цикла у грузин (вторая половина XIX нач. XX в.) // КЭС. Вып. 7. — С.
  103. М.Р. Мифология // Возрождение. 1995.- № 2. — С.64. Харузина В. Н. Программа для собирания сведений о родильных и крестильных обрядах у русских крестьян и инородцев // ЭО.- 1904.- № 4.- СЛ20−156.
  104. Г. Адаты о браке и семье у аварцев в Х1Х-начале XX в. // Памятники обычного права Дагестана ХУП-Х1Х века. М., 1965. — С.55−61. Чурсин Г. Ф. Амулеты и талисманы кавказских народов // СМОМПК.- Махачкала, 1929. — Вып.46.- С. 197−240.
Заполнить форму текущей работой