Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Иранское холодное оружие IX-XIX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оружейная культура иранцев представляется достаточно многогранной, а ее традиции весьма устойчивыми. Холодному оружию, особенно клинковому и ударному, отводилась исключительно важная роль. С одной стороны, оно, наряду с метательным, входило в арсенал иранского боевого оружия, а с другой, имело и символическое значение. Последний аспект использования клинкового оружия варьировался в зависимости… Читать ещё >

Содержание

  • I. ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Холодное оружие древних иранцев в контексте культур
  • Ближенего Востока
    • 1. 1. Война и оружие в представлении древних иранцев
    • 1. 2. Оружие в культурах народов Древнего Ближнего Востока
    • 1. 3. Предметы вооружения из коллекции «луристанских бронз»
    • 1. 4. Этнографический статус предметов вооружения в культуре иранских племен по данным письменных источников
    • 1. 5. Предметы вооружения в скифских царских захоронениях
    • 1. 6. Холодное оружие в культуре мидийцев и древних персов
    • 1. 7. Голодное оружие времен правления династии Сасанидов
    • 1. 8. Холодное оружие на Пенджикентских росписях
    • 1. 9. Оружие в пехлевийских текстах
  • ГЛАВА II. ИРАНСКОЕ ОРУЖИЕ IX — XV вв
    • 2. 1. Распространение ислама в Иране
    • 2. 2. Оружие раннеисламского периода
    • 2. 3. Принципы датировки оружия
    • 2. 4. Оружие в Коране и хадисах пророка, оружейные традиции арабов, меч Зу-л-факар
    • 2. 5. Сведения письменных источников об иранском оружии, иранские и в целом ближневосточные оружейные традиции первых веков ислама
    • 2. 6. Предметы вооружения в монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве Ближнего и Среднего Востока периода IX — XV вв
    • 2. 7. Предметы вооружения в книжной миниатюре XIII—XIV вв.
    • 2. 8. Оружие на миниатюрах конца XIV — XV вв
    • 2. 9. Материальные памятники XIV — XV вв
  • ГЛВАШ. ИРАНСКОЕ ОРУЖИЕ XVI—XIX вв.
    • 3. 1. Шахская власть и обряд возведения на престол в государстве Сефевидов
    • 3. 2. Материальные памятники времени правлении династии Сефевидов (XVI-XVIII вв.)
    • 3. 3. Производство клинкового оружия в Иране и его распространение за пределы страны
    • 3. 4. Оружие Ирана XVD3 — начала XX в
    • 3. 5. Принципы декора иранского холодного оружия, преемственность и традиции
    • 3. 6. Оружие суфийских мистиков

Иранское холодное оружие IX-XIX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вооруженные конфликты — одна из поведенческих практик любого этноса. Являясь частью одновременно культуры первичного производства, соционормативной и гуманитарной культуры, это один из способов решения межэтнических и межкультурных противоречий. Оружие, как необходимый элемент данной поведенческой модели, входит в указанные сферы этнической культуры, занимает свое особое положение и приобретает статус в пространстве этой культуры. Изучение этнографического статуса предметов вооружения, таким образом, способствует более глубокому пониманию ментального мира и мира объективного опыта этноса, а также механизмов их взаимодействия.

В иранской культуре оружие приобрело свой особый статус уже к концу II — началу I тыс. до н. э. Этот факт зафиксирован как в ирано-язычных письменных источниках, так и материальными памятниками, происходящими с территорий Ближнего и Среднего Востока, где в указанный период стали появляться иранские племена. Данные территории в то время были местом соприкосновения культурных пространств разных народов: вавилонян, ассирийцев, хеттов, урартов, а также местом разрешения их внутрии межгосударственных и межэтнических конфликтов преимущественно военным путем. Практически с самого начала своего пребывания на этих землях разные племенные союзы иранцев не только втягиваются в противостояния ближневосточных держав и народов, но и начинают играть в них активную роль. Все это приводит к возникновению на политической карте мира VI в. до н.э. первой созданной иранцами мировой империи — державы Ахеменидов (VI-III вв. до н. э.). Ахеменидское государство, позволившее иранцам заявить о себе на глобальном международном уровне, равно как и последующие созданные ими государственные образования (Парфянское царство (середина Ш в. до н. э. — первая четверть Ш в. н. э.), Сасанидское государство (вторая четверть Шсередина УП вв. н. э.) было образовано силой оружия.

Оружейная культура иранцев представляется достаточно многогранной, а ее традиции весьма устойчивыми. Холодному оружию, особенно клинковому и ударному, отводилась исключительно важная роль. С одной стороны, оно, наряду с метательным, входило в арсенал иранского боевого оружия, а с другой, имело и символическое значение. Последний аспект использования клинкового оружия варьировался в зависимости от времени, уклада жизни иранцев, их религиозных убеждений, но в целом представление о клинковом оружии как знаке мощи, силы всего этноса и отдельных его представителей, атрибута дарованной свыше и, соответственно, праведной власти присутствовало всегда. Судя по данным работ исследователей, занимающихся изучением истории, культуры, искусства древних иранцев, а также специалистов в области древневосточной и в частности древнеиранской оружейной культуры1, можно заключить, что такой взгляд на клинковое оружие зародился у иранцев (со своими вариантами и особенностями как в среде кочевников, так и оседлых) в период древней истории, но стал устойчивым, сохранившись в культуре уже времени господства ислама. Культуре иранского оружия исламского времени и посвящено данное исследование, в котором, тем не менее, рассматриваются компоненты культуры иранского холодного оружия доисламского периода, но продолжающие, как это бывает благодаря феномену культурной традиции, сохраняться и играть заметную роль во всем культурном фонде этноса2.

1 См. Горелик М. В. Оружие Древнего Востока. IV тысячелетие — IV в. до н.э. М., 1993. Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до.н.э. М., 1985.

2 Мкртумян Ю. И. Компоненты культуры этноса. С. 42−47.//Методологические проблемы исследования этнических культур. Материалы симпозиума. Ереван, 1978. С. 45.

Ислам, возникший на территории Аравийского полуострова в пространстве арабской культуры, пришел в Иран как религия завоевателей в VII в. С этого момента началось соприкосновение арабского мира с иранской культурой, обогатившее ее разные компоненты: язык, литературную традицию, искусство, философию, науку. Но в умах завоеванных народов, особенно тех, которые исповедовали христианство, ислам стал ассоциироваться с притеснением и насилием. Несмотря на то, что эта религия не навязывалась под угрозой смерти, в Коране и хадисах Пророка нашли место такие понятие как война и оружие. Проблема войны в исламе, ставшая особенно актуальной в современном мире, в том или ином ракурсе освящается во многих работах, особенно касающихся взаимоотношений между христианским Западом и исламским Востоком. Исследователи с разных точек зрения смотрят на проблему джихада, считающегося в исламской культуре священным. Джихад — комплексное, многогранное понятие, сочетающее разные аспекты борьбы человека в том числе и с собственными страстями, включает и военную составляющую, направленную в, первую очередь, на защиту религии, и предполагающее, таким образом, использование оружия. Идея джихада оказывается весьма значимым элементом исламского мировоззрения. Столь же разработанным должно было быть и представление о фигурировавшем в нем оружии, принципы использования которого опирались на нормы религии и традиции арабской оружейной культуры. Эти традиции вместе с исламом пришли в Иран и наложились на собственно иранскую ¦ оружейную культуру. Как указывалось выше, в иранской оружейной культуре доисламского периода одна из наиболее значимых ролей отводилась клинковому оружию, требовавшему для изготовления высокого мастерства и разработанных технологий, а для владения — силы, ловкости, воинской смекалки,.

3 См. Армур Р. Ислам и христианство. Непростая история. М., 2004. Алиев А. А. Иран vs Ирак. История и современность. М., 2002. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII—XV вв. Л., 1966. дальновидности. Этот аспект во многом и определял особый статус, который отводился клинку в иранской культуре. Исследование специфики холодного, преимущественно клинкового и ударного оружия в иранской культуре IXXIX вв. и является целью настоящей работы, актуальность которой выражается в определении его семиотического статуса с использованием современных методов этнокультурного анализа. Данный аспект в науке не исследовался.

В этой связи следует отметить, что исследований, посвященных иранскому холодному оружию в целом и исламского времени в частности довольно мало, особенно в отечественной науке. Большинство отечественных исследований, посвященных культуре оружия народов Ближнего и Среднего Востока, сосредоточено на изучении оружия древнего периода. Тем не менее, единого исследования, посвященного культуре древнеиранского оружия нет, есть только публикации, касающиеся отдельных аспектов древнеиранской военной и оружейной культуры или затрагивающие эту проблему в комплексе с другими вопросами (работы М. В. Горелика, Д. С. Раевского, А. И. Мелюковой, JI.K. Галаниной, Е. В. Черненко, К. Ф. Смирнова, В. Г. Луконина, Б. А. Литвинского, И. Р. Пичикяна, В. П. Никонорова, Б. И. Маршака, В.И. Распоповой).

При наличии публикаций, посвященных оружию древних иранцев, иранское холодное оружие периода ислама до недавнего времени практически не подвергалось планомерному систематическому изучению преимущественно по причине отсутствия материальных памятников, датирующихся ранее XV—XVI вв. Многие исследователи, как российские, так и зарубежные, касавшиеся в своих исследованиях проблем, связанных с оружием исламского времени в целом и иранским в частности, отмечают малую степень изученности вопроса. Публикации в этой области принадлежат Д. Хаммер-Пургшталлю, X. Стоклайну, Д. Николю, Д.

Александру, Ф. Уилкинсону, А. Норту, А.С. Меликян-Ширвани, JI. Кобылински, П. фон Винклеру, А. А. Иванову, Ю. А. Миллеру.

Д.Хаммер-Пургшталл в «Journal Asiatique» за январь 1854 г. откомментировал трактат Абу Йусуфа Йакуба ибн Исхака ал-Кинди «О железе, из которого отливаются мечи» и привел отрывки из текста, в котором упоминаются и иранское холодное оружие. Х. Стоклайн стал автором довольно обширной статьи по иранскому холодному оружию, помещенной в третьем томе многотомного издания А. Поупа «А Survey of Persian Art», вышедшем в Нью-Йорке в 1939 г. В своей статье «Arms and Armour» исследователь освятил степень изученности обсуждаемого вопроса и дал общую характеристику отдельных предметов иранского холодного оружия и защитного вооружения. Д. Александр в статье «Armes and Armour of the 7th to th.

19 Centuries" для тома, посвященного исламскому оружию в коллекции Н. Д. Халили, упоминает некоторые виды иранского холодного оружия и обстоятельства их использования. Иранскому и индоиранскому оружию посвящена статья Л. Кобылинский «Persian and Indo-Persian Arms», опубликованная в 2000 г. в издании «Persian and Indo-Persian Arms and th th.

Armour of 16 -19 Centuries from Polish Collections". П. фон Винклер, Д. Николь, Ф. Уилкинсон, А. Норт касаются иранского холодного оружия и особенностей его использования лишь в контексте своих исследований, посвященных исламскому оружию (Д. Николь4, А. Норт3), отдельным видам.

6 7 орулсия (Ф. Уилкинсон, А. Норт) или оружию в целом, как западному, так и о восточному (П. фон Винклер). Публикации А. С. Меликян-Ширвани, А.А.

4 Nicolle D. Armies of the Caliphates 862−1098. Oxford, 1998.

5 North A. Swords of Islam. London, 1998.

6 Wilkinson F. Swords and Daggers. London-Melbourne, 1967.

7 North A. An Introduction to the Islamic Armes. London, 1985.

8 Винклер П. фон. Оружие. Руководство к истории, описанию и изображению ручного оружия с древнейших времен до начала XIX в. М., 1992.

Иванова, Ю. А. Миллера посвящены отдельным памятникам и группам памятников иранского холодного, преимущественно клинкового оружия9.

В работе были использованы издания, опубликованные в странах Ближнего и Среднего Востока, где проблемы иранского холодного оружия также остаются подробно не изученными. Несколько слов об иранском холодном оружии эпохи Сефевидов сказано в публикации Унасыка Йутгаля и Акмал ад-Дина Ахсана Угалы «As-suyuf al-islamiya» («Исламские мечи») (ар. яз.), посвященной собранию оружия в Музее Топ Капы. Отдельная статья Салимана Ахмада Салимана об иранском клинковом оружии «Qat min as-silah al-iraniya bi mathaf al-fan al-islamiya» (ар. яз.) помещена в книге «Darasat fi-l-fan al-farsiya» («Исследования по иранскому искусству»), вышедшей в Каире в 1971 г. Информация, приведенная в этой публикации, также как и в исследованиях западных специалистов дает представление о степени изученности иранского холодного оружияавтор указывает основные источники поступления иранского холодного оружия в музеи, кратко освещает историю развития клинкового оружия в Иране и приводит несколько образцов, исполненных в странах Ближнего и Среднего Востока. Своеобразной квинтэссенцией работ об иранском холодном оружии явился вышедший в 2006 г. обширный труд иранского исследователя М. М. Хорасани «Arms and Armor from Iran. The Bronze Age to the End of the Qajar Period». Это сочинение посвящено как всем видам холодного оружия, так и защитного вооружения, найденным или производившимся на территории Ирана. В книге дается обширная фактологическая информация, касающаяся типов оружия, материалов и приемов его изготовления, особенностей использования, поясняется терминология, а также приводятся точки зрения исследователей по тем или иным вопросам. Книга снабжена каталогом.

9 См., например, Ivanov A. A Group of Iranian Daggers of the Period from the 15th Century to the Beginning of the 17th with Persian Inscriptions./Islamic Arms and Armour. London. 1979. P.

65−74. Melikian-Chirvani A.S. The Tabarzin of Lotf’ali. 116−135./ Islamic Arms and Armour. London, 1979. памятников, хранящихся в музеях и частных собраниях Ирана. На сегодняшний день этот труд следует считать основным по теме иранского оружия.

В связи с ограниченным количеством исследований по данному вопросу, в основу данной работы был положен корпус источников разного характера, относящихся как непосредственно к исламскому периоду, так и к более ранней истории иранцев, что необходимо для детального и комплексного исследования проблем в традиционных культурах, к которым относится и иранская. Основное место средин этих источников принадлежит предметному материалу — памятникам иранского оружия и доисламского, и исламского периода, хранящимся в разных коллекциях мира. Привлекались наиболее показательные памятники как из уже ранее опубликованных в литературе, так и не подвергавшиеся систематическому исследованию и публикациям — иранское клинковое оружие из коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Последняя коллекция подверглась наиболее пристальному изучению, результатом которого стал иллюстрированный каталог памятников иранского клинкового и ударного оружия, хранящихся в музее.

Кроме предметного материала в работе были использованы и письменные источники. Для доисламского периода основными стали следующие тексты: «Авеста», «Денкард», «Суждения духа разума», «Книга деяний Ардашира сына Папака», «Арда-Вираф-намак», позволившие выявить символическую роль холодного оружия в мировоззрении древних иранцев, а также «История» Геродота, снабдившая исследование данными из истории скифских племен и их религиозных представлений, «Киропедия» и «Анабасис» Ксенофонта, давшие представление об оружейных пристрастиях и обычаях иранцев времени Ахеменидов, в частности Кира II, «Римская история» Аммиана Марцеллина, дополнившая представление о символике и традициях использования холодного оружия во время правления.

Сасанидской династии — одиного из периодов наивысшего расцвета иранской культуры доисламского времени.

Для исследования семантики иранского клинкового оружия исламского времени основными письменными источниками стали в первую очередь Коран и хадисы Пророка, в которых содержатся религиозные предписания, а также основы и нормы жизни мусульманской общины, в орбиту которой вошел и Иран. Кроме того, в условиях отсутствия массового предметного материала раннеисламского времени именно письменные источники позволяют выявить этнографический статус предметов клинкового оружие в иранской культуре. В этом вопросе привлекались как художественные сочинения, так и научные тексты, анализ которых на предмет традиций иранского холодного оружия сам по себе мог бы стать темой отдельного исследования. Среди довольно большого количества художественных текстов предпочтение было отдано «Шах-наме» Абу-л-Касема Фирдоуси, написанного на рубеже X—XI вв. Обращение даже к отдельным частям этого текста дало возможность «увидеть» иранские оружейные традиции доисламского времени глазами иранца-мусульманина и сравнить представление о них с теми представлениями, которые известны по текстам и памятникам доисламского периода. Кроме того, краткий анализ оружейной терминологии текста «Шах-наме» позволил выявить семантику иранского холодного оружия уже собственно для периода написания сочинения.

Среди основных научных сочинений Ближнего и Среднего Востока в данной работе упоминаются и рассматриваются трактат «О железе, из которого отливаются мечи» Абу Иусуфа Йакуба ибн Исхака ал-Кинди (ум. 70-ые гг. IX в.), «Минералогия» автора рубежа X—XI вв. Абу-р-Райхана Бируни, трактат Абу-л-Фазля Хубайша Тифлиси «Описание ремесел», относящийся к XII в., позволяющие получить информацию о технологии изготовления холодного клинкового оружия и особенностях его декорирования.

Кроме того, в числе письменных источников были использованы записки путешественников, побывавших в Иране в разное время: М. Поло «Книга о разнообразии мира» (XIII в.), Руи Гонсалес де Клавихо «Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403−1406)», Т. Бэнистер и Дж. Дэкет «Пятое путешествие в Персию, совершенное г. Томасом Бэнистером и г. Джеффри Дэкетом, агентами Московской компании, начатое выездом из Англии в 1568 г. и продолжавшееся до 1574 г.», Дж. Шарден «Путешествие в Персию» (XVII в.), А. Олеарий «Путешествие в Московию и Персию» (XVII в.), Н. Т. Муравьев «Письма русского из Персии» (XIX в.) и др.

При исследовании материальных памятников из музейных собраний и обстоятельств их поступления туда были использованы публикации каталожного характера: А. А. Кеммерер «Прогулка по собственному Его Величества Арсеналу», Э. Ленц «Императорский Эрмитаж. Краткий путеводитель по собранию оружия Средних Веков и эпохи Возрождения» и «Указатель Отделения Средних Веков и Эпохи Возрождения. Часть IСобрание оружия», G.F. Lacking «Oriental Arms and Armour. Wallace Collection Catalogues», а также описи Отдела этнографии народов Южной и Юго-Западной Азии МАЭ РАН.

Еще одним источником в настоящем исследовании стал обширный корпус живописных памятников (монументальная живопись — стенные росписи Согда, Нишапура, Лакшар-и Базар, станковая и миниатюрная живопись разных периодов, гравюры) и предметов декоративно-прикладного искусства.

Предметом настоящего исследования является семантика холодного, преимущественно клинкового, оружия в иранской культуре, а также факторы, способствовавшие формированию его семиотического статуса.

Хронологические рамки работы охватывают период от начала господства ислама в иранской культуре, то есть с VIII—IX вв. и до XIX в. -время активного использования холодного оружия в иранской культуре.

Нижняя граница исследования оправдана и самым ранним обнаруженным на территории Ирана материальным памятником периода ислама при практически полном их отсутствии до XV—XVI вв. — саблей, относящейся к IX в.

Цель настоящей работы — изучить особенности представления о холодном, преимущественно клинковом, оружии в иранской культуре исламского периода и выявить его место в общем контексте развития культуры.

Исходя из поставленной цели, автор ставил перед собой следующие задачи:

1. охарактеризовать основные этапы развития иранского холодного оружия;

2. оценить возможные влияния оружия соседних регионов и культур на формирование отдельных видов иранского клинкового оружия;

3. выявить идентификационные признаки предметов иранского клинкового оружия;

4. выявить основные центры производства иранского холодного оружия;

5. описать основные материалы, технологии производства клинкового оружия;

6. проанализировать особенности и определить семантику декоративного оформления предметов иранского клинкового оружия;

7. выявить сферы использования холодного клинкового оружия в иранской культуре и в контексте ислама.

Методологической основой диссертации стали методы системного и комплексного подходов к исследованию, требующие всестороннего изучения факторов, обусловивших развитие и функционирование предметов холодного оружия в иранской культуре исламского периода. В исследовании применен хронологический принцип, а также типологический, искусствоведческий, лингвистический анализы. В работе использованы принципы и подходы таких наук как религиоведение, история, искусствоведение, этнография, филология, культурология, то есть применен междисциплинарный подход, признаваемый в современном гуманитарном знании, в первую очередь в рамках исторической антропологии, как наиболее эффективный при изучении разного рода культурных практик10.

Научная новизна работы состоит в комплексном рассмотрении роли предметов холодного, преимущественно клинкового и ударного, оружия, определении их семиотического значения в общем контексте иранской культуры исламского периода, а также в том, что автор вводит в научный оборот комплекс памятников иранского холодного оружия из фондов МАЭ РАН.

Также в работе в соответствии с ее целями и задачами: — проведен ретроспективный анализ развития, функционирования и символического значения предметов холодного оружия в доисламский периодсоставлен иллюстрированный каталог предметов иранского холодного оружия, хранящихся в коллекции МАЭ РАН.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть применены для общей оценки значения оружейной культуры в иранской традиции роли и разработке специального курса по изучению этой культуры.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы: Материалы диссертации могут быть использованы в новых исследованиях по проблемам, касающимся иранской оружейной культуры, этнографии иранских народов, истории иранского государства.

Апробация работы осуществлялась посредством публикаций статей в российских научных сборниках, в выступлении с научным сообщением на I.

10 Кром М. М. Историческая антропология. СПб, 2004. С. 59−60, 138.

Международном коллоквиуме молодых ученых «Науки о культуре в новом тысячелетии» в г. Ярославле, сообщениях на заседаниях Отдела этнографии народов Ю. и Ю.-З. Азии МАЭ РАН, проведением семинаров на данную тему, а также консультациях по теме исследования российских и зарубежных специалистов.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, альбома иллюстраций, а также приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Иранское холодное оружие, ставшее предметом настоящего исследования, представляет собой весьма важный и интересный продукт развития культуры иранцев и иранского государства. В предметах вооружения отразились принципы самоидентификации иранского этноса, его религиозно-философские взгляды, представления о характере государственной власти, а также преемственность традиций.

Для древнего, доисламского, периода иранской истории и культуры было характерно представление об оружии как о предмете, непосредственно связанным с обрядово-ритуальной сферой культуры. Об этом можно судить как на основе материальных памятников, относящихся преимущественно к культуре скифских племен, так и письменным источникам: Авесте, текстам греческих авторов, а также литературным сочинениям времени правления династии Сасанидов. Согласно представлениям древних иранцев, г зафиксированных в Авесте, уже собственно война была частью знаково-символической системы в пространстве иранской культуры. Соответственно и предметы вооружения вовлекались в эту систему, одновременно являясь частью сразу нескольких культурных сфер: сферы первичного производства и жизнеобеспечения, гуманитарной сферы, а как неотъемлемый элемент войны и соционормативной. Особенно высоким этнографическим статусом в иранской культуре обладали предметы клинкового оружия (кинжал, топор, меч) и ударного (булава). Как в культуре кочевых, так и оседлых иранских племен предметы вооружения составляли неотъемлемую часть церемониального костюма племенного вождя или правителя — яркое свидетельство сферы жизнеобеспечения.

Для иранских кочевников — скифов — согласно греческим письменным источникам, было характерно использование предметов холодного оружия в ритуалах, связанных с почитанием бога войны (короткий скифский меч), в обряде побратимства и погребальных ритуалах. Семиотический статус скифского оружия раскрывался и в характере его декоративного убранства, исполненного в «зверином стиле», одно из важных мест в котором занимала сцена «терзания». Судя по изображениям из Персеполя, а также материальным памятникам (например, предметам из Амударьинского клада, кинжалам ахеменидского периода) образы животных, в том числе в похожих сценах, известны и в искусстве и, в частности в декоре оружия, оседлых иранцев. (Образы животных были известны и в оформлении оружия других ближневосточных народов — например, хеттов и ассирийцев.) Образы этих животных и сцены «терзания», трактованные благодаря иному жизненному укладу и мировоззрению, менее жестко, чем в раннем скифском искусстве (VII — VI вв до н. э.), закрепляются в декоративном оформлении иранского клинкового оружия мусульманского периода, хотя их нет на предметах вооружения времени правления Сасанидских шахов.

В период правления представителей династии Сасанидов предметы вооружения обладали не менее важным этнографическим статусом, чем в предыдущие периоды иранской истории. Клинковое оружие продолжало входить как нормативный элемент парадного костюма иранского шаха и, судя по данным Сасанидской торевтики и памятникам монументального искусства, фигурировало в сценах ритуальной охоты. Однако более заметное место предметы клинового оружия, в первую очередь длинный меч, стали занимать в официальных инвестшурных и тронных сценах, демонстрирующих правящего шаха либо как достойного обладателя дарованной богами власти, либо как справедливого правителя. Таким образом, длинною! инковое оружие становится неотъемлемым элементом образа правящего шаха. Таким образом, в период доисламской истории Ирана клинковое оружие было частью обрядово-ритуальной сферы, связанной с идеей законной, праведной власти.

В период, последовавший сразу после арабского завоевания Ирана, этнографический статус клинкового оружия в иранской культуре четко выявить весьма сложно из-за практически полного отсутствия материальных памятников оружия и изобразительного материала Vl-IX вв. Согласно кораническим текстам и текстам хадисов Пророка, оружие в мусульманской культуре являлось частью ритуально-символической системы постольку, поскольку оно сопряжено с идеей джихада. Кроме того, в них, особенно в хадисах, упоминаются предметы вооружения в условиях бытовой сферы культуры, что дает прекрасную возможность получить представление о культуре оружия арабов рассматриваемого периода. Самым высоким этнографическим статусом в ней обладал меч, меч Пророка Зу-л-факараяркое тому подтверждение. Ближневосточные научные и художественные сочинения 1Х-ХП вв. оставляют сведения о производстве в Иране высококачественной стали и, кроме того, позволяют сделать вывод о сохранении предметами вооружения высокого семиотического статуса в иранской придворной культуре. Клинковое оружие фигурирует в качестве нормативного элемента парадного костюма иранского правителя, как оружие героя, метательное оружие используется в ритуалах охоты.

Длинноклинковое оружие, судя по данным письменных источников, а также предметам живописного и декоративно-прикладного искусства, использовалось на протяжении практически всей иранской истории исламского времени при возведении правителей иранских земель на власть и в тронных сценах. В этом аспекте использования клинкового оружия просматриваются древнеиранские традиции, что говорит о существовании механизмов передачи информации в иранской этнической группе. Церемония опоясывания, характерная для многих народов, прочно закрепилась в иранской придворной культуре. Пояса и клинки правящие Ираном владыки получали от главы государства: до фактического распада Арабского халифата — от халифа (Махмуд Газнавид и Тугрул-бек), а затем, судя, правда, по уже сравнительно поздней истории Ирана, например, периода правления династии Сефевидов — в почитаемой гробнице шейха-основателя династии. В каждом случае церемония происходила при участии представителей религиозной сферы, что превращало ее в обрядово-ритуальное действо, к которому приобщались и вещи, в том числе и ддинноклинковое оружие, непосредственно участвовавшие в ритуале. При этом, судя по данным разных источников, после арабского завоевания в церемонии опоясывания фигурировали два клинка, обладавшие семиотическим статусом знака власти над Востоком и Западом. Этими клинками могли быть меч или сабля. Данные живописных памятников, изображения на предметах декоративно-прикладного искусства и материальные памятники (в том числе немногочисленные образцы раннеисламского времени) показывают, что с IX в. в иранской оружейной культуре появилась пришедшая, вероятно, из Центральной Азии, сабля, которая постепенно превратилась в доминирующий тип клинкового оружия сначала парадно-церемониального, а потом и боевого. Меч, наоборот, из боевого оружия, по крайней мере, к ХУШ-ХЕХ вв. превратился, в большей части, в элемент обрядово-ритуальной сферы.

Меньшие трансформации происходили с кинжалом, который стал нормативным элементом костюма практически каждого иранского мужчины, как аристократа, так в XIX-начале XX вв. и простолюдина. Кинжалы различались по типам в зависимости от характера клинка, формы рукояти и принципа заточки. Очень популярны в иранской оружейной культуре с XV—XVI вв. стали так называемые bebut, khanjar, kard, а затем и кавказский ката. Тем не менее, не всегда делались различия между разными типами кинжалов, например, bebut и khanjar называли часто одним словом — khanjar (ар. «кинжал»).

Семиотический статус оружия в иранской культуре закрепился в принципах декорирования оправы, свойственного как парадным экземплярам, так и боевым, а также материалах, шедших на их изготовление. В древнеиранский период парадные экземпляры клинкового оружия, ковавшегося из железа, обрамлялись рукоятями и ножнами, декорированными священным для древних иранцев золотом, что указывало на их принадлежность к обрядово-ритуальным сферам. Знаковый характер клинкового оружия подчеркивался еще и изображениями, исполнявшимися на клинковом оружии. Древние иранцы, как кочевые, так и оседлые использовали для этого зооморфные образы, а также растительный и геометрический орнамент. Некоторые из этих образов и сцен, ставших каноничными для древнеиранского искусства, повторялись и в дальнейшем. Например, сцена «терзания», переосмысленная по сравнению с древним периодом, а также образы отдельных животных использовались в декоре разных памятников искусства, в том числе и оружия, эпохи правления Сефевидских шахов. Однако появились и новые мотивы, ставшие отличительной особенностью оружейного декора периода ислама с XV—XVI вв. В первую очередь, это коранические надписи и воззвания к Аллаху, а также стихи персидских потов, подчеркивающие принадлежность предметов клинкового оружия к обрядово-ритуальной сфере исламской культуры в целом, связанной с почитанием произнесенного или написанного слова. Этому же смыслу вторит и растительный орнамент, напоминающий о райском саде, образ которого часто появлялся на оправах кинжалов, и символика цветов, ярко проявлявшихся в драгоценных камнях. В декоре церемониального оружия проявляются черты суфийской культуры. Лучшие образцы клинкового оружия в тот и последующий периоды исполнялись из высококачественного булата.

К ритуальной сфере принадлежало и оружие дервишей, в первую очередь топоры и мечи из металла и носовой кости рыбы-пилы, использовавшиеся в ритуалах, связанных с почитанием Аллаха.

Таким образом, иранское холодное и, в первую очередь, различные виды клинкового оружия, в разные периоды истории несло семиотический статус знака царской власти, принадлежности к аристократическому и воинскому сословию, нормативного элемента мужского костюма. Высокий этнографический статус клинка проявлялся в обстоятельствах его функционирования и подчеркивался принципами его декоративного оформления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ИСТОЧНИКИ1. Предметный материал
  2. Алиханов-Аварский М. В гостях у шаха. Очерки Персии. Тифлис: Тип. Я. И. Либермана, 1898. 239 с.
  3. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.Перевод. М.: Международн. изд. центр правосл. лит., 1995. 1371 с.
  4. Ал-Бируни Абу-Райхан-Мухаммед ибн Ахмад. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия). М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. 518 с.
  5. Ал-Бухари С. Достоверные предания из жизни пророка Мухаммада./Пер. с ар. А. Нирша. М.: «Умма», 2004. 959 с.
  6. Воспоминания о Персии 1834−1835 гг. Барона Федора Корфа. СПб.: Гуттенбергова тип., 1838. 290 с.
  7. Геродот. История в девяти книгах./ Пер. и примеч. Г. А. Стратановского. Л.: «Наука», 1972. 600 с.
  8. Р., Китчин А., Эдуарде А. Третье путешествие в Персию, начатое в 1565 г. Ричардом Джонсоном, Александром Китчином и Артуром Эдуардсом. С. 219 238. /Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. М.: Соцэкгиз, 1937 г. — 308 с.
  9. де. Р. Г. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403−1406)./Пер. со староиспанского, пер. и коммент. И. С. Мироковой. М.: «Наука», Гл. ред. Восточной лит-ры. 1990. 211 с.
  10. Коран./Пер. с араб. И. Ю. Крачковского М.: СП ЖПА, 1990.512 с.
  11. Ксенофонт. Анабасис./Пер., ст. и примеч. М. И. Максимовой. М.: Научно-издательский цент «Ладомир», 1994. 297 с.
  12. Ксенофонт. Киропедия. М.: Научно-издательский центр «Ладомир» «Наука», 1993. — 352 с.
  13. Курций Руф Квинт. История Александра Македонского. Сохранившиеся книги. М.: Издательство Московского университета, 1963. -478 с.
  14. С. Персия и персы. Эскизы и очерки. 1898 1900. СПб.: А. С. Суворин, 1902.-407 с.
  15. Н.Т. Письма русского из Персии. СПб., 1844. 334 с. 77 с.
  16. А. Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636, 1639 годах, составленное секретарем посольства Адамом Олеарием./ Пер. с комм, и предисл. П.
  17. . М., Общество истории древностей российских при Московском университете, 1870. — 1174 с.
  18. М. Книга о разнообразии мира. СПБ.: «Амфора», 1999. —381 с.
  19. Путешествие в Персию. Письма кн. А. Д. Салтыкова. М.: Университетская тип., 1849. —
  20. Л.Дж. Из Кветты через Сеистан в Мешхед. Пер. с англ. герцогини де-Санта-Елизабетта. Ташкент: Упр. окр. ген.-квартирмейстера Штаба Туркестанского военного окр. (4-е от-ие), 1910.-69 с.
  21. Тифлиси Абу-л-Фазл Хубайш. Описание ремесел (Байан ас-сана'ат)./Пер. с перс., введ. и коммент. Г. П. Михалевич. М.: «Наука», 1976. -256 с.
  22. Эпос о Гильгамеше («О все видавшем»). /Пер. с аккадского И. М. Дьяконова. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961. 214 с. 1. Европейские языки
  23. Arda-viraf-namak. English and Pahlavi. Bombay: Govt. Control Book Depart. 1872.-316 p.
  24. Avesta.//Sacred books of the East.//Transl. by J. Darmsteter. Washington: American Edition, 1898.
  25. Denkart. Ed. by P.D.B. Sanjana. English Translation of Volumes 2−4 by R.E. Kohiyar. Bombey, 1876.
  26. Sir John Chardin’s Travels in Persia. London, 1927. 278 p.1. Восточные языки
  27. В.И. О некоторых лингвистических аспектах скифо-сарматской археологии. С. 10−13.//Проблемы скифской археологии.// МИА. № 177. М.: Институт Археологии АН СССР, 1971.-220 с.
  28. А.Ю. Хронография Европейской Скифии. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2003. — 416 с.
  29. А.Ю. О скифском Аресе. С. 39−47.// АСГЭ. Л.:! «Искусство», 1980. № 21. 95 с.
  30. В.А. Погребения с оружием в раннеземледельческих обществах. С. 23−28.//КСИА № 176. Средняя Азия и Кавказ. М.: «Наука», 1983.- 111 с.
  31. А. А. Иран vs Ирак. История и современность. М.: Издательство Московского университета, 2002. 764 с.
  32. Амударьинский клад. Каталог выставки.//Автор вступительной статьи и составитель каталога Е. В. Зеймаль. Л.: «Искусство», 1979. — 95 с.
  33. В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М. «Наука», 1982.-252 с.
  34. Р. Ислам и христианство. Непростая история. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. — 336 с.
  35. М.И. Киммерийцы и скифы (От появления на исторической арене до конца IV в. до н.э.). JI.: Издательство Ленинградского университета., 1974. 156 с.
  36. С.А., Чебоксаров Н. Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества. С. 8−31.//Расы и народы. № 2. М.: «Наука», 1972. 351 с.
  37. Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: «Языки славянской культуры», 2004. 364 с.
  38. В.К. К проблеме толкования шумерских рельефов. С. 19−32.// Культура Востока. Древность и раннее Средневековье. Сб. статей. Л.: «Аврора», 1978. 240 с.
  39. А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: «Наука», 1993.-240 с.
  40. А.К. Об этнографическом изучении этикета. С. 12−37.//Этикет у народов Передней Азии. Сб. статей. М.: «Наука», 1988. 264 с.
  41. A.M. Монументальное искусство Пенджикента. Живопись. Скульптура. М.: «Искусство», 1973. 67 с.
  42. A.M., Леммлейн Г. Г. Примечания к переводу. С. 419 490./ Ал-Бируни Абу-Райхан-Мухаммед ибн Ахмад. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия). М.: Издательство Академии наук СССР, 1963.-504 с.
  43. Н.Т. О булатах. С приложением «Исторических сведений о булате в России"В.Ф.Железнова и «Описания коллекции восточного оружия Д. К. Чернова, принесенной им в дар Михайловской артиллерийской Академии». СПб.: Тип. С.-Петербургской тюрьмы, 1906. 53 с.
  44. И.С. Авеста. С. 22−66./ Авеста в русских переводах (1861−1996)./Сост., общ. ред., примеч., справочный раздел И. В. Рака. СПб.: Журнал «Нева», «Летний сад», 1998. 375 с.
  45. Л.С. История Востока. В 2 т. Том I. М.: «Высшая школа», 1994.-495 с.
  46. Г. История цивилизаций. Архитектура, вооружение, одежда, утварь. T.l. М.: «Эксмо-Пресс», 2000. 752 с.
  47. П. фон. Оружие. Руководство к истории, описанию и изображению ручного оружия с древнейших времен до начала XIX в. М.: «Софт-Мастер», 1992. 330 с.
  48. М. Рисоля сартовских ремесленников. Исследование преданий мусульманских цехов. Ташкент: Тип. при канц. ген.-губернатора, 1912.-59 с.
  49. Л.К. Келермесские курганы. «Царские» погребения раннескифской эпохи. (Степные народы Евразии. T. I). М.: Центр сравнит. Изучения древ, цивилизаций Ин-та всеобщ. Истории- Берлин: Евраз. от-ние Германского археологического института, 1997. 269 с.
  50. P.M. Религии Ирана от VIII в. до н.э. до периода ислама. С. 67−73.//Культура Востока. Древность и раннее средневековье. Сб. статей. Л.: «Аврора», 1978. 240 с.
  51. М.В. Оружие Древнего Востока. IV тысячелетие IV в. до н.э. М.: «Наука», 1993, — 347 с.
  52. М.В. К этнической идентификации персонажей, изображенных на предметах Амударьинского клада. С. 36−46. /Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л.: «Искусство», 1985. -208 с.
  53. М.П. К вопросу о сложении культур скифо-сибирского типа в связи с открытием кургана Аржан. С.9−18./КСИА. № 154. М.: «Наука», 1978.- 111 с.
  54. А.И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. М.: «Наука», 1982. —455 с.
  55. Древности Таджикистана. Каталог выставки. Отв. ред.- Е. В. Зеймаль. Душанбе: «Даниш», 1985. 334 с.
  56. . Верховные боги индоевропейцев. М.: «Наука», 1986.-234 с.
  57. И.М. История Мидии с древнейших времен до IV в. до н. э. M.-JL: Академия наук СССР, Институт истории и философии АН Азерб. ССР, 1956.-485 с.
  58. Т.Я. Мир идей ариев Ригведы. С. 452−486./Ригведа. Мандалы V VIII. М.: «Наука», 1995. — 743 с.
  59. Т. Я. Топоров В.Н. Мир вещей по данным Ригведы. СС. 487−525.//Ригведа Мандалы V VIII. М., 1995. — 743 с.
  60. В.В. Древний Шумер. СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское востоковедение», 2003. 319 с.
  61. В.В. Ритуал в Древней Месопотамии. СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское востоковедение», 2003. 317 с.
  62. Живопись древнего Пенджикента. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1954.-215 с.
  63. Земное искусство небесная красота. Искусство ислама./Под общ. ред. М. Б. Пиотровского. СПб.: «Славия», 2000. — 359 с.
  64. В. А. Краткая справочная биографическая заметка (публикация текста и примечания О.Ф.Акимушкина). С. 446−458. /Петербургское востоковедение. Вып. 10. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 2002. 624 с.
  65. Иран в Эрмитаже. Формирование коллекций. Каталог выставки. СПб.: «Славия», 2004. 255 с.
  66. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. JL: Издательство Ленинградского университета, 1958. — 390 с.
  67. Э.П., Шафрановская Т. К. Кунсткамера. СПб.: «Алмаз», 1996.- 192 с.
  68. Е.А. Пятидесятилетие со времени основания собственного Е.И. В. Царскосельского арсенала 1834−1884. Краткий исторический обзор. СПб.: Тип. Министерства внутренних дел, 1884. 16 с.
  69. Е.А. Прогулка по собственному его величества Царскосельскому арсеналу. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1876. -85 с.
  70. Р.В., Луконин В. Г. Памятники культуры Сасанидского Ирана. Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1960. -22 с.
  71. . А.Д. Мусульманский мистицизм. Краткая история. М.-СПб.: «Диля», 2004.-453 с.
  72. И.Ю., Успенская Е. Н. Меч, сабля, кинжал. Индийское клинковое оружие в коллекции петербургской Кунсткамеры (МАЭ). С. 188−204.//Кунсткамера. Этнографические тетради. Выпуск 11. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1997. -410 с.
  73. С.Н. Втульчатые топоры оружие ближнего боя эпохи средней бронзы Северного Кавказа. С. 20−41.//Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье. М.: «Наука», 1981. — 182 с.
  74. М.М. Историческая антропология. СПб: «Дмитрий Буланин», 2004. 162 с.
  75. В.А. К вопросу о позднеаланской культуре Северного Кавказа. С. 97−118.//СА. № 2. М.: Из-во АН СССР, 1959. 304 с.
  76. Э. Э. Императорский Эрмитаж. Краткий путеводитель по собранию оружия в отделении Средних Веков и эпохи Возрождения. Петроград-Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1915. — 95 с.
  77. . Э. Указатель Отделения Средних Веков и эпохи Возрождения. Часть I Собрание оружия. СПб.: Тип. А. Бенке, 1908. — 374 с.
  78. Ф.А. О персидской сабле XVII в. с клинком работы Асадуллаха. Доложено общ. собранию 15 нояб. 1909 г. Казань: Типо-лит. Императорского университета, 1910. 10 с.
  79. Н.Л. Дорога в Хунзу (Б.Л.Громбчевский о своем путешествии 1888 г.). С.352−362. /Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 11. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1997. 410 с.
  80. В.Г. Искусство Древнего Ирана. М.: «Искусство», 1977. 232 с.
  81. В.Г. Иран в эпоху первых Сасанидов. Очерки по истории культуры. Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1961. — 79 с.
  82. . Магия, наука и религия. М.: «Рефл-бук», 1998.289 с.
  83. .И., Распопова В. И. Война глазами согдийских художников. С.278−281.//Военная археология. Оружие и военное дело в исторической и социальной перспективе. СПб.: Государственный Эрмитаж, Институт истории материальной культуры, 1998. 343 с.
  84. Массой М. Е. Старинная персидская сабля 1017 г. хиджры. С. 8994. /Эпиграфика Востока. Т. XVI. M.-JL, 1963.
  85. Е.М. Поэтика мифа. М.: «Наука», 1976. -407 с.
  86. А.И. Вооружение скифов. М.: «Наука», 1964. 91 с.
  87. Ю. А. Турецкая сабля конца XV- начала XVI в. СС.57−58./СГЭ, XVI. Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1959.
  88. О.И., Тихомирова Б. В. Парадное оружие и конское убранство XVII—XIX вв.. Государственные музеи Московского Кремля. М.: «Изобразительное искусство», 1983. — 17 с.
  89. Г. П. Магические, символические и лечебные свойства драгоценных камней по персидским минералогическим сочинениям. С. 22−23./Памироведение (сборник статей). Вып. II. Душанбе: «Даниш», 1985. -327 с.
  90. Г. П. Введение. С. 13−61./ Тифлиси Абу-л-Фазл Хубайш. Описание ремесел (Байан ас-сана'ат)./Пер. с перс., введ. и коммент. Г. П. Михалевич. М.: «Наука», 1976. 256 с.
  91. Ю.И. Компоненты культуры этноса. С. 42−47.//Методологические проблемы исследования этнических культур. Материалы симпозиума. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1978. 124 с.
  92. Персидская живопись и рисунок XV—XIX вв. в собрании Эрмитажа. Каталог выставки./А.Т.Адамова. СПб.: АО «Славия», 1996. 376 с.
  93. И.П. Ислам в Иране в VII—XV вв.. Л.: Издательство Ленинградского университетата, 1966. —400 с.
  94. .Б. Ванское царство. М.: ИВЛ, ИИМК АН СССР, 1959.-282 с.
  95. М.Б. О мусульманском искусстве. СПб.: «Славия», 2001.- 147 с.
  96. И.Р. Культура Бактрии. Ахеменидский и эллинистический периоды. М.: «Наука», 1991. 339 с.
  97. М.Н. Иран в раннем железном веке. М.: «Наука», 1977.- 184 с.
  98. М.А. Памятники скифской культуры в Закавказье. С. 42−58.//Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье. История и культура. М.: «Наука», 1981. 182 с.
  99. М.Н., Раевский Д. С. Ранние скифы и древний Восток: к истории становления скифской культуры. М.: «Наука», 1992. 263 с.
  100. Г. А. Искусство Бактрии эпохи Кушан. М.: «Наука», 1979.-247 с.
  101. М.И. Драгоценные камни. Их свойства, местонахождения и употребление. Репринтное воспроизведение издания 1888 г. М.: Предприятие «X. Г. С.», 1990. 403 с.
  102. Д.С. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до. н. э. М.: «Наука», 1985.-216 с.
  103. Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии. М.: «Наука», 1977. — 216 с.
  104. М.А. Нож и честь в Южной Аравии. С. 134−139.//Кунсткамера. Этнографические тетради. Выпуск 11. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1997. —410 с.
  105. М.А. Введение. С. 3−6.//Традиционное мировоззрение у народов передней Азии. М., 1982.
  106. К.Ф. Вооружение савроматов. М.: Издательство Академии наук СССР, 1961. 162 с.
  107. Д., Сурдель Ж. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург: «У-Фактория», 2006. — 544 с.
  108. А.И. Скифская культура/ Проблемы скифской археологии/ МИА. № 177. М.: Институт археологии АН СССР, 1971. 220 с.
  109. Холодное оружие в собрании Российского этнографического музея. СПб.: ИП «МАК», 2006. 248 с.
  110. Царскосельский Арсенал. СПб.: «Балтика», 2000. 135 с.
  111. Е.В. О серийном производстве парадного оружия скифского временив античных центрах Северного Причерноморья. С.67−69./Проблемы античной истории и классической филологии: Тез. докл. Всесоюз. научн. конф. Харьков, 1980. 206 с.
  112. Е.В. Древнейшие скифские мечи. С.7−70./Скифия и Кавказ. Сб. научн. трудов. Киев: «Наука думка», 1980. — 257 с.
  113. Ш. М. Искусство средневекового Ирана. М.: «Наука», 1989.-247 с.
  114. Э. Индийское и восточное оружие. От державы Маурьев до империи Великих Моголов. М.: Центрполиграф, 2007. — 294.
  115. Д.А. Еще раз об этапах филиации арийской языковой общности. С.44−66./ Вопросы языкознания. № 3. М.: «Наука», 1992. 159 с.
  116. Эрмитаж. История и современность. 1764−1986. М.: «Искусство», 1990.-367 с.
  117. Ювелирные изделия Востока. Древний, средневековый период. Коллекция особой кладовой отдела Востока Государственного Эрмитажа./Иванов А.А., Луконин В. Г., Смесова Л. С. М.: «Искусство», 1984. -215 с.
  118. Alexander D. Armes and Armour or the 7 to 19 centuries. The Arts of War./ The Nasser D. Khalili Collection of Islamic Arts. Volume XXI. London: The Nour Foundation in association with Azimuth Editions and Oxford Univercity Press, 1992. 240 p.
  119. Berghe V. Archeologie de l’lran Ancien. Leiden. 1959. 173 p.
  120. Blair Sh. S., Bloom J.M. The Art and Architecture of Islam 12 501 800. Singapore, CS Graphics Pte, 1995. 348 p.
  121. Воусе М- A History of Zoroastrianism. Volume П. Leiden-Koln. 1982.-306 p.
  122. Christie’s. Islamic Ait and Manuscripts. London, 2004, — 298 p.
  123. Collins R. The Medes and the Persians. Conquerors and Diplomats. New York St. Louis — San-Francisco — Toronto, 1977. — 176 p.
  124. Dalton O.M. The Treasure of the Oxus, with Other Examples of Early Oriental Metalwork. London: The British Museum, 1964. 80 p.
  125. Dussaud R. The Bronzes of Lurisan. Types and History. P. 254−278. /Pope A.U. A Survey of Persian Art. Volume I. London and New York: Oxford University Press, 1938. 895 p.
  126. Ewell-Sutton L.P. Persian armour inscriptions. P. 6−29./Islamic Arms and Armour./Ed. by R. Elgood. London: Scolar Press, 1979. 252 p.
  127. Ghirshman R. Iran. From the Earliest Time to the Islamic Conquest. UK: Penquin Books Ltd, US: Harmondswork Middlesex, 1954. 368 p.
  128. Godard A. L’art de l’lran. Paris: Arthaud, 1962. 532 p.
  129. Grube J.E. Cobalt and Lustre/ The First Centuries of Islamic Pottery. /The Nasser D. Khalily Collection of Islamic Art. Volume IX. London: The Nour Foundation in association with Azimuth Editions and Oxford Univercity Press, 1994. 348 c.
  130. Hammer-Purgstall D. Sur les Lames des Orientaux. P.67−80./Journal Asiatique. Cinguiem Serie. Tome Ш. Parice. Janvier, 1854. 564 p.
  131. Hartman S.S. Parsism. The religion of Zoroaster. Leiden, 1980. XII, 30, XLVnip.
  132. Herzfeld E. Archaeological History of Iran. London: Humphrey Milford, Oxfod University Press, 1935. 112 p.
  133. Ivanov A. A Group of Iranian Daggers of the Period from the 15th Century to the Beginning of the 17th with Persian Inscriptions. P. 65−74.Aslamic Arms and Armour./Ed. by R. Elgood. London: Scolar Press, 1979. 252 p.
  134. Jacob A. Les Armes Blanches du Mond Islamique: Armes de Poing: Epees, Sabres, Poignards, Couteaux. Paris: J. Grancher, 1985. 254 p.
  135. Khorasani M.M. Arms and Armor from Iran. The Bronze Age to the End of the Qajar Period. Tubingen: Legat-Velag Gmb H&Co KG and Author, 2006.-776 p.
  136. Kobylinski L. Persian and Indo-Persian Arms. P. 57−74./Persian and Indo-Persian Arms and Armor of 16th -19th Century from Polish Collections. Malbork: Muzeum Zamkowe w Malborku, 2000. 267 p.
  137. Lacking G. F. Oriental Arms and Armour. Wallace Collection Catalogues. London: William Clowes and Sons Ltd, 1964. 200 p.
  138. Lentz T.W., Lowry G.D. Timur and the Princely Vision. Persian art and Culture in the Fifteenth Century. Los Angeles Washington: Los Angeles County Museum of Art, The Arthur M. Sackler Gallery, Smithsonian Institution Press, 1989. — 389 c.
  139. Malandra W.W. A Glossary of Terms for Weapons and Armor in Old Iranian. P.264−289.//JJJ. Vol. XV. № 4. 1993.
  140. Martim F.R. The miniature painting and painters of Persia, India andtil fh
  141. Turkey from the 8 to 18 centuries. Volumel. London: Quaritch, 1912. 156 p.
  142. Melikian-Chirvani A.S.The Tabar of the Turkish Dervish. P. l 12−115./ Islamic Arms and Armour./Ed. by R. Elgood. London: Scolar Press, 1979. 252 p.
  143. Melikian-Chirvani A.S. The Tabarzin of Lotf 'ali. P.116−135./ Islamic Arms and ArmourJEd. by R. Elgood. London: Scolar Press, 1979. 252 p.
  144. Migeon G. Mussulman Art. The Louvre Museum. Paris: Albert Moranee Publisher, 1922. 31 p.
  145. Moorey P.R.S. Ancient Persian bronzes in the Adam collection. London: Faber&Faber, 1974.-207 p.
  146. Nicolle D. Armies of the Caliphates 862−1098. Oxford: Osprey Publishing, 1998.-48 p.
  147. Nicolle D. Arms and Armour in the Album Paintings. P.145−149./Between China and Iran. Paintings from Four Istanbul Albums. Colloquies on Art and Archaeology in Asia. № 10. New York: The Islamic Art Foundation, 1985. -179 p.
  148. Nicolle D. Islamische Waffen. Graz: Verlag fur Sammler, 1981. 761. S.
  149. Nicolle D. Early Medieval Islamic Arms and Armour. Instituto de estudios sobre armas antiques, Consejo superior de investigations cientifices, Patronato Menendez у pelayo, 1976. 176 p.
  150. North A. Swords of Islam. P. 136−147./Sworda and Hilt Weapons. Ed. A.Cope. London: Multimedia Books London, 1994, 267 p.
  151. North A. An Introduction to the Islamic Armes. London: Her Majesty’s Stationary Office, 1985. 48 p.
  152. Smith E., Marshak B.I., Grube E.J. Peerless Images. Persian Painting and its Sources. New Haven & London: Yale University Press, 2002. 349 p.
  153. Sotheby’s. Persian and Islamic Art. The Collection of the Berkeley Trust. October 2004. London, 2004. 176 p.
  154. Stocklein H. Armes and Armour. P.255−2586. /А Survey of Persian Art. Volume Ш. London and New York: Oxford University Press, 1939. 2586 p.
  155. Wilkinson F. Swords and Daggers. London-Melbourne: Ward Lock and Co. Ltd, 1967. 265 p.1. Восточные языки
  156. Saliman A. S. Qat min as-silah al-iraniya bi mathaf al-fan al-islamiya. S. 67−78./Darasat fi-l-fan al-farsiya. Kahira.: Dar at-talif va an-nasr. 1971. 109 s. (ар. яз.)
  157. Yiicel U., Ugali A. A. As-suyuf al-islamiya. Kuvayt, 1988. 145 s. (ар. яз.)
  158. Zeka Y., Semsar H.M. As’ar va asja. S. 27−31./Honar va mardom. № 30. Tehran, 1344/1965. (перс, яз.)
Заполнить форму текущей работой