Древние истоки культа божеств айыы: По фольклорно-этнографическим материалам саха
Диссертация
Ранние этапы развития культа создательниц Айыысыт прослеживаются в почитании покровительниц повивального искусства. В обряде проводов богини деторождения присутствовал элемент коллективной одержимости женщин. Аналогичное явление наблюдалось во время камлания шамана. Имитация смеха богини Айыысыт обнаруживается и в хороводе праздника ысыах. Ритуальный полукруг танцующих женщин семантически… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Реконструкция генезиса культа божеств айыы по фольклорно-этнографическим материалам якутов)
- 1. 1. Роль богинь-прародительниц в культе божеств айыы
- 1. 2. Культ умирающего и воскресающего зверя
- 1. 3. Культ богинь Айыысыт и возникновение шаманизма
- Глава II. Культ предков и его роль в формировании белого шаманства" у народа саха
- 2. 1. Мифологические предания о первопредках саха
- 2. 2. Культ предков в свете погребального обряда якутов
- 2. 3. Культ «белых» и «черных» шаманов у саха: происхождение и сущность (постано'йМТ^блемы)
Список литературы
- Боло С.И. Записи фольклора в Чурапчинском, Амгинском и Мегино-Кангаласском р-нах. 1930 г. Ф. 4. — Оп. 14. — Д. 33. — 98 л.
- Боло С.И. Записи фольклора: Предания о Тыгыне, Омогое, о тунгусах и выписки из документов по истории Якутии. 1933 -1934 гг. Ф. 4. — Оп. 14. — Д. 49. — 94 л.
- Боло С.И. Сахасэкэттэрэ. (Рассказы якутов). 1933 г. -Ф. 4. Оп. 14. — Д. 51. -198 л. Боло С. И. Родословные и прочие записи в районах Чурапча, Мегино-Кангаласский, Западно-Кангаласский. 1933 -1936 гг. — Там же. — Д. 54. — 60 л.
- Боло С. И, Саввин A.A. Записи фольклора: Предания. 1933 1938 гг. — Ф. 4. — Оп. 14.-Д. 55.-66 л.
- Боло С.И. Предания якутов Якутского округа: Этнография, предания, верования. 1934 г. Ф. 4. — Он 14. — Д. 57. — 227 л
- Боло С.И. Легенды и предания, родословные таблицы. 1935 г. Ф. 4. — Оп. 14. — Д. 29.-94 л.
- Боло С.И. Эгаографо-исторические записи в Чурапчинском и Татгинском р-нах. 1936 г. Ф. 4. — Оп. 14. — Д. 61. — 48 л
- Боло С.И. Фольклорные материалы, вошедшие в сборник № 4. 1936 г. Ф. 5. — Оп. З.-Д. 1.-363 л.
- Боло С.И. Омошй баай, Хара Тюмэн. 1938 г. Ф. 5 — Оп. 3. — Д. 49. — Л. 37−55. Боло С. И. Предания о шаманах. 1938 г. — Ф. 5. — Оп. 3. — Д. 12. — 26 л- Ф. 5. — Оп. 3. -Д. 13. -15 л
- Боло С.И. Материалы по историческому в наслегах Момского р-на. 1940 г. Ф. 5. -Оп. З.-Д. 412.-55iL
- Боло С.И. Материалы по верованиям и мелким поверьям коренного населения Бай-дынского, Уругейского, Батагайского наслегов. 1940 г. Ф. 5. — Оп. З.-Д. 414. — 39 л.
- Боло С.И. Схематические планы старых якутских строений. 1940. Ф. 5. — Оп. 3. Д. 418.7 л.
- Боло С.И. Устное сообщение старожила Хабарова Д.П. (Оокон) в Индигирском наслеге: Предания. 1940 г. Ф. 5. -Оп. 3. — Д. 420. -22 л
- Боло С.И. Записи по верованиям якутов бывш. Колымского улуса 1940 г. Ф. 5. -Оп. 3. — Д. 438. — 37 л
- Боло С.И. Материалы по верованиям якутов бывшего Колымского улуса и округа, Якутской области. 1940 г. Ф. 5. — Оп. 3. — Д. 441. — 9 л
- Боло С.И. Грамматические и лексические наблюдеия по говору якутского населения Аллайховского р-на. 1941 г. Ф. 5. — Оп. 3. — Д. 455. — 59 л.
- Золотарев Ф.Н. Дэрээнэ. Эллэй татаар (Татарин Эллэй). 1938 г. Ф. 5. — Оп. 3. — Д. 22.-37 л.
- Константинов ХИ. Фольклор по верованиям якутов. 1941 г. Ф. 5. — Оп. 3. — Д. 536.-69л
- Константинов Х.И. Ойуун кыырыылара. (Шаманские мистерии). 1941 г. Ф. 5. -Оп. З.-Д. 537.-60 л
- Ксенофонтов Г. В. Древняя история якутов: (К вопросу изучения якутской культуры). 1937 г. Ф. 4. — Он 1. — Д. 27. — 56 л
- Материалы по верованиям якутов. Обрядовый и шаманский фольклор. 1940 г. Ф.5.-Оп. З.-Д. 301.-245 л.
- Новгородова АЛ. Фольклорные записи в колхозе им. Чапаева. 1950 г. Ф. 5. — Оп.6.-Д 74.-48 л.
- Порядин А.С. Былыргы кэпсээннэр. (Предания). 1940 г. Ф. 5. — Оп. 3. — Д.373−85л. Порядин А. С. Былыргы ырыалар. (Старинные песни). 1940 г. — Ф. 5. — Оп. З.-Д. 374.-25 л.
- Романов Г. Г. Материалы, собранные в Мегино-Кангаласском р-не: Былыргы терют тэриллиитэ. 1947 г. Ф. 5. — Оп. 6. — Д. 17. — 8 л.
- Саввин ААШаманизм: Шаманы. 1935 1941 гг. -Ф. 4. — Оп. 12. — Д. 64. — 123 л
- Саввин A.A. Народные приметы погоды. 1936 1941 гг. — Ф. 4. — Оп. 12. — Д. 17.79 л.
- Саввин A.A. Погребальные обычаи якутов Севера 1936 -1941. Ф. 4. — Оп. 12. — Д.19.-270 л
- Саввин A.A. Верования якутов: Демонизм. (Юердэр). 1936 1938 гг. — Ф. 4. — Оп 12.-Д. 68.-98 л.
- Саввин A.A. Багарыынньа: Предание. 1936 г. Там же. — Д. 78. — 27 л.
- Саввин A.A. Кутуйах баай: Предание. 1936 -1937 гг. Ф. 4. — Оп. 12. — Д. 82. — 39 л.
- Саввин A.A. Материалы по белому шаманству. 1937−1940 гг. Там же. — Д. 62.35 л.
- Саввин A.A. Сюе1юдаю кыйдааЪьш. (Угон скота в жертву духам). 1937 1941 гг. -Ф. 4. — Оп. 12. — Д. 63. -14 л
- Саввин A.A. Верования якутов. 1937 -1941 гт. Там же. — Д. 70. — 347 л Саввин A.A. Улуу Торокой: Предания. 1937 г. — Там же. — Д. 84. -19 л. СаввинАА. Праздник весны «Ысыах» у якутов. 1938 -1941 гг. -Ф. 4. -Оп. 12. — Д.20.-53 л
- Саввин A.A. Культ духа-хозяйки земли Аан Алахчын хотун. 1938 г. Ф. 4. — Оп. 12. -Д. 61.-27 л.
- Саввин A.A. Элементы буддизма в верованиях якутов. 1938 1941 гг. — Ф. 4. — Оп. 12.-Д. 65.-13 л.
- Саввин A.A. Этнографические материалы. 1938 г. Ф. 5. — Оп. 3. — Д. 97. — 97 л
- Саввин A.A. Материалы по верованию якутов. 1938 г. Ф. 5. — Оп 3. — Д. 102. — 61л.
- Саввин A.A. Дойду иччитигэр киирии. 1938 г. Там же. — Д. 106. — 6 л.
- СаввинАА. Легенды о шаманах. 1938 г.-Ф. 5.-Оп.З.-Д. 118.-27 л.
- Саввин A.A. Ытык дабатыы. 1939 г. Ф. 5. — Оп. 3. — Д. 113. — 48 л.
- Саввин A.A. Этнографические заметки. 1939 -1940 гг. Ф. 4. — Оп. 12. — Д. 37.-48 л.
- СаввинАА. Этнографические заметки. 1940 г.-Там же.-Д. 38.-48 л.-
- Д. 39. -48 л.- Д. 40. 48 л.- Д. 41. — 44 л.- Д. 43. — 48 л. Саввин A.A. Исторический фольклор. 1940 г. — Ф. 5. — Оп. 3. — Д. 478. — 24 л. Саввин A.A. Материалы по верованиям абыйских якутов. 1940 г. — Ф. 5. — Оп. 3. — Д. 480.-34 л.
- Степанов П.Т. Материалы об ысыахе. 1945 г. Там же. — Д. 649. — 21 л. Софронов Г. Г. Праздник Верховного существа. (Айыы ьйи>гага). 1980 г. — Ф. 5. — Оп. 13.-Д. 196.-19 л.
- Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1971.-403 с.
- Агеева P.A. Страны и народа: происхождение названий. М.: Наука, 1990. — 256 с. Алексеев H.A. Материалы о религиозных верованиях якутов как историко-этнографический источник//Советская этнография. -1966. — № 2. — С. 22−33.
- Алексеев H.A. Культ айыы племенных божеств, покровителей якутов: (К вопросу о так называемом белом шаманстве)//Этнографический сборник — Вып. 5. — Улан-Удэ, 1969.-С. 145−169.
- Алексеев H.A. Традиционные религиозные верования якутов в ХЕХ начале XX в. -Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1975. -199 с.
- Алексеев H.A. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1980. — 318 с.
- Алексеев Н.А. Шаманизм иоркоязычных народов Сибири: (Опыт ареально-сравнительного исследования). Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1984. — 233 с.
- Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1992. — 239 с.
- Андросова-Ионова М. Н. Олсйхолор, ырыалар, этнографическай бэлиэтээЬингор, ыстатыйалар. Олонхо, песни, этнографические заметки, статьи. Якутск: Изд-во «Кудук», 1998.-733 с.
- Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблема происхождения первобытных верований. М.- Л.: Изд-во АН СССР. Ленинградское отделение, 1958.-235 с.
- Антонов Н.К. Предание об обряде посвящения в охотники//Сборник статей и материалов по этнографии народов Якутии. Вып. 2. -Якутск: Кн. изд-во, 1961. — С. 23−25.
- Антонов Н. К Материалы по исторической лексике якутского языка. Якутск: Кн. изд-во, 1971. -175 с.
- Антонов Н. К О якутско-монгольских языковых связях// Язык миф — культура народов Сибири. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 1988. — С. 4−16.
- Антонов Н.К. Наследие предков. Якутск: Национальное книжное издательство «Бичик», 1993.-200 с.
- Артамонов М.И. История хазар. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. -523 с.
- Байгушев А.И. Плач по неразумным хазарам: Исторический роман. М.: «Столица», 1990.-559 с.
- Банзаров Д. Черная вера или шаманство у монголов//Собрание сочинений. М.: Изд-во АН СССР, 1955. — С. 48−100.
- Басилов В.Н. Избранники духов. М.: Политиздат, 1984. — 208 с.
- Басилов В.Н. Ой иясе//Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х томах 2-е изд. -Т. 2. -М.: Советская энциклопедия, 1988. — С. 246−247.
- Басилов В.Н. Умай//Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х томах 2-е изд. — Т. 2. -М.: Советская энциклопедия, 1988. — С. 547.
- Басилов В.Н. Шаманство (шаманизм)//Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5. — М.: Наука, 1993. — С. 221−225.
- Баскаков Н.А. Душа в древних верованиях тюрков Алтая: (термины, их значения и этимология)//Советская этнография. -1973. № 5. — С. 108−113.
- Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1. — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — 382 с.
- Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену: (По преданиям якутов бывшего Якутского округа). Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994. — 352 с. (На як яз.).
- Большой японско-русский словарь: В 2-х т./Под ред. Н. И. Конрада. Т. 1. — М.- Л.: Советская энциклопедия, 1970. — 808 с.
- Борисов А.А. Якутские улусы в эпоху Тыгъша. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1997. -160 с.
- Бравина Р.И. Олох уонна елюю саха итэгэлигэр. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1996. -152 с. (На як яз.).
- Бравина Р.И. Погребальный обряд якутов (ХУЛ XIX вв.): Учебное пособие. -Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. — 231 с.
- Булатова Н.Я. Манегры: История и язык//Культура народов Сибири: Материалы Ш Сибирских чтений. СПб.: СМАЭ РАН, 1997. — С. 57−65.
- Вайнштейн С.И. Тувинское шаманство. М.: Издательство «Наука», 1964. — 12 с. (Отдельный оттиск).
- Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. -М.: Наука, 1972. 314 с.
- Вайнпггейн С.И. Мир кочевников центра Азии. М. :Наука, 1991. — 296 с.
- Василевич Г. М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (ХУШ-ХХ в.). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. -304 с.
- Василевич Г. В. Этноним саман самай у народов Сибири//Советская этнография. -1965.-№ 3.-С. 139−145.
- Васильев В.Е. Культ божеств айыы древнеарийского происхождения? // Этнос: традиции и современность: Сборник научных трудов. Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 1994. -С. 77−85.
- Васильев Ф.Ф. Ранний якутский улус: социальные и военные структуры // Этнос: традиции и современность: Сб. науч. тр. Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 1994. — С. 32−50.
- Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов. Якутск. Нац. ка изд-во «Бичик», 1995 — 224 с.
- Белецкая H.H. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: Наука, 1978.-239 с.
- Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов: Монгольский кочевой феодализм. Л.: Изд-во АН СССР, 1934. — 222 с.
- Войтов В.Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-поминальных памятниках Монголии VI VIII вв. — М.: Государственный музей Востока, 1996.-151 с.
- Габышев Е.С. Культ солнца в мифологии якутов: (Проблема древних этнокультурных параллелей): Диссертация на соискание ученой степени канд. ист. наук. СПб., 1998. -204 с.
- Гаврильева P.C. Одежда народа саха конца XVII середины XVIII века. — Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. -144 с.
- Гаджиева Н.Э. Тюркские языки//Языки мира: Тюркские языки. М.: Издательство «Индрик», 1997.-С. 17−34.
- Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1987. — 120 с.
- Герасимова K.M. К вопросу об исторических корнях белого шаманства // Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции: Тез. докл. междунар. конф. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1992. — С. 71−72.
- Геродот. История в девяти книгах. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1972.600 с.
- Гоголев А.И. Скифо-сибирские истоки традиционной культуры якутов // Скифо-сибирский мир: Искусство и идеология. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1987.-С. 143−149.
- Гоголев А.И. Социальная организация и традиционная семья якутов в XVII ве-ке//Семья у народов Северо-Востока СССР: Сб. науч. тр. Якутск: Изд-во ЯФ СО АН СССР, 1988.-С. 89−98.
- Гоголев А.И. Древний южносибирский субстрат в якутской мифологии // Фольклор и современная тультура: Сб. науч. тр. Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 1991. — С. 39−59.
- Гоголев А.И. Якуты: (Проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. — 200 с.
- Гоголев А.И. Мифологический мир якутов: Божества и духи-покровители. -Якутск: Изд-во ЦК и И им. АЕ. Кулаковского, 1994.-29 с.
- Голан А. Миф и символ М.: РУССЛИП, 1994, — 375 с.
- Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. СПб.: Издательство «Абрис», 1994.-383 с.
- Гурвич И.С. Охотничьи обычаи и обряды у населения Оленекского района //Сборник материалов по этнографии якутов. Якутск: Якутское гос. изд-во, 1948.-С.74−94.
- Грязнов М.П. Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1980. 167 с.
- Дашибалов Б.Б. Космические кони на берегах Байкала и Ла-Манша//Животные и растения в мифоритуальных системах: Материалы научной конференции. СПб.: Издание ГМИР, 1996.-С. 26−27.
- Деревянко А.П. Приамурье (I тыс. до н.э.). Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1976.-384 с.
- Древнетюркский словарь. -Л: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969.-676 с.
- Дугаров ДС. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М.: Наука, 1991. — 300 с.
- Дьулуруйар Ньургун Боотур (быЪа тардыы)//Саха фольклора/Сост. Д. К. Сивцев. -Якутск: Кн. изд-во, 1970. С. 96−119. (На як яз.).
- Дьяконова В.П. Международный симпозиум «Шаман и Вселенная в культурах народов мира'7/Этнографическое обозрение. -1996. -№ 4. С. 135−139.
- Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. -М.: Наука, 1980.-375 с.
- Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. М.: Наука, 1983. — 246 с.
- Емельянов Н.В. Предисловие//Ойуун: Ойууннар уонна ойуун сгорин-туомун туИунан кэпсээннэр. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. С. 3−6. (На як яз.).
- Ефименко П.П. Первобытное общество: Очерк по истории палеолитического времени. 3-е изд., перераб. и доп. — Киев: Изд-во АН Украинской ССР, 1953. — 664 с.
- Жирков М.Н. Якутская народ ная музыка/Сост. Г. Г. Алексеева. Якутск: Кн. изд-во, 1981.-120 с.
- Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос: Избранные труды. Л: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. — 727 с.
- Жуковская H. Л. Ламаизм и ранние формы религии. М.: Наука, 1977. — 199 с.
- Зеленин Д.К. Культ онгонов в Сибири: Пережитки тотемизма в идеологии сибирских народов. М- Л.: Изд-во АН СССР, 1936. — 436 с.
- Иванов C.B. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар (XVIII первая четверть XX в.). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. -194 с.
- Ионов В.М. Орел по воззрениям якутов//СМАЭ. Т. 1. — Вып. 16. — Петроград, 1913. -13 с.
- Ионов В.М. Медьведь по воззрениям якутов. Живая старина: Приложение 3. -Петроград: Типогр. Имп. Акад. Наук, 1915. — С. 51−58.
- Ионов В.М. Дух-хозяин леса у якутов//СМАЭ. Т. 4. — Вып. 1. — Петроград, 1916. -С. 1−32.
- Исторические предания и рассказы яг^тов: В 2-х ч./Изд. подгот. Г. У. Эргис. Ч. 2. -М.- Л: Изд-во АН СССР. Ленингр. отд-ние, 1960. — 359 с.
- Итс Р.Ф. О каменных изваяниях в Синьвдяне//Советская этнография. 1958. — № 2. -С. 100−103.
- Кабо В.Р. Религия палеолитического человека: возможности ее реконструк-ции//Реконструкция древних верований: источники, метод, цель: Сборник научных трудов. СПб.:Издание ГМИР, 1991. — С. 45−51.
- Колодезников С.К. Живое и неживое в традиционном мировоззрении яку-тов//Культура народов Сибири: Материалы Ш Сибирских чтений. СПб.: СМАЭ РАН, 1997.-С. 169−174.
- Колодезников С.К. Картина мира в традиционном мировоззрении якутов: Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1996. -17 с. (На правах рукописи).
- Корейско-русский словарь М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1951.-664 с.
- Косарев М.Ф. Древняя история Западной Сибири: человек, природная среда. М.: Наука 1991.-301 с.
- Крывелев И.А. История религий: Очерки. Т. 1. — М.: Мысль, 1975. — 415 с.
- Ксенофонгов Г. В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. М.: Наука, 1977. — 248 с.
- Ксенофонгов Г. В. Шаманизм: Избранные труды: (Публикации 1928 1929 гг.) -Якутск: Творческо-производственная фирма «Север — Юг», 1992. — 318 с.
- Ксенофонгов Г. В. Ураангхай-сахалар: Очерки по древней истории якутов. Изд. 2. -Т. 1. — Якутск: Нац. кн. изд-во PC (Я), 1992. — Кн. 1−416с.-Кн.2−317с.
- Кулаковский А.Е. Научные труды/Подгот. к печати Н. В. Емельянов, П. А. Слепцов. Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 484 с.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 602 с.
- Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина ХУШ в.). Магадан: Кн. изд-во, 1983. — 176 с.
- Липец P.C. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М.: Наука, 1984.-263 с.
- Львова Э.Л., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство. Время. Вещный мир. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. -225 с.
- Маак Р.К. Вилюйский округ. 2-е изд. — М.: АО «Яна», 1994.-592 с.
- Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. -416 с.
- Мелетинский ЕМ. Поэтика мифа М.: Наука, 1976. — 408 с.
- Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по ХУШ в.). Новосибирск: Наука Сиб. отд-ние, 1980. -320 с.
- Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. 288 с.
- Монгольско-русский словарь (по современной прессе). М.- Л.: Издание Ленингр. Восточного института, 1937. — 213 с.
- Мухоплева С.Д. Якутские народные обрядовые песни: (Система жанров). ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. -112 с.
- Небесная дева лебедь: Бурятские сказки, предания и легенды/Сост. И. Е. Тугутов, А. И. Тугутов. Ирь^тск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1992. — 368 с. — (Б-ка «Сибирская живая старина»).
- Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур. М.: Наука, 1984. — 304 с.
- Окладников А.П. Социальный строй предков якутов//Советская этнография. 1947. -№ 2.-С. 95−121.
- Окладников А.П. Якутия до присоединения к русскому государству// История Якутской АССР. Т. 1. — М.- Я: Изд-во АН СССР, 1955. — 430 с.
- Ойунский П.А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание//Айымнььшар. -Т. 7. -Якутск: Кн. изд-во, 1962. С. 128−194.
- Ойуунускай Б.Е. Эрэлиигийэ юесюэбитэ: абааЪы тангара, иччи — айыы, удаган -ойуун. (Происхождение религии). — Дьокуускай: Госиздат, 1930.-27 с. (На як яз.).
- Ойуун: Ойууннар уонна ойуун сиэрин-туомун туЬунан кэпсээннэр Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 1992. — 56 с. (На як. яз.).
- Пекарский Э.К. Словарь якутского языка: В 3-х т. 2. е изд. — М.- Л.: Изд-во АН СССР. — Т. 1. — 1958- Т. 2. — 1959- Т. 3. -1959. — 3858 ero.
- Персидско-русский словарь: В 2-х т./Под ред. Ю. А. Рубинчика. Т. 2. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — 848 с.
- Петрухин В.Я. Человек и животное в мифе и ритуале: мир природы в символах мира культурыШифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М.: Наука, 1986 — С.5−25.
- Пинус Е.М. Аматэрасу//Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х т. 2-е изд. — Т. 1. -М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 65−66.
- Плетнева С.А. Половцы. М.: Наука, 1990. — 208 с. — (Серия «Страницы истории нашей Родины»).
- Покровская Л.А. Термины родства в тюркских языках//Историческое развитие лексики тюркских языков. -М.: Изд-во АН СССР, 1961. -С. 11−81.
- Попов A.A. Материалы по истории религии якутов бывшего Вилюйского окру-га//СМАЭ. Т. XL — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1949. — С. 255−323.
- Попов Г. В. Слова «неизвестного происхождения» якутского языка: (Сравнительно-историческое исследование). Якутск: Кн. изд-во, 1986. -148 с.
- Попов Г. В. К этимологии некоторых имен божеств якутской мифологии// Фольклор и современная культура: Сб. науч. тр. -Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 1991. С. 60−65.
- Потапов И. А. Антропоморфные изображения на некоторых кумысных ковшах якутов ХУШ века и их ранние археологические прототипы//По следам древних культур Якутии: (Труды Приленской археологической экспедиции). Якутск: Кн. изд-во, 1970. — С. 198−209.
- Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л: Наука. Ленингр. отд-ние, 1991. — 321 с.
- Предания, легенды и мифы саха (якутов)/Сост.: H.A. Алексеев и др. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1995. — 400 с. — (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. 2-е изд. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-364 с.
- Путилов Б.Н. Миф обряд — песня Новой Гвинеи. — М.: Наука, 1980. -384 с.
- Радлов В.В. Из Сибири: Страницы дневника: Пер. с нем. М.: Наука, 1989. — 749 с.
- Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры: Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до н.э. М.: Наука, 1985. — 256 с.
- Ревуненкова Е.В. Миф обряд — религия: Некоторые аспекты проблемы на материале народов Индонезии. -М.: Наука, 1992. — 216 с.
- Романова E.H. Якутский праздник Ысыах: Истоки и представления. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1994−160 с.
- Романова E.H. «Люди солнечных лучей с поводьями за спиной»: (Судьба в контексте мифоритуальной традиции якутов). М.: Координационно-методический центр Института этнологии и антропологии РАН, 1997. — 200 с.
- Романова Е. Н, Слепцов П. А., Колодезников С. К. Жизненный кругуякутов//Илин. -Якутск, 1993,-№ 2−3.
- Русско-таджикский словарь. ML- Сталинабад: Таджикгосиздат, 1949. — 880 с.
- Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. — 608 с.
- Савинов Д.К. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. -175 с.
- Сагалаев А.М. Мифология и верования алтайцев: Центральноазиатские влияния. -Новосибирск: Наука, 1984. 121 с.
- Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков: (Общепорк. и межтюрк, основы на гласные). М.: Наука, 1974. — 767 с.
- Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков: Общепорк. и межтюрк, основы на буквы «В», «Г', «Д». М.: Наука, 1980. — 395 с.
- Сем Т. Ю. Знаки перехода в погребальном обряде тушусоязычных народов Аму-ра//Культура народов Сибири: Материалы Щ Сибирских чтений. СПб.: СМАЭ РАН, 1997. — С. 221 -237.
- Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. 2-е изд. — М.: РОССПЭН, 1993.-736 с.
- Сидоров Е.С. Якутские лексические схождения: Учеб. пособие. Вып. 1. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997.-146 с.
- Слепцов ДМ. Кетер Мюлпон: (Биир уйэлээх олонхо). Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 1994. -127 с. (На як яз.).
- Слепцов П.А. Генезис культа Айыьгсьгг у ятутов//Язык миф — культура народов Сибири: Сб. науч. тр. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 1988. — С. 112−117.
- Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX начало XX в.). -Якутск: Кн. изд -во, 1989. — 160 с.
- Соколова З.П. Культ животных в религиях М.: Наука, 1972 — 214 с.
- Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков: Материалы к этимологическому словарю: В 2-х т./Отв. ред. В. И. Цинциус. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние. — Т. 1. -1975. — 672 е.- Т. 2. -1977. — 992 с.
- Степанов Н.Т. Ньырбакаан удьуордара: (Былыргы сэ1юннэр уонна кэпсээннэр). -Якутск: Изд-во ЯНЦ СО СССР, 1991. -182 с. (Наяк. яз.).
- Султанов Т.И. «Записки» Бабура как источник по истории моголов Восточного Туркестана и Средней Азии//Тигсо1о^са (К 80-летию акад. А.Н.Кононова). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. — С. 253−267.
- Суразаков С.С. Алтайский героический эпос. М.: Наука, 1985. — 256 с.
- Сухарева О. С. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджи-ков//Домусульманские верования и обряды в Средней Азии: Сб. статей/Отв. ред.: Г. П. Сне-сарев, В. Н. Басилов. -М.: Наука, 1975. С. 5−93.
- Тенишев Э.Р. Алтайские языки//Языки мира: Тюркские языки. М.: Изд-во «Индрик», 1997.-544 с.
- Токарев С. А. Очерк истории якутского народа. М.: Соцэкгиз, 1940. — 248 с.
- Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М.: Политиздат, 1990. — 662 с.
- Топоров В.Н. Древо мировое//Мифы народов мира: Энциклопедия: 2-е изд. — Т. 1. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 398−406.
- Тогцакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (ХЕХ начало XX в.). — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1978. -160 с.
- Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. Казань: Типолитография Императорского университета, 1903. -185 с.
- Трогцанский В.Ф. Опыт систематической программы для собирания сведений о дохристианских верованиях якутов//Живая старина. Вып. XX. — СПб: Типогр. Имп. Акад. Наук, 1911.-С. 247−292.
- Уваровский А.Я. Воспоминания. Якутск: Нац. кн. изд-во, 1992. — 56 с. (Наяк. яз.).
- Уйгуро-русский словарь. М.: Советская энциклопедия, 1968. 828 с.
- Уткин К. Д. Культура народа саха: Этнофилософский аспект. Якутск: Бичик, 1998. -368 с.
- Файнберг JI. А. У истоков социогенеза: От стада обезьян к общине древних людей. -М.: Наука, 1980. -153 с.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. 2-е изд. — М.: Прогресс. — Т. 2. -1986. — 671 е.- Т. 4. -1987. — 860 (3) с.
- Федоров Г. Е., Егоров Н. Ф. Сэргэ тердюгэр сэЬэн. (Сказы около коновязи) Якутск: Кн. изд-во, 1991. -159 с. (На як яз.).
- Флюер-Лоббан К. (США). Проблемы матрилинейности в доклассовом и раннеклассовом обществе/Советская этнография. -1990. -№ 1. С. 75−85.
- Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1986.-703 с.
- Харузин H.H. Этнография:. Верования: Лекции, читанные в Ими. Моек ун-те. -Вып. IV. СПб, 1905. — 295 с.
- Хинди-русский словарь. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1953.-1224 с.
- Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969.-438 с.
- Шипшо Б.П. К вопросу о взаимоотношениях социально-родовых отношений и дохристианских верований якутов/ЛЗопросы науки в трудах молодых ученых Якутии. Якутск: Якутский госуниверситет- ЯНЦ СО АН СССР, 1971. С. 134−140.
- Шишло Б.П. Среднеазиатский тул и его сибирские параллели//Домусульманские верования и обряды в Средней Азии: Сб. статей. М.: Наука, 1975. — С. 248−260.
- Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР, 1936. — 571 с.
- Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. — 311 с.
- Элиаде М. Священное и мирское/Пер. с фр, предисл. и коммент. Н. К Грановского. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 144 с.
- Элиаде М. Шаманизм: Архаическая техника экстаза. Киев: София, 1998. — 384 с.
- Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974.^Ю2с.
- Яковлев Эрилик Эристиин. Айыы Дье1ноел: Олонхо//Чолбон. — 1992. — № 1. — С. 128−161.
- Якутские исторические предания ирассказы/Сост. И .Г. Березкин. -Якутск: Кн. изд-во, 1977. 304 с. (Наяк. яз.).
- Якутский героический эпос: «Могучий Эр Соштох». Новосибирск: Сиб. издательская фирма РАН, 1996. — 440 с. — (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).