Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Танцевальная и песенно-музыкальная культура кабардинцев во второй половине XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Традиционные музыкальные инструменты стали отходить на второй план, шикапшина существовала и совершенствовалась благодаря отдельным энтузиастам, утрачивая привычную сферу бытования. Наряду с этим процессом широкое распространение получила гармоника, которая благодаря своей звучности заменяла традиционные адыгские музыкальные инструменты. В сфере художественной самодеятельности, следуя жесткому… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Танцевальная культура кабардинцев во второй половине XX века
    • 1. 1. Становление танцевальной культуры кабардинцев
    • 1. 2. Развитие танцевальной культуры кабардинцев с середины
  • 40-х — до конца 80-х годов
    • 1. 3. Танцевальная культура кабардинцев в 90-е годы
  • ГЛАВА II. Песенно-музыкальная культура кабардинцев во второй половине XX века
    • 2. 1. Формирование песенно- музыкальной культуры кабардинцев
    • 2. 2. Трансформация песенно-музыкальной культуры кабардинцев с середины 40-х до конца 80-х годов
    • 2. 3. Песенно-музыкальная культура кабардинцев в 90-е годы

Танцевальная и песенно-музыкальная культура кабардинцев во второй половине XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. На протяжении истории человеческого общества в мире существовало и существует множество разнообразных культур. Развитие и функционирование культуры представляет собой особый способ жизнедеятельности этноса, а следовательно, каждая культура выражает специфику уклада жизни ее создателя, его поведения, особый способ мировосприятия. Культура — это термин, обозначающий совокупность материальных и духовных достижений, имеющий свою специфическую, сложную структуру, элементы которой взаимодействуют по определенным законам.

Значение, придаваемое изучению духовной культуры, не нуждается в особом обосновании, так как ее атрибуты свидетельствуют о степени сохранности этнической идентичности, о специфических чертах культуры этноса.

Танцевальное и музыкальное искусство, как часть духовной культуры занимают важное место в жизни этноса и являются источниками для различных дисциплин, и прежде всего для этнографии. В этой связи историко-этнографический подход к изучению и исследованию танцев и песенно-музыкальной культуры кабардинцев как части общеадыгской культурной общности, имеет важное значение. В наши дни, когда в стране наблюдается ослабление роли морали и нивелирование народных традиций, нарастает экспансия зарубежной «антикультуры», изучение и исследование опыта духовных культур народов России имеет важное значение в научно-теоретическом и практическом отношениях.

Актуальность темы

определяется также степенью значимости научного осмысления процессов трансформации, происходивших в танцевальной и музыкальной культуре кабардинцев во второй половине XX века.

Предмет исследования — песенно-музыкальная и танцевальная культура кабардинцев во второй половине XX века.

Объект исследования — изменения в песенно-музыкальной и танцевальной культуре кабардинцев, которые рассматриваются во взаимосвязи с экономической, политической, общекультурной жизнью страны и Кабардино-Балкарии, а также в общеадыгском контексте. Следует подчеркнуть, что в развитии профессиональной культуры Кабардино-Балкарии принимали участие представители различных национальностей, мы же акцентируем внимание на роли, которую в данном процессе сыграли кабардинцы.

Хронологические рамки диссертации обозначены периодом с конца 40-х годов до конца XX века. Для создания более полного представления степени изменений, произошедших в танцевальной и песенно-музыкальной культуре кабардинцев, представляется целесообразным первые параграфы каждой главы посвятить ситуации, сложившейся в исследуемых нами областях этнической культуры кабардинцев к середине XX века. Это дает возможность проследить процесс эволюции в непрерывном временном развитии, выявляя внутреннюю взаимосвязь явлений и фактов прошлого и современности.

Методологической основой исследования является принцип историзма, предполагающий рассмотрение любого исторического, этнического, культурного явления в движении и развитии, в процессе взаимодействия с другими объектами и явлениями. Диссертант также стремится придерживаться одного из основных принципов исторической науки — объективности и отвергает субъективизм и предвзятость.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет системный подход к изучению этнической культуры и сравнительно-исторический метод, раскрывающий закономерности изменений, происходивших в песенно-музыкальной и танцевальной культуре кабардинцев в историко-этнографическом плане. Системный подход предполагает рассмотрение танцевальной и песенно-музыкальной культуры кабардинцев как явления, состоящего из трех пластов: народного (этнического), самодеятельного и профессионального, выявление взаимосвязи и взаимовлияния между ними.

В современной этнологии сложилась следующая система деления культуры этноса: культура первичного производствакультура жизнеобеспечениясоционормативная культурагуманитарная культура, состоящая из личностно — ориентированных компонентов образовательного, научного, профессионально-художественного характера. Инфраструктура гуманитарной культуры включает научные знания, словесное, музыкальное, декоративно-прикладное исскуство и др. 1 Таким образом, мы исходим из того, что песенно-музыкальная и танцевальная культуры являются компонентами гуманитарной культуры кабардинского этнического социума.

Для прояснения некоторых концептуальных сторон работы следует остановиться на терминах «профессиональная» и «народная» культура.

Общественное разделение труда в области духовного производства и вычленение определенных форм духовной культуры из быта привело к возникновению специфического культурного дуализма, то есть параллельного существования бытовых и профессиональных форм культуры (народные знания и наука, фольклор и литература, народное искусство и профессиональное искусство, верования и теология, бытовые обряды и церковь и так далее и тому подобное). При подобной ситуации, которая характерна в настоящее время для большинства народов мира, очень важной становится проблема функциональных взаимоотношений бытовых и профессиональных форм культуры. Именно они, в конечном счете, характеризуют структуру духовной культуры каждой этнической общности, ее социальный и этнический облик, роль ее во внутренней жизни этноса и в механике межэтнических связей и отношений, то есть в процессах которые мы называем этническими.2.

Сферы профессиональной культуры (искусство, наука, литература, философия, теология и т. д.) тесно связаны с этничностью и призваны на осознанном уровне служить своему народу, сохранять и развивать его этническую культуру. Роль профессиональной культуры возрастает в современных условиях в связи с развитием средств массовой информации и различных культурных учреждений.3.

Используя термин «профессиональная хореографическая культура» и «профессиональная музыкальная культура» мы имеем в виду не уровень исполнения, а то, что музыка или хореография являются профессией для людей, которые ими занимаются, в отличие от любителей, которые занимаются искусством в свободное от основной работы время, участвуя в самодеятельных танцевальных или музыкальных коллективах. Профессиональный певец или танцор может иметь низкий уровень подготовки, а самодеятельный артист — показывать высокопрофессиональный уровень. Таким образом, термин «профессионал» имеет многоуровневую трактовку.

Источниковая база исследования. В данном исследовании использованы материалы из фондов Центрального Государственного Архива Кабардино-Балкарской республики: «Министерство культуры Кабардино-Балкарской АССР» (Р-517), «Кабардино-Балкарский государственный ансамбль танца «Кабардинка» (ф. Р-695), «Кабардино-Балкарский республиканский дом народного творчества» (ф. Р-810), «Кабардино-Балкарский областной комитет профсоюза работников культуры» (ф. Р-143), «Кабардино-Балкарский областной комитет профсоюза работников просвещения, высшего и среднего образования» (ф. Р-141), «Каширгова Кураца Измаиловна» (ф. Р-830), «Ульбашев Мутай Исмаилович» (ф. Р-832), «Шахгалдян Артем Григорьевич» (ф. Р-787), «Шейблер Трувор Карлович» (ф. Р-819). В диссертационном исследовании использованы документы и материалы, извлеченные из хранилищ Центра документации новейшей истории КБР, Архива Института гуманитарных исследований правительства.

КБР и КБНЦ РАН, сборники документов по истории культурного строительства в Кабардино-Балкарии.4.

Сведения иностранных авторов являются одним из важнейших источников при изучении истории любого народа. Как известно, взгляд извне на привычные детали повседневного быта вносит новые нюансы в оценку исторических фактов и в восприятие культуры этноса. Тем более, когда речь идет о самобытной кавказской культуре, обращение к этнографии и истории которой дает исследователям понять генезис многих историко-культурных явлений.

Ценный этнографический материал по исследуемой нами проблеме содержится в сборнике, подготовленном В.К. Гардановым5. В сообщениях иностранных авторов XVII — XIX века: Дж. Белла6, Дж. А. Лонгворта7, Бларамберга8, Э.Д. Асколи9. Н. Витсена10, Т. Де Мариньи11, и др. имеются сведения о быте, культуре адыгского народа, в том числе о его танцевальной и песенно-музыкальной культуре.

Среди источников по культуре и быту адыгов следует отметить и.

1 л сборник, составленный Х. М. Казановым. В него вошли фрагменты из малоизвестных свидетельств европейских авторов об адыгах и публикаций, ставших библиографической редкостью.

1 «2.

Определенный интерес представляет книга Эдмонда Спенсера, опубликованная в форме двухтомного повествования в письмах. Почти весь второй том посвящен черкесам. Основные сведения «Путешествий» можно разделить на две группы — исторические (связанные с Кавказской войной, историей заселения Северного Кавказа казаками) и антрополого-этнографические. Для нас особый интерес представляют сведения антрополого-этнографического характера, содержащие замечания Спенсера о семейном быте, хозяйстве, одежде, народной медицине, религии, танцевальной культуре и музыкальных инструментах адыгов.

Заслуживает особого внимания книга Т. Лапинского (Теффик-бея) «Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских» 14. Автор свидетель и очевидец событий, происходивших в Западной Черкесии в 18 571 859 годах. Книга Лапинского занимает заметное место в кавказоведческой литературе. В ней можно почерпнуть обширный материал, касающийся различных сфер жизни адыгов, сведения о культуре, в частности об институте джегуако и песенном искусстве.

Существенным вкладом в расширение источниковой базы этнографического исследования музыкальной культуры кабардинцев служит и фольклорный материал. Издан ряд работ, где он представлен достаточно широко15.

Важное значение имеют полевые этнографические материалы, собранные автором в 2001;2003 годах. Они были переработаны и обобщены по возрастным группам городского и сельского населения кабардинской национальности. Полевой материал собирался как путем опроса информантов, так и методом включенного наблюдения. Данные исследования позволили осветить множество деталей, связанных с современной культурой кабардинцев: с танцевальным этикетом во время проведения свадебных игрищ, с изменением отношения к профессиональной и самодеятельной хореографической и музыкальной культуре в динамике.

Историография. История развития музыкальной и танцевальной культуры кабардинцев не стала объектом специального изучения в отечественной историографии, однако отдельные ее аспекты в той или иной мере освещались в исторических и этнографических исследованиях.

В XIX веке начали появляться работы российских авторов, дающие разнообразные и систематическое описание наиболее значительных народов, населяющих Северный Кавказ. С одной стороны, рост кавказоведческих знаний диктовался практической необходимостью, обусловленной российской экспансией на Кавказес другой стороны, уже с 20-х годов XIX века в русском обществе отмечается широкий интерес к Кавказу, интерес, который не был лишен налета романтизма16.

Существенным фактором, формировавшим общественное мнение в России, была Кавказская война. Часть общества видела в горцах врагов, не понимающих тех благ, которые несла им великая держава. Другая часть восхищалась самоотверженной борьбой за свободу. На фоне этих противоречивых тенденций формировалось русское кавказоведение и русские кавказоведы дореволюционного периода не могли избежать субъективного взгляда на развитие истории и этнографии Кавказа.

К концу XIX — началу XX века кавказоведение в России приобрело значительный размах и достигло немалых успехов. Различные стороны жизни адыгов широко и разнообразно представлены в трудах Л.Я. Люлье17, А. Фонвиля18, Н.Ф. Дубровина19 и других.

Как отмечал В. К. Гарданов, при наличии больших успехов в развитии кавказоведения в дореволюционной России, оно не обеспечивало научную разработку истории и этнографии народов этого самобытного, многонационального края. Происходило, в основном, описание некоторых сторон хозяйства, быта и культуры народов Кавказа. Зачастую подобное.

20 описание было поверхностным, лишенным теоретических обобщений. Накапливался преимущественно фактический материал — документальный, этнографический, археологический, но в то же время являющийся ценным источником для последующего исследования.

Адыгские просветители оставили заметный след в культуре адыгского народа. Среди просветителей первой половины XIX века следует отметить С. Хан-Гирея21, Ш. Б. Ногмова22, А.- Г. Кешева23. В трудах С. Хан-Гирея содержится обширный материал о танцевальной культуре адыгов, об институте джегуако.

Статьи А.-Г. Кешева «Характер адыгских песен», «О незаметном вымирании горских песен и преданий» и др. содержат разнообразные сведения о состоянии адыгской культуры в середине XIX века. Деятельность просветителей указанного периода совпала с разгаром, а затем и с затуханием Кавказской войны. Они были склонны к некоторой идеализации адыгской истории. Это, возможно, объясняется тем, что после завершения Кавказской войны они понимали, что постепенно рушатся устоявшиеся традиции, нивелируется самобытность народа.

Просветители конца XIX — начала XX века Т.П. Кашежев24 и К.-Г. Инатов25 описывали в частности музыкальный инструментарий адыгов, давали характеристику институту джегуако.

Разработка историко-этнографического прошлого народов СевероКавказского региона активизировалась в советский период. В 40−60-х годах исследованием этнографии и культуры адыгов занимались Т.Х.

Л/Г ЛЧ ЛО.

Кумыков, Л. П. Лавров, Е. Н. Студенецкая. Новая волна ученых относится к 70−90-м годам. Историей и этнографией адыгов в этот период успешно.

ОЛ ОI «1Л занимались Р. Х. Гугов, Г. Х. Мамбетов, А. И. Мусукаев, С. Х. Мафедзев, лл л 1 С л/j.

Б.Х. Бгажноков, К. Х. Унежев, З. М. Налоев, Х. И. Хутуев. В монографии Б. Х. Бгажнокова «Черкесское игрище» автор ярко и образно изображает течение адыгэ джэгу, подробно останавливаясь на деталях. В предисловии к работе Бгажнокова Ш. Д. Инал — Ипа отмечает, что использование материала черкесских игрищ в практике эстетического и нравственного воспитания новых поколений адыгов и абхазов совершенно необходимо для его настоящего и будущего37. В монографии несколько глав посвящены танцам, танцевальному этикету, музыкальной культуре адыгов.

В статьях З. М. Налоева «О происхождении вольности джегуако», «Очистительная песня в адыгском фольклоре» и т. д. большое внимание уделяется становлению и развитию песенных жанров. Системный метод позволяет автору ставить проблему песни в аспекте авторской атрибуции и приводит к мало разработанной в науке теме института джегуако.

В работах Г. Х. Мамбетова «Из истории развития социалистической культуры Кабардино-Балкарии» и т. д. и Х. И. Хутуева «Становление и развитие социалистической культуры Кабардино-Балкарии» содержится ценный исторический и этнографический материал о танцевальной и музыкальной культуре кабардинцев, становлении и развитии профессиональной хореографии и музыкального искусства Кабардино-Балкарии.

В исследовании были использованы материалы газет Кабардино-Балкарии: «Кабардино-Балкарская правда», «Советская молодежь», «Газета Юга», «Горянка», содержащие обширный информативный материал и публикации аналитического характера38.

Существует ряд работ этно-культурологического, музыковедческого характера, которые содержат ценную информацию по исследуемой проблематике. Это работы Ш. С. Шу39, Х.Х. Мидова40, Т.К. Шейблера41, А.Н. Соколовой42, Х.Х. Хавпачева43, Б.С.Кагазежева44, Б. Г. Ашхотова45.

Ни одно исследование не может обойтись без прочного теоретического фундамента, который способствует более тщательному научному анализу конкретных этнографических проблем. В данном случае это работы общефилософского, культурологического, социологического плана, прослеживающие влияние социальных изменений на динамику культурных процессов. В исследовании философа и культуролога Б.С.Ерасова46 анализируются содержание и принципы духовной деятельности как важного методологические разработки компонента социальной регуляции. Новые представляют интерес для исследования роли и места духовной культуры в жизни этноса и дают теоретическую основу для построения выводов на конкретном этнографическом материале.

В монографии Н. Н. Чебоксарова и И.А. Чебоксаровой47 рассматривается вопрос о роли культуры в теоретическом развитии человечества в современном научно-техническом и социальном прогрессе, о возникновении новых и сохранении традиционных культурных навыков, о превращении инновации в традицию. На примере песенно-музыкальной и танцевальной культуры кабардинцев можно проследить динамику данных процессов.

Этнолог С. А. Арутюнов48 в своих работах рассматривает закономерности, по которым происходит сложение и развитие этнических особенностей культурыкак происходит передача отдельных элементов культурного достояния от одних народов к другим. Автор приходит к выводу, что трансформация различных сторон жизни этноса, в том числе и его культуры, это логически закономерный процесс, без которого не было бы прогресса. С. А. Арутюнов выделяет три фактора определяющих трансформацию культуры этноса: 1 — уровень социально-экономического развития, достигнутый данным обществом и обобщенно выражающийся в формационных категориях- 2 — конкретная историческая обстановка и ход ее изменения во времени, определяющие специфику формационных предпосылок- 3 — природная среда и ее соответствующие изменения49.

Для нас особый интерес представляют 1-ый и 2-ой факторы, повлиявшие на трансформацию песенно-музыкальной и танцевальной культуры кабардинцев.

В монографиях К. В. Чистова50 освещаются актуальные проблемы этнографии и фольклористики, в них говорится о месте фольклора в духовной культуре этноса, о роли традиции. По утверждению К. В. Чистова традиция — это механизм аккумуляции, передачи (трансмиссии) и актуализации (реализации) человеческого опыта, то есть культуры. Проще говоря, традиция — это сеть (система) связей настоящего с прошлым. При помощи этой сети совершается накопление, отбор и стереотипизация опята и передача стереотипов51.

Монография известного румынского философа А. Тэнасе посвящена сравнительно малоразработанному вопросу о соотношении культуры и религии. Автор отвечает на вопрос, какую роль играла и играет религия в развитии культуры возможно ли существование культуры без религии. По мнению Тэнасе, культура и религия — это исторически обусловленные социальные явления, отражающие формы существования, познания и деятельности человека. Развитие культуры — это ответ на проблемы, возникающие в процессе приспособления человека к внешнему миру, в процессе преобразования внешнего мира в соответствии с интересами, целями и планами человека53.

Если говорить о влиянии религии на развитие традиционной этнической культуры адыгов, и, в частности, танцевальной и песенно-музыкальной культуры следует отметить, что их возникновение тесно связано с зарождением основ первобытной религии, использовавшей в культовых ритуалах выработанные стереотипные художественные образы.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы дать историко-этнографический анализ танцевальной и песенно-музыкальной культуры кабардинцев во второй половине XX века.

В соответствии с намеченной целью в диссертации ставятся следующие задачи:

— исследовать процесс эволюции песенно-музыкальной и танцевальной культуры кабардинцев к середине XX века;

— охарактеризовать развитие песенно-музыкальной и танцевальной культуры кабардинцев с середины 40-х до конца 80-х годов в трех сферах бытования: профессиональной, самодеятельной, традиционной;

— определить степень влияния внешних и внутренних факторов на трансформационные изменения в танцевальной и песенно-музыкальной культуре кабардинцев с конца 80-х годов.

Научная новизна. Настоящая диссертация представляет собой первое комплексное историко-этнографическое исследование песенно-музыкальной и танцевальной культуры кабардинцев в один из самых сложных и насыщенных этапов развития. В диссертационной работе поднимается ряд вопросов, который не затрагивался ранее, особенно это касается современного состояния песенно-музыкальной и танцевальной культуры кабардинцев и тенденций их трансформации. Новизна также заключается в том, что в научный оборот вводится ряд архивных документов и материалов, данные полевых исследований.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что она может быть использована в изучении истории и культуры кабардинцев, в образовательных учреждениях Северного Кавказа и создании обобщающих работ по истории народов Северного Кавказа.

Апробация работы. Основные положения работы изложены в выступлениях на всероссийских (Нальчик, 2003 г.) конференциях и республиканских (Нальчик, 2003, 2004 г. г.) научно-практических конференциях, статьях в Вестнике КБИГИ и в журнале «Ошхамахо».

Структура диссертации. Поставленные в работе цели и задачи определили структуру настоящего исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов, заключения и библиографии. Прилагается также список информантов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог данного диссертационного исследования можно сделать следующие выводы.

Яркая и самобытная танцевальная культура кабардинцев формировалась на протяжении длительного времени и вплоть до середины XX века не подверглась значительной трансформации. В первые годы советской власти в этнической культуре кабардинцев обособляются самодеятельная и профессиональная танцевальная культура.

Период после Великой Отечественной войны до середины 80-х годов в сфере профессиональной хореографии являлся в целом плодотворным, но наблюдались и некоторые недостатки. В 60-е начале 70-х годов балет в республике переживал этап активного формирования. В конце 70-х годов наметился спад, связанный с отсутствием оригинальных постановок, в том числе и национальных балетов, а также скудным финансированием. В прославленном коллективе «Кабардинка», творческий подъем которого пришелся на 50−70-е годы, к концу 80-х годов стал ощущаться кризис, для преодоления которого требовалось провести кардинальные перемены.

В республике в 50−80-е годы существовало значительное количество самодеятельных коллективов национального танца, многие из них были известны не только у себя на родине, но и за ее пределами, достойно представляя хореографическую культуру народа на международных фестивалях и конкурсах. Вместе с тем, следует отметить, что танцы, исполнявшиеся большинством коллективов были однотипными, у руководителей — балетмейстеров и постановщиков танцев не хватало знаний фольклора. Для привлечения зрительского внимания зачастую использовались приемы, не характерные для адыгской хореографической культуры.

Народная (традиционная) хореография претерпела в 50−80-е годы значительные изменения. Отсутствовал распорядитель танцев, не соблюдался танцевальный этикет и нормы поведения принятые в танцевальном круге и т. д. На примере народной хореографии можно сделать заключение о том, что постепенно разрушалась эмоциональная связь поколений. В адыгэ джэгу отразились проблемы существовавшие в кабардинском обществе: забвение традиций, несоблюдение этикетных норм и т. д.

В 90-е годы Государственный ансамбль танца «Кабардинка» пережил период творческого подъема, связанный с деятельностью талантливого адыгского балетмейстера А.Думанишева. При Думанишева ансамбль стал использовать в своем репертуаре древние старинные танцы, музыку, инструменты, «Кабардинке» было присвоено звание «академического». В конце 90-х руководство ансамбля сменилось и в творческой деятельности коллектива наметился некоторый спад, который выразился в изменении репертуарной политики и снижении творческого уровня.

В репертуаре самодеятельных коллективов преобладали типовые танцы, отсутствовали сюжетные номера. Исходя из результатов последних республиканских смотров художественной самодеятельности, можно констатировать, что все еще отсутствуют самобытные народные коллективы, сохранившие в своем творчестве чистоту народного стиля. Заслуживает критики и внешний вид танцоров и танцовщиц, которые зачастую невнимательно относятся к костюмной атрибутике. Но несмотря на некоторые недостатки в работе самодеятельных коллективов, нельзя отрицать тот факт, что они несут на себе большую воспитательную и обучающую функцию, приобщая большое количество детей и взрослых к национальному искусству.

Больше всего проблем накопилось в сфере бытовой, народной хореографии, где традиционные формы танцевальной культуры оказались практически полностью утрачены.

В кабардинской песенно-музыкальной культуре к середине XX века сложилась следующая ситуация.

В народной музыке сильно было влияние традиций, но постепенно утрачивалась культура адыгского пения, из бытовой переходя в концертную сферу. Теперь народную песню чаще можно было услышать по радио, нежели в живом исполнении.

Традиционные музыкальные инструменты стали отходить на второй план, шикапшина существовала и совершенствовалась благодаря отдельным энтузиастам, утрачивая привычную сферу бытования. Наряду с этим процессом широкое распространение получила гармоника, которая благодаря своей звучности заменяла традиционные адыгские музыкальные инструменты. В сфере художественной самодеятельности, следуя жесткому курсу компартии, направленному на активное привлечение трудящихся к художественной самодеятельности, появлялось множество музыкальных кружков (хоровых и инструментальных). Появлялись песни, прославляющие новый быт, новую жизнь, воспитывающие нового человека с советской ментальностью, для которого интересы государства должны были стоять выше осознания своей этнокультурной и этносоциальной принадлежности.

С 1930;х годов происходило формирование кабардинской профессиональной музыкальной культуры. На первом этапе в процессе становления активное участие принимали российские специалисты, широко использовавшие в своих сочинениях народные темы, и адаптировавшие их для профессионального классического исполнения. Российские специалисты оказали помощь в организации музыкальной школы, государственной филармонии, Кабардинского государственного хора и т. д., писали для них репертуар. Затем встал вопрос о воспитании своих национальных специалистов-профессионалов с классическим музыкальным образованием.

В 50−80-е годы кабардинская музыкальная культура развивалась довольно интенсивно. В области профессионального музыкального искусства значимым событием явилось открытие Кабардинской оперной студии в Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова, выпускники которой внесли весомый вклад в развитие культуры Кабардино-Балкарии.

Появилась плеяда талантливых, высокопрофессиональных кабардинских композиторов, создавших сотни произведений в самых разных жанрах музыкального искусства. Совершенствовали свою работу Кабардино-Балкарская государственная филармония, симфонический оркестр. Значимым событием в культурной жизни республики стало открытие государственного музыкального театра с оперной и балетной труппами, состав которых регулярно пополнялся талантливыми национальными кадрамивыпускниками ведущих высших и средних профильных учебных заведений страны.

Следует отметить, что в развитии кабардинской музыкальной культуры 50-х — 80-х годов приоритетными являлись нетрадиционные для этнической культуры формы — опера, симфоническая музыка, балет и т. д. Они развивались более интенсивно по сравнению с традиционными формами, но не оказали на этническую музыкальную культуру большого влияния. Более заметен был обратный процесс: в профессиональной кабардинской музыкальной культуре широко использовался народный мелос. Появились национальные балеты, оперы, музыкальные спектакли.

Осуществляли активную творческую деятельность самодеятельные музыкальные коллективы, народные ансамбли песни и танца, народные певцы и музыканты. Проводилась определенная работа по сохранению и развитию народного инструментария. Вместе с тем, постепенно утрачивалась культура адыгского народного пения и музицирования, уступая место современной поп-культуре.

Традиционно народную песню чаще всего можно было услышать во время свадебных торжеств, где она являлась одним из основных атрибутов свадебного обряда. Социально-экономические, политические, культурные перемены, произошедшие в 50−80-х годах привели к изменению семейного уклада, а значит и семейной обрядности, в том числе и свадьбы. Стала заметна тенденция к постепенному упрощению свадебной церемонии и сокращению этапов свадебного обряда, что неизбежно приводило к трансформации его песенно-музыкального сопровождения. Магическое значение, которое придавалось свадебным ритуалам, их распорядку и песенно-музыкальному оформлению постепенно терялось и они стали носить главным образом развлекательный характер.

В 90-е годы продолжали функционировать Кабардино-Балкарская госфилармония, симфонический оркестр, музыкальный театр. Значимым событием в культурной жизни республики явилось открытие СевероКавказского государственного института культуры и искусств — первого высшего учебного заведения подобного профиля в регионе. Звание народного артиста РФ и КБР получили десятки профессиональных певцов, артистов балета и других представителей творческих профессий кабардинской национальности. Интенсивно развивалось профессиональное обучение на национальной гармонике.

Руководство самодеятельностью в 90-е годы продолжал осуществлять Республиканский научно-методический центр народного творчества министерства культуры КБР. РНМЦ занимался организацией и проведением смотров, конкурсов и фестивалей в городах и регионах республики, направленных на сохранение певческой культуры адыгов, возрождение традиционного песенного творчества и музицирования. Но этих мероприятий оказалось явно недостаточно, т.к. в 90-е годы культура адыгского народного пения оказалась практически полностью утраченной. Она изменила сферу бытования и перешла в репертуар профессиональных и самодеятельных коллективов и певцов. Кабардинская народная песня стала исчезать из радио и телеэфиров, уступив место популярным эстрадным песням на национальном языке. К концу 90-х годов народная песенная традиция практически полностью исчезла из обрядов свадебного цикла. Определенная работа проводилась по сохранению народного инструментария, но не на государственном уровне, а усилиями отдельных энтузиастов.

Рассмотрев трансформацию песенно-музыкальной и танцевальной культуры кабардинцев во второй половине XX века, мы приходим к выводу, что этническое своеобразие, свойственное этим элементам гуманитарной культуры в существенной степени было утрачено. Процесс интернационализации культуры привел к тому, что современная кабардинская песенно-музыкальная культура стала строиться по образцам общеевропейской поп-культуры.

В дальнейшем можно предполагать, что если учреждения культуры, адыгские общественные организации, средства массовой информации не будут вести регулятивную корректирующую политику, направленную на сохранение народной танцевальной и песенно-музыкальной традиции, через 10−20 лет культура адыгского танцевального круга и народная песенная и музыкальная культура полностью трансформируется, постепенно деградирует и будет существовать только в сценическом варианте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные источники.
  2. Архив института гуманитарных исследований при правительстве КБР и КБНЦ РАН: — ф.14 «Искусство народов Кабардино-Балкарии».
  3. Центр документации новейшей истории Кабардино-Балкарской Республики (ЦЦНИ КБР): — ф.1 «Гражданский исполнительный комитет"-- ф.2 «Исполком Кабардино-Балкарского областного совета рабочих и крестьян"-- ф. 15 «Министерство культуры КБАССР" —
  4. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв./ Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к текстам В. К. Гарданова.- Нальчик: Эльбрус, 1974. (АБКИЕА).- 635с.
  5. Каламбий (Адыль-Гирей Кешев). Записки черкеса.-/Вступ. статья и подготовка текста к печати В. К. Гарданова, Г. Х. Мамбетова. Нальчик: Эльбрус, 1988.-272с.
  6. Культурное строительство в Кабардино-Балкарии (1918−1941гг.): Сборник документов и материалов.-/Сост. В. И. Горбатовская, Л. Б. Татарокова. Т. II.- Нальчик: — Эльбрус, 1985.-292с.
  7. Лапинский Теофил (Теффик-бей). Горцы кавказа и их освободительная война против русских.- /Научный ред Р. Х. Туганов. Нальчик: Эль-Фа, 1995.- 464с.
  8. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов /Под ред. Е. В. Гиппиуса.-М.: Сов. Композитор, 1980−1990. T. I- T. II- Т.Ш. 4.1- Т. III. 4.2.
  9. T.I. Песни и наигрыши, приуроченные к определенным обстоятельствам. 1980.-224с.
  10. Т.П. Нартские пшинатли/Сост. В. Х. Барагунов, З. П. Кардангушев. 1981.-231с.
  11. T.III. 4.1. Героические величальные и плачевые песни/ Сост. В. Х. Барагунов, З. П. Кардангушев. 1986.-264с.
  12. ТЛИ. 4.2. Героические величальные и плачевые песни/Сост. В. Х. Барагунов, З. П. Кардангушев. 1990.-488с.
  13. Нарты. Кабардинский эпос / Отв. ред. А. Т. Шортанов. 2-е изд. М.: Госкомметиздат, 1957.-528с.
  14. Хан-Гирей С. Записки о Черкесии. -2-е изд. Сост. Р. Х. Хашхожева.-Нальчик: «Эльбрус»: 1992.-352с.
  15. Хан-Гирей С. Классификация адыгских народных песен // Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX- начала XX века. Нальчик, 1979.-С.314−325.
  16. Хан-Гирей С. Черкесские предания. Избранные произведения. -/Сост. Р. Х. Хашхожева. Нальчик: «Эльбрус», 1989.-288с.3. Статистические сборники.
  17. Э.Е. Нотная запись народной музыки.- М.: Советский композитор, 1990.-168с.
  18. С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие М.: Наука, 1989.-247с.
  19. .В. Русская музыка XIX нач. XX века.- 2-е изд.- М.: Музыка, 1979.-344с.
  20. .Г. Гыбза особая форма адыгского фольклора //Вопросы кавказской филологии и истории.- Нальчик, 1994. Вып.2. -С. 95−108.
  21. .Г. Традиционная адыгская песня плач гъыбзэ.-Нальчик: Эль-Фа, 2002.-236с.
  22. Г. Д. Развитие национальной художественной культуры в Кабардино-Балкарии. Нальчик, 2000.-144с.
  23. .Х. Адыгский этикет.- Нальчик: Эльбрус, 1978.-178с.
  24. .Х. Черкесское игрище.- Нальчик, 1991.-190с.
  25. Х.М. Образование и развитие кабардинской нации.-Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное изд-во, 1958.-324с.
  26. А.Х., Думанов Х. М., Кажаров В. Х. Современная государственность Кабардино-Балкарии: истоки, пути становления, проблемы.-Нальчик: Эль-Фа, 1999.-184с.4.11Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии.- М.: Наука, 1981.-388С.
  27. Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.-284с.
  28. Вопросы Кабардино-Балкарского музыкознания: Сб. статей.- /Сост. Б. Г. Ашхотов.- Нальчик: Эль-Фа, 2000.-124с.
  29. Вопросы культурного строительства в советской Кабардино-Балкарии.-/Сост. Р. Х. Гугов, Г. Х. Мамбетов.- Нальчик: Эльбрус, 1984.-172с.
  30. Гармоника: история, теория, практика/ Материалы Международной научно-практической конференции 19−23 сентября 2000 г.-/Сост. А. Н. Соколова. -Майкоп, 2000.-196с.
  31. М.Х. Культурное строительство в Кабардино-Балкарии.- Нальчик: Эльбрус, 1975.-240с.
  32. Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа.- / Сост. У. Б. Далгат, И. Б. Мунаев, А. Х. Танкиев.-Грозный, 1988.-168с.
  33. A.M. Адыгские мотивы в героико-историческом эпосе //Вопросы кавказской филологии и истории. Нальчик, 1970.- Вып.З.-С.70−87.
  34. A.M. Архаические мотивы в героико-историческом эпосе //Вопросы кавказской филологии и истории. -Нальчик, 1994.-Вып.2.-С.125−151.
  35. А.А. Умар Тхабисимов.-М.: Советский композитор, 1981.-48с.
  36. М.А. Песня в семейных обрядах адыгов. -Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1991.-144с.
  37. Н. Черкесы (адыге). -/Материалы для истории черкесского народа. Вып.1. Нальчик, 1991.-416с.
  38. В.М. Тюркский героический эпос.-Л.: Наука, 1974.-728с.424.3арамышева 3. Мелодии родного края. -Нальчик: Эль-Фа, 2003.-148с. -
  39. Из истории развития социалистической культуры Кабардино-Балкарии. / Отв. ред. Х. И. Хутуев, Г. Х. Мамбетов. — Нальчик: Эльбрус, 1981.-202с.
  40. Кабардинские народные танцы. Запись и обработка Дашуева Х. Х. Нальчик: Дом народного творчества, 1956.-80с.
  41. В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII первой половине XIX века. — Нальчик: ЭльФа, 1995.-464с.
  42. Л.Г. Некоторые закономерности ладового развития архаических песен адыгов //Археолого-этнографический сборник.-Нальчик, 1974.- Вып.1.-С.208−224.
  43. С.Ф. Танцы малых народов юга Дальнего Востока как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1979.-142с.431 .Кардангушев З. П. Адыгэ уэрэдыжьхэм я зэпкърылъыкЬр: (Поэтика адыгских песен) //Вестник КБНИИ.-Нальчик, 1970.-Вып.З. -С.70−87.
  44. Культура и быт адыгов. Этнографические исследования. -Вып.VII. -/ Отв. ред. Я. В. Чеснов, М. А. Меретуков. Майкоп, 1988.-232с.
  45. Культура и быт адыгов (этнографические исследования). Выпуск VIII.- / Отв. ред. М. А. Меретуков, Л. Т. Соловьева. — Майкоп, 1991.-432с.
  46. Культура и быт адыгов. Вып.9. / Отв. ред. М. Г. Аутлев, М. А. Джандар. — Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2001.-244с.
  47. Культура и быт колхозного крестьянства адыгейской автономной области. / Отв. ред. М. Г. Аутлев, Л. И. Лавров. — М., Л.: Наука, 1964.-220с.
  48. Л.И. Этнография Кавказа.- Л.: Наука, 1982.-224с.
  49. Г. Х. Из истории развития социалистической культуры Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1981.-С.149−189.
  50. Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. -Нальчик: Эльбрус, 1999.-е.
  51. Г. Х., Хутуев Х. И. Братская помощь русского и других народов СССР в развитии культуры Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1984. — 192с.
  52. С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов в XIX начале XX века. Этнографические исследования.-Нальчик: Эльбрус, 1991.- 255с.
  53. Х.Х. Кабардино-Балкарский государственный ансамбль песни и пляски.- Нальчик: Эльбрус, 1995.-112с.
  54. Мир культуры. / Отв. ред. Г. Х. Мамбетов. — Нальчик: Эльбрус, 1990.-208с.
  55. Музыкальная культура автономных республик РСФСР.- Под ред. Липинского Г. И. -М.: Музгиз, 1957.-408с.
  56. Музыкальный фольклор адыгов.// Материалы научно-практической конференции.-/Ред. кол.: А. М. Гадагатль, В. Г. Захарченко, А. К. Нехай, Е. Н. Салов, Ш. С. Шу.- Майкоп, 1988. -144с.
  57. А.И., Першиц А. И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев, — Нальчик: Эльбрус, 1992. -240с.
  58. Л.Г. Адыгские народные танцы. Нальчик: Эльбрус, 1986. f 144с.
  59. З.М. Из истории культуры адыгов.- Нальчик: Эльбрус, 1985.-272с.
  60. З.М. Из истории песни «Большое ночное нападение»// УЗ КБНИИ.- Нальчик, 1974.- T.XXVI.- С.100−114.
  61. З.М. К общественному статусу джегуако// Археолого-этнографический сборник.- Нальчик, 1974. -Вып.1. С.173−188.
  62. З.М. О придворном джегуако //Из истории феодальной Кабарды и Балкарии.- Нальчик, 1980. С.121−142.
  63. З.М. Социальное и профессиональное расслоение института джегуако //Этнография и современность. -Нальчик, 1984. -С.46−68.
  64. З.М. У истоков песенного искусства адыгов.// Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов.- М., 1980. T.I. С.7−30.
  65. З.М. Этюды по истории культуры адыгов, — Нальчик: Эльбрус, 1985.- 272с.
  66. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев. / Ответ, ред. В. К. Гарданов. -Нальчик: Эльбрус, 1986.-304с.
  67. Ш. Б. История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик: Эльбрус, 1994.-232с.
  68. Л. Танцы адыгов// УЗ КБНИИ.- Нальчик, 1966.- T.XXIV.-С.186−194.
  69. Сборник статей по истории Кабарды.- Выпуск третий. Нальчик: Кабардинское книжное издательство, 1954.-236с.
  70. А.Н. Ким Тлецерук: творческий портрет. -Майкоп, 1996.-64с.
  71. А.Н. Магомет Хагаудж и адыгская гармоника. -Майкоп: Изд-во АТУ, 2000.-224с.: ил.
  72. А.Н. Пхачич адыгские трещотки. — Майкоп, 2002.-80с.
  73. Спенсер Эдмонд. Путешествия в Черкессию/ Предисловие, перевод и комментарии Н.Нефляшевой. -Майкоп: РИПО «Адыгея», 1994.- 152с.
  74. А. Культура и религия / Перевод с румынского.- М.: Политиздат, 1977.-127с.
  75. Х.Х. Профессиональная музыка Кабардино-Балкарии.-Нальчик: Эльбрус, 1999.- 224с.
  76. Х.И. Из истории развития профессионального искусства народов Кабардино-Балкарии // Современные этнокультурные процессы в Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1984.-С.3−58.
  77. Х.И., Мамбетов Г. Х. Государственный ансамбль песни и пляски Кабардино-Балкарии. -Нальчик, 1981. -С.104−148.
  78. Х.И. Становление и развитие социалистической культуры советской Кабардино-Балкарии. -Нальчик: «Эльбрус», 1984.-452с. 4.67.Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. -М.: Наука, 1971.-256с.
  79. Т.К. Из истории развития кабардинской музыки за годы развития советской власти. //УЗ КНИИ. -Нальчик, 1948.- T.IV.-C.173−196.
  80. А.Т. Адыгские культы. Нальчик: «Эльбрус», 1992.- 166с.
  81. А.Т. Адыгская мифология /Под ред. А. И. Алиевой.-Нальчик: «Эльбрус», 1982.-196с.
  82. Шу Ш. С. Народные танцы адыгов. -Нальчик: «Эльбрус», 1992.-140с.
  83. Этнографические исследования развития культуры.-/Отв. ред. А. И. Першиц, Н.Б.Тер-Акопян.- М.: Наука, 1985.-264с. 4.73 .Этнография народов Кабардино-Балкарии. -Нальчик: «Эльбрус», 1977. Вып. 1.-181с.
  84. Юрий Темирканов.- Составитель Хафицэ М.М.- Нальчик: «Эльбрус», 1992.-160с.5.Периодические издания.
  85. А., Карданов Б. Прекрасный язык искусства //Кабардино-Балкарская правда.-1984.-27 апреля.
  86. . Веяние нового времени// Кабардино-Балкарская правда.-1996.- 7 ноября.
  87. . Все флаги в гости к нам// Кабардино-Балкарская правда.-1994.-23 сентября.
  88. . За каждым номером овации// Кабардино-Балкарская правда.-2000.- 29 апреля.
  89. . Не только источник эстетического наслаждения// Кабардино-Балкарская правда,-1995.-28 февраля.
  90. . Подарить ребенку радость// Кабардино-Балкарская правда.-1995.-1 декабря.
  91. . Полон замыслов// Кабардино-Балкарская правда.-1999.-20 марта.
  92. . От азов к вершинам// Кабардино-Балкарская правда.-2002.-5 марта.
  93. . Терек река дружбы// Кабардино-Балкарская правда.-1993.-1 ноября.
  94. . Через всю жизнь// Кабардино-Балкарская правда.-1995.-6 июля.
  95. Асин 3. Свой олимп есть у музыкантов.// Кабардино-Балкарская правда.-1994.- 1 апреля.
  96. В. Шикапшина// Кабардино-Балкарская правда.-1976.-12 октября.
  97. . Путь воина в культурной истории адыгов// Газета Юга.-2003.-3 июля.
  98. Ч. «Бжамий» покорил французов// Кабардино-Балкарская правда.-1992.-17 августа.
  99. О. Конкурс народных талантов// Кабардино-Балкарская правда.-1985.-28 декабря.
  100. И. Важная задача учреждения культуры// Кабардино-Балкарская правда.-1984.-22 сентября.
  101. И. Если бы не музыка.// Кабардино-Балкарская правда.-1985.-24 мая.
  102. Е. Если бы вновь выбирать// Кабардино-Балкарская правда.-1987.-27 августа.
  103. А. Любовь ее музыка// Кабардино-Балкарская правда.-1985.-29 марта.
  104. С. Самодеятельные артисты люди особенные// Кабардино-Балкарская правда.-2000.-27 апреля.
  105. С. Твое то, что отдаешь// Кабардино-Балкарская правда.-2002.-12 января.
  106. А. Печальные песни группы «Адыгэ»// Советская молодежь.-1993.-23 апреля.
  107. В. Помощь хореографам// Кабардино-Балкарская правда.-1984.-9 августа.
  108. А. Фестиваль в начале пути// Кабардино-Балкарская правда.-1986.-25 марта.
  109. Выступление президента КБР В. М. Кокова на Республиканском совещании культуры и искусства// Кабардино-Балкарская правда.-2001.-21 марта.
  110. О. Послесловие к фестивалю// Кабардино-Балкарская правда.-1992.-25 декабря.
  111. Гоплачев 3. Тепло сердец// Кабардино-Балкарская правда.-1993.-22 июня!
  112. Гоплачев 3. Я видел, как рождалась песня// Кабардино-Балкарская правда.-1994.-4 марта.
  113. . Из прошлого в будущее// Кабардино-Балкарская правда.-1986.-15 января.
  114. О. Артистов «Кабардинки» восстановили на работе// Газета Юга. 2002.-14 ноября.
  115. О. «Кабардинка» : аплодировали не все// Газета Юга.-2001.-27 декабря.
  116. О. «Кабардинка» : конфликт не исчерпан// Газета Юга.-2000.-31 августа.
  117. А. В Адыгее дела не худы// Кабардино-Балкарская правда.-1992.-31 декабря.
  118. А. И такие нежные напевы// Кабардино-Балкарская правда.-1995.-11 августа.
  119. А. Полвека с кафой// Кабардино-Балкарская правда.-1994.-26 мая.
  120. А. Симфония адыгского танца// Кабардино-Балкарская правда.-1994.-16 августа.
  121. Ф. Их объединила любовь к песне// Кабардино-Балкарская правда.-1995.-6 апреля.
  122. Ф. Победила гармоника// Кабардино-Балкарская правда.-1995.-11 апреля.
  123. В. Красота созидания// Советская молодежь.-1984.- 9 июня,
  124. А. Завтрашний день шикапшина// Кабардино-Балкарская правда.-1992.-20 ноября.
  125. А. Застыли ли «Чегемские водопады»// Кабардино-Балкарская правда.-1992.-3 ноября.
  126. А. Старинные инструменты в руках молодых// Кабардино-Балкарская правда.-1992.-7 ноября.
  127. О. За самобытность танцев// Кабардино-Балкарская правда.-1971.-3 марта.
  128. М. Чтобы ориентироваться в мире творческом// Кабардино-Балкарская правда.-1992.-4 июля.
  129. Е. Родник// Кабардино-Балкарская правда.-1987.-22 сентября.
  130. Д. Джабраил Хаупа// Музыкальная жизнь.-1976.-№ 6.-С.35.
  131. М. Власть и агонизирующая культура// Хасэ.-1995.-23 декабря.
  132. X. Наша культура немножко провалилась// Газета Юга.-2003.-27 апреля.
  133. X. Прямой знак души// Кабардино-Балкарская правда.-1999.-21 апреля.
  134. X. «Даханаго»// Советская молодежь.-1966.-27 апреля.
  135. В. У истоков социалистической культуры// Кабардино-Балкарская правда.-1981.-6 февраля.
  136. М. Вечер песни и танца// Кабардино-Балкарская правда.-1993.-9 апреля.
  137. Р. Всеми цветами радуги// Кабардино-Балкарская правда.-1997.-26 февраля.
  138. Р. Двадцать пятый сезон// Кабардино-Балкарская правда.-1992.-23 октября.
  139. Р. «Кабарда» покорила итальянцев// Кабардино-Балкарская правда.-1994.-13 сентября.
  140. Р. От поколения к поколению// Кабардино-Балкарская правда.-1996.-25 октября.
  141. Р. «Пшыналъэ» покоряет зрителей// Кабардино-Балкарская правда.-1994.-8 июля.
  142. Р. Тридцать дней, которые покорили Испанию// Кабардино-Балкарская правда.-1984.-.-1995.-16 сентября.
  143. Р. Удачные выступления в Италии// Кабардино-Балкарская правда.-1995.-15 октября.
  144. Р. Школа Рамеда Пачева// Кабардино-Балкарская правда.-1995.-25 июля.
  145. М. В вихре танца.// Кабардино-Балкарская правда.-1983.-16 августа.
  146. М. «Кабардинка». Ансамбль в лицах// Кабардино-Балкарская правда.-1984.-21 ноября.
  147. Къаныкъуэ Заринэ. Блэк1ари къак1уэнури гъащ1эщ//Советская молодежь.-1997.-22 августа.
  148. М. Великий мастер танца// Кабардино-Балкарская правда.-1993.-9 апреля.
  149. М. Объединительная сила искусства// Кабардино-Балкарская правда.-1992.-9 декабря.
  150. М. Плач над водой// Кабардино-Балкарская правда.-1993.-20 марта-
  151. О. Премьера новой политик// Советская молодежь,-1993.- 5 марта!
  152. Т. Культура в современном мире// Советская молодежь.-1998.-15 октября.
  153. С. «Адыгэ хабзэ" — лучшее, что создал народ// Кабардино-Балкарская правда.-1981 .-6 февраля.
  154. И. Притяжение «Нура»// Кабардино-Балкарская правда.-1985.-28 июня.
  155. И. Стояли рядом флаги адыгский и американский// Кабардино-Балкарская правда.-1992.-4 июля.
  156. и. Танцует «Кабардинка»// Кабардино-Балкарская правда.-1985.-26 марта.
  157. А. Жизнь в танце// Кабардино-Балкарская правда.-2002.-30 августа.574.1у1олова Р. По законам жанра// Кабардино-Балкарская правда.-1984.-8 мая.
  158. В. Чувство единой семьи// Кабардино-Балкарская правда.-1983.-28 января.
  159. Налоев 3. Живи, шикапшина!// Советская молод ежь.-1993.-4 июня. 5.77.0йберман В. Шикапшина Эльмурзы//Кабардино-Балкарская правда.-1998.-21 мая.
  160. В. Адыгская песня любовь моя//Кабардино-Балкарская правда.-1997.-25 марта.
  161. В. Адыгской песне жить //Кабардино-Балкарская правда,-1997.-23 мая.
  162. В. Времена больших свершений//Кабардино-Балкарская правда.-1993.-10 апреля.
  163. В. «Кабардинка» наша гордость и краса/ЯСабардино-Балкарская правда.-1997.-12 июня.
  164. В. Национальная гармоника инструмент современный/ЯСабардино-Балкарская правда.-2000.-31 октября.
  165. В. Покорили Анкару и Стамбул/ЯСабардино-Балкарская правда.-1997.-21 мая.
  166. В. Фестиваль адыгской культуры //Кабардино-Балкарская правда.-1992.-29 июля.
  167. В. Хореографическая школа братьев Абидовых/ЯСабардино-Балкарская правда.-1996.-23 ноября.
  168. М. Мне приснилась новая мелодия/ЯСабардино-Балкарская правда.-1992.-17 октября.
  169. К. заботиться о культуре, значит, и о будущем/ЯСабардино-Балкарская правда.-1994.-31 марта.
  170. Т. Не хлебом единым/ЯСабардино-Балкарская правда.-1996.-11 сентября.
  171. В. Ключи/ЯСабардино-Балкарская правда.-1994.-5 июля.
  172. И. В добрый путь, «Кавказ!»// Кабардино-Балкарская правда.-1993.-22 июня.
  173. П. Потенциал духовного возрождения/ЛСабардино-Балкарская правда,-1989.-23 августа.
  174. . У нас есть своя публика// Газета Юга.-2003.-27 марта.
  175. Ю. В гармонии культур/ЛСабардино-Балкарская правда.-2001.-29 марта.
  176. Ю. С оптимизмом смотрю в будущее наших культур/ЛСабардино-Балкарская правда.-1997.-6 марта.
  177. Г. Школа культурного наследия имени Жабаги Казаноко// Советская молодежь.-1997.-17 июня.
  178. А. Нас не только слушали/ЛСабардино-Балкарская правда.-1995.-19 августа.
  179. X. Возродить добрую традицию//Кабардино-Балкарская правда.-1984.-13 июля.
  180. X. О музыкальном театре/ЛСабардино-Балкарская правда.-1969.-20 мая.
  181. Купов Азрет 1938 г. р. с. Нартан. Чегемский р-н.
  182. Бештоков Абдуллах 1937 г. р. с. Дугулубгей. Баксанский р-н.
  183. Озроков Расул 1951 г. р. с. Баксаненок. Баксанский р-н.
  184. Хутов Абубекир 1934 г. р. с. Шалушка. Чегемский р-н.
  185. Кожарова Галина 1938 г. р. г. Чегем.
  186. Сонов Амин 1938 г. р. г. Баксан.
  187. Алхасова Римма 1921 г. р. г. Чегем.
  188. Макоев Арсен 1930 г. р. г. Чегем.
  189. Каширгова Мадина 1964 г. р. г. Нальчик.
  190. Кожева Мадина Анзоровна 1967 г. р. г. Нальчик.
  191. Думаева Инна 1984 г. р. с. Кишпек. Баксанский р-н.
  192. Мирзоева Мария 1939 г. р. с. Урух. Лескенский р-н.
  193. Боренова Мадина 1963 г. р. с. Исламей. Баксанский р-н.
  194. Думаев Руслан 1961 г. р. с. Кишпек. Баксанский р-н.
  195. Думаева Хакулила 1912 г. р. с. Кишпек. Баксанский р-н.
  196. Балкарова Лейла 1915 г. р. с. Кишпек. Баксанский р-н.
  197. Атласкиров Пшизабий 1937 г. р. п. Кенже.
  198. Барагунов Беслан 1984 г. р. п. Кенже.
  199. Балов Аслан 1964 г. р. п. Кенже.
  200. Таов Аслан 1964 г. р. п. Кенже.
  201. Тлупов Асир 1934 г. р. п. Кенже.
  202. Виндижева Асият 1969 г. р. с. Сармаково. Зольский р-н.
  203. Макоев Заурби 1928 г. р. с. Каменномостское. Зольский р-н.
  204. Бишенов Мухамед 1960 г. р. с. Каменномостское. Зольский р-н.
  205. Вороков Мухадин 1930 г. р. с. Каменномостское. Зольский р-н.
  206. Мешев Эдуард 1958 г. р. с. Верхний Акбаш. Терский р-н.
  207. Макоев Владимир 1955 г. р. с. Верхний Акбаш. Терский р-н.
  208. Шогемукова Мадина 1953 г. р. г. Терек.
  209. Хамукова Марьяна 1986 г. р. г. Терек.
  210. Абазов Анзор 1955 г. р. с. Верхний Акбаш. Терский р-н.
  211. Шогенов Хачим 1929 г. р. с. Исламей. Баксанский р-н.
  212. Шидова Назират 1934 г. р. с. Германчик. Урванский р-н.
  213. Шидова Нажмудин 1964 г. р. с. Германчик. Урванский р-н.
  214. Хавеяшхова Фаризат 1932 г. р. с. Анзорей. Лескенский р-н.
  215. Хавеяшхова Зарема 1968 г. р. с. Анзорей. Лескенский р-н.
  216. Хавеяшхов Тимур 1963 г. р. с. Анзорей. Лескенский р-н.
  217. Ашинов Руслан 1969 г. р. г. Нальчик.
  218. Бавуков Анурбий 1958 г. р. г. Нальчик.
  219. Бавуков Аслан 1988 г. р. г. Нальчик.
  220. Истепанова Эльвира 1936 г. р. с. Ст. Урух. Лескенский р-н.
  221. Истепанова Залина 1985 г. р. с. Ст. Урух. Лескенский р-н.
  222. Хаупа Марита 1957 г. р. г. Нальчик.
  223. Пшегусова Марита 1963 г. р. г. Нальчик.
  224. Керефова Мариетта 1962 г. р. г. Нальчик.
  225. Мамышева Жанна 1973 г. р. г. Нальчик.
  226. Балова Лина 1961 г. р. г. Нальчик.
  227. Бетуганов Ауес 1950 г. р. г. Нальчик.
  228. Бетуганова Мария 1952 г. р. г. Нальчик.
  229. Берова Марьяна 1982 г. р. г. Нальчик.
  230. Абазова Лариса 1973 г. р. г. Нальчик.
  231. Абазов Рустам 1970 г. р. г. Нальчик.
  232. Гедгафов Владимир 1940 г. р. г. Нальчик.
  233. Дышеков Тимур 1988 г. р. г. Нальчик.
  234. Кардангушева Мадина 1970 г. р. г. Нальчик.55. (Карданов Абубекир 1935 г. р. с. Сармаково. Зольский р-н.
  235. Карданова Катя 1937 г. р. с. Сармаково. Зольский р-н.
  236. Гоникова Дахалина 1926 г. р. с. Дейское. Терский р-н.
  237. Тоников Азрет 1925 г. р. с. Дейское. Терский р-н.
  238. Жамборова Инна 1968 г. р. с. Нартан. Чегемский р-н.
  239. Жамборов Расул 1966 г. р. с. Нартан. Чегемский р-н.
Заполнить форму текущей работой