Восточные философско-религиозные учения и духовные практики в современной России: На примере г. Москвы
Диссертация
Рассматриваемые в диссертации новые религиозные движения находятся еще на стадии формирования. Чрезвычайно важно было зафиксировать именно момент возникновения новых религиозных движений в виде различных групп и объединений «духовного развития». Это, как писал В. Тэрнер, так называемый период «лиминальности», основными чертам которого являются неоформленность и неструктурированность. Но уже… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ
- ПЛ. Проблемы определения понятия н классификации предмета исследования
- П. 2. Определение времени и особенностей возникновения новых религиозных движений современного типа
- П.З. История изучения новых религиозных движений ф в западной историографии
- II. 4. Особенности изучения новых религиозных движений в отечественной историографии
- II. 5. Проблема новых религиозных движений в контексте современной философской и культурологической мысли
- ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОЗНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ОСНОВЕ ВОСТОЧНЫХ УЧЕНИЙ
- II. 1. Всемирный Духовный Университет Брахма Кумарис
- II. 2. Московский Суфийский Духовный Центр
- II. 3. Московский Дхарма — Центр
- II. 4. Целительекое движение Рейки 156 (Клуб «Фомальгаут Плюс» г. Москва)
- ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В РАМКАХ МОСКОВСКОГО МЕГАПОЛИСА
- II. 1. Истоки формирования эзотерической субкультуры
- II. 2. Духовные лидеры эзотерической субкультуры
- II. 3. Основные центры формирования московской эзотерической субкультуры
- II. 4. Утопическая коммуна как социальный идеал 229 эзотерической субкультуры
Список литературы
- Аконг Тулку Ринпоче, 1996, Аконг Тулку Ринпоче, Укрощение тигра. Тибетское учение о совершенствовании повседневной жизни, М., 1996.
- Андреев, 1991, Андреев Д., Роза Мира (метафилософия истории), М., 1991.
- Балановская, 1999, Балановская Н., Система естественного исцеления Усуи, М., 1999.
- Бовт, 1996, Бовт А., Все проблемы — в материале, расположенном у вас между ушами// Коммерсант-РаПу, 25 мая 1996 № 86.
- Боголепов, 1988, Боголепов В., Принципы и методы духовной работы, б.м., 1988.
- Браун, 1996, Браун Ф., Жизнь с Рейки. Учение Таката, М., 1996 (пер. с англ.).
- Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет, б. г. Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет, Маунт-Абу, б.г.(на русском языке).
- Брахма Кумарис, б.г. Брахма Кумарис, Краткий обзор. Маунт-Абу, б.г. (на русском языке).
- Говиндан, 1996, Говиндан М., Бабаджи и традиция крийа йоги 18-ти сидцхов, М., 1996.
- Дворкин, 1995, Дворкин А., Десять вопросов навязчивому незнакомцу или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным, М., 1995.
- Духовное знание и Раджа Йога, 1992, Духовное знание и Раджа Йога. Краткий курс, С.-П., 1992.
- Жаворонок, 1999, Жаворонок В., Нить Ариадны. О выхолащивании Рейки Дайяной Стайн или О мнимых «секретах» традиционных мастеров и действительных таинствах Рейки, М., 1999.
- Идрис Шах, 1994, Идрис Шах, Суфизм, М., 1994.
- Инайат Хан, 1998, Инайат Хан X., Учение суфиев, М., 1998.
- Информацонный бюллетень, 1998, Информационный бюллетень на 1998−1999 учебный год, Институт психотерапии, М., 1998.
- Кармапа, 1996, Кармапа. Тибетский лама в черной короне. Сост. Н. Дуглас, М. Уайт, С.-П., 1996.
- Классическая йога, 1992, Классическая йога, М., 1992.
- Козлова, 1997, Козлова И., 100 вопросов Мастеру Рейки, Курган, 1997.
- Коран, 1986, Коран, пер. Крачковского И. Ю., М., 1986.
- Лазарев, 1994, Лазарев С. Н., Диагностика кармы. Книга первая. Система полевой саморегуляции, С.-П., 1994.
- Лазарев, 1996, Лазарев С., Карма — это наша совесть // Путь к себе, № 3,1996.
- Лилли, 1993, Лилли Дж., Центр циклона, Киев, 1993.
- Лири, Метцнер, Олперт, 1998, Лири Т., Метцнер Р., Олперт Р., Психоделический опыт, Львов, 1998.
- Малик, 1994, Малик А., Люди, время, место// Наука и религия № 10, 1994.
- Медитация, 1995, Медитация, Маунт-Абу, 1995 (на русском языке).
- Микеда, 1998, Микеда В., б.н.// «Здесь и сейчас», 1998, № 1.
- Митчел, 1990, Митчел П. Д., Рейки. Пересмотренное издание для Союза Рейки, 1990, б.м.
- Москалев, 1994, Москалев С., «И наконец я нашел тебя» // Наука и религия, № 10,1994.
- Народы и религии мира, 1999, Народы и религии мира, М., 1999.
- Необычный Университет, б.г., Необычный Университет, Маунт-Абу, б.г. (на русском языке).
- Нурбахш, 1995, Нурбахш Дж., Рай суфиев, М., 1995.
- Опрос общественного мнения, 1999, Опрос общественного мнения ВЦИОМ, 1999.
- Петрова, 1996, Петрова А, «Общая газета» 25 сентября 1996 г
- Православная церковь, 1995, Православная церковь, Современные ереси и секты в России, С.-П., 1995.
- Подводный, 1993, Подводный А., Возвращенный оккультизм, или Повесть о тонкой семерке, в 2-х тт., Воронеж, 1993.
- Подводный, 1992, Подводный А., Каббалистичекая астрология, в 8-ми тт, Воронеж, 1992.
- Подводный, 1994, Подводный А. Общая астрология, в 4-х тт., М., !994.
- Подводный, 1995, Подводный А. Введение в синастрическую астрологию, М., 1995.
- Подводный, 1995, Подводный А. Эзотерическая астрология, М., 1995.
- Подводный, 1997, Подводный А. Каббала чисел, М., 1997.
- Подводный, 1994, Подводный А. Целительство, в 2-хх частях, М., 1994.
- Подводный, 1997, Подводный А., Жаркие объятия вечности // «Путь к себе», 1997 № 5.
- Полевые записи автора, 1993, Полевые записи автора, т. Суфийский центр-1, М., 1993, архив автора.
- Полевые записи автора, 1994, Полевые записи автора, т. Суфийский центр-2, М., 1994, архив автора.
- Полевые записи автора, 1994−1995, Полевые записи автора, т."А.Подводный", М., 1994−1995, архив автора.
- Полевые записи автора, 1995, Полевые записи автора, т. Рейки-1, М., 1995, архив автора.
- Полевые записи автора, 1995, Полевые записи автора, т. Брахма Кумарис-1, М., 1995, архив автора.
- Полевые записи автора, 1996, Полевые записи автора, т. Центр «Путь к себе"-1, М., 1996, архив автора.
- Полевые записи автора, 1999, Полевые записи автора, т. Центр „Путь к себе"-2, М., 1999, архив автора.
- Полевые записи автора, 1999, Полевые записи автора, т. Рейки-2, М., 1999, архив автора.
- Полевые записи автора, 1999, Полевые записи автора, т. Брахма Кумарис-2, М., 1999, архив автора.
- Полевые записи автора, 1999 Полевые записи автора, т. Дхарма-центр, М., 1999, архив автора.
- Программа центра „Открытый Мир“, 1996, Программа центра „Открытый Мир“, М&bdquo- 1996.
- Раджа Йога, 1994, Раджа Йога. Метод и цель. Маунт-Абу, 1994 (на русском языке).
- Рам Дасс, 1993, Рам Дасс, Зерно на мельницу, Киев, 1993. Ретрит, 1996, — Ретрит // Путь к себе, № 2,1996.
- Розин, 1998, Розни В., Путешествие в страну эзотерической Реальности, М., 1998.
- Свияш, 1998, Свияш А., Духовные и целительские течения в России// Здесь и сейчас, 1998, № 3.
- Свияш, 1999, Свияш А., Карма. Решаем проблемы, С.-П., 1999.
- Скажите наркотикам Нет!, 1998, Скажите наркотикам Нет! Б.м., 1998.
- Стайн, 1998, Стайн Д., Основы Рейки. Полное руководство по дрквнему искусству исцеления, Киев, 1998.
- Тай Ситупа, 1997, Тай Ситупа, Относительный мир, абсолютный ум. М., 1997.
- Терун, 1997, Терун Леа, Предисловие// Тай Ситупа. Относительный мир, абсолютный ум. М., 1997.
- Тихомиров, 1997, Тихомиров А., Трактаты, Воронеж, 1997.
- Учим японские иероглифы, 1998, Учим японские иероглифы, С.-П., 1998 (пер. с англ.).
- Федоров, 1998, Федоров В. М., Астрологический психоанализ и психотерапия, М., 1998.
- Шюон, 1994, Шюон Ф., Понять ислам// Вопросы философии 1994 № 7−8.
- Щербаков, 1998, Щербаков М., Кластерная теория интеграции// Здесь и сейчас, 1998, № 1.
- Чистякова, 1999, — Чистякова А. Г., Рэйки. Исцеление Духа, Души и Тела. Часть 1, М., 1999.
- Хоран, 1996, Хоран П. — Обретение силы через Рейки, М, 1996.
- Яковлева, 1995, Яковлева А., Путешествие на остров, или Записки начинающего буддиста// „Путь к себе“, 1995 № 8.
- На западноевропейских языках
- Alcohol and Drug Consumption, 1994, Alcohol and Drug Consumption // The Encyclopedia Britannica, vol.13, 15-th ed., Chicago, 1994.
- Bokar Rinpoche, 1993, Bokar Rinpoche, Meditation. Advice to beginners, San Francisco, 1993.
- Ferguson, 1980, Ferguson M., The Aquarian conspiracy, N.Y., 1980.
- A Handbook of Tibetan Culture, 1993, A Handbook of Tibetan Culture, A Guide to Tibetan centers and Resources throughout the World, Boston, 1993.1.aiat Khan, 1989, H. Inaiat Khan, In an eastern rose garden, Delni, 1989.
- The Inauguration of Samye temple, 1988, The Inauguration of Samye temple celebrating 21 years of Kagyu Samye Ling’s work, Kagyu Samye Ling Tibetan Centre, 1988.
- Jamgon Kongtrul, 1987, Jamgon Kongtrul, The Great path of awakening, Boston-London, 1987.
- Mother, 1988, Mother, Agende of Mother, Auroville, 1988.
- Nurbakhsh, 1989, Dr.J.Nurbakhsh, In the Paradise of the sufis, London, 1989.
- Schweibenalp, б.г., — Schweibenalp, б.м., б.г.
- The Shamhala Dictionary of Buddism and Zen, 1991, The Shamhala Dictionary of Buddism and Zen, Boston, 1991.
- Газетные и журнальные публикации. Газета „Искусство жить“ 1999 №№ 1, 3. Журнал „Здесь и сейчас“ 1998 № 1,1999 № 7−8.
- Журнал „Путь к себе“ 1991 № 21,1992 №№ 6 9, 1993 №№ 4 — 7, 1995 №№ 1 — 8, 1996 №№ 1 — 8, 1997 №№ 1 — 8, 1998 №№ 1 — 8.
- Auroville today“, 1989 № 4.
- Telegraph Magazine» 4 октября 1997. «The Buddists of Eskdalemuir».
- Арутюнов, 1989, Арутюнов С. А., Народы и культуры, М., 1989.
- Арутюнов, Светлов, 1968, Арутюнов С. А., Светлов Г. Е., Старые и новые боги Японии, М., 1968.
- Балагушкин, 1984, Балагушкин Е. Г., Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984.
- Балагушкин, 1998, Балагушкин Е. Г., Новые религиозные движения в современной России // Полигнозис, N 2, 1998.
- Баркер, 1997, Баркер А., Новые религиозные движения, С.-П., 1997.
- Белла, 1972, Белла Р. Н., Социология религии// Американская социология, М&bdquo- 1972.
- Белик, 1995, Белик A.A., Ритуальная психотерапия: экстатические состояния // Твое здоровье, N2, М., 1995.
- Белик, 1993, Белик A.A., Психологическая антропология: история и теория. М., 1993.
- Ван Геннеп, 1999, Ван Геннеп А., Обряды перехода, М., 1999.
- Благов С.А., 1991, Благов С.А., Каодаизм во Вьетнаме, автореферат диссертации, М., 1991.
- Буддизм, 1992, Буддизм. Словарь. М., 1992.
- Гессе, 1991, Гессе Г., Паломничество в страну Восток (пер. с нем. С. Аверинцева) // Избранное, М., 1991.
- Григорьева, 1994, Григорьева Л. И., Нетрадиционные религии в современной России: социальная природа, тенденции эволюции, Автореферат диссертации на соискание степени кандидата исторических наук, М., 1994.
- Григулевич, 1983, Григулевич И. Р., Пророки «новой истины», М., 1983.
- Гроф, 1993, Гроф С., За пределами мозга, М., 1993.
- Гусева, 1977, Гусева Н. Р., Индуизм, М., 1977.
- Гуревич, 1983, Гуревич П. С., Современные внеконфессиональные организации Запада, М., 1983.
- Гуревич, 1985, Гуревич П. С., Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы, М., 1985.
- Деви-Неел, 1991, А. Деви-Неел, Мистики и маги Тибета, М., 1991.
- Деви-Неел, 1994, А. Деви-Неел, Посвящения и посвященные в Тибете, С.-П., 1994.
- Джеймс, 1993, Джеймс У., Многообразие религиозного опыта, М., 1993.
- Дубин, 1999, Дубин Б. В., Религиозная вера в России // Мониторинг общественного мнения, 1999, № 1.
- Жуковская, 1997, Жуковская Н. Л., Буддийские организации Москвы// Москва. Народы и религии, М., 1997.
- Ильин, 1996, Ильин И. П., Поструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм, М., 1996.
- Ильин, 1998, Ильин И. П., Постмодернизм. От истоков до конца столетия, М., 1998.
- Ислам, 1991, Ислам. Энциклопедический словарь, М., 1991.
- Капра, 1994, Капра Ф., Уроки мудрости, М., 1996.
- Капра, Капра Ф., Дао физики, М.,
- Кокс, 1995, Кокс X., Мирской град, М., 1995.
- Кузнецова, 1998, Кузнецова Т., Церковь Объединения, М., 1998.
- Курносов, 1998, Курносов Ю. В., К вопросу об устойчивости эзотеризма как элемента духовно-идеологических религиозных систем // Этнос и религия, М., 1998.
- Кныш, 1991, А. Д. Кныш, Ат-Тасаввуф// Ислам. Энциклопедический словарь, М., 1991.
- Малерб, 1997, Малерб М., Религии человечества, М., 1997.
- Мангейм, 1991, Мангейм К., Идеология и утопия// Утопия и утопическое мышление, М., 1991.
- Маслоу, 1999, Маслоу А. Мотивация и личность, С.-П., 1999.
- Маслоу, 1999, Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы, М., 1999.
- Минделл, 1997, Минделл Э., Психотерапия как духовная практика, М., 1997.
- Митрохин, 1984, Митрохин Л. Н. Религиозные «культы» в США, М., 1984.
- Митрохин, 1985, Митрохин Л. Н. Религии «Нового века», М., 1985.
- Новые религиозные организации в России деструктивного и оккультного характера, 1997, Новые религиозные организации в России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Белгород, 1997.
- Новые религиозные группы, движения и организации в России, 1998, Новые религиозные группы, движения и организации в России. Словарь-справочник. М., 1998.
- Нолл, 1998, Нолл Р., Тайная жизнь Карла Юнга, М., 1998.
- Островская, 1998, Островская Е. А., Социально-антропологическое исследование буддийских мирских общин Санкт-Петербурга, диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук, С.-П., 1998.
- Пружинин, 1994, Пружинин Б. И., Астрология: наука, псевдонаука, идеология?
- Вопросы философии, 1994, № 2.
- Пучков, 1998, Пучков П. И. К вопросу о классификации религий// Этнос и религия, М., 1998.
- Руднев, 1997, Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М., 1997.
- Руднев, 2000, Руднев В. П., Прочь от реальности, М., 2000.
- Светлов, 1994, Светлов Г. Е. Новые религии Японии // Этнографическое обозрение, N2,1994.
- Светлов, 1985, Светлов Г. Е. Путь богов: синто в истории Японии, М., 1985.
- Словарь, 1999, Словарь. Религии народов современной России, М., 1999.
- Спивак, 1989, Спивак Д. С. Язык при измененных состояниях сознания. Л., 1989.
- Степанянц, 1989, — Степанянц М. Т., Философские аспекты суфизма, М., 1987.
- Ткачева, 1991, Ткачева A.A., «Новые религии» Востока, М., 1991.
- Ткачева, 1989, Ткачева A.A., Индуистские мистические организации и диалог культур, М., 1989.
- Торчинов, 1998, Торчинов Е. А., Религии мира. Опыт запредельного, С.-П., 1998.
- Тримингэм, 1989, Дж. Тримингэм, Суфийские ордены в исламе, М., 1989.
- Тэрнер, 1983, Тэрнер В., Символ и ритуал, М., 1983.
- Уотте, 1997, Уотте А., Психотерапия. Восток и Запад, Львов, 1997.
- Фаликов, 1997, Фаликов Б. З., «Новый век»: назад в будущее // Континент, N 4,1. М.-Париж, 1997.
- Фаликов, 1994, Фаликов Б. З., Неоиндуизм и западная культура, М., 1994.
- Фуко, 1997, Фуко М., История безумия в классическую эпоху, С.-П., 1997.
- Фурман, 1981, Фурман Д. Е., Религия и социальные конфликты в США, М., 1981.
- Чаттерджи, Датта, 1994, Чатгерджи С., Датта Д., Индийская философия, М., 1994.
- Челышева, 1992, Челышева И. П., Проблемы человека и общества в учении Духовного Университета Брахма Кумари // Общественная мысль Индии: проблемы человека и общества, М., 1992.
- Чижевский, 1973, Чижевский АЛ. Земное эхо солнечных бурь, М., 1973. Эко, 1995, — Эко У., Маятник Фуко, Киев, 1995. Элиаде, 1998, — Элиаде М., Азиатская алхимия, М., 1998.
- Элиаде, 1994, Элиаде М., Священное н мирское, М., 1994.
- Элиаде, 1995, Элиаде М., Моды культуры и история религий// Философские науки, 1995, N5−6.
- Юнг, 1994, Юнг К.-Г., О психологии восточных религии и философий, М., 1994.
- На западноевропейских языках
- Bainbridge, Jackson, 1981, Bainbridge W., Jackson D., The rise and decline of Transcendental Meditation// The Social impact of New Religion Movements, N.Y., 1981.
- Barker, 1981, Barker E., Who’d be a Moonie? // The Social impact of New Religion Movements, N.Y., 1981.
- Bourguignon, 1979, Bourguignon E. Psychological anhtropology, N.Y., 1979.
- Bromley, Bromley D., Strange gods: The great American cult scare, Boston, 1981.
- Cox, 1977, Cox. H., Turning East, N.Y., 1977.
- Cox, 1974, Cox H., Seduction of the Spirit, London, 1974.
- Cox, 1969, Cox H., The Feast of Fools, Cambridge, 1969.
- D’Arcadia, 1991, D’Arcadia, Nuove Religioni, culti emergenti, sette, Milano, 1991.
- Eibl-Eibesfeldt, 1979, Eibl-Eibesfeldt J., Ritual and ritualisation from a biological perspective// Human ethology, Cambridge, 1979.
- Ellwood, 1979, Ellwood R., Alternative Altars, Chicago, 1979
- Enroth, Melton, 1985, Enroth R., Melton J., Why cults succeed where the church fails, Elgin, 1985.
- Fichter, 1981, Fichter J., Youth in search of the sacred// The Social impact of New Religion Movements, N.Y., 1981.
- Van Gennep, 1960, Van Gennep A., The rites of passage, Chicago, 1960.
- Geertz, 1973, Geertz C., The Interpretation of Cultures, 1997.
- Gods we trust, 1981, In Gods we trust (ed. Th. Robbins, D. Anthons), Brunswich, 1981.
- Hanegraaff, 1997, Hanegraaff W., New Age religions and western culture: esoterism in the mirror of secular thought, Leiden-N.Y., 1997.
- Hunter, 1981, Hunter J., The new religions: demodernisation and the protest against modernity// The social impact of new religion movements, N.Y., 1981.
- Barre, 1954, La Barre W., The human animal, Chicago, 1954.1.x, 1979, Lex B., The neurobiology of ritual trance// The spectrum of ritual, N.Y., 1979.
- Massimo introvigne i nuovi culti, 1990, Massimo introvigne i nuvi culti dagli Hare Krishna alia Scientologia, Milano, 1990.
- Melton, 1989, Melton G., Encyclopedia of American religion, 3rd edition, Detroit, 1989.
- Melton, Moore, 1982, Melton G, Moore R., The cult experience: responding to the new religious pluralism, N.Y., 1982.
- Needleman, 1972, Needleman J., The New Religions, N.Y., 1972.
- Palmer, 1993, Palmer S., Women’s «Cocoon Work» in NRM: sexual experimentation and Feminine Rites of Passage"// Journal for the scientific study of religion, vol. 32, N 4, 1993.
- Religion for a new generation, 1973, Religion for a new generation (ed. J. Neddleman), N.Y., 1973.
- Religious movement in contemporary America, Religious movement in contemporary America (ed. J. Zaretsky), Princeton, 1974.
- Robbins, Anthony, 1983, Anthony, Robbins, Contemporary religious movements and the secularisation premise// New religion Movements (ed. Coleman J), N. Y., 1983.
- Rozzak, 1975, Rozzak T., Unfinished Animal. N.Y., 1975. Rozzak, 1976,-Rozzak T., Making the counter-culture, N.Y., 1976. Said, 1978, — Said E., Orientalism, N.Y., 1978.
- Stark, Bainbridge, 1985, Stark R., Bainbridge W.S., The Future of religion: Secularization, revival and Cult Formation, Berkeley, 1985.
- The Social impact of New Religion Movements, 1981, The Social impact of New Religion Movements, N.Y., 1981.
- Sulloway, 1991, Sulloway F., Reassessing Freud’s Case Histories: The Social Constraction of Psychoanalysis// Isis 82,1991.
- Toffler, 1981,-TofflerA., The Third Wave, N.Y., 1981.
- Toynbee Ikeda, 1976, — Toynbee A. and Ikeda D. Dialogue — Tokio, N.Y., 1976.
- Understanding the new religions, 1978, Understanding the new religions, N.Y., 1978.
- Wallis, 1977, Wallis R., The road to total Freedom, N.Y., 1977.
- Wallis, 1981, Wallis R., Yesterday children: cultural and structural change in a new religious movements// The Social impact of New Religion Movements, N.Y., 1981.
- Wilson, 1981, Wilson B., Time, generation and sectarianism// The social impact of New religion Movements, N.Y., 1981.
- Wuthnow, 1978, Wuthnow R., Religious movements and the transition in world order// Understanding the new religions, N.Y., 1978.