Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этнополитические процессы в районе стыка границ России, Казахстана, Монголии и Китая, в конце XIX-XX в

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно предположить, что все большую роль в общественной жизни Казахстана будет играть набирающий в регионе силу ислам. В приграничном Маркакольском районе в 1994 г. была отмечена попытка разжигания антирусских настроений. Источником стал мулла, прибывший из Монголии, который во время отправления службы в мечете с. Алексеевка (Теректы) открыто поздравил собравшихся с «освобождением от русского… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Миграции в истории казахской диаспоры Центральной Азии
    • 1. 1. История восточной границы России и динамика миграционных процессов в пограничных районах
    • 1. 2. Современная миграция этнических казахов Монголии и Китая в приграничной зоне Восточно-Казахстанской области
    • 1. 3. История освоения Прииртышья и «русский вопрос» в приграничных районах Восточно-Казахстанской области
  • Глава 2. Этносоциальные и политические процессы в районе стыка 4-х границ
    • 2. 1. Современная этносоциальная и этнополитическая ситуация в приграничных районах России, Казахстана, Монголии и Китая и фактор границы
    • 2. 2. Проблема двуязычия в Республике Казахстан и особенности межэтнических контактов
    • 2. 3. Межэтнические контакты и проблема «казахского национализма» в приграничных районах Восточно-Казахстанской области
  • Глава 3. Фактор границы и его место в современных этнополитических процессах
    • 3. 1. Ситуация на границе в свете современных этносоциальных и этнополитических процессов
    • 3. 2. Этнический фактор в организации охраны границы
    • 3. 3. Учет особенностей национальной психологии казахов приграничного района ВКО в оперативно-служебной деятельности пограничных войск

Этнополитические процессы в районе стыка границ России, Казахстана, Монголии и Китая, в конце XIX-XX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной гуманитарной науке этнополитическая проблематика занимает одно из центральных мест. Геополитическое переустройство постсоветского пространства делают ее особенно актуальной.

Предметную сферу этнополитического исследования составляет «изучение этнического фактора в политических структурах и политической культуре и, наоборот, роли политики и институтов власти в функционировании этнических систем и их взаимодействии [57, с. 180].

Распад СССР, образование независимых государств из бывших союзных республик, суверенизация субъектов Российской Федерации, стимулировали всплеск этнического национализма. Как следствие — рост антирусских и антироссийских настроений среди определенной части населения и национальных элит создает угрозу государственным интересам России, ее целостности как суверенного государства. Данное обстоятельство требует постоянного изучения развивающихся этнополитических процессов и геополитической ситуации на границах России.

Важность выбранной для диссертационного сочинения темы определила сложная ситуация складывающаяся в Центрально-Азиатском регионе в последнее десятилетие, а также активность казахстанского руководства в отношении казахской диаспоры в соседних государствах.

В современных исследованиях казахских ученых большое внимание уделяется изучению истории и перспективам казахской диаспоры, проблемам возможных территориальных притязаний к России. Не остается без внимания миграционная активность этнических казахов из соседних Монголии и Китая, а также миграции неказахского населения Казахстана.

Настоящая работа посвящена изучению этнического фактора в условиях границы, и влиянию границы на развитие этнополитической ситуации в приграничных районах четырех соседних государств Евразии.

Для раскрытия темы, в работе поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности формирования этнического состава приграничных районов четырех государств.

2. Установить причины миграционных процессов в регионе.

3. Выявить признаки происходящих изменений в этнических стереотипах национальной психологии казахов и этнических россиян.

4. Обозначить перспективы развития этнополитической ситуации в регионе через призму геополитических интересов России.

В открытых этнографических и специальных исследованиях, при изучении данного региона, эти задачи практически не ставилась.

Территориальные рамки изучаемого региона представлены:

1. Катон-Карагайским и Маркакольским районами Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан (с 1997 года первый вошел в состав Болыпенарымского, а второй — Курчумского районов).

2. Кош-Агачским районом Республики Алтай Российской Федерации.

3. Баян-Ульгийским аймаком Монголии.

4. Уездами Хабахэ и Кабинским Алтайского округа СУ АР Китая.

Хронологические рамки определены периодом с 1991 по 1994 гг., т. е. периодом исчезновения с политической карты СССР. В это время происходит образование независимых государств России и Казахстана, наблюдается рост этнического сепаратизма на Алтае. На начало 90-х гг., приходится развитие социально-экономического реформирования в Монголии и рост этнического сепаратизма в приграничных с Казахстаном уездах Синьцзяна (КНР).

Для того чтобы отразить динамику развития этнополитических процессов были привлечены доступные исторические материалы в следующих временных срезах:

1. XVIII векпериод появления первых русских поселенцев на Алтае и в пойме реки Бухтарма в Восточном Казахстане.

2. Вторая половина XIX века — характеризуемая завершением присоединения Казахстана к России с последующим административно-территориальным делением и установлением границы между Россией и Китаем.

3. Начало XX столетия — период проведения глобальных социально-политических реформ в границах Российской империи (в том числе — репрессии, насильственная коллективизация, сопровождаемые массовыми миграциями казахов в Монголию и Китай.

4. 1991 — 1994 гг., — время социально-экономических и политических потрясений на территории бывшего СССР, коренное изменение геополитических параметров России, вызвавшее миграционную активность монгольских и алтайских казахов и этнических россиян в Казахстане.

В работе, не рассматривается подробно период конца 50-х середины 60-х годов, когда был осуществлен массовый переход из Китая в СССР 160 тыс. китайских граждан (ханьцев, уйгур, дунган, казахов и др.), так как существуют различные точки зрения на точные размеры и истинные причины массовых переселений, которые требуют отдельного исследования.

Выбор указанного региона не случаен. С XVIII века, когда с присоединением к России Юго-Западной Сибири началась колонизация Алтая и Восточного Казахстана, одновременно начался процесс формирования русско-китайской границы, в связи с этим этнический ареал расселения казахов среднего жуза оказался разделенным государственными границами двух империй. Именно в этот исторический период был заложен пусковой механизм этнополитических процессов, которые происходят сегодня.

Процесс формирования российско-китайской границы начался в семнадцатом веке и проходил соответственно тому, как складывались отношения между двумя соседними государствами в различные исторические периоды [47, с.23].

В результате длительного развития русско-китайских дипломатических отношений на протяжении XIX — начала XX века был окончательно решен вопрос о восточной границе. После образования Советского государство и вплоть до 1991 г., эта часть границы именовалась «западным участком советско-китайской границы" — его протяженность составляла чуть более 3000 км. Указом Президента Республики Казахстан от 18.08.1992 года на базе существующего Краснознаменного Восточного пограничного округа были образованы пограничные войска Республики.

Регион интересен тем, что сложности политического и экономического характера не повлекли за собой вооруженную конфронтацию в межэтнических и межгосударственных отношениях, за исключением внутриполитических межэтнических проблем Синьцзяна (КНР).

Здесь пересекаются интересы трех мировых религий: христианства, буддизма, ислама. В настоящее время новый толчок в своем развитии получили разновидности шаманизма и ламаизма как формы религиозного сознания алтайцев. Заметно ослабли позиции православного христианства, главным образом, в связи с массовыми миграциями этнических россиян из Казахстана. При этом ислам заметно активизировался в Казахстане и Синьцзяне.

На территории региона существуют разные хозяйственно-культурные типы: кочевое, полукочевое скотоводство (номадизм), поливное земледелие. С конца XVIII века и до недавнего времени развивались горнодобывающая и металлургическая промышленность. Необычайно сложна лингвистическая ситуация в регионе. Здесь проживают представители индоевропейской, алтайской и китайско-тибетской языковых семей. Соответственно относящиеся к ним славянская, монгольская и тюркская, китайская языковые группы.

Полиэтническое сообщество, в своем динамическом развитии менялось на протяжении веков но, по мнению некоторых ученых, переломный период в структуре этнического состава населения Алтая, наступил в середине 70-х годов, а для Восточного Казахстана — в середине 80-х годов нашего столетия. Он связан с миграциями этнических россиян, представителей славянских и иных этносов за пределы области и республики. Свою роль в этом сыграло ухудшение экономических и социально-политических условий проживания населения и, отчасти, рост антирусских настроений среди части казахов и алтайцев.

С началом 90-х годов возрастает миграционная активность этнических казахов из Алтая и Монголии в Казахстан, спад этой активности и обратная миграция прослеживаются с 1993 года.

Новизна исследования заключается в том, что впервые на основе полевых и доступных архивных материалов мы попытались дать целостный анализ современных этнополитических процессов в «контактной зоне» [29, с. 3,7]. Центрально-Азиатского региона с учетом фактора границы, который и определяет, по нашему мнению, специфику развития этнополитической ситуации в изучаемых приграничных районах.

Актуальность исследования определяет тот факт, что Россия и Китай имеют здесь давние и устойчивые геополитические интересыв последние годы в регионе имеют свои экономические интересы США, Англия, страны Западной Европы, Южная Корея и Япония.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что используемые в ней материалы позволяют оценить динамику развития этнопо-литической ситуации в приграничных районах четырех государств. Выводы и отдельные положения могут быть полезны для оперативно-служебной деятельности пограничных войск Российской Федерации, которые пока совместно с войсками Казахстана охраняют границу с Китаем. Результаты анализа эмпирического материала могут способствовать дальнейшим разработкам в данной области.

Основными источниками работы являются:

1. Этнографические и этносоциологические материалы, опубликованные в литературе.

2. Официальная статистика Российской Федерации и Республики Казахстан.

3. Полевые материалы автора.

Полевые материалы включают в себя: а) анализ личных наблюдений автораб) беседы с экспертами, выводы и оценки экспертовв) аналитические документы несекретного характера Курчумского пограничного отряда и бывших райотделов приграничных районов Управления КГБ СССР по Восточно-Казахстанской области по этнополитической ситуации и политической истории районовг) полученные от экспертов материалы по этнополитической обстановке в приграничных уездах Алтайского округа Синьцзяна и Баян-Ульгийского аймака Монголии.

Автор сознает определенную субъективность полевых материалов, поэтому в необходимых случаях пытается подтверждать свои выводы результатами сравнительных исследований.

Решая поставленные задачи, мы столкнулись с трудностями терминологического характера, касающиеся ряда положений теории этноса.

Становление концепции этноса в российской науке приходится на 20-е гг., нашего столетия на время образования советского государства и связывается с именами Марра Н. Я. и Широкогорова С.М.

По определению Широкогорова С. М. этнос представляеи собой группу людей, говорящих на одном языке, признающих свое единой происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и священных традиций и отличных от других.

Исследователь считал этнос «формою, в которой происходит процесс созидания, развития и смерти элементов, дающих возможность человечеству как виду существовать» [63, с.28].

В трактовке Широкогорова С. этнос представлял собой феномен на стыке биологического и социального. Но уже в конце 20-х гг., понятие «этнос» было объявлено категорией буржуазной науки.

Возвращение к этой проблематике произошло в послевоенное время. Теоретические проблемы этноса начали разрабатываться с середины 60-х годов. Среди исследователей внесших заметный вклад в развитие советской теории этноса, сегодня называют Токарева С. А., Бромлея Ю. В., Чебоксарова H.H., Козлова В. И., Брука С. А., Крюкова М. В., Арутюнова С. А., Маркова Г. Е. и многих других.

Осваивая идеи С. Широкогорова, советская гуманитарная наука корректировала их в соответствии с марксистской догматикойв результате формировалась формационная теория этноса, в рамках которой вводилась историческая иерархия этнических общностей. Оппонентом официальной теории выступил JT.H. Гумилев и его последователи. В его многочисленных оригинальных трудах была поставлена под сомнение официальная теория, рассматривающая этнос как социально-историческое явление и сформулированы положения об эт-носфере, как части биосферы земли.

Особенно «плодотворными» в развитии теории этноса были 70-е годы. И хотя работы вышедшие в советский период, по известной причине, не давали возможности «сделать выводы адекватные характеру национальных процессов в СССР» [37, с.6], основные положения теории этноса, разработанные в тот период, составляют сегодня фундамент российской этнографической науки.

Российская этнография предлагает определение этноса, как исторически сложившуюся, устойчивую общность людей, к важнейшим признакам которой относят территорию, язык, материальную и духовную культуру, этническое самосознание [36, с.466−467]. Вместе с тем признано, что на сегодняшний день «разработка теории этноса еще не завершена» [36, с.466]. А понятие «этнос» -постепенно вытесняется определением «этничность» — как признака сознательного выбора индивидуумом или коллективом своей этнической принадлежности. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, может быть трактовка его на личностном и узко групповом уровне. Несмотря на широкое применение категории «этничность» содержание этого понятия не сформулировано [57, с.47].

Диссертант, придерживаясь официального определения, счел возможным отразить наиболее используемые точки зрения на природу этноса.

Существует мнение, что «этнологическая наука не располагает хотя бы самой общей методологией исследования и интерпретации этнического [62, с.36], что «проблема этноса-этничности в современной науке, в значительной мере имеет терминологический характер» [62, с.36].

Некоторые западные ученые считают, что «этничность — это форма социальной организации культурных различий» или «устойчивая совокупность поведенческих норм». А так называемый «этнос» относится к «интеллектуальным конструктам», мифам создаваемым человеческим сознанием в своих целях [57,с.52,67,92−96]. По мнению части российских ученых «этничность.переходя все в большей мере из сферы материальной в сферу духовной культуры и самосознания,. утверждает себя как устойчивая совокупность поведенческих норм. Позволяет ее носителю лучше ориентироваться в современном мире. .Используется им для достижения определенных целей» [57, с.34].

Существует также мнение, что концепция этноса-этничности обретает все большую значимость в теории и практике государственного строительства, отчасти как ответ на меняющуюся геополитическую ситуацию постколониального мира и политическую активизацию этнических меньшинств, в промыш-ленно развитых странах.

Современные разработки в области теории и политики этничности в России связаны с именем лидера российской этнологии Тишкова В. А. По его мнению представляющего официальную точку зрения, этничность утверждает себя вполне определенно как устойчивая совокупность поведенческих норм или социально-нормативной культуры, которая поддерживается определенными кругами внутриэтнической информационной структуры (языковые, родственные или другие контакты) [57, с.34].

Актуальными, по нашему мнению, на сегодняшний день остаются работы российского ученого, основателя этнической психологии — Г. Г. Шпета, который в своем труде «Введение в этническую психологию» дал анализ культурно-исторического бытия в одном из его разрезов — социальном бытии, и определил место этнической психологии в системе наук. Его вывод о том, что «любое явление культурной и социальной жизни может рассматриваться как необходимое осуществление законов этой жизни, но идея проходит через головы людей, субъективируется, и в самое объективацию вносится субъективизм» [64, с. 10] - актуален и сегодня.

Возможно, с этой точки зрения необходимо оценивать нынешнюю ситуацию в этнографической науке, для определения собственного отношения к различным направлениям и подходам в изучении категории этноса-этничности.

Мы согласны с мнением, что этнические особенности, проявляющиеся в совокупности культурных, антропологических и психологических отличий, представляют объективные законы многообразия общественной жизни, но их интерпретация и использование в узкогрупповых целях определяется сугубо субъективными обстоятельствами, зависящими от места и времени, особенностей личности, а также политической конъюнктурой. События последнего десятилетия потребовали более глубокого изучения природы социально-политической активности народов. Этнополитический аспект стал определяющим в современном мире.

По мнению некоторых ученых, при детальном изучении истории, обнаруживается, что до XIX века этнический фактор не играл существенной роли в межгосударственных отношениях и внутриполитической жизни стран Европы и Азии. «Вековые мечтания» народов о собственной национальной государственности — миф, рожденный националистами в XIX — XX веках [61, с. 111].

В советской этнографии выделяли пять вариантов этнополитической ситуации" в полиэтничных странах. В первом — одна этническая общность занимает господствующее положение по отношению к остальным. Во второмважную политическую роль играют две нации (если вторая составляет на менее 15% всего населения). В третьем — ни одной из этнических общностей не характерно выраженное политическое доминирование. Четвертый вариант предполагает юридическое равенство основных этносов. Хотя и такой вариант не исключает конфликты на национальной почве. И, наконец — пятый вариант этнополитической ситуации, когда процесс формирования наций еще не завершен и существует лишь тенденция к установлению господства той или иной этнической общности [6, с.318−320].

Мы разделяем точку зрения, что только на основе «демократической парадигмы народа — как совокупности граждан (в противовес националистической парадигме, которая имеет в виду народ — этнос) возможна реализация нормативного для современного мирового сообщества принципа приоритетности индивидуальных прав человека над любыми групповыми правами» [57, с.114].

Гипотеза работы состоит в том, что в каждом из изучаемых нами государств этнополитическая ситуация развивается по одному из рассмотренных вариантов. В России, которая является федеративным государством, этнополитическая ситуация отличается большой сложностью. В республике Казахстан, Монголии и Китае этнополитическая ситуация развивается по первому варианту.

Хотя подобное деление условно, поскольку в периоды социально-экономических реформ этнополитическая ситуация характеризуется повышенной изменчивостью и занимает достаточно длительный промежуток времени. Поэтому, для более точного определения, необходимы дополнительные исследования региона.

Точка зрения официальных структур государства на проблему влияния этнического фактора на развитие общественных и иных процессов и политику государства отражена в монографии коллектива авторов «Национальная политика России: история и современность» .

Сознавая всю сложность поднятых вопросов, авторы сборника подчеркивают, что «.этнополитический фактор на переломе веков стал тем роковым камнем преткновения, о который разбились самые прекраснодушные прожекты перманентного переустройства человеческого общежития на гуманистических принципах» [37, с.7].

Под этнополитическими процессами автор понимает также процессы, происходящие в этнических общностях и проявляющиеся в экономической и политической активности конкретных этносов направленной на формирование собственных государств. Разновидностью этнополитических процессов являются миграционные процессы.

Некоторые ученые (например, Чешко C.B.), считают, что особенности протекание современных этнополитических процессов обусловлены государственным устройством СССР, которое было основано на принципе этнонациона-лизма («национальной государственности») [61, с.92]. По его мнению, события в Казахстане в декабре 1986 года явились предвестниками дальнейших национальных проявлений в других республиках Союза. Преувеличенными являются обвинения против захватнической политики дореволюционной России и СССР, по отношению к Казахстану. Хотя под сомнение можно поставить и мнение о добровольности вхождения.

Учитывая, что работа охватывает значительный по масштабам регион, разнообразный в этническом отношении, для дополнения собственных материалов и выводов мы использовали труды ученых-этнографов занимающихся изучением этнических процессов в Синьцзяне (КНР), Баян-Ульгийском аймаке (МНР), в Восточном Казахстане и на Алтае.

Изучением локальной группы казахов Южного Алтая, в 30-е г., XX в. занимался также, Самойлович А. Н. Известен его труд «Казахи Кош-агачского аймака Ойротской автономной области» .

Дальнейшие исследования были проведены в 80-е годы Коноваловым А. В. — «Казахи Южного Алтая: проблемы формирования этнической группы». Большое количество исследований посвящено Алтаю в целом. Однако все они носят чисто этнографический характер. Это же можно сказать и об исследованиях населения Казахстана в целом. К числу таких исследователей чьи работы изучал диссертант можно отнести Алексеенко Н. В., Зверева Ю. В.

Достаточно обширный архивный и современный материал, представлен по казахам Южного Алтая в работах Новосибирских исследователей. Изучение локальной группы казахов Кош-Агачского района Республики Алтай показали, что «с 1990 года начинается массовый отъезд казахов за пределы Алтая» [42, с.55]. По заключению государственной комиссии, работавшей в районе в 1992 году «отъезд.обуславливают не межнациональные противоречия, а стремление к воссоединению нации.». По нашему мнению, хотя данный фактор и присутствовал в мотивах миграций, проблемы «межнациональных противоречий» усиленные сложными экономическими и социально-политическими условиями также играли существенную роль. Полевые материалы диссертанта подтверждали обратную миграцию казахов, из-за отсутствия в Казахстане экономических и правовых условий обеспечивающих массовые миграции.

Обширный материал позволяет представить общую картину этнокультурных процессов в приграничных районах. Вместе с тем они не рассматривают вопросов этнополитических, так как такая потребность остро проявилась только в последнее десятилетие.

Сегодня исследованиям миграционных процессов этнических казахов из Монголии и Алтая (России) в Казахстан посвящено достаточное количество публикаций, как в России, так и в Казахстане.

Из доступных материалов чрезвычайно интересны, исследования Нади-рова Ш. Г., который изучает проблему культурных связей между казахами и монголами в историческом контексте. Пытаясь объективно разобраться в причинах миграционных явлений в конце XX в., ученый правильно указывает на экономические и социально-политические проблемы, которые обострились в связи с проводимыми в Монголии реформами. Вместе с тем, по его мнению, «основным побуждающим мотивом миграции казахов стала политика нынешнего руководства Казахстана» поощряющая возвращения «единокровных братьев и сестер. к родному очагу» [35, с.85].

Проблемам полиэтничного сообщества пограничной зоны Синьцзяна посвящены работы Дикарева А. Д., в которых анализируются демографические материалы. По его мнению «после образования СУ АР в октябре 1955 года доля численности нацменьшинств, стала неуклонно снижаться» [15, с.263], хотя принято считать «что рост населения. объясняется не столько естественным приростом, сколько массовым переселением в них жителей из густонаселенных провинций собственно Китая» .

Наши материалы позволяют подтвердить этот вывод на примере развития современной этнополитической ситуации в приграничных с Восточным Казахстаном уездах Алтайского округа СУАР КНР.

Из работ по этнической ситуации в Восточном Казахстане автор выделил бы труд Калиновской К. Р. — «Межэтническая ситуация в Восточном Казахстане» (по полевым материалам 1986;1989 гг.) [26].

Особенностью данной диссертационной работы является попытка изучать современные этнополитические процессы в «контактной зоне», с учетом «фактора границы» .

Если в понятии «контактная зона» присутствует объединяющее начало, то в понятии «фактор границы» заложено начало разделяющее. По сути, речь идет о двух противоположных (разнонаправленных) тенденциях:

Первая — ориентирует людей одного этноса (близких этносов) на контакты, связи, обмен и т. д. В идеале, только в идеале, на создание своего государства (автономии, штата и пр.).

Вторая тенденция мешает первой. По сути, они не совместимы, но их наличие и особенность взаимодействия отражает уже сложившиеся балансы интересов разных государств. Геополитические интересы граничащих государств не совпадают с интересами этносов рассеченных государственными границами. Особую актуальность в этой связи приобретает проблема национальных диаспор.

Казахская диаспора была создана миграциями на длинные расстояния, имевшими временную, затем перешедшую в постоянную продолжительность, в пересечением внешних границ, сначала из Казахстана в Россию, Китай, государства Средней Азии, Афганистана и Ирана, а затем далее — по всему миру [34, с.14].

Результатом насильственного изъятия земель, проводимого Переселенческим Управлением в Казахстане, явилась массовая миграция казахов в Китай в начале XX века. За 1902;1913 гг. численность казахского населения сократилась на 8−9%, что составило 286 тыс. человек. Большинство казахов пришли в Или и Алтайские просторы Синьцзяна. В 1911 г. в Китае казахи составляли 224 тыс. 900 человек [34, с.82−83].

В Семипалатинской области в июле 1916 г. казахи 10 волостей приняли решение откочевать в пределы Китая. На дороге казахов ставились заградительные казачьи кордоны, но данная мера не могла быть такой эффективной из-за 500-верстной протяженности русско-китайской границы в Семипалатинской области, охраняемой постами в количестве 60 казаков.

Пограничные области Синьцзяна. стали центрами казахских беженцев, в которых насчитывалось: в Алтайском — около 100 тыс., Тарбагатайском — 6070 тыс. и более 100 тыс. — в Илийском округах [34, с.86−87].

Новым толчком для миграции за пределы России явилось установление Советской власти и гражданская война в Казахстане. Казахи небольшими группами переходили границу с Китаем через Тарбагатайские горы и долину Черного Иртыша. Многие из них оставались в Синьцзянском Алтае и Илийском крае [34, с.89]. В 1930;е гг., в Восточном Туркестане насчитывалось около 800 тыс. казахов. Из них к 1950;м гг. более 100 тыс. погибли во время восстаний в Синьцзяне и от последствий ухода в Индию. К 1953 г. в Синьцзяне проживало 509 тыс. казахов. Потери казахского населения составляли 421 тыс. человек, или более 45%. По мнению казахских исследователей «геноцид по отношению к казахскому народу на территории Синьцзяна принял затяжной характер. .проявляются схожие черты проведения уничтожения казахского народа, как в СССР, так и в Китае» [34, с.114].

С последним трудно согласиться. На наш взгляд, однозначно негативно оценивать национальную политику советского периода было бы некорректно. Нельзя забывать, что в отличие от Синьцзяна, где в свое время тюркское государство Восточный Туркестан было уничтожено китайским правительством, бывшие советские казахи сегодня имеют собственное государство.

Спорным является и вывод, что казахская диаспора на протяжении всей своей истории создавала в результате насильственных или вынужденных миграций, по политическим и религиозным причинам. 34, с. 14]. Так как при этом опускаются факторы внутреннего, социально-экономического развития казахского этноса.

Диаспора, складывавшаяся на протяжении не одного столетия, имела в каждый исторический период различные причины для формирования и развития, в том числе политические, религиозные и экономические [34, с. 17. Определяя составляющие группы диаспоры можно констатировать следующее: они имеют единую прародину — Казахстан, исповедуют мусульманскую религию, относятся к тюрко-язычным народам, но вследствие внутрии внешнеполитических событий в прошлом, в настоящий момент проживают за пределами Казахстана. При этом они не составляют большинства в тех областях, где они проживают, не имели и не имеют значительного веса в политической структуре. 34, с.16−17].

К числу причин, породивших и развивших казахскую диаспору, казахские исследователи относят:

— джунгарско-казахские войны XVIII в.;

— национально-освободительные войны казахов против царского самодержавия XVIII — XIX вв.;

— национально-освободительное движение в Центральной Азии против царизма в 1916 г.;

— установление советской власти в Казахстане;

— проведение политики геноцида по отношении к казахам в период коллективизации;

— борьба казахов Синьцзяна, в Китая;

— события второй мировой войны;

К экономическим причинам, побудившим казахов к миграции, относят:

— разрушение традиционной кочевой системы хозяйствования в Казахстане после присоединения его к России и в советский период во время коллективизации;

— проведение столыпинской аграрной политики в Казахстане в царский период;

— трудовая иммиграция в страны Западной Европы и Америки в 19 601 990 гг.;

— нестабильность в экономике современного Казахстана, находящегося в состоянии перехода к рыночным отношениям.

Религиозные причины существовали в основном в царский и советский период [34, с. 18].

В современном мире диаспоры играют большой вес в решении этнических конфликтов.

Другая категория этнической политики — «ирредента или невоссоединенные нации». В научных работах казахов, проживающих на сопредельных с Казахстаном территориях в России, Китае, Узбекистане, называют диаспораль-ными, не исследуя причины, вследствие которых эта часть казахского народа была отторгнута от своей основной этнической массы и территории. Под данным термином в современной политической науке подразумевают этнические меньшинства, населяющие территорию, смежную с государством, где доминируют их соотечественники. Ирредента формируется вследствие войн, аннексий, спорных границ или комплекса колониальных моделей [34, с.27].

В России казахская диаспора создавалась в результате: присоединения казахских территорий к Российской империи, начиная с XVI векаа также в ходе территориального размежевания вдоль северной границы Западного, Северного и Восточного Казахстана в пользу РСФСР в 1924 году.

Численность казахской диаспоры в России на 1989 год составляла 636 тыс. чел. [36, с. 174].

В Китае диаспора была создана на протяжении XVI — XX вв., в ходе ой-ратско-казахских войн и в ходе китайско-русского территориально-государственного разграничения в Центральной Азии XIX — XX вв.

В Узбекистане она возникла вследствие проводимого национально-государственного размежевания в Средней Азии в 1924 и из-за отторжения казахских земель в пользу Узбекистана в 1950;х гг. [34, с.28].

Казахский этнос в данном случае является рассеченным этносом, а с образованием независимого Казахстана к рассеченным этносам можно отнести все этнические группы, населяющие республику, в частности, этнических россиян.

Фактор границы, по нашему мнению, характеризуется тем, что население региона, проживая в приграничных районах, испытывало его влияние во всех сферах жизнедеятельности в форме ограничений и жесткого контроля связанного с наличием пограничного режима. Автор попытался дать развернутую характеристику данному фактору.

Особые правила нахождения, проживания, и производства работ были введены и в приграничных уездах Синьцзяна. В основном они связаны с отселением казахского населения от линии границы и заселение их жителями тыловых районов Китая.

На развитие этнополитической ситуации оказывали происходящие на сопредельной территории события, особенно в период распада Союза. В Монголии они стимулировали проведение экономических реформ и миграции этнических казахов, в Синьцзяне это выразилось в сепаратистских выступлениях тюркского населения против ханьского населения, сопровождавшихся вооруженными столкновениями, росте миграционных настроений казахского населения. Сложность нынешней этнополитической ситуации в Синьцзяне подтверждается практически незатухающими волнениями этнических меньшинств автономного района.

Актуальность работы определяется тем, что в Центрально-Азиатском регионе существуют, во-первых, давние и устойчивые геополитические интересов России и Китая, во-вторых — в последние годы, небезуспешно пытаются распространить свое влияние через экономическое проникновение США, Англия, страны Западной Европы, Южной Кореей и Японии. Все это неизбежно влечет за собой столкновение геополитических и экономических интересов этих государств.

Геополитические интересы страны понимаются как «наиболее устойчивый, базисный, объективно заданный компонент национальных интересов» [5, с.7]. Под национальными интересами понимаются интересы нации как совокупности народов (в советской этнографии — этносов) объединенных одним государством.

И коль скоро геополитику предлагается рассматривать, как конкретную отрасль знаний «. в практическом анализе удобнее и корректнее пользоваться такими терминами, как «геополитическое положение», «геополитические интересы», «геополитические возможности» (факторы, позиции, условия и т. д.) [5, с.6].

Под геополитическими возможностями страны понимается совокупность природных и экономико-географических условий в широком смысле слова (конфигурация границ, климат, численность и размещение населения, уровень экономического развития, размеры территории ее проницаемость для управления и т. д.). Данные условия изначально, первично определяют положение страны в системе международных отношений. Геополитические интересы — это интересы, которые наиболее прямо, непосредственно определяются геополитическими позициями страны или стремлением к преодолению их слабостей.

Для нас важно определить совпадают ли национальные и этнические интересы, а также, какую роль этнические интересы (при их наличии) играют в интересах национальных, а значит — государственных.

Образование Республики Казахстан явилось основной причиной дальнейшей консолидации казахского этноса. Несмотря на официально провозглашенную президентом Казахстана политику становление единой нации — казах-станцев, независимо от этнической принадлежности, роль казахов в государстве будет определяющей. Особенно если учесть, какое значение отводится развитию казахского языка. Приоритетность выбранной темы определяется сложной этнополитической ситуацией в Казахстане — статусом и перспективами неказахского населения в первую очередь этнических россиян, а также политической активностью, которую проявляет руководство Казахстана в отношении казахской диаспоры в соседних государствах.

В дальнейшем, миграции этнических казахов из приграничных районов Монголии и Синьцзяна КНР в Казахстан, возможны только при наличии экономически подкрепленной миграционной политики. Учитывая первый и неудачный опыт в этом, повторение массовых миграций образца 1991 года в обозримом будущем вряд ли возможно.

Смена стереотипа восприятия русских на уровне обыденного сознания казахами и русскими казахов в дальнейшем будет претерпевать изменения.

Как нам кажется, процесс окончательной замены новым, устойчивым стереотипом произойдет после смены ряда поколений и длительного периода проживания, русских в этнократическом государстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, экономические, политические и идеологические изменения, происшедшие в СССР. Дальнейшее развитие межгосударственных между Россией и Казахстаном, Казахстаном и Китаем, Казахстаном и Монголией привели к постепенному восстановлению утраченных родственных контактов и связей между казахами племен «абак-керей» и «найман» среднего жуза трех государств. Постепенно границы из фактора разделяющего и разрушающего стали превращаться в фактор сближающий.

Информированность об условиях жизни казахов в трех государствах, по мнению автора, способствовала утверждению понимания того, что казахи, проживающие СССР, несмотря на все потери к концу 20 века достигли главного — наличия собственного государства. Что за все годы существования, условия их жизни при сравнении оказались значительно лучше, чем у их сородичей. А самое главное, несмотря на все предъявляемые претензии, в течение длительного времени Россия и русский народ действительно играл роль «старшего брата», способствуя духовному, экономическому и культурному развитию казахского этноса в целом. И те потери, которые казахи понесли от ошибок и преступлений советского периода, ничуть не больше, чем потери всех остальных народов бывшего Союза, в том числе и русского народа.

Смена стереотипа восприятия русских казахами от стереотипа отношений «младший и старший» к середине 90-х произошла окончательно. По-видимому, очень важно в дальнейшем не допустить нагнетания националистической истерии со стороны экстремистски настроенных групп и политических движений. Только добрососедские отношения, основанные на взаимоуважении и доверии, на тесном экономическом и воеино-политическом сотрудничестве с учетом взаимных геополитических интересов позволят дальнейшее развитие народов двух государств — России и Казахстана.

Термин «геополитика» закрепился в русском сознании и словоупотреблении в 80-е и 90-е годы. Представлял собой отрасль политологического знания о взаимосвязях между природно-географическими условиями, в которых существуют государства, с одной стороны, и их внешнеполитическим поведением и международными отношениями — с другой. [46, С. 10].

Для нас было важно определить, совпадают ли этнические интересы (проявляемые как этнополитические) с государственными или национальными интересами. А также, какую роль играют этнические интересы в геополитических интересах государства.

Анализ полученных материалов показал, что распад СССР и образование Республики Казахстан, как явления геополитического, совпало с интересами казахского этноса. Но формирование нации, как категории государственной, а не этнической — процесс длительный и мучительный. Ориентация на этнократическое государство неминуемо приведет Казахстан к большим потрясениям. Только с учетом интересов всех этносов, населяющих республику возможно нормальное государственное строительство. В противном случае, сепаратистские движения и в Казахстане и в Синьцзяне и отчасти в Монголии и Алтае приведут к дестабилизации обстановки в регионе.

По нашему мнению этнополитические события, характеризуемые рассматриваемый период следующие:

— образование Республики Казахстан;

— рост национального самосознания алтайских народов и казахов;

— изменение стереотипа восприятия этнических русских в Казахстане;

— миграционная активность этнических казахов в Монголии и этнических русских в Казахстане;

— рост сепаратистских и антикитайских настроений среди национальных меньшинств Синьцзяна.

Несмотря на тот факт, что Россия объявила себя правопреемницей Союза, в нынешней экономической ситуации ей сложно удержать в сфере своих геополитических интересов те регионы, на которые традиционно распространял свое влияние СССР. Кроме того, появление в регионе независимого Казахстана и уменьшение степени влияния на Монголию, вносит определенные коррективы в расстановку политических сил. Казахстан играет вполне самостоятельную роль в отношениях с Китаем и, тем более, в отношениях со странами Азиатского региона. Нельзя сбрасывать со счетов мусульманский фактор. При нынешнем Президенте его усиление невозможно. Но при изменении политической ситуации в республике ситуация может измениться.

В этом вопросе своеобразным союзником России выступает Китай. Имея протяженность казахстано-китайской границы свыше трех тысяч километров, а также в наличии нестабильный в этнополитическом и религиозном отношении Синьцзян, где проживает большое количество тюркского, мусульманского населения. Где историческая память народа сохранила потребность в возрождении независимого Восточного Туркестана, а сепаратистские настроения населения периодически возобновляются с новой силой. Китайские власти заинтересованы в удержании мусульманского фактора в Казахстане под контролем.

Консолидация казахского этноса, при наличии в республике большого количества других народов, прежде всего этнических русских, при несбалансированной национальной политике и дальнейшем социально-экономическом ухудшении может привести к росту русофобии. Необходимо учитывать, что сегодня идет процесс пересмотра истории казахского народа. В свете новых толкований исторических событий, Россия и русские выглядят как оккупанты, насильственно захватившие землю казахов. Дальнейшее развитие ситуации может привести к росту межнациональной напряженности.

В конце XVIII века поселки Урыль, Черновая, Катон, Берель и многие другие были основаны казаками и русскими крестьянами. В Урыле, Чингистае, Катоне стояли казачьи пограничные заставы, осуществлявшие охрану границы с Китаем. Сегодня из этих населенных пунктов Восточного Казахстана этнические русские мигрировали практически полностью. И если из приграничных с Китаем районов русские эмигрировали безвозвратно и вряд ли захотят вернуться, то наличие русских в районах Северных областей Казахстана граничащие с Россией и городах служит существенным фактором для проведения взвешенной национальной политики.

Отдельные аналитики полагают, что в нынешних условиях Казахстан учится играть по правилам экономики а, не исходя из своих традиций [50, с. 5]. Уже из этого можно сделать вывод, что роль «младшего брата» бывшую союзную республику не удовлетворяет.

Это подтверждается и тем, что «российский капитал сегодня в Казахстане не в моде» [50, с.5]. Казахстан по мере сил блокирует ведущуюся в рамках СНГ работу по созданию транснациональных финансово-промышленных групп в металлургии. Президент личным решением отрубил поставки газа в Россию. При этом пытается совместно с Баку «смазать ось Баку-Алматы», для того, чтобы заставить российские экономические и политические интересы в Азии и на Кавказе вращаться вокруг нее [50, с.5].

Один из документов о сотрудничестве Казахстана и Азербайджана нацелен на вывоз нефти из шельфовой зоны Казахстана и нефти Тенгизского месторождения. Было бы несправедливо не заметить, что этот «обходной маневр» Казахстан вынужден реализовывать, после того как не смог добиться от России квоты на транспортировку 6 млн., тонн нефти через ее территорию.

В связи с эти некоторые аналитики предсказывают, что «положение русскоязычного населения резко осложнится, причем у России практически не останется эффективных механизмов защиты соплеменников. Политическое влияние Кремля на Алмату (ныне столицей Казахстана избран город Астана, ранее — Акмола-Целиноград) стремительно сокращается.

Западный, турецкий, арабский и прочий капитал завоюет местные рынки, а Россия столь же быстро потеряет свои позиции. опыт полученный в странах Балтии, Восточной Европы, бывших «социалистические ориентированных» государствах Африки, Азии и Латинской Америки" показывает «. как только Россия пускает на самотек дела в своих традиционных „зонах влияния“, на эти зоны сразу же начинает влиять кто-то другой» [38, с. 15].

Подобная ситуация складывалась в сфере капиталовложений в сельскохозяйственное производство Казахстана. Российские инвесторы в лице компании «Росконтракт», из-за нестабильности в выполнении Законов о приватизации потеряла пятьдесят два миллиона долларов и не получила триста тысяч тонн зерна. Несмотря на то, что казахстанская сторона предлагала «продолжать работать» по мнению специалистов компании при изучении тех 50 хозяйств, с которыми работали «некоторые из них уже умерли, народ практически разбежался, техника никуда не годная, семейный фонд они разбазарили и прожрали, ничего у них не осталось, работать с ними бесперспективно» .

Тургайская область, где происходили описываемые события — север Казахстана — русскоязычная зона, где до сих пор основную часть составляли бывшие добровольцы, приехавшие осваивать целину. Административная реформа, в ходе которой упразднено несколько областей Казахстана, позволила правительству республики одним махом решить насущную проблему: местное население уже не требует автономии: оно бежит. Только за прошлый год из Казахстана выехало 1 млн. человек, в основном славянское население и немцы. Все разваливается, а теперь лишили еще и последней надеждыработы" [67, с.22].

В Восточном Казахстане такая же проблема возникла с Восточно-Казахстанским медно-химическим комбинатом. Основным источником работы этнических русских области и города Усть-Каменогорска. В этом случае, правительство Казахстана, разорвав договор купли-продажи с фирмой БТЬ, в которой имеют свои интересы российские предприниматели, передало акции корпорации «Самсунг» .

У государственных чиновников Казахстана есть сомнения, нужно ли вообще республике выращивать сколько зерна. Они считают, что это навязано казахскому народу извне бывшим государством. Таким образом, чем будут заниматься в Казахстане этнические русские, традиционно работающие в сельском хозяйстве, металлургической и иной промышленности?

Примеры экономической переориентации можно продолжить:

— Карагандинский металлургический комбинат, английская компания «Испат-Интернешнл» ;

— Джезказганское и Балхашское медеплавильные производства отданы южнокорейской фирме «Самсунг» ;

— Пятнадцать карагандинских шахт — англичанам;

— Национальная энергосистема поделена между фирмами из Америки, Бельгии, Израиля;

— Павлодарский алюминиевый завод — в управлении английской фирмы «Айведон» ;

— Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат — британская компания «Уайтсвен Лимитед» [48].

Уместен вопрос — не спровоцирует ли проведение руководством западных компаний непопулярных мер на указанных предприятиях новой волны миграций этнических русских и межнациональных конфликтов.

Возможно, для России было ошибкой игнорировать в свое время предложения Назарбаева о создании евразийского союза. После чего Казахстан вынужден был искать поддержки со стороны западных государств.

Таким образом, ошибки в экономике и политике государства напрямую затрагивают интересы этнических русских в Казахстане, а развитие этнополитических процессов зависит от экономической и политической ситуации. Все вместе данные факторы определяют геополитические возможности государств региона. Хотя мы рассматриваем их через призму развития взаимоотношений России и Казахстана, как исторических партнеров.

В случае сохранения относительной стабильности и единства казахского этноса, укрепления центральной власти объективно создаются условия для широкого маневра Астаны на международной арене с дрейфом на тюркский юг и Запад. С учетом последнего варианта развития ситуации в Казахстане, объяснимо стремление руководства республики привлечь капитал стран Юго-востока и Запада. Таким образом, создавая условия и заинтересованность многих государств в сохранении нынешней власти. Что касается России, то предпосылками к укреплению межгосударственных отношений является наличие границы, совместная охрана границы с Китаем, а также численная русскоязычная диаспора.

Кроме этого мы полагаем, что этнополитическая активность этносов определяется «безопасностью этноса», которая понимается как сумма прямо противоположно направленных векторов влияния на основы его жизнедеятельности. Соотношение положительных и отрицательных должны, по крайней мере, находится в состоянии равновесия. На любое нарушение равновесия, при определенных условиях, этнос реагирует всплеском этнополитической активности: от массовых миграций до вооруженного сопротивления и межнациональных конфликтов. Под основой жизнедеятельности этноса мы понимаем, прежде всего, экономические возможности по реализации своего права на труд и воссоздание количественных показателей, а затем традиционные, духовные и культурные потребности. Поскольку любой этнос сложноорганизованая система, то согласно законам развития таких систем, он способен самовостанавливаться и само развиваться. При этом необходимо учитывать, «народы имеют естественную склонность расширять свою деятельность и свое влияние, насколько хватит сил и средств.». Стремление это ограничивается только равным по силе движением другой нации [66, с. 12].

В качестве векторов благоприятно влияющих на развитие этнополитических процессов в Казахстане можно отнести следующие:

— преподавание в школах ведется на 18 языках.

— республиканские средства массовой информации работают на шести языках,.

— должна появиться газета и на украинском языке.

— работает пять национальных театров.

— в системе образования более 8.300 школ. Из них — в 3.800 обучение ведется только на русском языке. В 2.880 — на казахском языке, остальныесмешанные либо с другими языками обучения. Таким образом — 57% школьников обучается на русском языке.

— количество студентов обучающихся на русском языке 270.000 или 78%.

— в республике действуют три епархии русской православной церкви.

— 995 казахов говорят на русском — менее 0,5% русских — на казахском [22].

В дальнейшем, при стабилизации, прежде всего экономической ситуации проблемы связанные с массовой миграцией этнических русских удастся избежать. Как ни прискорбно, этому же будет способствовать обострение экономической и социально-политической ситуации в России. Практика перевода офицеров желающих служить в погранвойсках России показала, что возможность продолжить службу в «горячей точке» являлся сдерживающим фактором в реализации желания служить в «своем государстве» поэтому определенная часть выбирает местом службы более спокойную казахстано-китайскую границу. Для гражданского населения, в этом случае, сдерживающим фактором является экономическая неподготовленность России принять мигрантов.

Развитие этнополитической ситуации в регионе показывает, что миграции этносов периодически повторяются. Как только появляется угроза устоявшемуся балансу. Миграции русских из Восточного Казахстана и Казахстана в целом обусловлены резким ухудшением экономических условий, особенно в сельской местности. Миграции казахов из Монголии и рост миграционных настроений в Китае во многом определялись тем же факторами. Примечательно, что представители казахских родов, проживающих в Синьцзяне, после ознакомления с экономической ситуацией в Казахстане, отказались от намерений эмигрировать в республику.

Тем не менее, этнополитический фактор и в будущем будет играть определяющую роль в межгосударственных отношениях. Безопасность этносов, по нашему мнению можно рассматривать на следующих уровнях:

1. Межгосударственные отношения России и Китая, России и Монголии, России и Казахстана.

2. Региональные отношения в России — между федеративной властью и Алтаем.

3. Межгосударственные отношения Китая и Казахстана, Монголии и Казахстана, Монголии и Китая.

4. Региональные отношения в Монголии между центром и Баян-Ульгийским аймаком. В Китае — между центральной властью и Синьцзяном.

Необходимо учитывать, что роль этнополитического аспекта на указанных уровнях будет различной. Там где отсутствуют прямые этнические контакты, не пересекаются интересы угроза безопасности этноса минимальна. Например: русские и монголы, русские и китайцы. Хотя проблема эта уже возникла в Приморье и на Дальнем Востоке, где активно ведется освоение китайским этносом российской территории. Интересна проблема полиэтничного Синьцзяна. События конца 50-х, начала 60-х годов, когда по разным оценкам свыше 170 тыс. казахов, уйгур, дунган и китайцев перешли китайско-советскую границу показали, что ситуация там, при определенных условиях, может выйти из-под контроля. И если в то время эмигранты не оказали дестабилизирующего фактора на внутриполитическую ситуацию в СССР. То в нынешней экономической и социально-политической ситуации складывающейся в Казахстане подобные миграции создадут дополнительные проблемы.

Учитывая, что в Казахстане проживает около 40% этнических русских, а в городах Восточного Казахстана этот процент и того выше, возникновение угрозы безопасности русскому этносу будут использованы национал патриотами для усиления своего влияния и дестабилизации обстановки в России и в Казахстане. Подобная ситуация может возникнуть в будущем, при изменении демографической ситуации в республике в сторону уменьшения процентного соотношения русских и казахов.

Можно предположить, что все большую роль в общественной жизни Казахстана будет играть набирающий в регионе силу ислам. В приграничном Маркакольском районе в 1994 г. была отмечена попытка разжигания антирусских настроений. Источником стал мулла, прибывший из Монголии, который во время отправления службы в мечете с. Алексеевка (Теректы) открыто поздравил собравшихся с «освобождением от русского гнета» и призвал бороться с «неверными». Несмотря на наличие в Казахстане православных церквей христианство теряет свои позиции. Это связано и с миграциями славянских этносов — христиан. Как нам представляется, усиление казахского национализма, в том числе в форме «восстановления исторической справедливости, повлечет за собой активизацию националистических организаций в России и в Казахстане.

Не менее сложной нам представляется этнополитическая ситуация на границе с Монголией в Республике Алтай. Помимо сложностей взаимоотношений между казахами и алтайцами могут возникнуть проблемы в связи с прибытием большого числа этнических русских из Восточного Казахстана. Сдерживающим фактором межнациональных противоречий может быть экономическая зависимость от федеральных властей.

Сегодня и Россия и Казахстан пытается решить проблему национального возрождения. Предпринимаются попытки предложить «национальную идею», которая могла бы выступить консолидирующей силой россиян, независимо от этнической принадлежности и казахстанцев (сегодня в республике проживает более 100 национальностей). Задача духовного возрождения решается и христианской и мусульманской религией. Известна отрицательная реакция мусульманского и христианского духовенства на проникновение и деятельность в Казахстане западных миссионеров «.мы отрицательно относимся к деятельности западных миссионеров, так как они идут не по духовному пути, а используя наше сложное экономическое положение, буквально заманивают к себе людей различными гуманитарными подачками» [21].

Национальное возрождение Казахстана рассматривается как интеграция тюркского единства и мусульманской солидарности, в противовес европоцентристским и американским концепциям, в теории и практике общественно-государственной жизни.

Преодоление разобщенности между религией и государством, реформирование ислама в соответствии с истинным духом Корана, требованиями современности и национальным особенностям тюркских народов-задачи сегодняшнего дня, для суверенного Казахстана" [21].

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. В. Население дореволюционного Казахстана. Алма-Ата: Наука, 1981 г.
  2. С. Миграция, изменение в этноструктуре и рынок. -Алматы, 1993 г.
  3. И. Ф. Сведения о Верхне-Бухтарминской долине // Изв. ИРГО. -СПб, Т. 56 отд.2, 1869 г.
  4. Е.А. Поддержка Россией алтайских и кобдоских казахов в 1913 г.//Науч. конф. Общество и государство в Китае. Тезисы и доклады, — М., 1994 г.
  5. А. Д. Современные теории стабильности и международные отношения России Восточной Азии в 1970−90-е г.г. М.:МОНФ, ИН-т США и Канады РАН, 1996 г.
  6. Ю.В. Очерки теории этноса, М.: Наука, 1986 г.
  7. В обкоме партии Казахстана // Рудный Алтай. № 9. Усть-Каменогорск, 1990 г.
  8. Вечерняя Алма-Ата от 9 сентября 1994 г.
  9. С. Н. Установление Советской власти в Усть-Каменогорске и в районе Рудного Алтая 1917−1921 г.г. Усть-Каменогорск. На правах рукописи.
  10. М. Трудно быть братом. // Сегодня от 25 ноября 1995 г.
  11. Демографическая ситуация в Казахстане // Центрально-азиатские страницы, Выпуск № 3, М., 1995 г.
  12. Демографический ежегодник Казахстана,-Алматы: Госкомстат. 1996 г.
  13. Демографический ежегодник России. М.: Госкомстат России. 1995 г
  14. Н.Джарол Б. Мангейм, Ричард К. Рич, Политология. Методыисследования. -М.:Весь мир, 1997 г.
  15. А. Д. О влиянии миграции ханьцев на этнодемографическую ситуацию в Синьцзяне. // Тезисы и доклады. Общество и государство в Китае. -М. 1994 г.
  16. А.Д. Демографические проблемы национальных меньшинств КНР. -М.: РАН, 1996 г.
  17. Ю. В. Бухтарминцы 60 лет спустя., Усть-Каменогорск, 1976 г. 20.3 у.е.нко В. Язык лицо и облик народа. // Рудный Алтай. № 3. — Усть-Каменогорск, 1990 г.
  18. Из интервью архиепископа Алма-атинского и Семипалатинского Алексия, кор. Е. Некрасова. // Казахская правда, Февраль 1994 г.
  19. Из интервью Президента Назарбаева H.A. // Казахстанская правда. № 16, 22 января 1994 г.
  20. Информационно-экспертная группа «Панорама». Выпуск 3. Демографическая ситуация в Казахстане. М., январь, 1995 г.
  21. История Алтая. Часть 1. Барнаул, 1995 г.
  22. Казахстанская правда. 28 апреля 1994 г.
  23. K.P. Межэтническая ситуация в Восточном Казахстане // (по полевым материалам 1986−1989 г. г.). Усть-Каменогорск, 1989 г.
  24. Коллективизация сельского хозяйства Казахстана (1926 1941 г.). -Алма-Ата: ГАУ при СМ СССР, 1967 г.
  25. Комсомольская правда от 23 декабря 1993 г.
  26. Контактные зоны в истории Восточной Европы, М.: РАН Ин-т российской истории, 1995 г.
  27. Г. Что оставим потомкам? // Рудный Алтай. № 2. Усть-Каменогорск, 1990 г.
  28. Е. Не заповедные проблемы Маркаколя. // Рудный Алтай. № 64. Усть-Каменогорск, 1990 г.
  29. Г. Для блага России. Сб. трудов. М., 1993 г.
  30. Н. Э. Этногенез казахов. Проблемы и метод. // Сб. Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. -Алматы, 1990 г.
  31. Г. М. Исторические судьбы казахской диаспоры. Происхождение и развитие. Алматы: Ин-т истории этнологии им. Ч. Ч. Валиханова, 1997 г.
  32. Ш. Г. О массовой миграции казахов из Монголии в Казахстан в начале 90-х г.г. // Владимировские чтения 3. Доклады и тезисы Всерос., науч., конф. — М. 1995 г.
  33. Народы России. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994 г.
  34. Национальная политика России: история и современность. М.: Русский мир, 1997 г.
  35. Нефть и капитал. № 11, 1996 г.
  36. Нурланова Канат. Человек и мир: казахская национальная идея. -Алма-Ата: Кайнар, 1994 г.
  37. Общественное мнение, есть вопрос. // Рудный Алтай. № 8. Усть-Каменогорск, 1990 г.
  38. И. В. Казахи Алтая. История и современность. ЭО., № 6, 1997 г.
  39. И.В. Тюрки Алтая: проблемы многонационального сообщества // Народы Сибири: права и возможности, Новосибирск, 1997 г.
  40. Очерки Рудного Алтая. Усть-Каменогорск, 1970 г.
  41. Памятная книжка Томской губернии за 1912 г. Томск, 1912 г.
  42. В. И. Социально-экономическое положение Сибирского казачества в 18 первой половине 19 века. // автореферат канд. дис. — М.4(5. Политология. Учебник, -М., 1993.
  43. А., К вопросу о советско-китайской границе,-М.: МО, 1975 г.
  44. Рабочая газета от 29 июля 1997 г.
  45. Г. Остаться самим собой. // Рудный Алтай. № 19. Усть-Каменогорск, 1990 г.
  46. России вставили ось. // Эксперт. № 22, 1996 г.
  47. Рудный Алтай. № 8. 1990 г.
  48. Развитию языков постоянное внимание. // Рудный Алтай. № 22, -Усть-Каменогорск, 1990 г.
  49. А.Н. и др. Восточная часть киргизского края//Россия: полное географическое описание нашего отечества. Т.28-Киргизский край, СПб, 1903 г.
  50. Советы Казахстана от 25 октября 1994 г.
  51. О. Азия. Алма-Ата: Жалын, 1990 г.126
  52. А. П. История третьего Сибирского казачьего полка. Омск, 1912 г.
  53. В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир, 1997 г.
  54. Е. Русский народ в поисках правды и организованности. -М., 1996 г.
  55. А. Двуязычие двухстороннее движение. // Рудный Алтай. № 22. — Усть-Каменогорск, 1990 г.
  56. C.B. Мир России, № 1, 1995 г.
  57. С. В. Человек и этничность. 1994 г.
  58. С. М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений // Изв. Восточного ф-та Дальневосточн. Ун-та (Шанхай). Предисловие. Т. 1, 1923 г.
  59. Г. Г. Введение в этническую психологию. Санкт-Петербург, 1996 г.
  60. П. Охранять жизнь делами. // Рудный Алтай. № 25. Усть-Каменогорск, 1990 г. 66.Эксперт. № 20, 1997 г. 67.Эксперт. № 27, 1997 г.
  61. Центрально-азиатские страницы. Выпуск № 3. Демографическая ситуация в Казахстане. М, январь, 1995 г.
Заполнить форму текущей работой