Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Народные медицинские знания сибирских татар Омского Прииртышья: Конец XIX-XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Погодин А. Несколько замечаний о народной медицине Б.м., Б.г. (В разделе критика и библиография). Оттиск из журнала. «Министерство народного просвещения». СПб., 1875. — С. 457- Аристов В. Н. О народной медицине в Казанском уезде// Известия любителей естествознания, антропологии и этнографии. М., 1889. С. 29−30- Ветухов А. Заговоры, заклинания, обереги, другие виды народного врачевания.- Варшава… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Среда обитания и условия жизни. Развитие санитарногигиенических знаний
    • 1. Среда обитания
    • 2. Бытовые условия
    • 3. Развитие санитарно-гигиенических знаний
  • Глава 2. Основные понятия о болезнях и особенности терминологии
    • 1. Представления о причинах болезней
    • 2. Названия болезней
    • 3. Врачеватели
  • Глава 3. Основные средства и способы лечения
    • 1. Средства животного происхождения
    • 2. Средства растительного происхождения
    • 3. Хирургические способы лечения
    • 4. Магия в лечении

Народные медицинские знания сибирских татар Омского Прииртышья: Конец XIX-XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

связана с исследованиями традиционной культуры сибирских татар в настоящее время. Ее изучение представляется актуальным, во-первых, для уточнения и расширения научных сведений о народной культуре, в частности, народных медицинских знаний, развивавшейся под влиянием языческой и мусульманской религии1. Во-вторых, оно способствует определению исконно тюркских черт и выявлению различий и сходства в традиционных знаниях локальных групп татар, т.к. они подчеркивают культурную вариативность народных знаний подгрупп, а это важно для понимания современных этнокультурных процессов и раскрытия «иел рархии этнографических образований» на культурологическом материале. В связи с этим следует отметить, что у сибирских татар все больше просыпается интерес к народной культуре, у них происходит становление этнического самосознания, определяются религиозные и мировоззренческие позиции.

Объект исследования — группы сибирских татар — тарские и курдак-ско-саргатские, проживающие в Среднем Прииртышье и бассейне реки Тары. Обследованы татарские аулы, расположенные в Усть-Ишимском (Аше-ваны, Илъчебага, Кайнаул, Саургачи, Тебендя, Эбаргулъ), Тевризском (7а-винск, Нагорное-Кышлав, Кипокулары, Кускуны, Утузы, Байбы), Тарском (М.Туралы, Б. Туралы, Ишеево, Киргап, Сеитово, Себеляково, Устъ-Тара), Большереченском (Берняжка, Б. Мурлы, Кошкулъ, Куйгалы, Тусказан, Улен-куль, Чебаклы, Чеплярово, Черналы, Яланкулъ) и Муромцевском районах (Инцисс, Черталы, Гузенево, Тсматово) Омской области. По этим двум группам собраны полевые материалы. Тем не менее, в целом в диссертации в некоторой степени обобщены литературные данные и по другим группам сибирских татар.

Предмет исследования — народные медицинские знания сибирских (тарских и курдакско-саргатских) татар. Цель его — описание и историко-сравнительный анализ народных медицинских знаний курдакско-саргатских и тарских татар. Задачи диссертационной работы заключаются в следующем:

— выявить условия функционирования народных медицинских знаний;

— определить характерные черты врачевателей, представления о причинах болезней и основные понятия о народной медицине;

— проанализировать способы и средства лечения в народной медицине курдакско-саргатских и тарских татар в сопоставлении с материалами по всем группам сибирских татар.

Степень изученности проблемы. Сведения о культуре сибирских татар встречаются в трудах видных ученых XVII—XIX вв.: П. С. Палласа, В. В. Радлова, Н. Ф. Катанова, Г. Н. Потанина и др.. Сведения о сибирских татарах встречались в статистических отчетах, сельскохозяйственных обзо4 рах .

С 1880-х гт. в этнографии возрастает интерес к народной медицине. В научных публикациях причины широкого бытования народной медицины объяснялись бедностью и нищетой населения5.

В публикациях XIX—XX вв. в основном освещаются приемы и средства лечения в народной медицине поволжско-приуральских татар с применением магии. В татарской публицистике этого периода практикуется распространение санитарно-гигиенического просвещения через обучение религиозным ритуалам6. Исследователи отмечали, что у народов Поволжья среди иных средств народного врачевания было траволечение. В то же время и в конце XIX в., и в XX в. врачевание ассоциировалось со знахарством и оценивалось представителями власти негативно7.

До 1940;1950;х гг. встречались лишь отдельные сведения о народных медицинских знаниях сибирских татар: сбором материалов занималась ленинградская исследовательница В.В. Храмова8, но они не были опубликованы. По мнению исследователей сибирских татар Валеева и Томилова9, углубленное этнографическое исследование сибирских татар Омского Прииртышья началось в 1950;е гг., а впервые их народные медицинские знания рассматривались в Ф. Т Валеевым в 1978 г. 10. В 1980;1990 -ые гг. сбором материалов и публикацией материалов по народным медицинским знаниям народов Западной Сибири, в том числе сибирских татар, занимаются омские этнографы и археологи11.

С середины 1970;х гг. в СССР публикуются работы, посвященные методике изучения народных медицинских знаний12, ставятся вопросы ис.

11 пользования теории информации при их изучении. В отечественной и зарубежной науке XX в. менялось тенденция к изучению опыта народной медицины, способов лечения и психо-социальных и поведенческих особенностей врачевателя и пациента. На Всесоюзной научной конференции, посвященной этнографическим аспектам изучения народной медицины (Ленинград, 1975), рассматривались основные методические и методологические проблемы изучения народной медицины14. Были поставлены задачи выявления соотношения традиционного и инновационного в народной медицине, выяснения взаимосвязи народной медицины с верованиями, фольклором, материальной культурой, она явилась первым опытом систематизации этнографических работ по данной тематике15. Проводились и другие научные конференции, затрагивавшие проблемы исследования народной медицины, например: Научная конференция, посвященная истории медицины Сибири, 1978 (Томск) — Международная конференция по традиционной азиатской медицине, 1979 (Канберра) — Народная медицина: пути содействия и развития, 1980 (Женева) — Проблемы рационального использования лекарственных растений, 1980 (Красноярск) — Традиционная этническая культура и народные знания, 1994 (Москва) — и т. д16.

С 1970;х по 1990;е гг. актуализируется и проблема медико ч биологического анализа традиционного опыта. В этот же период в отечественной этнографии значительно усилился интерес к народной медицине, появились многие региональные этнографические исследования18.

В 1980;1990;х гг. появляются фундаментальные работы, посвященные медицине народов Поволжья и Приуралья, в которых рассматривается зависимость развития народных медицинских знаний от традиционного быта и условий жизни19. В конце 1990;х гг. в результате комплексного изучения.

В .И.Харитоновой (1995, 1999) магико-медицинскои и заговорно-заклинательной традиции стала возможна этнологическая интерпретация традиционных верований и практик, с опорой на современные концепции фундаментальных наук. Содержание эзотерических знаний в настоящее время становится предметом нового осмысления. Исследователи прошлых веков неизменно видели в них заблуждения, суеверия, связывая предрассудки с фанатизмом. На рубеже XX—XXI вв. в научной мысли меняется отношение к вопросу о рациональном и иррациональном — происходит рационализация иррационального21. Совмещение этнологических исследований с новейшими естественнонаучными изысканиями выявляет перспективу дальнейшей реконструкции народных медицинских знаний, выработанных тысячелетним опытом человечества.

В диссертации рассматриваются причины длительного сохранения самобытных (в том числе и магических) способов и средств лечения в век техногенной цивилизации. Для решения проблемы привлечены труды ученых XIX и XX вв. Ч. Валиханова (1961), В. Басилова (1970), Ш. Сарыбаева.

1960), Г. Снесарева (1983), В. Бутанаева (1996), Дж. Кармышевой (1997) и 22 др.

Источниками настоящего исследования являются полевые материалы, а также музейные, литературные и архивные сведения. Полевые материалы собраны диссертантом в 1994;1995 гг. во время этнографических экспедиций Омского государственного университета и Омского филиала.

Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН. Использованы также материалы археолого-этнографических экспедиций Сибирского филиала Российского института культурологии, в которых я участвовала. Полевые материалы автора хранятся в Музее археологии и этнографии Омского государственного университета. Сбор полевых материалов проводился по программам «Народные знания"23, составленным диссертантом и другими учеными для этнографов и археологов. Были использованы также описи Государственного Архива Омской области, в которых отражено развитие профессиональной медицины в Омской области.

Методологическая основа и методика работы. При изучении народных медицинских знаний курдакско-саргатских и тарских татар применялся метод историко-сравнительного анализа. Для раскрытия внутренних информационных связей традиционной культуры сибирских татар использовались включенное наблюдение, научное описание, классифицирование лечебных средств и способов, аналитическая работа с архивными источниками. На основе сопоставления полевых материалов автора, музейных и литературных данных были произведены систематизация и классификация собранной этнографической информации. В качестве одного из приемов лингвоисторического метода здесь использована экспликация (реконструкция) значений слов, названий, отражающих диалектные особенности языка сибирских татар и заимствования в их народной медицине.

Научная новизна исследования. В результате исследования введен в оборот новый фактический материал, в основном неизвестный в этнографии. В диссертации проведена реконструкция народных медицинских знаний двух этнических групп сибирских татар, в результате которой показаны региональные особенности медицинской культуры сибирских татар конца XIX — XX вв., а также их общие черты.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях диссертанта, в том числе и апробированных на научных конференциях и семинарах: X Западно-Сибирское совещание археологов и этнографов (Томск, 1995), Интеграция археологических и этнографических исследований (Омск, 1995, Новосибирск-Омск, 1996), Второй международный конгресс этнографов и антропологов России (Уфа, 1997), Интеграция археологических и этнографических исследований (Омск-Уфа, 1997), Россия и Восток: проблема взаимодействия (Омск, 1997), Три века сибирской школы (Тобольск, 2001).24.

Практическая значимость. Проведенное исследование по народной медицине курдакско-саргатских и тарских татар может быть использовано для преподавания краеведения, истории, этнографии в школьной и вузовской системе образования.

ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Селезнев А. Г., Мерзликин В. В. К вопросу о языческо-мусульманском синкретизме у сибирских татар// Ислам, общество и культура. Омск, 1994. С. 124−127- Кадырова JI.M. Иррациональные народные медицинские знания сибирских татар Омской области// Народная культура. Омск, 1996. С. 38−40- Она же: К проблеме отражения религиозного синкретизма в народных знаниях сибирско-татарского населения// Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 1998. С. 189−191- Файзуллина Г. Ш. Обряды переходного цикла у заболотных татар// Народы Сибири. Книга 3. Сибирский этнографический сборник. Москва, 1997. С.23−24.

2. Татары. М.: Наука, 2001. С.24- Томилов Н. А. Современные этнокультурные процессы среди сибирских татар. Томск, 1978. 5−126- Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1992. С. 10.

3. Паллас П. С. Описание растений Российского государства. Тобольск, 1792. С. 233- Потанин Г. Н Бараба// Живописная Россия. СПб, 1884.

T.XIОн же: О караванной торговле с Джунгарской Бухарией в XVIII в 1888. С.35- Катанов Н. Ф. Предания тобольских татар о Кучуме и Ермаке// Ежегодник Тобольского Губернского музея. Вып.5. С.1−13- Радлов В. В. Опыт словаря тюркских наречий. Выпуск 5. Спб., 1909. С. 19, 555, 204- Он же: Из Сибири. М., 1989; Дульзон А. П. Этнический состав древнего населения Западной Сибири по данным топонимии М, 1960. С. 12.

4. Статистика Российской империи. XXIX. Волости и населенные места. 1893. Вып. 16. Сибирское издание Центра статистическиого комитета Министерства внутрених дел, 1894. С.12−15- Список населенных мест Тобольской губернии. Составлен губернским статистическим комитетом по распоряжению Тобольского губернатора. Тобольск, 1904. С. 123- Сельскохозяйственный обзор Тобольской губернии за 1914;1918 сельскохозяйственный год. Тобольск, 1918. С. 1−16.

5. Погодин А. Несколько замечаний о народной медицине Б.м., Б.г. (В разделе критика и библиография). Оттиск из журнала. «Министерство народного просвещения». СПб., 1875. — С. 457- Аристов В. Н. О народной медицине в Казанском уезде// Известия любителей естествознания, антропологии и этнографии. М., 1889. С. 29−30- Ветухов А. Заговоры, заклинания, обереги, другие виды народного врачевания.- Варшава, 1902. (Оттиск изъ «Русского филологического вестника»). Варшава, 1902. Вып.1. С. 323- Головачев П. М. Сибирь: природа, люди, жизнь. М., 1902; Кирилов Н. В. Санитарная обстановка и болезни полярных стран (преимущественно северо-востока Азии)// Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины, 1908. С. 1769−1799- Андронников В. Странички из истории народно-бытовой медицины// Труды 3-го областного историко-археологического съезда во Владимире. Владимир, 1909. С. 67- Верещагин Гр. О народных средствах врачевания в связи с поверьями Б.м., б.г. С. 120- Попов Г. И. Смертность среди рожениц// Сибирский врач. Якутск, 1914, N 32. С. 14.

6. Фахретдин Р. Асарь (Описание жизни татарской женщины). Оренбург, 1901;1908. 1−15 кисэкСабиров А. Р. Исламские традиции и здоровье: Историко-этнографический обзор здравоохранительных традиций татар (XV в. — начало XX в.). Казань: Шифа, 1996. С. 5−16.

7. Минько Л. И. Белорусская народная медицина и вред знахарства.-Минск, 1965. С.4−15- Старостин Б. А. Развитие исторического подхода к народной медицине в XVI—XVIII вв.// Традиционная этническая культура и народные знания. М., 1996. С. 118- Народы Поволжья и Приуралья: Коми-пермяки. Коми-зыряне. Марийцы. Мордва. Удмурты. М.:Наука, 2000, С. 488.

8. Дневник экспедиций В. В. Храмовой 1949 г. — Хранится в архиве Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН. (Санкт-Петербург): Ф. К-1. On. N 31. — С. 162,201.

9. Валеев Ф. Т., Томилов Н. А. Татары Западной Сибири: история и культура. Новосибирск, 1996. С. 132.

10. Валеев Ф. Т. О религиозных представлениях западносибирских татар// Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. М.: Наука, 1978. 320−331.

11. В этом направлении велась работа в проектах под его руководством: «Теория и методика экспериментального исследования народных знаний, их реконструкция и использование для решения проблем этнической истории» (1995;1997 гг., Российский гуманитарный научный фонд) и «Теория и методика исследования традиционно-бытовых способов лечения животных у народов Западной Сибири, их реконструкция и использование для решения проблем этнической истории и официальной ветеринарии» (1997;1999 гг., Российский фонд фундаментальных исследований).

12. Бромлей Ю. В., Воронов В. А. Народная медицина как предмет этнографических исследований// Советская этнография. 1976. N 5. С. 3−18.

13. Брехман И. Н. Народная медицина в свете информации// Этнографические аспекты изучения народной медицины. Л., 1975. С. 23.

14. Бромлей Ю. В. Народная медицина как предмет этнографии/ Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. М., 1981. С.221−232, Он же: Вступительный доклад// Этнографические аспекты изучения народной медицины. Л., 1975. С. 3.

15. Этнографические аспекты изучения народной медицины. JL: Наука, Ленинградское отделение, 1975. С.4−6- Пестряков А. П. Всесоюзная конференция по этнографическим аспектам изучения народной медицины// Советская этнография. N5. 1976. С. 156−160.

16. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 1974; Научная конференция, посвященная истории медицины Сибири. Томск, 1978; Международная конференция по традиционной азиатской медицине. Канберра, 1979; Народная медицина: пути содействия и развития. Доклады совещания Всемирной организации здравоохранения. Женева, 1980; Проблемы рационального использования лекарственных растений. Красноярск, 1980; Второй Всесоюзный съезд историков медицины. Ташкент, 1988.

17. Алексеев Т. А. Медико-санитарный быт чувашей в X—XVIII вв.// Советское здравоохранение. 1977. N 1. С. 75−78- Давыдов А. Н. К изучению народной психиатрии и психотерапии русских, калмыков, ненцев// Архангельское Поморье. История и культура Архангельска. Архангельск, 1983. С. 17- Кнельц В. Ф. Народная медицина в Удмуртии// Советское здравоохранение. 983. С.39−49- Василенко В. И. Народная медицина и охрана здоровья малых народностей Севера (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) и традиционной гигиене народного Севера. Автореф.дисс. на соиск. ученой степени канд. ист. наук. М., 1987; Григорьева A.M. Народная медицина якутов (Медико-биологический аспект народного врачевания в Якутии XVII—XIX вв.). М., 1992. Грысых Н. Е. Лечебные и профилактические обряды русского населения бассейна Ваги и Средней Двины: пространственные и временные координаты// Русский Север. СПб., 1992. С. 62−72- Дмитриева.

С.И. Мировоззренческая основа народных представлений о болезнях русских европейского СевераИ Российский этнограф. 1993. N3. С. 46−67- Сухарев А. В. Этнопсихотерапевтический подход к человеку в условиях кризиса его экосистемы// Мир психологии и психология в мире. N0. 1994. С. 63−71- Он же: К вопросу о роли этнических факторов в возникновении психических расстройств человека// Народы Сибири (Сибирский этнографический сборник). М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1995. С.221−225- Абрю-тина Л. И. Народы Севера России: право на здоровье.- М., 1999. Батьянова Е. П. Из народной медицины народов Крайнего Север-Востока// Народы Российского Севера и Востока: Сибирский этнографический сборник. В. 9 М.: Старый сад, 1999; Лукьянченко Т. В. Профилактика и лечение болезней у народов Крайнего Севера европейской России (саммы и ненцы)// Народы Российского Севера и Востока. М.: Старый сад, 1999.

18. Востриков Л. А. Медицина народов Дерсу. Хабаровск, 1974; Шенгелия М. С. Из истории древнего Колхидо-иберийской медицины// Советское здравоохранение, 1975. N 11. С. 78−80- Мамбетов Г. Х., Маслов А. А. Из истории народной медицины кабардинцев и балкарцев в XIX — начале XX века// Этнография народной Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1977. С. 3−35- Старкова Н. К. Некоторые сведения о народной медицине ительменов// Этнография и фольклор народов Дальнего Востока. Владивосток, 1981. С. 263- Куникеева Л. З. Из народной медицины абазинцев// Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1982. С. 180−190- Калмыков И. Х. Народная медицина и религия у адыгов// Вопросы археологии и традиционной этнографии. Карачаево-Черкесск, 1987. С. 129−141- Гаер Е. А. Магическое лечение у нанайцев// Культура народов Дальнего Востока в СССР (XIXXX вв.). Владивосток. 1987; Она же: Родильные обряды у нанайцев и ульчей// Проблемы историко-культурных связей народов Дальнего Востока. Владивосток, 1989. С. 36−40.

19. Кнельц В. Ф. Народная медицина в Удмуртии// Советское здравоохранение. 1983. N 9. С. 39−49- Гумаров В. Э. Эмпирическая физиотерапия башкир (конец XIX — начало XX вв.)// Исследования по истории этнографии Башкирии. Уфа, 1984. С. 23−29- Салмин А. К. Лечебные обряды у чувашей// Этническая культура чувашей. Чебоксары, 1990. С. 105−122- Гришина М. В. Народная медицина удмуртов (из опыта XVIII—XIX вв.)// Вестник Удмуртского ун-та. Ижевск, 1992. N 6. С. 47−53- Ильина И. В. Народная медицина коми в конце XIX — первой трети XX вв. Дисс. на соиск. ученой степени канд. ист. наук. Ижевск, 1995; Никонова Л. И. Традиционные способы сохранения здоровья мордвы. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. М., 1993; Она же. Этномедицина финноугорских и тюркских народов Поволжья и Приура-лья в системе их жизнеобеспечения (историко-этнографическое исследование). Дисс. на соиск. ученой степени доктора ист. наук. Саранск, 2001; Мальцев Г. И. Народная медицина коми-пермяков конца XIX — начала XX вв. (Историко-этнографический аспект). Дисс. на соиск. ученой степени канд. ист. наук. Кудымкар, 2000.

20. Харитонова В. И. Традиционная магико-медицинская практика и современное народное целительство. Статьи и материалы. М., 1995. Она же: Заговорно-заклинательное искусство восточных славян: проблемы традиционных интерпретаций. М.: ИЭА РАН, 1999. 4.1−2.

21. Гадамер. Истина и метод. Основы философской герменевтики М.: Прогресс, 1988. С.56−58- Касавин И. Т. Познание в мире традиций. М.: Наука, 1990. С.17- Гусакова Т. Ф. Предрассудок как предмет философского исследования. Дисс. на соиск. уч.степ. канд.филос. наук. Л: Изд-тво Ленинградского университета 1994, С. 7, 27, 37- Харитонова В. И. Указанная рабо-та.1999. С. 4−18.

22. Томилов Н. А. Программа сбора материалов по теме «Народные знания'7/Программы и вопросники по духовной культуре: Для участников этнографических практик. Омск, 1978. С. 3−8- Он же: Программа сбора материалов по теме «Народные знания'7/Вопросники и программы по духовной культуре: Для участников этнографических практик и экспедиций. Омск, 1990. С.4−8- Кадырова JI.M., Татауров С. Ф., Тихонов С. С., Томилов Н. А. Народные знания. Программа сбора материалов и для участников археологических и этнографических практик и экспедиций. Омск: Издание Омск, ун-та, 1997.

23. Вербицкий В. И. Алтайские инородцы. Сборник этнографических статей и изследованш алтайского миссионера В. И. Вербицкого. М., 1893. С 107- Данилин А. Г. Знахарство. Западно-Сибирские энциклопедии. Инородцы. Камлание. Кишлак. Кумыс// Уральская советская энциклопедия. М., 1932;1933. С.- 12−123- Он же: Бурханизм. Горноалтайск, 1933. С. 159−178- Каруновская Л. Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком// Сборник Музея археологии и этнографии АН СССР. Л., 1927.С. 1936; Она же: Представления алтайцев о вселенной (материалы по алтайскому шаманизму)// Советская этнография. 1935. N 4−5. С. 160−183- Дьяконова В. П. Религиозные культы тувинцев// Памятники культуры народов Сибири и Севера. М., 1956. С. 172−216- Насыйри К. Сайланма эсерлэр (Избранные произведения). Казань: Татгосиздат, 1959. С. 171−203- Сарыбаев Ш. К вопросу о казахских и монгольских языковых связях// Казак тЫ тарихы мен диа-лектодлогиясынын мэгнелелери. Алматы, 1960. С. 57- Орузбаев М. Н. Некоторые заметки о парных словах// Труды Института истории языка и литературы АН Киргизии, 1957, вып VIII С. 100- Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в 5 томах. Т.1. Алма-Ата, 1961; Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. М.: Наука, 1961; Он же: Тувинское шаманство. М.: Наука, 1964 (оттиск) — Он же. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991;Басилов В. Н. Культ святых в исламе. М., 1970; Он же: Избранники духов.М., 1976; Он же: Религиозные верования. Свод этнографических понятий и терминов. М.: Наука, 1993; Кармышева Дж.Х. Земледельческая обрядность у казахов// Домусульманские верования и обряды Средней Азии.

М.: Наука, 1978. с.30−35- Бутанаев В. Я. Хакасская народная медицина// Генезис и эволюция этнических культур Сибири. Новосибирск, 1986. С. 90−120- Он же: Хакасско-русский историко-этнографический словарь, 1999; Он же и Худяков Ю. С. История енисейских кыргызов. Абакан, 2000; Функ Д. А. Телеутское шаманство. М., 1997; Снесарев Г. П. Хорезмийские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. М.: Наука, 1983; Он же: Под небом Хорезма. М., 1973; Болонев Ф. Ф. О народной медицине и заговорах русского населения Забайкалья// Генезис и эволюция этнических культур Сибири. Новосибирск, 1986. С. 114−129- Лерхобоев Г. Л. Жамбалдагбаев Н.Ц. К изучению бурятской народной медицины// Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан-Удэ, 1983. С. 72−80- Аргынбаев.Х. Халык 6miMi хакында (О народных знаниях)// Известия академии наук Казахстана. Алма-аты, 1994. N 1. С. 21−29- Он же: Казак-тын мал шарушалыгы жайында этнографиялык очерк. (Этнографические очерки о казахской ветеринарии). Алматы, 1969.

24. Кадырова Л. М. Народные лекари у сибирских татар// Культура и интеллигенция России в эпоху модернизации (XVIII-XX вв.). Омск, 1995. T.I. С. 214−218- Она же: Нормы санитарии и гигиены в одежде тарских татар// Художественное моделирование и народные традиции. Омск, 1995. 4.1. С. 58−60- Она же: Традиционно-бытовые и профессиональные знания в медицинской практике тарских татар города и села// Проблемы культуры малых городов Сибири. Омск-Тара, 1995. С. 59−61- Она же: К изучению народных терапевтических знаний тарских татар на стыке медицины и этнографии/ Методика комплексных исследований культур и народов Западной Сибири. Томск, 1995. С. 80−81- Она же: Заболевания сибирских татар и их зависимость от традиционной пищи// Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 1996. С. 29−31- Она же: Использование посуды в традиционно-бытовой медицине аялынцев// Интеграция археологических и этнографических исследований. Новосибирск-Омск, 1996. Ч. II. С. 27−30- Она же: К вопросу об изучении духовной культуры сибирских татар Омской области XIX — XX вв.// Второй международный конгресс этнографов и антропологов. Уфа, 1997. Ч. 2. С. 72−73- Она же: К вопросу об исследовании народных знаний городских татар Омского Прииртышья (вторая половина XIX—XX вв.)// Проблемы культуры городов России. Ишим-Омск, 1997. С. 88−89- Она же: К проблеме отражения религиозного синкретизма в народных знаниях сибирско-татарского населения// Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 1998. С. 189−1913; Она же. Рациональные народные медицинские знания тарских татар Омской области// Вестник Омского университета. Специальный выпуск. Омск, 1997. Выпуск 3. — С. 33−34- Она же: К вопросу о народных зоологических и ботанических знаниях сибирских татар// Словцовские чтения — 96. Тюмень, 1997. — С. 123−124- Она же: Народное понимание причин заболеваний у тарских татар// История и культура Сибири. Омск, 1996. С. 35−37- Она же: К проблеме исследования народной ветеринарии татар Омского Прииртышья// Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 1998. С. 191−194- Она же: Об исследованиии флористических знаний сибирских татар// Музей и общество на пороге XXI века. Омск, 1998. 51−52 и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации обобщены результаты сбора и анализа полевых, музейных, литературных и архивных материалов по народным медицинским знаниям сибирских татар конца XIX—XX вв. Эти данные позволили достичь поставленной цели диссертации: описание и анализ средств и способов лечения курдакско-саргатских и тарских татар, а также выявление условий функционирования народных медицинских знаний сибирских татар, определение характерных черт их представлений о причинах болезней, врачевателях. В диссертации также дано описание основных понятий народной медицины сибирских татар.

Специализация врачевателей у них имела половозрастные различияпо способам деятельности они распределялись на костоправов, повитух, травников. В народной лечебной терминологии сибирских татар преобладали общетюркско-монгольские названия, а также встречались слова араб-ско-персидского происхождения. Анализ содержания способов профилактики заболеваний и их лечения в бытовой культуре, этимологизация названий болезней, лечебных понятий позволили выявить сохранение древнетюрк-ской основы народных медицинских знаний сибирских татар.

Лечебные средства растительного и животного происхождения представляли собой постоянный, не слишком разнообразный состав и имели часто пищевое и хозяйственное значение. В них сохранялись древние диетические рекомендации, отражались средневековые асторолого-медицинские воззрения и анатомо-физиологические сведения о человеке, строении его тела и внутренних органов. Оправданность инстинктивного лечения посредством пищевых предписаний в традиционном обществе доказана современными учеными: установлен факт, что основой улучшения здоровья после 1930 гг. явилось улучшение питания1. В применении средств животного происхождения сохранились древние способы использования пищи в лечебных и профилактических целях. В состав лекарственных средств входит небольшое количество растений, наиболее доступных скотоводам, рыбакам, охотникам для лечения в быту. Набор использовавшихся способов и средств лечения был довольно ограниченным. Его определял и формировал в прошлом кочевой и полукочевой быт сибирских татар, требовавший минимума затрат времени на подготовку исходного материала.

Сибирские татары (охотники, рыбаки, скотоводы) создали систему способов и средств лечения, обусловленную хозяйственной деятельностью, связанной с освоением природы в трудных бытовых условиях. Они выполняли правила санитарии и гигиены, отражавшие их представления о сохранении здоровья и защите от эпидемий. Их народномедицинская практика в конце XIX в. до 1960;х гг. развивалась в условиях низкого уровня медицинского обслуживания.

В становлении их народных знаний ведущую роль играли традиционные верования и бытовые нормы. Врачевание сибирских татар содержало сложившуюся в процессе длительного взаимодействия народов общетюркскую языческую основу. При этом она впитала в себя черты среднеазиатской медицинской системы и впитала в себя представления народов Поволжья и Приуралья о способах и средствах лечения.

Представления о причинах заболеваний, основные лечебные понятия отражают особенности их религиозных воззрений (сочетание ислама с язычеством), что создавало условия для развития магии в лечении, лечебных обрядах. В содержании лечебных средств и способов народной медицины сибирских татар Омского Прииртышья конца XIX—XX вв. отразилось влияние древних культов, изменявшихся или появлявшихся в процессе взаимодействия с иными этносами. С культами связаны некоторые рациональные способы лечения.

Народная медицина сибирских татар в своей основе является рациональным синтезом, вбиравшим в себя по мере своего новые представления под воздействием полиэтничных и политеистических традиций2.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абу-л-Фазл Хубайи Тифлйсй. Описание ремесла, (байан Ас-санА'АТ) Перевод с персидского Г. П. Михалевич. М., 1976.
  2. Н.И. О заболеваемости эпидемическим гепатитом в сельских районах Омской области за 1955−1964 гг.// Медицинская география. Омск, 1965.
  3. Агроклиматические ресурсы Омской области. Л.:Гидрометеоиздат, 1971.
  4. Актуальные вопросы совершенствования дезинфекционных и стерилиза-ционных мероприятий. М., 1990.
  5. Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980.
  6. Н.А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1992.
  7. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX-начала XX в. Новосибирск: Наука, 1975.
  8. Т.А. Медико-санитарный быт чувашей в X—XVIII вв..// Советское здравоохранение. 1977. N 1.
  9. Анализ демографической ситуации в Большереченском районе. Омск, 1994.
  10. Анализ демографической ситуации в Муромцевском районе. Омск, 1994.
  11. Анализ демографической ситуации в Тарском районе. Омск, 1994.
  12. Л.Т. Фармакологическое изучение пижмы ложнотысячелист-никовой. Автореф.дисс. на соиск.уч.степ.док.фарм.наук. Тарту, 1971.
  13. В. Странички из истории народно-бытовой медицины// Труды 3-го областного историко-археологического съезда во Владимире. Владимир, 1909.
  14. Н.Г. Хозяйственное освоение Прииртышья в конце XVI XIX вв. М.: Наука, 1976.
  15. В.Н. О народной медицине в Казанском уезде// Известия любителей естествознания, антропологии и этнографии. М., 1889.
  16. Л.Ш. Язык карагашей-ногайцев Астраханской области. Набережные челны, 1992.
  17. А.К. Санитарно-гигиенические и лечебные свойства леса. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1985.
  18. Атлас Омской области. Омск, 1996.
  19. Бараба (Историко-статистические, этнографические и экономические очерки)// Сибирский вестник. 1893. N 57.
  20. Басилов В. Н О происхождении туркмен-ата: простонародная форма среднеазиатского суфизма// Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана М., 1978.
  21. В.Н. Религиозные верования. Свод этнографических понятий и терминов. М.: Наука, 1993.
  22. В.Н. Культ святых в исламе. М: Мысль, 1970.
  23. В.Н. Среднеазиатское шаманство. М., 1992.
  24. В.Н., Кармышева Б. Х. Ислам у казахов. М., 1997.
  25. В.Н., Ниязклычев К. Пережитки шаманства у турркмен-човдуров. Азии// Домусульманские верования и обряды Средней Азии. М., 1978.
  26. Басилов В. Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М., 1992.
  27. Е.П. Из народной медицины народов Крайнего Север-Востока// Народы Российского Севера и Востока: Сибирский этнографический сборник. М.: Старый сад, 1999.
  28. Башкирско-русский словарь. Уфа, 1996.
  29. В.В. Воды/ Южная тайга Прииртышья. Новосибирск: Наука, 1975.
  30. И.Л. Лекарственные растения в клинике.
  31. Р.С. Традиционные методы лечения некоторых болезней у горных таджиков// Традиционная этническая культура и народные знания. М.: Издание Института истории, филологии и философии, 1994.
  32. Г. А. Биология и фармакологические свойства брусники в лесах Сибири. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. биол. наук. Красноярск, 1980.
  33. А.А. Донаучные представления киргизов о природе. Фрунзе, 1990.
  34. А.И., Кузьмин А. И. Поймы Иртыша. Омск: Зап.Сиб.кн.издат., 1975.
  35. . Проклятия и благопожелания в казахском языке// Казак тип тарихы мен диалектодлогиясынын мэгнелелери. Алматы, 1960.
  36. Ф.Ф. О народной медицине и заговорах русского населения Забайкалья// Генезис и эволюция этнических культур Сибири. Новосибирск, 1986.
  37. Болота Западной Сибири, их строение и гидрологический режим. Д.: Гидрометеоиздат., 1976.
  38. Е.П. Сбор материалов метеорологических наблюдений и оценка воздействия метеорологических величин на здоровье человека// Климат и здоровье человека. JL: Гидрометеоиздат., 1988.
  39. П.В. Об изменении сроков вскрытия и замерзания Иртыша в связи с потеплением климата// Известия Омского отделения Географического общества Союза СССР. Вып. 5(12). 1963.
  40. Борозна Н. Г. Некоторые материалы об амулетах-украшениях Средней Азии//Домусульманские верования и обряды Средней Азии. М.: Наука, 1978.
  41. И.Н. Народная медицина в свете информации// Этнографические аспекты изучения народной медицины. JL, 1975.
  42. Ю.В. Вступительный доклад// Этнографические аспекты изучения народной медицины. JL, 1975.
  43. Ю.В. Народная медицина как предмет этнографии// Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.
  44. Ю.В., Воронов В. А. Народная медицина как предмет этнографических исследований// Советская этнография. 1976. N5.
  45. Будагов JI.3. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. СПб., 1868−1890. II т.
  46. В.Я. Хакасская народная медицина// Генезис и эволюция этнических культур Сибири. Новосибирск, 1986.
  47. В.Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. -Абакан, 1999.
  48. В. Я. Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. Абакан, 2000.
  49. С.И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991. Вайнштейн С. И. Тувинское шаманство. М.: Наука, 1964 (оттиск). Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. М.: Наука, 1961.
  50. Ф.Т., Томилов Н. А. Татары Западной Сибири: история и культура. Новосибирск, 1996.
  51. Ч.Ч. Собрание сочинений в 5 томах. Т.1. Алма-Ата, 1961. Вальтер Е. Здравоохранение в прошлом и настоящем Омской области// Омская область. 1937. N 3.
  52. В.И. Народная медицина и охрана здоровья малых народностей Севера (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) и традиционной гигиене народного Севера. Автореф.дисс. на соиск. ученой степени канд. ист. наук. М., 1987.
  53. В.И. Алтайские инородцы. Сборник этнографических статей и изследованш алтайского миссионера В. И. Вербицкого. М., 1893.
  54. Гр. О народных средствах врачевания в связи с поверьями Б.м., б.г.
  55. А. Заговоры, заклинания, обереги, другие виды народного врачевания. Варшава, 1902. (Оттиск изъ «Русского филологического вестника»). Варшава, 1902. Вып.1.
  56. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 1974.
  57. Волости и населенные места 1893 года. 1894.
  58. Г. Г., Востриков JI.A. Медицина народов Дерсу. Хабаровск, 1974.
  59. Всемирная организация здравоохранения и народная медицина. М., 1993. Второй Всесоюзный съезд историков медицины. Ташкент, 1988. Гадамер. Истина и метод. Основы философской герменевтики М.: Прогресс, 1988.
  60. Е.А. Магическое лечение у нанайцев// Культура народов Дальнего Востока в СССР (XIX -XX вв.). Владивосток. 1987.
  61. Е.А. Родильные обряды у нанайцев и ульчей// Проблемы историко-культурных связей народов Дальнего Востока. Владивосток, 1989.
  62. Ганеманн. Лечение болезней и гомеопатическая доктрина. М., 1993. Гаррисон О. В. Медицинская астрология: Как звезды влияют на наше здоровье. М., 1991.
  63. Э.Г. Пережитки религиозных представлений у белуджей// Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана М., 1978. Головачев П. М. Сибирь: природа, люди, жизнь. М., 1902. Гомеопатическая медицина. Смоленск, 1997.
  64. A.M. Народная медицина якутов (Медико-биологический аспект народного врачевания в Якутии XVII—XIX вв. Дисс. на соиск. ученой степени канд.истор.наук. М. 1992.
  65. М.В. Народная медицина удмуртов (из опыта XVIII—XIX вв.)// Вестник Удмуртского ун-та. Ижевск, 1992. N6.
  66. Н.Е. Лечебные и профилактические обряды русского населения бассейна Ваги и Средней Двины: пространственные и временные координаты//Русский Север. СПб., 1992.
  67. Н.Р. О некоторых чертах традиционной индийской народной медицины// Советская этнография, 1976. N 5.
  68. А.Н. К изучению народной психиатрии и психотерапии русских, калмыков, ненцев// Архангельское Поморье. История и культура Архангельска. Архангельск, 1983.
  69. Н.И. Чудо-целитель береза: Практический лечебник. М., 1996. Даниленков В. Ф., Хорук М. С. Препараты из пихты и их применения в лечебной практике. Хабаровск, 1989.
  70. А.Г. Бурханизм. Горноалтайск, 1933.
  71. А.Г. Знахарство. Западно-Сибирские энциклопедии. Инородцы. Камлание. Кишлак. Кумыс//Уральская советская энциклопедия. М., 1932−1933. Дары наших лесов. Минск: Полымя, 1984.
  72. Демографическая ситуация и трудовой потенциал в Тевризском районе. Омск, 1995.
  73. Демографическая ситуация и трудовой потенциал в Усть-Ишимском районе. Омск, 1995.
  74. С.И. Мировоззренческая основа народных представлений о болезнях русских европейского Севера// Российский этнограф. 1993. N3.
  75. Дневник экспедиций В. В. Храмовой 1949 г. Хранится в архиве Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН. (Санкт-Петербург): Ф. К-1. Оп. N31.
  76. Доклад о состоянии окружающей природной среды Омской области в 1996 г./Подготовлен РИАЦ Госкомэкологии Омской области. Омск, 1997.
  77. Древнетюркский словарь. М., 1969.
  78. А.П. Этнический состав древнего населения Западной Сибири по данным топонимии М, 1960.
  79. Д. Путевые заметки об озере СартланII Записки ЗападноСибирского отдела Русского географического общества. 1884.
  80. В.П. Религиозные культы тувинцев// Памятники культуры народов Сибири и Севера. М., 1956.
  81. Е.И. Фармакологическое изучение мать-и-мачехи (Tussilago farfara). Автореф. Дисс. На соиск. уч. степ. канд. фарм. наук. М., 1982.
  82. JI.JI. Фармакологическое исследование полыни серой как возможного источника антимикробной среды. Автореф.дисс. на со-иск.уч.степ.канд.мед. наук. Уфа, 1995.
  83. Здоровье сельского населения. М.1968.
  84. Х.З. Узбеки в Сибири. Ташкент, 1968.
  85. В.И. Тепловодообеспеченность территории тоболо-иртышской равнины// Экологические исследования водоемов Сибири. Иркутск, 1978.
  86. Ибн Сина. Канон врачебных наук. Ташкент, 1954. Т.1.
  87. В.К. Климат Омской области и его значение для сельского хозяйства. Омск: Омск.обл.гос.издат., 1950.
  88. В.К. Климат Омской области. Омск, 1937.
  89. В.К. Климат Омской области. Омск: Огиз, 1948.
  90. Изменение состава сельских населенных пунктов и численности населения центральных усадеб, отделений, бригад, совхозов, колхозов Омской области за 1979−1988 гг. Омск, 1990.
  91. И.В. Народная медицина коми в конце XIX первой трети XX вв. Дисс. на соиск. ученой степени канд. ист. наук. Ижевск, 1995.
  92. В.В. Секрет сибирского здоровья. Красноярск- Красноярск, кн. издат., 1989.
  93. Ислам, общество и культура: Матер.международн.науч.конфер. «Исламская цивилизация в преддверии XXI века (к 600-летию ислама в Сиби-ри)'70тв.ред. Н. А. Томилов. Омск, 1994.
  94. История Омской области. Омск: Омск.кн.издат., 1978.
  95. С. М. Валеев Ф.Т. Таджикский компонент в народно-разговорном языке западносибирских татар. 1978.
  96. А.А. История медицины Узбекистана. Ташкент, 1990.
  97. JI.M., Татауров С. Ф., Тихонов С. С., Томилов Н. А. Народные знания. Программа сбора материалов и для участников археологических и этнографических практик и экспедиций. Омск: Издание Омск, ун-та, 1997.
  98. JI.M. Иррациональные народные медицинские знания сибирских татар Омской области// Народная культура. Омск, 1996.
  99. JI.M. Использование посуды в традиционно-бытовой медицине аялынцев// Интеграция археологических и этнографических исследований. Новосибирск-Омск, 1996. Ч. И.
  100. JI.M. Заболевания сибирских татар и их зависимость от традиционной пищи// Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 1996.
  101. JI.M. К вопросу о народных зоологических и ботанических знаниях сибирских татар// Словцовские чтения 96. Тюмень, 1997. С. 123−124.
  102. JI.M. К вопросу об изучении духовной культуры сибирских татар Омской области XIX XX вв.// Второй международный конгресс этнографов и антропологов. Уфа, 1997. Ч. 2.
  103. JI.M. К вопросу об исследовании народных знаний городских татар Омского Прииртышья (вторая половина XIX—XX вв.)// Проблемы культуры городов России. Ишим-Омск, 1997.
  104. Кадырова J1.M. К изучению народных терапевтических знаний тарских татар на стыке медицины и этнографии// Методика комплексных исследований культур и народов Западной Сибири. Томск, 1995.
  105. JI.M. К проблеме исследования народной ветеринарии татар Омского Прииртышья// Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 1998.
  106. JI.M. К проблеме отражения религиозного синкретизма в народных знаниях сибирско-татарского населения// Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 1998.
  107. JI.M. Народное понимание причин заболеваний у тарских татар//История и культура Сибири. Омск, 1996.
  108. JI.M. Народные знания сибирских татар Омского Прииртышья как отражение взаимодействия культур востока и запада, севера и юга на территории Западной Сибири/ Россия и Восток: проблема взаимодействия. Омск, 1997.
  109. Л.М. Народные лекари у сибирских татар// Культура и интеллигенция России в эпоху модернизации (XVTII-XX вв.). Омск, 1995.
  110. JI.M. Народный календарь тарских татар// Интеграция археологических и этнографических исследований: Матер. III Всероссийск. науч. семинара, посвящ. 110-летию со дня рожд. С. И. Руденко. Ч. 2. Омск, 1995.
  111. JI.M. Нормы санитарии и гигиены в одежде тарских татар// Художественное моделирование и народные традиции. 4.1. Омск, 1995. С. 58
  112. JI.M. Об исследованиии флористических знаний сибирских татар// Музей и общество на пороге XXI века. Омск, 1998.
  113. JI.M. Рациональные народные медицинские знания тарских татар Омской области// Вестник Омского университета. Специальный выпуск. Омск, 1997. Выпуск 3.
  114. JI.M. Традиционно-бытовые и профессиональные знания в медицинской практике тарских татар города и села// Проблемы культуры малых городов Сибири. Омск-Тара, 1995. С. 59−61.
  115. Л.М., Н.А.Томилов. Народные знания по фармакологии и хирургии у сибирских татар (опыт сравнительного анализа)/ Вестник Омского отделения Академии гуманитарных наук. Омск, 1998.
  116. Казахско-русский словарь. Алма-Ата, 1988.
  117. Каинские инородцы/ Журнал Министирства внутренних дел. 1858. -Т.ХХХ. Кн.5. Раздел «Смесь».
  118. Г. И. Фармакологическое исследование тысячелистника азиатского. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. фарм. наук. М., 1997.
  119. И.Х. Народная медицина и религия у адыгов// Вопросы археологии и традиционной этнографии. Карачаево-Черкесск, 1987.
  120. . Фармакологическое изучение двух сортов мяты перечной (Menta arvensis).Автореф. Дисс. на соиск.уч.степ.канд.фарм.наук. М., 1983.
  121. Ю. История психиатрии. М., 1994.
  122. .Х. Земледельческая обрядность у казахов// Домусуль-манские обряды и культура народов Средней Азии. М., 1986.
  123. Карта оценки природных условий жизни населения СССР/ Составитель О. Р. Назаревский. М., 1984.
  124. Л.Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком//Сборник Музея археологии и этнографии АН СССР. Л., 1927.
  125. Л.Э. Представления алтайцев о вселенной (материалы по алтайскому шаманизму)// Советская этнография.1935. N 4−5.
  126. И.Т. Познание в мире традиций. М.: Наука, 1990. Катанов Н. Ф. Предания тобольских татар о Кучуме и Ермаке// Ежегодник Тобольского Губернского музея. Вып.5.
  127. Н.В. Санитарная обстановка и болезни полярных стран (преимущественно северо-востока Азии)// Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины, 1908.
  128. Климат Омска. Л.: Гидрометеоиздат., 1980.
  129. Климатологическая и синоптическая метеорология Сибири. Л.: Гидроме-теоизат., 1971.
  130. Климатологическая и синоптическая метеорология Сибири.Л.: Гидрометеоиздат., 1971.
  131. Климатологический справочник СССР. Вып. 17.Л.: Гидрометеоиздат., 1962.
  132. Климато-медицинские проблемы и вопросы медицинской географии Сибири. Томск: Гидрометеоиздат., 1974. Т.1.
  133. С.Г., Савинов Д. Г. Степные империи Евразии. СПб., 1994. Кнельц В. Ф. Народная медицина в Удмуртии// Советское здравоохранение. 1983. N9.
  134. И.В. Тюркские эпитафии. Тексты и исследования. М.: Наука, 1997.
  135. Коръдн тЗфсире (Толкование Корана). Казан: Риц «Дом писателя», 2001. Костров Н. Женщина у инородцев Томской губернии// Сборник истори-ко-статистических сведений о Сибири и сопредельных ей странах. Спб., 1875. Т.1.
  136. Н. Каинская Бараба// Томские губернские ведомости. 1874. N37.
  137. И.А. Религиозная картина мира и ее богословские модернизации. М., 1968.
  138. И.В., Лагерь А. А. Растения здоровья. Новосибирск, 1989.
  139. Р.Г., Моисеева Н. Н. Об этнических связях тюркских народов евразийских степей в эпоху средневековья и новое время// Этнография и историография. Омск, 1984.
  140. Л.З. Из народной медицины абазинцев// Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1982.
  141. Ю. Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. СПб.2000.
  142. А.А. Зеленая аптека. Новосибирск, 1989.
  143. Г. Л. Жамбалдагбаев Н.Ц. К изучению бурятской народной медицины// Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан-Удэ, 1983.
  144. Лечебно-санитарное состояние Сибири за 1923 год. Новониколаевск: Изд.Упр.Уполномоч.НК по Зап.Сиб., 1924.
  145. Н. Л. Трофимова И.Е. Испарения с болот лесной зоны Западной Сибири// Климат и воды Сибири. Новосибирск, 1980.
  146. П.Т. Санитарная характеристика р.Иртыш на участке Чере-мушки-Болыперечье// Медицинская география. Омск, 1965. С. 55.
  147. Е.И. Очерки истории борьбы с эпидемиями в годы первой мировой войны и первые десятилетия Советской власти (1914−1927). Автореф. дисс. на соиск.уч.степени док.мед.наук. М., 1968.
  148. Т.В. Профилактика и лечение болезней у народов Крайнего Севера европейской России (саммы и ненцы)// Народы Российского Севера и Востока.
  149. Г. П. Целительные силы. М., 1994.
  150. Г. И. Народная медицина коми-пермяков конца XIX начала XX вв. (Историко-этнографический аспект). Дисс. на соиск. ученой степени канд. ист. наук. Кудымкар, 2000.
  151. Г. Х., Маслов А. А. Из истории народной медицины кабардинцев и балкарцев в XIX начале XX века// Этнография народной Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1977.
  152. A.M. Типология этнопсихологических знаний// История и некоторые вопросы современного состояния экмпериментальных исследований в отечественной психологии. М., 1990. С. 182.
  153. Медицинская география. Омск: Гидрометеоизат. 1965- Здоровье сельского населения. М.: Медицина, 1967.
  154. Медицинское обслуживание населения в Российской федерации. М.: Республиканский информационно-издательский центр. 1992.
  155. Международная конференция по традиционной азиатской медицине. Канберра, 1979.
  156. B.C. Атлас увлажненности и теплообеспеченности ЗападноСибирской равнины. Омск, 1961.
  157. Мец. А. Мусульманский ренессанс. М.1973.
  158. Л.И. Белорусская народная медицина и вред знахарства.-Минск, 1965.
  159. В.М. фармакологическое изучение душицы обыкновенной. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. фарм. наук. Л., 1989.
  160. Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.
  161. И.Б. Эпос «Манас» о народной медицине киргизов// Традиционная этническая культура и народные знания. М., 1994.
  162. Монгольско-русский словарь, 1957
  163. М.М. Психологическое исследование рассудка в историко-этнографическом аспекте: Автореф. диссерт. На соиск. уч.степ. докт. псих, наук. М., 1989.
  164. О. Шаманско-обрядовый фольклор у таджиков средней части долины Зеравшан// Домусульманские верования и обряды Средней Азии. М., 1978.
  165. Р.Г. Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 1972.
  166. Ф.Г. К.Насыйри как популяризатор медико-санитарных знаний среди татар// Материалы научной сессии, посвященной 120-летию К.Насыйри. Казань, 1948.
  167. Народы Поволжья и Приуралья: Коми-пермяки. Коми-зыряне. Марийцы. Мордва. Удмурты. М.:Наука, 2000.
  168. Народная медицина: пути содействия и развития. Доклады совещания Всемирной организации здравоохранения. Женева, 1980.
  169. Население Западной Сибири в XX в. Новосибирск, 1997.
  170. В.А. Этногенез и фонетика// Проблемы типологии в этнографии. М., 1979.
  171. Л.И. Традиционные способы сохранения здоровья мордвы. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. М., 1993.
  172. Л.И. Этномедицина финноугорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья в системе их жизнеобеспечения (историко-этнографическое исследование). Дисс. на соиск. ученой степени доктора ист. наук. Саранск, 2001.
  173. И.С. О распространении описторхоза и эхинококкоза среди населения Омской области// Медицинская география. Омск, 1965. С. 78.
  174. М.А., Носаль И. М. Лекарственные растения: способы их применения в народе. Л., 1991.
  175. О мерах по предупреждению заболеваний сыпным тифом: Решение исполкома Омского губернского совета. Омская правда. 16 октября 1944 г.
  176. О проведении обязательных профилактических прививок против желудочно-кишечных заболеваний: Решение исполкома Омского губернского совета. Омская правда. 4 февраля 1947 г.
  177. О расширении использования природных ресурсов лекарственных трав с учетом изучения опыта народной медицины. Л., 1974.
  178. Очерки населения и хозяйства Западной Сибири. Новосибирск, 1965. Паллас П. С. Описание растений Российского государства. Тобольск, 1792.
  179. А.П. Всесоюзная конференция по этнографическим аспектам изучения народной медицины// Советская этнография. N5. 1976.
  180. Д. Химические основы медицинской климатологии. Л.: Гидрометеоиздат. 1967.
  181. Г. И. Смертность среди рожениц// Сибирский врач. Якутск, 1914,1. N32.
  182. А.Г. Озера юга Обь-Иртышского бассейна. Новосибирск: Зап.Сиб.кн.издат., 1967.
  183. Потанин Г. Н Бараба// Живописная Россия. СПб, 1884. T.XI.
  184. Потанин Г. Н О караванной торговле с Джунгарской Бухарией в XVIII в1888.
  185. Н.П. Алтайский шаманизм. JL: Наука, 1972. Потапов JI. И. К вопросу о тюркской основе и датировке алтайского шаманства// Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978.
  186. Природные режимы средней тайги Западной Сибири. Новосибирск: Наука, 1977.
  187. Проблемы рационального использования лекарственных растений. Красноярск, 1980.
  188. В.В. Средообразующая роль темнохвойных лесов. Новосибирск, 1975.
  189. В.В. Опыт словаря тюркских наречий. Выпуск 5. Спб., 1909.
  190. В.В. Из Сибири. М., 1989.
  191. JI.B. Физиологические свойства крапивы двудомной. Автореф. Дисс. на соиск.уч.степ.канд.биол. наук. Томск, 1990. Ратцель Ф. Народоведение. СПб., 1896.
  192. В.В., Грипентрог Г. И. Медицина народная// Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Вып. 4. М.: Наука, 1991.
  193. В.И. Методы исследования климата для медицинских целей. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1973.
  194. В.И. Опыт исследования климата Западной Сибири для медицинских целей. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени док. геогр. Наук. Томск.: Изд-во Томск, ун-та, 1969.
  195. А.Р. Исламские традиции и здоровье: Историко-этнографический обзор здравоохранительных традиций татар (XV в. начало XX в.). Казань: Шифа, 1996.
  196. A.M. Символ и архетип. Урало-алтайское мировоззрение. М., 1989.
  197. А.К. Лечебные обряды у чувашей// Этническая культура чувашей. Чебоксары, 1990.
  198. Ш. К вопросу о казахских и монгольских языковых связях// Казак тш тарихы мен диалектодлогиясынын мэгнелелери. Алматы, 1960.
  199. Р.К. Современное расселение татар Среднего Прииртышья/ Современные этнические процессы у народов Западной и Южной Сибири. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1981.
  200. Р.К. Татары Среднего Прииртышья (хозяйственный уклад, общинная организация и семейные отношения в конце XVIII начале XX вв. Дисс. на соиск.уч.степени канд. ист .наук. М., 1986.
  201. В.И. Определитель лесных растений медицинского значения. М., 1978.
  202. А.Г. К характеристике шаманских атрибутов барабинских татар// Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции. Якутск, 1992.
  203. А.Г. Культурные взаимодействия в Центральной Азии и Южной Сибири// Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное образование. Омск, 1992. Т. 1.
  204. А.Г., Ахметова Ш. К. О мусульманско-языческом синкретизме у народов Западной Сибири// Народы Сибири и сопредельных территорий. Томск, 1995. С
  205. А.Г., Мерзликин В. В. К вопросу о языческо-мусульманском синкретизме у сибирских татар// Ислам, общество и культура. Омск, 1994.
  206. А.Г., Томилов Н. А. Некоторые проблемы изучения ислама в Сибири//Ислам, общество и культура. Омск, 1994.
  207. Сельскохозяйственный обзор Тобольской губернии за 1914−1918 сельскохозяйственный год. Тобольск, 1918.
  208. А.Г. Химическое исследование фенольных соединений череды трехраздельной. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. фарм. наук. Харьков, 1972.
  209. М.Н. О некоторых представлениях, связанных с семейно-обрядовой практикой сельских туркмен// Символика культов и ритуалов народов Зарубежной Азии. М.1980.
  210. Н.М. Противоязвенные свойства экстракта тысячелистника азиатского. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. биол. наук. Томск, 1990.
  211. Г. П. Под небом Хорезма. М.: Мысль, 1973.
  212. Г. П. Хорезмийские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. М: Наука, 1983.
  213. З.П. Жилище народов Сибири. 1998.
  214. Н.П. Болезни и рождение человека в селе Маркова на Анадыре. (Оттиск из «Этнографического обозрения»). М, 1912.
  215. В.В. Лесные ресурсы// Экологическая оценка природных ресурсов Омской области и их использование. Омск, 1990.
  216. Т.С. Формирование медицинских знаний в истории человечества (Первобытное общество. Древний мир). Автореф. на соиск. ученой степени докт. мед. наук. М., 1987.
  217. Справочник по лекарственным растениям. М.: Лесная промышленность, 1988.
  218. Н.К. Некоторые сведения о народной медицине ительменов// Этнография и фольклор народов Дальнего Востока. Владивосток, 1981.
  219. Статистика Российской империи. XXIX. Волости и населенные места. 1893. Вып. 16. Сибирское издание Центра статистическиого комитета Министерства внутрених дел, 1894.
  220. Статистика Сибири. Сборник статей и материалов. Выпуск Омск: Сибирский статотдел, 1930.
  221. А.В. К вопросу о роли этнических факторов в возникновении психических расстройств человека// Народы Сибири (Сибирский этнографический сборник). М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1995.
  222. А.В. Этнопсихотерапевтический подход к человеку в условиях кризиса его экосистемы// Мир психологии и психология в мире. N 10. 1994.
  223. О.А. Мать и ребенок у таджиков// Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана М., 1978.
  224. О.А. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков// Домусульманские верования и обряды Средней Азии. М.: «Наука», 1978.
  225. В.М. Символы медицины как отражение врачевания древних народов. М.: Медицина, 1985.
  226. Татары Западной Сибири//Русский инвалид. 1860. N169.1. Татары. М.: Наука, 2001.
  227. В.Я. Народная медицина русского населения Западной Сибири XIX в. (Социокультурный аспект). Дисс. на соиск. ученой степени канд. ист. наук. Тюмень, 1996.
  228. В.Я. Санитарное просвещение в Тобольской губернии в 18 321 833 гг.//Словцовские чтения 97. Тюмень, 1997. С. 53.
  229. В.К. Глобальная роль лесов и хозяйство России: краткий очерк// Стандарты и качество. 1998. N 5.
  230. И.В. Учебник классической гомеопатии. М., 1994.
  231. Н.А. Народная способы лечения у сибирских татар// Традиционная этническая культура и народные знания. М., 1994.
  232. Н.А. Программа сбора материалов по теме «Народные зна-ния'У/Программы и вопросники по духовной культуре: Для участников этнографических практик. Омск, 1978.
  233. Н.А. Программа сбора материалов по теме «Народные зна-ния»//В опросники и программы по духовной культуре: Для участников этнографических практик и экспедиций. Омск, 1990.
  234. Н.А. Поселения тарских татар бассейна Тары// Этнографо-архероолгические комплексы: проблемы культуры и социума. Новосибирск, 1996.
  235. Н.А. Современные этнокультурные процессы средисибирских татар. Томск, 1978.
  236. Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI в первой четверти XIX вв. Томск, 1981.
  237. Н.А. Этническая история тюркоязычного населения ЗападноСибирской равнины в конце XYI начале XX вв. Новосибирск, 1992.
  238. Н.А., Кадырова JI.M. Народные способы лечения у сибирских татар. Этнографическое обозрение. 1997. N 5.
  239. Три века сибирской школы. Материалы научно-практической конференции. Тобольск, 2001.
  240. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Человек. Общество./ Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалаев А. Н. Усманова М.С. Новосибирск, 1989.
  241. А.Л. Из прошлого каландаров и маддахов в Узбекистане// До-мусульманские верования и обряды Средней Азии. М.: Наука, 1978.
  242. Д.Г. Диалекты сибирских татар в отношении к татарскому и другим тюркским языкам. Автореф. Дисс. на соиск. учен, степени доктора фи-лол. наук. М., 1969.
  243. Д.Г. Диалекты сибирских татар. Казань: Изд-во Казанск. унта, 1977.
  244. Д.Г. Словарь диалектов сибирских татар. Казань, 1992.
  245. Уйгурско-русский словарь/ Составитель Наджип Э. Н. М., 1968.
  246. Файзуллина Г. Ш. Обряды переходного цикла у заболотных татар// Народы Сибири. Книга 3. Сибирский этнографический сборник. Москва, 1997.
  247. А.А. Водные ресурсы// Экологическая оценка природных ресурсов Омской области и их использование. Омск, 1990.
  248. Ф.А. Из обрядовой жизни киргизов начала XX в. М., 2000.
  249. Л.А. О некоторых обычаях поверьях, связанных с рождением и воспитанием ребенка у узбеков Южного Хорезма// Семья и семейные обряды.
  250. Д.А. Телеутское шаманство. М., 1997.
  251. А.Х. Вода в традиционной этнической культуре башкир// Традиционная этническая культура и народные знания. М., 1994.
  252. В.И. Заговорно-заклинательное искусство восточных славян: проблемы традиционных интерпретаций и возможностей современных исследований/Отв.ред З. П. Соколова. М.: ИЭА РАН, 1999. Чяасть 1−2.
  253. В.И. Традиционная магико-медицинская практика и современное народное целительство. Статьи и материалы. М., 1995.
  254. К.С. Аксиологический подход в современной валеологии// Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Новгород, 2000.
  255. Г. Следы шаманства в русско-тунгусских поселениях по реке Чуе Енисейской губернии. 1914.
  256. А.А. Подорожник. Ярославль, 1990. Вып.1.
  257. В. Ягоды клюквы как источник лечебных препаратов. Авто-реф.дисс.на соиск.уч.степ.канд.фарм.наук. Ставрополь, 1972.
  258. М.С. Из истории древнего Колхидо-иберийской медицины// Советское здравоохранение, 1975. N 11.
  259. Шиле. Татарское племя// Природа и люди. 879. N 1.
  260. В.Е. Лекарственные растения народной медицины северозападных областей Украинской СССР. Дисс. на соиск. ученой степени канд. биол. наук. Кременец, 1966.
  261. Экологическая обстановка в Омской области в 1994 г. Омск. 1995.
  262. Этнографические аспекты изучения народной медицины. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1975.
  263. Ю (шков) И. Сибирские татары// Тобольские губернские ведомости. 1861. N43.
  264. А.И. Получение и химическое исследование полисахаридов соцветий ромашки лекарственной. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. хим. наук. М., 1977
  265. А.А. Феномен ЙИНЛИ МОЛЛА в духовной культуре ногайцев// «Избранники духов» «Избравшие духов»: Традиционный шаманизм и неошаманизм. Памяти В. Н. Басилова (1937−1998)/Сб. статей. М.:ИЭА РАН, 1999.
  266. Х.А. Казактын мал шарушалыгы жайында этнографиялык очерк (Этнографический очерк о казахской ветеринарии). Алматы, 1969.
  267. Х.А. Халык бшм1 хакында (О народных знаниях)/ Известия академии наук Казахстана Алма-аты, 1994. N 1.
  268. Гарэпчэ-татарча-русча алынмалар сузлеге (Словарь арабско-татарско-русских заимствований). Казань, 1993.1−2 тт.
  269. Иртешкэ сэяхэт: Экиятлэр, жырлар. (Путешествия по Иртышу: песни и сказки) / Сост. М. Садри. Казань: Тат.книг. издат., 1989.
  270. КоръЗн тЭфсире. (Толкование Корана на татарском языке). Казан: Риц «Дом писателя», 2001.
  271. К. Сайланма эсэрлэр. (Избранные произведения). Казань: Татгосиздат, 1959.
  272. Русча-узбекча лугат (Русско-узбекский словарь). Тошкент: Узфан нашрияты, 1942.
  273. Татар халык ижаты (Народное искусство татар) Казань: Тат.книг. издат., 1987.
  274. Теш юрау китабы: Тэгъбирнамэ, юрамышлар, ырымнар (Толкования, гадания, заговоры). Научно-популярное издание (Составитель М. Ахметжанов). Казань: Татарск. кн. изд-во, 1991.
  275. Д.Г. Кюнбатыш себер татарларнын теле: грамматик очерк Ьэм сузлек. (Язык западно-сибирских татар: грамматика и словарь). Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1961.
  276. Омская область, Большереченский район
  277. А.А. (1914 г.р.)-аул Берняжка
  278. А.С., (1906 г.р.) аул Берняжка
  279. Ф.С. (1931 г.р.) аул Чеплярово
  280. Омская область, Муромцевский район
  281. Адикаева (Карымова) Ф.Х. (1924 г. р.) — аул Черталы
  282. Омская область, Тарский район
  283. Ф.Н. (1926 г.р.) аул М. Туралы
  284. С.А. (1915 г.р.) М. Туралы
  285. М.А. (1908 г.р.) д. Нижегородка (Буксим)
  286. Р.Х. (1952 г.р.) аул Себеляково
  287. Омская область, Тевризский район
  288. .Г. (1932 г.р.) аул Кускуны
  289. Абдуллина (Ниязбагина) B.C. (1904 г. р.) аул Нагорное (Кышлау)
  290. Г. А. (1941 г.р.) аул Байбы Тевризского район
  291. Аптрашитова Ч. А (1902 г.) аул Кипо-Кулары
  292. С.К. (1957 г.р.) аул Байбы
  293. Г. И. (1928 г.р.) аул Утузы
  294. Кадырова (Хамзина) Н.А. (1932 г. р.) аул Кускуны
  295. Ш. А. (1912 г.р.) аул Кипо-Кулары
  296. Темирова (Кадырова) JI.M. (1965 г. р.) р/п Тевриз
  297. Тухтасинова М.К.(Аитова),(1930 г. р) аул Кускуны
  298. А.А. (Абикаева) (1905 г. р.) аул Нагорное
  299. Хамзина (Аитова Г. К. (1908 г. р.) аул Кускуны
  300. Омская область, Усть-Ишимский район
  301. Ф.А. (19 г.р.) д. М. Бича
  302. Г. Ф. (1940 г.р.) аул Саургачи
Заполнить форму текущей работой