Традиционные религиозно-мифологические представления чепецких татар: Конец XIX — середина XX вв
Диссертация
Хронологические рамки (конец XIX века — середина XX века) обусловлены наличием источников. Основным источником при написании диссертации стал полевой материал — рассказы, предания, былички этнофоров. Рассказывая о прошлом, информатор передает не только то, что помнит сам, но и то, что слышал от своих родителей, дедов. Соответственно, возрастает и хронологическая глубина получаемых сведений… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Образы «низшей мифологии» чепецких татар
- 1. Домашние духи (ий эби, азбар эби, мипча эби)
- 2. * Природные духи (урман иясе, су иясе)
- 3. Демонические существа (оцеп, пэр и, албасты и др.)
- 4. Ведуньи и знахарки (убырлы хеше, эшкеречу)
- Глава II. Обрядовая практика чепецких татар
- 1. Родильная обрядность
- 2. Свадебная обрядность
- 3. Похоронно-поминальная обрядность
- Глава III. Календарная обрядность чепецких татар
- 1. Весенне-летний цикл календарной обрядности
- 2. Осенне-зимний цикл календарной обрядности
- 3. Мусульманские религиозные праздники
- Глава IV. Феномен «народного ислама» в духовной культуре. чепецких татар
- 1. О феномене «народного ислама»
- 2. Ислам и татары Волго-Уральского региона
- 3. Проявления «народного ислама» в семейной и календарной. обрядности чепецких татар
Список литературы
- Абашев Гаделына Хайруллович, 1924 г. р., уроженец д. Кесшур Юкаменского р-на УР, татарин, образование 7 классов, пенсионер.
- Абашев Мавлют Миназтдинович, 1927 г. р., уроженец д. Кесшур Юкаменского р-на УР, татарин, образование 7 классов, пенсионер.
- Абашева (Балтачева) Салиха Шаймулловна, 1932 г. р., уроженка д. Кесшур Юкаменского р-на УР, татарка, образование среднее, пенсионерка.
- Абашева Магинур Гарифовна, 1915 г. р., уроженка д. Палагай Юкаменского р-на УР, татарка, образование начальное, пенсионерка.
- Абашева Марзия Габдульхаевна, 1927 г. р., уроженка д. М. Вениж * Юкаменского р-на УР, татарка, образование начальное, пенсионерка.
- Абашева Махмура Муллануровна, 1923 г. р., уроженка д. М. Вениж Юкаменского р-на, образование неполное среднее, пенсионерка.
- Абашева Минслу Замалиевна, 1922 г. р., уроженка д. Иманай Юкаменского р-на УР, проживает в д. М. Вениж Юкаменского р-на УР, татарка, образование начальное, пенсионерка.
- Абашева Нафиса Бадртдиновна, 1927 г. р., уроженка д. Кесшур Юкаменского р-на УР, татарка, образование 7 классов, пенсионерка.
- Абашева Нурания Миназетдиновна, 1936 г. р., уроженка д. Кесшур Юкаменского р-на УР, татарка, образование среднее, пенсионерка.
- Абашева Раиса Султановна, 1932 г. р., уроженка д. Палагай Юкаменского р-на УР, татарка, образование начальное, пенсионерка.
- Абашева Рахиля Зиатдиновна, 1924 г. р., уроженка д. Палагай Юкаменского р-на УР, татарка, образование начальное, пенсионерка.
- Абашева Тагзима Гайнулловна, 1934 г. р., уроженка д. Кесшур Юкаменского р-на УР, татарка, образование среднее, пенсионерка.
- Абашева Фаиза Гатаулла-кызы, 1913 г. р., уроженка д. М. Вениж Юкаменского р-на УР, образование начальное, пенсионерка.
- Абашева Маймуна Гилязовна, 1947 г. р., уроженка д. Тат. Починки Юкаменского р-на УР, проживает в д. Тутаево Юкаменского р-на УР, татарка, образование среднее, пенсионерка.
- Арсланов Шамил Ахтамзянович, 1931 г. р., уроженец с. Карино Слободского р-на Кировской обл., татарин, образование среднее, пенсионер.
- Арсланова Бибиджамал Ахметзяновна, 1910 г. р., уроженка с. Карино Слободского р-на Кировской обл., татарка, образование начальное, пенсионерка.
- Арсланова Гульсира Загидулловна, 1931 г. р., уроженка с. Карино Слободского р-на Кировской обл., татарка, образование среднее, пенсионерка.
- Бекмансурова Нурхада Гараевна, 1928 г. р., уроженка д. Атабаево Юкаменского р-на УР, проживает в д. Починки Юкаменского р-на УР, татарка, образование 7 классов, пенсионерка.
- Бузанакова Рабига Ясавиевна, 1935 г. р., уроженка д. Починки Юкаменского р-на УР, татарка, образование среднее, пенсионерка.
- Девятьяров Ахмет-Герей Ибнаминович, 1923 г. р., уроженец с. КариноI
- Слободского р-на Кировской обл., татарин, образование 7 классов, пенсионер.
- Долгоаршинных Мадина Загидулловна, 1942 г. р., уроженка с. Карино Слободского р-на Кировской обл., татарка, образование среднее, пенсионерка.
- Долгоаршинных Такмиля Самигулловна, 1907 г. р., уроженка с. Карино Слободского р-на Кировской обл., татарка, образование начальное, пенсионерка.
- Есенеев Завид Ибрагимович, 1950 г. р., уроженец д. Починки Юкаменского р-на УР, татарин, образование среднее, зав. клубом.
- Касимов Исмагил Шамсутдинович, 1920 г. р., уроженец д. Тат. Парзи Глазовского р-на УР, татарин, образование начальное, пенсионер.
- Касимов Минхат Шабганович, 1928 г. р., уроженец д. Кестым Балезинского р-на УР, татарин, образование неполное среднее, пенсионер.
- Касимов Мукамедзян Валиуллович, 1927 г. р., уроженец д. Кестым Балезинского р-на УР, татарин, образование 7 классов, пенсионер.
- Касимов Мукмин Хамидуллович, 1930 г. р., уроженец д. Кестым Балезинского р-на УР, татарин, образование 7 классов, пенсионер.
- Касимов Нурулла Лутфуллович, 1953 г. р., уроженец д. Кестым Балезинского р-на УР, проживает в г. Глазове, татарин, образование среднее, рабочий.
- Касимова Адия Камалтдиновна, 1936 г. р., уроженка д. Кестым Балезинского р-на УР, татарка, образование среднее, пенсионерка.
- Касимова Амина Габдулловна, 1932 г. р., уроженка д. Кестым Балезинского р-на УР, татарка, образование среднее, пенсионерка.
- Касимова Бибинур Идрисовна, 1911 г. р., уроженка д. Кестым Балезинского р-на УР, татарка, образование начальное, пенсионерка.
- Касимова Бибинур Шамсутдиновна, 1923 г. р., уроженка д. Тат. Парзи Глазовского р-на УР, татарка, образование начальное, пенсионерка.
- Касимова Тарифа Ибрагимовна, 1911 г. р., уроженка д. Кестым Балезинского р-на УР, татарка, образование начальное, пенсионерка.
- Касимова Гульфира Сафиулловна, 1946 г. р., уроженка д. Кестым Балезинского р-на УР, татарка, образование среднее, пенсионерка.
- Касимова Дина Минхатовна, 1958 г. р., уроженка д. Кестым Балезинского р-на УР, образование среднее, служащая.
- Касимова Мадина Бургановна, 1931 г. р., уроженка д. Падера Балезинского р-на УР, татарка, образование среднее, пенсионерка.
- Касимова Махмуда Мавлютовна, 1950 г. р., уроженка д. М. Вениж Юкаменского р-на УР, татарка, образование среднее, служащая.
- Касимова Минзалия Минхатовна, 1955 г. р., уроженка д. Кестым Балезинского р-на УР, татарка, образование среднее специальное, служащая.
- Касимова Назия Магаметзянова, 1930 г. р., уроженка д. Кестым Балезинского р-на УР, татарка, образование 7 классов, пенсионерка.
- Касимова Наиля Валиулловна, 1930 г. р., уроженка д. Кестым Балезинского р-на УР, татарка, образование 7 классов, пенсионерка.
- Касимова Наиля Шабгановна, 1936−2000 г. г., уроженка д. Кестым Балезинского р-на УР, татарка, образование неполное среднее.
- Касимова Насима Хузиновна, 1933 г. р., уроженка д. Кестым Балезинского р-на УР, проживает в д. Падера Балезинского р-на УР, татарка, образование высшее, пенисонерка.
- Касимова Сания Шабгановна, 1927 г. р., уроженка д. Кестым Балезинского р-на УР, татарка, образование 7 классов, пенсионерка,
- Касимова Фариза Нургаяновна, 1936 г. р., уроженка д. Кестым Балезинского р-на УР, татарка, образование высшее, пенсионерка.
- Касимова Хания Ибрагимовна, 1938 г. р., уроженка д. Кестым Балезинского р-на УР, татарка, образование высшее, пенсионерка.
- Митюков Ахмади Ясаиевич, 1918 г. р., уроженец с. Карино Слободского р-на Кировской обл., татарин, образование 7 классов, пенсионер.
- Митюков Мавлет Яхиевич, 1937 г. р., уроженец д. В. Дасос Юкаменского р-на УР, татарин, образование среднее, пенсионер.
- Митюкова Мавдуда Гасановна, 1920 г. р., уроженка д. В. Дасос Юкаменского р-на УР, татарка, образование 7 классов, пенсионерка.
- Сабреков Хадир Сиддикович, 1923 г. р., уроженец д. Иманай Юкаменского р-на УР, татарин, образование 7 классов, пенсионер.
- Сабрекова (Митюкова) Зульфия Мавлетовна, 1966 г. р., уроженка д. В. Дасос Юкаменского р-на УР, проживает в г. Глазове, татарка, образование среднее, служащая.
- Созинова (Арсланова) Фирюза ИГамиловна, 1953 г. р., уроженка с. Карино Слободского р-на Кировской обл., татарка, образование среднее, зав. клубом.
- Архив Отдела Этнологии Института Истории АН РТ.
- Фонд Г. В. Юсупова. Материалы по древним верованиям и поверьям казанских татар. Краткий отчет о поездке в юго-восточные районы ТАССР в 1946 г.
- Архив Российского Этнографического Музея (РЭМ).
- Фонд 1 Переписка сотрудников музея с краеведами, людьми, занимающимися историей татар. Опись 2. Дела 2, 24.
- Государственный Архив Кировской Области (ГАКО)
- Фонд 170 Материалы Вятской ученой архивной комиссии. Опись 1. Дела 33, 55, 56, 126.
- Фонд 176 Ревизские сказки по Глазовскому уезду. Опись 8. Дела 1, 2, 3, 4,5,6,7.
- Фонд 574 Сведения Вятского губернского статистического комитета. Состояние губернии за 1850 г. Опись 1. Дело 11.
- Национальный Музей Республики Татарстан (НАРТ).
- Фонд 967 Материалы М. Машанова. Опись 1. Дела 11, 15, 18, 168, 169, 184.
- Фонд 968 Материалы Н. Ильминского. Опись 1. Дело 34, 35. Фонд 969 — Материалы Н. Ф. Катанова. Опись 1. Дело 15.
- Центральный Государственный Архив Удмуртской Республики (ЦТАУР) Фонд 189 Фонды учреждений и учебных заведений духовного ведомства. Благочинный Глазовского Преображенского собора. Опись 1. Дело 441.
- Фонд 190 Фонды учреждений и учебных заведений духовного ведомства. Благочинный 4-го округа Глазовского уезда Вятской губернии. Опись 1. Дела 328, 356, 373, 389.
- Баязитова Ф. С. Обрядовая терминология в говорах причепецких татар//Вятская земля в прошлом и настоящем (к 125-летию со дня рождения П.Н.Луппова). Тезисы докладов и сообщений второй научной конференции. Том 2. Киров, 1992. С.13−16.
- Бурганова Н. Б. Говор каринских и глазовских татар // Материалы по татарской диалектологии: В 2 т. Казань, 1962. — Т.2. С.19−56.
- Валиди Дж. Наречие каринских и глазовских татар//Труды общества изучения Татарстана. Казань, 1930. T.l. С.135−144.
- Воробьев Н. И. Казанские татары (Этнографический очерк) // Материалы по изучению Татарстана. Вып. 2. Казань, 1925. С. 133−166.
- Воробьев Н. И. Кряшены и татары (некоторые данные по сравнительной характеристике быта) // Труд и хозяйство. 1929, № 5.
- Гаврилов Б. Погребальные обычаи и поверья старокрещеных татар деревни Никифоровой Казанской губернии Мамадыжского уезда. -Казань: Тип. ун-та, 1874. С. 11.
- Губайдуллин М., Губайдуллин К. Пища казанских татар // Вестник научного общества татароведения. № 6. 1927. С. 17−50.
- Касимова Д. Г. Семейная обрядность верхне- и среднечепецких татар конца XIX-XX вв.: Рукопись диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2001.
- Касымов Г. Очерки по религиозному и антирелигиозному движению среди татар до и после революции. Казань: Тат. гос. изд-во, 1932. С. 56.
- Китаб-аль-Джанаиз. Смерть и похороны по ханафитскому фикху. / Под ред. В. Ягкуба-Казань: Иман, 1998. С. 49.
- Коблов Я. Д. Религиозные обряды и обычаи татар-магометан (при наречении имени новорожденному, свадебные обряды и похоронные). -Казань: Типо-литография Имп. ун-та., 1908. С. 46.
- Коблов Я. Д. Мифология казанских татар. Казань: Типо-литография Имп. ун-та., 1910. — 49с.
- Коран. / Пер. И. Ю. Крачковского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С. 544.
- Коран. / Перевод смыслов и комментарии Иман В. Пороховой. Гл. ред. Мухаммад Сайд Аль-Рошд. — М.: Рипол Классик, 2003. С. 800.
- Корнилов Ф. Описание Слободского уезда за 1839 г. // Прибавление к № 48 Вятских губернских ведомостей № 24. Вятка: Губ. тип., 1839. С.96−98.
- Магницкий В. Клады из мелкой серебряной монеты в Вятской губернии // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском Университете. Т. XVII- Вып. 2, 3. Казань, 1901. С.135−141.
- Максимов С. Остатки язычества в современных верованиях крещеных татар Казансокй губернии. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1876. С. 29.
- Миропольский А. Крещеные вотяки Казанского уезда. Их языческие поверья, обряды и обычаи (этнографический очерк). Казань: Тип. ун-та, 1876. С. 5.
- Михеев И. Несколько слов о бесермянах // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском Университете. Т. XVII- Вып. 1−3. Казань, 1901. С.52−60.
- Насыйри К. Поверья и обряды казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства. Печатается отдельно из Записок ИРГО, по Отделению этнографии, Т. VI. СПб., 1880. С. 30.
- Пинегин М. Н. Свадебные обычаи казанских татар. Казань: Типолитография Имп. ун-та, 1891. С. 20.
- Потанин Г. Н. У вотяков Елабужского уезда // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском Университете. Т. III. Казань, 1880−1882. С. 221−241.
- Рахим А. Хузялар Тауы // Вестник научного общества татароведения. -Казань. 1928. № 8. С. 174−179.
- Рахим А. Болгаро-татарские эпиграфические памятники в Вятском крае // Материалы по охране, ремонту и реставрации памятников ТАССР. -Казань. 1930. Вып. 4 С. 49−57.
- Семенов Н. Сабан Туй. — Казань, 1929. С. 68.
- Сорокин П. М. Арские князья в Карине // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1897 г. Вятка: Губ. тип., 1896. С. 57−65.
- Сорокин П. М. Татаре Глазовского уезда // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1897 г. Вятка: Губ. тип., 1896. С. 86−95.
- Софийский И. Заговоры и заклинания крещеных татар Казанского края. -Казань: Тип. ун-та, 1878. С. 18.
- Спицын А. А. Обиженные князья // Календарь Вятской Губернии на 1885 г. Вятка: Губ. тип., 1884. С. 153−156.
- Спицын А. А. К истории вятских инородцев // Календарь Вятской Губернии на 1889 г. Вятка: Губ. тип., 1888. С. 230.
- Тепляшина Т. И. Древнебулгарские субстратные явления в языке бесермян // Congressus tertius internationalis fenno-ugristarum. Parsl. Acta linguistika. Таллин, 1970. С. 565−567.
- Тепляшина Т.И. Удмуртское влияние на патронимию каринских татар // Советское финно-угроведение IX. 1973. Таллин, 1973. С. 43−46.
- Уразманова Р. К. Семейно-брачные отношения, свадебная обрядность чепецких татар // Новое в этнографических исследованиях татарскогонарода. / Под ред. Р. Г. Мухамедовой и Р. К. Уразмановой. Казань: Казанский филиал АН СССР, 1978. С. 68−86.
- Уразманова Р. К. Календарный цикл обрядов чепецких татар // Новое в этнографических исследованиях татарского народа. / Под ред. Р. Г. Мухамедовой и Р. К. Уразмановой. Казань: Казанский филиал АН СССР, 1978. С. 86−95.
- Уразманова Р. К. Современные обряды татарского народа (историко-этнографическое исследование). Казань, 1984. С. 144.
- Уразманова Р. К. Ислам в семейно-бытовой обрядности татар: традиции и современность // Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. // Сборник тезисов и докладов международной научно-практической конференции. Казань, 1998. С. 105—107.
- Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл XIX нач. XX вв.) / Историко-этнографический атлас татарского народа. — Казань: Дом Печати, 2001. С. 196.
- Штейнфельд Н. П. Бесермяне опыт этнографического исследования // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895 г. — Вятка: Губ. тип., 1984. С. 220−260.
- Абдулкаримов С. А. Культурно-исторические аспекты питания казанских татар (кон. XIX. нач. XX вв.). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. — М., 1992. С. 21.
- Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. -Новосибирск: Наука, 1980. С. 315.
- Альбом. Шамаилы из коллекции Национального музея Республики Татарстан (кон. XIX. нач. XX вв.) Собрания профессоров И. М. Покровского и Н. Ф. Катанова. / Под ред. Р. М. Валеева, Г. С. Муханова. — Казань, 2003. С. 150.
- Амирханов Р. М. Ислам в татарской общественной мысли: история и современность // Ислам в истории и культуре татарского народа. -Казань: Ин-т истории АН РТ, 2000. С. 6−25.
- Амирхан Р. Мы татары. — Казань: Магариф, 2002. С. 32.
- Аргудяева Ю. В. Крестьянская семья у восточных славян на юге Дальнего Востока России (50-е гг. XIX нач. XX вв.).-М: Изд-во РАН, 1997. С. 314.
- Ахмаров Г. Н. Свадебные обряды казанских татар. Казань: Типолитография Имп. ун-та, 1907. С. 40.
- Ахметьянов Р. Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. -М: Наука, 1981. С. 144.
- Бабаева Н. Н. Похоронная обрядность таджиков долины Зеравшана // Похоронно-поминальтные обычаи и обряды. М, 1993. С. 282−310.
- Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. -Л: Наука, 1983. С. 192.
- Басилов В. Н. Культ святых в исламе. М: Мысль, 1970. С. 144.
- Басилов В. Н. Избранники духов. М: Политиздат, 1984. С. 208.
- Башкиры: этническая история и традиционная культура. Под ред. P.M. Юсупова. Уфа. Науч. изд-во «Башкирская энциклопедия», 2002. С. 248.
- Безертинов Р. Н. Тэнгрианство религия тюрков и монголов. — Н. Челны: Аяз, 2000. С. 455.
- Беркутов В. М. Народный календарь и метрология булгаро-татар. -Казань, 1987. С. 95.
- Борозна Н. Г. Некоторые материалы об амулетах украшениях населения Средней Азии // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии: Сборник статей / Гл. ред. В. Н. Басилов, Г. П. Снесарев. М, 1975. С. 282−293.
- Валеев Ф. X. Народный орнамент казанских татар в конце XVIII начале XX века. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук.- Казань, 1965. С. 27.
- Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. -М: София, 2003. С. 240.
- Виноградова JI. Н. Демонологические основы архаической картины мира //Живая старина, 1996, № 1. С. 2−3.
- Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994. С. 608.
- Владыкина Т. Г. Знающий (туно) в удмуртской традиционной культуре. // Удмуртская мифология / Под. ред. В. Е. Владыкина. Ижевск, 2004. С. 97−103.
- Власова М. Н. О незнаемом. // Русские суеверия: энциклопедический словарь. СПб., 1998. С. 560−608.
- Волкова JI. А. Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX- начало XX века)-Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2003. С. 388.
- Гаджиев Г. А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М.: Наука, 1991. С. 182.
- Гафферберг Э. Г. Пережитки религиозных представлений у белуджей // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии: Сборник статей / Гл. ред. В. Н. Басилов, Г. П. Снесарев. М, 1975. С. 224−248.
- Гемуев И. Н. Семья у селькупов (XIX нач. XX вв.). — Новосибирск: Наука, 1984. С. 156.
- Головнев А. В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. -Екатеринбург, 1995. С. 607.
- Громов Г. Г. Методика этнографических экспедиций. М: Изд-во Московского ун-та, 1966. С. 120.
- Давлетшин Г. М. История духовной культуры тюрко — татар. Казань: Тат. кн. изд-во, 1999. — С. 512. (на тат. яз.)
- Давлетшин К. Д. Нации и ислам (критика филосовско-теологических концепций о единстве наций и ислама). Казань.: Тат. кн. изд-во, 1986. С. 199.
- Давлетшин К. Д. Из мудрости веков. Реальности и мифы фольклора. -Казань: Тат. кн. изд-во, 1991. С. 124.
- Денисов П. В. Религиозные верования чуваш (Историко-этнографические очерки).-Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1959. С. 408.
- Закирова И. Г. Народное творчество Булгарского периода. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. филолог, наук. Казань, 2000. С. 24.
- Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М, 1991. (Пер. на русс. яз. кн.: Zelenin D. Russische (Ostslavische) Volkskunde. В.: Lpz, 1927).
- Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901—1913 гг. / Вступ. ст. Н. И. Толстого- сост. A. JI. Топоркова. М: Индрик, 1994. С. 400.
- Иванова М. Г. Мифологические мотивы в средневековой материальной культуре удмуртов // Удмуртская мифология / Под. ред. В. Е. Владыкина. -Ижевск, 2004. С. 20−29.
- Ишмухаметов 3. А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии (Исторические очерки). Казань: Тат. кн. изд-во, 1979. С. 224.
- Кариева JI. А. Татарская мифология в историко-сравнительном и типологическом аспекте. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук.-Казань, 1999. С. 33.
- Карпов Ю. Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа.- СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. С. 568.
- Касимова Э. Г. К вопросу о современной обрядности каринских татар// Вятская земля в прошлом и настоящем. Материалы 3-ей науч. конф., посвященной 50-летию победы в ВОВ. Т. 2. Киров, 1995. С. 131−132.
- Кашафутдинов Р. Г. Народные (общественные и семейные) праздники казанских татар. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. -Казань, 1969. С. 23.
- Кениг К. Брат — Зверь. Человек и животные в мифах и эволюции. -Калуга: 1997. С. 298.
- Клемен К. Жизнь мертвых в религиях человечества. М.: Интрада, 2002. С. 223.
- Коблов Я. Д. О магометанских муллах. Религиозно-бытовой очерк. Под ред. Я. Абдуллина. Казань: Иман, 1998. С. 26.
- Кон И. С. Ребенок и общество: (историко-этнографическая перспектива). М: Наука, 1988. С. 270.
- Косарев М. Ф. Основы языческого миропонимания: по сибирским археолого-этнографическим материалам. -М: Ладога-100, 2003. С. 352.
- Куликов К. И. Символ коня в древнеудмуртском мифологическом искусстве // Удмуртская мифология / Под. ред. В. Е. Владыкина. -Ижевск, 2004. С. 29−36.
- Леви-Строс К. Первобытное мышление. М: Наука, 1999. С. 383.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М: Наука, 2001. С. 511.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М: Наука, 1994. С. 608.
- Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет С. Пб: Европейский дом, 2002. С. 400.
- Ловмянский Г. Религия славян и ее упадок / Пер. с польского М. В. Ковальковой СПб: Академический проект, 2003. С. 512.
- Луппов П. Н. К характеристике борьбы удмуртов и бесермян против каринских мурз в конце XVII века // Записки Удмуртского Научно-исследовательского института соцкультуры и Общества по изучению Удм. АССР. Сборник № 6. Ижевск, 1936. С. 197.
- Максуд Р. Ислам. Пер. с англ. В. Новикова. — М: ФАИР-ПРЕСС, 2002. С. 304.
- Малиновский Б. Магия, наука и религия. М: Наука, 1998. С. 288.
- Материалы по истории Удмуртии (с древнейших времен и до середины. XIX в.). Сборник статей. Отв. редактор Наговицын Л. А. // Г. А. Никитина, Г. К. Шкляев. Культура и быт удмуртского крестьянства в период феодализма. Ижевск, 1995. С .139−165.
- Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М: Наука, 1976. С. 406.
- Мифология. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. 4-е изд. — Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 736.
- Мухамедзянов Р. М. Специфика татарских фольклорных жанров. Уфа, 1989. С. 84.
- Мухамедова Р. Г. Чепецкие татары (краткий исторический очерк) // Новое в этнографических исследованиях татарского народа. Под ред. Р. Г. Мухамедовой и Р. К. Уразмановой. Казань: Казанский филиал АН СССР, 1978. С. 5−18.
- Мухамедшин Р. М. Исламский фактор в общественном сознании татар в XVI XX вв. // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Научный сборник. Отв. ред. Я. Абдуллин. — Казань. ИЯЛИ АН РТ, 1994. С. 29−40.
- Мухаметдинов Р. Ф. Путь от уммы к нации и роль культурного наследия ислама // Ислам в истории и культуре татарского народа. Казань: Ин-т истории АН РТ, 2000. С. 94−104.
- Мухаметшин Р. М. Ислам и татарский национализм в начале XX в. // Ислам в истории и культуре татарского народа. Казань: Ин-т истории АН РТ, 2000. С. 80−94.
- Напольских В. В. Древнейшие этапы происхождения народов уральской языковой семьи: Данные мифологической реконструкции (Приуральский космогонический миф). Автореф. на соиск. уч. степ, доктора ист. наук. Ижевск, 1992. С. 32.
- Насыйри К. Избранные произведения. Перевод с татарского языка. -Казань: Тат. кн. изд-во, 1977. С. 256.
- Никитина Г. А. Мифологические представления в народной медицине удмуртов // Удмуртская мифология / Под. ред. В. Е. Владыкина. -Ижевск, 2004. С. 84−97.
- Никонова JI. И., Кандрина И. А. Баня в системе жизнеобеспечения народов Поволжья и Приуралья: Историко-этнографическое исследование.- Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2003. С. 288.
- Нуриева И. М. Удмуртская традиционная музыка и мифология // Удмуртская мифология / Под. ред. В. Е. Владыкина. Ижевск, 2004. С. 67−84.
- Орлов П. А. Вещный мир удмуртов (к семантике материальной культуры). Автореф. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. Ижевск, 1999. С. 28.
- Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. М: Астрель- Аст, 2003. С. 464.
- Поляков С. П., Черемных А. И. Погребальные сооружения населения долины Зеравшана // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии: Сборник статей / Гл. ред. В. Н. Басилов, Г. П. Снесарев. М, 1975. С. 261−281.
- Потебня А. А. Символ и миф в народной культуре. М: Наука, 2000. С. 480.
- Пропп В. Я. Морфология «волшебной сказки» / Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов). М: Лабиринт, 1998. С. 512.
- Путешествие Ахмеда Ибн-Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама. Под ред. Султана Шамси. М: МИФИ-Сервис, 1992. С. 92.
- Пятигорский А. Н. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа. М: 1996. С. 280.
- Русские обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. / Срст. А. В. Копылова. М: Рипол Классик, 2002. С. 560.
- Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М: Наука, 1981. С. 607.
- Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М: Наука, 1988. С. 783.
- Садекова А. Идеология ислама и татарское народное творчество. -Казань: Изд-во Иман, 2000. С. 260.
- Сайфуллина Г. Музыка священного слова. Чтение Корана в традиционной татаро-мусульманской культуре. Казань: Татполиграф, 1999. С. 230.
- Самутин В. Ноуруз: магия на фоне полярной зари // Наука и религия, 2002, № 3. С. 56−57.
- Сафина Ф. Ш. Ткачество татар Поволжья и Урала (конец XIX нач. XX вв.). / Историко-этнографический атлас татарского народа. — Казань: ФЭН, 1996. С. 206.
- Сафиуллина Ф. С. Татарско-русский и русско-татарский словарь. -Казань: Тарих, 2001. С. 576.
- Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. -М: Наука, 1969. С. 336.
- Симаков Г. Н. Соколиная охота и культ хищных птиц в Средней Азии (Ритуальные и практические аспекты). Спб: Петербургское востоковедение, 1998. С. 312.
- Станкевич И. JI. Первобытное мифологическое мировоззрение и культовая практика. Ярославль, 1994. С. 54.
- Сулейманова Р. Н. Доисламские верования и обряды башкир. Рукопись диссертации на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. Уфа, 1994. С. 200.
- Сухарева О. А. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков. // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии: Сборник статей. / Гл. ред. В. Н. Басилов, Г. П. Снесарев. М., 1975. С. 5−94.
- Сыркина И. А., Касимова Д. Г. Загадки незагадочного народа. Глазов, 1994.
- Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М: Наука, 1989. С. 572.
- Таймасов JI. А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во вт. пол. XIX нач. ХХ вв. — Чебоксары: Изд-во Чуваш. Гос. Ун-та, 2004. С. 524.
- Татары Среднего Поволжья и Приуралья. Коллективная монография под ред. Н. И. Воробьева, Г. М. Хисамутдинова. М: Наука, 1967.
- Татары: Коллективная монография. М: Наука, 2001. С. 583.
- Татар мифлары: иялзр, ышанулар, ырымнар, фаллар, им-томнар, сынамышлар, йолалар.- Казан: Татар, кит. шшр., 1999. 432 б. (на тат. яз.)
- Тепляшина Т. И. Двойные имена удмуртов. Личные имена. М, 1970. -С. 163−165.
- Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX -нач. XX вв. М. Л: Изд-во АН СССР, 1957. С. 164.
- Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М: Наука, 1964. С. 399.
- Токарев С. А. Ранние формы религии. -М: Политиздат, 1990. С. 622.
- Угринович Д. М. Психология религии. -М: Наука, 1986. С. 350.
- Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. М: Наука, 1986. С. 608.
- Хамидуллин Б. JI. Народы Казанского ханства: этносоциологическое исследование.- Казань: Тат. кн. изд-во, 2002. С. 335.
- ПЗ.Хисаметдинова Ф. Г. Шарипова 3. Я. Термины башкирской демонологии // Советская тюркология, 1987. № 4. С. 46−51.
- Христолюбова JI. С. Обрядность и мифология// Удмуртская мифология / Под. ред. В. Е. Владыкина. Ижевск, 2004. С. 103−111.
- Христолюбова JI. С. Мифологизмы повседневности // Удмуртская мифология / Под. ред. В. Е. Владыкина. Ижевск, 2004. С. 111−120.
- Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. Казань: Тат. кн. изд-во, 1990. С. 233.
- Черных А. В. Буйские удмурты. Пермь, 1995. С. 52.
- Чикурова О. В. Исторические аспекты взаимодействия ислама, христианства (православия) и язычества в Волго-Камье (на примере удмуртского этноса). Диссертация на соиск. науч. степ. канд. ист. наук. -Ижевск, 2004. С. 252.
- Шайдуллина JI. Святые женщины в исламе // Наука и религия, 1978, № 3. С. 43−46.
- Шамсутдинова М. И. Маулид байрам у мусульман Среднего Поволжья. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. — Казань, 2001. С. 286.
- Шамсутов Р. И. Слово и образ в татарском шамаиле от прошлого до настоящего. Казань. Тат. кн. изд-во, 2003. С. 199.
- Шкляев Г. К. Мифологическая составляющая материальной культуры удмуртов (полемические заметки) // Удмуртская мифология / Под. ред. В. Е. Владыкина. Ижевск, 2004. С. 135−146.
- Штернберг JI. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936. С. 572.
- Шутова Н. И. Сакральное пространство и культовые памятники // Удмуртская мифология / Под. ред. В. Е. Владыкина. Ижевск, 2004. С. 36−54.
- Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре / Пер. с англ. Е. В. Сорокиной. К: София- М: Гелиос, 2002. С. 224.
- Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования. / Под ред. Р. К. Уразмановой, Н. А. Халикова. / Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Дом Печати, 2002. С. 248.
- Werth, Paul W. At the margins of orthodoxy: Mission, governance, and confessional politics in Russia s Volga-Kama region, 1827−1905. Cornell University Press, 2001. P. 275.
- Fakhroutdinov R. History of the Tatars-Kazan: «Magarif' Publishing House, 2004. P. 135.