Шаманизм бурят Предбайкалья в постсоветский период
Диссертация
Он же. Вариативность уранического пантеона западных бурят и этническая история Предбайкалья / Е. В. Павлов // Этническая культура: история и современность. — М. — Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2002. — С. 32−62- Он же. Истоки и семантика культа «монгол-бурханов» у предбайкальских бурят / Е. В. Павлов, С. Б. Болсохоев // Этнические процессы и традиционная культура. — М.-Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2005. — С… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Общая характеристика шаманизма бурят Предбайкалья дореволюционного периода
- 1. 1. Очерк этнического состава и расселения бурят Предбайкалья
- 1. 2. Краткая характеристика шаманистских верований бурят Предбайкалья дореволюционного периода
- Глава II. Современные шаманы бурят Предбайкалья
- 2. 1. Шаманы Ольхонского района
- 2. 2. Шаманы Баяндаевского района
- 2. 3. Шаманы Аларского района
- 2. 4. Шаманы Эхирит-Булагатского района
- 2. 5. Характеристика шаманов западных бурят и процесса их становления
- Глава III. Шаманизм бурят Предбайкалья в постсоветский период
- 3. 1. Структурно-функциональная характеристика деятельности шаманов
- 3. 2. Классификационная характеристика современных шаманов
- 3. 3. Традиции и новации в шаманизме бурят
- Предбайкалья
- 3. 4. Сравнительный анализ шаманизма бурят Предбайкалья и Забайкалья на современном этапе
Список литературы
- Дарханова А.И. Полевой дневник 2004−2005 гг. Ольхонский район Иркутской области. 16 с.
- Дарханова А.И. Полевой дневник 2006 г. Ольхонский, Баяндаевский районы Иркутской области. 20 с.
- Дарханова А.И. Полевой дневник 2007 г. Баяндаевский, Аларский, Ольхонский районы Иркутской области. 12 с.
- Дарханова А.И. Полевой дневник 2008 г. пос. Усть-Ордынский. 10 с. Рукописи диссертаций
- Выписка из протокола заседания Ользоновского булизбиркома (1 июля 1930 г.) // Национальный архив Республики Бурятия, Ф.Р. 741, опись 1, дело 82, л. 3.
- Из итогов выборов в Советы по Эхирит-Булагатскому аймаку за 1928−1929 гг. // Национальный архив Республики Бурятия, Ф.Р. 725, опись 1, дело 244, л. 44.
- Стенографический отчет XVI сессии НХ РБ 1-го созыва от 23 дек. 1997 г. // Национальный архив Республики Бурятия, Ф.Р. 2042, опись 1, дело 254, 19 л.
- Шаманские принадлежности // Центр восточных рукописей и ксилографов' ИМБТ СО РАН, фонд 36, опись 1, дело 1100, 11 л. Нормативно-правовые акты
- Закон РБ № 610 I «О религиозной деятельности на территории РБ» от 23 декабря 1997 года // Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век. — Улан-Удэ: Республиканская типография, 2001. — С. 238−244.
- Закон Усть-Ордынского Бурятского АО от 08.01.1999 № 78−03 «О религиозной деятельности на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.irklaws¦ru/index.Dhp?ds=l 87 187. htm (11 нояб. 2009).
- ФЗ № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. Электронный ресурс. Система Консультант Плюс: Версия Проф.
- Устав Эхирит-Булагатской религиозной организации шаманистов «Сахилгаан». 4 с. (Оригинал находится в организации «Сахилгаан». Ксерокопия Устава в Приложении 4).
- Устав МРОШ «Тэнгэри» г. Улан-Удэ (Устав организации находится в главном офисе МРОШ «Тэнгэри», расположенном по адресу: г. Улан-Удэ, п. Новая Коммушка, ул. Барнаульская, 164 А).1. Статистические данные
- Национальный состав населения по Иркутской области, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.): стат. сб. / Иркутскстат. Иркутск: Иркутскстат, 2004.
- Первая всеобщая переписи населения Российской империи, 1897 г. Т. 74: Забайкальская область / Центральный статистический комитет МВД- Под ред. H.A. Тройницкой. — СПб.: б.и., 1904. — 184 с.
- Первая всеобщая переписи населения Российской империи, 1897 г. Т. 75: Иркутская губерния / Центральный статистический комитет МВД- Под ред.
- H.A. Тройницкой. СПб.: б.и., 1904.
- Научно-популярные и публицистические работы, написанные шаманами западных бурят
- Балюева Г. А. Эхэрэд-Булгадай баабай (Отец Эхирит Булагата) / Г. А. Балюева. Иркутск: Изд-во «Репроцентр, А 1», 2006. — 164 с.
- Хагдаев В.В. Шаманизм и мировые религии / В. В. Хагдаев. Иркутск: Иркутская типография № 1, 1998. — 80 с. 1. Иные документы
- Ответ Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области о регистрации религиозных организациях шаманистов на запрос Дархановой А. И. (Приложение 5) —
- Протокол собраний Эхирит-Булагатской религиозной организациишаманистов «Сахилгаан» за 2008 г.-
- Аларский район Иркутской области Электронный ресурс. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wi ki/Аларский район Иркутской области Г15 дек. 2009).
- Баяндаевский район Иркутской области Электронный ресурс. / Информация предоставлена администрацией Баяндаевского района от 15.01.2009 года. -Режим доступа: http: // www.pribaikal.ru/baiandaevskii.html (16 дек. 2009).
- Босхолова Л. В Усть-Орде открылось подворье бурятского шамана Электронный ресурс. / Л. Босхолова. — Режим доступа: // http://www.shamanstvo.ru/newsshaman/2008/news-38.htm (11 нояб. 2009).
- Летний тайлган на о. Ольхон Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.tengeri.ucos.ru/news/2009−07−23−6
- Ольхонский район Иркутской области Электронный ресурс. — Режим доступа: http://pribaikal.ru/olkhon.html (16 дек. 2009).
- Шаман Тамара Шантанова готовится защитить диссертацию по шаманизму Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.shamanstvo.ru/news shaman/2005/news-04.htm (11 нояб. 2009).
- Абаева Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии (Эволюция верований и культов селенгинских бурят) / Л. Л. Абаева. — М.: Наука, 1992. -140 с.
- Абай Гэсэр / Авт.-сост. С. Ш. Чагдуров. Улан-Удэ: Изд-во газ. «Бурятия», 1995.-205 с.
- Амоголонова Д.Д. Современная бурятская этносфера: дискурсы, парадигмы, социокультурные практики. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008.- 292 с.
- Арзуманов И.А. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (XX-XXI вв.): монография / И. А. Арзуманов. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. — 319 с.
- Арутюнов С.А. Инновации культурные / С. А. Арутюнов // Этнические и* этно-социальные категории. Вып. 6. / Отв. Ред. В. И. Козлов. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1995. — С. 28−35.
- Базаров Б.Д. Таинства и практика шаманизма: Кн. В 2 ч. / Б. Д. Базаров. — Улан-Удэ: Буряад унэн, 2003. 277 с.
- Баирова JI.K. Истоки и тайны бурятских улигеров / JI.K. Баирова. Кн. 1. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2004. — 192 с.
- Балдаев С.П. Избранное / С. П. Балдаев. Улан-Удэ: Бурят кн. изд-во, 1961. — 255 с.
- Балдаев С.П. Материалы к изучению родовых и племенных отношений' бурят / С. П. Балдаев // Избранное. Улан-Удэ: Бурят кн. изд-во, 1961. — С. 77−109.
- Балдаев С.П. Материалы о бурятских племенах и родах / С. П. Балдаев // Этнографический сборник БКНИИ СО АН СССР. Вып. 2. — Улан-Удэ: б.и., 1961.-С. 129−133.
- Балюева Г. А. Эхэрэд-Булгадай баабай (Отец Эхирит Булагата) / Г. А. Балюева. — Иркутск: Изд-во «Репроцентр, А 1», 2006. — 164 с.
- Банзаров Д. Черная вера, или шаманство у монголов / Д. Банзаров // Собрание сочинений. М.: Изд-во АН СССР, 1955. — С. 48−100.к
- Банзаров Д. Собрание сочинений / Д. Банзаров. М.: Изд-во АН СССР, 1955.-374 с.
- Барнаков С.М. Культурное наследие: шаманизм и традиционная медицина бурят-монголов Иркутской Бурятии / С. М. Барнаков // Бурятское население202
- Иркутской области (губернии) и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в XX в.: материалы Межрегиональной науч.-практ. конф. 7−8 июня 2001 г. Иркутск: Изд-ние ОАО «Иркутская областная типография № 1», 2002.-С. 110−112.
- Басилов В.Н. Избранники духов / В. Н. Басилов. М.: Политиздат, 1984. -208 с.
- Баторов П.П. Культ орла у северобайкальских бурят / П. П. Баторов // Бурятиеведение. 1927. — № 3−4. — С. 79−81.
- Батуева И.Б. Буряты на рубеже XIX—XX вв.. (Хозяйство бурят. Скотоводстйо в дореволюционный период) / И. Б. Батуева. Улан-Удэ:б.и., 1992. — 74 с.
- Будажапов З.Ц. Культурно-историческая преемственность традиций шаманизма в Агинском бурятском автономном округе (1991−2001): автореф. t дис.. канд. ист. наук / З.Ц. Будажапов- БНЦ СО РАН. Улан-Удэ, 2001. -21 с.
- Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии / Отв. ред K.M. Герасимова. Новосибирск: Наука, 1981. — 184 с.
- Бурятское население Иркутской области (губернии) и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в XX в.: материалы Межрегиональной науч.-практ. конф. 7−8 июня 2001 г. Иркутск: Изд-ние ОАО «Иркутская областная типография № 1», 2002. — 284 с.
- Буряты / Отв. ред. JI. J1. Абаева, H.JI. Жуковская- Ин-т этнологии и > антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 2004. 633 с.
- Великие бурятские шаманы двадцатого столетия // Под вечно синим небом (воды, традиции, даты): Шаманский религиозный календарь / Автор — сост. С. Ж. Гомбоев. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2003. — С. 51−60. <
- Галданова Г. Р. Доламаистические верования бурят / Г. Р. Галданова. — Новосибирск: Наука. Сибир. отделение, 1987. 113 с.
- Галданова Г. Р. Бурятский шаманизм: прошлое и настоящее / Г. Р. Галданова // Сибирь: этносы и культуры (традиционная культура бурят). Вып. 3. — М. — Улан-Удэ: ИПК ФСГОУ ВПК ВСГАКИ, 1998. — С. 23−46.
- Герасимова K.M. Шаманизм в Бурятии: материалы полевых исследований XIX—XX вв. / K.M. Герасимова // Культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. — Вып. 2. — С. 186−193.
- Гергенов М. Петр Баторов тайша, ученый, исследователь / М. Гергенов. —'s
- Часть 2. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. — 240 с.
- Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и 1 половина XIX вв. о бурят-монголах. — Улан-Удэ: Гос. Бурят-Монгольское изд-во, 1939.-92 с.
- Гмелин И.Г. Тайлган у кудинских бурят / И. Г. Гмелин // Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и 1 пол. XIX вв. о бурят-монголах. Улан-Удэ: Гос. Бурят-Монгольское изд-во, 1939. — С. 8788.
- Гомбожапов А.Г. Влияние буддизма на шаманизм агинских бурят / А. Г. Гомбожапов // Гуманитарные науки в Сибири. № 4. — 2007. — С. 99−101.
- Дарибазарова С.О. Традиционные методы лечения бурят / С. О. Дарибазарова // Этнические процессы и традиционная культура. М.-Улай-Удэ: ИПК ФСГОУ ВПК ВСГАКИ, 2005. — С. 164−181.
- Дашиева Н.Б. Бурятские тайлганы (опыт историко-этнографического исследования) / Н. Б. Дашиева. Улан-Удэ: ИПК ФСГОУ ВПК ВСГАКИ, 2001.- 105.
- Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства на материале обрядового фольклора бурят / Д. С. Дугаров. М.: Наука, 1991. — 297 с.
- Жамбалова С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (XIX-' XX вв.) / С. Г. Жамбалова. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000. — 400 с.
- Жамцарано Ц.Ж. Онгоны агинских бурят / Ц. Ж. Жамцарано // ЗИРГО по отделению этнографии. СПб.: б.и., 1909. — Т. XXXIV. — С. 379−395.
- Жуковская Н.Л. Неошаманизм в Бурятии / Н. Л. Жуковская // Буряты / Отв. Ред. Л. Л. Абаева, Н. Л. Жуковская. М.: Наука, 2004. — С. 390−396.
- Зимин Ж.А. История Аларского района / Ж. А. Зимин. Иркутск: «Иркутская областная типография», 1994. — 70 с.
- Зимин Ж.А. Шаманистические культы Алари / Ж. А. Зимин //. Центральноазиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты: материалы Междунар. науч. симпоз., 20−26 июня, г. Улан-Удэ, оз. Байкал. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1996. — С.86−89.
- Зомонов М.Д. Бурятский шаманизм / М. Д. Зомонов, Ж. М. Зомонов. Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2008. — 160 с.
- Зомонов М.Д. Словарь бурятского шаманизма / М. Д. Зомонов, И. А. Манжигеев. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1998. — 147 с.
- Иметхенов А.Б. Ольхон край родной / А. Б. Иметханов, Э. З. Долхонова, П. Н. Елбаскин. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 1997. — 352! с.
- Историко-культурный атлас Бурятии: Республика Бурятия, Агинский Бурятский автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ / Науч. ред. JI.H. Жуковская. — М.: Изд-во «Дизайн. Информация. Картография», 2001. — 606 с.
- История религий в России / Под ред. О. О. Васильевой, H.A. Трофимчука. -М.: Изд-ние РАГС, 2004. 690 с.
- Каариайнен К. Религиозность в России на рубеже XX-XXI столетий / К. * Каариайнен, Д. Е. Фурман // Общественные науки и современность. 2007. -1 № 1.-С. 103−119.
- Копылов В. О религиозных верованиях и жертвоприношениях северобайкальских бурят шаманистов / В. Копылов // Известия ВСОРГО. Т. XVI. — Иркутск, 1885. — № 4−5. — С. 99.
- Копылов В. Религиозные верования, обряды и жертвоприношения бурят-шаманистов грозным и злым духам / В. Копылов // Православный благовестник. 1899. — № 23. — С. 302−308.
- Копылов В. Религиозные верования, семейные обряды и жертвоприношения' северо-байкальских бурят-шаманистов / В. Копылов // Традиции Православных миссий Иркутской епархии. Т. IV. — Иркутск, 1886. — С. 550−580.
- Копылов В. Тайлганы как общественные жертвоприношения у северобайкальских бурят / В. Копылов // Прибавление ИЕВ. 1886. -№ 12. — С. 143−151.
- Ксенофотов Г. В. Пастушеский быт и мифологическое воззрение' классического Востока. — Иркутск, 1929. — 41 с.
- Ксенофотов Г. В. Хрестес. Шаманизм и христианство (факты и выводы). -Иркутск, 1929. Типография «Власть труда». — С. 1−8.
- Ксенофонтов Г. В. Шаманизм. Избранные труды / Г. В. Ксенофонтов. — Якутск: Север-Юг, 1992. 351 с.
- Культура Центральной Азии: письменные источники / Отв. ред. K.M. Герасимова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. — Вып. 2. — 224 с.
- Ланге JI. Дневник путешествия Лоренца Ланге в Китай// Гирченко В/ Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и 1 пол. XIX вв. о бурят-монголах. Улан-Удэ: Гос. Бурят-Монгольское изд-во, 1939. — С.15.
- Лункин Р. Шаманизм в Республике Бурятия / Р. Лункин // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бордо, C.B. Филатов. T. IV. — М.: Университетская книга, Логос, 2006. — С. 122−124.
- Манзанов Г. Е. Религиозность бурят Байкальского региона (по материалам социологических исследователей) / Г. Е. Манзанов // Воспитательноепространство школы как среда самоопределения личности: материалы'1
- Междунар. науч.-практ. конф., 29 апр. 2004 г. Ч. 1. — Улан-Удэ: Бэлиг, 2006.-С. 53−57.
- Манзанов Г. Е. Религиозные традиции в культуре бурятского народа / Г. Е. Манзанов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. — 192 с.
- Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины (Опыт атеистической интерпретации) / И. А. Манжигеев. — М.: Наука, 1978.-127 с.
- Мартос А.И. Письма о Восточной Сибири // Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и 1 пол. XIX вв. о бурят-монголах. Улан-Удэ: Гос. Бурят-Монгольское изд-во, 1939. — С. 66.
- Межнациональные и этнические вопросы Бурятии (Администрация Президента) / Отв. ред. A.A. Елаев. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. — 132 с.
- Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. — Вып. 2.-160 с.
- Митупов К.Б.-М. Социальные процессы в Бурятии на рубеже XX—XXI вв. / К. Б.-М. Митупов // Байкальский регион в переломные периоды истории (XIX-XXI вв.). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. — С. 35−44.
- Михайлов В.А. Религиозная мифология. Улан-Удэ: Соел, 1996. — 111 с.
- Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура, социальные функции / Т. М. Михайлов. Новосибирск: Наука. Сибир. отделение, 1987.-288 с.
- Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен до XVIII в.) / Т. М. Михайлов. Новосибирск: Наука. Сибир. отделение, 1980. -320 с.
- Михайлов Т.М. О современном состоянии шаманизма в Сибири // Критика и идеология ламаизма и шаманизма: материалы семинара лекторов-атеистов (22−26 мая 1964 г.). Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1965. — 131 с.
- Михайлов Т.М. О шаманской религии и поэзии бурят / Т. М. Михайлов // Хухэ Мунхэ Тэнгэри: сборник шаманских призываний. Улан-Удэ: Республиканская типография. 1996. — С. 14.
- Михайлов Т.М. Преодоление религиозных пережитков в Бурятии / Т. М. Михайлов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1987. — 142 с.
- Михайлов Т.М. Шаманские пережитки и некоторые вопросы быта и* культуры народов Сибири / Т. М. Михайлов // Вопросы преодоления пережитков ламаизма, шаманизма и старообрядчества. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1971. — С. 57−58.
- Небесная дева лебедь: Бурятские сказки, предания и легенды / И. Е. Тугутова, А. И. Тугутова. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1992. -368 с.
- Нимаев Д.Д. Проблемы этногенеза бурят. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988.-169 с.
- Обращение в монгол-бурхану // Фольклор Курумчинской долины / Сост. С. С. Бардаханова. Улан-Удэ: Изд-во БЩ СО РАН, 1999. — С. 106.
- Очерки истории культуры Бурятии / Отв. ред Е. М. Залкинд. улан-УдЭ: Бурят, кн. изд-во, 1972. — Т. I. — 491 с.
- Павлов Е.В. Вариативность уранического пантеона западных бурят и этническая история Предбайкалья / Е. В. Павлов // Этническая культура, история и современность. М. — Улан-Удэ: ИПК ФСГОУ ВПК ВСГАКИ, * 2002. — С. 32−62.
- Павлов Е.В. Истоки и семантика культа «монгол-бурханов» у предбайкальских бурят / Е. В. Павлов, С. Б. Болхосоев // Этнические процессы и традиционная культура. М.-Улан-Удэ: ИПК ФСГОУ ВПК ВСГАКИ, 2005. — С. 67−83.
- Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства / П. С. Паллас. СПб.: Изд-во Имп. АН, 1788. — Ч. III, кн. 1 — 480 с.
- Петри Б.Э. Старая вера бурятского народа: научно-популярный очерк / Б. Э. Петри. — Иркутск: Типография издательства «Власть Труда», 1928. 78 с.
- Писарев М.Н. Сибирь: историко-географический очерк / М. Н. Писарев.- М. -Петроград, 1915.
- Под вечно синим небом (воды, традиции, даты): Шаманский религиозный календарь / Автор-сост. С. Ж. Гомбоев. Улан-Удэ: Республиканская' типография, 2003. — 96 с.
- Подгорбунский И.А. Идеи бурят шаманистов о душе, смерти, загробном мире и загробной жизни / И. А. Подгорбунский // Известия ВСОРГО. Т. XXV. — Иркутск, 1891. — № 1. — С. 18−33.
- Подгорбунский И.А. Из мифологии бурят и монголов шаманистов / И. А. Подгорбунский // Сибирский сборник. Приложение к «Восточному * обозрению». Вып. IV-V. — 1894. — С. 1−34.
- Подгорбунский И.А. Сказания и песни бурят / И. А. Подгорбунский // Известия ВСОРГО. Т. XLIV. — Иркутск, 1915. — С. 91−107.
- Подгорбунский И.А. Шаманские верования монголов и бурят / И. А. Подгорбунский // Прибавление ИЕВ. 1895. — № 1−8.
- Потанин Г. Н. Поверия о духах и почитании священных гор, лесов и камней / Г. Н. Потанин // Сборник к 80-летию со дня рождения Г. Н. Потанина: Избранные статьи и биографический очерк. — Томск, 1915. — С. 25−31.
- Потанина А. Рассказы о бурятах, их вера и обычаи / А. Потанина. М.:'к
- Типография K.JI. Меньшова, 1912. — 61 с.
- Религиоведение: уч. пособие / Ред. В. В. Солдатов. СПб.: Лань, 2003. — 800 с.
- Религиоведение / Энциклопедический словарь. — М.: Академический Проект, 2006. 1256 с.
- Сагалаев A.M. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал / A.M. Сагалаев, И. В. Октябрьская. Новосибирск: Наука. Сибир. отделение, 1990.-209 с.
- Санжиев Г. Л. Бурятия: История (XVII-XIX вв.) / Г. Л. Санжиев, Е. Г/ Санжиева. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, ун-та, 1999. — Вып. 4. — 356 с.
- Сахаровская Л.В. История и проблемы нижнеудинских бурят / Л. В. Сахаровская. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2009. — 290 с.
- Скрынникова Т.Д. Традиционное мировоззрение бурят и шаманизм / Т. Д. Скрынникова // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. — Вып. 2. — С.3−19.
- Словарь общественных наук: философия, религиоведение, культурология, политология, социология, этика, эстетика. Р.-н-Д.: Феникс, 2007. — 475 с.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. -М., 1987.-1599 с.
- Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бордо, C.B. Филатов. — T. IV. — М.: Университетская книга, Логос, 2006. — 366 с.
- Современные шаманы Бурятии (МРОШ «Тэнгэри»). — Улан-Удэ: б.и., 2005.- 18 с.
- Стуков К. Заметка о шаманстве бурят / К. Стуков // Традиции Православных миссий Иркутской епархии. T. III. — Иркутск, 1885. — С. 5861.
- Стуков К. Нечто о монголо-бурятской присяге / К. Стуков // Прибавление ИЕВ. 1879.-№ 20. — С. 213−216.
- Танганова Т.С. Застольные песни бурят Предбайкалья (сравнительно-сопоставительный анализ) / Т. С. Танганова // Этнические процессы и традиционная культура. М.-Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2005. -С. 181−196.
- Токарев С.А. Ранние формы религии / С. А. Токарев. М.: Политиздат, 1990.-622 с.
- Тумунов Ж.Т. Очерки из истории агинских бурят / Ж. Т. Тумунов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1988. — 173 с.
- Филь М. Влияние религиозного фактора на рост этнонационализма в современной России / М. Филь // Власть. 2005. — № 9. — С. 44−50.
- Фольклор Курумчинской долины / Сост. С. С. Бардаханова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. — 137 с.
- Функ Д.А. Миры шаманов и сказителей: Комплексное исследование телеутских и шорских материалов / Д. А. Функ. М.: Наука, 2005. — 398 с.
- Хагдаев В.В. Шаманизм и мировые религии / В. В. Хагдаев. Иркутск: Изд-во ОАО «Иркутская типография № 1″, 1998. — 80 с.
- Хамзина Е.А. Два шаманских погребения из Кижинги / Е. А. Хамзина, Н. В. Именохоев // Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1981. — С. 84−109.
- Хангалов М.Н. Собрание сочинений: В 3 т. / М. Н. Хангалов. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2004.
- Ханхараев B.C. Буряты в XVII-XVIII вв.: демографическая история и этнические процессы / B.C. Ханхараев.- Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. 2000. 148 с.
- Харитонова В.И. Без веры и надежды.(К проблеме возрождения традиционных религиозно-магических практик) / В. И. Харитонова // Этнографическое обозрение. 2003. — № 3. — С. 60−83.
- Харитонова В.И. Введение: шамановедение это не только этнология / В. И. Харитонова // Этнографическое обозрение. — 2007. — № 1. — С. 3−5.
- Харитонова В.И. „Избранники духов“, „преемники колдунов“, „посвященные учителями“: обретение магико-мистический свойств, знаний, навыков / В. И. Харитонова // Этнографическое обозрение. 1997. -№ 5.-С.(16−35.
- Харитонова В.И. Исследование феномена или обоснование теорий / В. И. Харитонова // Этнографическое обозрение. 2007. — № 1. — С. 56−69.
- Харитонова В.И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже < тысячелетий / В. И. Харитонова. М.: Наука, 2006. — 372 с.
- Харитонова В.И. Шаманы и шаманисты: некоторые теоретические * аспекты изучения шаманизма и иных традиционных верований и практик / В. И. Харитонова // Этнографическое обозрение. — 2004. № 2. — С. 99−127.
- Харитонова В.И. „Шаманизм“ в современной России: к проблеме возрождения / В. И. Харитонова // Этнографическое обозрение. 2009. — № 6.-С. 148−164.
- Хухэ Мунхэ Тэнгэри / Сост. Ц. А. Жимбиев, ред. Л. Д Шагдаров. Улан-Удэ: Республиканская типография, 1996. — 272 с.
- Центрально-азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты: материалы Междунар. науч. симпоз., 20−26 июня, г/ Улан-Удэ, оз. Байкал. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1996. — 156 с.
- Цыбиктаров А.Д. Бурятия в древности. История (с древнейших времен до XVII в.) / А. Д. Цыбиктаров. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 1999. -Вып. 3.-266 с.
- Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные как источники по истории бурят / Ц. Б. Цыдендамбаев. — Улан-Удэ: Респ. типография, 2001. 256 с.
- Цыренова З.Е. Сохранение и развитие традиционной культуры коренныхнародов Восточной Сибири в годы советской власти (1920- конец 80-х гг.) I
- З.Е. Цыренова. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, ун-та, 2004. — 155 с.
- Чепалыга А.И. Регионы России: справочник / А. И. Чепалыга. М.: Изд.-торг. корпорация „Дашков и К°“, 2009. — 100 с.
- Шагланова O.A. Традиционные верования тункинских бурят (вторая половина XIX—XX вв.) / O.A. Шагланова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. -179 с.
- Шадаева А.Т. Некоторые проблемы этнокультурной истории бурят / А. Т. Шадаева. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, госуниверситета, 1998. — 148 с.
- Экология и традиционные религиозно-магические знания: материалы Международного интердисциплинарного науч.-практ. симп. 9−21 июля 2001 г. — М.: Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН, 2001. — 307 с.
- Элиаде М. История веры и религиозных идей: от Магомета до Реформации / М. Элиаде. М.: Академический Проект, 2008. — 463 с.
- Этническая культура: история и современность. Сер. Сибирь: этносы и культуры. — Вып. 7. — М. — Улан-Удэ: ИПК ФСГОУ ВПК ВСГАКИ, 2002.-207 с.
- Этнические процессы и традиционная культура. Сер. Сибирь: этносы и культуры. Вып. 9.- М.-Улан-Удэ: ИПК ФСГОУ ВПК ВСГАКИ, 2005. — 223 с.
- Tkacz, Virlana Shanar: Dedication Ritual of a Buryat Shaman in Siberia: as condacted by Bayir Rinchinov / Virlana Tkacz, Sayan Zhambalov, Wanda Phipps. New York: Parabola books, 2002. — 182.
- Humphrey, Caroline Shamans in the City / Caroline Humphrey // Anthropology Today, Jun99, Vol. 15, Issue 3, p3, 8p.
- Материалы периодических изданий
- Басаев С. Кем были буряты 100 лет назад / С. Басаев // Информ полис. -2008. 7 мая (№ 19). — С. 22.
- Хагдаев В.В. Интрига среди шаманов / беседу вел Т. Балашов // Номер один (газета). 2009. — № 21. — 27 мая. — С. 30.
- Хагдаев В.В. Связи музея расширяются / В. В. Хагдаев // Байкальские зори (газета). 2004. — 25 декабря. — С. 4−5.
- Цыдыпов Б.Ц. О нашем духовном здоровье / беседу вел И. Игумнов // Бурятия (газета). 1996. — 18 окт. — С. 6.
- Цырендоржиев Б.Ж. Знать свой род до пятнадцатого колена / беседу вела О. Доржиева // Аргументы и факты в Бурятии (газета). — 2005. № 47. — С. 3.
- Цырендоржиев Б.Ж. Шаманы: секреты врачевания / интервью ведет М. Игумнова // Пилюля (газета). — 2008. 15 октября. — № 19 (130). — С. 16.
- Александров Тихон Афанасьевич, 1928 г. р., род Халсамэ (шаман). Проживает в Иркутской области Ольхонском районе с. Алагуй.
- Асалханов Василий Тапхадаевич, 1929 г. р., род Сэгэн (шаман). Проживает в Республике Бурятия Еравнинском районе с. Можайка. Выходец из Ольхонского района. В 1959 г. переехал в у. Эгита Еравнинского района.
- Баймеев Владимир Васильевич, 1930 г. р., род Хурумшинский (шаман).1 Проживает в Иркутской области Баяндаевском районе с. Загатуй.
- Балюева Галина Андреевна, 1937 г. р., род Туулайраг (шаманка). Проживает в Иркутской области Эхирит-Булагатском районе пос. Усть-Ордынский, ул. Ленина 19−43.
- Бахаев Владимир Балдынович, 1927 г. р., род Булхырог (шаман). Проживает в Иркутской области Баяндаевском районе с. Загатуй.
- Болдаков Покроп Ильич, 1923 г. р. род Шоно (шаман). Проживает в Иркутской области Ольхонском районе с. Бугульдейка.
- Борголов Евгений Николаевич, 1965 г. р., род Хурумшинский (шаман).1 Проживает в Иркутской области Баяндаевском районе с. Хиней, ул. Депутатская, 20.
- Даханов Тихон Данилович, 1930 г. р., род Алагуй (шаман). Проживает в Иркутской области Ольхонском районе с. Бугульдейка, ул. Рабочая, дом 6−1.
- Малашинова Раиса Леонтьевна, 1935 г. р. (шаманка). Проживает в1 Иркутской области Аларском районе с. Шабшалтуй.
- Моднова Феодосия Кирилловна, 1924 г. р., род Мэкша. Выходец из Ольхонского района Иркутской области. Проживала в г. Улан-Удэ до2009 г.
- Николаев Василий Батаевич, 1926 г. р., Хурумшинский род. Выходец из Баяндаевского района (у. Хиней) Иркутской области. Проживал в г. Улан-Удэ до 2000 г.
- Николаева Майна Алексеевна, 1931 г. р. род Ользон. Проживает в» Иркутской области Ольхонском районе с. Еланцы.13,Орбодоев Валерий Орлоович, 1963 г. р., род Тыхынэ (Хамнай) (шаман). Проживает в Иркутской области Ольхонском районе с. Еланцы, ул. Заречная.
- Трофимова Софья Фадеевна, 1935 г. р., род Икинат (шаман). Проживает в Иркутской области Аларском районе с. Аляты, ул. Нагорная, 9.
- Уксаев Александр Ильич, 1937 г. р., род Хурумшинский (шаман). Проживает в Иркутской области Баяндаевском районе с. Хиней.
- Хагдаев Валентин Владимирович, 1959 г. р., род Буин (шаман).1 Проживает в Иркутской области Ольхонском районе с. Еланцы, ул. Ленина, 28.
- Хантуев Александр Арсентьевич, 1961 г. р., род Ашабагат (шаман). Проживает в Иркутской области Эхирит-Булагатском районе пос. Усть-Ордынский, ул. Горького, 44.
- Хастаев Василий Урмаевич, 1933 г. р., род Хурумшинский (шаман). До2010 г. проживал в Иркутской области Баяндаевском районе с. Хиней.
- Хастаева Тамара Николаевна, 1936 г. р., род Хурумшинский. Проживает в Иркутской области Баяндаевском районе с. Хиней. к
- Хоргоев Игнат Францевич, 1931 г. р., род Ехэ Шоно (Хамнай) (шаман). Проживает в Иркутской области Ольхонском районе с. Анга.
- Шеботкина Татьяна Сафроновна, 1932 г. р., род Сэгэн. Выходец из Ольхонского района, до 1985 г. проживала в с. Хиней Баяндаевском районе Иркутской области. В настоящее время проживает в г. Улан-Удэ. >
- Бурятско-русский глоссарий шаманских терминов, используемых в диссертации
- Амай Саган нойон (Ама Саган нойон) букв. «Белоротый князь" — дух-хозяин истока Ангары. Имя его связывают с названием реки: в слове «Ангара» есть значение чего-то открытого, разверстого1.
- Небесная дева лебедь: Бурятские сказки, предания и легенды / Сост. И. Е. Тугутова, А. И. Тугутова. Иркутск: Восточно-Сибирское изд-во, 1992. — С.335.
- ДуЬаалга обрядовое возлияние водки или вина путем капанья или брызганья на тлеющие угольки огня, обложенные богородской травой4, угощение с целью задабривания.
- Нэрьеэр утха — небесное происхождение. Его приобретал потомок человека, убитого молнией, но этот вид корня не передавался по наследству .
- Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины / И. А. Манжигеев. М.: Наука, 1978. — С. 47.
- Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: История, структура и социальные функции / Т. М. Михайлов. — Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1987. —С. 96.
- Манжигеев И.А. Указ. соч. С. 51.
- Михайлов Т.М. Указ. соч. С. 95.
- Дарханова А.И. Полевой дневник 2006 г. Ольхонский, Баяндаевский районы Иркутской области. С. 8.
- Обряд Ахэн теедэнто (доел, «старшей бабушке») проводится для, предотвращения женских болезней. Обряд имеет распространение в среде бурят племен эхирит и булагат.
- Михайлов Т.М. О Буха-нойоне / Т. М. Михайлов // Этнологические исследования. Вып. 1. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. — С. 15−28.
- Камень нефрит также считается священным, различные предметы из нефрита могут считаться буудалами.
- Обряд бэшэшэтэ (производное от «бэшэхэ» «писать») проводится за (благополучную учебу, сдачу экзаменов и пр. Т. М. Михайлов считает, что1 бэшээшэд — это писари Эрлэн-хана10.
- Обряд заяабрин тевдэдо (доел, «бабушка заяабаря») или заяабрин< басаганта (доел, «дочь заяабаря») проводится также для почитания духа-' покровителя человека. Она дает детей бездетным людям.
- Обряд Зулхэ-нойод — хозяевам реки Лены, которые, по словам шамана
- B.В. Хагдаева, покровительствуют военным и людям, работающим в силовых структурах11.
- Брызганье проводят дома, ставят один котел молочной водки, заваренныйчерный чай, белую пищу, очищают все зажженной пихтовой корой (ёдоо).
- Обряд проводят для семейного благополучия.
- Обряд машинэн, машинай архи («брызганье за машину») проводят чтобыне было проблем с личным транспортом, раньше называли «морьнэ"конский», «за коня»).
- Обряд могой сасали (могой змея) делают бараньим жиром, ставятсметану на лист и капают водкой. Змее брызгают для предотвращения болей в ---, ч
- Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм. С. 230.
- Дарханова А.И. Полевой дневник 2004−2005 гг. Ольхонский район Иркутской области. С. 22−23.
- Обряд утха хундло (доел. пер. «почтить, уважить утха шаманскую родословную») — обряд посвящения, при проведении которого в жертву приносят обычно двух белых баранов (при хуйтэни утха приносят в жертву черных баранов).
- Обряд хаара хуса обряд черной овцой, который может проводить только хуйтэни шаман. Посвящается черная овца хуйтэни бурханам.
- Обряд харгын гурбын (доел, «дорожных трое») посвящается хозяину 3-х дорог. Проводится за благополучие в дороге, однако его следует проводить в ночное время. Посвящается покровителям дорог, автомобилистов, тех, кто находится в пути.
- Обряд харгын дурбын (доел, «дорожные четверо»). Проводится за благополучие в дороге. Брызганье производят на 4 стороны света, не зависимо, в какую сторону едешь-
- Обряд харгынтьи проводится за благополучие в дороге, особенно дальней-
- Шаман начинает призывать душу к телу, заманивая любовью близких людей/
- Обряд Хэжгудэ (хэжиг «болезнь» на диалекте баяндаевских бурят) проводят, чтобы не было болезней, в том числе от детских. У западных бурят * считается, что болезнями управляют божества холода или чужеродные1 божества.
- Одьгон (удаган, утаган) — шаманка.
- Одьгон-теедэй (доел, «шаманка-бабушка») сильная, особо почитаемая шаманка, относящияся к категории предков теодэй (бабушка).
- Онго оруулха техника «вселения духа» в тело шамана. Практикуется некоторыми шаманами Забайкалья.
- Онгон вещественное воплощение какого-либо почитаемого духа, оказывающего покровительство супругам, детям, защищающим скот, дающим1 удачную охоту и пр. (в зависимости от специализации).
- Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм. С. 230.16 Там же. С. 67. общественного здания, выборами местной администрации, поездкой в дальний путь, в связи с каким-нибудь бедствием и т. д17.
- Тагша бариха хун дословно переводится как «чашу держащий человек», т. е. жрец, исполняющий обязанности шамана (шаманствующая личность).
- Тоонтолхо обряд закапывания последа ребенка, особенно важен этот обряд для мальчиков21.
- Утха (удха) шаманская наследственность, шаманский корень (происхождение).
- Халууни утха (доел, «горячее происхождение») передача шаманского корня по отцу, по прямой линии.
- Хари утха (доел, «чужеродное пришлое происхождение») передача шаманского корня по матери.
- Хуйтэни утха — чужеродное (холодное) шаманское происхождение. Шубуун утха — (доел, «происхождение от птицы» имеется в виду от орла) передача шаманского корня от Шубуу-нойона.
- Хухэ Мунхэ Тэнгэри: сборник шаманскиъх призываний / Сост. Ц. А. Жимбиев, ред. Л. Д Шагдаров. Улан-Удэ: Республиканская типография, 1996.-С. 14.
- Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм. С. 69.
- Дашиева Н.Б. Бурятские тайлганы (опыт историко-этнографическо7го исследования) / Н. Б. Дашиева. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2001. — С. 5.
- Михайлов Т.М. О шаманской религии и поэзии бурят / Т. М. Михайлов // Хухэ Мунхэ Тэнгэри: сборник шаманскиъх призываний. Улан-Удэ: Республиканская типография. 1996.-С. 14.
- Дарханова А.И. Полевой дневник 2008 г. п. Усть-Ордынский, — С. 5.
- Схема 1 Классификация бурятских шаманов по принципам Т.М.1 2 Михайлова (с некоторыми дополнениями С.Б. Болхосоева)
- Михайлов T.M. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции / Т. М. Михайлов. -Новосибирск: Наука, 1987. С. 94−101.
- Схема 2 Классификация современн ых шаманов западных бурят (поОматериалам автора) по принципам Т.М. МихайловаI1. УСТАВ
- Эхири|г-Бтдагатс1соГ' релии13. «Сахшга н-? 'счет14.Место раьаконода', 6. «Сатилга. ¦ лагатсковид РоссиРскЬ
- Членами шие 18 л.. «Сахилнашем собр 2, ЗВ1ход и-'Яша'.анистов «Сахилгаан1» Общие полойсени'
- Решениг о приеме в членг оргаюг. атчш «Сахилгаан"принш.сается на обIшии по тагвлешю лига. желающего б^ть прин’тпл в"Сахилгаан"')ахилгаан"осу.цествл етс- в добровольном пор-дтсе путем подачи чагвдени" — с по решению оби11ШёнкгпСазс1Ш1