Традиционные земледельческие, скотоводческие и промысловые культы сибирских татар
Диссертация
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что оно является первым описанием ранее не изученного компонента духовной культуры сибирских татар — системы земледельческих, скотоводческих и промысловых культов. Выявлены элементы культов в обрядах и праздниках Эмэль, Цым, Карга буткасы, Сабантуй, Саламат и обряде вызывания дождя. В работе приводятся оригинальные тексты благопожеланий… Читать ещё >
Содержание
- Введение.'
- Глава 1. Традиционные промысловые культы сибирских татар
- 1. 1. К проблеме систематизации промысловых культов
- 1. 2. Магические действия, связанные с промыслом
- 1. 3. Представления о духах-хозяевах мест и покровителях промысла
- 1. 4. Приметы и запреты.'
- 1. 5. Талисманы и амулеты
- 1. 6. Значение семейных и родовых покровителей в промысловом культе
- Глава 2. Традиционные земледельческие и скотоводческие культы «сибирских татар
- 2. 1. Земледельческие культы
- 2. 2. Скотоводческие культы.'
Список литературы
- Абашин С.Н. Ислам и культ святых в Средней Азии // Этнографическое обозрение. 2001. — № 3.
- Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и этнокультурные связи. Фрунзе: Наука, 1990. — 404 с.
- Абрамзон С.М. Рождение и детство киргизского ребенка (из обычаев и обрядов тяньшаньских киргизов) // Сборник музея антропологии и этнографии. Т. XII. — 1949. — С. 78−138.
- Абрамова А.А. Где прячется счастье охотника (к вопросу бытования промыслового культа у сибирских татар) // Культурология традиционных сообществ: Материалы Всероссийской научной конференции молодых ученых. Омск, 2002. — С. 71−74.
- Абрамова А.А. История одного обряда (к вопросу о мусульманско-языческом синкретизме у тарских татар) // Интеграция археологических и этнографических исследований. Владивосток- Омск, 2000. — С. 209−213.
- Абрамова А.А. К вопросу определения хозяйственных культов в системе традиционного мировоззрения (на примере тоболо-иртышских татар) // IV Конгресс этнографов и антропологов России. Нальчик, 20−23 сентября, 2001 год. Тезисы докладов. М., 2001.
- Абрамова А.А. К представлениям об окружающей среде тарских татар (конец XIX—XX вв.) // Система жизнеобеспечения традиционных обществ в древности и современности. Томск, 1998.- С. 161−162.
- Абрамова А.А. О представлениях тарских татар, связанных с охотничьим и рыболовным промыслами // Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1998. — С. 149−151.
- Абрамова А.А. Образы водных существ в представлениях тоболо-иртышских татар // Материалы научной молодежной конференции «Молодые ученые на рубеже третьего тысячелетия». Омск, 2001. — С. 3031.
- Абрамова А.А. Особенности обряда вызывания дождя у тарской группы сибирских татар // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории. Томск, 2001. — С. 93−94.
- Абрамова А.А. Третий охотник (к вопросу бытования промыслового культа у сибирских татар) // Культурология традиционных сообществ: Конкурсные работы молодых ученых. Омск, 2002. — С. 57−71.
- Абрамова А.А. Элементы обряда вызывания дождя у тоболо-иртышских татар // Интеграция археологических и этнографических исследований. — Нальчик- Омск, 2001. С. 189−194.
- Абрамова А.А., Коломиец О. П. Образ птицы в традициях и фольклоре некоторых групп сибирских татар // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 2000. — С. 143−145.
- Абрамова А.А., Матвеев А. В. «Юл хаир» и другие традиционные обряды отправления человека в дорогу у тарских татар // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 2000. — С.141−143.
- Абрамова А.А., Ярзуткин Ю. Н. Рыбопромысловый календарь населения д. Эбаргуль (к вопросу о традиционном природопользовании) // Культурология традиционных сообществ: Материалы Всероссийской научной конференции молодых ученых. Омск, 2002. — С. 78−84.
- Абрамян JT.A. Общее двойничество по некоторым этнографическим и фольклорным данным // Историко-филологический журнал. 1977. — № 2 — С. 15−23.
- Авдеев И.И., Струкова И. П. Тобольские и тюменские татары (Историко-этнографический очерк) // Омская область. 1937. — № 3 — С. 66−73.
- Агапкина Т.А. Кузьма и Демьян // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: «ЭЛЛИС ЛАК», 1995. — С. 235.
- Агапкина Т.А. Месячные // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: «ЭЛЛИС ЛАК», 1995. — С. 258−260.
- Агапкина Т.А. Пасха // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: «ЭЛЛИС ЛАК», 1995. — С. 299.
- Агроклиматический справочник по группе северных районов Омской области. Свердловск, 1966. — 162 с.
- Аграрные культы, земледельческие культы // Атеистический словарь / Под ред. М. П. Новикова. М.: Политиздат, 1986. — С. 7−8.
- Ажигали С.Е. Религиозность и обрядность сельчан Казахстана в ближайшей ретроспективе // Обычаи и обряды казахов в прошлом и настоящем. Алматы, 2001. — С. 35−96.
- Аламшоев М.М., Каландаров Т. С. Об одном ирригационном празднике шунганцев долины Ф. Шахдары (Западный Памир) // Этнографическое обозрение. 2000. — № 4. — С. 68−73.
- Алексеев М.П. Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей. Иркутск, 1941. — 368 с.
- Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. — Новосибирск: Наука, 1980. 318 с.
- Алишина Х.Ч. Тоболо-иртышский диалект языка сибирских татар. — Казань: Изд-во Казанского педагогического института, 1994. 119 с.
- Анисимов А.Ф. Космогонические представления народов Севера. М.- Л.: Наука, 1959.-285 с.
- Анисимов А.Ф. Общее и особенное в развитии общества и религии народов Сибири. Л.: Наука, 1969. — 148 с.
- Анисимов А.Ф. Представления эвенков о шингкэн’ах и проблема происхождения первобытной религии // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1949. — Т. XII. — С. 160−194.
- Антонова Е.В., Чвырь Л. А. Таджикские весенние игры и обряды и индоиранская мифология // Фольклор и историческая этнография. М., 1983. — С. 22−43.
- Аргынбаев X. Народные обычаи и поверья казахов, связанные со скотоводством // Хозяйственно-культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана. М., 1975. — С. 194−205.
- Атеистический словарь / Под ред. М. П. Новикова. М.: Политиздат, 1986.-512 с.
- Ахметова Ш. К. Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде. Новосибирск: Изд-во института археологии и этнографии СО РАН, 2002.-104 с.
- Ахметова Ш. К., Селезнев А. Г. О мусульманско-языческом синкретизме у народов Западной Сибири // Народы Сибири и сопредельных территорий. — Томск, 1995.-С. 263−272.
- Ахохова Е.А. Адыгский религиозный синкретизм: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1996.
- Байбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека. Л.: Знание, 1988.-32 с.
- Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Наука, 1993. — 239 с.
- Бартольд В.В. Сочинения. М.: Наука, 1973. — Т. VIII. — 735 с.
- Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М.: Мысль, 1970. — 144 с.
- Басилов В.Н. Оберег // Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. — М., 1993.-Вып. 5.-С. 135.
- Басилов В.Н. Пицен // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1988. -Т. 2.-С. 316.
- Басилов В.Н. Су Анасы // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1988.-Т. 2.-С. 471.
- Басилов В.Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1992.-328 с.
- Басилов В.В., Соколова З. Д. Народов Сибири верования // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика, 2002. — С. 273−282.
- Басилов В.Н., Тульцева JI.A. Культ (религиозный) // Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5. М., 1993. — С.113.
- Басилов В.Н., Филимонова Э. Г. Религиоведение в России // Религии народов Современной России: Словарь. М.: Республика, 2002. — С. 405.
- Бахрушин С.В. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI—XVII вв.. // Бахрушин С. В. Научные труды. М.: Наука, 1955. — Т. III. — Ч. I.
- Баширова З.А. Природа в религиозных представлениях сибирских татар // Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1984. — С. 87−89.
- Баялиева Т.Д. Доисламские верования и их пережитки у киргизов. — Фрунзе: Ил им, 1972. 170 с.
- Белич И.В. О начале исламизации сибирских татар // Проблемы этнографии и социологии культуры. Омск, 1988. — С. 103−106.
- Белич И.В. Культ медведя у сибирских татар // Обские Угры. Материалы II Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (12 16 декабря, 1999 г., г. Тобольск). — Тобольск- Омск, 1999. — С. 86−90.
- Белич И.В. Легенда о «ташатканском камне» // Аборигены Сибири: Проблемы изучения исчезающих языков и культур. Новосибирск, 1995. — Т. II.-С. 80−83.
- Белич И.В. Природа в доисламских верованиях сибирских татар (конец XIX начало XX вв.) // Культурные и хозяйственные традиции народов Западной Сибири. — Новосибирск, 1989. — С. 133−140.
- Белич И.В., Новикова Н. И., Томилов Н. А. Предметы религиозного культа в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского университета // Этнокультурные явления в Западной Сибири. — Томск, 1986. С. 190−195.
- Бережнова М.Л. Архаичные верования в современной деревне (к вопросу об этногрупповой принадлежности их носителей) // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 2000. — С.151−152.
- Березницкий С.В. Этнические компоненты верований и ритуалов коренных народов амуро-сахалинского региона. — Владивосток: Дальнаука, 2003.-486 с.
- Бикбулатов Н. Башкиры // Народы Башкортостана. Историко-этнографические очерки. Уфа, 2002. — С. 51−112.
- Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.- Л., 1950. — Т. II. — 215 с.
- Богдан Ю.А. Народная ветеринария тарских и курдакско-саргатских татар // Народная культура: Личность, творчество, досуг (этнокультурный и творческий потенциал личности в пространстве досуга. Омск, 2003. -С. 16−18.
- Богдан Ю.А., Кадырова Л. М. Традиционно-бытовые способы лечения животных у тарских и курдакско-саргатских татар // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск- Уфа, 1997. — С. 22−25.
- Богомолов В.Б. Скульптура сибирских татар XIX первой трети XX вв. // Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. — Омск, 1992. — С. 20−26.
- Бойнов А.И., Кузьмин А. И. Пойма Иртыша. Омск, 1975. — 346 с.
- Брагинский И.С. Из истории таджикской народной поэзии. М., 1956. -280 с.
- Бутанаев В. Я Культ богини Умай у хакасов // Этнография народов Сибири. Новосибирск, 1984. — С. 93−105.
- Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: Хакас, кн. изд-во, 1996. — 223 с.
- Валеев Ф.Т. Западно-Сибирские татары во II половине XIX начале XX вв. (Историко-этнографический очерк). — Казань: Татар, кн. изд-во, 1980. -232 с.
- Валеев Ф. Т. Обереги как пережиток доисламских верований у сибирских татар // Из истории Сибири. Вып. 19. — М., 1976. — С. 244−249.
- Валеев Ф.Т. О религиозных представлениях западно-сибирских татар // Природа и человек в религиозных верованиях народов Сибири и Севера. — М., 1976.-С. 320−331.
- Валеев Ф.Т. Сибирские татары. Казань: Татарское книжное издательство, 1993. — 208 с.
- Василевич Г. Некоторые данные по охотничьим обрядам и представлениям у тунгусов // Этнография. 1930. -№ 3. — С. 57−71.
- Васильев В.И. Сихиртя уходят под землю (предания) // От Урала до Енисея (народы Западной и Средней Сибири). Томск, 1995. — С. 5−35.
- Васильев С.С. Приметы о погоде, урожае и охоте якутов Соттинского наслега. Якутск: Изд-во ЯАССР, 1945. — 45 с.
- Введение // Этническая экология. М., 1991. — С. 5−18.
- Вдовин И.С. Историко-культурные данные по этногенезу чукчей и коряков // Проблемы этногенеза и этнической истории аборигенов Сибири. — Кемерово, 1986.-С. 120−123.
- Вдовин И.С. Природа и человек в религиозных представлениях чукчей // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири. Л., 1976.-С. 217−237.
- Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: «София», 2003. — 240 с.
- Вирсаладзе Е.Б. Грузинский охотничий миф и поэзия. — М.: Наука, 1976.
- Вирсаладзе Е.Б. Из истории охотничьего эпоса в Грузии // Краткие сообщения Института этнографии. 1958. — Т. XXIX. — С. 70−75.
- Вундт В. Миф и религия. СПб., б.г.
- Гаджиева С.Ш. Традиционный земледельческий календарь и календарные обряды кумыков. Махачкала: Махачкалинское кн. Изд-во, 1989.-96 с.
- Ганцкая О.А. Поляки // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы (конец XIX начало XX вв.). Весенние праздники. — М., 1977.-С. 202−220.
- Георги Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов. -СПб., 1799.-Ч. II.-178 с.
- Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, а также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ и прочих достопримечательностей. — Ч. 1. СПб., 1776.
- Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. — Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 606 с.
- Горненский И.С. Легенды Памира и Гиндукуша. М.: Аллетея, 2000. — 208 с.
- Грачева Г. Н. Промысловый культ // Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5. М., 1993. — С. 171.
- Гроздова И.Н., Токарев С. А. Введение // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983.-С. 5−7.
- Демидов С. О пережитках верований, связанных с водной стихией и рыболовством у туркмен // Труды Института истории, археологии и этнографии АН Туркменской ССР. Т. VII. б.г., 1963. — С. 119−134.
- Денисова И.М. Зооморфная модель мира и ее отголоски в русской народной культуре // Этнографическое обозрение. 2003. — № 6. — С. 19−40.
- Джикиев А. Традиционные туркменские праздники, развлечения и игры. -Ашхабад: Ылым, 1983. -212 с.
- Древнетюркский словарь. JL: Наука, 1969. — 676 с.
- Дульзон А.П. Система счета времени у чулымских татар // Краткие сообщения Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.- JL, 1950. -С. 60−63.
- Дьяконова В.П. О значении реки и воды в культуре тюркоязычных народов Саяно-Алтая // Исторический ежегодник. Специальный выпуск. Посвящается 60-летию профессора Николая Аркадьевича Томилова. Омск, 2001.-С. 63−81.
- Дьяконова В.П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири. Л., 1976. — С. 268−290.
- Е. Среди инородцев Тарского округа // Сибирский вестник. 1894. — № 90.
- Еремин Г. И. Домусульманские верования «заболотных» татар Западной Сибири // Вопросы истории СССР. М., 1972. — С. 421−440.
- Женщина в мифах и легендах. Энциклопедический справочник. — Ташкент: Главная редакция энциклопедий, 1992. 304 с.
- Жигалина О.И. Календарно-праздничная культура курдов передней Азии: традиции и инновации // Календарно-праздничная культура народов зарубежной Азии: традиции и инновации. М., 1997. — С. 15−21.
- Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука, 1988. — 195 с.
- Жуковская Н.Л. Народные верования монголов и буддизм (к вопросу о специфике монгольского ламаизма) // Археология и этнография Монголии. — Новосибирск, 1978.-С. 36.
- Журавлев А.Ф. Должен ли диалектолог быть этнографом? // Русская речь. 1988. — № 5. — С. 94−96.
- Журавлев А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян. Этнографические и этнолингвистические очерки. М.: Изд-во «ИНДРИК», 1994.-256 с.
- Запреты религиозные // Атеистический словарь / Под ред. М. П. Новикова.-М.: Политиздат, 1986. 512 с. — С. 158.
- Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. М.: Индрик, 1995, — 432 с.
- Зеленин Д.К. Истолкование пережиточных религиозных обрядов // Советская этнография. 1934. -№ 5. — С. 3−16.
- Зеленин Д.К. Табу слов у народов Восточной Европы и северной Азии. Ч. 1. Запреты на охоте // Сборник Музея антропологии и этнографии Т. VIII.- 1929.-С. 1−152.
- Зенько А.П. Представления о сверхъестественном в традиционном мировоззрении обских угров: Структура и вариативность. Новосибирск: Наука, 1997.- 160 с.
- Зенько А.П., Селезнев А. Г. Об общих чертах в духовной и социальной культуре угорских и тюркских народов Западной Сибири // Проблемы этнографии и социологии культуры. Омск, 1988. — С. 44−41.
- Зиннер Э.П. Известия шведских военнопленных о Сибири // Ученые записки Иркутского педагогического института. Иркутск, 1961. — Вып. XVIII.-С. 21−30.
- Зиннер Э.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и ученых XVIII в. Иркутск, 1968.
- Зуев В.Ф. Материалы по этнографии Сибири XVIII в. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1947.-96 с.
- Иванов В.В. Близнечные мифы // Мифы народов мира: Энциклопедия. — М., 1991.-С. 174−176.
- Иванов С.В. Орнаментика и обряды, связанные с амурской лодкой // Советская этнография. 1935. — № 4−5. — С. 62−84.
- Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар. — Л.: Наука, 1979.- 195 с.
- Ионов В.М. Дух-хозяин леса у якутов // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1916. — Т. VI. — Вып. 1. — С. 1 -33.
- Ислам. Словарь атеиста / Под ред. М. Б. Пиотровского. М.: Политиздат, 1988.-254 с.
- Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. — 315 с.
- История правительственного обследования в XVIII в. Пермского края в этнографическом отношении // Известия Общества археологии, истории и этнографии Казанского государственного университета. 1929. — Т. XXXIV. — Вып. 3−4. — С. 27−54.
- Йунус // Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. — С. 121.
- Йусуф // Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. — С. 121−122.
- Йунус // Мусульманская священная история: От Адама до Иисуса. М.: Ладомир, 1996.-С. 169.
- Кабо В.Р. Первоначальные формы религии // Религии мира. История и современность. Ежегодник. 1986 г. -М., 1987.-С. 148−156.
- Кагаров Е. Классификация и происхождение земледельческих обрядов // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском государственном университете. Казань, 1929. — Т. XXXIV. — Вып. 3−4. -С. 189−196.
- Кайюм-Насыров. Поверья и обряды казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства. — СПб., 1880. 30 с.
- Каландаров Т.С. Святилища Западного Памира // Полевые исследования Института этнологии и антропологии РАН. М., 2002. — С. 219−239.
- Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники. М.: Наука, 1973. — 287 с.
- Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М.: Наука, 1983. — 305 с.
- Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Летне-осенние праздники. М.: Наука, 1978. — 296 с.
- Календарные обряды и праздники народов Восточной Азии. Годовой цикл. М.: Наука, 1988. — 360 с.
- Калоев Б.А. Земледелие народов Северного Кавказа. — М.: Наука, 1981. — 246 с.
- Кантемир Д. Книга Система или состояние мухамеданской религии напечатается повелением Его Величества Петра Великого. СПб., 1722.
- Карапетова И.А. Промысловые культы лесных ненцев // Религиоведческие исследования в этнографических музеях. Л., 1990. — С. 58−63.
- Каруновская Л.Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. VI. — 1927. -С. 35.
- Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов. Томск: Изд-во Том. унта, 1996.-264 с.
- Катанов Н. Известия Лоренца Ланге о Сибири и Сибирских инородцах // Ежегодник государственного Тобольского музея. Тобольск, 1905. — Вып. XV.
- Кереитов Р.Х. Мифологические персонажи традиционных верований ногайцев // Советская этнография. 1980. — № 2. — С. 117−127.
- Кисляков Н.А. Некоторые иранские поверья и праздники в описаниях западноевропейских путешественников XVII в. // Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. — М., 1973. С. 179−194.
- Кисляков Н.А. Охота таджиков р. Хингоу в быту и фольклоре // Советская этнография. — 1937. — № 4. — С. 104−119.
- Корусенко М.А. Погребальный обряд тюркского населения низовьев р. Тара в XVII—XX вв.: Опыт анализа структуры и содержания. Новосибирск: Наука, 2003.- 191 с.
- Корусенко М.А., Мерзликин В. В., Селезнев А. Г. Об особенностях погребальных сооружений тоболо-иртышских татар // Третьи исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова. Омск, 1995. — С. 122−126.
- Косидовский 3. Библейские сказания. М.: Политиздат, 1987. — 463 с.
- Костров Н. Каинская Бараба // Тобольские губернские ведомости, 1874. -Вып. 38.
- Краснодембская Н.Г. Приметы // Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. М., 1993. — Вып. 5- С. 167−168.
- Кужугет А.К. Зрелищность спортивных состязаний // Гуманитарные исследования в Туве. Сборник научных статей. М., 2001. — С. 209−217.
- Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1984.-191 с.
- Кьодо Э. Гарил: жертвоприношение предкам в культе Чингисхана // Этнографическое обозрение. 1993. -№ 2. — С. 97−102.
- Лаврентьева Л.С. Символические функции еды в обрядах // Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990.-С. 37−46.
- Лавров Л.И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев // Краткие исследования института этнографии. — 1951. С. 193−236.
- Липская-Бальронд Н. А. Материалы по этнографии гольдов // Сибирская живая старина. Иркутск, 1925. — Вып. Ill, IV. — С. 140−156.
- Лобачева Н.П. К истории календарных обрядов у земледельцев Средней Азии // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. — М., 1986.-С. 8−12.
- Лысенко О.В., Островский А. Б. Логические схемы окказиональных обрядов вызывания дождя белорусского Полесья // Язычество восточных славян.-Л., 1990.-С. 108−119.
- Мажитов Н.А. Южный Урал в XII XIV вв. — М.: Наука, 1977.
- Малов С.Е. Шаманский камень «яда» у тюрков Западного Китая // Советская этнография. 1947. — № 1.
- Маретин Ю.В., Трисман В. Г. Пережитки ранних форм религии у индонезийских рыболовов // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1970. — С. 120−146.
- Марков Г. Е. Очерки немецкой науки о народах. М.: Наука, 1993. — Ч. 2.
- Мерзликин В.В. Намогильные столбы тобольских татар // История и культура Сибири. Омск, 2001. — С. 298−305.
- Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: ВиМ, 1996. 544 с.
- Миллер Г. Ф. История Сибири. М.: Изд-во АН СССР, 1937. — 607 с.
- Муродов О. Древние образы мифологии у таджиков долины Заревшана. Душанбе: Изд-во «Дониш», 1979. — 116 с.
- Муродов О.М., Полякова Е. А. Трансформация мифологических и легендарных образов в таджикско-персидских хрониках XI XV вв. — Душанбе: Дониш, 1986. — 220 с.
- Мустафина P.M. Бытовой ислам в Казахстане // Обычаи и обряды казахов в прошлом и настоящем. Алматы, 2001. — С. 28−35.
- Мухиддинов И. Земледелие памирских таджиков Вахана и Ишкашима. -М.: Наука, 1975.-126 с.
- Напольеких В.В. Рец. на: Неоязычество на просторах Евразии. Сост., ред. В. А. Шнирельман / Приложение к журналу «Страницы». М., 2001. — 177 с. // Вестник Евразии. — М., 2002. — № 1 (16). — С. 151−159.
- Народные знания. Фольклор. Свод этнографических понятий и терминов. — М.: Наука, 1991. — Вып. 4.
- Негмати А. Земледельческие календарные праздники древних таджиков и их предков. — Душанбе, 1989. 127 с.
- Нильссон М. Греческая народная религия. СПб.: Алетея, 1998. — 245 с.
- Новиков А.И. Некоторые аналогии к мамонту из области алтайской этнографии // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1949. — Т. XI. — С. 160.
- Новикова Н.И. Традиционные праздники манси. М.: Изд-во РАН, 1995. -223 с.
- Новикова Н.И. Некоторые южные черты в духовной культуре манси // Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1979. — С. 189−191.
- Новосибирская область: Природа и ресурсы. Новосибирск, 1978.
- Огудин B.JI. Культ пещер в народном исламе // Этнографическое обозрение. 2003. — № 1. — С. 69−86.
- Островский А.Б. Мифология и верования нивхов. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997. — 288 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1993.-816 с.
- Пари // Женщина в мифах и легендах. Энциклопедический словарь. -Ташкент, 1992. С. 209−210.
- Перевалова Е.В. Две традиции в сакральном отношении к собаке у нижнеобских хантов // Интеграция археологических и этнографических исследований. Новосибирск- Омск, 1996. — С. 83−87.
- Петров В. Опыт стадиального анализа «охотничьих игрищ» (к постановке вопроса) // Советская этнография. 1934. — № 6. — С. 140−177.
- Пещерова Е.М. Праздник тюльпана (лола) в селе Исфара Кокандского уезда // Сборник в честь В. В. Бартольда. Ташкент, 1927. — С. 374−384.
- Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: Наука, 1991. — 219 с.
- Покровская А.В. Земледельческая обрядность // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. — С. 67−90.
- Полосин B.C. Синкретизм религиозный // Религии народов современной России. М., 2002. — С. 472−474.
- Попов А.А. Материалы по истории якутов б. Вилюйского округа // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1949. — Т. XI. — С. 255−313.
- Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991. — 210 с.
- Потапов Л.П. Охотничьи поверья и обряды у алтайских турков // Культура и письменность Востока. Баку, 1929.
- Потапов Л.П. Охотничий промысел алтайцев. (Отражение древнетюркской культуры в традиционном охотничьем промысле алтайцев). -СПб., 2001.- 167 с.
- Прокофьева Е.Д. Селькупы // Народы Сибири. М.- Л., 1956. — С. 679.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-365 с.
- Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л.: Наука, 1963.
- Путь к свету (вероучение, поклонение, нравственность). М.: Ихлас, 2002.-191 с.
- Радлов В.В. Из Сибири. -М., 1989. 749 с.
- Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. СПб., 1888. — Т. I., 1899. -Т. II., 1905.-Т. III, 1911.-Т. IV.
- Рахимов М.Р. Следы древних верований в земледельческих обячаях и обрядах таджиков Каратегина и Дарваза в XIX начале XX в. // Краткие сообщения Института этнографии. — 1958. — Т. XXIX. — С. 76−83.
- Рахимов P.P. Явление «зеленого Пророка» в представлении таджиков // Краткое содержание докладов Лавровских Среднеазиато-Кавказских чтений 1993 г. СПб., 1994. — С. 76−77.
- Родионов М.А. Ислам классический. СПб.: Азбука-классика, 2003. — 224 с.
- Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1955.-393 с.
- Русско-китайские отношения в XVIII веке. Материалы и документы. — М.: Наука, 1978.-С. 489.
- Сагалаев A.M. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск: Наука, 1992. — 176 с.
- Садыков К.С. Некоторые обряды и обычаи сибирских татар // Сибирские татары. Материалы I Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (14−18 декабря, 1998 г., Тобольск). Омск, 2000. — С. 145−147.
- Салмин А.К. Макрообряды типа чюк II Традиционное хозяйство и культура чувашей. Чебоксары, 1988. — С. 72−83.
- Сафиуллина Ф.С. Карманный татарско-русский и русско-татарский словарь. Казань: Казан. Кн. Изд-во, 1997. — 285 с.
- Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков (общетюркские и межтюркские основы на гласные) М.: Наука, 1974. — 349 с.
- Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские и межтюркские основы на буквы «В», «Г», «Д». М.: Наука, 1980.-395 с.
- Селезнев А.Г. Барабинские татары: истоки культуры и этноса. — Новосибирск: Наука, 1994. 176 с.
- Селезнев А.Г. Копье и гребень (к семантике антропоморфных намогильных сооружений тоболо-иртышских татар) // Интеграция археологических и этнографических исследований. М.- Омск, 1999. — С. 260−263.
- Селезнев А.Г. Локальные (ареальные) культурные комплексы как форма существования традиционной культуры // Интеграция археологических и этнографических исследований. СПб.- Омск, 1998. — Ч. И. — С. 57−62.
- Селезнев А.Г. Традиционная культура и культурология традиционных сообществ // Культурология традиционных сообществ: Конкурсные работы молодых ученых. Омск, 2002. — С. 10−22.
- Селезнев А.Г., Мерзликин В. В. Материалы по погребальной обрядности тюменских и тобольских татар // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. Новосибирск, 1999. — Т. 4. — С. 117−195.
- Селезнев А.Г., Мерзликин В. В. Намогильные столбы тобольских татар // Интеграция археологических и этнографических исследований. Нальчик- Омск, 2001. — С. 222−228.
- Селезнев А.Г., Селезнева И. А. Духи и души в традициях народного ислама Сибири (к изучению религиозного синкретизма в малых локальных культурных комплексах) // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск- Нальчик, 2001. — С. 229−236.
- Селезнева И.А., Селезнев А. Г. Рыболовство и охота в поселениях тарских татар (опыт исследования малых локальных культурных комплексов)
- Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. — Новосибирск, 2002.-С. 197−224.
- Селезнев А.Г., Селезнева И. А. Занге-Ата и Хызыр-Ильяс: исторические и этнические аспекты распространения ислама в Сибири // Этнографическое обозрение. 2003. — № 6. — С. 41−56.
- Селезнев А.Г., Селезнева И. А. Культурология сибирского ислама: Занге-Баба и Хазыр-Илйас в Сибири // Культурологические исследования в Сибири. 2003. -№ 3 (11). — С. 200−216.
- Селезнева И.А. Духовная культура как аспект хозяйственной деятельности // Досуг. Творчество. Культура. Омск, 2000. — Ч. 1. — С. 36−39.
- Селезнева И.А. Забой скота у тарских татар (по полевым материалам) // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск, 1999. -С. 189−193.
- Селезнева И.А. Молозиво в ритуальной практике сибирских татар // Тюркские народы: Материалы V Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск- Омск, 2002. — С. 469472.
- Селезнева И.А. Традиционное хозяйство тарских татар (вторая половина XIX начало XX века): Дис.. канд. ист. наук. — Новосибирск, 2000.
- Селькупская мифология / Сост. Г. И. Пелих. Томск: Изд-во HTJT, 1998. -80 с.
- Семенов А. Из области религиозных верований горных таджиков // Этнографическое обозрение. 1899. — № 4. — С. 81−91.
- Сенкевич-Гудкова В. В. Мамонт в фольклоре и изобразительном искусстве казымских хантов // Сборник Музея антропологии и этнографии. -1949.-Т. XI.-С. 156−159.
- Серебрякова М.Н. К вопросу об истоках и эволюции традиционного мировоззрения турок // Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии. М., 1992. — С. 61−97.
- Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995.-416 с.
- Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М.: Наука, 1969. — 336 с.
- Снесарев Г. П. Три Хорезмские легенды в свете демонологических представлений // Советская этнография. 1973. — № 1. — С. 48−59.
- Соколова В.К. Весеннее-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М.: Наука, 1979.
- Соколова З.П. Животные в религиях. СПб.: Лань, 1998. — 288 с.
- Сохадзе А.К. Пережитки скотоводческих культов у западногрузинских горцев // VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук. М., 1964. — С. 138−140.
- Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика. — М.: Наука, 2001.-822 с.
- Сухарева О.А. Пережитки демонологии и шаманства равнинных таджиков // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М.: Наука, 1975.-С. 5−85.
- Сыркина И.А. Фольклор тобольских татар как источник для изучения этногенеза и этнокультурных связей населения Северного Притоболья // Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1979.-С. 133−134.
- Таджики Каратегина и Дарваза / Под ред. Н. А. Кислякова, А. К Писарчик. Душанбе: Дониш, 1966. — Вып. 1. — 378 с.
- Тан-Богораз В.Г. К вопросу о применении марксистского метода к изучению этнографических явлений // Этнография. М., 1930. — № 1−2. -С. 3−52.
- Татарско-русский словарь. М., 1966.
- Татарско-русский учебный словарь / Под ред. Ф. А. Ганиева. М.: Диагора, 1993.-416 с.
- Татары Среднего Поволжья и Приуралья. — М.: Наука, 1967. 538 с.
- Титова З.Д. Барабинские татары // Из истории Сибири. М., 1976. — Вып. 19.-С. 108−148.
- Титова З.Д. Источники XVIII в. на западноевропейских языках по изучению коренных народов Сибири и Северо-Востока: Дис.. докт. ист. наук.-Л., 1989.
- Токарев С.А. Обычаи, обряды и поверья, связанные с животноводством // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. — С. 90−95.
- Токарев С.Н. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. — 622 с.
- Толстов С.П. Древний Хорезм. М.: Изд-во МГУ, 1948.
- Толстов С.П. Религия народов Средней Азии // Религиозные верования народов СССР. Т. 1. -М.- Л.: Московский рабочий, 1931. — С. 241−364.
- Толстова Л.С. Исторические предания Южного Приаралья. М.: Наука, 1984.-246 с.
- Толстые Н.И. и С.М. Заметки по славянскому язычеству. Вызывание дождя у колодца // Русский фольклор. Поэтика русского фольклора. М., 1981.-С. 53−68.
- Толстые Н.И. и С.М. Вызывание дождя в Полесье // Славянский и балканский фольклор. — М., 1978. С. 81−95-
- Томилов Н.А. Общественный быт и духовная культура томских татар // Духовная культура народов Сибири. Томск, 1980. — С. 137−167.
- Томилов Н.А. Особенности синтеза хозяйства и культуры у народов Южной и Средней полосы Западной Сибири // Особенности естественно-географической среды и исторические процессы. Томск, 1979. — С. 122−127.
- Томилов Н.А. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья. Томск.: Изд-во Том. Ун-та, 1983. — 215 с.
- Томилов Н.А. Проблемы этнической истории (по материалам Западной Сибири). Томск: Изд-во ТГУ, 1993. — 222 с.
- Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI первой четверти XIX вв. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1981. -275 с.
- Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек и общество. Новосибирск: Наука, 1988. — 224 с.
- Троицкая А.П. Каталог архива Кокандских ханов XIX века. М.: Наука, 1968.-582 с.
- Троицкая A.JI. Первые сорок дней ребенка (чилля) среди оседлого населения Ташкентского и Чимкентского уездов // В. В. Бартольду. — Ташкент, 1927. С. 352−368.
- Тульцева JI.A. Аграрные культы // Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. — М., 1993. Вып. 5. — С. 11−12.
- Тумашева Д.Г. Словарь диалектов сибирских татар. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1992.-255 с.
- Тумашева Д.Г., Насибуллина А. Х. Словарь диалектной лексики татарских говоров Тюменской области. Тюмень: ТОГИРРО, 2000. — 170 с.
- Тюрки Таежного Причулымья. Популяция и этнос. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991.-246 с.
- Уразманова Р.К. Годовой цикл традиционных обрядов и праздников сибирских татар // Сибирские татары. Материалы I Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (14−18 декабря, 1998 г., Тобольск). Омск, 2000. — С. 157−159.
- Уразманова Р.К. Годовой цикл традиционных обрядов и праздников сибирских татар // Сибирские татары. Казань, 2002. — С. 126−142.
- Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл XIX начала XX вв.). — Казань: Дом печати, 2001. — 196 с.
- Уразманова Р.К. Особенности традиционных народных праздников татар Среднего Поволжья (к вопросу этнического районирования культуры) // Этнокультурное районирование татар Среднего Поволжья. — Казань, 1991. -С. 78−104.
- Уразманова Р.К. Праздники и обряды астраханских татар // Астраханские татары. Казань, 1992. — С. 90−92.
- Фатеева М.Б. Религиозные верования сибирских татар. Образы духов-хозяев // Проблемы этнографии и социологии культуры. Омск, 1988. -С. 106−107.
- Фатыхова Ф.Ф. Образ птицы в этнографии и фольклоре башкир // Интеграция археологических и этнографических исследований. М.- Омск, 1999.-С. 225−226.
- Фиельструп Ф.А. Из обрядовой жизни киргизов начала XX века. М.: Наука, 2002. — 300 с.
- Филимонова Т. Д. Вода в календарных обрядах // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы (конец XIX начало XX вв.). — М., 1983.-С. 130−144.
- Храмова В.В. Западносибирские татары // Народы Сибири. М.- JL, 1956. -С. 473−491.
- Цинциус В.В. Воззрения негидальцев, связанные с охотничьим промыслом // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX — начале XX вв. М., 1971. — С. 170−189.
- Чернецов В.Н. Источники по этнографии Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. — 280 с.
- Чиндина JT. A История Среднего Приобья в эпоху раннего средневековья (рёлкинская культура). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. — 184 с.
- Шишкин А.С. Некоторые общие черты отношения к собаке в представлениях обских угров и иранцев // Интеграция археологических и этнографических исследований. Новосибирск- Омск, 1996. — С. 63−65.
- Шишкин В.А. Мазары в Зенги-Ата // Бартольду — туркестанские друзья, ученики и почитатели. Ташкент, 1927. — С. 161−168.
- Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999. -488 с.
- Ю (шков) И. Сибирские татары // Томские губернские ведомости. 1861. -№ 42.
- Языки мира. Тюркские языки. М.: Индрик, 1997. — 544 с.
- Ярзуткина А.А. Гульцун/Гульчан праздник цветов или булочек? // V Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. Омск. 9−12 июня 2003 г. — М., 2003. — С. 209.
- Ярзуткина А.А. Обряды и поверья курдакско-саргатских татар, связанные со скотоводством // Науки о культуре шаг в XXI в. Сборник материалов ежегодной конференции-семинара молодых ученых. — М., 2003. — С. 341−343.
- Ярзуткина А.А. Что такое «татарская Пасха»? (К вопросу о поиске корней обряда Цым/Цын у тобольских и курдакско-саргатских татар) //253
- Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Сборник научных трудов Омск, 2004. — Ч. II — С. 87−91.
- Ярзуткина (Абрамова) А.А., Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Хазыр Илйас в Сибири // Интеграция археологических и этнографических исследований. — Омск- Ханты-Мансийск, 2002. С. 253−257.
- Dioszegi V. Pre-Islamic Shamanism of the Baraba Turks and some Ethnogenetic Conclusions // Shamanism in Siberia. Budapest, 1978. — P. 83−167.
- Seleznev A.G. Le synretisme islam-paganisme chez les peuples turks de Siberie jccidentale // En islam Siberian Paris: Edition de I’EHESS, 2000. -P. 341−356.
- Taube Ja. Leonid Pavlovic Potapovs Materialen zur Kulturgeschichte der Usbeken aus den Jahren 1928−1930. Wiesbaden: Harrasowits Verlag, 1995.