Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Номинативное предложение как компонент структуры текстового целого: на материале немецкоязычной прозы и поэзии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

НП участвует в ритмико-композиционном членении, как фрагмента текста, так и поэтического произведения. Для поэзии проблема ритмического членения более актуальна, чем для прозы, поскольку поэтический текст представляет собой художественно организованное в ритмико-звуковом плане целое, в котором ритм семантизируется и генерирует дополнительный смысл. Соразмерное расположение НП и выбор… Читать ещё >

Содержание

  • I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НОМИНАТИВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    • 1. 1. Проблема номинативного предложения в лингвистической литературе
    • 1. 2. Общая характеристика номинативного предложения
    • I. 3. Отграничение номинативного предложения от омонимичных структур (именительного темы, обращения, эллипсиса и аппозиции)
  • Выводы
  • II. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
    • 2. 1. Способы распространения номинативного предложения в прозаическом и поэтическом тексте
    • 2. 2. Номинативное предложение в прозаическом тексте
      • 2. 2. 1. Способы вхождения номинативного предложения во фрагмент текста
      • 2. 2. 2. Функции номинативного предложения в роли зачина, срединного звена и концовки фрагмента текста
      • 2. 2. 3. Номинативное предложение в тексте с ограниченной и всеобъемлющей перспективой повествования
      • 2. 2. 4. Номинативное предложение в композиционно-речевых формах
      • 2. 2. 5. Роль номинативного предложения в ритмико-композиционном членении фрагмента текста
  • Выводы
    • 2. 3. Номинативное предложение в структуре поэтического текста
      • 2. 3. 1. Способы вхождения номинативного предложения в поэтический текст
      • 2. 3. 2. Номинативное предложение в роли зачина, срединного звена и концовки поэтического текста
      • 2. 3. 3. Номинативное предложение как способ ритмико-композиционной организации поэтического текста
      • 2. 3. 4. Номинативное предложение как основной стилистический прием в импрессионистической и экспрессионистической поэзии
  • Выводы

Номинативное предложение как компонент структуры текстового целого: на материале немецкоязычной прозы и поэзии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящей работе предметом исследования является номинативное предложение, в качестве объекта изучения выступают функции номинативного предложения в прозаическом и поэтическом тексте.

Номинативное предложение рассматривается как односоставное предложение, представленное именем существительным в именительном падеже, указывающее на факт наличия, существования предмета или предметно представленного действия, состояния.

На каждом этапе развития лингвистики номинативное предложение рассматривалось с определенной точки зрения. Если в начале XX века языковедов занимали явления односоставности структур и проблема номинативного предложения как особого типа предложения, то впоследствии круг исследуемых вопросов расширился, о чем свидетельствует появление работ, построенных на материале русского, английского и немецкого языков.

В русистике проблема номинативного предложения затрагивалась как в разделах ряда монографий (A.M. Пешковский 1956; В. В. Бабайцева 1968; НЛО. Арутюнова 1976; Е. В. Ширяев 1986; Г. Н. Акимова 1990; Г. Я. Солганик 1991, 2002; А. В. Бондарко 1996), так и в специальных работах (А.С. Попов 1960; П. А. Лекант 1961; И. А. Попова 1970; С. Н. Цейтлин 1972; М. Ф. Лужковская 1987; Т. Л. Новикова 1990; В. П. Проничев 1989, 1991). В англистике НП исследуется в работах О. С. Морозовой (1986), И. Е. Фроловой (1988), Н. А. Бесединой (1996).

В трудах отечественных германистов и некоторых немецких авторов номинативное предложение рассматривается в связи с проблемами односоставных предложений (Н. Brinkmann, J. Erben, Н. Glinz, В. Адмони), его стилистических возможностей (L. Reiners, Е. Riesel, Е. Schendels, W. Schneider, Л.В. Шишкова).

В специальных работах, посвященных исследованию номинативного предложения в немецком языке, исследуется либо его структура в отрыве от текстового окружения (Л.Г. Кораблева, 1972), либо его грамматические и стилистические характеристики (Г.Е. Каган, 1970; И. К. Авалишвили, 1973; С. В. Саидахмедова, 1980; М. Ю. Коренева, 1983), либо текстообразующие функции в рамках прозаического текста (B.C. Григорьева, 1980; М. Ю. Коренева, 1983).

Функционированию номинативного предложения в поэтическом тексте посвящены работа JI.M. Санжарова (1963), выполненная на материале русского языка, а также исследование Т. Д. Шабановой (1977), построенное на материале английского языка.

Актуальность исследования обусловлена решением ряда теоретических проблем лингвистки текста, связанных с изучением синтаксических единиц, составляющих текстовое целое. Новые направления исследований в области лингвистики текста, а также функциональной грамматики позволяют по-новому взглянуть на номинативное предложение как отдельный логико-грамматический тип, текстовые функции которого изучены недостаточно. Функциональный подход к рассмотрению проблемы позволяет определить номинативное предложение как текстообразующую единицу, которая реализует текстовые и стилистические потенции, обусловленные грамматическими характеристиками. Как компонент структуры текстового целого, номинативное предложение участвует в его организации и обнаруживает свойства, на которых следует сосредоточить особое внимание.

Теоретической основой послужили исследования в области функциональной грамматики (А.В. Бондарко, Г. А. Золотова и др.), лингвистики текста (И.Р. Гальперин, М. Я. Дымарский, Е. В. Падучева З.Я. Тураева, Б. А. Успенский и др.), ритмической организации художественного произведения (Г.Н. Гумовская, Н. О. Гучинская, В.М. Жирмунский), а также учение о стихотворной форме как о явлении языка (В.В. Виноградов, В. М. Жирмунский, Г. Н. Поспелов, Л. И. Тимофеев, Б.В. Томашевский).

Целью работы является рассмотрение вопросов, касающихся участия номинативного предложения в структурировании прозаического и поэтического текста, особенностей функционирования номинативного предложения в прозаических текстах с разными повествовательными перспективами, реализации номинативным предложением стилистических потенций. В соответствии с поставленной целью исследования необходимо решить следующие задачи:

1. дать характеристику номинативного предложения и выявить стилистические возможности, связанные с грамматическими свойствами данного типа односоставных предложений;

2. рассмотреть способы распространения номинативного предложения и стилистические возможности его распространителей;

3. обосновать текстообразующую роль номинативного предложения в прозаическом и поэтическом тексте;

4. выявить различия в функционировании номинативного предложения в прозаическом тексте с всеобъемлющей и ограниченной повествовательной перспективой;

5. рассмотреть участие номинативного предложения в ритмико-композиционном членении текста;

6. изучить номинативное предложение как прием импрессионистической и экспрессионистической поэзии.

Методами исследования являются контекстологический, функционально-семантический и сравнительно-сопоставительный анализ прозаических и поэтических текстов, включающих номинативное предложение, а также метод описания и наблюдения.

Языковым материалом послужили прозаические произведения К. Вольф, Ф. Глаузера, А. Зегерс, Б. Келлермана, P.M. Рильке, J1. Фейхтвангера, М. Фриша, Э. Штриттматтера, а также стихотворения поэтов-импрессионистов М. Даутендея, Д. Лилиенкрона, А. Хольца и др. и поэтов-экспрессионистов Г. Бенна, Й. Бехера, Ф. Верфеля, Г. Гейма, А. Дрея, Г. Тракля, О. Канебля, Клабунда, Р. Шикеле, П. Цеха, В. Хазенклевера и др. Выбор материала обусловлен частым употреблением номинативных предложений в художественных произведениях названных авторов. В настоящее исследование включены данные, полученные в результате анализа 1070 фрагментов текста и 350 стихотворений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В прозаическом и поэтическом тексте номинативное предложение выступает единицей текстообразования, текстовые потенции которой обусловлены грамматическими характеристиками структуры и лексико-морфологическими особенностями имени существительного в качестве ядра предложения.

2. Номинативное предложение как субъектно обусловленная единица указывает на различные изменения в структуре прозаического текста и позволяет обнаружить смену точек зрения.

3. Целенаправленное использование номинативного предложения как стилистического приема является частью поэтики импрессионизма и экспрессионизма.

4. Сочетание в структуре текста нескольких номинативных предложений с именами существительными различной семантики, расположение номинативных предложений в рамках фрагмента текста и стихотворного целого, использование распространителей субстантивного ядра номинативного предложения или намеренный отказ от них позволяют достичь стилистического эффекта.

Научная новизна работы заключается в функциональном подходе к изучению номинативного предложения, ориентированности исследования на текстовые потенции номинативного предложения, рассматриваемого в качестве текстообразующей единицы в структуре прозаического и поэтического текста. Исследование характеризуется разноплановостью рассмотрения номинативного предложения, а именно, с точки зрения морфологии, синтаксиса, семантики, стилистики, поэтики, а также литературоведения. Ориентированность на различные принципы описания позволяет выявить сущность номинативного предложения и факторы, определяющие его функционирование в тексте.

Теоретическое значение исследования заключается в углублении трактовки сущности номинативного предложения, в многоаспектное&tradeего изучения, в структурной, стилистической и текстовой характеристике с учетом специфики прозаического и поэтического текста, а также в рассмотрении возможностей номинативного предложения выступать в качестве стилистического приема определенного литературного течения.

Практическая ценность исследования определяется возможностью использования его результатов в преподавании синтаксиса немецкого языка, лингвистики текста и стилистики, при чтении лекционных курсов по названным дисциплинам, а также при написании курсовых и дипломных работ.

Апробация материалов проводилась на конференциях «Герценовские чтения» в РГПУ им. А. И. Герцена в 2005 г., 2006 г., результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры германской филологии и отражены в 6 публикациях.

Структура работы включает введение, две главы, выводы и заключение. Содержание работы изложено на 173 страницах машинописного текста. К исследованию прилагаются библиографический список из 190 наименований и список цитируемой литературы, состоящий из 18 источников.

Во введении дается обоснование темы, определяются цели и задачи работы, указываются ее теоретическое значение и практическая ценность, а также формулируются выносимые на защиту положения.

В первой главе освещается проблема исследования номинативного предложения в лингвистике, дается общая характеристика номинативного предложения и анализируются омонимичные структуры.

Во второй главе рассматриваются специфика организации прозаического и поэтического текста, способы распространения номинативного предложения, вопросы функционирования номинативного предложения в прозаическом и поэтическом тексте.

В заключении подводятся итоги исследования и намечаются перспективы дальнейшего изучения номинативного предложения.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НОМИНАТИВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Выводы.

Поэтический текст представляет собой высокоорганизованное в ритмико-звуковом и смысловом плане единство, элементы которого тесно связаны благодаря лексико-грамматическим средствам. В поэтическом тексте на первый план выходит ассоциативная связь, выявление которой требует от читателя определенного запаса знаний.

В поэтическом тексте грамматические средства, обеспечивающие связь НП с предшествующими и последующими предложениями, используются ограниченно. Логические отношения сочинения и подчинения в поэтическом тексте начинают играть второстепенную роль, поскольку большое значение имеют законы комбинирования, соположения и ритмической организации текстового целого.

Особенность функционирования НП в поэтическом тексте обусловлена тем, что стихотворение представляет собой завершенное целое, элементы которого направлены на выполнение единой задачи, а именно, на раскрытие содержательно-концептуальной информации. Интродуктивные НП в роли зачина вводят в ситуацию, завершающие НП в концовке выступают как обобщение или оценка. Внутри стихотворения, как и в рамках фрагмента текста, НП выполняет функцию идентификации, конкретизации, оценки и т. д.

В поэтическом тексте условно можно выделить те же композиционно-речевые формы, что и в прозаическом произведении, а именно, повествование, описание и рассуждение. Их специфика заключается в том, что ни одна из форм в поэтическом тексте не выступает в «чистом виде» в силу высокой степени их взаимопроникновения. В поэтическом тексте первостепенное значение имеет КРФ «рассуждение», которая способствует передаче событий и явлений сквозь призму переживаний лирического героя. В стихотворении повествование связано с единичным событием, вызвавшим переживания лирического героя. Описание природы, явлений, предметов и т. д. также происходит через призму сознания говорящего / воспринимающего лица.

НП легко входят в поэтический текст со всеми КРФ. В диаде «описание + рассуждение» НП способствует возникновению конкретно-чувственных образов, которые создают эффект присутствия читателя. В повествовании НП, не теряющее признака описательности, служит указанию исходной точки для развертывания событий. При этом НП повышают картинность изображения и оживляют повествования.

В поэтическом тексте происходит совпадение различных видов субъекта (речи, восприятия и оценки), за которым скрывается лирический герой, выступающий, прежде всего, в качестве воспринимающего и оценивающего субъекта. Даже если он не называется в стихотворении, его присутствие обнаруживается благодаря лингвистическим средствам.

НП способствует ритмико-композиционному членению поэтического текста. Полный или частичный повтор НП создает синтаксический параллелизм, способствующий выдвижению основной мысли художественного произведения, концентрирующий на ней внимание читателя. Распространение или нераспространение НП, их соразмерное или нарочито беспорядочное расположение в структуре поэтического текста помогает формировать определенный ритм, который частично компенсирует отсутствие развернутых логических построений.

Возможности НП создавать ритм стихотворения эффективно используются поэтами импрессионистического и экспрессионистического направления, которые данный тип односоставного предложения вывели на уровень стилистического приема. НП как явление экспрессивного синтаксиса способно удовлетворять, как требованиям поэтов-импрессионистов при точной передаче впечатлений, так и стремлениям поэтов-экспрессионистов широко охватить действительность и показать ее контрастность. Стилистический эффект достигается путем комбинирования НП и определенного их расположения в текстовом пространстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Текст открывает широкие возможности исследования языковых единиц, которые актуализируют в нем единственно возможное в данной ситуации значение. В текстовом целом НП как единица синтаксического уровня реализует текстовые и стилистические потенции, связанные с его грамматическими характеристиками. Односоставности НП, его безглаголыюсти и отсутствию возможностей морфологического выражения некоторых грамматических категорий (времени, лица, наклонения) противопоставляются субъективная презентная темпоральность, субъективная оценочность, предикативность, информативная уплотненность, грамматическая многозначность и импликативность.

Специфика НП заключается в совмещении морфологического и синтаксического начал, номинации и предикации. Как морфологическая единица, ядро НП представляет собой лексический знак, обозначающий денотат. Как коммуникативная единица, НП передает сообщение и глобально отражает некую ситуацию. НП является примером перехода номинативной единицы в коммуникативную единицу.

Денотативным значением НП является представление о фрагменте действительности, и оно предполагает предметное наименование ситуации или наименование признаковой ситуации. НП передает фрагмент действительности нерасчлененно, лишь глобально указывая на существование чего-либо.

НП обладает большим семантическим потенциалом благодаря морфологическим свойствам имени существительного. Многозначность имени существительного в качестве ядра НП устраняется в процессе функционирования в тексте, поэтому можно говорить о ситуативной обусловленности НП.

Грамматические свойства НП обусловливают его стилистические возможности. НП отличается особой стилистической маркированностью и наличием таких стилистических свойств, как кинематографичность и фрагментарность изображения действительности. НП обладает значительными стилистическими и текстовыми возможностями благодаря большому смысловому потенциалу имени существительного в качестве ядра структуры.

Одним из основных свойств НП является перцептивность, указывающая на субъективное восприятие референтно определенной ситуации. НП называет предмет в момент его непосредственного и мысленного наблюдения. Значение перцептивности обусловлено семантикой имени существительного в НП, с одной стороны, ситуацией восприятия, эксплицируемой в текстовом окружении, с другой стороны. Конкретно-предметные существительные и имена действия способствуют созданию чувственных образов предметов.

НП как самостоятельная в семантико-синтаксическом плане структура входит в текст в качестве полноценной коммуникативной единицы, участвующей в структурировании как прозаического, так и поэтического текста. Лексико-грамматическими средствами связи, а также логико-ассоциативными отношениями, складывающимися между НП и пред и/или посттекстом, обеспечивается связность и смысловая цельность фрагмента текста и стихотворного произведения.

Особенности функционирования НП в прозаическом и поэтическом тексте связано со спецификой прозы и поэзии, которые отличаются друг от друга способами структурно-семантической организации текстового целого. Различия в плане содержания, заключающиеся в последовательности изложения фактов в прозаическом тексте и в замене их логикой внутреннего переживания в поэтическом тексте, накладывают некоторые ограничения на расположение языковых единиц. Тяготение прозы к развернутости форм и логическим построениям, а также к отношениям сочинения и подчинения между языковыми единицами отражается на широком использовании в прозаическом тексте лексико-грамматических средств связи, эксплицированных на поверхностном уровне. Ограниченностью текстового пространства, стремлением на минимальном текстовом пространстве передать максимально широкое содержание, которому подчинены языковые единицы всех уровней, в том числе НП, объясняется сосредоточенность поэзии на логико-ассоциативных связях.

Благодаря глобальному отражению ситуации, информативной насыщенности при лаконичности структуры НП является эффективным средством, обеспечивающим компрессию поэтического текста.

Как во фрагменте текста, так и в стихотворении, НП выступает в качестве текстообразующей единицы, взаимодействующей с другими синтаксическими структурами и участвующей в структурировании текста. Занимая определенную позицию в тексте (зачина, срединного звена и концовки), НП обеспечивает логику изложения и соблюдение принципов развертывания текста. НП в зачине выступает в качестве определяющего, доминирующего компонента, предваряющего дальнейшую конкретизацию описываемого факта. Развертывание текста с зачинающим НП идет по направлению от синтеза к анализу. НП в позиции концовки является зависимым от предтекста компонентом, вступает с ним в обобщающе-итоговые отношения, и свидетельствует об аналитико-синтетическом типе развертывания текста. Различие между зачинающим и завершающим НП заключается в степени их зависимости от текстового окружения: НП в зачине обладает большей самостоятельностью, чем НП в концовке.

НП в качестве срединного звена служит средством подхвата повествовательной линии текста и как наиболее зависимая от текстового окружения синтаксическая единица, по отношению к преди посттексту носит конкретизирующий, характеризующий и идентифицирующий характер.

Зачинающее, завершающее и срединное НП в прозаическом тексте отличается от функционирования НП в зачине, концовке и середине поэтического текста. Эти различия связаны не со способом вхождения НП в текст и не с перечнем выполняемых ими в той или иной позиции функций, а с тем фактом, что в прозаическом тексте НП структурирует отдельный фрагмент, взаимодействующий с другими фрагментами и характеризующийся синсемантией и автосемантией одновременно, а в поэтическом тексте изучаемая структура участвует в организации художественного произведения в целом. В поэтическом тексте НП способствует реализации категории интеграции, предполагающей последовательное осмысление содержателыю-фактуальной информации и раскрытие содержательно-концептуальной информации. Интеграция обеспечивает завершенность текста в формально-грамматическом, лексико-семантическом и логико-смысловом плане, а также в плане выражения замысла автора.

НП представляет собой субъектно обусловленную структуру, основной чертой которой является импликация субъекта. НП указывает на субъекта речи, восприятия, оценки и является маркером происходящих в тексте изменений. Если в прозаическом тексте с всеобъемлющей повествовательной перспективой НП указывает на расхождения различных видов субъекта, то в поэтическом тексте и прозаическом произведении с ограниченной перспективой повествования, для которых характерно субъектное единство, оно показывает факт совпадения субъекта речи, восприятия и оценки. В поэтическом тексте за НП скрывается лирический герой, в прозаическом тексте от первого лица — рассказчик-участник событий. Обе повествовательные инстанции преломляют события в сознании и передают свое видение мира, а также дают свою интерпретацию событий.

Наряду с другими языковыми единицами НП выступает в качестве одного из компонентов, участвующих в организации композиционно-речевых форм (КРФ) «описание», «повествование», «рассуждение», что связано с лексико-морфологическими особенностями имени существительного, образующего ядро НП. НП с конкретно-предметными существительными способствуют реализации принципа описательности в КРФ «описание" — в повествовании НП с именами действия передают акциональность и динамичность. В рассуждении функционируют НП с именами существительными различной семантики, которые служат средством самоорганизации субъекта речи.

Для организации текстового целого значимыми становятся распространители НП. Выбор способа распространения НП зависит от валентностно-категориальных свойств имени существительного, необходимостью соблюдать стиль и правила метрического членения (для поэтического текста). Следовательно, распространение НП или намеренный отказ от распространителей объясняется причинами грамматического, стилистического, коммуникативного и текстообразующего порядка.

НП участвует в ритмико-композиционном членении, как фрагмента текста, так и поэтического произведения. Для поэзии проблема ритмического членения более актуальна, чем для прозы, поскольку поэтический текст представляет собой художественно организованное в ритмико-звуковом плане целое, в котором ритм семантизируется и генерирует дополнительный смысл. Соразмерное расположение НП и выбор распространителя субстантивного ядра способствуют ритмико-композиционной организации текста. Синтаксический параллелизм, создаваемый НП, и лексический повтор также способствуют ритмизации прозаического текста, но она носит характер исключения, указывая на реализацию в прозаическом произведении поэтических принципов, и вносит в него пафосность, лиричность, ироничность и другие оттенки значений.

НП не только участвует в структурировании фрагмента текста и стихотворного произведения, но и выступает в качестве основного стилистического приема целого литературного течения. НП является выразительным средством, как в импрессионистической, так и в экспрессионистической поэзии. Комбинирование НП, их распространение или намеренный отказ от распространителей дают возможность одну и ту же языковую единицу использовать для решения различных задач. Ритмообразующие возможности НП умело используются поэтами-импрессионистами для достижения певучести и мелодичности стихотворенияпоэты-экспрессионисты прибегают к ним с целью создания нервного и хаотичного ритма поэтического произведения.

Настоящая работа представляет собой попытку комплексного рассмотрения текстообразующих потенций НП, и каждый ее раздел может стать объектом отдельного исследования. Видится возможным изучение НП в прозаических текстах с вариационной перспективой повествования, которая нивелирует крайности аукториального и персонажного типов повествования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.К. Номинативные предложения в современном немецком языке. Грамматические и стилистические аспекты: Автореф. дисс.. канд. филол. наук.- Ереван, 1972. 15 с.
  2. В.Г. Синтаксис современного немецкого языка. Система отношений и система построений. Л.: Наука, 1973. — 366 с.
  3. В.Г. Грамматика и текст // Вопросы языкознания, 1985. № 1. — С. 33−46
  4. Г. Н. О некоторых особенностях поэтического синтаксиса // Вопросы языкознания. М.: Наука, 1977. — № 1. — С. 96−108
  5. Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М.: Высшая школа, 1990. — 166 с.
  6. Л.Г. Импрессионизм. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 249 с.
  7. С.П. Бытийные и посессивные предложения в германском языке (структурно-семантический и функционально-прагматический аспект): Дисс. канд. филол. наук. Тольяти, 1993. — 639 с.
  8. Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира // Семиотика и информатика / Гл. ред. А. И. Михайлов. М.: ВИНИТИ, 1986. -Вып. 28.-С. 5−33
  9. .П. Номинативные предложения в современном русском языке (на материале художественных произведений). Кишинев: Кишиневский гос. ун-т, 1956 — Т. 55. — 154 с.
  10. Н. Д. Ширяев Е.Н. Русское предложение. Бытийный тип. М.: Русский язык, 1983. — 198 с.
  11. К.Н., Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе. / Гл. ред. Г. В. Степанов // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., 1980. Т.39. — № 1. — С. 33- 46
  12. М.Бабайцева В. В. Переходные конструкции в синтаксисе. Конструкции, сочетающие в себе свойства двусоставных и односоставных (безличных именных) предложений. Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1967.-391 с.
  13. В.В. Однососавные предложения в современном русском языке. -М.: Просвещение, 1968. 160 с.
  14. Т.М. Соотношение предикативных и релятивных отрезков текста. -М., 1977.-24 с.
  15. И.В. Грамматика восприятия в современном русском язык: Авто-реф. дисс. канд. филол. наук. Екатеринбург, 1995. — 18 с.
  16. Э. Общая лингвистика / Пер. с франц., под ред., вступит, ст. и коммент. Ю. С. Степанова. М.: Прогресс, 1974. — 447 с.
  17. Н.А. Восклицательные предложения в современном английском языке / семантический, грамматический и функциональный аспект: Дисс.. канд. филол. наук. СПб, 1995. — 212 с.
  18. М.Я. Теоретические основы грамматики. 3-е изд. испр. — М.: Высшая школа, 2002. -159 с.
  19. А.В. Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность / Отв. ред. А. В. Бондарко. Л.: Наука, 1990. — 262 с.
  20. А.В. Межкатегориальные связи в грамматике. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996.-230 с.
  21. А.В. Теория функциональной грамматики: Локативность. Бытий-ность. Посессивность. Обусловленность / Отв. ред. А. В. Бондарко. СПб.: 1996.-243с.
  22. А.В. Временной дейксис и перцептивность // Система языка и структура высказывания. Материалы чтений, посвящ. 90-летию со дня рождения В. Г. Адмони / Отв. ред. С. А. Шубик. СПб.: Наука, 1999. — С. 10−12
  23. А.В. К вопросу о перцептивности // Сокровенные смыслы: Сб. ст. в честь Н. Д. Арутюновой / Отв. ред. Ю. Д. Апресян. М.: Языки славянской культуры, 2004. — С. 276−282
  24. М.П. Стилистический анализ (на материале немецкого языка). М.: Высшая школа, 1971. — 190 с.
  25. А.А. Синтаксические аспекты субстантивной номинации в современном русском языке. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. — 4.2. — 298 с.
  26. Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник для вузов. -3-е изд. испр. -М: Высшая школа, 1991. -431 с.
  27. Т.Л. Синтаксическая семантика как фактор наблюдаемости // Когнитивные аспекты языкового значения 2. Говорящий и наблюдатель. -Иркутск: ИГЛУ, 1999. С. 43−53
  28. И.Ю. Художественные изыскания русского экспрессионизма. М.: МГПУ, 2004.-150 с.
  29. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963.-255 с.
  30. В.В. Исследования по русской грамматике. Избранные труды. -М.: Наука, 1975.-Т.2.-559 с.
  31. Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. — 228 с.
  32. А.В. Структурно-семантические и коммуникативно-функциональные особенности односоставных предложений: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Киев, 1987. — 24 с.
  33. Гак В. Г. Высказывание и ситуация // Проблемы структурной лингвистики: 1972 / Отв. ред. А. И. Шаумян. М.: Наука, 1973. — С. 349- 372
  34. Галкина-Федорук Е. М. Современный русский язык. Синтаксис: Учебн. пособие. М.: Учпедгиз, 1958. — 199 с.
  35. И.Р. Глубина поэтического текста (на мат. одного стихотворения А. Блока) // Теория языка. Англицистика. Кельтология. М.: Наука, 1976. -С. 31−40
  36. И.Р. Грамматические категории текста (опыт обобщения) / Гл. ред. Г. В. Степанов // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., 1977. Т. 36. — № 6. — С. 522−532
  37. И.Р. Лингвостилистика: Сб. статей // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1980. — Вып. 9. — С. 5−34
  38. И.Р. Интеграция и завершенность // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. / Гл. ред. Г. В. Степанов, 1980.- Т.39. № 6. — С.512−521
  39. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.-138 с.
  40. И.Р. Сменность контекстно-вариативных форм членения текста // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Наука, 1982. — С. 18−29
  41. Р. Импрессионизм в искусстве и в жизни / Вступит, статья М. В. Жирмунского. М.: Изогиз, 1935. — 179 с.
  42. Е.А. Несобственно-прямая речь в современной немецкоязычной художественной прозе: Дисс.. канд. филол. наук. Л., 1968.-261 с.
  43. Е.А. Категории автор-персонаж и их лингвистическое выражение в структуре художественного текста: Дисс. докт. филол. наук. Л., 1989. -514с.
  44. Е.А., Шишкова И. П. Интерпретация текста. Немецкий язык. М.: Высшая школа, 2005. — 368 с.
  45. B.C. Текстообразующие функции бытийных предложений в современном немецком языке: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Калинин, 1980.- 16 с.
  46. Л.Я. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1974. — 407 с.
  47. Г. Н. Ритм как фактор выразительности художественного текста. -М.: Прометей, 1998.- 134 с.
  48. Н.О. Заметки о ритме манновской прозы //Языковой стиль Томаса Манна. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. — 4.1. -217 с.
  49. Дари А. С, Импликация, эллипсис и другие смежные явления (на материале французского языка) / Отв. ред. В.И. Банару- Тираспельск. гос. пед. ун-т им. Т. Г. Шевченко. Кишинев: Штиница, 1986. — 62 с.
  50. А.И., Гончарова Е. А., Шишкина И. П. Интерпретация художественного текста. М.: Просвещение, 1989. — 205 с.
  51. М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст: На мат. рус. прозы XIX—XX вв. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: УРСС, — 2001. -326 с.
  52. В.М. Теория стиха / Послесл. В. Е. Холшевникова. Л.: Сов. писатель, 1975. — 664 с.
  53. И.Ю. О перцептивности номинативных предложений // Вопросы языкознания, 2004. № 1. — С. 107−117
  54. Г. Е. Номинативные предложения в современном немецком языке. Грамматический и стилистический аспекты: Дисс.. канд. филол. наук. JL, 1970.- 252 с.
  55. В.П. Синтаксис имен действия. СПб.: Изд-во Петербург, ун-та, 1994.- 147 с.
  56. С.Д. Типология языка и речевое мышление. J1.: Наука, 1972. -216с.
  57. В.А., Примова М. Б. Структурно-семантические особенности предложений, репрезентирующих ситуации слухового и зрительного восприятия // Идеографические аспекты русской грамматики. М.: МГУ, 1998. -С. 116−125
  58. И.И. Поэтический синтаксис / Отв. ред. НЛО. Шведова. М.: Наука, 1986.-205 с.
  59. И.И. Поэтическая речь как форма коммуникации // Вопросы языкознания. 1986.-№ 1.-С. 3−13
  60. Н.А. О соотношении типов повествования в художественных текстах // Вопросы языкознания. 1985. — № 4. — С. 104−115
  61. Г. Н. Контекстная семантика. М.: Наука, 1980. 149 с.
  62. Г. Н. Коммуникативная функция и структура языка / Отв. ред. Т. В. Булыгина. М.: Наука, 1984. — 175 с.
  63. Е.Т. Ритмико-синтаксическая структура художественной прозы (На материале прозы Шона О’Кейси): Дисс.. канд. филол. наук. JT., 1971. -151 с.
  64. Л.Г. Бытийные предложения в современном немецком языке: Ав-тореф. дисс. докт. филол. наук. Л., 1972. — 32 с.
  65. М.Ю. Синтактико-стилистические принципы построения прозы P.M. Рильке: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Л., 1983. -16 с.
  66. И.В. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. М.: Радикс, 1995.-377 с.
  67. КравченкоА.В. Язык и восприятие. Когнитивные аспекты языковой категоризации. Иркутск: Изд-во Иркутск, ун-та, 1996. — 159 с.
  68. Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. М.: Наука, 1985.- 158 с.
  69. Н.Л. Стилистические функции односоставных предложений в структуре абзаца (на материале немецкой прозы): Дисс.. канд. филол. наук. Л., 1972.-215 с.
  70. Г. И. Перцептивные события: участники, наблюдатели, локу-сы//Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М.: Индрик, 1999. — С. 227−238
  71. П.А. Продуктивные типы безглагольных односоставных и двусоставных предложений в современном русском языке: Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1961. -16 с.
  72. П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке: Учебн. пособие. 2-е изд., испр. -М.: Высшая школа, 1986. — 175 с.
  73. Ю.М. Лекции по структурной лингвистике // Ю. М. Лотман и тарту-ско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. — 245 с.
  74. Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб.: Искусство, 1996. — 846 с.
  75. Л.Г. Структурно-семантические особенности стихотворного текста // Структура и функционирование поэтического текста: Очерки лингвистической поэтики / Отв. ред. А. Н. Кожин. М.: Наука, 1985. — С. 160−175
  76. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд., доп. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 707 с.
  77. В.А. Филологический анализ поэтического текста. Минск: Белорус. респ. фонд фунд. иссл., 1999. — 207 с.
  78. О.С. Семантические и функциональные свойства номинативных предложений в современном английском языке: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 1986. — 24 с.
  79. Л.А. Эллипсис в акте коммуникации: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 1983. — 24 с.
  80. Т.Л. Присубстантивный распространитель в семантической структуре номинативного предложения: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. -Киев, 1990.- 18 с.
  81. Е.В. Говорящий: субъект речи и субъект сознания // Логический анализ языка. Культурный аспект. М.: Наука, 1991. — С. 164−168
  82. Е.В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М.: Языки русской культуры, 1996. -464 с.
  83. Е.В. Коммуникативное выделение на уровне синтаксиса и семантики // Семиотика и информатика. М.: Языки русской культуры, Русские словари, 1998.-Вып. 36.-С. 82−107
  84. Н.Н. Структурно-функциональная характеристика композиционно-речевой формы «повествование» (на материале немецкоязычных произведений короткого жанра): Дисс.. канд. филол. наук. Л., 1986. — 197 с.
  85. Н.Н. Структура художественного хронотопа в поэтическом тексте (на материале англоязычной поэзии XX в): Дисс.. канд. филол. наук. -Л., 1987.-242 с.
  86. A.M. Русский синтаксис в научном освещении / Предисл. А. Б. Шапиро. 7-е.изд. — М.: Учпедгиз, 1956. — 511 с.
  87. А.С. Номинативные предложения и сходные с ними по форме синтаксические конструкции в современном русском языке: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 1960. — 20 с.
  88. А.С. Именительный темы и сегментированные конструкции в современном русском языке // Развитие грамматики и лексики современного русского языка: Сб ст. / Под ред. И. П. Мучника и М. В. Панова. М.: Наука, 1964.-С. 256−275
  89. И.А. О двусоставности номинативных предложений // Исследования по современному русскому языку: Сб. ст., посвящ. памяти проф. Е.М. Галкиной-Федорук / Под ред. Т. П. Ломтева и А. А. Камыниной. М.: МГУ, 1970.-С. 216- 235
  90. В.П. Синтаксис обращений (на материале русского и сербохорватского языков). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. — 88 с.
  91. В.П. Типы и модели именных односоставных предложений в современном русском языке. Л.: ЛГПИ, 1989. — 85 с.
  92. В.П. Функционирование именных односоставных конструкций в тексте: Предметно-ситуативные номинации. Л.: РГПУ, 1991. — 97 с.
  93. О.Г. Загадки поэтического текста // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — С. 418−433
  94. Русская грамматика. Синтаксис / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Наука, 1980. Т.2.-680 с.
  95. С.В. Номинативные бытийные предложения в современном немецком и узбекском языках: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Л., 1980.-24 с.
  96. Л.Н. Номинативное предложение в современном русском языке (на материале поэзии): Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 1963. -20 с.
  97. Н. Эстетические принципы импрессионизма // Искусство, 1974. -№ 5. С. 43−54
  98. С. Вопрос о соотношении языка и поэзии // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1980. — Вып. 9.-С. 98−115
  99. Т.И. Проблемы синтаксической стилистики (На материале немецкой прозы): Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л.: Просвещение, 1967. -Т. 315.- 152 с.
  100. Т.И. Заметки о лирике / Послесл. Д. С. Лихачева. Л.: Сов. писатель. Ленигр. отд-е, 1977. — 223 с.
  101. Синтаксис предложения и текста: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Л. Г. Фридман. -Пятигорск: ПГПИИЯ, 1989. 181 с.
  102. Т.Ю. Ситуация восприятия как интегративная текстовая модель // Studia Linguistica 8: Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. — СПб.: РГПУ, 1996. — С. 43−54
  103. Современный русский язык: Учебник для филол. спец. ун-тов / Под ред. В. А. Белошапковой. М.: Высшая школа, 1981. — 560 с.
  104. Л.И. Присоединительные конструкции в современном немецком языке как явление коммуникативного синтаксиса: Дисс.. канд. филол. наук.-Л., 1977.-199 с.
  105. Г. Я. Синтаксическая стилистика (Сложное синтаксическое целое): Учебн. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1991.-181 с.
  106. Г. Я. Стилистика текста: Учебн. пособие. 4-е изд. — М.: Флинта, 2002.-252 с.
  107. Ю.С. Имена. Предикаты. Предложения: Семиологическая грамматика. М.: Наука, 1981. — 360 с.
  108. А.Е. Лекции по теории речевой деятельности: Уч, пособие для студентов филол. фак. вузов. Минск: Белорус. Фонд Сороса, 1996. — 212 с.
  109. Я.Г. Введение в общий синтаксис. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001.-800 с.
  110. Л.И. Слово о стихе. 2-е изд., доп. / Вступ. ст. Б. П. Гончарова. — М.: Сов. писатель, 1987.-422 с.
  111. .В. Стих и язык. Филологический очерк. М.-Л.: Гослитиздат, Ленингр. отд.-е, 1959.-471 с.
  112. З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. М.: Высшая школа, 1979.- 219 с.
  113. З.Я. К вопросу о категориях текста // Теория и методы исследования текста и предложения: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Н. А. Кобрина. Л.: ЛГПИ, 1981.-С. 138−146
  114. З.Я. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
  115. Ю.Н. Проблема стихотворного языка. 3-е изд. — М.*. УРСС, 2004.- 176 с.
  116. .А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. — 225 с.
  117. М.Ю. Неявные способы передачи информации в тексте. М.: МГПИ, 1988.-83 с.
  118. И.Е. Прагматические и семантические особенности номинативных предложений в современном английском языке: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Киев, 1988. — 17 с.
  119. С.Н. Субстантивные предложения в современном русском языке и их темпоральная характеристика: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. -Л., 1972.-20 с.
  120. Н.В. Ритм и интонация русской поэтической речи: Автореф. дисс.. докт. филол. наук. М., 1971. -48 с.
  121. Т.Д. Односоставные номинативные предложения в стихотворной форме речи (на материале поэзии): Автореф. дисс.. канд. филол. наук. -М., 1977.- 16 с.
  122. А.А. Синтаксис русского языка / Ред. и коммент. Е.С. Истри-ной. Л.: Учпедгиз, Ленигр. отд., 1941, — 620 с.
  123. Н.Ю. Детерминирующий объект и детерминирующее обстоятельство как самостоятельные распространители предложения // Вопросы языкознания, 1964. № 6. — С. 77−92
  124. Н.Ю. Парадигматика простого предложения в современном русском языке (опыт типологии) // Русский язык. Грамматические исследования / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. М: Наука, 1967. — С. 3−78
  125. Н.Ю. О соотношении грамматической и семантической структуры предложения // Славянское языкознание. VII Международный съезд славистов. М.: 1973. — С. 23−42
  126. Е.И. Грамматические средства полифонии в тексте художественного произведения // Лингвостилистические проблемы текста: Сб. науч. тр. / МГПИИЯ им. М. Тореза, 1980. Вып. 158. — С. 143−155
  127. Л.В. К семантико-грамматической и функциональной характеристике номинативных предложений в немецком языке // Коммуникативно и структурно обусловленные модификации единиц языка: Межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ., 1986. — С. 153−164
  128. Л.В., Смирнова Т. Ю. Синтаксис современного немецкого языка: Учебное пособие. М.: Academa, 2003. — 126 с.
  129. К.Э. Язык. Поэзия. Гармония. Ставрополь: Кн. изд-во, 1989. -206 с.
  130. Г. Н. Номинатив темы в немецком языке, его синтаксическое положение и функционально близкие ему конструкции // Структура простого предложения в современном немецком языке: Сб ст. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1972.-С. 153−168
  131. Г. Н. Обособленные члены предложения в немецком языке. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — 131 с.
  132. Л.Д. Связность поэтического текста: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Киев, 1986. — 24 с.
  133. Л.Б. Художественный язык Георгоса Сефериса. М.: Изд-во МГУ, 2001.- 146 с.
  134. Т.Е. О понятиях коммуникативной структуры и коммуникативной стратегии (на материале русского языка) // Вопросы языкознания, 1999. -№ 4. С. 28−56
  135. Arbogast Н. Die Erneuerung der deutschen Dichtersprache in den Fruhwerken Stephan Georges. Eine stilgeschichtliche Untersuchung. Koln-Graz: Bohlau: 1967.- 176 S.
  136. Blau А.В. Stil und Abweichungen // Studia Germanistica. Uppsala, 1976. № 19. S. 37- 54
  137. Brinkmann H. Die deutsche Sprache. Gestalt und Leistung. Diisseldorf: Schwann, 1962.-654 S.
  138. Brinkmann R. Expressionismus: Internationale Forschung zu einem internationalen Phanomen. Stuttgart: Metzler, cop., 1980. — 360 S.
  139. Boost K. Neue Untersuchungen zum Wesen und zur Struktur der deutschen Satzes. Berlin: Akademie-Verlag, 1955. — 88 S.
  140. Drach E. Grundgedanken der deutschen Satzlehre. Darmstadt: Wiss. Buchges., 1963.-99 S.
  141. Dressier W.U. Textlinguistik. Kommentierte Bibliographie. Munchen: Fink, 1973.- 120 S.
  142. Edschmid K. Uber den dichterischen Expressionismus // Expressionismus. Literatur und Kunst. M.: Raduga, 1986. — 463 S.
  143. Engel U. Syntax der deutschen Gegenwartssprache // Grundlagen der Grammatik. Berlin: Schmidt-Verlag, 1977. — 307 S.
  144. Erben J. Abriss der deutschen Grammatik. 7. neubearb. Auflage. — Berlin: Akademie-Verlag, 1964. — 316 S.
  145. Expressionismus. Der Kampf um eine literarische Bewegung. Munchen: v. P. Raabe, 1965.-320 S.
  146. Fleischer W. Michel G. Stilistik der deutschen Gegenwartssprache. Leipzig: Bibliographisches Institut, 1975. — 394 S.
  147. Friedrich H. Die Struktur der modernen Lyrik: Von der Mitte des 19. bis zur Mitte des 20. Jahrhunderts. 2. Aufl.- Hamburg: Rowohlt, 1968. — 320 S.
  148. Hamburger K. Die Zeitlosigkeit der Dichtung // Deutsche Vierteljahrschrift fur Literaturwissenschaft und Geistengeschichte, 1955. H. 3. — S. 413−426
  149. Harweg R. Stilistik und Grammatik // Zeitschrift fur Literaturwissenschaft und Linguistik. Frankfurt am Main, 1972.-Jg. 2.-H. 5.-71−81 S.
  150. Die Komposition lyrischer Gedichte. Munchen: Wilhelm Fink, 1970. — VIII. -108 S.
  151. Meyer R.M. Deutsche Stilistik. Handbuch f. Deutschen Unterricht. Bd. 3. 2. Aufl. Munchen, 1913. — S. 35−49
  152. Pfutze M. Grammatik und Textlinguistik. Bemerkungen zum Anteil einiger grammatischer Mittel am Aufbau des Textes // Wissenschaftliche Zeitschrift der padagogischen Hochschule. Dresden: Wander, 1969. — Heft 4. — S. 11−13
  153. Reiners L. Stilkunst. Munchen: C.H. Beck, 1943. — 784 S.
  154. Riesel E.G., Schendels E.I. Deutsche Stilistik. Moskau: Hochschule, 1975. -316S.
  155. Schischkova L.V. Semantisch-grammatische und textlinguistische Aspekte der Nominativsatze // Postdamer Forschungen der Padagogischen Hochschule «Karl Liebknecht». Reihe A. 1986. H. 78. — S. 119−131
  156. Seidler H. Allgemeine Stilistik. Gottingen, 1963. — 136 S.
  157. Seidler H. Die Dichtung. Wesen. Form. Dasein. Stuttgart: Kroner, 1959. -712 S.
  158. Schmidt G. Lyrische Sprache und normale Sprache // Sprachen der Lyrik. Festschrift fur Hugo Friedrich zum 70. Geburtstag. Hersg. von Erich Kohler. -Frankfurt am Main: Klostermann, 1975. 958 S.
  159. Schneider K.L. Der bildhafte Ausdruck in den Dichtungen Georg Heyms, Georg Trakls und Ernst Stadlers. Studien zum Sprachstil des deutschen Expressionismus.- 2. unverand. Aufl. Heidelbeg: Winter, 1961. — 184 S.
  160. Schneider W. Stilistische deutsche Grammatik. Die Stilwerte der Wortarten, der Wortstellung und des Satzes. -3. Aufl. Freiburg — Basel — Wien: Herder, 1959.-522 S.
  161. Spiewok W. Das System epischer Redegestaltung: Ein Versuch // Deutschunterricht. Berlin-Leipzig, 1996. — S. 581−595
  162. Stadlers. Studien zum Sprachstil des deutschen Expressionismus. Heidelberg, 1961.-S.210
  163. Storz G. Sprache und Dichtung. Munchen: Kosel-Verlag, 1957. 437 S.
  164. Textlinguistik contra Stilistik? Wortschatz und Worterbuch. Grammatische oder pragmatische Organisation von Rede? / Hrsg. von Walter Weiss et al. -Tubingen: Niemeyer, 1986. 403 S.
  165. Thon L. Die Sprache des Impressionismus. In: Wortkunst. Untersuchungen zur Sprach- und Literaturgeschichte. Neue Folge. Heft 1. Munchen: Max Hueber Verlag, 1928.- 175 S.
  166. Vater H. Einffihrung in die Textlinguistik. Munchen: Fink, 1992. 230 S.
  167. Weinrich H. Tempus: Besprochene und erzahlte Welt. Stuttgart: Kohlhammer, cop., 1964. — 358 S.
  168. Bachmann I. Samtliche Erzahlungen. Munchen und Zurich: Piper, 1988. — S. 490
  169. Dauthendey M. Gesammelte Gedichte und kleine Verdichtungen. Munchen: A. Langen, 1930.-752 S.
  170. Expressionismus. Lyrik. Berlin und Weimar: Aufbau-Verlag, 1969. — 700 S.
  171. Feuchrwanger L. Panzerkreuzer Potemkin. Leipzig: Verlag Philipp Reclam jun., 1976. — 79−85 S.
  172. Frisch M. Homo faber. Ein Bericht. Berlin: Verlag Volk und Welt. 1974.- 252 S.
  173. Glauser F. Krock & Co // Ausgewahlte Prosa. Moskau: Raduga-Verlag, 1988. -231−357 S.
  174. Glauser F. Wachtmeister Studer // Ausgewahlte Prosa. Moskau: Raduga-Verlag, 1988. — 29−227 S.
  175. Heym G. Das lyrische Werk. Munchen: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1977. -667 S.
  176. Holz A. Das Werk von Arno Holz. Monumental Ausgabe in 12 Banden. Berlin: O.V. Holten, 1926. Bd. 7. Phantasus. -372 S.
  177. Kellermann B. Der 9. November. Moskau: Verlag fur fremdsprachige Literatur, 1954.-444 s.1 l. Liliencron v. D. FluBaufwarts singt eine Nachtigal. Eine Auswahl (aus Dichtung und Prosa). Berlin: M. Hackel, 1967. — 529 S.
  178. Die Lyrik des Expressionismus / hrsg. u. eingel. von Silio Vietta. I. Aufl. -Miinchen: Deutscher Taschenbuch-Verlag- Tubingen: Niemeyer, 1976. 274 S.
  179. Rilke R.M. Die Aufzeichnungen des Malte Lairids Brigge // Ausgewahlte Prosa. -Moskau: Verlag Raduga, 1984. 287−534 S.
  180. Seghers A. Transit. Berlin: Aufbau-Verlag, 1962.-268 S.
  181. Seghers A. Aufstand der Fischer von St. Barbara. // Erzahlungen. Berlin und
  182. Weimar: Aufbau-Verlag, 1975, 92 S. 16. Strittmatter E. Tinko. Leipzig: Verlag Philipp Reclam jun., 1963. — 391 S.
  183. Trakl G. Gedichte. Leipzig: Verlag Philipp Reclam jun., 1975. — 119 S.
  184. Wolf Ch. Kein Ort. Nirgends. Berlin und Weimar: Aufbau-Verlag. 1980 — 174 S.
Заполнить форму текущей работой