Открытие ресторана мексиканской кухни «SOMBRERO»
Кулинарный стиль, который сегодня мы называем мексиканским, складывался в течение многих веков. С течением времени оформившийся в своеобразный, легко отличимый от других, он представляет собой своего рода сплав различных кулинарных традиций. Этот стиль уходит корнями в древние цивилизации ацтеков и майя. В его основе доступный этим народам богатый выбор продуктов: кукуруза (маис), авокадо, свежие… Читать ещё >
Открытие ресторана мексиканской кухни «SOMBRERO» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Резюме проекта
Наименование предприятия: Ресторан мексиканской кухни «SOMBRERO»
Адрес: Burj Dubai St, Dubai, U.A.E.
Тел.: 3 322 117 899 631
www.sombrero.com
Учредители: граждане РФ Колмакова Н. В. и Пономарев Д.В.
Предприятие регистрируется в JAFZ.
Ресторанный бизнес является в настоящее время одним из наиболее прибыльных и динамично развивающихся сфер вложения капитала. Особенно популярны сейчас различные этнические направления кулинарного искусства. Одной из наиболее интересных стоит назвать мексиканскую кухню, которая представляет собой синтез ацтекских и испанских кулинарных традиций.
Ресторан «SOMBRERO» будет открыт на 3 этаже отеля 4* Al Manzil, который находится в Старом городе, в районе Downtown Burj Dubai. Мексиканский ресторан «SOMBRERO» — это отличная кухня и особая задушевная домашняя атмосфера. Ресторан «SOMBRERO» — это идеальное место для банкетов, деловых встреч, романтических свиданий, туристов. Два зала ресторана вмещают 50 чел. и 20 чел.
Проектируемое предприятие входит на рынок, который можно охарактеризовать как рынок монополистической конкуренции. Внутриотраслевыми конкурентами являются: Cactus Cantina, Maria Bonitas, Maya и Palermo. Целевая аудитория: любители экзотической кухни в возрасте от 20 до 45 лет со средним уровнем дохода.
Для реализации проекта потребуется арендовать помещение площадью 320 кв.м. на 3 этаже отеля 4* Al Manzil, сделать ремонт, оборудовать кухню, создать интерьер ресторана.
Настоящий проект рассчитан на 3 года и предполагает:
1. Первоначальные инвестиции в размере 1347,05 тыс. AED.
2. Стоимость проекта покрывается на 100% за счет собственных средств учредителя.
3.Точка безубыточности в денежном выражении 6411,14 тыс. AED в год, запас финансовой прочности 973,86 тыс. AED .
4. Основные финансовые показатели проекта:
— срок окупаемости проекта (по дисконтированным величинам) 1,73 г.;
— индекс рентабельности (PI) 1,61.
— чистая приведенная стоимость (NPV) 818,68 тыс. AED.
— внутренняя норма доходности (IRR) 49,23%.
Эффективность проекта подтверждается достаточно высокой доходностью, малым сроком окупаемости, положительным значением критерия NPV, и индексом рентабельности >1. Данный проект может быть принят к реализации.
2. Анализ отрасли
Компания с ограниченной ответственностью Ресторан мексиканской кухни «SOMBRERO» зарегистрировано в свободной зоне Джебель Али (JAFZ). Компания пользуется следующими преимуществами:
— Иностранным гражданам разрешается владеть компанией на 100%.
— 100%-ная репатриация капитала и доходов.
— Отсутствие валютных ограничений.
— Отсутствие корпоративного налога и персонального подоходного налога.
— Наличие недорогой электроэнергии в достаточном количестве.
— Современная система связи.
— Поддержка со стороны местных властей.
Учредителями компании являются граждане РФ Колмакова Н. В. и Пономарев Д. В. в равных долях.
Ресторанный бизнес — это одна из отраслей сферы услуг, которая в настоящее время динамично развивается. Особенно это касается таких известных курортных городов как Дубаи.
Стандарты международной кухни в Дубае находятся на высочайшем уровне, а выбор блюд очень разнообразен. Первоклассные рестораны предлагают блюда французской, итальянской, швейцарской, средиземноморской, испанской, греческой, мексиканской, английской и немецкой кухонь. Столь же разнообразна азиатская кухня, представленная многочисленными китайскими, японскими, тайскими, филиппинскими и корейскими ресторанами, а также ресторанами, где подаются блюда индийского субконтинента.
Кулинарный стиль, который сегодня мы называем мексиканским, складывался в течение многих веков. С течением времени оформившийся в своеобразный, легко отличимый от других, он представляет собой своего рода сплав различных кулинарных традиций. Этот стиль уходит корнями в древние цивилизации ацтеков и майя. В его основе доступный этим народам богатый выбор продуктов: кукуруза (маис), авокадо, свежие и сушеные бобы, сладкий и обычный картофель, помидоры, стручковый перец чили, тыква, утиное и индюшачье мясо, шоколад, а также множество видов рыб, обитающих в прибрежных водах Мексики. Начиная с 1519 года испанские конкистадоры стали привозить из Старого Света крупный рогатый скот, кур, свиней, рис, пшеницу, корицу, гвоздику, черный перец, апельсины, персики и абрикосы. Вскоре мексиканское население восприняло эти «новшества», которые не изменили радикально их кулинарные традиции, а напротив, в новой интерпретации их лишь упрочили и развили. В середине прошлого века добавилось влияние французской кухни, свидетельством чему является большой выбор разнообразных, очень вкусных булочек, кексов и пудингов, пользующихся успехом и по сей день. Поскольку Мексика граничит с Соединенными Штатами, неудивительно, что в настоящее время прослеживается и ощутимое влияние американской кухни. Характерные качества темпераментных, дружелюбных и веселых мексиканцев отразились и на их пище, сделав ее неиссякаемым источником беззаботного наслаждения.
Ресторан будет открыт на 3 этаже отеля 4* Al Manzil. Отель находится в Старом городе, в районе Downtown Burj Dubai, рядом с улицами Sheikh Zayed Road и Doha Road, в непосредственной близости от Всемирного Торгового Центра и выставочных центров Дубая; на расстоянии 10 км от аэропорта (в 20 мин. езды) и 10 км от городских пляжей. Такое расположение ресторана очень выгодно. Ожидается постоянный интенсивный поток посетителей.
Данное предприятие будет заниматься реализацией готовой пищевой продукции. Производимую продукцию планируется распространять в пределах ресторана, в дальнейшем так же возможно наладить доставку части продукции на дом или в офис.
3. План маркетинга
Мексиканская кухня гармонично сочетает в себе элементы древней индейской, испанской, восточной и азиатской кухни. Всё это будут рады предложить в ресторане «SOMBRERO». Два зала «SOMBRERO» способны вместить как шумные компании, так и романтические пары влюбленных, ищущих спокойствия и уединения. Барная стойка «a la Тарантино», салатовые ставни, замысловатые перуанские трубки, шкура зебры, светильники с кактусами, оранжево-песчано-солнечные цвета в сочетании с мексиканско-европейской кухней — создают собственный, эклектичный, стиль ресторана «SOMBRERO».
Помимо всевозможных салатов с морепродуктами, мясных салатов, стейков, здесь можно попробовать настоящие юда мексиканской кухни — огненный фахитас, а шипящей сковородке, аппетитное севиче с морепродуктами и нежным палтусом, обжигающий буррито с классическими мексиканскими приправами, жареную кесадилью, фаршированную сыром, овощами, мясом, морепродуктами или грибами по желанию; фирменный куриный начос «Монтеррей» с черной фасолью, перцем халапеньос, сыром Чеддер, мясом и томатами. Двадцать видов текилы и всевозможные коктейли.
Но мексиканский ресторан «SOMBRERO» — это не только хорошая кухня. Это особая задушевная домашняя атмосфера, которую может создать только музыка: для любителей зажигательных танцев в стиле латино — жгучие номера испанских Кармен, а для любителей экзотических и, по-своему, лиричных музыкальных партий — гремучая смесь латиноамериканской и испанской музыки — марьячи. Для постоянных гостей ресторана — клубные карты и значительные скидки. Мексиканский ресторан «SOMBRERO» — это просто изумительное зрелище, только зайдя в наш ресторан вы увидите потрясающую обстановку в мексиканском стиле и манящие звуки гитары.
Ресторан «SOMBRERO» — это идеальное место для банкетов, бизнес-ланча, веселых вечеринок, деловых встреч, романтических свиданий, семейных выходов, туристов.
В ресторане есть 2 зала, рассчитанные на 50 чел. и на 20 чел.
Обслуживающий персонал: мужчины и женщины в возрасте 18−30 лет, презентабельной внешности, со знанием иностранного языка.
Исследование рынка ресторанного бизнеса Дубаи показало, что наиболее часто встречаются кафе и рестораны арабской (74) и индийской (73) кухни, далее следуют итальянская (60) и ливанская (54), китайская (41), японская (33), французская (29), азиатская (23), английская (16). Мексиканская кухня представлена слабо: 4 кафе (Cactus Cantina, Cactus Jacks, Casa Marias, Maria Bonitas) и только 2 ресторана (Maya, Palermo). Поэтому, полагаем, что открытие ресторана мексиканской кухни «SOMBRERO» безусловно оправдано и выгодно.
Предприятие входит в рынок монополистической конкуренции. В связи с этим необходимо отметить следующее:
1. Ресторан «SOMBRERO» будет испытывать угрозу со стороны внутриотраслевых конкурентов, имеющих достаточно твёрдые позиции на действующем рынке. К ним относятся: Cactus Cantina, Maria Bonitas, Maya и Palermo.
2. Возможно вхождение в рынок новых конкурентов, привлечённых получаемыми доходами.
Таблица 1 Конкурентный анализ
Конку-ренты | Характеристика | Выводы | ||
сильных сторон | слабых сторон | |||
Cactus Cantina | Расположен в центре города Вмещает до 80 чел. Оригинальный стиль дизайна ресторана Живая музыка | Высокий уровень цен, средний чек 200 AED Дресс-код Относительно малая вместимость | Не является сильным конкурентом в связи с отдаленностью месторасположения | |
Maria Bonitas | Вмещает до 100 чел. Большой опыт работы | Расположен далеко от аэропорта, пляжей Высокий уровень цен, средний чек 300 AED | Не является сильным конкурентом в связи с ценовой политикой | |
Maya | Вмещает до 300 чел. Расположен в центре города Парковка Услуги парковщика | Низкое качество сервиса Высокий уровень цен, средний чек 300 AED Дресс-код | Не является сильным конкурентом в связи с тем, что цены не соответствуют качеству | |
Palermo | Удачный стиль дизайна ресторана Средний чек 150 AED Активная рекламная компания Парковка | Вмещает до 30 чел. Маленькая площадь Время работы ресторана ограничено до 00ч. | Не является сильным конкурентом в связи с малой вместимостью | |
SOMBRERO | Расположен рядом со Всемирным Торговым Центром и выставочными центрами. Вмещает до 70 чел. Живая музыка Высокий уровень обслуживания Низкий уровень цен | Относительно малая вместимость | Имеет конкурентные преимущества в связи с низким уровнем цен при высоком уровне обслуживания. | |
Таблица 2 Оценка сильных и слабых сторон предприятия
Сильные стороны | Слабые стороны | |
Система распределения | ||
Анализ потребностей потребителей услуг; Организация обучения персонала. | Недостаточный собственный опыт рекламы Необходимость риска | |
Предоставляемые услуги | ||
Широкий ассортимент блюд мексиканской кухни Перспективное планирование объемов продаж | Зависимость от поставщиков. | |
Собственные финансовые средства предприятия | ||
Собственные финансовые средства предприятия | Недостаточность оборотных активов | |
Организация управления | ||
Наличие квалифицированных групп работников | Высшее руководство распределяет ресурсы и кадры | |
Имидж ресторана | ||
Высокий уровень обслуживания Высокое качество продукции Уникальный интерьер | Выполнение принятых обязательств при минимальной или нулевой прибыли | |
Таблица 3 Анализ возможностей и угроз
Возможности | Угрозы | |
Привлечение клиентов Повышение конкурентоспособности Увеличение прибыли Инновации Профессиональный рост персонала | Неправильный подбор персонала Конфликтные ситуации Неправильный маркетинг Ошибки в организации труда Выход на рынок новых конкурентов | |
Правильное руководство позволит избежать всех опасностей, грозящих ресторану.
Средний уровень цен на продукцию будет определяться на основе анализа цен конкурентов. Чтобы возбудить интерес потребителей к продукции ресторана и постепенно закрепиться на новом рынке, целесообразно будет установить более низкие цены по сравнению с ценами конкурентов. Такая ценовая политика выгодна на первоначальном этапе проникновения на новый рынок. Далее, по мере завоевания определенной доли рынка и формирования устойчивой клиентуры, цены на продукцию постепенно будут повышаться до уровня цен конкурентов.
В среднем цена одного чека будет 250AED. Для этого посетителю будет необходимо приобрести горячую закуску + горячее + гарнир + десерт + чай/кофе.
Руководством ресторана будет использоваться информативная реклама, которая предназначена для ознакомления потенциального потребителя с услугами, оказываемыми рестораном. Далее по ходу развития ресторана будет использоваться напоминающая реклама.
Каналом распределения будет розничная торговля, так как ресторан — розничное предприятие услуг.
Составим прогноз объема продаж по реалистическому сценарию на весь расчетный период
4. Производственный (операционный) план
Ресторан «SOMBRERO"будет расположен на 3 этаже отеля 4* Al Manzil, находящегося по адресу: Burj Dubai St, Dubai, U.A.E. Для реализации проекта потребуется арендуемое помещение площадью 320 кв.м., капитальный ремонт, дизайн интерьера ресторана, оборудовать кухню.
Таблица 8 Единовременные затраты на оформление и оснащение ресторана, AED
Наименование | Модель | Цена за ед. | Стоимость | Примечание | |
Ремонт | 282 000,00 | Ремонт, дизайн | |||
Оборудование в том числе: | 121 597,23 | ||||
Газовая плита | MKN Optima 700 | 15 000,00 | 15 000,00 | 1 шт., Германия | |
Шкаф холодильный | Future Plus FR 1277 | 21 000,00 | 63 000,00 | 3 шт., Франция | |
Бликсер | N5 Plus 33 164 | 8291,41 | 16 582,82 | 2 шт.; ROBOT COUPE Франция | |
Овощерезка | KL-50 | 1042,50 | 1042,50 | 1 шт.; ROBOT COUPE, Франция | |
Слайсер | ES 220 | 1258,30 | 1258,30 | 1 шт.; Beckers; Испания | |
Пресс для тортилий | N48 3665 | 1852,00 | 1852,00 | 1 шт.; ROBOT COUPE Франция | |
Машина посудомоечная фронтальная | FI 30 FAGOR | 5552,81 | 5552,81 | 1 шт.; производительность 360 тарелок/час; Испания | |
Кофемашина | Saeco Primea Ring Plus V2 | 4770,00 | 4770,00 | 1 шт.; Италия | |
Барный блендер | CE/1 | 1387,00 | 2774,00 | 2 шт.; Италия | |
Барный миксер | BARTOS T2 | 1545,60 | 3091,20 | 2 шт.; Италия | |
Соковыжималка электрическая | BARTOS SE/01, | 1388,80 | 2777,60 | 2 шт.; Италия | |
Шкаф для вина | Climadiff CV 70 | 1596,00 | 1596,00 | 1 шт.; Франция | |
Генератор льда кубиковый | BARTOS FI 41 | 2000,00 | 2000,00 | 1 шт.; Италия | |
Барный инвентарь | BARTOS | 300,00 | 300,00 | Италия | |
Мебель | 800,00 | Milano, Италия | |||
Посуда, утварь | 1500,00 | Ударопрочный фарфор RAK. Италия | |||
ВСЕГО: | 405 897,23 | ||||
К амортизируемому имуществу относятся основные средства и нематериальные активы со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 2 тыс. AED. Таким образом, амортизационные отчисления будут начисляться на часть оборудования (газовая плита, бликсер, машина посудомоечная фронтальная, шкаф холодильный и кофемашина) и ремонт помещения. Общая стоимость амортизируемого оборудования составит:
15 000+8291,41*2+5552,81+21 000*3+4770=104 905,62 AED.
Способ начисления амортизации — линейный. Срок полезного использования оборудования — 5 лет. Срок эксплуатации отремонтированного помещения — 5 лет, т.к. рекомендуется кардинально менять дизайн и интерьер, планировку ресторана для привлечения инновациями новых клиентов. Таким образом, норма амортизации равна 20% годовых или 1,67% в месяц, амортизационные отчисления составят (104 905,62+282 000,00)*20% = 77 381,12 AED в год или 6448,427 AED в месяц.
Для реализации проекта потребуется штат сотрудников, состоящий из 26 чел.
кухня мексиканский ресторан конкуренция Таблица 10 Штатное расписание
Должность | Число сотрудников | Мед. страховка, AED | Зарплата в месяц, AED | |
Управляющий | ||||
Зам. управляющего | ||||
Шеф-повар | ||||
Повар | ||||
Помощники повара | ||||
Официанты | ||||
Метрдотель | ||||
Посудомойки | ||||
Парковщики | ||||
Уборщица | ||||
Гардеробщик | ||||
На себестоимость услуг списывается вся заработная плата наемного персонала. При этом учитывается медицинская страховка сотрудника.
Для организации деятельности потребуются следующие накладные расходы, тыс. AED:
5. Инвестиционный план
Для регистрации предприятия потребуется получение генеральной торговой лицензии стоимостью 15 тыс. AED, стоимость регистрации в свободной зоне Джебель Али (JAFZ) составляет 13,5 тыс. AED.
Таблица 14 Смета затрат до получения первых поступлений от реализации продукции, тыс. AED
№ | Статьи затрат | Сумма | |
1. | Затраты, связанные с регистрацией предприятия (организационные расходы), всего в том числе: | 28,71 | |
1.1. | Госпошлина за регистрацию | 13,50 | |
1.2. | Лицензирование | 15,00 | |
1.3. | Изготовление печати, штампа | 0,04 | |
1.4. | Открытие банковского счета | 0,05 | |
1.5. | Нотариальные услуги | 0,12 | |
2. | Организационно-техническая подготовка деятельности, всего: | 1318,34 | |
2.1 | Аренда помещения | 860,00 | |
2.2. | Реконструкция и ремонт помещения | 282,00 | |
2.3. | Оборудование помещения | 123,90 | |
2.4. | Приобретение сырья и материалов до получения дохода | 34,00 | |
2.5. | Затраты на маркетинг до получения дохода | 11,44 | |
2.6 | Проектная документация | 3,00 | |
2.7 | Патентование (товарный знак) | 0,50 | |
2.8 | Подбор персонала | 1,00 | |
2.9 | Приобретение формы сотрудников | 1,00 | |
2.10 | Церемония открытия | 1,50 | |
3. | ИТОГО: | 1347,05 | |
Таблица 15 Потребность в инвестициях, тыс. AED
№ | Статьи затрат | Cумма затрат | Период осуществления затрат | |
Капитальные вложения по проекту (основные средства), всего, в том числе: | 386,91 | |||
строительно — монтажные работы | 2−3-тий мес. нулевого периода | |||
оборудование кухни | 104,91 | 3-ий мес. нулевого периода | ||
Прочие организационно-технические затраты | 960,14 | 1−3-тий мес. нулевого периода | ||
Итого — общий объем инвестиций | 1347,05 | |||
Таблица 16 Сводный календарный план реализации проекта
Мероприятия | 0 период | реализация проекта | итого | ||||
… | |||||||
Регистрация предприятия | 28,71 | 0,91 | |||||
Аренда | |||||||
Реконструкция и ремонт помещения | |||||||
Оборудование кухни | 121,6 | 121,6 | |||||
Приобретение посуды и мебели | 2,3 | 2,3 | |||||
Подбор персонала | 0,5 | 0,5 | |||||
Приобретение формы сотрудников | |||||||
Маркетинг | 5,72 | 5,72 | 11,44 | ||||
Приобретение сырья и материалов | |||||||
Патентование (товарный знак) | 0,5 | 0,5 | |||||
Проектная документация | |||||||
Церемония открытия | 1,5 | 1,5 | |||||
Работа ресторана | |||||||
Инвестиционные затраты | 0,91 | 575,00 | 702,12 | 41,22 | 1347,05 | ||
6. Финансовый план
Для реализации проекта используются только собственные средства учредителей в объеме 1347,05 тыс. AED в равных долях.
Рассчитаем, на какую сумму в год необходимо реализовать услуг для того, чтобы проект был безубыточным или прибыльным. Точка безубыточности в денежном выражении определяется по формуле:
Точка безубыточности рассчитывается на основе данных, приведенных в таблице 17.
Точка безубыточности=(7385*6014,32)/(7385- 457,10)= 6411,14 тыс. AED
Запас финансовой прочности определяется как разность между выручкой и критическим объемом продаж (точкой безубыточности в денежных единицах):
Запас финансовой прочности= 7385,00−6411,14=973,86 тыс. AED
Для расчета интегральных показателей эффективности необходимо произвести дисконтирование чистых денежных потоков от операционной деятельности, приведенных в таблице 18. Ставку дисконтирования примем равной 15%.
Таблица 19
Год | Сумма | |||||
Чистый денежный поток (ЧДП) | 948,54 | 948,54 | 948,54 | 2845,62 | ||
Дисконтированный ЧДП | 824,82 | 717,23 | 623,68 | 2165,73 | ||
Накопленный дисконтированный ЧДП | — 1347,05 | — 522,23 | 195,00 | 818,68 | ||
Расчет эффективности инвестиций производится по следующим показателям:
1. Средняя норма рентабельности ARR (Average Rate of Return) — отношение среднегодовой чистой прибыли к общему объему инвестиционных затрат. Среднегодовая чистая прибыль составляет 897,03 тыс. AED. Объем инвестиционных затрат на реализацию проекта принимается по данным раздела 5.
ARR =913,58/1347,05*100%=67,82%
2. Индекс рентабельности инвестиций PI (Profitability index) — отношение кумулятивной приведенной стоимости чистого денежного потока от операционной деятельности к общим инвестиционным затратам проекта
PI =2165,73/ 1347,05 =1,61
3. Внутренняя ставка возврата IRR (Internal Rate of Return) — это ставка дисконтирования, при которой NPV проекта равна нулю т. е. инвестиционные затраты по проекту уравновешиваются доходами от его внедрения.
NPV=0;
— 1347,05 +(948,54/(1+IRR/100)1)+(948,54/(1+IRR/100)2)+(948,54/(1+ IRR/100)3)=0;
IRR=49,23%
4. Срок окупаемости PBP (Payback period) — период от начала проекта до момента его окупаемости, т. е. месяца проекта, начиная с которого суммарные чистые поступления превышают суммарные инвестиции.
PBP= 1347,05 /(948,54)=1,42(г.)
5. Дисконтированный период окупаемости DPB представляет собой теоретически необходимое время для полной компенсации инвестиций дисконтированными доходами.
DPB =1+522,23/717,23=1,73 г.
6. Чистая приведенная стоимость NPV (Net Present Value) представляет абсолютную величину дохода от реализации проекта и определяется как разница между кумулятивной приведенной стоимостью чистого денежного потока от операционной деятельности и инвестициями в проект.
NPV =2165,73- 1347,05 = 818,68 (тыс. AED) Таблица 20
Интегральные показатели эффективности инвестиций
Показатели | Ед. изм. | Значение показателя | |
Ставка дисконтирования | % | 15,00 | |
Простой период окупаемости — PBР | лет | 1,42 | |
Дисконтированный период окупаемости DPB | лет | 1,73 | |
Средняя норма рентабельности — ARR | % | 67,82 | |
Чистый приведенный доход — NPV | тыс. AED | 818,68 | |
Индекс рентабельности инвестиций — PI | 1,61 | ||
Внутренняя ставка возвратаIRR | % | 49,23 | |
7. Анализ и оценка рисков проекта
Виды рисков и методы их страхования представлены в таблице 21.
Таблица 21 Виды рисков и методы страхования от них
Вид риска | Степень риска | Методы страхования от риска | |
1.Неблагоприятные изменения рыночной конъюнктуры | Неизбежный | Систематическое маркетинговое исследование рынка. | |
2.Недобросовестная конкуренция | Допустимый | Использование методов судебной защиты; Отслеживание конъюнктуры рынка. | |
3.Инфляционные процессы | Допустимый | Проведение разумно обоснованной ценовой политики. | |
4.Форс-мажорные обстоятельства | Чрезмерный | Страхование имущества, персонала и клиентов | |
5.Финансовые риски | Неизбежный | Создание высокого экономического потенциала | |
Библиографический список
Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом — М.: Финансы и статистика, 2006. — 384 с.
Берл Густав и др. Мгновенный бизнес-план. Двадцать быстрых шагов к успеху / Пер. с англ./.- М.: Дело ЛТД, 2010. — 183с.
Бизнес-план. Методические материалы. Под редакцией профессора Р. Г. Маниловского. — М.: Финансы и статистика, 2007.-156 с.
Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. — М.: АО Интерэксперт, Экономика, 2007 — 166 с.
Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2006 -160 с.
Горохов Н.Ю., Малев В. В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ. — М.: Информационно-издательский дом Филинъ, 2008 — 208 с.
Грибалев Н.П., Игнотов И. П. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению. С. Петербург: Белл, 2004 — 203с.
Ковалев В. В. Анализ финансового состояния и прогнозирование банкротства. — С. Петербург, 1994 — 250 с.
Пелих А.С. Бизнес-план. — М.: Ось -89, 2011.-96 с.