Семантика восприятия в речевом опыте младшего школьника
Диссертация
Итак, языковая личность исследуется в разных направлениях. Отметим, что в части публикаций, опирающихся на принципы различения языка и речи, изучаются речевые возможности говорящих, составляются их речевые портреты. Это обстоятельство позволяет говорить и о двух «личностях» — языковой и речевой. Данной точки зрения придерживается Ю. Е. Прохоров. Он пишет: «Речевая личность — это языковая личность… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Семантика восприятия в русском языковом сознании
- 1. 0. Семантика восприятия в лингвистической литературе
- 1. 1. Лексикон восприятия
- 1. 2. Грамматикон восприятия
- Глава 2. Младший школьник как речедеятель
- 2. 1. Ключевые понятия современного речеведения
- 2. 2. Виды речи
- 2. 3. Репертуар учебных речевых жанров
- 2. 4. Речевой опыт и его формирование
- Глава 3. Семантика восприятия в аспекте формирования речевого опыта младшего школьника
- 3. 0. Описание эксперимента
- 3. 1. Виды речи третьеклассника
- 3. 1. 1. Рецептивная речь
- 3. 1. 2. Репродуктивная речь
- 3. 1. 3. Интерпретативная речь
- 3. 1. 4. Креативная речь
- 3. 2. Лексикон восприятия осени
Список литературы
- Агеев В.Н. Семиотика. — М.: «Весь Мир», 2002. — 256 с.
- Адамович Е.А., Яковлева В. И. Чтение в начальных классах. М., 1967.
- Акишина А.А., Кано X., Акишина Т. Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. М., 1991.
- Алдакаева Н.Г. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении языку // Русский язык в школе. 2001. № 6. — С. 10−16.
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: «Русский язык», 2001. — 568 с.
- Алимпиева Р.В. Семантическая значимость слова и структура лексико-семантической группы: (На материале прилагательных-цветообозначений рус. яз.). Л., 1986.
- Антчак Б. Колористика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Магистерская работа (научный руководитель проф. Т.В. Шмелева). Рукопись. — Быдгощ, 2001.
- Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. № 1. — С. 37 — 67.
- Арапова Н.С. Бежевый // Русская речь. 1999. № 4- С. 109 — 110.
- Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976.
- Астафурова А.П. Изучение особенностей сочинений-описаний учащихся 3−4 классов // Повышение эффективности обучения русскому языку в 4 классе. М., 1973.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969. -605 с.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М., 1989.
- Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975.-287 с.
- Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — С. 237 — 280.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998. — 240 с.
- Башкова И.В. Грамматика восприятия в современном русском языке: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 1995. -24 с.
- Башкова И.В. Способы номинации ситуации звучания в русском языке // Общие проблемы деривации и номинации. Словообразование в аспекте взаимодействия разных уровней языка: Тез. докл. обл. науч. конф. -Омск, 1988.
- Башкова И.В. Текстообразующие принципы представления ситуации восприятия // Художественный текст: структура, семантика, прагматика. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. — С. 27 — 32.
- Белова Н.А. Роль интегративного подхода в воспитании русской языковой личности // Русский язык: исторические судьбы и современность: II Международный конгресс исследователей рус. яз.: Труды и материалы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — С. 555 — 556.
- Беляева Н.И. Поэтическая речь в читательском опыте младшего школьника (Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога») // Речеведение: Научно-методические тетради. № 1 / Сост. Т. В. Шмелева. Великий Новгород, 1999. — С. 45 — 48.
- Беляева Н.И. Поэтическая речь в читательском опыте младшего школьника (Стихотворение И. А. Бунина «Листопад») // Речеведение: Научно-методические тетради. № 2. / Сост. Т. В. Шмелева. Великий Новгород, 2000. — С. 82 — 84.
- Бондаренко А.А. Словари на уроке // Начальная школа. 2000. № 1.-С. 27−33.
- Будникова Л.И. «Светозвук» в поэтической мифологии К.Д. Бальмонта // Русский язык: исторические судьбы и современность: II Международный конгресс исследователей рус. яз.: Труды и материалы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — С. 617 — 618.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В. В одном счастливом детстве: Книга для чтения в 3-м классе. В 2 ч. Ч 1. М.: «С-ИНФО», «БАЛЛАС», 1994а. — 192 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В. В одном счастливом детстве: Книга для чтения в 3-м классе. В 2 ч. Ч 2. М.: «С-ИНФО», «БАЛЛАС», 19 946. — 224 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В. В океане света: Книга для чтения в 4-м классе. В 2 ч. Ч 1. М.: «С-ИНФО», «БАЛЛАС», 1994 В. — 288 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В. В океане света: Книга для чтения в 4-м классе. В 2 ч. Ч 2. М.: «С-ИНФО», «БАЛЛАС», 1994 г. — 256 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В. Капельки солнца: Книга для чтения в 1-м классе. М.: «С-ИНФО», «БАЛЛАС», 1994д. — 224 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В. Маленькая дверь в большой мир: Книга для чтения в 2-м классе. В 2 ч. Ч 1. М.: «С-ИНФО», «БАЛЛАС», 1994е. -224 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В. Маленькая дверь в большой мир: Книга для чтения в 2-м классе. В 2 ч. Ч 2. М.: «С-ИНФО», «БАЛЛАС», 1994ж. -160 с.
- Бутакова JI.О. Языковая способность речевая компетенция -языковое сознание индивида // Русский язык: исторические судьбы и современность: II Международный конгресс исследователей рус. яз.: Труды и материалы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — С. 13−14.
- Васильев Л.М. Семантика русского глагола: Учеб. пособие для слушателей фак. повышения квалификации. М.: Высш. школа, 1981. — С. 52 -68.
- Везерова М.Н. Экспрессия лексем звучания в идеостилях Тютчева, Фета, Баратынского, Языкова, Полонского // Художественная речь: общее и индивидуальное. Куйбышев, 1988.
- Вендина Т. И. Словообразование как источник реконструкции языкового сознания // Вопросы языкознания. 2002. № 4. — С. 42 — 72.
- Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). -М., 1986.
- Война живых радаров (По сообщениям агенства «Информнаука») // Известия. 2003. 05.01.
- Воронин С.В. О семантической структуре звукоподражательного слова // Смысл и значение на лексическом и синтаксическом уровнях. -Калининград, 1986.
- Воронин С.В. Основы фоносемантики. Л., 1982.
- Воронина М.П. Диалог на уроке в начальной школе // Методические аспекты речевого развития в современной начальной школе. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. С. 38 — 42.
- Гайнуллина Н.И. Языковая личность Петра Великого (Опыт диахронического описания). Алматы, 2002. — 141 с.
- Герасимова К.М. Лексикографическая и семантическая интерпретация прилагательных вкусового ощущения: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1986.
- Глоцер В. Дети пишут стихи. М., 1964.
- Гойхман О.Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: учебник. -М.: ИНФРА-М, 2003. 272 с.
- Горбаневская Г. В. Семантическое поле звучания в современном русском языке: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1985.
- Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. М., 1981.
- Горецкий В.Г. Основные методы и приемы объяснительного чтения и принципы их отбора. Наглядность на уроках чтения // Основы методики начального обучения русскому языку / Под ред. Н. С. Рождественского. М., 1965.
- Горшкова В.В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии: Учеб. пособие. Комсомольск-на-Амуре, 1997.
- Грановская JI.M. Словарь имен и крылатых выражений из Библии. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003.-228 с.
- Грудцына Н.Г. Педагогический диалог в различных ситуациях урока // Педагогическая риторика. Учеб. пособие / Под ред. Н. А. Ипполитовой. М., 2001. — С. 278 — 300.
- Гулова И.А., Майков А. Н. «Осенние листья по ветру кружат.» // Русский язык в школе. 2001. № 3. — С. 58 — 63.
- Гуц Е.Н. К проблеме типичных речевых жанров языковой личности подростка // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997.-С. 131−137.
- Дебренн М. Изъяснительные полипредикативные конструкции в русском языке и роль местоимения то в них: Автореф. дис. канд. филол. наук. Томск, 1985.
- Детская риторика в рассказах и рисунках: 1−4 классов: Методические рекомендации / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1999.
- Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках: Учебники для 1 4 классов / Под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 2000.
- Диалог: теоретические проблемы и методы исследования: Сб. научно-аналитических обзоров. М., 1991.
- Доморацкая З.А. Описания первоклассников // Характеристика связной речи старших дошкольников и первоклассников. М., 1980.
- Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. М., 1953.
- Емельянова О.Н. Цитата // Культура русской речи: Энц. слов,-справ. М.: Флинта: Наука, 2003. — С. 749.
- Ерофеева Т.И. «Речевой портрет» говорящего // Языковой облик уральского города. Свердловск, 1990.
- Жанры речи. Сб. науч. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997.-212 с.
- Жанры речи: Сб. науч. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999.-287 с.
- Жанры речи: Сб. науч. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002.-Вып. 3.-318 с.
- Желтовская Л.Я. и др. Слово: Учебник по рус. яз. для 1, 2, 3, 4 кл. нач. шк. М.: Просвещение, 1998.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М., 1966.
- Жуланова Е.А. Диалогичность учебно-научного монолога в речевой ситуации школьного обучения: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2002. 23 с.
- Жуминова А.Б. Тезаурус языковой личности поэта О. Сулейменова: Автореф. дис. канд. филол. наук. Алматы, 2004. -26 с.
- Заика В.И., Гиржева Г. Н. О форме экзамена по русскому языку // Лингвистический ежегодник Сибири. Вып. 6. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т. 2004.-С. 150- 158.
- Зарифьян И.А., Рождественский Ю. В., Щербакова О. М. Вопросы общей и прикладной филологии в свете реформы школы //Вопросы языкознания. 1987. № 4. — С. 16 — 25.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). М., 1989.
- Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. -М.: Наука, 1982. С. 213 — 223.
- Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1988.
- Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. М., 1986.
- Ипполитова Н.А. Виды речевой деятельности // Педагогическая риторика. Учеб. пособие / Под ред. Н. А. Ипполитовой. М., 2001. — С. 148 -168.
- Каноныкин Н.П., Щербакова Н. А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. JL, 1955.
- Капинос В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1994.
- Капшай Н.П. Роль комментария в формировании читательской рецепции // Филология в XXI веке: объект, проблемы и методы исследования. Материалы международной науч. конф. «Пушкинские чтения» (6 июня 2004 г.) СПб.: САГА, 2004. — С. 275 — 282.
- Карасик В.И. Коммуникативная личность как лингвистический концепт // Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста. -Волгоград, 1993.
- Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М.: Наука, 1989. — С. 3 — 10.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. -264 с.
- Каримова Р. А. Функционирование семантических классов глаголов в тексте (глаголы движения, восприятия, мысли) // Лексико-семантические группы современного русского языка. Новосибирск, 1985.
- Квятковский А. Поэтический словарь. М.: «Сов. энциклопедия», 1966.- С. 216−217.
- Ким Э. М. Формальные и содержательные отношения между сложными предложениями с предикативными актантами и простыми предложениями: Автореф. дис. канд. филол. наук. Томск, 1986.
- Кириллова В.А., Примова М. Б. Структурно-семантические особенности предложений, репрезентирующих ситуации слухового и зрительного восприятия // Идеографические аспекты русской грамматики. -М.: МГУ, 1988. С. 116 — 125.
- Китайгородская М.В., Розанова Н. Н. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия. М., 1995.
- Климанова Л.Ф. Навыки чтения младших школьников и пути их совершенствования // Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах / Под ред. М. П. Кашина. М., 1978.
- Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для университетов и институтов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002 — 320 с.
- Кожина М.Н. Речеведение и функциональная стилистика: вопросы теории. Избранные труды. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. — 475 с.
- Колокольцева Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи: Автореф. дис.. док. филол. наук. Саратов, 2001. 48 с.
- Костомаров В.Г., Бурвикова Н. Д. Как тексты становятся прецедентными // Русский язык за рубежом. 1994. № 1. — С. 73 — 76.
- Кочеткова А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников // Начальная школа. 2002. № 9. — С. 64 — 68.
- Кошкин А.В. Ситуация дождя. Фрагмент активной грамматики // Материалы XXIX Всесоюз. науч. студ. конф. «Студент и научно-технический прогресс». Филология. Новосибирск, 1991.
- Кретов А.А. Из наблюдений над семантикой и сочетаемостью глаголов зрительного восприятия // Семантика и структура предложения. Лексическая и синтаксическая семантика. Уфа, 1978.
- Кретов А.А. О лексикографической интерпретации глаголов общего физического восприятия // Аспекты лексического значения. -Воронеж, 1982а.
- Кретов А. А. Семантические процессы внутри лексико-семантической группы глаголов зрительного восприятия // Исследования по семантике. Уфа, 19 826.
- Кретов А.А., Лукьянова Н. А. Семантические процессы в системе языка. Воронеж, 1984.
- Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М.: Наука, 1976. — С. 42 — 52.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Рус. яз., 2000.-С. 813.
- Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе. 1996. № 3. — С. 3 — 7.
- Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург, Омск, 1999.
- Культура русской речи: энц. слов-справ. М.: Флинта: Наука, 2003.
- Кустарева В.А., Рождественский Н. С. Система письменных упражнений в связной речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
- Ладыженская Т. А. Детская риторика: Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы: Часть 1 / Сост. Т. В. Игнатьева, Л. А. Вохмянина. М.: Просвещение, 2001. — С. 137 — 153.
- Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. -М.: Просвещение, 1980.
- Ладыженская Т.А. Развернутые устные ответы учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1979. № 4.
- Левин В. Когда маленький школьник становится большим читателем. М.: ЦГО, 1997.
- Лексико-семантические группы русских глаголов. Учеб. слов. -справ./ Под общ. ред. Т. В. Матвеевой. Свердловск, 1988. — С. 3, 47.
- Лемяскина Н.А. Коммуникативное поведение младшего школьника. Автореф. дис.. канд. филол. наук. Воронеж, 1999. -22 с.
- Лемяскина Н.А., Стернин И. А. Коммуникативное поведение младшего школьника. Воронеж, 2000. — 195 с.
- Лечицкая Ж.В. Прилагательные вкуса в современном русском языке: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1985.
- Лещенко В.В. Принципы организации и структурирования лексико-семантического поля чувственного восприятия в современном русском языке: Автореф. дис. канд. филол. наук. Киев, 1990.
- Ли Си-мэй. Речевой портрет персонажей А. И. Солженицына // Русский язык: исторические судьбы и современность: II Международный конгресс исследователей рус. яз.: Труды и материалы. -М.: Изд-во Моск. унта, 2004. С. 633 — 634.
- Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб.: Наука, 1991. — 372 с.
- Логачева О.Ю. Семантико-синтаксические особенности предложений, обозначающих ситуацию звучания: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1988.
- Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб: «Искусство — СПБ», 2002. — С. 222 — 341.
- Львов М.Р. Виды речи // Начальная школа. 2000а. № 5. — С. 76−81.
- Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. М.: «Академия», 20 006. — 464 с.
- Львов М.Р. Речевое развитие человека // Начальная школа. -2000 В. № 6. С. 98−105.
- Львов М.Р. Риторика в начальной школе // Начальная школа. -1994. № 9.-С. 56−61.
- Львов М.Р. Язык и речь // Начальная школа. 2000 г .№ 1. — С. 83−88.
- Мали Л.Д. Формирование представлений об основных видах творческих работ на уроках чтения // Проблемы развития речи учащихся начальных классов. М., 1985.
- Маслов В.Г. Словари на уроке // Совершенствование учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка: Сб. науч. ст. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.- С. 40 — 44.
- Матвеева Т.В. Полемика // Культура русской речи: Энц. слов.-справ. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 484.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или Как открывать знания вместе с детьми // Начальная школа: плюс-минус. 1999. № 6.-С. 73.
- Меныненина С.В. Риторизация как важнейший компонент современной языковой личности // Русский язык: исторические судьбы и современность: II Международный конгресс исследователей рус. яз.: Труды и материалы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — С. 126.
- Месеняшина Л. А. О корреляции между оформлением предикатного актанта и семантикой главного глагола (На материале русскихконструкций с глаголами восприятия и мышления) // Типология конструкций с предикатными актантами. -М., 1985.
- Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. М.: Флинта: Наука, 1999. — 256 с.
- Милехина Т.А. Речевые портреты бизнесменов // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.-С. 64−80.
- Мирошникова А.Ф. Классификация словообразовательных гнезд от глаголов звучания // Принцип деривации в истории языкознания и современной лингвистике: Тез. докл. Пермь, 1991.
- Морковкин В.В. Об одном способе синтеза системы учебных словарей и некоторые вопросы семантизации слов в словарях // Проблемы учебной лексикографии и обучения лексике / Под ред. П. Н. Денисова и В. В. Морковкина. М., 1978. — С. 34.
- Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. М., 1984.
- Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974. — С.28.
- Никитина JI.A. Анализ речевых ошибок как средство совершенствования письменной речи младших школьников // Методические аспекты речевого развития в современной начальной школе. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — С. 31 — 34.
- Никольская Р.И. Создание первоклассниками текстов типа рассуждения // Характеристика связной речи старших дошкольников и первоклассников. М., 1980.
- Новгородский областной словарь. Выпуск 12: Ф Я / Авт. — сост. В. П. Строгова, отв. ред. В. П. Строгова. — Новгород, 1995. — С. 89.
- Новгородский областной словарь. Выпуск 4: К / Авт. сост. В. П. Строгова, отв. ред. В. П. Строгова. — Новгород, 1993. — С. 149 — 150.
- Новиков А.Б. Словарь перифраз русского языка (на материале газетной публицистики). М.: Рус.яз., 2000. — 224 с.
- Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия. М., 1988.
- Общее развитие (психокоррекция) в Куррикулюме для классов интенсивного развития / Под ред. В. Н. Барсукова. Самара: Центр научных исследований психологических проблем, 1993. — 69 с.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1996 — 928 с.
- Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2001. — 160 с.
- Оморокова М.И., Постоловский И. З., Рапопорт И. А. Преодоление трудностей. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990.
- Орлова Е.О. Картины мира в названиях улиц Великого Новгорода: Учебно-методические рекомендации. Великий Новгород, 2002.
- Осетрова Е.В. Манифестант как цементирующее звено полипропозитивной структуры // Высказывание как объект лингвистической семантики и теории коммуникации: Тез. докл. респ. науч. конф. Ч 2 Омск, 1992.
- Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку / Сост. В. И. Капинос, Т. А. Костяева. М., 1986. — С. 78 — 88.
- Падучева Е.В. Выводима ли способность подчинять косвенный вопрос из семантики слова? // Логический анализ языка. Знание и мнение. -М., 1988.
- Падучева Е.В. К структуре семантического поля «восприятие» (на материале глаголов восприятия в русском языке) // Вопросы языкознания. -2001. № 4.-С. 23−44.
- Падучева Е.В. Парадигма регулярной многозначности глаголов звука // Вопросы языкознания. 1998. № 5. — С. 3 — 23.
- Падучева Е.В. Родительный субъекта в отрицательном предложении: синтаксис или семантика? // Вопросы языкознания. 1997. № 2.-С. 101−116.
- Панченко О.В. Препозиционные установки восприятия и осмысления в одном типе художественного повествования // Вест. Харьк. унта. Харьков, 1988. № 327.
- Пастухова Л.С. Одоративная лексика в произведениях К.Г. Паустовского // Язык и стиль произведений В. П. Катаева, К. Г. Паустовского и Л. И. Славина. Одесса, 1987.
- Пауфошима Р.Ф. Житель современной деревни как языковая личность // Язык и личность. М.: Наука, 1989. — С. 41 — 48.
- Педагогическая риторика. Учеб. пособие/ Под ред. Н. А. Ипполитовой. М., 2001. — С. 148 — 323.
- Педагогическое речеведение. Слов.- справ. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А.К. Михальской- сост. А. А. Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998.-312 с.
- Пентегова О.Ю. Влияние темперамента человека на его речь // Вопросы стилистики. Антропоцентрические исследования. Вып. 28. -Саратов, 1999. С. 108 — 114.
- Песняева Н.А. Возможности развития речи младших школьников в учебном диалоге // Начальная школа. 2002. № 10. — С. 41 — 45.
- Печкова Т.А. Системы классификации цвета. М., 1969.
- Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.
- Пещак М.М. Сопоставительное изучение глаголов восприятия в русском и венгерском языках // Рус. яз. и лит. в сред. учеб. заведениях УССР. -Киев. 1984. № 3.
- Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. М., 1988.
- Пленкин Н.А. Система работы по развитию связной речи учащихся // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: Пособие для учителей / Сост. А. Н. Матвеева. М.: Просвещение, 1982.
- Погребкова Т.В. Интервью как прием подготовки младших школьников к созданию письменного текста // Риторика в системе гуманитарного знания: Тезисы 7-й Международной конференции по риторике М.: Гос. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 2003. — С. 269 — 271.
- Погребкова Т.В. Осенний пейзаж: от восприятия текста к порождению // Речеведение: Научно-методические тетради. № 2. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — С. 87 — 89.
- Погребкова Т.В. Рецептивная и креативная речь ребенка: жанровый состав текстов // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. Выпуск 4: В 2 кн. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. Кн. 2, 2002а. С. 235 — 241.
- Погребкова Т.В. Семантика восприятия в текстах для младших школьников // Лингвистика и школа: Доклады Международной науч. конф. «Лингвистика и школа». Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 20 026. С. 201 -209.
- Попкова Л.М. К вопросу о семантических связях глаголов восприятия // Лексическая и грамматическая семантика: Материалы Республ. науч. конф. Белгород: Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1998.
- Пригалина Н.К. Принципы отбора жанров для изучения в школе и ВУЗе // Риторика в системе гуманитарного знания: Тезисы 7-й Международной конференции по риторике. Гос. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина. М., 2003. С. 272 -274.
- Примова М.Б. Предложения, обозначающие ситуации слухового и зрительного восприятия в современном русском языке: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1983.
- Примова М.Б., Шмелева Т. В. Закон повышения ранга // Синтаксические структуры русского языка: Строение, содержание и функции. Иркутск, 1988.
- Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста. -Волгоград, 1993.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 4). По системе Л. В. Занкова. — М.: Центр общего развития, 2000а. — 224 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М.: Просвещение, 20 006.
- Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М., 1997.
- Речеведение: Научно-методические тетради. № 1. / Сост. Т. В. Шмелева. Великий Новгород, 1999. — 100 с.
- Речеведение: Научно-методические тетради. № 2. / Сост. Т. В. Шмелева. Великий Новгород, 2000. — 104 с.
- Речевое развитие младших школьников / Под ред. Л. Д. Мали, О. С. Арямовой, С. А. Климова, Н. С. Пескова. Пенза, 1993.
- Речь. Речь. Речь. / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1990.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.
- Родная речь: Учебник по чтению для учащихся начальной школы: В 3 кн. / Сост. М. В. Голованова и др. Кн. 3. М., 1994.
- Рождественский Ю.В. Общая филология. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. — 326 с.
- Романовская З.И. Живое слово: 1 кл. М., 1994а. — 319 с.
- Романовская З.И. Живое слово: 2 кл. В 2 кн. Кн. 1. М., 1996а. -303 с.
- Романовская З.И. Живое слово: 2 кл. В 2 кн. Кн. 2. М., 19 966. -286 с.
- Романовская З.И. Живое слово: 3 кл. В 2 кн. Кн. 2. М., 19 946. -256 с.
- Романовская З.И. Живое слово: 3 кл. В 2 кн. Кн.1. М., 1 997 336 с.
- Рузин И.Г. Возможности и пределы концептуального объяснения языковых фактов // Вопросы языкознания. 1996. № 5. — С. 39 — 50.
- Рузин И.Г. Когнитивные стратегии именования: модусы перцепции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и их выражение в языке // Вопросы языкознания. 1994. № 6. — С. 79 — 99.
- Рузин И.Г. Природные звуки в семантике языка (Когнитивные стратегии именования) // Вопросы языкознания. 1993. № 6. — С. 17−27.
- Рябухина Е.А. Развитие и коррекция профессионально-педагогических умений организации и ведения учебного диалога: Автореф. дис.канд. пед. наук. Калуга, 1996.
- Савельева Е.С. Чтение с настроением // Начальная школа. 2002. № 9. — С. 52−56.
- Салькова Л.В. Работа над формой устного ответа в 5 классе // Русский язык в школе. 1991. № 2. — С. 22 — 29.
- Салькова Л.В. Сравнение в объяснительной речи учителя // Педагогическая риторика. Учеб. пособие / Под ред. Н. А. Ипполитовой. М. 2001а.-С. 253−265.
- Салькова JI.B. Требования к устным развернутым ответам учащихся // Педагогическая риторика. Учеб. пособие / Под ред. Н. А. Ипполитовой. М. 20 016. — С. 301 — 309.
- Сватко В.В. Лексико-семантическая группа глаголов чувственного восприятия как объект изучения в прагматическом аспекте // Вестн. Киев, ун-та. Методика обучения студентов-иностранцев. Выпуск 2. -Киев, 1987.
- Светловская Н.Н. Внеклассное чтение в 1 классе. М., 1973.
- Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: «Академия», 1999. — 248 с.
- Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: «Академия», 2001. — 288 с.
- Сводный словарь современной русской лексики: В 2 т./ АН СССР. Ин-т рус. яз. / Под. ред. Р. П. Рогожниковой. М., 1991.
- Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2004. — 320 с.
- Седов К.Ф. Жанры речи в становлении дискурсивного мышления языковой личности // Русский язык в контексте культуры. Екатеринбург: Изд-во УГУ, 1999а. — С. 86 — 99.
- Седов К.Ф. Портреты языковых личностей в аспекте их становления (принципы классификации и условия формирования) // Вопросы стилистики. Антропоцентрические исследования. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 19 996. — Вып. 28. — С. 3 — 29.
- Семиотика / Под ред. Ю. С. Степанова. М.: «Радуга», 1983. -636 с.
- Сергеева Т.Д. Семантический анализ глаголов звучания // Семантическая структура слова. Кемерово, 1984.
- Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников // Начальная школа. 2003. № 2. — С. 71 — 75.
- Ситковский Г. Триумф осязания //Алфавит. 2002. № 46. — С. 12.
- Соколов Е.Н. Психофизиология цветового зрения // Познавательные процессы: ощущение, восприятие. М., 1982. — С. 167 — 178.
- Сотова И.А. Анализ макроструктуры текста при подготовке к сочинению в жанре рассказа // Методические аспекты речевого развития в современной начальной школе. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. -С. 34−38.
- Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта, Наука, 2003. — 696 с.
- Стихи и рассказы о родной природе: Хрестоматия. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001. — 384 с.
- Суворова Е.П. Обучение восприятию и созданию текста единый творческий процесс // Русский язык в школе. — 2001а. № 6. — С. 3 — 10.
- Сукаленко Н.И. Отражение обыденного сознания в образной языковой картине мира. Киев, 1992. — С. 44 — 45.
- Таряникова Ю.И. Дети учатся писать стихи // Начальная школа. -2000. № 6.-С. 94−95.
- Тегай JI.E. Отражение связи между созерцанием и мышлением в семантической структуре слова // Рус. языкознание. Киев, 1988. — Вып. 17.
- Тепишкина Е.Ю. Диалогизация образовательного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся школе // Начальная школа. 2003. № 2. — С. 45 — 48.
- Тикунова Л.И., Канакина В. П. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя нач. шк. -М.: Просвещение, 1992. 176 с.
- Третьякова B.C. Звукоподражательные глаголы в русском языке: Автореф. дис.канд. филол. наук. М., 1985.
- Троицкая Т. Народная художественная словесность в детской повседневной жизни и в образовании: Учеб. пособие для студ. факультетов начальных классов и филологических факультетов. Барнаул, 2003. — 142 с.
- Тумина Л.Е. Слушать, слышать, понимать // Педагогическая риторика. Учеб. пособие / Под ред. Н. А. Ипполитовой. М., 2001. — С. 179 — 210.
- Узорова О.В., Нефедова Е. А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. М.: Аквариум, 1997.
- Уроки развития связной речи в начальной школе / Сост. Г. С. Щеголева. СПб.: СпецЛит, 2000. — 158 с.
- Урысон Е.В. Синтаксическая деривация и «наивная» картина мира // Вопросы языкознания. 1996. № 4. — С. 25 — 38.
- Урысон Е.В. Языковая картина мира VS. Обиходные представления (модель восприятия в русском языке) // Вопросы языкознания. -1998. № 2.-С. 3−21.
- Усанова О.Г. Обобщающая речь учителя на этапе подведения итогов урока // Педагогическая риторика. Учеб. пособие / Под ред. Н. А. Ипполитовой. М., 2001. — С. 310 — 322.
- Ушакова Т.Н. Языковое сознание и принципы его исследования // Языковое сознание и образ мира. М., 2000.
- Фатеева Н.А. Интертекстуальность // Культура русской речи: Энц. слов.-справ. М.: Флинта: Наука, 2003. — С. 221 — 224.
- Фатеева Н.А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи // Известия АН. Сер. Лит. и яз., т. 57. 1998. № 5. — С. 25−38.
- Федосюк М.Ю. Глаголы восприятия: лексические значения и употребление в художественных текстах // История слова в текстах и словарях. Ставрополь, 1988.
- Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997.-С. 66−88.
- Филиппова О.В. Приемы популяризации объяснительной речи учителя // Педагогическая риторика. Учеб. пособие / Под ред. Н. А. Ипполитовой. М., 2001. — С. 266 — 277.
- Филонова Ю.А. Возможности использования опыта русских педагогов-словесников второй половины XIX века для развития творческих качеств современных школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2003. 22 с.
- Фомичева Г. А., Величук Л. П. Советская методика русского языка // Начальная школа. 1987. № 11. — С. 32.
- Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М.: Рус. яз., 2002. — 216 с.
- Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М., 1987.
- Фразеологический словарик к учебникам чтения для начальной школы (методические рекомендации для студентов факультета начальных классов). Сост. Сергеева Л. Н. Новгород, НГПИ, 1989. — 18 с.
- Фрумкина М.Р. Психолингвистика. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2001. — С. 64 — 77.
- Фрумкина М.Р. Цвет, смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа. -М, 1984.
- Хайлович JI.B. Объяснительный монолог как педагогический речевой жанр // Педагогическая риторика. Учеб. пособие / Под ред. Н. А. Ипполитовой. М., 2001. — С. 230 — 252.
- Харченко Е.В. Варианты речевого поведения профессиональных коммуникаторов // Вопросы филологии. 2003. № 1. — С. 9 — 14.
- Храброва И.Ю. Сборник диктантов для маленьких новгородцев (1−2 класс). Великий Новгород: Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., 1982.
- Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе? М., 1985.
- Цуккерман А.С. Тепловатый «слегка» или «слишком теплый»? // Русская речь. — 1986. № 6. — С. 95 — 98.
- Чайковская Н.Н. Бессоюзное изъяснительное предложение. -Алма-Ата, 1988. 187 с.
- Чернявская В.Е. Интертекстуальное взаимодействие как основа научной коммуникации. СПб., 1999.
- Чернявская В.Е. Интертекстуальность как текстообразующая категория вторичного текста в научной коммуникации. Ульяновск, 1996.
- Чувакин А.А. Об условиях функционирования текста // Человек -коммуникация текст: Сб. ст. Вып. 5.- Барнаул: Изд-во Алтайского гос. унта, 2002. — С. 6 — 14.
- Шалатонова Н.П. Текст и языковая культура личности будущего учителя начальных классов // Методические аспекты речевого развития всовременной начальной школе. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. -С. 59−62.
- Шелест JI.B. Чудодейственная сила глагола // Русский язык в школе. 2002. № 2. — С. 45 — 47.
- Шидо Т.А. Лексические единицы поля «ощущение» в оценке носителей немецкого языка // Особенности функционирования разноуровневых единиц языка. Саратов, 1988.
- Ширяев Е.Н. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке. М., 1986. — С. 81, 94 — 105.
- Шмелева Т.В. Декламация // Культура русской речи: Энц. слов.-справ. М.: Флинта: Наука, 2003. — С. 150 — 151.
- Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. — С. 88 — 98.
- Шмелева Т.В. О термине речеведение // Лингвистический ежегодник Сибири. Вып. 1. Красноярск, 1999а. — С. 32 — 38.
- Шмелева Т.В. Речеведение. Теоретические и прикладные аспекты. Новгород, 1996.
- Шмелева Т.В. Речевой жанр. (Возможности описания и использования в преподавании языка) //Russistik. Русистика. Berlin. -1990. № 2.
- Шмелева Т.В. Речевой жанр: опыт общефилологического осмысления // Международный научно-художественный журнал «Collegium». Киев. — 1995. № 1 — 2. — С. 57 — 65.
- Шмелева Т.В. Русский язык: через активную грамматику к речи. Программа для 5−9 классов средней школы // Речеведение: Научно -методические тетради. № 1. Великий Новгород, 19 996. — С. 56 — 65.
- Шмелева Т.В. Семантический синтаксис. — Красноярск, 1988.
- Шмелева Т.В. Словесник растет над текстом // Новгородский университет 2003а. май № 18 (562). — С. 11.
- Шмелева Т.В. Так что же такое речь? // Речеведение: Научно -методические тетради. № 1. Великий Новгород, 1999 В. — С. 5 — 15.
- Шмелева Т.В. Школьная словесность // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. Вып. 5: В 2 кн. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 20 036. Кн. 1. С. 175 -179.
- Щеголева Г. С. Специфика овладения связной письменной речью на начальном этапе обучения // Методические аспекты речевого развития в современной начальной школе. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 20 026.-С. 13−22.
- Эппггейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии: Науч.-попул. М.: Высш. шк., 1990. -303 с.
- Юденко Ю.Р. Методы НЛП в преподавании русского языка // Лингвистический ежегодник Сибири. Вып. 6. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2004.-С. 84−92.
- Язык и личность. М.: Наука, 1989. — С. 152 — 212.
- Языковая компетенция: грамматика и словарь: Межвузовский сб. науч. тр. Новосибирск: из-во НГПУ, 1998а. Ч. 1.-61 с.
- Языковая компетенция: грамматика и словарь: Межвузовский сб. науч. тр. Новосибирск: из-во НГПУ, 19 986. Ч. 2 — 66 с.
- Яковенко С.Р. Формальная и семантическая структура словообразовательных гнезд глаголов чувственного восприятия в русском языке: Автореф. дис. канд. филол. наук. Киев, 1987.180