Методы предотвращения/учета финансовых рисков в процессе организации закупочной деятельности (на примере ООО «Комус»)
Инкотемрмс-2010 (англ. Incoterms, International commerce terms) — международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Международные торговые термины — стандартные условия договора международной купли-продажи, которые определены заранее в международно признанном документе, вступающие в силу с 1 января 2011 года. 16 сентября 2010 года… Читать ещё >
Методы предотвращения/учета финансовых рисков в процессе организации закупочной деятельности (на примере ООО «Комус») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
" МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ"
Институт управления и информационных технологий Кафедра логистики и управления транспортными системами
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ по дисциплине «Логистика снабжения и управление запасами в цепях поставок»
на тему: «Методы предотвращения/учета финансовых рисков в процессе организации закупочной деятельности (на примере ООО „Комус“)»
Выполнил студент Акоджян Л.А.
Руководитель работы к.э.н., доцент Леонова В.В.
Москва 2014
Исходные данные
1. Страна — Финляндия.
2. Товар — бумага листовая для офисной техники.
3. Компания, которая закупает бумагу и привозит из Финляндии в Россию — ООО «Комус» .
4. Транспортная компания — ООО «Соло Логистик» .
Содержание Введение
1. Характеристика объекта деятельности
1.1 Особенности функционирования объекта
1.2 Внешняя и внутренняя среда организации
2. Закупочная деятельность
2.1 Оценка и выбор поставщиков
2.2 Перечень критериев выбора поставщиков
2.3 Критерии и методы отбора поставщиков продукции
2.4 Типы отношений с поставщиками
2.5 Договор поставки
2.6 Национальная особенность бизнес-партнера (страны)
2.7 Выбор транспортной компании и способы перевозки
2.8 Условия INCOTERMS
3. Методы предотвращения/учета финансовых рисков в процессе организации закупочной деятельности на примере предприятия
4. Выбор оптимального маршрута поставки груза в Россию
4.1 Варианты перевозки товара
4.2 Маршрут перевозки товара Заключение Список литературы Приложение Введение Целью предпринимательства является получение максимальных доходов при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Но вместе с тем, для эффективного осуществления любого вида хозяйственной деятельности необходимо предугадать и предотвратить существующие риски потерь, объем которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса. Именно этим и обусловлена тема моего курсового проекта.
Главным объектом внимания закупочной логистики являются материальные потоки, которые выступают важнейшим фактором производства и обладают общим свойством, заключающимся в высокой потенциальной возможности их участия в производственном процессе.
Снабжение занимает одно из первых мест среди расходов фирмы. Именно поэтому даже небольшая оптимизация затрат принесет организации существенную выгоду. Чтобы получить наивысший результат от своей деятельности, компании необходимо подобрать поставщиков, которые максимально смогут удовлетворить ее потребности.
Целью данного курсового проекта является выбор наилучшего варианта поставщиков и развитие дальнейшего взаимодействия с ним. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: прежде всего изучить понятие процесса выбора того или иного поставщика, выявить основные методы выбора, изучить роль службы закупок в деятельности компании.
Также на практическом примере мы рассмотрим процесс выбора поставщика и проведём отбор наилучшего варианта.
1. Характеристика объекта деятельности
1.1 Особенности функционирования объекта Компания ООО «Комус» функционирует с 1990 года. Она создана на базе студенческого кооператива. На данный момент ООО «Комус» является лидером канцелярских и офисных товаров в России, а также одним из крупнейших поставщиков бумаги и картона. По объемам продаж «Комус» занимает в России более 35% рынка офисной бумаги, 16% канцтоваров, 15% рынка полиграфических сортов бумаги и картона. По производству и продаже пластиковой упаковки «Комус» занимает первое место (26% всего рынка), эта продукция поставляется российским предприятиям пищевой индустрии.
В 1991 году было создано торгово-производственное объединение «Комус», которое производило и распространяло товары для офисов. На сегодняшний день под руководством ТПО, центральный офис которого расположен в Москве, работает 7 производственных площадок, 70 магазинов розничной продажи, 17 представительств по всей России, Украине и Белоруссии.
" Комус" имеет офисы в 84 городах России, 60 розничных магазинов по всей России, более 7 000 сотрудников, а также 7 собственных производственно-логистических комплексов Стратегия компании строится на комплексном обслуживании клиентов по всей территории России и развития в форме единой корпорации.
Основными целями компании являются:
· развитие своего производства, его расширение за счет новых технологий;
· увеличение количества представительств в регионах (открытие новых филиалов и слияние с другими компаниями);
· улучшение и развитие всех видов продаж (введение бонусных карт, скидки постоянным клиентам и т. д.)
Направления деятельности ООО «Комус» :
*продажа канцелярских товаров, бумаги и картона офисных и полиграфических сортов
*производство бумажных изделий, пластиковой упаковки, офисных товаров
*продажа оргтехники и расходных материалов
*продажа медицинских изделий
*продажа офисной мебели,
*предоставление полиграфических услуг и производство рекламно — сувенирной продукции.
Комус — официальный дистрибьютор 110 ведущих производителей стран Америки, Европы и Азии, в том числе и компаний из Финляндии. Среди этих компаний — «Canon», «Epson», «Hewlett-Packard», «SAX», «UPM-Kymmene», «M-Real», «StoraEnso», «MAP», «BIC», «Koh-I-Noor», «Parker», «General Electric», International Paper ОАО «Светогорск», ОАО «Котласский КПК», ОАО «Санкт-Петербургский КПК», ОАО «Бумизделия» .
Также у компании высокоразвитый клиентский сервис.
Имеется контакт-центр «Комус», который занимается:
· продажей и продвижением товара по телефону;
· SMS рассылкой;
· проведением маркетинговых опросов;
· созданием и обновлением клиентских баз данных;
· организацией телефонных центров обслуживания.
Также имеется интернет-магазин www.komus.ru, с помощью которого можно выбирать и заказывать товары 24 часа в сутки.
В компании современное техническое оснащение, которое позволяет удовлетворять все потребности клиентов и партнеров.
Также «КОМУС» развивает собственные бренды, в число которых входят: собственная офисная бумага торговой марки Комус трех классов, канцтовары и товары для офиса; универсальная фотобумага Mega Jet; самоклеящиеся этикетки Mega Label.
1.2 Внешняя и внутренняя среда организации Во внешнюю среду ООО «Комус» входят потребители, поставщики, а также конкуренты компании.
Был проведен анализ, благодаря которому выяснилось, что основными потребителями товаров и услуг ООО «Комус» являются частные предприниматели старше 25 лет, со средним доходом, занимающиеся торговлей канцелярскими товарами.
При проведении сегментации рынка по возрастному признаку выявили, что в первую возрастную категорию, состоящую из людей до 25 лет, входит 15% покупателей, во вторую возрастную категорию, от 25 до 40 лет — 65%, в третью возрастную категорию от 40 лет — 20%.
При проведении сегментации рынка по уровню дохода, где в первую категорию входят покупки более 10 тысяч рублей, второй уровень доходов — от 3 до 10 тысяч рублей и третий уровень доходов до 3 тысяч рублей, в первую категорию вошли 15% покупателей, в вторую — 55%, в третью — 30%.
Также проводилась сегментация по характеру дальнейшего использования товаров. Выяснилось, что 25% покупателей — конечные потребители, 50% -мелкооптовые посредники и 25% - магазины.
Если говорить о поставщиках, то их очень много, потому что ООО «Комус» работает не только с российскими компаниями, но и с зарубежными из Европы, Америки и Азии. Если говорить именно о рынке финской бумаги, которые рассматривается в курсовой работе, то основными поставщиками являются «UPM-Kymmene», «StoraEnso», «M-Real». Далее эти компании будут рассматриваться более подробно.
Основными конкурентами ООО «Комус» являются ООО «Прагматик», сеть книжных магазинов «Буква» и «Московский дом книги» и интернет-магазин ОЗОН. У всех конкурентов есть свои преимущества и недостатки. К основным недостаткам «Комуса» по отношению к «Букве», «Московскому дому книги» и ОЗОНУ является продвижение «Комуса» лишь в канцелярской области, в то время как другие компании реализуют также продажу книг. Но если говорить о ценах на канцтовары, то в «Комусе» они самые приемлемые. У ОЗОНА есть большой недостаток, он реализует продажу только через интернет, в то время как продукцию «Комуса» можно купить в фирменных магазинах. ООО «Прагматик» является хорошей компанией, которая составляет конкуренцию в области оптовых продаж. Многие офисы заказывают канцтовары у ООО «Прагматик», но с обычными потребителями они не работают. Также огромным плюсом «Комуса» является реализация товаров и услуг на территории всей Российской Федерации.
Во внутреннюю среду организации входят ее организационная структура, работники, технологии, которые применяются на производстве, внутренняя информация и т. д.
" Комус" - национальная розничная сеть товаров для офиса и школы, в состав которой входят 60 фирменных магазинов в 14 регионах России. Количество сотрудников превышает 7000.
" Комус" является обществом с ограниченной ответственностью. Общее собрание участников — главный орган управления.
Владелец компании — ее генеральный директор, Бобриков Сергей Александрович, владеющий 96% ООО «Комус» .
ТПО «Комус» подразделяется на дивизионы:
· дивизион корпоративно-розничных продаж;
· дивизион оптовых продаж;
· дивизион «Полиграфические сорта бумаги и картона» ;
· дивизион «Комус — упаковка» ;
· ТС «Медизделия» ;
· полиграфический центр «Комус — реклама»
При рассмотрении каждый дивизион (подразделение) представляет собой также сложную систему.
Организационная структура ООО «Комус» является линейно-функциональной. Работу отделов магазина ООО «Комус» регулирует Положение об отделах.
Бухгалтерия (по приказу Директора) занимается ведением бухгалтерского учета, составляет финансовую отчетность, контролирует использование материальных и финансовых ресурсов. В подразделение бухгалтерии входят главный бухгалтер и его заместитель. Главный бухгалтер общества подчиняется непосредственно Директору.
Экономический отдел занимается анализом продаж, составляет годовые и ежемесячные планы для работников отдела продаж, планирует поставки товаров, ведет отчетность по товару, устанавливает систему скидок и наценок.
Менеджеры отдела продаж работают с клиентами. От того, насколько эффективно работает этот отдел, зависит эффективность деятельности всей организации. Их цель — поиск новых клиентов и привлечение постоянных. Они принимают заявки, следят за сроками поставки продукции. Менеджеры продаж отвечают за качество и скорость обслуживания клиентов.
Заведующий складом руководит работой склада по приему, хранению и отпуску товара, распределяет места складских помещений под поставляемый товар, проводит ежеквартальную ревизию вверенных ему товароматериальных ценностей, составляет установленную предприятием отчетность.
Отдел организации труда осуществляет методическое руководство по разработке предложений положений о подразделениях и должностных инструкций, проводит работы по совершенствованию организационной структуры, проводит работы по техническому нормированию, стимулированию и мотивации персонала. Также занимается расчетом заработной платы, оплатой больничных, отпусков и социальных выплат.
Отдел кадров осуществляет полное ведение персонала (отбор, подбор, оформление приема, перевода, отпуска, увольнения), разрабатывает и совершенствует мотивационную политику предприятия, создание кадрового резерва предприятия.
2. Закупочная деятельность
2.1 Оценка и выбор поставщиков Выбор поставщика — одна из наиболее важных задач закупочной логистики. Иногда поставщики влияют на эффективное функционирование компании, т.к. именно от выполнения ими условий договора, временной поставки товара и его качества зависит успешная реализация товара.
Естественно, выбор поставщика должен быть обоснованным и подходить критериям цены, качества, условий доставки, объемов поставки и т. д.
Есть два направления выбора поставщиков. Поставщиков можно выбрать из компаний, с которыми уже установлены деловые отношения. А второе направление — выбор новых поставщиков.
Так как наша компания давно работает на рынке канцелярских товаров и услуг, то у нас уже есть проверенные временем поставщики. В Финляндии мы покупаем бумагу у трех крупных компаний, таких как «UPM-Kymmene», «StoraEnso», «M-Real» .
UPM-Kymmene Oyj (UPM-Kymmene Corporation) — финская деревообрабатывающая компания. Штаб-квартира находится в Хельсинки. Компания основана в 1996 году путём слияния компаний Kymmene Corporation и Repola Ltd (а также её дочерней компании United Paper Mills Ltd).
Основная деятельность компании — производство бумаги (67%). Помимо бумаги корпорация производит целлюлозу, пиломатериалы, фанеру, этикеточные самоклеящиеся материалы и др.
В России компания владеет предприятием в Новгородской области: фанерным заводом в Чудово и также, офисами: в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону.
Stora Enso Oyj — финско-шведская лесопромышленная компания, одна из крупнейших в мире. Штаб-квартира находится в Хельсинки.
Была основана в 1998 году при слиянии шведской добывающей и лесопромышленной компании Stora и финской лесопромышленной компании Enso-Gutzeit Oy. Компания производит различные сорта бумаги, целлюлозу и другие продукты деревообработки.
В России есть заводы этой компании по выпуску бумажной упаковки в Арзамасе (Нижегородская область), Балабаново (Калужская область) и Луховицах (Московская область), а также лесопильные заводы в посёлках Неболчи (Новгородская область) и Импилахти (Республика Карелия).
M-Real. Компания была основана в 1986 году. Штаб-квартира находится в городе Эспоо. На данный момент «М-реал» является одной из ведущих компаний по производству бумаги и картона в Европе. Компания имеет фабрики в девяти странах, а представительства — более чем в семидесяти.
1) Требования к поставщику:
* Любые объемы поставок, как мелкими, так и большими партиями;
* Наличие скидки при покупке большого объема товара;
* Наличие информации о деятельности поставщиков и деловой политики относительно других клиентов;
* Высокое качество, которое подтверждено сертификатами соответствия;
* Большой выбор ассортимента и постоянный запас;
* Помощь в решении возникших форс-мажорных ситуаций.
2) Клиентская база и поиск поставщиков через СМИ.
3) При покупке большого объема продукции и при регулярных заказах получаем скидки.
4) При выборе поставщика мы ориентируемся по цене товара, по его качеству, по наличию скидок. Также мы смотрим на надежность. Нам важны партнерские отношения.
5) Договор заключается на взаимовыгодных условиях.
6) Заказы осуществляются посредством электронной переписки, а также по телефону. Если возникают более серьезные вопросы, можно встретиться с представителями в московском офисе.
7) При получении товара сверяем количество и качество согласно договору.
8) Расчеты с другими организациями производятся через расчетный счет организации (безналичный расчет). Организация контролирует деятельности бухгалтерии, чтобы денежные средства были переведены на счет другой организации вовремя, без задержек. С нашими постоянными поставщиками у нас доверительные отношения, поэтому сумма оплачивается полностью. В редких случаях мы оплачиваем 80% суммы, остальные 20 после получения товара.
9) Обратная связь осуществляется посредством письменного уведомления. В путевом листе экспедитора лицо, принимающее товар, ставит свою подпись.
2.2 Перечень критериев выбора поставщиков
1) Надежность поставки Для нас этот критерий важен, потому что в случае, если поставка бумаги сорвется, наши магазины могут остаться товара, а так как мы одни из лидеров в области реализации бумаги в России, то для нас это неприемлемо. Тем более мы сотрудничаем также с офисами, которые берут определенную бумагу. Таким образом, не предоставив им вовремя услугу, мы потеряем наших клиентов.
2) Высокое качество, которое подтверждено сертификатами соответствия Нам бы хотелось, чтобы товар, который мы покупаем и далее продаем его, был высокого качества, чтобы наши клиенты были довольны товаром и покупали у нас его снова и снова.
3) Большой выбор ассортимента Большой выбор ассортимента также очень важен. Конечно, приходя в наш магазин, клиентам хочется видеть перед собой большой выбор бумаги разного класса, разной толщины, цвета и т. д.
4) Скидки, выгодная цена (стоимость приобретения) Хотелось, чтобы при больших объемах поставки предоставлялись скидки. Конечно, нам было бы приятно, если бы наши партнеры предоставляли нам товар по выгодной цене. Если мы будем закупать по выгодной цене, соответственно продавать мы будем ее тоже по выгодной для наших покупателей цене.
5) Любые объемы поставок, как большими, так и мелкими партиями Спрос на бумагу определенных марок то увеличивается, то уменьшается, поэтому приветствуется возможность покупки партии товара различных объемов.
6) Постоянный запас и выполнение экстренных заказов Иногда бывает, что спрос на определенный товар повышается, поэтому его раскупают быстрее, чем мы рассчитывали. Следовательно, хотелось бы иметь возможность до закупки товара.
7) Деловая репутация поставщика С поставщиком с хорошей проверенной репутацией работать намного приятнее и удобнее, потому что ты практически на 100% уверен в его надежности и в том, что все условия поставки будут соблюдены.
8) Своевременное информирование об изменении цен Цены с каждым днем растут и растут, наша компания прекрасно понимает это. Но от своих поставщиков мы требуем говорить нам о повышении цен заранее, так как нам нужно заранее рассчитать сумму, обдумать и решить, готовы ли мы покупать товар по новой цене.
9) Готовность поставщика работать без предоплаты Иногда на расчетном счете организации мало денежных средств и на всю партию товара может не хватить. ООО «Комус» всегда старается оплатить всю сумму за партию, но так как не всегда получается, мы просим наших поставщиков работать без предоплаты
10) Дополнительный контроль поставок со стороны поставщика Мы работаем с огромным количеством компаний, поэтому не всегда уследишь за всем товаром. Хотелось бы, чтобы поставщик осуществлял дополнительный контроль над партией груза.
2.3 Критерии и методы отбора поставщиков продукции Есть четыре основных метода выбора поставщика продукции:
1) Метод рейтинговых оценок Этот метод считается самым известным методом выбора поставщика. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работники службы закупок или эксперты устанавливают их значимость экспертным путем. Допустим, на первое место будет поставлен критерий наличия скидок и выгодной цены. Следовательно, удельный вес данного критерия будет самым высоким.
Значение рейтинга по каждому критерию высчитывается путем умножения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку для данного поставщика. Далее полученные значения по всем критериям суммируются и получается итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Далее, сравнивая полученную оценку, выбирается поставщик с самой высокой оценкой. Если рейтинговая оценка одинаковая для двух и более поставщиков по основным критериям, то вводятся дополнительные критерии.
2) Метод оценки затрат Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Весь процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий), и для каждого варианта тщательно рассчитываются все расходы и доходы. Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).
3) Метод доминирующих характеристик Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Преимущество этого метода заключается в его простоте, но есть и существенный недостаток остальные критерии отбора игнорируются.
4) Метод категорий предпочтения В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.
В нашей работе для оценки поставщиков мы воспользуемся методом рейтинговых оценок.
Таблица 1 Метод рейтинговых оценок для поставщика «UPM-Kymmene»
Критерий выбора | Удельный вес критерия | Оценка значений по 10-б. шкале | Произв. уд. веса на оценку | |
1. Надежность поставки | 0,3 | 2,4 | ||
2. Высокое качество | 0,2 | 1,8 | ||
3. Большой выбор ассортимента | 0,15 | 0,6 | ||
4. Скидки, выгодная цена | 0,15 | 0,9 | ||
5. Возможность поставок товара в любых объемах | 0,1 | 0,5 | ||
6. Постоянный запас | 0,05 | 0,3 | ||
7. Имидж (репутация) поставщика | 0,05 | 0,5 | ||
Итого | ||||
Таблица 2 Метод рейтинговых оценок для поставщика «StoraEnso»
Критерий выбора | Удельный вес критерия | Оценка значений по 10-б. шкале | Произв. уд. веса на оценку | |
1. Надежность поставки | 0,3 | 1,8 | ||
2. Высокое качество | 0,2 | 1,4 | ||
3. Большой выбор ассортимента | 0,15 | 0,6 | ||
4. Скидки, выгодная цена | 0,15 | 0,75 | ||
5. Возможность поставок товара в любых объемах | 0,1 | 0,3 | ||
6. Постоянный запас | 0,05 | 0,2 | ||
7. Имидж (репутация) поставщика | 0,05 | 0,35 | ||
Итого | 5,4 | |||
Таблица 3 Метод рейтинговых оценок для поставщика «М-реал»
Критерий выбора | Удельный вес критерия | Оценка значений по 10-б. шкале | Произв. уд. веса на оценку | |
1. Надежность поставки | 0,3 | 1,8 | ||
2. Высокое качество | 0,2 | 1,6 | ||
3. Большой выбор ассортимента | 0,15 | 0,9 | ||
4. Скидки, выгодная цена | 0,15 | 0,6 | ||
5. Возможность поставок товара в любых объемах | 0,1 | 0,6 | ||
6. Постоянный запас | 0,05 | 0,2 | ||
7. Имидж (репутация) поставщика | 0,05 | 0,4 | ||
Итого | 6,1 | |||
Таким образом, самым предпочтительным поставщиком для нас является «UPM-Kymmene». По рейтингу она занимается самое высокое место, за ней следует компания «М-реал», далее «StoraEnso» .
2.4 Типы отношений с поставщиками Есть четыре типа отношений с поставщиками. К ним относятся: экономически целесообразные отношения, частичная или выборочная конкуренция, выборочная кооперация, альянс или партнерские отношения.
Экономически целесообразные отношения подразумевают под собой выбор поставщика, способного удовлетворить предъявляемым нами критериям. Если поставщик нас не устраивает, мы легко можем его заменить.
Такие отношения могут возникнуть с поставщиками типовой продукции, где на рынке товаров или услуг присутствует высокая конкуренция. Также данный товар или услуга не должны быть очень важными для нашей компании.
Частичная или выборочная конкуренция применяется к поставщикам основной, но простой продукции. Но в данном случае, в отличие от экономически целесообразных отношений, товар играет огромную роль в прибыли организации.
Выборочная кооперация применяется к поставщикам проблемной продукции. Выборочная кооперация — универсальная форма организации совместного производства, основанная на сотрудничестве двух или нескольких предприятий.
Партнёрство или альянсы, основанные на доверии, открытости и лояльности, принесут взаимные выгоды и помогут обоим партнерам сохранить конкурентные преимущества на рынке. При этом надежный поставщик может вносить значимый вклад в процессы разработки продуктов компании, внедрения новых технологий, улучшения качества, сокращения затрат и т. д.
У нас поставщиками нашей продукции установлены партнерские отношения. Мы давно сотрудничаем с этими поставщиками, у нас с ними сложились доверительные отношения.
2.5 Договор международной поставки Договор купли-продажи товаров в материально-вещественной форме в международной практике называется контрактом. По определению, данному в Венской конвенции, договором международной купли-продажи товаров является договор купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, и поэтому при исполнении договора предполагается перемещение товара через государственные границы.
Контракт купли-продажи является основным коммерческим документом, оформляющим внешнеторговую сделку, в котором содержится письменная договоренность сторон о поставке товара: обязательство продавца-экспортера передать определенный товар в собственность покупателя-импортера и обязательство покупателя-импортера принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму, или обязательства сторон выполнить условия товарообменной сделки. Внешнеторговый контракт — основной коммерческий документ, определяющий взаимоотношения участников внешнеторговой сделки, их права и обязанности.
Основными признаками внешнеторгового контракта являются:
* разная государственная принадлежность договаривающихся сторон;
* установление взаимных прав и обязанностей сторон;
* направленность на организацию международной торговли товарами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности;
* оформление установленным законом образом;
* осуществление расчетов в иностранной валюте;
* применение международного права или права любого избранного сторонами государства;
* рассмотрение возможных споров в международном суде, избранном сторонами.
Документами, регулирующими составление международного торгового контракта являются:
1. Гражданский Кодекс РФ
2. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ
3. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ
4. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров
(Венская конвенция 1980)
5. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА)
6. Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» 2010 г.
7. Типовой закон о закупках товаров (работ) и услуг, разработанный Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТ-РАЛ), Нью-Йорк, 1994 г. Виды внешнеторговых контрактов:
* в зависимости от характера поставки:
1. контракт с разовой поставкой товара, после исполнения которого юридические отношения между сторонами сделки прекращаются;
2. контракт с периодической регулярной поставкой товара от продавца к покупателю в течение определенного срока;
3. долгосрочные соглашения о поставках.
* в зависимости от объекта сделки:
1. контракты купли-продажи товаров в материально-вещественной форме;
2. контракты купли-продажи услуг;
3. контракты купли-продажи результатов творческой деятельности.
* в зависимости от формы оплаты:
1. контракты с оплатой в денежной форме предусматривают расчеты в определенной валюте с использованием обусловленных в контракте форм расчета (аккредитив, чек, вексель, инкассо) и способов платежа (оплата наличными, авансовый платеж, оплата в кредит);
2. контракты с оплатой в товарной форме;
3. контракты с оплатой в смешанной форме;
* в зависимости от направленности:
1. экспортные;
2. импортные.
Российское законодательство предусматривает, что внешнеэкономические сделки должны совершаться в письменной форме. В контракте должен быть обязательно отражен предмет договора. Контракт должен быть подписан надлежащими лицами:
* руководителем, действующим на основании Устава;
* лицом, действующим на основании доверенности (указывается номер доверенности, дата выдачи, кем выдана) Подписи скрепляются печатью экспортера-импортера и иностранного контрагента. Типовой договор международной поставки представлен в Приложении 1.
2.6 Национальная особенность бизнес-партнера (страны), у которой закупается товар Черты делового общения, присущие нации — отражение национального характера. Для финнов характерны такие особенности, как неконфликтное общение (стремление избегать высказываний, которые могут вызвать спор или конфликт); молчание и немногословность (многословие — признак неумения вести беседу); корректность и надежность (полная ответственность за свои действия); уважение собеседника (наблюдают за ситуацией молча, не переспрашивают); спокойный тон общения (считают повышение голоса проявлением грубости).
Приписывая 8 характеристик 6 различным национальностям, для себя финны неизменно выбирали следующие качества: честные, медлительные, надежные, верные, застенчивые, правдивые, сдержанные, пунктуальные.
Если говорить об особенностях национального характера финнов, то стоит отметить, что они очень деловитые и энергичные люди, которые стараются понять любой вопрос. К национально своеобразным качествам финского народа, относят добросовестность, честность, самодостаточность и чувство собственного достоинства.
Также финнов считают пунктуальными. В Финляндии опаздывать неприлично, а если все-таки человек опоздал, принято извиняться и оправдываться.
Финны характеризуются любовью к рукопожатиям. Знакомясь, они пожимают руки. И это не зависит от пола партнеров. Руки друг другу пожимают как мужчины, так и женщины.
В процессе делового общения финны необходимо свободное пространство. При общении с посторонними людьми в Финляндии соблюдается дистанция. Финны держаться в метре от собеседника, именно это расстояние считается комфортным для общения.
Российским партнерам общаться с финскими бизнесменами проще, чем с партнерами из других стран, так как между русскими и финнами заложено взаимопонимание. Российские бизнесмены говорят, что финские партнеры сразу переходят к теме встречи и обсуждают все нюансы интересующего их вопроса. После обсуждения всех аспектов финский партнер может пожелать получить от собеседников подтверждения решения. Лишь после наступления стопроцентной ясности во всех вопросах, встреча завершится.
Другая особенность финского делового общения — это последовательность, которая является одной из главных характеристик образа работы и мышления финского народы, поэтому они боятся незнакомых им методов работы. В финском деловом общении все отношения основаны на равноправии, обращение на «ты» между начальником и подчиненным — обычное явление. Но не стоит сокращать расстояние между собеседниками, долго пожимать руку, хлопать по плечу финна, вести себя слишком активно и очень громко разговаривать при первой официальной встрече, как это принято у нас, потому с незнакомыми людьми финны общаются хоть и корректно, но без проявления ярких эмоций. Финские обычаи гласят, что громкая речь и безудержный смех присущи только простолюдину. Человек аристократического происхождения должен быть молчаливым, а его речь — медленной и взвешенной.
Также финны очень любят порядок, он прививается финнам с детства. И этот порядок начинается с быта, с аккуратно разложенной посуды на кухне. Идеальный порядок присутствует и на улицах страны, их чистота вызывает восхищение.
Насчет денег финны придерживаются своего особого мнения. Разглашать количество денег, зарабатываемых человек считается неприличным, а спрашивать об этом — тем более. Порой даже супруги не знают сколько зарабатывает каждый. И у мужа, и у жены есть отдельный счет в банке, а в ресторане каждый оплачивает свой счет. Это для финнов считается приемлемым и нормальным.
При невербальном общении финны характеризуются минимальной жестикуляцией, скупой мимикой и сдержанным выражением лица. Финны смущаются прямых взглядов деловых партнеров, они смотрят в глаза только в начале беседы или при предоставлении оппоненту слово.
Но несмотря на всю сдержанность финских партнеров, их замкнутость и молчаливость, они обладают прекрасным чувством юмора, дружелюбны и шутят над собой. Финны очень ценят настоящие дружеские отношения. Они могут пригласить решить деловые вопросы в бане или в ресторане. Это является спецификой переговоров в Финляндии, поэтому от таких предложений отказываться не стоит, ведь даже слова, сказанные в бане, для финна имеют значение, и он сдержит свое обещание.
2.7 Выбор транспортной компании и способы перевозки Для перевозки нашего товара, мы воспользуемся услугами компании «Соло Логистик», которая занимается мультимодальными перевозками. Так как мы перевозим с наш товар с помощью автомобильного транспорта из Хельсинки в Москву, а также с помощью морского транспорта из Хельсинки до Санкт-Петербурга, далее из Санкт-Петербурга в Москву на машине, эта компания нам полностью подходит. На рис. 1 предоставлена карточка компании «Соло Логистик», где указаны данные компании, указан ее генеральный директор, даны все банковские реквизиты компании.
Рис. 1. Данные компании ООО «Соло Логистик»
2.8 Условия INCOTERMS
Инкотемрмс-2010 (англ. Incoterms, International commerce terms) — международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Международные торговые термины — стандартные условия договора международной купли-продажи, которые определены заранее в международно признанном документе, вступающие в силу с 1 января 2011 года. 16 сентября 2010 года Международная торговая палата объявила о выпуске новой редакции по использованию национальных и международных торговых терминов. Правила Инкотермс-2010 отражают современные тенденции развития международной торговли, сложившиеся с момента выпуска последней редакции Правил в 2000 году. Общее количество терминов сокращено с 13 до 11. Также в Правилах появилось 2 новых термина: DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в пункте) заменили правила DAF, DES, DEQ, DDU из Инкотермс-2000. Кроме того, новая версия содержит небольшое руководство к каждому термину, чтобы помочь пользователям Правил выбрать нужный термин. Каждый термин Инкотермс-2010 — аббревиатура из трех букв. 11 терминов (4 -морская перевозка, 7- любая перевозка) можно разделить на 4 группы:
Группа E — Место отправки (Departure):
EXW. Ex Works (указанное место): товар со склада продавца.
Группа F — Основная перевозка не оплачена (Main Carriage Unpaid):
FCA. Free Carrier (указанное место): товар доставляется перевозчику заказчика.
FAS. Free Alongside Ship (указан порт погрузки): товар доставляется к 8 кораблю заказчика.
FOB. Free On Board (указан порт погрузки): товар погружается на корабль заказчика.
Группа C — Основная перевозка оплачена (Main Carriage Paid):
CFR. Cost and Freight (указан порт назначения): товар доставляется до порта заказчика (без выгрузки).
CIF. Cost, Insurance and Freight (указан порт назначения): товар страхуется и доставляется до порта заказчика (без выгрузки).
CPT. Carriage Paid To (указано место назначения): товар доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения.
CIP. Carriage and Insurance Paid to (указано место назначения): товар страхуется и доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения.
Группа D — Доставка (Arrival):
DAP (Delivered at Point): поставка в место назначения.
DAT. Delivered at Terminal: поставка на терминале. Экспортные платежи лежат на продавце, а импортные на покупателе. Терминал находится на границе, нужно указать название терминала.
DDP. Delivered Duty Paid (указано место назначения): товар доставляется заказчику, очищенный от пошлин и рисков. Для транспортировки нашего груза подходит режим отправки категория Е, обозначающийся кодом EXW. Режимы отправки — категория Е. В неё входит лишь один термин — Франко завод (с указанием места отправки), обозначающийся кодом EXW, имеющий русский синоним — «Самовывоз» .
Этот режим означает, что обязанности продавца по договору считаются выполненными с момента предоставления купленного товара в распоряжение покупателя на своей территории (фабрике, складе, офисном помещении и т. п.). При этом продавец не несёт ответственности за погрузку товара на транспортные средства покупателя или иного перевозчика, а также за возможную необходимость таможенного оформления. Используя данный термин в договоре купли-продажи, мы минимизируем свои обязанности и ответственность за покупку и перекладывает все возможные риски по доставке товара и расходы на самого покупателя.
3. Методы предотвращения/учета финансовых рисков в процессе организации закупочной деятельности на примере ООО «Комус»
В современных экономических исследованиях нет однозначного понимания термина «управление риском». Управление рисками включает в себя анализ, оценку и минимизацию негативных рисков, то есть весь спектр практической деятельности по предвидению, идентификации, измерению и снижению этих рисков.
Главной задачей управления риском является спрогнозировать и выбрать оптимальные пути решения по преодолению негативных последствий, исходящих от всех групп факторов неопределенности, а также научиться эффективно управлять причинами, обуславливающими неопределенность, с приемлемым уровнем риска.
Проблема управления риском и неопределенностью существует в любом секторе экономики, что и объясняет ее постоянную актуальность. В ситуации, когда планирование и прогнозирование объемов и цен продаж, величин ожидаемых денежных потоков могут быть осуществлены лишь с некоторой степенью приближенности, лицу, принимающему решение, вынуждено искать способы, которые позволят ему не потерять свои вложения.
Цель системы управления риском (риск-менеджмента) на ООО «Комус» заключается в максимизации рыночной стоимости предприятия в условиях неопределенности, в получении максимальной прибыли при оптимальном соотношении величины прибыли и риска.
Эффективное управление рисками ООО «Комус» обеспечивается, прежде всего, за счет достоверного и своевременного анализа рисков, с которыми торговое предприятие может потенциально или реально столкнуться.
Анализ риска — это получение необходимой информации о разнообразных рисках, с которыми предприятие торговли может столкнуться, осуществляя свою деятельность, о причинах его возникновения и о факторах, влияющих на увеличение или уменьшение уровня рисков при принятии той или иной альтернативы.
Но прежде чем идти на риск, нам необходимо проанализировать свое финансовое состояние, свою готовность предпринимать какие-либо рискованные действия. Устойчивое финансовое положение является необходимым условием эффективной деятельности предприятия торговли и его возможности (способности) заниматься рисковой деятельностью, управлять риском. Анализ финансового состояния необходимо проводить не только в случае экономических затруднений, но и для того, чтобы предвидеть их наступление, избегать, предвидеть риск и предпринимать меры относительно его снижения. В процессе принятия решений о допустимости и целесообразности риска торгового предприятия важно представлять не столько вероятность определенного уровня потерь, сколько вероятность того, что потери не превысят определенного уровня и будут находиться в определенном интервале.
Таким образом, зная значения трех показателей риска и критериев предельного риска, можно сформулировать самые общие условия приемлемости того или иного решения. Во-первых, показатель допустимого риска не должен превышать предельного значения. Во-вторых, показатель критического риска должен быть меньше величины предельного значения. В-третьих, показатель катастрофического риска не должен быть выше предельного уровня.
Для обоснованного выбора адекватного метода управления рисками необходимо проанализировать существующие методы управления рисками.
Методы предупреждения рисков, которым подвергнуто предприятие, позволяют не только уменьшить возможные потери, но и принять стратегические решения, которые снижают риск в долгосрочном интервале времени. поставщик договор транспортный перевозка Метод «создание системы резервов» близок к страхованию, но сосредоточенному в пределах самого предприятия. Мы создаем страховые запасы сырья, материалов и комплектующих, резервные фонды денежных средств, формируем планы их развертывания в кризисных ситуациях, устанавливаем, новые, контакты и связи, даем предпочтение финансовым резервам (накопления собственных денежных страховых фондов, подготовки «горячих» кредитных линий на случай непредвиденных затрат, использования залогов и т. п.) Для предприятия актуальными становятся выработка финансовой стратегии, политики управления своими активами и пассивами, организация их оптимальной структуры и обеспечение достаточной ликвидности вложенных средств.
К методам распределения риска относятся распределение общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела; распределение общего риска по времени или по этапам реализации некоторого долгосрочного проекта или стратегического решения. К этой же группе управления риском относятся различные варианты диверсификации.
Каждый из методов управления риском отличается степенью воздействия на снижение риска в конкретной ситуации, видом риска и сферой предпринимательской деятельности. Конечно, наиболее эффективный результат можно получить лишь при комплексном использовании различных методов управления риском, комбинируя их друг с другом в самых различных сочетаниях, не забывая при этом о достижении оптимального соотношения между уровнем достигнутого снижения риска и необходимыми для этого дополнительными затратами.
Следует отметить, что все элементы управления финансовыми рисками, используемые в настоящее время в России, являются достижениями запада в области риск-менеджмента и взяты из передовой практики экономически развитых стран.
4. Выбор оптимального маршрута поставки груза в Россию
4.1 Варианты перевозки товара Таблица 4 Варианты перевозки товара из Финляндии в Россию
Показатель | Вариант перевозки товара 1 | Вариант перевозки товара 2 | |
Наименование товара | Бумага | Бумага | |
Место производства | Финляндия, Хельсински | Финляндия, Хельсински | |
Количество перевозимого груза, кг | |||
Расстояние перевозки, км | |||
Расстояние перевозки авто транспортом, км | |||
Расстояние перевозки морским транспортом, км | ; | ||
Количество видов транспорта, участвующих в перевозке | |||
Наличие перегрузов с одного вида транспорта на другой | ; | с морского на автомобильный | |
Стоимость партии груза в 1 вагоне, $ | ; | ; | |
Стоимость партии груза в автомобиле, $ | |||
Морской фрахт, $ | ; | ||
Портовые расходы, $ (за км) | ; | ||
Расходы на автоперевозку по маршруту, $ | 1990,8 | 1567,2 | |
Итоговая сумма на транспортировку по маршруту, $ | 1990,8 | 2467,2 | |
Условия оплаты за партию груза | 100% предоплата | 100% предо-плата | |
Время доставки, сутки: | 0,58 суток | 0,85 суток | |
Норма суточного пробега для расстояния (5), км/сутки | |||
Норма суточного пробега для расстояния (6), км/сутки | ; | ||
Время на доставку груза для S=(5), км/сутки | 0,58 | 0,4 | |
Время на доставку груза для S=(6), км/сутки | ; | 0,46 | |
Время на таможенное оформление | 24 ч | 24 ч | |
Средняя скорость автотягача, км/ч | |||
Приблизительное время доставки автотранспортом, ч | 24,6 | 15,7 | |
Время хранения на СВХ (среднее) | ; | 24 ч | |
Суммарное время по маршруту, сутки | 1,58 | 3,5 | |
Таможенные расходы, $: | |||
Расходы общие | 1990,8 | 1567,2 | |
Таможенная стоимость | 18 571,4 +1990,8=20 562,2 | 18 571,4 +1567,2=20 138,6 | |
Пошлина (15%) | 3084,33 | 3020,79 | |
НДС (18%) | 3701,2 | 3624,95 | |
Общая сумма, уплачиваемая таможенным органам | 6785,53 | 6645,74 | |
Сумма страховой премии, $ | 18 571,4 * 0,12% =2228,57 | 18 571,4* 0,18% =3342,85 | |
ИТОГО расходы на перевозку груза | 11 004,9 | 12 455,79 | |
Таким образом, перевозить автомобильным транспортом нам намного выгоднее, чем использовать морской и автомобильный транспорт.
4.2 Маршрут перевозки товара Рис. 2. Маршрут перевозки груза автомобильным транспортом из Хельсинки в Москву Рис. 3. Маршрут перевозки морским транспортом из Хельсинки в Санкт-Петербург Заключение В курсовом проекте нами были поставщики нашего товара и рассмотрены два варианта перевозки финской бумаги в Россию. Так как мы работали в иностранном государстве, мы учли особенности национального характера финнов.
Мы рассмотрели, какими методами можно выбрать поставщика, указали, какие критерии важны нашей компании. С помощью метода рейтинговых оценок, мы выяснили, что «UPM-Kymmene» больше всего соответствует нашим требованиям.
При перевозке товара из Финляндии ООО «Комус» воспользовался услугами ООО «Соло Логистик». Товар перевозился двумя способами: автомобильным транспортом, также морским и автомобильным.
По ходу работы, мы также рассмотрели различные условия международной поставки товара и выбрали подходящее нам условие.
Опираясь на проведенные нами расчеты, можно с уверенностью сказать, что перевозка одним видом транспорта нам обходится дешевле, также мы экономим время. Следовательно, целесообразнее выбрать перевозку автомобильным транспортом.
Таким образом, все поставленные цели в проекте выполнены.
1) Аникина Б. А. Логистика: Учеб. пособие/Под ред. — М.: ИНФРА-М, 2007
2) Гончаров П. П. и др. Основы логистики: Учеб. пособие. — Оренбург, 2008.
3) Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимопониманию. — М.: Дело, 1999. — 440 с.
4) Максимов, Е. А. Как финансовому директору управлять рисками [Текст] / Е. А. Максимов // Справочник экономиста. — 2012. № 7. 136 с.
5) Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимопониманию. — М.: Дело, 1999. — 440 с.
6) Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации http://www.mintrans.ru/
7) Официальный сайт ООО «Комус» http://www.komus.ru/
8) Интернет-энциклопедия Википедия http:// ru.wikipedia.org/
Приложение КОНТРАКТ № 19
г. Хельсинки «14 «мая 2014 года ООО «UPM-Kymmene», Финляндская республика, именуемое в дальнейшем «Поставщик», в лице директора Юсси Песонена, действующего на основании Устава, с одной стороны и ООО «Комус», РФ, именуемое в дальнейшем «Покупатель», в лице Бобрикова С. А., действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий контракт о нижеследующем.
1. ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА
1.1. Поставщик обязуется поставить, а Покупательоплатить и принять товар, в количестве и по цене, в соответствии со спецификациями, являющимися неотъемлемой частью контракта. Цена на товар сформирована на условиях FCA ООО" UPM-Kymmene", г. Хельсинки. Ставка НДС в соответствии с действующим законодательством Республики Финляндия.
1.2. Цена товара подлежит изменению в связи с изменением конъюнктуры рынка и предельных минимальных цен, утверждаемых Министерством экономики.
1.3. Товар поставляется для вывоза в Российскую Федерацию.
1.4. Страна происхождения — Республика Финляндия .
2. ЦЕНА И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ.
2.1. Цена на товар устанавливается в российских рублях. Общая сумма контракта состоит из сумм всех спецификаций. Оплата производится российскими рублями.
2.2. Покупатель производит оплату за каждую партию товара путем 100% предоплаты в течение 3-х банковских дней с момента выставления счета путем безналичного банковского перевода российских рублей на счет Поставщика. Расходы по банковским переводам оплачивает Покупатель.
3. ПОРЯДОК ПОСТАВКИ.
3.1. Условия поставки: FCA ООО" UPM-Kymmene", г. Хельсинки. Право собственности на товар возникает у Покупателя с момента отгрузки его со склада Поставщика.
3.2. Поставка товара производится в течение 15-ти дней с момента получения Поставщиком 100% оплаты товара и предоставления транспорта Покупателем. Если товар не поставлен в течение указанного срока по вине Поставщика, Поставщик обязуется вернуть предоплату на расчетный счет Покупателя в течение 60 банковских дней.
4. КАЧЕСТВО ПОСТАВЛЯЕМОГО ТОВАРА.
4.1. Качество товара должно соответствовать требованиям нормативно-технической документации, действующей в Республике Финляндия.
4.2. Приемка товара производится на складе Поставщика, с участием представителя Покупателя в соответствии с Положением о приемке товара по количеству и качеству, утвержденном Постановлением МТС Финляндии.
4.3. Качество поставляемого товара Поставщик удостоверяет и подтверждает следующими документами: ветеринарный сертификат, удостоверение качества, сертификат происхождения, сертификат соответствия.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.
5.1. За нарушение сроков поставки Поставщик уплачивает Покупателю пеню в размере 0,15% от суммы недопоставленного товара за каждый день просрочки поставки товара.
5.2. За нарушение сроков оплаты Покупатель уплачивает Поставщику пеню в размере 0,15% от суммы неоплаченного товара за каждый день просрочки оплаты товара.
6. ФОРС-МАЖОР
6.1. В случае возникновения каких-либо обстоятельств, которые воспрепятствуют полному или частичному выполнению какой-либо из сторон соответствующих обязательств согласно этому контракту, а именно: пожара, забастовок, блокады, запрета на экспорт и импорт, стихийных бедствий, войны и военных действий любого рода, то период, обусловленный для выполнения этих обязательств, будет продлен на период, равный тому, в течение которого будут оставаться в силе подобные обстоятельства.
6.2. Если указанные обстоятельства будут оставаться в силе более двух месяцев, то каждая из сторон будет иметь право отказаться от дальнейшего выполнения обязательств по данному контракту.
7. АРБИТРАЖ
7.1. Ко всем отношениям, касающимся настоящего контракта, применяется право Республики Финляндия и международные правовые акты, подписанные и ратифицированные Республикой Финляндия.
7.2. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего контракта или в связи с ним, подлежат разрешению в Арбитражном суде при Финской торгово-промышленной палате, г. Хельсинки, язык судопроизводства — финский. Вступившее в силу решение Арбитражного суда является окончательным и обязательным для исполнения обеими сторонами.
7.3. Досудебный порядок урегулирования споров: Сторона, направившая претензию о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по настоящему контракту, вправе по истечении пяти дней с момента получения претензии другой стороной обратиться в Арбитражный суд при Финской торгово-промышленной палате, г. Хельсинки, при отказе выполнить в претензии требования либо неполучении или отсутствии ответа на претензию в заявленный срок.
8. СРОК КОНТРАКТА. ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА. РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ.
8.1. Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31 декабря 2014 года
8.2. Изменение условий контракта возможно по соглашению сторон, закрепленному в письменных дополнительных соглашениях, либо в связи с изменением налогового законодательства Финляндской Республики.
8.3. Настоящий контракт может быть досрочно прекращен.
8.3.1. по соглашению сторон;
8.3.2. по требованию одной из сторон при существенном нарушении настоящего контракта другой стороной, с возмещением другой стороне реального ущерба, причиненного расторжением контракта;
8.4. При расторжении настоящего контракта инициативная сторона должна уведомить другую сторону о предстоящем расторжении не менее чем за 5 дней до даты расторжения контракта.
8.5. В случае прекращения деятельности одной из сторон в результате реорганизации, ее права, обязанности и ответственность по настоящему контракту переходят к ее правопреемникам в случае согласия другой стороны. Если такого согласия не будет, настоящий контракт считается досрочно расторгнутым по соглашению сторон.
8.6. При возникновении споров по настоящему контракту стороны принимают меры к их урегулированию путем переговоров.
9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
9.1. Все извещения, требования и (или) иные договоренности между сторонами должны быть совершены в письменное форме и надлежащим образом переданы по известному последнему адресу стороны, которой адресуется данное извещение требование или договоренность.