Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Лексико-семантическое цвето-световое поле в прозе Б.К. Зайцева

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Захарова, 1993; Усенко, 1988; Воропаева, 1993; Прокопов, 1999; Курочкина, 2003 и др.]. Под колоративной лексикой мы понимаем слова, в структуре лексического значения которых есть сема «цвет». Цветовые явления охватывают всё художественное пространство писателя. Совокупность всех языковых единиц, передающих цветовую семантику в творчестве писателя, образует идиостилевое цвето-световое поле. В ходе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические проблемы осмысления цвето-световых явлений в мировоззрении и языковой картине мира
    • 1. 1. Цвето- и светообозначающая лексика как объект междисциплинарных и лингвистических учений
    • 1. 2. Понятие лексико-семантического поля. Полевое устройство цвето- и светообозначений
    • 1. 3. Лексико-семантическое цвето-световое поле в рамках описания языковой картины мира писателя
    • 1. 4. Особенности употребления слова в художественной речи
    • 1. 5. Характеристика языка и стиля Б.К.Зайцева
  • Выводы
  • Глава II. Своеобразие цвето-световой картины мира Б.К.Зайцева
    • 2. 1. Состав и структура лексико-семантического цвето-светового поля в художественном мировоззрении писателя
    • 2. 2. Функции цветовой лексики в прозе Б.К.Зайцева
    • 2. 3. Лексико-семантическое поле «Цвет» в прозе Б.К.Зайцева
      • 2. 3. 1. Микрополе красного цвета
      • 2. 3. 2. Микрополе синего цвета
      • 2. 3. 3. Микрополе зелёного цвета
      • 2. 3. 4. Микрополе жёлтого цвета
      • 2. 3. 5. Микрополе белого цвета
      • 2. 3. 6. Микрополе серого цвета
      • 2. 3. 7. Микрополе фиолетового цвета
      • 2. 3. 8. Микрополе чёрного цвета
    • 2. 4. Лексико-семантическое поле «Свет»
    • 2. 5. Взаимодействие лексико-семантических полей «Цвет» и «Свет» в прозе
  • Б.К.Зайцева
  • Выводы

Лексико-семантическое цвето-световое поле в прозе Б.К. Зайцева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение лексики художественного произведения, её эстетических возможностей, отношений с другими элементами произведения представляет интерес, потому что связано с исследованием богатства выразительных средств языка и рассмотрением идиостиля писателя как структурно единой и внутренне связанной системы языковых средств.

Настоящее диссертационное исследование вводит в круг проблем современной антропологической лингвистики и посвящено изучению языковой картины мира писателя на основе анализа лексико-семантических полей.

Выявление особенностей индивидуального восприятия мира личности, реализованного в языке художника слова, на современном этапе занимает одно из главных мест в исследованиях, посвященных анализу художественного текста.

В последние годы рассмотрение лексико-семантической системы языка осуществляют с помощью полевой методики, она используется и при исследовании языка писателя, что позволяет выявить особенности ценностной ориентации и языковых приоритетов личности, специфику индивидуально-авторского словоупотребления, то есть даёт возможность полно и объективно представить языковую картину мира писателя.

Цветообозначения, отражённые в художественном пространстве текста, содержат в себе значительные эстетические потенции: семантическое богатство и способность к образованию новых, экспрессивно-образных значений, что способствует активному использованию таких лексем.

Настоящее диссертационное сочинение посвящено семантике и специфике функционирования лексем цвето-светового поля в произведениях Б. К. Зайцева. Внимание к его прозе закономерно, поскольку Б. К. Зайцевписатель, глубоко чувствующий и воспринимающий действительность посредством очень чуткого оптического «инструментария», в котором свету и цвету принадлежит важное место.

Актуальность исследования определяется необходимостью поиска новых приёмов лингвистической интерпретации художественного текста, интересом к проблемам организации внутреннего лексикона личности, а также попыткой комплексного изучения цвето-световой картины мира писателя, что предполагает, помимо использования собственно лингвистических и литературоведческих методов исследования, применять достижения других наук: философии, психологии, логики.

Новизна данного исследования определяется тем, что в изучении индивидуальной языковой системы Б. К. Зайцева используется полевая методика, впервые раскрывается целостное, системное описание одного из значимых компонентов, организующих языковую картину мира Б. К. Зайцева, -цвета, впервые анализируется авторское цвето-световое лексико-семантическое поле, его состав, структура и специфика. До настоящего времени цвето-световые явления в полном объёме не рассматривались, есть единичные работы Г. П. Климовой [1998], М. Б. Баландиной [2003], А. В. Курочкиной [2003] литературоведческого характера, цвето-световые явления рассматриваются в них, прежде всего, с точки зрения идейно-философского замысла произведения.

Материалом для исследования послужили тексты художественных произведений Б. К. Зайцева. Из них методом сплошной выборки было извлечено 1347 примеров употребления лексем, содержащих в своём значении архисему 'цвет', рассмотрению подлежали существительные, прилагательные, наречия, глаголы, причастия, деепричастия. Они и стали объектом настоящего исследования. Работа проводилась по собранию сочинений писателя в 11-ти томах (при цитировании в скобках указываются название произведения, том и страница).

Предметом исследования в настоящей работе являются функциональные особенности лексико-семантической организации цветового и светового полей в текстах Б. К. Зайцева. Исследователями творчества писателя не раз отмечалось, что колоративная лексика является одной из ведущих в художественном пространстве писателя [Драгунова, 1996; Михайлов, 1999;

Захарова, 1993; Усенко, 1988; Воропаева, 1993; Прокопов, 1999; Курочкина, 2003 и др.]. Под колоративной лексикой мы понимаем слова, в структуре лексического значения которых есть сема «цвет». Цветовые явления охватывают всё художественное пространство писателя. Совокупность всех языковых единиц, передающих цветовую семантику в творчестве писателя, образует идиостилевое цвето-световое поле. В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что будет справедливо разделить цвето-световое поле на два самостоятельных лексико-семантических поля: «Цвет» и «Свет», поскольку каждое имеет разветвлённую структуру, большое количество коннотативных значений и многочисленно по составу. Лексико-семантическое поле цвета (света) — это совокупность лексических единиц, связанных отношением подчинения с обобщающим понятием, выраженным архилексемой 'цвет' ('свет').

В качестве гипотезы диссертационного исследования нами выдвинуто следующее положение: цвето-световая лексика занимает особое место в индивидуальной языковой системе Б. К. Зайцева, являясь определяющим компонентом языковой картины мира художника слова. Колоративы выступают выразителями большой эмоциональной, эстетической и смысловой нагрузки, они используются писателем в качестве основных средств при характеристике ведущих концептов зайцевского творчества: эюизнъ, смерть, Бог, солнце, звезда. Лексико-семантическое поле «Цвет» и лексико-семантическое поле «Свет» в языковой системе писателя находятся в постоянном взаимодействии, дополняя друг друга.

Цель исследования — изучение и описание семантической и структурной организации лексико-семантического поля цвета и света, воссоздающее фрагмент языковой картины мира писателя, а также анализ взаимодействия компонентов данных полей.

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

1)Изучить и проанализировать историю вопроса о цвето-световой лексике в лингвистике и в контексте смежных наук и дисциплин.

2)Выявить состав ЛСП «Цвет» и состав ЛСП «Свет» в индивидуальной языковой системе Б. К. Зайцева, определить их особенности.

3)Выявить структурную организацию цветовых микрополей и ЛСП «Свет», установить семантические связи между единицами полей, обозначить их место в языковой картине мира писателя.

4)Определить частотность употребления различных цветонаименований, установить случаи использования их писателемвыявить доминантные цвета в картине мира писателя, в реализации идейно-философского замысла произведений.

5)Соотнести традиционно-символические значения с окказионально-авторским употреблением цветолексем.

6)Выявить индивидуальное содержание авторской концептосферы, репрезентируемой прямыми и образными номинациями цвета и света.

Реализация поставленных задач осуществлялась с применением следующих методов и приёмов: определение состава и структуры ЛСП осуществлялось при помощи метода лингвистического описания с привлечением приёмов количественного анализа и компонентного анализапри раскрытии специфики ключевых слов, центральных единиц поля были использованы приёмы лексикографического описания и семантико-стилистический метод, опирающийся на контекстуальный анализ членов поля. В ходе изучения языковой картины мира писателя нами также использовался метод «семантической реконструкции» [Берестнев, 2008:62]. Он заключается в воссоздании авторской концептосферы по отдельным содержательным признакам, которые соответствующая лексема обнаруживает во множестве контекстов. Этот метод опирается на метод семантического и концептуального [Фрумкина, 1992] анализа, а также сравнительно-сопоставительный, контекстуальный, при котором изучается контекстуальное взаимодействие элементов различных языковых уровней.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты системного исследования семантики и функций колоративов в произведениях.

Б.К. Зайцева дают возможность расширить лингвистические представления об особенностях этой группы слов, многообразии её функционирования в художественной речи, особенностях употребления её в художественном пространстве Б. К. Зайцева. В ходе исследования были выявлены особенности состава и структурной организации ЛСП «Цвет» и ЛСП «Свет» в идиостиле художника слова, отличающие его от общеязыкового поля.

Результаты диссертационного исследования могут быть сопоставлены с наблюдениями над составом, структурой и особенностями исследуемого ЛСП в индивидуальных языковых системах других писателей.

Практическая значимость диссертации обеспечивается её теоретическими итогами, связанными с рассмотрением колоративной лексики в текстовом аспекте. Итоги проведённого исследования способствуют объяснению специфики функционирования цветолексем в художественном тексте. Полученные результаты могут быть использованы для изучения картины мира других писателей, а также в рамках спецкурсов и спецсеминаров по лингвистике текста, выводы будут полезны при анализе художественных текстов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Цвето-световая лексика, употребляемая в качестве приёма техники импрессионизма, выполняет важные функции в организации индивидуальной картины мира Б. К. Зайцева.

2.Колоративы в художественном пространстве Б. К. Зайцева выступают выразителями большой эмоциональной, эстетической и смысловой нагрузки, они используются писателем в качестве основных компонентов при характеристике ведущих концептов зайцевского творчества: Бог, жизнь, смерть, солнце, звезда.

3.Структура индивидуально-авторских лексико-семантических полей «Цвет» и «Свет» в прозе Б. К. Зайцева соотносится с общенациональной, но имеет ряд отличий. Наиболее ярко авторская индивидуальность проявляется при описании лексических областей: «природа», «космологические объекты и явления», «Божественное», «природное время», «чувства».

4.Лексико-семантическим полям «Цвет» и «Свет» присуща развитость межполевых отношений, где можно выделить традиционные, функционирующие в общенародном языке, и те, которые свойственны для языковой картины мира писателя — это своеобразные константы, характеризующие мировоззрение писателя и образующие своеобразие исследуемого лексико-семантического поля. Состав всех микрополей включает в себя большое количество единиц, описывающих эмоциональное и психологическое состояния человека.

5.Исследуемые лексико-семантические цвето-световые поля характеризуются индивидуальными чертами, проявляющимися в объёме значения слова, присутствии в его значении авторского коннотативного компонента, как в своеобразии структуры самого лексико-семантического поля, так и в иерархии значений отдельных лексем.

6.Цветовое микрополе в прозе Б. К. Зайцева — это совокупность лексем различных частей речи, в имплицитной или эксплицитной форме содержащих общую интегральную сему с цветовым признаком. Цветовое микрополе включает в себя: ядерную часть, периферийные компоненты и околополевое пространство, в котором выражаются дополнительные содержательные или стилистические значения.

Апробация работы. Основные положения и результаты обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Русский язык как государственный: история и современность» (г. Ханты-Мансийск, 2007 г.) — на региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики» (г. Сургут, 2007 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции «Знаменские чтения: филология в пространстве культуры» (г. Тобольск, 2007) — на Международной научной конференции «Текст. Структура и семантика» (Москва, 2011 г.).

По теме диссертации опубликованы следующие статьи:

Статьи в научно-реферируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1) Ермаковская, Т. А. Семантическая репрезентация лексем микрополя синего цвета в прозе Б. К. Загщева [Текст]/ Т. А. Ермаковская // Мир науки, культуры, образования. — Горно-Алтайск, 2011, № 1 (26). — С. 45−48 (0,5 п.л.).

2) Ермаковская, Т. А. Семантические особенности лексем микрополя жёлтого цвета в прозе Б. К Зайцева [Текст] / ТА. Ермаковская // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2011. — Вып.2 (13). — С. бб-71(0,5 п.л.).

Прочие публикации:

3) (Под фамилией Меньшова, Т.А.) Динамика цвета как отраэюение семантики образа героя (На примере анализа рассказа Б. К. Зайцева «Тихие зори») [Текст]/Т.А. Меньшова//Знаменские чтения: филология в пространстве культуры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Тобольск, 2007. — С.89−90.

4) (Под фамилией Меньшова, Т.А.) Семантика цвета и света в прозе Б. К. Зайцева [Текст] / Т. А. Меньшова // Актуальные проблемы лингвистики: Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. — Сургут, 2007. — С. 142−145.

5) Ермаковская, ТА. Семантика и функционирование цветообозначения «зелёный» в прозе Б. К. Зайцева [Текст] / Т. А. Ермаковская // Рациональное и эмоциональное в языке и речи: модальность, эмоциональность, образность: Международный сборник научных трудов. -М.:МГОУ-МАНПО, 2011. — С.149−153.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Выводы:

Взаимодействие ЛСП «Цвет» и «Свет» осуществляется на синтагматическом и семном уровне. Это наблюдается, если художник слова демонстрирует атрибутивные сочетания, показывающие взаимодействие рассматриваемых ЛСП полей, в тех случаях, когда со словом световой семантики употребляется цветообозначение определённого тона или наоборот, например: синеватая мгла, золотистый свет, золотое сияние, зеленоватая тьма, белизна сумерек, красные сумерки и т. д.

Проанализировав компоненты двух ЛСП, мы пришли к выводу, что в творчестве Б. К. Зайцева цветовые и световые восприятия и ощущения связаны непосредственно с обликом предмета, но главное заключено в осмыслении их мира автором. Это отражается в том, что цветовые и световые явления получают своё выражение в виде языковых единиц, соответствующих художественной ситуации и авторскому замыслу, то есть отражение в художественном тексте восприятия цвета и света связано с когнитивным и прагматическим уровнем языковой личности.

Слово в прозе Б. К. Зайцева способствует созданию особой эмоциональной атмосферы повествования. В художественном мире писателя огромную роль выполняют цветои светообозначения, через призму которых даётся субъективная трактовка всего происходящего. Автор экспериментировал с цветовой лексикой: использовал окказиональные словосочетания, строил цепочки цветообозначений, в которых проявляется его мировосприятие. Колоративы — неотъемлемая часть идиостиля писателя, они сопровождают все явления в художественном тексте, начиная от простого описания раннего утра и заканчивая абстрактными понятиями душа, жизнь, смерть, добро. Именно цвето-световая лексика в числе других составляющих и определяет неповторимый стиль Б. К. Зайцева и его манеру письма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящем диссертационном сочинении ставилась цель выявить семантику и специфику функционирования цветои светообозначений в произведениях Б. К. Зайцева, а также описать их взаимодействие в языковой картине мира писателя. Это обусловило ход проделываемой работы: определение объёма изучаемого лексического материала, его систематизацию и определение авторских особенностей значения и использования этих лексем на фоне общеязыкового стандарта. Работа осуществлялась в двух направлениях: 1) парадигматическом, подразумевавшем рассмотрение цветои светообозначений с точки зрения структуры, а также исследование системных отношений между ними- 2) синтагматическом, способствующем выявлению связей цветои светообозначений с определёнными семантическими областями.

В ходе исследования нами была подтверждена выдвинутая в начале работы гипотеза — цветои светообозначения выступают важными изобразительно-выразительными средствами художественной речи, они не только несут на себе значительную смысловую нагрузку и выполняют стилистические функции, но и создают не похожее на другие семантическое пространство, репрезентирующее индивидуальную картину мира писателя.

Исследованное нами лексико-семантическое цвето-световое поле представляет собой целостную систему, образованную из двух подсистем: поля со значением «Цвет» и поля со значением «Свет».

Все выделенные лексико-семантические микрополя, составляющие единое лексико-семантическое цвето-световое поле, в тексте выступают в органическом взаимодействии, организуя текстовое пространство.

В структуре лексико-семантических полей мы выделяем ядро, примыкающие компоненты и околополевое пространство, компоненты которого различаются и по силе семантической связи с ядерной лексемой поля, и по выражению индивидуально-авторского начала при их осмыслении и употреблении.

Осуществлённый семантический, структурный и количественный анализ подтверждает ключевой статус исследуемых единиц в языковой картине мира Б. К. Зайцева. Об этом свидетельствует их семантическая многозначность, связь с основными категориями мироощущения художника слова, им отводится ведущая роль в организации художественного текста, осуществлении идейно-философского замысла произведений (например, значение колоратива голубой в реализации основной идеи повести «Голубая звезда» или значение колоратива золотой в романе «Золотой узор»).

В диссертации анализировались колоративы с точки зрения их употребления. Использование статистического метода позволило определить частоту словоупотреблений каждой лексемы в целом и в отдельных семантических областях, а также сравнить полученные данные между собой. Определение семантической области осуществлялось на основе частотности сочетаемости цветолексем с номинациями соответствующих объектов. Важно, что цветолексема, использованная в определённом контексте, приобретает целый ряд аксиологических и коннотативных приращений, поэтому интерпретация цветообозначений основывалась на установлении внутритекстовых смысловых связей.

Особенное в использовании единиц, содержащих архисему 'цвет' в творчестве Б. К. Зайцева, обусловлено его стилем, характеризующимся как импрессионистский. В лингвистике импрессионизмом считают культурно-ценностный контекст, характеризующийся созерцательно-пассивным отношением к отражаемой действительностинеопределённостью общей картиныповышенной наблюдательностью, особенно настроений и ощущений. Именно «техника импрессионизма» предопределила большую смысловую и эстетическую нагрузку цветои светолексем. Они напрямую связаны с основными концептами зайцевского творчества: жизнь, смерть, солнце, Бог.

Контекстуальный анализ семантики цветои светообозначений в творчестве Б. К. Зайцева показал, что большинство этих слов в языковой картине мира писателя не выходят за рамки общеязыкового стандарта, хотя можно выделить специфические черты, отличающие семантическую и структурную организацию лексико-семантического цвето-светового поля в индивидуальной языковой системе Б. К. Зайцева от организации поля в общенародном языке:

1,Анализ показал, что наибольшей репрезентативностью обладают лексемы микрополей жёлтого и красного цвета. Они характеризуются самой большой частотностью и сложной семантической структурой. Индивидуально-авторские значения при их использовании связаны с основными категориями мироощущения писателя. Так, в микрополе жёлтого цвета нами в качестве ядерной была выделена лексема золотой, поскольку именно она имеет ключевой статус, а колоратив жёлтый не играет большой роли при описании языковой картины мира художника слова. Жёлтый цвет используется Б. К. Зайцевым со свойственной ему символикой увядания, обыденности, приземлённости, золотой, напротив, включает в себя семантику блеска, божественного начала, тепла, уюта, покоя, праздничности.

В микрополе красного цвета, ядерным был избран адъектив красный, однако, особого внимания заслуживает колоратив розовый, поскольку количество его употреблений превышает все остальные периферийные компоненты. Б. К. Зайцев вводит в текст прилагательное розовый и его варианты с целью придания образам лёгкости, прозрачности, воздушности. Колоратив розовый преобладает при изображении природных явлений и при описании внутреннего мира человека. Обозначенные особенности позволяют считать это цветообозначение универсальным позитивным маркером. Интересен полный перечень цветовых вариантов обозначенной лексемы, поскольку все эти варианты можно считать индивидуально-авторскими, так как подобные определения в обыденной жизни не используются.

2.Индивидуализированы лексемы микрополя синего цвета. На основе анализа мы выделили две ядерные лексемы: синий и голубой, так как адъектив голубой — один из самых часто встречающихся в произведениях писателя, несмотря на то, что слово голубой вторично по происхождению, практически именно этот колоратив выполняет основную роль в структуре всего микрополя в художественном пространстве Б. К. Зайцева. В традиционном понимании лексемы, содержащие значение синего цвета употребляются для обозначения тревожности, волнения, отрицательных моментов в жизни. У Б. К. Зайцева голубой и синий цвет близки по своей функциональной значимости: они говорят о чистоте, вечности, добре, внутренней умиротворённости.

З.При использовании лексем микрополя зелёного цвета было выявлено обогащение семной структуры, она дополнена в творчестве писателя следующими толкованиями: зелёный — это цвет умиротворения и покояпризнак божественного начала в природе и человекепризнак чистоты, синоним девственностицвет таинственности, непонятностицвет новой жизницвет, символизирующий переход из мира земного в вечность.

4.Отношение Б. К. Зайцева к использованию лексем микрополей белого и чёрного цветов также индивидуально. Белый цвет, несмотря на его кажущуюся чистоту, не привлекает автора с художественной точки зрения, чаще он является средством изображения негативных моментов. Чёрный цвет Б. К. Зайцев использует, отходя от традиционного толкования: в его творчестве эти колоративы выступают либо нейтральными, либо как цвет, несущий положительные эмоции и служащий для создания выразительных, описаний, основанных на контрасте чёрного и белого.

Лексемы остальных цветовых микрополей (серого, фиолетового, коричневого) употребляются в своём основном значении, обозначая цвет предмета или фона.

5.В текстах Б. К. Зайцева часто используется приём дополнения зрительных впечатлений обонятельными, вкусовыми^ акустическими, тактильными, что значительно повышает выразительность текста.

6.Ядерная часть лексико-семантического поля «Свет» представлена двумя компонентами: свет и тьма. Лексема тьма и члены её парадигмы в большинстве случаев носят положительную семантику «светлая мгла, обаятельный туман». Часто употребляются словосочетания, включающие полярные семы — оксюмороны «светлая бездна эюизни».

7. Доминирующим в творчестве Б. К. Зайцева является значение библейского истока лексемы Свет. Она и производные от неё используются в качестве имени собственного или как именование Бога, или в качестве синонима к адъективам божественный, непостижимый, великий, вечный.

8.Отличительной чертой прозы Б. К. Зайцева является обилие сложных цветообозначений: прилагательных и причастий (иссиня-златомерцающий, стеклянно-розовеющий, запоздало-золотистый, тёмно-красно-пепельный и др.), наглядно демонстрирующих актуализацию лексико-семантического цвето-светового поля в поэтике писателя через призму его индивидуальности. Употребление компонентов проанализированного поля помогает раскрытию специфики ассоциативно-образного мышления автора, своеобразия его мирочувствования, проявляющееся в использовании выразительных свойств колоративов.

Всем обозначенным и исследованным микрополям характерна индивидуальная специфика, проявляющаяся в объёме значения ядерных лексем, присутствии в его значении авторского коннотативного элемента, в специфике структуры как всего лексико-семантического поля, так и иерархии значений отдельных лексем.

Преобладающими в творчестве Б. К. Зайцева при осмыслении цвето-светового поля выступают следующие семантические области: космологические объекты и явления, природное время, божественное начало, человек, артефакты, чувства, природа.

Интерес к использованию единиц, содержащих архисему 'цвет' в творчестве Б. К. Зайцева, обусловлен его стилем, включающим элементы импрессионизма, а также осознанием кризисной эпохи рубежа Х1Х-ХХ веков, ощущением катастрофичности происходящего и поиском выхода из сложившихся обстоятельств. Писатель создал художественное пространство, полное покоя, умиротворённости и надежды на обновление мира, используя «акварельность» и «светоносность» авторского слова.

Проведённое исследование показывает, что подобный вид работ открывает ряд перспектив для дальнейших научных изысканий, связанных с детальным изучением лексико-семантического поля «Свет» в картине мира Б. К. Зайцева, а также более глубокое изучение взаимодействия единиц ЛСП «Цвет» и «Свет».

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Б.К. Собрание сочинений Текст.: в 11 т / Борис Зайцев- [вступ. ст., подг. текста и коммент. Т.Ф. Прокопов] - М.: Русская книга, 19 992 001. Все цитаты приведены по этому изданию с указанием тома и страницы.
  2. Научные монографии и статьи
  3. , В.П. Синтагматика семантического поля. / В. П. Абрамов -Краснодар, 1993.
  4. , Г. Б.Зайцев // Г. Адамович. Одиночество и свобода. Нью-Йорк, 1955.-208 с.
  5. , Е.В. Смысловые поля Света и тьмы и философско-эстетическая система А.Блока: (На материале поэтических циклов «Снежная маска» и «Фаина») // Функционирование языковых единиц в разных формах речи. Саратов, 1995. — С. 136−141.
  6. , Н.Ф. Поэтическая энергия слова: Синергетика языка, сознания и культуры. / Н. Ф. Алефиренко М.: Academia, 2002. — 391 с.
  7. , Р.В. Свет и цвет в византийской христианской эстетике и их отражение в образной системе А.Блока // Актуальные проблемы и перспективы филологии. Сб. научн. трудов. Калининград, 1996.
  8. , Р.В. Семантическая значимость слова и структура лексико-семантической группы: на материале прилагательных -цветообозначений русского языка. / Р. В. Алимпиева JL: Изд-во ЛГУ, 1986. — 177 с.
  9. , Р.В. Этнокультурный компонент текста как средство выражения русского национального самосознания // Семантические единицы русского языка в диахронии и синхронии. Калининград, 2000.
  10. , Л.Г. Импрессионизм. / Л. Г. Андреев М.: Издательство Московского университета, 1980.-249 с.
  11. Ю.Аникина, А. Б. Образное слово в тексте. / А. Б. Аникина М.: Изд-во МГУ, 1985.-76 с.
  12. , И. Книги отражений / И.Анненский. М., 1979. — 172 с.
  13. , Г. М. К типологии семантических полей / Г. М. Анциферова // ученые записки I Моск. Гос. Пед. Ин-та, 1976. Т.37. С.3−17.
  14. , А.Ю. Исследование структурной организации лексико-семантических полей: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / А. Ю. Антомонов. Киев, 1987. — 21 с.
  15. , Ю.Д. Избранные труды. Т.1: Лексическая семантика. / Ю. Д. Апресян. -М., 1995. 367 с.
  16. Апресян, Ю: Д. Избранные труды. Т.2: Интегральное описание языка и системная лексикография. / Ю. Д. Апресян М., 1995. — 470 с.
  17. , Ю.Д. О человеке по данным языка / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. —1995. № 1. — С.55−66.
  18. , Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
  19. , Н.В. Особенности полевой структуры лексики словременного русского языка: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / Н. В. Артемова. М., 2000. — 18 с.
  20. , Н.Д. Язык и мир человека /Н.Д. Арутюнова М.: Языки русской культуры, 1999. — 895 с.
  21. , Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. / Н.Д. Арутюнова-М, 1988.
  22. , С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. Под ред. Проф. В. П. Нерознака. -М., 1997.-267−279.
  23. , А.Н. Поэтические воззрения славян на природу / А. Н. Афанасьев -М.: Соврем, писатель, 1995.
  24. , Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста / Л. Г. Бабенко, Н. Е. Васильев, Ю. В. Казарин. — Екатеринбург, 2000. 533 с.
  25. , С.Н. Цветообозначения жёлтого тона как один из репрезентантов концепта «бог» в поэзии С.Есенина // Семантика языковых единиц и категорий в диахронии и синхронии. Калининград, 2004. — С. 15−24.
  26. , Ш. Французская стилистика / Ш. Балли М., 1961.
  27. , Н.Б. История цветообозначений в русском языке / Н. Б. Бахилина М., 1975.
  28. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин М., 1975.
  29. Бахтин, М: М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. Под ред. проф. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. — С.227−244.
  30. , C.B. К проблеме идеологического словаря писателя (семантико-стилистический анализ группы слов со значением цвета у Горького). -Л., 1973.
  31. Белый, А. Пушкин, Тютчев и Баратынский в зрительном восприятии природы / А. Белый // Семиотика / Общ. ред. Ю. С. Степанов. М.: Радуга, 1983.
  32. , Г. И. К философии слова (лингвокультурологический аспект) // Вопросы языкознания. 2008. — № 1. — С.37−65.
  33. , А.Е. Разделы словаря, семантическое поле и тематические группы слов / А. Е. Бертельс // Вопросы языкознания. 1982. — № 4. С.52−63.
  34. , И.М. Сфера действия лексических единиц. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 460 с.
  35. , Ш. Об искусстве / П1.Бодлер. М., 1986. — 421 с.
  36. , Е.С. Устойчивые сочетания со словами солнце, звезда, луна, месяц в поэзии I половины XIX в.: Автореф. дис. .канд. филол. наук. -Л., 1983. 16 с.
  37. , A.B. Проблемы функциональной грамматики. Полевые структуры / А. В. Бондарко. СПб.: «Наука», 2005. — 480 с.
  38. , A.A. Краски-слова в рассказах А.П.Чехова / А. А. Брагина // Русская речь. 1984. — № 1. — С.28−32.
  39. , A.A. Цветовые определения и формирование новых значений / А. А. Брагина // Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977. — С.43−105.
  40. , P.A. Писатели о языке и язык писателей / P.A. Будагов М.: Изд-во МГУ, 1984. — 280 с.
  41. , С.Н. Свет невечерний / С. Н. Булгаков М., 1994.
  42. , Л.В. К вопросу о принципах и методах выделения лексико-семантических групп слов / Л. В. Быстрова, Н. Д. Капатрук, В. В. Левицкий // Филологические науки. 1980. — № 6. — С.75−78.
  43. , А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте (на материале цветообозначений в языках разных систем) / А. П. Василевич М.: Наука, 1987. — 140 с.
  44. , А.П. Цвет и названия цвета в русском языке / А. П. Василевич, С. Н. Кузнецова, С.С.Мищенко- под общ.ред. А. П. Василевича. М.: 2005. -216 с.
  45. , Л.М. Теория семантических полей / Л. М. Васильев // Вопросы языкознания. 1971. — № 5. — С. 105−113.
  46. , Л.М. Современная лингвистическая семантика / Л. М. Васильев -М., 1990.
  47. , М.А. Символика цветов в народной культуре // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19, Лингвистика и межкульт, коммуникация. — М., 2000. -№ 1. — С.115−123.
  48. , А. Язык. Культура. Познание / Отв. ред., сост. М. А. Кронгауз. М.: Русские словари, 1997. — 441 с.
  49. , Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм) / Т. И. Вендина М.: Индрик, 1998. -296 с.
  50. , А.Н. Историческая поэтика /А.Н. Веселовский М.: Высш. Школа, 1989. — 404 с.
  51. , В.В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. М.: Высшая школа, 1971. — 240 с.
  52. , В.В. Проблемы русской стилистики / В. В. Виноградов. М.5 1981.
  53. , Г. О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика / Г. О. Винокур. М.: Наука, 1991. — 451 с.
  54. , C.B. Природные образы как средство ассоциативной характеристики внутреннего мира человека // Вестник Омского ун-та, 2005. № 1. — С.71−74.
  55. , Е. Жизнь и творчество Б.Зайцева // Зайцев Б. К. Соч. в 3-х тт. -Т.1.-М, 1993. С.5−47.
  56. , JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. М., 1968.
  57. , А.Г. Морфология искусства / А. Г. Габричевский М.: Аграф, 2002. — 864 с.
  58. , П.П. Человек и человечество в учении В.С.Соловьёва // Вопросы философии, 1994. № 6. — С.47−54.
  59. Гак, В.Г. К проблеме семантической синтагматики // Проблемы структурной лингвистики. М., 1971.
  60. , Б.Е. Живопись словом: Человек, пейзаж, вещь / Б. Е. Галанов -М.: Сов. Писатель, 1972. 184 с.
  61. , И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. -М.: Наука, 1981. 139 с.
  62. , Б.М. Язык, память, образ /Б.М. Гаспаров. -М., 1996.
  63. , Г. Д. Национальные образы мира: Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс, Культура, 1989. — 479 с.
  64. Гиппиус, 3. Борис Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский / З.Гиппиус. VMCA — Press. — Париж, 1925. — Современные записки, 1925. Кн.25. — С.545−547.
  65. , Э.В. Цвет в эстетическом сознании Древней Руси // Культура и творчество. Киров, 1997. -Вып.2. — С.3−13.
  66. , А. Миф и символ / А.Голан. -М.: Русслит, 1993. 375 с.
  67. , В.Г. Дублирование семантического компонента цвета в художественных описаниях // Речевое мышление и текст: Межвузовский сборник научных трудов. — Воронеж, 1993. С.128−135.
  68. , В.ГГ. Грамматика идиостиля / В. П. Григорьев. М., 1983.
  69. , Е.В. Лексико-семантические поля цвета и света в лирике Б.Пастернака / Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01. М., 1999. -22 с.
  70. , С.Е. Цвет как эстетическое и художественное явление // Научн. докл. высш. шк. Филос. науки. -М., 1986. № 3. — С.83−90.
  71. , Г. А. Реализм Гоголя / Г. АХуковский. М., 1959.
  72. , Е.В. О компонентном анализе значимых единиц языка / Е. В. Гулыга, Е. И. Шендельс // Принципы и методы семантических исследований. М., 1976. — С.291−314.
  73. В. О различии строения человеческих языков и его влияния на духовное развитие человечества / В. Гумбольдт // Избранные труды по языкознанию. -М., 1984.
  74. , А.Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. — М., 1984.-350 с.
  75. , Е.А. Лексико-семантическое поле в индивидуальной языковой системе (на материале лексико-семантического поля обида в художественной речевой системе М. Горького): автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.01 / Е. А. Гутина. Н. Новгород, 1997.
  76. , Е.И. Категории художественного текста / Е. И. Диброва // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. 4.2.-М., 1998.
  77. , Е.И. Художественный текст: Структура. Содержание. Смысл: избранные работы. Т. I / Е. И. Диброва — М.: ТВТ Дивизион, 2008. -429 с.
  78. , Н.Г. Теория семантического поля на современном этапе развития семасиологии / Н. Г. Долгих // Филологические науки. 1973. — № 1. — С.89−98.
  79. , Л.И. Эстетические функции слова / Л. И. Донецких. -Кишинёв, 1982.
  80. , М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. На материале русской прозы Х1Х-ХХ века / М. Я. Дымарский. — М., 2001.
  81. , Б. Вторые и первые или из небытия к вечному успокоению // Книжное обозрение. М., 2000. — № 9. — С.8.
  82. Захарова, В. Т. Импрессионистические тенденции в русской прозе начала
  83. Некоммерч. изд. Э. Ракитской, 2001. —452 с. 91.3олян, С. Т. От описания идиолекта к грамматике идиостиля: (на материале поэзии Л, Мартынова) // Языки русской поэзии XX века. — М., 1990.
  84. , А.Л. Синонимические и антонимические отношения в русской лексике / А. Л. Евгеньева // Синонимы русского языка и их особенности. -Л.: Наука, 1972. С.5−22.
  85. Вопросы психологии. 1991. -№ 2. — С.7. 97. Зубова, Л. В. Поэзия М. Цветаевой: Лингвистический аспект / Л. В. Зубова.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 262 с.
  86. Иванов, Вяч. Вс. Славянские семиотические моделирующие системы / Вяч.Вс.Иванов, В. Н. Топоров. М., 1965.
  87. , Э.В. Философия и культура. М., 1991. — 462 с.
  88. , И. Искусство цвета /И. Итен. М.: Д. Аронов, 2007. — 95 с.
  89. , Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. -М.: Наука, 1987.
  90. Ю.Н. Структура лексико-семантического поля // Филологические науки. 1972. — № 1. — С.57−68.
  91. , И.А. Борис Зайцев: у истоков «новой прозы» // Проблема изучения жизни и творчества Б. К. Зайцева: Вторые Международные Зайцевские чтения. Калуга, 2000. — С.12−18.
  92. , Ю.А. Функции голубого в поэтических текстах Н.Гумилёва // Текст: варианты интерпретации художественного текста. -Бийск, 2001. -Вып.6. С.141−143.
  93. , С.Д. Содержание слова, значение и обозначение / С. Д. Кацнельсон. -М., 1965.
  94. , A.B. Психолингвистическое исследование эмоционально-смысловой доминанты как текстообразующего фактора / A.B. Кинцель. -Барнаул, 2000. 152 с.
  95. , JI.A. Ассоциативное значение слова в художественном тексте /Л.А.Климкова // Филологические науки. 1991. — № 1. — С.45−54.
  96. , Г. П. Своеобразие цветописи ранней прозы Б.К.Зайцева // В поисках гармонии: (о творчестве Б.К.Зайцева): Межвузовский сборник научных трудов. Орёл, 1998. — С.9−10.
  97. , И.М. Лингвистическая семантика / И. М. Кобозева. — М.: КомКнига, 2007. 352 с.
  98. , В.П. Языковые выразительные средства русской художественной прозы / В. П. Ковалёв — Киев, 1981.
  99. , П. Б.Зайцев // Критический альманах. Кн.2. — М., 1910. -С.17−24.
  100. , Н.В. Эволюция «чувства природы» в русской прозе XIX в.: автореф. дис. докт. Филол. наук: 10.01.01 / Н. В. Кожуховская. -Сыктывкар, 1998.-21 с.
  101. , В.В. Концепт культуры: образ понятие — символ // Вестник СПбГУ. — Сер. 2. — 1992. — Вып. 3 (№ 16). — С.30−40.
  102. , Г. В. Контекстная семантика / Г. В. Колшанский. М., 1980.
  103. , В.Н. Картина мира / В. Н. Комаров // Наука и миф. М., 1988. — С.16−19.
  104. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль. Томск, 2001. — 331 с.
  105. , Е.В. Повествователь в прозе Б.Зайцева // Русский язык и славистика в наши дни: Материалы Международной научной конференции, посвящённой 85-летию со дня рождения Н. А. Кондрашова.- М.: МГОУ, 2004. С.567−570.
  106. , Н.Н. Денотативные значения цветонаименований // Психологический журнал. 1991. — Т. 12. — № 4. — С.69−79.
  107. , Е.А. Система цветообозначений в русском языке (к созданию и публикации «Русской энциклопедии цвета») // Вестник БГПУ: Серия Гуманитарные науки. 2002. — Вып.2. — С.28−34.
  108. , Н.З. Значение слова и его сочетаемость / Н. З. Котелова. -Л., 1975.
  109. , А.С. Топологическая структура смысла // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001.
  110. , В.В. Словоупотребление и поэтика Б.Зайцева // Язык как творчество. -М., 1996. С.261−267.
  111. , Е.Л. К понятию «семантическое поле» т методам его изучения / Е. Л. Кривченко // Филологические науки. 1973. — № 1. — С.99−103.
  112. , Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова / Е. С. Кубрякова. М., 1981.130.. Кузнецова, А. И. Понятие семантической системы языка и методы её исследования / А. И. Кузнецова. М., 1963.
  113. , И.С. Две цветовые картины мира // Русская речь. 1971. -№ 3. — с. 10−17.
  114. , В.Г. Лингвистика цвета / Кульпина. М., 2001.
  115. , В.Г. Характер человека сквозь призму цвета // Россия и Запад: диалог культур. -М., 1996. С.40−47.
  116. , С.А. Образы представления мира природы в сознании русской языковой личности: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / С. А. Курбатова. М., 2000. — 18 с.
  117. , В. А. Семантическая структура ключевых и тематических слов целого художественного текста / В. А. Кухаренко //
  118. Лексическое значение в системе языка и тексте. — Волгоград, 1985. -С.95−103.
  119. , А.В. Роль символических образов в лирической прозе Б.К.Зайцева // Вестн. Вост. Ин-та экономики, гуманит. Наук, упр. И права. Уфа, 2003. — № 17. — С.66−70.
  120. , Б.А. Эстетика слова и язык писателя / Б. А. Ларин. Л., 1974.
  121. , В.В. Особенности идиолекта Н.С.Лескова / В. В. Леденёва. М.: «Петроруш», 2000. — 185 с.
  122. , В.В. Принципы организации и структурирования ЛСП чувственного восприятия в русском языке: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / В. В. Лещенко. Киев, 1989. — 19 с.
  123. , А.Ф. Знак. Символ. Миф: Труды по языкознанию /
  124. A.Ф. Лосев. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 479 с.
  125. , Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Русская словесность. М., 1997.
  126. , Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. -М.: Искусство, 1970. 387 с.
  127. , М. Цвет вашего характера /М. Люшер. М., 1996. — 394 с.
  128. , М.М. «Картина мира» и миры образов / М. М. Маковский // Вопросы языкознания. 1992. — № 6.
  129. , В.Н. Семантические преобразования слов в художественном тексте: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01 /
  130. B.Н.Манакин. Кировоград, 1984. — 20 с.
  131. , Б.С. Философия искусства и художественная картина мира / Б. С. Мейлах // Вопросы философии. 1983. — № 7. — С.116−125.
  132. , Е.М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. М., 1976.
  133. , O.A. Авторская концептосфера и её репрезентация средствами свето- и цветообозначения в цикле рассказов И.А.Бунина «Тёмные аллеи»: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / О. А. Мещерякова. Орёл, 2002. — 21 с.
  134. , З.Г. Несколько дополнений к проблеме «символ в культуре» / З. Г. Минц // Учёные записки тартус. ун-та. Тарту, 1987. — Вып.746. С. 95−101.
  135. , О.Н. Зайцев //Лит-ра русского зарубежья 1920−1940. -Вып.2. М., 1999. — С.31−50.
  136. , В.А. Статистика и семантика: Опыт статистического анализа семантического поля / В. А. Москович. М., 1969.
  137. , Е.И. Свет как эстетический феномен // Науч. Докл. Высш. Школы. Филос. Науки. М., 1982. — № 6. — С.90−98.
  138. , Я. Поэтические наименования и эстетическая функция языка // Структуральная поэтика. М., 1996а.
  139. , Л. Земная печаль//Нева. 1991. -№ 1. — С.177.
  140. , И.Л. Функционально-семантические особенности ЛСГ цветообозначения «белый» // Семантика слова и семантика текста. Сборник научных трудов. Вып.1. — М., 1994. — С.39−45.
  141. , Л.А. Семантика русского языка / Л. А. Новиков. М., 1982.
  142. , Н.С. Инвариантное значение имени поля и внутренняя структура ядра / Н. С. Новикова // Филологические науки. 1985. — № 4. — С.73−78.
  143. , Н.С. Многомирие в реалии и общая типология языковых картин мира / Н. С. Новикова, Н. В. Черемисина // Филологические науки. -2000. № 1. — С.40−49.
  144. , И.В. Лексико-семантическое поле «звук» и его функционирование в художественном тексте (на материале лирики С. А. Есенина и В.В.Маяковского): автореф. дис. канд.филол. наук: 10.02.01 / И. В. Пархоменко. Саратов, 2000. — 21 с.
  145. , Н.Ф. Теория.значения и опыт построения семантических полей (значения цвета и света): автореф. дис.канд. филол. наук: 10.02.01 / Н. Ф. Пелевина. Л., 1971. — 26 с.
  146. , В.Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. М.: Изд-воМГУ, 1997.-400 с.
  147. , М.М. Избранные работы по языкознанию / М. М. Покровский. М., 1959.
  148. , В.И. Символы огня и света в культуре // Филос. Науки. -М., 1993.-№ 1−3.-С.211−216.
  149. , Э.А. А.П.Чехов. Движение художественной мысли / Э.А.Полоцкая. -М.: Совет, писатель, 1979. -340 с.
  150. , З.Д. Полевые структуры в системе языка / З. Д. Попова, И. А. Стернин, Е. И. Беляева: Монография. Воронеж, Изд-во Воронежского ун-та, 1989.
  151. , В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека / В. И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / Под ред. Б. И. Серебренникова. М.: Наука, 1988. — с.8−69.
  152. , В.И. Язык и миропонимание человека / В. И. Постовалова // Семантика языковых единиц. Материалы III межвуз.
  153. Научно-исследовательской конференции. 4.1 Лексическая семантика. -М.Д991. С.87−90.
  154. Порталь Фридерик. Символика цвета от Античности до нового времени / Ф. Порталь // приложение П в кн.: Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб: Лисс, 1995. — 475 с.
  155. , A.A. Мысль и язык / A.A. Потебня. Киев, 1993.
  156. , A.A. Эстетика и поэтика / A.A. Потебня. М., 1976.
  157. , Д.М. Образ мира в слове писателя /Д.М. Поцепня. СПб., 1997.
  158. Православная икона. Канон и стиль. К Богословскому рассмотрению образа. М.: Паломник, 1998. — 83 с.
  159. , Т.Ф. Борис Зайцев: Вехи судьбы / Зайцев Б. К. Дальний край. М., М., 1990. — С.5−24.
  160. , Т.Ф. Художник, которого мы узнаём. / Дон. Ростов н/Д, 1989. — № 9. — С.161−170.
  161. , Е.В. Когнитивный анализ предметных имён: семантика и сочетаемость /Е.В. Рахилина. -М., 2000.
  162. , Е.Р. Цветовая гамма в повести И.С.Шмелёва «Богомолье» // Вестник МГУ: серия 9. Филология: 2000. — № 6. — С.59−66.
  163. , З.М. Лингвостилистические особенности повествования в художественном тексте (на материале немецкоязычной импрессионистской прозы) / З. М. Рымжанова // Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1986. — 25 с.
  164. , H.A. Структура фразео-семантического поля пространства / Н. А. Сабурова // Филологические науки. — 2002. № 2. -С.81−89.
  165. , О.П. О значимости цвето-световой палитры в поэтике И.А.Бунина // Цвет и свет в художественном произведении. — Сыктывкар, 1990. С.46−55.
  166. , Е.В. Особенности семантики лексемы СВЕТ в религиозно-философском тексте конца 19 начала 20 века // Текст как объект многоаспектного исследования. — СПб., 1998. — Вып.З.Ч.2. -С.179−186.
  167. , Е.В. Система ключевых слов в рассказах Б.Зайцева // Проблема лингвистической семантики. Череповец, 1996. — С. 106−110.
  168. , Г. Ю. Роль подтекста в рассказах Б.К.Зайцева // Русский язык в школе. 2001. — № 1. — С.61−66.
  169. , B.C. Из секретов художественного мастерства И.А.Бунина (на материале прилагательных) // Русская словесность, 2002. № 6. — С.19−22.
  170. , Г. Н. Метафора в системе языка / Г. Н. Скляровская. -2-ое издание, стереотипное. — СПб, СПбГУ, 2004.
  171. , Е.А. Цветовая и- световая динамика в прозе К.Г.Паустовского // Семантика, слова и семантика текста. Сборник научных трудов. Вып.1. — М., 1994. — С.45−51.
  172. Современный русский язык / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин и др.- Под ред. П. А. Леканта. М., 2000. — 560 с.
  173. , Л.В. Структура семантического поля концепта «свет» // Житниковские чтения: Межкульт. Коммуникации в когнитивном аспекте. Челябинск, 2001. — С.328−333.
  174. , B.C. Сочинения в 2 т. / B.C. Соловьёв. М.: Мысль, 1988.
  175. , B.C. Чтения о Богочеловечестве. Красота в природе // Владимир Соловьёв. Чтения о Богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. СПб, 1994.
  176. , C.B. Поэтика сюжета прозы Б.Зайцева (рассказы и повести 1901−1929 гг.): Автореф. дис.канд. филол. наук. Самара, 1998. — 19 с.
  177. , Ю.С. В трёхмерном пространстве языка (Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства). М., 1985.
  178. Ю.С. Константы. Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. -М., 2001.
  179. , И.А. Лексическое значение слова в речи / И. А. Стернин. -Воронеж, 1985.
  180. , О.В. Цветосимволическая модель мира в религиозно-философских учениях // Методологическое обеспечение современных философских проблем. Иркутск, 1998. — С.89−94.
  181. , В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц/В.Н. Телия. -М., 1986.
  182. Телия, В. Н. Метафора как модель смыслопроизводства и её экспрессивно-оценочная функция / Метафора в языке и тексте. М., 1988.
  183. , Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы // Проблема цвета в психологии. -М., 1993.
  184. , В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического / В. Н. Топоров. М., 1995.
  185. , E.H. Смысл жизни E.H. Трубецкой. М., 1994.
  186. , E.H. Избранные произведения / Е. Н. Трубецкой. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 512 с.
  187. , Н.С. История. Культура. Язык / Н. С. Трубецкой. М., 1995.
  188. , Н.В. Слова-цветообозначения красного тона как репрезентанты концептуализированной зоны «кровь» // Языкознание: современные подходы к традиционной проблематике. Калининград, 2001. — С.165−173.
  189. , Л.В. Импрессионизм в русской прозе начала XX века / Л. В. Усенко. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1988.
  190. , A.A. Опыт изучения лексики как системы / A.A. Уфимцева. М., 1962.
  191. , Н.В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание. Формирование и функционирование. М., 2000.
  192. , П. Небесные знамения (размышления о символике цветов) // Человек: образ и сущность. М., 1990. — № 1. — С.268−273.
  193. , П.А. Т.1. Столп и утверждение истины. Т.2.У водоразделов мысли. -М., 1990.
  194. , P.M. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога / P.M.Фрумкина // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и схемы. -М., 1992. № 3. — С.1−7.
  195. , P.M. Цвет, смысл, сходство: Аспекты психолингв, анализа / Отв. ред. Телия В.Н.- АН СССР. ИН-т языкознания. М.: Наука, 1984. — 175 с.
  196. , Н.В. Образность русской художественной прозы. Монография / Н. В. Халикова. М.: МГОУ, 2003. — 150 с.
  197. Цвет и свет в художественном произведении: межвуз. Сб. научн. тр. Сыктывкар, 1990.
  198. , Н.В. Семантика возможных миров и лексико-семантические законы / Н. В .Черемисина // НДВШ Филологические науки. 1992. — № 2. — С. И1−117.
  199. , М.В. Смысловая структура концептов «свет» и «тьма» и её языковое выражение // Изв. Саратов, ун-та. Саратов, 2003. — Т. З, вып.2.-С.116−125.
  200. , К.И. Современные очерки. Б. Зайцев / Лица и маски. -СПб, 1914. С.230−234.
  201. , Л.Н. Языковая личность в художественном тексте / Л. Н. Чурилина. М.: Наука, 2006. — 240 с.
  202. , C.B. К вопросу о взаимодействии лексико-семантических полей цвета и света в лирике Б.Л.Пастернака // Семантика слова и семантика текста. М., 2005. -Вып.6. — С.129−135.
  203. , Д.Б. Б.Зайцев. Светлый странник // Трибуна. № 21. — М., 2001.-С.2.
  204. , Ю.Л. Семантическая доминанта цветообозначений в структуре художественных текстов А.Блока // Актуальные проблемы лингвистической семантики. Калининград, 1998.
  205. , А.Д. Могут ли слова языка быть ключом к пониманию культуры // Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. -М., 2001.
  206. , Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д. Н. Шмелёв. -М., 2006.
  207. , Д.Н. Слово и образ / Д. Н. Шмелёв. М., 1964.
  208. , В.В. Значение ассоциативных образов в художественном произведении // Вестник МГУ. Сер. 19: Лингв. И межкультурная коммуникация. 2000. — № 4. — С.95−100.
  209. Щур, Г. С. Теория поля в лингвистике / Г. С.ГЦур. М. — Л., 1974. -255 с.
  210. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. М., 1991.
  211. , P.O. Лингвистика и поэтика / Р. О. Якобсон // Структурализм: «за» и «против». — М., 1975.
  212. , Е.С. К описанию русской языковой картины мира / Е. С. Яковлева // Русский язык за рубежом. 1996. — № 1−2-3. — С.47−56.1. Словари и энциклопедии
  213. , О.С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. М., 1966.
  214. , Т.В. Денотат. Лингвистический энциклопедический словарь / Т. В. Булыгина, С. А. Крылов. М., 1990.
  215. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. -М., 1978−1980.
  216. , Н. Словарь символов / Н. Жюльен. Изд-во «Урал Л.Т.Д.», 2000.-498 с.
  217. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцева. -М., 2000.
  218. , В. Словарь символов / Пер. с польск. Калининград: «Янтар-сказ», 2002. — 267 с.
  219. , Х.Э. Словарь символов. -М.: «REFL-book», 1994. 608 с.
  220. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под ред. Ю. Д. Апресяна. Изд-во: Школа «Языки славянской культуры». -2003. -1488 с.
  221. , С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Азбуковник, 1998. 944 с.
  222. Полный православный богословский энциклопедический словарь. -СПб, 1912.
  223. Православный библейский словарь / отв. ред. К. И. Логачёв. СПб, 1997.
  224. Русский ассоциативный словарь. В 4-х кн. М., 1994−1996.
  225. Русский семантический словарь / Под. Ред. Н. Ю. Шведовой. В 2 т. -М.: Азбуковник, 1998. 800 с.
  226. Русский язык. Энциклопедия. М., 1998.
  227. Словарь русского языка: В 4-х т. / Гл.ред. А. П. Евгеньева. М., 1981−1984.
  228. Тематический словарь русского языка / Под ред. В. В .Морковкина. -М., 2000.
  229. Толковый словарь русского языка в 4-х т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. -М., 1935−1940.
  230. , М. Этимологический словарь русского языка в 4 т.т. / Под ред. и с пред. Проф. Б. А. Ларина. СПб, 1996.
  231. , П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка в 2-х т. / П. Я. Черных М.: изд-во Русский язык. — 1999.
  232. , Н.М. Этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. -М., 1994.
Заполнить форму текущей работой