Экстралингвистические и интралингвистические факторы формирования русской языковой личности: На материале произведений художественной литературы
Диссертация
Антропологический подход к языку вызвал к жизни проблематику, связанную с языковой личностью. Эта проблема в последнее время вызывает большой интерес исследователей, однако круг сопряженных с ней научных вопросов настолько широк, что многие из них требуют дальнейшей разработки. Одним из возможных путей изучения русской языковой личности является описание процесса ее формирования с опорой… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»: ИЗ ИСТОРИИ РАЗРАБОТКИ ВОПРОСА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ
- 1. 1. Языковая личность как объект науки о языке
- 1. 2. Современные аспекты изучения языковой личности как лингвистического феномена
- ГЛАВА 2. ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
- 2. 1. Этнокультурный фактор развития русской языковой личности
- 2. 2. Влияние общественно-исторического фактора на формирование языковой личности
- 2. 3. Влияние окружающих людей как фактор формирования языковой личности
- 2. 4. Досуг как фактор формирования языковой личности
- 2. 5. Роль изучения иностранных языков в формировании языковой личности
- 2. 6. Рефлексия как фактор формирования языковой личности
- ГЛАВА 3. ИНТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
- 3. 1. Оценки речи как проявление языкового чутья и речевого опыта личности
- 3. 2. Языковая игра как проявление способности /неспособности языковой личности «общаться в шутливой тональности»
- 3. 3. Интерес языковой личности к слову как предпосылка ее дальнейшей литературной деятельности
- 3. 4. Коммуникативный потенциал личности как фактор ее
Список литературы
- Альтман М. У Льва Толстого. — Тула: Приокское книжное изд-во, 1980. -207с.
- Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания//Вопросы языкознания. 1995. — № 1. — С. 37−67.
- Апресян Ю.Д. Хотеть и его синонимы: заметки о словах 7/ Филологический сборник (к 100-летию со дня рождения академика В.В. Виноградова). М.: РАН. Институт рус. яз. им. В. В. Виноградова, 1995, — С. 16−34.
- Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики, 1982. М.: Наука, 1984.-С. 5−23.
- Арцишевская Е.В., Кабардов М. К. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенций // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 34- 50.
- Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Academia, 1997. — С. 268 — 271.
- Атабекова А.А. Язык как лингвокультурный код нации: роль интонации // Язык образования и образование языка. Вел. Новгород: Изд-во НовГУ, 2000, — С. 19.
- Атрощенко А.Ф. Ключевые слова в произведениях А. Гайдара (На материале слов со значением света) // Творчество А. П. Гайдара. -Горький, 1975, — С. 23 -29.
- Байбулатова Е. Н. Лексическая структура текста и проблема языковой личности (на материале романа Достоевского «Идиот»): Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 1998,-18с.
- Барт Р. От произведения к тексту // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Наука, 1994. — 417с.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-424с.
- З.Беляева JI. В. Микросистема ключевых слов, называющих труд в текстах драматических произведений А. П. Чехова. Дис.канд. филол. наук. Л., 1990. -216с.
- Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. -М.: Изд-во МГУ, 1988, — 121с.
- Белянин В.П. Типология языковой личности и онтология языкового сознания // Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста. Волгоград: Перемена, 1993. — С. 9 — 10.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. — 447с.
- Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -220с.
- Беспамятнова Г. Н. Языковая личность телевизионного ведущего. Дис. канд. филол. наук. Воронеж, 1994.-217с.
- Богданов В.В. Коммуникативная компетенция и коммуникативное лидерство//Язык, дискурс и личность/ Межвуз. сб. науч. работ. Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 1990. — С. 26 — 31.
- Богданов В.В. Речевое общение. Л.: Наука, 1990. — 286с.
- Богин Г. И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов. Автореф. дис. докт. филол. наук. Л., 1984. -32с.
- Богин Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека. -Калинин: Изд-во Калининского ун-та, 1975. 106с.
- Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 33 -45.
- Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982, — 199с.
- Бодалев А. А. Личность и общение. -М.: Педагогика, 1983. 271с.
- Бодуэн де Куртенэ И. А. Язык и языки // И. А. Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию.Т.2. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963.. -391с.
- Бонвиллиан Дж., Нельсон К. Э., Чарроу В. Р. Язык и языковые способности у глухих детей и у детей с нормальным слухом // Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984. — С. 103 — 142.
- Бонецкая Н.К. Образ автора как эстетическая категория // Контекст -1985, — М: Наука, 1986, — С. 241−269.
- Борисова Н. В. М. Пришвин. «За волшебным стеклом» (структура образа автора) // Русский язык в школе. 1998. — № 5. — С. 65 — 69.
- Борухов Б.Л. Речь как инструмент интерпретации действительности (Теоретические аспекты). Дис. .канд. филол. наук. Саратов, 1989. -192с.
- Брутян Г. А. Языковая картина мира и её роль в познании // Методологические проблемы анализа языка. Ереван, 1976. — С. 49 — 62.
- Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1992.- 511с.
- Быкова Г. И. Воспитание языковой личности в процессе преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин. Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 23с.
- Вайнрайх У. Языковые контакты. Киев: Вища школа, 1973. — 261с.
- Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. М.: Высшая школа, 1999. — 175с.
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. Пер. с англ. М.: Русские словари, 1996. — 416с.
- Виноградов В.В. О языке художественной прозы. Избранные труды. М.: Наука, 1980. — 359с.
- Виноградов В. В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. — 240с.41 .Виноградов В. В. Проблемы культуры речи и некоторые задачи русского языкознания//Вопросы языкознания. 1964. — № 3.- С. 3−18.
- Винокур Т.Г. К характеристике говорящего. Интенция и реакция // Язык и личность. -М.: Наука, 1989. С. 11−23.
- Вихрян О.Е. Языковые средства выражения авторской модальности в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева». Дис.. канд. филол. наук. М., 1990, — 184с.
- Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. -228с.
- Ворожбитова А.А. Маргинальная языковая личность и художественный образ // Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста. -Волгоград: Перемена, 1993. С. 155.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. — 93с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 62 -77.51 .Выготский Л. С. История развития высших психических функций //
- Собрание сочинений: В 6 тт. Т 3. М.: Педагогика, 1983. — С. 5 — 328.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. — 139с.
- Геймбух Е.Ю. О соотношении категорий языковой личности и образа автора в художественном тексте // Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста. Волгоград: Перемена, 1993. — С. 122 — 123.
- Геймбух Е.Ю. Языковая личность и характер: Чацкий и Репетилов // Русский язык в школе. -1999. -№ 1. С. 51−61.
- Геймбух Е.Ю. Языковая маска и языковая личность в «Повестях Белкина» // Русский язык в школе. -1999. -№ 3. С. 46−54.
- Гончарова Е.А. Пути лингвистического выражения категорий автор -персонаж в художественном тексте. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. — 149с.
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. -М.: Наука, 1980. 104с.
- Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 1998. -256с.
- Григорьев В.П. Поэтика слова. -М.: Наука, 1979. -343с.61 .Гридин В. Н. Семантика эмоционально экспрессивных средств в языке // Психолингвистические проблемы семантики. -М.: Наука, 1983. -285с.
- Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. -М.: Прогресс, 1984. С. 37 -301.
- Гумбольдт В. О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. — С. 307- 324.
- Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. -451с.
- Декарт Р. Метафизические размышления // Декарт Р. Избранные произведения. -М.: Мысль, 1980.-460 с.
- Джанаева Н.Е. Ключевое слово как средство создания образности в контексте А. Платонова // Взаимодействие грамматики и стилистики текста. Алма-Ата, 1988. — С. 28 — 33.
- Дмитриева О.Д. Место концепта в лингвокультурологии // Языковая личность: Система, норма, стиль. Волгоград: Перемена, 1998. — С. 31 -32.
- Егорова Е.В. Детская речь в аспекте диалогового поведения в прозе А.П. Чехова. Автореф.. дис.канд. филол. наук. СПб., 1997. — 22с.
- Елизарова М.М. Языковая личность эмигранта в рассказах Тэффи 192 040-х гг. Автореф. .дис. канд. филол. наук. СПб., 1999. — 16с.
- Ерофеева Т.Н., Марамзина О. В. Тип темперамента человека и его речь // Живое слово в русской речи Прикамья. Пермь, 1992. — С.55−61.
- Ерофеева Т.Н. Опыт исследования речи горожан. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1991. -204с.
- Жаткин Д.Н. А.А. Дельвиг как русская языковая личность // Язык образования и образование языка. Вел. Новгород: Изд-во НовГУ, 2000. -104с.
- Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество // Жинкин Н. И. Избранные труды. -М.: Лабиринт, 1998. 368с.
- Заславская О.В. Рефлексия как фактор формирования личности героев Толстого и Достоевского // Толстовский сборник, 1992. Тула: Изд-во Тульского педун-та, 1992. — С. 104 — 109.
- Земская Е.А., Китайгородская М. А., Розанова Н. И. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании: Коммуникативный и прагматический аспект. М.: Наука, 1993. — С. 90- 136.
- Земская Е.А., Китайгородская М. В., Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь. Общие вопросы. М.: Наука, 1981. -276с.
- Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. -М, 1979. С. 183 — 237.
- Калашникова М.Н. Семантика ключевых слов в поэтической речи // Взаимодействие грамматики и стилистики текста. Алма-Ата, 1988. — С. 20 — 26.
- Каракуц-Бородина Л. А. Языковая личность В. Набокова как автора художественного текста: лексический аспект (на материале русскоязычной прозы). Автореф. дис.. канд. филол. наук. Уфа, 2000. -20с.
- Карасик В.И. Коммуникативная личность как лингвистический концепт // Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста. -Волгоград: Перемена, 1993. С. 12 — 13.
- Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: Культурные концепты. Волгоград — Архангельск: Перемена, 1996. — С. 3- 16.
- Карасик В.И. Оценочная мотивировка, статус лица и словарная личность Н Филология = Philologia. -№ 3. Краснодар, 1994. — С. 2 — 7.
- Карасик В.И. Языковая личность и доминанты культуры // Языковая личность и семантика. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 52 — 53.
- Караулов Ю.Н. Предисловие. Русская языковая личность и задачи ее изучения//Язык и личность. -М: Наука, 1989. С. 3−8.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. -263с.
- Каспарова М.Г. Иноязычные способности как психологическая предпосылка формирования билингвизма // Психология билингвизма. -М.: Изд-во МГПИ, 1986. С. 5−12.
- Китайгородская М.В., Розанова Н. Н. Русский речевой портрет: Фонохрестоматия. -М, 1995. 125с.
- Клюканов И.Э. Языковая личность и интегративные языковыеобразования 11 Язык, дискурс и личность. Тверь, 1990. — С. 69−73.
- Кондильяк Э. Сочинения: В 3-х томах. Т. 1. -М: Мысль, 1980.- 344с.
- Кормилицына М.А. Языковая личность В.В. Виноградова в его письмах к жене // Вопросы стилистики. Язык и человек. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1996. Вып. 26. — С. 63−71.
- Короткое Н. Н. О соотносительности понятий «система» и «знак» в определении языка как знаковой системы // Язык как знаковая система особого рода. М.: Наука, 1967. — С.30 — 52.
- Кочеткова Т.В. Проблема изучения языковой личности элитарной речевой культуры в аспекте концептов русской культуры // Античный мир и мы / Межвуз сб. науч. тр. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1996. Вып. 76. — С. 76 — 88.
- Кочеткова Т.В. Проблема изучения языковой личности элитарной речевой культуры и факторы, влияющие на ее становление // Античный мир и мы/ Межвуз сб. науч. тр. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 26. — С. 45 — 57.
- Кочеткова Т.В. Проблема изучения языковой личности элитарной речевой культуры (обзор) // Вопросы стилистики. Язык и человек./ Межвуз сб. науч. тр. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1996. Вып. 26. — С. 1424.
- Кочеткова Т.В. Языковая личность в лекционном тексте. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1998. — 216с.
- Кочеткова Т.В. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры. Дис.. докт. филол. наук Саратов, 1999. -534с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976.-303с.
- Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса) // Язык и личность. М.: Наука, 1989. -С. 78 — 86.
- Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современногорусского языка. -М.: Наука, 1989. 186с.
- Кузнецова JI.K. Объем концепта «сильная языковая личность» // Язык образования и образование языка. Вел. Новгород: Изд-во НовГУ, 2000. -С. 273.
- Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М.: Просвещение, 1980. — 78с.
- Купина Н.А. Структурно-смысловой анализ художественного произведения. Свердловск, 1981. -92с.
- Курек М.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 18 — 28.
- Леонтович О.А. Закономерности становления американской языковой личности // Языковая личность: Система, норма, стиль. Волгоград: Перемена, 1997. — С. 65 — 66.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. -М.: Смысл, 1999. -287с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.-584с.
- Личностные аспекты языкового общения. Калинин: Изд-во Калининского ун-та, 1989. — 189с.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. -384с.
- Лысенкова Е.Л. Языковая личность P.M. Рильке: генезис и эволюция // Язык образования и образование языка. Вел. Новгород: Изд-во НовГУ, 2000 — С. 191.
- Ляпин С. X. Концептология: к становлению подхода // Концепты: Науч. тр. Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 1997. — С. 11−35.
- Ляпон М.В. Оценочная ситуация и словесное самомоделирование // Язык и личность. -М.: Наука, 1989. С. 24−33.
- Ляпон М.В. Языковая личность: поиск доминанты // Язык система. Язык. гскст. Язык способность. Сб. статей / Институт рус. яз. РАН.
- М.: I Iuvku. 1905, С. 260 277.
- Малаховский В. Изучение детского и юношеского словесного творчества как основа для построения методики развития речи // Родной язык в школе. Кн. 1. М.: Работник Просвещения, 1927. — С. 256 — 268.
- Маркелова Т.В. Семантика и прагматика средств выражения оценки в русском языке//Филологические науки. -1995. -№ 3.-С.67.
- Мечковская Н.Б. Методологический смысл категорий «языковое сознание» и «метаязыковая рефлексия» // Лингвистика на исходе XX в.: итоги и перспективы. М.: Филология, 1995. Т. 1. — С. 342 — 344.
- Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.: АО «Аспект-Пресс», 1994.
- Миролюбов А.А. Изучение иностранных языков как средство развития личности ученика// Советская педагогика. 1989. -№ 6. — С. 13−19.
- Миронова Н.Н. Об изучении оценочного дискурса в современной лингвистике // Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы. -М: Филология, 1995. Т.2. С. 344 — 345.
- Можайцева Г. Н. Формирование духовной и национальной культуры в процессе воспитания языковой личности // Язык и национальная культура. СПб: Образование, 1995. — С. 37 -38.
- Молоканов М.В. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия // Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С. 1 5 — 1 8.
- Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977. — 352с.
- Нечаева А.И. Культура народа и языковая картина мира // Язык образования и образование языка. Вел. Новгород: Изд-во НовГУ, 2000. -С. 214.
- Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание. М.: Наука, 1993. — 189с.
- Николина Н.А. Композиционные функции видо-временных форм в автобиографической прозе // Язык и композиция художественного текста. -М.: Изд-во МГПИ, 1984. С. 50 — 57.
- Николина Н.А. Прием остранения в художественном тексте (на материале произведений о детстве)// Русский язык в школе. 1989. — № 5. — С. 66.- 73.
- Николина Н.А. Речевая структура образа автора в автобиографических повестях о детстве (на материале повести JI.H. Толстого «Детство» и повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Дис.. канд. филол. наук. -М., 1980. -201с.
- Николина Н.А. Структура повествования в автобиографической прозе// Русский язык в школе. 1986. — № 4. — С. 56 — 59.
- Ничипорович Е.А. Кооперативная языковая личность в открытом коммуникативном эпизоде. Дис.. канд. филол. наук. ML, 1998. — 190с.
- Новикова Н.С., Черемисина Н. В. Картины мира и многомирия в языке и поэтическом тексте//Русская словесность. -2000. -№ 1. С. 2−6.
- Нуртазина М.Б. Языковая личность и культура// Язык образования и образование языка. Вел. Новгород: Изд-во НовГУ, 2000. — С. 228.
- Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980. -264с.
- Онтологическая проблематика языка. Ч. 1. 2. — М.: Наука, 1975. — С.6.
- Падучева Е.В. Семантические исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.-464с.
- Падучева Е.В. Феномен Анны Вежбицкой // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. — С. 5−32.215
- Пешковский A.M. Объективная и нормативная точки зрения на язык // Пешковский A.M. Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1959. — 252с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -254с.
- Поливанов Е.Д. О фонетических признаках социально-групповых диалектов и, в частности, русского стандартного языка // Статьи по общему языкознанию. -М.: Наука, 1968. С. 206 — 225.
- Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей JI.C. Выготского о детском художественном творчестве // Вопросы психологии. 1997. -№ 1.-С. 98−107.
- Портнов А.Н. Языковое сознание: внутренняя форма языка и слова // Язык образования и образование языка. Вел. Новгород: Изд-во НовГУ, 2000 — С. 250−254.
- Почепцов О.Г. Языковая ментальность: способ представления мира // Вопросы языкознания. 1990. — № 6. — С. 110−123.
- Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Паука, 1981. — 277с.
- Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста. -Волгоград: Перемена, 1993. 163с.
- Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984. — 367с.
- Пушкарева А.А. К вопросу о категории «языковая личность»// Лингвистика на исходе XX в.: итоги и перспективы. М.: Филология, 1995. Т.2. — С. 432 — 433.
- Радбиль Т.Б. О термине и понятии «идеологема» // Человек и его язык: антропологический аспект исследований. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1996. — С. 11— 28.
- Радбиль Т.Б. Языковая картина мира как коррелят классической дихотомии «язык речь» // Лингвистика на исходе XX в.: итоги и перспективы. — М.: Филология, 1995. Т.2. — С. 434 -435.216
- Распопов И.П. Методология и методика исследований. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976. — 1 Юс.
- Рождественский Ю.В. Типология слова. М.: Высшая школа, 1969. -286с.
- Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1998.-212с.
- Рубинштейн М.М., Игнатьев В. Е. Психология и гигиена юности. М.: Мир, 1926.- 130с.
- Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект. М.: Наука, 1993. — 219с.
- Русский язык вчера, сегодня, завтра. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2000. — 185с.
- Рыбников Н. Введение в изучение ребенка. М.: Педагогическая библиотека, 1918.-48с.
- Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. Л: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. — 184с.
- Седов К.Ф. Коммуникативные стратегии дискурсивного поведения и становление языковой личности // Языковая личность: Социолингвистический и эмотивный аспекты. Волгоград — Саратов: Перемена, 1999. — С. 9 — 20.
- Седов К.Ф. Структура устного дискурса и становление языковой личности: Грамматический и прагматический аспект. Саратов: Изд-во СГПИ, 1988. — 1 1 1с.
- Седов К.Ф. Типы языковых личностей и стратегии речевого поведения // Вопросы стилистики. Язык и человек. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1996. — С. 8- 14.
- Седов К.Ф. Языковая личность в жанровом пространстве бытового общения // Языковая личность: Система, норма, стиль. Волгоград: Перемена, 1998. — С. 93 -94.
- Седов К.Ф. Языковая личность и речевая субкультура (к философии бытового языка)// Дом бытия. Альманах по антропологической лингвистике. Саратов: Изд-во СГПИ, 1995. Вып. 2. — С. 40 — 49.217
- Семеновская С. А. Словотворчество как лингвистическая составляющая сильной языковой личности // Язык образования и образование языка. Вел. Новгород: Изд-во НовГУ, 2000. — С. 273.
- Сентенберг И.В. Языковая личность в коммуникативно-деятельностном аспекте // Языковая личность: Проблемы значения и смысла / Сб. научн. тр. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 14−25.
- Сентенберг И.В. Языковая личность в функциональном аспекте // Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста. -Волгоград: Перемена, 1993. С. 11−12.
- Сиротинина О.Б. Оформление статусно ролевых отношений как один из признаков языковой личности // Языковая личность и семантика / Сб. науч. тр. — Волгоград: Перемена, 1994. — С. 106- 107.
- Сиротинина О.Б. Социолингвистический фактор в становлении языковой личности //Сб. науч. тр. Волгоград — Саратов: Перемена, 1998. — С. 3−9.
- Сиротинина О.Б. Устная речь и типы речевых культур // Русистика сегодня, — 1995. -№ 4. С. 3−21.
- Сиротинина О.Б. Человек и его язык // Вопросы стилистики: Язык и человек. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1996. Вып.26. — С. 310.
- Сиротинина О.Б. Языковая личность и факторы, влияющие на ее становление // Термин и слово: -Нижний Новгород, 1997. С. 7 — 12.
- Сиротинина О.Б., Беляева А. Ю., Нагорнова Е. В., Соколова О. И., ¦ Аблаева Е.В. Зависимость текста от его автора // Вопросы стилистики. Человек и текст / Межвуз. сб. научных тр. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1998. Вып. 27. — С. 3−9.
- Сиротинина О.Б., Кормилицына М. А. Национальные языковые и индивидуальные речевые картины мира. Дом бытия. Альманах по антропологической лингвистике. Саратов, 1995. Вып. 2. — С. 15−18.
- Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976. -350с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа — Пресс, 1995. — 384с.
- Солсо P.Jl. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. -600с.
- Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии искусства. М.: Наука, 1985. — 304с.
- Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 824с.
- Степанов Ю.С. Методы и принципы современной линг вистики. М.: Наука, 1975. — 31 1с.
- Студнева А.И. Художественный текст как фактор формирования языковой личности // Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста. Волгоград: Перемена, 1993. — С. 113−114.
- Сулименко Н.Е. От 3-х до 5-ти: О путях формирования языковой личности ребенка // Языковая личность: Проблема выбора и интерпретации знака в тексте. Новосибирск: Изд-во Новосибирского педун-та, 1994, — С. 6−15.
- Суран Т.И. Языковая личность автора и персонажа художественной прозы (на материале прозы М.А. Булгакова). Дис.. канд. филол. наук. -Одесса, 1994.
- Сусов И.П. Личность как субъект языкового общения // Личностные аспекты языкового общения. Калинин: Изд-во Калининского ун-та, 1989. — С. 141.
- Сухи^Г С. А. Языковая личность в диалоге // Личностные аспекты языкового общения. Калинин: Изд-во Калининского ун-та, 1989. — С. 82 — 87.
- Сухов Н.К. Об основных направлениях современной терминологической работы в технике // Вопросы терминологии. М.: АН СССР, 1961. — С. 71−83.
- Сыщиков О.С. Коммуникативная концепция в деловом дискурсе // Языковая личность: Социолингвистический и эмотивный аспекты. -Волгоград- Саратов: Перемена, 1998. С. 225 -232.
- Тобурокова В.М. Социальные (профессиональные) роли говорящих (на материале речи медицинских работников) // Вопросы стилистики: Текст и его компоненты. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1992. Вып. 24.-С. 117- 124.
- Толстой Н.И. Избранные труды. М.: Языки русской культуры, 1997. — 520с.
- Толстой Н.И. О предмете этнолингвистики и ее роли в изучении языка и этноса // Ареальные исследования в языкознании и этнографии: Язык и этнос. -М.: Наука, 1983. С. 181 — 190.
- Томашевский Б.В. Стилистика. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983. — 286с.
- Трефилова Т.Н. Изучение речи в российской психологии // Вопросы психологии. -1997. -№ 5. С. 104−117.
- Трещалина И.В. Языковая личность в прозе А.П. Чехова конца 80-х -начала 90-х годов (лексико семантический аспект). Дис.. канд. филол. наук.-Тверь, 1998. — 167с.
- Ушакова Т. Н. Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Роль человека в общении. М.: Наука, 1989. — 192с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: В 6-ти тт. Т.5. М.: Педагогика, 1990. — 526с.
- Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1955. Т.1. — 676с.
- Формановская Н. И. Коммуникативно прагматические аспекты единиц общения / Институт русского языка им. А. С. Пушкина. — М.: Изд-во ИКАР, 1998. -292с.
- Холод А. М. К вопросу о моделях речевого поведения женщин и мужчин на вербальном уровне // Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста. Волгоград: Перемена, 1993. — С. 17.
- Хотинец В.Ю. Социально-психологические закономерности этнокультурного развития человека // Этнопсихологические проблемы развития личности. Баку: Изд-во Азербайджанского ун-та, 1985.-С. 294−297.
- Цивьян Т. В. Лингвистические основы балканской модели мира. -М., 1990. 206с.
- Чаплыгина А.Д. К вопросу о выделении ты категории // Русский язык вчера, сегодня, завтра. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2000. — С. 160 — 161.
- Человек и его язык: антропологический аспект исследований. -Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского педун-та, 1996. 117с.
- Чернухина И. Я. К проблеме языковой личности // Творческое наследие А. Н. Гвоздева и актуальные проблемы лингвистики/ Межвуз сб. науч. трудов Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1997. — С. 48 — 54.
- Чернухина И.Я. Параметры языковой личности и ее развитие // Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста. Волгоград: Перемена 1993. С. 10−11.
- Чуприна И. В. Трилогия Л. Толстого «Детство», «Отрочество» и «Юность». Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1961. — 192с.
- Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб.: Лань, 1997. — 192с.
- Шахнарович А. М. Языковая личность и языковая способность // Язык система. Язык — текст. Язык — способность. — М.: Наука, 1995. — С. 213 — 224.
- Шварцкопф Б. С. Проблема индивидуальных и общественно-групповых оценок речи // Актуальные проблемы культуры речи. М.: Наука, 1970. — С. 277 — 304. С-
- Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. М.: Наука, 1976. — 175с.
- Шейнис Г. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности. Автореф. канд. дис. М., 1993.
- Шелер М. Положение человека в Космосе// Мир философии. Книга для чтения, М.: Политиздат, 1991. — С. 81−86.
- Шестак Л. А. Национальные элементы тезауруса русской языковой личности: номинативная динамика // Актуальные проблемы филологии и ее преподавания. 4.2. Саратов, 1999.-С. 9−10.
- Шестак Л. А. Номинативная динамика русской языковой личности в новой геополитической ситуации: факторы и векторы // Функционирование языковых единиц в разных речевых сферах:221факторы, тенденции, модели. Волгоград, 1995. — С. 25 — 26.
- Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 2. М.: Просвещение, 1960. — С. 301 — 3 13.
- Щерба Л.В. Общеобразовательное значение иностранных языков и их место в системе школьных предметов // Советская педагогика. 1942. -№ 5−6.-С. 30−40.
- Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. — 428с.
- Щербакова Н.Г. Влияние семейной группы на становление учебно-познавательной мотивации младших школьников // Вопросы психологии.- 1987. № 2.-С. 47−54.
- ЭльконинД. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304с.
- Этническое и языковое самосознание. М.: Институт народов России, 1995. — 178с.
- Этнопсихолингвистика. М.: Наука, 1988. — 190с.
- Ягубова М. А. Оценка в разговорной речи мужчин и женщин // Языковая личность: Социолингвистический и эмотивный аспекты. -Волгоград Саратов: Перемена, 1999, — С. 43 — 55.
- Язык и личность. Сб. статей / АН СССР. Институт русского языка.- М.: Наука, 1989. 214с.
- Язык образования и образование языка: Материалы междунар. научн. конф. Вел. Новгород: Изд-во НовГУ, 2000. — 382с.
- Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. -Волгоград: Перемена, 1998. 108с.
- Языковая личность и семантика. Волгоград: Перемена, 1994. -189с.
- Языковая личность: Культурные концепты. Волгоград -Архангельск: Перемена. 1996. — 260с.
- Языковая личность: Проблема выбора и интерпретации знака в тексте. Новосибирск: Изд-во Новосибирского педун-та, 1994. — 121с.
- Языковая личность: Проблемы значения и смысла. Волгоград: Перемена, 1994. — 203с.
- Языковая личность: Проблемы обозначения и понимания. -Волгоград: Перемена, 1997. 144с.
- Языковая личность: система, норма, стиль. Волгоград: Перемена, 1998. — 131с.
- Языковая личность: Социолингвистический и эмотивный аспекты. -Волгоград Саратов: Перемена, 1998. — 232с.
- Якобсон Р. Лингвистика и поэтика// Структурализм: «за» и «против». Сборник статей. М.: Прогресс, 1975. — С. 193 -230.
- Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. — 460с.
- Яковлева Е. А. Развитие творческого потенциала личности школьника//Вопросы психологии. 1996 — № 3.
- Яковлева Е. С. К описанию русской языковой картины мира // Русский язык за рубежом. М., 1996. № 1 — 2 — 3. — С. 47 — 57.
- Ясвин В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 1995. № 4.-С. 19−28.
- Kloss Н. Types of multilingual communities: discussion of ten variables. «Explorations in sociolinguistics». «International Journal of American Linguistics», vol. 33. — 1967. — № 4.
- Schaffer R. Mothering. Fontana, 1977. — 127p.
- Taescher T. The sun is feminine. A study of language acquisition in bilingual children. Berlin, etc.: Springer- Verlag, 1983. -243p.1. СЛОВАРИ
- Кротов В. Г. Словарь парадоксальных определений. М.: КРОН -ПРЕСС, 1995. — 480с.
- Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. -М.: Советская энциклопедия, 1990.-685с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1975. — 846с.
- Словарь воровского языка. Тюмень: Изд-во НИЛПО, 1991. — 170с.
- Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1997.
- Словарь русского языка: В 4-х тт. / АН СССР, Институт русского языка- Под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1985 — 1988.1. ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА
- Астафьев В.П. Последний поклон. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
- Бунин И.А. Жизнь Арсеньева // Собрание сочинений. В 4 томах. Т. 3. М.: Изд-во «Правда», 1988. — С. 265 — 536.
- Горький М. Детство. В людях // Собрание сочинений. В 25 томах. Т. 15. — М.: Наука, 1972.-С. 7 532.
- Горький М. Мои университеты // Собрание сочинений. В 25 томах. Т. 16. -М.: Наука, 1973.-С. 7- 137.
- Приставкин А.И. Ночевала тучка золотая. М.: Современник, 1988. — С. 3 -227.
- П.Романов П. С. Детство. Тула: Приокское книжное изд-во, 1986. — С. 9152.