Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Вербальная диагностика межэтнической напряженности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложности исследования этнической идентичности как когнитивно-мсггивационного ядра этнического самосознания и центрального конструкта межэтнической напряженности объясняются социально-психологическими закономерностями ее формирования и функционирования. Именно поэтому для исследования этнической идентичности и диагностики межэтнической напряженности необходимы комплексные методы, позволяющие… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ПРИНЦИПЫ ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ
    • 1. 1. Теоретические основания исследования языкового сознания
    • 1. 2. Эгнопсихолингвистическая детерминированность языкового сознания
  • Выводы к главе 1
  • Глава 2. ОСНОВАНИЯ ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
    • 2. 1. Этническое самосознание и этническая идентичность
    • 2. 2. Средства репрезентации межэтнической напряженности
    • 2. 3. Ассоциативный эксперимент как метод исследования межэтнической напряженности
  • Выводы к главе 2
  • Глава 3. ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА ЯКУТИЯ)
    • 3. 1. Методика эксперимента
    • 3. 1. Общая характеристика испытуемых
    • 3. 3. Описание результатов
      • 3. 3. 1. Моделирование этнических стереотипов якутов и русских
        • 3. 3. 1. 1. Автостереотипы «якугы/сахалар»
        • 3. 3. 1. 2. Автостереотипы «русские»
        • 3. 3. 1. 3. Гетеростереотипы «русские/нууччалар»
        • 3. 3. 1. 4. Гетеростереотипы «якуты»
  • Выводы
    • 3. 3. 2. Моделирование конвенциональных стереотипов, связанных с этническими границами
      • 3. 3. 2. 1. Моделирование образа языкового сознания «Россия»
      • 3. 3. 2. 2. Моделирование образа языкового сознания «Якутия»
      • 3. 3. 2. 3. Моделирование образа языкового сознания «Саха Сирэ/ Якутия»
      • 3. 3. 2. 4. Моделирование образа языкового сознания «Родина»
      • 3. 3. 2. 5. Моделирование образа языкового сознания «Ийэ дойду»
  • Выводы
    • 3. 3. 3. Моделирование конвенциональных стереотипов, связанных с межэтническими ценностными установками
      • 3. 3. 3. 1. Моделирование образа языкового сознания «ыИыах/ысыах»
      • 3. 3. 3. 2. Моделирование образа языкового сознания «православие»
  • Выводы
    • 3. 3. 4. Моделирование конвенциональных стереотипов, связанных с социальной и природной средой обитания этносов
      • 3. 3. 4. 1. Моделирование образа языкового сознания «куорат/город»
      • 3. 3. 4. 2. Моделирование образа языкового сознания «дэриэбиго/деревня»
  • Выводы
  • Выводы к главе 3

Вербальная диагностика межэтнической напряженности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние 10−15 лет усилился интерес специалистов — психологов, социологов, политологов и других — к проблемам, связанным с этнически обусловленными структурами общественного сознания. Многие специалисты сегодня говорят о кризисе национальной идентичности в нашей стране, который произошел в процессе качественного пересмотра межэтнических отношений в связи с новыми социальными установками, и это привело к выражающейся в разной степени межэтнической напряженности. При исследовании этнической идентичности, этнических установок, стереотипов, образов сознания специалисты сталкиваются с известными трудностями, связанными со спецификой объекта изучения — этнического сознания. Именно поэтому рассмотрение понятия межэтнической напряженности с позиций психолингвистики, которое может дать дополнительный материал для комплексного изучения проблемы, представляется сегодня актуальным.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые с помощью психолингвистических методов осуществляется экспериментальная попытка диагностирования межэтнической напряженности в отдельно взятом регионеРеспублике Саха (Якутия) — определяются общие принципы этнопсихолингвистического исследования языкового сознания.

Объектом исследования является языковое сознание представителей якутского и русского этносов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия).

Предмет исследования — этнические стереотипы, этносоциальные представления, связанные с этническими границами, социальной и природной средой обитания этносов, межэтнические ценностные установки якутского и русского этносов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия).

Цель исследования — показать возможность вербальной диагностики межэтнической напряженности на примере анализа массива ассоциагов, полученных в свободном ассоциативном эксперименте и так или иначе репрезентирующих межэтническую напряженность между представителями якутского и русского этносов, проживающих в Республике Саха (Якутия).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать и систематизировать результаты теоретических и теоретико-экспериментальных исследовании этнопсихолингвистического аспекта языкового сознания, выявить общие принципы этнопсихолингвистического исследования языкового сознания.

2. Проанализировать и систематизировать результаты теоретических исследований межэтнической напряженности в ряде гуманитарных наукэмпирических исследований этносоциальных представлений якутского и русского этносов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в области этнопсихологии, социологии, социальной психологии.

3. Провести ассоциативный эксперимент с целью сбора материала исследования.

4. Обработать и интерпретировать экспериментальные материалы с привлечением данных социологических, психологических исследованийвыявить универсальные и специфические черты структуры и содержания этнических стереотипов, межэтнических ценностных установок и этносоциальных представлений в сознании представителей якутского и русского этносов, проживающих в Республике Саха (Якутия).

Теоретическая значимость диссертации заключается в аргументации применения известных психологических и психолингвистических методик к анализу межэтнической напряженностикроме того, результаты исследования дополняют теоретические представления о структуре языкового сознания, его национально-культурной специфике.

Практическая значимость состоит в возможности использования результатов работы в дальнейшем системном изучении глубинных пластов ментальности этносов, сосуществующих на определенных территориях, в практике преподавания психолингвистических дисциплин.

Материалом исследования послужил массив ассоциатов, полученных в результате проведения свободного ассоциативного эксперимента методом письменного опроса (анкетирования).

Методы исследования: 1) свободный ассоциативный эксперимент, 2) интерпретация полученных данных на основе интегративной модели психологического значения.

Апробация работы. Основные разделы и наиболее значимые положения диссертации были представлены на заседаниях кафедры психолингвистики МГЛУ, на научно-практических конференциях: Научные чтения, посвященные памяти профессора Ф. М Березина // «Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты». — Московский гуманитарно-экономический институт, г. Москва, 11−12 мая 2004; Международная научная конференция «Язык и дискурс в современном мире». — Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, 19−20 мая 2005.

Содержание диссертационного исследования отражено в 4 публикациях общим объемом 1,8 пл.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этносоциальные представления, составляющие содержание этнической идентичности, фиксируются в константных ментальных образованияхконвенциональных стереотипах, специфически репрезентированных в языке.

2. Структура и содержание этнической идентичности могут быть смоделированы на основе анализа ассоциативных связей в вербалы ю-ассоциативной сети индивида.

3. Исследование структуры и содержания этносоциальных представлений с помощью ассоциативного эксперимента с учетом психологической основы этничносш — противопоставления «Мы — Они» — позволяет выявить содержание основополагающего эмоционально-оценочного компонента этнической идентичности. Этнические чувства, обнаруживаемые в ассоциативных значениях, позволяют моделировать структуру и содержание этнической идентичности, выявить тенденции ее трансформации.

4. Ассоциативный эксперимент позволяет смоделировать содержание когнитивного и поведенческого компонентов этнической идентичности. Так как этнические чувства и этническая осведомленность о «своем» и «чужом» этносах, обнаруживаемые в ассоциативных значениях, позволяют моделировать и характер отношений и действий в реальной этнокоитакшой ситуации, степень толерантности / интолерантности межэтнических отношений.

5. Ассоциативный эксперимент позволяет определить степень значимости этносоциальных представлений для взаимодействующих в одном социальном контексте различных этносов и тем самым выявить тенденции трансформации этнической идентичности.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и двух приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сложности исследования этнической идентичности как когнитивно-мсггивационного ядра этнического самосознания и центрального конструкта межэтнической напряженности объясняются социально-психологическими закономерностями ее формирования и функционирования. Именно поэтому для исследования этнической идентичности и диагностики межэтнической напряженности необходимы комплексные методы, позволяющие выявить не только этнокультурную специфику сознания, но и степень выраженности и воздействия этнических элементов на поведение человека и этнической группы в контексте актуального внутрии межэтнического взаимодействия.

Вербальная диагностика межэтнической напряженности с помощью психолингвистических методик открывает серьезные перспективы для изучения этнической идентичности, влияния изменений в ее структуре и содержании на характер межэтнических отношений.

Как показало наше исследование, этнопсихолингвистические методы дают возможность смоделировать на основе образов языкового сознания структуру этнической идентичности и выявить ее наиболее значимый эмоционально-оценочный компонент, в котором сконцентрированы этнические чувства, отражающие мотивационные состояния этнической группы. Эта возможность обусловлена конвенциональным характером этносоциальных представлений, составляющих главное содержание этнической идентичности. Психолингвистический анализ актуального психологического значения этносоциальных представлений с помощью моделируемых на базе ассоциативного эксперимента образов языкового сознания позволяет представить структуру и содержание конвенциональных стереотипов, выявить их этнокультурную специфику и, что более важно, степень влияния культурологического и эмоционально-оценочного компонентов на актуальное содержание конвенционального стереотипа как регулятора социального поведения. Такое свойство компонентов конвенционального стереотипа, как логическая и психологическая согласованность позволяет произвести психолингвистический анализ соотношения содержательных компонентов и выявить актуальное содержание конвенционального стереотипа. Обнаруживаемые в ассоциатах индивидуальные представления отображают не только стереотипные, но и актуальные контрстереотипные представления. «Единичные» реакции, получаемые в ходе ассоциативного эксперимента, позволяют, как показали результаты нашего исследования, судить о функциональной актуализации того смыслового компонента психологического значения, шторый является для личности наиболее значимым в настоящее время.

Ассоциативный эксперимент дает возможность выявить трансформации в этнической идентичности. Этнические знания о «своем» и «чужом» этносах, а также этнические чувства обнаруживаются в структуре и содержании всех проанализированных в нашем исследовании этносоциальных представлений, связанных с этническими стереотипами, этническими границами, межэтническими ценностными установками, что позволяет рассматривать их как средства репрезентации межэтнической напряженности. Ассоциативный эксперимент позволяет выявить не только когнитивный и эмоционально-оценочный компоненты этнической идентичности, но и поведенческий. Неосознаваемые образы языкового сознания, связанные с этническими эмоциями и чувствами, и обнаруживающиеся в ассоциациях, свидетельствуют о характере возможного поведения испытуемых в этноконтактной ситуации.

Как показали результаты нашего исследования, структура и содержание этнической идентичности зависят не толы") от возраста испытуемых, но и их социального окружения. Некоторые общие черты и очевидные различия в характере этнической идентичности двух групп якутских испытуемых объясняются социально-психологическими особенностями формирования и функционирования этнической идентичности.

Ассоциативный эксперимент открывает возможности для дальнейшего исследования «этнического бессознательного». Особенности структуры и содержания этнической идентичности «сельских» и «городских» якутов, выявленные в результате нашего исследования, требуют более глубокого исследования так называемого «комплекса малых народностей», характера его связи с глубинными пластами коллективного бессознательного, языковой компетенцией, а также закономерностей изменения его содержания. Проведенный нами этнопсихолингвистический анализ актуального психологического значения этносоциальных представлений, связанных с социальной и природной средой обитания, в группах якутских испытуемых показали возможности исследования этносоциальных представлений с целью выявления причин, обусловливающих изменения в структуре и содержании этнической идентичности.

Вербальная диагностика межэтнической напряженности с помощью ассоциативного эксперимента подтвердила социально приобретенный характер трансформаций в этнической идентичности. Межэтническая напряженность проявляется как негативное эмоционально-оценочное отношение к представлениям как о «чужих», так и «своих», об исконной территории, ценностных установках не только «чужого», но и «своего» этноса, которое во многом зависит от социальных факторов. Однако такое отношение базируется, прежде всего, на этнической самоидентификации, так как характер восприятия тех или иных декларируемых обществом отношений и ценностей напрямую связан с особенностями менталитета этнической общности. Только изучив неосознаваемые элементы этнической идентичности, их влияние на самоидентификацию и межэтническую дифференциацию, а также возможности их трансформации под воздействием социальных факторов, можно в той или иной мере предупредить межэтническую напряженность. Для этого и может быть использован ассоциативный эксперимент как дополнительный инструментарий исследования бессознательного составляющего этнической идентичности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1991. — 169 с.
  2. B.C. Межгрупповое воздействие: социально-психологические проблемы. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 240с.
  3. Г. И. Тыа сиритгэн барыыны хайдах тохтшуохха? // Ипин. 2004. № 4. -С. 7−11.
  4. В.А. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. 1996. -№ 3. С. 13−23.
  5. Т.И. Процессы урбанизации как смена системообразующих связей // Урбанизация и малочисленные народы севера Республики Саха (Якутия). Якутск, Изд-во Ин-та гуман. исследований, 2001. — С. 46−57.
  6. В.В. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность. -М., 2002. 237 с.
  7. С.А. Этичность объективная реальность // Этнографическое обозрение. 1995. -№ 5. — С. 7−10.
  8. Ю.В. Трансформация постсоветских наций: По материалам этносоциальных исследований. М.: Наука, 2003. — 207 с.
  9. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы /Огв.ред. Рябов А. В., Курбангалеева Е. Ш. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. — 448 с.
  10. Ю.Баляев С. И. Этнические стереотипы как социально-перцептивные феномены этнического самосознания эрзян и мокшан: Автореф. дис.. канд. псих, наук -Самара, 1999.-22 с.
  11. О.В. Социальные ценности в современном российском обществе: анализ систематических изменений: Автореф. дис. д-ра социол.наук. Ростов-на-Дону, 1998.-46 с.
  12. А.П. Элементы традиционного мировоззрения в языковом сознании хакасов // Языковое сознание и образ мира Сборник статей /Отв.ред. Н. В. Уфимцева. М, Ин-т языкознания РАН, 2000. — С. 237−247.
  13. А.П. Изменения в языковом сознании хакасов в результате языкового смещения и аккультурации // Ежегодник Института саяно-алтайской тюркологии. -Абакан, 2001. -№ 5. -С.178−180.
  14. А.П. Национально-культурная специфика языкового сознания хакасов, русских и англичан (на материале ядра языкового сознания): Автореф. дис. канд. фил ал. наук. -М., 2002. 23 с.
  15. ДР. Современные этнокультурные процессы у народа Саха. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. — 87 с.
  16. Ю.В. Очерки теории этноса.-М.: Наука, 1983. -412 с.
  17. С. Имеет ли значение запись в «пятой графе»? // Наше время. 2003. -31 января.
  18. Т.Е. Стереотипы в общественном сознании (социально-философские аспекты). Научно-аналитический обзор. М., ИНИОН, 1988. — 42 с.
  19. У.А. Этнопсихологические основы межличностных национальных отношений // Межнациональные отношения в регионе (по материалам Якутской АССР): Сборник научных трудов. Якутск: Якут. науч. центр СО АН СССР, 1990. -С. 95−105.
  20. У .А. Патриотизм якутян. Якутск: Якут. науч. центр СО АН СССР, 1997.-71 с.
  21. У.А. Сказ о народе Саха. Якутск: Бичик, 1994. -141 с.
  22. Винокурова У. А Стереотипы национального самосознания народа саха и русских-якутян // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. -М., Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1995. С. 118−129.
  23. Винокурова У. А Ценностные ориентации якутов в условиях урбшшзации. -Новосибирск: Наука, 1992. -141 с.
  24. В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998. — С. 195−308.
  25. Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. — Т.2. — 504 с.
  26. Л.С. Проблемы развития психики // Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т.З. — 368 с.
  27. Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. (Сборник трудов). М.: Издательство «Лабиринт», 2001. — 368 с.
  28. .А., Хотинец В. Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // ПЖ. -1996. Т. 17. — № 5. с. 69−75.
  29. И. Сахалар куоракка кеЬоллор // Саха сирэ. 2004. — № 4.
  30. Р.Р. Этносоциальная стратификация: теоретические подходы, концептуальная модель, тенденции развития. Уфа, РИЛЕМ, 2004. -150 с.
  31. ПЛ. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопросы философии. -1977. № 4. — С. 95−101.
  32. Ю.А. Культурные ценности как детерминанты межэтнической толерантности-шгшлерантности // Идентичность и толерантность. Сб. статей. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. — 414 с.
  33. Т.А. Эгнопсихолингвисгическое исследование языкового сознания (На материале алтайско-русского ассоциативного эксперимента): Монография. М., 2005.-322 с.
  34. Т.А. Психолингвистическая концепция исследования этнического сознания: Автореф. дисд-ра филол. наук. М., 2005. — 50 с.
  35. Е.И. Языковое сознание (ассоциативная парадигма). Дис. .д-ра филол. наук.-М., 2001.-553 с.
  36. В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. — 400 с.
  37. В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. — 450 с.
  38. И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.-208 с.
  39. Дейкер Х.П.Й., Фрейда Н. Х. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология /Под ред. С. А. Арутюнова и др. М.: ИНИОНСССР, 1979.-С. 23−44.
  40. М.В. Роль этнических стереотипов в поиске русскими новой этнической идентичности в условиях постсоветской трансформации: Автореф. дис.. канд. социол. наук. M., 1999. — 25 с.
  41. НЛ. Конвенциональный стереотип как средство регуляции восприятия вербализованного содержания: Автореф. дис. канд. филол. наук. -Барнаул, 1996.-20 с.
  42. Н.В. Формы существования и функционирования языкового сознания в негомогенной лингвокультурной среде: Автореф. дис. д-ра фил ал. наук. М., 2000.-42 с.
  43. Н.В. Ассоциативные портреты-характеристики представителей русского и казахского этносов // Языковое сознание и образ мира. Сб. статей /Отв. ред. НВ.Уфимцева. -М., 2000. С. 248−260.
  44. C.B. Языковая и этнокультурная ситуация в Казахстане // Языковое сознание и образ мира. Сборник статей /Огв.ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. — С. 261 268.
  45. С.И. Экспериментальное исследование национальной специфики концептуальной картины мира (на материале русского и алтайского языков): Автореф. дис. канд. фил ал. наук. Барнаул, 1998. -19 с.
  46. Дробижева JIM. Социология межэтнической талера! гшости. М., Изд-во ин-та социологии РАН, 2005. — 220 с.
  47. Дробижева JIM. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. -М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003.-376 с.
  48. Л.М. Суверенитет и этническое самосознание. М., Инс-т этнологии и антропологии РАН, 1995.-299 с.
  49. И.Г. Психологический подход к изучению менталитета./ Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России). М., РАН Психол. ин-т «Имидж-Контакт», 1997.-С. 10−25.
  50. Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып.1. М.: АН СССР, Ин-т этнографии, 1990.-241 с.
  51. А.И. Введение в этническую психологию. Учебное пособие. Якутск, Якутский гос. ун-т, 2000. -105 с.
  52. Т.А. Русско-немецкие ассоциативные портреты (опыт интерпретации): Автореф. дис. канд. фил ал. наук. -М., 1998. -19 с.
  53. ГШ. Эпюполитическое развитие народа саха и национальная интеллигенция. -Якутск, 2001. -176 с.
  54. А.А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека: Учебное пособие. Калинин: КГУ, 1975.
  55. АА. Вопросы теории овладения вторым языком в психолингвистическом аспекте. Тверь, ТГУ, 1996. -195 с.
  56. А.А. Значение слова и возможности его описания //Языковое сознание: формирование и функционированиею Сборник статей /Отв. ред. Н. В. Уфимцева -М.: Институт языкознания РАН. 1998. С. 35−54.
  57. А.А. Национально-культурная специфика картины мира и различные подходы к ее исследованию.// Языковое сознание и образ мира. Сборник статей. /Отв. ред. Н. В. Уфимцева. -М, 2000. С. 39−54.
  58. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. -1991.-№ 2.-С. 15−36.
  59. В.Н. Исторические основы межнациональных отношений в Якутии. // Межнациональные отношения в регионе (по материалам Якутской АССР): Сборник научных трудов. -Якутск, 1990. С. 25−37.
  60. Е.А. Стереотипы как феномен культуры: Автореф. дис. .канд. филос. наук.-М., 2000.-19 с.
  61. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. Под ред. Б. А. Вяткина. -М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. 328 с.
  62. Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание образ мира Сборник статей /Огв.ред. НВ.Уфимцева. -М, Ин-тязыкознания РАН, 2000. -С. 191−206.
  63. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. -М, Наука, 1987. 260 с.
  64. В.Б. Язык и самосознание // Этническое и языковое самосознание: Материалы конференции (Москва, 13−15 декабря 1995 г.) /Редколлегия- отв.ред. В. П. Нерознак. -М., 1995. С. 68−69.
  65. А.В. Психолингвистическое исследование эмоционально-смысловой доминанты как текстообразующего фактора: Монография. Барнаул, 2000. -151 с.
  66. М.Э. Язык в структуре национального самосознания // Этическое и языковое самосознание: Материалы конференции (Москва, 13−15 декабря 1995 г.) /Редколлегия- отв. ред В. П. Нерознак. -М, 1995. С. 72−73.
  67. В.И. Проблематика «этничносги» // Эшографическое обозрение. 1995. -№ 4.-С. 39−54.
  68. ЕМ. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение. -1995. № 5. -С. 14−23.
  69. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М: Политиздат, 1984. -335 с.
  70. В. Эшопсихолингвисшка и лингвокультурология: Курс лекций. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. — 284 с.
  71. Краткий толковый словарь якутского языка /Под редакцией П. С. Афанасьева. -Якутск, Бичик, 1994. 264 с.
  72. Курильски-Ожвэн ILL, Арупонян М. Ю., Здравомыслова ОМ. Образы права в России и Франции. Учебное пособие. -М: Аспект Пресс, 1996. 215 с.
  73. Г. У. Опыт эмпирического исследования этностереотипов// Психологический журнал. -1986. Т.7. -№ 2.
  74. Г. У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений. Дис.. .канд. психол. наук. М., 1985. -234 с.
  75. М.В. Стереотипы в языковом сознании русских эмигрантов 1920−30гг.: Авгореф. дисканд. фил ал. наук. -М., 2002.-24 с.
  76. Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993. -195 с.
  77. Лебедева Н. М «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество /Под ред. Н. М. Лебедевой. М: Старый сад, 1997 б.-С. 104−115.
  78. Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла// Психологический журнал. 1999. — Т.20. -№ 3.- С. 48−57.
  79. Левкович В. П, Панкова Н. Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985.-226 с.
  80. А.А. Основы психолингвистики. -3-е изд. М.: Смысл- СПб.: Лань, 2003.-287 с.
  81. А.А. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. М., Наука, 1976. — 377 с.
  82. А.А. Факторы вариативности речевых высказываний // Основы теории речевой деятельности. -М., Наука, 1974. —140 с.
  83. А.А. Формы существования значений. -М: Наука, 1983. -187 с.
  84. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., Политиздат, 1975. 304 с.
  85. Е.В. Когнитивная семантика: эволюционно-прогносгический аспект. Монография /Под ред. и с вступ. ст. В. А. Пищальниковой. -М- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002.-234 с.
  86. Е.В. Психолингвистический эксперимент как способ диагностики эмоциональной напряженности // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты: Сборник статей /Под общ. ред Н. В. Уфимцевой. М.- Барнаул, 2004. — С. 129−137.
  87. А.Р. Язык и сознание. Под ред. Е. Д. Хомской. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. -416 с.
  88. C.B. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997.-448 с.
  89. П.С. Национальные отношения и тенденции их развития в республике //Межнациональные отношения в регионе (по материалам Якутской АССР): Сборник научных трудов. -Якутск, Якутский науч. центр СО АН СССР, 1990. С. 5−25.
  90. Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия. М.: Изд-во РУДН, 2003. -406 с.
  91. Межнациональные отношения в регионе (на материале Якутской АССР). Сб. науч. трудов. Якутск, Якутский науч. центр СО АН СССР, 1990. — 226 с.
  92. Менталитет россиянина: история проблемы. Материалы 7 Всероссийской заочной конференции. СПб: Нестор, 2000. — 238 с.
  93. Менталыюсть россиян (специфика сознания больших групп населения России). -М., РАН Психол. ин-т «Имидж-контакт», 1997. 477 с.
  94. А.В. Социология стереотипов. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001.-290 с.
  95. Методология и методы социальной психологии. -М., 1977. 247 с.
  96. М. Национально-культурные маркеры языкового сознания: (Эксперим.исследование): Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1999. — 26 с.
  97. М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИДАНА, 2004. — 367 с.
  98. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации нач. 90-х годов /Огв. ред. Л. А. Дробижева М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1994. -280 с.
  99. Нгуенг Тхи Хыонг. Мир в образах сознания вьетнамцев // Языковое сознание и образ мира. Сборник статей /Огв.ред. Н. В. Уфимцева -М., Ин-т языкознания РАН, 2000.-С. 220−236.
  100. А.Г. О менталитете народа Саха Якутск, Бичик, 1996. — 67 с.
  101. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. НЛО. Шведовой. -22-е изд., стер. -М: Руслз., 1990.-921 с.
  102. А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Пермь, Якутск: Якутский гос ун-т, 1999. — 405 с.
  103. А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, Якутск: Изд-во Ин-та повышения квалификации работников образования PC (Я), 1996. -149 с.
  104. А.П. Сахалыы сайыннахпытына самныахпыт суо5а // Саха сирэ. -1999. -Муус устар 10 к.
  105. А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации// Вестн. Моск. ун-та =Bull. / Moscow state univ. Сер. 19, Лингвистика и межккомм. = Linguistic a intercultuml communication. -М, 1998.-№ 1.-С. 94−105.
  106. АИ. Менталитет и ценностные ориентации этнических общностей: (На примере субэтноса сибиряков). Новосибирск, Гос. тамож. ком. Сиб. тамож. упр. Регион, учеб. центр, 2001. -140 с.
  107. В.Ф., Алиева Л.А Исследования этностереотипов методикой множественной идентификации // Психологический журнал. -1987. Т.8. — № 6.
  108. В.В. Системный подход к этносу // Расы и народы. М.: Наука, 1986. -С. 11−29.
  109. C.B. Сопоставительный анализ якутского и русского языкового сознания (тематическое поле «Семья»): Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2004.-19 с.
  110. Пищалышкова В. А, Рогозина И. В. Концепт как инструмент диагностики межэтнической напряженности // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты: Сборник статей /Под общ. ред Н. В. Уфимцевой. М.- Барнаул, 2004. — С. 121−128.
  111. В .А. Проблема смысла художественного текста: психолингвисшческий аспект. Новосибирск, Изд-во новосиб. ун-та, 1992. -131 с.
  112. В.А. Общее языкознание. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001.-238 с.
  113. Пищалышкова В. А Психопоэпгика. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1997. -173 с.
  114. .Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. -М.: Наука, 1973.-15 с.
  115. .Ф. Принципы социально-этнической психологии. М.: Наука, 1964.-75 с.
  116. В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б. А Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И Постовалова и др. М.: Наука, 1988. — С. 8−69.
  117. А. А Мысль и язык Харьков, 1892. — 228 с.
  118. Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в межкультурной коммуникации // Функциональные исследования. М., 1997. — Вып.4. — С. 5−21.
  119. Психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко, БГ. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 440 с.
  120. E.H. Якутский праздник ысыах: истоки и представления. -Новосибирск: ВО «Наука» Сибирская издательская фирма, 1994. -160 с.
  121. Российская ментальность (Материалы «круглого стола»)У/ Вопросы философии. -1994. № 1. — С. 25−53.
  122. Российское сознание: психология, феноменология, культура Самара, 1994. -300 с.
  123. СЛ. Основы общей психологии. СПб: Питер, 1998. — 705 с.
  124. Русско-якутский словарь. Под редакцией JI.C. Афанасьева и JI.H. Харитонова. -М., Издательство «Советская энциклопедия», 1968.
  125. В .А. Национально-культурные аспекты ассоциативного значения интернациональных стереотипов: Автореф. дис. .канд. фипол. наук -М, 1983. -15 с.
  126. В.А. Стереотип как инструмент воздействия на сознание личности // Проблемы организации речевого общения (Сб. статей). М.: АН СССР, Ин-т языкознания (Ред. кол.: Е. Ф. Тарасов и др.), 1991. — С. 54−62.
  127. C.B. Установки этнического самосознания русских // Конфликтная этничность и этнические конфликты (Сб. статей)/ Ин-т этнологии и антропологии РАН (Ред. кол.: Л. М. Дробижева и др.). М., 1994. — С. 110−124.
  128. C.B. Этническая граница глазами русских в республиках и областях Российской Федерации // Социальная и культурная дистанции: Опытмногонациональной России (В.В. Амелин и др.) М., Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998.-С. 290−307.
  129. Э.В. Урбанизация явление и процесс исторического развития // Урбанизация и малочисленные народы севера Республики Саха (Якутия). — Якутск, 2001.-С. 11−46.
  130. Э. Язык: Введение в изучение речи. М.- Л.: Соцэгиз, 1934. — 222 с.
  131. З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 203 с.
  132. З.В. Национальное самосознание русских. М.: Механик, 1996. — 137 с.
  133. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т русского яз.- Под ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд.стереотип. — М.: Русский язык, 1985−1988.
  134. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-389 с.
  135. Г. У. Психологический потенциал сдерживания межэтнической напряженности в республиках России // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М.: Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1995. — С. 282−299.
  136. Г. У. Этническая граница в представлениях титульных национальностей республик Российской Федерации // Социальная и культурная дистанции /Отв. ред. Л. А. Дробижева М.: Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1998.-С. 273.
  137. Г. У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация // Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х гг. М.: Мысль, 1996.-С. 335−338.
  138. Ю.А., Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В. Язык, сознание, культура // Сборник научных трудов МГЛУ. М., 1991. — Вып.370. Методы и организация обучения иностранным языкам в языковом вузе. — С. 20−29.
  139. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России /Отв. ред. J1.A. Дробижева. М.: Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1998. — 320 с.
  140. И.Е. Этнокультурное взаимодействие и межнациональные отношения в Якутии: Опыт историко-социологического исследования. -Новосибирск: Наука, 1999. 99 с.
  141. O.K. Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1999. 23 с.
  142. Т.Г. Социальная психология этнической идентичности: Автореф. дис. .д-ра. психол. наук. М., 1999. — 46 с.
  143. ТР. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этическая психология и общество. М., Ин-т психологии РАН, 1997.-С. 97−104.
  144. Т.Г. Этнопсихология. М.: ИП РАН, Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 320 с.
  145. Т.Г. Методы исследования этнических стереотипов // Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1993. 79 с.
  146. Э.В. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта // Современная зарубежная этнопсихология./ Под ред. С. А Арупонова и др. -NL: ИНИОН СССР, 1979. С. 90−112.
  147. К.В. Теория функциональных систем. М.: Б.И., 1996. — 95 с.
  148. Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира /Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. — С. 24−32.
  149. Е.Ф. Межкультурное общение (МО) новая онтология анализа языкового сознания" // Этнокультурная специфика языкового сознания. Сборник статей /Отв. ред. Н. В. Уфимцева -М., Ин-т языкознания РАН, 1996. — С. 7−22.
  150. Е.П. Особенности межэтнических отношений подростков в Республике Саха (Якутия). СПб., 2001. -172 с.
  151. Толерантность/Общ. ред. М. П. Мчедлова. -М.: Республика, 2004. -416 с.
  152. В. Тулуйсуу, ейдеЬуу // Саха сирэ. -1995. Бала5ан ыйын 27 к
  153. Р.М. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений: Автореф. дис. .д-ра социал.наук. -Уфа, 1999. 43 с.
  154. MA. Истоки феноменальной жизнеспособности народа саха. -Якутск, Бичик, 2000. -144 с.
  155. Урбанизация в формировании социокультурного пространства М., 1999. -285 с.
  156. Урбанизация и малочисленные народы севера Республики Саха (Якутия). -Якутск, Изд-во Ин-та гуман. исследований, 2001. -158 с.
  157. .Т. Язык как фактор этнической идентичности: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1995.-26 с.
  158. Н.В. Этический характер, образ себя и языковое сознание русских // Этнокультурная специфика языкового сознания / РАН. Ин-т языкознания- Отв. ред. Уфимцева Н.В.-М., 1996.-С. 135−170.
  159. Н.В. Языковое сознание: формирование и функционирование. Сб. ст./РАН. Ин-т языкознания- Отв. ред. Уфимцева Н. В. -М., 1998.-225 с.
  160. Н.В. Языковое сознание: стереотипы и творчество / Редкол.: Уфимцева Н. В. (отв. ред.) — АН СССР. Ин-т языкознания. -М., 1988. -163 с.
  161. Н.В. Этнические и культурные стереотипы: кросс-культурное исследование // Изв. АН. Сер. лиг. и яз. Т.54. -1995. -№ 3. — С. 55−62.
  162. Н.В. Языковое сознание и образ мира славян // Языковое сознание и образ мира. Сб. статей /Отв. редДБ.Уфимцева. М., Ин-т языкознания РАН, 2000. -С. 207−220.
  163. Н.В. Ассоциативный тезаурус русского языка как модель языкового сознания русских // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты: Сборник статей /Под общ. ред. Н. В. Уфимцевой. Москва- Барнаул: Изд-во Апт. ун-та, 2004.-С. 189−202.
  164. А.А. Доминанта. М. -JI.: Наука, 1966. — 273 с.
  165. А.А. Ухтомского о доминанте и современная нейрофизиология. Л., 1990.
  166. Т.Н. Языковое сознание и принципы его исследования // Языковое сознание и образ мира. Сб. статей /Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., Ин-т языкознания РАН, 2000.-С. 13−23.
  167. Философская энциклопедия /Гл. ред. Константинов В. Ф. М.: Советская энциклопедия, 1970.-Т. 5.
  168. М.Б. Толерантность как социокультурная проблема // Толерантность и ненасилие: теория и международный опыт. Екатеринбург, 2000. -Ч. 2.
  169. О. Национальные стереотипы коммуникативного поведения и их влияние на межэтнические взаимодействия //Язык и эпический конфликт. Под ред. М. Брилл Олкотг и И Семенова- Моск. Центр Карнеги. М., Гендальф, 2001. -С. 99−114.
  170. Экспериментальная психология: Учебник для вузов / В. Н. Дружинин. 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2004. — 319 с.
  171. Г. Г. Религиозно-конфессиональная ситуация в Республике Саха (Якутия) в 1993 г. // Ипформ. зап. № 24 от 25.01.94 Аналит. центра Президента PC (Я).
  172. Этническая мобилизация и межэтническая интеграция. М.: ЦИМО, 1999. -404 с.
  173. Этническая психология и современные реалии. Материалы научио-практ. конференции. Сост. А. И. Егорова. Якутск, Изд-воЯкуг. гос. ун-та, 2003. -191 с.
  174. Этническая толерантность в поликультурных регионах России. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002. — 540 с.
  175. Этнопсихолингвистика (Ю.А. Сорокин, И. Ю. Марковина, А. П. Крюков и др.). -М, 1988.-192 с.
  176. Этносоциальное развитие Республики Саха (Якутия): Потенциал, тенденции, перспективы. Новосибирск: Наука, 2000. — 276 с.
  177. Юнг КГ. Сознание и бессознательное: Сборник /Пер. с англ. СПб: Университетская книга. 1997. — 544 с.
  178. Языковое сознание: содержание и функционирование: Тез. докл./ Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. РАН. Ин-т языкознания. -М.: Сов. писатель, 2000.
  179. М.Г. А.А. Ухтомский и проблема мотивации поведения // Учение А.А. Ухтомского о доминанте и современная нейробиология: Сб. научных трудов. -Л, 1990.-С. 28−45.
  180. Anderson J.B. Language, Memory and Thought. Hillsdale, N. J.: L. Erlbaum, 1976.
  181. Anderson J.B., Bower G.Y. Human Associative memory. Washington, 1973.
  182. Balzer M.M., Vinokourova U.A. Nationalism, Interethnic relations and federalism: The Case of the Sakha Republic (Yakoutia) // Europe Asia Studies. 1996. — Vol. 48. — № l.-P. 108−121.
  183. Bogardus E. S. Stereotypes versus sociotypes // Sociological and social Research. -1950.-№ 34.-P. 286−291.
  184. Bousfield W.A. The Occurence of Clustering in the Recall of Randomly Arranged Associated // Journal of General Psychology. -1953. № 49. — P. 229−240.
  185. Bousfield W.A., Whimarsh G.A., Berkowitz H. Partial Responses identities in Associative Clustering //Journal of General Psychology. -1960. -№ 63. P. 233−238.
  186. Brigham J.O. Ethnic stereotypes // Psychological Bulletin. 1971. -№ 76. — P. 1538.
  187. Brown R. Social Psychology. N.Y.: Free Press, 1965.
  188. Deese J. The Associative Structure of Some Common English Adjectives // Journal of Verbal learning and Verbal Behavior. -1964. -№ 3. -P. 124−156.
  189. Deese J. The Structure of Associations in Language and Thought, Baltimor, 1965.
  190. GaltonF. Psychometric Experiments//Brain, 1880.-№ 2.-C. 149−162.
  191. Hewstone M., Jaspars J. Cross-cultural interaction, social attribution. European J. of social Psychology.-1982.-V. 12.-P. 1−16.
  192. Katz D., Braly K. Racial stereotypes in one hundred college students // Journal of Abnormal and Social Psychology. -1933. -№ 28. -P. 280−290.
  193. Kelley G A The psychology of personal Constructs. N. Y: Norton, 1955.
  194. Meenes M. A comparison of racial stereotypes of 1935 and 1942. J. of social psychology. -1943.-V.17. -P. 327−336.
  195. Maltz D.N. Boiker RA A Cultural Approaches to Male Female Miscommunication // Gumperz JJ. Language and Social Identity. Cambridge University Press, 1982.
  196. Moran L. J. Generality of Word-Associations Response Sets. Psychological Monograph. -1966. V. 80. -№ 612.
  197. Osgood C.E., May M, Miron M. Cross-cultural universals of affective meeaning. Urbana: University of Illinois Press, 1970.
  198. Pollio H.R. The Structural basis of Word Associations Behavior. The Hague Paris: Mouton, 1996.
  199. Razran G. Ethnic dislike and stereotypes: a laboratory study. Journal of Abnormal and Social Psychology. -1950. — 45. — P. 7−27.
  200. Saenger G., Flowerman S. Stereotypes and prejudical attitudes. Human Relations. -1954. — V. 7. — P. 217−238.
  201. Szalay L.B., Brent J.B. The analysis of cultural Meanings through Free Verbal Associations //Journal of social Psychology. -1967. -№ 72.
  202. Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Intergroup behavior / Ed By J.C. Terner, H. Giles. Oxford, 1981.
  203. Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. Cambridge, 1981.1. АНКЕТА1. Ваш возраст1. Ваша национальность
  204. Ваше образование (общее среднее, среднее специальное, высшее)1. Место работы
  205. Туох уерэхтээххиний (орто, орто анал уерэх, урдук)1. Улэлиир сирин1. ДуоЬунаЬын
Заполнить форму текущей работой