Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Онтологические основания кризиса сознания и механизмов его формирования и преодоления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соразмерную человеку, обеспечить необходимый уровень духовности, и потому перестала претендовать на роль доминанты в общественном сознании. Религия, напротив, оперируя конечными категориями, создает завершенную соразмерную человеку картину мира, а потому способна выступать стабилизирующим фактором сознания, особенно в кризисные периоды общественного развития. В свою очередь, догматический строй… Читать ещё >

Содержание

Актуальность темы исследования. Обращение к теме исследования обусловлено тем, что сознание современных техногенных обществ находится в состоянии длительного кризиса. Он проявляется через нарастание психической нестабильности современного человека, живущего в состоянии постоянногосса. Рост неврозов, суицидов, пьянства, наркомании, дебилизации, демографические проблемы современных техногенных обществ являются отражением этого кризиса, проявляющегося как неспособность современного сознания обеспечить реализацию своей основной функции — сохранение и развитие человека.

Современной наукой все более осознаются противоречия между глобальной деятельностью человечества, в том числе и научной, и необходимостью выживания человека как биологического вида. Техногенная среда обитания созданная человеком требует от него нового уровня дисциплины, строгого следования правилам ее эксплуатации. Иначе неизбежны катастрофы, которые по мере технического развития становятся все более разрушительными. Они не только начинают сравниваться по силе с природными катастрофами, но могут провоцировать их и, сливаясь с ними, создавать коммулятивный разрушительный эффект.

Кризис усугубляется тем, что доминирующая форма общественного сознания техногенного общества — наука начинает сдавать свои позиции. Она больше не берет на себя ответственность за решение насущных проблем человечества. Кризис сциентизма, отсутствие ярко выраженной доминанты в общественном сознании усиливает его неопределенность. Такая ситуация требует поиска новых путей, разработки комплексных подходов к проблемам 4 индивидуального и общественного сознания на современном этапе развития общества. Кризис рационализма признающего в качестве основания жизнедеятельности человека исключительно рационально-логическое начало привел к повышенному вниманию общества к религиозно-мифологической форме осмысления мира базирующейся на иррациональной основе.

Нарастающее понимание диалектики рационального и иррационального начал, лежащих в основе человеческой жизнедеятельности, требует переосмысления основ существования и развития индивидуального и общественного сознания техногенных обществ. Заново ставит вопрос о соотношении основополагающих форм общественного сознания: науки, религии, философии (мы склонны считать ее самостоятельной формой общественного сознания) в образовании необходимой ему целостности, обеспечивающей регулирование жизнедеятельности человека и человечества.

Актуальность нашего исследования, таким образом, обусловлена необходимостью философского осмысления взаимосвязи рационально-логической и религиозно- мифологической форм индивидуального и общественного сознания техногенного общества, как проявления диалектики рационального и иррационального, в процессе его функционирования

Степень разработанности проблемы. Проблема духовного кризиса техногенного общества в более или менее четком виде формулируется лишь в первой половине XX века такими мыслителями как Н. А. Бердяев, А. Вебер, И. Гуицинга, К. Доусон, И. А. Ильин, Г. Кайзерлинг, X. Ортега — и — Гассет, Р. Панвиц, А. Тойнби, О. Шпенглер, и др. 5

Вместе с тем в неявной, «зачаточной» форме проблема духовного кризиса, или ее отдельные аспекты, присутствует уже в античности: Платон, Плотин, в известной степени стоики. Своеобразную теологическо — эсхатологическую трактовку она приобретает в учениях отцов церкви и средневековых философов. Достаточно вспомнить Августина Аврелия с его «Исповедью» или «О граде господнем»

В эпоху Возрождения, а в особенности в Новое время, В период становления техногенного общества, акцент в этой проблеме смещается с морально этической к политической и социально -экономической составляющим: Ф. Петрарка, Н. Макиавелли, Ж. Боден, Т. Мор, Т. Компанелла, Ж. Ж. Руссо, П. Бейль, И. Г. Гердер, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. А. Бакунин и др.

В Новейшее время поиск причин духовного кризиса смещается в область внутреннего мира человека, либо особенностей его индивидуального существования: В Штерн, Э. Мунье, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, и др.

В контексте разрабатываемой нами темы представляют интерес работы, посвященные различным проблемам сознания, отечественных мыслителей, таких как Н. П. Антонов, А. А. Брудный, Ф. И. Георгиев, Д. И. Дубровский, А. В. Ерахтин, Ю. В. Ершов, Э. В. Ильенков, П. В. Копнин, A.M. Коршунов, Е. И. Кукушкина, В. А. Лекторский, А. Н. Леонтьев, М. Н. Лившиц, М. К. Мамардашвили, И. С. Нарский, В. В. Орлов, В. Г. Панов, Д. В. Пивоваров, Б. П. Поршнев, А. Г. Спирин и др.

Не менее важными в контексте данного диссертационного исследования, оказались работы посвященные проблемам онтологии, как классиками философской мысли со времен Элеатов до знаменитых мыслителей XX века, таких как М. Хайдеггер, Б. Рассел, так и нашими соотечественниками: Л. Б. Баженовым, B.C. Библером, Г. М. Брагиным, 6

Н.В. Бряник, П. П. Гайденко, A. J1. Доброхотовым, А. П. Огурцовым, М. Н. Руткевичем, B.C. Степиным, Н. Н. Трубниковым и др.

В своей работе мы выделяем две диалектически взаимосвязанных тенденции доминирующих в общественном и индивидуальном сознании людей: Рационально — логическую и религиозно мифологическую. В этом плане для нас представляли определенный интерес, как работы мыслителей прошлых эпох, так и современных, и, прежде всего, труды философов XX века. Среди сторонников первой тенденции мы выделяем идеи и работы М. Бунге. JI. Витгенштейна, Б. Рассела, А. Уайтхеда, А. Эйнштейна и др.- Среди сторонников второй тенденции — Р. Гвардини, Т. Геккера, Э. Жильсона, Ж. Маритена, Г. Марселя, А. Швейцера, и др.

Вместе с тем достаточно разработанных концепций посвященных собственно философскому анализу онтологических оснований и механизмов кризиса сознания, нам обнаружить не удалось. Именно это послужило причиной нашего обращения к данной теме.

Цель — исследование онтологических оснований кризиса общественного сознания техногенного общества и механизмов его преодоления.

Задачи исследования:

— выявить онтологические основания кризиса сознания человека техногенного общества-

— проанализировать взаимоотношение рационально-логической и религиозно-мифологической составляющих сознания-

— определить особенности влияния духовности на функционирование сознания-

— выявить механизмы возникновения и преодоления кризисов сознания. 7

Положение, выносимое на защиту: основной причиной кризиса общественного сознания техногенного общества является снижение уровня духовности вызванное разрывом взаимосвязи рационально-логической и религиозно мифологической форм общественного сознания.

Объект исследования: кризис сознания человека техногенного общества.

Предмет исследования: онтологические основания и механизм формирования и преодоления кризиса сознания человека техногенного общества.

Методологической основой исследования стали диалектический метод и деятельностный подход, позволяющие осуществить аналитическое исследование общественного и индивидуального сознания как многомерного, многоаспектного, целостного образования.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Обоснован онтологический статус духовности в рамках структурных связей человека, общества и природы в генезисе общественного и индивидуального сознания-

2. Выявлен механизм влияния человеческих отношений формирующихся в предметно — преобразующей деятельности людей на развитие кризиса сознания-

3. Определена причина кризиса сознания техногенного общества как результат разрыва взаимосвязи рационально-логической и религиозно мифологической составляющих духовности-

4. Проанализированы и определены механизмы возникновения и преодоления кризиса сознания человека техногенного общества как формы взаимосвязи рационально-логической и религиозно мифологической его составляющих. 8

Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные в диссертации результаты могут быть использованы в ходе дальнейшего осмысления онтологических оснований бытия социума.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в процессе разработки лекционных курсов и материалов семинарских занятий по проблемам онтологии и теории познания, а также по ряду тем общего курса философии для студентов и аспирантов.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии Магнитогорского государственного университета, на семинарах аспирантов -философов МаГУ. Определенные положения исследования были отражены в докладе на межвузовской научной конференции: «Кризис как иррациональное явление», Магнитогорск МГТУ 2002 г. По теме диссертации опубликовано шесть работ. 9

Онтологические основания кризиса сознания и механизмов его формирования и преодоления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что сознание, выполняющее функцию сохранения и развития своего носителя, включает в себя статические и динамические компоненты, обеспечивающие стабильность человека как биологического вида и высокий уровень приспособляемости к внешним условиям.

Наше исследование даёт основание утверждать, что онтологическими основаниями сознания являются духовность и система связей человека с миром, играющая роль порождающей структуры генезиса развития индивидуального и общественного сознания. Духовность, базирующаяся на целостности системы человек — общество — природа, проявляется в целостной человеческой психике как направленность рационального и иррационального начал на гармонизацию отношений в этой системе, обеспечивает целостность сознания. Эта направленность оформляется в сознании в виде веры и может лежать в основании как религиозно — мифологической так и рационально — логической форм сознания.

Рационально-логическая и религиозно-мифологическая формы сознания, способствуя образованию целостности сознания, находятся в нем сложном диалектическом единстве, строящемся в зависимости от конкретно исторических условий то по принципу дополнительности, то доминирования одной из форм. При этом наука на протяжении всего этапа доминирования в общественном сознании, в силу заложенного в ее основание принципа сомнения, так и не создала необходимого уровня духовности.

Абсолютизация сциентических воззрений стала причиной кризиса общественного сознания. Наука в силу принципиальной незавершенности всякого знания, не смогла создать картину мира.

132 соразмерную человеку, обеспечить необходимый уровень духовности, и потому перестала претендовать на роль доминанты в общественном сознании. Религия, напротив, оперируя конечными категориями, создает завершенную соразмерную человеку картину мира, а потому способна выступать стабилизирующим фактором сознания, особенно в кризисные периоды общественного развития. В свою очередь, догматический строй религиозного мировоззрения может тормозить развитие научного знания обеспечивающего современный уровень жизнедеятельности.

Снятие противоречия между необходимостью стабилизации функционирования сознания, достигаемой религиозно мифологической формой сознания и необходимостью динамичного развития научного знания повышающего уровень неопределенности сознания, на наш взгляд, может быть достигнуто взаимосвязью рационально логической и религиозно мифологической форм сознания в рамках философии.

1. Ареопагитики. Антология мировой философии: в 4 т.- Т.1.-М., 1969. 576 с.

2. Аронов Р. А. К проблеме вездесущности сознания. // Вопросы философии. 1995. № 3. С. 15 22.

3. Арсеньев А. С. Глобальный кризис и личность (размышления философа) // Мир психологии и психология в миреМ.: Междунар. пед. акад.- 1994, — № 0.

4. Аувейт У. Реализм и социальная наука. СОУИО-ЛОГОС.-М., 1991. -280 с.

5. Ауробиндо Ш. Супраментальное проявление на земле. Перерождение и карма.- Киев.: «Преса Украши», 1993. 210 с. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. -М., 1981. — 432 с.

6. Бердяев Н. О назначении человека.- М., 1993.-215 с.

7. Бердяев Н. Проблема человека: к построению христианскойантропологии // Православная община. 1994; № 36.

8. Бердяев Н. Экзистенциальная диалектика божественного ичеловеческого.-Париж, 1952. 180 с.

9. Бердяев Н. А. Духовное состояние современного мира //Бердяев.

10. H.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. Т.1.-М.: Искусство, 1994. 694 с.

11. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма //Бердяев.

12. Н. А. Сочинения М.: Раритет, 1994. 222 с.

13. Бердяев Н. А. О самоубийстве-М.: Изд-во МГУ, 1992. 163 с.

14. Бердяев Н. А. Смысл истории-М.: Мысль, 1990. 275 с.

15. Бердяев Н. А. Судьба России. Опыт по психологии войны инациональности М.: Мысль, 1990. 256 с.

16. Бердяев Н. А. Философия неравенства М.: ИМА-пресс, 1990.180 с.

17. Библия. Славянское издательское общество. Издание 6. 1993. -1499 с.

18. Блаженный Августин. Исповедь. М.- Республика, 1992. — 335 с. Бохеньский.Ю. Духовная Ситуация времени //Вопросы философии.- 1993, — № 5. С. 35 -42.

19. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения.- М., 1998. 284 с.

20. Василий Великий. Творения. Т.4. Б.г.

21. Вахтомин Н. К. Законы диалектики законы познания.- М., 1966.310 с.

22. Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения.- М., 1990. 432 с.

23. Вебер М. Основные социологические понятия. Избранные произведения.- М., 1991. 278 с.

24. Владимиров Ю. С. Фундаментальная физика и религия. М.: Изд-во Архимед. 1993. 76 с.

25. Владимиров Ю. С. Соотношение фундаментальной физики, философии и религии. // Взаимосвязь физической и религиозной картины мира. Ред. Владимиров Ю. С. Кострома, МИИЦАОСТ 1996. С. 21−32.

26. Гартман Э. фон. К понятию бессознательного. Новые идеи в философии. Сб. 15: Бессознательное, — СПб., 1914. 512 с. Гартман Э. фон. Сущность мирового процесса, Философия бессознательного. — М., 1873. — 340 с.

27. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Соч.- Т.4. М., 1959. 450 с. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З.- М., 1977;. 471 с.

28. Гессе Г. Степной волк // Гессе Г. Собрание сочинений. В 4 т. Т.З. СПб: Северо-Запад, 1994. 398 с.

29. Данте. А. Божественная комедия. М.: Академия 1934. 479 с. Делокаров К. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис //Общественные науки и современность.- 1994, — № 2. С. 8−15.

30. Делокаров К. Х. Рационализм и социосинергетика. //Общественные науки и современность.- 1997. № 1. С. 24 32. Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. -1992.-№ 7. С. 53−57.

31. Деррида Ж. Эссе об имени. М.: Институт экспериментальной социологии: СПб.: Алетейя, 1998.-190 с.

32. Дрейфус X. Чего не могут вычислительные машины.- М., 1998.230 с.

33. Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг.- М., 1980. 403 с.

34. Дубровский Д. И. О природе социального. //Вопросы философии.- 1971.-№ 4. С. 19−24.

35. Дубровский Д. И. Проблема идеального.- М., 1983. 228 с. Духовное становление человекаЛ.: Знание, 1972. 235 с. Дюркгейм Э. О. Представления индивидуальные и представления коллективные.//Социология. Ее предмет, метод, предназначение.- М., 1995. С 13 — 21.

36. Кант И. Критика способности суждения. //Соч.: В 6 т. Т.5.-М., 1965.

37. Кант И. Критика чистого разума//Соч.: в 6 т. Т.З.- М., 1964;412 с. Капра Ф. Дао физики.- СП. б., 1994. 202 с. Киприан (Керн) архимандрит. Антропология святого Георгия Паламы.- М., 1996.

38. Клеман О. Тема личности в Священном писании у греческих отцов церкви: личность по учению русских философов XIXXX вв. Православная община №№ 10, 11, 12. Ключевский В. О. Сочинения. Курс русской истории. В 9 т. Т. 5. М., «Мысль». 1999. — 476 с.

39. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание //Вопросы философии.- 1994, — № 2. С. 34 56. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика: начала нелинейного мышления. //Общественные науки и современность.- 1993, — № 2. С. 27−39.

40. Компаниченко В. Н. Преддверие новой эпохи в развитии человечества (взгляд геохимика) //Общественные науки и современность.- 1996, № 5.

41. Копнин П. В. О рациональном и иррациональном. // Вопросыфилософии.- 1979.-№ 4.

42. Коран. М., «Раритет». 1990. С. 528.139.

43. Кречет В. Г. Вселенная, антропный принцип и Библия. // Взаимосвязь физической и религиозной картины мира. Ред. Владимиров Ю. С. Кострома, МИИЦАОСТ 1996. С. 168 176.

44. Кулаков Ю. М. Поиск научной истины ведет к Богу. // Взаимосвязь физической и религиозной картины мира. Ред. Владимиров Ю. С. Кострома, МИИЦАОСТ 1996. с. 53 -78.

45. Кун Т. Структура научных революций.- М., 1975. 296 с.

46. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. //Структура и развитие науки.- М., 1978. 543 с.

47. Лебон Г. Психология народов и масс.- С.Пб., 1896. 320 с.

48. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. //Хрестоматия по истории психологии.- М., 1980. 337 с.

49. Лейбин В. М. «Модели мира» и образ человека, (критический анализ идей Римского клуба).- М., 1982. 255 с.

50. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении.//Соч.: в 4 т. Т. 2.-М., 1983.-686 с.

51. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980. 356 с.

52. Леонтьев А. Н. Деятельность Сознание Личность. Издание второе. Москва. Издательство политической литературы 1977.304 с.

53. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: институт экспериментальной социологии: СПб.: Алетейя, 1998. 470 с.

54. Локк Д. Опыт о человеческом мышлении. Избр. филос. произв.: в 2 т. Т. 1.-М., 1960.-734 с.

55. Лосев А. Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.-525 с.

56. Лосский В. Антология русской религиозной антропологии.- М., 1997. 208 с. 140.

57. Мамардашвили М. К. Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизическое рассуждение о сознании, символике и языке.-М., 1997.-248 с.

58. Мамардашвили М. К. Сознание это парадоксальность, к которой нельзя привыкнуть. // Как я понимаю философию" М. Прогресс 1990. С.72−86.

59. Мамардашвили М. К. Эстетика мышления.- М., 2000. 340 с.

60. Мамардашвили М. К. К проблеме метода истории философии (Критика исходных принципов историко-философской концепции К. Ясперса). // Как я понимаю философию. М., 1990. С. 233−248 с.

61. Мамардашвили М. К. Категория социального бытия и метод его анализа в экзистенциализме Сартра. // Как я понимаю философию. М., 1990. С. 249 — 294.

62. Мамардашвили М. К. Анализ сознания в работах Маркса. // Как я понимаю философию. М., 1990. С. 295 — 314.

63. Манхейм К. Человек и общество в эпоху преобразования. //Диагноз нашего времени, — М., 1994. 700 с.

64. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. М.: Политиздат, 1985, — 118 с.

65. Маркс К., Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви. М., 1986.-670 с.

66. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального общества.- М.: «REFL-book», 1994: -280 с.

67. Марсель Г. О. Быть и иметь.- Новочеркаск, 1994. 160 с.

68. Маслоу А. Психология бытия.- М., 1997. 304 с.

69. Маффессоли М. Околдованность мира или божественное социальное. //СОЦИО-ЛОГОС.- М., 1991. 252 с. 141.

70. Махапхарата. Вып. 5. Ашхабад, 1983. 737 с.

71. Мень А. История религии: в 7 т. Т. 1. М., 1991. 174 с.

72. Мерло Понти М. Феменология восприятия.- СПб., 1999.-470 с.

73. Моральные ценности и личность, /под. ред. Титаренко А. И., Николаичева Б.О.- М., 1994. 276 с.

74. Мурдагей Н. С. Рациональное и иррациональное: Историко-теоретический очерк.- М., 1985. 175 с.

75. Мухаметджанова Н. М. Духовный кризис личности как отражение кризиса культуры.- Оренбург, 2001. 146 с.

76. Налимов В. В. В поисках иных смыслов.- М., 1993. 157 с.

77. Ницше Ф. Утренняя заря. Мысли о моральных предрассудках.-Свердловск: «Воля»., — 1991. 304 с.

78. Ницше Ф. Ессе (Хомо): как становятся сами собой. Соч. в 2 т.-М., 1997. 832 с.

79. Новиков А. Национальная идея России (возможный подход).-М: Эгвес, 2000. 196 с.

80. Общественное сознание и его формы. Под редакцией Толстых В.И.-М., 1986.-367 с.

81. Ойзерман Т. И. Проблема рациональности и современный философский антиинтеллектуализм. //Вопросы философии.-1979.-№ 2. С. 15−24.

82. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.586 с.

83. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания.- М., 1998. 207 с.

84. Поппер К. Логика и рост научного знания. //Избранные работы.-М, 1983.-605 с.

85. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.- М., 1986. 432 с.

86. Прист С. Теория сознания.- М., 2002. 347 с. 142.

87. Полшцук Р. Ф. Физика и религия. // Взаимосвязь физической и религиозной картины мира. Ред. Владимиров Ю. С. Кострома, МИИЦАОСТ 1996. С. 78 96.

88. Пушкин А. С. Евгений Онегин // Собр. Соч. в 6 т. Т. 4. М., 1969. С 17−171.

89. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.2. М., 1957. 623 с.

90. Рязанов Г. В. Наука и религия связь языков и динамика взаимодействия. // Взаимосвязь физической и религиозной картины мира. Ред. Владимиров Ю. С. Кострома, МИИЦАОСТ 1996. С. 87−96.

91. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. М., 1974.

92. Сартр Ж. П. Экзистенциализм это гуманизм // сумерки богов. -М.: Политиздат, 1989. — С. 319 — 344.

93. Серл Дж. Мозг сознание и программы. Аналитическая философия: становление и развитие.- М., 1998.

94. Скоробогатько В. Я. Математизированная картина мира и духа. // Взаимосвязь физической и религиозной картины мира. Ред. Владимиров Ю. С. Кострома, МИИЦАОСТ 1996. С. 96 -111.

95. Степин B.C. Теоретическое знание. М., «ПрогрессТрадиция», 2000. — 715 с.

96. Стефанов И. Измерение духовного кризиса //Фил. Науки, — 1990,-№ 12.

97. Судзуки Д. Лекции по дзен-буддизму.- М., 1992. 735 с.

98. Тиллих П. Что помогает ослабить чувство тревоги в нашей культуре? // Общественные науки и современность, 1996, № 6. С. 12−17.

99. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1996.-730 с.

100. Фейербах Л. Сочинения в 2 т. М., 1964. 942 с. 143.

101. Фейнберг E.JI. Наука, искусство и религия. //Вопросы философии.- 1997. № 7.

102. Философский энциклопедический словарь.- М., 1989. 496 с.

103. Франк C. J1. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 37−53.

104. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение. 1989. 447 с.

105. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. М.: Юрист, 1995.-317 с.

106. Фромм Э. Психоанализ и религия. //Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж. П. Сумерки богов.- М., 1989. С. 32- 64.

107. Хакен Г. Синергетика.- М., 1980. 404 с.

108. Холодный Н. Г. Избранные труды. Киев, 1982. 187 с.

109. Хорни К. Невротическая личность нашего времениСамоанализ. М.: Прогресс — «Универс», 1993. — 478 с.

110. Циалковский К. Э. Грезы о земле и небе. Тула, 1986. 327 с.

111. Шантени де ля Сислей Д. П. Иллюстрированная история религий. М.: Издательский отдел Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря. 1992. 411 с.

112. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории.Д.Гешталь и действительность.- М.: Мысль, 1993.-584 с.

113. Юнг К. Г. О современных мифах.- М., 1994. 320 с.

114. Ясперс К. Философская вера. //Смысл и назначение истории. -М., 1991. 527 с.

115. Ayer A. Language, truth and logic. L., 1936.

116. Alexander S. Space? Time and deity. -L., 1927.

117. Almound Ph. Mystical experience and religious doctrine. Berlin et al, 1982.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой