Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экзистенциализм. 
Философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В центре картины мира экзистенциальных мыслителей — индивидуальная сущность человека — экзистенция. Экзистенциалисты переместили акцент на онтологию, а в онтологии — на бытие человека. «Новую онтологию» интересует не некое изолированное сознание человека, а духовно-психическое (сознание и бессознательное), взятое в неразрывном единстве с человеческим бытием. Выделяют атеистический и религиозный… Читать ещё >

Экзистенциализм. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Разочарование в возможностях научного разума и понимание того, что он не в состоянии решить все проблемы человеческого существования, привел в XX в. к тому, что влияние позитивизма стало постепенно уменьшаться. Две мировых войны, фашизм и другис тоталитарные режимы свидетельствовали, что люди нс столь разумны и добродетельны, как представлялось. Влияние экзистенциализма особенно усилилось в 50-е, 60-е годы XX столетия.

Выделяют атеистический и религиозный экзистенциализм. К атеистическому экзистенциализму можно отнести Жан-Поль Сартра, Альбера Камю, Симону де Бовуар. К религиозным экзистенциалистам относят Карла Ясперса, Габриэля Марселя, Пауля Тиллиха, русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева.

Центральной проблемой экзистенциализма была проблема жизнедеятельности и мироощущения индивида в обществе, переживающем глубокий кризис.

В центре картины мира экзистенциальных мыслителей — индивидуальная сущность человека — экзистенция. Экзистенциалисты переместили акцент на онтологию, а в онтологии — на бытие человека. «Новую онтологию» интересует не некое изолированное сознание человека, а духовно-психическое (сознание и бессознательное), взятое в неразрывном единстве с человеческим бытием.

Основной тезис экзистенциализма можно сформулировать следующим образом: существование человека предшествует его сущности. Изначально человек свободен, он просто существует, а его сущность определяется в процессе существования.

В центре философии Ж.-П. Сартра (1905;1980) — проблема человеческого существования. Каждому человеку свойственно задумываться о смысле своего существования. Но Сартр считает, что главная проблема в том, что у человеческого существования нет смысла, человек не имеет сущности; нет того, для чего он создан. Создавая вещи, люди знают для чего та или иная вещь будет служить, в чем сс предназначение. Сартр же говорит, что, так как Бога нет, то человек заброшен в бытие, предоставлен самому себе и нс представляет, что ему делать со своим существованием. Нет никого, кто бы подсказал человеку, как поступать, никто не может вселить в него уверенность. Поэтому люди вынуждены сами создавать свою сущность, задавать смысл своего существования. «Человек. — пишет Сартр, — это проект бытия. Он есть то, к чему он стремится. Он действует согласно «модели», «проекту» себя, которые он сам же изобрел.

Самая трудная проблема, которая встает перед человеком на этом пути — проблема выбора. Человек не может знать, к каким последствиям приведет выбор, но вынужден его делать, принимая на себя ответственность за свое решение. Выбор всегда предполагает тревогу и отчаяние. Но именно тревога, полагает Сартр, помогает осознать человеку свою свободу. Находясь в отчаянии, человек должен действовать без надежды, принимать во внимание только собственные возможности, делать то, что зависит исключительно от него самого.

Сартр полагал, что какими бы трудными не были внешние обстоятельства, у человека всегда есть свобода выбора, он всегда может остаться собой, быть верным своим принципам. Человек обречен быть свободным, ничто нс избавит его от необходимости выбирать и нести ответственность. Ведь в процессе принятия решений человек не может в полной мере опираться ни на одну из систем морали, ни на свои чувства. А поскольку у человека всегда есть выбор, то и в своих неудачах он должен винить только себя. Нет ни людей, ни обстоятельств, которые предопределили бы его решение. В такой ситуации людям легче избавиться от свободы и ответственности, чтобы обрести покой. Сартр же запрещает человеку «плыть по течению», полагая, что выбор всегда нужно совершать осознанно. Правильным будет любой выбор, если целью этого выбора является свобода: «выбирать можно все, что угодно, если речь идет о свободе решать». Людей, которые ссылаются на детерминизм в объяснении своих поступков, Сартр называет трусами. Быть вне детерминизма и означает, что экзистенция предшествует сущности.

Основной темой философии А. Камю (1913—1960) была тема абсурда человеческого существования. Он критиковал как религиозное понимание человека, так и следование каким-либо моральным системам, нормам общества, заповедям и пр. Абсурдный человек, считает Камю, должен действовать, исходя из принципа: «Если Бога нет, то вес позволено». Но это нс значит, что человеку позволены какие угодно действия. Это означает, что ничего не запрещено и человек может сам выбирать, как ему поступать. Камю говорит: «существует ответственность, но не существует вины». Абсурдный человек не верит в Бога, в божественную благодать, он лишен надежды и не испытывает иллюзий по поводу счастливого будущего. Человек нс способен понять смысл мира, природа всегда содержит в себе что-то, что недоступно разуму, то, что ускользает от него. Человеческая жизнь однообразна и монотонна, он вынужден изо дня в день выполнять примерно одни и те же действия. В итоге такая рутина вызывает чувства скуки и тоски. У человека в такой ситуации есть выбор — либо сознательно идти по прежней колее, жить безотрадной жизнью, либо окончательно пробудиться. «За пробуждением, — пишет Камю, — рано или поздно идут следствия: либо самоубийство, либо восстановление хода жизни». Вопрос о том, стоит ли жизнь быть прожитой — главный вопрос всей философии, считает французский мыслитель. Безусловно, самоубийствоэто выход из кольца абсурда, но задача человека — найти силы жить в состоянии абсурдности своего бытия. Человек должен нести бремя жизни, не смиряясь с ним, а бунтуя: «я бунтую, следовательно, мы существуем». Бунтуя, человек восстает против своего удела и против всего мироздания. Он способен жить, осознавая абсурдность своего бытия, с которым невозможно смириться, но нужно пытаться бороться. Именно бунт, по Камю, придает ценность бытию и свидетельствует о величии человеческого духа, способного бороться с превосходящей его реальностью.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

  • 1. Как вы понимаете тезис Ницше «Бог умер!»?
  • 2. В чем состояла суть критики Ницше философии Шопенгауэра?
  • 3. Какие пути предлагает Шопенгауэр для нейтрализации действия Мировой Воли?
  • 4. Раскройте суть метода верификации. В чем его отличие от метода фальсификации?
  • 5. Объясните, в чем состоит смысл принципа «экономии мышления» Маха?
  • 6. Почему Камю предполагал, что человеческое бытие абсурдно?
  • 7. Что имел в виду Сартр, называя человека «проектом бытия»?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой