Специфика замысла как имманентного элемента творческой деятельности
Диссертация
Обсуждаемое проблемное поле замысла, несомненно, имеет важный характер для понимания его сущности и роли в творческом процессе. Но здесь имеются ряд вопросов, без решения которых, по-видимому, продвижения вперед в изучении его сущности тормозится. Одним из них является вопрос о том, что в имеющейся литературе признается ведущая роль замысла в творческом процессе, а в то же время внимание… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Особенности художественного мышления и творчество
- Глава 2. Локализация и функционирование замысла в художественно-творческой деятельности
- Глава 3. Модель творческого замысла
Список литературы
- Абашидзе Ж. О понятии установки // Вопросы психологии. — 1956. -№ 4. — С. 27−28.
- Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества: (Теоретико-методологические аспекты проблемы). М., 1994. — 322 с.
- Аванесова Г. А. Динамика культуры: Учеб. пособие по курсу культурологии / Институт переподг. и повышения квалификации преподавателей соц. и гуманит. наук Моск. гос. ун-та им. М. В. Ломоносова. Каф. культурологии. М.: Изд-во АО «Диалог-МГУ», 1997. — 59 с.
- Аванесова Г. А. Художественно-творческая деятельность как компонент социокультурной динамики. Автореф. дис. д-ра филос. наук / Рос. АН, НИИ культуры. М., 1992. — 46 с.
- Аверенцев С.С. Из духовных стихов // Философская и социологическая мысль. 1990. — № 4. — С. 119.
- Акопян П.Л. О роли интуиции в художественном познании. Автореферат диссерт. на соиск. учен, степени канд. филос. наук (647). М., 1971.
- Александров А.Д. Творческая сущность человека // Человек в зеркале наук.-СПб., 1993.-С. 15−42.
- Андреев А.Л. Художественное мышление // Марксистско-ленинская концепция искусства и принцип отражения. М.: Наука, 1988. — С. 162−191.
- Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства: Методол. аспекты проблемы. М.: Наука, 1981. — 193 с.
- Андрос Е.И. Истина как проблема познания и мировоззрения. Киев: Наука думка, 1984. — 144 с.
- Апресян З.Г. Свобода художественного творчества. 2-е изд., испр. и перераб. — М.: Искусство, 1985. — 253 с.
- Арановский М.Г. Опыт построения модели творческого процесса композитора // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 1.-Л.: ЛГИТМИК, 1975.-С. 116.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.
- Афанасьев Ю.Л. Социально-культурные механизмы художественной деятельности. Автореф. дис. д-ра филос. наук: 90 004 / АН УССР, ин-т философии. Киев, 1991. — 32 с.
- Афанасьева О.В. Творчество: свобода и необходимость: (сущность творчества. Пути повышения творческой активности): Монография / Юрид. ин-т МВД Рос. Федерации. М.: ЮИ, 1995.- 105 с.
- Бабыкина H.H. Диалектика творческой и репродуктивной деятельности в системе культуры. Автореф. дис. канд. филос. наук / С-Петерб. ун-т. -СПб., 1992.- 16 с.
- Балабанов П.И. Проектные принципы в истории искусства //Наука, культуры и человек: Межвуз. сб. науч. тр. / Кемерово: Кемер. ун-т, 1992. С. 135−147.
- Балабанов П.И. Философско-методологические основания проектирования. Автореф. дис. д-ра филос. наук: 90 001 / Том. гос. ун-т им. В. В. Кузбышева. Томск, 1992. — 37 с.
- Банька Ю. Искусство как сцена // Философия культуры: Межвуз. сб. науч. ст. Самара, 1995. — С. 67−78.
- Бассин В.Ф. Проблема «бессознательного» (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). М.: Наука, 1968. — 244 с.
- Баталов Р.Х. Искусство, созидающее человека. М.: Знание, 1989. -63 с. (Новое в жизни, науке, технике. — Эстетика: 1/1989).
- Батищев Г. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969. -431 с.
- Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука, 1978. — 199 с.
- Батороев К.Б. Кибернетика и метод аналогий. Уч. пособ. М.: Высшая школа, 1974. — 104 с.
- Безклубенко С.Д. Грани творческого метода. Киев: Мистецтво, 1986. — 196 с.
- Белинский В.Г. Избр. соч. В 2—х т. М.: Гослитиздат. Печатный двор, 1948.-Т. 2.-586 с.
- Бердяев Н.Я. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. -М.: Искусство, ИЧП «Лига», 1994. — Т. 1. — 541 с.
- Беркли Э. Символическая логика и разумные машины. М.: Наука, 1961.-212 с.
- Бескова И.А. Творческое мышление как эпистемологическая проблема. Автореф. дис. д-ра филос. наук / РАН. ин-т философии. М., 1993. — 37 с.
- Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 339с.
- Билинкис Я.С. Непокорное искусство о процессе художественного развития. Л.: Сов. писатель (Ленингр. отделение), 1991. — 329 с.
- Борисов Э.В. Проблема художественного мышления в советской эстетике 20-х гг. Л., 1987. — 287 с.
- Босенко А. Третий образ // филос. и социол. мысль. Киев, 1993. — № 7/8.-С. 53−74.
- Брагин A.B. Самовыражение в искусстве: общая схема // Философия, эстетика и искусство в контексте культуры: Тез. выступлений на Всесоюзной теорет. конф. / Философ, о-во СССР. М., 1991. — С. 45−46.
- Брехт Б. О театре: Сборник статей. пер. с нем. / Сост. предисл. и коммент. Е. Г. Эткинда. — М.: Изд-во иностр. лит-ра, 1960. — 363 с.
- Брушлинский A.B. Творческий процесс как предмет исследования // Вопросы философии. 1965. — № 7. — С. 65.
- Быстрицкий Е.К. Личность в мире культуры: философско-онтологический подход: Дис. в форме научн. доклада. д-ра филос. наук / АН Украины, ин-т философии, 1992. 53 с.
- Быстрова Т.Ю. Онтологический аспект искусства: (К проблеме художественного миропроявления). Автореф. дис. канд. филос. наук / Урал. ун-т.- Екатеринбург, 1992. 19 с.
- Васадзе А.Г. Творческая деятельность как психологический процесс.- Тбилиси: Мецниереба, 1978. 174 с.
- Василев С. Теория отражения и художественное творчество: Перевод с болг. О. И. Попова. М.: Прогресс, 1970. — 496 с.
- Васильев А. Мистер ортодокс / Беседу вел М. Сарбаев // Столица: 1991. -№ 28.-С. 51−53.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. / Вступ. ст. В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. — 335 с.
- Владимиров С. К истории понятия «режиссура» // Театр и драматургия. Вып. 5. — Л., 1976. — С. 261−269.
- Войтасик Л. Психология политической пропаганды: Пер. с польск. В. Н. Поруса. М, 1981. — 278 с.
- Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988. — 240 с.
- Вопросы истории и теории культуры: Межвуз. сб. / Кемер. гос. ун-т / Редкол.: В. П. Машковский (отв. ред.) и др. Кемерово: КемГУ, 1995. — 143 с.
- Вопросы современного художественного творчества: Сб. статей / НИИ яз., лит., истории и экономики при совете Министров Чуваш. АССР. -Чебоксары, 1990.-79 с.
- Вопросы эстетики: Сб. статей. М.: Искусство, 1964. — Вып. 6. — 400с.
- Воробей Ю.Д. Диалектика отражения и творчества в искусстве. М.: Знание, 1980. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия: Эстетика, № 8).
- Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 3-е. — М.: Искусство, 1986.-572 с.
- Высочина Е.И. Художественное мышление как комплексная проблема // Художественное творчество. Вопросы компл. изуч. JL: Наука. (Jle-нингр. отделение), 1982. — 255 с.
- Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии (Исторический обзор и современное состояние проблемы) // Вопросы психологии. -1975. -№ 2.-С. 150−172.
- Гаджиев Ч.М. Организация коллективного изобретательства. В кн.: Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. — С. 266 279.
- Гачев Г. Удивление театру: (опыт философии зрелища) // Современ. драматургия. 1996. — № 3. — С. 143−154.
- Гегель В.Ф. Собр. соч. М.-Л.: Наука, 1938. — Т. 12. — 678 с.
- Геллер Т. О специфике художественного образа в театральном искусстве. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филос. наук (623). М., 1972.-32 с.
- Генисаретский О.М. Упражнения в сути дела. М.: Рус. мир, 1993. -279 с.
- Георгиевский Г. Об активности режиссерского замысла // Режиссерское искусство сегодня / Сб. статей (сост. 3. Владимирова). М.: Искусство, 1962.-383 с. .
- Гете Иоганн Вольфган. Об искусстве / Сост., вступит, статья и примеч. А. В. Гулыги. М.: Искусство, 1975. — 623 с.
- Гильбурд Г. И. Художественная идея как философская категория (гносеологический анализ): Дис. на соиск. учен, степени канд. филос. наук. -Томск: ТГУ, 1969.-215 с.
- Глотова Г. А. Психология творчества и семиотика / Урал. гос. ун-т им. A.M. Горького. Свердлов, обл. отд. пед. о-ва Рос. Федерации. Екатеринбург, 1992.-58 с.
- Глотова Г. А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования / Урал. ун-т. Екатеринбург, 1992. — 127 с.
- Голицин Г. А., Петров В.M. Информация поведение — творчество. -М.: Наука, 1991. -224 с.
- Головащенко Ю.А. Режиссерские замыслы (к 100-летию со дня рождения К. С. Станиславского // Театральная жизнь, 1962. № 24. — С. 12−13.
- Гончаренко Н.В. Новаторство в процессе художественного творчества // Марксистско-ленинская эстетка и художественное творчество. М.: Искусство, 1980. — С. 302−312.
- Гончаров A.A. Режиссерские тетради. М.: ВТО, 1980. — 374 с.
- Горфункель П.Л. Отражение-опережение-творчество // Aima mater. -Ижевск, 1995.-С. 58−81.
- Горчаков Н. Беседы о режиссуре. -М.-Л., 1941. 307 с.
- Горячева Е.А. Искусство в становлении субъективности личности: (на прим. архитектуры и костюма): (09.00.01) / Рост, н/д гос. ун-т, Дис. совет Д. 063.52.01 Ростов-на-Дону, 1995. — 17 с.
- Громов Е.С. Мировоззрение, мастерство, поиск в творчестве художника. М.: Сов. художник, 1965. — 200 с.
- Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 239 с.
- Громов Е.С. Творческий метод: фантом или реальность? // Культурология сегодня. М., 1993. — С. 50−59.
- Громов Е.С. Художественное творчество. М.: Политиздат, 1970. -263 с.
- Громов Е.С. Художник как субъект творческой деятельности. Авто-реф. дис. на соиск. учен, степени д-ра филос. наук (623). М.: Изд. Моск. ун-та, 1970.-52 с.
- Гусев Ю.А. Познание и творчество: Логико-гносеологические проблемы художественного творчества. Минск: Университетское, 1987. — 253 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Изд. ц-р Терра, 1995. — Т. 3. — 553 с.
- Демин В.Г. Формирование личности режиссера драматического театра: Автореф. дис. д-ра искусствоведения / ЛГИТМИК. Л., 1985. — 24 с.
- Демьяненко В.А. Способности человека и их взаимосвязь с идеалами и действительностью // Социальные ценности и их гуманистическая направленность. Красноярск, 1991.-С. 63−75.
- Джиджян Р.З. Процесс научного поиска: структура, этапы и средства // Вопросы философии. 1986. — № 1. — С. 87−94.
- Дикий А. О режиссерском замысле // Мастерство режиссера. М.: ВТО, 1956.-С. 5−43.
- Достоевский Ф.М. Об искусстве. М.: Искусство, 1973. — 631 с.
- Дранков В.Л. Психология художественного творчества: Учеб. пособие / Ленингр. ин-т культуры. Л., 1991.-76 с.
- Дроздова Э.М. Искусство и моделирование. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филос. наук (04). Л., 1972. — 20 с.
- Ермаш Г. Л. Искусство как творчество. М.: Искусство, 1972. — 184 с.
- Ермаш С.П. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977. -320 с.
- Живоглядова И.В. Роль продуктивного воображения в структуре творческого процесса. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филос. наук/Киев, гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. Киев, 1991. — 18 с.
- Замысел и его художественное воплощение в произведениях советских писателей: Сб. статей / Владим. гос. пед. ин-т им. И.И. Лебедева-Полянского- редкол. О. И. Федотов (отв. ред.) и др. Владимир: ВГПИ, 1979. — 123 с.
- Занкова А.В. Проблемы синтеза в творчестве, исполнительстве и восприятии искусства // Философская антропология: истоки, современное состояние и перспективы: Тез. VIII Ежегод. конф. каф. философии РАН (6−7 февр. 1995 г.). С. 155−156.
- Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: Учеб. пособие. 4-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1978. — 334 с.
- Захаров М. Открытиям в искусстве предшествует недовольство нормой . П Культура и жизнь. 1981. — № 5. — С. 14−15.
- Звенигородская Н.Э. Становление режиссуры В.Э. Мейерхольда: провинциальные сезоны 1902−1905 гг.: Автореф. дис. канд. искусств (17.00.01) / Рос. ин-т искусствознания. М., 1992. — 23 с.
- Зверева H.A. Замысел спектакля // В помощь художественной самодеятельности. М.: Сов. Россия, 1983. — № 10. — 112 с.
- Зись А.Я. Конфронтация в эстетике. М.: Искусство, 1980. — 239 с.
- Зись А.Я. На подступах к общей теории искусства // Рос. акад., наук, рос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации. М.: ГИТИС, 1995.-292 с.
- Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество / М-во культуры СССР, ВНИИ искусствознания. М.: Искусство, 1987. — 255 с.
- Злотникова Т. Принципы анализа спектакля как психологического инварианта судьбы режиссера // Границы спектакля / Отв. ред. Горфункель Е. И. — СПб.: СПбГАТИ. — 1999. — 176 с. — С. 15−23.
- Золотницкий Д. Времена поисков, времен перемен. // Нева, 1985. -№ 5.-С. 162−173.
- Иванов В.П. Художественная деятельность (Проблема субъекта и объективной детерминации). Киев, 1980. — 219 с.
- Иванов С.М. Быстрый холод вдохновенья. М.: Сов. Россия, 1988. -271 с.
- Ильенков Э. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. -Вып. 6. -М.: Искусство, 1964. С. 50−61.
- Искусство и творческая деятельность / Отв. ред. В. И. Мазепа, авт, Д. Ю. Кучерук, JI.T. Левчук и др. Киев: Наукова Думка, 1979. — 314 с.
- Искусство. Современные творческие процессы: Сб. ст. / Рос. ин-т искусствознания- Отв. ред. И. Е. Светлов. М.: Наука, 1993. — 247 с.
- Каган М.С. Морфология искусства. Л.: ЛГУ, 1972. — 344 с.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание:, Избр. ст. /' Ленингр. ун-т. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. — 348 с.
- Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 544 с.
- Кантор K.M. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопросы философии. 1981. — № 11. — С. 84−96.
- Караваев Г. А., Колядинский Н. Ф. Творчество и процесс развития общественного бытия / АН СССР. Дальневосточное отделение. Амур, комплекс. НИИ. Благовещенск, 1991. — 144. с.
- Караганов A.B. Не только отражает, но и творит. М.: Сов. писатель, 1981. — 304 с.
- Кедров Б.М. О теории научного открытия // Научное творчество. -М.: Наука, 1969.- 175 с.
- Кестлер А. Дух в машине // Вопросы философии. 1993. — № 10. -С. 93−122.
- Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. — 172 с.
- Клековкин А.Ю. Событийно-зрелищное мышление в структуре режиссерской деятельности: Автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.01 // ВНИИ Искусствознания. -М., 1991. 24 с.
- Клепиков А. Несколько слов о работе режиссера. Издание т-ва И. Д. Сытина. — М, 1914. — 20 с.
- Клявина Т.А. Идейно-художественная целостность современного спектакля: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения: 17.00.01 / ЛГИТМИК. Л., 17 с.
- Князев Л.Н. Мышление: сущность, типы, национальные особенности // Вести. Удмурт, ун-та. Ижевск, 1992. — № 6. — С. 5−13.
- Князева E.H., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. М., 1994. — № 2. — С. 110−122.
- Князева Е., Турбов А. Единая наука о единой природе // Новый мир. -2000.-№ 3.-С. 161−178.
- Ковда Д.И. Роль творческой индивидуальности художника в образном отражении мира: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук (09.00.04). Тбилиси, 1982. — 24 с.
- Козинцев Г. М. Собр. соч.: в 5-ти тт. Л.: Искусство, 1986. — Т. 5. -620 с.
- Комиссаржевский Ф. По поводу замысла постановки // Маски. -1912−1913.-№ 5.-С. 14.
- Кондаков Н.И. Введение в логику. М.: Наука, 1967. — 466 с.
- Кононенко Б.И. Сущность культуры, закономерности ее функционирования и развития: Лекция / Моск. юрид. ин-т. М.: МЮИ, 1995. — 39 с.
- Копнин П.Н. Введение в марксистскую гносеологию. Киев: Нау-кова думка, 1966. — 299 с.
- Корт М.В. Экспериментальные методы исследования воображения. Приложение: Юнг К. Г. Сознание, бессознательное и индивидуализация // Эстетика творчества: Сб. ст. / РАИ, ин-т философии- отв. ред. Долгов K.M. М., 1992.-С. 70−103.
- Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. М.: Наука, 1979, — 504 с.
- Коршунова Л.С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность: Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. -М.: МГУ, 1989.- 182 с.
- Краткий словарь по эстетике. Кн. для учителя / (Акиньшина Е.Л., Аронов В. Р., Аофасижев М. Н. и др.) — Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1982. — 224 с.
- Кривда Н.Ю. Самореализация индивидуальности художника в творческом процессе: Автореф. дис. канд. филос. наук / Киев ун-т. Киев, 1992.- 22 с.
- Круглова Т.А. Социокультурные факторы формирования средств социального бытия искусства: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук (09.00.01). Свердловск, 1985. — 18 с.
- Крючков Ю.А. Научно-методологические основы и методы социального проектирования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук (22.00.08) / Рос. АН, ин-т социол. М., 1994. — 37 с.
- Крючков Ю.А. Проектная культура. М.: ЦМИПКС, 1989. — 32 с.
- Кукушкина Е.И. Познание, язык, культура: некоторые гносеологические и социологические проблемы. М.: МГУ, 1984. — 263 с.
- Ланкин В.Г. Своеобразие художественного мышления в музыке: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук (09.00.04) / МГУ им. М. В. Ломоносова, специализ. совет Д. 053.05.21 по филос. наукам. М., 1994. -22 с.
- Лапина C.B. Моделирование в системе социологического познания: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук (22.00.01) / Белорус, гос. ун-т. Минск, 1994. — 42 с.
- Левиновский В. Ступени профессии // Музыкальная жизнь. 1985. -№ 6. — С. 24.
- Лекции и выступления М. М. Бахтина 1924−1925 гг. в записях Л. В. Пумпянского / Вступит, заметка, подгот. текста и примеч. Николаева Н. И. // М. М. Бахтин как философ. М., 1992. — С. 221−252.
- Леонович Г. А. О семиотических особенностях языка искусства // Теоретическая культурология и проблемы истории отечественной культуры. -Брянск, 1992.-С. 4−10.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Мышление // Вопросы философии. 1964. — № 4. — С.85.
- Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М.: Наука, 1959. — 307с.
- Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981.-479 с.
- Литвин Б.М. Поиск образности в творчестве режиссера: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусств, наук (17.00.01) / Рос. ин-т искусствознания. М., 1993. — 28 с.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс. Гнозис, 1992. — 270с.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384 с.
- Лохтина М.П. Личность художника и ее проявление в произведениях искусства: Автореф. дис. канд. филос. наук (09.00.04) / ЛГУ им. A.A. Жданова. Л., 1986. — 16 с.
- Лук А.Н. О взаимоотношении научного и художественного творчества// Вопросы философии. № 11. — 1978. — С. 142−150.
- Лук А.Н. Психология-творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
- Львов-Краев H.A. Режиссер и техника его работы. Самарканд, 1925.-Из-е ЦПСРУ, 141 с.
- Любимов Ю. Простые истины искусства // Театр: 1988. № 7. — С. 143−148.
- Мазепа В.И. Культура художника / В. И. Мазепа, В. П. Михалев, A.B. Азархин. Киев: Мистецтво, 1988. — 334 с.
- Мамедов Н.М. Моделирование и синтез знаний. Баку: ЭЛМ, 1979. -97 с.
- Марков Л.М. Специфика отражения действительности в сценическом художественном образе: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филос. наук (620).-М., 1971.-21 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 30-ти тт. Изд. 2-е. — М.: Госполитиздат, 1954. — Т. 1.-651 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 30-ти тт. Изд. 2-е. — М.: Госполитиздат, 1961. — Т. 20. — 827 с.
- Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры: Автореф. дис. д-ра филос. наук / Санкт-Петербург гос. ин-т культуры. СПб., 1992. -48 с.
- Мейерхольд B.C. Реконструкция театра. Теакинопечать. — Л.-М., 1930.-37 с.
- Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 2. — М.: Искусство, 1968. — 643 с.
- Мейлах А.Б. Талант писателя и процессы творчества. М.: Акад. наук СССР, 1969.-276 с.
- Мейлах Б.С., Высочина Е. И. Новое в изучении художественного творчества (Проблемы комплексного подхода). М.: Знание, 1993. — 64 с. -(Новое в жизни, науке, технике. Эстетика- 10).
- Мейлах Б.С. Художественное мышление Пушкина как творческий процесс. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, Ленингр. отделение, 1962. — 249 с.
- Микульский С.Р., Ярошевский М. Г. Психология научного творчества и науковедение // Научное творчество. М.: Наука, 1969. — С. 175.
- Михайлов А.Н. Фантастическое как способ художественного мышления // Проблемы эстетики. М., 1993. — С. 94−109.
- Михайлова A.A. Образ спектакля. М.: Искусство, 1978.
- Михайлова A.A. О художественной условности. Изд. 2-е, перераб. -М.: Мысль, 1970. -300 с.
- Михоэлс С. О мизансцене / Доклад в кабинете Актера и Режиссера. М.: ВТО, Стенограмма от 21.11.45 г. — 28 с.
- Моделирование психической деятельности. М.: Мысль, 1969. -384 с.
- Москвина Т.Н. Художественное мышление в контексте культуры /У Проблемы этики и эстетики в художественном вузе: Методологические и методические вопросы. Санкт-Петербург, ин-т ЖС и, А им. И. Р. Репина, 1992. -С. 86.
- Мочалова Н.Ю. Сокровенный мир человека и его творческая самореализация в искусстве: Автореф. дис.. канд. филос. наук (09.00.04) / Урал, гос. ун-т им. A.M. Горького. Свердловск, 1990. — 20 с.
- Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное: Историко-теорет. очерк. М.: Наука, 1985. — 175 с.
- Муравлева А.Ф. Взаимосвязь объективного и субъективного в развитии искусства // Аспекты развития. Оренбург, 1993. — Вып. 1. — С. 69−70.
- Налчаджян A.A. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. М.: Наука, 1972. — 194 с.
- Немирович-Данченко В. И. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877−1942. М.: ВТО, 1980. — 375 с.
- Немирович-Данченко В. И. Театральное наследие. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М.: Искусство, 1952. — Т. 1. — 422 с
- Никифоров В.Н. О роли интуиции в художественном творчестве. -М.: Искусство, 1972. 258 с.
- Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Моск. ун-т, 1972. — 155 с.
- Новик И.Б. О моделировании сложных систем (философ, очерк). -М.: Мысль, 1965. 335 с.
- Норенко В, В. Режиссерский замысел в структуре спектакля: Авто-реф. дис.. канд. искусствоведения. JI: ЛГИТМИК, 1984. — 21 с.
- Норенко В.В. Режиссерский замысел в теории режиссуры: Лекции по курсу «Режиссура и мастерство актера». Л.: ВЦСПС, Высшая проф. шк. культуры, 1984. — 68 с.
- Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / A.B. Петровский, A.B. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.- Под ред. A.B. Петровского. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. — 463 с.
- Овсепян В.А. К вопросу о специфическом предмете искусства: Ав-тореф. дис.. на соиск. учен, степени канд. филос. наук. Ереван, 1965. — 23 с.
- Овсянниково-Куликовский Д. М. Лекция «Об основах художественного творчества» // Вопросы теории и психологии художественного творчества.-Харьков, 1903. Т. 1.-С. 23.
- Оганов A.A. Гносеологический анализ закономерностей художественного творчества. М.: Искусство, 1979. — 120 с.
- Олеар A.M. Прогностический феномен художественной фантазии- (Гносеологический анализ) // Наука. Закономерности ее развития. Томск, 1992.-Вып. 8.-С. 104−114.
- Охлопков H.П. Статьи. Воспоминания. М.: ВТО, 1986. — 367 с.
- Пави Патрис. Словарь театра (Пер. с фр. под ред. К. Разлогова). -M.: Прогресс, 1991.-480 с.
- Павлов A.B. Индивидуальное постижение ситуации как философская тема: Автореф. дис. на соиск. учен, степени д-ра филос. наук (09.00.01) / Урал. гос. ун-т им. A.M. Горького. Екатеринбург, 1995. — 46 с.
- Пастернак Б. Об искусстве. «Охранная грамота и заметки о художественном творчестве». М.: Искусство, 1990. — 339 с.
- Паустовский К. Золотая роза // Паустовский К. Собр. соч. в 6-ти т. -М.: Гослитиздат, 1957. Т. 2. — 704 с.
- Переверзева И.В. Концепция синтетического искусства в русской эстетике конца XIX начала XX в.: Дис.. к. филос. наук / Ин-т философии РАН. — Защищена 04.10.20. — 159 с.
- Переписка A.M. Горького с зарубежными литераторами. М.: Худ. лит., 1960.-447 с. ¦
- Петров В.М. Рефлексия в истории художественной культуры. Ее роль и перспективы развития // Исследование проблем психологии творчества.-М.: Наука, 1983.-313 с.
- Петров Н.В. Новое в режиссуре // Р1скусство и жизнь. 1938. — № 1. -С. 29.
- Петров С. Тайны творчества. М.: Искусство, 1964. — 128 с.
- Пименова Т.М. Моделирование в структуре художественно-творческого процесса // Проблемы этики и эстетики в художественном вузе: Методологические и методические вопросы / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. СПб., 1992. — С. 58−65.
- Пискатор Э. Мой взгляд на искусство // Искусство. Ежемесячный журнал главискусства наркомпроса РСФСР, отв. ред. Луначарский A.B., 1921. № 1. — (Тео-кино-печать). — С. 78−81.
- Письменная Н.В. Индивидуальность художника и свобода творчества: (филос.-эстет, аспекты): Автореф. дис.. канд. филос. наук / Рос. акад. управления. М., 1992. — 17 с.
- Покровский Б.А. Ступени профессии. М.: ВТО, 1984. — 343 с.
- Поль Валери. Об искусстве. М.: Искусство, 1976. — 662 с.
- Пономарев Я.А. Исследование проблем психологии творчества. -М.: Наука, 1978.-234 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Искусство, 1976. -278 с.
- Пономарев Я. Размышления о будущем психологии творчества // Учительская газета. —1994. 25 окт. — № 40. — С. 10−11.
- Попов А. Из режиссерских записей. М.: Искусство, 1967. — 120 с.
- Праздников Г. А. Процесс художественного творчества. Л.: Общество «ЗНАНИЕ» РСФСР, Ленингр. организация, 1977. — 39 с.
- Праздников Г. А. Художественно-творческая деятельность как вид человеческой активности: Дисс. канд. филос. наук // Л.: ЛГУ, 1974.
- Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1983. — 427 с.
- Путь к спектаклю: Сб. статей / Сост. И. Н. Сидорина. М.: Сов. Россия, 1978. — 80 с. — Библ-ка в помощь худ. самод. — № 20.
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967. — 271 с.
- Ражников В.Г. Психология творческого процесса дирижера: Автореф. дис.. на соиск. ученой степени канд. психол. наук (21.960) / М., 1973. -18 с.
- Разлогов К.Э. Художественный процесс и потребности человека в искусстве // Вопросы философии. 1986. — № 8. — С. 84−93.
- Раппопорт С.Х. От художника к зрителю (Проблемы художественного творчества). М.: Сов. художник, 1987. — 237 с.
- Резников А.М. Сознание художника и интеллектуальные механизмы его деятельности // Проблемы интеллектуального развития организационных систем. Новосибирск, 1991. — Круглый стол. — С. 334−337.
- Ремез О.Я. Режиссерский замысел и мизансцена: Учеб. пособие по курсу «Режиссура и мастерство актера для студентов высших театр, учеб. заведений. М.: ГИТИС, 1981.- 120 с.
- Розет И.М. Психология фантазии: эксперим.-теорет. исследование внутр. закономерностей продуктивной умственной деятельности. 2-е изд., испр. и доп. — Минск: Университетское, 1991. — 339 с.
- Романов Ю.И. Диалектика образного отражения / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Л., 1991. — 235 с.
- Романова Н.В. Специфика театра: теоретико-методологический анализ. Автореф. дис.. на соиск. уч. степени канд. филос. наук (09.00.04). -М.: МГУ К, 1995.- 19 с.
- Рузавин Г. И. Проблемы методологии научного поиска // Вопросы философии. 1985. — № 10. — С. 40−48.
- Рунин Б. Вечный поиск. М.: Искусство, 1964. — 211 с.
- Рябов В.Ф. Художественная деятельность: (философ, анализ): Автореф. дис.. на соиск. учен, степени д-ра философ, наук (09.00.01) Л., 1984. -34 с.
- Сабурова Л.А. Диалектика стереотипного и импровизационного в творческой деятельности: Автореф. дис.. канд. фил. наук (09.00.04) / Урал, ун-т им. A.M. Горького. Свердловск, 1988. — 19 с.
- Салиев А.П. Мышление как система: Метод, исследования. Фрунзе: Кыргызстан, 1974. — 246 с.
- Седьмой съезд писателей СССР. Стенографический отчет. М.: Искусство, 1983. — 693 с.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. Т. 1. Физиология и психология. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952. — 772 с.
- Симанович Г. Кража: о новом фильме Динары Асановой. // Сов. культура, 1985. 5 февраля. — С. 4.
- Симонов П. В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. -М.: Акад. наук СССР, 1962.
- Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии. 1992. — № 11.-С. 3−24.
- Симонов П.В. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989.
- Симонов П.В. Темперамент. Характер. Личность. -М.: Наука, 1984.
- Синицкий А. О роли моделей и методы моделирования в искусстве: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук / Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1967. 19 с.
- Синцов Е.В. Диалектика воплощаемого и возможного в мыслительных процессах (на материале творчества в искусстве): Автореф. дис.. на степень д-ра филос. наук (09.00.04) / Самар. гос. ун-т. Дис. совет Д. 063.94.02. -Самара, 1995.-24 с.
- Смелянский А. Театр похожий на самого себя // Правда. 1984. — 22 октября. — С. 3.
- Соболев Ю.С. Режиссерский замысел как творческий процесс: Автореф. дис.. на соиск. учен, степени канд. искусствоведения (17.00.01). Л., 1975.-20 с.
- Современные проблемы теории творчества: Сб. науч. ст. / Ин-т пром. собственности и инноватики- Под ред. Г. Я. Буша. М.: НПО «Поиск», 1992.-118 с.
- Соколов Э.В. Понятия, сущность и основные функции культуры. Учеб. пособие / Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской. Л.: ЛГИК, 1989.
- Станиславский К.С. Об искусстве театра: Избранное / Сост. Ю. С. Калашников, В. И. Прокофьев. М.: ВТО, 1982. — 510 с.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр. соч. в 8-и т. -М.: Искусство, 1954. Т. 2. — 424 с.
- Станиславский К.С. Собр. соч. в 8-и т. М.: Искусство, 1959. — Т. 2. — 466 с.
- Становление человека в творчестве: Темат. сб. / Науч.-координац. совет респ. программы науч. исслед. «Народы России: возрождение и развитие» и др. / отв. ред. П. С. Дышлевый. М.: Б.И., 1994. — 258 с.
- Старовойтенко Е.Е. Философский смысл творчества и психологические модели самопознания творческой личности // Филос. и социол. мысль. -Киев, 1991.-№ 10.-С. 168−173.
- Столович JI.H. Жизнь-творчество-человек: функции художественной деятельности. M.: Политиздат, 1985. — 415 с. (Над чем работают, о чем спорят философы).
- Страхов И. Психология воображения. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1997. — 154 с.
- Стрелков В.И. Духовность и творчество // Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991. — С. 197−209.
- Структура и закономерности творческого процесса: Сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина: (Редкол.:. H.A. Венгеренко (отв. ред. и др.). -М., 1983.- 188 с.
- Судаков И. Значение идейного замысла в создании спектакля П Мастерство режиссера. М., 1956. — С. 369−390.
- Сухомлинский В.А. Избр. произв. К.: Радянка школа, 1979. — Т. 1. — 390 с.
- Таиров А. Записки режиссера. М., 1921. — 191 с.
- Творческий процесс и типизация // Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М., 1980. — С. 276−288.
- Творческий процесс и художественное восприятие // АН СССР, научи. совет по истории мировой культуры, комиссия комплексного изучения художественного творчества. Л.: Наука (Ленингр. отделение), 1978. — С. 85.
- Творческое мышление: парадоксы и парадигмы развития: (Тез. выступлений): Междунар. науч. симпозиум / Ассоц. содействия гуманитарному знанию и др. Целиноград, 1991. -277 с.
- Творчество как онтологическая проблема: тез. докл. межвуз. науч. конф. (ноябрь 1992) / Перс, политехи, ин-т и др.- редкол. Кайдалов В. А. (отв. ред.) и др. Пермь, 1992. — 230 с.
- Теория культуры: Отечеств, исслед.: Хрестоматия / Рос. акад. наук, ин-т науч. информ. по обществ, наукам- (сост. Каплан А. Б., Случевская И.В.) М.: ИНИОН, 1996.- 199 с.
- Титов С.Н. Искусство (объект, предмет, содержание). Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1987. — 206 с.
- Ткаченко А.Н. Виды мышления и их генезис: Автореф. дис.. канд. пед. наук (19.00.01) (731) / Киев, 1968. 19 с.
- Товстоногов Г. А. Режиссерский замысел. В кн.: Записки о театре. -Л.-М.: 1960, С. 33−43.
- Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. В 2-х т. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Гослитиздат, 1960.-Т.1.-615 с.
- Тондл Л., Пейша И. Методологические аспекты системного проектирования // Вопросы философии. 1987. — № 2. — С. 87−97.
- Тэн И. Философия искусства / Вступит, ст. Гурвича П. С. М.: Республика, 1996. — 351 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Мысль, 1966. -338 с.
- Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Шк. «Языки рус. культуры», 1995. — 357 с.
- Фейнберг Е.Л. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука, 1992. — 247 с.
- Филипьев Ю.А. Что и как познает искусство. М.: Наука, 1976. -117 с.
- Философия и культуры: Учеб. пособие / МГУ им. М. В. Ломоносова, филос. фак., каф. истории зарубеж. философии- (В.И. Бакина и др.) — Под ред. Г. Я. Стрельцовой. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 87 с.
- Философия, эстетика и искусство в контексте культуры: Тезисы выст. на Всесоюз. теорет. конф. / Филос. о-во СССР. М., 1991. — 108 с.
- Философские вопросы теории творчества: межвуз. сб. науч. тр. -Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 1992. 134.
- Фокин В. Мировоззрение художника // Советская культура. 1986. -30 сент. — С. 1.
- Фрейд Зигмунд. Художник и фантазирование: Сборник: Пер. с нем. / Общ. ред. сост., вступ. ст. Р. Ф. Додельцева, K.M. Долгова). М.: Республика, 1995.-398 с.
- Фунтусов В.А. О перевоплощении в творческом процессе режиссера: Автореф. дис.. канд. искусствовед. (17.00.01) / ЛГИТМИК им. Н. К. Черкасова.-Л., 1987. 17 с.
- Фурманова О.В. О соотношении логического и интуитивного в творческом процессе // Вопросы философии. 1984. — № 7. — С. 39−46.
- Хангельдиева И.Г. Синтез искусств как средство выразительности // Филос. науки. 1991. — № 7. — С. 45−55.
- Хвошнянская С.М. Способ существования произведения искусства (к вопросу об интерпретации): Автореф. дис.. канд. филос. наук /ЛГУ. -Томск, 1972.- 18 с.
- Холодова Г. Познание жизни, познание личности: (о спектаклях режиссера А. Васильева) // Культура и жизнь, — 1988. № 9. — С. 406.
- Хренов H.A. Культурологический аспект: Автореф. дис.. д-ра филос. наук / ВНИИ искусствознания. М., 1992. — 65 с.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю. Б. Гипенрейтер, В. В. Петухова. М.: МГУ, 1981.-400 с.
- Хрулев В.И. Проблема художественного мышления: (пути исслед.) / Башк. гос. ун-т. Уфа, 1993. — 88 с.
- Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / 1986. Человек природа — искусство. — Л.: Наука, 1986. — 272 с.
- Художественное творчество и психология: Сб. ст. / АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР- (отв. ред. А. Я. Зись, М. Г. Ярошевский. М.: Наука, 1991. — 189 с.
- Цапок В.А. Творчество (философский аспект проблемы). Кишинев: Штиинца, 1989. — 148 с.
- Человек в мире художественной культуры: Учеб. пособие / (Коме. -на Амуре гос. техн. ун-т- (Т.А. Чебанюк и др.). Комсомольск-на-Амуре: Коме.-на-Амуре гос. техн. ун-т, 1994. — 109 с.
- Человек, творчество, ценности: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: С. Ф. Мартынович, отв. ред. и др.). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995. — 85 с.
- Чистякова Т.Л. Диалектика объективного и субъективного в искусстве соц. общества: Автореф. дис/. канд. филос. наук (09.00.01) / Белдорус. ун-т им. В. И. Ленина. Минск, 1988. — 18 с.
- Шалимов B.C. Проблемы специфики режиссерского мышления: Автореф. дис. канд. искусствовед. (17.00.01) / Гос. ин-т театр, искусства им. A.B. Луначарского. М., 1988. — 16 с.
- Шаронин Ю. Синергетика и творчество: некоторые аспекты теории и практики нового методологического подхода // Школа. 1996. — № 4. — С. 47−51.
- Шах-Азизова Т. К. Процесс создания драматического спектакля (о проблемах и задачах изучения // Психология процессов художественного творчества. Л.: Искусство, 1980.-С. 103−113.
- Шевырев A.B. Технология творческого решения проблем (эвристический подход) или книга для тех, кто хочет думать своей головой: в 2-х т. -Т. 1. Мышление и проблемы. Психология творчества // A.B. Шевырев. -Белград: Крестьянское дело, 1995. — 208 с.
- Шостакович Д. О подлинной и мнимой программности // Советская музыка, 1951. -№ 5.-С. 77.
- Шумова Е, Л. Проблема условности искусства (на матер, театра и кино): Автореф. дис.. на соиск. учен, степени канд. фил. наук (623) / М., 1968.-24 с.
- Щенников Г. К. Художественное мышление Ф.М. Достоевского. -Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1978. 175 с.
- Элива Н.Л. К вопросу установки в процессе восприятия // Вопросы психологии. 1961. -№ 1. — С. 78.
- Энгельмейер П.К. Теория творчества / С предисл. Д.Н. Овсянико-Куликовского, Э. Маха. СПб.: Образование, 1910. -206 с.
- Эрберг Константин. Цель творчества (изд-е второе, сокращ.). Петербург: «Алконост», 1919. — 172 с.
- Эфрос А. От замысла к воплощению / Беседу вела О. Корнева /. -Театральная жизнь. 1985. — № 11. — С. 8−10.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Наука, 1971. — 168 с.
- Ярошевский М.Г. Надсознательное в научном творчестве и генезис психоанализа Фрейда // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. -Тбилиси, 1978. Т. 3 — 528 с.
- Ярошевский М.Г. На путях к общей тории творчества // Художественное и научное творчество / Под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1972. — 336 с.
- Ярошевский М.Г. О трех способах интерпретации научного творчества// Научное творчество. М.: Наука, 1969. — 175 с.
- Bornedal P. Thinker as passion // versus. Milano- Bologna, 1990. — № 57.-P. 3−9.
- Copelend R. Imagination after the fact // American theatre. 1989. — vol. 6, № 7.-3. 54−57., 123−125- 6 ill.
- Johnston M. Reasons and Reductionism // Philos. rev. Ithaca (N.Y.), 1992. — volio 101, № 3.-P. 589−618.
- Leonovicova V. Origin of human as s scentific problem // The peculiarity of man. -Poznan, 1991. P. 133−153. — Bibliogr.: P. 151−153.
- Loehle C. Discoveru as a process // J. of creative behavior. Buffalo, 1994. Vol. 28, № 4. — P. 239−250.
- McNamara A. Between flux and certitude: The grid in avant-gard itorian thought // Art History. 1992. Vol 15, № 1. — P. 60−79.
- Mistrik E. The relativity of talent // Journal of Aesthetic Education. -1991.-vol. 25,№ 2.-P. 115−118.1.l
- Neill A. Fiction and the emotions // Amer. philos. quart. Oxford, 1993. -vol. 30, № l.-P. 1−13.
- Polivet R. Goodman, Scheffler, Mme Bovary et quelques anges // Rev. intern, de philosophie Wetteren, 1993. Vol. 46, № 2−3, P. 187−202.
- Ross J. Immaterial aspects of thought // J. of philosophy. N.Y., 1992. -vol. 89, № 3,-P. 136−150
- Satwell C. Process and product: a theory of art // J. of speculative philosophy. N.S. University Park (Pa), 1992.-vol., № 4. — P. 301−316.
- Slobodkin L.B. Simplicity and Complexity in game of the inetellect. -Cambridge- London- Harvard Univ. press, 1992. 266 p. — Cont.: ch. 5: A matter of taste: minimalism and the world of art. — P. 93−113. — ISBN 0−674−80 825−8.
- The human being as a logical thinker // J. of value inguiry. Dordrecht, 1992. — vol. 26, № 4. — P. 547−556.
- Wonder J., Blake J. Creativity East and West: intuition vs. logic // J. of creative behavior. Buffalo, 1992. — vol. 26 № 3. — P. 172−185. — Bibliogr.: P. 184−185.