Гносеологические аспекты проблемы схематизации и наглядности философского знания
Диссертация
Каковы же возможные направления дальнейшего исследования данной проблемы? По нашему мнению, необходимо обстоятельно рассмотреть I) вопрос о том, как и для чего составляет логические схемы В. И. Ленин в «Философских тетрадях», какую роль этим схемам Ленин отводит и какое значение он им придает, какие функции схемы выполняют в его философском исследовании. Требуют дальнейшего анализа 2) проблема… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Аспекты и уровни наглядности философского знания
- I. Понятие наглядности в науке- наглядность в философии
- 2. Зрительная и речевая наглядность как аспекты наглядности философского знания
- 3. Анализ уровней (форм) зрительной наглядности с точки зрения возможности использования/, их в философии
- Глава II. Схематизация философского знания как формализация и моделирование его и значение логических схем в философии
- I. Логические схемы и формализация философского знания
- 2. Логические схемы и моделирование философского знания
- 3. Функции логических схем и значение схематизации в философии
Список литературы
- Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Эн-гель Ф. Соч., т.13, с. 499.
- Ленин В.И. Главная задача наших дней. ПСС, т.36, с.78−82.
- Ленин В.И. Доклад о праве отзыва на заседании ВЦИК 22 ноября (4 декабря). ПСС, т.35, C. IQ9-III.
- Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт.Троцкого и Бухарина. ПСС, т.42, с.289−290.
- Ленин В.И. К вопросу о диалектике. ПСС, т.29, с.316−322.
- Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС, т.18.
- Ленин В.И. О государстве. ПСС, т.39, с.64−84.
- Ленин В.И. О значении воинствующего материализма.ПСС, т.45, с.23−33.
- Ленин В.И. О лозунгах и о постановке думской и внедумской с.-д. работы. ПСС, т.21, с. П-21.
- Ленин В.И. Рецензия Н.А.Рубакин. Среди книг. ПСС, т.25, с. 112, 207−209.
- Ленин В.И. Статистика и социология. ПСС, т.30, с.349−356.
- Ленин В.И. Шаг вперед, два шага назад. ПСС, т.8, с.321--322.
- Ленин В.И. Философские тетради. ПСС, т.29.
- О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их рож в коммунистическом строительстве. Постановление ЦК КПСС от 14.08.67. Правда, 22 августа 1967 г.
- Об улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.
- Материалы июньского (1983) Пленума ЦК КПСС. М., 1983.
- Брешев Л. И. Отчетный доклад Центрального комитета КПСС
- ХХУ1 съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики, М, 1981.
- Абишев К. О доказательности и наглядности в преподавании исторического материализма. В кн.: Вопросы методики преподавания философии в вузах. — Киев, 1967,
- Азар В. Наглядные пособия на занятиях. В кн.: Пропагандистам о пропагандистском мастерстве. М., 1965.
- Аксенов Н.Р. Специфика и принципы графического моделирования философского знания. Челябинск, 1980.
- Аксенов Н.Р., Алешко Е. Н. Графическое моделирование в преподавании философии. В сб.: Использование наглядных пособий и ТСО в преподавании философии. Свердловск, 1979.
- Арнхейм Р, Визуальное мышление, В сб.: Зрительные образы: феноменология и эксперимент. 4.1, Редколл.: Зин-ченко В. П, (отв.ред.), Леонтьев А. Н. Душанбе, 1971.
- Арнхейм Р. Образ и мысль. Там же.
- Архангельский С.И. Некоторые вопросы состояния и применения ТСО, В кн.: Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974.
- Бадмаев Б, Наглядность в партийном образовании. Политическое самообразование. 1972, № II,
- Бадмаев Б. Наглядные методы, В кн.: Бадмаев Б. Элементы психологии и педагогики в партийной пропаганде. М., 1973.
- Баленок Б.С. Технические средства обучения и системное применение наглядности. В ж.: Современная высшая школа, В 2, 1981, Варшава, с.159−167.
- Батароев К.Б. Структура и методическое значение кибернетического моделирования и аналогии. Новосибирск, 1970.
- Батароев К.Б. Философские вопросы моделирования и аналогии. Автореферат докторской диссертации. М., 1970.
- Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. Т.2, М., 1948, с.348−349.
- Белкин Е. Возможности реализации дидактических принципов с помощью технических средств. В кн.: Методика применения технических средств в преподавании общественных наук. М., 1976.
- Бирюков Б.В. Синтез знания и формализации. В кн.: Синтез современного научного знания. М., 1973.
- Бирюков Б.В., Тростников В. Н. Жар холодных числ и пафос бесстрастной логики. Формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики. М., 1977.
- Бирюков Б.В. Что же могут вычислительные машины? Вместо послесловия. В кн.: Дрейфес X. Чего не могут вычислительные машины? Критика искусственного разума. М., 1978.
- Богданова Т.П., Клесова Э. В. Принцип наглядности и его место при изучении философии. В кн.: Вопросы методики преподавания марксистско-ленинской философии в вузах. Минск, 1970.
- Бойко В.Н. Графические и эстетические требования к наглядности по философии. В сб.: Использование наглядных пособий и ТСО в преподавании философии. Свердловск, 1979.
- Боумен У". Графическое представление информации. М., 1971.
- Браяский В.П. Философское значение «проблемы наглядности» в современной физике. JI., 1962.
- Бряник Н.В. Возможность формализации философского знанияи ее следствия для методики преподавания. В сб.: Использование наглядных пособий и ТСО в преподавании философии. Свердловск, 1979.
- Вальт Л.О. Познавательное значение модельных представлений в физике. Автореферат диссертации на соискание уч. ст. к.ф.н. Тарту, 1963.
- Варисов Н.З., Коростелев Г. М. Вопросы применения символики и наглядности в лекции по теме «Общественный прогресс». В сб.: Использование наглядных пособий и ТСО в преподавании философии. Свердловск, 1979.
- Гастев Ю.А. Гомоморфизм и модели. М., 1975.
- Глинский Б.А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования. МГУ, 1965.
- Гончаров С.З. Двойственное строение мысли как основа применения наглядных средств в преподавании философии. В сб.: Использование наглядных пособий и ТСО в преподавании философии. Свердловск, 1979.
- Горский Д.П. Логика. М., 1963.
- Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., 1970, с.347--348.
- Давидович В.Е. Методика преподавания философии. Изд-во Ростовского государственного ун-та, 1971, с.44−46.
- Давыдов B.C., Каверин Б. И., Дибижев В. В. Средства наглядности в курсе «Актуальные проблемы истории философии и диалектического материализма». Учебное пособие. Отв.ред. д.ф.н., проф. Дмитриев А. П. Военно-политическая академия. М., 1978.
- Демин В.Н. Теоретико-познавательные основы наглядности и некоторые дидактические принципы ее применения в преподавании философии. В кн.: Наглядные средства в преподавании философии. Под ред. Штракса Г. М. и др. Изд-во Московского ун-та, 1976.
- Джахая Л.Г. Использование наглядных пособий при изучении начального курса марксистско-ленинской философии.Сухуми, 1976.
- Диалектический и исторический материализм. Учебно-методическое пособие. Под ред. Шубнякова Б. П. и др. Ярославль, 1973.
- Дмитриева М.С. Управление учебным процессом в высшей школе. Новосибирск, 1971, с.65−67.
- Додушко И.В. Использование наглядности на уроках обществоведения. Из опыта работы учителя. М., 1975.
- Зарицкий Ю.П., Дмитрук А. Г. Наглядность один из основных способов интенсификации преподавания философских дисциплин. — В кн.: Использование наглядных пособий и ТСО в преподавании философии. Свердловск, 1979.
- Зелышна О.С. Элементно-структурное истолкование некоторых категорий материалистической диалектики. В кн. Современные проблемы материалистической диалектики. М., 1971.
- Использование наглядных пособий и ТСО в преподавании философии. Редколл.: Ким В. В. (отв.ред.), Коростелев Г. М., Мокроносов Г. В. Свердловск, 1979.
- Использование наглядно-образных средств на лекциях по марксистско-ленинской философии. В кн.: Формирование диалектическо-материалистического мышления студентов. Под ред. Петрушевского С. А. Изд-во МГУ, 1980.
- Итэсь Г. В. Проблема наглядности в преподавании философии.
- Методологический аспект. В сб.: Использование наглядных пособий и ТСО в преподавании философии. Свердловск, 1979.
- Итэсь Г. В. О наглядности и наглядных пособиях в преподавании философии в вузе. Методические разработки по проблемам вузовской педагогики и научной организации учебного процесса. Выпуск 4 (72). Новосибирск, НЭТИ, 1979.
- Итэсь Г. В. Функции логических схем как наглядных пособий и их значение в философии. В сб.: Средства наглядности и активизация мышления студентов на занятиях по философии. Редколл.: Ким В. В. и др. Свердловск, 1982.
- Ким В. В. Философия как учебный предмет и место знаковых систем в методике ее преподавания. В сб.: Использование наглядных пособий и ТСО в преподавании философиии. Свердловск, 1979.
- Кирсанов А. К убеждению через интерес. М., 1976, гл.Ш. Образность (наглядность внутренняя), с.54−79. Гл.1У. Наглядность внешняя и ее средства, с.40−45.
- Койтла X. Роль наглядности в преподавании философии в технических вузах. В сб.: Формирование мировоззрения в процессе изучения общественных наук. Таллин, 1979.
- Колеватов В.А. Функции карты в научном познании и методологические проблемы географии. Автореферат диссертации на соискание уч.ст.к.ф.н. Новосибирск, 1972.
- Константинов С.Д., Дибижев В. В. Использование наглядных и технических средств. В кн.: Из опыта работы кафедр философии московских вузов. М., 1979.
- Константинов С.Д. Наглядные пособия в курсе философии. -Вестник высшей школы, № 8, 1970.
- Константинов С.Д. Методологические и методические проблемы наглядности в преподавании марксистско-ленинской философии. (Диссертация на соискание уч.ст.к.филос.н.), МОПИ им. Н. К. Крупской. М., 1975.
- Коршунов A.M., Мантатов В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. Изд-во ЛГУ, Л., 1974.
- Костев В.М. Особенности методики проблемного преподавания философии с использованием ТСО. В сб.: Использование наглядных пособий и ТСО в преподавании философии. Свердловск, 1979.
- Кочарян Л.О. Роль моделирования в современной физике. Автореферат диссертации на соискание уч.ст. к.филос.н. Л., 1971.
- Кочонди А. Гносеологические особенности метода моделирования и его место в научном познании. Автореферат диссертации на соискание уч.ст. к.филос.н. Л., 1971.
- Крапивин В.В. Наглядные пособия и технические средства информации. В кн.: Марксистско-ленинская философия, методологические и методические вопросы изучения. Методическое пособие. М., 1979, с.234−256.
- Кураев В.И. Диалектика содержательного и формального в научном познании. М., 1977.
- Кураев В.И. Ленинское понимание познания и проблема роста знания. Вопросы философии, J§ 4, 1980.
- Ладенко И.О. Интеллектуальные системы и логика. Новосибирск, 1973, с.106−135.
- Ланг П.Л. О понятии наглядности и ее роли в процессе познания и обучения. Таллин, 1967.
- Лейбниц Г. Фрагменты логики. Берлин, I960.
- Лимантов Ф.С. Об использовании наглядных пособий и ТСО на семинарских занятиях по диалектическому материализму.- В сб.: Проблемы методики проведения семинарских занятий по философии. Л., ЛГУ, 1976А
- Лимантов Ф.С. ТСО в курсе философии. Методические рекомендации. Л., ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977.
- Лобовиков В.О. К вопросу об использовании методов формализации в процессе преподавания философии. В сб.: Использование наглядных пособий и ТСО в преподавании философии. Свердловск, 1979.
- Мантатов В.В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. Л., 1974.
- Мантатов В.В. Образ, знак, условность. М., 1980.
- Меловые чертежи к урокам истории (перевод с немецкого). Авторский коллектив: Г. Гимпель, Х. Мейенбург и др.М., 1965.
- Метлов В.И. Диалектика формального и содержательного в процессе познания. В сб.: Логико-методологические исследования. Под ред. Старченко А. Изд-во МГУ, М., 1980.
- Методика применения технических средств обучения в преподавании общественных наук. Материалы семинара, проведенного 27−28 января 1976 г. М., 1976.
- Методическая разработка. Использование логических схем при изучении марксистско-ленинской философии. Соот.: Итэсь Г. В., Новосибирск, 1979 (3 выпуска).
- Методическая разработка. Использование логических схем при изучении марксистско-ленинской философии.Сост.:Итэсь Г. В., Разумовский О. С. Новосибирск, 1980 (2 выпуска).
- Методические рекомендации по использованию наглядности в преподавании философии в вузе. Сост.: Аксенов Н. Р., Алешко Е. Н. Свердловск, ИПК при УрГУ, 1977.
- Методы создания и применения наглядных средств в преподавании философии. Методическая разработка. Сост.: Ладе-нко И.С., Новосибирск, 1980.
- Мингазов Э.Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения. Советская педагогика, I& 9, 1975.
- Митрофанов И.Г. Наглядное и математическое описание в физике. Эвристическая роль математики в физике. Л., 1975.
- Михайлова И.Б. К вопросу о модельном характере представлений. Методологические проблемы современной науки. Изд--во МГУ, М., 1964.
- Наглядность в преподавании обществоведения. В кн. Лужкова А. В., Щепров С. В. Методика преподавания обществоведения, М., 1974,
- Напалков Б.А., Чичварина Н. А. Можно ли моделировать работу мозга? М., 1966.
- Никифоров Д.Н., Скляренко С. Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. М., 1978.
- Овакимян Ю.О., Нифонтов О. Н. Наглядность в лекционной пропаганде. М., 1980.
- О применении структурно-логических схем в преподавании философии. Обзорная информация НИИ проблем высшей школы. Подготовила: Ажгибкова Т. Н., М., 1975.
- Пивоваров Д.В. Условно-графические схемы в преподавании философии. В сб.: Использование наглядных пособий и ТСО в преподавании философии. Свердловск, 1979.
- Полторацкий А.Ф., Швырев B.C. Знак и деятельность. М., 1970.
- Поселянина O.K. О применении наглядности и технических средств в преподаваний общественных наук в вузе. МГУ, 1970.
- Поселянина O.K. Опыт применения наглядности и технических средств в преподавании общественных наук в вузе. МГУ, 1970.
- Поселянина O.K., Ярочевский В. Ю. Принцип наглядности и технические средства. В кн.: Основы методики преподавания философии. М., 1971.
- Поселянина O.K. Средства наглядности в преподавании общественных наук. В кн.: Основы методики преподавания общественных наук в высшей школе. МГУ, 1971.
- Поселянина O.K. Применение наглядности и технических средств в преподавании общественных наук. В кн.: Методика преподавания общественных наук в высшей школе. М., МГУ, 1975.
- Практикум по использованию средств наглядности в преподавании философии (для слушателей ИПК). Составитель: Алешко Е. Н. Свердловск, 1977.
- Проблема знака и значения. М., 1969.
- Ракитов А.И. Анатомия научного знания. М., ШШ, 1969.
- Рожко К.Г. Использование формализации на занятиях по марксистско-ленинской философии. В сб.: Использование наглядных пособий и ТСО в преподавании философии. Свердловск, 1979.
- Роль логики в преподавании философии. Методические указания. Сост.: Ладенко И. С. Новосибирск, НГУ, 1981.
- Сагатовский В.Н. От представления к понятию. Учен, зап. Томского ун-та, 1961, $ 41.
- Свирский С.Я. Применение аналогии. В кн.: Основы методики преподавания философии. М., 1971.
- Сивоконь П.Е. и др. Графические средства в курсе марксистско-ленинской философии. М., МГУ, 1978.
- Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. М., 1971.
- Средства наглядности и активизация мышления студентов на занятиях по философии. Тезисы докладов 2-го научно-практического семинара по использованию наглядных пособий и ТСО в философии. Редколл.: Ким В. В. и др. Сверд-ловск, 1982.
- Староверов Г. Все ли средства хороши? «Правда», 21.12.77.
- Ставская Н.Р. Об использовании логических схем в преподавании марксистско-ленинской философии. В кн.:" Проблемы педагогики и методики преподавания в высшей школе. Астрахань, 1971.
- Субботин Л. А. Смысл и ценность формализации в логике. -В сб.: Философские проблемы современной формальной логики. М., 1962.
- Суров B.C. Наглядность в политической учебе. М., 1980.
- Тадевосян Э. Наглядность и эффективность партийной пропаганды. Политическое самообразование, $ 4, 1972.
- Тарасов К.Б., Ковалева Т. М. Еце о наглядности в курсе философии. Вестник высшей школы, № 6, 1971.
- Технические средства в преподавании общественных наук. В кн.: Основные направления работы кафедр философии. М., 1969.
- ТСО в преподавании общественных наук. JI., ЛГУ, 1976.
- Технические средства пропаганды. Пособие для лекторов. Составитель: Сызранцев В. Т. М., 1974.
- Тутчин Н.Б. Кибернетические модели творчества. М., 1967.
- Уемов А.И. Аналогии и модель. Вопросы философии, J& 3, 1963.
- Уемов А.И. Вещь, свойство, отношение и теория вывода по аналогии. М., МГУ, 1963.
- Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. М., 1971.
- Ушинский К.Д. Собрание оочинений, т.6.
- Учебно-методические указания в помощь студентам П курса, изучающим диалектический материализм. Выпуски I и 2. Подготовила Алешко Е. Н. Челябинск, 1979.
- Фейнберг Е.Л. Наглядность. Утрачивается ли она в современной физике? Вопросы философии, Jfc 10, 1980, см. ст. Традиционное и особенное в методологических принципах физики XX века, с. II6−120.
- Чикин В. Имярек. Памфлет одной ленинской строкой. М., 1977.
- Шалютин С.М. Язык и мышление. М., 1980.
- Шерстнюк В.П. Логическая структура учебного курса «Диалектический материализм'.' М., 1981.
- Шубняков В.П., Злотников В. М. Пособие по марксистско-ленинской философии. Исторический материализм. Ярославль, 1975.
- Штофф В.А. Роль моделей в познании. Л., ЛГУ, 1963.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М.-Л., 1966А
- Штофф В.А. Моделирование и познание. М., 1974.
- Штофф В.А. О роли моделей в квантовой физике. Вопросы философии, № 12, 1958.
- Юртаева В.И., Кирдина Л. Т. Об использовании наглядныхпособий в курсе исторического материализма. Б кн.: Использование наглядных пособий и ТСО в преподавании философии. Свердловск, 1979.
- Юсупов Э. Применение наглядных пособий и ТСО в процессе преподавания философии. В сб.: Вопросы методики преподавания марксистско-ленинской философии в вузах. Ташкент, 19 71.
- Яновская С.А. Проблемы введения и исключения абстракций более высоких (чем первый) порядков. В кн.: Методологические проблемы науки. М., 1972.
- Яновская С.А. Преодолены ли в современной науке трудности, известные под названием «апорий Зенона». Там же.1. ОГЛАВЛЕНИЕ1. Введение. 3