Спекулятивный интерес разума и телеологическая способность суждения в философии Канта
Таинственная сила убедительности и явная претенциозность спекулятивного момента в мышлении столь очевидны, что вряд ли вызывает удивление тот факт, что и сейчас всякое собственно философское предприятие непосредственно связывается и даже сводится к представлению о понятийной спекуляции по поводу истинной природы вещей. Притягательность умозрения соперничает с притягательностью мудрости в той… Читать ещё >
Содержание
- Часть первая
- Спекулятивный интерес разума и понятие его трансцендентальной критики в философии Канта
- Глава II. ервая
- Предварительное определение понятий спекулятивного интереса разума и его догматической иллюзии
1. Спекулятивный интерес разума в трансцендентальной критике Канта. а) Понятие философии вообще и разум, как система интересов разума. б) Взаимосвязь интересов разума со структурой высших способностей души. в) Спекулятивный интерес разума и способность познания.
2. Трансцендентальная критика спекулятивной иллюзии разума и проблема принципа сущностного единства теоретического познания. а) Законодательный рассудок и границы его законодательства. б) Кантовская критика картезианского Cogito и две возможные его интерпретации в контексте критической философии Канта. в) Предварительная интерпретация понятия объективного синтеза представления.
Глава вторая.
Проблема субъекта спекулятивного интереса разума в контексте вопроса об условиях возможности познания природы.
1. Проблема трансцендентального понятия объективного синтеза представления. а) Трансцендентальное понятие объективного синтеза представления как проблематический горизонт для трансцендентального обоснования единства интересов разума. б) Неокантианское и экзистенциальное истолкования понятия объективного синтеза представления. в) Методическое ограничение исследования сущности спекулятивного интереса разума вопросом об условии возможности теоретического самосознания.
2. Кантовский вопрос о трансценденции формы целого знания. а) Вопрос о сущности субъекта теоретического познания как горизонт постановки проблемы трансценденции формы целого знания. б) Трансценденция формы целого знания как необходимое условие постановки проблемы обоснования условий возможности познания природы.
Часть вторая.
Принцип функционирования телеологической способности суждения как горизонт прояснения возможности трансцендентальной критики разума.
Глава IIервая.
Принцип функционирования телеологической способности суждения как условие возможности познания природы в критической философии.
1. Идеал чистого разума как функциональный принцип возможности познания природы. а) Общая теологическая направленность Трансцендентальной диалектики и функция разума в способности познания. б) Трансцендентальное определение Идеала чистого разума как принцип возможности познания природы. в) Понятия природы вообще и мирового целого в кантовской трансцендентальной критике.
2. Принцип возможности познания в «Критике способности суждения». а) Первый уровень обоснования: кантовская дедукция принципа объективного телеологического единства природы. б) Второй уровень обоснования: принцип объективного телеологического единства природы как конститутивный принцип для телеологической способности суждения.
3. Телеологический вопрос об основе существования природы как целого и спекулятивная иллюзия разума.
Список литературы
- Адорно Т. Лекции по этике. М., 2000.
- Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.
- Баух Б. Иммануил Кант и его отношение к естествознанию. М., 1912.
- Бердяев H.A. Смысл творчества. // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т., Т. 1. М., 1994.
- Библер B.C. Кант—Галилей—Кант (Разум нового времени в парадоксах самообоснования). М., 1991.
- Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1966.
- Булгаков С.Н. Отрицательное богословие // Вопр. философии и психологии.—1915—Кн. 1 (126).
- Булгаков С.Н. Трансцендентальная проблема религии // Вопр. философии и психологии.—1914—Кн. 4 (124).
- Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994.
- Введенский А.И. О видах веры и её отношениях к знанию // Вопр. философии и психологии,—1893—Кн. 5,—1894—Кн. 1.
- П.Введенский А. И. О Канте действительном и воображаемом: Коммент. к «Критике чистого разума». // Вопр. философии и психологии.—1894—Кн. 5 (25).
- Введенский А.И. Опыт построения теории материи на принципах критической философии.—Ч. 1. Элементарный очерк критической философии, ист. Обзор важнейших учений о материи: (от Декарта, кончая Кантом), учение о силах.— СПб., 1888.
- Введенский А.И. Учение Канта о пространстве: (Разъяснение и критика) // Богосл. вестн.—1895—№ 6.
- Введенский А.И. Учение Канта о смене душевных состояний: Ответ на защитительную ст. г. Каринского. // Вопр. философии и психологии.—1895— Кн. 4 (29).
- Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995.
- Виндельбанд В. Прелюдии // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995.
- Виндельбанд В. О свободе воли // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995.
- Виндельбанд В. История философии. Киев, 1997.
- Гадамер Х-Г. Истина и метод. М., 1988.
- Гадамер Х-Г. История понятий как философия // Актуальность прекрасного. М., 1991.
- Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.
- Галенко С.П. Идея трансцендентализма в западноевропейской философии // Историко-философский ежегодник 92. М., 1992.
- Галенко С.П. Кантовская метафизика как общая теория отношений // Историко-философский ежегодник 92. М., 1991.
- Гартман И. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник -88. М., 1988.
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Т. 3. СПб., 1993.
- Гулыга A.B. Эстетика Канта. // Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.
- Гумницкий Г. Н. Категории конечной и высшей цели в учении И. Канта и их значение для теории морали // Кантовский сборник. Вып. 16. Калининград, 1991.
- Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга! М., 1999.
- Гуссерль Э. Картезианские медитации. М., 1998.
- Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени. М. 1994.
- Давосские семинары: Э. Кассирер—М. Хайдеггер // Ступени. № 3. СПб., 1993.
- Декарт Р. Первоначала философии // Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т. 1. М., 1989.
- Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1994.
- Делёз Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях // Делёз Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М&bdquo- 2000.
- Делёз Ж. Логика смысла. М.-Екатиринбург, 1998.
- Делёз Ж. Различие и повторение. СПб., 1998.
- Делёз Ж. Представление Захер-Мазоха (Холодное и жестокое) // J1. фон Захер-Мазох Венера в мехах. Ж. Делёз Представление Захер-Мазоха. 3. Фрейд Работы о мазохизме. М., 1992.
- Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М. СПб., 1998.
- Доброхотов A.JI. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
- Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999.
- Жучков В.А. Система кантовской философии и её трансформация в неокантианстве // Кант и Кантианцы. М., 1978.
- Иванов Н.Б. От истории культуры к истории познания // Логос. Вып. 1. Л. 1991.
- Иванов Н.Б. Творец и его жертва: к онтологии иллюзии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. Вып. 4 (27). СПб., 1994.
- Ильин И. А. Учение Гегеля о конкретности бога и человека. СПб., 1993.
- Исаков А.Н. Опыт метафизики в трансцендентальной философии // Наука и альтернативные формы знания. СПб., 1995.
- Исаков А.Н., Сухачёв В. Ю. Этос сознания. СПб., 1999.
- Калиниченко В.В. Понятие «классического» и «неклассического» в философии М.К. Мамардашвили // Встреча с Декартом. М., 1996.
- Калиниченко В.В. Язык и трансценденция // Логос № 6. М., 1994.
- Калинников Л.А. Категорический императив и телеологический метод. // Кантовский сборник. Вып. 13. Калининград, 1988.
- Калинников Л.А. Проблема формы: Аристотель, Кант, Гегель. // Кантовский сборник. Вып. 16. Калининград, 1991.
- Кант И. Критика чистого разума. СПб., 1993.
- Кант И. Основы метафизики нравственности. // Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб., 1995.
- Кант И. Критика практического разума. // Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб., 1995.
- Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.
- Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Кант И. Трактаты. СПб., 1996.
- Кант И. Логика // Кант И. Трактаты. СПб., 1996.
- Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты. СПб., 1996.
- Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб., 1999.
- Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Соч. в 4 т. Т.1.М. 1994.
- Кант И. Письмо к Герцу, 26 мая 1789 г. // Кант И. Соч. в 8 т. Т. 8. М., 1994.
- Кант и Кантианцы. М., 1978.
- Кассирер Э. Жизнь и учение Канта СПб., 1997.
- Кассирер Э. Кант и проблема метафизики. Замечания к интерпретации Канта Мартином Хайдеггером // Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997.
- Кассирер Э. Лекции по философии и культуре // Культурология. XX век. М., 1995.
- Корнилов C.B. Эпистемологический статус понятия целесообразности у Канта. //Кантовский сборник. Вып. 15. Калининград, 1990.
- Кузьмина Т.А. Концепция свободы в этике И. Канта // Этика Канта и современность. Рига, 1989.
- Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ad Marginem'93. Ежегодник. M., 1994.
- Липский Б.И. Проблема обоснования практики в философии Канта. // Кантовский сборник. Вып. 15. Калининград, 1990.
- Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Соч. в 3-х тт. Т. 1 М., 1985- Т. 2. М., 1985.
- Лопатин Л.М. Учение Канта о познании // Вопросы философии и психологии. Кн. 1 (76). СПб., 1905.
- Лопатин Л.М. Нравственное учение Канта // Вопросы философии и психологии. Кн. 4. СПб., 1890.
- Лопатин Л.М. Положительные задачи философии. Ч. 1. Область умозрительных вопросов. М., 1911.
- Лопатин Л.М. Положительные задачи философии. Ч. 2. Закон причинной связи, как основа умозрительного знания действительности. М., 1891.
- Лосский И.О. Предпосылки теории знания Канта- обоснование мистического эмпиризма// Вопросы философии и психологии. Кн. 4 (74). СПб., 1904.
- Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М., 1997.
- Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1985.
- Мамардашвили М.К., Соловьёв Э. Ю., Швырёв B.C. Классическая и современная буржуазная философия. Опыт эпистемологического сопоставления // Вопросы философии. 1970 № 12- 1971 № 1.
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.
- Мотрошилова Н.В. Гуссерль и Кант: проблема «трансцендентальной философии» // Философия Канта и современность. М., 1974.
- Нарский И.С. Кант. М., 1976.
- Нарский И.С. О строении проблемной антиномии во второй «Критике» Канта. // Кантовский сборник. Вып. 13. Калининград, 1988.
- Нарский И.С. От взаимопротивопоставления к единству: основные тенденции учения Канта о прекрасном. // Кантовский сборник. Вып. 16. Калининград, 1991.
- Наторп П. Кант и марбургская школа // Новые идеи в философии (вып. 5). СПб., 1913.
- Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2001.
- Новгородцев П.И. Кант как моралист // Вопросы философии и психологии. Кн.1 (76). СПб., 1905.
- Новгородцев П.И. Нравственная проблема в философии Канта // Вопросы философии и психологии. Кн. 2 (56). СПб., 1905.
- Ознобкина Е.В. К хайдеггеровской интерпретации философии И. Канта // Историко-философский ежегодник 89. М., 1989.
- Ойзерман Т.И. Развитие понятия философии в кантовской «Критике способности суждения». // Кантовский сборник. Вып. 16. Калининград, 1991.
- Паскаль Б. Мысли. М., 1995.
- Перов Ю.В. Антропологическое измерение в трансцендентальной философии Канта // Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб., 1999.
- Перов Ю.В. Кант о способности суждения в контексте природы и свободы, сущего и должного // Кант И. Критика способности суждения. СПб., 1995.
- Перов Ю.В., Сергеев К. А. «Философия истории» Гегеля: от субстанции к историчности // Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М. 1999.
- Риккерт Г. Предмет познания. Введение в трансцендентальную философию // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М. 1999.
- Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб., 1997.
- Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 1993.
- Сергеев К.А. Философия Канта и новоевропейская метафизическая позиция. // Кант И. Трактаты. СПб., 1996.
- Соловьёв B.C. Оправдание добра // Соловьёв B.C. Соч. в 2-х тт. Т. 1, М., 1990.
- Соловьёв B.C. Теоретическая философия // Соловьёв B.C. Соч. в 2-х тт. Т. 1, М., 1990.
- Соловьёв B.C. Кант// Соловьёв B.C. Соч. в 2-х тт. Т. 2, М., 1990. Ю1. Тевзадзе Г. В. И. Кант (Проблемы теоретической философии). Тбилиси, 1966. 102. Тоиоян Л. Г. Учение о понятии в неокантианстве. // Кантовский сборник. Вып.
- Калининград, 1988. ЮЗ. Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994.
- Трубецкой E.H. Метафизические предположения познания: опыт преодоления Канта и кантианства. М., 1917.
- Трубецкой E.H. Новое исследование о философии права Канта и Гегеля // Вопросы философии и психологии. Кн. 1 (61). СПб., 1905.
- Юб.Тушлинг Б. Проблема системы трансцендентального идеализма в «Критике способности суждения». // Кантовский сборник. Вып. 16. Калининград, 1991.
- Философия Канта и современный идеализм. М., 1987.
- Фихте И.Г. О понятии наукоучения, или так называемой философии // Фихте И. Г. Соч. в 2-х тт. Т. 1. СПб., 1993.
- Фихте И.Г. Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности. // Фихте И. Г. Соч. в 2-х тт. Т. 1. СПб., 1993.
- П.Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М., 1914.
- Франк С.Л. Предмет знания. СПб., 1998.
- Франк C.JI. Непостижимое. М., 1993.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
- Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
- Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.
- Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998.
- Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб., 1998.
- Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993.
- Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб., 2001.
- Хоркхаймер М. Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-СПб., 1997.
- Целлер Э. Кантовский принцип морали и противоположность формальных и материальных принципов морали. // Новые идеи в философии. Сб. 14. СПб., 1914.
- Чернов С.А. Субъект и субстанция. Трансцендентализм в философии науки. СПб., 1993.
- Чернов С.А. Апология агностицизма. // Кантовский сборник. Вып. 15. Калининград, 1990.
- Черняков А.Г. Начала хронологии // Патрология. Философия. Герменевтика.
- Труды Высшей религиозно-философской школы. Вып. 1. СПб., 1991. 130. Черняков А. Г. Трансцендентное и трансцендентальное // Логос. Вып. 1. Л. 1991.
- Ш. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.
- Шеллинг Ф.В. Й. Иммануил Кант // Шеллинг Ф.В. Й. Соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1989.
- Шеллинг Ф.В.Й. К истории новой философии. Мюнхенские лекции // Шеллинг Ф.В. Й. Соч. в 2-х тт. Т. 2. М&bdquo- 1989.
- Шопенгауэр А. О четверояком корне достаточного основания // Шопенгауэр А. Соч. в 4-х гг. Т. 1. М., 1993.
- Шопенгауэр А. Критика кантовекой философии: Добавление к 1 т. «Мир как воля и представление». // Шопенгауэр А. Соч. в 4-х тт. Т. 1. М., 1993.
- Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. // Шопенгауэр А. Соч. в 4-х тт. Т. 1—2. М., 1993.
- Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.
- Щербина A.M. Учение Канта о вещи в себе. Киев, 1904.
- Якоби Ф.Г. О трансцендентальное&trade- идеализма. // Новые идеи в философии. Сб. 12. СПб., 1914.
- НО.Ясперс К. Радикальное зло у Канта // Феномен человека. Антология. М., 1993.
- Allison Henry Е. Kant’s transcendental idealism (an interpretation and defense). Yale university press. New Heven & London, 1983.
- Atweell, John E. Ends and principles in Kant’s maral thought. Dordrecht ets.: Nijhoff, 1986.
- Aquila Richard E. Representional Mind. A study of Kant’s theory of knowledge. Bloomington, 1983.
- Cocking, John M. Imagination: a study in the history of ideas. London, 1991.
- Farland J.D. Kant’s Concept of Teleology. Edinburg univ. press., 1970.
- Henrich, Dieter. The unity of reason: Essays on Kant’s philosophy. London: Harvard univ. press., 1994.
- Llewelyn J. The Origin and the End of Philosophy // Philosophy and non-philosophy since Merleau-Ponty. N.-Y. & L., 1988.
- Kang, Young Ahn. Schema and symbol: A stady in Kant’s doctrine of schematism. Amsterdam: Free univ. press., 1985.
- Kroner R. Kant’s Weltanschauung. Chicago: Univ. of Chicago press., 1957.
- Makkreel, Rudolf A. Imagination and interpretation in Kant. The Hermeneutical Import of the Critique of Judgment. The University of Chicago Press, Chicago & London. 1990.
- Nelson H.J. Kant on Arguments Cosmological and Ontological // American Catholic Philosophical Quartrly. Vol. LXVII. № 2. (1993).
- Sallis J. Echoes: Philosophy and non-philosophy after Heidegger // Philosophy andnon-philosophy since Merleau-Ponty. N.-Y. & L., 1988. 153. Sellars, Wilfrid. Science and metaphysics. Variations on Kantian themes. London— New York, 1968.